ГАЗ «Тигр» предназначен в первую очередь для использования в зоне боевых действий. Перед конструкторами стояла задача сделать маневренное бронированное транспортное средство, которое могло бы иметь достаточную бронезащиту, не теряя при этом в динамике. Похоже, этот замысел удался.
Теперь кроме военного появился ГАЗ "Тигр" гражданский, отличающийся от армейского прототипа в первую очередь меньшей массой. Но сначала немного подробнее об истории создания вездехода "Тигр" (ГАЗ).
Всё началось с того, что армейский автомобиль понадобился вооружённым силам Иордании. Покупать и обслуживать в дальнейшем американские «Хамви» или «Хаммеры» руководство страны посчитало слишком дорогим удовольствием, после чего сам король Абдулла Второй учредил специальное предприятие, которое было обязано создать такую машину.
Ещё одно предприятие из ОАЭ с той же проблемой обратилось за помощью в Россию, да не куда-нибудь, а на Горьковский автозавод. Попросили сделать для начала три опытных броневика с разными кузовами. Делать гражданский вездеход никто не собирался, но…
Иордания и ОАЭ - это страны, которые фактически лежат посреди пустыни, и условия там соответствующие. «Хаммеры» часто там ломались. Тем не менее компоновку американской машины было решено взять за основу нового броневика. Подключив к работе ещё несколько предприятий, удалось выполнить заказ на "Тигр" (ГАЗ) раньше намеченного срока.
При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты бронированных машин «Водник» и БТР-80. Самому новому вездеходу присвоили обозначение Газ-2975 «Тигр».
Первые опытные «Тигры» продемонстрировали широкой публике на одной из оружейных выставок в 2001 году. Заказчики по достоинству оценили новый российский броневик. Через 4 года Иордания открыла собственное производство подобной техники, а наши машины приобретать не стала. Однако новинкой заинтересовались представители силовых структур.
На заводе ГАЗ переработали машину "Тигр" с учётом пожеланий силовиков. В 2002 году это была уже другая машина с изменившимся обозначением - Газ-2330 «Тигр». Партию бронеавтомобилей направили в Москву на испытания. Впоследствии ГАЗ заключил контракт с МВД России на поставку специальных машин.
На параде в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне мы все увидели новый «Тигр». Теперь он не только способен перевозить десант и грузы, но и нести различное вооружение, в том числе противотанковое. Кроме того, в настоящее время появились внедорожники «Тигр» полицейского и гражданского назначения. Всего у внедорожника пять основных модификаций.
Специально для гражданского использования в настоящее время разрабатывается модель ГАЗ-3121 «Тигр-2», которая должна вытеснить с нашего рынка американские внедорожники подобного типа.
Дорожный просвет внедорожника «Тигр» больше, чем у любой другой машины такого же класса. Снаряжённая масса бронеавтомобиля равна 6-7 тоннам. Машина в армейском варианте имеет два бензобака на 68 литров, что обеспечивает неплохой запас хода, а в условиях боевых действий это не менее важно, чем высокая проходимость или наличие бронезащиты. Надо отметить, что многие качества армейских вездеходов были проверены в ходе конфликта в Южной Осетии в 2008 году.
В настоящее время на вооружении вооружённых сил и спецслужб России и некоторых других стран состоят около 200 модификаций «Тигра». На асфальте машина развивает до 160 км/ч.
Корпус машины закреплён на раме сварной конструкции. От БТР-80 машина унаследовала двухтрубные амортизаторы и пару поперечных рычагов, на которых закреплена торсионная подвеска. У неё есть как достоинства, так и недостатки, включая снижение плавности хода и трудоёмкий ремонт. Зато такая система выдерживает высокие нагрузки на ходовую часть.
Армейский вариант «Тигра» не имеет традиционного для внедорожников кузовного каркаса. Бронекорпус крепится непосредственно к сварному шасси. Даже гражданская модификация многое способна вытерпеть благодаря большому запасу прочности. Только у этого есть оборотная сторона: высокий уровень потребления горючего.
Автомобиль имеет систему регулирования давления в шинах, благодаря чему его проходимость сравнивается с таковой у гусеничных машин. Под капотом броневика находится турбодизель американского производства мощностью 180 л.с. Есть также модели с моторами, произведёнными в Ярославле. В конструкции мостов применены главные передачи с самоблокирующимися дифференциалами, ещё одно «наследство» БТР.
ГАЗ «Тигр» оснащён обычно дизелем Commins B-180 либо Commins B-215, мощностью 180 и 215 л.с. соответственно. Моторы шестицилиндровые, с рядным расположением «горшков». Также на броневик устанавливается разработка Горьковского завода – двигатель ГАЗ-562 и упомянутый выше ярославский ЯМЗ-534, имеющий более высокую мощность.
Представляет собой установку из 4-8 ПТУР на шасси ГАЗ 2330 «Тигр». Ракетный противотанковый комплекс поставляется в российскую армию и за рубеж. Кроме наземной техники «Корнет-Д» может уничтожать вражескую авиацию, однако лучше всего с этим справляется специальная установка «Комар».
Тяжёлое бездорожье - это естественная среда обитания «Тигра». Поэтому неудивительно, что ГАЗ "Тигр" (гражанская версия) может пригодиться некоторым невоенным службам или простым гражданам, любящим активный отдых. Автомобиль с поистине феноменальной геометрической проходимостью даст фору известным «шишигам» и «козликам». Почему бы и не приспособить гражданский ГАЗ 2330 "Тигр" для нужд не только военных, но и мирных?
Такие варианты уже есть. Первые из них остались в гаражах известных людей России, политиков и артистов. Для военной машины у «Тигра» приемлемые эргономика и обзорность, но по большому счёту покоряется внедорожник только опытному водителю. Каждый ли знает, что у него в коробке скоростей не 4 передачи, а все 6? Вот-вот, а на схеме нарисованы четыре. Впрочем, тому, кто водил грузовики серии ГАЗ, в кабине внедорожника будет вполне удобно, потому что рулевое управление и приборная панель в ГАЗ "Тигр" (гражданский) практически перенесены оттуда.
В городе управлять такой машиной несколько непривычно, но разгон у нее для своей массы неплохой. Стоит учесть и большой радиус поворота. Двигаться по трассе он может не медленнее, чем многие легковушки. Пятидверный кузов вмещает четырёх человек. Часто отдельные богатые граждане заказывают переделку военной машины в нечто эксклюзивное, с дорогим кожаным салоном и прочими радостями. Производится машина ГАЗ "Тигр" (гражданская версия) небольшими партиями.
В ОМОНе машину очень любят. Оперативно перевезти стражей порядка в неспокойное место, защитив их от пули и фугаса, снеся при этом баррикаду - это то, что нужно во время хорошей заварушки. Броня с успехом противостоит бандитским атакам: даже если ушлый уголовник раздобудет СВД с бронебойными пулями, ему это не поможет. А кузов скрывает с десяток полицейских в полном боевом оснащении. Целый мобильный отряд!
Однако есть и претензии. Качество исполнения некоторых деталей не всегда бывает приемлемым, хоть в целом вездеход получается как практически «неубиваемый» танк на колёсах. Зато запас хода даже при прожорливости движка впечатляет: он равен 700 километрам!
Так что пока перспективы очевидны: армия, полиция, спасательные службы. Очень уж специфичная машина получилась, не терпит слабаков и ротозеев за рулём.
www.syl.ru
Специальное транспортное средство ГАЗ-233014 «Тигр» предназначено для перевозки личного состава, различных грузов по дорогам общего пользования и по пересеченной местности, а также для монтажа вооружения, специального оборудования с обеспечением требуемого уровня противопульной (противоминной) защищенности.
СТС ГАЗ-233014 «Тигр» могут использоваться для ведения разведки и наблюдения, транспортировки и защиты личного состава в боевых условиях, сопровождения и охраны колонн, патрулирования районов, охраны особо важных объектов и для осуществления огневой поддержки подразделений при выполнении специальных задач.
Рамная конструкция СТС ГАЗ-233014 «Тигр» позволяет использовать единое базовое шасси под установку различных по конструкции и назначению корпусов под нужды различных заказчиков. Серийный выпуск СТС ГАЗ-233014 «Тигр» осуществлялся на Арзамасском машиностроительном заводе «Военно-промышленной компании» с 2006 по 2009 год.
Основные технические характеристики СТС ГАЗ-233014 «Тигр».— Колесная формула : 4х4— Количество мест : 2 + 4— Полная масса автомобиля, кг : 7600— Габаритные размеры (длина х ширина х высота), не более, мм : 5700 х 2400 х 2500— Клиренс, мм : 400— Максимальная скорость по шоссе при полной массе без ограничения по времени, км/ч, не менее : 120— Максимальная скорость по шоссе при полной массе не более 10 мин., км/ч, не менее : 125— Время разгона до скорости 80 км/ч, с, не более : 25— Контрольный расход топлива л/100 км при движении с постоянной скоростью 60 км/ч, л, не более : 13,6— Запас хода по контрольному расходу топлива, км, не менее : 1000
— Двигатель : 4-тактный турбодизель, жидкостного охлаждения Cummins B205, 151 (205) кВт (л.с.)— Максимальный крутящий момент, Нм/мин-1 : 705/1500— Коробка передач : механическая 5-ступенчатая ГАЗ-2330-1700010— Лебедка : электрическая, ЭЛА-4000-24 «Эвакуатор», тяговое усилие 4000 кгс
— Максимальный преодолеваемый подъем при полной массе автомобиля, % (град.), не менее : 60 (31)— Наибольший угол преодолеваемого косогора при полной массе автомобиля, град. : 20— Наибольшая высота преодолеваемой вертикальной стенки, м, не менее : 0,4— Наибольшая ширина преодолеваемого рва, м, не менее : 0,5— Глубина преодолеваемого брода без предварительной подготовки, м, не более : 1,2
— Вооружение : пулемет 1 х 12,7-мм 6П50-1 «КОРД» и 1 х 7,62-мм ПКП «Печенег», автоматический гранатомет 1 х 30-мм АГС-17 «Пламя», реактивная противотанковая (штурмовая) граната 4 х РПГ-26 (РШГ-2)— Уровень бронезащиты корпуса по ГОСТ Р50963-96 (по STANAG 4569) : 3 (1)
Конструкция СТС ГАЗ-233014 «Тигр» включает в себя шасси, состоящее из рамы с установленными на ней узлами и агрегатами, а также защищенный однообъемный трехдверный корпус. Корпус цельносварной, выполнен из броневой стали 2П. Он обеспечивает защиту экипажа и десанта от легкого стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин по 3 классу защиты в соответствии с ГОСТ Р 50963-96.
Кроме того, обеспечивается защита от подрыва самодельных взрывных устройств в непосредственной близости от машины. Выживаемость автомобиля на поле боя также обеспечивается тем, что силовое отделение оборудовано автоматической автономной системой пожаротушения. В салоне автомобиля, на случай возникновения пожара в нем, размещены два ручных углекислотных или порошковых огнетушителя.
Для ведения стрельбы в целях обороны изнутри машины из личного оружия на СТС ГАЗ-233014 «Тигр» используются открывающиеся боковые и задние окна. Стрельба через открывающиеся окна позволяет использовать для ведения огня не только штатные стволы индивидуального оружия, но и подствольные гранатометы, которые могут быть использованы с ним. Для обеспечения маскировки машины в темное время суток на ветровое стекло машины и на бортовые и кормовые окна корпуса изнутри установлены светонепроницаемые устройства (шторки).
Бронированный корпус машины внутри обшит специальным противоосколочным покрытием, выполненным из пулестойкой ткани на основе арамидной нити. Оно обеспечивает защиту экипажа от вторичных осколков брони при попадании в кузов бронебойных пуль, фрагментов снарядов и мин. Исключает рикошет от противоположного борта при пробитии кузова, улучшает термо и шумоизоляцию кузова, а также эргономические показатели интерьера.
Для ведения наблюдения или ориентирования в ночное время на крыше машины спереди и сзади установлены управляемые изнутри машины фары-искатели. По требованию заказчика СТС ГАЗ-233014 «Тигр» может комплектоваться специальной сетью для крепления на крыше машины рейдовых рюкзаков экипажа.
СТС ГАЗ-233014 «Тигр» рассчитано на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении. При температурах окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 градусов, запыленности воздуха до 1,5 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с, 98 % относительной влажности воздуха при температуре до 25 градусов и при интенсивности осадков 180 мм/ч. Машина может эксплуатироваться в горной местности с превышением над уровнем моря до 4500 метров и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров с соответствующим снижением показателей тягово-динамическнх характеристик и топливной экономичности.
Для обеспечения огневой поддержки подразделений на крыше машины установлена поворотная платформа с закрывающейся одностворчатой складывающейся крышкой люка и двумя турельными установками под различное стрелковое оружие. На них могут устанавливаться в любом сочетании в зависимости от предстоящих боевых задач пулемет 6П50-1 «КОРД» калибром 12,7-мм со станком 6Т19 со складной двуногой сошкой и амортизированным прикладом, пулемет 6П41 ПКП «Печенег», вместо него можно использовать пулеметы ПКМ или ПК, калибром 7,62 мм и 30-мм автоматический гранатометАГС-17 «Пламя».
Размер люка поворотной платформы позволяет вести одновременную стрельбу в двух направлениях двум членам экипажа. Для удобства монтажа и демонтажа станков для оружия на турельные установки на поворотной платформе, самого оружия и ведения стрельбы из него, на полу корпуса машины установлена складывающаяся подставка.
В десантном отсеке предусмотрены места укладки для магазин-коробок боекомплекта пулеметов и гранатомета, оборудованы места крепления по-походному для пулеметов и автоматического гранатомета. Боекомплекта к ним и принадлежностей для боевого применения вооружения — дневных оптических и ночных прицелов, станков, чехлов и так далее. А также места для 4-х реактивных противотанковых или штурмовых гранат РПГ-26 или РШГ-2. В походном положении оружие в зачехленном виде, станки, прицелы закрепляются на штатные места внутри корпуса машины.
В комплект поставки автомобиля ГАЗ-233014 «Тигр» входят :– 10 магазин-коробок с лентами (на 500 патронов) и 2 гильзозвеньесборника для пулемета 6П50–1 «КОРД»;– 8 магазин-коробок с лентами (на 1600 патронов) для 7,62-мм пулемета;– 10 магазин-коробок с лентами (на 290 выстрелов) и один гильзозвеньенсборник для 30-мм автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя»;– станок 6У16 для крепления на турельной установке пулемета 6П50–1 «КОРД»;
– станок П6.2303Сб1 для крепления гранатомета АГС-17 на поворотной платформе;– станок гранатомета САГ-17 из комплекта АГС-17 для стрельбы из гранатомета с грунта;– станок 6У1 для установки 7,62-мм пулемета на поворотной платформе с гильзосборником из состава комплекта ПКМБ;– чехлы для пулеметов и гранатомета, установленных по-боевому;– два прибора ночного видения ПНВ-10Т или 1ПН105.
Оружием, боеприпасами боекомплектом (патронами) и прицелами машина комплектуется непосредственно в подразделениях. Места размещения прицелов для оружия предполагают их крепление в штатных футлярах. В автомобиле ГАЗ-233014 предусмотрены места для крепления прицелов СПП для 12,7-мм пулемета 6П50-1 «КОРД», ПАГ-17 для 30-мм автоматического гранатомета АГС-17 и ночной прицел 1ПН93 для 7,62-мм пулемета.
Высокие показатели проходимости и подвижности автомобилей обеспечиваются за счет применения дизельного двигателя, обеспечивающего удельную мощность не менее 27 л.с./т, независимой торсионной подвески на поперечных рычагах и колес с автоматической системой регулирования давления воздуха в шинах.
В качестве силового агрегата на автомобиле СТС ГАЗ-233014 «Тигр» использовался турбированный четырехтактный дизель Cummins B205 жидкостного охлаждения с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Рядный 6-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 5,9 литра имеет многотопливное исполнение в соответствии с ГОСТ РВ 52248 и экологическим стандартом Euro 0.
Для облегчения пуска холодного двигателя машина оборудована электронагревателем впускного воздуха и предпусковым подогревателем ПЖД-12Г с номинальной теплопроизводительностью 12 Квт. Двигатель СТС ГАЗ-233014 «Тигр» агрегатирован с 5-ступенчатой механической трехходовой коробкой переключения передач ГАЗ-2330–1700010 с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами. Крутящий момент от двигателя на коробку переключения передач передается через однодисковое, фрикционное сцепление сухого типа с демпфером крутильных колебаний.
На ведущие мосты крутящий момент передается посредством карданной передачи открытого типа. С карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и торцевыми взаимопересекающимися зубьями на фланцах. В ведущих мостах используются конические шестерни со спиральным зубом и кулачковые дифференциалы повышенного трения. Для обеспечения высокого клиренса в конструкции автомобиля использованы одноступенчатые колесные редукторы с косозубыми цилиндрическими шестернями.
Независимая, длинноходная, полный динамический ход колеса составляет 350 мм, торсионная подвеска на поперечных рычагах, с шестью гидравлическими телескопическими амортизаторами, по одному на передних и по два на задних узлах подвески, и двумя стабилизаторами поперечной устойчивости, обеспечивает высокую проходимость автомобиля и плавность хода на пересеченной местности.
По материалам книги «Русский «Тигр»», Сергей Суворов.
Похожие Статьи :
auto.kombat.com.ua
Единственное, были слухи, что с помощью "Тигра" военные силы ОАЭ хотели выбить снижение цен на HMMWV у американских производителей. Кроме того, предприятие Advanced Industries of Arabia, которым владеет BJG, начало выпуск схожих моделей собственного производства под названием Nimr в 2005 году.
Как следствие, права на автомобиль, а также, все дальнейшие финансовые затраты легли на изготовителя. Это во многом развязало руки конструкторов, так как они смогли отказаться от нужды готовить внедорожник к пустынным условиям. Кроме того, положительно на судьбу "Тигра" повлиял контракт с МВД России, по которому финансирование проекта обеспечивалось внутренними силами государства. В дальнейшем был, также, создан прототип газ 2975 тигр для военных сил РФ. Кстати за бронированный газ 2975 тигр цена на сегодняшний день составляет аж 150000 долларов.
На данный момент АМЗ выпускает 5 модификаций внедорожника. Из них, лишь ГАЗ-233001 имеет гражданское назначение. Помимо этих моделей, в скором времени запуска в серийное производство ожидает новое поколение автомобилей ГАЗ-3121 "Тигр-2". Его прототип впервые был презентован еще в 2006 году. Сейчас серьезных масштабов набирает рекламная компания этого "монстра". Целевое назначение этого внедорожника - только гражданское использование. Разработчики ожидают, что ГАЗ-3121 потеснит с российского рынка американские Hammer h3 и h4.
"Тигр" имеет впечатляющий размер дорожного просвета, который равен 400 мм. Это значительно больше, чем у того же Хаммера, и позволяет автомобилю преодолевать на своем пути любые возможные препятствия. Конструкторы заявляют, что максимальный угол езды для данного внедорожника составляет 52°.
Полная масса для модельного ряда 2330 колеблется от 6100 до 7200 кг. При этом грузоподъемность доходит до 1, 5 тонны. Автомобиль имеет два бензобака объемом 68 литра каждый. Что немаловажно при расходе топлива 25 л на 100 км.
В конструкции "Тигра" используется еще одна деталь, классическая для БТР. Это двухтрубные амортизаторы. С ними, в общем-то, та же история, что и с подвеской. Они хорошо выдерживают практически любые нагрузки, но сама езда становится значительно жестче.
Бронированные версии имеют особый материал корпуса. Его изготавливают из бронелистов толщиной 5-7 мм с помощью термообработки. При этом прочность кузова становится настолько прочной, что производитель сумел полностью отказаться от присущей бронетранспортерам рамы.
В общем, по конструкции, отметим, что автомобиль создавался с огромным запасом прочности. Даже гражданская модель способна выдерживать самые сложные боевые испытания, не говоря уже о военной. Правда, это плохо сказалось на общей массе, которая переросла в потребность более мощного двигателя и привела к огромному потреблению топлива.
Трансмиссия 2330 работает в постоянном режиме полного привода. Она построена аналогично коробке передач в ГАЗ-66, где коэффициент блокировки колеблется от 2, 3 до 4. Специально для езды по сильному бездорожью, требующему особо сильной тяги, коробка имеет пониженную передачу. Из трансмиссии БТР в "Тигр" перекочевали колесные редукторы, применяемые в ступицах. Кстати, для парадной модели внедорожника, АМЗ сконструировали автоматическую коробку передач. Правда, она вряд ли заинтересует кого-либо для постоянного использования на этом монстре.
Для еще большей способности преодолевать природные препятствия 2330 получил герметичный тормозной механизм и систему поддержания давления в шинах из бронетранспортеров, производимых заводом-изготовителем.
При комплектации гражданского внедорожника пока что не особо позаботились об удобствах водителя и пассажиров. При том, что на газ 2330 тигр цена колеблется от 100000 до 120000 долларов, стандартная комплектация автомобиля не включает современных приборов обеспечения комфорта при езде. Так, при покупке придется отдельно оплатить установку систем кондиционирования, отопления, автоблокировки. Кроме того, владелец должен будет сам позаботиться и об аудиосистеме и даже об электростеклоподъемниках. Поэтому для гражданских продаж, в последнее время, широко рекламируется газ тигр люкс с расширенной комплектацией и улучшенным салоном.
Конечно, при таких габаритах автомобиля, система управления заслуживает отдельного внимания. Обязательно в стандартной комплектации "Тигра" идет рулевой гидроусилитель, иначе им было бы просто невозможно управлять. Данный усилитель имеет уникальную конструкцию. Взяв за основу обычный рулевой механизм, конструкторы добавили в него специальный распределительный элемент, золотник, который и управляет работой силового цилиндра.
Тормозная система включает барабанные тормоза с пневматическим приводом. Здесь воздух был использован в качестве рабочего вещества для того, чтобы система, во-первых, быстрее реагировала на действия водителя, а во-вторых, была более щадящей для тормозных элементов.
С дизайном салона конструкторы явно не заморачивались. Он выполнен в лучших традициях СССР. Здесь и швы от сварки не особо стремились спрятать, и головки заклепок видны. На что грех жаловаться, так это вместительность салона. Ну, еще бы, при таких габаритах. Плюс производителю можно поставить за хорошую шумоизоляцию. Впрочем, если бы таковой не было, внедорожник был бы просто непригодным к использованию, так как шумит при езде он очень сильно. За отдельную стоимость можно обратиться в специализированные автосервисы для изменения обивки салона. Производитель пока таких услуг не предоставляет, хотя есть определенные надежды в этом плане на "Тигр 2".
Многие слишком не задумываются об особенностях вождения такого авто и предпочитают сначала газ 2330 тигр купить, а лишь затем осваивать данный транспорт. Но тут не стоит упускать из внимания огромный клиренс машины, что приводит к очень высокой посадке водителя и непривычному углу обзора дороги. Так навскидку, высота окна "Тигра" где-то на уровне с крышей "Газели". А это удобно далеко не каждому человеку.
Одна из неприятностей, что некоторые элементы, например раздаточный блок, находятся практически в салоне и отделены лишь звукоизолирующей перегородкой. Если с шумом кое-как удалось справиться, то небольшая вибрация все же осталась. Не критично, но в будущих моделях с этим стоило бы что-то сделать.
А вот действительно серьезная проблема - это поведение "Тигра" при попадании на асфальтовую колею. Вроде бы и делали машину русские инженеры, не со слухов знающие о состоянии дорог в стране, а вот эту деталь упустили. В общем, в таких участках автомобиль начинает сильно водить, так что разгоняться через чур не стоит. Или, по крайней мере, следует хорошенько привыкнуть к управлению до того, как решитесь испытать скоростные характеристики.
Ну и последний значимый минус - это стоимость автомобиля. Тут речь идет даже не столько о цене внедорожника в продаже, сколько о стоимости деталей и обслуживания. И это при том, что автомобиль изначально российского производства. Кроме того, потребление топлива просто зашкаливает. В общем, "Тигр" - удовольствие не для каждого.Ну а теперь перейдем к самой приятной части и обсудим главные преимущества этого монстра. Сразу хочется сказать, что Хаммерам придется еще ни одну модификацию пройти, дабы хоть приблизительно получить, как у газ тигр характеристики. При всех габаритах и массе, ГАЗ с легкостью достигает на шоссе отметки в 100 км/ч. При этом, заводское ограничение в 160 км/ч далеко не предел для него.
Ну а на бездорожье этому внедорожнику просто нет равных. Указанный производителем максимальный угол езды в 52°, поначалу не вызывающий доверия, подтверждается уже при первом испытании. Этот автомобиль просто создан, чтобы преодолевать препятствия на своем пути.
В ближайшее время ожидается появление люксовых модификаций, которые, вероятно, смогут хоть немного перетянуть чашу весов от Хаммера. Будем надеяться, что нашего "Тигра" еще ждет яркое будущее, как в военной сфере, так и на городских дорогах.
В заключение, предлагаем посмотреть демонстрирующее "Тигра" видео:
4x4ru.com
СПМ-2 «Тигр» ГАЗ-233036
Общие данные
Годы пр-ва: | 2005—настоящее время |
Производитель: | Cummins (США) (бразильского производства) (или ЯМЗ(Россия)) |
Марка: | Cummins B205 или (ЯМЗ 5347-10) |
Тип: | дизельный с турбонаддувом |
Объём: | 5.9 (4.5) см3 |
Максимальная мощность: | 205 (215) кВт , при 2100 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | ~650 (750) Н·м, при 1900 об/мин |
Конфигурация: | Рядный-6 (4) |
Цилиндров: | 6 (4) |
Клапанов: | 16 |
мех. ГАЗ
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1840 мм |
Колея передняя: | 1840 мм |
Полная масса: | 7600 (СПМ-2) |
Динамические
Разгон до 100 км/ч: | 32 с до 100 |
Макс. скорость: | 160 км/ч |
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: | 1500 кг |
Расход топлива: | 25л/100 км.[1] |
Объём бака: | 2 х 70 л |
ГАЗ-2330 «Тигр» — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Производится Группой ГАЗ (ОАО «ГАЗ», Россия) на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах, с двигателями ЯМЗ-5347-10 (Россия), Cummins B-205 бразильского производства. Некоторые ранние образцы оснащались двигателями ГАЗ-562 (лицензионный Steyr), Cummins B-180 и B-215.
Непосредственным заказчиком многоцелевого транспортного средства выступала фирма Bin Jabr Group Ltd (BJG) из ОАЭ, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. Конечным заказчиком являлась компания King Abdullah II Design and Development Bureau (KADDB) иорданского короля Абдулы II[2]. Главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма Горьковского автозавода (ОАО «ГАЗ») ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (ПКТ). Первые образцы Tiger HMTV были представлены в Абу-Даби на Международной выставке вооружения IDEX-2001.
Автомобили заказчику понравились, но в результате контракт на поставку Тигра так и не был подписан, однако в Иордании в Аль Дулайле совместное арабо-иорданское предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA, 80 % акций у BJG) начала с июня 2005 года производство идентичных бронеавтомобилей Nimr в различных исполнениях.
Так у ГАЗа остался задел — разработанный и готовый к серийному производству автомобиль. На ГАЗе были собраны несколько автомобилей второй серии — с иной внешностью и интерьером. Именно они под названием ГАЗ-233034 «Тигр» были представлены на МIMS-2002.
После того, как в конце того же года два опытных образца автомобиля поступили в московский СОБР в опытную эксплуатацию, машиной заинтересовалось руководство МВД РФ и выступило заказчиком «Тигров». Серийное производство автомобилей «Тигр» было организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), где осуществляется и по сегодняшний день. На Горьковском автозаводе автомобили «Тигр» больше не выпускаются.
В настоящее время на ОАО «АМЗ» (входит в периметр управления ООО «Военно-промышленная компания») серийно производятся следующие модели автомобиля «Тигр»:
Автомобиль предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам и бездорожью. Представляет собой шасси рамной конструкции, несущее на себе основную часть агрегатов и кузов. Кузов автомобиля цельнометаллический однообъёмный пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку четырёх человек и до 1500 кг груза (бронированный трёхдверный однообъёмный, рассчитан на перевозку 6-9 человек и 1200 кг груза — для армейского и полицейских вариантов машины). Грузовое отделение отделено от пассажирского перегородкой, оборудовано сиденьями, на которых можно дополнительно разместить 2-4 человека.
В стандартную комплектацию автомобиля входят: гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колёс с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, с самоблокирующимися межколёсными дифференциалами повышенного трения, колёсные редукторы, автоматическая подкачка шин с электронным управлением, предпусковой подогреватель, электрическая лебёдка.
На ГАЗ-233001 «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер; аудиосистема; электростеклоподъёмники; дополнительный отопитель; независимый отопитель; Антиблокировочная система.
Блокировка межосевого дифференциала включается кнопкой на панели, а понижающий ряд трансмиссии включается рычагом. Межколёсные дифференциалы — кулачковые, самоблокирующиеся. Позаимствованы у БТР, как и сама подвеска колёс на сдвоенных поперечных рычагах. Кроме этого, у БТР взята ещё и централизованная система подкачки колёс.
Корпус бронированных вариантов «Тигра» сваривается из термообработанных бронелистов толщиной 5 мм (7 мм у СПМ-2), после чего он подвергается отпуску для снятия внутренних напряжений. Бронированная машина тяжелее обычной, со стальным кузовом, на 700 кг. Бронированный кузов получился настолько прочным, что можно было вполне обойтись и без отдельной рамы как на бронетранспортёрах. Но в целях унификации бронированный кузов сделали съёмным. Так что на одно и то же шасси можно устанавливать разные кузова — закрытые пассажирские, бронированные, с грузовой платформой. «Тигр» может перевозить полторы тонны груза.
Двигатель Cummins B205, шестицилиндровый рядный, с турбонаддувом 205 л.с./150 кВт, производства американской корпорации CUMMINS INC.
Стоимость гражданского «Тигра» составит от 100 до 120 тысяч долларов, в зависимости от модификации.
Основная статья ГАЗ-2975 «Тигр»
Прототип автомобиля повышенной проходимости с трёхдверным кузовом универсал, не бронированный, до сертификации[3].
Многоцелевой внедорожник, выполненный в двух-, трёхдверном небронированном исполнении.
Многоцелевой небронированный внедорожник с однообъёмным кузовом пятидверный универсал с задними распашными дверьми.
Многоцелевой небронированный четырёхместный внедорожник с кузовом четырёхдверный пикап и распашными створками грузовой платформы.
Многоцелевой небронированный двухместный внедорожник с кузовом двухдверный пикап и распашными створками грузовой платформы.
Многоцелевой небронированный внедорожник с кузовом трёхдверный универсал с задними распашными дверьми, выполненный как с однобъёмным, так и разделённым салоном.
Небронированная гражданская версия «Тигра», второй автомобиль с подобным индексом. Выпущен небольшой серией начиная с 2008 г. Владельцами таких автомобилей стали Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский (продан в Новосибирск, тюнинговому центру). Более широкие продажи автомобиля в розницу планировалось начать в 2009 г., тогда же анонсировано серийное производство на Арзамасском машиностроительном заводе. Автомобиль представлен в двух комплектациях — «люкс» и обычной.[4][5]
Опытный гражданский внедорожник класса SUV, представленный впервые в сентябре 2006 года на московском автосалоне в экспозиции «Русские автомобили». Информацию о запуске производства нового Тигр-2 огласил управляющий директор Арзамасского машиностроительного завода Василий Шупранов.
База внедорожника осталась без каких либо изменений, которое со стандартным армейским «Тигром» объединяет даже система централизованной подкачки шин. Гражданский вариант комплектовался турбодизелями Steyr с мощностью 190 л.с. или шестицилиндровым Cummins B205 мощностью 205 л.с. и рассчитан на скорости до 140—160 км/ч. Некоторые детали для салона внедорожника были позаимствованы у «Газели» и «Волги», а по внешнему дизайну прослеживалось сходство со стилем Hummer-2.
При весе в 3500 кг грузоподъёмность Тигр-2 равна 1200 кг, расход топлива на 100 км равен 15-ти литрам. Длина внедорожника — 5700 мм, ширина и высота — 2300 мм, дорожный просвет — 400 мм, колёсная база — 3300 мм, где передняя и задняя колея — 1840 мм. По сравнению с военной модификацией новый Тигр-2 стал легче на 2800 кг. Цена Тигр-2 планировалась на уровне 120 000 долларов, или примерно 3 600 000 рублей.[6]
В 2007 г. было принято решение о подготовке и использовании автомобилей «Тигр» в качестве парадных автомобилей.
В парадном «Тигре» использован двухдверный открытый кузов типа «кабриолет», обеспечивающий эргономически удобный и облегчённый вход-выход принимающего парад. Автомобиль комплектовался жёсткой съёмной крышей.
Для отделки трёхместного салона (два места спереди + одно сиденье в задней части) были использованы натуральные отделочные материалы и элитная отделка интерьера салона кожей, соответствующие уровню современных автомобилей VIP-класса. Для удобства движения на автомобиле стоя в салоне оборудована ручка-поручень с регулировкой по высоте. В багажнике в кормовой части машины размещалось снимаемое на время парада запасное колесо и аппаратура спецсвязи типа «Репетиция». Плавность хода при проведении торжественных мероприятий на парадном «Тигре» обеспечивается автоматической коробкой передач Allison Transmission серии 1000 (используемая и на Хаммерах h2). В качестве двигателя был использован Cummins B мощностью 205 л.с. Масса автомобиля была снижена с 7200 до 4750 кг.[7]
В ноябре 2008 года один образец нового парадного «Тигра» был представлен Министру обороны Анатолию Сердюкову на показе техники, выпускаемой ООО «ВПК». В итоге, три автомобиля были приняты на баланс Министерства обороны и переданы в Ленинградский военный округ для участия их в парадном расчёте при проведении Парада Победы 9 мая 2009 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге по случаю 64 годовщины Победы в Отечественной войне.[8]
ГАЗ-23034 СПМ-1 «Тигр»
Общие данные
Годы пр-ва: | 2005—настоящее время |
Производитель: | Cummins (США) (бразильского производства) |
Марка: | Cummins B205 |
Тип: | Дизельный, четырёхтактный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
Объём: | 5,9 л. см3 |
Максимальная мощность: | 205 л.с. кВт |
Конфигурация: | L (рядный) |
Цилиндров: | 6 |
Производитель: | ГАЗ |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 5-ступ. |
Раздаточная коробка — механическая двухступенчатая с блокируемым межосевым дифференциалом
Тип подвески — независимая на поперечных рычагах
Тормозные механизмы — колодочные барабанного типа с пневмогидравлическим приводомХарактеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1840 мм |
Колея передняя: | 1840 мм |
Полная масса: | 7400 кг. |
Динамические
Макс. скорость: | 140 км/ч |
На рынке
Сегмент: | J: Sports utility cars (SUVs, off-road vehicles) Стоимость — порядка 5 млн рублей (на 2010 г.)[9] |
Другое
Грузоподъёмность: | 1400 кг |
Расход топлива: | 15л/100 км. (паспортные)[10] |
Объём бака: | 2 х 68+2 л. |
Специальная полицейская машина ГАЗ-233034 СПМ-1 предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контртеррористических операций, выполнении задач территориальной обороны, оказании содействия ФПС России, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиты экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств.
ГАЗ-233034 СПМ-1 «Тигр» — бронированный автомобиль, имеет 3-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 бортовых и кормовой проекций. В лобовой проекции машина защищена по 5 классу ГОСТ. В крыше машины два люка прямоугольной формы без креплений под тяжёлое стрелковое вооружение. Ведение огня из личного оружия экипажа и десанта на ранних моделях осуществляется через закрывающиеся бойницы в виде крупных заслонок в корпусе и дверях. На поздних модификациях — через открывающиеся бронированные стекла в дверях и по бортам машины. В салоне оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и 7 человек десанта. На крыше автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемая установка отстрела специальных средств для разгона демонстраций «Лафет». Предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.
Штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль Абаим-Абанат. Изготовлен на базе ГАЗ-233034 СПМ-1. Предназначен для обеспечения возможности преодоления препятствий и проникновения боевой группы в здания на уровне второго и третьего этажа. Имеет штурмовую лестницу (трап), управляемую из кабины водителя специальным пультом. Также имеет три штурмовых щита, устанавливаемых на окончание штурмовой лестницы.
Штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль Абаим-Абанат. |
Упрощённая версия ГАЗ-2975. Результатом ОКР «Каратель», заключавшегося в создании семейства автомобилей грузоподъемностью от 1 до 2.5 тонн, предположительно стал бронеавтомобиль «Волк»[11].
ГАЗ-233036 СПМ-2 «Тигр-Альфа-ВВ» — бронированный автомобиль, имеет 5-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96. В крыше машины имеется два люка, в бронированных стёклах встроены закрывающиеся бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа и десанта, в салоне оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и 7 человек десанта. Предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.
Эксплуатанты:
Машина предназначена для организации связи командира (руководителя специального мероприятия) на стоянке и во время его перемещения с вышестоящим командованием (руководством федеральных органов исполнительной власти), подчинёнными силами и подразделениями, с взаимодействующими частями, органами управления и местными органами исполнительной власти. Машина унифицирована по корпусу с СПМ-2, и также имеет 5-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 по кругу.
На авиасалоне МАКС-2011, тульским Конструкторским Бюро Приборостроения (КБП), был продемонстрирован модернизированный Противотанковый Ракетный Комплекс «Корнет-ЭМ», в виде автоматической пусковой установки с прицельными системами и 4 контейнерами ПТУР «Корнет-ЭМ». Две такие установки были смонтированы на модифицированном шасси СПМ-2 ГАЗ-233036 Тигр — в таком виде комплекс демонстрировался на открытой экспозиции. Машина оснащается двумя выдвижными пусковыми установками на 8 ракет и оборудованием наводчика оператора (пульт управления с экранами для вывода изображения от прицельных систем), а также дополнительным боекомплектом на 8 ракет.
В настоящее время этот самоходный противотанковый комплекс проходит испытания на полигоне в Капустин-Яре. Предположительно, «Корнет-Д» — возможное обозначения комплекса для Российских Вооружённых Сил, а «Корнет-ЭМ» — экспортное наименование.
В начале 2010 года президент России Дмитрий Медведев на полигоне в подмосковном Солнечногорске при ознакомлении с российской бронетехникой лично ездил на броневике Тигр с 420-сильным двигателем Dodge Cummins ISB объемом 5,9 л, изначально предназначенного для пикапа Dodge Ram, и автоматической трансмиссией GM 545RFE, так же устанавливаемой на пикапы Dodge. Внешне автомобиль отличался дополнительным воздухозаборником над капотом и увеличенными тормозными барабанами. Время разгона автомобиля до 100 км/ч сократилось с 35 до 23 с по сравнению со стандартными версиями, а максимальная скорость выросла со 140 до 160 км/ч.[15]
Во время выставки «Интерполитех-2010» Военно-промышленная компания представила модернизированный автомобиль Тигр-М. На автомобиль установлен новый дизельный двигатель ЯМЗ 5347-10, новый бронированный капот, фильтровентиляционная установка, увеличено количество посадочных мест до 9, поворотная платформа с двустворчатым люком заменена на один распашной люк квадратной формы.
В настоящее время Тигр-М выпускается серийно и поступает на снабжение в Российскую Армию.
Эксплуатанты:
ВПК-233114 Тигр-М |
Специальное транспортное средство (СТС) на базе СПМ-2 ГАЗ-233036 «Тигр», предназначен для безопасной перевозки командного состава военных структур в условиях боевых действий[18]. Имеет четырёхдверный кузов «пикап» с усилением бронезащиты до класса 6А по ГОСТ. Предположительно — усиление противоминной защиты до Level 2A STANAG (6 кг ВВ под колесом и 3кг ВВ под днищем кузова). Противоминной защите экипажа (для четырёх человек в креслах) также способствуют специальные амортизированные кресла и подставки для ног, не прикреплённые к полу. По состоянию на ноябрь 2012г. подтверждающих защиту испытаний непроводилось.
Усиленное бронирование предположительно обеспечит защиту от обстрела с расстояния 5-10 м отечественными винтовочными патронами калибра 7,62 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 или патронами 7,62×51 мм NATO с бронебойными пулями M948, имеющими вольфрамовый сердечник. 10 октября 2011 г. в СМИ сообщается о том, что опытный образец изготовлен Арзамасским заводом для испытаний. На самом деле прототип автомобиля «Тигр-6А» впервые показан на показе бронетехники в Бронницах 10 июня 2011 г.
Глава автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-майор Александр Шевченко в ноябре 2012 года заявил, что "Тигров" с таким уровнем бронирования на испытания представлено не было. Была озвучена информация, что Тигр-6А пока не существует.[19]
СТС ГАЗ-233014 «Тигр» — специальное транспортное средство или армейский вариант автомобиля. Бронированный автомобиль, имеет 3-й класс баллистической защиты по ГОСТ Р 50963-96 бортовых и кормовой проекций. В лобовой проекции машина защищена по 5 классу ГОСТ. В крыше машины имеется один большой вращающийся люк со складывающейся двустворчатой крышкой и два кронштейна для крепления оружия. Ведение огня из личного оружия экипажа и десанта осуществляется через открывающиеся бронированные стекла в дверях и по бортам машины. В салоне оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и 4 человек десанта. Предусмотрены места для укладки боекомплекта, реактивных противотанковых гранат типа РПГ-26, установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.
Характеристики:
В 2011 году «Рособоронэкспорт» предложил Азербайджану создать на своей территории лицензионное производство бронемашин Тигр[23][24].
В настоящее время бронемашины СПМ и СТС Тигр выпускаются серийно и поступают на снабжение в МВД и МО. ГАЗ-233014 СТС Тигр постепенно заменяет модель ВПК-233114 Тигр-М, серийно производство которых постепенно увеличивается. В 2011 выполнен госзаказ на 34 машины.
18 января 2011 в газете «Известия» появилась статья (с источником в минобороны) о том что Министерство Обороны отказывается закупать автомобили Тигр (и Тигр-М) с 2014 года.
В 2010 году стало известно что МО РФ собирается закупить тысячу итальянских бронемашин Iveco LMV. Первоначально министерство обороны опровергло эту информацию[25], однако вскоре стало известно, что два автомобиля были отправлены из Италии в Россию для прохождения испытаний в Набережных Челнах на предприятии КАМАЗ[26][27], проводить сборку зарубежных автомобилей было решено на Ремдизель — одном из подразделений КАМАЗ[28].
В качестве аргументов в пользу покупки иностранной продукции была заявлена расчитанность Iveco LMV на обстрел по условиям класса защиты 6а и конструктивно заложенная возможность выдерживать взрыв пяти килограммов взрывчатки, производившиеся же на момент принятия решения Тигры (СПМ-1, СПМ-2, СТС) обладали «стрелковым» классом не выше пятого, и не имели противоминной защиты изначально[29].
В 2012 году началась сборка бронеавтомобилей Iveco LMV под маркой «Рысь» на 172-м Центральном автомобильном ремонтном заводе в городе Воронеже.
В 2010 году на международном форуме ТВМ-2010 в подмосковном Жуковском широкой публике были представлены три опытных образца полноприводных модульных бронеавтомобилей повышенной защищенности семейства ВПК-3927 «Волк», также разработанные ООО «Военно-инженерный центр», конструкторским подразделением Военно-промышленной компании (ВПК), входящей в холдинг «Русские машины» — основного акционера ОАО «ГАЗ».
Автомобили «Волк» выполнены как по схеме 4×4 (ВПК-3927), так и 6×6 (ВПК-39273). Важным отличием от предшественника является отсутствие цельносварного корпуса и модульное исполнение семейства, позволяющее создавать унифицированные транспортные платформы нового поколения.
Машина (в версии «Волк-М») имеет повышенную противопульную (класс 6А по ГОСТ Р 50963-96) и противоминную защиту (STANAG Level 2a/2b).
После отказа арабской компании BJG продолжать работы по проекту с российской компанией ПКТ[2] у каждой из сторон остался пакет технической документации, вдобавок в Абу-Даби остались три опытных образца бронеавтомобилей, проходивших после экспонирования на IDEX-2001 испытания в пустынных условиях.
Вскоре в Иордании в Аль Дулайле по заказу Генерального Штаба ОАЭ, фирмами BJG и KADDB было создано совместное предприятие Advanced Industries of Arabia (AIA, 80 % акций у BJG), на заводе которой начиная с июня 2005 года в течение 18 месяцев были собраны 500 бронеавтомобилей Nimr в четырёх различных исполнениях, в том числе с колёсной формулой 6×6 грузоподъемностью 5 тонн. По сравнению с опытними образцами новые машины укомплектованны двигателем MTU 6R 106 мощностью 325 л.с., трансмиссией Allison LCT 1000 и отличаются геометрией бронекорпуса. Впервые машины Nimr базового варианта были продемонстрированы в 2005 году на выставке IDEX 2005, где BJG объявила о подписании соглашения с индийской Vectra Group о создании в Индии совместного производства автомобилей Nimr.
В 2007 году на выставке IDEX-2007 компания AIA продемонстрировала разработанное в инициативном порядке семейство машин Nimr II[30], являющееся дальнейшей разработкой базового варианта машины Nimr. В числе улучшений заявлялись: круговая баллистическая защита доведённая до уровня 3 В6 стандарта STANAG 4569; базовая противоминная защита от взрыва мин весом до 6 кг; увеличенная с 320 до 350 л.с. мощность двигателя; увеличенная до 2,5 тонн грузоподъемность. Кроме колёс, двигателя и коробки передач, все составляющие платформы Nimr, включая карданную передачу, шасси и броню были разработаны и произведены компанией BJG.
dic.academic.ru
ГАЗ-2330 "Тигр" — российский многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский внедорожник. Производится Группой ГАЗ (ОАО «ГАЗ», Россия) на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах, с двигателями ГАЗ-562(Россия), Cummins B-180 или B-215 (производимыми совместным с Камаз предприятием — Cummins Kama в России). По внешности, назначению, названию - это внедорожник - агрессор. Нареченный "Тигром" другим быть не может. Такой автомобиль просто обязан вызывать восхищение у "своих" и трепет у "чужих", потому что он военный. Не какой-то военнообязанный, которого в случае чего можно с некоторыми переделками поставить под ружье, а военный в лучшем и самом правильном понимании этого слова - профессионал, нашедший свое призвание в армейской среде, отлично умеющий воевать.
ГАЗ 2330 "Тигр" российский многоцелевой внедорожник. В истории создания этого автомобиля много противоречивой информации, но одно прослеживается абсолютно ясно, что проект зародился в начале 1999 года. Именно тогда многопрофильная фирма Bin Jabr Group, Ltd (BJG) из Объединенных Арабских Эмиратов обратилась к нижегородцам с предложением разработать многоцелевой автомобиль, который мог бы заменить в армии ОАЭ американские HMMWV, выделив на разработку и изготовление опытных образцов 60 миллионов долларов США. С нашей стороны главным исполнителем и координатором проекта стала дочерняя фирма ГАЗа небольшая инжиниренговая компания"ПКТ" (Промышленно- компьюторные технологии" К созданию машины были привлечены специалисты ГАЗа, Арзамасского механического завода, а также ряда предприятий авиационной промышленности. Автомобиль должен удовлетворять самые высокие требования как по внешнему дизайну, так и по рациональности интеръера. По техническим параметрам машина должна обладать хорошей технологичностью в серийном производстве, простой конструкцией узлов и агрегатов, высокой надежностью при эксплуатации в условиях пустыни (до + 50С) и способностью преодолевать песчанные барханы. Так же были оговорены углы въезда и съезда (оба 52 градуса) и конструктивная возможность преодоления водных преград глубиной до 1.2 м. При этом, условия для экипажа должны быть на уровне легкового автомобиля среднего класса. То есть, согласно техническому заданию автомобиль должен быть многофункциональным.
ГАЗ 2330 "Тигр" на испытаниях. Весь комплекс проектно-конструкторских работ был выполнен за рекордно короткие сроки и уже в марте 2001 года были изготовлены три демонстрационных образца, которые и были показаны на выставке вооружений IDEX-2001 в столице ОАЭ Абу-Даби, тогда же они получили имя -"Tiger". Заказчика, представленные образцы полностью удовлетворили. Однако предусмотренные по контракту совместные полномасштабные шестимесячные испытания в Арабских Эмиратах почему-то застопорились. Заказчик вдруг как бы утратил интерес к проекту. Возможно это были какие то политические игры, но это уже не так было важно, машина уже жила. Срок контракта подошел к концу и финансирование дальнейших работ взял на себя Горьковский автозавод, и на сегодняшний день все права принадлежат нижегородцам.
ГАЗ 2330 "Тигр" готов к службе. После отказа арабской компании BJG продолжать работы по проекту с российской компанией ПКТ, у каждой из сторон остался пакет технической документации, вдобавок в Абу-Даби остались три опытных образца бронеавтомобилей, проходивших после экспонирования на IDEX-2001 испытания в пустынных условиях. Несколько лет спустя, у компании BJG из ОАЭ объявился внедерожник NIMR внешне мало отличающийся от "Тигра", может в этом и есть разгадка. Да и имя NIMP (Аравийский леопард - Panthera pardus nimr) так же из семейства кашачих, правда несколько поменьше...
Многоцелевой внедорожник NUMR (Леопард) с тигриными корнями.
Российская премьера ГАЗ 2330 "Тигр", созданной специалистами "ГАЗа" состоялась на открывшейся 21 августа 2002 года 7-ой Московской международной автомобильной выставке "MIMS-2002" , где она была впервые показана. Несколькими днями позже, внедорожник под пристальными взорами зрителей как в погонах, так и без таковых, лихо преодолевал полосу препятствий, крутые склоны и водные преграды на подмосковном военном автополигоне в Бронницах, впечатляя своей мощью и проходимостью.
ГАЗ 2330 "Тигр" в тигрином окрасе, демонстрация мощи. То, что "Тигр" создавался под впечатлением американского Hummer, сомнений нет. Но удивление это не вызывает, "хаммеризация" легких армейских транспортных средств идет семимильными шагами по всему миру. А почему Россия должна быть исключением? На аналогию с американским военным вездеходом подталкивает компановка и конструкция ходовой части машины. У "Тигра" тоже использованы колесные редуктора, а КПП и раздатка убраны из под днища и внедрены в специальный кожух выпирающий в салон, и который продольно разделил его на уровне сидений на две части. Результат - дорожный просвет получился просто гигантским: он составил 400 мм. что лишь на 6 мм.меньше чем у Hummer на 100 мм.больше чем у военного "редукторного" УАЗа и на 180 мм.больше чем у гражданского УАЗа без колесных редукторов.
ГАЗ 2330 "Тигр" на выставке. Но на этом прямое сходство с американцем заканчивается. Особенно отрадно, что дизайнеры "ГАЗа" не стали копировать его основные стилевые решения, как поступают большинство их колег по всему миру. И правильно - собственными силами и талантом удалось сотворить внешность "Тигра" не хуже. Во всяком случае, "русским Хаммером" его называть не станут.
ГАЗ 2330 "Тигр" имеет свой облик и "русским Hummer" его называть не станут. Под капотом нижегородских внедорожников - силовые агрегаты как российский ГАЗ 562, так и импортные - это или Cummins B-180 мощностью 180 л.с,при 2500 об/мин.с ручной 6-ступенчатой КПП, или 215- сильный Cummins В-215 с 5-ступенчатыми АКПП Оба двигателя - рядные дизельные "шестерки" рабочим объемом 5.9 л. оснащенные турбонаддувом с промежуточным охладителем воздуха, исключительно надежны и долговечны. Возможна установка и собственного газовского шестицилиндрового турбодизеля Газ-562 рабочим объемом 3.2 л. и мощностью 197 л.с. при 3800 об/мин. выпускаемого малыми сериями по линцензии Steur. В раздаточную коробку установлен блокирующий дифференциал, в мостах - самоблокирующие дифференциалы повышенного трения. Подвеска автомобиля - рычажно торсионная, полностью независимая. Ее основные элементы. как и элементы мостов заимствованы у бронетранспортера БТР-80. Все они, как и другие компоненты силовой конструкции автомобиля выполнены с повышенным запасом прочности - создатели "Тигра" подчеркивали, что он расчитан на высокоскоростное передвижение как по дорогам, так и по пересеченной местности. Турбо-дизель Cummins B 180, рядная "шестерка" основной двигатель ГАЗ 2330. Другими словами, внедорожник в боевой обстановке должен преодолевать рвы канавы и кочки не с минимальной скоростью на первой передаче как его гражданские коллеги, а мчаться по ним в предельном темпе ( в зависимости от двигателя максимальная скорость составляет 125-140 км/час.) Естественно, для этого узлы и агрегаты трансмиссии, несущей системы и подвески должны быто особо прочными, а значит массивными. Поэтому. если к тому же учесть двухмилиметровую толщину металлических листов кузова , можно не удивляться. что снаряженная масса машины равна пяти тоннам.. Получается, что на каждое колесо приходится минимум 1.25 т. - практически вес легковых Жигулей. В результате автомобиль. чтобы он не закапывался в грунт, пришлось обуть в широченные шины, размерность которых 335/80 R20
ГАЗ 2330 "Тигр" передняя торсионная независимая подвеска на поперечных рычагах. Теперь о салоне. В первом ряду всего два сидения. Третье установить невозможно, поскольку между ними, как и у Hummera, выпирает объемный кожух трансмиссии. На нем расположены рычаги управления КПП и РК. Причем последний сильно смещен назад, и пользоваться им будет не совсем удобно. Второй ряд сидений тоже для двух человек, хотя трансмиссионный кожух не тянется как у американского аналога через весь салон, он все равно не дает установить еще одно сидение, мкжду двумя другими.
ГАЗ 2330 "Тигр" водительское место.
Но разделение салона трансмиссией на две части , не единственное неудобство пассажиров. Для увеличения проходимости, колесная база "Тигра" сравнительно небольшой (3000 мм.), что не позволило обеспечить достаточно места для ног, удобно устроиться может только впереди сидящий, отодвинув свое сидение назад, или сидящий сзади, сдвинув переднее сидение вперед. А вот тому и другому, если их рост выше среднего. вольготно расположиться не удастся. Конечно, военные будут считать внедорожник просторным и эргономичным согласно приказу, но как убедить в этом потенциальных гражданских покупателей, которые уже приучены к высокому комфорту даже самых внедорожных из внедорожников?
ГАЗ 2330 "Тигр" задний ряд сидений удобнее чем в Hummer.
Основных вариантов кузова "Тигра" три. Первый двухрядный четырехдверный закрытый кузов с небольшим открытым отсеком в его задней части, имеет индекс ГАЗ-29752. Внедорожник с полным закрытым 10-местным кузовом, защищенный броней, назван ГАЗ-29751. Так же есть грузовой вариант с двухместной кабиной и тентованной бортовой платформой. Появились и бронированные модели. На московском автосалоне 2006 года в экспозиции "Русские Автомобили" УКЭР ГАЗа был продемонстрирован образец перспективного внедорожника большого класса ГАЗ 3121 "Тигр-2". Данная модель представляет собой дальнейшее развитие автомобиля двойного назначения "Тигр" в плане приспособления к эксплуатации в гражданском секторе. Последующие годы машина стремительно развиваетсь, появились ее почитатели а самое главное заказчики, в том числе и МВД России. Сегодня "Тигр" не только взят на вооружение войск МВД, но и начался его "призыв" в Российскую армию. Одновременно машина стала более адаптирована и для гражданской работы... ГАЗ 3121 "Тигр 2" гражданская версия.
ГАЗ 3121 "Тигр-2" - абсолютно новая машина, с «обычным» Тигром его объединяет лишь имя и система централизованной подкачки шин. Он компактнее, легче («всего-то» 3.5 тонны), быстрее. Новый внедорожник, по утверждению разработчиков, сочетает плавность хода «Чайки» с высочайшей проходимостью и рассчитан на скорость до 160 км/ч. «Тигр-2» приводится в движение турбодизелем Steyr мощностью 190 л.с.. Дизайнеры постарались придать «Тигру-2» нарочито грубый, утилитарный вид. Получилось не очень удачно – внедорожник напоминает простоватого родственника Hummer h3 из провинции. Салон внедорожника выполнен в духе «Волги» или «Газели», у которых позаимствованы некоторые детали интерьера. Но не будем его путать с нашим грозным "Тигром"
"Тигр" он и есть тагр, мощный многоцелевой российский внедорожник, продукт нового тысячелетия с неограниченной перспективой и возможностями...
gpmar.ru
Осенью 2003 г. два бронированных ГАЗ-2330 «Тигр» поступили в опытную эксплуатацию в московский ОМОН. Через год руководство МВД приняло решение о приобретении партии СТС для оснащения спецподразделений. Серийное производство организовано на Арзамасском заводе, входящем в ООО «ВПК» («Военно-промышленная компания»), уже с учетом замечаний и пожеланий спецназовцев. «Тигр» вышел на простор. Многие до сих пор уверены, что машина изготовлена на шасси автомобиля ГАЗ-66. Почему-то сложилось такое мнение, но в конструкции «Тигра» практически нет узлов и агрегатов «шестьдесят шестого». Общие у них только колесная формула 4x4 и рамная конструкция. В автомобиле ГАЗ-2330 «Тигр» на сварной раме высокой жесткости смонтированы независимая торсионная двухрычажная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами, силовой агрегат в составе: дизельный двигатель, сцепление с пневмогидраелическим усилителем, пятиступенчатая механическая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом с электропневмоприводом его блокировки, системы двигателя (охлаждения, топливная и т.д.), два моста с самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения, колесные редукторы, колеса с шинами для движения по труднопроходимой местности.
При создании специального транспортного средства ГАЗ-2330 «Тигр» было принято решение о максимально возможной поузловой унификации с проверенными многолетней эксплуатацией и боевым использованием узлами бронетранспортера БТР-80 и многоцелееого высокомобильного бронированного автомобиля ГАЗ-39371 «Водник». Речь идет, прежде всего, о наиболее нагруженных узлах ходовой части. Это значительно уменьшило время проектирования СТС и позволило избежать проблем, связанных с освоением производства новых узлов. Но в отличие от многоосных бронетранспортеров. понадобился более высокий ресурс узлов и машины в целом. Поэтому каждый элемент конструкции был глубоко модернизирован, их надежность подтвердили многочисленные испытания.
Согласно техническим требованиям СТС ГАЗ-2330 «Тигр» должен развивать высокую скорость движения как по дорогам общего пользования, так и по труднопроходимой сильнопересеченной местности, Эти характеристики гарантированы новой конструкцией торсионов, увеличенными ходами рычагов подвески, новыми энергоемкими гидравлическими амортизаторами. Новая длинноходная подвеска, клиренс 400 мм. большие углы свеса, оптимальная колесная база, постоянный полный привод, возможность блокировки межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивают высочайшую проходимость по слабонесущим сырым грунтам и устойчивость при движении с максимальной скоростью как на сухом, так и на мокром шоссе. Экипаж чувствует себя комфортно как при движении по шоссе (до 140 км/ч), так на бездорожье (до 70 км/ч). В настоящее время в качестве силового агрегата на ГАЗ-2330 «Тигр» используется турбонаддувный дизельный двигатель с жидкостным охлаждением Cummins 205 (широко используется на автобусах ПАЗ). Его 20S л.с. обеспечивают СТС удельную мощность более 28 л.с./т и соответственно, высокие динамические характеристики. В ближайшей перспективе, в первую очередь на «Тигры», которые пойдут е Министерство обороны РФ, установят отечественный дизельный двигатель ЯМЗ-534 с турбонаддувом. Этот мотор компактнее, развивает большую мощность (235 лс} и отвечает экологическим требованиям «Евро-3».
Рамная конструкция СТС ГАЗ-2330 «Тигр» позволяет использовать единое базовое шасси под установку различных кузовов в зависимости от пожеланий заказчиков, будь то военный, полицейский или гражданский вариант автомобиля. В настоящее время на ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» освоены в серийном производстве три модификации: две с бронированными кузовами для нужд МВД РФ (ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036) и модель С небронированным кузовом (ГАЗ-233001). Модификация С бронированным кузовом для спецподразделений МО РФ (ГАЗ-233014) будет запущена в серию с началом поставок отечественных моторов. Серийные модификации унифицированы по конструкции моторно-трансмиссионного отделения, отделения управления, отличаются уровнем пулестойкости (толщиной бронирования) и конструкцией кузовов. Кроме того, модификации с бронированными кузовами имеют однообъемные трехдверные кузова с открывающимися боковыми и задними окнами или со встроенными в стекла бойницами для ведения стрельбы из стрелкового оружия.
На крыше бронированного армейского ГАЗ-2330 «Тигр» установлена поворотная платформа, на которой а перспективе планируется монтаж турельных установок под различное стрелковое оружие: 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 (АГС-30), 12,7-мм пулемет «КОРД» или 7,62-мм пулемет ПКМ (ПКП «Печенег»), Размер люка поворотной платформы позволит вести одновременную стрельбу в двух направлениях двум членам экипажа, Внутри СТС «Тигр» ГАЗ-233014 будут установлены укладки для магазин-коробок боекомплекта пулеметов и гранатомета, оборудованы места крепления по-походному боеприпасов и оружия (РПГ-22, РПГ-26 или РШГ-2) и ПЗРК («Игла» или «Игла-С»). Этот вариант «Тигра» оснащен также двумя мощными фарами-искателями, установленными по одной спереди и сзади на крыше и управляемыми изнутри машины. На крышах бронекузовов СТС «Тигр» для МВД (ГАЗ-233034 и ГАЗ-233036) оборудованы по два люка прямоугольной формы. Кронштейны на люках под установку оружия в этих модификациях не предусмотрены.
Внутри кузова на трансмиссионном тоннеле установлен универсальный кронштейн под монтаж средств связи с их подключением к электропитанию. Снаружи имеются кронштейны под установку антенн. Чтобы обезопасить экипаж от поражения вторичными осколками и для исключения рикошета при пробитии брони, на внутренней поверхности кузовов всех бронированных вариантов СТС ГАЗ-2330 «Тигр» установлена антиосколочная защита. Небронированная модификация имеет четырехдверный кузов с изолированным от обитаемого отделения багажным отделением с двухстворчатой дверью. Поскольку шасси автомобиля, трансмиссия и силовой агрегат остались прежними, то и проходимость машины также осталась очень высокой. Небольшая партия небронированных пятидверных «Тигров», выпущенная несколько лет назад, сразу же была раскуплена.
Все модификации СТС ГАЗ-2330 «Тигр» оснащены системой автоматического регулирования давления воздуха в шинах, управляемой водителем с помощью электронного блока, системой автоматического пожаротушения с возможностью включения с места водителя, предпусковым подогревателем, обеспечивающим запуск двигателя при температурах до -50С. Есть отопление обитаемого отделения кузова. Для удобства рулевое колесо и сиденья водителя и переднего пассажира регулируются по высоте и в горизонтальном направлении. Модификации с бронированным кузовом имеют лебедку самовытаскивания с электроприводом, места подключения воздушной системы тормозов и электропитания на передней и задней поперечинах рамы для подсоединения к буксиру при буксировке. Кроме того, на данных модификациях могут быть установлены светомаскировочные устройства. На небронированных «Тиграх» лебедка устанавливается по желанию заказчика. Также на СТС «Тигр» могут быть установлены автоматическая коробка передач, система кондиционирования, антиблокировочная система, сеть для закрепления рейдовых рюкзаков экипажа на крыше машины. СТС «Тигр» постоянно совершенствуется. Недавно появилась модель с бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) и мультиплексной системой управления электрооборудованием, которая состоит из двух подсистем: контроля функционирования и навигации и комплексного управления и контроля состояния электрооборудования автомобиля. Подсистемы интегрированы в бортовую сеть машины при помощи мультиплексной шины CAN.
Все образцы СТС ГАЗ-2330 «Тигр» получили самые высокие отзывы от эксплуатирующих их организаций и структур. Следует отметить, что «Тигры» уже побывали в бою. Определенное количество принимало участие в операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г. По отзывам экипажей, в Южной Осетии СТС ГАЗ-2330 «Тигр» зарекомендовали себя хорошо. Благодаря своим превосходным качествам машины уберегли не одну жизнь наших солдат и офицеров. Подробности, в силу специфики, не раскрываются, но факт остается фактом - появление «Тигров» заставило противника сложить оружие.
Тактико-технические характеристики ГАЗ-233014 «Тигр»Длина, мм — 4610Ширина, мм — 2200Высота, мм — 2000Колёсная база, мм — 3000Дорожный просвет, мм — 400Колёсная формула — 4x4Грузоподъёмность, кг — 1500Вместимость, чел. — 2-10Шины, размерность — 335/80 R20Снаряжённая масса автомобиля, кг — 5300Максимальная скорость, км/ч — 125—140Угол преодолеваемого подъёма, град. — 45Допустимый крен при движении по косогору, град. — 30Глубина преодолеваемого брода, м — 1,2Угол свеса передний/задний, град. — 52 / 52Минимальный радиус поворота, м — 8,9Трансмиссия — 6-МКПП/5-АКППСтоимость — около $60 тыс.
www.dogswar.ru
ГАЗ-2975 «Тигр» — это бронированный автомобиль-внедорожник, произведенный по заказу Иордании в дочерней компании Горьковского автомобильного завода ЗАО «Промышленные компьютерные технологии», сокращенно «ПКТ».
1. Фотографии2. Видео3. История создания4. Конструкция5. Тактико-технические характеристики
5.1 Размеры
5.2 Вооружение
5.3 Подвижность
5.4 Остальные параметры
6. Дальнейшее развитие
Прототипом будущей машины послужил «Хаммер». Проектно-конструкторские работы были сделаны быстро. Разработкой бронированного корпуса и небронированного кузова занимались «Промышленные компьютерные технологии», а ГАЗу достались шасси. Также к работам над машиной были привлечены специалисты Нижегородского авиастроительного завода «Сокол», Арзамасского машиностроительного завода и остальных предприятий. В 2000 году машине было присвоено наименование «Tiger» и обозначение ГА3-2975.
Конструкция машины выполнена в виде классической капотной компоновки. На базе лонжеронной рамы, произведенной из спецстали с повышенными прочностными характеристиками, установлены раздаточная двуступенчатая коробка с блокируемым дифференциалом ГАЗ-3937 «Водник», турбодизель с автоматической либо механической коробкой передач, рулевое управление с гидроусилителем, подвеска, два топливных бака, с суммарным объемом 140 литров и система охлаждения.
В 2001-2002 гг. компания ПКТ, выполняя заказ ГАЗа, сделала переработку ГАЗ-2975. Особенно, что требовалось от нового варианта – это защита экипажа на высшем уровне. В ходе работ было произведено пять образцов транспортного многоцелевого средства повышенной проходимости с кузовами трех типов, которые для выставки и показательных выступлений отправили в Москву и в город Бронницы, Московская область.
Эти образцы представляли такие проекты, как ГАЗ-29751 (Tiger I), ГАЗ-29752 (Tiger II) и ГАЗ-29753 (Tiger III). Первый из них представлял собой трехдверный бронеавтомобиль с грузопассажирским отсеком, второй — пятидверный, способный перевозить 0,5-1 тонну груза и до четырех человек, а третий – трехдверный, оснащенный грузовой тентованной платформой. Все пять образцов оснащены шестиступенчатой механической коробкой передач Praga 6PS51 и двигателем Cummins B-180. В целях уменьшения массы переднее оперение автомобилей было сделано из композитов.
Во второй половине 2002 года на Горьковском автозаводе была произведена сборка пяти новых машин, в целях сертификационных внутризаводских испытаний. Автомобили было решено изготавливать на дочернем предприятии ООО «ЗАМС». На Арзамасский машиностроительный завод была возложена обязанность изготовлять только ходовые части.
В 2003 году для проведения разнообразных испытаний произвелась сборка следующих пяти «Tiger». После вручения сертификата соответствия транспортных средств категории N2 этот проект получил обозначение ГАЗ-2330.
contract-army.ru