Несомненно, домашний электрик должен уметь правильно подключить электродвигатель к сети, и основная загвоздка здесь – количество выводов различного рода обмоток: их достаточно много, в них трудно разобраться. Большую помощь окажет знание условных унифицированных обозначений, применимых к отечественным электродвигателям.
Наибольшую сложность представляет подключение двигателя постоянного тока; здесь количество выводов может быть больше десяти. Обозначаются они начальными буквами слов, отражающих их функциональное назначение:
Я1 и Я2 – начало и конец обмотки якоря;
К1 и К2 – начало и конец компенсационной обмотки;
Д1 и Д2 – начало и конец обмотки добавочных полюсов;
С1 и С2 – начало и конец последовательной (сериесной) обмотки возбуждения;
Ш1 и Ш2 – начало и конец параллельной (шунтовой) обмотки возбуждения;
У1 и У2 – начало и конец уравнительного провода соответственно.
Разобраться с двигателями переменного тока, имеющими значительно меньшее количество выводов, намного проще:
– если обмотки статора трехфазных двигателей переменного тока соединены звездой, то начало статорных обмоток обозначается как С1, С2 и С3 (соответственно первой, второй и третьей фазы); нулевая точка – 0. Если статорная обмотка имеет шесть выводов, то обозначения С4, С5 и С6 указывают на концы обмоток (соответственно первой – 4, второй – 5 и третьей фазы – 6);
– если соединение обмоток статора осуществляется треугольником, то обозначения С1, С2 и С3 определяют зажимы соответственно первой, второй и третьей фаз. Трехфазные асинхронные двигатели имеют выводы роторных обмоток, обозначаемые как Р1, Р2 и Р3 (соответственно первой, второй и третьей фаз), 0 обозначает нулевую точку. Выводы обмоток асинхронных многоскоростных двигателей обозначаются: для 4 полюсов – 4С1, 4С2 и 4С3; для 8 полюсов – 8С1, 8С2 и 8С3. В асинхронных однофазных двигателях выводы главной обмотки обозначаются: С1 – начало, С2 – конец. Для выводов пусковой обмотки этих же двигателей приняты обозначения: П1– начало, П2 – конец.
Выводы обмотки возбудителя синхронных двигателей, которые носят название индукторов, обозначаются как И1 и И2 (соответственно начало и конец обмотки).
Для того чтобы при подсоединении выводов обмоток коллекторных машин было как можно меньше путаницы, на заводах-изготовителях и в ремонтных мастерских их помечают разными цветами: выводы обмотки якоря – белым цветом; последовательной обмотки возбуждения – красным (если она имеет дополнительный вывод, то его помечают красным и желтым цветами); параллельной обмотки возбуждения – зеленым. Для определения начал и концов обмоток последние всегда помечаются добавленным к основному черным цветом; таким образом получается, что начала обмоток имеют одноцветные пометки, а концы – двухцветные.
Цветовая пометка выводов обмоток электродвигателей является дополнением к буквенной. Однако в электромоторах малой мощности обмотки выполняются проводами, толщина которых не позволяет применить буквенное обозначение, поэтому цветовая маркировка является здесь основной и единственной.
В трехфазных двигателях начало первой фазы обозначается желтым цветом, начало второй – зеленым, начало третьей – красным, черный цвет указывает на нулевую точку. При шести выводах маркировка начала обмоток сохраняется, а маркировка концов производится основным цветом с добавлением черного.
Выводы обмоток асинхронных однофазных двигателей в маркировке имеют следующие цвета: начало главной обмотки обозначается красным проводом, начало пусковой обмотки – синим, в маркировке концов обмоток, как обычно, помимо основного цвета, присутствует черный.
380-volt.ru
Ц е л ь р а б о т ы – изучить конструкцию асинхронного двигателя, научиться маркировать концы обмоток статора; ознакомиться с условиями пуска двигателя, его реверсированием [1, с. 505 – 513; с. 357 – 367].
Основные теоретические положение
Маркировкой концов трехфазной статорной обмотки называется процесс определения начала и конца обмотки каждой из трех фаз АД, которые составляют единую систему возбуждения машины. Основное назначение статорной обмотки – создание кругового вращающегося магнитного поля. Несогласованное функционирование фазных обмоток приводит к нарушению эффективности работы машины или потере работоспособности машины в целом.
При создании кругового (неизменного по величине) вращающегося магнитного поля нужно соблюдать правила подключения начал и концов фазных обмоток (С1, С2, С3 – начала фаз и С4, С5, С6 – соответственно концы фаз).
Необходимость в маркировке возникает, когда по каким – либо причинам утеряны сведения о заводской маркировке или в случае самостоятельного изготовления статорной обмотки двигателя.
В настоящей работе надлежит изучить конструкцию асинхронных машин, используя литературу [1 – 6] и имеющиеся в лаборатории детали и разрезы асинхронных машин.
Экспериментальная часть
1) Ознакомиться с исследуемым двигателем, занести номинальные параметры машины в отчет.
2) Произвести разбивку концов обмоток по фазам.
3) Определить начала и концы каждой фазы.
4) Собрать схему, представляемую на рис.5, и осуществить пуск двигателя следующими способами:
а) прямой пуск при соединении обмоток «звездой»;
б) прямой пуск при соединении обмоток «треугольником»
в) пуск при пониженном напряжении питания путем переключения обмоток со «звезды» на «треугольник».
Измерить пусковые токи при всех способах пуска, занести данные в отчет. Найти соотношение между этими токами.
5) Осуществить пуск двигателя с помощью магнитного пускателя.
6) Произвести испытания возможности работы и пуска АД на двух фазах.
7) Реверсировать направление вращения двигателя.
8) Записать выводы в отчет.
| |||||||||||||
Методические указания
Процедура маркировки заключается в проведении двух операций:
разбивка обмоток по фазам;
непосредственно маркировка, т.е. определение начал и концов фаз.
Разбивка концов обмоток статора по фазам производится любым известным методом. В начале рекомендуется использовать вольтметр переменного тока на 250 В, включенный в схеме, приведенной на рис.6. Один вывод вольтметра подключают к одной фазе источника, другой – к одному из концов обмотки. Оставшиеся концы обмотки попеременно подключают к другой фазе источника. Вольтметр показывает напряжение сети тогда, когда электрическая цепь замкнется, т.е. два конца будут принадлежать одной фазе обмотки. Все переключения производить при выключенном источнике.
Начала и концы обмоток фаз в данной работе определить следующим способом (рис.7). Начало и конец первой фазы выбрать произвольно, а вторую фазу маркировать относительно первой: к концу первой фазы присоединить предполагаемое начало второй, затем к свободным концам подвести напряжение сети. Если начало второй фазы выбрано правильно, то вольтметр, подключенный к третьей фазе, покажет определенное напряжение; если это напряжение равно нулю, то конец и начало второй фазы выбраны неверно и их необходимо поменять.
Точно так же определить начало и конец третьей фазы. Закрепить на началах и концах фаз соответствующие бирки.
Маркировку концов обмоток по стандарту проводят с помощью милливольтметра. Для этого к обмотке одной из фаз подключают через рубильник источник постоянного тока (аккумулятор), который выбирают так, чтобы по обмотке проходил небольшой ток (обмотка при этом не должна сильно греться). В момент включения или отключения рубильника в обмотках двух других фаз будет индуктироваться электродвижущая сила (ЭДС), причем ее направление будет зависеть от полярности концов обмотки фазы, в которую включен аккумулятор. Если к условному началу присоединен «плюс» батареи, а к условному концу – «минус», то при отключении рубильника на других фазах будет «плюс» на началах и «минус» на концах, что можно определить по направлению отклонения стрелки милливольтметра, подключаемого поочередно к выводам концов двух других фаз. При включении рубильника полярность на других фазах будет обратной указанной.
|
|
|
|
величиной пускового момента или его кратностью ;
продолжительностью или плавностью пуска двигателя в ход;
сложностью пусковой операции;
экономичностью пусковой операции (стоимостью и надежностью пусковой аппаратуры), а также потерей энергии в ней.
|
|
При пуске следует иметь в виду, что если на паспорте двигателя указано
|
380 В – «звездой». При соединении обмоток «звездой» величина пускового тока
|
|
где – сопротивление короткого замыкания фазы
обмотки. Прямое включение на «треугольник» вызывает большие пусковые токи:
| |||
|
Сопоставляя значения пусковых токов, видим, что
Описанный способ пуска имеет серьезный недостаток. Уменьшение пускового тока в три раза приводит к снижению пускового момента в три раза. Такое значительное уменьшение момента при пуске не позволяет применить этот способ для двигателей, включаемых с нагрузкой на валу.
Снижение напряжения при пуске АД может быть достигнуто включением в цепь статора двигателя реакторов или автотрансформаторов. Таким способом запускают АД большой мощности.
Для пуска двигателя с фазным ротором в цепь ротора включают пусковые сопротивления и тем самым увеличивают активное сопротивление цепи ротора.
По мере разгона двигателя пусковые сопротивления выводят из цепи ротора. Пусковые реостаты рассчитаны на кратковременную работу под током, и поэтому оставлять его в цепи ротора после пуска двигателя нельзя.
Для реверсирования двигателя достаточно поменять любые две фазы двигателя, что приводит к изменению направления вращения магнитного поля статора и вращению ротора в другую сторону.
Пуск двигателя на двух фазах невозможен. Длительное включение двигателя на двух фазах опасно (двигатель перегревается).
Если в процессе работы двигателя произошел обрыв одной фазы, то он может продолжить работу. При этом увеличивается потребление тока почти в два раза. Кроме повышения магнитного шума (за счет того, что магнитное поле стало не круговым, а эллиптическим) происходит перегрев обмоток АД, что является основной причиной выхода их из строя.
2.4. Контрольные вопросы
1) Какие существуют способы определения начала и конца обмотки статора?
2) Какие существуют способы пуска асинхронных двигателей?
3) Куда расходуется потребляемая при пуске мощность?
Лабораторная работа 3
lektsia.com
ОБОЗНАЧЕНИЕ ВЫВОДОВ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ.
При соединении обмоток статора трехфазных электродвигателей переменного тока звездой приняты следующие обозначения начала обмоток: первая фаза обмотки — С1, вторая фаза обмотки — С2, третья фаза обмотки — С3, нулевая точка — 0. При шести выводах в электродвигателе начало обмотки первой фазы — С1, второй фазы — С2, третьей фазы — С3; конец обмотки первой фазы — С4, конец обмотки второй фазы — С5, конец обмотки третьей фазы — С6.
При соединении обмоток электрических машин в треугольник зажим первой фазы обмотки — С1, второй фазы обмотки — С2 и третьей фазы обмотки — С3. У трехфазных асинхронных электродвигателей с фазным ротором (крановые электродвигатели) роторная обмотка первой фазы обмотки — Р1, второй фазы обмотки — Р2, третьей фазы обмотки — Р3, нулевая точка — 0.
У асинхронных многоскоростных электродвигателей выводы обмоток указывают количество полюсов электродвигателя, например для 4 полюсов — 4С1, 4С2, 4СЗ; для 8 полюсов — 8С1, 8С2, 8СЗ и т. п.
У синхронных машин (индукторов) начало обмотки возбудителя — И1, конец — И2. В электродвигателях постоянного тока начало обмотки якоря — Я1, конец — Я2. Начало компенсационной обмотки — К1, конец— К2; качало обмотки добавочных полюсов — Д1, конец — Д2; начало обмотки возбуждения последовательной — С1, конец — С2; начало обмотки возбуждения параллельной — Ш1, конец — Ш2; начало обмотки или провода уравнительного — У1, конец — У2.
ОБМОТКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА: | ||
Обмотка статора электродвигателя | началоконец||
Открытая схема обмотки (число выводов 6) | ||
первая фаза | C1 | C4 |
вторая фаза | C2 | C5 |
третья фаза | C3 | C6 |
Соединение звездой (число выводов 3 или 4): | ||
первая фаза | C1 | |
вторая фаза | C2 | |
третья фаза | C3 | |
нулевая точка | 0 | |
Соединение треугольником: | ||
первый зажим | C1 | - |
второй зажим | C2 | - |
третий зажим | C3 | - |
Обмотки ротора трехфазных асинхронных двигателей: | ||
первая фаза | Р1 | - |
вторая фаза | Р2 | - |
третья фаза | Р3 | - |
нулевая точка | 0 | - |
Обмотки статора (якоря) однофазных двигателей: | ||
главная | C1 | C2 |
пусковая | П1 | П2 |
Обмотки возбуждения (индуктора) синхронных машин | И1 | И2 |
Выводы секционированных обмоток многоскоростных асинхронных двигателей, позволяющих изменять число полюсов, имеют следующие обозначения:
4C1 | 6C1 | 8C1 | 12C1 |
4C2 | 6C2 | 8C2 | 12C2 |
4C3 | 6C3 | 8C3 | 12C3 |
Источник:
energo.ucoz.ua