МАРЗ-2.5Д
Микродвигатель МАРЗ-2.5Д предназначен для установки на самодвижущиеся модели самолетов, глиссеров, автомобилей, аэросаней и т. п.
МАРЗ-2,5Д является одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания.
Топливовоздушная смесь воспламеняется в цилиндре двигателя без постороннего источника зажигания, от возникновения большой температуры при ее сжатии. Энергия сгорающего топлива в цилиндре при помощи кривошипно-шатунного механизма преобразуется в кинетическую энергию на его валу.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
не менее — 0,25 кВт.
При поворачивании коленчатого вала 6 (рис. 1) против часовой стрелки и движении поршня 1 в цилиндре от нижней мертвой точки (НМТ) к верхней мертвой точке (ВМТ) в картере 8 двигателя образуется разрежение. Благодаря открытию золотником 11 канала от карбюратора через последний будет проходить воздух, который вызывает разрежение в его диффузоре и поступление в него топлива. Топливо, истекая через регулируемый жиклер 2 и смешиваясь с воздухом, образует топливовоздушную смесь, которая поступает в картер двигателя (всасывание смеси).
В это время топливовоздушная смесь, поступившая в цилиндр через продувочные окна (за период продувки), будет сжиматься. При положении поршня, близком к ВМТ, в результате сильного нагрева топливовоздушная смесь воспламенится, и поршень пойдет вниз из-за возросшего давления сгоревших газов в цилиндре, вращая при помощи шатуна коленчатый вал двигателя, совершая рабочий ход.
При дальнейшем движении поршня к НМТ он верхней кромкой днища откроет продувочные окна в стенках цилиндра, и продукты сгорания будут через них выходить в атмосферу (выпуск продуктов сгорания). При своем движении к НМТ поршень откроет шесть продувочных каналов в стенке юбки цилиндра. Подготовленная и сжа-
Рис.1 МАРЗ-2.5
Рис.2 Диаграмма газораспределения
тая рабочая смесь из картера двигателя, омывая днище поршня и стенки цилиндра как бы фонтаном, поступит в цилиндр (продувка цилиндра). При возвратном движении поршня к ВМТ он перекроет как каналы, по которым топливно-воздушная смесь поступает в цилиндр, так и каналы выпуска продуктов сгорания. Начнется сжатие топливной смеси. Таким образом, цикл в двигателе будет повторяться, как указано выше.
На рис. 2 дана диаграмма газораспределения двигателя МАРЗ-2.5Д, на которой показаны процессы, происходящие в цилиндре двигателя в зависимости от угла поворота коленчатого вала (положения поршня).
Предупреждение. Во время работы двигателя нельзя находиться в плоскости вращения винта.
На работающем двигателе отрегулировать максимальные обороты винтом контрпоршня и иглой карбюратора.
Примечания: а) Если двигатель после нескольких вспышек не заработал (что указывает на большую или малую компрессию в цилиндре), следует произвести регулировку винтом контрпоршня или отрегулировать подачу топлива.
б) Если при увеличении компрессии работающий двигатель уменьшает обороты, то регулировочный винт контрпоршня следует отвернуть или уменьшить подачу топлива.
После этого двигатель готов для установки на модель. Запуск двигателя на модели производить, как указано выше.
Более подробно с микродвигателем МАРЗ-2.5Д можно ознакомиться в инструкции PDF и на чертеже DWG
МАРЗ-2.5.pdf
МАРЗ-2.5Д.dwg
Видео Voltaron
Вконтакте
Одноклассники
rc-centr.ru
Запасные части двигателя 4Ч 8,5/11 из этого каталога можно приобрести со склада или заказать, связавшись с нами любым удобным способом (см."Контакты")
Поз. | Чертёж | Наименование деталейКоличество деталей на двигатель | Материал | Масса, кг | ||
|
| 5П2 | 5Д2 |
| ||
| 5Д2-62.02 | Фильтр масляный с кронштейном | | 1 |
|
|
1 | 12-1012010 | Фильтр масляный в сборе | 1 | 1 |
|
|
2 | 5Д2-62.02.05 | Гайка | 1 | 1 | Сталь 40 | 0,025 |
3 | 5Д2-62.02.06 | Штифт | 1 | 1 | Сталь 40 | 0,002 |
4 | 5Д2-62.02.02 | Прокладка | 1 | 1 | Паронит | 0,001 |
5 | 5Д2-62.02.01 | Кронштейн фильтра | 1 | 1 | АЛ 12 | 0,4 |
6 | 5Д2-62.02.03 | Штуцер | 1 | 1 | Сталь 40 | 0,032 |
7 | 5Д2-57.00.10 | Прокладка |
| - | МЗ | 0,00015 |
8 | 5Д2-62.02.04 | Пробка | 1 | 1 | Сталь 40 | 0,02 |
ЦСТКАМ-2.5 Д
Компрессионный микродвигатель с самовоспламенением ЦСТКАМ-2.5 Д предназначен для летающих моделей самолётов, самодвижущихся моделей глиссеров, автомобилей, аэросаней и т.п., а также как демонстрационно — наглядное пособие для учебных целей.
Форсирование компрессионного микродвигателя «ЦСТКАМ-2,5Д»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Микродвигатель внутреннего сгорания ЦСТКАМ 2,5 Д, разработанный в Центральном спортивно-техническом клубе авиационного моделизма ДОСААФ СССР в 1975 году, предназначен для использования на моделях самолетов, кораблей и автомобилей в качестве силовой установки. Он может быть использован в кружковой работе в качестве учебного пособия при изучении работы двигателя внутреннего сгорания.
С появлением этого микродвигателя была решена стоявшая в то время очень остро задача создания простого, надежного и дешевого микродвигателя внутреннего сгорания массового потребления.
Микродвигатель ЦСТКАМ 2,5 Д является одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания с воздушным охлаждением компрессионного типа и рабочим объемом 2,5 см3. B нем применена газодинамическая схема типа Шнюрле с тремя продувочными каналами. Моноблочный картер микродвигателя изготовлен из алюминиевого сплава марки AK-7 литьем под давлением с последующей термической и механической обработкой. Для уменьшения массы микродвигателя и улучшения технологичности всей конструкции коленчатый вал микродвигателя вращается в подшипнике скольжения, образованном отверстием в носке картера, нагартованном с целью повышения износостойкости узла.
Зазор между валом и поверхностью подшипника выбран с таким расчетом, чтобы обеспечить достаточную смазку подшипника скольжения и сохранить герметичность полости картера. Исследования носка картера и коленчатого вала микродвигателя после ресурсных испытаний показали, что даже после 3-4 ч работы искажения формы и размеров указанных поверхностей остаются незначительными.
Коленчатый вал микродвигателя выполнен из цементируемой конструкционной стали марки 12ХН3А или 18ХНВА с последующей термообработкой, что позволило получить на трущихся поверхностях высокую твердость HRC 58-62. Носок коленчатого вала для съема мощности выполнен диаметром 6 мм c резьбой М6х0,75 для закрепления воздушного винта, маховика и т. д. Конструкция опорной шайбы такова, что позволяет осуществлять стартерный запуск микродвигателя. Коленчатый вал частично сбалансирован. В рабочем процессе микродвигателя коленчатый вал выполняет также роль золотникового устройства, осуществляющего впуск топливовоздушной смеси в полость картера.
Карбюратор типа КОКС позволяет осуществлять точную регулировку режима работы микродвигателя. Истечение топлива в критическое сечение всасывающего патрубка осуществляется из кольцевой камеры через четыре отверстия малого диаметра (0,6 мм), расположенных равномерно в плоскости критического сечения всасывающего патрубка. Дозирование топлива осуществляется с помощью жиклера обычной конструкции и снабженного для удобства эксплуатации цанговым зажимом иглы. Для герметизации всасывающего патрубка предназначено резиновое уплотнительное кольцо.
Рис. 2 Варианты продувочных каналов.а, б — первоначальный вариант, в — серийный вариант
Стремление упростить конструкцию и улучшить ее технологичность привело к разработке реализованной в этом микродвигателе конструктивной схемы продувочных каналов (рис. 2), которые образованы здесь внутренней поверхностью картера и поверхностью поршня. Боковые поверхности продувочных каналов ограничены специальными сквозными окнами, профрезерованными в стенках гильзы цилиндра. Формирование потока топливовоздушной смеси осуществляется за счет профилирования окон. Для обеспечения достаточного проходного сечения продувочных каналов толщина стенки гильзы цилиндра несколько увеличена. Подобное конструктивное решение каналов не только обеспечило дополнительное охлаждение поршня (что облегчило его тепловой режим и снизило тепловые деформации), но и позволило значительно упростить картер микродвигателя. Отпала необходимость создания продувочных каналов во внутренней полости картера путем механической обработки или формирования их с помощью металлических разборных стержней при отливке заготовки картера. Такое решение существенно снизило трудозатраты при изготовлении одной из наиболее сложных деталей микродвигателя.
Первоначальные варианты конструктивных решений каналов показаны на рис. 2, а и б. Однако по требованию заводских технологов конструкция этого узла была предельно упрощена с некоторым ущербом для работы микродвигателя (рис. 2, в). Гильза цилиндра изготовлена из стали марки 40Х и в результате термообработки доведена до твердости HRC 40-50. Внутренняя поверхность гильзы цилиндра отшлифована и притерта. Поршень микродвигателя изготовлен из чугуна марки СЧ 21-40. Материалы рабочей пары цилиндр-поршень, а также геометрия притирки подобраны так, чтобы обеспечить хороший запуск микродвигателя в холодном и горячем состояниях.
Рис. 3 Диаграмма газораспределения
B процессе отработки опытных образцов микродвигателей была определена оптимальная конусность рабочей части гильзы цилиндра. Она составляет для выбранных материалов 1:1000 -1700. Нижняя часть гильзы цилиндра отшлифована на большую конусность, которая составляет приблизительно 1:200.
Для компенсации температурной деформации дна поршня и искажения формы верхняя часть поршня обработана на конус. Конусность составляет 1:80-1:100 на длине 3 мм.
Поршневой палец облегченного типа со сквозным сверлением из высокоуглеродистой стали закален и отпущен до твердости HRC 56-60. В поршне палец зафиксирован стопорными кольцами.
Шатун выточен из дюралюминия марки Д16Т. Головки шатуна не имеют втулок.
Конструкция узла контрпоршня обычная. Форма камеры сгорания обеспечивает эффективное воспламенение и сгорание топливовоздушной смеси и некритичность двигателя при регулировке степени сжатия. Контрпоршень установлен в верхней части гильзы цилиндра с натягом 3-6 мкм.
Диаграмма газораспределения приведена на рис. 3. Всасывание топливовоздушной смеси начинается на 35° после прохождения НМТ и заканчивается через 20° после ВМТ Продолжительность фазы всасывания составляет 165°. Фаза выпуска составляет 142°, продувки-126° (симметрично относительно НМТ).
Форсирование компрессионного микродвигателя «ЦСТКАМ-2,5Д»
Внешний вид, габаритные и установочные размеры микродвигателя ЦСТКАМ 2,5 Д приведены на рис. 4
Основные технические характеристики микродвигателя таковы: рабочий объем 2,47 см3, диаметр поршня 15 мм, ход поршня 14 мм, отношение S/D равно 0,933, максимальная мощность 0,25 KBT, частота вращения при максимальной мощности 15 500 мин-1, масса 0,14 кг.
Рис. 4 Габаритные и установочные размеры микродвигателя
Видео smopasmopa
В.Е. МЕРЗЛИКИН. 1991г.
Вконтакте
Одноклассники
rc-centr.ru
Дизели ЧНЗО/38 в шести- и восьмицилиндровом исполнении применяются в качестве главных судовых двигателей и для привода генераторов постоянного тока для питания силовых и осветительных установок на судах.
Дизели имеют рядное расположение цилиндров, реверсивные и нереверсивные, работают на гребной винт или другой движитель. Коленчатый вал соединяется с гребным валом через упругую разобщительную шинно-пневматическую муфту. Двигатели выпускаются правого и левого вращения.
Продольный и поперечные разрезы дизеля ЧН 30/38 приведены на рис. 92 и 93.
Рис. 92. Продольный разрез дизеля типа ЧНЗ0/38
Рис. 93. Поперечный разрез дизеля типа ЧНЗ0/38
Конструкция
Блок цилиндров стальной, сварно-литой, закрыт снизу стальной ванной, служащей сборником масла. Вверху в блок вставлены чугунные втулки цилиндров с рубашками. Пространство между втулкой и рубашкой образует полость охлаждения.
Снизу к блоку крепятся подвески со стальными вкладышами с тонкослойной заливкой свинцовистой бронзы.
Крышка цилиндра изготовлена из высокопрочного чугуна, имеет насос-форсунку, пусковой клапан, два впускных и два выпускных клапана. Крышки цилиндров закрыты кожухом из алюминиевого сплава.
Над кожухом расположены три крышки, образующие герметичное пространство, в котором расположен распределительный вал.
Поршень составной: головка поршня выполнена из высокопрочного чугуна, юбка из серого чугуна. Поршень охлаждается маслом.
Шатун отштампован из легированной стали. Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. Верхняя головка шатуна соединена с поршнем посредством пальца плавающего типа.
Коленчатый вал кованный из легированной стали. Шатунные и коренные шейки вала азотированы.
Механизм газораспределения включает в себя распределительный вал, воздействующий на впускные, выпускные клапаны и насос-форсунки с помощью кулачковых шайб и рычагов.
Реверсивные двигателя имеют пневматический реверс. Рабочий цилиндр механизма реверса расположен на одной оси с распределительным валом со стороны поста управления. Перемещение распределительного вала при реверсе осуществляется поршневым сервомотором, при этом ролики рычагов привода впускных и выпускных клапанов скользят по наклонным плоскостям переходных участков комплекта кулачковых шайб. В этот комплект входят впускные и выпускные шайбы прямого и обратного хода и топливная шайба симметричного профиля.
Переходные участки впускных и выпускных шайб от прямого к обратному вращению выполнены в виде плавных переходов.
Регулятор частоты вращения коленчатого вала — всережимный, непрерывного действия, обеспечивает астатическую регуляторную характеристику.
Топливная система состоит из топливоподкачи-вающего насоса шестеренчатого типа, фильтров грубой и тонкой очистки, насоса высокого давления, форсунок и трубопроводов.
Система смазки дизеля циркуляционная под давлением с «сухим» картером, цилиндры смазываются разбрызгиванием, турбокомпрессор и редуктор смазываются от масляной системы дизеля, в которую входят насос предварительной прокачки масла, двухсекционный шестеренчатый масляный насос, водомасляный охладитель, фильтр грубой очистки масла и центрифуга.
Система охлаждения двухконтурная включает в себя насос внутреннего контура, насос внешнего контура, водо-водяной охладитель.
Наддув дизеля осуществляется турбокомпрессором типа 2ТК или 6ТК.
Пуск дизеля производится сжатым воздухом под давлением 25—30 бар.
Дизель приспособлен для подключения системы дистанционного управления. Дизель поставляется с комплектом контрольно-измерительных приборов и покупных изделий; одиночным, групповым и ремонтным комплектами инструмента и приспособлений и комплектом механизмов, электрооборудования и устройств.
Универсальная характеристика дизеля ЧНЗ0/38 представлена на рис. 94. Технические характеристики дизелей и дизель-генераторов на базе дизеля ЧНЗО/38 приведены в табл. 41 и 42.
Рис. 94. Универсальная характеристика дизеля типа ЧНЗ0/38
Таблица 41
Показатели | ДГР1А1000/7500М4 (24ДГ) | ДГР2А1000/7500М4 (1-24ДГ) | ДГР1А1000/7500М4 (25ДГ) | ДГР2А1400/7600М4 (ЗОДГ) |
Обозначение (марка): | ||||
дизеля |
6ЧН1А30/38 (5-2Д42) | 6ЧН2А30/38 (5-2Д42) | 6ЧН1А30/38 (5-2Д42) | 6ЧН2А30/38 (7-2Д42) |
генератора |
МСК1250/750 | МСС375/280-750 ПГ1000/750М ОМ4 | ПГ-1670М4 | |
Мощность номинальная (полная), кВт | 1000 | 1000 | 1000 | 1400 (полная) |
Частота вращения, мин-1 | 750 | |||
Род тока | Переменный | Переменный, постоянный | Постоянный | |
Напряжение, В | 400 | 400 или 900 | 240—330 | |
Частота, Гц | 50 | - | ||
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | ||||
топлива на номинальной (полной) мощности |
2124 | 224 | 225 | 242 |
масла на угар |
1,9 | 1,9 | 1,9 | 3,5 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | ||||
до переборки |
10 | 10 | 10 | 6 |
до капитального ремонта |
45 | 45 | 45 | 30 |
Габаритные размеры, мм: | ||||
длина L |
6203 | 6168 | 7472 | 6950 |
ширина В |
1950 | 2500 | 1940 | 2660 |
высота Н |
3395 | 3298 | 2706 | 3335 |
Масса (сухая), кг | 26790 | 26790 | 31390 | 43500 |
Технические условия | ТУ 24.О6.9304—87 | ТУ 24.06.9305—84 | ТУ 24.06.9309—83 | ТУ 24.06.9307—87 |
Код ОКП | 31 2523 2200 | 31 2523 2500 | 31 2523 2300 | 31 2523 0000 |
Таблица 42
Показатели | 6ЧНРП2А | 6ЧНРП2А 30/38 | 6ЧНРП2А 30/38 | 6ЧНРП2А 30/38 | 8ЧНРП2А 30/38 | 8ЧНРП2А 30/38 | 6ЧПН2А 30/38 | 6ЧН2А 30/38 | 6ЧПН2А 30/38 |
Обозначение (марка): | |||||||||
дизель правой модели |
1-ЗДР42А | 2-ЗДР42А | 7ДР42А | 1-7ДР42А | 6ДР42А | 5ДР42А | 1-2Д42М | 2-2ДЛ42М | 3-2Д42М |
дизель левой модели |
1-ЗДРЛ42А | 2-ЗДРЛ42А | 7ДРЛ42А | 1-7ДРЛ42А | 6ДРЛ42А | 5ДРЛ42А | 1-2ДЛ42М | 3-2ДЛ42М | |
Мощность номинальная (полная), кВт | 1340 | 1000 | 1340 | 1000 | 1680 | 1680 | 1400 (полная) | 1290 (полная) | 1030 (полная) |
Частота вращения коленчатого вала, мин-1 | 690 | 580 | 690 | 580 | 690 | 690 | 715 | 700 | 600 |
Среднее эффективное давление, бар | 14,7 | 13,2 | 14,7 | 13,2 | 13,8 | 13,8 | 1485 | 13,95 | 13,05 |
Средняя скорость поршня, м/с | 8,7 | 7,3 | 8,7 | 7,3 | 8,7 | 8,7 | 9 | 8,8 | 7,6 |
Передаточное число редуктора | 1,44 | 1,44 | 2,37 | 2,37 | 2,37 | 1,44 | 1,43 | — | 1,43 |
Степень автоматизации по ГОСТ 14228—80 | 2 | 2 | 12 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Удельный расход, г/кВт-ч: | |||||||||
топлива на номинальной (полной) мощности |
215 | 215 | 215 | 215 | 1215 | 215 | 224 | 224 | 224 |
масла на угар |
1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 3 | 3 | 3 |
Назначенный ресурс, тыс. ч: | |||||||||
до переборки |
7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 8 |
до капитального ремонта |
36 | 32 | 36 | 32 | 36 | 36 | 36 | 36 | 40 |
Масса (сухая), кг | 15675 | 15675 | 15675 | 15675 | 19375 | 19375 | 14980 | 13980 | 14980 |
Габаритные размеры, мм: | |||||||||
длина L |
4695 | 4695 | 4695 | 4695 | 5670 | 5670 | 4574 | 4574 | 4574 |
ширина В |
1316 | 1316 | 1316 | 1316 | 1316 | 1316 | 1316 | 1138 | 1316 |
высота Н |
2705 | 2705 | 2705 | 2705 | 2880 | 2880 | 2883 | 2883 | 2883 |
Топливо | Дизельное Л-0,5-61 ГОСТ 305—82 | ||||||||
Масло | М-14ГБ ГОСТ 12337—84 | ||||||||
Технические условия | ТУ 24.06.6511—79 | ТУ 24.О6.6520—83 | |||||||
Код ОКП | 31 2513 3400 | 31 2513 1800 | 31 2513 3300 | 31 2513 1700 | 31 2513 4600 | 31 2513 4700 | 31 2513 4300 | 31 2513 2400 | 31 2513 2300 |
Информация взята из отраслевого каталога «Дизели и газовые двигатели» 1991 года выпуска. | |||
Отсканировано и распознано специально для PROPULSIONPLANT.RU.При использовании информации с сайта ссылка на ресурс и первоисточник обязательны. |
www.propulsionplant.ru
Предлагаем со склада в Санкт-Петербурге полный ассортимент запасных частей для двигателей Рижского и Дагестанского производства - 5Д1, 5Д2, 5Д4, ДП26, ДС 25, Каспий 40
На этой странице, для Вашего удобства, собраны электронные (отсканированные) версии книг по эксплуатации двигателей ряда 8,5\11 и 9,5\11, производства "Ригадизель" (РДЗ) и "Дагдизель" (ДД) 5Д1, 5Д2, 5Д4, ДС25, ДП26, Каспий 40 и др.
Дизели Ч8,5\11 и Ч9,5\11. Руководство по эксплуатации
Маломощные дизели 1Ч 8,5\11, 2Ч 8,5\11, 4Ч 8,5\11
Дизели ряда Ч 8,5\11 Подробное руководство
Дизели Ч 9,5\11. Руководство по эксплуатации
Дизели. Diesel Engines. Ч 8,5\11; Ч 9,5\11 на русском и английском языках.
Запасные части и принадлежности для двигателей ряда Ч8,5\11 и ч9,5\11 в наличии на складе в Санкт-Петербурге
neva-diesel.com