Содержание.
Техническое описание.
ДВИГАТЕЛЬ КамАЗ-7403.10
Техническое описание.
На автомобилях КамАЗ-53212 и -54112 может быть установлен четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ-7403.10 (рис. 1), отличающийся высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом благодаря применению:
поршней, отлитых из высококремнистого алюминиевого сплава с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;
поршневых колец с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей;
азотированного или упрочнённого индукционной закалкой коленчатого вала;
трёхслойных тонкостенных сталебронзовых вкладышей коренных и шатунных подшипников;
закрытой системы охлаждения, заполняемой низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;
высокоэффективных бумажных фильтрующих элементов для фильтрации масла, топлива и воздуха;
гильз цилиндров, объемно-закаленных и обработанных плосковершинным хонингованием;
электрофакельного устройства подогрева воздуха, обеспечивающего надёжный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до -25° С.
Рис. 1. Двигатель КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом:
1 — коллектор выпускной; 2 — стартер; 3 — крышка головки цилиндра; 4 — картер масляный; 5 — кронштейн рычага переключения передач; 6 — насос водяной; 7 — крыльчатка вентилятора; 8 — ремни привода; 9 — фильтр центробежный масляный; 10 — генератор; 11, 25 — кронштейны; 12 — рычаг переключения передач; 13 — патрубок объединительный; 14 — крышка регулятора ТНВД; 15, 22 — свечи факельные; 16 — клапан электромагнитный; 17, 23 — коллекторы впускные; 18 — фильтр тонкой очистки топлива; 19 — компрессор; 20, 26 — турбокомпрессоры; 21 — бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 24 — патрубок.
Техническая характеристика двигателя.
Модель
Тип
Число цилиндров
Расположение цилиндров
Порядок работы цилиндров
Направление вращения коленчатого вала
Диаметр цилиндров и ход поршня
Рабочий объём, л
Степень сжатия
Гарантируемая мощность, л. с.
Частота вращения коленчатого вала при гарантируемой мощности, об/мин
Максимальный крутящий момент, кгс*м
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин
Частота вращения холостого хода, не более, об/мин:
минимальная
максимальная
Удельный расход топлива, г/л.с.*ч (по скоростной характеристике рис. 2):
минимальный
максимальный
Фазы газораспределения:
открытие впускного клапана
закрытие ---//---//---//---//---//---
открытие выпускного клапана
закрытие ---//---//---//---//---//---
Число клапанов на цилиндр
Давление масла в прогретом двигателе, кгс/см2, при частоте вращения:
номинальной
минимальной холостого хода, не менее
Масса силового агрегата, кг
не заправленного двигателя, кг
Форсунки (закрытого типа)
Давление начала подъёма иглы форсунки, МПа:
бывшей в эксплуатации
новой (заводской регулировки)
Система наддува
4-тактный с воспламенением от сжатия
8
V-образное, угол развала 90°
1-5-4-2-6-3-7-8
правое
120×120
10,85
16
260
2600
80
1600-1800
600
2930
160
175
13° до в.м.т.
49° после н.м.т.
66° до н.м.т.
10° после в.м.т.
один впускной и один выпускной
4,0-5,5
1
1120
730
модели 271
≤21,5
23,5÷24,2
газотурбинная с двумя турбокомпрессорами
Рис. 2. Внешняя скоростная характеристика двигателей КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-740.10:
Ne — эффективная мощность; Mкр — крутящий момент; n — частота вращения; qe — удельный расход топлива.
Блок цилиндров и привод агрегатов.
Блок цилиндровотлит из легированного серого чугуна заодно с верхней частью картера. Картерная часть блока связана с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками, что придает прочность конструкции. Для увеличения продольной жесткости наружные стенки блока выполнены криволинейными. Бобышки болтов крепления головок цилиндров представляют собой приливы на поперечных стенках, образующих водяную рубашку блока.
Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой на одной кривошипной шейке коленчатого вала двух шатунов.
Спереди к блоку крепится крышка, закрывающая гидромуфту привода вентилятора, сзади — картер маховика, который служит крышкой механизма привода агрегатов, расположенного на заднем торце блока.
Гильзы цилиндров — «мокрого» типа, легкосъемные, изготовлены из специального чугуна центробежным литьем, объемно закалены для повышения износостойкости.
Зеркало гильзы обработано плосковершинным хонингованием для получения сетки впадин и площадок под углом к оси гильзы. Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы.
В соединении гильза — блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части — два кольца в расточки блока.
Привод агрегатов — шестереночный с прямозубыми шестернями (рис. 3). Газораспределительный механизм приводится в действие от ведущей шестерни 24, установленной с натягом на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен 2 и 21 который вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Шестерня 13 распределительного вала установлена на хвостовик вала с натягом. При сборке надо следить, чтобы метки на торце шестерен, находящихся в зацеплении, были совмещены.
Привод топливного насоса высокого давления осуществляется от шестерни 12, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение к топливному насосу высокого давления передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность.
С шестерней привода топливного насоса находятся в зацеплении шестерня привода компрессора и шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
Моменты затяжки болтов крепления оси промежуточных шестерён равен 49,1÷60,8 Н*м (5÷6,2 кгс*м), болта крепления роликоподшипника 88,3÷98,1 Н*м (9÷10 кгс*м).
Окружной зазор в шестернях привода агрегатов 0,1÷0,3 мм.
Кривошипно-шатунный механизм.
Коленчатый вал(рис. 4) — стальной, изготовлен горячей штамповкой, упрочен азотированием или закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек. Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках вала выполнены внутренние полости, закрытые заглушками 3, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Для сбора загрязнений установлены втулки 8. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с поперечными каналами в коренных шейках.
На носке и хвостовике коленчатого вала установлены: шестерня 2 привода масляного насоса и ведущая шестерня 5 в сборе с маслоотражателем 6. Выносные противовесы 1 и 4 съемные, закр<fon
www.ronl.ru
Содержание.
ДВИГАТЕЛЬ КамАЗ-7403.10
Техническое описание.
На автомобилях КамАЗ-53212 и -54112 может быть установлен четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель КамАЗ-7403.10 (рис. 1), отличающийся высокой мощностью, надёжностью и повышенным ресурсом благодаря применению:
поршней, отлитых из высококремнистого алюминиевого сплава с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;
поршневых колец с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей;
азотированного или упрочнённого индукционной закалкой коленчатого вала;
трёхслойных тонкостенных сталебронзовых вкладышей коренных и шатунных подшипников;
закрытой системы охлаждения, заполняемой низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима, гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;
высокоэффективных бумажных фильтрующих элементов для фильтрации масла, топлива и воздуха;
гильз цилиндров, объемно-закаленных и обработанных плосковершинным хонингованием;
электрофакельного устройства подогрева воздуха, обеспечивающего надёжный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до -25° С.
Рис. 1. Двигатель КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом:
1 — коллектор выпускной; 2 — стартер; 3 — крышка головки цилиндра; 4 — картер масляный; 5 — кронштейн рычага переключения передач; 6 — насос водяной; 7 — крыльчатка вентилятора; 8 — ремни привода; 9 — фильтр центробежный масляный; 10 — генератор; 11, 25 — кронштейны; 12 — рычаг переключения передач; 13 — патрубок объединительный; 14 — крышка регулятора ТНВД; 15, 22 — свечи факельные; 16 — клапан электромагнитный; 17, 23 — коллекторы впускные; 18 — фильтр тонкой очистки топлива; 19 — компрессор; 20, 26 — турбокомпрессоры; 21 — бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 24 — патрубок.
Техническая характеристика двигателя.
Модель
Тип
Число цилиндров
Расположение цилиндров
Порядок работы цилиндров
Направление вращения коленчатого вала
Диаметр цилиндров и ход поршня
Рабочий объём, л
Степень сжатия
Гарантируемая мощность, л. с.
Частота вращения коленчатого вала при гарантируемой мощности, об/мин
Максимальный крутящий момент, кгс*м
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин
Частота вращения холостого хода, не более, об/мин:
минимальная
максимальная
Удельный расход топлива, г/л.с.*ч (по скоростной характеристике рис. 2):
минимальный
максимальный
Фазы газораспределения:
открытие впускного клапана
закрытие ---//---//---//---//---//---
открытие выпускного клапана
закрытие ---//---//---//---//---//---
Число клапанов на цилиндр
Давление масла в прогретом двигателе, кгс/см2, при частоте вращения:
номинальной
минимальной холостого хода, не менее
Масса силового агрегата, кг
не заправленного двигателя, кг
Форсунки (закрытого типа)
Давление начала подъёма иглы форсунки, МПа:
бывшей в эксплуатации
новой (заводской регулировки)
Система наддува
КамАЗ-7403.10
4-тактный с воспламенением от сжатия
8
V-образное, угол развала 90°
1-5-4-2-6-3-7-8
правое
120×120
10,85
16
260
2600
80
1600-1800
600
2930
160
175
13° до в.м.т.
49° после н.м.т.
66° до н.м.т.
10° после в.м.т.
один впускной и один выпускной
4,0-5,5
1
1120
730
модели 271
≤21,5
23,5÷24,2
газотурбинная с двумя турбокомпрессорами
Рис. 2. Внешняя скоростная характеристика двигателей КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-740.10:
Ne — эффективная мощность; Mкр — крутящий момент; n — частота вращения; qe — удельный расход топлива.
Блок цилиндров и привод агрегатов.
Блок цилиндровотлит из легированного серого чугуна заодно с верхней частью картера. Картерная часть блока связана с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками, что придает прочность конструкции. Для увеличения продольной жесткости наружные стенки блока выполнены криволинейными. Бобышки болтов крепления головок цилиндров представляют собой приливы на поперечных стенках, образующих водяную рубашку блока.
Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой на одной кривошипной шейке коленчатого вала двух шатунов.
Спереди к блоку крепится крышка, закрывающая гидромуфту привода вентилятора, сзади — картер маховика, который служит крышкой механизма привода агрегатов, расположенного на заднем торце блока.
Гильзы цилиндров — «мокрого» типа, легкосъемные, изготовлены из специального чугуна центробежным литьем, объемно закалены для повышения износостойкости.
Зеркало гильзы обработано плосковершинным хонингованием для получения сетки впадин и площадок под углом к оси гильзы. Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы.
В соединении гильза — блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части — два кольца в расточки блока.
Привод агрегатов — шестереночный с прямозубыми шестернями (рис. 3). Газораспределительный механизм приводится в действие от ведущей шестерни 24, установленной с натягом на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен 2 и 21 который вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Шестерня 13 распределительного вала установлена на хвостовик вала с натягом. При сборке надо следить, чтобы метки на торце шестерен, находящихся в зацеплении, были совмещены.
Привод топливного насоса высокого давления осуществляется от шестерни 12, находящейся в зацеплении с шестерней распределительного вала. Вращение к топливному насосу высокого давления передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность.
С шестерней привода топливного насоса находятся в зацеплении шестерня привода компрессора и шестерня привода насоса гидроусилителя рулевого управления.
Моменты затяжки болтов крепления оси промежуточных шестерён равен 49,1÷60,8 Н*м (5÷6,2 кгс*м), болта крепления роликоподшипника 88,3÷98,1 Н*м (9÷10 кгс*м).
Окружной зазор в шестернях привода агрегатов 0,1÷0,3 мм.
Кривошипно-шатунный механизм.
Коленчатый вал(рис. 4) — стальной, изготовлен горячей штамповкой, упрочен азотированием или закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек. Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках вала выполнены внутренние полости, закрытые заглушками 3, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Для сбора загрязнений установлены втулки 8. Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями с поперечными каналами в коренных шейках.
На носке и хвостовике коленчатого вала установлены: шестерня 2 привода масляного насоса и ведущая шестерня 5 в сборе с маслоотражателем 6. Выносные противовесы 1 и 4 съемные, закр<fon
www.ronl.ru