Дизельные двигатели типа Д40 производились в двух исполнениях, это дизель 14д40 и дизель 11д45. Значительное количество узлов и деталей этих дизелей взаимозаменяемые между собой. Дизеля типа д40 являют собой двухтактные машины V-образного исполнения с клапанно-щелевой продувкой цилиндров, развал, которых равен 45o. Эти двигателя обладают особой системой наддува, состоящей из двух этапов нагнетания воздуха. 16-ти цилиндровый дизель 11д45 мощностью в три тысячи лошадиных сил приводил во вращение тяговый генератор МПТ - 120/55А (позже ему на смену "пришел" тяговый генератор ГП-311В) и вспомогательное оборудование на тепловозе ТЭП60. Его менее мощному (2000 лошадиных сил.) 12-ти цилиндровому "собрату" приходилось работать на тепловозе М62, также в сочетании с тяговым генератором ГП-312.
Технические характеристики дизелей 14Д40 и 11Д45
Система наддува дизелей 14д40 и 11д45
Помимо разного количества цилиндров у дизелей д40, они еще вдобавок имели разные системы воздухоснабжения. В дизель 14д40 для нагнетания сжатого воздуха в цилиндры двухтактного дизеля применялось два схожих турбокомпрессора и один роторный компрессор (он же объемный нагнетатель), задача которого увеличить давление сжатого воздуха после турбокомпрессоров. Турбокомпрессора имеют лишь одно отличие, заключающиеся в направлении вращения: ротор левой турбины вращался влево, а ротор правого турбокомпрессора крутился по часовой стрелке. За счет вращения роторов в разных направлениях поток нагнетаемого воздуха подавался одновременно во вторую ступень - объемный нагнетатель, который схож по конструкции с воздуходувкой дизеля 2Д100. К основным деталям объемного нагнетателя, отвечающим на повышение давления после первой ступени наддува, относятся два ротора. Наддув воздуха в двигателе 11д45 происходил также с помощью двух турбин в первой ступени. Но турбокомпрессора дизелей 11д45 отличались от турбин 14д40 разной высотой лопастей турбинного колеса и другой геометрией диффузора. Благодаря иным параметрам отдельных узлов турбокомпрессоров 11д45 удалось достичь значения в 0,219 Мпа давления наддува. Сжатый воздух, прошедший первую ступень поступает в воздушно-водяной теплообменник, где снижается его температура. Кстати, на дизеле 14Д40 это промежуточное охлаждение отсутствует. Затем охлажденный поток воздуха окончательно сжимается за счет центробежного компрессора (он же роторный нагнетатель). При работе дизеля на холостых оборотах (400 об/мин) рабочее колесо роторного нагнетателя совершает 3920 об/мин."...согласно теоретическим расчетам и проведенным практическим испытаниям было выявлено, что применение объемного (роторного) компрессора на дизелях способствует хорошим пусковым качествам, а также обеспечивает подачу необходимого количества воздуха в цилиндры двигателя..."
Остов обоих дизельных двигателей включает в себя блок цилиндров сварной конструкции и раму дизеля. На раму дизеля опирается тяговый генератор, а также рама имеет поддон, служащий в качестве масляной ванны. В нижней части блока цилиндров расположены места крепления для подвесок коренных подшипников коленвала двигателя. В качестве материала для подшипников скольжения используется стальные вкладыши, поверх которых наносится антифрикционный сплав, состоящий из свинцовистой бронзы. Для предотвращения возможного перемещения коленчатого вала в осевом направлении внедрены специальные упорные кольца, размещенные на некоторых вкладышах. Коленвалы двигателей типа д40 цельнолитые и изготовляются чугуна, обладающего высокими показателями прочности. Правда, на некоторых дизелях 14д40 применяли коленчатые валы из легированной стали. Поверхности шатунных и коренных шеек коленчатых валов подвергались процессу химико-термической обработки (азотированию) для придания шейкам стойкости против коррозии. Шатунные и коренные шейки каждого коленчатого вала имеют полости для подачи смазки.Главными отличиями у коленвалов дизелей 11д45 и 14д40 являются:
Порядок работы цилиндров дизелей Д40
Оба коленчатых вала обладают антивибраторами, но эти устройства не взаимозаменяемые и имеют некоторые конструктивные отличия. На коленвале дизеля 14Д40 устанавливается маятниковый антивибратор, задача которого "сгладить" напряжения, возникающие из-за крутильных колебаний. А вот коленвал двигателя 11Д45 оснащен комбинированным антивибратором, выполняющим гашение не только крутильных колебаний, но еще и изгибных колебаний.
Цилиндровые крышки обоих дизелей одинаковы и количество их зависит от общего числа цилиндров двигателя, на 14д40 - 12 штук и 16 штук на 11д45. Цилиндровая крышка дизелей Д40 имеет следующие конструктивные особенности:
Крепление "головки" к блоку цилиндров осуществляется при помощи 4-х шпилек, а для крепления "головки" к гильзе (ее диаметр 230 мм) предусмотрено шесть шпилек, которые вкручены в саму гильзу. Стык между цилиндровой крышкой и втулкой цилиндра уплотняется установкой медной прокладки. Средняя часть гильзы имеет утолщение, где присутствуют 18 окон, через которые осуществляется наполнение и продувка воздухом полости цилиндра. На наружной поверхности втулки цилиндра предусмотрены места для размещения резиновых колец, задача которых герметично разделить полости с охлаждающей жидкостью и наддувочным воздухом. Поршень дизелей Д40 имеет особое устройство, так как в его конструкцию входит три составные части: вставка из алюминиевого сплава, стальная головка и чугунный тронк.Ниже смотрите схематическое изображение поршня:
Как Вам видно из схемы на цилиндрической поверхности поршня предусмотрено шесть ручьев для поршневых колец. Из них в головке выполнено 4 ручья для компрессионных колец. Верхнее компрессионное кольцо подвергается серьёзным термическим нагрузкам во время работы дизеля и поэтому для его изготовления используется высокопрочный чугун, а контактная поверхность этого кольца вдобавок хромируется. В три нижние канавки устанавливаются особые компрессионные кольца из легированного чугуна в сочетании с бронзовым пояском. Миссию удаления масла с зеркала гильзы успешно выполняют два маслосъёмных кольца располагающиеся в тронке. Материалом для маслосъемных колец является легированный чугун. Вкратце об особенностях поршней дизеля Д40:
Шатунный механизм представляет собой сочетание главного и прицепного шатуна, соединенных при помощи пальца, размещенного в проушинах. Конструкция шатунного механизма Д40 схожа с шатунами дизелей Д49. Во время работы двигателя поршень с прицепным шатуном совершает движение протяженностью в 304 мм, а поршень с главным - 300 мм.
Распредвал механизма газораспределения дизельных двигателей Д40 расположен между цилиндровыми крышками левого и правого рядов. На него возложены следующие функции:
В состав топливной системы входит:
Принцип работы аварийной подачи топлива такой: на случай, когда происходит поломка основного топливоподкачивающего насоса, забор топлива происходит через клапан аварийной подачи топлива при помощи ТНВД. Однако топливный насос высокого давление не может создавать необходимого давления топлива для корректной работы всей топливной аппаратуры, что впоследствии приводит к невозможности развить полную мощность дизелем. Как указано в литературе при использовании системы аварийной подачи топлива на тепловозах М62 наблюдается снижение мощности с 2000 л.с. до 1000 л.с., да и к тому чаще всего не возможно запустить дизель только на аварийной подкачке топлива. Из-за особенностей топливной системы тепловоза М62 длительная работа на "аварийном топливе" сильно загрязняет фильтр тонкой очистки топлива.
Схемы масляных систем дизелей 14Д40 и 11Д45
Схемы водяных систем дизелей 14Д40 и 11Д45
Сайт tgm4.org принадлежит порталу Инженеры Инфо
Обсудить на форумеingeneryi.info
№п/п | Наименование запчасти | Каталожный номер | №п/п | Наименование запчасти | Каталожный номер |
1 | Двигатель | Д-40 | 14 | Картер маховика Д-40 | 40-1002312-82сб |
2 | Вал распределительный в сборе | Д-04-001сб | 15 | Картер масляный Д-40 | 40-1009010-А |
3 | Втулка клапана | 50-1007032 | 16 | Кронштейн масляного насоса | Д08-021-А1сб |
4 | Валик коромысла | А46.22.101 | 17 | Стойка валика коромысла | Д65-02-074 |
5 | Валик декомпрессора | Д65-02-041 | 18 | Стакан форсунки | Д65-1003114 |
6 | Головка блока Д-40 | 40-1007116 | 19 | Пружина клапана внутренняя | 50-1007046А |
7 | Блок цилиндров Д-40 | Д40-01-001-А | 20 | Пружина клапана наружная | 50-1007045А |
8 | Зубчатое колесо | Д01-021 | 21 | Сухарь клапана | А67.11.001 |
9 | Шестерня паразитная | Д01-010 | 22 | Шатун с поршнем | Д40-03-003-Асб |
10 | Крышка головки блока | Д65-02-029 | 23 | Масляный насос | Д08-С02-А1сб |
11 | Коромысло клапана | 36-1007116 | 24 | Фильтр масляный центробежный | Д48-09-С01-Всб |
12 | Клапан впускной | 50-1007014Б | 25 | Насос топливный | УТН-5ПА-100150сб |
13 | Клапан выпускной | 50-1007015Б | 26 | Двигатель пусковой ПД-10УД | Д65-24-С01-5 |
osdt.ru
Компания «Дизельзипсервис» - надёжный поставщик дизельных установок и запчастей для различных отраслей промышленности, машиностроения и энергетики, судоходства и железных дорог.
Полная номенклатура запасных частей к двигателям размерности ЧН18/20 ЧН16/17Посмотреть
Скачать Excel (671 кб)
Дизель 14Д40 по ГОСТ 4393-48 12ДН23/30 – двухтактный с наддувом (турбокомпрессор), мощность-1470 кВт, расположение цилиндров V-образное - под углом 450.Дизель 14Д40 представляет собой двухтактный двенадцатицилиндровый двигатель простого действия с прямоточной клапанно-щелевой продувкой, с двухрядным V-образным расположением цилиндров и комбинированной двухступенчатой системой наддува. Блок цилиндров установлен на раме дизель-генератора и закреплен болтами. Рама имеет поддон, служащий резервуаром для масла. В нижней части к блоку цилиндров на стальных подвесках подвешен коленчатый вал.
Технические характеристики дизельного двигателя 14Д40:
Тип по ГОСТ |
12ДН23/30 |
Компоновка |
V-образная |
Угол развала цилиндров |
45 |
Рабочий цикл |
двухтактный |
Количество цилиндров |
12 |
Диаметр цилиндра, мм |
230 |
Ход поршня, мм |
300 / 304.3 |
Номинальная мощность, л.с. |
2000 |
При частоте вращения вала, об/мин |
750 |
Давление наддува, кгс/см2 |
1 |
Расход топлива, г/э.л.с./ч |
160 |
Масса, т |
10 |
Масса с поддизельной рамой, т |
12.5 |
spbdiesel.ru
Открыть кран отстойника и подготовить -карбюратор, т. е., нажав на утопитель, заполнить поплавковую камеру топливом; открыть крышку патрубка; закрыть воздушную и частично открыть дроссельную заслонки.
Намотав шнур на маховик в направлении, указанном на нем стрелкой, резким рывком запустить двигатель. Если после нескольких рывков двигатель не заведется, удалить через пробку скопившееся в кривошипной камере топливо и продуть камеру, проворачивая коленчатый вал;
Сразу же после запуска открыть воздушную заслонку и, регулируй дроссельной заслонкой подачу смеси, прогреть двигатель на малых и нормальных оборотах в течение 2 — 3 минут.
Поворотом рычага 18 (см. органы управления и контрольные приборы трактора «Беларусь») на себя выключить муфту сцепления пускового двигателя; поворотом назад рычага 13 ввести в зацепление шестерню привода венца маховика и вернуть рычаг в исходное положение; плавно включив муфту сцепления пускового двигателя, привести во вращение коленчатый вал дизеля.
При нормальных оборотах пускового двигателя включить компрессию и, прогрев дизель, подать в него топливо, повернув рычаг 7 вниз до отказа. Если при этом двигатель не дает вспышки, следует продолжать прогрев его. Для облегчения запуска, особенно в холодное время (подробнее пуск двигателя в холодное время), надо включить пусковой обогатитель 20 регулятора топливного насоса.
При появлении вспышек и достаточном числе оборотов дизеля необходимо выключить муфту сцепления пускового двигателя, закрыть дроссельную заслонку карбюратора, выключить зажигание, закрыть воздушную заслонку, патрубок карбюратора и краник отстойника бачка, а потом включить муфту сцепления пускового двигателя.
Проверить работу дизеля на средних и максимальных оборотах в течение 2 — 3 минут.
Описание двигателя Д-40К
Описание двигателя Д-40Л
www.traktora.org
Наименование |
Чертежное обозначение |
Вал коленчатый |
3- 14Д40.8спч |
Вал коленчатый |
Д45.8спч-4 |
Втулка |
40Д.17.6спч |
Втулка |
Д45.17.5спч-1 |
Вкладыш верхний |
Д45.17.8спч |
Вкладыш нижний |
Д45.17.9спч |
Болт шатуна с гайкой |
40Д.17.05 |
Палец |
Д45.17.04-1А |
Поршень |
14Д40.22спч-1 |
Вставка |
14Д40.22.1спч |
Втулка |
Д45.22.2спч |
Палец |
30Д.22.05-8 |
Болт |
30Д.22.20-9 |
Тронк поршня |
40Д.22.01-1 |
Кольцо стопорное |
40Д.22.06-1.18 |
Кольцо маслосборное |
40Д.22.08 |
Головка поршня |
14Д40.22.02-1 |
Кольцо поршневое |
14Д40.22.12 |
Прокладка |
14Д40.22.13 |
Кольцо поршневое |
14Д40.22.16 |
Втулка распредвала |
30Д.35.16спч-4.01 |
Втулка распредвала |
30Д.35.18спч-1.01 |
Втулка подшипника |
Д45.35.13спч01 |
Полукольцо упорное |
11Д45.35.23спч |
Вкладыши подшипника |
11Д45.35.31спч |
Вкладыши подшипника |
11Д45.35.32спч |
Вкладыш среднего подшипника |
11Д45.35.33спч |
Вкладыш среднего подшипника |
11Д45.35.34спч |
Шпилька |
30Д.35.44-4 |
Шпилька |
30Д.36.02-9 |
Шпилька |
30Д.36.03-9 |
Прокладка |
30Д.36.05-6 |
Втулка цилиндра |
14Д40.36.01-1.01 |
Вал торсионный |
37Д.67.09-3 |
Вал распределительный |
1Д40.71спч-1 |
Муфта в сборе |
11Д45.71.1сб |
Шайба |
40Д.71.10 |
Кулачок |
11Д45.71.32 |
Крышка цилиндра в сборе |
11Д40.78спч-1.01 |
Кольцо |
11Д40.78.3спч |
Зажим |
11Д40.78.5сб |
Втулка направляющая |
11Д40.78.7сб-01 |
Шпилька |
30Д.78.16-7 |
Шпилька |
30Д.78.45-6 |
Днище крышки цилиндра |
11Д40.78.20-03 |
Топливопровод высокого давления |
14Д40.82.5спч |
Клапан выпускной |
11Д40.84.1спч-4 |
Сухарь |
30Д.84.05-5 |
Колпачок |
40Д.84.02 |
Пружина внешняя |
1Д40.84.01 |
Пружина внутренняя |
1Д40.84.02 |
Форсунка |
14Д40.85спч |
Наконечник распылителя |
40Д.85.05-2 |
Вентиль |
30Д.87спч-9.01 |
Стойка с крышками |
30Д.91.2спч-8 |
Траверса |
30Д.91.3спч-8 |
Гидротолкатель |
40Д.91.4спч |
Втулка |
30Д.91.20-6 |
Штанга |
30Д.92.2сб-3 |
Толкатель в сборе |
30Д.92.5сб6 |
Толкатель |
30Д.92.02-5 |
Ролик толкателя |
30Д.92.08-5 |
Втулка |
30Д.92.09-4 |
Втулка |
30Д.92.10-4 |
Валик |
30Д.92.11-3 |
Клапан нагнетателя |
30Д.107.5спч8.01 |
Пара плунжерная |
40Д.107.4спч-2 |
Отсечной механизм |
1Д40.107.8спч2 |
Полумуфта |
1Д40.107.130-2 |
Кольцо уплотнительное |
Д45.107.17-1 |
Полумуфта |
Д45.107.35-1 |
Муфта |
Д45.107.95-4 |
Сервомотор пусковой |
1Д40.108.2спч-1 |
Насос водяной |
14Д40.123спч-1 |
Насос водяной |
14Д40.123спч-1.01 |
Кольцо уплотнительное |
14Д40.123.2спч-2 |
Выключатель предельный |
11Д45.140сб3 |
Вал приводной |
11Д45.140.13-2 |
Компенсатор |
1Д40.169.23спч |
Компенсатор |
1Д40.169.72спч |
Компенсатор |
11Д45.169.13спч-1 |
Компенсатор |
11Д45.169.14спч-2 |
Прокладка |
40Д.169.04-2 |
Прокладка |
40Д.169.06-2 |
Болт |
1Д40.169.124 |
Прокладка |
1Д40.169.128 |
Болт |
1Д40.169.167-1 |
Подшипник опорный |
4ТК.11.3спч |
Подшипник упорный |
5ТК.1.1спч-1 |
Подшипник упорный |
5ТКЛ.1.1спч1 |
Клапан |
С536.01.74спч-01 |
Клапан |
С537.01.74спч-03 |
pkf-sardizelmash.ru