Одним из первых дизельных среднетоннажных грузовиков советского производства стал автомобиль ГАЗ-4301. За всё время было выпущено чуть более 28 000 экземпляров, хотя путь данного грузовика к конвейерному производству был очень долгим. Несмотря на небольшое количество выпущенных дизельных грузовиков, именно ГАЗ-4301 дизель стал той машиной, которая дала толчок к развитию дизельных среднетоннажных грузовиков отечественного производства.
Первый дизельный грузовик ГАЗ-4301 был выпущен в 1982 году. Он появился благодаря постановлению ЦК КПСС, которое обязало руководство Горьковского автомобильного завода в кратчайшие сроки разработать среднетоннажные грузовики, работающие на дизельном топливе. Небольшая партия первых дизельных автомобилей была отправлена на испытания, с которых она быстро вернулась на доработку.
После первой доработки ГАЗ-4301 с дизельным двигателем были отправлены для глобальных испытаний в автоколонны и в крупные колхозы. В таком темпе грузовики испытывались и дорабатывались более 10 лет. В результате первые серийные версии ГАЗ-4301 появились только в 1993 году. Сразу после появления грузовики стали конкурировать с лидером рынка того времени – ГАЗ-53. Преимущества новой модели были очевидны:
Общая грузоподъёмность грузовика составляла 4,5 тонн. Даже с таким грузом автомобиль набирал свою максимальную скорость достаточно бодро.
ГАЗ-4301 был передовой моделью для своего времени. Благодаря тому, что машина дорабатывалась в течение 10 лет, в её конструкцию инженеры успели внедрить все новшества тех лет. В схеме технических характеристик ГАЗ-4301 были внедрены следующие дополнения:
Многие считают, что существовал ГАЗ-4301 самосвал. На самом деле, это не совсем так. Самосвал на шасси ГАЗ-4301 действительно существовал, так как мощная рама машины могла выдерживать значительные нагрузки, но назывался он ГАЗ-4509.
Благодаря тщательности и целого десятилетия доработок, ГАЗ-4301 и его модификации отличались надёжностью, что неоднократно подтверждалось водителями, некоторые из которых до сих пор эксплуатируют эти грузовики. Самой большой проблемой на сегодняшний день является отсутствие в продаже оригинальных запчастей, которые в силу особенностей первого горьковского дизельного грузовика не подходят от других моделей ГАЗ. Единственным спасением становятся разборки, хотя найти даже бывшие в употреблении запчасти на ГАЗ-4301 с каждым годом становится всё сложнее.
В грузовиках ГАЗ-4301 впервые был использован дизельный двигатель. Так как отечественная промышленность никогда не делала подобных дизелей для среднетоннажных автомобилей, было решено приобрести лицензию у Deutz. Сам двигатель, который получил индекс ГАЗ-542, был разработан австрийской компанией Steyr. Новый дизельный двигатель отличался экономичностью, а поршневая система ГАЗ-4301 могла выхаживать вдвое больше до капитального ремонта, чем поршневая бензиновых двигателей ГАЗ.
Двигатель ГАЗ-542 имеет два топливных насоса. Один из них — поршневой низкокомпрессорный. Его задачей является поддержание низкого давления в системе. Второй насос – высококомпрессионный. Его задачей является сжатие высокого уровня. Кроме того, в топливной системе имеется и ручная помпа, с помощью которой водитель может осуществлять подкачку топлива.
Так как дизельное топливо в Советском союзе было низкого качества, на машине было решено установить три типа фильтров для его очистки.
Коробка передач для нового грузовика была подвергнута значительной модернизации, в результате чего она получилась более надёжной и ресурсной. Кроме того, удалось избавиться от громкого шума, который был непременным атрибутом всех газоновских КПП при переключении передач. Механическая коробка передач была пятиступенчатая. Все передачи, кроме первой и задней, были синхронизированы. Сцепление у грузовика было однодисковое, сухого типа.
Тормоза ГАЗ-4301 имеют двухконтурную систему. На колёсах имеются независимые друг от друга приводы. Благодаря этому торможение может быть эффективно произведено даже в случае выхода одного привода из строя. В случае плавного торможения, 60 процентов тормозного усилия распределяется на передние колёса, а 40 процентов на задние. Тормозные барабаны каждого из колёс съёмные. Это позволяет устранять дефекты тормозной системы или осуществлять замену тормозов в полевых условиях, при минимальном наличии инструментов.
Все тормозные барабаны ГАЗ-4301 сделаны из чугуна и обладают огромным запасом прочности. Система торможения оснащена специальным устройством на каждом из тормозных барабанов. Это помогает автоматически регулировать зазоры между тормозными колодками и тормозными барабанами. Колёсные диски имеют вентиляционные отверстия, обеспечивающие отличную вентиляцию тормозных барабанов во время движения автомобиля.
Дизельные грузовики Горьковского автомобильного завода получили эффективные гидроусилители руля. Благодаря этому удалось не только облегчить процесс поворота колёс, но и уменьшить передаточное число рулевого механизма. Теперь для совершения поворота не стоит так сильно крутить рулевое колесо. Также удалось добиться маневренности в узких переулках. В механизме поворота рулевого колеса имеется червячная передача и гребневое колесо на подшипнике. Это позволило снизить удары на руль при движении по ухабистой дороге.
Подвеска ГАЗ-4301 тоже была значительно усовершенствована, а также передний и задний мосты грузовика. Задний мост ГАЗ-4301 получил дистанционное управление блокировкой дифференциала. Передняя подвеска грузовика состоит из двух фронтальных пружин и комплекта резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя рессоры ГАЗ-4301, пружины, гидравлические амортизаторы.
Несмотря на то, что первый серийный дизельный грузовик Горьковского автомобильного завода был надёжным и достаточно высокотехнологичным, его производство было свёрнуто в 1995 году. Этому способствовало несколько причин:
Совокупность всех этих причин привела к тому, что многострадальный ГАЗ-4301, который дорабатывался более 10 лет, сняли с конвейера.
Несмотря на то, что последние грузовики ГАЗ-4301 сошли с производственной линии в 1995 году, они до сих пор эксплуатируются в России и СНГ. Главной проблемой при выборе этого грузовика становится отсутствие запасных частей.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
warways.ru
Серийное производство грузового автомобиля ГАЗ-4301 развернули в 1992 году. Оснастили его 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 125 л.с. с воздушным охлаждением от ГАЗ-542. Выпускался двигатель по лицензии Deutz - известной немецкой фирмы. Производство автомобиля продолжалось до 1994 года. За это время было поставлено на колеса 28158 грузовых автомобилей семейства ГАЗ-4301.
От предыдущей, 53-й модели, ГАЗ-4301 отличался дизельным двигателем, а также тем, что еще на стадии проектирования в него была заложена возможность постоянно работать в составе автопоезда. Кроме того, нужно сказать о 6-цилиндровом двигателе. Это лицензионная копия двигателя от компании Deutz. ГАЗ закупил лицензию на целое семейство, которое включает также и 4-цилиндровые дизели с разной мощностью.
Усиление и устойчивость
В связи с тем, что изначально предполагалось шасси универсального назначения, для усиления кардинально переработались многие узлы, принадлежащие грузовикам третьего поколения. Многие из них были заново разработаны, а именно: коробка передач, задний мост с опционным блокированием дифференциала, передняя ось, подвеска, карданная передача, рама. Также в новой модели ГАЗ-43101 появилась двухконтурная тормозная система, имеющая гидропривод и два пневматических усилителя. Хорошую устойчивость машины удалось обеспечить, создав широкую колею передних и задних колес. Свою роль сыграл также центр тяжести, который расположен низко.
Улучшение потребительских качеств
ГАЗ-4103 включает в себя также и многие технические решения, которые изначально были направлены на оптимизацию потребительских качеств этого грузового автомобиля. Здесь присутствует рулевое управление, оснащенное гадроусилителем, электрофакельное устройство, облегчающее пуск двигателя, кресло водителя (регулируемое подрессоренное), намного эффективнее система вентиляции и отопления, есть устройство обмыва и обдува полупанорамного ветрового стекла. Все это позволило автомобилю ГАЗ-4301, технические характеристики которого были намного улучшены, стать, без сомнения, новой вехой в модельном ряде завода.
Но были и существенные недостатки…
В первую очередь невысокий спрос на этот грузовой автомобиль обуславливался низкокачественной сборкой двигателей, а также их ненадежностью. Это не позволило развернуть массовое производство дизелей. Низкий объем производственности объяснялся еще одной причиной - автомобиль имел низкую проходимость. Дело в том, что передняя его ось была тяжеловата, ведь расчет делался на мощный двигатель, а автомобиль предназначался для эксплуатации в составе автопоезда. А вот на раскисших дорогах, которых в нашей стране очень много, ГАЗ-4301 то и дело застревал.
В начале 90-х годов неблагоприятные события в экономике почти полностью обнулили государственный заказ на автомобили для сельского хозяйства, в том числе и на ГАЗ-4301. Результатом такой ситуации стало то, что из-за малых объемов выпуска, себестоимость дизеля стала превышать в несколько раз себестоимость автомобиля в целом. За 1994 год убытки моторного производства составляли 200 млн. рублей, а в следующем году цифра эта удвоилась. Все это привело к тому, что руководством Горьковского завода было принято решение остановить производство дизельных двигателей, а семейство ГАЗ-4301 с производства снять.
Все же автомобиль этот нашел применение в нашей стране. Хотя ГАЗ-4301 отзывы часто получает не очень приятные, он относительно дешевый в ремонте, а также является отличным средством для перевозки самых разных грузов.
fb.ru
ГАЗ-4301 - среднетонажный грузовой заднеприводный автомобиль отечественного производства с дизельным двигателем 542. Автомобиль имеет просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления. От предшественников отличается применением дизельного двигателя с возможностью постоянной работы в составе автопоезда.
Серийное производство грузовика ГАЗ-4301 было запущено в 1992 году. Автомобиль выпускался с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., который являлся лицензионной копией двигателя Deutz (лицензия была куплена на целое семейство дизелей разной мощности). ГАЗ-542 - это первый дизель собственного производства Горьковского автомобильного завода. ГАЗ-4301 производился до 1994 года. Всего с конвейера сошло 28158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.
Кроме двигателя особенностями обладают и другие узлы и механизмы автомобиля: передняя ось, коробка передач, задний мост с опционной блокировкой дифференциала, подвеска, рама, карданная передача. Еще одним отличием от автомобилей предыдущей 53 серии является двухконтурная тормозная система с гидроприводом и двумя пневматическими усилителями. Хорошую устойчивость автомобилю обеспечили низко расположенный центр тяжести, широкая колея передних и задних колес.
На повышение потребительских качеств в ГАЗ-4301 направлены: эффективная система отопления и вентиляции, электрофакельное устройство для облегчения пуска двигателя, устройство обдува и обмыва полупанорамного ветрового стекла, регулируемое подрессоренное водительское сиденье, рулевое управление с гидроусилителем.
Есть и внешние отличия ГАЗ-4301 от ГАЗ-3307, но они несущественные. Это оригинальные колесные диски с четырьмя маленькими отверстиями между вентиляционными окнами (такие колеса нельзя поставить на автомобили других моделей, так как у ГАЗ-4301 диск центрируется на ступице не конусной частью колесных гаек и футорок, а центральным отверстием) и два главных тормозных цилиндра с пневмоусилителями (две маленькие "летающие тарелки"), которые расположены слева на раме за кабиной перед топливным баком.
Несмотря на то, что автомобиль снят с производства почти 20 лет назад, он до сих пор пользуется спросом и составляет конкуренцию импортной технике. В-первую очередь это объясняется тем, что цены на запчасти ГАЗ-4301 на порядок ниже, чем на зарубежные аналоги этого класса. Автомобиль обладает надежностью и высокой проходимостью и легко справляется с бездорожьем, морозами и прочими трудностями, возникающими при эксплуатации на территории России. Однако есть и минусы. Самым важным из них является проблема найти необходимую деталь. И эту проблему с каждым годом все больше и больше ощущают владельцы дизеля ГАЗ-4301.
Но спешим Вас обрадовать. Чтобы решить указанную проблему, Вам достаточно позвонить нам или приехать за нужной запчастью в наш магазин. Наш магазин предлагает большой ассортимент запчастей для автомобиля ГАЗ-4301. У нас Вы можете приобрести не только мелкие детали, но и узлы, агрегаты в сборе и детали для двигателя ГАЗ-542. В продаже имеются новые запчасти и запчасти б/у.
Качество, надежность и соответствие нормам и стандартам, установленным на территории РФ, а также приемлемые цены - это основные причины, по которым владелец дизеля 542 обратившись к нам один раз, становится постоянным и любимым нашим клиентом.
www.gdu-nn.ru
seventeenmadonnac.blogspot.com