ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Двигатели РН "Дельта". Дельта двигатель


Двигатели РН "Дельта"

Двигатели РН "Дельта"

В США эту РН называют "рабочей лошадью космонавтики": ею выведено в космос больше полезных грузов, чем какой-либо другой из зарубежных ракет, причем эти грузы имеют самые различные назначения.

Ракета носитель "Дельта"

Первоначально "Дельта" представляла собой трехступенчатую ракету с ЖРД на первых двух ступенях и РДТТ на третьей. При стартовой массе около 48-т она могла вывести 270 кг полезного груза на круговую орбиту высотой 370 км или 45 кг на вытянутую эллиптическую орбиту 185Х36000 км (так называемая переходная геостационарная орбита). Со времени первого полета, состоявшегося в 1960 г., "Дельтам претерпела целый ряд изменений, в ходе которых появились более мощные образцы РН, оснащенные тремя (1964 г.), шестью (1970 г.) и девятью (1972 г.) навесными РДТТ. Один из последних вариантов "Дельты" представлен на рисунке с расчленением на отдельные составные части. Высота этой ракеты 35 м, стартовая масса 132 т, из которых 42 т приходятся на 9 навесных РДТТ.

Рассмотрим последовательность работы двигателей данного варианта РН при выводе ИСЗ на геостационарную орбиту. По команде "Пуск" включаются жидкостный, двигатель центрального блока (1-я ступень), развивающий тягу 912 кН, и 6 твердотопливных, которые создают дополнительную тягу 942 кН. В результате ракете сообщается начальное ускорение 1,4 g. Через 39 с, когда РДТТ прекращают работу, "Дельта" разгоняется до скорости порядка 400 м/с, поднимаясь на высоту около 5 км (к этому времени уже начинается разворот РН по тангажу, обеспечивающий "плавный" вывод полезного груза на околоземную орбиту). Затем включаются три оставшихся РДТТ. Такая последовательность операций вызвана необходимостью ограничить перегрузки, действующие на днища баков с жидкими топливными компонентами.

Спустя ~ 10 с после прекращения работы последних РДТТ на высоте порядка 20 км все девять твердотопливных двигателей одновременно отделяются. Жидкостная ступень продолжает функционировать примерно до 230-й секунды полета. При этом РН поднимается на 95 км, разгоняясь до 5300 м/с. Двигаясь несколько секунд по инерции, "Дельта" поднимается еще на 10 км, после чего производится двукратное включение ЖРД второй ступени с интервалом 13 мин. Проработав в общей сложности 300 с на уровне тяги 46 кН, указанный ЖРД выводит полезный груз на высоту около 180 км, сообщая ему первую космическую скорость.

Вслед за этим производится раскрутка (с целью стабилизации) и отделение третьей, твердотооливной ступени (вместе с ИСЗ). Ее двигатель тягой 67 кН включается на 24-й минуте полета и за 44 с работы увеличивает скорость ИСЗ с 7,9 до 10,25 км/с. При этом спутник выводится в точку над экватором" соответствующую перигею орбиты 185Х35 790 км, с наклонением к плоскости экватора около 29° (апогей соответствует противоположной точке земного шара). Здесь ИСЗ отделяется и самостоятельно, при помощи собственного ракетного двигателя, совершает переход на геостационарную орбиту. Эту завершающую фазу полета мы рассмотрим в соответствующем разделе, а пока вернемся к "Дельте".

Из приведенной выше схемы запуска нетрудно заметить, что на навесные РДТТ "Дельты" (а тем более на каждый из них в отдельности) приходится относительно небольшая доля от суммарного импульса тяги, развиваемого всеми двигателями РН. Функционируют они непродолжительное время и отделяются на малой высоте. Так что если в МТКК "Спейс Шаттл" и РН "Титан" соответствующие РДТТ образуют полноценные ступени, то в "Дельте" они по своим характеристикам являются промежуточными между ракетными ступенями и ракетными ускорителями. В конструктивном отношении, эти двигатели относятся к самым простым среди маршевых РДТТ. В частности, они не содержат устройств для изменения вектора тяги, и управление полетом РН "Дельта" производится при помощи жидкостной двигательной установки центрального блока.

С 1968 г. на третьей ступени РН "Дельта" устанавливаются РДТТ серии "Стар-37", созданные на базе тормозного двигателя КА "Сервейер". Они содержат корпуса диаметром 935 мм, изготовленные из титанового сплава, и "утопленные" сопла. Первоначально использовался вариант РДТТ со сферическим корпусом, имевший следующие характеристики: масса 718 кг, включая 653 кг (т. е. 9.1%) смесевого топлива полибутадиен --.перхлорат аммония - алюминий, максимальная тяга 46,7 кН, удельный импульс 2850 м/с. Работая в течение 44 с, двигатель развивал полный импульс тяги 1860 кН·с, соответствующий усредненной тяге 42 кН.

В 1972 г. корпус (и соответственно топливный заряд) РДТТ был удлинен на 362 мм путем введения средней цилиндрической секции, в связи с чем масса РДТТ увеличилась примерно на 400 кг, а содержание топлива возросло до 92,6%. Полный импульс тяги достиг 2910 кН·с; пропорционально этому увеличилась тяга (до 66,7 кН), поскольку продолжительность работы двигателя осталась прежней.

В этой связи интересно сравнить РДТТ с ЖРД. Если для двигательной установки с ЖРД увеличение (сокращение) запаса топлива приводит к соответствующему увеличению (сокращению) продолжительности работы двигателя, а тяга его остается неизменной, то для РДТТ наблюдается противоположный эффект. Таким образом, тягу РДТТ можно менять в значительных пределах путем простого изменения длины топливного заряда. В этом отношении "гибкими" являются секционные РДТТ (подобные рассмотренным ранее SRM и UA-1205): варьируя число секций, можно легко получать двигатели разной тяги.

Завершая обсуждение вопросов, связанных с двигателями РН "Дельта", отметим, что в 1977-1978 гг. были созданы новые варианты РДТТ серии "Стар-37". Теперь же мы переходим к рассмотрению космических РДТТ, созданных во Франции.

 

 

Сайт создан в системе uCoz

wmpt.narod.ru

Двигатель мопеда дельта

Ремонт двигателя Alpha (Delta, Sabur, Cub)Ремонт двигателя Alpha (Delta, Sabur, Cub)Для коммерческих предложений: [email protected] Партнёр показа Suprotec Официальный сайт - https://goo.gl/N8fFu1 , Официальный...Принцип работы двигателя мопеда альфа/дельта
Принцип работы двигателя мопеда альфа/дельтаПодписывайтесь на мой канал!)Переборка двигателя мопеда (Часть 1)Переборка двигателя мопеда (Часть 1)Наша группа Вконтакте https://vk.com/club97862391 Мы начинаем небольшую серию видеоуроков по полной переборке двигател...Полная сборка двигателя китайского мопеда ( альфа/дельта)Полная сборка двигателя китайского мопеда ( альфа/дельта)Да, двигатель не совсем от альфи, но с него и был скопирован альфовский ( и дельтовский ) движок. Подписывайте...V-образный двигатель на мопед альфа/дельтаV-образный двигатель на мопед альфа/дельтаВ видео представлен японский двигатель и мопед. Подписывайтесь на мой канал!) Моя группа в ВК:https://vk.com/alphathebest.Ремонт мопеда
Ремонт мопеда "Дельта",сборка пробный пуск.Как завести мотор без мопеда Альфа Дельта Viper Active Мустанг СабурКак завести мотор без мопеда Альфа Дельта Viper Active Мустанг СабурВ этом видео я вам расскажу как подключить коммутатор и катушку зажигания к мотору Дельта и буду заводить...Мопед Альфа об увеличении объёма двигателяМопед Альфа об увеличении объёма двигателяЧто нужно для увеличения объёма двигателя и для его нормальной работы в последствии. P.S. Не сказал об этом...Проблемы с двигателем Альфа ДельтаПроблемы с двигателем Альфа ДельтаПервая поездка и первые косяки с говеным китайским мотором.Мопед Дельта хитрость замены ГРММопед Дельта хитрость замены ГРМКак можно заменить звездочку ГРМ масленого насоса не разбирая корзину сцепления. Китайский мопед Дельта 72сс.Ремонт мопед
Ремонт мопед "Дельта" непонятный звук в моторе.delta дымит, компрессия 11атм (кольца, метки грм плюс настроим карбюратор )delta дымит, компрессия 11атм (кольца, метки грм плюс настроим карбюратор )0:41 замер компрессии 8:48 правильный уровень масла 37:26 метки ГРМ и установка звезды.Идеальная компрессия на мопеде дельта. Отсечка двигателяИдеальная компрессия на мопеде дельта. Отсечка двигателяЗамена поршневой на мопеде дельтаЗамена поршневой на мопеде дельта150 карб на мопед дельта. Увеличение мощности мопеда
150 карб на мопед дельта. Увеличение мощности мопедаПодпишись на группу в ВК https://vk.com/public120461485.

avtoclubvideo.ru

Двигатель дельта

Ремонт двигателя Alpha (Delta, Sabur, Cub)Ремонт двигателя Alpha (Delta, Sabur, Cub)Для коммерческих предложений: [email protected] Партнёр показа Suprotec Официальный сайт - https://goo.gl/N8fFu1 , Официальный...Переборка двигателя мопеда (Часть 1)Переборка двигателя мопеда (Часть 1)Наша группа Вконтакте https://vk.com/club97862391 Мы начинаем небольшую серию видеоуроков по полной переборке двигател...Принцип работы двигателя мопеда альфа/дельтаПринцип работы двигателя мопеда альфа/дельтаПодписывайтесь на мой канал!)Проблемы с двигателем Альфа Дельта
Проблемы с двигателем Альфа ДельтаПервая поездка и первые косяки с говеным китайским мотором.Полная сборка двигателя китайского мопеда ( альфа/дельта)Полная сборка двигателя китайского мопеда ( альфа/дельта)Да, двигатель не совсем от альфи, но с него и был скопирован альфовский ( и дельтовский ) движок. Подписывайте...V-образный двигатель на мопед альфа/дельтаV-образный двигатель на мопед альфа/дельтаВ видео представлен японский двигатель и мопед. Подписывайтесь на мой канал!) Моя группа в ВК:https://vk.com/alphathebest.Мопед карпати двигатель дельта 110Куб.Мопед карпати двигатель дельта 110Куб.Це відео завантажено з телефону Android.Мопед АльфА-сборка двигателя(1часть)
Мопед АльфА-сборка двигателя(1часть)Собираем двигатель.Самодельный мотоблок с двигателем от Delta 72cc (1 часть)Самодельный мотоблок с двигателем от Delta 72cc (1 часть)Вторая часть - https://youtu.be/aoJPfjAh38s.Идеальная компрессия на мопеде дельта. Отсечка двигателяИдеальная компрессия на мопеде дельта. Отсечка двигателяЗамена шестерни маслонасоса двигателя alpha delta mustangЗамена шестерни маслонасоса двигателя alpha delta mustangДвигатель FMB 139. В этом видео я вам расскажу как заменить шестерню масла насоса Разборка двигателя Альфа...Скутер с двигателем (Дельта)Скутер с двигателем (Дельта)Скутер с двигателем (Дельта)Минитрактор с двигателем от мопеда своими рукамиМинитрактор с двигателем от мопеда своими рукамиМотор от мопеда Альфа 72куб.см, коробка передач от мотоцикла МТ, без дифференциала. Делался буквально из...Установка на Дельта СССР двигатель Дельта КИТАЙ 110 куб.см.Установка на Дельта СССР двигатель Дельта КИТАЙ 110 куб.см.Установка китайского движка 110 куб см. на мопед Дельта СССР 1990 г.в.Ремонт двигателя дельта, альфа, мустангРемонт двигателя дельта, альфа, мустангЭтот ролик обработан в Видеоредакторе YouTube (https://www.youtube.com/editor)

avtoclubvideo.ru

Ремонт четырехтактного мотора мокика (мопед Дельта)

Потребность в регулировке клапанных зазоров газораспределительного механизма (ГРМ) четырехтактного двигателя возникает при появлении характерных стуков в головке цилиндра, выявленном при техобслуживании нарушении зазоров или после замены клапанов.

Работы по определению зазоров в клапанном механизме и их регулировке удобно производить при снятом двигателе после его полного остывания.

Накидным ключом отворачиваем две цилиндрические пробки в крышке головки цилиндра (2).

Под пробками расположены регулировочные винты клапанов (вверху - впускного, внизу - выпускною) (3).

Отворачиваем специальным трубчатым ключом «на 16» свечу зажигания. Накидным ключом отворачиваем четыре гайки крепления крышки головки цилиндра. Это резьбовое соединение является «силовым», оно прижимает к картеру крышку, головку цилиндра и цилиндр. Обстукиваем крышку через деревянный брусок и удаляем ее, стараясь не повредить картонную прокладку (обычно прокладка снимается вместе с крышкой). После снятия крышки открывается доступ к коромыслам привода ГРМ (4).

С правой и с левой сторон головки цилиндра расположены две крышки. Для контроля и регулировки клапанных зазоров снимать правую крышку головки цилиндра необязательно. Достаточно снять круглую крышку с левой стороны головки, чтобы были видны установочные метки ГРМ (5). Для этого отворачиваем болт, расположенный посредине правой крышки, - он проходит через полый распределительный вал и прижимает круглую крышку к головке цилиндра (6).

При установке круглой крышки на место во время сборки следует сориентировать ее так, чтобы попасть выступом в крышке в прорезь на головке. Все крышки головки уплотнены картонными прокладками, нужно стараться их не повредить, в противном случае заменить новыми. Метки привода ГРМ нанесены на звездочку цепного привода распределительного вала и верхнюю часть корпуса головки. Возле метки на звездочке имеется надпись «LF-J» (7). Замерять и выставлять клапанный зазор нужно при совпадении меток, что соответствует положению поршня в ВМТ в конце такта сжатия.

Проворачивать коленчатый вал двигателя можно, нажимая на кикстартер или при помощи трубчатого ключа, надетого на гайку крепления ротора генератора (8).

Чтобы получить доступ к этой гайке, отверткой с крупным жалом отворачиваем резьбовую пробку (лючок) на левой крышке генератора (9).

Проворачиваем коленчатый вал до тех пор, пока метки привода ГРМ на головке и звездочке не совместятся. В этом положении, если взяться рукой за концы коромысел, можно ощутить их небольшой свободный ход.

Точно установить величину зазоров можно при помощи плоских щупов. Вставляем по очереди щупы различной толщины (изгибая их на 90°) в зазор между торцом клапана и регулировочным винтом привода ГРМ, расположенным на коромысле (10).

Зазор считается равным толщине щупа, вошедшего с небольшим усилием (при этом щуп следующего, большего размера, в щель не проходит). Величина зазора должна составлять 0,05 мм для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе.

В случае отклонения фактической величины зазора более, чем на 0,01 мм, ее следует регулировать. Для этого; удерживая квадратную головку винта специальным ключом «на 3,5» или пассатижами, отворачиваем гайку накидным ключом «на 9» (11).

Поворачивая винт, добиваемся нужного зазора между торцом клапана и регулировочным винтом привода ГРМ. После заворачивания контргайки вновь проверяем щупом величину зазора.

Сборку производим в обратной последовательности. Гайки крепления головки цилиндра затягиваем равномерно, крест-накрест, за 2-3 прохода. Контроль окончательного усилия затяжки производим динамометрическим ключом. Моменты затяжки гаек крепления головки цилиндра составляют у 50-кубовых двигателей 10-14 Н-м. Конкретное значение указывается в Руководствах по ремонту.

Снятие и установка головки цилиндра

Эту операцию проводят для очистки камеры сгорания от нагара при появлении детонации или для замены и последующей притирки клапанов.

Головка цилиндров крепится на шпильках четырьмя гайками, которые находятся снаружи крышки цилиндра, а также привинчивается одним болтом непосредственно к цилиндру с левой стороны. Откручиваем четыре гейки на шпильках, как описано в разделе «Регулировка клапанных зазоров».

Удерживая коленчатый вал от проворота ключом, вставленным в лючок, в крышке генератора, головкой «на 9» отворачиваем три болта крепления звездочки ГРМ к распределительному валу.

Прокладка имеет заформованное резиновое кольцо. При повреждении кольца, а также после нескольких снятий головки, чтобы не допустить течи масла, прокладку следует заменить.

С левой стороны цилиндра расположен болт, служащий осью роликового успокоителя цепи. При снятии головки цилиндра выворачивать этот болт нет необходимости.

Промываем головку цилиндра в бензине или очистителе двигателя, обращая внимание на камеру сгорания (15).

При обнаружении на ее поверхности нагара, удаляем его с помощью специального очистителя. Возможна очистка механическим способом - скребком, изготовленным из тонкой стали или проволочной щеткой (лучше перед этим оставить на полчаса в камере сгорания тряпку, смоченную ацетоном). При удалении нагара следует соблюдать требования техники безопасности.

Устанавливаем распределительный вал в положение, соответствующее ВМТ конца такта сжатия. Если вал находится в другом положении, когда клапан (клапаны) поджаты, монтируем на мест звездочку привода ГРМ и фиксируем ее хотя бы одним болтом. Поворачивая звездочку за зубья при помощи отвертки, устанавливаем по меткам нужное положение.

Заворачиваем по очереди в оси коромысел вспомогательный болт с резьбой М8 и извлекаем оси за головку болта (16).

Затем аккуратно вынимаем коромысла (17).

Коромысла и оси впускного и выпускного клапанов одинаковы, поэтому следует пометить их, чтобы не перепутать при сборке.

Легкими ударами выпрессовываем распределительный вал вместе с подшипниками(18).

Осматриваем кулачки вала для оценки их износа. При необходимости заменяем распределительный вал вместе с подшипниками (19).

izh-motor.ru

Ремонт мопед дельта - Схемы скутеров и мотоциклов

Ремонт мопед дельта

Ремонт мопед дельта

Ремонт мопед дельта

Ремонт своими руками мопед дельта

Ремонт двигателя мопед дельта

1 - модуль зажигания                16 - фара                                       31 - охранная сигнализация2 - катушка зажигания               17 - Индикатор дальнего света        32 - звуковой сигнал3 - свеча зажигания                   18 - задний габарит/стом сигнал      33 - звуковой сигнал4 - генератор                            19 - индикатор левого поворота5 - регулятор напряжения И       20 - указатель левого поворота6 - батароя                               21- индикатор правого поворота                7 - предохранитель                   22 -указатель правого поворота8 - стартер                               23 - переключатель указателя поворота9 - кнопка "Пуск                       24 - реле прерывателя10 - пусковое реле                   25 - кнопка включателя звукового сигнала11 - выключатель питания        26 - выключатель переднего тормоза12 - замок зажигания               27 - выключатель заднего тормоза13 - стоп-сигнал                      28 - кнопка включателя дальнего света14 - подсветка приборов          29 - переключатель света15 - передний габарит             30 - выключатель освешения

схема верховина 7 карпаты мини карпаты 2 дельта стелла

Технические характеристики китайских мопедов «Дельта» весьма разнообразны. Так например, модель Delta YH 50 QT выпускается с одноцилиндровым четырехтактным двигателем модели 139 FMB.

Этот двигатель объемом 49,5 куб. см.с воздушной системой охлаждения в сочетании с четырехступенчатой механической коробкой передач развивает максимальную мощность 4,0 лошадиных сил (по другим показателям 3,5 л.с.). максимальная скорость мопеда не более 55 км/час. Колесные диски выполнены из алюминия. Размер колес 120.

Поскольку двигатель 139 FMB имеет электронное зажигание, в мопеде установлен генератор и аккумулятор емкостью 4 А/ч. Общая масса мопеда в снаряженном состоянии равна 60 кг. Другая наиболее распространенная модель китайского мопеда «Delta Racer». 

Эта модификация мопеда «Дельта» также оснащена двигателем 139 FMB, объемом 49 куб. см. максимальной мощностью 3,5 л.с. Эта модификация мопеда «Дельта» оснащена четырехступенчатым полуавтоматом. Но несмотря на такую комплектацию и название, взятое из мира спорта, мопед развивает скорость не более 45 км/час.

Мопед дельта характеристики,схема всех узлов, ремонт своими руками,замена масла устранение неполадок с электро проводкой мопеда дельта.

skute.ru

Альфа-Дельта - Двигатель мопеда

Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Мопеды Альфа и Дельта оснащаются двигателем китайского производства  1P39FMB,который является клоном двигателя Honda Cub         Двигатель-Альфа, Дельта                           Двигатель-Honda Super Cub                                                                                         Также двигатели 139FMB имеют разные боковые крыжки картера, которые с одного можно спокойно поставить на другой.

Характеристика двигателей.

Куботура

Мощность

Расход

110сс

6,5 л. с.

4 л. на 100 км

90сс

6 л. с.

3,5 л. на 100 км

72сс

5 л. с.

2,5 л. на 100 км

50сс

3,5 л. с.

2 л. на 100 км

Замена ЦПГ

 

ЦПГ

Головка

Коленвал

Шпильки

Цепь ГРМ

Карбюратор

Выхлопная труба, патрубок

(по необходимости)

С 50 на 72

+

+

 

 

 

+

 

С 72 на 90

+

+

 

 

 

+

 

С любой на 110

+

+

+

+

+

+

+

 

moped-china.ucoz.com

Дельта-4 — WiKi

Де́льта IV (англ. Delta IV) — четвёртое поколение ракеты-носителя семейства Дельта компании Boeing. Дельта IV была разработана в рамках программы развития одноразовых ракет-носителей (англ. Evolved Expendable Launch Vehicle, EELV[en]) для запуска коммерческих спутников и спутников ВВС США.

Общие сведения Основные характеристики История запусков Ступени Ускоритель (Medium+) — GEM-60[en] Ускоритель (Heavy) — Дельта IV CBC Первая ступень — Дельта IV CBC Вторая ступень — DCSS Commons-logo.svg Дельта IV на Викискладе
Дельта IV
Дельта IV
Старт Дельта IV Medium со спутником DSCS III-B6
Страна Соединённые Штаты Америки США
Семейство Дельта
Назначение ракета-носитель
Разработчик ULA, Боинг
Изготовитель ULA, Боинг
Количество ступеней 2
Длина

63 - 70,7 м

Диаметр 5,1 м
Стартовая масса

249 500 - 733 400 кг

Полезная нагрузка НОО: 9 420 - 28 790 кг[1]ГПО: 4 400 - 14 220 кгГСО: 1 270 - 6 750 кг
Состояние действующая
Места запуска

Канаверал, SLC-37B;Ванденберг, SLC-6

Число запусков

36 Medium: 3 Medium+ (4,2): 14 Medium+ (5,2): 3 Medium+ (5,4): 7 Heavy: 9

 — успешных

35 Medium: 3 Medium+ (4,2): 14 Medium+ (5,2): 3 Medium+ (5,4): 7 Heavy: 8

 — частично неудачных

1 (Heavy)

Первый запуск

Medium: 11.03.2003Medium+ (4,2): 20.11.2002Medium+ (5,2): 3.04.2012Medium+ (5,4): 6.12.2009Heavy: 21.12.2004

Последний запуск

12 января 2018 (NROL-47)

Количество ускорителей Мedium+ (4,2) — 2;Medium+ (5,Х) — 2 или 4
Маршевый двигатель ТТРД
Тяга 84,3 тс (826,6 кН)
Удельный импульс 275 с
Время работы 90 с
Количество ускорителей 2
Маршевый двигатель RS-68A
Тяга 319,9 тс (3137 кН) (ур. моря)363 тс (3560 кН) (вакуум)
Удельный импульс 360 с (на уровне моря)412 с (в вакууме)
Время работы 242 с
Горючее Жидкий водород
Окислитель Жидкий кислород
Маршевый двигатель RS-68A
Тяга 319,9 тс (3137 кН) (ур. моря)363 тс (3560 кН) (вакуум)
Удельный импульс 360 с (на уровне моря)412 с (в вакууме)
Время работы Medium: 245 сHeavy: 328 c
Горючее Жидкий водород
Окислитель Жидкий кислород
Маршевый двигатель RL-10B-2
Тяга 11,2 тс (110 кН)
Удельный импульс 462 с
Время работы 850 - 1125 с
Горючее Жидкий водород
Окислитель Жидкий кислород
Эволюция ракет семейства Дельта.

Дельта IV состоит из двух ступеней и использует криогенные компоненты топлива: жидкий водород и жидкий кислород.

Ракета-носитель используется в пяти версиях: Medium (англ. Medium — средний), Medium+ (4,2), Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy (англ. Heavy — тяжелый).

Из-за высокой стоимости (от 164 до 400 млн $ в зависимости от версии[2]), Дельта IV используется в первую очередь для запуска спутников Министерства обороны (DoD) и Национального управления военно-космической разведки США (NRO).

Дельта IV Heavy, по состоянию на 2016 год, обладает наибольшей выводимой полезной нагрузкой среди всех эксплуатируемых ракет-носителей в мире. В 2015 году стоимость запуска ракеты-носителя Дельта IV Heavy составляла около 400 млн. $[3].

История

Первый успешный запуск ракеты-носителя со спутником Eutelsat W5[en] был осуществлён в 2002 году.

Ракета-носитель Дельта IV пришла на рынок космических запусков в период, когда глобальные возможности по выводу полезной нагрузки на околоземную орбиту были уже гораздо выше спроса. Более того, неопробованный дизайн новой ракеты-носителя привел к сложностям в поиске коммерческих запусков. Также стоимость запуска Дельта IV несколько выше, чем у конкурирующих ракет-носителей. В 2003 году компания Boeing отозвала ракету-носитель c коммерческого рынка, ссылаясь на низкий спрос и большие затраты. В 2005 году компания Boeing заявила, что она может вернуть ракету-носитель Дельта IV для коммерческого использования[4], однако вплоть до 2016 года все запуски, за исключением первого, были оплачены правительством США.

С 2007 года запуски ракеты-носителя Дельта IV осуществляет United Launch Alliance (ULA), совместное предприятие, организованное компаниями Boeing и Lockheed Martin.

В 2015 году компания ULA приняла решение отказаться от всех модификаций Дельты IV, кроме Heavy уже к 2018 году из-за конкуренции со SpaceX (запуски будут выполнятся ракетой-носителем Атлас V), а в дальнейшем предполагается полный вывод из эксплуатации как Атласа V, так и Дельты IV, их заменит новая ракета-носитель Vulcan[5], первый запуск которой планируется не ранее 2019 года[6]. Однако, как заверил CEO ULA Тори Бруно, полный отказ от ракеты-носителя не может быть произведен раньше, чем правительственные заказчики будут к этому готовы, поскольку некоторые спутники специально сконфигурированы для запуска на Дельте IV.

Начиная с июля 2015 года и вплоть до вывода ракеты-носителя из эксплуатации, все запускаемые конфигурации ракеты-носителя Дельта IV будут использовать улучшенный главный двигатель RS-68A[7].

Конструкция

Первая ступень

Первой ступенью Дельта IV является универсальный ракетный модуль (УРМ, англ. Common Booster Core(s), CBC), общий для всех модификаций ракеты-носителя. Модуль состоит из двигательного отсека, баков для горючего и окислителя (26,3 и 9,4 метра в высоту соответственно), секции между баками и промежуточного адаптера. Главный двигатель устанавливается в нижней несущей части конструкции на четырёхопорную ферму и закрыт коническим термозащитным кожухом, выполненным из композитных материалов, который защищает двигатель от пламени боковых твердотопливных ускорителей. Выше находится бак для горючего, выполненный из алюминия и усиленый изнутри сеточной облицовкой для уменьшения веса. Далее располагается композитный цилиндр, расположенный под баком для окислителя, который также усилен сеточной облицовкой, сверху конструкция заканчивается композитным адаптером, который вмещает в себя двигатель второй ступени и оборудование для расстыковки ступеней. Вдоль всего модуля проходит кабельный туннель для обеспечения электропитанием и связью, а окислитель достигает двигателя через внешний трубопровод, проходящий по внешней стенке бака для горючего. Стенки модуля покрыты изоляционным материалом (твёрдая полиуретановая пена), который препятствует нагреванию топлива и образованию льда на внешней поверхности топливных баков[8].

Полная длина ступени 40,8 м, диаметр — 5,1 м, сухой вес ступени — 26 400 кг. Ступень использует криогенные компоненты топлива, жидкий водород (горючее) и жидкий кислород (окислитель). Вместимость топлива: жидкий водород — 29 500 кг (416 м3), жидкий кислород — 172 500 кг (151 м3). Перед запуском закачиваемый жидкий кислород охлаждается до температуры −185 °C, жидкий водород — до −253 °C[8].

Модуль использует один двигатель RS-68 производства фирмы Рокетдайн (Rocketdyne)[1]. Двигатель RS-68 — первый большой ЖРД, который был разработан в США после разработки основного двигателя для космического челнока SSME (англ. Space Shuttle Main Engine, или RS-25) в 1970 годах. Основное назначение RS-68 было сокращение стоимости двигателя по сравнению с SSME. Давление в камере сгорания и удельный импульс, которыми в некоторой степени пришлось пожертвовать, сказались на эффективности двигателя, однако, время разработки, стоимость комплектующих, общая стоимость и количество необходимого рабочего времени были значительно сокращены по сравнению с SSME, несмотря на гораздо больший размер RS-68.

Тяга двигателя на уровне моря составляет 2950 кН, в вакууме — 3370 кН. Удельный импульс в вакууме — 409 с[8].

В 2012 году впервые был использован модифицированный двигатель RS-68A. Модификация турбонагнетателя, а также обеспечение лучшего смешивания и сгорания элементов топлива, позволили повысить тягу нового двигателя до 3137 кН на уровне моря и до 3560 кН в вакууме. Удельный импульс вырос до 412 с[1][8]. С июня 2015 года двигатель RS-68A используется на всех модификациях Дельта IV[7].

Как правило, двигатель форсируется до 102 % тяги в течение первых нескольких минут полёта, затем дросселируется до 58 % тяги вплоть до момента отключения[9]. При запуске ракеты-носителя в модификации Heavy, двигатель центрального модуля дросселируется до уровня 58 % номинальной тяги примерно через 50 секунд после запуска, в то время как боковые ускорители остаются на 102 % тяги. Это позволяет сохранить топливо центрального модуля CBC и использовать его дольше. После отделения боковых ускорителей, центральный форсируется до 102 % и затем переводится на 58 % тяги незадолго до отключения[10].

Номинальное время работы двигателя первой ступени составляет 245 секунд для модификаций Medium и 328 cекунд для модификации Heavy[1].

Ускорители

На модификациях Дельта IV Medium+ используются твердотопливные ускорители GEM-60[en] компании Orbital ATK (бывшая Alliant Techsystems, ATK), с топливом на основе HTPB. Длина ускорителя с носовым обтекателем — 15,2 м, диаметр — 1,5 м, стартовая масса — 33 638 кг. Каждый ускоритель обеспечивает тягу 826,6 кН на уровне моря с удельным импульсом 275 с. Время горения — 91 секунда[1][11].

Для модификации Дельта IV Heavy используются 2 универсальных ракетных модуля CBC, закреплённые по бокам центрального модуля CBC первой ступени. На верхнем конце ускорителей устанавливаются конические обтекатели из композитных материалов. Боковые ускорители работают в течение 242 секунд, после чего отсоединяются от центрального модуля с помощью пироболтов и пружинных толкателей[1][8].

Вторая ступень

  Четырёхметровая вторая ступень.   Пятиметровая вторая ступень.

Вторая ступень Дельта IV (англ. Delta Cryogenic Second Stage, DCSS) была выполнена на основе верхней ступени ракеты-носителя Дельта III, но с повышенной вместимостью топлива. В 4-метровом варианте второй ступени топливные баки вытянуты в длину, в 5-метровом варианте бак для кислорода дополнительно удлинён на 0,5 м, а бак для жидкого водорода увеличен в диаметре до 5 метров. Вынесенный отдельно бак для жидкого кислорода имеет диаметр 3,2 м в обеих версиях второй ступени[1].

Четырёхметровая вторая ступень (используется для модификаций Medium и Medium+ (4,2)) имеет длину 12,2 м, сухой вес — 2850 кг и вмещает 20 410 кг компонентов топлива. Максимальное время работы двигателя составляет 850 секунд[1][8].

Пятиметровая вторая ступень (используется для Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy) имеет длину 13,7 м, сухой вес — 3490 кг и вмещает в себя 27 200 кг топлива. Время работы двигателя может может достигать 1125 секунд[1][8].

На обоих вариантах второй ступени используется двигатель RL-10B-2 компании Pratt & Whitney, отличается выдвижным углеродным сопловым насадком для увеличения удельного импульса. Тяга двигателя в вакууме составляет 110 кН, удельный импульс — 465 с[1].

Для управления положением второй ступени в фазе свободного полёта используются 12 маленьких гидразиновых двигателей MR-106D с тягой 21 и 41 Н[8].

Промежуточный адаптер между ступенями различается в зависимости от модификации ракеты-носителя. Для версий Medium и Medium+ (4,2) используется конический адаптер для соединения с четырёхметровой второй ступень. Для Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) и Heavy используется цилиндрический адаптер для соединения с пятиметровой второй ступенью.

Расстыковка ступеней осуществляется с помощью пироболтов и пружинных толкателей[8].

Головной обтекатель

Для версий Medium и Medium+ (4,2) используется композитные обтекатель диаметром 4 метра, длиной 11,75 м и весом около 2800 кг, немного удлинённая версия обтекателя, ранее используемого на ракете-носителе Дельта III[8].

Для Medium+ (5,2), Medium+ (5,4) используется композитный обтекатель диаметром 5 м и длиной 14,3 м.

Для Дельта IV Heavy используется композитный обтекатель диаметром 5 м и длиной 19,1 м, а также может использоваться алюминиевый обтекатель длиной 19,8 метров, который раньше использовался на ракете-носителе Titan IV[1].

Бортовые системы

Система управления RIFCA (англ. Redundant Inertial Flight Control Assembly) компании L-3 Communications, используемая на ракете-носителе Дельта IV, схожа с системой управления ракеты Дельта-2 с некоторыми отличиями в программном обеспечении. Отличительной особенностью RIFCA является лазерный гироскоп, снабженный шестью кольцами с акселерометрами, который обеспечивает более высокую степень надежности[12].

Варианты ракеты-носителя

Дельта IV Medium является основой всех остальных вариантов компоновки. Включает в себя один универсальный ракетный модуль (CBC), четырёхметровую вторую ступень и четырёхметровый обтекатель. Высота ракеты-носителя составляет 62,5 м. Стартовая масса — 249,5 т.

Дельта IV Medium+ (4,2) близка к варианту Medium, но использует два твердотопливных ускорителя. Стартовая масса ракеты-носителя — 292,7 т.

Дельта IV Medium+ (5,2) использует пятиметровую вторую ступень, пятиметровый головной обтекатель и два твердотопливных ускорителя. Высота ракеты-носителя составляет 65,9 м.

Дельта IV Medium+ (5,4) соответствует Medium+ (5,2), но использует четыре твердотопливных ускорителя вместо двух. Стартовая масса ракеты-носителя — 404,6 т.

В Дельта IV Heavy вместо твердотопливных ускорителей используются два дополнительных универсальных ракетных модуля CBC, присоединенные по бокам центрального модуля, пятиметровая вторая ступень и удлинённый пятиметровый головной обтекатель[13]. Возможно также использование модифицированного алюминиевого обтекателя от ракеты-носителя Титан IV (впервые использовался при запуске спутника DSP-23)[14]. Высота ракеты-носителя составляет 70,7 м. Стартовая масса — 733,4 т.

В ходе разработки ракеты-носителя рассматривалась возможность создания малого её варианта (Дельта IV Small). Она должна была иметь вторую ступень ракеты-носителя Дельта-2 с возможностью использования третьей ступени и головной обтекатель от Дельты-2, установленные на универсальном ракетном модуле первой ступени[15]. Проект малого варианта РН был отклонен в 1999 г[16][17]. Возможно, это объясняется тем, что ракета-носитель Дельта-2 имеет близкие параметры по полезной нагрузке.

Таблица обозначения версий

Все показатели полезной нагрузки указаны с учётом использования двигателя RS-68A.

Версия Обтекатель Ускорители ПН на НОО* ПН на ГПО** ПН на ГСО*** Числозапусков
Medium 4 м 9 420 кг 4 440 кг 1 270 кг 3
Medium+ (4,2) 4 м 2 ТТУ 13 140 кг 6 390 кг 2 320 кг 14
Medium+ (5,2) 5 м 2 ТТУ 11 470 кг 5 490 кг 2 250 кг 3
Medium+ (5,4) 5 м 4 ТТУ 14 140 кг 7 300 кг 3 120 кг 7
Heavy 5 м 2 УРМ 28 790 кг 14 220 кг 6 750 кг 9

(*) НОО — 200 × 200 км, наклонение 28,7°(**) ГПО — 35 786 × 185 км, наклонение 27°(***) ГСО — 35 786 × 35 786 км, наклонение 0°

Сборка ракеты-носителя

  Дельта IV Heavy внутри мобильной башни обслуживания (MST).

Ракета-носитель Дельта IV собирается по схеме, которая по утверждению компании Boeing сокращает стоимость и дорогое пребывание ракеты на стартовой площадке. Блоки первой ступени производятся на фабрике в Дакатуре, штат Алабама, США. После этого они транспортируются по воде до необходимой стартовой площадки, где перевозятся в ангар горизонтальной сборки (Horizontal Integration Facility) для сборки со второй ступенью, которая также проделывает основной путь по воде. Также в ангаре собираются вместе три блока CBC для ракеты-ноcителя Дельта IV Heavy.

После того как выполнено множество проверок, ракета-носитель с помощью мобильной башни перемещается горизонтально к стартовому столу, где устанавливается вертикально установщиком внутри мобильной башни обслуживания (Mobile Service Tower). На этом этапе присоединяются твердотопливные ускорители GEM-60[en], если в них есть необходимость. После дополнительных проверок, полезная нагрузка, закрытая в головном обтекателе, транспортируется из ангара горизонтальной сборки к стартовой площадке и с помощью крана мобильной башни присоединяется к ракете-носителю. После этого ракета-носитель готова к запуску[18].

Стартовые площадки

Запуски ракеты-носителя Дельта IV производятся с двух стартовых площадок:

Перспективы развития

До принятия решения об отказе от ракеты возможное будущее развитие ракет-носителей семейства Дельта IV включало в себя добавление дополнительных боковых твердотопливных ускорителей для повышения показателей полезной нагрузки, использование двигателей первой и второй ступеней с большей тягой, применение более легких материалов и увеличение числа унифицированных блоков CBC до шести штук. Эти модификации могли в принципе увеличить массу доставляемого на опорную орбиту груза до 60-100 тонн[13]. В зависимости от характера принятых изменений в конце программы модернизации к 2020 году, процентная доля полезной нагрузки (для НОО) от стартовой массы ракеты-носителя могла достичь 5-5.5 % и превысить значение данного показателя 4,24 % у керосино-кислородной ракеты-носителя Зенит-3SLБ, которая является лучшей ракетой-носителем по этому показателю на 2009 год[19].

NASA первоначально имело планы по использованию ракеты-носителя Дельта IV Heavy для одноразового пилотируемого корабля CEV (англ. Crew Exploration Vehicle) в программе Созвездие, который предполагается использовать вместо космического челнока. Но с изменением CEV от концепций планера с крыльями или несущего крыла к концепции спускаемой капсулы (Орион) и с переходом на ракету-носитель на основе твердотопливного ускорителя челнока (см. Арес I), единственный компонент, который будет заимствован от Дельта IV будет водородно/кислородный двигатель RS-68 (см. Арес V).

Программа модернизации ракеты-носителя Дельта IV Heavy, нацеленная на использование более эффективных двигателей RS-68A, была рассчитана на период до 2011 года. Первый полет с новыми двигателями был выполнен 29 июня 2012[20]. Результатом стало 13 % увеличение выводимой полезной нагрузки на ГПО. Новый двигатель RS-68A также планируется использовать на всех модификациях ракеты-носителя Дельта IV к 2015 году, обеспечиваемая им тяга 106 % должна привести к 7-11 % увеличению полезной нагрузки, выводимой на ГПО. Хотя здесь следует отметить, что большая тяга возможно потребует структурных изменений и использование двигателей при текущих 102 % тяги обеспечит меньшее улучшение показателей, но потребует меньше модификаций.

Другое возможное обновление семейства ракеты-носителя Дельта IV состояло в создании новых вариантов путём добавления дополнительных твердотопливных ускорителей. Одна такая модификация, Medium+ (4,4), могла бы использовать четыре ускорителя GEM-60, что теоретически обеспечило бы полезную нагрузку на ГПО 7 500 кг и 14 800 кг на низкой опорной орбите. Данный вариант является наиболее простым для реализации и возможен в пределах 36 месяцев от первого заказа. Две другие версии, Medium+ (5,6) и Medium+ (5,8), можно получить добавлением двух и четырёх твердотопливных ускорителей GEM-60 соответственно к модификации Medium+ (5,4). Это должно существенно увеличить массу полезной нагрузки до 9 200 кг на ГПО для Medium+ (5,8), но потребует значительной модификации в виде дополнительных точек крепления на первой ступени и изменений, направленных на учёт увеличенных нагрузок на конструкцию во время полета. Скорее всего, это потребует также изменений стартовой площадки и инфраструктуры. Версии Medium+ (5,6) и Medium+ (5,8) могут быть доступны в пределах 48 месяцев со времени первого заказа[21].

Запуски ракеты-носителя Дельта IV

  Запуск Дельта IV Heavy с космическим кораблём Орион.

21 декабря 2004 года была впервые запущена ракета-носитель Дельта IV Heavy c массогабаритным макетом полезной нагрузки, после существенных задержек из-за плохой погоды. По причине кавитации в топливопроводах, датчики зарегистрировали исчерпание топлива. Двигатели боковых ускорителей и позже двигатель первой ступени были отключены преждевременно, хотя топлива оставалось достаточно для продолжения горения согласно плану полета. Вторая ступень попыталась скомпенсировать недоработку первой ступени и боковых ускорителей до тех пор, пока не завершилось топливо. Этот полет был пробным запуском со следующей полезной нагрузкой:

5 декабря 2014 года, в рамках тестовой миссии EFT-1, состоялся запуск ракеты-носителя Дельта IV Heavy с космическим кораблём Орион, который будет использоваться в будущих пилотируемых миссиях NASA к Луне и Марсу[24].

№ Дата запуска(UTC) Версия Стартоваяплощадка Полезнаянагрузка Тип аппарата Орбита Результат 2002 • 2003 • 2004 • 2006 • 2007 • 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 • 2015 • 2016 • 2017
2002 год
1 20 ноября 2002,22:39 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B Eutelsat W5[en] Коммерческий спутник связи ГПО Успех
Первый запуск ракеты-носителя Дельта IV. Первый запуск версии Medium+ (4,2). Первый коммерческий спутник для Дельта IV.
2003 год
2 11 марта 2003,00:59 Medium КанавералSLC-37B DSCS-3 A3[en] (USA-167) Военный спутник связи ГПО Успех
Первый запуск версии Дельта IV Medium. Первый запуск в рамках программы EELV.
3 29 августа 2003,23:13 Medium КанавералSLC-37B DSCS-3 B6[en] (USA-170) Военный спутник связи ГПО Успех
2004 год
4 21 декабря 2004,21:50 Heavy КанавералSLC-37B DemoSat[en] / 3CS-1[en] / 3CS-2[en] Макет полезной нагрузки + два микроспутника. ГСО Частичнаянеудача
Первый, демонстрационный запуск ракеты носителя Дельта IV Heavy. Из-за сбоя топливных датчиков боковые ускорители и первая ступень отключились раньше запланированного времени. Макет полезной нагрузки не выведен на целевую геостационарную орбиту. Пара микроспутников, запущенных в качестве попутной нагрузки не достигли околоземной орбиты.
2006 год
5 24 мая 2006,22:11 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GOES 13[en] (GOES-N) Метеорологический спутник NOAA ГПО Успех
6 28 июня 2006,03:33 Medium+(4,2) ВанденбергSLC-6 USA-184 (NROL-22) Разведывательный спутник Молния Успех
Первый запуск ракеты-носителя Дельта IV c авиабазы Ванденберг.
7 4 ноября 2006,13:53 Medium ВанденбергSLC-6 DMSP F17[en] (USA-192) Военный метеорологический спутник ССО Успех
2007 год
8 11 ноября 2007,01:50 Heavy КанавералSLC-37B DSP-23[en] (USA-197) Спутник СПРН ГСО Успех
Первый запуск Дельта IV для United Launch Alliance.
2009 год
9 18 января 2009,02:47 Heavy КанавералSLC-37B USA-202[en] (NROL-26) Разведывательный спутник ГСО Успех
Первый запуск спутника для NRO ракетой-носителем Дельта IV Heavy[25].
10 27 июня 2009,22:51 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GOES 14[en] (GOES-O) Метеорологический спутник NOAA ГПО Успех
11 6 декабря 2009,01:47 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-3 (USA-211) Военный спутник связи ГПО Успех
Первый запуск версии Дельта IV Medium+ (5,4).
2010 год
12 4 марта 2010,23:57 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GOES 15[en] (GOES-P) Метеорологический спутник NOAA ГПО Успех
13 28 мая 2010,03:00 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS IIF-1 (USA-213) Навигационный спутник СОО Успех
Первый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
14 21 ноября 2010,22:58 Heavy КанавералSLC-37B USA-223[en] (NROL-32) Разведывательный спутник ГСО Успех
2011 год
15 20 января 2011,21:10 Heavy ВанденбергSLC-6 USA-224[en] (NROL-49) Разведывательный спутник НОО Успех
Первый запуск ракеты-носителся Дельта IV Heavy c базы Ванденберг.
16 11 марта 2011,23:38 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B USA-227[en] (NROL-27) Разведывательный спутник ГПО Успех
17 16 июля 2011,06:41 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS IIF-2 (USA-231) Навигационный спутник СОО Успех
Второй запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
2012 год
18 20 января 2012,00:38 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-4 (USA-233) Военный спутник связи ГПО Успех
19 3 апреля 2012,23:12 Medium+(5,2) ВанденбергSLC-6 USA-234 (NROL-25) Разведывательный спутник НОО Успех
Первый запуск версии Дельта IV Medium+ (5,2).
20 29 июня 2012,13:15 Heavy КанавералSLC-37B USA-237 (NROL-15) Разведывательный спутник ГСО Успех
Первый запуск с улучшенным двигателем первой ступени RS-68A.
21 4 октября 2012,12:10 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS IIF-3 (USA-239) Навигационный спутник СОО Успех
Третий запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV. Незначительная утечка топлива из бака второй ступени не помешала вывести аппарат на целевую орбиту[26].
2013 год
22 25 мая 2013,00:27 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-5 (USA-243) Военный спутник связи ГПО Успех
23 8 августа 2013,00:29 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-6 (USA-244) Военный спутник связи ГПО Успех
24 28 августа 2013,18:03 Heavy ВанденбергSLC-6 USA-245[en] (NROL-65) Разведывательный спутник НОО Успех
2014 год
25 21 февраля 2014,01:59 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS IIF-5 (USA-248[en]) Навигационный спутник СОО Успех
Четвёртый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
26 17 мая 2014,00:03 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS IIF-6 (USA-251[en]) Навигационный спутник СОО Успех
Пятый запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV.
27 28 июля 2014,23:28 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B AFSPC-4 (GSSAP 1/2 / ANGELS[en]) (USA-253/4/5) Аппараты для обнаружения объектов на орбите ГСО Успех
28 5 декабря 2014,12:05 Heavy КанавералSLC-37B EFT-1 Космический корабль Орион СОО Успех
Тестовый беспилотный запуск космического корабля Орион.
2015 год
29 25 марта 2015,18:36 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS IIF-9 (USA-260[en]) Навигационный спутник СОО Успех
Шестой запуск навигационного спутника системы GPS для ракеты-носителя Дельта IV. Последний запуск ракеты-носителя с двигателем RS-68[27].
30 24 июля 2015,00:07 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-7 (USA-263) Военный спутник связи ГПО Успех
2016 год
31 10 февраля 2016,11:40 Medium+(5,2) ВанденбергSLC-6 NROL-45 (USA-267) Разведывательный спутник НОО Успех
32 11 июня 2016,17:51 Heavy КанавералSLC-37B NROL-37 (USA-268) Разведывательный спутник ГСО Успех
33 19 августа 2016,04:52 Medium+(4,2) КанавералSLC-37B AFSPC-6 (GSSAP 3/4)(USA-270/271) Аппараты для обнаружения объектов на орбите ГСО Успех
34 7 декабря 2016,23:53 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-8 (USA-272) Военный спутник связи ГПО Успех
Восьмой спутник системы Wideband Global SATCOM выведен на суперсинхронную геопереходную орбиту с параметрами 435 × 44 337 км, наклонение 27,01°[28].
2017 год
35 19 марта 2017, 0:18 Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-9 Военный спутник связи ГПО Успех
Девятый спутник системы Wideband Global SATCOM выведен на геопереходную орбиту с параметрами 435 × 44 350 км, наклонение 27,00°[29].
2018 год
36 12 января 2018, 22:11 Medium+(5,2) ВанденбергSLC-6 NROL-47 (USA-281) Разведывательный спутник НОО Успех[30]
Третий и последний запуск версии Дельта IV Medium+ (5,2)[30].
Планируемые запуски
31 июля 2018[31] Heavy КанавералSLC-37B Parker Solar Probe Исследовательский зонд к Солнцу
1 ноября 2018[31] Medium+(5,4) КанавералSLC-37B WGS-10 Военный спутник связи ГПО
2018[31] Medium+(4,2) КанавералSLC-37B GPS 3-1 Навигационный спутник СОО
2018 Heavy ВанденбергSLC-6 NROL-71 Разведывательный спутник НОО
2019 год
2019 Heavy КанавералSLC-37B NROL-44 Разведывательный спутник ГСО
2020 год
2020[32] Heavy ВанденбергSLC-6 NROL-82 Разведывательный спутник НОО
2021 год
2021 Heavy КанавералSLC-37B NROL-68 Разведывательный спутник ГСО
2023 год
2023 Heavy КанавералSLC-37B NROL-91 Разведывательный спутник ГСО

Фотогалерея

См. также

Сравнимые ракеты-носители

Ссылки

Примечания

ru-wiki.org


Смотрите также