ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Фильтр очистки масла (полнопоточная центрифуга) ЗИЛ-131. Центрифуга двигателя


Система смазки двигателя Д 240

Система смазки двигателя Д 240 - центрифуга, масляный насос и обслуживание

Главная » Двигатель Д-240 » Система смазки двигателя Д 240 - центрифуга, масляный насос и обслуживание

На двигателе Д-240 реализована комбинированная система смазки. Исходя из условий работы деталей, масло поступает к трущимся поверхностям (шатунные и коренные шейки коленвала, опорные шейки распредвала, втулки шестерни топливного насоса и промежуточной шестерни) под давлением, но пульсирующим потоком (механизм клапанов) или путем разбрызгивания. В систему смазки двигателя входят: полнопоточный центробежный масляный фильтр (центрифуга), масляный насос с маслоприемником и масляный радиатор. Также к системе смазки относятся соединительная арматура, маслопроводы, предохранительные клапаны, контрольные приборы и другие. Часть компонентов дизеля (пускач, помпа, топливный насос) имеют собственную автономную схему смазки. Для смазки двигателя трактора МТЗ-82 применяется моторное масло: зимой — марки М8Г2, летом — М10Г2. Масло необходимо менять каждые 480 часов работы двигателя.

Схема системы смазки

Схема системы смазки: 1 — масляный радиатор; 2 — главная масляная магистраль; 3 — указатель давления масла; 4 — сетка; 5 — центрифуга; 6 — масляный насос; 7 — редукционный клапан; 8 — сливной клапан; 9 — предохранительный клапан; 10 — упорные кольца; 11 — патрубок; 12 — маслоприемник; 13 — масляный радиатор.

Масляный насос Д-240

Одноступенчатый, шестеренчатого типа, устанавливается на крышке первого коренного подшипника коленвала и вращается от коленчатого вала двигателя. Насос состоит из крышки, корпуса, ведущей и приводной шестерен, установленные на валу, а также из ведомой шестерни, находящейся на пальце.

Во время вращения шестерен в области всасывания образуется разряжение, способствующее поступлению масла в маслозаборник насоса. Попадая в зубья шестерен, масло подается в магистраль, а оттуда поступает к трущимся узлам.

Глубина расточек для шестерен в корпусе, их ширина и размещение выполняются с высокой точностью. Для создания герметичности во внутренней полости масляного насоса — привалочные плоскости крышки и корпуса тщательно шлифуются. Не допускается перестановка крышки с одного насоса на другой. Подача масла насосом составляет 36 литров в минуту на оборотах 2320 об/мин и образуемом давлении 0,70-0,75 МПа (7,0-7,5 кгс/см²).

Масляный насос

Масляный насос: 1 — маслозаборник; 2 — корпус насоса; 3 — палец ведомой шестерни; 4 — ведомая шестерня; 5 — крышка корпуса; 6 — шестерня привода насоса; 7 — штифт; 8 — вал насоса; 9 — ведущая шестерня; 10 — патрубок.

Масляный фильтр

Центрифуга двигателя Д-240 предназначена для очистки циркулирующего масла в системе смазки. На двигателе устанавливается центробежный фильтр оснащенный бессопловым гидравлическим приводом.

В корпусе фильтра имеется ось на которой вращается ротор. Крышка крепится к остову гайкой и уплотняется резиновым кольцом. Ротор удерживается от осевых перемещений шайбой и гайкой, размещающиеся на верхнем конце оси с резьбой. Сверху ротор закрывается колпаком фиксируемый гайкой с шайбой. Во внутренней полости оси размещена маслоотводящая трубка. Под влиянием центробежных сил мелкие частицы, продукты износа деталей и разложения масла остаются на внутренних стенках ротора. Прошедшее очистку масло с высокой скоростью вбрасывается через тангенциальное отверстие во внутреннюю проточку корпуса ротора в области входных отверстий роторной оси. В следствии чего образуется реактивная сила вращающая ротор. Далее масло сквозь отверстия в оси ротора и трубку подается в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан контролирует перед ротором давление 0,65-0,70 МПа (6,5-7,0 кгс/см²). В том случае, если давление масла на входе в ротор превышает данное значение, то оно сливается через клапан в поддон.

Давление сливного клапана отрегулировано на значение 0,20-0,30 МПа (2-3 кгс/см²) и поддерживает требуемое давление в главной масляной магистрали.

Центрифуга Д-240

Центрифуга (масляный фильтр): 1 — корпус фильтра; 2 — трубки; 3 — ось ротора; 4 — крышка ротора; 5 — стакан; 6 — насадок; 7 — корпус ротора; 8 — стакан ротора; 9 — упорное кольцо; 10 — специальная гайка; 11 — шайба; 12 — гайка; 13 — колпак фильтра; 14 — гайка; 15 — прокладка колпака; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — предохранительный клапан; 18 — штуцер для подсоединения манометра; 19 — маслопровод к радиатору; 20 — редукционный клапан; 21 — сливной клапан; 22 — пробка; 23 — регулировочная пробка.

Редукционный клапан (нерегулируемый) необходим для перегона холодного масла в магистраль в обход масляного радиатора.

Масляный радиатор служит для охлаждения моторного масла, температура которого может увеличиться при продолжительной эксплуатации двигателя с максимальной нагрузкой, особенно при высокой температуре окружающей среды. Проходя сквозь большое количество медных трубок радиатора, масло охлаждается потоком воздуха от вентилятора на 10-15º C и подается в двигатель.

Техническое обслуживание системы смазки двигателя Д-240

Перед каждым запуском двигателя необходимо проверять уровень масла в картере. В двигатель следует заливать только рекомендованное производителем моторное масло. Для заливки масло применяйте специальную емкость оснащенную фильтрующим элементом. Масло рекомендуется заливать не выше верхней метки. Запрещается пуск дизеля при уровне масла ниже контрольной метки на щупе. Повышенный уровень масла в двигателе приведет к значительному забросу масла на зеркала цилиндров, ухудшению работы поршневой группы и интенсивному дымлению дизеля. При малом содержании масла ухудшается смазка деталей.

Масло рекомендуется менять после каждых 480 часов работы двигателя, так как со временем оно теряет смазочные свойства. Масло сливается из картера на прогретом двигателе. Перед заливкой масла необходимо очистить ротор центрифуги.

Обслуживание системы смазки двигателя Д-240 также заключается в регулярном наблюдении за давлением масла. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала должно составлять 0,2-0,3 МПа (2,0-3,0 кгс/см²), на минимальных оборотах — не меньше 0,8 МПа (0,8 кгс/см²). Повышенное или пониженное давление сигнализирует о неисправности в системе смазки. Резкое падение давления может случится из-за утечки масла из маслопроводов, некорректной работы манометра, предохранительного или сливного клапана и повреждении масляного насоса.

Ротор центрифуги необходимо очищать каждые 480 часов эксплуатации. Для этого необходимо разобрать масляный фильтр и при помощи скребка очистить ротор от образовавшегося отложения. Перед монтажом ротора следует смазать маслом уплотняющее резиновое кольцо.

05.07.2018

tractor-mtz82.ru

Центрифуга ЗИЛ-131

Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно. Подаваемое насосом двигателя масло из канала через кольцевой и радиальные каналы поступает под вставку 7. Отсюда часть масла через сетчатый фильтр 6, предохраняющий жиклеры от засорения, подается к двум жиклерам 1, а другая часть масла, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в центрифуге. Корпус 3 центрифуги вращается за счет реактивной силы, создаваемой струей масла, вытекающей из корпуса через два жиклера 1.

При давлении масла 3—4 кГ/см2 корпус вместе с находящимся в нем маслом вращается со скоростью 5000—6000 об/мин. Под действием возникающих центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к боковым стенкам крышки 5 корпуса, где они откладываются, образуя плотный осадок. Этот осадок удаляют с крышки корпуса при чистке центрифуги.

Очищенное масло, обогнув сверху вставку 7, через радиальные отверстия в верхней части корпуса 3 центрифуги, кольцевой канал и радиальные отверстия в верхней части оси 9 и трубку 18 поступает в корпус масляного фильтра 21 и затем в распределительную камеру блока двигателя.

В корпус фильтра 21 встроен перепускной клапан 23, отрегулированный на перепад давлений 0,8—1 кГ/см2. Перепускной клапан предназначен для пропуска части масла в распределительную камеру, минуя центрифугу, при значительном износе подшипников двигателя в связи с увеличением расхода масла. Часть масла также может походить через перепускной клапан при пуске двигателя из-за большой вязкости холодного масла.

Вращение центрифуги проверяется на слух. При остановке двигателя исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин; при этом слышен своеобразный звук.

Очистку центрифуги надо производить одновременно со сменой масла в картере двигателя.

Ранее устанавливались фильтр грубой очистки пластинчато-щелевой, включенный в систему последовательно, и фильтр тонкой очистки центробежный с реактивным приводом (центрифуга), включенный в систему параллельно.

Для очистки центрифуги надо остановить двигатель и дать стечь маслу из центрифуги, для этого требуется от 20 до 30 мин.

Снятие крышки 5 корпуса до полного опорожнения центрифуги приведет к вытеканию масла на двигатель.

Для очистки центрифуги необходимо:

1) отвернуть гайку 15 кожуха и снять кожух 8;

2) отвернуть пробку 22 и вставить в отверстие большой бородок, удерживающий корпус от вращения;

3) отвернуть гайку 14 крышки свечным ключом, снять крышку 5. корпуса вместе с гайкой 14;

4) очистить крышку от отложений грязи;

5) после очистки промыть крышку в бензине или керосин

6) снять вставку центрифуги 7, промыть ее в бензине или керосине;

7) снять сетчатый фильтр 6, промыть его в бензине или керосине и продуть; при сильном засмолении сетки фильтра, если ее нельзя очистить, а также при ее разрывах сменить сетчатый фильтр;

8) очистить от грязи прокладку 2 кожуха;

9) промыть кожух 8; повреждение прилегающего к прокладке 2 торца кожуха недопустимо, так как приводит к течи масла;

10) промыть гайку 15 крепления кожуха.

Сборку производить в обратной последовательности. Сетчатый фильтр 6 установить, как показано на рис. 1, обеспечив его центрирование на буртике корпуса 3 центрифуги.

Перед установкой кожуха необходимо проверить, легко ли вращается от руки центрифуга. Гайку 15 кожуха затягивать только от руки.

Запрещается отвертывать гайку 16 на оси центрифуги и снимать корпус центрифуги с оси для очистки центрифуги от отложений грязи во избежание повреждения подшипников скольжения корпуса центрифуги.

Только в случае неудовлетворительного вращения корпуса 3 на оси 9 необходимо после снятия с центрифуги крышки 5 корпуса отвернуть гайку 16 на оси, снять шайбы и корпус 3 с оси и проверить состояние узла ось— втулка.

При снятии корпуса с оси нужно принять меры против выпадения упорного кольца шарикового подшипника 19 в корпус 21 фильтра, при засорении втулок надо промыть их в бензине или керосине. Одновременно необходимо проверить состояние отверстий жиклеров 1. В случае их засорения прочистку нужно вести таким образом, чтобы не повредить калиброванного отверстия жиклера.

Установку корпуса 3 без крышки на ось 9 вести в обратной последовательности.

После очистки, и окончательной сборки проверить вращение центрифуги на прогретом двигателе на слух.

Кроме очистки масла в фильтре, в двигателе предусмотрена центробежная очистка масла в ловушках (грязесборниках), выполненных в шатунных шейках коленчатого вала. Очистка масла в грязесборниках особенно эффективна в период приработки трущихся поверхностей. Грязесборники следует очищать при ремонте двигателя.

autoruk.ru

Центробежный очиститель масла — центрифуга

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство и работа двигателя

Центробежный очиститель масла — центрифуга

В автомобильных двигателях для очистки масла получили довольно широкое применение очистители центробежного типа.

В центробежном очистителе (реактивно-масляной центрифуге) не требуется периодической замены фильтрующего элемента и обеспечивается очень тщательная очистка масла от механических примесей. Такой очиститель применяют только для тонкой очистки масла, и он работает параллельно с фильтром грубой очистки, или очиститель полностью заменяет фильтры грубой и тонкой очистки, устанавливаемые в системе смазки.

Очиститель состоит из корпуса, закрытого стальным штампованным колпаком, который установлен на прокладке и затянут гайкой-барашком на центральном стержне, закрепленном в корпусе. Под колпаком на стержне установлен на двух бронзовых втулках вращающийся ротор, состоящий из пластмассового основания, алюминиевого кожуха и прокладки между ними, и закреплен гайкой. Под ротором расположен упорный шарикоподшипник. Осевые перемещения ротора ограничиваются упорной шайбой с гайкой. Снизу в основание ротора ввернуты жиклеры с противоположно направленными отверстиями. Масло, нагнетаемое к очистителю насосом через канал в стержне и боковые отверстия в основании ротора, направляется щитком и поступает под кожух в полость ротора. Далее масло через сетчатый фильтр и каналы проходит к жиклерам и выбрызгивается через них в корпус двумя сильными противоположно направленными струями. При этом вследствие возникновения реактивных сил ротор очистителя получает вращательное движение.

При давлении масла, поступающего в очиститель, около 4,0—6,0 кПсм2 ротор вращается со скоростью 5000—7000 об/мин.

Рис. 1. Центробежный очиститель масла (реактивно-масляная центрифуга)

Площадь основания ротора несколько меньше площади его крышки, поэтому па крышку действует избыточное давление масла, вследствие чего ротор при вращении несколько приподнимается (всплывает), что уменьшает нагрузку на опорный подшипник и облегчает вращение ротора. Предельный подъем ротора ограничен шайбой под гайкой.

При быстром вращении ротора все механические примеси, имеющиеся в масле, проходящем через ротор, под действием центробежных сил отбрасываются к стенке его кожуха, на которой оседают плотным слоем. Тщательно очищенное масло, разбрызгиваемое через жиклеры, стекает в корпус очистителя и далее по каналу в блоке стекает в картер, откуда вновь направляется для смазки трущихся деталей двигателя и на очистку.

Периодически ротор очистителя нужно разбирать и очищать от скопившихся в нем отложений грязи.

Масляную центрифугу включают в систему смазки обычно параллельно с основной масляной магистралью. Питание центрифуги осуществляется или от общего односекционного масляного насоса, или от специальной секции насоса.

Для нормальной работы центрифуги с реактивным приводом необходимо повышенное давление масла 4,0—6,0 кГ/см2. Кроме рассмотренного типа центрифуги с реактивным приводом ротора, на некоторых моделях двигателей применяют центрифугу с механическим приводом, монтируя ее непосредственно на переднем конце коленчатого вала двигателя (автомобиль ЗАЗ-965А «Запорожец»).

Читать далее: Масляный радиатор автомобиля

Категория: - Устройство и работа двигателя

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В 04 В 3/00 с присоединением заявки J4—

Гооудэрстеенный комитет (28) Приоритет— но лелем изобретений н открытий

Опубликовано 15 ° 08 ° 81. Бюллетень Ж 30 (53) УДКь21.928 .3 (088.8) Дата опубликования описания 1 т.ОЫ.8 I

И. Я. Воробьев В. Е. Фрадин, К. А. Гольштей

I5. F.. Шаройко, А. В. Муханько и H. И. (72) Авторы изобретения (7l) Заявитель (54) ЦЕНТРИФУГА ДЛЯ ОЧИСТКИ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЯХ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к центробежным устройствам для очистки смазочного масла в двигателях внутреннего сгорания .

Известны центрифуги для очистки смазочного масла в двигателях внутреннего сгорания, которые содержат корпус с каналами для подвода и отвода масла, полую ось с отверстиями в верхней и нижней частях, ротор с цилиндрической колонкой, приводимый во вращение реакцией струй, истекающих из сопел ротора. Сопла выполнены в колонке ротора с отклонением от радиального направления (тангенциальными) и включены последовательно с отводным каналом (1 ).

Недостатком этих центрифуг является то, что эа счет повышенных гидравлических сопротивлений на выходе масла из ротора имеют место потери давления, что приводит к снижению частоты вращения ротора и, как следствие",. к ухудшению очистки масла.

Известны центробежные фильтры, у которых в зоне отверстий канала для отвода очищенного масла установлен направляющий насадок (2 ).

Однако эта центрифуга не обеспечивает очистки масла, поступакхцего к подшипникам двигателя в первоначаль" ный момент, когда ротор не вращается или имеет малое число оборотов.

Наиболее близкой к предлагаемой является центрифуга, включающая укрепленный на оси ротор с колонкой, установленный концентрично колонке фильтр, состоящий из каркаса и закреппенной на нем сетки и разделя щий полость ротора на две зоны, одна из которых сообщена с каналаю для подвода масла в ротор, а вто" рая — с каналами для отвода масла.

Назначение фильтра — очистка масла поступакхцего к подшипникам двигателя, когда ротор центрифуги не вра85445

50 щается или имеет малое число оборотов 3 ).

Обычно при пуске двигателя масло, имеет большую вязкость, поэтому и поверхность фильтра должна быть

5 значительной, чтобы обеспечить бесперебойное поступление масла к подшипникам двигателя. Увеличить фильтрующую поверхность фильтра можно за счет увеличения диаметра последнего.

Однако увеличенный диаметр фильтра обуславливает уменьшение зазора между его наружной поверхностью и цилиндрической стенкой ротора. Следствием этого является .повышенная скорость масла в зазоре, поток которого захватывает и уносит отложения с цилиндрической стенки ротора. Во избежание этого явления применен фильтр малого диаметра и усложнена конструкция центрифуги, содержащая специальный KJIBBBH, который перепускает часть неочищенного масла к подшипникам двигателя в режиме пуска.

Таким образом, фильтр с цилиндричес25 кой наружной поверхностью обладает повышенным гидросопротивлением, а центрифуга не обеспечивает эффективной очистки масла на разных режимах работы двигателя. Кроме того, каркас цилиндрического фильтра в известной

30 центрифуге не обладает достаточной жесткостью. Из-за деформации каркаса возникает дисбаланс ротора центрифуги.

Цель изобретения — повышение эффективности очистки за счет исключения захвата и уноса с потоком масла отложений со стенки ротора.

Поставленная цель достигается тем, что в центрифуге, включающей укрепленный на оси ротор с колонкой, установленный канцентрично колонке фильтр, состоящий из каркаса и закрепленной на нем сетки и разделяющий полость ротора на две зоны, одна из которых сообщена с каналами для подвода мас-

На фиг.1 изображена центрифуга, разрез; на фиг.2 — каркас фильтра.

Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания содержит ротор 1 с центральной колонкой 2. Концентрично колонке ротора установлен внутри последнего фильтр

3, сетка 4 которого закреплена на каркасе, состоящем из продольных

5 и кольцевых 6 ребер. Полость внутри фильтра 3 сообщена с каналами

7 для отвода из ротора 1 масла. Полость, образованная наружной поверхностью фильтра 3 и стенкой ротора, сообщена с каналами 8 для подвода в ротор 1 масла. Каркас фильтра 3 имеет форму усеченного конуса, большее основание которого расположено в зоне каналов 7 для отвода масла из ротора l Продольные ребра 5 каркаса выполнены сплошными и контактируют с центральной колонкой 2. Каркас может быть изготовлен из пластмассы на высокопроизводительных термопластавтоматах. Для обеспечения жесткости пластмассового каркаса его продольные ребра 5 соединены между собой кольцом 9, охватывающим колонку 2 ротора I.

Центрифуга работает следующим образом.

При запуске двигателя его масляный насос (не показан ) создает давление в системе смазки и подает масло в ротор 1 по каналам 8. В этот период ротор I еще не вращается, а фильтр 3 обеспечивает очистку масла.

После того, как ротор 1 наберет обороты, механические примеси в масле, задержанные фильтром 3, под действием центробежных сил отбрасываются на цилиндрическую стенку ротора 1, где и остаются в виде отложений.

Вследствие того, что каркас фильтра

3 имеет форму усеченного конуса, меньшее основание которого расположено в зоне каналов 8 для подвода масла, величина зазора между наружной поверхностью фильтра 3 и цилиндрической стенкой ротора 1 здесь имеет наибольшее значение. Скорость потока неочищенного масла в указанном зазоре имеет такую величину, при которой не происходит захвата и уноса грязевых отложений с цилиндрической стенки ротора 1 и остается постоянной по всей высоте зазора между фильтром и стенкой ротора, хотя величина последнего уменьшается, достигая минимального значения в зоне каналов 7 для отвода масла из ротора 1. Постоянство скорости потока неочищенного масла обусловлено уменьшением количества масла, перемещающегося в указанном зазоре (часть масла проходит через сетку фильтра 3 ).

Формула изобретения

5 85445

В процессе эксплуатации центрифуги на цилиндрической стенке ротора 1 образуется слой грязевых отложений.

Толщина слоя грязевых отложений в зоне каналов 8 для подвода неочищен5 ного масла имеет наибольшую величину, которая уменьшается до минимального значения в зоне каналов 7 для отвода масла из ротора 1 . Благодаря соответствию сочетания формы каркаса фильтра 3 с переменной по высоте на цилиндрической стенке ротора l толщиной слоя грязевых отложений обеспечивается оптимальная величина зазора между наружной поверхностью фильтра

3 и поверхностью грязевых отложений.

Укаэанная оптимальная величина зазора обеспечивает движение потока неочищенного масла в этом зазоре (на каждом участке по высоте ротора 1) с такой скоростью, при которой не происходит захвата и уноса отложений. Сплошные, контактирующие с центральной колонкой 2 продольные ребра

5 каркаса фильтра обеспечивают уменьшение гидросопротивлений на выходе из ротора 1. Конструкция продольных ребер 5 и их размещение в роторе 1 обеспечивает жесткость каркаса фильтра при ми ымлльных затра— тах материала.

По сравнению с известными центрифугами, у которых в роторе установлен

3 6 цилиндрический сетчатый фильтр, предлагаемая обеспечивает повьппение эффективности очистки масла от механических примесей в 1,2-1,4 раза.

Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания, включакицая укрепленный на оси ротор с колонкой, установленный концентрично колонке фильтр, состоящий из каркаса и закрепленной на нем сетки и разделяющий полость ротора на две зоны, одна из которых сообщена с каналами для подвода масла в ротор, а вторая — с каналами для отвода масла, о т л и ч а ю щ.а я с я тем, что, с целью повьппения эффективности очистки эа счет исключения захвата и уноса с потоком масла отложений со стенки ротора, каркас фильтра имеет форму усеченного конуса, большее основание которого расположено в зоне каналов для отвода масла.

Ис точни ки информации, принятые so внимание при экспертизе

l. .Авторское свидетельство СССР

И - 272727, кл. В 04 В 1/02, 1965.

2, Авторское свидетельство СССР

М 506433, кл. В 04 В l/02, 1976.

3. Патент ЧССР 11 119989, кл. 46 С 14, опублик. 1966 (прототип).

854453 составитель Е. Камаганова

Редактор Т. Веселова Техред И. Кощтура . Корректор С. Корниенко

У

Заказ 6558(9 Тирах 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий!

13035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ухгород, ул. Проектная, 4

Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания Центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания 

www.findpatent.ru

Масляная центрифуга тракторного двигателя Д-14

Центрифуга заменяет фильтры грубой и тонкой очистки. В ней очищается весь поток масла, нагнетаемый насосом в систему смазки, поэтому она называется полнопоточной.

В полости корпуса центрифуги (рис. 56) под колпаком 6 на оси 11 установлен ротор. Оп состоит из дур алюминиевого корпуса 3 и крышки 5, которая прикреплена к корпусу двумя шпильками с глухими гайками и точно центрирована с ним посадочным пояском. Место соединения крышки с ротором уплотнено паропитовой прокладкой 12. В днище корпуса и в крышке соосно друг другу запрессованы бронзовые втулки 10 и 14.

Схема масляной центрифуги двигателя Д-14

Рис. 56, Схема масляной центрифуги двигателя Д-14:1—форсунка;  2—корпус центрифуги;   3—корпус ротора;   4—маслозаборная трубка;   5—крышка ротора; 6—колпак; 7—гайка крепления колпака;   8—штуцер;   9—упорное  кольцо; 10—втулка  крышки  ротора; 11—ось  ротора; 12—прокладка; 13—отводящая трубка; 14—втулка корпуса ротора; 15—обводная трубка; 16—сливной клапан; 17—предохранительный клапан.

В диаметрально расположенных гнездах днища корпуса запрессованы две маслозаборные трубки 4, верхние концы которых имеют входные окна, закрытые сетчатыми колпачками.

В днище корпуса, с противоположных сторон, просверлены два параллельных горизонтальных капала до пересечения с гнездами под маслозаборные трубки. В эти каналы ввернуты форсунки 1.

Масло по сверлениям в корпусе центрифуги и в оси 11 нагнетается в полость ротора. Отсюда по трубкам 4 оно движется вниз, через форсунки выбрасывается в полость корпуса, а затем но патрубку сливается в картер.

Вследствие большой скорости истечения масла из форсунок возникают реактивные силы, под действием которых ротор вращается в сторону, противоположную выходу масла. Скорость вращения ротора зависит от давления масла на входе в центрифугу. При давлении б кг/см2 скорость достигает 6000 об/мин. Под действием центробежных сил примеси оседают на стенках ротора в виде плотного смолистого слоя, а чистое масло из центральной части ротора по верхнему радиальному и осевому сверлениям в оси 11 и через штуцер 8 нагнетается в отводящую трубку 13. Радиальное отверстие в оси калиброванное, оно ограничивает количество масла, поступающего на смазку двигателя. Этим предупреждается снижение давления в полости ротора, а следовательно, и уменьшение его оборотов.

Диаметр нижней шейки оси 11 больше, чем верхней, поэтому площадь дпища ротора несколько меньше площади крышки. Благодаря разности площадей сила давления масла на крышку больше, чем на днище. Эта избыточная сила уравновешивает вес ротора и содержащегося в нем масла и разгружает нижнюю втулку от осевой нагрузки. Для ограничения подъема ротора вверх, что может произойти при повышении давления сверх нормального, на оси установлено упорное кольцо 9.

В корпусе центрифуги установлены предохранительный 17 и сливной 16 клапаны. Избыток масла из магистрали по обводной трубке 15 через сливной клапан перепускается в полость корпуса центрифуги, откуда сливается в картер. Предохранительный клапан работает при запуске холодного двигателя, когда калиброванное отверстие в оси ротора не обеспечивает пропуска нужного количества масла.

www.traktora.org

Центрифуги различных тракторных двигателей | Я-фермер.RU

Центрифуги различных тракторных двигателей. Центрифуга двигателя СМД-14 конструктивно объединена в общем узле с фильтрами грубой очистки (двойной маслоочиститель).

двойной маслоочиститель двигателя СМД-14

Двойной маслоочиститель двигателя СМД-14:

а — маслоочиститель; б — центрифуга; 1 — корпус; 2 — корпус ротора; 3 — форсунка; 4 — втулка; 5 и 22 — уплотнительные прокладки; 6 — колонка ротора; 7 — ось ротора; 8 — маслозаборная трубка; 9 — стакан; 10 — сетчатый колпак; 11 — маслоотражатель; 12, 15, 16 и 21 — гайки; 13 — упорное кольцо; 14 и 19 — колпаки: 17 — стяжной болт; 18 — фильтрующие элементы; 20 и 23 — войлочные кольца; 24 — каналы отвода очищенного масла; 25—канал подвода неочищенного масла; 26—штуцер для подвода масла к радиатору; 27 — предохранительный клапан; 28 — штуцер отвода масла из радиатора; 29 — стрелка-указатель крана-переключателя; 30 — кран-переключатель; 31 — клапан-термостат; 32—канал подвода неочищенного масла к радиатору и фильтру грубой очистки; 33 — отверстие для присоединения трубки манометра; 34 — отверстие для масла, идущего от насоса; 35 — окно для слива масла в картер; 36—сливной клапан

В литом алюминиевом корпусе 1 (рис.) под колпаками 14 и 19 установлены щелевые ленточные фильтрующие элементы 18 грубой очистки и ротор реактивной центрифуги. Корпус 2 ротора отлит из алюминиевого сплава вместе с центрирующей колонкой и масло-заборными трубками 8, закрытыми сетчатыми колпаками 10. К корпусу 2 фасонной гайкой 12, навинченной на центрирующую колонку, притянут стакан 9. Между ним и корпусом находится уплотнительная прокладка 5.

Масло поступает в полость ротора через сверления в оси 7 и в центрирующей колонке. Очищенное масло выбрасывается через калиброванные сверления форсунок 3 в полость корпуса 1, откуда через окно 35 сливается в поддон картера.

В корпусе 1 находятся шариковые клапаны: предохранительный 27 и сливной 36, а также кран-переключатель 30 радиатора. Кран-переключатель представляет собой цилиндр с двумя выемками, плотно вставленный в гнездо корпуса, к которому он притянут фланцем. Когда переключатель установлен так, что его метка «3» (зима) обращена вниз, к стрелке 29, масло по продольной выемке переключателя проходит сразу к фильтру грубой очистки, минуя радиатор. Если же переключатель повернуть на 180°, предварительно отвернув две гайки крепления его фланца, так, чтобы к стрелке была обращена метка «Л» (лето), масло будет проходить в радиатор и охлаждаться в нем.

Внутри переключателя установлен плунжерный клапан-термостат 31. Когда переключатель находится в положении «Л», а из картера поступает холодное густое масло, то клапан открывается и перепускает масло так, что оно минует радиатор.

На двигателях АМ-01 и АМ-41 тоже установлены двойные маслоочистители. Корпуса центрифуги и фильтра грубой очистки отлиты отдельно. Между ними и блоком двигателя установлена маслораспределительная плита (проставка). Центрифуга отличается от рассмотренной выше лишь размерами и формой деталей. Под ротором центрифуги на оси установлен шариковый упорный подшипник, который воспринимает давление ротора и масла, заполняющего его.

На некоторых двигателях СМД-14 вместо двойного маслоочистителя применяется полнопоточная центрифуга. Она установлена также на двигателях Д-50, Д-37М и Д-21.

полнопоточная центрифуга двигателя Д-50

Полнопоточная центрифуга двигателя Д-50:

а — устройство; б — схема движения масла; 1 — корпус; 2 —маслоотводящая трубка; 3 — ось ротора; 4—корпус ротора; 5—ушко; 6 и 8 — отражатели; 7 — болт крепления колпака; 9 и 10 — внутренний и наружный стаканы; 11 — колпак; 12 — сетка; 13 — гайка; 14 — упорное кольцо; 15 — колонка; 16 — сверления для отвода очищенного масла от ротора; 17 — сверления для подвода неочищенного масла к ротору; 18 — маслозаборная трубка; 19 — уплотнительное кольцо; 20 — форсунка; 21 — полость корпуса; 22 — редукционный клапан; 23 — сверление для подвода неочищенного масла к корпусу; 24 — сливной клапан; 25 — отверстие для масла, идущего в радиатор; 26 — клапан-термостат; 27 — отверстие для масла, отводимого в магистраль; 28 — отверстие для присоединения трубки манометра

В роторе центрифуги двигателя Д-50 смонтирован стакан 9 (рис. выше а), закрытый сеткой 12. Внутри стакана размещены две короткие маслозаборные трубки 18. Стакан 9 способствует более спокойному движению масла и уменьшает размыв отложений на стенках ротора.

В оси 3 ротора сделано продольное ступенчатое сверление и запрессована маслоотводящая трубка 2, нижний конец которой плотно входит в соответствующее сверление корпуса 1. В оси, а также в колонке ротора просверлены радиальные отверстия: нижние 17 служат для подвода масла к ротору, а верхние 16 — для отвода очищенного масла.

В центрифугу масло поступает из подводящего канала 23 (рис. б). По кольцевому промежутку между сверлением в оси и трубкой оно нагнетается через сверления 17 под отражатель 8 и далее идет в кольцевое пространство между наружным 10 и внутренним 9 стаканами.

При вращении ротора в этой удаленной от оси зоне происходит наиболее интенсивная очистка масла, поэтому внутрь стакана 9 через сетку 12 оно поступает уже очищенное. Здесь поток масла разветвляется: часть его, расходуемая на привод ротора, проходит через трубки 18, выбрасывается из форсунок 20 в полость 21 и сливается в поддон картера, а остальное масло идет через сверления 16 в маслоотводящую трубку 2 и поступает на смазку механизмов двигателя. Перемещение ротора центрифуги вверх ограничивается упорным кольцом 14.

Ось 3 ротора центрифуг, установленных на двигателях Д-50 первых выпусков, изготовлена более короткой. Ее верхний конец не выходит из колонки ротора, поэтому вместо упорного кольца для ограничения подъема ротора в колпак 11 ввернут регулировочный винт. После установки ротора и колпака этот винт завертывают до упора, а затем отвертывают на 1 —1,25 оборота и стопорят контргайкой.

В корпусе центрифуги находятся три клапана: редукционный 22, сливной 24 и клапан-термостат 26.

Полнопоточная центрифуга двигателя Д-37М отличается от рассмотренной размерами: она меньше. Особенности устройства ее ротора, а также расположение каналов и клапанов в корпусе показаны на рис. ниже.

полнопоточная центрифуга и масляный радиатор двигателя Д-37М

Полнопоточная центрифуга и масляный радиатор двигателя Д-37М:

1 — задний бачок радиатора; 2 — трубка радиатора; 3 — передний бачок радиатора; 4 — дно бачка; 5 — перегородка бачка; 6 — отводящая трубка; 7, 8, 12 и 14 — каналы; 9 — окно для слива масла в поддон; 10 — канал подвода масла к центрифуге: 11 — клапан-термостат; 13 — кран-переключатель; 15 — предохранительный клапан; 16 — маслоотводящая трубка; 17 — ось ротора; 18 — форсунка; 19 — подводящие отверстия; 20 — ротор; 21 — маслозаборная трубка с сеткой; 22 — колонка; 23 — отводящие отверстия; 24 — упорное кольцо; 25 — гайка; 26 — колпак; 27 — скоба крепления радиатора

В корпусе установлен кран-переключатель 13 масляного радиатора. Когда переключатель занимает такое положение, как на рисунке (буква «Л» на фланце обращена вверх), очищенное в центрифуге масло по каналам 14 и 8 идет в радиатор. Если фланец переключателя повернуть на 180° (вверх обращена буква «3»), очищенное масло по каналам 14 и 12 проходит в магистраль, минуя радиатор.

Продольное сверление в оси ротора двигателей Д-37 первых выпусков сквозное. Вверху в него ввернут регулировочный винт, который ограничивает количество масла, уходящего на смазку деталей, и этим поддерживает необходимое давление в роторе, обеспечивающее большую скорость его вращения.

Когда давление в роторе становится ниже допустимого (1 кгс/см2), регулировочный винт несколько вывертывают, чтобы увеличить количество масла, идущего в систему смазки, а значит, и давление в ней. Завертывать винт до отказа нельзя, так как в этом случае через предохранительный клапан на смазку будет поступать неочищенное масло.

Центрифуга двигателя Д-21 по устройству подобна центрифуге двигателя Д-37М, но не имеет крана-переключателя и клапана-термостата.

В системе смазки большинства изучаемых двигателей есть масляные радиаторы. Они отличаются от водяных рядом конструктивных особенностей, обусловленных более высокими давлением и вязкостью охлаждаемого масла. Сечение трубок этих радиаторов увеличено. Изготовлены трубки не из латуни, а из стали. Отдельные их части сварены.

Чтобы улучшить охлаждение масла, его путь по трубкам увеличивают, устанавливая глухие разделительные перегородки. Например, в радиаторе двигателя Д-37М перегородка 5 установлена в переднем бачке 3. Масло, нагнетаемое в него из канала 8, проходит в задний бачок 1 по трем нижним трубкам, откуда по трем верхним трубкам снова возвращается в верхний отсек бачка 3 и по трубке 6 через канал 7 идет в масляную магистраль.

В нижнем бачке масляного радиатора двигателя СМД-14 установлены две, а в верхнем— одна разделительные перегородки, благодаря чему поток масла четырежды изменяет направление движения.

www.ya-fermer.ru

Центрифуга Камаз

Центробежный масляный фильтр (рис. 1.) прикреплен болтами к передней крышке блок-картера справа через прокладку так, что подводящий А и отводящие Б к В каналы совмещаются с соответствующими каналами в крышке. На оси 12 вращается ротор 4, закрытый колпа­ком 3, который гайкой 6 притянут к корпусу ротора. Чтобы при сборке не нарушить ба­лансировку ротора, необходимо совместить метки на корпусе ротора и внешней стороне колпака.

Вместе с ротором вращается и масло, находящееся в нем. Взвешенные механиче­ские примеси под действием центробежных сил отбрасываются от оси вращения и осаждаются плотным слоем на внутренних стенках ротора.

Способ привода ротора по характеру его вращающих сил активно-реактивный.

 Вращение ротору сообщается следующим образом. Масло, нагнетаемое радиаторной секцией масляного насоса в кольцевой ка­нал оси 12, проходит через каналы Г. Выхо­дя с большой скоростью из этих каналов, направленных касательно к окружности, поток масла приобретает вращательное движение и, воздействуя на внутреннюю поверхность ротора, увлекает его во вра­щение. Такой принцип передачи энергии потоку ротора называют активным. Крутя­щий момент Ма — активный крутящий мо­мент.

Маслоотражатель 13 отклоняет поток масла вниз и предотвращает размыв от­ложений в роторе, особенно в момент его разгона, струей масла, выходящего из ка­налов Г со скоростью более 25 м/с.

Пройдя под экраном, масло движется вверх, подвергаясь по пути центробежной очистке, а затем нагнетается в каналы Д (также расположенные касательно к ок­ружности), из которых оно с большой ско­ростью выбрасывается во внутренний коль­цевой канал колонки ротора. Направление этого потока противоположно движению масла в каналах Г, поэтому возникающие здесь реактивные силы создают реактив­ный момент М р, по направлению совпа­дающий с активным. Эти моменты, сла­гаясь, дают суммарный крутящий момент Мк, под действием которого ротор вра­щается с частотой около 5000 об/мин.

Центрифуга Камазрис. 2

Частота вращения ротора, а следова­тельно, и интенсивность очистки зависят от давления и температуры масла, а также от трения в подшипниках. Уменьшение трения достигается тем, что ротор при работе сме­щается вверх и вращается при упоре в под­шипник 10. Подъем ротора ограничен упор­ной шайбой 9 в пределах зазора.

Далее масло поступает во внутренний канал оси 12 ротора и по трубке 1 в канал корпуса центрифуги, откуда при открытом кране подается в радиатор или, минуя его, через сливной клапан в поддон, если кран закрыт. В корпусе фильтра кроме сливного клапана помещен перепускной клапан 16. Оба клапана регулируются подбором регу­лировочных шайб.

Следует знать основные отличия в рабо­те активно-реактивной центрифуги от реак­тивной. Если в реактивной масло вращает ротор, сливаясь из него через форсунки, то в активно-реактивной центрифуге форсу­нок нет, поэтому масло не насыщается воз­духом и меньше окисляется.

Нельзя определить работоспособность активно-реактивной центрифуги по харак­терному шуму, который слышен у реактив­ных в течение 1,5...2 мин после остановки двигателя, поскольку ротор активно-реак­тивной центрифуги в этот момент не вра­щается. Ее работоспособность определяют по количеству отложений на стенках кол­пака ротора. За время работы между ТО-2 в колпаке должно накопиться около 200 г отложений, их толщина примерно 10 мм.

autoruk.ru


Смотрите также