В послевоенные годы восстанавливающейся экономике Европы нужен был простой, дешевый транспорт — так появились первые малолитражные автомобили. Все хорошо знают Citroen 2СV и VW Kaffer (он же «Жук»), покорившие сердца европейцев. В Стране Советов автопром еще не полностью сформировался, и производство дешевых малолитражек было налажено на заводе МЗМА (позже — АЗЛК). Но что европейцу доступно, то советскому человеку дорого. Поэтому-то в нашей стране пользовались популярностью мотоциклы.
Мотопромышленность в СССР была более-менее развита и до войны. С 1928 года выпускались достаточно интересные модели марки «Иж» в Удмуртии, в том числе весьма передовые по тем временам крупные модели «Иж»-1 и «Иж»-2 с большими V-образными «двойками» объемом 1 200 кубических сантиметров.
Но все планы по серийному производству мотоциклов так и остались планами — началась война. Ну а после войны советское руководство решило не изобретать велоси… то есть мотоцикл, а воспользоваться трофеями.
Немецкие чертежи и оборудование с завода фирмы DKW получили как «ИжМаш», так и Минский мотовелозавод. Ижевцы освоили выпуск техники посолиднее — «Иж»-350 с двухтактным мотором в 350 «кубов». Велосипедному заводу из Минска достался легкий мотоцикл с мотором 125 «кубов». Позднее к выпуску мотоциклов по чертежам DKW приобщился Завод имени Дегтярева, создавший марку «Восход».
Мотоцикл «Иж»-350 1946-1951 г.в.
В советской провинции предпочитали примитивную технику, которую не то что бы было просто ремонтировать… но которую в идеале можно было вообще не обслуживать, пока что-нибудь не отвалится. В селах «на убой» укатывались «Ижи», «Восходы» и «Мински».
Городская же публика предпочитала иномарки, и вовсе не из пижонства. MZ — из ГДР, Pannonia — из Венгрии и, конечно же, чешскую Jawa. О ней-то и пойдет речь в этой статье.
История знакомых с детства вишневых мотоциклов начинается в 1929 году, когда чешский предприниматель Франтишек Янечек начинает на своем заводе лицензионный выпуск мотоциклов Wanderer. Над названием своих мотоциклов он особо не раздумывал и собрал название марки из первых букв своей фамилии и названия мотоцикла. Получилось JaWa.
Первый мотоцикл, выпускавшийся на заводе «Ява»
Тяжелый немецкий мотоцикл с полулитровым мотором был дорогим, а потому не пользовался популярностью. Поэтому в 1932 году завод Jawa явил миру свою собственную разработку — легкий мотоцикл с 175-кубовым мотором, в 1934-35 годах наладил производство моделей с моторами 250 и 350 «кубов». В предвоенной истории марки было много интересных моментов, но полную победу Jawa одержала над своими покупателями в 1946 году.
Первый мирный год после войны. Страны отходят от потрясений. В Париже проходит выставка авто- и мототехники. Большинство фирм представляет свои предвоенные разработки, иногда наспех доработанные. А вокруг стенда Jawa не стихает ажиотаж. Чехи представили абсолютно новый мотоцикл!
Во время оккупации Чехии завод Jawa занимался ремонтом и обслуживанием немецких мотоциклов. И, конечно же, никаких своих разработок на заводе вести было нельзя. Но инженеры и механики завода в тайне от немецкого руководства разработали, испытали, подготовили документацию к серийному выпуску и даже изготовили чуть меньше тысячи сборочных комплектов для производства мотоцикла, имеющего мало общего с типичным двухколесным транспортом 40-х годов.
Двухтактный двигатель 250 с возвратно-переменной продувкой, четырехступенчатая коробка передач с автоматическим выключением сцепления, передняя телескопическая вилка и задняя свечная подвеска, одинарная рама из стальных труб квадратного сечения… По тем временам — настоящий прорыв.
Дизайном мотоцикл тоже выделялся на фоне других. Развитая облицовка фары, плавно перетекающая в перья вилки, бензобак каплевидной формы с хромированными боковинами… Довершали облик хромированные глушители в стиле «рыбий хвост». А главное — какая аккуратность! Вся проводка убрана заподлицо, и даже карбюратор прикрыт алюминиевым кожухом.
Конечно же, столь современный, красивый и к тому же недорогой мотоцикл сразу нашел своего покупателя. В 1948 году в дополнение к модели 250 выпустили двухцилиндровую модель 350. С этих двух моделей Jawa Perak 250 и 350 начлась современная история марки.
В 1953-54 годах на смену еще не успевшему устареть «Пераку» приходит улучшенная модель. Сохранив моторы 250 и 350 без серьезных доработок и серьезно доработав ходовую часть, Jawa обеспечила себе славу и популярность еще на несколько десятилетий.
Новая модель имела схожую по конструкции раму из прямоугольных труб и более современную ходовую. Передняя подвеска модернизировалась без существенных изменений, а вот задняя была полностью обновлена. Место свечной подвески заняла маятниковая, с парой телескопических амортизаторов, которой мотоцикл и обязан названием «Кивачка». В Советском Союзе вначале прижилось название «Чекушка» из-за объема в четверть литра, а с приходом новых моделей вошло в обиход название «Старушка».
Стилистика мотоцикла тоже претерпела значительные изменения. Взамен минимализма 40-х пришел стиль, сравнимый с современными круизерами. Развитый кожух фары, почти перетекающий в уже ставший фирменным каплевидный бак, обтекаемые формы силового блока, преходящие в характерный, чисто декоративный кожух подседельного пространства. Двухместное сиденье в форме гитары и глубокие по моде тех лет крылья. И снова глушители «рыбий хвост».
Но перед советской публикой будущая «Старушка» предстала уже в другом виде: с сигарообразными глушителями. В СССР «Ява» продавалась только в одном цвете, но на самом деле по всему миру встречались разнообразные варианты заводской окраски: несколько двухцветных схем и одноцветные — белые, черные, алые и известные у нас вишневые.
Крайне надежный, неприхотливый, простой в обслуживании, но при этом по-европейски удобный. И не такой «дубовый», как советские «Ижи»! «Яву» было за что любить. Выпускавшийся тогда же «Иж»-56, хотя и относился к тому же классу, но весил на 20 килограммов больше, ехал на 15 км/ч медленнее и по ходовым качествам сильно уступал чешскому конкуренту. Поэтому, несмотря на цену в 600 рублей, против 500 у «Ижа», Jawa стала крайне популярной в городах.
«Ява» 350 «Калифорниан»
Во всех крупных городах нашей необъятной Родины существовал свой фирменный магазин запчастей Jawa. К концу 50-х вишневые мотоциклы на дорогах были настолько частым явлением, что их владельцы стали регулярно собираться вместе. Традиционно местом встречи становился как раз магазин явовских запчастей.
Туда приходили, как бы сейчас сказали, просто потусоваться. Посмотреть на аккуратные коробочки с не менее аккуратными, без дефектов литья и окалины, с ровными краями запчастями было выше сил большинства явоводов.
Также для особо любознательных в магазинах висели плакаты с картинками вожделенных «Яв», не поставлявшихся в эту страну. Например Jawa 250/350 Automatic с автоматическим центробежным сцеплением (рычаг сцепления отсутствовал как класс).
Еще можно было увидеть картинку Jawa с припиской Oilmaster — со сложной в настройке и обслуживании и поэтому не поставлявшейся в СССР системой смешения масла с бензином. Да-да! В Европе и Америке было полно мотоциклов, для которых не надо было мучительно смешивать бензин с маслом самому. Были плакаты и с Jawa Californian для американского рынка с абсолютно другим обликом. Отчасти эти картинки и давали толчок к тюнингу и кастомайзингу мотоциклов.
«Ява» 350 «Калифорниан». Хорошо заметны трубки от системы ойлмастер
Около магазина люди собирались стайками по интересам. Они все были принципиально разные для одной большой компании.
Самыми спокойными были «неклубные» люди. Они просто тихо-мирно подъезжали к магазину, здоровались со знакомыми и ехали дальше своей дорогой. Мотоциклы их описывать бесполезно, потому что это был «полный сток». Максимум могли быть привинчены зеркала и поворотники.
Барыги, то есть нелегальные торговцы запчастями, общались исключительно между собой — кому надо, сами подойдут и спросят. Одеты в потертые коричневые кожаные курки, достать которые простому смертному в те времена было невозможно. Мотоцикл в обязательном порядке оснащался «южным багажником» — конструкцией для перевозки трех внушительных кофров (обычных чемоданов). Иногда их «Явы» к тому же имели и коляску. Из запчастей у них было все, что нужно. В том числе и то, что нельзя было достать в широкой продаже, — на то они и барыги.
В провинции тоже находились любители «Явы», но нечасто
Мажоры (пижоны, дэнди) ездили компаниями по 2-3 мотоцикла, всегда самой последней модели. Когда появилась Jawa 634, сразу пересели на нее. Стиль одежды вызывал почти что отвращение у весьма однотипно одетых прохожих. В прикид дэнди входили: темные очки по последней моде, свежайшая кожаная куртка и такие же ботинки. Дополняла этот облик яркая, чаще желтая, рубашка. Общаться с ними, естественно, мало кто желал, и поэтому надолго они у магазина не задерживались и ехали «мажорить» дальше.
Спортсмены ездили по одному и редко. Но друг друга, конечно, знали. Общего облика самих спортсменов не выявить, одевались кто во что горазд. Но мотоциклы каждый раз привлекали внимание почтенной публики. Первое, что сообщало о приближении спортсмена, — звук грамотно обрезанных глушителей. Далее появлялся и сам мотоцикл.
Серийная «Ява» 250 спорт для шестидневных гонок
Обычно — «двухгоршковая» «Старушка» с цилиндрами и головками от 634-й модели (когда это стало возможно). Стоковая фара заменена на что-нибудь менее массивное. Вместо спидометра — тахометр от «Жигулей». Опиленные, иногда поднятые глушители и полное отсутствие лишних деталей. Ради экономии веса мотоцикл лишался центральной подставки, части облицовок. Оба крыла опиливались, а переднее приподнималось повыше.
Туристы, высшая каста владельцев Jawa, для молодежи были куда авторитетнее, чем весь ЦК вместе взятый. Эти загорелые люди в возрасте побывали во всех уголках страны. О них ходили разнообразные легенды, имевшие немало общего с истиной. Они могли перебрать мотор в поле за пару часов и имели привычку чинить мотоцикл, не имея под рукой никаких запчастей.
Есть пара случаев, которые были рассказаны лично мне одним из путешественников…
После незначительного ДТП у «Явы» погнулась вилка, так что ехать стало невозможно. Но поскольку ехать было нужно, она была прямо на обочине разобрана и приведена в чувство при помощи подручных инструментов.
Также был момент, когда внезапно разболтался ступичный подшипник. Конечно же, новые ступицы не входили в список обязательных запчастей в дорогу, поэтому в зазор между подшипником и ступицей были вставлены куски обычного бритвенного лезвия, и мотоцикл успешно вернулся домой.
Сами мотоциклы туристов заслуживают отдельного разговора. Большинство предпочитало 350-й мотор, но мой знакомый, например, предпочитал «младшую» 250-ю модель. В обязательном порядке мотоцикл, вне зависимости от года выпуска, оснащался глубокими крыльями. Дуги безопасности на мотоцикле были в порядке вещей. Кстати, кроме своих прямых обязанностей, дуги были еще и резервуарами для масла или любой другой жидкости — для этого они оснащались парой пробок. Частенько дуги ставились не только спереди, но и сзади.
Фирменная коляска была под стать мотоциклу
Багажник — естественный атрибут туризма. Иногда — с кофрами, сделанными на заказ. Центральная подставка, не держащая утяжеленный мотоцикл на грунте, заменялась боковой подставкой и большой плоской пластиной, удерживавшей его даже на рыхлом песке.
Общаться туристы предпочитали между собой. Расставляли мотоциклы по периметру своей территории, в центр клали «Глобус Советского Союза» и начинали строить планы своих «прогулок». К слову сказать, поездка из Ленинграда в Крым через Украину со счастливым возвращением через Керчь считалось почти увеселительной прогулкой. И уж точно не являлась подвигом.
Туристы и спортсмены в среде владельцев «Яв» были вовсе не случайными людьми. Они, как никто другой, оценили надежность удобство и универсальность «Явы». На одних и тех же мотоциклах одни ездили тысячи километров, загруженные сотней килограммов пожитков и необходимых запчастей, а другие свечкой спрыгивали с бордюров и могли перемещаться на заднем колесе, пока не надоест.
С 50-х годов «Ява» была постоянным участником почти всех мотосоревнований во всех классах, и во многих из них чешские мотоциклы были первыми. Начав спортивную карьеру с шестидневных гонок (Эндуро), Jawa быстро освоила мотокросс, ледовый спидвей и гаревую дорожку, а иногда представляла заводскую команду и на кольце.
Впрочем, на кольце на доработанных «Явах» часто гонялись любители. До 80-х годов Чехословакия выставляла конкурентоспособную команду, и если бы все спортивные технические новинки применялись в серийных мотоциклах, возможно, сейчас бы «Ява» была популярнее.
Jawa 350 cm³ V4 1969 г.
После Второй мировой войны Чехословакия стала социалистической страной, со всеми издержками дружбы с СССР. В 1973 году, через 20 лет после начала производства, безнадежно устаревшая и пользующаяся спросом только в странах соцблока «Чекушка» была заменена новой моделью. Но новой весьма условно: старый двухцилиндровый двигатель 350 в видоизмененном блоке и старые барабанные тормоза, новые — рама и подвеска.
Ходовая часть у модели 634 была на мировом уровне, но двигатель сильно подкачал. В Европе все уже хотели тихий и недымный четырехтактный мотор. Поэтому основным рынком сбыта оставался СССР, где на фоне своих мотоциклов, производящихся все еще на трофейном оборудовании, новая модель была просто высшим шиком.
Еще через 10 лет выходит в свет модель 638, отличающаяся от предыдущей обликом и повышением напряжения в бортовой сети с 6 до 12 вольт, новой коробкой передач и передней вилкой разработанной на CZ. Она в Европе не просто не пользовалась популярностью, она там откровенно не продавалась. Некогда передовой, а теперь отсталый завод держался на плаву только за счет рынков коммунистических стран.
«Ява» модель 634
В 1991 году, после развала СССР, чешское предприятие осталось с безнадежно устаревшей моделью 40-летней давности. Были, правда, множественные патенты на технологии, придуманные некогда чехами и использующиеся другими производителями. Например, автоматический выключатель сцепления, несколько вариантов клапана впуска двухтактного мотора и декомпрессор с приводом от ручки газа.
Эти платежи не позволили заводу Jawa разориться, но мировым производителем за 20 с лишним лет независимости Чехии он, увы, не стал. Инженеры осваивали выпуск новых моделей, хоть как-то способных на конкуренцию в бюджетном классе мотоциклов.
«Ява» 350, производящаяся в наши дни
Большинство современных «Яв» построено на своем шасси и оснащено моторами иностранного производства, школа конструкторов ходовой части осталась на должном уровне. Сейчас в общей сложности выпускается около десятка недорогих моделей. Среди которых есть и безнадежно старая, но родная чехам модель с родным двухтактным мотором и нестандартной нынче кубатурой 350 кубических сантиметров.
www.kolesa.ru
"Ява 350-638" считалась самой любимой моделью для мотоциклистов советских времен и даже эпохи новой России. В продажу она поступила с начала 1985-го года. Отличительными чертами этого мотоцикла, способного перевозить до двух человек, от остальных моделей стали новые комплектующие: электрооборудование и, естественно, двигатель. "Ява 350-638" имела новшества и в своей ходовой части. На борту новой модели был установлен амортизатор, который понижал колебания, идущие на передней вилке, благодаря чему стало возможным использовать мотоцикл с прицепом. Именно этим объяснялось то, что "Ява 350-638" не имела защитных дуг, а также неподвижностью левой подножки. На ней было установлено новое седло, кожухи и бензобак объемом в семнадцать литров, более угловатый. Кроме того, по обеим сторонам предусмотрены вставки из резины, предназначенные для опоры колен. Мотоцикл "Ява 350-638" обладает улучшенными ходовыми характеристиками, а его удобное седло дает возможность совершать достаточно длительные и комфортные поездки.
Для водителя не возникает никаких затруднений и при езде по плохим дорогам, и при движении в городе.
Новшества коснулись не только бензобака и амортизатора, но и заднего фонаря модели, а также панелей на подседельном отсеке. В результате изменился внешний вид мотоцикла. Теперь на модели стоит глушитель с увеличенной длиной его передней части. Это не только повысило мощность, но и усовершенствовало тип крепления на топливном баке. У "Jawa 350-638" двухтактный двигатель с двумя цилиндрами. Его рабочий объем - 343 куб. сантиметра. Максимальная мощность данного «железного коня» - двадцать шесть «лошадок» при массе в сто семьдесят килограммов.
Длина данной модели – 2,1 метра, ширина – 107 сантиметров. У "Явы 350-638" аккумулятор с прозрачным корпусом, световозвращатели по бокам и звуковой сигнал. По сравнению со всеми предыдущими моделями в этой изменен металл цилиндров, они сделаны из алюминия, вследствие чего снижен вес этого транспортного средства. Кроме того, расточка их межцентрового расстояния всего на двенадцать миллиметров дала возможность получить четыре, а не два перепускных канала, как было на более старых модификациях. Этим увеличена сила давления на коленвал, в котором использовано уплотнение для более интенсивной смазки подшипника за счет продуктов бензинового сгорания.
Для повышения долговечности двигателя, установленного на "Ява 350-638", а также качества его работы была увеличена корзина сцепления, в том числе и количество дисков в масляной ванне. На пятнадцать процентов снижено и усилие пружин. С учетом нововведений в двигателе изменения произошли и у задней передачи, точнее в ее передаточном числе. На этой модели число зубцов на ведущей звезде - семнадцать. Мотоцикл "Ява 350-638" возможно оснастить дисковым передним тормозом. Это становится безусловным плюсом по сравнению с его барабанными серийными. Настраиваются также и задние амортизаторы данного транспортного средства. Любители поэкспериментировать выбирают для себя индивидуальную, максимально соответствующую их стилю вождения мотоцикла жесткость. С помощью тахометра возможно контролировать обороты двигателя. При этом самым оптимальным считается крутящий момент на оборотах от трех до пяти тысяч. Для лучшего разгона мотоциклисты пользуются повышенным числом оборотов.
fb.ru
С 1935-го года на чехословацком заводе стали выпускаться 250-ти кубовые агрегаты, сразу завоевавшие популярность в Европе. ЯВА 250 – это целая линейка серийных мотоциклов, с каждым годом совершенствующаяся как в технической, так и эстетической части.
Самый популярный байк был создан в 72-ом году и выпускался на протяжении трех лет. Его двигатель содержал два цилиндра, по 125 кубов на каждый. Для того времени, этот двухколесный аппарат выдавал вполне мощные показатели.
Мотоцикл ЯВА 250, технические характеристики которого позволяли эксплуатировать его в различных рабочих сферах, было удобно использовать как для передвижения по городу, так и для работ в сельском хозяйстве.
Отличительной чертой Явы 250 являлся его внешний вид. Его дизайн можно было назвать уникальным. Плавные переходы от одного рабочего органа к другому подчеркивали изысканный вкус владельца. Более того, почти все агрегаты окрашивались в ярко-красный цвет, что привлекало дополнительное внимание окружающих.
Двигатель | двухтактный |
Объем | 250 см.куб. |
Мощность | 12 л.с |
Максимальная скорость | 117 км/ч |
Мощность генератора | 46 Ватт (6 вольт) |
Длина | 1980 мм |
Высота | 1025 мм |
Ширина | 670 мм |
Вес | 146 кг |
Объем топливного бака | 13 л |
Конструкция выпущенного мотоцикла была очень удачна, поэтому осталась и у последующих модификаций. Расположенные под небольшим наклоном цилиндры мотора установлены в ряд, поперек оси байка. Однако, при дальнейшем конструировании, эта особенность была изменена вместе с положением коробки передач. Такая доработка увеличила надежность работы и долговечность мотоцикла.
Мощности в 12 лошадиных сил хватало для универсального использования Явы. Выдавая 4500 оборотов в минуту, она могла отлично подойти для сельских работ, перевозки небольших грузов или простого передвижения. До сих пор можно встретить обладателей этого аппарата, даже учитывая, что его выпуск был прекрыт примерно 30 лет назад.
Хорошие технические характеристики и высокопрочные узлы конструкции Явы 250 не заставляли владельца беспокоиться о сохранности агрегата в сложных климатических и дорожных условиях. Отдельное внимание стоит уделить системе воздушного охлаждения. Она отлично справляется с перегревом в самую жаркую погоду и не позволяет мотоциклу испытывать тепловую нагрузку.
Учитывая, что байк рассчитан на обычного водителя, у двигателя приличный уровень компрессии, равный 9,3. Коробка переключения передач включала в себя 4 ступени, чем обеспечивала плавный разгон и устойчивость скоростных режимов. Привод осуществляется цепью. Оба тормоза являются барабанными.
Для своего класса, мотоцикл Ява 250 имеет небольшой и практичный вес. Он позволяет разгоняться до 117 км/ч, при этом устойчиво держась на дорожном покрытии. Отличное сцепление с дорогой обеспечивается даже при снаряженном агрегате. Более того, вместимость бака и малый расход топлива позволяют экономить время и средства при длительных поездках.
Сейчас существуют модификации старой модели. Это преимущественно кроссовые и бездорожные агрегаты, предназначенные для путешествий. Найти их в магазинах намного легче, чем купить старую модель, цены на которые варьируются от 20 до 100 тысяч рублей. Многие мотоциклы хорошо сохранились и все еще могут похвастаться надежность даже в сравнении с более новыми мотоциклами Минск, Урал или Днепр. Если у вас есть возможность купить такой байк при малом бюджете, скорее всего, вы останетесь довольны выбором. Он отлично подойдет как для молодежи, так и для опытных мотолюбителей.
motoholder.ru
|
moto.ironhorse.ru
Название этого двухколесного транспортного средства не имеет ничего общего с одноименным индонезийским островом. Слово JAWA (Ява) является производной от имени первого владельца бывшего оружейного завода Франтишека Яничека и немецкой фирмы «Вандерер», у которой он еще в 1929 г. приобрел оборудование и лицензию на выпуск мотоциклов. Тогда же был выпущен и первый мотоцикл «Ява-500 OHV».
Большое семейство «триста пятидесятых»
Название «Ява-350» – это не название какой-то одной конкретной модели, а название целого семейства мотоциклов, оснащенных двигателем с рабочим объемом 350 см3.
Первый мотоцикл «Ява-350 CV» появился еще в 1934 г. У него стоял двигатель с нижним расположением клапанов. Имевший неплохую по тем временам мощность, 12 л. с., он мог развивать скорость 100 км/ч при расходе топлива 3,5 л на 100 км.
Спустя год на «Явы» стали устанавливать более мощные двигатели (15 л. с.) с верхним расположением клапанов. Эта модель под названием «Ява-350 OHV» выпускалась вплоть до 1948 г. (кроме военных лет).
После войны мотоциклы «Ява» стали оснащаться двухцилиндровыми двухтактными двигателями нового поколения, работы над которыми проводились еще в годы войны инженерами немецкой фирмы DKW. Выпускавшийся с 1948 по 1955 гг. мотоцикл «Ява-350 Огар» тип 12 (позднее получивший название «Перак тип 12») пользовался заслуженным признанием покупателей на фоне послевоенного подъема спроса на двухколесную технику.
В 1953 г. появился очередной мотоцикл 350-го семейства «Ява» – тип 354, в котором впервые стали применять совмещенную педаль переключения передач с рукояткой кикстартер. Кроме того, этот мотоцикл получил новые шасси и двигатель. В 1962 г. 354-й тип подвергся значительной модернизации.
В 1965 г. произведена очередная модернизация мотоцикла «Ява», в результате которой появилось новое семейство «Ява-350» - тип 360. Новая модель была выпущена в 1969 году. Ею стала «Ява-350 Californian IV» - тип 362. Следующая модификация произошла годом позже. Тогда была выпущена модель триста пятидесятой «Явы» - 633/1 Bizon, в которой была установлена новая рама, сделанная по хребтовому типу, а также раздельная смазка двигателя. Однако новый дизайн «Бизона» почему-то не пришелся по нраву покупателям, а потому в 1973 г. завод приступил к выпуску мотоцикла «Ява-350» - тип 634, на которую был установлен новый мотор мощностью 19 л. с. и закрытая рама дуплексного типа.
В 1984 г. с конвейера сошла новая модель триста пятидесятой «Явы» – тип 638, на котором смонтировали силовую установку мощностью 23 л. с. и новое электрооборудование на 12 В (на всех предыдущих моделях величина напряжения составляла 6 В). 638-я модель неоднократно модифицировалась, и затем на ее основе были выпущены последующие семейства мотоцикла – тип 639 и тип 640, последний из которых выпускается до настоящего времени.
Тюнинг «Ява-350» имеет измененный как в интерьере мотоцикла, так и в его начинке (дисковые передние тормоза, электростартер, раздельная система смазки), чем избавляет отечественных «кулибиных» от необходимости внесения сколь-нибудь значимых усовершенствований в и без того надежный аппарат.
В 2009 г., к 80-летнему юбилею завода, была выпущена модель триста пятидесятой «Явы» - «Люкс». Изменения затронули, в основном, внешний вид: решено вернуться к классическому стилю – круглая фара, обилие хромированных деталей и т. д. Кроме того, были внесены изменения в тормозную систему и систему подвески.
«Ява» в СССР
В СССР продукция соратников по социалистическому лагерю стала поставляться с 1955 г. Это были мотоциклы объемом как 250, так и 350 см3. Модель «Ява-350», характеристики которой больше подходили для наших условий, стала наиболее популярной у мотолюбителей бывшей шестой части суши. Эти мотоциклы оснащались хорошо зарекомендовавшим себя двигателем объемом 350 см3, спицованными колесами, маленьким обтекателем с прямоугольной фарой, передним дисковым тормозом.
Хорошо продуманная и испытанная конструкция мотоцикла доказала свою надежность при его эксплуатации в любых дорожных условиях: в городе, на проселочных дорогах, в различных климатических условиях. Советским мотоциклистам очень пришлись по нраву прочная стальная рама, рассчитанная на грузоподъемность почти 200 кг, возможность использования бокового прицепа, а также наличие раздельной системы смазки, освобождающей от необходимости добавления масла в бензин. К тому же некоторые экземпляры снабжались электростартером.
Даже постоянно увеличивающиеся поставки и немалая стоимость (в середине семидесятых официальная стоимость превышала 700 рублей) не помешали тому, что мотоцикл попал в разряд дефицитных товаров, и для его приобретения необходимо было приложить немало усилий.
fb.ru
Содержание
Вандерер (Ява-1)
Ява 175
Ява 350, 250 (1934 г.в.) В 1934 году были запущены в производство нижнеклапанная «Ява 350» (346 CM3, 12 л. с.), затем - двухтактная «Ява 250», ставшая развитием модели «Ява 175». В ходе производства машина подвергалась модернизации, и в 1939 году был готов усовершенствованный двигатель «Ява Дуплекс-Блок» (248 см3, 9 л. с). На смену нижнеклапанной модели в 1935 году пришла верхнеклапанная модификация «Ява 350» (346 см3, 15 л. с). НаверхЯва Робот
Ява 250 (1946г.в.)
Ява 350 Перак (1948 г.в.)
Ява Пeрак-500
Ява 250-353 и 350-354
ЧЗет В одинаковое шасси монтировались двигатели ЧЗет (125, 150 и 175 см3) и Jawa (250 и 350 см3). Важным новшеством стала совмещенная педаль кикстартера и переключения передач. НаверхЯва 250, 350 (1962г.в.)
Ява-Пионер
Практически с первых дней существования марки мотоциклы Jawa выступали в самых разнообразных соревнованиях. Традиция продолжилась и после войны, когда мотоциклы Jawa неоднократно выходили победителями кроссовых заездов и Шестидневных соревнованиях ФИМ (FIM). Интересные одно - и двухцилиндровые мотоциклы неплохо выступали в Кубке социалистических стран по шоссейно-кольцевым гонкам, но подлинного всемирного триумфа Jawa добилась в ледовом и гаревом спидвее. На мотоциклах этой марки почитали за честь выступать самые известные спортсмены. Несколько десятилетий мотоциклам компании Jawa не было равных. Ява 250-623 и 350-633
Ява 350-634
Ява 350-638.5
Ява 350-638.0
Ява 350-640
Ява Робби С 1994 года строится мотоцикл малого класса «Робби» (Jawa Robby) с 50 кубовым двухтактным двигателем «Томос» (Tomos), a в 2000 году появилась его 100-кубовая версия с мотором Suzuki. Легкие мотоциклы семейства «125» оборудуются четырехтактным мотором тайваньской компании CPI. Особенностью этих машин является рама, замкнутая через картер двигателя. Задняя подвеска — с моноамортизатором, оба колеса — с дисковыми тормозами. Моде...Легкие мотоциклы семейства «125» оборудуются четырехтактным мотором тайваньской компании CPI. Особенностью этих машин является рама, замкнутая через картер двигателя. Задняя подвеска — с моноамортизатором, оба колеса — с дисковыми тормозами. Легкие мотоциклы семейства «125» оборудуются четырехтактным мотором тайваньской компании CPI. Особенностью этих машин является рама, замкнутая через картер двигателя. Задняя подвеска — с моноамортизатором, оба колеса — с дисковыми тормозами. НаверхJawa Travel 125/250 Новинка компании в производственной программе 2008 года — модель Jawa 250 Travel — появилась в результате «скрещивания» шасси легкого мотоцикла Jawa 125 Travel с китайской лицензионной копией двухцилиндрового рядного четырехтактного двигателя Honda НаверхJawa 350 Style
Jawa 350 Tramp
JAWA 650 CLASSIC Jawa 650 CLASSIC - самый большой и мощный мотоцикл предприятия, относящийся к новому «постсоциалистическому» поколению. Classic - оборудован современным 650-кубовым моторам Rotax жидкостного охлаждения с двухвальной четырехклапанной головкой цилиндра и электростартером. Двигатель сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач и установлен в стальную трубчатую раму полудуплексного типа. Существует возможность подключения коляски типа Velorex 565 sidecar. Классические мотоциклы Jawa 650 Style и Jawa 650 Classic получили заднюю подвеску на двух амортизаторах. При этом вторая машина большим количеством хромированных деталей, каплевидным баком, раздельными сиденьями и вытянутым задним крылом немного напоминает чоппер. НаверхJAWA 650 Dakar
Jawa 650 Style JAWA 650 Style - мотоцикл со сбалансированным дизайном и комфортом для длительных поездок. Style - оборудованы современными 650-кубовыми моторами Rotax жидкостного охлаждения с двухвальной четырехклапанной головкой цилиндра и электростартером. Двигатель сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач и установлен в стальную трубчатую раму полудуплексного типа. Существует возможность подключения коляски типа Velorex 565 sidecar. Классические мотоциклы Jawa 650 Style и Jawa 650 Classic получили заднюю подвеску на двух амортизаторах. При этом вторая машина большим количеством хромированных деталей, каплевидным баком, раздельными сиденьями и вытянутым задним крылом немного напоминает чоппер. Наверх |
mybike.ucoz.ru