Поиск
army-news.ru
Одна из использованный первых ступеней Falcon 9 с двигателями Merlin
SpaceX
Счетная Палата США (GAO) подготовила отчет по компаниям Boeing и SpaceX, которые выиграли контракты NASA на пилотируемые запуски в космос. Согласно предварительной версии отчета, власти обнаружили дефекты в двигателях ракеты-носителя Falcon 9. Об этом сообщает Engadget со ссылкой на The Wall Street Journal.
SpaceX наравне с Boeing будет производить для NASA пилотируемые полеты к МКС в рамках программы CCP. Однако в предварительной версии отчета Счетной палаты говорится о том, что существует угроза появления трещин в лопастях турбин подачи топлива, что в свою очередь, опасно для пилотируемых запусков. При этом представитель NASA отметил, что властям давно было известно о данном дефекте.
Обнаруженные в двигателе Falcon 9 дефекты могут отложить пилотируемые полеты SpaceX до тех пор, пока компания не устранит их. В данный момент специалисты SpaceX и NASA совместно работают над решением проблемы надежности лопаток турбин подачи топлива. Окончательная версия отчета GAO будет опубликована через несколько недель, так что у SpaceX, вероятно, еще есть время на доработку двигателей Falcon 9.
Кроме SpaceX недостатки также были найдены у Boeing. В частности, представители GAO усомнились в надежности испытаний парашютов космического корабля CST-100. По предварительной оценке Счетной палаты, обе компании, вероятно, не будут готовы к пилотируемым запускам в 2018 году.
Ранее стало известно, что SpaceX также отложила первый коммерческий запуск пилотируемого космического корабля Dragon собственной разработки. Согласно датам, опубликованным NASA, пилотируемый полет корабля Dragon состоится в мае 2018 года, а демонстрационный беспилотный полет в ноябре 2017 года. Для пилотируемого корабля CST-100, разработанного Boeing, сроки не изменились и остались прежними: демонстрационный полет в июне, а пилотируемый полет в августе 2018 года.
Николай Воронцов
nplus1.ru
Правительственные следователи выражают обеспокоенность относительно потенциального опасного дефекта, обнаруженного в двигателях ракеты SpaceX Falcon 9. Выявленная проблема может нести риск безопасности астронавтов, полеты которых на этой ракете могут начаться уже в следующем году, сообщает The Verge со ссылкой на собственные источники.
Чиновники обнаружили трещины на лопастях турбины, которая приводит в движение турбонасосы, подающие топливо в двигатель ракеты. Для устранения этой проблемы потребуется вносить изменения в конструкцию Falcon 9, а это, в свою очередь, может вызвать задержку первого пилотируемого полета ракеты. Он, кстати, и так уже несколько раз переносился и теперь запланирован на 2018 год.
Сама компания SpaceX утверждает, что двигатель ракеты Falcon 9 разработаны таким образом, чтобы быть достаточно надежными и выдержать появление трещин на лопастях турбины. Однако специалисты компании работают над устранением этой проблемы. В финальной версии Falcon 9 данный аспект будет устранен.
Вместе с тем, у еще одного коммерческого партнера NASA выявлены проблемы, которые могут повлиять на сроки реализации пилотируемых миссий. В частности, в процессе тестирования капсулы Boeing CST-100 Starliner выявлены неполадки в работе парашютной системы, которая задействуется при спускании космического аппарата. Отметим, это не первое замечание к компании SpaceX в рамках подготовки к запуску ракеты с экипажем на борту.
Ранее обеспокоенность экспертов NASA вызывала последовательность действий перед стартом ракеты. В частности, советники NASA высказывали опасения тем фактом, что компания намерена осуществлять заправку ракеты уже после того, как астронавты займут свои места в ракете. Заправку ракеты топливом эксперты рассматривают как «опасную операцию», которая не должна осуществляться, когда поблизости есть люди. В рамках программы Space Shuttle астронавты поднимались на борт космического корабля уже после заправки ракеты.
Но SpaceX намерена проводить заправку Falcon 9 после того, как астронавты займут свои места в капсуле Crew Dragon в верхней части ракеты. При этом она заявляет, что разработала надежные процессы заправки и запуска, которые минимизируют риск для людей на борту. В то же время, она открыта для предложений относительно процедуры заправки.
Напомним, процедура заправки стала причиной взрыва ракеты Falcon 9 на стартовой площадке, который имел место в сентябре прошлого года. После проведенного расследования компания сделала выводы и устранила проблему, которая вызвала столь разрушительные последствия.
Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram, чтобы быть в курсе самых интересных событий.
quibbll.com
Falcon 9 (Фалькон 9) | |
Запуск Фалькон 9 с Драконом на борту | |
Страна | США |
Семейство | Фалькон |
Назначение | ракета-носитель |
Разработчик | SpaceX |
Изготовитель | SpaceX |
Количество ступеней | 2 |
Длина | 50-54 м |
Диаметр | 3,60 м |
Стартовая масса | Нормальная: 333 тХеви: 885 т |
Масса полезной нагрузки | |
- на НОО | Нормальная: 10,4 тХеви: 32 т |
- на ГПО | Нормальная: 4,7 тХеви: 19,5 т |
Состояние | действующая (2010 год) |
Места запуска | о.Омелек, ат.Кваджалейн, Маршалловы Острова;Cтартовый комплекс №40 КЦ Кеннеди, Флорида, США |
Число запусков | 4 |
- успешных | 3 |
- частично неудачных | 1 |
Первый запуск | |
Последний запуск | 8 октября 2012 |
Количество ускорителей | 2 |
Маршевые двигатели | 9 x Мерлин 1C |
Тяга | 416,7 тс (4086 кН) |
Удельный импульс | Уровень моря: 255 сВакуум: 304 с |
Горючее | RP-1 |
Окислитель | LOX |
Маршевые двигатели | 9 x Мерлин 1C |
Тяга | 416,7 тс (4086 кН) |
Удельный импульс | Уровень моря: 255 сВакуум: 304 с |
Время работы | 178 с |
Горючее | RP-1 |
Окислитель | LOX |
Маршевый двигатель | Мерлин Вакуум |
Тяга | 52,3 тс (513 кН) |
Удельный импульс | Вакуум: 342 с[2] |
Время работы | 345 с |
Горючее | RP-1 |
Окислитель | LOX |
Falcon 9 («Фа́лькон 9», «Сокол 9») — одноразовая ракета-носитель семейства РН Фалькон компании «SpaceX».
Первый запуск новой ракеты-носителя состоялся 4 июня 2010 года. Предлагаются различные конфигурации ракеты-носителя с массой доставляемой полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) в диапазоне 10,4-32 т и на геопереходную орбиту (ГПО) в диапазоне 4,7-19,5 т. Цена вывода спутника для заказчика составит от $49,9 млн до $56 млн, в зависимости от массы и объёма полезной нагрузки (для варианта РН «Фалькон 9», до 10 т на НОО и 4,7 т на ГПО).[3] Контейнер полезной нагрузки имеет диаметр в диапазоне 3,6-5,2 м. «Фалькон 9» также рассматривается в качестве кандидата для запуска коммерческого пилотируемого космического аппарата (ПКА) SpaceX Dragon и его грузового варианта для снабжения МКС.Сравнимые ракеты-носители: Дельта IV - Атлас V - Ариан 5 - GSLV Mk. III (Индия) - Великий поход 5 - Ангара 5 - H-IIB - Протон М
Базовая конфигурация ракеты-носителя состоит из двух ступеней. Первая ступень «Фалькон 9» v1.0 использует девять ЖРД Мерлин 1C, вторая ступень — один ЖРД Мерлин Вакуум, который является модификацией того же двигателя для работы в вакууме.[4]
Так же, как и РН «Фалькон 1», последовательность запуска «Фалькон 9» предусматривает возможность остановки процедуры запуска на основании проверки двигателей и систем ракеты-носителя перед стартом. Если проблема обнаружена, процесс останавливается и происходит откачка топлива и окислителя из ракеты. Таким образом, для обеих ступеней предусмотрена возможность повторного использования и проведение стендовых испытаний перед полетом.[5]
SpaceX развивает несколько центров со стартовыми площадками. Первый из них расположен на мысе Канаверал (Флорида, США) на стартовой площадке № 40. Именно отсюда был осуществлен первый полет РН «Фалькон 9» 4 июня 2010 года. Этот стартовый комплекс использовался ранее списанными РН Титан III и Титан IV. Другая стартовая площадка расположена на острове Омелек, атолл Кваджалейн (Маршалловы Острова). Отсюда запланированы все запуски РН «Фалькон 1», отсюда же планируются запуски РН «Фалькон 9» с коммерческими грузами (без КА «Дракон»).[6] Третья площадка будет оборудована на Базе Ванденберг, стартовый комплекс 4, для запусков РН «Фалькон 9» со спутниками Iridium Next.
Запуски с острова Омелек (ат. Кваджалейн) производятся с точки, имеющей меньшую широту. Близость к экватору позволяет использовать вращение Земли для увеличения выводимой полезной нагрузки на орбиту, что приводит к снижению удельной стоимости. Предполагается, что минимальная цена килограмма полезной нагрузки для обоих вариантов ракеты-носителя составит 3273-3365 USD/кг для НОО и 7826 — 11 000 USD/кг для ГПО.[8][9][10][11][12] Сравнение стоимости запусков в основной статье «Полезная нагрузка. Стоимость доставки грузов на орбиту».
В ходе выступления перед сенатским комитетом по коммерции, науке и транспорту (США) в мае 2004 года, глава SpaceX Элон Маск торжественно заявил: «долговременные планы требуют тяжелого и, в случае наличия спроса покупателей, даже сверхтяжелого носителя. […] В конечном счете, я верю, что цена выводимой на орбиту полезной нагрузки в 500 USD/Фунт и меньше вполне достижима.»[13]
SpaceX формально анонсировала РН «Фалькон 9» 8 сентября 2005 года, описывая новую ракету как «полностью многоразовый тяжелый носитель.»[14] Для среднего варианта «Фалькон 9» указывалась масса груза, выводимого на НОО, равной 9 500 кг и цена 27 млн.USD за полет.
12 апреля 2007 года SpaceX анонсировала, что основная часть первой ступени «Фалькон 9» была закончена.[15] Стены баков выполнены путем холодной сварки алюминия.[16] Конструкция была перевезена в центр SpaceX в Вако (Техас, США), где проводились стендовые огневые испытания первой ступени. Первые испытания с двумя двигателями, присоединенными к первой ступени, производились 28 января 2008 года и закончились успешно. 8 марта 2008 года три ЖРД Мерлин 1C были испытаны в первый раз, 29 мая были испытаны одновременно пять двигателей и первые испытания всех девяти двигателей на первой ступени, которые проводились 31 июля и 1 августа, закончились успешно.[17][18][19]22 ноября 2008 года все девять двигателей первой ступени РН «Фалькон 9» прошли испытания длительностью, соответствующей длительности полета (178 с).[20]
Изначально первый полет РН «Фалькон 9» и первый полет РН с ПКА «Дракон» («COTS») были запланированы на конец 2008 года, но неоднократно откладывались по причине огромного количества работы, которую предстояло выполнить. Согласно утверждению Елона Маска, сложность технологических разработок и требования законодательства для запусков с мыса Канаверал сказались на сроках.[21]
В январе 2009 года РН «Фалькон 9» была впервые установлена в вертикальном положении на стартовой площадке № 40 КЦ им. Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида.[22]
Первый демонстрационный полет РН «Фалькон 9» состоялся 4 июня 2010 года с мыса Канаверал 18:45 по UTC. В 18:54 отделилась вторая ступень и макет полезной нагрузки успешно вышел на орбиту[23]. Ракета была запущена со второй попытки. Первая попытка запуска была отменена за несколько секунд до старта из-за технической неполадки.
Второй полет РН «Фалькон 9» состоялся 8 декабря 2010 года в рамках программы НАСА «COTS».[24] Полезная нагрузка — коммерческий корабль «Дракон». Капсула Dragon дважды облетела Землю, после чего вошла в атмосферу и приводнилась в Тихом океане. До сих пор возвращаемые космические корабли удавалось построить только государственным агентствам России, США, Китая, Японии и Индии, а также Европейскому Космическому Агентству.
Третий полет РН «Фалькон 9» состоялся 22 мая 2012 года в рамках программы НАСА «COTS». Полезная нагрузка — коммерческий корабль «Дракон». 25 мая 2012 года корабль осуществил сближение с МКС на дистанцию 10 метров и успешно пристыкован с помощью манипулятора «Канадарм2», установленном на модуле «Спокойствие». Корабль доставил на МКС 520 килограммов груза. «Дракон» находился в составе станции в течение 5 дней, 16 часов и 5 минут. 31 мая 2012 года космический корабль был отстыкован от МКС, после чего вошел в атмосферу и успешно приводнился в Тихом океане, около побережья штата Калифорния.
1 | 4 июня 2010, 18:45UTC | v1.0[25] | Мыс Канаверал SLC-40 | Макет КК Dragon | Низкая опорная орбита | SpaceX | Успех |
Первый демонстрационный полет ракеты Falcon 9 | |||||||
2 | 8 декабря 2010, 15:43UTC | v1.0[25] | Мыс Канаверал SLC-40 | NASA COTS — Demo 1 КК Dragon | Низкая опорная орбита | NASA Commercial Orbital Transportation Services | Успех |
Трехчасовой испытательный полет КК Dragon. | |||||||
3 | 22 мая 2012, 07:44UTC[26] | v1.0[25] | Мыс Канаверал SLC-40 | NASA COTS — Demo C2+ КК Dragon | Низкая опорная орбита | NASA Commercial Orbital Transportation Services | Успех |
Вывод на орбиту, маневрирование и стыковка КК Dragon с международной космической станцией. Первый ночной запуск ракеты Falcon 9. Первая попытка запуска ракеты планировалась 19 мая, но была прервана автоматикой из-за выхода показателей давления в одном из двигателей за пределы нормы. Вторая попытка запуска 22 мая была успешной. Совмещение миссий COTS2 и COTS3. Первая доставка полезного груза для международной орбитальной станции. | |||||||
4 | 8 октября 2012, 00:34 UTC | v1.0 | Мыс Канаверал SLC-40 | Главный полезный груз: SpaceX CRS-1 КК Dragon | Низкая опорная орбита | NASA Commercial Resupply Services | Успех |
Попутный полезный груз: Orbcomm-G2 | Низкая опорная орбита | Orbcomm | Неудача | ||||
При достижении ракетой-носителем максимального аэродинамического сопротивления, на 79-й секунде полета был сорван конический обтекатель первого двигателя. Двигатель был аварийно остановлен из-за потери давления. Это привело к увеличенному времени работы остальных восьми двигателей для выхода на запланированную орбиту. Полет продемонстрировал заявленную возможность ракеты Falcon 9 завершить миссию при отключении одного из девяти двигателей. КК Dragon был успешно выведен на орбиту.[27] Однако, в результате сбоя, вторичная полезная нагрузка была выведена на более низкую орбиту, чем было запланировано и сгорела в атмосфере через 4 дня. Возможность успешного вывода на орбиту спутника Orbcomm-G2 имелась, но была сопряжена с потенциальной угрозой безопасности международной космической станции. | |||||||
5 | 18 января 2013 | v1.0[25] | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-2 КК Dragon | Низкая опорная орбита | NASA Commercial Resupply Services | Планируется |
Последний полет ракеты Falcon 9 модификации block 1 v1.0 с девятью двигателями Merlin 1C. | |||||||
2013 | v1.1[25] | Калифорния, авиабаза Ванденберг, LC4 | CASSIOPE | Полярная | MDA Corp | Планируется | |
Коммерческий запуск и первый полет ракеты Falcon 9 модификации v1.1, с новыми двигателями Merlin 1D и возможностью вывода на низкую опорную орбиту до 13 тонн груза. | |||||||
2013 | Спутник связи SES-8 | Геостационарная | SES | Планируется | |||
2013-2014 | 17 спутников Orbcomm различного назначения | Orbcomm | Планируется | ||||
2013 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-3 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2013 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-4 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2013 | Thaicom 6 | Thaicom | Планируется | ||||
2014 | SAOCOM | CONAE | Планируется | ||||
2014 | DragonLab Mission 1 | SpaceX | Планируется | ||||
2014 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-5 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2014 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-6 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2014 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-7 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2014 | Space Systems/Loral | Низкая опорная | Space Systems | Планируется | |||
2014 | Asia Broadcast Satellite/Satmex | Asia Broadcast Satellite, Satmex | Планируется | ||||
2014 | Asiasat 6 | Asiasat | Планируется | ||||
2014 | Asiasat 8 | Asiasat | Планируется | ||||
2014 | Калифорния, авиабаза Ванденберг, LC4 | Jason-3 | NASA/NOAA | Планируется | |||
First launch of NASA and NOAA joint science mission (not related to CRS contracts) | |||||||
2015 | AMOS-4 | Spacecom | Планируется | ||||
2015 | SAOCOM | CONAE | Планируется | ||||
2015 | TBD | Spacecom (Israel) | Планируется | ||||
2015 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-8 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2015 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-9 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2015 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-10 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2015 | TBD | Bigelow Aerospace | Планируется | ||||
2015 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-11 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2015 | Мыс Канаверал SLC-40 | SpaceX CRS-12 | Низкая опорная | NASA Commercial Resupply Services | Планируется | ||
2015 | TBD | SES World Skies | Планируется | ||||
не ранее октября 2015 | Google Lunar X Prize Moon Mission | Astrobotic Technology | Планируется[28] | ||||
Доставка на Луну ровера с 240 фунтов (110 кг) полезной нагрузки. | |||||||
2015-2017 | Iridium NEXT | Iridium Communications Inc. | Планируется | ||||
До 10 запусков с несколькими спутниками в каждом. |
Falcon 1 · Falcon 1e · Falcon 5 · Falcon 9 · Dragon · Raptor | ||||||
Merlin · Kestrel · Draco | ||||||
Мыс Канаверал (SLC-40) · База Ванденберг · Omelek Island | ||||||
| ||||||
Commercial Orbital Transportation Services (COTS) · Commercial Resupply Services (CRS) |
dikc.academic.ru