ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Мотор, КБ. Двигатель кб


Ремоторизация Як-52 двигателем АИ-450С от ПАО «Мотор Сич» и КБ АОН

На выставке «Авіасвіт ХХІ - 2016» 14 октября 2016 г. [в Киеве] продемонстрирован макет легкого учебно-тренировочного самолета УТЛ-450 с турбовинтовым двигателем АИ-450С и 5-ти лопастным винтом изменяемого шага MTV-5.  Для модернизации был использован фюзеляж самолета Як-52 серийный номер 9010706.

Выпуск Як-52 с поршневым двигателем М-14 и 3-хлопастным винтом MTV-8 прекращен в ноябре 1998 г.

Характеристика Як-52 УТЛ-450 DART-450
Вес пустого самолета, кг 1000   900 1150 - 1330
Максимальный взлетный вес, кг 1315   1315/1500  (пилотажная категория/многоцелевая категория) 2300
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 285   350 465
Максимальная дальность полета с 10% запасом топлива, км 500    650  -
Максимальная дальность полета с дополнительным запасом топлива, км - 1250 2890
Практический потолок, м 6000  9000 7100

Интересно, что такой же двигатель АИ-450С устанавливается на многоцелевом самолете DART-450 (Diamond Aircraft Reconnaissance Trainer), разработанном и построенном австрийской компанией Diamond Aircraft Industries, который совершил первый полет 17 мая 2016 года. Предполагается его использование в качестве учебно-тренировочного (для начальной и основной подготовки), а также для разведки и наблюдения.

bmpd.livejournal.com

Жидкостные ракетные двигатели

Двигательный блок для пилотируемого лунного модуля

Двигателистами КБ «Южное» была выполнена ответственная и сложная задача – разработка двигательного блока 11Д410 для лунного корабля.

Блок двигателей 11Д410 состоял из основного двигателя РД858 и резервного РД859 и решал следующие задачи: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны, взлет с поверхности Луны и выведение лунного корабля на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны.

Так как предусматривался полет лунного корабля с экипажем на борту, то к надежности двигателей предъявлялись самые высокие требования. Надежность необходимо было подтвердить большим числом испытаний с имитацией натурных условий работы. Для обеспечения мягкой посадки на Луну и взлета с ее поверхности двигатель РД858 имеет два режима тяги: основной и режим глубокого дросселирования (РГД) и обеспечивает два включения. На основном режиме диапазон регулирования тяги составляет ±9,8%, на РГД – ±35%. Такое глубокое дросселирование требовало применения особых конструктивных мер для обеспечения устойчивости работы камеры двигателя при надежном охлаждении.

Резервный двигатель РД859 – однорежимный с регулированием тяги в диапазоне ±9,8%.

Высочайшие требования предъявлялись к надежности турбонасосных агрегатов двигателей: в частности к торцовым уплотнениям, разделяющим полости насоса окислителя и турбины. Потребовался значительный объем экспериментальных работ, в результате которых была подобрана наиболее надежная и работоспособная пара трения. Конструкция оказалась удачной – ТНА имели ресурс, оценивающийся тысячами секунд.

Для обеспечения надежного охлаждения корпус камеры в зоне высоких тепловых потоков имеет спиральные фрезерованные канавки переменного оптимального сечения на сложнопрофильных деталях.

Количество включений на одном двигателе достигало двенадцати вместо двух в полете. Резервный двигатель является уникальным по возможности запуска после трехсекундного перерыва между выключением и повторным запуском. Процессы выключения двигателя, опорожнения трактов камеры и повторного запуска после трехсекундной паузы тщательно исследовались для подтверждения сходимости характеристик. Параметры повторного запуска при испытаниях были идентичны первому. Ни один из существующих двигателей с турбонасосной системой подачи не обеспечивал такую возможность. Для двигателей с турбонасосной системой подачи, обеспечивающих широкий диапазон регулирования тяги, эти ЖРД имеют весьма высокие величины удельного импульса . Масса и габариты блока двигателей свидетельствуют о высокой степени совершенства конструкции, даже с учетом того, что в ее состав входили системы контроля работы двигателей и регулирования тяги. Общая масса двигателей составляет 110 кг при суммарной тяге 4100 кгс. Для сравнения: масса двигателя верхней ступени РН Ариан-5 при тяге 2700 кгс превышает 100 кг.

Очень большим был объем отработки: 181 двигатель РД858 при суммарной наработке 253281 с и 181 двигатель РД859 при суммарной наработке 209463 с. Испытано 11 блоков двигателей 11Д410 с имитацией аварийных ситуаций.

В целом блок ЖРД лунного посадочного модуля является одним из самых надежных среди своего класса двигателей. Три блока двигателей прошли успешные испытания на орбите вокруг Земли в составе специальных космических аппаратов Т-2К, запущенных ракетой-носителем Р-7.

Маршевые двигатели

Название

Тяга в пустоте, кгс

Компоненты топлива

Удельный импульс в пустоте, кгс?с/кг

Масса, кг

Ракета

РД853

47680

Окислитель –

азотная кислота + 27% N2O4

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

300,7

485

Предназначен для второй ступени ракеты 8К66 (SS-7).

РД854

7700

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

312,2

100

Предназначен для торможения и управления орбитальным космическим аппаратом по всем каналам стабилизации (разгонная ступень 8K69)  (SS-9-2).

РД857

14000

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

329,5

190

Предназначен для второй ступени ракеты 8К99 (SS-15).

РД861

8026

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

317

123

Предназначен для создания тяги управления третьей ступенью ракеты 11К68 («Циклон-3») на активном участке полета по всем каналам стабилизации.

РД862

14544

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

331

192

Предназначен для вторых ступеней ракет 15А15 и 15А16 (SS-17-1) и (SS-17-2).

РД864

2060

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

309

199

Предназначен для создания двух режимов тяги и управления по всем каналам стабилизации при полете ступени разведения ракеты 15А18 (SS-18-2).

РД866

513,5

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

323,1

125,4

Предназначен для установки в головном отсеке космического буксира и ступеней разведения 15Ж44, 15Ж60 (SS-24-1) и (SS-24-2).

РД868

2371

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

325

125

Предназначен для использования в составе апогейной ступени РН «Зенит» и «Циклон-4».

РД869

2087

Окислитель –

азотная кислота +

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

313

196

Предназначен для управления полетом космического буксира второй ступени ракеты 15А18М (SS-18-3) по всем каналам стабилизации.

История жидкостных ракетных двигателей

Первым опытом самостоятельного создания в КБ «Южное» жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) стали начатые в  1958 г. работы по разработке рулевых двигателей для первой и второй ступеней МБР 8К64. Основной особенностью данной ракеты стало применение впервые в паре с окислителем АК-27 нового горючего – несимметричного диметилгидразина (НДМГ), которое стало основным для нескольких поколений ЖРД.

Успех, достигнутый в создании первых рулевых ЖРД, позволил начать в 1960 г. разработку нового более сложного и многофункционального двигателя РД853 для второй ступени ракеты 8К66.

В 1961 г. были начаты работы по созданию рулевых двигателей для первой и второй ступеней ракеты 8К67, работающих на новой паре компонентов топлива – тетраоксид диазота (АТ) и НДМГ.

В 1962 г. началось проектирование и отработка ЖРД РД854 на топливе АТ+НДМГ без дожигания генераторного газа для тормозной двигательной установки орбитальной головной части МБР 8К69. При проектировании двигателя впервые в практике отечественного двигателестроения было разработано и освоено в производстве трубчатое сопло камеры двигателя.

В 1964 г. были начаты работы по созданию маршевого двигателя РД857 второй ступени комбинированной ракеты 8К99, для которого впервые была разработана схема с дожиганием восстановительного генераторного газа в камере сгорания. На этом двигателе также впервые управление вектором тяги осуществлено с помощью вдува генераторного газа в сверхзвуковую часть сопла.

КБ «Южное» приняло участие и в советской лунной программе, в рамках которой в  1965 г. началась разработка ракетного блока (блока Е) лунного корабля комплекса 11А52. Созданный в КБ «Южное» блок двигателей лунного корабля состоял из основного двигателя РД858 и резервного РД859 и решал следующие задачи: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны, взлет с поверхности Луны и выведение лунного корабля на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны. В целом блок ЖРД лунного посадочного модуля являлся одним из самых надежных среди своего класса двигателей. Три блока двигателей прошли успешные испытания на орбите вокруг Земли в составе специальных космических аппаратов Т-2К, запущенных с помощью РН «Союз».

Проектирование двигателя РД861 для третьей ступени РН «Циклон-3» было начато в 1966 г. Этот двигатель обладает весьма высокими энергомассовыми характеристиками.

В 1976 г., в ходе создания МБР 15А18, начались работы по разработке четырехкамерного двигателя РД864, работающего на АТ и НДМГ по схеме без дожигания генераторного газа. Двигатель обеспечил работу на двух режимах: основном и дросселированном с многократным (до 25 раз) переключением с одного режима на другой. Для этого двигателя были впервые разработаны и применены агрегаты регулирования на встречных струях высокого давления, отличающиеся высокой точностью и быстродействием.

Модификацией этого двигателя стал двигатель РД869 для МБР 15А18М, обладающий еще более высокими характеристиками.

Новым этапом для КБ «Южное» явилась разработка РН «Зенит-2», которая началась в 1977 г. Особенностью данной РН является использование на ней криогенных компонентов топлива: керосина и жидкого кислорода, при этом впервые в практике двигателестроения рулевой двигатель на указанных компонентах топлива было решено проектировать по схеме с дожиганием генераторного газа. Благодаря накопленному опыту конструирования ЖРД, внедрению передовых технических решений в ходе проектирования двигателя РД-8 удалось получить высокие энергомассовые характеристики, обеспечить высокую надежность и длительный ресурс работы.

Рулевые двигатели

Название

Тяга у Земли, кгс

Компоненты топлива

Удельный импульс в пустоте, кгс?с/кг

Масса, кг

Ракета

РД851

28850

Окислитель –

азотная кислота + 27% N2O4

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

279

403

Предназначен для управления первой ступенью ракеты 8К64 (SS-7) по всем каналам стабилизации.

РД852

4920 (в пустоте)

Окислитель –

азотная кислота + 27% N2O4

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

255

133

Предназначен для управления второй ступенью ракеты 8К64 (SS-7) по всем каналам стабилизации.

РД855

29100

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

292

320

Предназначен для управления первой ступенью ракеты 8К67 (SS-9-1; SS-9-2) и ракет-носителей «Циклон» по всем каналам стабилизации.

РД856

5530 (в пустоте)

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

280,5

112,5

Предназначен для управления второй ступенью ракеты 8К67 (SS-9-1; SS-9-2) и ракет-носителей «Циклон» по всем каналам стабилизации.

РД863

28230

Окислитель –

тетраоксид диазота

Горючее –

несимметричный диметилгидразин

301

310

Предназначен для управления полетом первой ступени ракет 15А15 и 15А16 (SS-17-1) и (SS-17-2).

РД-8

8000 (в пустоте)

Окислитель –

жидкий кислород

Горючее –

керосин

342

380

Предназначен для управления полетом второй ступени ракет-носителей «Зенит» по всем каналам стабилизации.

 

www.yuzhnoye.com

Предприятие. ФГУП «КБ «Мотор»

 Историческая справка

   КБ «Мотор», основанное в 1961 г, является головным предприятием в отрасли по транспортным средствам и специализируется на создании комплексов, агрегатов и систем наземно-технологического оборудования для оснащения технических и стартовых комплексов РН и КА РКТ, которые решают оборонные, научно-технические и народно-хозяйственные задачи, имеют, как правило, двойное применение и состоят из 4 основных групп оборудования: транспортного, транспортно-перегрузочного и транспортно-установочного, грузоподъемного, монтажно-стыковочного, средств обеспечения доступа персонала к зонам обслуживания.

   Структура 

   Основные направления деятельности 

   Другие направления деятельности 

   Участие в космических программах и проектах   Национальные программы: «Восток», «Русь», «Союз», «Энергия-Буран», «Марс» и др.    Международные программы: «Союз-Аполлон», «Астра», «Фобос», «Вега», «ИРС», «Инмарсат», «Панамсат-8», «Темпо», «Гранат», «Прогноз», «Океан», «Кластер», «Днепр», «Глобалстар», «Телестар-7», МКС.    Перспективные программы: «Аврора», «СД-Радио», «Айко», «Интелсат-IX» и др. 

ecoruspace.me

Liquid Propellant Rocket Engines: KBKHM

Федеральное государственное унитарное предприятие

Конструкторское бюро химического машиностроения имени А.М.Исаева (КБХМ)

Основные двигатели разработки КБХМ

Таблицы составлены участником форума журнала "Новости-Космонавтики" под псевдонимом Salo1. Исходные таблицы: kbhm_engines.xls (по состоянию на 01.07.2010)

Двигатели ракет ПВО и КР

РД-11944керосин / АК Дуговое0,4-1,1/200/161ВАД 95800/Для самолёта Би. Многократного включения. Ресурс 33 мин.
РД-1М1945-1946керосин / АК 4% р-р FeCl в АК0,4-1,1/194/161ВАД 59 Для самолёта Би. Многократного включения. Ресурс 30 мин.
У-12501945-1946керосин / АК ксилидин1,3/212/161ВАД44  Опытный со связанной камерой.
У-400-101946-1948керосин / АК ? /0,42  1ВАД   Для летающих моделей сверхзвуковых самолетов ЛМ-6, ЛМ-9, ЛМ-12.
РТ-45-21946-1947керосин / АК ? 1,4/  1ВАД   Двигатель для морской торпеды.
СУ-15001946-1956керосин / АК ТГ-02 и М-501,5 (1,67)/  1ВАД20(10)  Стартовый ускоритель для самолёта.
У-20001948-1949керосин / АК ТГ-02 и М-502/  1ВАД   ЗУР ВСНИТО (Р-112).
?1949-1950керосин / АК ? 2/  1ВАД   ЗУР Р-102.
С09.19А?1948-1957ТГ-02 / АК-20 ? ?   1ВАД   РАМТ-1400 Щука.
С09.29А С09.29.0-01950-1951керосин / АК ТГ-02 и М-508/9  4ВАД 110 ЗУР В-300 (205).
С09.29Д1953керосин / АК ТГ-02 и М-508/9  4ЖАД 110 ЗУР В-300 К3 (205).
С09.29Б1952-1954керосин / АК ТГ-02 и М-508/9  4ПАД 110 ЗУР В-300 (206,208).
С09.29.0-ОВ?1952-1953керосин / АК ТГ-02 и М-508/9-6  4ВАД 110 Двухрежимный (с отключением двух камер) для ЗУР В-300 (207).
С09.29.0-ОВ?1951-1952ТГ-02 / АК самовосп.8/9-6  4ВАД 110 Двухрежимный (с отключением двух камер) для ЗУР В-300 (207).
?1951-1952ТГ-02 / АК-20 самовосп.2,8/   ВАД, ПАД   ЗУР В-500 (220).
С2.1451951-1952керосин/АК4ТГ-02 и М-507,7/  1ПАД 60 ЗУР В-300 (206).
С2.1451953ТГ-02 / АК-203.79самовосп.8.5/ 9-4  1ВАД 60 ЗУР В-300 (207).
С2.168А1951-1952ТГ-02 / АК-20Ф3.62самовосп.1.17/1.25216/ 1ВАД57  Для автономных пусков ЗУР ШБ-32 (Б-44, Б-45).
С2.168Б1951-1953ТГ-02 / АК-20Ф самовосп.1.3/  1ВАД, ПАД   ЗУР ШБ-32.
С2.2191950-1951керосин/АК3.78ТГ-02 и М-502,5/  1ВАД17  Ракета воздух-воздух Г-300 (ракета 210).
С.911.0100 С2.219? 1951-1953керосин/АК-20 ТГ-024,2-2,4/  1ВАД30  Двухрежимный для ракеты воздух-воздух Г-301 (ракета 211).
С2.244? ?  ? ?   1?    ЗУР В-300 ?
С2.2581959            
С2.2601953-1955ТГ-02/АК-20Ф3,82самовосп./ 9-4  1ВАД80  ЗУР В-300 (207А, 215).
?1953-1956ТГ-02/АК-273,6М-50/2,83  1ВАД   Ракета воздух-воздух К-15 (изделие 275).
С2.2681956-1959ТГ-02/АК-27 самовосп./2,83  1ВАД23  Двухрежимный двигатель ракеты воздух-воздух К-15 (изделия 275А, 277, 279).
С2.5141959            
С2.7111954-1956ТГ-02/АК-20Ф самовосп.2,65/3224/252,745.11ТНА на ОТ-1552543/ 47,71030/480ЗУР В-750.
С2.711В С2.711В11956-1957ТГ-02/АК-20Ф самовосп.3,1/ 521ТНА на ОТ-155  1030/480ЗУР В-750В.
С2.7201958-1961ТГ-02/АК-20К самовосп.3,5-2,075 / 233/ 1ТНА 5547,5945/476ЗУР В-755.
С2.720.А21960-1961ТГ-02/АК-20К самовосп.?   1ТНА    ЗУР В-755(20ДП).
С2.720М? ?  самовосп.?   ? ?    ?
С2.721 С2.721В1956-1958ТГ-02/АК-20Ф самовосп.1,25-0,68/  1ТНА   Двухрежимный для ракет КСР.
С2.722С2.722В1958-1960ТГ-02/АК-20К3,11самовосп.1,213-0,554/  2ТНА120+ 150  Двухрежимный для ракет П-15, К-12БС.
С2.7261956-1959ТГ-02/АК-20К самовосп.10.5-3/  1ТНА55  Двухрежимный для В-1000. Прототип для двигателя второй ступени С-200.
С2.727        ТНА на ОТ-155   ТНА для ПВРД на первых образцах ракеты 3М8 (ЗРК Круг).
С2.751В?1956-1958ТГ-02/АК-20К самовосп.16  1ТНА на ОТ-155   ЗУР В-300 (217А).
С2.11001955-1958ТГ-02/АК-27И3,7самовосп.68,614-48,274/236/26347,8-35,34ТНА на ОТ-1551508001823Х1238 Х1238Двухрежимный для крылатой ракеты Буря.
С2.11501958-1960ТГ-02/АК-27И3,53самовосп.68,443-48,6/233/26047,8-35,34ТНА1506502034Х1203 Х1203Двухрежимный для крылатой ракеты Буря.
С2.1200 ТГ-02/АК-27И самовосп.        Прототип РД-0200 для второй ступени Зур 5В11 (изделие "400") ЗРК "Даль"
С5.11959-1961ТГ-02/АК-20К3,04самовосп.17-5/  1ТНА 1221000/600ЗУР В-300 (217М, 218).
С.5.6.0000.01958-1962ТГ-02/АК-20К самовосп.1,2-0,7/  1ТНА   Двухрежимный для ракеты КСР-2, КСР-11.
С5.15   самовосп.    ТНА на ОТ-155   ТНА для ПВРД ракеты 3М8 (ЗРК Круг).
C5.331962-1967ТГ-02/АК-27И самовосп.5,78-1,36-0,61/285/284/ 27397,3-87,7 -39,32ТНА   Трёхрежимный для крылатой ракеты КСР-5.
C5.33А C5.33М1964ТГ-02/АК-27И2,9самовосп.7,1-1,12-0,6/  2ТНА   Пятирежимный для крылатых ракет КСР-5Н, КСР-5П, КСР-5НМ, КСР-5МВ.
С5.411963-1965ТГ-02/АК-27И самовосп.?   1ТНА   ЗУР В-300 (217МА).
С5.44 5Д25 1964-1968ТГ-02/АК-27И самовосп.18,5-5/251 1ТНА 1241700/500ЗУР В-300 (217МА,5Я25).
С5.571971-1972ТГ-02/АК-27И самовосп.   1ТНА   Крылатая ракета Х-45
С5.44 5Д25 1970-1980ТГ-02/АК-27И самовосп.17,18-5/  1ТНА 125 ЗУР В-300 (5Я24).
5Д25Н1976-1978ТГ-02/АК-27И самовосп.   1ТНА   ЗУР В-300 (219,44Н6).
C5.83? ?  самовосп.?   ? ?    ?

Двигатели БРСД и БРПЛ

С2.253 8Д511 1951-1955керосин/АК-20 8,3/9,514219/ 1ЖАД95 /1000БРСД Р-11, Р-11М. Зажигание химическое пусковым топливом ТГ-02.
С2.253А1953-1959керосин/АК-203,768,3/9,5219/ 1ЖАД95 /1000БРПЛ Р-11ФМ.Зажигание химическое пусковым топливом ТГ-02.
С2.7131956-1961ТГ-02/АК-27И3,4825,717/  1+4Открытая   БРПЛ Р-13. Основная камера плюс четыре рулевые.
С5.2 9Д21 1959-1962ТМ-185/АК-27И3,4313,38/226/258 1Открытая48-90  БРСД Р-17.
С5.3 1958-1963ТГ-02/АК-27И3,640/241,4/66,44Открытая93  БРПЛ Р-21.
С5.3М 1960ТГ-02/АК-27И3,640,452/241/661Открытая 433 Проект для МБР Р-9В.
4Д-101962-1968НДМГ/АТ 23/  1Замкнутая   Маршевый двигатель первой ступени БРПЛ Р-27,Р-27М. Первый утопленник.
4Д-101963-1968НДМГ/АТ 2,96/  2Открытая   Рулевой двигатель первой ступени БРПЛ Р-27, Р-27М.
4Д-76 1964-1971НДМГ/АТ /  1Открытая   Маршевый двигатель второй ступени БРПЛ Р-29(РСМ-40). Утопленник.
4Д-76М 1969-1970НДМГ/АТ /  1Открытая   Проект для второй ступени БРПЛ Р-29М. Утопленник.
4Д-281968-1970НДМГ/АТ    1Открытая   Двигатель второй ступени ракеты БРПЛ Р-27К. Двукратное включение.
3Д-201971-1973НДМГ/АТ    1Замкнутая   Маршевый двигатель БРПЛ Р-27У.Утопленник.
3Д-201971-1973НДМГ/АТ    2Открытая   Рулевой двигатель БРПЛ Р-27У.
3Д-411973-1975НДМГ/АТ /  1Открытая   Вторая ступень БРПЛ Р-29Р (РСМ-50). Утопленник.
3Д-421973-1975НДМГ/АТ    4Открытая   Блок разведения БРПЛ Р-29Р(РСМ-50).Управление перераспределением мятого газа ТНА через четыре неподвижных сопла и два сопла крена.
3Д-67?1976-1980НДМГ/АТ    4Открытая   Блок разведения Р-39(РСМ-52). Двухрежимный ЖРД однократного включения с многократной сменой режима.
3Д-361980-1986НДМГ/АТ ?   4Открытая   Блок разведения БРПЛ Р-29РМ(РСМ-54).
ЗД-38 1980-1986НДМГ/АТ //338 1Замкнутая   Вторая ступень БРПЛ Р-29РМ(РСМ-54). Утопленник.
3Д-391980-1986НДМГ/АТ /3?   1Замкнутая   Третья ступень БРПЛ Р-29РМ(РСМ-54). Утопленник.

Двигатели малой тяги

?1965-1967НДМГ/АТ /0,0025    1Вытесн.3800    Система малой тяги второй ступени Космоса-3М
С5.701976-1979гидразин      1Вытесн.     5М, Ф1 "Фобос-1-2"
С5.711976-1981гидразин      1Вытесн.     5М, Ф1"Фобос-1-2"
ДОК-101986гидразин /0,0012291015+-1,5461Вытесн.0,05- 600150040000,6 Ф1 "Фобос-1-2"
ДОК-501986гидразин /0,005229815+-1,5421Вытесн.0,05- 600150040001,1 Ф1 "Фобос-1-2"
ДОТ-51988гидразин /0,00052303,812+-2601Вытесн.0,05- 8000120000550000,9  
ДОТ-251989гидразин /0,00252354,515+-2,5551Вытесн.0,05- 60002500060001,3  
ДСТ-6 НДМГ/АТ      1Вытесн.      
ДСТ-251990НДМГ/АТ1,85/0,0025285815+-3451Вытесн.0,03-4000250003000000,9180Х106Х 136 
ДСТ-25А НДМГ/АТ      1Вытесн.      
ДСТ-25Б НДМГ/АТ      1Вытесн.      
ДСТ-50 НДМГ/АТ1,85/0,005 7,5151001Вытесн.0,03-400010000100001,2  
ДСТ-100 НДМГ/АТ1,85/0,012767,725+-3431Вытесн.0,05-30010000100001,1210Х122Х 126 
ДСТ-100А НДМГ/АТ1,85/0,013047,7161001Вытесн.0,05- 4000500004500001,5  
ДСТ-200 НДМГ/АТ1,85/0,022801525+-3431Вытесн.0,05-3005000100001,3240Х126Х 126 
ДСТ-200А НДМГ/АТ1,85/0,023007161001Вытесн.0,05- 4000200003000001,7  
ДСТ-400 НДМГ/АТ      1Вытесн.      
ДМТ-600 НДМГ/АТ1,85/0,06130191646,51Вытесн.0,05- 1500500060004,2  
С5.142А НДМГ/АТ /0.0026285   1Вытесн.     КВСК, КВТК, КВТК А7.УИ в импульсном режиме (0,1с) 190с.
С5.144 НДМГ/АТ /0,01024301,7   1Вытесн. 504004500001,6 В составе ДУ 17Д61
С5.205 НДМГ/АТ /0,0006    1Вытесн.      

КРД и КТДУ

С5.4 8Д66 ТДУ-11959-1961ТГ-02 / АК-27И3,07/1,614/26654,77 1Открытая45 981100/900ТДУ КК "Восток", "Восход" и КА "Зенит-2". Неподвижные управляющие сопла нагенераторном газе после ТНА.
С5.5 С5.5А КТДУ-5А1960-1962ТГ-02 / АК-27И3,6/4,643-0,0245/287-1176243,41Открытая432481900/1700Е-6: КТДУ станций "Луна-4-8",«Космос-60». Е-6М:КТДУ станций "Луна-9,13".Е-6С:КТДУ станций "Космос-111","Луна-10". Е-6ЛФ: КТДУ станций "Луна-11,12". Е-6ЛС: КТДУ станций"Космос-159","Луна-14".
С5.9 КДУ-11960      1Вытесн. 1  1М №1
С5.9А1960      1Вытесн. 1  1М №2
С5.9В?      1Вытесн.     
С5.14 КДУ-21960-1961      1Вытесн.    1В ("Венера-1")
С5.171961-1962НДМГ/АК-27И     1Вытесн. 3  2МВ
?1962-1963  /0,4   1 300   ИС ("Полёт-1")
С5.19 11Д414 КДУ-4141961-1962НДМГ/АК-27И2,6/0,2/27211,65 1Вытесн.40мног.611000/7002МВ ("Марс-1")
11Д471960-1965НДМГ/АК-27И  /297  1Открытая    Двигатель второй ступени ракеты 11К65.
C5.23 11Д491963-1967НДМГ/АК-27И /16-0,01-0,55/303102103,41Открытая390 +1522251800/1900Трехрежимный для второй ступени ракеты 11К65М. До 3800 с на режиме малой тяги.
С5.311962-1963НДМГ/АК-27И     1Открытая    КА "Молния-1"
С5.35 2000-0 11Д621962-1967НДМГ/АК-27И1,85/0,411/270  2Открытая    Резервный двигатель КТДУ-35 для КА "Союз 1-40", "Прогресс 1-42".
С5.361964НДМГ/АК-27И           СКДУ КК "Союз"
С5.371964НДМГ/АК-27И           СКДУ КК "Союз"
С5.451963-1967НДМГ/АТ2,60,2/26711,65161Вытесн.53 52 3МВ:"Космос-21,27,96","Зонд-1-3", "Венера 2-8".
С5.47?            ?
?1967-1968НДМГ/АК-27И1,99/0,3/290      140 "Зенит-4М" ("Ротор"), "Зенит-4МК" ("Гермес"),"Зенит-4МКМ" ("Геракл").
С5.51 11Д68 КТДУ-511964-1968НДМГ/АТ1,81/3,388/314431502Открытая700 480 Разгонный двигатель Блока И ЛОК (11Ф93).
С5.521965-1966НДМГ/? /1,6   nbsp;      Проект для Е-7, E-8.
С5.53 КТДУ-531962-1967НДМГ/АК-27И1,85/0,417/28038,7 1Открытая500   Корректирующий двигатель для КА "Зонд-4-8"(7К-Л1).
С5.60 0000-0 11Д621965-1967НДМГ/АК-27И1,85/0,417/27838,7 1Открытая500253051100/2500Основной двигатель КТДУ-35 для КА "Союз 1-40", "Прогресс 1-42".
С5.61 КРД-611968-1970НДМГ/АТ1,84/1,918/31391 1Открытая53142700/500КРД для возвращаемых аппаратов станций Е-8-5: "Космос- 300,305", "Луна-15,16,18"; Е-8-5М: "Луна-20,23,24".
С5.621964-1972НДМГ/АТ /0,417/296  1Открытая 35  Сближающе-корректирующий двигатель Блока И ЛОК (11Ф93).
С5.66 КТДУ-661970-1971НДМГ/АК-27И1,85/0,417-0,411/28039,2 1+2Открытая1000мног.3051100/2500Основной и двухкамерный резервный двигатель КТДУ-66 для ДОС"Салют-1,4".
11Д4161968НДМГ/АТ /1,67   1Открытая    Лунный корабль ЛК700. Блок коррекции и торможения у Луны: 11Д23 для торможения и три двигателя коррекции 11Д416. Блок мягкой посадки на Луну: три двигателя коррекции 11Д416.
11Д417 КТДУ-417 КРД-4171967-1970НДМГ/АТ1,8/1,929- 0,75314-30881,9 1Открытая6501181800/700КТДУ станций Е-8-5: "Космос− 300,305", "Луна-15,16,18"; E-8: "Луна 17,21"; E-8ЛС:"Луна 19,22";Е-8-5М:"Луна-20,23,24".
11Д417Б КТДУ-417Б1967-1970НДМГ/АТ2,4/0,35-0,21254-2528,78 2Вытесн.301  КТДУ малой тяги станций Е-8-5: "Космос−300,305", "Луна-15,16,18"; E-8:"Луна 17,21";Е-8-5М:"Луна-20,23,24".
11Д425 КТДУ-425 1970-1973НДМГ/АТ1,9/1,922/312131,46 1Открытая560   КА "Марс-2", "Марс-3".
11Д425А КТДУ-425А 1973НДМГ/АТ1,9/1,928- 1,005/315-293147,05 1Открытая560>7701900/700КА"Марс-4-7", "Венера-9-14", "Вега-1-2".
11Д426 КТДУ-4261968-1978НДМГ/АТ1,85/0,315/2928,68 1Вытесн.570мног.2701200/2100Корректирующая и тормозная ДУ для КК Союз-Т-Т-15.
C5.79 КРД-791977НДМГ/АТ1,85/0,315293,717,27 1Вытесн.2700мног.38,5840/550Салют-6, Салют-7, Мир, СМ"Звезда".
C5.80 КТДУ-801977НДМГ/АТ1,86/0,3/3028,68153,81Вытесн.890303101204/2100Корректирующая и тормозная ДУ для КК "Союз-ТМ", "Союз-ТМА", "Прогресс М", "Прогресс М1", "Прогресс М1М", "Пирс", МИМ1. В состав также входят восемь ЖРДМТ 11Д428А тягой по 13 кгс.
11Д414А1967-1974НДМГ/?     1Вытесн.    Коректирующая двигательная установка КДУ414А поздних модификаций КА "Молния-1".
11Д4291967-1974НДМГ/?     1Вытесн.    Двигатель КДУ414А (11Д414А) КА "Молния-1".
11Д4301973-1976НДМГ/АТ1,86/0,336-0,275/3079 1Вытесн. 50  Корректирующий и тормозной ЖРД КДУ 17Д52 КА "Янтарь-2К".
11Д442 КРД-4421972-1977НДМГ/АТ1,76/0,447/31738,7 1Открытая260010052729/230ОПС "Алмаз", КА ТКС, "Скиф-ДМ", "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр" , "Природа", ФГБ "Заря".
11Д4521977НДМГ/АТ     1Вытесн.    Корректирующий ЖРД КА "Октан" ("Янтарь-4К1").
11Д4531977НДМГ/АТ     1Вытесн.    Корректирующий ЖРД КА "Янтарь-6К".
17Д611972-1982НДМГ/АТ /0,3/324  1Вытесн.600  /2720Корректирующий двигатель КДУ КА "Комета" ("Янтарь-1КФТ") и блока выведения "Икар".
С5.921978НДМГ/АТ1,95-2,05 / 2-2,1/2,04-1,419/327-31698-68,5 1Открытая200050751028/838Маршевый двигатель КА "Фобос-1-2" и разгонных блоков "Фрегат","Фрегат-СБ".
С5.98 14Д301990НДМГ/АТ2/2/326  1Открытая3200 95 Маршевый двигатель разгонных блоков "Бриз-К","Бриз-М","Бриз-КМ","Бриз-КС".
17Д621982НДМГ/АТ     1Вытесн.    КДУ"Янтарь-4КС1"("Терилен"), "Янтарь-4КС1М"("Неман") и"Ресурс-ДК"?
С5.1201979НДМГ/АТ /0,6/304     10  "Аргон" ("Зенит-6У"? ) и проект для РБ "Курьер"(1998 год).
С5.241960-1966ЖВ/ЖК     1Открытая    Опытный ЖРД.
11Д56 РД-561964-1979ЖВ/ЖК6/7,5/447,5601081Замкнутая600-80032822500/954ЖРД Блоков Р и Ср ракеты Н-1.
11Д56У1982-1985ЖВ/ЖК6/5,5/7,1+0,4/46156-39,51981+2Замкнутая   2146/1580ЖРД для КРБ "Шторм" (РН "Протон").
11Д56УА1986ЖВ/ЖК  /447  1+2Замкнутая   /960Проект для разгонного блока "Шторм" (РН "Протон"). Основная камера + 2 рулевые открытой схемы.
11Д56У11987-1991ЖВ/ЖК  /461  1+2Замкнутая    Проект для разгонного блока "Смерч" ("Буран-Т"). Основная камера + 2 рулевые открытой схемы.
КВД-12001ЖВ/ЖК6/5,5/7,1+0,4/46257-39,51981+2Замкнутая 22822140/158012КРБ GSLV. Основная камера + 2 рулевые открытой схемы.
КВД-1М32001ЖВ/ЖК /10,5/470   Замкнутая    Проект для КВРБ, УКВБ.
КВД-1А2009ЖВ/ЖК5,15/9,5 74 1+2Замкнутая7901  12 КРБ, 15КРБ GSLV. Основная камера + 2 рулевые открытой схемы.
КВД-?200?ЖВ/ЖК5,6/2 (8Х0,25)/457  8Открытая12006165785/1400Проект РБ "Дельфин" для РН "Союз".
С5.86.1000-0200?СПГ/ЖК /7,1+0,4/370  1+2Замкнутая    Основная камера + 2 рулевые открытой схемы.
С5.88200?Керосин-водный р-р спирта/ЖК /2,17/349   Замкнутая    Проект РБ
С5.149200?СПГ/ЖК /2/370  1Замкнутая    Проект РБ для РН "Союз"

Опытные двигатели

С7.111961              
С7.2070-егидразин            ЖРД с транспирационным охлаждением.
С7.20.561973-1979люминал-А/АК / 3         Экспериментальная КСЖРД на металлизированном горючем (тиксотропная суспензия алюминия в гидразине)
С7.21.1051974-1979люминал-А/АК / 32         Экспериментальная КСЖРД на металлизированном горючем (тиксотропная суспензия алюминия в гидразине)
С7.81.781977-1979люминал-А/АК / 3         Экспериментальный двигательЖРД на металлизированном горючем (тиксотропная суспензия алюминия в гидразине)
С7.21.1281980-1987люминал-А/АК / 10         Экспериментальная КСЖРД на металлизированном горючем (тиксотропная суспензия алюминия в гидразине)
С7.21.1291980-1987люминал-А/АК / 10         Экспериментальная КСЖРД на металлизированном горючем (тиксотропная суспензия алюминия в гидразине)
С7.86.1301980-1987люминал-А/АК / 10         Экспериментальный двигательЖРД на металлизированном горючем (тиксотропная суспензия алюминия в гидразине)
КВД-1М С7.84.1401996-1999СПГ/ЖК2-2,2/ 1,4-1,6/6,8-5,5/35563-44-32 1+2Замкнутая 5  Основная камера + 2 рулевые открытой схемы.Метановый ЖРД

Использованные источники информации

  1. kbhm_engines.xls

www.lpre.de

Опытно-конструкторское бюро моторостроения - О компании

В 1959 году было образовано ОКБ-154-2 в составе Воронежского механического завода  №154, 1 марта 1960 года ОКБ-154-2 было преобразовано в самостоятельное предприятие "Опытно-конструкторское бюро моторостроения".

Первыми двигателями "ОКБМ" стали модернизированные двигатели АИ-14РФ и АИ-14ВФ на базе двигателей АИ-14 и АИ-14В разработки Запорожского моторного КБ двигателей. Новые модификации двигателей отличались большей мощностью и увеличенным ресурсом. Специалисты "ОКБМ" постоянно работали над повышением мощности и надежности двигателей.

В 1964 г. "ОКБМ" был разработан главный редуктор вертолета КА-26 и вертолетный М-14В26. 

Ка-26Двигатель М-14В26

 

 

 

 

 

Параллельно с этим КБ вело разработки силовой установки на базе АШ-62ИР для катера на воздушной подушке.

В 1974 году в "ОКБМ" был разработан и выпущен в серийное производство авиационный поршневой двигатель М-14П, который стал базовым для целой гаммы новых двигателей—М-14ПФ, М-14Х, М-14Р. Вся малая и спортивная учебная авиация базируется сейчас на этих двигателях, которые пользуются большим спросом во многих странах мира.

В 70-е годы в "ОКБМ" был разработан ряд роторно-поршневых двигателей с диапазоном мощностей от 50 до 400 л.с.

Двигатель М-14П/Х

Як-18Су-29

 

 

 

 

 

Як-50Як-52

 

 

 

 

 

В 80-90-е годы круг разработок расширился. "ОКБМ", используя современные конструкторско-технологические принципы, стало создателем трансмиссий малых и средних вертолетов и новых редукторных механизмов со сверхвысоким передаточным отношением для авиационных и авиационно-космических аппаратов. Разработаны главный редуктор Р-126 для вертолета Ка-126, редуктор Р-40 в системе управления крыла изменяемой стреловидности самолета ТУ-160, редукторы Р-35 и Р-36 в системах управления рулем направления воздушным тормозом и балансировочным щитком воздушно-космического самолета "Буран", главный редуктор ВР-226 для вертолета Ка-226, главные редукторы ВР-60, ВР-60А и хвостовые редукторы ХВР-600, ХВР-600А для вертолетов Ка-60 и Ка-62.

Аэрокосмический самолет БуранКа_126

 

 

 

 

 

Ка-60

Ка-226

 

 

 

 

 

Ту-160

Создан целый ряд механических усилителей крутящего момента, получивших название редукторов-шарниров, для современных летательных аппаратов "Беркут" СУ-47, ЯК-130 и ряда новых перспективных самолетов.

К 90-м годам "ОКБМ" вошло в число лидеров отечественного моторостроения, а по ряду изделий получило мировое признание. Самолеты высшего пилотажа Су-26, Су-29, с установленными на них двигателями "ОКБМ" неоднократно завоевывали призовые места в мировых соревнованиях по пилотажной акробатике. 

До 1992 года в России и других странах СНГ использовалось около 1500 легких летательных аппаратов, оснащенных двигателями и трансмиссионными механизмами "ОКБМ". Это самолеты ЯК-18Т, ЯК-123, ЯК-50, ЯК-52, ЯК-55, Су-26, вертолеты: Ка-115, Ка-18, Ка-26, Ми-1, МИ-4.

После преобразования "ОКБМ" в закрытое акционерное общество в середине 2000-х, прошли доработки главный редуктор ВР-226 вертолета Ка-226, главный редуктор ВР-60 и хвостовой редуктор ХВР-600 вертолета Ка-60. ЗАО "ОКБМ" сосредоточило свои конструкторские усилия на разработке деталей и агрегатов редукторно-шарнирной группы, был создан целый ряд механических усилителей крутящего момента. В конструкцию шарнирных редукторов были внесены уникальные, защищенные патентом РФ, конструктивные решения, что позволило увеличить передаваемый момент до 30 %, при сохранении габаритов.

Такие агрегаты установлены, в том числе, на новых учебно-тренировочных самолетах ЯК-130 и опытном самолете "Беркут" СУ-47, разработанном ОАО "ОКБ Сухого", на перспективных  самолетах.

 

 

Як-130Су-47

 

 

 

 

 

 

Выдающиеся деятели предприятия:

Главный конструктор Веденеев Иван Михайлович (23 декабря 1912 — 1992).

Был рабочим на Запорожском моторном заводе. В 1958 г. окончил Запорожский машиностроительный институт. Работал ведущим конструктором камеры сгорания газотурбинных двигателей конструкторского бюро Запорожского моторного завода.

В 1960—1973 гг. — Главный конструктор конструкторского бюро п/я 100 (в настоящее время ООО «ОКБМ» («Опытно-конструкторское бюро моторостроения»), Воронеж). Первыми двигателями КБ стали двигатели АИ-14РФ и АИ-14ВФ, разработанные на базе двигателей АИ-14 и АИ-14В Запорожского машиностроительного КБ.

В 1964 году под его руководством были разработаны вертолётный поршневой двигатель М-14В26 и главный вертолётный редуктор Р-26 для вертолёта Ка-26 конструкторского бюро Камова. В конце 1960-х годов им вместе с группой ведущих специалистов был разработан новый авиационный поршневой двигатель, впоследствии получивший обозначение М-14П; запущен в серийное производство в 1973 году. На его базе в дальнейшем была разработана серия авиационных поршневых двигателей: М-14ПФ, М-14Х, М-14Р, М-9Ф, М-9ФВ, М-14В26В, М-14В26В1, М-14ПТ, М-14ПТ2. Этими двигателями оснащались самолёты малой и спортивной учебной авиации.

Двигатели и главные вертолётные редукторы, разработанные под руководством И. М. Веденеева, использовались на самолётах Як-18, Як-12, Ли-2, Ан-2, Як-50, Як-52, на вертолётах Ка-26, на амфибиях, катерах, вездеходах. Под его руководством и непосредственным участием была проведена большая работа по повышению надёжности и ресурсов двигателей.

В 1973—1991 гг. — ведущий конструктор ОКБМ.

www.okbm.ru

«Мотор, КБ» // Россия - Москва

Общая информация о компании

РегионРоссия - Москва
Адрес организацииул.Сергея Макеева, 7, г.Москва, РФ, 123100
Телефон+7 (499) 256-35-22 Факс: +7 (499) 256-82-01
Электронная почта[email protected]
Название компанииМотор, КБ

Дополнительная информация о компании

Создание транспортного оборудования, транспортно-технических комплексов, монтажного оборудования

Подробная информация о предприятии

Консультанты, проектные разработки, инжиниринг по лифтам и подъемным установкам, сельскохозяйственным установкам, производственным машинам и оборудованию. Подъемное механизированное тяжелое оборудование, полиспасты, лебедки, краны высокой грузоподъемности. Прицепы для грузовых автомобилей и тракторов, и полуприцепы автомобильные с откидными бортами. Проектные разработки, консультанты, инжиниринг в металлургии и машиностроении, механизации подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Промышленные машины и оборудование для производства и переработки кормов для животных

Рубрики компании

АвтомобилиОборудование и инструментыПромышленностьСельское хозяйство

Компания на карте, схема проезда

Мотор, КБ - краткая анкета компании

Краткая информация о компании Мотор, КБНаправлениями деятельности компании являются «Автомобили / Автомобили грузовые, Оборудование и инструменты / Автопогрузчики, Оборудование и инструменты / Промышленное оборудование, Оборудование и инструменты / Строительные инструменты, оборудование, Промышленность / Металлургия, Сельское хозяйство / Сельскохозяйственная техника – производство, продажа». Компания Мотор, КБ находится по адресу ул.Сергея Макеева, 7, г.Москва, РФ, 123100 в регионе Россия, Москва. По следующим телефонам вы можете связаться с представителями компании - +7 (499) 256-35-22 Факс: +7 (499) 256-82-01. Адрес электронной почты для связи с администрацией - [email protected].

b2bpoisk.ru


Смотрите также