Самолет Airbus a320 считается одним из самых часто используемых пассажирских авиалайнеров. В мировом воздушном флоте на сегодня насчитывается более 3,5 тысяч самолетов этой серии. Крупнейшие российские авиаперевозчики, такие как «Аэрофлот», S7, «Россия» имеют в своем авиапарке по 50-60 «Эйрбасов». Благодаря своим характеристикам, самолеты А320 летают в небе Европе, Азии , а также обеих Америк и Австралии.
А320 – один из самых популярных авиалайнеров
Аэробус А320 производится авиастроительной группой Эйрбас (Airbus S.A.S.), ее штаб-квартира расположена во французской Тулузе, а сам самолет собирается на заводах трех стран: Франции, Германии (Гамбург) и Британии.
Штаб-квартира Airbus S.A.S в Тулузе
С 2011 года запущена еще одна монтажная линия – в Китае. Штат работников корпорации Эйрбас превышает 50 тыс. человек. Само название лайнера – «эйрбас» переводится как «воздушный автобус», оно было единственным приемлемым лингвистическим вариантом для французского руководства компании.
Самым востребованным самолетом этой серии можно считать аэробус марки 320, который был сконструирован, чтобы стать конкурентом популярного Боинга 727 серии. Выпуск начинался с модификаций А320-100 (вместимость 130 человек) и А320-200 (150 человек). Сегодня в «линейку А320» входят также модели 318, 319 и 321 модификаций эйрбаса.
Впервые узкофюзеляжная (в салоне только один проход между рядами кресел) новинка от airbus industrie a320 поднялся в небо в феврале 1987 года. Для этого самолета впервые в мире была смонтирована система управления плоскостями не со штурвала, а с внешних устройств по гидравлической приводной системе. Несмотря на отнесение к классу узкофюзеляжных, аэробус а320 имеет один из самых внушительных по размерам фюзеляжей – примерно на 20 см шире аналогичных моделей лайнеров. Такая особенность дает возможность сделать места для сидения пассажиров еще более удобными и устанавливать в каждом ряду до шести кресел.
Лайнер А-320 имеет следующие технические характеристики:
Из летных характеристик следует выделить:
К сведению. Стоимость 1 единицы аэробуса А-320 составляет около 94 миллионов долларов.
Мест в самолете:
В лайнерах данной модели увеличена высота салона, что позволило сделать полки для ручной клади более обширными.
В самолете аэробус A320 впервые применены законцовки крыльев, называемые шарклетами. Эти детали, длиной около двух с половиной метров, изготавливаются из облегченных композитных материалов и служат для улучшения аэродинамики крыльев лайнера, а также повышают экономичность двигателей (до 4 процентов). Удлиненные таким образом крылья аэробусов не мешают им легко осуществлять маневры на взлетной и рулежной полосах. Имеется техническая возможность монтировать шарклеты на уже выпущенные и летающие лайнеры. Эти детали также визуально улучшают дизайн самолета, придают ему футуристический запоминающийся вид.
Шарклеты – «фирменная» деталь аэробусов А-320
Планировка салона аэробуса имеет два основных варианта. Так, лайнер а320 Аэрофлот в одной из компоновок имеет 5рядную систему мест для бизнес-класса, а оставшиеся кресла предназначаются для эконом-класса. Менее используемая схема: двурядный бизнес-класс и еще больше мест для эконома.
Схема расположения мест в салоне самолета а 320
С 1 по 5 (или 1-2) ряды отводятся для пассажиров бизнес-класса, по 2 кресла с каждой стороны от прохода.
6 ряд (или 3) – места эконом-класса, находящиеся перед перегородкой между классами. Ряды с 8 по 10 (с 12 по 14) расположены вдоль аварийных люков (по обе стороны корпуса самолета). Все остальные ряды кресел являются обыкновенными стандартными местами бизнес-класса. Туалеты расположены позади 24-25 (29-30) рядов.
Расположение наиболее удобных для полета мест в салоне Аэробусов A320 легче представить на схеме лайнера, используемого «Аэрофлотом».
Аэробус А 320: схема лучших и худших мест
Первый ряд бизнес сложно назвать удобным – весь полет приходится смотреть в стенку. Места для того, чтобы вытянуть ноги, нет, также не будет и подставок для ног, которые монтируются на впередистоящие кресла. Кроме того, на перегородки обычно крепятся люльки для младенцев, и высока вероятность весь полет слушать детские крики. Также могут беспокоить запахи из соседних туалета и кухни. Один плюс все же имеется – никто не откинет спинку кресла к пассажиру на колени.
Кресла 6 ряда эконом-класса также упираются в стенку, что несет те же неудобства и плюсы, что и для бизнес-пассажиров. Невозможность откидывания спинки переднего кресла по причине отсутствия такового, еще больше радует, поскольку в эконом-классе места между рядами еще меньше, чем в бизнес-классе. К минусам этих мест относится расположение откидных столиков не в спинке кресла из предыдущего ряда, а в подлокотнике – это непривычно и не очень удобно. Обслуживание бортовым питанием начинается именно отсюда, поэтому пассажирам есть возможность выбирать то, что нравится, а не то, что осталось. Для пассажиров с детьми первые ряды кресел – самые хорошие и рекомендуемые: для младенцев можно прикрепить люльку к стенке, а с детьми постарше можно не бояться, что ребенок будет пинать в спину впереди сидящего пассажира.
Ряды с 8 по 10 (с 12 по 14) соседствуют с запасными выходами, это несет как преимущества, так и некоторые неудобства. Сиденья на этих местах немного скошены из-за наличия люков по бокам салона, по этой же причине здесь может быть немного холоднее (проблема решается просто – с помощью пледа от бортпроводника). Ручную кладь придется однозначно размещать на багажных полках над креслами, потому что перед ногами ничего ставить нельзя, т.к. это затруднит возможную эвакуацию. Несмотря на эти недостатки, ряды 8-10 являются наиболее удобными (правда, доступны они не всем: из-за особенностей этих мест сюда не сажают пожилых, беременных, больных и пассажиров с маленькими детьми – они не смогут помочь экипажу в экстренных ситуациях). Лучшие места в самолете airbus a320 обозначены на схеме зеленым цветом. Это ряд номер 10 (14), кроме мест А и F. На него даже продают билеты с небольшой наценкой за комфортность (т.н. space seats) – за счет нахождения кресел сразу за люками запасных выходов, образуется увеличенное пространство, куда можно вытянуть ноги, при этом спинки кресел легко опускаются (но в предыдущих двух рядах они заблокированы).
Самый комфортный ряд кресел в аэробусе А-320
Снижена комфортность кресел С и D в 24м (29м) ряду (выделены желтым), мимо которых постоянно ходят и ждут очереди люди, стремящиеся попасть в туалет.
Самыми неудачными с точки зрения комфорта являются места 25 (30) последнего ряда (они нанесены на план салона красным цветом). Поскольку через тонкую перегородку от них находятся туалеты, то все неприятные запахи и звуки будут беспокоить пассажиров весь полет. Постоянно будут ходить желающие посетить санузел и хлопать дверцей. Также отсутствует возможность откинуть спинку кресла в удобное положение. И, как завершение, к последнему ряду из предлагаемого питания и напитков выбора уже практически не остается. Билеты на эти сиденья можно брать только в крайних случаях.
Кресла в других рядах являются обыкновенными, особыми преимуществами или минусами не обладающими.
Из-за немаленького веса и высокой стоимости оборудования, самолеты А320 не оснащаются системами развлечений на базе вай-фай. Для пассажиров имеются экраны в спинках передних кресел (на них же подаются данные о текущем местоположении лайнера, высоте полета и температурой за бортом). Работают мощные кондиционеры для очистки воздуха, а также имеются индивидуальные осветительные приборы направленного действия – довольно яркие, но не мешающие окружающим. На каждые три соседних кресла устроены две розетки, гаджеты можно зарядить через USB-порт. Следует заметить, что не все борта оснащены этими удобствами, всё зависит от конкретного лайнера.
Аэробус А-320 продолжает оставаться очень популярным самолетом пассажирской авиации в Европе. Производители продолжают улучшать и модернизировать его. Так в начале 2016 года введен в эксплуатацию новый Эйрбас А320-Нео, который отличается повышенной экономичностью и сниженным шумом двигателей.
А320 — семейство узкофюзеляжных самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанных европейским консорциумом «Airbus S.A.S». Выпущенный в 1988 году, он стал первым пассажирским самолётом, на котором была применена электродистанционная система управления (ЭДСУ, en:fly-by-wire).
По состоянию на январь 2011 имеется заказов на 6956 самолётов семейства A320 при 4552 проданных машин, из которых эксплуатируется 4467 самолётов. До февраля 2008 конечный монтаж A320 производился только в Тулузе, а с марта 2008, из-за большого спроса, конечный монтаж производится также на заводе в Гамбурге-Финкенвердер. Все остальные версии А320 производились и производятся в Гамбурге-Финкенвердер. Кроме этого, в Китае была открыта линия монтажа самолётов семейства А320 с расчётной производительностью 4 машины в месяц (в 2011). Главным конкурентом семейства Airbus A320 является семейство Боинг 737. А320 является вторым по популярности реактивным пассажирским лайнером после «Боинга-737».
Двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом, однокилевым вертикальным оперением, с турбовентиляторными двигателями.
После успеха А300 консорциум Airbus начал разработку нового самолёта, призванного заменить самый популярный в то время самолёт — Боинг 727 и ранние варианты Боинга 737. Предполагалось создать самолёт аналогичных размеров, но более совершенный с точки зрения экономии и с различными вариантами пассажировместимости. Цифровые технологии дали бы А320 преимущество перед основными конкурентами — Боингом 727 и 737.
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия А320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа (после выпуска А318, на остальных самолётах семейства А320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version), такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %; новая Flight Attendant Panel (FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; LCD дисплеи в кабине пилотов вместо электронно лучевых; Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) А320 пользуется большой популярностью во всем мире.
Другой особенностью Аэробуса А320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов. Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов, занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены специальными рукоятками-«сайдстиками» (side-stick), расположенными по бокам кабины, таким образом, «сайдстик» пилота, сидящего слева (обычно это командир самолёта, исполняющий функции первого пилота) расположен слева от его сидения, а «сайдстик» пилота, сидящего справа (обычно это второй пилот, часто выполняющий функции штурмана и бортинженера) расположен справа от его сидения. Подобная мера существенно улучшила условия работы экипажа и, как следствие этого, повысила безопасность полётов. Эти джойстики не связаны с плоскостями управления напрямую; любое движение джойстика обрабатывается бортовым компьютером, и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей. Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.
Уровень шума взлетающего Аэробус А320 — 82 децибела.
Самолёт A320 компании British Airways
Компоненты с различных заводов концерна «Аэробус» перевозят для окончательной сборки в Гамбург (А318, А319, А321) и Тулузу (А320). Практически все перевозки выполняются на самолёте A300-600ST «Белуга».
В ходе экономического оздоровления концерна Airbus в 2007 году немецким менеджерам удалось добиться переноса производства A320 из Франции в Германию.
Планируется повысить число выпускаемых самолётов до 36 в месяц с 1 июля 2008 года.
Кроме того производство авиалайнеров типа A320 налажено в Китайской Народной Республике. Планируется с 2010 года, что китайские заводы концерна будут выпускать до 50 самолётов в год. Также, Иркутский авиационный завод в России выпускает компоненты для авиалайнеров типа A320.
А320 помогает «Аэробус Индастри» компенсировать потери, связанные с проблемами в производстве самолёта-гиганта А380. Портфель заказов формируют азиатские авиакомпании и лизинговые предприятия.
Самой большой проблемой для «Аэробус Индастри» остаётся низкий курс доллара. Оплата за самолёты производится в долларах, а большая часть производства размещена в еврозоне.
Стоимость единицы
Официально программа самолёта А320 началась в марте 1984 г. Первый полёт опытный самолёт А320 с двигателями CFM56-5A1 совершил 22 февраля 1987 г. В конце февраля 1988 г. самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре — в США. В марте 1988 г. авиакомпания «Эйр Франс» получила первый самолёт. Самолёт А320 является первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащённой боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, изготовленным полностью из композитных материалов. Самолёт А320 послужил основой для разработки самолётов А321 (185-местный, 1994), А319 (124-местный, 1996) и А318 (107-местный, 2003).
Аэробус А320 летает до 4900 км без посадки, крейсерская скорость — 901 км/ч. Вместимость — 150—179 пассажиров.
Аварии на ранних стадиях эксплуатации, в том числе катастрофа А320 Air France, серьёзно подпортили имидж самолёта и его компьютеризированной системы управления. Причина аварии так и не была окончательно определена, хотя в официальном заключении комиссии указывается на ошибку пилота. Тем не менее, существует мнение, что виной всему компьютерные системы и ранее выявленные недостатки самолёта.
Главным конкурентом для семейства А320 являются самолёты семейства Boeing 737NG. Boeing 757 конкурирует с А321, обладая несколько большей дальностью и несколько большей пассажировместимостью, однако его производство было прекращено в 2005 году. Для моделей A318 и A319 конкурирующими моделями могут быть устаревшие модификации, такие как снятый с производства Boeing 717. В ближайшем будущем фирма Airbus планирует начать выпуск самолётов neo — это вызвано появлением на рынке вышеупомянутых машин Next Generation.
В настоящее время Airbus работает над установкой новых двигателей для семейства A320. Программа получила название New Engine Option (новые варианты двигателей, NEO). Заказчикам будут предложены двигатели CFM International LEAP-X и Pratt & Whitney PW1000G. Новые двигатели на 16% экономичнее, однако реальная экономия после установки на самолёт будет немного меньше, поскольку 1–2% экономии обычно теряется при установке двигателей на существующую модель. Новые двигатели позволят повысить дальность (на 950 км) или грузоподъемность (на 2 тонны). A320neo также получит модифицированное крыло с концевыми шайбами типа "акулий плавник".
Генеральный директор Airbus заявил, что при установке двигателей Pratt & Whitney's PW1000G можно с уверенностью ожидать снижения эксплуатационных расходов на 20% по сравнению с существующими двигателями. Первые самолёты планируется поставить заказчикам в 2016 году, а всего, по планам Airbus, в течение последующих 15 лет будет поставлено около 4000 самолётов A320neo. Головным заказчиком новой модели стала авиакомпания Virgin America, оформившая "твёрдый" (т.е. оплаченный) заказ на 30 A320neo в рамках договора на поставку 60 самолётов, заключенного 17 января 2011 г. В январе 2011 года авиакомпания IndiGo заключила предварительный контракт на поставку 150 самолётов A320neo и 30 A320.
На авиасалоне в Ле Бурже 2011 года Airbus объявил о получении заказов от Scandinavian Airlines System и лизинговой компании Air Lease, а также от индийской бюджетной авиакомпании IndiGo. 23 июня 2011 г. Airbus объявил о получении заказа на 200 A320neo от Малазийской бюджетной авиакомпании AirAsia. Этот заказ стал самым крупным в истории авиации. Всего в Ле Бурже Airbus получил рекордные 667 заказов на A320neo на сумму 60,9 миллиардов долларов. Всего с декабря 2010 года заказано 1029 самолётов этой модели, что сделало её самым популярным пассажирским самолётом в мире. 20 июля 2011 года авиакомпания American Airlines заказала 130 A320neo и 130 самолётов существующей модели A320. До этого American Airlines эксплуатировала исключительно самолёты Boeing.
Длина: | 31,44 м | 33,84 м | 37,57 м | 44,51 м |
Размах крыла : | 34,1 м | |||
Диаметр корпуса: | 3,95 м | |||
Высота: | 12,51 м | 11,76 м | 11 м | 11,76 м |
Площадь несущих поверхностей: | 122,6 м² | |||
Макс. взлётный вес : | 68.000 кг | 75.500 кг | 78.000 кг | 95.500 кг |
Минимальная полоса при максимальной взлётной массе: | 1.355 м | 1.950 м | 2.090 м | 2.180 м |
Крейсерская скорость: | 840 км/ч или 0.78 М | |||
Пассажировместимость : | 107 до 132 | 124 до 156 | 150 до 180 | 185 до 220 |
Дальность полёта: | 5.950 км | 6.850 км | 6.150 км | 5.950 км |
Запас топлива: | 24.210 л | от 24.210 л до 30.190 л | от 24.210 л до 30.190 л | от 24.050 л до 30.030 л |
Пассажирских дверей: | 4 | 4 | 4 | 6 |
Аварийных выходов: | 2 | штатно 2, дополнительно 4 | 4 | 4 |
Высота полёта: | 11.800 м или FL390 | |||
Расход топлива:(на рабочей высоте в час) | 2.400 л | 2.600 л | 2.700 л | 2.900 л |
Двигатели: | 2 CFMI CFM56-5B каждый 105,9 кНили 2 Pratt & Whitney PW6000A каждый 96 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 104,5 кНили 2 IAE V2500-A5 каждый 104,5 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кНили 2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 142,3 кНили 2 IAE V2500-A5 каждый 146,8 кН |
Первый полёт: | 15 января 2002 | 25 августа 1995 | 22 февраля 1987 | −100: марта 1993 / −200: 1996 |
Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «TOMCOH-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
Обширное применение композитных материалов (около 20 %) в конструкции самолёта. В основном используется Glass-fiber reinforced plastic (пластик, армированный стекловолокном), Carbon-fiber reinforced plastic (пластик, армированный углеродным волокном), honeycomb core (сотовый заполнитель). Практически вся механизация крыла выполнена из композитных материалов (предкрылки, закрылки, панели спойлеров, лючки, носовой обтекатель), а вертикальный стабилизатор полностью изготовлен из композита. Передняя кромка горизонтального стабилизатора также композитная.
A320 — это двухмоторный самолёт с центральным проходом в кабине, 4 пассажирскими входами и 4 запасными выходами. В аэробусе A320 могут максимально разместиться 180 пассажиров. В типичном 2-классном исполнении (2+2 кресла в бизнес-классе и 3+3 кресла в эконом-классе) в салоне размещаются 150 пассажиров. В грузовом отсеке могут поместиться 7 контейнеров AKH — 3 в передней части, 4 в задней. A320 является — как говорит уже само его имя — моделью-основоположницей удачной семьи А320. Крейсерская скорость А-320 910 км в час. Средняя дальность полёта 4,600 км. В зависимости от укомплектовки салона с дополнительным топливным баком способен преодолевать расстояние в 5,500 км.
Модификация А320 с укороченным фюзеляжем за счёт уменьшения количества пассажирских кресел на два ряда. Благодаря выпуску вариантов с разной дальностью полёта и вместимостью, эксплуатанты этого типа самолёта получают весомые преимущества. Помимо базовой модели, рассчитанной на перевозку 124 пассажиров на дальность до 6650 км, заказчикам предлагается вариант с увеличенной вместимостью до 156 кресел.
Airbus также предлагает две модификации A319: А319CJ - бизнес-самолёт с увеличенной дальностью полёта.
A319LR - модификация Airbus A319 с дополнительными топливными баками, увеличивающими дальность полёта до 8300 км.
А319ACJ (Airbus Corporate Jet) — бизнес-самолёт, перевозящий 39 пассажиров на расстояние до 12000 км.
Лайнеры А321, введенные в эксплуатацию в начале 1994 года, являются самыми крупными в семействе А320. Типовая компоновка А321 предусматривает размещение 185 пассажиров в двух классах или до 220 пассажиров в одном классе для чартерных и бюджетных перевозок, при этом дальность полёта составляет до 5600 км.
А318, рассчитанный на перевозку 107 пассажиров в типовой двухклассной компоновке или до 132 пассажиров в компоновке одного класса, был введён в эксплуатацию в июле 2003 года. Он может выполнять полёты на расстояние до 5950 км. А318 может эксплуатироваться на более коротких ВПП, чем другие самолёты аналогичной размерности.
Помимо этого, в 2007 году А318 был сертифицирован на выполнение посадок с более крутой траекторией снижения. Благодаря этим качествам в сочетании с низким уровнем создаваемого шума, А318 становится пригодным для эксплуатации с аэропортов, расположенных в черте городов.
На А318 был внедрён ряд улучшенных бортовых систем, которыми сейчас оснащаются и другие модели семейства А320, что позволяет повысить надёжность самолётов в эксплуатации и сократить затраты на техобслуживание и закупку запасных частей. В их числе внутрисалонная информационно-управляющая система с интерактивным экраном, размещённом на панели управления оборудованием салона (Cabin Intercommunication Data System).
A318 Elite Самый маленький и молодой из корпоративных самолётов Airbus; цена самолёта — около $50 млн. Он выставлялся на выставке Jet Expo 2007 во «Внуково-3» осенью 2007 года.
83 | 9 | 74 | 2 | 6 | 13 | 17 | 8 | 9 | 10 | 9 | ||||||||||||||||
1,489 | 213 | 1,276 | 4 | 51 | 88 | 98 | 105 | 137 | 142 | 87 | 72 | 85 | 89 | 112 | 88 | 53 | 47 | 18 | ||||||||
4,484 | 1,886 | 2,598 | 44 | 297 | 221 | 209 | 194 | 164 | 121 | 101 | 119 | 116 | 119 | 101 | 101 | 80 | 58 | 38 | 34 | 48 | 71 | 111 | 119 | 58 | 58 | 16 |
883 | 249 | 634 | 8 | 51 | 87 | 66 | 51 | 30 | 17 | 35 | 33 | 35 | 49 | 28 | 33 | 35 | 22 | 16 | 22 | 16 | ||||||
6,939 | 2,357 | 4,582 | 56 | 401 | 402 | 386 | 367 | 339 | 289 | 233 | 233 | 236 | 257 | 241 | 222 | 168 | 127 | 72 | 56 | 64 | 71 | 111 | 119 | 58 | 58 | 16 |
По состоянию на 8 сентября 2011 года в авариях и катастрофах было потеряно 26 самолётов (два А321, три A319, двадцать один A320, на счету А318 происшествий нет), погибли 790 человек (по данным таблицы — 806 чел.).
26.06.88 | F-GFKC | Мюлуз | 3/136 | Показательный полёт на малой высоте, врезался в деревья |
14.02.90 | VT-EPN | Бангалор | 92/146 | Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов |
20.01.92 | F-GGED | у Страсбурга | 87/96 | Разбился при снижении, экипаж неверно понял показания приборов |
14.09.93 | D-AIPN | Варшава | 2/70 | При посадке выкатился за пределы ВПП из-за ошибок экипажа |
10.03.97 | A4O-EM | Абу-Даби | 0/115 | Прерванный взлёт |
22.03.98 | RP-C3222 | Баколод | 3+0/130 | При посадке один двигатель забыли перевести на реверс |
11.04.00 | F-OHMD | Минатитлан | 0/0 | Сгорел при заправке |
23.08.00 | A4O-EK | Бахрейн | 143/143 | Не смог уйти на второй круг, разбился в море |
07.02.01 | EC-HKJ | Бильбао | 0/143 | Грубая посадка |
24.07.01 | 4R-ABA | Коломбо | 0/0 | Атака «Тамильских тигров» на аэропорт |
28.08.02 | N635AW | Финикс | 0/159 | Грубая посадка |
19.01.03 | N313NB | Нью-Йорк | 0/2 | Врезался в стену при движении к терминалу, ошибка техников |
21.03.03 | B-22603 | Тайнань | 0/175 | Грубая посадка |
03.05.06 | EK-32009 | около Сочи | 113/113 | Разбился в море при уходе на второй круг, ошибка КВС |
05.05.06 | EK-32001 | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре |
05.05.06 | EK-32010 | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре |
05.05.06 | SX-BVB | Брюссель | 0/0 | Сгорел в ангаре |
17.07.07 | PR-MBK | Сан-Паулу | 12+187/187 | При посадке сошёл с ВПП и врезался в склад ГСМ |
30.05.08 | EI-TAF | Тегусигальпа | 2+3/124 | Выкатился за пределы ВПП и развалился на части |
27.11.08 | D-AXLA | у Перпиньяна | 7/7 | Полёт на малой высоте и малой скорости, ошибка экипажа |
15.01.09 | N106US | Гудзон | 0/155 | В двигатели попали птицы. Аварийная посадка на воду. |
28.07.10 | AP-BJB | у Исламабада | 152/152 | Разбился при заходе на посадку в сложных метеоусловиях. |
24.09.10 | EI-EDM | Палермо | 0/129 | Грубая посадка до торца ВПП. Списан. |
25.08.11 | 5A-ONK | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе боев за аэропорт. |
aeronavtika.com
Самолет Airbus A320 – это представитель узкофюзеляжных воздушных транспортных средств для осуществления перелетов средней протяженности. Он создан компанией Airbus S.A.S. "Аэробус А320" (фото ниже), отличается от других самолетов аналогичной конструкции более просторным пассажирским салоном, широкими полками для ручной клади, высокой грузоподъёмностью нижней палубы и удобными люками для багажа.
"Аэробус А320" был разработан еще в середине 1980 годов. На тот момент его можно было с легкостью назвать инновационным. Он, например, стал первым невоенным самолетом, оснащенным Fly-By-Wire (электронной дистанционной системой управления). Ранее данная технология применялась только на истребителях. Обыкновенные штурвалы были заменены на боковые рукоятки управления, а от стрелочных индикаторов отказались в пользу дисплеев. Также на место бортинженера пришли компьютеры, которые обеспечивали расчет всех необходимых параметров полета и контролировали работу экипажа. Вес самолета впервые был облегчен с помощью композитных материалов. "Аэробус А320" совершил свой первый полет в 1987 году, с марта 1988 началась его коммерческая эксплуатация. Этому самолету на тот момент не было равных. Он ушел далеко вперед от своих самых главных конкурентов, "Боингов", при этом мог похвастаться более низкой ценой за счет снижения стоимости обшивки фюзеляжа.
До начала февраля 2008 года монтаж самолета мог производиться только в городе Тулуза (Франция), но с марта 2008-го из-за возросшего спроса работы стали проводиться также на гамбургском заводе «Финкенвердер». Более того, позднее была также открыта линия монтажа лайнеров серии А320 в Китае. По данным на 2011 год расчётная производительность составляла 4 аэромашины в месяц.
С момента выпуска первого прототипа прошло без малого 30 лет. За это время самолет был неоднократно модернизирован. Самая последняя модификация - "Аэробус А320 NEO" – отличается улучшенными крыльями и двигателем.
A318 — самый маленький из представителей линейки. Базовая комплектация А318 рассчитана на перевозку 107 пассажиров в салонах двух классов. В одноклассовой вариации модели вместимость составляет 132 пассажира. Свой первый полет совершил в июле 2003 года. Данный самолет может выполнять перелёты на расстояние до 5950 км. Также А318 может быть использован в аэропортах с более короткими взлетно-посадочными полосами, чем самолёты аналогичной размерности и вместимости. Он пригоден для эксплуатации в аэропортах, расположенных в черте города.
A319 — модифицированная версия А320 с укороченным фюзеляжем. Этого удалось добиться за счет сокращения количества кресел для пассажиров на два ряда. Его габариты позволяют преодолевать расстояние до 6850 километров. Эта самая большая дальность полета среди всего семейства A320. Рассчитан на перевозку 124 пассажиров. Допустимая дальность составляет порядка 6650 километров, выпускается вариант с увеличенной на 32 сиденья вместимостью, зато с меньшим максимальным расстоянием полета.
А319CJ — бизнес-самолёты с очень небольшой вместимостью, зато значительно большей дальностью полёта.
A319LR — модификация "Аэробуса А319" с дополнительными топливными баками и возможностью полёта на расстояние 8,3 километров.
А319ACJ (другое название - Airbus Corporate Jet) — корпоративный самолёт, который может перевозить 39 пассажиров при дальности полета до 12000 километров.
A320 — двухмоторный лайнер с центральным проходом в пассажирской кабине. Отличается четырьмя входами для пассажиров и четырьмя запасными выходами. "Аэробус А320" максимально вмещает 180 пассажиров. В базовом двухклассном исполнении в салоне размещаются до 150 пассажиров. Средняя дальность полёта - 4600 километров.
A321 — удлинённая версия того же "Аэробуса A320". Вместимость - от 185 до 220 пассажиров. Впервые самолет поднялся в воздух в 1994 году. Дальность полета составляет 5600 километров.
Airbus уже давно занимается разработкой новых двигателей, которыми будет оснащаться "Аэробус А320". Схема салона представлена ниже. Эта разработка получила название New Engine Option, сокращенно NEO. Заказчикам предложены на выбор двигатели Pratt & Whitney PW1000G и CFM International LEAP-X. Они почти на 16 процентов более экономичные, хотя итоговая экономия будет немного меньше, так как приблизительно 2 процента сэкономленных денег уйдут на переустановку двигателей на уже существующих моделях. Новые устройства обеспечат большую дальность полета (приблизительно на 950 километров) и грузоподъемность (на целых две тонны). A320 NEO также оснащен обновленными крыльями с концевыми шайбами, которые носят название акульих плавников.
Главный директор компании Airbus сообщил, что при установке двигателей серии Pratt & Whitney’s PW1000G можно гарантировать снижение эксплуатационных расходов на 15-20 процентов. Первые самолеты данного типа будут поставлены уже в 2016 году. Всего в планах Airbus выпустить 4000 самолетов класса A320 NEO в последующие 15 лет. Одним из самых крупных заказчиков стала американская авиатранспортная компания Virgin America, которая оформила все документы и оплатила заказ сразу на 30 новеньких "Аэробусов". Всего в рамках договора предстоит поставить 60 самолётов. Авиакомпания IndiGo также заинтересовалась новыми двигателями и заключила контракт на поставку порядка 150 самолётов A320 NEO.
Основным соперником на самолетном рынке для семейства А320 являются самолеты Boeing. Например, Boeing 757 является конкурентом "Аэробуса А321", так как обладает большей дальностью полета и большей пассажировместимостью. К счастью для компании Airbus S.A.S., данная модель лайнеров была снята с производства в 2005 году. Хотя "Аэробус А320", отзывы пассажиров о котором всегда были очень хорошими, долгое время являлся самым популярным самолетом, развитие современных технологий вынуждает разработчиков совершенствовать лайнер снова и снова. К тому же появление на рынке самолетов линейки Next Generation потеснило все семейство А320, что и подтолкнуло Airbus к выпуску самолетов класса А320 NEO.
www.syl.ru
Airbus A320 – узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный концерном Airbus. Серийное производство лайнера продолжается с 1987 года по наши дни.
Аэробус A320 при двухклассовой компоновке пассажирского салона (бизнес- и эконом-классы) обычно вмещает 150 пассажиров.
Салон бизнес-класса представлен (согласно схеме пассажирского салона) шестью местами, занимающими ряды с номерами от 1 до 3. Здесь имеется более широкий (по сравнению с салоном эконом-класса) центральный проход, а места располагаются по схеме «2-2». Бизнес-класс располагается в носовой части пассажирского салона аэробуса A320 и имеет лучшие места, более мягкие сиденья и меню, которое несколько разнообразнее, чем для пассажиров эконом-класса. Расстояния между креслами здесь большие, что обеспечивает должный отдых для ног даже людям с высоким ростом.
Лучшими для бизнес-класса являются места, расположенные во втором ряду согласно схеме, в особенности у иллюминаторов. Несколько неудачными же являются места первого и третьего рядов. Это объясняется тем, что места первого ряда, хоть и имеют большее пространство для ног, но в то же время располагаются непосредственно у туалета и подсобных помещений. Эта особенность становится причиной порой очень оживлённого движения здесь, что может серьёзно помешать спокойному отдыху во время полётов. Места же третьего ряда расположены вплотную у перегородки, которая отделает салон бизнес-класса от эконом-класса. Движение обслуживающего персонала и шум, доносящийся из эконом-класса, также могут стать причиной определённых неудобств.
За салоном бизнес-класса размещается эконом-класс, характеризующийся более узким центральным проходом, а также местами, расположенными по схеме «3-3». Места эконом-класса занимают (согласно схеме) ряды с номерами от 4 до 27.
Лучшими для эконом-класса, безусловно, являются места, расположенные в четвёртом ряду согласно схеме. Это объясняется их некоторой удалённостью от шумной середины и несколько большим пространством для ног пассажиров. Не самыми лучшими же для эконом-класса являются места, расположенные в самом его конце (это места, расположенные в ряду 27). Их неудобство заключается в близком расположении туалета и подсобных помещений, что способно доставить немало хлопот пассажирам, находящимся в 27 ряду. При бронировании билетов этих не самых лучших мест следует по возможности избегать.
На сегодняшний день существует 4 варианта аэробуса A320: A318, A319, A320 и A321.
Самолёт Airbus A318 является самым маленьким из всех самолётов семейства A320: его пассажировместимость составляет от 107 человек в двухклассовом варианте до 132 человек в одноклассовом варианте. Также одним из важнейших качеств данного лайнера является то, что он может взлетать и с более коротких взлётно-посадочных полос, что открывает перед ним большие возможности по эксплуатации.
Также стоит отметить, что именно на аэробусе A318 были впервые установлены усовершенствованные бортовые системы, которыми сегодня оборудуются все самолёты семейства A320.
Коммерческое использование самолёта было начато в 2003 году.
Airbus A319 является несколько укороченной версией аэробуса A320 за счёт убранных двух последних рядов пассажирских мест в салоне эконом-класса. Благодаря этому самолёт требует меньшее расстояние для взлёта. Базовая модель самолёта имеет пассажировместимость, равную 116 человек, однако имеется и другая версия, позволяющая перевозить до 156 человек.
Эксплуатация A319 началась в 1996 году.
Аэробус A319 имеет следующие модификации:
Конструктивно самолёт Airbus A320 является низкопланом. Крыло – стреловидное. Оперение самолёта является вертикальным однокилевым. Силовая установка аэробуса представлена двумя турбовентиляторными двигателями, модель которых зависит от варианта самолёта и его исполнения.
Airbus A320 создавался в качестве замены устаревшим самолётам A300 концерна Airbus, а также для создания конкуренции набравшим на тот момент (середина 80-х годов XX века) самолётам Boeing 727 и Boeing 737. Основным нововведением стала полная модернизация бортовой электроники, а также усовершенствованная приборная панель: вместо стрелочных приборов были использованы электронно-лучевые трубки.
Ещё одним важным отличием семейства A320 от ранних самолётов компании Airbus является то, что вместо стандартных штурвалов для пилотов был применён сайдстик (боковая ручка управления), что вкупе с современной на тот момент электроникой позволило облегчить управление самолётом и ограничить его экипаж двумя пилотами.
Лётно-технические характеристики самолётов семейства A320:
Airbus A318-100 | Airbus A319-100 | Airbus A320-200 | Airbus A321-100 | |
Длина, м | 31,4 | 33,8 | 37,6 | 44,5 |
Размах крыла, м | 34,1 | |||
Диаметр фюзеляжа, м | 3,95 | |||
Ширина салона, м | 3,7 | |||
Высота, м | 12,5 | 11,8 | 11 | 11,8 |
Площадь несущих поверхностей, м² | 122,6 | |||
Макс. взлётная масса, кг | 68 000 | 75 000 | 77 000 | 93 500 |
Минимальная полоса при максимальной взлётной массе, м | 1355 | 1950 | 2090 | 2180 |
Крейсерская скорость | 840 км/ч или 0,78 М | |||
Пассажировместимость | 107 до 132 | 116 до 156 | 140 до 180 | 170 до 220 |
Дальность полёта, км | 5950 | 6850 | 6150 | 5950 |
Запас топлива, л | 24 210 | от 24 210 | от 24 210 | от 24 050 |
до 30 190 | до 30 190 | до 30 030 | ||
Пассажирских дверей | 4 | 4 | 4 | 4 |
Аварийных выходов | 2 | 2 | 4 | 4 |
Практический потолок, м | 12 000 | |||
Расход топлива, л | 2400 | 2600 | 2700 | 2900 |
Двигатели | 2 CFMI CFM56-5B каждый 105,9 кН или 2 Pratt & Whitney PW6000A каждый 96 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 104,5 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 104,5 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кН или 2 IAE V2500-A5 2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН | 2 CFMI CFM56-5B каждый 142,3 кН или 2 IAE V2500-A5 каждый 146,8 кН |
По состоянию на сегодняшний день количество заказов на самолёты семейства A320 перевалило далеко за 11 000. Это объясняет то, что аэробус, как и задумывалось компанией Airbus, всё-таки сумел составить достойную конкуренцию Boeing 737. Имея множество вариантов, Airbus A320 может подходить для самых разнообразных целей, что позволяет ему занимать поистине целую и определённую нишу в области среднемагистральных пассажирских авиалайнеров.
militaryarms.ru
Airbus A320 — один из популярнейших лайнеров в мире. Каждую минуту один из моделей этого семейства отправляется в полет или садится в аэропорту. Если захотите посмотреть фото Аэробуса A320, то сразу заметите, что многие мировые авиакомпании имеют эту модель в своем авиапарке. Аэрофлот в их числе.
Если рассмотреть характеристики самолета A320, то можно легко увидеть, почему он пользуется таким спросом у всех компаний. Вместимость самолета Airbus A320 и вес самолета Аэробус 320 — все впечатляет в этом самолете. Сами пассажиры отзываются о нем более, чем положительно.
Этот лайнер начали создавать, чтобы у компании появился подходящий конкурент для Боингов 737 и 727. Его разработчики хотели сделать его похожих размеров, но при этом усовершенствовать технологии, которые применялись на тот момент в самолетах.
Airbus A320-200.
Одним из нововведений стала электродистанционная система управления в кабине пилотов. Это значит, что вместо штурвалов были введены рукоятки. Также и в самой конструкции Аэробуса были применены композитные материалы.
Сборка лайнера производилась в Тулузе, а затем и в Гамбурге, так как самолет стал пользоваться спросом.
В марте 1984 года была начата работа по производству этого воздушного судна. Так что первый полет новой модели был осуществлен в 1987 году. В 1988 году Air France приобрела первый лайнер этого типа.
Он относится к узкофюзеляжным типам пассажирских лайнеров, с достаточно широким фюзеляжем. Этот самолет разрабатывали для маршрутов ближней и дальней протяженности. У него два двигателя — турбовентиляторных, которые расположены под крыльями.
Этот же лайнер стал первым, на котором были установлены так называемые шарклеты. Это специальные законцовки крыльев, которые позволяют увеличить аэродинамические характеристики крыльев, а также уменьшают расход топлива.
Внутри кабины пилотов.
Кроме нововведений в кабине пилотов, сам салон самолета тоже подвергся изменениям. Он более просторный, а полки для ручной клади — большие и вместительные. Также есть индивидуальное освещение для каждого пассажира в салоне. Фото салона Аэробуса A320 представлено ниже.
Грузовая палуба тоже была расширена, как и люки для загрузки багажа.
Обслуживание самолета также менее затратно. Это стало одной из причин популярности этого самолета. Также и снижен и уровень шума самолета.
Салон самолета.
Его дальность полета — 4900 км. Крейсерская скорость достигает 840 км/ч. Салон способен вмещать до 140-180 пассажиров. Вес пустого самолета — 42 100 кг.
Он легко узнаваем и по одной маленькой особенности — передняя стойка шасси чуть скошена.
Как правило, в салоне есть только один центральный проход. Имеется 4 пассажирских выхода и 4 — аварийных.
Типичная компоновка — это по два кресла в ряд в Бизнесе и по три — в Экономе.
Как видите, благодаря своим характеристикам, Аэробус А320 стал очень популярен не только в Европе и Америке, но и в России и в Азии. Сейчас в эксплуатации находится около 6 092 таких воздушных судов.
Похожие публикации
nasamoletah.ru
Гражданский, Пассажирский, Среднемагистральный Самолеты
Производитель: Airbus S.A.S., Европейский Союз
Дополнительно150-местный Airbus A320 оказался самым продаваемым самолетом компании Airbus Industrie за всю ее историю. Это первый в мире самолет, на котором была установлена электродистанционная система управления. Управление плоскостями осуществлялось не напрямую от штурвала, а путем снятия показаний с ручек, установленных по бокам кабины, и затем передачи импульсов гидравлическим приводам.
В отличие от всех остальных разрабатываемых в это время компанией широкофюзеляжных самолетов, это был первый узкофюзеляжный самолет.
Для начальных поставок были созданы две модификации: А320-100 и А320-200 с пассажировместимостью 130 и 150 пассажиров соответственно. В дальнейшем вместимость обоих лайнеров стала равно 150.
Первый полет был осуществлен 22 февраля 1987 года.
На основе данной модели были созданы удлиненный A321 и укороченные A318 и A319.Модификация А320neo отличается новыми, более экономичными двигателями, позволяющими увеличить дальность полета более чем на 500 миль, пониженным уровнем шума и выбросов.
Крейсерская скорость (км/ч): 903Дальность полета с пассажирами и багажом (с резервами топлива) (км): 5639Эксплуатационный потолок (м): 11250Потребная длина ВПП (условия МСА, на уровне моря) (м): 2000
Варианты написания (синонимы)Аэробус А 320, Аэробус 320, Аэробус320, Airbus A 320, Airbus 320, Airbus320
ДвигателиДва двигателя CFM International CFM56-5 или International Aero Engines IAE V2500-A1, V2527-A5.
РазмерыРазмах крыла (м): 34.10Длина самолета (м): 37.57Высота самолета (м): 11.76Площадь крыла (м2): 122.60Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд (градусы): 25.00Диаметр фюзеляжа: 3.95
Число местЭкипаж: 2Пассажиров в кабине двух классов: 150Максимальное: 179
Массы и нагрузкиВзлетная (т): 73.50Пустого снаряженного (т): 42.20Самолета без топлива (т): 61.00Платная нагрузка (т): 16.60Посадочная (т): 64.50
avia.tutu.ru
Самолет Airbus A320 — является визитной карточкой концерна Airbus S.A.S. Этот лайнер известен на весь мир тем, что наравне с ведущими моделями своего главного конкурента — Боинга — поставляет авиаперевозчикам большое число машин. На сегодня известно, что заказано более 11000 самолетов, из которых 8000 уже произведено, и большая часть из них успешно эксплуатируется. Это делает лайнер основополагающим в мире гражданской авиации.
Высочайшая надежность и тотальное использование цифровых технологий, которые призваны обеспечивать безопасность полетов, превратили Эйрбас А320 и ближайшие к нему модели семейства в настоящий летающий компьютер. Это выгодно отличает европейский лайнер от своих главных конкурентов в небе.
Содержание статьи
Первые упоминания о разработке нового самолета в концерне Airbus датируются 1981 годом. Тогда на всем континенте усиленно спорили о том, почему Боинг 727 и первые модели 737 семейства прочно обосновались в небе. Им нужно было подготовить достойный ответ.
Французский производитель делал основной упор на экономичности, но размеры самолета должны были полностью соответствовать главным конкурентам.
К моменту испытаний было подготовлено два варианта исполнения машин: одна на 154 кресла (A320-100), другая — на 172 кресла (А320-200).
Позже было принято решение отказаться от обоих вариантов и создать 162-местный лайнер.
Окончательные испытания проходили в феврале 1987 года, а лицензию на осуществление полетов консорциум получил в 1988 году.
На тот момент Эйрбас А320 стал самым технологичным самолетом своего времени. Он остается флагманом европейского производителя, а завод постоянно поддерживает специальные программы, направленные на систематическое улучшение не только цифровой начинки самолета, но и двигателей и конструктивных элементов фюзеляжа, крыла, кабины.
Эйрбас А320 послужил основоположником всего семейства самолетов производителя. По своей конструкции он является классическим вариантом гражданского самолета.
Эта модель — моноплан с расположением двух двигателей под крылом.
Крыло стреловидной формы и имеет на концах дельтовидные винглеты для уменьшения завихрения воздушных потоков и экономии топлива, а так же увеличения подъемной силы на взлете.
Особая форма винглетов (направление и вверх и вниз) — характерная черта, по которой можно отличить Эйрбас А320. Однако после 2012 года винглеты изменили, превратив их в классический вариант (устремлены вверх).
Двигатели турбовентиляторные, производятся компаниями CFMI (модель CFM56-5B) или IAE (модель V2500-A5). В перспективе ведутся совместные работы по разработке двигателей Pratt & Whitney (модель PW1000G), которые могут помочь повысить экономичность полетов.
Силовые установки выносятся вниз крыла, так как консоли тонкие и не допускают встраиваемые варианты. Существующие двигатели являются самыми тихими в классе, производя на режиме взлета не более 82 децибел.
Топливные баки располагаются в крыле и фюзеляже. Шасси традиционно сделаны трехопорными — одна поворотная стойка в носовой части, две других — в центральной части крыла. На каждой стойке закрепляется по два колеса, передняя тележка имеет отличительную особенность, она не становится вертикально, а имеет всегда немного скошенное вперед положение.
Неоспоримое конкурентное преимущество самолетов Эйрбас А320 — это самая современная, передовая авионика на борту.
Эту концепцию европейский производитель сохраняет уже несколько десятилетий и будет использовать в своих разработках. По уровню цифрового обеспечения машина является самой продвинутой в мире гражданской авиации.Вся информация о полете выводится на жидко-кристалличекие мониторы.
Для улучшения обзора в кабине предусмотрели использование уникальных для гражданской авиации устройств. На А320 используются не штурвалы, а ручки управления (как на военных истребителях).
Важнейшее отличие — цифровая обработка всех действий, производимых экипажем. В самолете предусмотрено не прямое механическое сообщение между штурвалом и закрылками, а подача сигнала в компьютер, который приводит в действие привод систем управления. Уровень автоматизации позволил легко сократить экипаж до 2 пилотов.
Но такое же количество персонала используется и у главных конкурентов — Боинга. Однако у американцев переход на 2 пилотов сопровождался ожесточенными спорами и многочисленными комиссиями и испытаниями, а также забастовками.
Салон Эйрбас продуман до мельчайших деталей.
Инженеры предусмотрели все: от расстояния между креслами, до индивидуального освещения и регулировки яркости мониторов. Интерьеру салона и полкам для ручной клади уделялось повышенное внимание. В облицовке использовали современные композитные панели, а полки вмещают на 11% больше груза, чем предыдущие версии самолетов европейского производителя. Впрочем, некоторые меры пошли в ущерб вместительности.
Эйрбас А320 — это узкофюзеляжный лайнер, поэтому между сидениями есть 1 проход. Классическая компоновка подразумевает места для бизнес-пассажиров и эконом-класс. Такие версии лайнера самые популярные, они вмещают до 150 человек. Без бизнес-кресел Эйрбас способен перевезти до 180 человек. Стандартные места экономичного размещения подразумевают компоновку «3-3». В бизнес-классе кресла располагаются по форме «2-2».
Эйрбас А320 имеет 4 стандартных выхода и 4 аварийных.
В целом, по комфорту всех мест в салоне гражданский лайнер превосходит своих конкурентов. Но есть места, которые смело можно назвать лучшими по удобствам. Считается, что это помимо бизнес-мест, экономический 4 и 11 ряд в общем салоне.
Длина фюзеляжа, м | 37,57 | 36,4 |
Размах крыла, м | 34,1 (для всего семейства) | 28,88 |
Взлетный вес, максимальный, т | 77 | 62,8 |
Пассажировместимость, чел | 150…180 | До 168 |
Скорость, крейсерская, км/ч | 840 | 807 |
Дальность полета, км | 6150 | 5000 |
Потолок, высота полета, км | 12 | 11,3 |
В производстве Эйрбас используются композитные материалы. Они составляют до 20% от всех материалов, которые применяются при постройке лайнера. Производитель отдает предпочтение, в основном, пластику, усиленному стекловолокном. Больше всего композитов применяется при постройке крыла и киля.
До 2008 года самолеты окончательно собирались исключительно во Франции, на заводе в Тулузе. Но из-за необычайно высокого спроса, с марта 2008 года в работу включился и немецкий завод в Гамбурге. Позже подключился и Китай, который в перспективе будет собирать на своих линиях до 4 машин в месяц.
Первые поставки Эйрбас А320 начались в 1988 году. Сначала они поступали в распоряжение европейских производителей, затем — в США. На момент своего выпуска они являлись первыми во многих аспектах. Так, в них заменили классические штурвалы на рукоятки, которые ставились слева от командира корабля и справа от второго пилота.
Самолет стал первым, на котором так широко применялись композитные материалы при изготовлении не только внутреннего интерьера, но и главных конструкций — крыла и киля.
Кроме того, Эйрбас А320 отличался от своих конкурентов тем, что использовал в управлении лучшие достижения компьютерной инженерии.
Эйрбас А320 считается основоположником серии самолетов французского производителя. Успех лайнера послужил фундаментом для создания более совершенных моделей самолетов.
А318 — самые маленький по вместительности лайнер, который поднялся в воздух в 2003 году. Он может разместить на борту от 107 до 132 человек, но обладает низким уровнем шума (что делает его очень удобным для использования в аэропортах в черте городов). Эта модель может садиться и взлетать с коротких взлетно-посадочных полос.
А319 — получил укороченный (в сравнении с А320) фюзеляж на 2 ряда кресел. По количеству посадочных мест есть версии от 116 до 158 кресел, но увеличилась дальность полетов. На базе этой модификации строятся варианты для бизнеса или с увеличенными топливными баками (дальность перелетов — до 8300 км).
А321 — эксплуатируется с 1994 года и получил меньшую дальность полета, чем основоположник А320, но большую вместительность. Поместиться на борту может от 170 до 220 человек.
В июле 2011 года концерн Airbus S.A.S. заключил перспективное соглашение с известнейшей американской авиакомпанией American Airlines о поставке 130 самолетов Эйрбас А320 и 130 новейших Эйрбас А320neo.
Практически все компоненты лайнеров А320 и ближайших к ним самолетов семейства перевозят транспортными судами Эйрбас А300-600ST «Белуга».
Главная надежда компании в будущем — модель А320 neo. Изменения в сравнении с предшественником коснулись конструкции крыла (винглетов).
Также у разработчиков получилось увеличить дальность на 950 километров, а экономия достигла 16% топлива, в сравнении с А320.
В 2016 году эти самолеты стали поставляться в авиакомпании, но по-прежнему большинство предзаказов еще не выполнено, так как А320 neo стал самым популярным гражданским лайнером в мире по количеству заказов в момент показа публике на авиасалоне в Ле Бурже.
Предзаказы на модели били не один рекорд. Больше всех заказал Малазийский лоукостер AirAsia, который оформил сделку на 200 лайнеров. Проявляли заинтересованность и европейские перевозчики, которым принадлежит львиная доля от 1029 предзаказанных моделей лайнера.
Большинство летавших на А320 пассажиров отмечают плюсы самолета:
Но встречаются и негативные отзывы о моделях А320:
Эйрбас А320 стал настолько успешным гражданским лайнером в мире, что наравне с главным конкурентом, Боингом, составляет существенную часть авиапарков большинства перевозчиков планеты.
Особенность самолета — компьютерные технологии, применяемые для безопасности, — сделали лайнер надежным. Это ценят пассажиры, которые боятся летать, поэтому часто отзываются о серии А320 исключительно в положительном ключе. А такая любовь к самолету послужит его долгой работе в небе.
warbook.club