ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

БМП-1. Двигатель бмп 1


Персональный сайт - БМП-1

В начале 60-х годов советские конструкторские бюро приступили к разработке нового бронетранспортера, который должен был прийти на смену устаревшему колесному бронетранспортеру БТР-50П. Проектно-конструкторские работы завершились довольно быстро, и вскоре были готовы первые прототипы. По своим боевым возможностям они намного превосходили колесных предшественников. Как следствие, полностью была пересмотрена тактика их применения на поле боя. Таким образом, впервые в мире в СССР появилась новая категория военных машин — боевые машины пехоты (БМП). Впервые официальный показ БМП состоялся в 1967 г., когда значительное количество этих машин уже находилось на вооружении механизированных частей Советской Армии.

Машина, получившая обозначение БМП-1, является гусеничной, что обеспечивает ей высокую подвижность как по бездорожью, так и по дорогам с разными типами покрытия. В передней части корпуса находятся силовое отделение (справа) и отделение управления (слева). Среднюю часть корпуса занимает боевое отделение с башней кругового вращения. За ним размещается десантное отделение.

Корпус БМП-1 сварен из стальных катаных броневых листов. Его особенностью является очень большой наклон лобовых плит, — верхняя броневая плита расположена почти горизонтально. Такой большой угол наклона увеличивает вероятность рикошета, что крайне важно при незначительной толщине брони (около 30 мм). Дополнительным элементом защиты служит волноотражательный щиток, лежащий на верхней лобовой плите. В корпусе имеется ряд отверстий; спереди это люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, посередине — погон башни, сзади — люки (в крыше), лючки для монтажа стрелковых гнезд (по бортам), проем для большой двухстворчатой двери. Большинство из них закрывается крышками, часть которых выполнена из легких сплавов. Такое решение до некоторой степени ослабляет броневую защиту, но только в тех местах, поражение которых снарядом относительно маловероятно. К преимуществам такого решения следует отнести уменьшение массы бронирования, что имеет большое значение для сохранения плавучести, и простоту обслуживания машины — все панели может снять один человек.

Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками каплеобразной формы, которые открываются изнутри с помощью ручек. Почти всю кормовую стенку занимают двери, подвешенные на петлях у боковых стенок корпуса и открывающиеся наружу. Таким образом обеспечивается частичная защита от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину солдат десанта. Кроме того, двери выполняют функцию топливных баков. На время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их от топливной системы и заполнить песком, чтобы обеспечить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопасность.

Наружи к боковым стенкам корпуса крепятся экраны из легких сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. При плавании они создают так называемый гидродинамический туннель, который играет важную роль в формировании движущей силы на воде.

В средней части корпуса установлена башня кругового вращения. Она изготавливается методом литья, после чего к ней приваривается крыша из катаной броневой стали. В крыше имеется люк, крышка которого открывается вперед и тем самым обеспечивает защиту находящемуся за ней члену экипажа.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя. Перед ним располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что сильно облегчает работу механика-водителя. Для наблюдения за местностью механик-водитель располагает тремя перископами, расположенными по окружности его люка, крышка которого поворачивается вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

Командир машины попадает на свое место, расположенное за креслом механика-водителя, через люк в корпусе. Крышка этого люка лежит на подшипниках и вращается на 360°. Вместе с ней вращается универсальный прибор наблюдения ТКН-3, спаренный с инфракрасным прожектором, и два перископа. В распоряжении командира БМП имеется развитая система средств связи.

В башне кругового вращения установлена гладкоствольная 73-мм пушка 2А28, спаренная с пулеметом калибра 7,62 мм. Пушка не стабилизирована, но оснащена электрическими приводами наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В вертикальной плоскости ствол пушки перемещается в пределах от -4° до +33°. Незначительный угол снижения пушки обусловлен низкой башней и конструкцией передней части корпуса, что же касается угла возвышения, то он сравним с аналогичной характеристикой других боевых машин, имеющих подобное назначение или вооружение. Например, у шведского CV 90 угол возвышения пушки составляет +35°. Столько же и у английского легкого танка «Скорпион».

Боекомплект состоит из 40 реактивных снарядов. Когда снаряд покидает ствол пушки, включается реактивный двигатель, разгоняющий его до скорости 700 м/с. При такой невысокой скорости полета снаряд весьма чувствителен к порывам ветра. Пушка заряжается автоматически с помощью автомата заряжания при установке ствола на угол +3°30'. Магазин с боекомплектом размещается по окружности погона башни (снаряды стоят в вертикальном положении). Такое решение позволило наводить пушку на цель и вести огонь одному человеку — наводчику, который располагается слева от пушки.

В качестве дополнительного вооружения на БМП-1 смонтирована пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14 «Малютка». Направляющая расположена перед башней (над пушкой) и механически связана с ней. Через специальный люк наводчик изнутри башни вручную устанавливает ПТУРС на пусковом рельсе. Подготовка пусковой установки к выстрелу занимает около 50 секунд. В полете снаряд управляется по тянущемуся за ним проводу, который соединен с пультом управления. Наводчик корректирует полет ПТУРСа при помощи ручки, напоминающей компьютерный джойстик. Обычно пульт управления ПТУРСами хранится под креслом наводчика. По причине отсутствия соответствующих приборов наблюдения и прицеливания, стрельба ПТУРСами возможна только в светлое время суток.

Помимо очевидных плюсов (нечувствительность к помехам, простота блоков связи «машина-снаряд») проводной способ наведения противотанковых реактивных снарядов на цель имеет не менее весомые минусы: ограничение дальности и скорости полета снаряда, задержка реакции снаряда на управляющий сигнал, невозможность установки на пусковую, направляющую нового ПТУРСа до тех пор, пока первый не долетит до цели. Если не считать перечисленных недостатков, то противотанковые реактивные управляемые снаряды БМП-1 еще тогда имели внушительную эффективную дальность стрельбы — 3000 м. В состав возимого боекомплекта БМП-1 входят пять ПТУРС 9М14 «Малютка»: один на пусковой направляющей, два в башне и два в корпусе.

Для прицеливания и наблюдения за местностью впереди машины наводчик имеет в своем распоряжении универсальный прибор с дневным и ночным каналами ТПН-22М1. Его дополняют четыре перископа. В ночное время прибор обеспечивает ведение наблюдения на расстоянии до 900 м. Измерение дальности осуществляется при помощи оптического дальномера, действие которого основано на оценке высоты наблюдаемой цели. Базой прицела (основой шкалы дальномера) является цель высотой 2,7 м.

В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное для перевозки пехотного отделения в составе из восьми солдат с полной выкладкой. По продольной оси машины тут установлен основной топливный бак, который одновременно служит спинкой для сидящих спиной к спине солдат.

Шесть десантников, занимающих места со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через предусмотренные для этой цели стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также располагает стрелковым гнездом и своим огнем может прикрывать машину с кормы. Последний десантник сидит у правой створки двери и имеет в своем распоряжении только перископ для наблюдения за местностью. Он является старшим десанта и поддерживает связь с командиром БМП.

На БМП-1 установлен многотопливный шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 221 кВт при 2600 об/мин. При боевой массе машины около 13 тонн он дает удельную мощность порядка 17,0 кВт/т и обеспечивает высокую подвижность БМП-1. Оригинально решен способ принудительного воздушного охлаждения силового отделения и радиатора. Фактором, обеспечивающим циркуляцию воздуха, является эжектор, входящий в состав выхлопной системы. Выхлопные газы, смешанные с воздухом, прошедшим через силовое отделение, выбрасываются наружу через решетку, которая находится на крыше корпуса с правой стороны, перед башней. Такое решение позволило также снизить температуру выхлопных газов.

Двигатель составляет один блок с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену. Механическая двухвальная пятискоростная коробка передач отделена от двигателя многодисковым главным фрикционом. Картер коробки передач помимо своей основной функции играет роль маслобака системы смазки и управления. На верхней поверхности коробки смонтирован ряд механизмов системы управления, в том числе приводы переключения скоростей. В случае повреждения гидравлической системы многие ее функции дублируются аварийной пневматической системой.

Выполнение поворотов, равномерное прямолинейное движение и торможение обеспечиваются двумя планетарными механизмами поворота. Эти устройства выполнены на основе планетарной передачи и группы муфт и тормозов, управляющих их работой. Такой агрегат позволяет выполнять повороты с двумя установленными радиусами (первый — около 9 м, второй равен расстоянию между осями гусениц БМП-1). Для торможения и надежной остановки машины (например на склоне) применяются механические ленточные тормоза.

В состав ходовой части машины входят двенадцать независимо подвешенных опорных катков. Упругими элементами подвески являются торсионные валы.

Из-за поперечной просадки торсионов подвеска правой стороны немного смещена вперед по отношению к левой. Опорные катки с резиновыми бандажами крепятся на балансирах. С балансирами первых и последних подвесок взаимодействуют телескопические гидравлические амортизаторы. В конструкции подвески заметно явное стремление создателей БМП уменьшить массу машины и в то же время увеличить выталкивающую силу при движении по воде. Балансиры почти по всей своей длине имеют внутреннюю полость. В то же время полости некоторых балансиров заглушены деревянными пробками с целью образования герметических воздушных камер. Интересна также конструкция опорного катка. Он сваривается из двух тонкостенных штампованных профилей, ступицы и кольца с резиновым бандажом. Таким образом, внутри катка получается герметическая воздушная камера довольно большого объема. Наличие такого количества пустот значительно повышает выталкивающую силу на воде и в то же время обеспечивает требуемую жесткость диска катка при движении по суше. Направляющие колеса и механизмы натяжения гусениц расположены в задней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится механически изнутри десантного отделения.

На БМП-1 применяются стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы которых у соседствующих траков соединяются замками. Этот способ широко распространен и применяется в конструкциях современных танков и других гусеничных боевых машин. К концам каждого трака приварены направляющие гребни. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта экраном и опирается на три поддерживающих ролика.

БМП-1 преодолевает водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается путем перематывания гусениц. Верхние ветви гусениц закрыты экранами, которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес, заставляя, таким образом, машину двигаться. В то же время грунтозацепы нижних ветвей гусениц играют роль лопаток. На воде БМП-1 развивает скорость около 7 км/ч. Повороты выполняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц, радиус поворота при этом достаточно

велик. Перед входом машины в воду с помощью пневмоприводов поднимаются волноотражающий щиток, расположенный в передней части корпуса, и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обеспечения механику-водителю хорошей видимости — волноотражающий щиток закрывает обзор перед машиной — устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Чтобы обеспечить требуемую герметичность корпуса, солдаты десанта приводят в действие механизм доводки, который вжимает кормовые двери в их гнезда.

БМП-1 оснащена автоматической системой пожаротушения, фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отделений.

В ходе производства БМП-1 непрерывно совершенствовалась, С 1969 по 1973 год в серии находилась усовершенствованная БМП-1 (объект 765Сп2) с боевой массой 13,0 т, С 1973 по 1979 год выпускался доработанный вариант БМП-1 (объект 765СпЗ) с боевой массой 13,2 т; в боекомплект орудия этой машины был введен осколочный выстрел.

В связи с наличием во многих армиях мира значительного количества боевых машин пехоты, выпущенных в 70—80-х годах, в настоящее время широким фронтом ведется работа по их модернизации. Весьма перспективный вариант совершенствования вооружения БМП-1 предложен тульским конструкторским бюро приборостроения. В соответствии с этим предложением предусматривается оборудовать БМП-1 одноместным боевым модулем «Кливер» с ракетно-пушечным комплексом вооружения и автоматизированной системой управления огнем. Данный комплекс включает в себя 30-мм автоматическую пушку; ПТРК нового поколения «Корнет» с лазерно-лучевой системой управления, дальностью стрельбы до 5500 м, высокой помехоустойчивостью и бронепробиваемостью 1100—1200 мм; 7,62-мм пулемет и автоматизированную систему управления огнем. «Кливер» обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, включая современные и перспективные танки, оснащенные динамической защитой, инженерные сооружения типа ДОТ, ДЗОТ и другие, на дальностях до 5500 м, а 30-мм автоматической пушкой — легкобронированной техники на дальностях до 2000 м и живой силы на дальностях до 4000 м. Модернизированная таким образом БМП-1 стала называться БМП-1 М и по своей боевой эффективности в 5—7 раз превосходит предшественницу.

Исключительно удачная конструкция машины способствовала появлению большого числа модификаций и модернизации базовой модели. Можно сказать, что БМП-1 стала прародителем целого семейства боевых машин, среди которых следует отметить следующие:

БМП-1П — вместо ПТРК «Малютка» установлен ПТРК «Конкурс», а также новое противопожарное оборудование; БМП-1ПГ—вариант БМП-1 с размещением на крыше башни слева автоматического гранатомета;БМП-1 К — командирская машина, в десантном отделении оборудованы места для трех офицеров, имеет дополнительные средства связи;БМП-1 КШ — командно-штабная машина, предназначенная для управления на низшем уровне. В стандартном корпусе ликвидированы люки в крыше корпуса, находившиеся за башней. На их месте установлен дополнительный электрогенератор. В обычной башне БМП-1 вместо пушки смонтирована 10-метровая телескопическая антенна. В походном положении она опущена и внешне напоминает большую пушку. Машина оборудована несколькими радиостанциями, в том числе Р-107, Р-123, Р-130, Р-311;БРМ-1 — бронированная разведывательная машина с экипажем из шести человек: командира, наводчика (сидят рядом в башне), механика-водителя, штурмана (располагаются в передней части корпуса) и двух наблюдателей (размещаются в кормовой части машины). В двухместной башне установлена нестабилизированная гладкоствольная пушка 2А28 калибра 73 мм. Пушка заряжается вручную наводчиком, затем он же наводит пушку на цель и стреляет. Это значительно осложняет ведение боя с применением орудия, но разведывательный патруль в принципе не должен участвовать в стычках — у него совершенно другая задача. Сидящий на месте командира БМП-1 штурман отвечает за постоянное отслеживание местонахождения машины. Для этого в его распоряжении имеется специальный гироскопический навигационный прибор, рисующий на картах. С 1993 г. на БРМ-1 дополнительно монтируется доплеровская РЛС для определения и расчета дальности. Разведку ведет сидящий справа в башне командир машины. Помимо различных приборов наблюдения он располагает радаром, который смонтирован в задней части башни и может работать в двух режимах: обзора за местностью и слежения за целью. По некоторым данным, с его помощью можно обнаруживать боевые машины, находящиеся на удалении до 7 км. Полученная информация передается своим войскам с помощью радиостанции Р-130. При использовании стандартной четырехметровой штыревой антенны она обеспечивает связь на расстоянии до 50 км. После установки радиомачты, перевозимой сзади на корпусе, дальность действия радиостанции увеличивается до 300 км.БРМ-1 К — боевая разведывательная машина с двухместной башней (73-мм пушка и 7,62-мм пулемет), сдвинутой к кормовой части корпуса; машина оборудована разведывательной аппаратурой и средствами связи;ПРП-3 «Вал» — подвижный разведывательный пункт для обеспечения целеуказания ракетно-артиллерийским системам;ПРП-4 — дальнейшее развитие ПРП-3 с новыми средствами разведки, обработки и передачи информации, имеется вариант ПРП-4М с телевизионным инфракрасным прибором и перископическим лазерным дальномером.БРЭМ-1 и БРЭМ-4 — машины технического обеспечения механизированных подразделений.

Конструкция БМП-1 оказалась настолько удачной, что эту машину приняли на вооружение армии ряда других стран. По лицензии БМП-1 производился в Чехословакии и Китае.

Со временем в разных странах начали появляться отдельные модернизации базовой модели. Среди них стоит отметить следующие машины:

ОТ-90 — чешская модернизация БМП-1. В соответствии с договором о разоружении в 1990 г. Чехословакии пришлось сократить количество эксплуатируемых боевых машин пехоты. Чтобы не уничтожать машины целиком, было принято решение заменить их вооружение. На стандартный корпус стали устанавливать снятые с устаревших бронетранспортеров ОТ-64 (SKOT) башни с 14,5-мм пулеметом КПВТ и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом СГМТ; VIP — штабная машина, построенная в Чехии в 1993 г. На базе корпуса БМП-1, высоту которого увеличили в средней части, сделали машину, предназначенную для низшего звена управления;AMB-S — бронированная санитарно-эвакуационная машина, разработанная в Словакии;«Snezka» — машина артиллерийской разведки. Блок оптических приборов смонтирован на складной стреле, установленной на переделанном корпусе БМП-1, Стрела поднимается с помощью гидравлики и обеспечивает наблюдение за местностью с высоты 10 м. В последнее время такие машины стали популярны во многих армиях мира, так как позволяют вести наблюдение, не подвергая экипаж опасности попасть под огонь противника. Еще одним преимуществом «Снежки» является возможность монтажа на стреле пусковых установок противотанковых управляемых ракет;БМП-1 египетской армии, оснащена новым французским двигателем;MLI-84 — румынская модель;WZ 501 — китайская модель;BWP-40 — польская модернизация.

Боевая машина пехоты БМП-1М

В конце 90-х годов КБ приборостроения провело модернизацию БМП-1, направленную на повышение боевой мощи установленного на ней комплекса вооружения. Модернизированная машина, получившая обозначение БМП-1 М, отличается от базовой прежде всего установленным на ней так называемым «одноместным боевым модулем» (ОБМ) «Кливер» с ракетно-пушечным комплексом вооружения и автоматизированной системой управления огнем.

В состав ОБМ «Кливер» входят 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ, а также ПТРК «Корнет».

Пушка 2А72 позволяет эффективно поражать небронированные и легкобронированные цели на дальностях до 2000 м, а живую силу и мало скоростные воздушные цели — на дальности до 4000 м.

ПТРК нового поколения с лазерно-лучевой системой управления 9М133 «Корнет» имеет дальность стрельбы до 5500 м, а его ракета способна пробить броню толщиной 1100—1200 мм, прикрытую дополнительной динамической защитой. ПТРК отличается высокой помехоустойчивостью от всех видов активных и пассивных помех.

Огневую мощь машины дополняют спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и стрелковое оружие пехотинцев, перевозимых в десантном отделении.

Боевой модуль «Кливер» имеет весьма совершенную систему управления огнем, которая включает стабилизирован ный в двух плоскостях прицел с визирно-дальномерным, тепловизионным и лазерным каналами, баллистический вычислитель с системой датчиков внешней информации, а также систему стабилизации блока вооружения в двух плоскостях.

Огневая мощь модернизированной БМП-1 М с боевым модулем «Кливер» сопоставима с огневой мощью современных БМП, а по ряду показателей даже превосходит их. По таким показателям, как эффективность действия ракеты по цели, дальность эффективной стрельбы из пушки и ракетой в дневное и ночное время, возможность стрельбы ракетой с ходу БМП-1 М превосходит американскую БМП М2 «Брэдли».

Все элементы комплекса вооружения БМП-1М выпускаются серийно, а боевой модуль «Кливер» осваивается в серийном производстве.

БМП-1Боевая масса, т 13Экипаж, чел. 3+8Габаритные размеры, мм:длина с пушкой вперед 6735ширина 2940высота до крыши башни 1924клиренс 370Бронирование противопульноеВооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, 7,62-мм пулемет ПКТ, ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка»Боекомплект: 40 выстрелов, 2000 патронов, 4 ПТУРСДвигатель УТД-20, многотопливный 6-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт при 2600 об/минУдельная мощность двигателя, кВт/т 17,0Удельное давление на грунт, Мпа 0,061Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65Запас хода по шоссе, км 600Запас топлива, л 460Преодолеваемые препятствия:высота стенки, м 0,7ширина рва, м 2,7глубина брода, м плавает

БМП-1М

Боевая масса, т около 13 Экипаж, чел. 3+8Габаритные размеры, мм:длина по корпусу 6460ширина 2940Бронирование противопульноеВооружение: 30 мм автоматическая пушка 2А72; 7,62-мм пулемет ПКТ; ПТРК 9М133 «Корнет»Боекомплект: 300 выстрелов, 2000 патронов, 4 ПТУРДвигатель УТД-20, многотопливный 6-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт при 2600 об/минУдельная мощность двигателя, кВт/т 17,0Максимальная скорость, км/ч:по шоссе 65на плаву 7-8Запас хода по шоссе, км 600Запас топлива, л 460Преодолеваемые препятствия:высота стенки, м 0,7ширина рва, м 2,7глубина брода, м плавает

aleksandr-millarm.narod.ru

Боевая машина БМП-1 | Вооружение России и других стран Мира

bmp1_01

Боевая машина пехоты БМП-1 является одним из видов бронетанковой техники, заметно усилившим наступательную мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Повышение огневой мощи мотострелков достигнуто благодаря применению в машине современного вооружения, обладающего высокими поражающими свойствами, и развитого комплекса приборов управления огнем. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, а также наделили ее плавучестью и удобством транспортирования по воздуху. Легкость управления БМП-1 в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее боевого использования. Особенности конструкции БМП-1 существенно отличают эту машину от других видов бронетанковой техники. Силовое отделение БМП-1 расположено в носовой части корпуса справа. В нем находятся двигатель с главным фрикционом, коробка передач с планетарными механизмами поворота, объединенными в общий блок, масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование. В боевом отделении, расположенном в средней части корпуса и башне, размещаются штатное оружие машины и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, вытяжной вентилятор.

На подвесной вращающейся платформе установлено сиденье, а в крыше башни – люк наводчика-оператора. Справа по борту предусмотрены гнезда для укладки ПТУР с направляющими, а на моторной перегородке установлены баллоны автоматической системы противопожарного оборудования. Отделение управления находится в передней части машины, между левым бортом корпуса и перегородкой силового отделения. В нем имеются входные люки и рабочие места механика-водителя и командира, а также их смотровые приборы для работы в дневное и ночное время. У рабочего места механика-водителя находятся: щиток контрольно-измерительных приборов, средства пуска двигателя и управления движением машины по суше и на плаву, гирополукомпас, пневмосистема, аппарат переговорного устройства. Рабочее место командира оборудовано радиостанцией и командирским аппаратом переговорного устройства. Десантное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, разделено основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей на два отсека, в каждом из которых имеются рабочие места для четырех мотострелков. Рабочие места мотострелков оборудованы сиденьями, которые могут устанавливаться «по-походному» и «по-боевому». Для посадки и высадки десанта в крыше отделения имеются четыре люка, а в корме – две двери с емкостями для горючего. Кроме того, в десантном отделении размещены ящики для продуктов, водооткачивающий насос, насос термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха мотострелкам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, два аккумулятора, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование. Основу силовой установки составляет шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель, разработанный специально для БМП-1. Обладая мощностью в 300 л.с., он обеспечивает машине хорошую подвижность на суше и на воде, а также наделяет ее высокой проходимостью.

Для работы двигателя БМП-1 используется очищенный воздух, который засасывается воздухозаборной трубой и по кольцевому воздуховоду поступает в бескассетный циклонный воздухоочиститель с эжекционным удалением отфильтрованной пыли наружу. Последнее обстоятельство освобождает экипаж от необходимости обслуживать воздухоочиститель в ходе эксплуатации. Предусмотрена также возможность предварительного подогрева в зимний период поступающего в двигатель воздуха за счет пропускания его через радиаторы. Это позволяет повысить эффективную мощность, снимаемую с двигателя. Система подогрева машины обеспечивает достаточно быстрый пуск двигателя в холодную погоду. Пуск двигателя БМП-1 производится сжатым воздухом. Резервным способом служит пуск двигателя с помощью электрического стартера. В трудных условиях пуска возможно использовать оба способа одновременно. Имеющаяся в БМП-1 пневмосистема, содержащая баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, обеспечивает не только пуск двигателя, но также применяется для управления волноотражательным щитком, воздухозаборной трубой и дает возможность производить гидропневматическую очистку наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира. Это позволяет использовать БМП-1 для преодоления водных преград с ходу, а также увеличивает маршевую скорость ее движения в период распутицы. Защита двигателя БМП-1 от попадания воды во время преодоления водных преград обеспечивается удачным размещением выдвижной воздухозаборной трубы и применением автоматических клапанов, предотвращающих попадание воды в двигатель со стороны воздухоочистителя и через выпускные коллекторы. Удаление воды, проникшей в корпус при движении на плаву, производится с помощью трех водооткачивающих насосов. Их высокая производительность обеспечивает машине сохранение плавучести даже при появлении в корпусе небольших пробоин.

Гидромеханическая силовая передача позволяет в широких пределах изменять крутящий момент двигателя, приспосабливая его к различным дорожным условиям. Она состоит из объединенных в общем картере главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач и двух планетарных механизмов поворота. Силовая передача управляется с помощью механических приводов, воздействующих на гидравлические элементы и механизмы гидросервирования. Поворот БМП-1 обеспечивается вращением штурвала. На рулевую колонку вынесены рычаги переключения передач (справа) и включения замедленной передачи (слева). Главный фрикцион машины имеет не только гидравлический, но и запасной пневматический привод выключения. Привод позволяет надежно отключать двигатель от коробки передач и автоматически выдерживать режим плавного включения фрикциона при трогании машины с места. Конструктивное совершенство силовой передачи БМП-1 в сочетании с удобными приводами облегчает управление машиной и снижает утомляемость механика-водителя. Движение машины по суше и на плаву осуществляется посредством гусеничного движителя, имеющего переднее расположение ведущих колес и цевочное зацепление. Легкая мелкозвенчатая конструкция траков, соединяемых резинометаллическими шарнирами, способствует движению по суше на высокой скорости и позволяет совершать длительные пробеги без замены гусениц. Перемещение на плаву происходит за счет реакции потока воды, направляемого нижними ветвями перематывающихся гусениц.

Увеличению скорости движения БМП-1 на плаву способствует конструкция крыльев машины со специальным направляющим аппаратом, который оборачивает поток, создаваемый верхними ветвями гусениц, в обратную сторону. Благодаря совершенству конструкции силовой передачи, гусеничного движителя и хорошей подвеске максимальная скорость БМП-1 по шоссе достигает 65 км/ч. Небольшое удельное давление на грунт создает ей повышенную проходимость по заболоченным и заснеженным участкам местности. БМП-1 оснащена орудием со спаренным пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и противотанковым ракетным комплексом, которые размещены во вращающейся башне. Гладкоствольное полуавтоматическое орудие позволяет поражать танки на удалении до 1300 м и фактически является противотанковым средством ближнего боя. Орудие может быть использовано также для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных открыто или в укрытиях легкого типа в пределах указанной дальности. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных выстрелов с кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами; они размещены в механизированной укладке боевого отделения машины. Поражение бронированных объектов на более значительных расстояниях производится противотанковыми ракетами с кумулятивной боевой частью. Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР в цель служит комбинированный бесподсветный прицел, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Наличие электрообогрева и пневмо-гидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду. Более полному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения в цель. Увеличение огневой мощи БМП-1 достигается за счет оборудования ее амбразурами и смотровыми приборами, позволяющими десанту применять оружие, не выходя из машины, с ходу и с коротких остановок. С этой целью в десантном отделении БМП-1 установлено восемь перископических смотровых обогреваемых приборов и оборудованы амбразуры с шаровыми установками для двух ручных пулеметов и шести автоматов. По бортам отделения БМП-1 имеются коробки, снаряженные пулеметными лентами и патронами. Кроме того, в машине размещается ручной гранатомет РПГ-7 с гранатами, использование которого возможно через открытые люки в крыше десантного отделения. При необходимости действовать вне машины оружие десанта легко вынимается из амбразур, а десантники могут скрытно покинуть машину через двери.

Экипаж БМП-1 вооружен автоматами АКМ, ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с патронами. Боевой расчет машины состоит из экипажа (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) и стрелков-десантников, составляющих мотострелковое отделение. БМП-1 располагает совершенными средствами защиты боевого расчета и оборудования от воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия, а также от пожара и затопления при повреждении корпуса на плаву. Машина оборудована также термодымовой аппаратурой для постановки дымовой завесы. Основой защиты боевого расчета и оборудования служит круговое бронирование машины. При ядерном взрыве система защиты обеспечивает автоматическую остановку двигателя, закрывание жалюзи, заслонки эжектора и клапанов вентиляторов башни и десантного отделения, остановку вентиляторов и нагнетателя, отключение электропривода башни и включение в магистраль подачи воздуха фильтра-поглотителя. После прохождения ударной волны механику-водителю следует включить нагнетатель, который обеспечивает подачу очищенного воздуха в обитаемые отделения под избыточным давлением. При обнаружении отравляющих или радиоактивных веществ система обеспечивает автоматическое закрывание заслонок вентиляторов и остановку их приводных двигателей, а также включение в воздухопроводы фильтра-поглотителя. Благоприятные условия обитаемости в машине созданы благодаря наличию в ней систем очистки и кондиционирования воздуха, а также благодаря возимым запасам продовольствия, воды и медикаментов. Хорошая амортизация БМП-1 и удобная конструкция рабочих мест боевого расчета, предусматривающая возможность приспосабливать их к эффективной работе в бою и к отдыху на марше, снижает утомляемость расчета в ходе ведения продолжительных боевых действий. Таким образом, высокие огневые и эксплуатационные возможности БМП наряду с эффективной защитой экипажа от воздействия различных видов оружия позволяют заключить, что мотострелковые подразделения оснащены надежной современной боевой машиной.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТТХ БМП-1

МаркаИндексПринципиальные отличия
БМП-1об.765Сп1 и Сп2 Базовая модель. Пушка 73 мм. Масса 12,6 т (Сп1) и 13 т (Сп2)
БМП-1об.765Сп3 В БК введен осколочный снаряд, масса 13,2 т
БМП-1Поб.765Сп4 ПТУР «Конкурс» вместо «Малютки», новое ППО
БМП-1ПГоб.765Сп8 Вариант БМП-1П с автоматическим гранатометом на крыше башни
БМП-1Коб.773Командирский вариант БМП-1. Доп. навигационная и радиоаппаратура
БМП-1ПКоб.773Командирский вариант БМП-1П. Доп. навигационная и радиоаппаратура
БМП-1Доб.765«Афганский вариант». Дополнительно АГС-17 «Пламя» и бортовые экраны
 

ФОТОГРАФИИ

 

© KorAx™.

 

Читайте также:

Боевая машина пехоты БМП-2

Понятие "пехота" в период до второй мировой войны прочно ассоциировалось с небольшими, поистине пешими скоростями передвижения войсковых соединений. И когда долговременные позиционные затишья вдруг сменялись атаками, то максимальная ...

ДАЛЕЕ Боевая машина 2T

Высокоманевренная скоростная гусеничная боевая машина 2Т предназначена для ведения глубокой разведки и диверсионных операций. Универсальный комплекс вооружения позволяет использовать машину в качестве эффективного противотанкового и зенитного средства. Конструкция ...

ДАЛЕЕ Боевая машина БМП-3

В эту машину невозможно не влюбиться, поговорка, что красивые самолеты красиво летают, а красивые машины красиво ездят, как нельзя кстати подходит для российской боевой машины пехоты последнего поколения БМП-3. А ...

ДАЛЕЕ Бронетранспортер БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск. Бронетранспортер БТР-80 оборудован десятью посадочными ...

ДАЛЕЕ

Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая машина 2T

Боевая машина БМП-3

Бронетранспортер БТР-80

worldweapon.ru

БМП-1 | lemur59.ru

Корпус БМП-1 сварен из стальных катаных броневых листов. Её особенностью является очень большой наклон лобовых плит, — верхняя броневая плита расположена почти горизонтально. Такой большой угол наклона увеличивает вероятность рикошета, что крайне важно при незначительной толщине брони (около 30 мм). Дополнительным элементом защиты служит волноотражательный щиток, лежащий на верхней лобовой плите. В корпусе имеется ряд отверстий, спереди - это люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, посередине — погон башни, сзади — люки (в крыше), лючки для монтажа стрелковых гнезд (по бортам), проём для большой двухстворчатой двери. Большинство из них закрывается крышками, часть которых выполнена из легких сплавов. Такое решение до некоторой степени ослабляет броневую защиту, но только в тех местах, поражение которых снарядом относительно маловероятно. К преёмуществам такого решения следует отнести уменьшение массы бронирования, что имеет большое значение для сохранения плавучести, и простоту обслуживания машины — все панели может снять один человек.

Стрелковые гнёзда в бортах БМП-1 прикрыты снаружи дополнительными крьшками каплеобразной формы, которые открываются изнутри с помощью ручек. Почти всю кормовую стенку занимают двери, подвешенные на петлях у боковых стенок корпуса и открывающиеся наружу. Таким образом обеспечивается частичная защита от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину солдат десанта. Кроме того, двери выполняют функцию топливных баков. На время ведения боевых действий рекомендуется отсоединить их от топливной системы и заполнить песком, чтобы обеспечить дополнительную защиту от огня противника и повысить пожарную безопасность.

Наружи к боковым стенкам корпуса крепятся экраны из легких сплавов, которые закрывают верхние ветви гусениц. При плавании они создают так называемый гидродинамический туннель, который играет важную роль в формировании движущей силы на воде.

В средней части корпуса установлена башня кругового вращения. Она изготавливается методом литья, после чего к ней приваривается крыша из катаной броневой стали. В крыше имеется люк, крышка которого открывается вперед и тем самым обеспечивает защиту находящемуся за ней члену экипажа.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя. Перед ним располагаются приборная доска, штурвал, три педали, рычаги и другие органы управления агрегатами машины. Управление трансмиссией осуществляется с помощью гидравлической системы, что сильно облегчает работу механика-водителя. Для наблюдения за местностью механик-водитель располагает тремя перископами, расположенными по окружности его люка, крышка которого поворачивается вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

Командир машины попадает на своё место, расположенное за креслом механика-водителя, через люк в корпусе. Крышка этого люка лежит на подшипниках и вращается на 360". Вместе с ней вращается универсальный прибор наблюдения ТКН-3 спаренный с инфракрасным прожектором, и два перископа. В распоряжении командира БМП-1 имеется развитая система средств связи.

В башне кругового вращения установлена гладкоствольная 73-мм пушка 2А28, спаренная с пулемётом калибра 7,62 мм. Пушка не стабилизирована, но оснащена электрическими приводами наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В вертикальной плоскости ствол пушки перемещается в пределах от -4' до +33°. Незначительный угоп снижения пушки обусловлен низкой башней и конструкцией передней части корпуса, что же касается угла возвышения, то он сравним с аналогичной характеристикой других боевых машин, имеющих подобное назначение или вооружение.

Боекомплект состоит из 40 реактивных снарядов. Когда снаряд покидает ствол пушки, включается реактивный двигатель, разгоняющий его до скорости 700 м/с. Пушка заряжается автоматически с помощью автомата заряжания. Магазин с боекомплектом размещается по окружности погона башни (снаряды стоят в вертикальном положении). Такое решение позволило наводить пушку на цель и вести огонь одному человеку — наводчику, который располагается слева от пушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве дополнительного вооружения на БМП-1 смонтирована пусковая установка противотанковых управляемых реактивных снарядов 9М14 "Малютка". Направляющая расположена перед башней (над пушкой) и механически связана с ней. Через специальный люк наводчик изнутри башни вручную устанавливает ПТУРС на пусковом рельсе. Подготовка пусковой установки к выстрелу занимает около 50 секунд. В полёте снаряд управляется по тянущемуся за ним проводу, который соединен с пультом управления. Наводчик корректирует полет ПТУРСа при помощи ручки напоминающей компьютерный джойстик. Обычно пульт управления ПТУРСами хранится под креслом наводчика. По причине отсутствия соответствующих приборов наблюдения и прицеливания, стрельба ПТУРСами возможна только в светлое время суток.

Помимо очевидных плюсов (нечувствительность к помехам, простота блоков связи) проводной способ наведения противотанковых реактивных снарядов на цель имеет не менее весомые минусы: ограничение дальности и скорости полета снаряда, задержка реакции снаряда на управляющий сигнал, невозможность установки на пусковую направляющую нового ПТУРСа до тех пор, пока первый не долетит до цели. Если не считать перечисленных недостатков, то противотанковые реактивные управляемые снаряды БМП-1 еще тогда имели внушительную эффективную дальность стрельбы — 3000 м. В состав возимого боекомплекта БМП-1 входят пять ПТУРС 9М14 "Малютка", один на пусковой направляющей. два в башне и два в корпусе. Для прицеливания и наблюдения за местностью впереди машины, наводчик имеет в своём распоряжении универсальный прибор с дневным и ночным каналами ТПН-22М1. Его дополняют четыре перископа. В ночное время прибор обеспечивает ведение наблюдения на расстоянии до 900 м. Измерение дальности осуществляется при помощи оптического дальномера, действие которого основано на оценке высоты наблюдаемой цели.

В кормовой части корпуса располагается десантное отделение, рассчитанное для перевозки пехотного отделения в составе из восьми солдат с полной выкладкой. По продольной оси машины тут установлен основной топливный бак, который одновременно служит спинкой для сидящих спиной к спине солдат.

Шесть десантников, занимающих места со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через предусмотренные для этой цели стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также располагает стрелковым гнездом и своим огнём может прикрывать машину с кормы. Последний десантник сидит у правой створки двери и имеет в своем распоряжении только перископ для наблюдения за местностью. Он является старшим десанта и поддерживает связь с командиром БМП.

На БМП-1 установлен многотопливный шестицилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения УТД-20, развивающий мощность 221 кВт при 2600 об/мин. При боевой массе машины около 13 тонн он даёт удельную мощность порядка 17,0 кВт/т и обеспечивает высокую подвижность БМП-1. Оригинально решён способ принудительного воздушного охлаждения силового отделения и радиатора. Фактором, обеспечивающим циркуляцию воздуха, является эжектор, входящий в состав выхлопной системы. Выхлопные газы, смешанные с воздухом, прошедшим через силовое отделение, выбрасываются наружу через решетку, которая находится на крыше корпуса с правой стороны, перед башней. Такое решение позволило также снизить температуру выхлопных газов.

Двигатель составляет один блок с коробкой передач и двумя планетарными механизмами поворота. Весь силовой агрегат крепится в трех точках, что облегчает его демонтаж и замену. Механическая двухвальная пятискоростная коробка передач отделена от двигателя многодисковым главным фрикционом. Картер коробки передач помимо своей основной функции играет роль маслобака системы смазки и управления. На верхней поверхности коробки смонтирован ряд механизмов системы управления, в том числе приводы переключения скоростей. В случае повреждения гидравлической системы, многие её функции дублируются аварийной пневматической системой.

Выполнение поворотов, равномерное прямолинейное движение и торможение обеспечиваются двумя планетарными механизмами поворота. Эти устройства выполнены на основе планетарной передачи и группы муфт и тормозов, управляющих их работой. Такой агрегат позволяет выполнять повороты с двумя установленными радиусами (первый — около 9 м, второй равен расстоянию между осями гусениц БМП-1), Для торможения и надежной остановки машины (например на склоне) применяются механические ленточные тормоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав ходовой части машины входят двенадцать независимо подвешенных опорных катков. Упругими эпементами подвески являются торсионные валы. Опорные катки с резиновыми бандажами крепятся на балансирах. С балансирами первых и последних подвесок взаимодействуют телескопические гидравлические амортизаторы. В конструкции подвески заметно явное стремление создателей ВМП уменьшить массу машины и в то же время увеличить выталкивающую силу при движении по воде. Балансиры почти по всей своей длине имеют внутреннюю полость. В то же время полости некоторых балансиров заглушены деревянными пробками с цепью образовании герметических воздушных камер. Интересна также конструкция опорного катка. Он сваривается из двух тонкостенных штампованных профилей ступицы и кольца с резиновым бандажом. Таким образом, внутри катка получается герметическая воздушная камера довольно большого обьема. Наличие такого количества пустот значительно повышает выталкивающую сипу на воде и в то же время обеспечивает требуемую жесткость диска катка при движении по суше. Направляющие колеса и механизмы натяжения гусениц расположены в задней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится механически изнутри десянтного отделения.

На БМП-1 применяются стальные мелкозвенчатые гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Каждый трак имеет два стальных пальца, концы которых у соседствующих траков соединяются замками. Этот способ широко распространён и применяется в конструкциях современных танков и других гусеничных боевых машин. К концам каждого трака приварены направляющие гребни. Верхняя ветвь каждой гусеницы закрыта экраном и опирается на три поддерживающих ролика.

БМП-1 преодолевает водные преграды вплавь. Движение на воде обеспечивается путем перематывания гусениц. Верхние ветви гусениц закрыты экранами которые образуют гидродинамические туннели. Разогнанные перематывающимися в них гусеницами, потоки воды ударяют в защиту ведущих колес, заставляя таким образом, машину двигаться. В то же время грунтозацепы нижних ветвей гусениц играют роль лопаток. На воде БМП-1 развивает скорость около 7 км/ч. Повороты выпопняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц, радиус поворота при этом достаточновелик. Перед входом машины в воду, с помощью пневмоприводов поднимаются волноотражающий щиток, расположенный в передней части корпуса, и воздухозаборная тpy6a для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обеспечения механику-водителю хорошей видимости (волноотражающий щиток закрывает обзор перед машиной), устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Чтобы обеспечить требуемую герметичность корпуса, солдаты десанта приводят в действие механизм доводки, который вжимает кормовые двери в их гнёзда.

БМП-1 оснащена автоматической системой пожаротушения, фильтровентиляционной установкой и системой обогрева обитаемых отделении машин пехоты.

Весьма перспективный вариант совершенствования вооружения БМП-1 предложен тульским конструкторским бюро. В соответствии с этим предложением предусматривается оборудовать БМП-1 одноместным боевым модулем "Кливер" с ракетно-пушечным комплектом вооружения и автоматизированной системой управления огнём. Данный комплекс включает в себя 30-мм автоматическую пушку, ПТРК нового поколения "Корнет" - с лазерно-лучевой системой управления, дальностью стрельбы до 5500 м, высокой помехоустойчивостью и бронепробиваемостью 11000—1200 мм, 7,62-мм пулемёт и автоматизированную систему управления огнём. "Кливер" обеспечивает поражение управляемой ракетой всех типов бронированных целей, включая современные и перспективные танки, оснащённые динамической защитой, инженepныe сооружения типа ДОТ. ДЗОТ и другие, на дальностях до 5500 м, а 30-мм автоматической пушкой — легкобронированной техники на дальностях до 2000 м и живой силы на дальностях до 4000 м. Модернизированная таким образом БМП-1 стала называться БМП-1М и по своей боевой эффективности в 5—7 раз превосходит предшественницу.

Исключительно удачная конструкция машины способствовала появлению большого числа модификаций и модернизации базовой модели. Можно сказать, что БМП-1 стала прародителем целого семейства боевых машин.

Тактико-технические характеристики БМП-1Боевая масса, т 13Экипаж, чел 3+8Габаритные размеры, мм.длина с пушкой вперед 6735ширина 2940высота до крыши башни 1924клиренс 370Бронирование противопульноеВооружение: 73-мм гладкоствольная пушка 2А28, 7.62-мм пулемёт ПКТ, ПУ ПТУРС 9М14М «Малютка»Боекомплект, 40 выстрелов, 2000 патронов. 4 ПТУРСДвигатель УТД-20, многотоливный 6-цилиндровый У-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 221 кВт при 2600 об/минУдельная мощность двигателя. кВт/т 17,0Удельное давление на грунт, Мпа 0.061Максимальная скорость по шоссе, км/ч 65Запас хода по шоссе, км 600Запас топлива, л 460Преодолеваемые препятствия:высота стенки, м 0,7ширина рва. м 2,7глубина брода, м плавает

 

 

lemur59.ru


Смотрите также