Выпуск Як-52 с поршневым двигателем М-14 и 3-хлопастным винтом MTV-8 прекращен в ноябре 1998 г.
Характеристика | Як-52 | УТЛ-450 | DART-450 |
Вес пустого самолета, кг | 1000 | 900 | 1150 - 1330 |
Максимальный взлетный вес, кг | 1315 | 1315/1500 (пилотажная категория/многоцелевая категория) | 2300 |
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 285 | 350 | 465 |
Максимальная дальность полета с 10% запасом топлива, км | 500 | 650 | - |
Максимальная дальность полета с дополнительным запасом топлива, км | - | 1250 | 2890 |
Практический потолок, м | 6000 | 9000 | 7100 |
Интересно, что такой же двигатель АИ-450С устанавливается на многоцелевом самолете DART-450 (Diamond Aircraft Reconnaissance Trainer), разработанном и построенном австрийской компанией Diamond Aircraft Industries, который совершил первый полет 17 мая 2016 года. Предполагается его использование в качестве учебно-тренировочного (для начальной и основной подготовки), а также для разведки и наблюдения.
bmpd.livejournal.com
Двигателистами КБ «Южное» была выполнена ответственная и сложная задача – разработка двигательного блока 11Д410 для лунного корабля.
Блок двигателей 11Д410 состоял из основного двигателя РД858 и резервного РД859 и решал следующие задачи: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны, взлет с поверхности Луны и выведение лунного корабля на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны.
Так как предусматривался полет лунного корабля с экипажем на борту, то к надежности двигателей предъявлялись самые высокие требования. Надежность необходимо было подтвердить большим числом испытаний с имитацией натурных условий работы. Для обеспечения мягкой посадки на Луну и взлета с ее поверхности двигатель РД858 имеет два режима тяги: основной и режим глубокого дросселирования (РГД) и обеспечивает два включения. На основном режиме диапазон регулирования тяги составляет ±9,8%, на РГД – ±35%. Такое глубокое дросселирование требовало применения особых конструктивных мер для обеспечения устойчивости работы камеры двигателя при надежном охлаждении.
Резервный двигатель РД859 – однорежимный с регулированием тяги в диапазоне ±9,8%.
Высочайшие требования предъявлялись к надежности турбонасосных агрегатов двигателей: в частности к торцовым уплотнениям, разделяющим полости насоса окислителя и турбины. Потребовался значительный объем экспериментальных работ, в результате которых была подобрана наиболее надежная и работоспособная пара трения. Конструкция оказалась удачной – ТНА имели ресурс, оценивающийся тысячами секунд.
Для обеспечения надежного охлаждения корпус камеры в зоне высоких тепловых потоков имеет спиральные фрезерованные канавки переменного оптимального сечения на сложнопрофильных деталях.
Количество включений на одном двигателе достигало двенадцати вместо двух в полете. Резервный двигатель является уникальным по возможности запуска после трехсекундного перерыва между выключением и повторным запуском. Процессы выключения двигателя, опорожнения трактов камеры и повторного запуска после трехсекундной паузы тщательно исследовались для подтверждения сходимости характеристик. Параметры повторного запуска при испытаниях были идентичны первому. Ни один из существующих двигателей с турбонасосной системой подачи не обеспечивал такую возможность. Для двигателей с турбонасосной системой подачи, обеспечивающих широкий диапазон регулирования тяги, эти ЖРД имеют весьма высокие величины удельного импульса . Масса и габариты блока двигателей свидетельствуют о высокой степени совершенства конструкции, даже с учетом того, что в ее состав входили системы контроля работы двигателей и регулирования тяги. Общая масса двигателей составляет 110 кг при суммарной тяге 4100 кгс. Для сравнения: масса двигателя верхней ступени РН Ариан-5 при тяге 2700 кгс превышает 100 кг.
Очень большим был объем отработки: 181 двигатель РД858 при суммарной наработке 253281 с и 181 двигатель РД859 при суммарной наработке 209463 с. Испытано 11 блоков двигателей 11Д410 с имитацией аварийных ситуаций.
В целом блок ЖРД лунного посадочного модуля является одним из самых надежных среди своего класса двигателей. Три блока двигателей прошли успешные испытания на орбите вокруг Земли в составе специальных космических аппаратов Т-2К, запущенных ракетой-носителем Р-7.
РД853 |
47680 |
Окислитель – азотная кислота + 27% N2O4 Горючее – несимметричный диметилгидразин |
300,7 |
485 |
Предназначен для второй ступени ракеты 8К66 (SS-7). |
РД854 |
7700 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
312,2 |
100 |
Предназначен для торможения и управления орбитальным космическим аппаратом по всем каналам стабилизации (разгонная ступень 8K69) (SS-9-2). |
РД857 |
14000 |
Окислитель – тетраоксид диазота несимметричный диметилгидразин |
329,5 |
190 |
Предназначен для второй ступени ракеты 8К99 (SS-15). |
РД861 |
8026 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
317 |
123 |
Предназначен для создания тяги управления третьей ступенью ракеты 11К68 («Циклон-3») на активном участке полета по всем каналам стабилизации. |
РД862 |
14544 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
331 |
192 |
Предназначен для вторых ступеней ракет 15А15 и 15А16 (SS-17-1) и (SS-17-2). |
РД864 |
2060 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
309 |
199 |
Предназначен для создания двух режимов тяги и управления по всем каналам стабилизации при полете ступени разведения ракеты 15А18 (SS-18-2). |
РД866 |
513,5 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
323,1 |
125,4 |
Предназначен для установки в головном отсеке космического буксира и ступеней разведения 15Ж44, 15Ж60 (SS-24-1) и (SS-24-2). |
РД868 |
2371 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
325 |
125 |
Предназначен для использования в составе апогейной ступени РН «Зенит» и «Циклон-4». |
РД869 |
2087 |
Окислитель – азотная кислота + Горючее – несимметричный диметилгидразин |
313 |
196 |
Предназначен для управления полетом космического буксира второй ступени ракеты 15А18М (SS-18-3) по всем каналам стабилизации. |
Первым опытом самостоятельного создания в КБ «Южное» жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) стали начатые в 1958 г. работы по разработке рулевых двигателей для первой и второй ступеней МБР 8К64. Основной особенностью данной ракеты стало применение впервые в паре с окислителем АК-27 нового горючего – несимметричного диметилгидразина (НДМГ), которое стало основным для нескольких поколений ЖРД.
Успех, достигнутый в создании первых рулевых ЖРД, позволил начать в 1960 г. разработку нового более сложного и многофункционального двигателя РД853 для второй ступени ракеты 8К66.
В 1961 г. были начаты работы по созданию рулевых двигателей для первой и второй ступеней ракеты 8К67, работающих на новой паре компонентов топлива – тетраоксид диазота (АТ) и НДМГ.
В 1962 г. началось проектирование и отработка ЖРД РД854 на топливе АТ+НДМГ без дожигания генераторного газа для тормозной двигательной установки орбитальной головной части МБР 8К69. При проектировании двигателя впервые в практике отечественного двигателестроения было разработано и освоено в производстве трубчатое сопло камеры двигателя.
В 1964 г. были начаты работы по созданию маршевого двигателя РД857 второй ступени комбинированной ракеты 8К99, для которого впервые была разработана схема с дожиганием восстановительного генераторного газа в камере сгорания. На этом двигателе также впервые управление вектором тяги осуществлено с помощью вдува генераторного газа в сверхзвуковую часть сопла.
КБ «Южное» приняло участие и в советской лунной программе, в рамках которой в 1965 г. началась разработка ракетного блока (блока Е) лунного корабля комплекса 11А52. Созданный в КБ «Южное» блок двигателей лунного корабля состоял из основного двигателя РД858 и резервного РД859 и решал следующие задачи: осуществление мягкой посадки на поверхность Луны, взлет с поверхности Луны и выведение лунного корабля на эллиптическую орбиту искусственного спутника Луны. В целом блок ЖРД лунного посадочного модуля являлся одним из самых надежных среди своего класса двигателей. Три блока двигателей прошли успешные испытания на орбите вокруг Земли в составе специальных космических аппаратов Т-2К, запущенных с помощью РН «Союз».
Проектирование двигателя РД861 для третьей ступени РН «Циклон-3» было начато в 1966 г. Этот двигатель обладает весьма высокими энергомассовыми характеристиками.
В 1976 г., в ходе создания МБР 15А18, начались работы по разработке четырехкамерного двигателя РД864, работающего на АТ и НДМГ по схеме без дожигания генераторного газа. Двигатель обеспечил работу на двух режимах: основном и дросселированном с многократным (до 25 раз) переключением с одного режима на другой. Для этого двигателя были впервые разработаны и применены агрегаты регулирования на встречных струях высокого давления, отличающиеся высокой точностью и быстродействием.
Модификацией этого двигателя стал двигатель РД869 для МБР 15А18М, обладающий еще более высокими характеристиками.
Новым этапом для КБ «Южное» явилась разработка РН «Зенит-2», которая началась в 1977 г. Особенностью данной РН является использование на ней криогенных компонентов топлива: керосина и жидкого кислорода, при этом впервые в практике двигателестроения рулевой двигатель на указанных компонентах топлива было решено проектировать по схеме с дожиганием генераторного газа. Благодаря накопленному опыту конструирования ЖРД, внедрению передовых технических решений в ходе проектирования двигателя РД-8 удалось получить высокие энергомассовые характеристики, обеспечить высокую надежность и длительный ресурс работы.
РД851 |
28850 |
Окислитель – азотная кислота + 27% N2O4 Горючее – несимметричный диметилгидразин |
279 |
403 |
Предназначен для управления первой ступенью ракеты 8К64 (SS-7) по всем каналам стабилизации. |
РД852 |
4920 (в пустоте) |
Окислитель – азотная кислота + 27% N2O4 Горючее – несимметричный диметилгидразин |
255 |
133 |
Предназначен для управления второй ступенью ракеты 8К64 (SS-7) по всем каналам стабилизации. |
РД855 |
29100 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
292 |
320 |
Предназначен для управления первой ступенью ракеты 8К67 (SS-9-1; SS-9-2) и ракет-носителей «Циклон» по всем каналам стабилизации. |
РД856 |
5530 (в пустоте) |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
280,5 |
112,5 |
Предназначен для управления второй ступенью ракеты 8К67 (SS-9-1; SS-9-2) и ракет-носителей «Циклон» по всем каналам стабилизации. |
РД863 |
28230 |
Окислитель – тетраоксид диазота Горючее – несимметричный диметилгидразин |
301 |
310 |
Предназначен для управления полетом первой ступени ракет 15А15 и 15А16 (SS-17-1) и (SS-17-2). |
РД-8 |
8000 (в пустоте) |
Окислитель – жидкий кислород Горючее – керосин |
342 |
380 |
Предназначен для управления полетом второй ступени ракет-носителей «Зенит» по всем каналам стабилизации.
|
www.yuzhnoye.com
Историческая справка
КБ «Мотор», основанное в 1961 г, является головным предприятием в отрасли по транспортным средствам и специализируется на создании комплексов, агрегатов и систем наземно-технологического оборудования для оснащения технических и стартовых комплексов РН и КА РКТ, которые решают оборонные, научно-технические и народно-хозяйственные задачи, имеют, как правило, двойное применение и состоят из 4 основных групп оборудования: транспортного, транспортно-перегрузочного и транспортно-установочного, грузоподъемного, монтажно-стыковочного, средств обеспечения доступа персонала к зонам обслуживания.
Структура
конструкторское бюро;
опытное производство с оборудованием и технологиями типового машиностроения;
лабораторно-испытательная база;
вычислительный центр;
подразделения вспомогательных служб.
Основные направления деятельности
Другие направления деятельности
создание оборудования для производства комбикормов в фермерских хозяйствах и на птицефабриках в рамках целевой программы АПК;
создание линий оборудования по переработке плодоовощной продукции для АПК;
создание средств механизации приема сахарной свеклы на сахарных заводах перерабатывающей отрасли АПК;
создание рабочих органов асфальтоукладчиков для дорожного машиностроения;
создание типажа универсальных транспортных средств для транспортного машиностроения;
создание средств механизации при проведении складских и ремонтных работ.
Участие в космических программах и проектах Национальные программы: «Восток», «Русь», «Союз», «Энергия-Буран», «Марс» и др. Международные программы: «Союз-Аполлон», «Астра», «Фобос», «Вега», «ИРС», «Инмарсат», «Панамсат-8», «Темпо», «Гранат», «Прогноз», «Океан», «Кластер», «Днепр», «Глобалстар», «Телестар-7», МКС. Перспективные программы: «Аврора», «СД-Радио», «Айко», «Интелсат-IX» и др.
ecoruspace.me
Основные двигатели разработки КБХМТаблицы составлены участником форума журнала "Новости-Космонавтики" под псевдонимом Salo1. Исходные таблицы: kbhm_engines.xls (по состоянию на 01.07.2010) Двигатели ракет ПВО и КР
Двигатели БРСД и БРПЛ
Двигатели малой тяги
КРД и КТДУ
Опытные двигатели
Использованные источники информации
|
www.lpre.de
В 1959 году было образовано ОКБ-154-2 в составе Воронежского механического завода №154, 1 марта 1960 года ОКБ-154-2 было преобразовано в самостоятельное предприятие "Опытно-конструкторское бюро моторостроения".
Первыми двигателями "ОКБМ" стали модернизированные двигатели АИ-14РФ и АИ-14ВФ на базе двигателей АИ-14 и АИ-14В разработки Запорожского моторного КБ двигателей. Новые модификации двигателей отличались большей мощностью и увеличенным ресурсом. Специалисты "ОКБМ" постоянно работали над повышением мощности и надежности двигателей.
В 1964 г. "ОКБМ" был разработан главный редуктор вертолета КА-26 и вертолетный М-14В26.
Параллельно с этим КБ вело разработки силовой установки на базе АШ-62ИР для катера на воздушной подушке.
В 1974 году в "ОКБМ" был разработан и выпущен в серийное производство авиационный поршневой двигатель М-14П, который стал базовым для целой гаммы новых двигателей—М-14ПФ, М-14Х, М-14Р. Вся малая и спортивная учебная авиация базируется сейчас на этих двигателях, которые пользуются большим спросом во многих странах мира.
В 70-е годы в "ОКБМ" был разработан ряд роторно-поршневых двигателей с диапазоном мощностей от 50 до 400 л.с.
В 80-90-е годы круг разработок расширился. "ОКБМ", используя современные конструкторско-технологические принципы, стало создателем трансмиссий малых и средних вертолетов и новых редукторных механизмов со сверхвысоким передаточным отношением для авиационных и авиационно-космических аппаратов. Разработаны главный редуктор Р-126 для вертолета Ка-126, редуктор Р-40 в системе управления крыла изменяемой стреловидности самолета ТУ-160, редукторы Р-35 и Р-36 в системах управления рулем направления воздушным тормозом и балансировочным щитком воздушно-космического самолета "Буран", главный редуктор ВР-226 для вертолета Ка-226, главные редукторы ВР-60, ВР-60А и хвостовые редукторы ХВР-600, ХВР-600А для вертолетов Ка-60 и Ка-62.
Создан целый ряд механических усилителей крутящего момента, получивших название редукторов-шарниров, для современных летательных аппаратов "Беркут" СУ-47, ЯК-130 и ряда новых перспективных самолетов.
К 90-м годам "ОКБМ" вошло в число лидеров отечественного моторостроения, а по ряду изделий получило мировое признание. Самолеты высшего пилотажа Су-26, Су-29, с установленными на них двигателями "ОКБМ" неоднократно завоевывали призовые места в мировых соревнованиях по пилотажной акробатике.
До 1992 года в России и других странах СНГ использовалось около 1500 легких летательных аппаратов, оснащенных двигателями и трансмиссионными механизмами "ОКБМ". Это самолеты ЯК-18Т, ЯК-123, ЯК-50, ЯК-52, ЯК-55, Су-26, вертолеты: Ка-115, Ка-18, Ка-26, Ми-1, МИ-4.
После преобразования "ОКБМ" в закрытое акционерное общество в середине 2000-х, прошли доработки главный редуктор ВР-226 вертолета Ка-226, главный редуктор ВР-60 и хвостовой редуктор ХВР-600 вертолета Ка-60. ЗАО "ОКБМ" сосредоточило свои конструкторские усилия на разработке деталей и агрегатов редукторно-шарнирной группы, был создан целый ряд механических усилителей крутящего момента. В конструкцию шарнирных редукторов были внесены уникальные, защищенные патентом РФ, конструктивные решения, что позволило увеличить передаваемый момент до 30 %, при сохранении габаритов.
Такие агрегаты установлены, в том числе, на новых учебно-тренировочных самолетах ЯК-130 и опытном самолете "Беркут" СУ-47, разработанном ОАО "ОКБ Сухого", на перспективных самолетах.
Выдающиеся деятели предприятия:
Главный конструктор Веденеев Иван Михайлович (23 декабря 1912 — 1992).
Был рабочим на Запорожском моторном заводе. В 1958 г. окончил Запорожский машиностроительный институт. Работал ведущим конструктором камеры сгорания газотурбинных двигателей конструкторского бюро Запорожского моторного завода.
В 1960—1973 гг. — Главный конструктор конструкторского бюро п/я 100 (в настоящее время ООО «ОКБМ» («Опытно-конструкторское бюро моторостроения»), Воронеж). Первыми двигателями КБ стали двигатели АИ-14РФ и АИ-14ВФ, разработанные на базе двигателей АИ-14 и АИ-14В Запорожского машиностроительного КБ.
В 1964 году под его руководством были разработаны вертолётный поршневой двигатель М-14В26 и главный вертолётный редуктор Р-26 для вертолёта Ка-26 конструкторского бюро Камова. В конце 1960-х годов им вместе с группой ведущих специалистов был разработан новый авиационный поршневой двигатель, впоследствии получивший обозначение М-14П; запущен в серийное производство в 1973 году. На его базе в дальнейшем была разработана серия авиационных поршневых двигателей: М-14ПФ, М-14Х, М-14Р, М-9Ф, М-9ФВ, М-14В26В, М-14В26В1, М-14ПТ, М-14ПТ2. Этими двигателями оснащались самолёты малой и спортивной учебной авиации.
Двигатели и главные вертолётные редукторы, разработанные под руководством И. М. Веденеева, использовались на самолётах Як-18, Як-12, Ли-2, Ан-2, Як-50, Як-52, на вертолётах Ка-26, на амфибиях, катерах, вездеходах. Под его руководством и непосредственным участием была проведена большая работа по повышению надёжности и ресурсов двигателей.
В 1973—1991 гг. — ведущий конструктор ОКБМ.
www.okbm.ru
Регион | Россия - Москва |
Адрес организации | ул.Сергея Макеева, 7, г.Москва, РФ, 123100 |
Телефон | +7 (499) 256-35-22 Факс: +7 (499) 256-82-01 |
Электронная почта | [email protected] |
Название компании | Мотор, КБ |
Создание транспортного оборудования, транспортно-технических комплексов, монтажного оборудования
Консультанты, проектные разработки, инжиниринг по лифтам и подъемным установкам, сельскохозяйственным установкам, производственным машинам и оборудованию. Подъемное механизированное тяжелое оборудование, полиспасты, лебедки, краны высокой грузоподъемности. Прицепы для грузовых автомобилей и тракторов, и полуприцепы автомобильные с откидными бортами. Проектные разработки, консультанты, инжиниринг в металлургии и машиностроении, механизации подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. Промышленные машины и оборудование для производства и переработки кормов для животных
Направлениями деятельности компании являются «Автомобили / Автомобили грузовые, Оборудование и инструменты / Автопогрузчики, Оборудование и инструменты / Промышленное оборудование, Оборудование и инструменты / Строительные инструменты, оборудование, Промышленность / Металлургия, Сельское хозяйство / Сельскохозяйственная техника – производство, продажа». Компания Мотор, КБ находится по адресу ул.Сергея Макеева, 7, г.Москва, РФ, 123100 в регионе Россия, Москва. По следующим телефонам вы можете связаться с представителями компании - +7 (499) 256-35-22 Факс: +7 (499) 256-82-01. Адрес электронной почты для связи с администрацией - [email protected].
b2bpoisk.ru