ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Танк "Абрамс": конструкция и особенности. Двигатель абрамса


Танк "Абрамс": конструкция и особенности

Название «Абрамс» танк получил в честь генерала, который воевал во Вьетнаме. Он является основной боевой машиной США. «Абрамс» оснащен сложной системой защиты от различных разновидностей оружия массового поражения. В случае необходимости поступающий в танк воздух очищается от вредных веществ фильтрационной установкой и подается к маскам экипажа. Ещё одним средством защиты является создание избыточного внутреннего давления в машине для предотвращения попадания в нее радиоактивных пылевых частиц и отравляющих веществ. Танк «Абрамс» оснащен аппаратурой химической и радиационной разведки. В случае понижения температуры экипаж может воспользоваться обогревателями.

Танк Абрамс

Машина оснащена радиостанциями для внешней и внутренней связи. Для качественного обзора по периметру башенки командира установлено 6 перископов. Цифровой баллистический вычислитель очень точно рассчитывает угловые поправки. Все необходимые параметры он получает от лазерного дальномера в автоматическом режиме. Данные о типе боеприпаса, температуре заряда, износе ствольного канала, давлении, а также различные поправки на согласование вводятся вручную. Танк «Абрамс» отличается наличием большого количества электроники и высоким уровнем компьютеризации. Боевая машина оборудована аппаратурой предупреждения об облучении лазером.

После того как цель будет обнаружена и распознана, наводчик направляет на неё лазерный дальномер, значение которого отображается также в прицеле командира машины. Затем он выбирает тип боеприпаса, а заряжающий готовит орудие к выстрелу. Все остальные данные вводятся баллистическим вычислителем. После этого танк «Абрамс» может открыть огонь.

Абрамс танк

Моторное и трансмиссионное отделение находится в кормовом отсеке боевой машины. Двигатель газотурбинный. Это позволяет выиграть в объеме и массе, а также увеличить ресурс работы мотора. Однако существуют такие минусы, как сложность очистки воздуха и высокий расход топлива. Танк «Абрамс» может разогнаться до скорости 30 км\ч всего за несколько секунд.

Боевая машина оснащена 120-мм гладкоствольным мощным орудием. Боекомплект – 34 снаряда. Из-за того, что у орудия высокий темп стрельбы и точность, огневая мощь танка очень высокая. «Абрамс» создавали не как средство прорыва, а как противотанковую машину, которая должна была остановить или задержать танковые войска СССР в Европе. Конструкция танка на первых порах разрабатывалась совместно с ФРГ. Первые модификации боевой машины имели многослойную броню из композитных материалов британской разработки. Более поздние варианты танка «одеты» в броню, созданную с применением такого материала как уранокерамика.

Конструкция танка

Башня боевой машины имеет внутреннюю и наружную бронеплиты, которые соединены между собой ребрами жесткости. Между ними заложены специальные пакеты бронирования, которые состоят из металлических и других компонентов. При относительно небольшой толщине данные пластины способны эффективно разрушать струи кумулятивных боеприпасов. В их состав тоже входит уран.

fb.ru

Общая оценка основного танка M1 Abrams

В отечественных источниках оценка танка «Абраме» дается обычно в сравнении с советским танком Т-80. Само по себе это неудивительно — эти танки почти ровесники, Т-80 был принят на вооружение всего на 4 года раньше «Абрамса». Но самое главное, это единственные в мире серийные танки, оснащенные газотурбинной силовой установкой. Так что сравнение их в этой книге выглядело бы вполне логично, но делать этого не хочется. И вовсе не потому, что автору нечего сказать по этому поводу. Сказать-то как раз есть чего, особенно на фоне многих, мягко говоря, не совсем объективных сравнений, для которых характерна «ловля блох» у «Абрамса», а у Т-80 совсем наоборот. Словом, один зеленый и в пупырках, а другой — белый и пушистый. Дабы не слыть голословным хотелось бы проиллюстрировать такой подход на следующем примере. В главе «Кто лучше» в уже не раз цитировавшемся спецвыпуске «Танкомастера» можно прочитать следующее:

«Меньшие размеры Т-80У, а он короче М1А1 почти на метр, ниже на 0,20 метра и уже на 0,30 метра делает его менее заметным на поле боя. Меньшая длина Т-80У объясняется тем, что его силовая установка, также расположенная продольно, не имеет теплообменника.

Двигатель ГТД-1250 танка Т-80У меньший по размерам и легче почти на 100 кг. Лучшая система воздухоочистки позволила добиться на ГТД-1250 высокой степени очистки воздуха (98,5%). Она снабжает воздухом двигатель и сопловый аппарат турбины высокого давления, а также направляет его на обдув агрегатов МТО, в полости передней коробки приводов и первой опоры компрессора низкого давления. Этим достигается герметизация МТО от пыли. Наличие ВЗУ (воздухозаборного устройства) с входным окном, находящимся на высоте 2 метров, позволяет питать двигатель гораздо более чистым воздухом, снимая нагрузку на воздухоочиститель, а установка дополнительного жесткого насадка, входящего в комплект танка, увеличивает эту высоту до 3,5 метра. Все это стало возможным благодаря конструктивным особенностям танка Т-80У. На М1А1 из-за наличия  развитой кормовой части башни, под которой располагается крыша МТО с системой воздухопитания, установка ВЗУ невозможна и из-за несколько меньшей возможности по очистке воздуха, в сравнении с Т-80У, американский танк сложнее эксплуатировать в условиях пустыни».

Что тут можно сказать? На первый взгляд все правильно, но если копнуть поглубже, то не все так очевидно. Сразу удивляет пассаж по поводу заметности. Это весьма расхожий тезис, но на самом деле влияние меньших размеров танка на его непоражаемость вещь весьма и весьма относительная. Никакой прямой зависимости тут нет, как нет и статистики по влиянию этого фактора. Во всяком случае он мало работал уже в годы Второй мировой войны (автору, например, не приходилось слышать, чтобы танк Т-60 из-за своих малых размеров поражался реже, чем «Тигр»), а в наши дни в условиях применения высокоточного оружия и вовсе не имеет никакого значения.

Теперь что касается размеров двигателя и МТО. И двигатель и МТО у Т-80 действительно меньше, чем у «Абрамса», но за счет чего? В стремлении получить приемлемые габариты силовой установки Т-80 (было необходимо вписаться в общие габариты Т-64/Т-72) танковые конструкторы были вынуждены применить одноступенчатый, необслуживаемый (бескассетный) воздухоочиститель с большим пропуском пыли (по разным данным — до 2 — 3%), так как двухступенчатые воздухоочистители, используемые во всех без исключения танках мира, по сравнению с бескассетными существенно больше по габаритам и требуют периодического обслуживания. В числе других конструктивных мер по сокращению объе-

ма силовой установки танка Т-80 разработчикам пришлось отказаться и от использования теплообменников, позволяющих улучшить топливную экономичность ГТД. Для получения минимальной длины двигателя была применена конструкция турбокомпрессора по двухкаскадной схеме, состоящей из двух центробежных компрессоров, приводимых во вращение одноступенчатыми осевыми турбинами.

Объем МТО танка «Абраме» составляет 6,8 м3 (у Т-80У - 3,15 м3). Это обусловлено применением ГТД с осевыми компрессорами и теплообменником, а также двухступенчатого воздухоочистителя, объем которого составляет около 2 м'. Воздухоочиститель оснащен барьерным фильтром, способным практически полностью исключить пропуск пыли в двигатель. При эксплуатации «Абрамса», правда, требуется частое обслуживание фильтра, что реально ограничивает подвижность танка в условиях высокой запыленности воздуха.

Не совсем понятно, почему при очистке 98,5% поступающего в двигатель воздуха двигатель Т-80У лучше по воздухо-очистке, чем AGT-1500 «Абрамса», обеспечивающий 100% очистку воздуха. Что касается ВЗУ, то оно эффективно работает только при положении башни танка «на 12 часов», то есть вдоль продольной оси вперед. В других положениях ВЗУ просто не перекрывает окна воздухопри-тока в крыше МТО.

Удельный расход топлива двигателя AGT-1500 существенно меньше, чем у ГТД-1250 — 202 г/л.с.-ч против 240 г/л.с..ч, что в итоге обеспечивает 60-тон-ному «Абрамсу» запас хода в 395 — 440 км против 350 км у 46-тонного Т-80У. Чтобы добиться аналогичного показателя на крышу МТО Т-80У необходимо устанавливать три 200-литровые топливные бочки. В связи с муссирующейся темой о якобы высокой пожароопасности «аб-рамсов» отметим, что в бочках этих содержится не относительно безопасное дизтопливо, а авиационный керосин. Наверно поэтому так мало войсковых фотографий «восьмидесяток» с этими бочками — похоже, в войсках их просто избегали устанавливать. Для «Абрамса», кстати, дополнительные наружные топливные баки вообще не предусмотрены.

Такова цена вдвое меньшего по размеру силового отделения. Увы, таких примеров можно привести довольно много.

Лукавят отечественные авторы, ох как лукавят. Конечно, проще и патриотичнее объявить, что наш танк лучше. По той простой причине, что он наш. По той простой причине, что наши танки лучшие в мире. Правда при этом будет сложно ответить на вопрос — кто еще кроме нас самих так считает? Объективная оценка требует много времени и сил, а результат может оказаться не слишком хорошим. Проще перечислить недостатки «вражеского» танка и не заметить не меньшее количество огрехов у своего. Как не заметить, в общем-то, безрадостного итога: «плохой» «Абраме» рассматривается армией США как основной боевой танк на период до 2040 года, а «хороший» Т-80 в ближайшее время будет снят с вооружения Российской армии, как бесперспективный. То есть, официально признано, что резерв по его модернизации исчерпан.

Тут, правда, закономерен вопрос — а чем, собственно, Т-90 лучше? Его резерв модернизации разве не исчерпан? Что еще можно сделать в рамках его конструкции, компоновки, габаритов, наконец. Ну, заменили литую башню сварной, поставили французский тепловизор, двигатель большой мощности,

внесли еще кое-какие усовершенствования. Но все это не модернизация на перспективу, это доведение танка Т-72 до более или менее приемлемого уровня, соответствующего стандарту конца XX века. Ну а что дальше? Дальше нужен новый танк. Если ведущие западные танкостроительные державы могут себе позволить ограничиться модернизацией существующих образцов, то у России такой возможности нет. В связи с этим стоит задаться вопросом — почему так получилось? Почему российское (советское) танкостроение, по сути, зашло в тупик?

Чтобы ответить на этот вопрос придется отмотать пленку времени довольно далеко назад, до времен Второй мировой войны. Да, да, все началось именно тогда! Если не вдаваться в подробности, то можно констатировать, что к концу войны основные страны-участницы вышли на двухтанковую структуру своих танковых войск. Особенно четко она выглядела у СССР — средний Т-34-85 и тяжелый

ИС-2. У США в спарку средний «Шер-ман» и тяжелый М26 «Першинг» затесался легкий танк М24 «Чаффи». Самое удивительное, что наиболее смазанный вид двухтанковая структура имела у ее родоначальников — немцев. По ряду причин, в нашем случае непринципиальных, к концу войны в двухтанковой схеме Вермахт имел три танка: два средних — Pz.IV и «Пантеру», и тяжелый «Королевский тигр». Но это по немецкой классификации. Если же взглянуть на это по другому и не учитывать «Королевский тигр», как у американцев М24, то немецкая двухтанковая схема это как раз Pz.IV и «Пантера». Под «занавес» войны двухтанковая структура начала складываться и в Великобритании. Не по классификации, а по сути там тоже образовался дуэт — «Комета» и «Центурион». Впрочем, двухтанковая схема после окончания войны просуществовала недолго. Везде, кроме СССР.

Что касается Германии, то тут все ясно — двухтанковая структура исчезла вместе с танками. А вот в США и Великобритании в конце 1940-х годов тяжелые танки 40-тонного класса М26 и «Центурион» переклассифицировали в средние, а от средних танков 30-тонного класса («Шерман» и «Комета») отказались. В дальнейшем танкостроение в этих странах, не сворачивая, шло по пути развития танка 40-тонного класса, создав на его базе и основной боевой танк. Имело место лишь одно очень краткое отступление от генеральной линии — в конце 1950-х годов были созданы тяжелые танки М103 (США) и «Конкерор» (Великобритания). Но от этих машин быстро отказались, окончательно дав дорогу основному танку. В остальных западных странах либо шли по тому же пути, порой перепрыгивая через этапы, либо экспериментировали, пытаясь создать ОБТ 30-тонного класса, как, например, ФРГ и Франция. Но закончили все одинаково. Если рассматривать страны-про-изводители танков, то все они в конечном итоге встали на путь США и Великобритании. Исключение составляют лишь «лицензионные» страны, такие как Китай и Индия.

Ну и, конечно, как всегда только мы пошли своим путем. В Советском Союзе не стали переклассифицировать ИСы в средние танки, а сохранили их в качестве тяжелых. Средние же танки продолжали создавать в 30-тонном классе. Более того, двухтанковую структуру сохраняли

дольше всех — вплоть до середины 1970-х годов (сколько в этой структуре было типов танков — отдельная песня!). Наконец от тяжелого танка отказались, а линию ОБТ повели от средних танков. Ситуация усугубилась неуемным желанием отдельных представителей промышленности создать самый-самый танк. То есть лучше других бронированный и вооруженный, самый быстрый и проходимый, но при этом самый маленький. Но чудес не бывает. Как мы уже убедились на примере Т-80, за все надо платить. Стремление уменьшить забронированный объем привело к тому, что в этом объеме уже ничего нельзя разместить. Вот и напоминают российские танки новогоднюю елку: все, что у западных машин за броней, у наших — на броне. Характерный пример в этом отношении украинскийОБТ«Оплот-М», продемонстрированный в 2009 году. Отличительной чертой экстерьера этого танка является панорамный прицел командира, этакая «пирамида Хеопса» на крыше башни. Причем, размеры этого прицела примерно аналогичны таковому у «Абрамса». Но у «Абрамса» 2/3 прицела находится под броней, а у «Оплота» — 2/3 над броней, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Под броней у «Оплота» места нет, башня у него от Т-80УД, а значит такая же по объему, как и у российских танков. Попытка оснастить аналогичным прицелом, например, Т-90 приведет к тому, что и он получит свою «пирамиду Хеопса». И можно сколь угодно долго рассуждать о теоретических преимуществах наших танков в связи с наличием у них системы оптико-элект-ронного подавления «Штора», но практически их можно лишить этого преимущества одной пулеметной очередью.

Где же выход? Да, в общем-то, он лежит на поверхности. Просто надо честно признать, что своим путем зашли не туда (не первый случай, кстати) и создавать новый танк, такой же, как у всех. Судя по всему, понимание в этом вопросе и у военных, и у разработчиков есть. Иначе не появился бы на выставке в Омске в 1999 и 2001 годах танк «Черный орел». Понятно, что это был не более чем ходовой макет. Но идея-то в целом правильная. Что будет дальше, посмотрим.

Ну а пока танку Т-80, как, впрочем, и другим российским танкам, лучше не идти в бой против «Абрамса». Лучше идти в бой вместе с «Абрамсом». Что, в общем-то, не исключено.

techno-story.ru

Военное дело - Абрамс (танк)

M1 Abrams История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
изображение
Классификация основной боевой танк
Боевая масса, т М1А1 — 57,15 т; М1А2 — 61,3 т
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Годы производства с 1980
Годы эксплуатации с 1981
Количество выпущенных, шт. 10 700
Основные операторы Соединённые Штаты Америки Египет Саудовская АравияКувейт Австралия
Длина корпуса, мм 7917
Длина с пушкой вперёд, мм 9766
Ширина корпуса, мм 3658
Высота, мм 2885
Клиренс, мм 480
Тип брони катаная стальная и комбинированная, противоснарядная
Калибр и марка пушки 105-мм M68 (начиная с M1A1 — 120-мм М256)
Тип пушки нарезная (начиная с M1A1 — гладкоствольная)
Длина ствола, калибров 50,92 (начиная с M1A1 — 44)
Боекомплект пушки M1 — 55 (начиная с M1A1 — 42)
Углы ВН, град. −10…+20
Прицелы перископический монокулярный GPS со встроенным лазерным дальномером, телескопический M920, монокулярный M919
Пулемёты 1×12,7-мм M2HB, 2×7,62-мм M240
Тип двигателя газотурбинный
Мощность двигателя, л. с. 1500
Скорость по шоссе, км/ч M1 — 72; M1A2 — 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч 48,3
Запас хода по шоссе, км 410
Удельная мощность, л. с./т 24,5
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² М1 — 0,93; М1А1 — 0,97; М1А2 — 1,07
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 1,2
Преодолеваемый ров, м 2,7
Преодолеваемый брод, м 1,2 (2,3 с ОПВТ)
M1 Abrams — основной боевой танк США. Серийно выпускается с 1980 года. Стоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта и Австралии. Назван в честь генерала Крейтона Абрамса.

История создания и производства

М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счету программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803 завершились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались чрезмерно дорогими и сложными. Также не оправдала себя концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, планируемой для установки на танках MBT-70/XM803.

Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, началась сразу же после закрытия программы ХМ803 в конце 1971 года. Для снижения технологического риска новый танк решено было делать по классической схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве основного вооружения. На роль последней рассматривались нарезная 105-мм пушка M68, британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкоствольная пушка. 110-мм пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного превосходства над 105 мм. Вариант с 120-мм посчитали рискованным, поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью последующей замены на 120-мм.

В качестве силовой установки рассматривались американский дизель воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70), немецкий дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873) и американский газотурбинный двигатель AGT-1500. Мощность всех двигателей была 1500 л.с. Изначально военные отдавали предпочтение дизелю, но в конце 1970-х их симпатии сместились в сторону ГТД.

Согласно первоначальному техническому заданию, танк должен был удерживать 115-мм бронебойный снаряд с расстояния 800 м, цена должна была быть 400 тыс. долларов в ценах 1972 года (по сравнению с 339 тыс. для М60А1 и 611 тыс. для XM803), а масса — 45 тонн. Вскоре стало ясно, что с этими ограничениями не удастся обеспечить требуемую защиту, поэтому лимит был повышен до 500 тыс. долларов и 55 тонн соответственно.

В мае 1973 года компании Крайслер и Дженерал Моторс подали свои конкурсные заявки и 28 июня того же года с компаниями был заключен контракт на постройку прототипов для совместных испытаний. В начале июля представители Дженерал Моторс и Крайслера посетили Англию для знакомства с разработкой композитной брони «Чобхэм». В результате визита обе фирмы внесли изменения в свои проекты, с целью адаптации новой брони. Ещё одно существенное изменение в проекте стало результатом опыта, полученного в ходе израильско-арабской войны 1973 года. Было решено отказаться от 25-30-мм спаренной автоматической пушки «Бушмастер» в пользу 7,62 мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.

Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные — торсионной. В качестве двигателя был выбран дизель AVCR-1360 (развитие AVCR-1100). Место водителя находилось в передней левой части корпуса, справа от него размещалась боеукладка. Дополнительная боеукладка размещалась в нише башни и была оснащена броневой перегородкой и вышибными панелями.

Прототип Крайслера оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной подвеской. Силовая установка — ГТД AGT-1500. Водитель был размещён строго по продольной оси, с обеих сторон от него размещались топливные баки. Основная боеукладка была в нише башни, также за броневой перегородкой и с вышибными панелями.

Совместные испытания проходили с 31 января по 7 мая 1976 года. Выяснилось, что оба танка соответствовали требованиям для нового танка. С сентября по декабрь 1976 года в США также проходили испытания Леопарда 2 AV, оснащённого 105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые качества, надежность и точность стрельбы. Однако он был дороже и несколько уступал американскому танку в броневой защите и размещению боеукладки. Поэтому было решено не принимать его на вооружение.

После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков (установочной партии из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во второй). Дженерал Моторс предложила более низкую цену (208 млн долларов против 221 млн у Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе, тогда как армия предпочитала ГТД. Дженерал Моторс было предписано разработать вариант с ГТД, а Крайслеру — с дизелем, также было предписано подготовить танки для лёгкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер внес дополнительные изменения в проект, повысившие шанс на успех: улучшил конфигурацию композитной брони, оснастил специальной броней также и маску орудия. В целях снижения цены командир был оснащён отводом от прицела наводчика вместо независимого прицела (упрощённый прицел наводчика).

12 ноября 1976 года было объявлено о выигрыше варианта Крайслера с ГТД. Им удалось снизить цену контракта до 196 млн долларов. В то же время цена Дженерал Моторсовского контракта после установки ГТД возросла до 232 млн (дизельные варианты обеих фирм после внесённых изменений стоили соответственно 174 и 186 млн). Таким образом, окончательный вариант танка стоил 422 тыс. долларов за единицу против 432 тыс. за М60А3 (все цены в долларах 1972 года).

Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Крайслер изготовила 11 опытных образцов танка ХМ1 с внесёнными изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по сентябрь 1979 года, ОТ-II — с апреля 1978 по февраль 1979 года.

Ещё до завершения второго этапа в мае 1978 года Пентагон утвердил постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной церемонии 28 февраля 1980 года. Тогда же танк получил название «Абрамс» в честь генерала Вьетнамской войны Крейтона Абрамса. Третий этап испытаний технических и войсковых испытаний проходил соответственно с марта 1980 по сентябрь 1981 года (DT-III) и с сентября 1980 по май 1981 года (ОТ-III). 17 февраля 1981 года танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение армии США.

В 2006 году кинокомпания National Geographic сняла документальный фильм о заводах по производству танков Абрамс.

Модификации

M1A2SEP в городе Талль-Афар. Ирак, февраль 2006
  • M1 (1980) — базовая модель. 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов.
  • IPM1 (1984) — усилено лобовое бронирование корпуса и башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введен электроспуск ЗПУ.
  • M1A1 (1985) — 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40 снарядов, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.
  • M1A1HA (1988) — усилено бронирование башни.
  • M1A1HC (1990) — доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.
  • М1А1НА+ (1991) — аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни.
  • М1А1D (2000) — боевая информационно-управляющая система FBCB2.
  • M1A1AIM — модернизация ранее построенных танков. Тепловизор второго поколения для наводчика, безопасный для глаз лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, система управления войсками FBCB2, телефон для связи с пехотой.
  • M1A2 (1992) — независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование. Боекомплект 42 выстрела к орудию.
  • M1A2SEP (2000) — в прицелы командира и наводчика введены тепловизионные камеры 2го поколения (технология SADA II), установлена система управления войсками FBCB2. Усилено бронирование. Введен кондиционер.
  • M1A2TUSK — установлен «Tank Urban Survival Kit» — «танковый городской спасательный комплект» — дополнительные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, а также второй зенитный пулемет М-240 и телефон для связи с пехотой.

Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций M1
M1 M1IP M1A1 M1A1HA M1A2 M1A2SEP
Размеры
Боевая масса, т 54,4 55,3 58,9 61,3 62,1 63,0
Масса пустого танка, т 51,2 52,1 55,7
Длина, м 7,92
Длина с пушкой, м 9,77 9,83
Ширина, м 3,66 3,65
Высота, м[сн 1] 2,89
Бронирование
Тип комбинированной брони
Эквивалентная толщина лба корпуса, мм 600 650 650
Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса(БПС), мм 370 450 450 450
Борта корпуса, мм 57(25 до МТО) 57(25 до МТО) 57(25 до МТО) 57(25 до МТО) 57(25 до МТО)
Корма корпуса 20 20 20 20 20
Эквивалентная толщина лба башни, мм 700 800 800
Эквивалент по стойкости лобовой брони башни(БПС), мм 450 500 500 580
Борта башни
Корма башни
Крыша, мм 70 70 70 70 70
Днище
Вооружение
Пушка 105-мм M68A1 120-мм M256
Прицельный комплекс наводчика
Прицельный комплекс командира
Система управления огнём
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2 HB2 × 7,62-мм M240
Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов 55 / 900 / 11 400 40(из них 17 первой очереди, т.е могут быть использованы в бою) / 900 / 11 400
Подвижность
Двигатель ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 (1232) л.с.
Удельная мощность, л.с./т 27,6 (22,6) 27,1 (22,3) 25,5 (20,9)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 72 67
Средняя скорость по просёлку, км/ч
Запас хода по шоссе, км 440 465
Запас хода по просёлку, км
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,93 0,95 1,01
Преодолеваемый ров, м 2,74
Преодолеваемая стенка, м 1,24
Преодолеваемый брод, м 1,22 (2,29 с ОПВТ)
ДАЛЕЕ

voinanet.ucoz.ru

Военное дело - Абрамс продолжение

Описание конструкции

Abrams Tank at the Dona Anna Range.jpg

Танк выполнен по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Броневой корпус и башня

габариты лобовых деталей танка M1A1 «Абрамс»

Корпус и башня — сварные. В их передних частях применено многослойное пассивное бронирование, подобное английской броне «чобхэм», используемой на танках «Челленджер». Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82°) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа.

В 1989 г. проводился обстрел M1A1HA (heavy armour) с урановой броней, выдержки из приложений Е и С. 

Целью обстрела была оценка концентрации урановой «пыли» внутри и снаружи M1A1HA, при попадании различных видов снарядов.

Семь тестов: 120мм ОБПС(обедненный уран) ,120мм ОБПС(вольфрам), 120мм БКС, 100мм ОБПС, ПТ мина, ПТУР, 120мм ОБПС.

В результате продолжительного обстрела фрагменты уранового бронирования (heavy armour) были разбросаны на дистанцию 76 метров.

В ходе последнего теста № 7(ПТУР) в танке возник пожар, уничтоживший его.

Команда экспериментаторов так же отметила, что во время пожара снаряды из забашенной ниши вывалились в боевое отделение, где и сгорели.

В трех последних тестах лобовая броня была пробита.

Раздел С2.2 позволяет оценить заброневое действие после того, как в итоге броня была пробита.

Датчики отключились вскоре после пробития. Пожар в последнем тесте привел к их полному уничтожению.

Однако выводов о защите на основании этого теста сделать невозможно: обстрел являлся довольно продолжительным, и лобовая броня была пробита после нескольких предварительных попаданий, не преодолевших, но ослабивших ее. Целью обстрела являлось выяснение распространения урановых фрагментов, но не стойкости брони.

Вооружение

Заряжающий танка заряжает пушку

Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В боекомплект входят 55 унитарных снарядов с металлической гильзой 5 видов: бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном М735, М774, М833, М900, кумулятивные снаряды М456А1 и М456А2, бронебойно-фугасный М393А2, с готовыми стреловидными поражающими элементами М494 и дымовой М416 (на основе белого фосфора).

Основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55) размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Остальные выстрелы хранятся в изолированном отсеке в корпусе танка (8 штук) и в бронированном контейнере на полике башни перед заряжающим (три).

Начиная с 1985 года на танках «Абрамс» устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall 120) также стабилизированная в двух плоскостях. В боекомплект входят унитарные снаряды с частично сгораемой гильзой: оперённые бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном М829, М829А1, М828А2, М829А3, кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908, с готовыми шариковыми поражающими элементами М1028.

В связи с большим диаметром гильз 120 мм выстрелов боекомплект сокращён до 40 (42 на М1А1НС и М1А2): 34 в нише башни (36 на М1А1НС М1А2) и 6 в корпусе танка; укладка на полике башни отменена.

Sabot separating.gif

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётом М240, спаренным с пушкой, вторым таким же пулемётом, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулемётом М2, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект 11.400 патронов калибра 7,62-мм и 1000 патронов калибра 12,7-мм. На бортах башни установлены два 66-мм шестиствольных гранатомётов М250 (четыре четырёхствольных гранатомёта М257 на танках М1А1 и М1А1НС корпуса морской пехоты) для поставки дымовых завес.

СУО и приборы наблюдения

Танковый городской спасательный комплект

На М1 «Абрамс» установлена достаточно современная система управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика GPS встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Дневной канал имеет две кратности увеличения 3 и 10. Поле зрения стабилизировано в вертикальной плоскости. Имеется также вспомогательный телескопический нестабилизированный прицел М920 с 8-кратным увеличением. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика. Также у командира имеется трёхкратный нестабилизированный перископический прицел М938 для стрельбы из 12,7-мм пулемёта, установленный во вращающейся башенке. Для кругового обзора по периметру командирской башенки также установлены 6 перископов. Электронный баллистический вычислитель выполненный на твёрдотелых элементах, с высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. В него автоматически вводятся значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки. Кроме того, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

На М1А2 перед люком заряжающего установлен панорамный тепловизионный стабилизированный прицел командира CITV. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. Прицел М938 ликвидирован. Основной прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях, лазерный дальномер заменён на более совершенный, работающий на углекислом газе. Также тепловизионный прибор ночного видения установлен у механика-водителя (вместо ЭОП).

Усовершенствованию подверглась бортовая аппаратура. Внедрена танковая информационно-управляющая система (ТИУС) IVIS, инерциальная навигационная система, новая радиостанция. Отдельные электронные системы связаны между собой через шину данных MILSTD 1553D.

Так как ТИУС IVIS оказалась крайне неудачной, на модели М1А2SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2. Кроме того, М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира; навигационная система дополнена приёмником NAVSTAR. FBCB2 также устанавливается при модернизации M1A1 по программе AIM.

Двигатель

Установка двигателя в M1A1

Газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч.

Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Основными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем).

AGT-1500 является трёхвальным двигателем с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, свободной силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине 1193 °C. Редуктор, размещённый внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Двигатель обеспечивает танку М1 «Абрамс» высокую приёмистость — до скорости 30 км/ч танк разгоняется за 6 с.

С середины 1990-х началось массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ). ВСУ имеет мощность 5,6 кВт и размещается в бронированном ящике, установленном в корзине башни.

Также ВСУ является уязвимым местом. Бронированный ящик имеет недостаточную толщину стенок и пробивается пулеметным патроном, что приводит к возгоранию ВСУ, а затем и газотурбинного двигателя.

Трансмиссия

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison X-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.

Ходовая часть

Ходовая часть танка включает по семь опорных катков с внешней амортизацией и два поддерживающих ролика на каждую сторону, торсионную подвеску и гусеницы с резинометаллическим шарниром и резиновыми башмаками. Ширина гусениц — 635 мм, длина опорной поверхности — 4575 мм. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Диаметр катков — 635 мм. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Пробег оригинальных гусениц Т156 с интегрированными(несъёмными) резиновыми башмаками составлял 1100—1300 км, что было намного меньше первоначальных требований в 3200 км. Гусеницы Т156 аналогичны по конструкции с гусеницами Т97 танков М60. Новые гусеницы Т158 со съёмными резиновыми башмаками и обрезиненной беговой дорожкой имеют гарантированный пробег в 3360 км, хотя и тяжелей на 1360 кг.

Машины на базе «Абрамса»

На вооружении

Боевое применение

«Абрамс», уничтоженный в ходе боевых действий. Ирак

Оценка машины

Уязвимые места танка

По данным сайта btvt.narod.ru, применение танка в Ираке выявило целый ряд его недостатков. Утверждается, что лобовая броня является довольно прочной, но боковая, верхняя и задняя уязвима для любого гранатометного огня. Со ссылкой на неназываемых зарубежных специалистов сайт сообщает, что реактивные гранаты РПГ-7В с вероятностью 55 % поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками; с вероятностью 70 % — в крышу башни (однако не указан угол обстрела). Также следует отметить,что для применения 12,7 мм пулемета, смонтированного на башне, следует открывать люк, при этом у ведущего огонь из пулемета в значительной степени открыта верхняя половина тела.

Потери

Согласно приведенным генерал-майором Т. Такером сведениям, по состоянию на февраль 2005 г. повреждения различных степеней тяжести получили 70% танкового парка из 1135 «Абрамсов», развернутых в Ираке; из них 80 машин оказались повреждены тяжело, и для капитального ремонта их потребовалось отвезти на завод-изготовитель; в свою очередь из них 17 было оценено как не подлежащие восстановлению. Таким образом, безвозвратные потери составили порядка 20% от поврежденных танков.

По некоторым данным, через год, в феврале 2006 г., число уничтоженных в Ираке М1 всех модификаций увеличилось до 20.

Цена

Средняя балансовая цена танка в модификации М1А2 составляет около 6 миллионов долларов США (данные на 1999 год).

В то же время, закупочная стоимость танка значительно ниже: так, вновь построенные M1A1 SA, поставляемые в ВС Ирака, были оплачены производителю из расчета 1,4 млн доллара за машину; для Австралии M1A1 AIM с более совершенной комплектацией, однако полученные из запасов армии США, обошлись в 1,18 млн за каждый танк.

Стоимость капитального ремонта с глубокой модернизацией по программе Abrams Integration Management, включающей установку АСУ FBCB2, новых тепловизионных камер, модернизацию брони и т. д., составляет 0,7-1 млн долларов. Стоимость наиболее комплексной модернизации до уровня M1A2 SEP, включающую замену боевого отделения целиком, в разные годы колебалась от 1,4 до 2,6 млн долларов.

voinanet.ucoz.ru

Серийное производство и модернизация танка Абрамс

Темпы сборки новых танков значительно отставали от запланированных. Так, к 5 ноября 1981 года армия получила 203 машины из 352 заказанных. Одной из причин такого отставания от плана поставки являлась неподготовленность фирм-поставщиков к крупносерийному производству двигателей и электроники, главным образом из-за нехватки квалифицированных специалистов, необходимых при расширении производства. В результате запланированный темп сборки двигателей — 30 в месяц был достигнут только к июлю 1981 года. Но даже в конце 1981 года, когда фирма Lycoming уже изготавливала 30 двигателей в месяц, они поступали на сборочный танковый завод неритмично, не по одному в день, как это предусматривалось, а ближе к концу месяца. Для устранения этих недостатков к производству «Абрамса» пришлось привлечь гиганта американской индустрии компэнию General Dynamics. Ее дочернее предприятие Land Systems Division в марте 1982 года приобрело танковое производство и все права на дальнейшую модернизацию танка «Абраме». В итоге темп выпуска танков к ноябрю 1982 года возрос до 60 единиц, а в январе 1985 года достиг своего пика — 90 машин в месяц. Всего же до января 1985 года было изготовлено 2374 танка Ml.

Модернизация «Абрамса» началась вскоре после начала его серийного производства в рамках так называемой программы Block I. Толчком к ее проведению послужила Ливанская война 1982 года и сведения, поступившие от израильтян, о новых советских подкалиберных снарядах. Результатом первого этапа программы стал танк IP Ml (IP — Improved Product — усовершенствованный продукт), появившийся в 1984 году и получивший усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новую гусеницу Т156 и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни. Боевая масса составила 55,55 т. Всего с октября 1984 года по май 1986 года было изготовлено 894 танка IP Ml

В августе 1984 года на вооружение был принят танк М1А1. Главным его отличием стала 120-мм гладкоствольная пушка М256, изготавливаемая по немецкой лицензии. В боекомплект 120-мм пушки входят унитарные выстрелы с частично сгораемой гильзой. В их составе имеются снаряды: оперенные бронебойно-подкалиберные с отделяющимся поддоном М829, М829А1, М828А2, М829АЗ, кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908 и снаряд с готовыми шариковыми поражающими элементами М1028. В связи с большими размерами 120-мм выстрелов боекомплект танка сокращён до 40 выстрелов (42 на М1А1НС и М1А2), из которых 34 размещены в нише башни (36 на М1А1НС и М1А2) и 6 в корпусе танка. Укладка на поли-ке башни ликвидирована.

Боекомплект спаренного пулемета уменьшен до 2800 патронов. В танке установлен двухплоскостной стабилизатор с приводом наведения электрогидравлического типа и цифровой баллистический вычислитель. На крыше башни смонтированы две вышибные панели одинакового размера вместо трех, в дополнение к существующей индивидуальной защите от ОМП установлена система коллективной защиты с ФВУ М43А1. В связи с возросшей массой танка (57,155 т) были внесены изменения в ходовую часть. Выпуск M1AI завершился в 1993 году после изготовления и перевооружения 4796 машин (изготовлено 2388).

С 1988 года на части танков в состав лобовой брони корпуса и башни был введен обедненный уран (М1А1 НА — Heavy Armor). Обедненный уран — это инертный (неактивный) тяжелый металл, имеющий очень высокую плотность и обладающий естественной пирофорностью (самовоспламенением). Термин «обедненный» означает, что этот уран не обладает энергией для использования в промышленных целях, он является побочным продуктом процесса обогащения урана. Плотность брони из обедненного урана в 2,5 раза выше плотности броневой стали, она гораздо тверже, тяжелее и является достаточно дорогостоящим материалом. Процесс изготовления такой брони включает «вплетение» обедненного урана в виде проволочной сетки в обычную плиту стальной брони во время проката. Новая бронезащита эквивалентна стальной гомогенной броне толщиной 1300 мм при обстреле кумулятивными боеприпасами и 600 мм — при обстреле бронебойными подкалиберными снарядами. Внешне М1А1НА практически не отличим от М1А1, за исключением танков, оборудованным еще одним новшеством — вспомогательным газотурбинным агрегатом (APU). Основная задача APU — обеспечение танка электроэнергией при неработающем основном двигателе. В танке М1А1 допускается работа в так называемом режиме «молчания» с помощью аккумуляторных батарей в течение 40 мин., после чего батареи уже не могут запустить ГТД. После проведения полевых испытаний в 1989 году сухопутные войска и корпус морской пехоты со следующего года начали закупку 1700 агрегатов APU. Этот агрегат мощностью 18,4 кВт смог удвоить режим «молчания» танка М1А1 НА, но при этом отмечается, что с его помощью невозможно обеспечить работу системы коллективной защиты от ОМП и системы охлаждения воздуха для экипажа. Для него требуется отдельное устройство для запуска, отдельная топливная система и своя аккумуляторная батарея. В результате места внутри силового отделения для него не нашлось, и агрегат был помещен в отдельный контейнер, устанавливаемый в кормовой части корпуса на специальном кронштейне, при этом длина танка увеличилась на 1,5 м, а масса — на 300 кг. В итоге боевая масса танка модификации М1А1 НА достигла 62,2 т. Всего было изготовлено 1328 танков М1А1 НА и 834 М1А1 НА+ с усовершенствованной конструкцией «урановой» брони.

Корпус морской пехоты США планировал закупить 564 танка М1А1 еще в 1986 году, однако программу закупок аннулировали из-за финансовых проблем. Морская пехота финансировала доработку танка под свои требования, в частности, установку устройств для преодоления по дну водных преград, которые должны были обеспечивать десантирование танков с десантных кораблей. Однако, было решено не плодить модификации, а внедрить «морские» нововведения на танки в процессе их серийного производства. Такие танки получили обозначение М1А1 НС. По сути, они представляют собой стандартный М1А1 НА+ с некоторыми изменениями в соответствии с требованиями корпуса морской пехоты США. В частности машины приспособлены для преодоления глубоких бродов, имеет навигационную систему и улучшенную защиту от коррозии. При установке на танки морской пехоты агрегатов APU для уменьшения воздействия морской воды на внутренности вспомогательной установки ее смонтировали в корзине на корме башни танка. Подобное размещение агрегата также уменьшило вероятность попадания пыли и песка. Всего для морской пехоты было изготовлено 329 танков М1А1 НС.

В 1988 году между Египтом и США был подписан контракт на поставку 555 танков М1А1 «Абраме», 25 из которых выпустили в США, а остальные 530 до 1998 года собирали по лицензии на построенном под этот заказ танковом заводе №200 в Каире. В период с 2000 по 2004 год с американской стороной был заключен ряд соглашений на поставку еще 325 сборочных комплектов. В общей сложности к концу 2008 года общее число собранных танков должно было достигнуть 880. В дополнение к этому предполагалось закупить еще 125 комплектов (2009 — 2011 годы). Таким образом, количество собранных в Египте танков М1А1 «Абраме» для национальных вооруженных сил составит 1 005 единиц. Американская техника предназначена для постепенной замены устаревших танков советского производства Т-54/-55 и Т-62.

Последней масштабной программой модернизации «Абрамса» стала программа Block II. Детищем этой программы, нацеленной главным образом на усовершенствование радиоэлектронной начинки танка, стала модификация М1А2, появившаяся в 1994 году. Танк получил новый стабилизированный командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV, баллистический вычислитель с увеличенным объемом памяти, лазерный дальномер на углекислом газе, интегральную бортовую информационную систему IVIS и тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. В корпусных конструкциях более широко используются элементы.

бронезащиты из обедненного урана, установлены противокумулятивные экраны на крыше башни. Боевая масса танка достигла 63,1 т. Для армии США первоначально изготовили только 62 машины. 32 танка были сведены в испытательную группу, а остальные распределены по учебным и испытательным центрам. Однако столь маленький заказ поставил под угрозу существование заводов в Детройте и Лайме. Заказ срочно увеличили на 44 машины и разработали долгосрочную программу модернизации танков М1А1. При этом стоимость вновь изготовленного танка составляла примерно 4,5 млн. долларов, а модернизированного — 2,5 млн. долларов.

В результате переориентации танковой программы до 2007 года с выпуска на модернизацию «абрамсов» и заключенных в 1992 году с Саудовской Аравией и Кувейтом соглашений о поставке в эти страны 315 и 218 танков М1А2, соответственно, позволило как минимум до 2010 года оставить действующим завод в Лайме, завод в Детройте пришлось законсервировать. Впрочем, и одному заводу вполне по силам справиться с осуществлением очередной программы модернизации, получившей название SEP и начатой в 1999 году. Речь идет о создании своего рода «цифровой» версии танка М1А2. Обновление предусматривало оснащение танка усовершенствованным бронированием третьего поколения без уранового наполнителя, новой полностью цифровой системой управления огнем, тепловизионной системой 2-го поколения (2nd Gen FLIR) наводчика и командира с существенно улучшенными возможностями обнаружения цели днем и ночью, вспомогательной силовой установкой для функционирования электронных систем при неработающем основном двигателе и тепловой системой управления кондиционирования воздуха для экипажа и электронного оборудования. Также применены самые современные информационные технологии, включая цветные карты, сетевые коммуникации, увеличенные объемы машиной памяти и производительные процессоры для повышения эффективности поражения целей. Считается, что система 2nd Gen FLIR имеет улучшенную на 70% четкость изображения, сокращенное на 45% время для производства выстрела и повышенную точность. Усовершенствован и командирский тепловизионный прибор кругового наблюдения CITV. Так как ТИУС IVIS оказалась крайне неудачной, на модели М1А2 SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2. Кроме того, навигационная система MIA2 SEP дополнена приёмником NAVSTAR.

Поставки первых М1А2 SEP были начаты в августе 1999 года. Программа предусматривала обновление 1150 ранее выпущенных М1А2. До «цифрового» стандарта также модернизированы саудовские М1А2 (контракт на модернизацию первых 60 машин был заключен в

2006году, начало реализации — ноябрь 2007 года).

В июне 2004 года агентством Forecast International танк корпорации General Dynamics Land Systems M1A2 SEP был признан лучшим в мире. Второе место в рейтинге было присуждено израильскому Merkava Mk.4, третье — японскому Туре 90, четвертое — немецкому Leopard 2А6 и пятое — британскому Challenger 2.

Однако американские специалисты не остановились на достигнутом — 6 октября 2008 года из ворот Аннистонского арсенала вышел первый модернизированный танк М1А2 SEP V2 (Systems Enhancement Package Version 2). Это самая последняя и наиболее продвинутая «цифровая» модификация американского основного боевого танка Ml «Абраме». Под «цифровой» стандарт SEP V2 обновляются ранее выпущенные М1А1. Новая машина отличается от предыдущих версий усовершенствованными цветными дисплеями для отображения тактической обстановки, прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанной силовой установкой и новыми средствами связи, совместимыми с сетями пехотных частей и соединений. Помимо этого, модернизация включает внедрение ряда технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems). Расчетное время для восстановления и доведения до уровня последней модификации танка «Абраме» составляет 78 суток. Подобная модернизация предусматривается в отношении 435 боевых машин M1AI и 180 М1А2.

Еще один долгосрочный контракт на модернизацию танков M1AI до стандарта М1А2 SEP V2 компания General Dynamics получила в феврале 2008 года. Машина, получившая обозначение М1А1 AIM (Abrams Integrated Management), представляет собой М1А1, полностью разобранный на части и в процессе проведения капитального ремонта приведенный к состоянию «новый с нулевым пробегом». Сообщается, что после завершения программы весь танковый парк армии США будет приведен к «цифровому» стандарту. К настоящему времени изготовлено 204 таких танка. Завершение работ по модернизации ожидается в июне 2013 года.

В сентябре 2006 года первую партию из 18 танков М1А1 AIM получили вооруженные силы Австралии, вторая партия из 41 машины прибыла в австралийский порт Дарвин в марте 2007 года. Все 59 приобретенных в США танков поступили на вооружение 1-го танкового полка австралийской армии, в котором заменили танки Leopard AS 1, фактически выработавшие свой ресурс (срок эксплуатации составляет более 30 лет). Ряд источников ранее утверждал, что на австралийских «абрамсах» штатная газотурбинная установка будет заменена на дизельную. Подобная модификация танка MIA2 была разработана с целью активного продвижения на экспорт. По утверждению разработчиков, один из таких танков М1А2, оснащенный дизельной установкой типа EuroPowerPack немецкой компании MTU, прошел испытания еще в 1997 году. В состав данной установки входит дизель MTU 883 V-12 (мощность 1500 л.е.), автоматическая трансмиссия Renk HSWL 295ТМ и другое необходимое оборудование. Аналогичной установкой оснащались танки Leclerc, поставленные сухопутным войскам ОАЭ. Однако в отношении австралийских «абрамсов» данная информация не подтвердилась — они оснащены штатными ГТД.

Электроника электроникой, но в результате изучения опыта боевых действий в Ираке в 2006 году на свет появилась программа TUSK (Tank Urban Save Kit — «танковый городской спасательный комплект»). Комплект TUSK с некоторыми изменениями может быть размещен на обеих наиболее популярных модификациях танка — М1А1 и М1А2. В 2006 - 2009 годах комплект TUSK I получили 505 танков из частей находящихся в Ираке.

Еще 140 танков М1А1, которые используются американским военным контингентом в Ираке, будут доработаны до стандарта М1А1 SA и переданы армии Ирака. При доработке на танки будут установлены тепловизоры (FLIR) второго поколения, тепловизионные приборы наблюдения механика-водите-ля, а также полный комплект TUSK. Кроме того, по программе TIGER (полностью интегрированное восстановление двигателя) будет установлена им-пульсно-реактивная система очистки фильтра, которая повысит эффективность работы при одновременном снижении затрат на эксплуатацию и обслуживание.

«Городской набор» TUSK I включает, в частности, навесную динамическую защиту ARAT I (Abrams Reactive Armor Tiles), базирующуюся на ДЗ боевой машины пехоты «Брэдли» и состоящую из 64 сегментов, размещенных на бортах танка. Установлена дополнительная бро-незащита вокруг люка заряжающего, включающая в себя броневой круг высотой 200 мм и щит пулемета, выполненный из броневой стали и бронестекла. На лафете крупнокалиберного пулемета М2НВ, установленного на командирской башенке, смонтирован тепловизионный прицел, позволяющий командиру танка вести прицельный огонь из пулемета ночью и в любую погоду. Тепловизионный прибор заряжающего устанавливается непосредственно на пулемете М240В и позволяет поражать цели ночью на дальности до 550 м. Изображение выводится на дисплей, укрепленный на шлеме заряжающего перед его глазами. Тепловизионный прибор наблюдения механика-водителя обеспечивает обнаружение техники на дистанции до 1790 м и одиночного человека — до 190 м. Изображение выводится на дисплей. Прибор в состоянии функционировать при температурах окружающего воздуха от -37°С до +49°С.

На правом борту в кормовой части корпуса танка Ml TUSK размещен телефон для связи с пехотой (TIP — Tank Infantry Phone). Телефон интегрирован в систему средств связи танка и позволяет пользователю, находящемуся вне танка, не только общаться с экипажем, но и слушать радиопереговоры, а также при необходимости участвовать в них.

Характерной деталью внешнего облика Ml TUSK является установка CS/AMM (Counter Sniper/Anti Material Mount), представляющая собой пулемет Browning М2НВ (или М240В), смонтированный на маске пушки соосно каналу ее ствола. Подобное размещение крупнокалиберного пулемета, явно по израильскому образцу, повышает возможности экипажа по борьбе с группами живой силы и одиночными стрелками-гранатометчиками противника. Пулемет закреплен жестко, наведение его на цель осуществляется с помощью приборов прицеливания танка, ведение огня — без выхода экипажа из танка. Для ведения огня из «антиснайперского» пулемета ночью на танке может устанавливаться ксеноновый прожектор.

Одной из мер повышения защищенности танка стало оборудование его дополнительной V-образной защитой днища. Защита массой 1360 кг сократила клиренс танка на 200 мм. Дополнительными средствами защиты от подрыва мин оборудовано и место механика-во-дителя.

Согласно первоначальным планам переоборудования на корме корпуса должен был устанавливаться решетчатый экран. Однако, начиная с 2007 года, этот элемент был изъят из модернизационно-го комплекта.

Вариант TUSK II разработан специально для танков М1А2 SEP. Включая все вышеперечисленное, он имеет некоторые особенности. Так, на нем используется комплект ДЗ ARAT II, элементы которого размещены не только на бортах корпуса, но и на крыше башни. Командирская башенка оборудована системой щитов из стали и бронестекла, защищающей командира танка со всех сторон и обеспечивающей ему обзор на 360° (по типу используемых на израильской бронетехнике). Наконец, на танке установлена телекамера заднего обзора для механика-водителя, имеющая дневной и ночной каналы. Следует отметить, что помимо М1А2 SEP два последних нововведения комплекта TUSK II могут устанавливаться (и устанавливаются) и на М1А1.

В настоящее время разрабатывается комплект TUSK III, предназначенный для танков М1А1 и М1А2 SEP. Помимо совершенствования прицельно-навига-ционного комплекса и дальнейшего повышения противоминной защиты рабочих мест членов экипажа, главной составляющей этого комплекта является система активной защиты TRAPS — Tactical Rocket Propelled Airbag Protection System.

techno-story.ru

Обзор: "Абрамс М1А1/ А2"

Отличный танк Абрамс. Главное – высокотехнологичный. Вместо автомата заряжания у него установлен негр-качок, забрасывающий в казённик выстрелы. Ведения огня ракетами в нём исторически не предусмотрено. Да и выглядит впечатляюще.

Башня размером с садовый домик. Двигатель отличный. Почти как у Т80 – только лучше. Температура исходящих газов такова, что ИК ГСН видит его из космоса. Грамотно решён вопрос недостаточной мощности основного двигла для кручения садового домика с пушкой. За башней прилеплен дополнительный дизельный мотор. Вот его то и норовят расстрелять из пулемёта обычно, что приводит неизбежно к полному выгоранию всего танка.

Ещё одно достоинство – низкая цена и хорошая технологичность. Наверное потому, их практически никто покупать не собирается, кроме армии США.

В СССР и России с неграми всегда была напряженка. Надо полагать, что выпускники Мосуниверситета дружбы народов им. Патриса Лумумбы категорически не хотели идти в заряжающие. Поэтому в «тэшках», начиная с середины 70-х годов, ещё с Т-72, устанавливаются автоматические пушки, и экипаж, соответственно, – три человека, без заряжающего. Соответственно «тэшки» и ростом ниже, и весом легче, и башня у них какая-то маленькая и «расплющенная», никакой «солидности». А «Абрамс» выглядит впечатляюще. Ба-алшой та-акой. И температура исходящих газов такова, что спутник видит «Абрамс» из космоса в любую погоду. А уж вертолетная система наведения противотанковых ракет тем более увидит, даже и с предельного расстояния. Зато двигатель отличный – аж полторы тыщи лошадей. Куда там «тэшкам» с ихней тысячей двести. Правда, если взять удельную мощность (на 1 кг веса), то у «тэшек» она выше, потому что «тэшки»-то в полтора раза легче. Ну да ясное дело – недомерки.

А ведение огня ракетами в «Абрамсе» исторически не предусмотрено. А нахрена оно надо. Абрамс предназначен всяких дикарей-туземцев давить, а откуда у них вертолеты да спутники?

Всем хорош Абрамс. Так везде и повсюду и пишут.

Только вот нашлись некоторые несознательные, с самостоятельным мышлением. Которые всякие недостатки выискивают-откапывают. И тут откопали. Чтобы эту агромадную башню крутить, даже мощности в полторы тыщи лошадей недостаточно. Поэтому башня на основном двигателе вращается очень медленно. Впрочем, это недостаток всех танков с большими башнями, ещё начиная с «тигра». Чтобы увеличить скорость вращения башни, за башней конструкторы прилепили дополнительный дизельный мотор (ДДМ). А так как ДДМ не являтся жизненно важным элементом (если ДДМ выходит из строя, то башня всё равно вращается, только медленно) то дополнительный двигатель не заключили в основную броневую цитадель, а просто прикрыли стальным коробом с толщиной стенок в полтора сантиметра от шальных пуль и осколков.

Так вот, самостоятельно мыслящие люди, предварительно прочитав несколько сунн из Корана и воздав хвалу Аллаху, берут в руки крупнокалиберный пулемет ДШК советского производства.

Энтим пулеметом ( в просторечии – «дегтярём») наши деды ещё фрицев били под Ленинградом и Севастополем. ДШК был принят на вооружение Красной Армии ещё в далёком 1938 году и за эти 70 лет их произведено немерянное количество. «Дегтярь» среди крупнокалиберных пулеметов – как «калаш» среди автоматов. Самый массовый, с большим отрывом от конкурентов. Поэтому всякий уважающий себя отряд «воинов джихада» имеет этот пулемет на вооружении. Как правило, не один. Дёшево и сердито.

И вот неустрашимые моджахеддины начинают лупить из «допотопного» ДШК по дополнительному двигателю суперсовременного «Абрамса» бронебойно-зажигательными пулями, которые надежно пробивают двухсантиметровую броню. ДДМ выходит из строя и загорается. Дым проникает в отсек, где находится «негр-заряжающий». Негр привык к чистому воздуху своей родной Алабамы и поэтому выскакивает из танка с криком «Fuck you fucking motherfuckers!!!», что мы переводить не будем, ибо культурные люди.

Моджахедам это тоже не нравится, потому что шариат категорически против осквернения окружающей среды нехорошими словами. Поэтому они начинают лупить по негру из «калашей», которых у них по одному в каждой руке и еще один «калаш» за спиной для понту. Несмотря на утверждения «специалистов», что из «калаша» никуда попасть невозможно, они таки попадают в негра.

Вернемся к танку. Огонь по общей топливной системе ( а она у ДДМ общая с основным двигателем) распространяется к основному двигателю и загорается уже весь моторный отсек. От полного задымления и повышения температуры в танке находиться уже невозможно и из него выскакивает весь экипаж с криками «Sucking cunts and assholes!!!», которые культурные люди не употребляют, а мусульмане приходят в совершенное неистовство, ибо святотатство. Короче судьба экипажа незавидна.Какой из этого следует вывод?

В любой обстановке можно и нужно быть вежливым и воспитанным человеком. Если бы американские танкисты мирно вышли из танка с поднятыми руками и культурно сказали «Салям Алейкум», то никто бы их не тронул, потому что в соответствии с шариатом стрелять в безоружного сдавшегося противника есть недостойная трусость для воина джихада.

Однако вернемся к танку. Пожар распространяется по всем помещениям танка, температура доходит до критической точки и происходит взрыв боекомплекта – 40 крупнокалиберных снарядов. От такого взрыва агромадная башня отлетает нах.., пардон, на несколько метров – ибо мы культурные люди. По информации официальных источников на основе действий 3-й Механизированной дивизиии США можно сделать следующие выводы о уязвимости танка «Абрамс»:

Зарегистрированные случаи, где 30 мм бронебойные снаряды пробивали танк с тыла. Для вывода танка из строя достаточно от одного выстрела РПГ по боковым частям корпуса.На многих уничтоженных «Абрамсах», пораженных огнем ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7 в борт, противокумулятивные экраны пробивались даже гранатами ПГ-7В (это один из наиболее старых типов гранат для РПГ-7), и ее кумулятивной струи было достаточно, чтобы после экрана пробить и бортовую броню. По материалам Автобронетанкового управления армии США (TACOM) и центра изучения опыта сухопутных войск США (CALL) 3-й Механизированной дивизией за 21 день проведения операции огнем противника или в результате дружественного огня было поражено всего 23 танка M1A1 «Абрамс» и БМП M2/M3 «Бредли». Пятнадцать из них (включая девять «Абрамсов» и шесть «Бредли») были поражены из РПГ-7. Один танк этой дивизии в результате обстрела из стрелкового оружия и, как следствие, неуверенных действий механика-водителя, упал с моста в реку Тигр, экипаж погиб.

После официального окончания операции «Свобода Ираку» потери бронетехники коалиции не только не уменьшились, а наоборот возросли. Главным врагом для танков и БМП сейчас являются противотанковые гранатометы и фугасы, которые устанавливают иракские партизаны, на маршрутах патрулирования американских войск.

Так, например, 27. 10. 2003 в 40 км от Багдада к северо-востоку от города Баллад была подорвана новейшая модификация танка «Абрамс» М1А2 SEP (System Enhanced Package) из состава 4-й Механизированной дивизии США. Танк подорвался на самодельном фугасе, который состоял из нескольких артиллерийских снарядов. В результате подрыва башня танка отлетела на 30 метров.

"...Правила техники безопасности при пользовании американским танком М1 "Абрамс" включают свыше 200 отдельных пунктов, посвящённых эксплуатации машины, среди них следующие:

— Всегда используйте предохранительную чеку и вставляйте противооткатный стопор при замене противопожарных баллонов. Огнетушители способны вести себя как реактивные снаряды при самопроизвольной активизации...//

— Не заставляйте танк продираться через заросли деревьев. Подобная практика небезопасна. Танк может оказаться оторванным от земли, а орудие застрять в сучьях.

— Безалкогольные прохладительные напитки, пиво, фруктовые соки, уксус и тому подобные вещества наделены способностью вызывать коррозию 120-мм снарядов, что может вызвать преждевременную детонацию*..." (с)

А вот теперь нормальный обзор

Лишние знания не когда не бывают лишними. Наткнувшись в просторах инета на данную статью сразу решил перепостить. Мало ли что может быть, вдруг заклятие друзья заедут к нам в гости. Надо их достойно принять.Ну и плюс развенчание еще одного мифа об вундервафле.

Американская пропаганда активно работает над созданием мифа о неуязвимости танка М1А1 (А2) «Абрамс», однако, это является не чем большим, чем ложь и пропаганда, целью которой является вселить в сердца наших бойцов неуверенность в себе и в возможности своего оружия.

Действительно, основной боевой танк М1А1 (А2) «Абрамс», а также его модификации имеют высокую защищенность лобовой проекции, которая составляет порядка 550-770 мм (в зависимости от модификации) от оперенных бронебойных подкалиберных снарядов и порядка 800-1110 (в зависимости от модификации) от кумулятивных средств поражения. Однако, речь идет о бронировании самых защищенных участков, составляющих менее 50% лобовой проекции танка.

В остальных же участках поражение танка не составляет труда для умелого и осведомленного о слабых зонах бронирования бойца. Кроме того, данные по испытаниям танка М1А1НА с усиленной бронезащитой, выполненной из компазиционных материалов, показали, что приводимые в открытых источниках данные о его бронезащите сильно завышены и для указанной модификации составляют не более 550-600 мм на дистанции 1000 м от против оперенных бронебойно-подкалиберных снарядов и порядка 800 мм от кумулятивных средств поражения.

(Рисунок 1. Уязвимые места боковой проекции танка М1А1 (А2) «Абрамс»)

Бей стрелково-пулеметным огнем по приборам наведения.

Бей по пушке.

Бей по большему зазору между бронированием корпуса и башни.

Зазор настолько велик, что попасть под башню "Абрамса" можно с большого расстояния.

Бей по бортам корпуса, их можно пробить даже пре помощи старых моделей РПГ.

Бей по кормовым нишам башни.

Бей очередями из 30-мм пушки БМП-2 по бортам корпуса (участки обозначены на рисунке1).

Дистанция уверенного поражения при использовании ракеты ПТРК «Фагот» при угле встречи от 38 до 90 градусов составляет до 2000 метров.

*Борт американского танка в задней части представляет из себя до 7 см стали (экранов) и 3 см броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 2А42/2А72.

Для успешной борьбы с этим грозным противником нужно знать уязвимые места этого танка (рисунок 1. Уязвимые места боковой проекции танка М1А1 (А2) «Абрамс»,)

(Рисунок 2. Уязвимые места лобовой проекции танка М1А1 (А2) «Абрамс»)

Вся зона вокруг орудия и характерный треугольник под ним.

- Верхняя лобовая деталь танка значительно слабее, поэтому танкистам и противотанкистам рекомендуется бить именно туда.

Современное противотанковое вооружение россиянской армии способно уничтожить или вывести из строя любой тип вражеского танка. Однако, если их по какой-либо причине нет в наличии, с танком М1А1 (А2) «Абрамс» можно бороться и устаревшими средствами, например при помощи моноблочных кумулятивных гранат для гранатомета РПГ-7 (Гранаты ПГ-7, ПГ-7В, ПГ-7 ВМ рекомендуется применять по участкам бортовой проекции указанной на Рисунке 1., а также по кормовой нише башни). Бей по танку только тогда, когда он подставит бок (38-90 градусов).

Исходя из опыта борьбы иракцев с американскими танками рекомендуется:

1. Создавать специальные команды, которые должны иметь в своем составе пулеметчика и снайпера для защиты от пехоты, прикрывающей танк противника.

2. Места для засад должны выбираться в участках, ограничивающих передвижение танков.

3. Расположение засады должно обеспечивать отрезание путей отхода и запирание машин в секторе уничтожения. Классический пример проведения танковой засады - подвиг старшего-лейтенанта Зиновия Константиновича Колобанова и его танкистов. Которые в августе 1941 года в одном бою вывели из строя 42 немецких танка.

4. При ведении боевых действий в городе, необходимо использовать несколько команд, размещая их на разных уровнях - в подвалах, на первых-третьих этажах зданий. Для надежного поражения танка, по нему рекомендуется одновременно производить до 5-6 выстрелов из РПГ с различных направлений. Так действовали немца в апреле 1945 года при обороне Берлина. Жуков при штурме Берлина потерял 2 полнокровные танковые армии.

5. Обстреливать бронеобъекты рекомендуется сверху, с флангов и с тыла. Выстрелы по лобовой броне малоэффективны и способны лишь демаскировать гранатометчика.

Вторая Иракская война выявила слабые места американских танков М1А1 (А2) "Абрамс" и окончательно развеяла миф о его неуязвимости, тщательно насаждавшийся в течение последнего десятилетия.

Лобовая броня башни и корпуса «Абрамса» все еще обеспечивают хорошую защиту от противотанковых средств находившихся на вооружении Иракской армии. Однако бортовая и кормовая проекции остаются уязвимыми даже для гранатометов, разработанных в 60-е годы прошлого века. Также были зарегистрированы случаи вывода из строя танков огнем со стороны кормы как 25-мм пушек «своих» БМП «Бредли», так и 30-мм пушек БМП-2. Не является секретом и то, что не укладываясь в отведенные весовые ограничения американские конструкторы вынуждены были пожертвовать бронированием бортов корпуса, который обеспечивает защиту от бронебойных снарядов 30-мм пушки только при курсовом угле +- 30 градусов, где установлены бортовые экраны толщиной 70 мм. Остальные участки борта из себя 5 мм мягкой стали, за которой идет 30 мм броневой стали корпуса. Такая преграда поражается пушками 30 мм пушками БМП-2 с 2000 м (при использовании бронебойных подкалиберных снарядов), при использовании обычных бронебойных снарядов эта дистанция несколько ниже.

По данным зарубежных специалистов реактивные гранаты ПГ-7В п с вероятностью 55% поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками. С вероятность 70% - в крышу башни.

Выяснилось также, что "Абрамсы" в полевых условиях "сжигают" больше горючего, чем им положено по норме. Были трудности с доставкой запчастей для вышедших из строя машин, в результате чего многие поврежденные танки неудовалось отремонтировать и они были разобраны на запасные части для ремонта своих более удачливых собратьев.

По информации официальных источников на основе действий 3-й Механизированной дивизиии США можно сделать следующие выводы о уязвимости танка «Абрамс»:

-Ракет «Корнет» в Ираке не обнаружено

-Верх, бока, и тыловая броня восприимчивы к поражению.

-Зарегистрированные случаи, где 30 мм бронебойные снаряды пробивали танк с тыла.

-Левая и правая сторона бортовых экранов, пробивается РПГ.

-Косметические повреждения при поражении противопехотными выстрелами к РПГ.

-Не отмечено случаев, поражения танков противотанковыми минами (в отличии от 1991 года).

-Вышибные панели на башне работали штатно, зарегистрированные случаи попадания в боеукладку к гибели экипажа не приводили.

-Двигатель продемонстрировал низкую надежность и крайне высокую пажароопасность.

-Для полного поражения танка достаточно 1 термитной гранаты (внутрь), 2 ракет «Майверик» или выстрела БПС (в область боеуклдки)

-Для вывода танка из строя достаточно от одного выстрела РПГ по боковым частям корпуса.

На многих уничтоженных «Абрамсах», пораженных огнем ручных противотанковых гранатометов типа РПГ-7 в борт, противокумулятивные экраны пробивались даже гранатами ПГ-7В (это один из наиболее старых типов гранат для РПГ-7), и ее кумулятивной струи было достаточно, чтобы после экрана пробить и бортовую броню.

Имелись случаи безвозвратных потерь из-за воспламенения вспомогательных силовых установок (ВСУ) и/или воспламенения емкостей с запасами ГСМ, которые попадали в моторно-трансмиссионное отделение и тем самым воспламеняли двигатель. Так сгорел один «Абрамс» («из-за вторичного эффекта»), который был обстрелян из 12,7-мм пулемета ДШК. Пуля попала в левую заднюю часть башни, где как раз и расположена ВСУ, пробила ящик, вывела из строя установку, а горящее топливо и масло из нее устремились вниз, в МТО. Произошло возгорание силовой установки, которая полностью выгорела, танк восстановлению не подлежит. Кстати, о ВСУ танка «Абрамс».

По материалам Автобронетанкового управления армии США (TACOM) и центра изучения опыта сухопутных войск США (CALL) 3-й Механизированной дивизией за 21 день проведения операции огнем противника или в результате дружественного огня было поражено всего 23 танка M1A1 «Абрамс» и БМП M2/M3 «Бредли». Пятнадцать из них (включая девять «Абрамсов» и шесть «Бредли») были поражены из РПГ-7. Один танк этой дивизии в результате обстрела из стрелкового оружия и, как следствие, неуверенных действий механика-водителя, упал с моста в реку Тигр, экипаж погиб.

После официального окончания операции «Свобода Ираку» потери бронетехники коалиции не только не уменьшились, а наоборот возросли. Главным врагом для танков и БМП сейчас являются противотанковые гранатометы и фугасы, которые устанавливают иракские партизаны, на маршрутах патрулирования американских войск.

Так, например, 27. 10. 2003 в 40 км от Багдада к северо-востоку от города Баллад была подорвана новейшая модификация танка «Абрамс» М1А2 SEP (System Enhanced Package) из состава 4-й Механизированной дивизии США. Танк подорвался на самодельном фугасе, который состоял из нескольких артиллерийских снарядов. В результате подрыва башня танка отлетела на 30 метров.

Также не подтвердили своей надежности топливные баки танка, расположенные в передней части танка с обоих сторон от механика-водителя, в обеих зарегистрированных случаях попадание в них приводило к уничтожению танка.

Кроме проблем в результате огня противника танк M1A1 также показал низкую эксплуатационную надежность и очень большую пожароопасность.

Наличие большого количества сложных и склонных к отказу систем и подсистем приводило к тому, что многие машины просто не способны были выполнять поставленные задачи. К таким системам, по мнению американских экспертов, относятся система управления огнем, радиостанция и другие электронные системы, которые должны регулярно перепроверяться и выверяться после воздействия на них вибрации и сильных ударов во время боя.

Еще один сайтик

http://blog.kp.ru/users/4036360/post142818950/

Я представляю в каком ахуе американцы, когда многомилионный абрам пробивают с шайтан-трубф за 400 баксов

deadland.ru


Смотрите также