Разведка – глаза и уши армии. Чтобы успешно справляться с поставленными задачами, разведчикам понадобилась специализированная бронемашина, в полной мере соответствующая запросам военных. Разведывательные авто зачастую идут первыми, рискуя встретиться с войсками противника или минными полями. Поэтому их собственный экипаж должен был быть небольшим, а сами машины – иметь высокие динамические характеристики и повышенную проходимость. Какие из этих задач удалось решить успешно, выясняем сегодня.
Техническое задание, полученное от военных, предписывало конструкторскому бюро Горьковского автозавода разработать бронированную машину, способную развить на шоссе скорость до 90 км/ч, при этом преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,2 метра и форсировать водные преграды вплавь, причем ходимость должна была обеспечиваться при волнах высотой до полуметра. Изначально планировалось создать плавающую версию широко используемого в войсках БТР-40, ранее собранного в том же КБ. Однако в процессе разработки быстро выяснилось, что модифицировать бронетранспортер под требования малыми силами не получится: новый автомобиль пришлось разрабатывать почти с нуля. В результате коллективом специального КБ Горьковского автозавода была создана поистине уникальная машина, в те годы не имеющая даже близких аналогов в мире.
Основными агрегатами с новинкой поделился бронетранспортер ГАЗ-40, поэтому в заводской документации осталось её первичное обозначение – ГАЗ-40П («плавающий»). В военной среде машина была зашифрована под аббревиатурой БРДМ-1. Первый опытный бронеавтомобиль изготовили в феврале 1956 года. Впоследствии вместе еще с несколькими экземплярами военные приемщики подвергли машины жестким испытаниям, которые включали, например, форсирование вплавь Керченского пролива. Военные остались довольны испытаниями, и БРДМ по приказу министра обороны СССР от 10 января 1958 года была принята на вооружение и запущена в серийное производство.
Машина разведчиков имела герметичный несущий бронекорпус, сваренный из катаных листов толщиной от 6 до 12 мм, который обеспечивал экипажу защиту от стрелкового вооружения, осколков артиллерийских снарядов и противопехотных мин. Понтонная форма корпуса была тщательно выверена с точки зрения гидродинамики и обеспечивала броневику минимальное сопротивление при движении на плаву.
На верхней «палубе» располагалась «рубка», бронированный колпак которой вмещал в себя экипаж из четырех человек. Передняя часть разведывательной машины выделяется мощной «челюстью» волноотражательного щита, а капот ощетинился жалюзи системы воздухозабора.
Чтобы оказаться внутри БРДМ-1, потребуется сначала забраться на «палубу». Обычно экипаж из четырех человек пользовался «лесенкой» в корме машины.
Оказавшись на высоте более полуметра от земли, потребуется потянуть бронированные люки, закрывающие доступ в пассажирский отсек.
Теперь останется только пройти до передней части машины, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами.
Впрочем, есть и другой вариант – в боковине бронеавтомобиля размещены специальные выемки, пользуясь которыми механик-водитель через открытые заранее бронелюки башни мог попасть за руль.
Но только при условии, что они были открыты заранее: в целях безопасности они могут открываться исключительно из салона.
Как и на многих военных машинах, запуск БРДМ – это целая процедура. Щелчком отбрасываем тумблер включения «массы», затем ищем следующий среди множества подобных на панели приборов. Наконец, находим и его под надписью «зажигание». После этого вытягиваем ручку подсоса карбюратора на себя и, немного прокашлявшись от спячки, впереди оживает рядная «шестерка» с индексом ГАЗ-40.
Основные отличия от «гражданского» варианта, применяемого на ГАЗ-51/63 – иной карбюратор, распредвал и улучшенная система жидкостного охлаждения. В результате мощность мотора была доведена до 90 л. с. В паре с мотором работает механическая четырехступенчатая коробка передач, объединенная с двухступенчатой раздаткой.
Опыт предыдущей войны показал, что специальный разведывательный автомобиль должен преодолевать рвы и траншеи. Для выполнения требований пришлось разработать уникальную ходовую часть, состоящую из четырех основных колес и еще четырех дополнительных, по два с каждого борта, расположенных в пределах колесной базы.
Дополнительные колеса размером всего 700х250 мм (кстати, позаимствованные из авиации) в походном положении были полуутоплены в корпус, а при наезде на выступы они вращались, перекатывая машину через препятствия. Для преодоления сложных участков бездорожья механик-водитель рычажком в передней части включал цепной привод и опускал их с помощью гидравлики.
Статьи / Военная техника
Тест-драйв БТР-82А: 8 колес гневаУ нас, конечно, не танк, но смысл почти тот же: есть башня, есть пушка, есть броня… Нет только гусениц, зато есть 8 колес – тоже неплохо. Основная функция БТР-82А – доставка десанта к месту...
56510 0 14 14.09.2015
Каждое из колес имело собственный привод. Таким образом, БРДМ из четырехколесного бронеавтомобиля превращался в восьмиколесный. В результате по проходимости он мог потягаться с гусеничными машинами – при максимальной скорости по шоссе в 90 км/ч броневик преодолевал рвы шириной до 1,22 м, подъемы до 31 градусов и вертикальные стенки высотой 0,4 метра.
Передний и задний мосты были подвешены на четырех продольных полуэллиптических рессорах и оснащены сдвоенными рычажными амортизаторами. За основу брали мосты от ГАЗ-63, которые у БРДМ имели герметичные редукторы и централизованную систему подкачки шин. Герметичность была необходима для обеспечения второго требования военных – ведь разведывательная машина должна была уметь плавать.
В кормовой части бронекорпуса смонтировали водомет, позаимствованный у плавающего танка ПТ-76. Четырехлопастной винт диаметром 425 мм засасывал воду через приемный патрубок в днище и выбрасывал ее через отверстие в корме. При движении по суше оно прикрывалось бронезаслонкой, также управляемой с места водителя.
Чтобы на воде «сдать назад», имелись трубы обратного хода, направляющие струю воды к бортам под острым углом. Водомет обеспечил высокую скорость на плаву – до 9 км/ч – и хорошую маневренность (радиус поворота «бронекатера» на плаву – всего 1,5 метра). Управлять машиной во владениях Нептуна призваны водяные рули, смонтированные в выпускном патрубке водомета, – для этого рядом с механиком-водителем разместили дополнительный рычаг слева. При повреждении водомета БРДМ могла добраться до берега и своим ходом за счет вращения колес при включенной второй или третьей передаче.
Чтобы предотвратить заливание силового отделения на плаву, в передней части машины установили волноотражательный щит. На суше его зафиксировали в нижнем положении – для повышения защищенности передней части и улучшения обзорности.
Еще одной сложной задачей стало обеспечение нормальной работы двигателя при движении на воде, когда вентиляционные жалюзи на капоте закрыты. Охлаждение обеспечивал радиатор увеличенных размеров с мощным вентилятором, а дополнительное охлаждение двигателя происходило при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник. Но и это не все – чтобы двигатель не перегревался, потребовалось разделить воздушные потоки и установить все уплотнения.
В случае, если вода каким-то образом попадала внутрь БРДМ, для ее откачки использовали все тот же водомет, колесо которого создавало необходимое разрежение. Если водомет не работал, водитель применял трюмный насос. Изначально он был ручным, но позднее труд водителя заменил электропривод. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части. Привод редуктора осуществлялся от носка коленвала через кардан и цепную передачу.
Помните тест БТР-40? По сравнению с БРДМ в управлении он покажется легковым автомобилем. Как и у БТР-а, компоновка БРДМ представляла собой схему с передним расположение мотор-трансмиссионного отделения. Установка двигателя в передней части массивного корпуса предусматривала спешивание членов экипажа, однако сильно ухудшила обзор с места водителя. И в самом деле – в передние триплексы видно только массивный капот да вынесенные на кронштейнах зеркала заднего вида, которые дополнительно установил владелец – они хоть как-то помогают при маневрировании. Бокового обзора нет вовсе, крошечные «форточки» можно использовать лишь для связи с внешним миром, но никак не для вождения.
В распоряжении механика-водителя имелся перископ и прибор ночного видения, который существенно облегчил вождение ночью. А вот командиру полагалась собственная радиостанция Р-113 и приборы химической и радиационной разведки: рентгенометр ДП-3Б и прибор ВПХР.
Рулевое управление позаимствовали у коллег с ЗиЛа – облегчить маневры потяжелевшей машины призван редуктор от «157-го». Сказать по правде, это нисколько ей не помогает – усилие на руле огромное, даже несмотря на то, что диаметр обода увеличился до размеров колеса от Волги. Кстати, интересный факт: поскольку машина собиралась на ГАЗе, зиловскую эмблему на «инородном» руле затирали.
Табуретка без ремней безопасности вместо водительского сиденья уже нагрелась от тепла тела, ноги упираются в педали – поехали! Нижневальный двигатель при нажатии на педаль газа недовольно бурчит, когда многотонная махина начинает движение в городе. Как и на «сороковом», водитель здесь должен знать хитрую науку переключения передач с двойным выжимом. Собственный норов и у тормозов – не снабженные никакими усилителями герметичные барабаны неохотно осаживают тяжелый броневик. Мехвод, выжимая педаль тормоза, наверное, представляет образ врага-диверсанта под солдатским сапогом – ласкового отношения тормоза не любят.
Статьи / Военная техника
Изначально пехотинцев доставляли к месту сражения на обычных грузовиках, но на практике на этой затее быстро поставили крест. Бойцы, располагавшиеся в кузове грузовика, становились отличной мишенью для противника, да и...
27830 3 11 09.07.2016
Алексей и ранее уже бывал на страницах нашего издания со своими автомобилями. Постоянные читатели уже знают историю восстановления бронетранспортера ГАЗ-40. В случае с БРДМ, машина досталась ему в гораздо лучшем состоянии и была выкуплена у одного из таких же энтузиастов. Разумеется, несмотря на неплохое состояние, броневик потребовал от нового хозяина ласки и реставрации.
Корпус был отпескоструен и покрашен заново, установлены новые мосты, рессоры и амортизаторы. Дополнительно установили иные резиновые уплотнители в люках и ремни для закрытия/открытия. Многие детали для завершения облика пришлось создавать заново по историческим документам.
Как и БТР, БРДМ тоже имеет номерные знаки «мирного советского трактора» (для регистрации необходимы права тракториста категории С) и получила полное право на передвижение по дорогам общего пользования. Впрочем, обычно БРДМ только принимает участие в военно-исторических слетах и праздничных мероприятиях.
Основные вехи создания БРДМ-1 мы уже рассказали в начале этого материала, поэтому остается только подвести итоги. Серийный выпуск бронемашин продолжался до 1966 года, в большом количестве БРДМ поставлялись в Советские Вооруженные силы, а также – союзникам в страны Варшавского Договора и дружественные СССР страны третьего мира. В 1973 году египетские войска форсировали на БРДМ Суэцкий канал и захватили плацдарм Израильских войск. В Национальной народной армии ГДР БРДМ состояла на вооружении разведывательных войск под собственным обозначением SPW-40. А всего в разные годы она состояла на вооружении свыше 20 стран мира, среди которых – Сирия, Египет, Израиль, Куба, Албания, Босния и Герцеговина, Намибия и Вьетнам.
На фото: ГАЗ 40П (БРДМ 1) 1957–66
Изначально машины оснащались станковым пулеметом Горюнова калибра 7,62 мм, установленным на кронштейне в передней части боевого отделения, а на машинах выпуска с 1961 года ставили уже единый пулемет Калашникова ПКТ того же калибра 7,62 мм. Члены экипажа могли вести стрельбу и из личного оружия через бойницы в бортах и корме рубки.
На фото: ГАЗ 40П (БРДМ 1) 1957–66
На основе БРДМ было разработано и несколько специальных машин, среди которых самоходный противотанковый комплекс 9П110 с шестью ракетами «Малютка», командирская машина управления и авто радиационно-химической разведки.
Редакция благодарит МРОО "Военно-Техническое Общество" и лично Алексея Мигалина за предоставленный на тест автомобиль.
www.kolesa.ru
Классификация | боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль |
Боевая масса, т | 5,6 |
Компоновочная схема | силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 3 |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1957—1966 |
Годы эксплуатации | с 1958 |
Количество выпущенных, шт. | около 10 000, включая машины на базе |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5700 |
Ширина корпуса, мм | 2250 |
Высота, мм | 1900 по крыше, 2295 по пулемёту |
База, мм | 2800 |
Колея, мм | 1650 |
Клиренс, мм | 315 |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса, мм/град. | 7—11 |
Борт корпуса, мм/град. | 7 |
Корма корпуса, мм/град. | 7 |
Днище, мм | 4 |
Крыша корпуса, мм | 5 |
Лоб рубки, мм/град. | 11 |
Борт рубки, мм/град. | 7 |
Корма рубки, мм/град. | 7 |
Крыша рубки, мм/град. | 5 |
Пулемёты | 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. |
Тип двигателя | |
Мощность двигателя, л. с. | 85—90 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 25—30 по грунтовой дороге9 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 85 на плаву |
Удельная мощность, л. с./т | 15,2—16,1 |
Колёсная формула | 4×4 (дополнительные колёса подняты) 8×8 (все колёса) |
Тип подвески | независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами |
Удельное давление на грунт, кг/см² | регулируемое, 0,5—3,0 |
Преодолеваемый подъём, град. | 42 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,4 |
Преодолеваемый ров, м | 1,22 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Бронированная разведывательно-дозорная машина[1](БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[2]. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа[3].
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
dic.academic.ru
«Краткая справка: Советская плавающая бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1). История создания, особенности конструкции и эксплуатации»
В 1954 году, исходя из опыта эксплуатации БТР-40, возник список уточненных требований к многоцелевому бронированому внедорожнику для советской армии. Сюда входили и потребность в повышении проходимости бронетранспортера по бездорожью, и придание ему свойств амфибии для преодоления водных преград.
Над новой машиной работал тот же коллектив, что и над бронетранспортером: ведущий конструктор В.К. Рубцов и конструктор В.А. Дедков. Для повышения проходимости в конструкции машины было решено использовать дополнительную секцию из четырех колес меньшего диаметра, которые в обычном положении не допускали проседание машины на днище, а при необходимости могли опускаться на линию основных колес с помощью гидропривода. Четыре основные колеса были ведущими и имели систему регулировки давления воздуха.
Для передвижения по воде машина оборудовалась водометным движителем, для предотвращения заливания двигателя в носовой части устанавливался волноотражатель, дополнительно машина оборудовалась трюмным электронасосом. Сверху на корпус машины устанавливалась рубка, на машинах ранней серии открытая, в дальнейшем закрытая бронированной крышей с люками.
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1) с модулем ПТУР. На рисунке хорошо видны 4 дополнительных колеса под корпусом.
Хотя в конструкции новой машины использовались общая компоновка и основные узлы и агрегаты БТР-40, в ходе модернизации получилась принципиально новая машина, которая и была принята на вооружение 10 января 1958 г. после испытаний в 1957 г. под названием бронированная разведывательно-дозорная машина или БРДМ.
Уже после принятия на вооружение БРДМ-2, предыдущая модель стала обозначается как БРДМ-1.
Серийное производство БРДМ было организовано на ГАЗе в 1954 году и продолжалось до 1966 г., за это время было выпущено около 10 000 машин всех модификаций.
На базе БРДМ были разработаны и серийно производились машина радиохимической разведки БРДМ-РХ, машина управления БРДМ-У, боевые машины ПТУР 9П27 «Шмель», 9П32 «Фаланга», 9П110 «Малютка».
Машина экспортировалась в страны Варшавского договора, а также в Албанию, Афганистан, Вьетнам, Гвинею, Египет, Замбию, Индонезию, на Кубу, Конго, Ливию, Мозамбик, Монголию, Сирию, Судан, Танзанию, Уганду и Эфиопию.
В некоторых странах эксплуатируется до сих пор.
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
armedman.ru
Боевая разведывательная машинаБронеавтомобиль
5,6 т
Силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления - в кормовой
2 человека
3 человека
1957 г. - настоящее время
5 700 мм
2 250 мм
1 900 мм (по крыше)2 295 мм (по пулемёту)
Стальная катаная
ГАЗ-40П
80 км/ч
25 - 30 км/ч (по грунту)9 км/ч (на плаву)
Независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
Плавает
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения.
Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
На базе БРДМ был создан ряд боевых машин:
ru.warriors.wikia.com
Советская боевая разведывательная машина БРДМ-1 является бронеавтомобилем амфибийного типа, выполненного по традиционной схеме. Машина предназначалась для ведения разведывательных и проведения диверсионных операций в полосе фронта. Имея противопульное бронирование, высокую проходимость и мощное стрелковое вооружение БРДМ-1 был серьезным противником на поле боя. Основные цели и задачи: фронтовая разведка, обеспечение связи и командно-штабного управления.
Бронеавтомобиль БРДМ-1 создавался в середине 50-х годов коллективом Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова. Новая машина должна была заменить находившийся на вооружении легкий бронеавтомобиль БТР-40.
В качестве новшества в конструкции были использованы шасси с опускаемыми дополнительными колесами меньшего диаметра. Бронированный корпус машины имел обтекаемую форму лодки. В качестве движителя для преодоления водных преград на БРДМ был использован водометный двигатель. После представления прототипа высокому армейскому руководству было принято решение рекомендовать принять новый бронеавтомобиль БРДМ-1 на вооружение. Серийное производство началось в 1957 году и продолжалось до 1966 года. Основной производственной базой для новой техники стал Горьковский автозавод.
Помимо основной модификации БРДМ-1, в войска поступали машины, оборудованные противотанковыми ракетными комплексами. Всего советской промышленностью было изготовлено около 10 тыс. машин различных типов.
Советская боевая разведывательная десантная машина БРДМ-1 на военном полигоне в полном боевом оснащении. Июнь 1958 года, Белорусский военный округ
Советская боевая разведывательная машина БРДМ-1 состояла на вооружение сухопутных армейских частей, использовалась в воздушно-десантных войсках и в подразделениях морской пехоты вооруженных сил Советского Союза. Большое количество машин было поставлено за рубеж. В странах Ближнего Востока и в Африке БРДМ-1 активно применялся в ходе локальных вооруженных конфликтов.
militaryarms.ru
После завершения Второй мировой войны основной разведывательной машиной Советской Армии на протяжении ряда лет оставался стремительно устаревающий бронеавтомобиль БА-64, созданный еще в далеком в 1942 году. Однако на Горьковском автомобильном заводе в 1957 году приступили к созданию принципиально новой боевой разведывательной машины для замены в войсках легкого бронетранспортера БТР-40 и БА-64, с колесной формулой 4x4. В 1958 году приказом Министра обороны СССР БРДМ-1 была принята на вооружение. Эта амфибийная машина также поставлялась в армии стран - участниц Варшавского Договора и ряд государств Африки и Ближнего Востока. Бронемашина представляла собой закрытую полноприводную машину, способную плавать и преодолевать окопы и траншеи. Принципиальная схема компоновки была унаследована от бронетранспортера БТР-40.
"Изюминкой" этого водоплавающего автомобиля были дополнительные пневматические колеса, которые находились в средней части корпуса в нише и выдвигались с помощью гидроподъемников подобно шасси самолетов при преодолении окопов, шириной до 1,2 метров. Двигатель водоплавающего разведывательного бронеавтомобиля представлял собой карбюраторный рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-40П объемом 3,48 литра и мощностью в 90 лошадиных сил.
Моторно-трансмиссионное отделение БРДМ-1 располагалось в лобовой части корпуса, в трансмиссию входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка. затем шли места механика-водителя и командира, в кормовой части было оборудовано небольшое боевое отделение. Погрузка и выгрузка членов экипажа производилась через верхние люки. Между мостами по обе стороны (как упоминалось по тексту выше) имелись дополнительные колеса, которые имели автоматический привод и опускались при преодолении рвов, траншей или участков с сыпучим грунтом. В машине была установлена централизованная система подкачки давления в шинах. В зависимости от того, где предстояло передвигаться, механик-водитель мог снижать давление на песчаной почве или увеличивать для движения по дорогам с твердым покрытием. Движение на плаву обеспечивалось водяным движителем, установленным по центру кормовой части корпуса, максимальная скорость составляла 9 км/ч. Так же, при выходе из строя водомета, машина могла плыть за счет вращения колес на второй или третьей передаче.
Перед входом в воду в передней части поднимался специальный щиток, предохраняющий смотровые приборы от заливания, одновременно включался насос движителя. Стандартное вооружение БРДМ-1 включало пулемет калибра 7,62 мм, который монтировался в верхней части корпуса на турели, обеспечивавшей наведение по горизонтали в секторе 90°(по 45° влево и вправо от центральной линии), а по вертикали от -6° до +23,5°. Боекомплект составлял 1070 патронов. Некоторые машины были вооружены двумя пулеметами - впереди на турели устанавливали ДШКМ калибра 12,7 мм, а в корме - калибра 7,62-мм.
Известны следующие модификации БРДМ-1:
Бронемашина выпускалась до 1966 года. Всего было выпущено около 10000 машин.
Начнем описание непосредственно очередного номера журнала "Русские танки".
В выпуске журнала "Русские танки" № 54:
ИСТОРИЯ И ТЕХНИКА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. |
|
КОНСТРУКЦИЯ. Бронированная разведывательно-дозорная машина |
|
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. НЕМЕЦКИЙ "ЛУХС". |
Фото модели из журнала "Русские танки":
Нажмите на фото модели для увеличения |
Для тех, кто желает модернизировать модель БРДМ-1 из журнала "Русские танки", можно сказать - измучаетесь, потому что верх данной модели сплош металлический,только дно сделано из пластика, далее по списку - фары еще ужаснее, чем можно было представить себе по анонсу. Китайцы, видать, "постарались" - теперь это похоже на половинки амфор, единственная радость - это то, что большие колеса-таки вращаются, однако, маленькие все-таки "приварены" намертво!
Журнал "Русские танки" с моделью БРДМ-1 |
|
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить |
Что можно попытаться сделать - сточить фары полностью, а вместо них поставить "эльфовские" - вот так, будет правильно. Правда, следует обратить внимание, что через внутренние "амфоры" выштамповка на капоте проходит (полосочка выпуклая), тяжелова-то будет ее сохранить, убрав фару.
Ибо у ООО "Иглмосс Эдишинз" фары традиционно: а) плоские при виде сверху и в профиль, б) в анфас полукруглые только сверху.
БРДМ-1 - модель журнала "Русские танки" |
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Такому "уродцу" вставка стекла не поможет выглядеть хоть чуточку более копийно, кто хочет просто "стеклышки" вставить. Скорее, подчеркнет убогость формы. Только стачивать - полностью. Микродрель и отрезной круг помогут сделать это аккуратно, но можно и надфилем. Потом цвет подобрать аккуратно и блестящие площадки закрасить. Если даже слегка в цвет не попадете - затонировать (смывка, пыль и прочее) поинтенсивнее - с лупой не разглядишь вмешательства.
А в целом очередная модель "Русские танки" № 54 БРДМ-1 может превратиться из "гадкого утенка" в "лебедя", и при минимуме доработок можно получить очень неплохое дополнение к своей домашней коллекции, всего лишь доработанные фары, покрашенная, как положено навеска, тонировка очень оживят модель.
В номере 55 журнала "Русские танки" - ваша масштабная модель САУ 2С7. "Пион" (Индекс ГРАУ - 2С7, модифицированная - 2С7М, также известная как "Малка") - советская самоходная артиллерийская установка с 203,2-мм пушкой 2А44. Принята на вооружение в 1976 году, модернизирована в 1983.
Вперед > |
pro-tank.ru