ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Динамика авиационного двигателя Задачи САУ и основные ограничения. Сау двигатель


Система автоматического управления газотурбинного двигателя

Использование: в системах автоматического управления (САУ) газотурбинных двигателей (ГТД). Технический результат: адаптивное управление различными выходными координатами ГТД с помощью селектора каналов и контура сигнальной самонастройки, в результате чего устраняются забросы выходных координат двигателя, обеспечивается заданное качество переходных процессов включаемого канала САУ, что способствует повышению ресурса ГТД. Система дополнительно содержит последовательно соединенные селектор максимального сигнала, третий элемент сравнения, блок согласования, переключатель и второй суммирующий элемент, причем первый и второй входы селектора максимального сигнала соединены соответственно с первым и вторым входами селектора минимального сигнала, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента сравнения, выход первого элемента сравнения соединен со вторым входом второго суммирующего элемента, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения ротора, выход логического устройства соединен со вторым входом переключателя, второй выход которого подключен к второму входу первого суммирующего элемента. 2 ил.

 

Изобретение относится к области систем автоматического управления (САУ) газотурбинного двигателя (ГТД).

Известна САУ ГТД, в которой для устранения отрицательного влияния взаимодействия регуляторов на характеристики системы управления с одним регулирующим фактором содержатся измерители частоты вращения ротора ГТД и температуры газа, регуляторы этих параметров, селектор минимального сигнала, исполнительное устройство, воздействующее на расход топлива [1].

Недостатком этой схемы является то, что взаимодействие каналов управления сохраняется на переходных режимах. Эта САУ ГТД имеет невысокую динамическую точность и заброс по температуре при селектировании, что можно объяснить следующим образом.

ГТД имеет различные динамические характеристики по разным выходным координатам объекта управления относительно расхода топлива.

Рассмотрим САУ ГТД как двухмерный объект с одним управляющим воздействием, в котором используется алгебраический селектор минимального сигнала. Первый канал этой САУ является каналом управления, определяющим режим работы объекта по выходной координате Y1, его заданная величина Y10 зависит от времени. Второй канал - канал ограничения, его заданная величина Y20 является постоянной и определяет максимальный режим работы объекта по координате Y2.

Передаточные функции объекта управления:

по координате Y1:

по координате Y2:

где p - оператор преобразования Лапласа;

K1, K2 - коэффициенты передачи;

A1(p), A2(p), B(p) - полиномы, зависящие от вида объекта.

Примем, что порядок A1(p) меньше, чем порядок В(р), а порядок A2(p) равен порядку В(p). Такое математическое описание характерно, например, для динамических характеристик ГТД по частоте вращения ротора и температуре газа при изменении расхода топлива в камеру сгорания.

Передаточная функция общего изодромного регулятора

Передаточные функции регулятора первого - W1(p) и второго - W2(p) каналов выбираются исходя из заданных требований к динамическим характеристикам каждого из них. Это можно сделать следующим образом. Потребуем, чтобы передаточные функции отдельных разомкнутых каналов без учета запаздывания измерителей координат удовлетворяли равенствам:

где Wм1(p) и Wм2(p) - передаточные функции эталонных моделей

разомкнутых каналов. Тогда

Если передаточные функции отдельных разомкнутых каналов выбрать в виде

то для получения необходимого качества регулирования выходных координат регуляторы, согласно (6) и (7), должны иметь, например, следующие передаточные функции:

При этом инерционность датчика температуры должна быть скорректирована так, чтобы измерители параметров были безынерционными.

Как известно [2], обычно применяется принцип селектирования, согласно которому регулируется параметр ГТД, наиболее приблизившийся к величине, определяемой программой регулирования. Следовательно, для получения необходимого качества регулирования переключение селектора должно происходить в момент равенства рассогласований между текущими значениями выходных координат и их задающими значениями, т.е. в момент равенства сигналов перед регуляторами

Проведенный анализ показывает, что регулятор температуры газа является инерционным по отношению к регулятору частоты вращения ротора ГТД, поэтому селектор переключается с канала частоты вращения ротора на канал температуры газа с запаздыванием. В результате происходит заброс по температуре газа.

Наиболее близкой по достигаемому техническому результату, выбранной за ближайший аналог, является САУ ГТД, содержащая каналы регулирования частоты вращения ротора и температуры газа, селектор минимального сигнала, исполнительное устройство, два корректирующих звена, два суммирующих элемента, логическое устройство (компаратор) и ключ [3].

В этой САУ за счет включения двух перекрестных корректирующих звеньев с передаточными функциями

происходит изменение задающего воздействия разомкнутого канала ограничения температуры газа и выполнение условия

при переключении САУ на канал ограничения температуры газа при равенстве сигналов на входах селектора минимального сигнала

Это позволяет получить необходимое качество переходного процесса по температуре газа при включении этого канала.

Недостатком такой САУ является то, что при обратном переключении с канала температуры газа на канал частоты вращения ротора структура, параметры корректирующих звеньев и место включения корректирующего сигнала должны изменяться, т.е. эта система не является адаптивной к изменению ее структуры при селектировании каналов и не обеспечивает в этом случае заданного качества переходных процессов.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение динамических характеристик САУ путем устранения забросов и обеспечения заданного качества переходных процессов по выходным координатам ГТД при прямом и обратном включении селектором различных каналов системы, что приводит к улучшению качества системы управления и к повышению ресурса работы двигателя.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в систему автоматического управления газотурбинного двигателя, содержащую последовательно соединенные регулятор частоты вращения ротора, селектор минимального сигнала, изодромный регулятор, газотурбинный двигатель, измеритель частоты вращения ротора и первый элемент сравнения, задатчик частоты вращения ротора, выход которого подключен к второму входу первого элемента сравнения, последовательно соединенные измеритель температуры газа, второй элемент сравнения, первый суммирующий элемент, регулятор температуры газа и логическое устройство, задатчик температуры газа, выход которого подключен к второму входу второго элемента сравнения, причем выход регулятора частоты вращения ротора соединен со вторым входом логического устройства, выход регулятора температуры газа соединен со вторым входом селектора минимального сигнала, а второй выход газотурбинного двигателя соединен с входом измерителя температуры газа, в отличие от прототипа дополнительно введены последовательно соединенные селектор максимального сигнала, третий элемент сравнения, блок согласования, переключатель и второй суммирующий элемент, причем первый и второй входы селектора максимального сигнала соединены соответственно с первым и вторым входами селектора минимального сигнала, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента сравнения, выход первого элемента сравнения соединен со вторым входом второго суммирующего элемента, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения ротора, выход логического устройства соединен со вторым входом переключателя, второй выход которого подключен к второму входу первого суммирующего элемента.

Существо системы поясняется чертежами. На фиг.1 представлена блок-схема системы автоматического управления газотурбинного двигателя; на фиг.2 - результаты моделирования переходных процессов в САУ ГТД при различных переключениях каналов селектором минимального сигнала:

а) с канала частоты вращения ротора на канал температуры газа, б) с канала температуры газа на канал частоты вращения ротора, с контуром и без контура адаптации, при этом выходные координаты ГТД представлены в относительном виде

Система автоматического управления газотурбинного двигателя содержит последовательно соединенные регулятор частоты вращения ротора 1, селектор минимального сигнала 2, изодромный регулятор 3, газотурбинный двигатель 4, измеритель частоты вращения ротора 5 и первый элемент сравнения 6, задатчик частоты вращения ротора 7, выход которого подключен к второму входу первого элемента сравнения 6, последовательно соединенные измеритель температуры газа 8, второй элемент сравнения 9, первый суммирующий элемент 10, регулятор температуры газа 11 и логическое устройство 12, задатчик температуры газа 13, выход которого подключен к второму входу второго элемента сравнения 9, причем выход регулятора частоты вращения ротора 1 соединен со вторым входом логического устройства 12, выход регулятора температуры газа 11 соединен со вторым входом селектора минимального сигнала 2, а второй выход газотурбинного двигателя 4 соединен с входом измерителя температуры газа 8, при этом система дополнительно содержит последовательно соединенные селектор максимального сигнала 14, третий элемент сравнения 15, блок согласования 16, переключатель 17 и второй суммирующий элемент 18, причем первый и второй входы селектора максимального сигнала 14 соединены соответственно с первым и вторым входами селектора минимального сигнала 2, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента сравнения 15, выход первого элемента сравнения 6 соединен со вторым входом второго суммирующего элемента 18, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения ротора 1, выход логического устройства 12 соединен со вторым входом переключателя 17, второй выход которого подключен к второму входу первого суммирующего элемента 10.

Система автоматического управления газотурбинного двигателя работает следующим образом.

В канале регулирования частоты вращения ротора ГТД 4 сигнал с измерителя частоты вращения ротора 5, пропорциональный частоте вращения ротора, поступает на первый элемент сравнения 6, где сравнивается с выходным сигналом задатчика частоты вращения ротора 7 и формируется выходной сигнал рассогласования E1, пропорциональный отклонению частоты вращения ротора от заданного значения. Этот сигнал через второй суммирующий элемент 18 поступает на вход регулятора частоты вращения ротора 1, выход которого U1 подключен к первому входу селектора минимального сигнала 2.

В канале регулирования температуры газа ГТД 4 сигнал с измерителя температуры газа 8, пропорциональный температуре газа, поступает на второй элемент сравнения 9, где сравнивается с выходным сигналом задатчика температуры газа 7 и формируется выходной сигнал рассогласования E2, пропорциональный отклонению температуры газа от заданного значения. Этот сигнал через первый суммирующий элемент 10 поступает на вход регулятора температуры газа 11, выход которого U2 подключен к второму входу селектора минимального сигнала 2.

На выход селектора минимального сигнала 2 проходит выходной сигнал

того канала регулирования, который в данный момент по условиям работы ГТД требует меньшего расхода топлива. Сигнал с селектора минимального сигнала 2 через изодромный регулятор 3, который выполняет функцию и исполнительного устройства, изменяет расход топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя 4.

Выходные сигналы регулятора частоты вращения ротора 1 U1 и регулятора температуры газа 11 U2 поступают на входы селектора максимального сигнала 14, на выходе которого формируется сигнал

На выходе третьего элемента сравнения 15 определяется разность сигналов на выходе регуляторов

где Uзам - выходной сигнал регулятора замкнутого канала;

Uраз - выходной сигнал регулятора разомкнутого канала.

Выходные сигналы U1 и U2 поступают также на вход логического устройства 12, на выходе которого формируется логический сигнал L, определяющий замкнутый канал САУ

Выходной сигнал ε третьего элемента сравнения 15 через блок согласования 16 и переключатель 17 поступает на вход соответствующего регулятора разомкнутого канала с помощью первого 10 или второго 18 суммирующего элемента, что определяется состоянием переключателя 17 в соответствии с логическим сигналом L логического устройства 12. Так как ε меньше нуля, то этот сигнал уменьшает задающее воздействие разомкнутого канала и тем самым корректирует момент переключения каналов.

Как было отмечено выше, регуляторы частоты вращения ротора 1 и температуры газа 11 имеют разные динамические характеристики, в результате чего условие переключения селектора минимального сигнала 2

отличается от необходимого эталонного условия переключения САУ - равенства рассогласований между текущими значениями выходных координат и их задающими воздействиями

Следовательно, необходимо согласование этих условий. Как известно [4], согласование поведения отдельных каналов САУ возможно за счет контура управления их относительным движением. В данном случае оно обеспечивается за счет введения контура сигнальной самонастройки по разности сигналов ε на выходе регуляторов с воздействием на задающее воздействие разомкнутого канала системы. Это позволяет построить САУ ГТД, адаптивную к изменению ее структуры при переключении каналов селектором.

Пусть замкнутым является канал регулирования частоты вращения ротора, т.е. первый канал. Тогда выход контура сигнальной самонастройки включен с помощью первого суммирующего элемента 10 на вход регулятора температуры газа 11 второго разомкнутого канала.

Сигнал на выходе регулятора частоты вращения ротора

Сигнал на выходе регулятора температуры газа

где Wc(p) - передаточная функция блока согласования 16.

Тогда разность сигналов на выходе регуляторов

При Wc(p), равном K, и K, достаточно большом, получаем

ε→0; U2→U1,

или

где m - достаточно малая величина.

Таким образом, за счет работы контура сигнальной самонастройки момент переключения селектора минимального сигнала 2

приближается к условию переключения каналов по ошибкам каналов

Это, соответственно, позволяет ликвидировать заброс и обеспечить необходимое качество переходного процесса при замыкании и включении в работу регулятора температуры газа 11. При U1, равном U2, происходит переключение каналов, и далее при U1, большем по сравнению с U2, - изменение состояния каналов: первый канал становится разомкнутым, а второй канал - замкнутым. Это приводит к изменению также и структуры контура самонастройки.

Аналогичные процессы характерны для САУ и при переключении селектора с замкнутого канала температуры газа на канал частоты вращения ротора. В этом случае выходной сигнал контура самонастройки включается с помощью переключателя 17 и второго суммирующего элемента 18 на вход регулятора частоты вращения ротора 1, изменяя задающее воздействие первого канала.

Так как порядок знаменателей передаточных функций отдельных регуляторов W1(p) и W2(p) двухвального ГТД не выше двух, то контур самонастройки обеспечивает хорошее качество переходных процессов при достаточно высоких значениях коэффициента передачи K.

Результаты моделирования рассмотренной САУ ГТД, приведенные на фиг.2, при задающих воздействиях каналов

и выполнении условия (8) показывают, что при прямом и обратном переключении каналов селектором качество переходных процессов включаемого канала существенно улучшается при введении контура самонастройки. САУ сохраняет заданное качество при изменении структуры, т.е. является адаптивной.

Итак, заявляемое изобретение позволяет осуществить адаптивное управление различными выходными координатами ГТД с помощью селектора каналов и контура сигнальной самонастройки. Устраняются забросы выходных координат двигателя, обеспечивается заданное качество переходных процессов включаемого канала системы, что способствует повышению ресурса ГТД.

Источники литературы

1. Интегральные системы автоматического управления силовыми установками самолетов. / Под ред. А.А.Шевякова. - М.: Машиностроение, 1983. - 283 с., стр.126, рис.3.26.

2. Интегральные системы автоматического управления силовыми установками самолетов. / Под ред. А.А.Шевякова. - М.: Машиностроение, 1983. - 283 с., стр.110.

3. Свидетельство РФ №2416 на полезную модель. МПК 6 F02C 9/28. Система автоматического регулирования газотурбинного двигателя. / В.И.Петунин, А.И.Фрид, В.В.Васильев, Ф.А.Шаймарданов. Заявка №95108046; заявл. 18.05.95; опубл. 16.07.96; Бюл. №7.

4. Мирошник И.В. Согласованное управление многоканальными системами. - Л.: Энергоатомиздат, 1990. - 128 с., стр.21, рис.1.8.

Система автоматического управления газотурбинного двигателя, содержащая последовательно соединенные регулятор частоты вращения ротора, селектор минимального сигнала, изодромный регулятор, газотурбинный двигатель, измеритель частоты вращения ротора и первый элемент сравнения, задатчик частоты вращения ротора, выход которого подключен ко второму входу первого элемента сравнения, последовательно соединенные измеритель температуры газа, второй элемент сравнения, первый суммирующий элемент, регулятор температуры газа и логическое устройство, задатчик температуры газа, выход которого подключен ко второму входу второго элемента сравнения, причем выход регулятора частоты вращения ротора соединен со вторым входом логического устройства, выход регулятора температуры газа соединен со вторым входом селектора минимального сигнала, а второй выход газотурбинного двигателя соединен с входом измерителя температуры газа, отличающаяся тем, что дополнительно содержит последовательно соединенные селектор максимального сигнала, третий элемент сравнения, блок согласования, переключатель и второй суммирующий элемент, причем первый и второй входы селектора максимального сигнала соединены соответственно с первым и вторым входами селектора минимального сигнала, выход которого соединен со вторым входом третьего элемента сравнения, выход первого элемента сравнения соединен со вторым входом второго суммирующего элемента, выход которого подключен к входу регулятора частоты вращения ротора, выход логического устройства соединен со вторым входом переключателя, второй выход которого подключен ко второму входу первого суммирующего элемента.

www.findpatent.ru

САУ М7 НА ШАССИ «ГЕНЕРАЛА ЛИ»

САУ М7 НА ШАССИ «ГЕНЕРАЛА ЛИ»Самоходная артиллерийская 105-мм установка М7 широко известна под названием Priest («Священник»). Она являлась основной американской САУ периода Второй мировой войны и одной из наиболее многочисленных, выпущенных в это время. Орудие состояло на вооружении многих артиллерийских частей и всех подразделений танковых войск США. Принятая на вооружение в апреле 1942 г. как 105mm Howitzer Carriage М7 Motor гаубица имела к концу войны «тираж» в 4316 экземпляров.

Боевое крещение в армии США М7 получили в ноябре 1942 г. в операции «Факел» Тунисской кампании (1942 – 1943 гг.). В это же время англичане, получив САУ по ленд-лизу, включили их в состав 8-й танковой дивизии и использовали в боевых действиях против немецких войск Э. Роммеля в районе Эль-Аламейна.

В ходе Второй мировой войны в американской армии было сформировано 67 дивизионных и отдельных батальонов, на вооружении которых находились М7. 62 из них (48 дивизионных и 14 отдельных) сражались в Европе на Западноевропейском и Итальянском фронтах. Особенно установки проявили себя в ходе Сицилийской операции, в Нормандии 6 июня 1944 г., где они осуществляли огневую поддержку подразделений при десантировании их с кораблей, а также при сражении в Арденнах.

На Тихоокеанском театре военных действий САУ М7 применялись ограниченно и действовали в составе подразделений. Это объяснялось спецификой боевых операций на островах, покрытых трудно-проходимыми джунглями. Наиболее успешно САУ М7 использовались в качестве штурмовых орудий, разрушая укрепления, построенные здесь японцами, особенно в операции «Айсберг» в апреле 1945 г. при сражении за Окинаву в составе 1-й и 6-й дивизий морской пехоты.

По штатам американской армии САУ М7 поступали на вооружение танковых дивизий в качестве полевой самоходной гаубицы. В дивизии находились три батальона с восемнадцатью установками в каждом – по шесть в батарее. Частично они имелись и в полковых артиллерийских ротах пехотных дивизий, а также в отдельных батальонах корпусного подчинения; придавались они и мо

modelist-konstruktor.com

Советские САУ времен войны (часть 5) – СУ-100 » Военное обозрение

СУ-100 – советская САУ периода Второй мировой войны, относится к классу истребителей танков, средняя по массе. Самоходка была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторами Уралмашзавода в конце 1943 начале 1944 года. По своей сути является дальнейшим развитием САУ СУ-85. Разрабатывалась для замены СУ-85, которая обладала недостаточной возможностью борьбы с немецкими тяжелыми танками. Серийный выпуск САУ СУ-100 начался на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до марта 1946 года. Помимо этого с 1951 по 1956 год САУ производилась в Чехословакии по лицензии. Всего по разным данным в СССР и Чехословакии было произведено от 4 772 до 4 976 самоходок данного типа.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся у Красной армии средств борьбы с современными немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление бронетанковых войск. Данный вопрос попытались решить применением на САУ 100-мм орудия с баллистикой морской пушки Б-34. Эскизный проект машины в декабре 1943 года был представлен Наркомату танковой промышленности, а уже 27 декабря 1943 года ГКО принял решение о принятии на вооружение новой средней САУ, вооруженной 100-мм орудием. Местом производства новой самоходки был определен «Уралмашзавод».

Сроки разработки были поставлены очень жесткие, однако, получив чертежи орудия С-34, на заводе убедились в том, что данная пушка для САУ не подходит: она обладает очень внушительными размерами, а при наведении влево упирается во вторую подвеску, не позволяя разместить на прежнем месте люк водителя. Для того чтобы установить на самоходке данное орудие, требовались серьезные изменения ее конструкции, в том числе и ее герметичного корпуса. Все это влекло за собой изменение производственных линий, смещения рабочего места водителя и органов управления на 100 мм. влево и изменение подвески. Масса САУ могла возрасти на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85.

Советские САУ времен войны (часть 5) – СУ-100 Для того чтобы справится с возникшей проблемой, «Уралмашзавод» обратился за помощью к заводу №9, в котором в конце февраля 1944 года под руководством конструктора Ф. Ф. Петрова было создано 100-мм орудие Д-10С, разработанное на основе морского зенитного орудия Б-34. Созданное орудие обладало меньшей массой в сравнении С-34 и свободно монтировалось в серийном корпусе самоходки без каких-либо существенных изменений и увеличения массы машины. Уже 3 марта 1944 года первый прототип новой самоходки, вооруженный новым орудием Д-10С, был отправлен для прохождения заводских испытаний.

Тактико-технические показатели новой САУ СУ-100 позволяли ей успешно бороться с современными немецкими танками на дистанции в 1500 метров для «Тигров» и «Пантер» вне зависимости от точки попадания снаряда. САУ «Фердинанд» можно было поразить с расстояния в 2000 метров, но только при попадании в бортовую броню. СУ-100 обладала исключительной для советской бронетехники огневой мощью. Ее бронебойный снаряд на расстоянии 2000 метров пробивал 125 мм. вертикальной брони, а на расстоянии до 1000 метров пробивал большинство немецкой бронетехники практически насквозь.

Особенности конструкции

САУ СУ-100 была спроектирована на основе агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Все основные узлы танка – ходовая часть, трансмиссия, двигатель были использованы без изменений. Толщина лобового бронирования рубки была увеличена практически вдвое (с 45-мм у СУ-85 до 75-мм у СУ-100). Рост бронирования в совокупности с увеличением массы орудия привел к тому, что подвеска передних катков вышла перегруженной. Проблему постарались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм., но полностью ее ликвидировать так и не удалось. В данной проблеме отразилось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи.

Корпус самоходки, заимствованный у СУ-85, подвергся хоть и немногочисленным, но очень важным изменениям. Помимо увеличения лобовой брони на САУ появилась командирская башенка со смотровыми приборами MK-IV (копия британских). Также на машине были установлены 2 вентилятора для лучшей очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом 72% деталей было заимствовано у среднего танка Т-34, 7,5% от САУ СУ-85, 4% от САУ СУ-122, а 16,5% были спроектированы заново.

САУ СУ-100 обладала классической для советских самоходок компоновкой. Боевое отделение, которое совмещалось с отделением управления, находилось в передней части корпуса, в полностью бронированной боевой рубке. Здесь были расположены органы управления механизмами САУ, комплекс основного вооружения с прицельными приспособлениями, боекомплект орудия, танкопереговорное устройство (ТПУ-3-БисФ), радиостанция (9РС или 9РМ). Здесь же располагались носовые топливные баки и часть полезного инструмента и запасных принадлежностей (ЗИП).

Спереди в левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, напротив которого в лобовом листе корпуса имелся прямоугольный люк. В крышке его люка были смонтированы 2 призматических смотровых прибора. Справа от орудия располагалось место командира машины. Сразу за сиденьем механика-водителя находилось место наводчика, а в левом заднем углу боевой рубки – заряжающего. В крыше рубки находилось 2 прямоугольных люка для посадки/высадки экипажа, неподвижная командирская башенка и 2 вентилятора под колпаками. Командирская башенка имела 5 смотровых щелей с бронестеклами, перископические смотровые приборы МК-IV находились в крышке люка командирской башенки и левой створке крышки люка наводчика.

Моторное отделение находилось сразу же за боевым и отделялось от него специальной перегородкой. В середине МТО на подмоторной раме был смонтирован дизельный двигатель В-2-34, развивавший мощность в 520 л.с. С данным двигателем САУ весом в 31,6 т. могла разогнаться по шоссе до 50 км/ч. Трансмиссионное отделение располагалось в корме корпуса самоходки, тут находились главный и бортовые фрикционы с тормозами, 5-ступенчатая коробка передач, 2 инерционно-масляных воздухоочистителя и 2 топливных бака. Емкость внутренних топливных баков САУ СУ-100 составляла 400 литров, этого количества топлива было достаточно для совершения 310-км марша по шоссе.

Главным вооружением самоходки была 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 года. Длина ствола орудия равнялась 56 калибрам (5608 мм). Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 897 м/с, а максимальная дульная энергия – 6,36 МДж. Пушка оснащалась полуавтоматическим горизонтальным клиновым затвором, а также механическим и электромагнитным спуском. Для обеспечения плавности наводки в вертикальной плоскости пушка оснащалась компенсирующим механизмом пружинного типа. Противооткатные устройства состояли из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, которые были расположены над стволом орудия справа и слева соответственно. Полная масса орудия и откатывающих механизмов составляла 1435 кг. Боекомплект САУ СУ-100 включал в себя 33 унитарных выстрела с бронебойно-трассирующими снарядами БР-412 и осколочно-фугасными ОФ-412.

Орудие устанавливалось в лобовой плите рубки в специальной литой рамке на двойных цапфах. Углы наведения в вертикальной плоскости лежали в пределах от -3 до +20 градусов, в горизонтальной 16 градусов (по 8 в каждую сторону). Наводка пушки на цель осуществлялась при помощи двух ручных механизмов – поворотного механизма винтового типа и подъёмного механизма секторного типа. При стрельбе с закрытых позиций для наведения орудия использовалась панорама Герца и боковой уровень, при стрельбе прямой наводкой наводчик использовал телескопический шарнирный прицел ТШ-19, обладавший 4-х кратным увеличением и полем обзора в 16 градусов. Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту.

Боевое применение

САУ СУ-100 начали поступать в войска в ноябре 1944 года. В декабре 1944 года в войсках приступили к формированию 3 отдельных самоходно-артиллерийских бригад РГВК, каждая из которых состояла из 3 полков, вооруженных самоходками СУ-100. Штат бригады включал 65 САУ СУ-100, 3 САУ СУ-76 и 1492 человека среднесписочного состава. Бригады, получившие номера 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я, были созданы на основе имеющихся отдельных танковых бригад. В начале февраля 1945 года все сформированные бригады были переданы фронтам.

Таким образом, бригады и полки, вооруженные самоходками СУ-100, приняли участие в заключительных сражениях Великой Отечественной войны, а также в разгроме японской Квантунской армии. Включение в состав наступающих подвижных групп данных САУ существенно повышало их ударную мощь. Часто СУ-100 использовались в завершении прорыва тактической глубины обороны немцев. Характер боя при этом был похож на наступление на противника спешно подготовившегося к обороне. Подготовка наступления занимала ограниченные сроки или не проводилась вовсе.

Впрочем, САУ СУ-100 довелось не только наступать. В марте 1945 года они приняли участие в оборонительных боях у озера Балатон. Здесь в составе войск 3-го Украинского фронта с 6 по 16 марта они участвовали в отражении контрудара 6 танковой армии СС. Все 3 сформированных в декабре 1944 года бригады, вооруженные СУ-100, были привлечены для отражения контрудара, также в обороне использовались отдельные самоходно-артиллерийские полки, вооруженные САУ СУ-85 и СУ-100.

В боях с 11 по 12 марта данные САУ часто использовались в качестве танков, из-за больших потерь бронетехники. Поэтому по фронту был отдан приказ об оснащении всех САУ ручными пулеметами для лучшей самообороны. По итогам мартовских оборонительных боев в Венгрии СУ-100 заслужила очень лестную оценку советского командования.

Без сомнения, САУ СУ-100 была самой удачной и мощной советской противотанковой САУ периода Великой Отечественной войны. СУ-100 была на 15 тонн легче и при этом имела сопоставимую бронезащиту и лучшую подвижность в сравнении с идентичной ей немецкой ПТ-САУ «Ягдпантера». При этом немецкая САУ, вооруженная 88-мм немецкой пушкой Рак 43/3, превосходила советскую по бронепробиваемости и величине боеукладки. Пушка «Ягдпантеры» за счет применения более мощного снаряда PzGr 39/43 с баллистическим наконечником обладала лучшей бронепробиваемостью на дальних дистанциях. Подобный советский снаряд БР-412Д был разработан в СССР только после окончания войны. В отличие от немецкой ПТ-САУ в боекомплекте СУ-100 не было кумулятивных и подкалиберных боеприпасов. При этом осколочно-фугасное действие 100-мм снаряда естественно было выше, чем у немецкой самоходки. В целом обе лучших средних противотанковых САУ Второй мировой не имели перед собой каких-либо выдающихся преимуществ, при том, что возможности применения СУ-100 были несколько шире.

Тактико-технические характеристики: СУ-100Масса: 31,6 т.Габаритные размеры: Длина 9,45 м., ширина 3,0 м., высота 2,24 м.Экипаж: 4 чел. Бронирование: от 20 до 75 мм.Вооружение: 100-мм орудие Д-10СБоекомплект: 33 снарядаДвигатель: двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-34 мощностью 520 л.с.Максимальная скорость: по шоссе – 50 км/часЗапас хода: по шоссе – 310 км.

topwar.ru

Журнал "Русские танки" № 57. Модель номера-САУ 2С3 "Акация"

обложка журнала русские танкиОчередной номер журнала из серии "Русские танки" с моделью советско-российской САУ 2С3 "Акация" от издательства ООО "Иглмосс Эдишинз", тираж 30000 экземпляров, рекомендуемая цена 319 рублей, но купить за эту цену журнал с моделью можно только на окраинах Москвы, да и то, если идти с утра и в момент, когда журнал только вышел - тогда есть шанс, что в неразберихе ценник еще продавец не написал (при вас он не будет его писать) и, мельком глянув на обложку журнала, где указанная цена в 319 рублей, продаст продукт за эту цену, а позже на пару-тройку дней в том же киоске цена может быть уже и 365 рублей.

У вас есть шанс собрать неплохую серию самых знаменитых отечественных моделей танков, начиная с 1930-х годов и до нашего времени, за сравнительно небольшие деньги. В каждом номере выпуска "Русские танки. И другие коллекционные модели бронетанковой техники" - технические характеристики и описание, вложенной модели данного выпуска. На лицевой станице журнала - фотография (помимо настоящей самоходной установки) присутствует и изображение самой модели САУ 2С3 "Акация".

— САУ 2С3 "Акация" с журналом "Русские танки" № 57.— Вес брутто: 84 грамм. Длина: 11 сантиметров. Материал: Металл.— Производитель модели: (ООО "Иглмосс Эдишинз").

В журнале "Русские танки" № 57:

Русские танки

ИСТОРИЯ И ТЕХНИКА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Русские танки

КОНСТРУКЦИЯ. САУ 2С3 "АКАЦИЯ".

Русские танки

ИСТОРИЯ ТАНКОСТРОЕНИЯ. АМЕРИКАНСКАЯ САМОХОДНАЯ ГАУБИЦА М109.

Русские танки

ПОРТРЕТ ГЕРОЯ.ГЕОРГИЙ ЕФИМОВ.

После осмотра данной модели оказывается, что все не так страшно, как пишут на некоторых форумах, но пилить придется. Ширина - в масштабе, длина - больше на несколько миллиметров. В чем же дело? Оказывается, что нос модели САУ 2С3 "Акация"  длиннее, чем требовалось! Расстояние между осями первого опорного катка и ведущего колеса должно быть около 10-мм, а здесь явно больше. Пилить надо примерно в месте расположения грязеотбойного щитка. С башней тоже не все хорошо, она чуть высоковата и развал боковых стенок маловат, соответственно велика крыша башни в длину и ширину.

О стволе орудия лучше и не говорить - все и так видно - менять однозначно, ствол гаубицы, если нет ошибки в расчетах; короче где-то на 6-мм, да и неплохо бы отверстие в пушке модели просверлить немного дальше. Поддерживающие катки тоже следует заменить - слишком маленькие. И, конечно, хит серии пластиковая перемычка - убрать, но есть и хороший момент - башня крутится! Пересмотрев множество экземпляров, обнаружилось (сквозь блистер, естественно), что почти все модели САУ 2С3 "Акация" обильно заляпаны клеем на крыше и по бокам башни; после выбора наиболее удобоворимого экземпляра и вскрытия упаковки все-таки обнаружилось вокруг пулемета небольшое пятнышко белого клея. Кроме уже отмеченных косяков с размерами корпуса, башни, пушки и поддерживающими катками, командирская башенка выше на почти 2 мм и неправильной формы. Дверь на правом борту башни тоже неправильная. По самому журналу "Русские танки" с САУ 2С3 "Акация" нареканий нет и сравнение с американской гаубицей М109 достаточно корректно, и очень интересен очерк о конструкторе этой и многих других бронемашин Георгии Ефимове.

советская самоходная установка

Фотография российской самоходно-артиллерийской установки 2С3 "Акация"

Краткий экскурс в историю САУ 2С3 "Акация"

САУ 2С3 "Акация" была спроектирована по классической башенной схеме - сварной корпус, разделенный на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. К серийному производству САУ 2С3 "Акация" приступили в 1973 году. А спустя два года в 1975 самоходку модернизировали. В усовершенствованной машине две боеукладки заменили одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола орудия увеличилась на один калибр. Модернизированная гаубица получила индекс 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 "Краснополь". Этот вариант получил обозначение 2С3М1. В ходе проектирования гаубицы, рассматривался ряд вариантов шасси.

Смотрите на видео - презентационный ролик САУ 2С3 "Акация" от ФГУП "Уралтрансмаш"

Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК "Круг"), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК "Круг"). Также думали использовать наиболее технологически менее затратный вариант шасси среднего танка "Объект 432". После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода. При проектировании серийного образца, в конструкции самоходной установки 2С3 использовались детали и узлы опытных самоходных установок "Объект 105"(СУ-100П), "Объект 120" (СУ-152 "Таран", в качестве базового шасси было было применено ЗРК "Круг", башенка командира была взята с "Объекта 118" (Гусеничный минный заградитель). Конструкторы добились разрешения на усиление брони САУ 2С3 "Акация" до 30-миллиметровой толщины и, что лишило эту машину плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным удалось сохранить, и САУ 2С3 "Акация" можно транспортировать в грузовых отсеках самолетов военно-транспортной авиации. Например, тяжелый военно-транспортный самолёт Ан-22 "Антей" способен взять на борт сразу пару таких установок.

Техническое описание САУ 2С3 Акация
Техническое описание САУ 2С3 "Акация"

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в передней части корпуса шасси справа. В нём располагаются: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия. Боевое отделение расположено в корме самоходной установки, оно образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На дне корпуса распологается вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Кресло заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир расположен за наводчиком. Боекомплект изначально размещался в двух механизированных боеукладках. Для боевых стрельб с подачей боеприпасов с земли в кормовой части корпуса самоходной установки был внедрен специальный люк.

Вооружение САУ 2С3 "Акация"

Главным вооружением самоходного орудия является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров. Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базовой использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20, производимая на Мотовилихинском заводе расположенном в городе Пермь. Конструктивно ствол 2А33 отличается от ствола Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, но по баллистике и боеприпасам она полностью идентична Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только в неподвижном состоянии.

Орудие 2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710-мм, предельная – 740-мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке установлено ограждение. Работа заряжающего была существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении огня прямой наводкой без перекомплектации боеприпасов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении огня с закрытых позиций с подачей выстрелов с земли скорострельность доходит до четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости - только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа. Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг). В него входили четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 метра. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 метра, он может преодолеть находящуюся под прямым углом плиту бронированной стали толщиной до 250-мм. Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Огонь из него возможно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель самоходно-артиллерийской установки 2С3 "Акация"

В качестве силовой установки этого самоходно-артиллерийского орудия применяетсяя V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведет свое легендарное происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке БТ-7М , а потом их ставили и на знаменитые танки Второй мировой войны КВ и на Т-34. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объем был равен 38880 см3. Для передачи крутящего момента к ведущим звездочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. На самоходная установка применена индивидуальная торсионная подвеска катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Техническое описание САУ 2С3 Акация

САУ 2C3 "Акация" до настоящего времени стоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советское время самоходка поставлялась не только в страны организации Варшавского договора, но и в Ирак, Ливию и Сирию, где до сих пор находится на вооружении.

В следующем выпуске серии "Русские танки" № 58 модель легкого русского танка Т-60.

анонс журнала № 58

< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

Динамика авиационного двигателя Задачи САУ и основные ограничения

Динамика авиационного двигателя Задачи САУ и основные ограничения на режимы работы двигателя, влияющие на Динамика авиационного двигателя Задачи САУ и основные ограничения на режимы работы двигателя, влияющие на закон изменения управляющего воздействия Лекция 2

Задачи САУ силовой установки Задачами системы автоматического управления на режимах работы авиационного двигателя является: Задачи САУ силовой установки Задачами системы автоматического управления на режимах работы авиационного двигателя является: 1. Получение оптимальных характеристик двигателя по тяге и экономичности. 2. Изменение режима работы двигателя и выполнение требований к качеству и длительности переходных процессов. 3. Поддержание заданного режима работы двигателя, в частности, 4. Обеспечение устойчивости рабочих процессов и ограничение выхода параметров рабочего процесса за установленные эксплуатационные ограничения

Все ограничения для двигателя можно разделить на две группы: 1. Ограничения по условиям газодинамической Все ограничения для двигателя можно разделить на две группы: 1. Ограничения по условиям газодинамической устойчивости узлов двигателя. 2. Ограничения по прочности элементов конструкции двигателя.

Ограничения по условиям газодинамической устойчивости узлов двигателя : Ограничения первой группы относятся к характеристикам Ограничения по условиям газодинамической устойчивости узлов двигателя : Ограничения первой группы относятся к характеристикам следующих узлов двигателя и силовой установки: n воздухозаборника (граница устойчивой работы), n компрессора (граница помпажа), n камеры сгорания (богатый и бедный срыв).

Ограничения узлов двигателя : воздухозаборник (граница устойчивой работы) Ограничения узлов двигателя : воздухозаборник (граница устойчивой работы)

Ограничения узлов двигателя : Эти параметры определяют: потери полного давления в системе скачков уплотнении, Ограничения узлов двигателя : Эти параметры определяют: потери полного давления в системе скачков уплотнении, а также в дозвуковой части канала воздухозаборника степень сопротивления воздухозаборника и соответственно отклонение расход воздуха от его теоретического значения для данной конструкции.

Дроссельная и характеристики Скоростная Дроссельная характеристика ВЗ имеет: - некоторое минимальное значение коэффициента расхода, Дроссельная и характеристики Скоростная Дроссельная характеристика ВЗ имеет: - некоторое минимальное значение коэффициента расхода, при котором перед кромкой обечайки появляется интенсивная головная волна и возникает помпаж ВЗ; - некоторое минимальное значение коэффициента восстановления полного давления, при котором из-за перемещения замыкающего скачка вглубь канала структура потока перед двигателем ухудшается настолько, возникает помпаж компрессора.

Согласование работы ВЗ и двигателя точка согласования Согласование работы ВЗ и двигателя точка согласования

Факторы расслоения характеристики 1. число Маха; 2. внешнее сжатие – внутреннее сжатие; 3. расход Факторы расслоения характеристики 1. число Маха; 2. внешнее сжатие – внутреннее сжатие; 3. расход слива пограничного слоя; 4. углы атаки; 5. угол скольжения; 6. неравномерность потока на входе; 7. изменение режимов работы двигателя; 8. полет в турбулентной атмосфере; 9. изменение температуры на входе; 10. конденсация паров воды; 11. отличие показателя адиабаты k 1, 4 для Мп>3, 0 и др. факт

Факторы расслоения характеристики По числу Маха полета По углу атаки Факторы расслоения характеристики По числу Маха полета По углу атаки

Характеристика ВЗ Характеристика ВЗ

КОМПРЕССОР (ВЕНТИЛЯТОРКОМПРЕССОР НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ) Для авиационного двигателя существуют ограничения на режимы его работы. Совокупность КОМПРЕССОР (ВЕНТИЛЯТОРКОМПРЕССОР НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ) Для авиационного двигателя существуют ограничения на режимы его работы. Совокупность ограничений для авиационного двигателя указывается в плоскости характеристики его компрессора (вентилятора). Между узлами двигателя существует газодинамическая связь, через которую передаются любые возмущения. Проявление неустойчивости в работе силовой установки из-за газодинамической связи всех узлов двигателя вызывает изменение режима его работы, который можно характеризовать функцией:

регулирование положения направляющих аппаратов относительно направления потока регулирование положения направляющих аппаратов относительно направления потока

Регулирование перепуском расхода воздуха Регулирование перепуском расхода воздуха

КАМЕРА СГОРАНИЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ

Срывная характеристика Камеры Сгорания Срывная характеристика Камеры Сгорания

Ограничения по прочности элементов конструкции двигателя - предельную частоту вращения, ограниченную прочностью рабочих лопаток Ограничения по прочности элементов конструкции двигателя - предельную частоту вращения, ограниченную прочностью рабочих лопаток от действия центробежных сил; - предельный уровень температуры газа, ограниченный работоспособностью горячих элементов проточной части; - предельный уровень давления за компрессором, ограниченный значением допустимого момента на валу двигателя; - предельное значение температуры воздуха на входе в двигатель, ограниченное эффективностью системы охлаждения турбины или маслосистемы; - предельное значение скоростного напора, ограниченное прочностью конструкции, полной температурой на входе в двигатель, устойчивостью работы воздухозаборника; - предельный темп изменения расхода топлива, ограниченный недопустимым уровнем термических напряжений в горячих элементах проточной части двигателя.

Ограничения по прочности элементов конструкции двигателя 1 – max допустимый кратковременно действующий уровень температура Ограничения по прочности элементов конструкции двигателя 1 – max допустимый кратковременно действующий уровень температура газа 2 - max допустимый длительно действующий уровень температура газа 3 – граница помпажа 4 – линия разгона двигателя 5 – линия установившихся режимов

При реализации режимов САУ должны учитываться следующие ограничения: I. Ограничения в режиме стабилизации • При реализации режимов САУ должны учитываться следующие ограничения: I. Ограничения в режиме стабилизации • ограничения на углы атаки потока При этом имеет место снижение запаса газодинамической устойчивости на установившихся режимах, когда появляется неравномерность и нестационарность набегающего потока. Эти возмущения связаны с работой воздухозаборника. • ограничивают предельную частоту вращения ротора и температуру газа перед турбиной • ограничение на минимальное время приемистости после запуска, поскольку работа холодного двигателя вблизи максимального режима происходит под влиянием увеличенных радиальных зазоров. • ограничение на устойчивость горения, которое связано: • со снижением давления за компрессором; • с ростом скорости потока в камере сгорания; • с увеличением турбулентности потока выше некоторого уровня; • с уменьшением температуры потока.

II. Ограничения в режиме управления (приемистость, сброс газа) Приемистость: - условие сохранения механической прочности II. Ограничения в режиме управления (приемистость, сброс газа) Приемистость: - условие сохранения механической прочности ротора. Поэтому необходимо ограничивать максимальную частоту вращения; - полнота сгорания в камере сгорания и в этой связи возможность богатого срыва в камере сгорания, что накладывает ограничение на темп подачи расхода топлива. Сброс газа: - устойчивость горения в камере сгорания по бедному срыву; - возможность возникновения недопустимых напряжений в нагретых элементах конструкции при их быстром охлаждении.

Закон управления авиационного двигателя Закон управления авиационного двигателя

Комплекс программ может включать: n n n Законы управления двигателем для обеспечения максимальной маневренности Комплекс программ может включать: n n n Законы управления двигателем для обеспечения максимальной маневренности ЛА. Законы управления для обеспечения максимальной экономичности. Законы управления на режимах взлета и посадки.

n Законы управления, определяемые назначением ЛА либо наземной установки, трансформируются далее в совокупность программ n Законы управления, определяемые назначением ЛА либо наземной установки, трансформируются далее в совокупность программ для непосредственного управления двигателем, который генерирует требуемую в данных условиях работы тягу или мощность.

present5.com

САУ Объект 261

Самоходная артиллерийская установка повышенной мощности "Объект 261"

Самоходная артиллерийская установка "Объект 261" разрабатывалась в КБ Челябинского и Ленинградского Кировских заводах на базе опытного тяжелого танка ИС-7. В качестве двигателя использовался доработанный корабельный дизель М-50 большой мощности. В легкобронированной открытой рубке размещалась мощная 152-мм пушка М-31, она разрабатывалась в КБ пермского завода №172 на базе баллистики пушки Бр-2 и была унифицирована по ряду деталей с танковой пушкой М-51. Пушка М-31 прошла испытания в октябре 1948 года. Проект самоходной артиллерийской установки "объект 261" был разработан в 1947 году.Не смотря, на неудачи с предыдущими САУ повышенной мощности, идея поставить сверхмощные пушки на самоходные шасси, не покидала советское руководство, и после войны.

Глубоко модернизированная пушка Бр-2 получила новое название - М-31. Модернизация была проведена настолько глубоко, что от Бр-2 мало что осталось. Проектные работы осуществляло КБ завода № 172. Основные отличия от Бр-2 были следующие: не поршневой, а горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор, мощный щелевой дульный тормоз, который поглощал до 70% энергии отката. Ствол пушки снабжался массивным казенником для получения необходимого веса откатных частей и для лучшего уравновешивания качающейся части. Заряжание у нового орудия было раздельно-гильзовое. Досылка снаряда производилась с помощью пружины досылателя, взводящегося автоматически при откате. Механизм продувания канала ствола работал так же автоматически. В нём использовался сжатый воздух из отдельного баллона. Тормоз отката сделали гидравлическим, а накатник пневматический. Два цилиндра тормоза отката и два цилиндра накатника сделали жестко связанными со стволом. Таким образом, за счет казенника и противооткатных устройств существенно увеличен вес откатывающихся частей, что вместе с дульным тормозом дал очень малый откат для пушки с такой баллистикой (520-мм против 1400-мм у Бр-2). Подъемный и поворотный механизмы пушки были секторного типа с червячным самотормозящим звеном. Подъемный механизм имел только ручной привод, так как требование электропривода ГАУ сняло (довольно странное решение). Пушка М-31 имела прицел ТП-47А для прямой наводки и прицел ЗИС-3 для стрельбы с закрытых позиций. Ну и последнее, эту пушку изначально проектировали унифицированной со 152-мм танковой пушкой М-51, имевшей те же баллистические данные.

Доработанный и согласованный с Челябинским заводом технический проект пушки М-31 был выслан для рассмотрения и заключения в Артком ГАУ в конце 1947 года. У пушки получились просто уникальные данные. Дальность стрельбы орудия была почти 28 км (27800 метров) при начальной скорости снаряда в 880 м/с. Однако, представленный Челябинским заводом проект самохода объект 715 (впоследствии он получил известность как танк ИС-7) не был утвержден, и его возвратили заводу на доработку. В связи с этим потребовался коренной пересмотр всей компоновки пушки, хотя при рассмотрении ее технического проекта существенных замечаний не возникло.

Учитывая первый опыт проектирования, заводу № 172 было предложено согласовать проект пушки с проектом САУ на базе танка ИС-7 (об. 261), разработанного в Ленинграде. Эта работа выполнена заводом № 172, и 23 августа 1948 года на рассмотрение ГАУ представили переработанный проект пушки М-31, применительно уже к боевому отделению САУ на базе ИС-7. Однако проект и этой САУ (объект 261) был так же отклонен. И опять НТК БТ предложил Ленинградскому Кировскому заводу переделать компоновку всей самоходки. Заводу № 172 снова пришлось изменить проект пушки, а точнее, ее станка, поскольку качающиеся части пушки ни разу не менялись.Кстати, говоря, из этого можно сделать вывод насколько ИС-7 был близок к конвейеру. На базе опытных неутверждённых шасси наши конструкторы САУ не разрабатывали. Но коснёмся немного проекта самой САУ в целом, как я уже сказал выше, она должна была производиться на шасси ИС-7. На ней должен был быть установлен доработанный корабельный дизель М-50 мощностью, аж, 1050 л.с. (такой же как и на ИС-7). С таким мотором по расчёту конструкторов САУ должна была развивать скорость в 55 км/час и имела запас хода в 300 км. Что касается боекомплекта, то в проекте САУ он ещё не был утверждён.

Пушка и расчёт должны были размещаться в легкобронированной открытой рубке. Это говорит о том, что конструкторы этой САУ не планировали её участия в танковых дуэлях. Зато базу САУ оставили хорошо бронированной (видимо в угоду унификации с ИС-7) и она имела броню от 215 до 150 мм (кстати говоря, в каком месте на САУ планировали установить броневые листы в 215 мм мне осталось непонятным, ведь, на ИС-7 такую толщину брони имела только башня, а на САУ её нет. Но таковы данные официальных ТТХ самоходки).

Как не трудно догадаться, с такими данными самоходка получилась более чем тяжёлой. Её масса должна была быть где-то в районе 68 тонн. Правда, и у её донора ИС-7, масса была приблизительно такой же.

Так же, необходимо отметить, что переделка шасси танка ИС-7, предполагалась достаточно глубокой. САУ должна была базироваться на, как бы, задом на перёд развёрнутом шасси. То есть, двигатель, и ведущее колесо, должно было располагаться в передней части самоходки.

Эта САУ так же не увидела свет даже в опытном исполнение. После того как было принято решение отказаться от производства ИС-7, этот проект, естественно, так же был отклонён.

ТТХ:База - танк ИС-7Боевая масса, т - около 68Длина корпуса, мм - 7380Ширина, мм - 3400Клиренс, мм - 450Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 – 0,9

ДвигательТип - дизель М-50ТРазработчик - КБ завода №800Изготовитель - завод №800 ("Звезда")Максимальная мощность, л.с - 1050Максимальная скорость, км/ч - 55Запас хода, км - 300

Преодолеваемые препятствия:Подъём, град – 30Брод, м – 1,5

Бронирование, мм - 150-215Радиостанция - 10PK-26

Артиллерийское вооружение - одна 152-мм пушка-гаубица М-31Разработчик - КБ завода №172Изготовитель - завод №172Максимальная дальность стрельбы, км - 27800Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда, м/с - 880Прицел - ТП-47А, ЗИС-3

topwar.ru


Смотрите также