2017-06-06 Статьи
data-ad-client="ca-pub-2917712028048670"data-ad-slot="3330591116"data-ad-format="auto">
Асинхронные электродвигатели, хотя и являются довольно простыми и надежными механизмами, но в результате неправильной эксплуатации, тяжелых погодных условий и отклонения параметров питающей сети от номинальных могут выходить из строя.
Все неисправности электродвигателей с короткозамкнутым и фазным ротором можно разделить на две основные группы: механические и электрические.
К механическим неисправностям относятся дефекты в корпусе двигателя, крыльчатке вентилятора, ослабление крепления обмоток статора, деформация вала ротора, износ подшипников. Наиболее частое механическое повреждение — это безусловно проблема, связанная с подшипниками. Типичными признаками износа подшипников являются увеличение шума при работе двигателя и возникновение вибрации, вследствии чего двигатель начинает сильнее греться.
data-ad-client="ca-pub-2917712028048670"data-ad-slot="1240768389">
К электрическим повреждениям можно отнести межвитковые замыкания, обрыв обмоток, пробой изоляции на корпус, снижение сопротивления изоляции, повреждение изоляции, нарушение контактов и соединений, нарушение межлистовой изоляции магнитопроводов, износ щеток, повреждение контактных колец.
Для электрических замеров понадобятся мультиметр и мегаомметр.
Мультиметром можно определить целостность состояния обмоток статора, напряжение питающей сети, наличие всех трех фаз. Но проверить сопротивление изоляции обмоток им не получится. Для этого необходим мегаомметр. Он измеряет сопротивление, прикладывая к тестируемому объекту повышенное напряжение. По нормам сопротивление изоляции обмоток между собой и относительно корпуса двигателя должно быть не менее 0,5 Мом. Если сопротивление меньше, но не близко к нулю, двигатель можно попробовать просушить. Для этого извлекаем ротор из двигателя и вставляем вместо него мощную лампу накаливания. После просушки снова делаем замеры. Если же сопротивление равно или близко нулю — это уже короткое замыкание, сушка в данном случае не поможет.
Межвитковое замыкание можно примерно определить, замерив омметром сопротивление всех обмоток двигателя. Различия в замерах не должны превышать 2%. Также межвитковое замыкание можно определить с помощью простого металлического шарика — для этого необходимо разобрать двигатель, вытащить ротор и подать на обмотки пониженное напряжение, не более 40В. Кидаем шарик в стартер и он начинает вращаться по кругу внутри стартера. Если шарик прилипает к одному месту, значит в этом месте есть межвитковое замыкание.
Наиболее частые неисправности асинхронных электродвигателей:
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Двигатель незапускается, не вращается и не издает шума. | 1. Не включается магнитный пускатель. | Проверить напряжение на питающих проводах, включая выход магнитного пускателя. |
2. К двигателю не подходят все три или подходят только две фазы питающего напряжения. | Проверить, нет ли обрыва в в обмотке статора. При обнаружении неисправности заменить статор или двигатель целиком. | |
3. Вышла из строя обмотка статора. | Заменить статор | |
Двигатель не отключается | Не отключается магнитный пускатель или другой пусковой аппарат | Измерить напряжение на питающих проводах,включая выход магнитного пускателя |
Двигатель не вращается и ненормально гудит | 1. Подходят только две фазы питающего напряжения | Проверить напряжение на питающих проводах, включая выход магнитного пускателя |
2. Обгорел зажим в коробке двигателя | Разобрать, почистить и снова собрать зажим или сделать отдельное соединение, которое необходимо заизолировать | |
Двигатель не вращается | Вышел из строя подшипник | Заменить подшипник |
Двигатель работает неустойчиво | Магнитный пускатель включаетсянеустойчиво и искрит | Устранить неисправность в цепи катушки магнитного пускателя или в его магнитной системе |
Двигатель запускается и останавливается | Слабое нажатие контактов магнитногопускателя | Устранить неисправность в цепи катушки магнитного пускателя или в его магнитной системе |
Двигатель не развивает нормальных оборотов и нагревается | 1. Двигатель работает с перегрузкой | Устранить перегрузку двигателя |
2. Вышел из строя подшипник | Заменить подшипник | |
Двигатель гудит и не развивает номинального момента | Витковое замыканиеодной фазы в обмотке статора, межфазное замыкание в обмотках статора | Найти место повреждения обмотки иустранить замыкание, в случае необходимости, перемотать поврежденную часть обмотки |
Равномерный перегрев всего электродвигателя | Неисправен вентилятор | Снять защитный кожух и отремонтироватьвентилятор |
Сильный нагрев подшипников | 1. Неправильно установлены подшипники | Отремонтировать с устранением неполадок |
2. Плохое состояние масла | Долить или заменить масло | |
3. Подшипники износились | Заменить подшипники | |
Выход из строя двигателя, полное иличастичное обугливание изоляции обмотки | Большой, выше номинального ток в обмоткедвигателя появляется из-за длительной перегрузки механизма, егозаклинивания, при несимметрии напряжения в питающих проводах, приаварийных режимах | Заменить двигатель |
Неисправность и ее признаки | Причины неисправности | Определение и устранение неисправностей |
Активная сталь статора равномерно перегрета, хотя нагрузка двигателя не превышает номинальной | Напряжение сети выше номинального | Снизить напряжение сети до номинального или усилить вентиляцию двигателя |
Активная сталь при холостом ходе двигателя и номинальном напряжении сети местами сильно нагревается | 1. Местные замыкания между отдельными листами активной стали, вызванные заусенцами или задеванием ротора о статор. 2. Зубцы активной стали в отдельных местах выгорели, и оплавлены вследствие коротких замыканий в обмотке статора или пробоя обмотки на корпус. | 1. Удалить заусенцы, разъединить соединенные листы стали и прола-кировать их изоляционным лаком воздушной сушки. 2. Вырубить или вырезать поврежденные места. Между отдельными листами проложить тонкий электрокартон или пластинки слюды и пролакировать их изоляционным лаком. В случае большого количества повреждений необходимо произвести полную перешихтовку стали с перемоткой статора. |
Вся обмотка статора равномерно перегрета | 1. Двигатель перегружен или нарушена его нормальная вентиляция. 2. Напряжение на выводах двигателя ниже номинального, вследствие чего двигатель при номинальной мощности перегружен током. 3. Обмотка статора соединена не в звезду, а в треугольник. | 1. Снизить нагрузку или усилить вентиляцию (запросить завод-изготовитель о способах усиления вентиляции). 2. Повысить напряжение до номинального или уменьшить ток нагрузки до номинального. 3. Соединить обмотку статора в звезду. |
Обмотка статора местами сильно нагревается. Ток в отдельных фазах неодинаковый. Двигатель сильно гудит и тормозится | 1. Витковое замыкание в обмотке статора. 2. Короткое замыкание между двумя фазами. | 1.В основном определяется ощупыванием обмотки после ее отключения. 2. Поврежденное место отремонтировать или же перемотать поврежденную часть обмотки. |
Вся обмотка ротора равномерно перегрета. Двигатель имеет пониженную частоту вращения - | 1. Машина перегружена. 2. Вентиляционные пути машины засорились; активная сталь и обмотки покрылись теплоизолирующим слоем мелких волокон и пыли. 3. Засорились воздушные фильтры | 1. Снизить нагрузку. При отсутствии искрения щеток усилить вентиляцию машины. 2. Тщательно очистить машину и продуть сжатым, чистым и сухим воздухом (давление не более 0,2 МПа). 3. Матерчатые фильтры очистить от грязи и пыли |
Ротор, а иногда и статор перегреваются. Двигатель гудит, ток в статоре сильно пульсирует. Двигатель с нагрузкой плохо запускается и не развивает номинальной частоты вращения; момент вращения меньше номинального | 1. Плохой контакт в пайках лобовых частей обмотки или нулевой точке, в переходных соединениях между стержнями или в соединениях между параллельными группами. 2. Плохой контакт в соединениях обмотки с контактными кольцами. 3. Плохой контакт в соединениях между контактными кольцами и пусковым реостатом или в пусковом реостате. | 1. Проверить все пайки обмотки ротора; те из них, которые неисправны или внушают подозрение, перепаять. Если наружным осмотром не удается обнаружить место плохой пайки, производят проверку методом падения напряжения. 2. Проверить контакты токопроводов в местах соединения их с обмоткой и контактными кольцами. 3. Проверить исправность контактов в местах присоединения проводов к ротору и реостату, проверить и почистить контакты и щетки пускового реостата. |
Двигатель не запускается | Отсутствует ток в статоре, что может наблюдаться из-за перегорания предохранителей или выключения неисправного автоматического выключателя | Поставить новые предохранителя; исправить автоматический выключатель |
Двигатель не запускается; при разворачивании от руки работает толчками и ненормально гудит; в одной фазе статора нет тока | Обрыв в одной фазе цепи сети или внутренний обрыв в обмотке статора. Если обрыв фазы произойдет во время работы двигателя, то при отсутствии надлежащей максимальной защиты может перегореть обмотка статора или ротора | Проверить вольтметром напряжение на выводах статора. Если имеется обрыв в одной фазе сети или напряжение во всех трех фазах несимметрично (в случае перегорания предохранителя или обрыва в одной фазе первичной обмотки трансформатора), то устранить неисправность сети. Если сеть исправна, то устранить обрыв в обмотке статора |
Двигатель не запускается несмотря на то, что напряжение на выводах статора номинальное, а ток во всех трех фазах статора одинаков | Обрыв в двух (или трех) фазах пускового реостата или в соединительных проводах между ротором и пусковым реостатом | Отыскать с помощью мегомметра или контрольной лампы место обрыва и устранить |
Все три напряжения на кольцах равны при неподвижном разомкнутом роторе | Сильное одностороннее притяжение ротора к статору из-за большой разработки вкладышей подшипников, смещения под- шипниковых щитов или подшипниковых стояков | Устранить неисправность |
Двигатель с короткозамкнутым ротором хорошо запускается без нагрузки; с нагрузкой не запускается | Нагрузка при пуске велика | Уменьшить нагрузку при пуске |
studfiles.net
Неисправность и ее признаки | Причины неисправности | Определение и устранение неисправностей |
Активная сталь статора равномерно перегрета, хотя нагрузка двигателя не превышает номинальной | Напряжение сети выше номинального | Снизить напряжение сети до номинального или усилить вентиляцию двигателя |
Активная сталь при холостом ходе двигателя и номинальном напряжении сети местами сильно нагревается | 1. Местные замыкания между отдельными листами активной стали, вызванные заусенцами или задеванием ротора о статор. 2. Зубцы активной стали в отдельных местах выгорели, и оплавлены вследствие коротких замыканий в обмотке статора или пробоя обмотки на корпус. | 1. Удалить заусенцы, разъединить соединенные листы стали и прола-кировать их изоляционным лаком воздушной сушки. 2. Вырубить или вырезать поврежденные места. Между отдельными листами проложить тонкий электрокартон или пластинки слюды и пролакировать их изоляционным лаком. В случае большого количества повреждений необходимо произвести полную перешихтовку стали с перемоткой статора. |
Вся обмотка статора равномерно перегрета | 1. Двигатель перегружен или нарушена его нормальная вентиляция. 2. Напряжение на выводах двигателя ниже номинального, вследствие чего двигатель при номинальной мощности перегружен током. 3. Обмотка статора соединена не в звезду, а в треугольник. | 1. Снизить нагрузку или усилить вентиляцию (запросить завод-изготовитель о способах усиления вентиляции). 2. Повысить напряжение до номинального или уменьшить ток нагрузки до номинального. 3. Соединить обмотку статора в звезду. |
Обмотка статора местами сильно нагревается. Ток в отдельных фазах неодинаковый. Двигатель сильно гудит и тормозится | 1. Витковое замыкание в обмотке статора. 2. Короткое замыкание между двумя фазами. | 1.В основном определяется ощупыванием обмотки после ее отключения. 2. Поврежденное место отремонтировать или же перемотать поврежденную часть обмотки. |
Вся обмотка ротора равномерно перегрета. Двигатель имеет пониженную частоту вращения - | 1. Машина перегружена. 2. Вентиляционные пути машины засорились; активная сталь и обмотки покрылись теплоизолирующим слоем мелких волокон и пыли. 3. Засорились воздушные фильтры | 1. Снизить нагрузку. При отсутствии искрения щеток усилить вентиляцию машины. 2. Тщательно очистить машину и продуть сжатым, чистым и сухим воздухом (давление не более 0,2 МПа). 3. Матерчатые фильтры очистить от грязи и пыли |
Ротор, а иногда и статор перегреваются. Двигатель гудит, ток в статоре сильно пульсирует. Двигатель с нагрузкой плохо запускается и не развивает номинальной частоты вращения; момент вращения меньше номинального | 1. Плохой контакт в пайках лобовых частей обмотки или нулевой точке, в переходных соединениях между стержнями или в соединениях между параллельными группами. 2. Плохой контакт в соединениях обмотки с контактными кольцами. 3. Плохой контакт в соединениях между контактными кольцами и пусковым реостатом или в пусковом реостате. | 1. Проверить все пайки обмотки ротора; те из них, которые неисправны или внушают подозрение, перепаять. Если наружным осмотром не удается обнаружить место плохой пайки, производят проверку методом падения напряжения. 2. Проверить контакты токопроводов в местах соединения их с обмоткой и контактными кольцами. 3. Проверить исправность контактов в местах присоединения проводов к ротору и реостату, проверить и почистить контакты и щетки пускового реостата. |
Двигатель не запускается | Отсутствует ток в статоре, что может наблюдаться из-за перегорания предохранителей или выключения неисправного автоматического выключателя | Поставить новые предохранителя; исправить автоматический выключатель |
Двигатель не запускается; при разворачивании от руки работает толчками и ненормально гудит; в одной фазе статора нет тока | Обрыв в одной фазе цепи сети или внутренний обрыв в обмотке статора. Если обрыв фазы произойдет во время работы двигателя, то при отсутствии надлежащей максимальной защиты может перегореть обмотка статора или ротора | Проверить вольтметром напряжение на выводах статора. Если имеется обрыв в одной фазе сети или напряжение во всех трех фазах несимметрично (в случае перегорания предохранителя или обрыва в одной фазе первичной обмотки трансформатора), то устранить неисправность сети. Если сеть исправна, то устранить обрыв в обмотке статора |
Двигатель не запускается несмотря на то, что напряжение на выводах статора номинальное, а ток во всех трех фазах статора одинаков | Обрыв в двух (или трех) фазах пускового реостата или в соединительных проводах между ротором и пусковым реостатом | Отыскать с помощью мегомметра или контрольной лампы место обрыва и устранить |
Все три напряжения на кольцах равны при неподвижном разомкнутом роторе | Сильное одностороннее притяжение ротора к статору из-за большой разработки вкладышей подшипников, смещения под- шипниковых щитов или подшипниковых стояков | Устранить неисправность |
Двигатель с короткозамкнутым ротором хорошо запускается без нагрузки; с нагрузкой не запускается | Нагрузка при пуске велика | Уменьшить нагрузку при пуске |
studfiles.net
С каждым годом бензиновые двигатели все больше и больше вытесняются электромоторами, устанавливаемыми на новом типе машин, именуемом электромобилями. Однако, как и двигатели внутреннего сгорания, электрические силовые агрегаты могут ломаться, вызывая проблемы в функционировании транспортного средства. Основная масса неисправностей электродвигателя возникает вследствие сильного износа деталей механизма и старения материалов, что подкрепляется неправильной эксплуатацией такого автомобиля. Причин появления характерных неполадок может быть множество, и о некоторых (наиболее распространенных) мы Вам сейчас расскажем.
Все возможные неисправности двигателя электромобиля можно разделить на механические и электрические. К причинам механических неполадок относят перекосы корпуса электромотора и его отдельных деталей, ослабление креплений и повреждения поверхности составляющих элементов или их формы. Кроме того, частой проблемой является перегрев подшипников, вытекание из них масла и появление ненормального рабочего шума. К наиболее типичным неисправностям электрической части приписывают короткие замыкания внутри обмоток электромотора, а также между ними, замыкания обмоток на корпус и обрывы в обмотках или во внешней цепи, то есть в питающих проводах и пусковой аппаратуре.
В результате появления тех или иных неполадок, в работе транспортного средства могут наблюдаться следующие сбои: невозможность запуска мотора, опасное нагревание обмоток, ненормальная частота вращения электродвигателя, неприродный шум (гул или стук), неравное значение силы тока в отдельных фазах.
Давайте рассмотрим поломки электродвигателей более детально, определив их возможные причины.
Электродвигатель переменного тока
Проблема: при подключении к сети питания электромотор не развивает номинальной частоты вращения и издает неприродные звуки, а при прокручивании вала рукой наблюдается неравномерность в работе. Причиной такого поведения, скорее всего, является обрыв двух фаз при соединении обмоток статора треугольником, или обрыв при соединении звездой.
Если ротор двигателя не вращается, издает сильный гул и нагревается выше допустимого уровня, с уверенностью можно утверждать, что виной тому обрыв фазы статора. Когда двигатель гудит (особенно при попытке запуска), а ротор хоть медленно, но вращается, зачастую причиной появления проблемы является обрыв в фазе ротора.
Бывает, что при номинальной нагрузке на валу электродвигатель устойчиво работает, но частота его вращения несколько меньше номинальной, а ток в одной из фаз статора увеличен. Как правило, это является следствием обрыва в фазе при соединении обмоток треугольником.
Если на холостом ходу электродвигателя присутствуют местные перегревы активной стали статора, то это значит, что из-за порчи межлистовой изоляции или выгорания зубцов вследствие повреждения обмотки листы сердечника статора замкнулись между собой.
При перегреве обмотки статора в отельных местах, когда двигатель не может развить номинального момента и сильно гудит, причину такого явления следует искать в витковом замыкании одной фазы обмотки статора или межфазном замыкании в обмотках.
Если весь электродвигатель перегревается равномерно, то неисправен вентилятор системы вентиляции, а перегрев подшипников скольжения с кольцевой смазкой обусловлен односторонним притяжением роторов (из-за чрезмерной выработки вкладыша) или плохим прилеганием вала к вкладышу. Когда перегревается подшипник качения, издавая при этом ненормальный шум, вполне вероятно, что причина этого кроется в загрязнении смазки, чрезмерном износе тел качения и дорожек или в неточной центровке валов агрегата.
Стук в подшипнике скольжения и в подшипнике качения объясняется серьезным износом вкладыша или разрушением дорожек и тел качения, а повышенная вибрация – это следствие нарушения балансировки ротора из-за взаимодействия со шкивами и муфтами, либо же результат неточной центровки валов агрегата и перекоса соединительных полумуфт.
Электродвигатель постоянного тока также может иметь свои характерные неисправности:
Под серьезной нагрузкой якорь машины может не вращаться, а если попытаться развернуть его внешним усилием, то двигатель будет работать «вразнос». Причины: плохой контакт или полный обрыв цепи возбуждения, межвитковые или короткие замыкания внутри обмотки независимого возбуждения. В условиях номинальных значений напряжения сети и тока возбуждения частота вращения якоря может быть меньше или больше установленной нормы. В этом случае виновниками такой ситуации являются щетки, сдвинутые с нейтрального положения по направлению вращения вала или против него.
Может быть и такое, что щетки одного знака искрят немного сильнее, нежели щетки другого знака. Возможно, по окружности коллектора расстояния между рядами щеток не одинаковые, или присутствует межвитковое замыкание в обмотках одного из основных или дополнительных «плюсов». Если к искрению щеток добавляется еще и почернение пластин коллектора, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга, то виновником такой ситуации, скорее всего, является плохой контакт или короткое замыкание в обмотке якоря. Также, не стоит забывать и о возможности обрыва в катушке якоря, присоединенной к почерневшим пластинам.
В тех случаях, когда темнеет лишь каждая вторая-третья пластина коллектора, причиной неисправности может быть ослабшая прессовка коллектора или выступивший миканит изоляционных дорожек. Щетки могут искрить даже при нормальном нагревании мотора и полностью исправном щеточном аппарате, что объясняется недопустимым износом коллектора.
Причинами повышенного искрения щеток, перегрева коллектора и потемнения его большей части обычно выступают дорожки изоляции (говорят – коллектор «бьет»). При вращении якоря мотора в разных направлениях щетки тоже искрят с различной интенсивностью. Тут причина одна – смещение щеток с централи.
Если на коллекторе наблюдается повышенное искрение щеток, то стоит проверить плотность их прилегания, а также провести диагностику на предмет наличия дефектов рабочей поверхности щеток. Кроме того, причина может заключаться в неодинаковом давлении щеток или в их заклинивании в щеткодержателе. Естественно, при обнаружении любой из перечисленных проблем ее необходимо грамотно устранить, но довольно часто сделать это могут только высококвалифицированные специалисты.
Качественный капитальный ремонт электродвигателей можно произвести только на специализированных предприятиях. В ходе выполнения текущих ремонтных работ выполняется разборка силового агрегата и последующая частичная замена износившихся деталей. Давайте рассмотрим порядок выполнения всех действий на примере асинхронного электрического мотора.
На начальном этапе с помощью винтового съемника со шкива электродвигателя снимают шкив или полумуфту. После этого нужно открутить болты крепления кожуха вентилятора и снять его. Дальше, используя все тот же винтовой съемник, надо отвернуть стопорный винт и снять сам вентилятор. При необходимости, этим же инструментом можно снять с вала двигателя и подшипники, а затем, отвернув болты крепления, демонтировать и их крышки.
После этого следует выкрутить болты крепления подшипниковых щитов и легкими ударами молотка через деревянную прокладку снять эти щиты. Чтобы не повредить сталь и обмотки, в воздушный зазор помещают картонную прокладку, на которую опускают ротор. Сборка электромотора проводится в обратном порядке.
После выполнения ремонтных работ (особенности проведения зависят от характера поломки) электродвигатель следует протестировать. Для этого просто проверните ротор, взявшись за шкив, и если сборка выполнена правильно, то агрегат должен легко вращаться. Если все нормально, двигатель устанавливают на место, подключают к сети и проверяют работоспособность в режиме холостого хода, после чего мотор подсоединяют к валу станка и снова тестируют. Давайте рассмотрим варианты устранения неисправностей электродвигателя на примере некоторых характерных поломок.
Итак, представим себе, что мотор не запускается из-за отсутствия напряжения в сети, отключения автомата или перегорания предохранителей. Наличие напряжения можно проверить при помощи специального устройства – вольтметра переменного тока, обладающего шкалой 500 В, или же используя низковольтный индикатор. Устранить проблему можно путем замены перегоревших предохранителей. Обратите внимание! Если хотя бы один предохранитель перегорает, двигатель будет издавать характерный гул.
Обрыв фазы обмотки статора можно обнаружить с помощью мегомметра, но перед этим следует освободить все концы обмоток мотора. Если внутри фазы обмотки обнаружен обрыв, то двигатель придется отправить в профессиональный ремонт. Допустимой нормой понижения напряжения на зажимах двигателя при его запуске принято считать показатель в 30% от номинального значения, который обусловлен потерями в сети, недостаточной мощностью трансформатора или его перегрузкой.
Если Вы заметили снижение напряжения на зажимах электромотора, необходимо выполнить замену питающего трансформатора или же увеличить сечение проводов подводящей линии. Отсутствие контакта сети питания в одной из обмоток статора (выпадение фазы) вызывает увеличение тока в обмотках элемента и снижение количества оборотов. Если Вы оставите двигатель работать на двух обмотках, то он просто сгорит.
Помимо перечисленных электрических неполадок, электродвигатели могут страдать и от неисправностей механического характера. Так, причиной чрезмерного нагревания подшипников часто становится неправильная сборка этих деталей, плохая центровка мотора, загрязнение подшипников или слишком сильный износ шариков и роликов.
В любом случае, прежде чем переходить к непосредственным действиям, следует провести полную диагностику электродвигателя и взаимодействующих с ним деталей. Процедура осмотра начинается с проверки аккумуляторной батареи, и если она находится в исправном состоянии, тогда следующий шаг – это проверка поступления питания на электросхему контроллера (ЭБУ, который управляет скоростью вращения электродвигателя). Вполне возможно, что на отрезке пути от аккумулятора до платы Вы обнаружите обрыв проводов. Поломка электронной платы – явление нечастое, но если имеются хотя бы малейшие сомнения насчет ее исправности, то лучше сразу визуально оценить состояние детали. Если имел место сильный нагрев элементов платы, Вы сразу обнаружите почерневшие и вздувшиеся участки с возможными подтеками.
В том случае, когда автовладелец обладает хотя бы минимальными знаниями в области электроники, он может самостоятельно проверить предохранители, полупроводниковые детали (вроде диодов и транзисторов), все контакты, емкости и качество пайки.
Когда во включенном состоянии на выходе ЭБУ имеется рабочее напряжение, то, как правило, причину неисправности стоит искать в самом электродвигателе. Сложность ремонта агрегата зависит от конкретной неисправности и типа механизма. Так, при обследовании электромоторов переменного тока с роторным питанием, прежде всего, необходимо проверить контактные щетки, ведь именно они чаще всего являются причиной поломок двигателей указанного типа. После этого следует проверить обмотки на наличие обрыва или короткого замыкания. В случае обрыва тестер не покажет никакого значения сопротивления, а при коротком замыкании – показатель сопротивления будет соответствовать нулю или единице Ома.
Обнаружив неисправность, ее, конечно же, нужно устранить. Сделать это можно либо путем ремонта и замены вышедших из строя частей (например, щетки), либо посредством замены всего мотора на исправный аналог.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Да Нет
auto.today
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
1 | 2 | 3 |
Щетки искрят, некоторые щетки и их арматура сильно нагреваются и обгорают | Щетки плохо пришлифованы | Пришлифовать щетки |
Щетки не могут свободно двигаться в обойме щеткодержателя – мал зазор | Установить нормальный зазор между щеткой и обоймой 0,2-0,3 мм | |
Загрязнены или замаслены контактные кольца и щетки | Очистить бензином кольца и щетки и устранить причины загрязнения | |
Контактные кольца имеют неровную поверхность | Обточить или отшлифовать контактные кольца | |
Слабо прижаты щетки к контактным кольцам | Отрегулировать нажатие щеток | |
Неравномерное распределение тока между щетками | Отрегулировать нажатие щеток, проверить исправность контактов траверс, токопроводов, щеткодержателей. | |
Равномерный перегрев активной стали статора | Напряжение сети выше номинального | Снизить напряжение до номинального, усилить вентиляцию. |
Повышенный местный нагрев активной стали при холостом ходе и номинальном напряжении | Между отдельными листами активной стали имеются местные замыкания | Удалить заусенцы, устранить замыкание и обработать листы изоляционным лаком |
Нарушено соединение между стяжными болтами и активной сталью | Восстановить изоляцию стяжных болтов | |
Двигатель с фазным ротором идет в ход без нагрузки – при разомкнутой цепи ротора, а при пуске в ход с нагрузкой не развивает оборотов | Короткое замыкание между соседними хомутиками лобовых соединений или в обмотке ротора | Устранить касание соседних хомутиков. |
Обмотка ротора в двух местах заземлена | После определения короткозамкнутой части обмотки поврежденные катушки заменить новыми | |
Неисправность | Возможная причина | Способ устранения |
Двигатель с фазным ротором не развивает номинальной частоты вращения с загрузкой | Плохой контакт в пайках ротора | Проверить все пайки ротора. В случае отсутствия неисправностей при наружном осмотре проверку паек проводят методом падения напряжения |
Обмотка ротора имеет плохой контакт с контактными кольцами | Проверить контакты токопроводов в местах соединения их с обмоткой и контактными кольцами. | |
Плохой контакт в щеточном аппарате. Ослабли контакты механизма для короткого замыкания ротора | Прошлифовать и отрегулировать нажатие щеток | |
Плохой контакт в соединениях между пусковым реостатом и контактными кольцами | Проверить исправность контактов в местах присоединения соединительных проводов к выводам ротора и пускового реостата. | |
Двигатель с короткозамкнутым ротором не идет в ход | Перегорели предохранители, неисправен автоматический выключатель, сработало тепловое реле | Устранить неисправности |
При пуске двигателя происходит перекрытие контактных колец электрической дугой | Контактные кольца и щеточный аппарат загрязнены | Провести очистку |
Повышенная влажность воздуха | Провести дополнительную изоляцию или заменить двигатель другим, соответствующим условиям окружающей среды | |
Обрыв в соединениях ротора и в самом реостате | Проверить неисправность соединения |
studfiles.net
Движок при пуске не разворачивается либо скорость его вращения ненормальная. Причинами обозначенной неисправности могут быть механические и электронные проблемы.
К электронным неполадкам относятся: внутренние обрывы в обмотке статора либо ротора, обрыв в питающей сети, нарушения обычных соединений в пусковой аппаратуре. При обрыве обмотки статора в нем не будет создаваться крутящееся магнитное поле, а при обрыве в 2-ух фазах ротора в обмотке последнего не будет тока, взаимодействующего с вращающимся полем статора, и движок не сумеет работать. Если обрыв обмотки произошел во времяработы мотора, он может продолжать работать с номинальным крутящим моментом, но скорость вращения очень понизится, а сила
тока так возрастет, что при отсутствии наибольшей защиты может перегореть обмотка статора либо ротора.
В случае соединения обмоток мотора в треугольник и обрыва одной из его фаз движок начнет разворачиваться, потому что его обмотки окажутся соединенными в открытый треугольник, при котором появляется крутящееся магнитное поле, сила тока в фазах будет неравномерной, а скорость вращения — ниже номинальной. При этой неисправности ток в одной из фаз в случае номинальной нагрузки мотора будет в 1,73 раза больше, чем в 2-ух других. Когда у мотора выведены все 6 концов его обмоток, обрыв в фазах определяют мегаомметром. Обмотку разъединяют и определяют сопротивление каждой фазы.
Скорость вращения мотора при полной нагрузке ниже номинальной может быть из-за пониженного напряжения сети, нехороших контактовв обмотке ротора, также из-за огромного сопротивления в цепи ротора у моторас фазным ротором. При большенном сопротивлении в цепи ротора растет скольжениемотора и миниатюризируется скорость его вращения.
Сопротивление в цепи ротора наращивают нехорошие контакты в щеточном устройстве ротора, пусковом реостате, соединенияхобмотки с контактными кольцами, пайках лобовых частей обмотки, такженедостающее сечение кабелей и проводов меж контактными кольцами и пусковымреостатом.
Нехорошие контакты в обмотке ротора можно выявить, если в статор мотора подать напряжение, равное 20—25% номинального. Заторможенный ротор медлительно поворачивают вручную и инспектируют силу тока во всех 3-х фазах статора. Если ротор исправен, то при всех его положениях сила тока в статоре схожа, а при обрыве либо нехорошем контакте будет изменяться зависимо от положения ротора.
Нехорошие контакты в пайках лобовых частей обмотки фазного ротора определяют способом падения напряжения. Способ основан на увеличении падения напряжения в местах недоброкачественной пайки. При всем этом замеряют величины падения напряжения во всех местах соединений, после этого результаты измерений ассоциируют. Пайки числятся удовлетворительными, если падение напряжения в их превосходит падение напряжения в пайках с наименьшими показателями менее чем на 10%.
У роторов с глубокими пазами может также происходить разрыв стержней из-за механических перенапряжений материала. Разрыв стержней в пазовой части короткозамкнутого ротора определяют последующим образом.Ротор выдвигают из статора и в зазор меж ними забивают несколько древесных клиньев, чтоб ротор не мог оборотиться.К статору подводят пониженное напряжение менее 0,25 Uном.На каждый паз выступающей части ротора попеременно накладывают железную пластинку, которая должна перекрывать два зубца ротора. Если стержни целые, пластинка будет притягиваться к ротору и дребезжать. При наличии разрыва притяжение и дребезжание пластинки исчезают.
Движок разворачивается при разомкнутой цепи фазного ротора. Причина неисправности — куцее замыкание в обмотке ротора. При включении движок медлительно разворачивается, а его обмотки очень греются, потому что в замкнутых накоротко витках вращающимся полем статора наводится ток большой величины.Недлинные замыкания появляются меж хомутиками лобовых частей, также меж стержнями при пробое либо ослаблении изоляции в обмотке ротора.
Это повреждение определяют кропотливым наружным осмотром и измерениемсопротивления изоляции обмотки ротора. Если при осмотре не удается найтиповреждение, то его определяют по неравномерному нагреву обмотки ротора на ощупь, зачем ротор затормаживают, а к статору подводят пониженное напряжение.
Равномерный нагрев всего мотора выше допустимой нормы может получиться в итоге долговременной перегрузки и ухудшения критерий остывания.Завышенный нагрев вызывает ранний износ изоляции обмоток.
Местный нагрев обмотки статора, который обычно сопровождается сильным гудением, уменьшением скорости вращения мотора и неравномерными токами в его фазах, также запахом перегретой изоляции. Эта неисправность может появиться в итоге неверного соединения меж собой катушек в одной из фаз, замыкания обмотки на корпус в 2-ух местах, замыкания меж 2-мя фазами, недлинного замыкания меж витками в одной из фаз обмотки статора.
При замыканиях в обмотках мотора вращающимся магнитным полем в короткозамкнутом контуре будет наводиться э. д. с, которая создаст ток большой величины, зависящий от сопротивления замкнутого контура.Покоробленная обмотка может быть найдена по величине измеренного сопротивления, при всем этом покоробленная фаза будет иметь наименьшее сопротивление, чем исправные. Сопротивление определяют мостом либоспособом амперметра — вольтметра. Покоробленную фазу можно также найти способом измерения тока в фазах, если к движку подвести пониженное напряжение.
При соединении обмоток в звезду ток в покоробленной фазе будет больше, чем в других. Если обмотки соединены в треугольник, линейный ток в 2-ух проводах, к которым присоединена покоробленная фаза, будет больше, чем в 3-ем проводе. При определении обозначенного повреждения у мотора с короткозамкнутым ротором последний можетбыть заторможенным либо крутиться, а у движков с фазным ротором обмотка ротора может быть разомкнута.Покоробленные катушки определяют по падению напряжения на их концах: на покоробленных катушках падение напряжения будет меньше, чем на исправных.
Местный нагрев активной стали статора происходит из-за выгорания и оплавления стали при маленьких замыканиях в обмотке статора, также при замыкании листов стали вследствие задеванияротора о статор во время работы мотора либо вследствие разрушения изоляции меж отдельными листами стали.
Признаками задевания ротора о статор являются дым, искры и запах гари; активная сталь в местах задевания приобретает вид полированной поверхности; возникает гудение, сопровождающееся вибрацией мотора. Предпосылкой задевания служит нарушение обычного зазора меж ротором и статором в итоге износа подшипников, неверной их установки, огромного извив вала, деформации стали статора либо ротора, однобокого притяжения ротора к статору из-за витковых замыканий в обмотке статора, сильной вибрации ро-тора, который определяют щупом.
Ненормальный шум в движке. Нормально работающий движок издает равномерное гудение, которое типично для всех машин переменного тока.Возрастание гудения и возникновение в движке ненормальных шумов могут явитьсяследствием ослабления запрессовки активной стали, пакеты которой будутвременами сжиматься и ослабляться под воздействием магнитного потока. Для устранения недостатка нужно перепрессовать пакеты стали.Сильное гудение и шумы в машине могут быть также результатом неравномерности зазора меж ротором и статором.
Повреждения изоляции обмоток могут произойти от долгого перегрева мотора, увлажнения и загрязнения обмоток, попадания на их железной пыли, стружек, также в итоге естественного старения изоляции. Повреждения изоляции могут вызвать замыкания меж фазами и витками отдельных катушек обмоток, также замыкание обмоток на корпус мотора.
Увлажнение обмоток происходит в случае долгих перерывов в работе мотора, при конкретном попадании в него воды либо пара в итоге хранения мотора в сыром неотапливаемом помещении и т. д.
Железная пыль, попавшая вовнутрь машины, делает токопроводящие мостики, которые равномерно могут вызвать замыкания меж фазами обмоток и на корпус. Нужно строго соблюдать сроки осмотров и планово-предупредительных ремонтов движков.
Сопротивление изоляции обмоток мотора напряжением до 1000 в не нормируется, изоляция считается удовлетворительной при сопротивлении 1000 ом на 1 в номинального напряжения, но более 0,5 Мом при рабочей температуре обмоток.
Замыкание обмотки на корпус мотора обнаруживают мегаомметром, а место замыкания — методом «прожигания» обмотки либо способом питания ее неизменным током.
Метод «прожигания» состоит в том, что один конец покоробленной фазы обмотки присоединяют к сети, а другой — к корпусу. При прохождении тока в месте замыкания обмотки на корпуспоявляется «прожог», возникают дым и запах подгоревшей изоляции.
Движок не идет в ход в итоге перегорания предохранителей в обмотке якоря, обрыва обмотки сопротивления в пусковом реостате либо нарушения контакта в подводящих проводах. Обрыв обмотки сопротивления в пусковом реостате обнаруживают контрольной лампой либо мегомметром.
elektrica.info
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Двигатель незапускается, не вращается и не издает шума. | 1. Не включается магнитный пускатель. 2. К двигателю не подходят все три или подходят только две фазы питающего напряжения. 3. Вышла из строя обмотка статора. | 1. Проверить напряжение на питающихпроводах, включая выход магнитного пускателя. 2. Проверить, нет ли обрыва в в обмотке статора. При обнаружении неисправности заменить статор или двигатель целиком. |
Двигатель не отключается. | Не отключается магнитный пускательили другой пусковой аппарат. | Измерить напряжение на питающих проводах,включая выход магнитного пускателя. |
Двигатель не вращается и ненормально гудит. | 1. Подходят только две фазы питающегонапряжения. 2. Обгорел зажим в коробке двигателя. | 1. Проверить напряжение на питающихпроводах, включая выход магнитного пускателя. 2. Разобрать, почистить и снова собратьзажим или сделать отдельное соединение, которое необходимозаизолировать. |
Двигатель не вращается. | Вышел из строя подшипник. | Заменить подшипник. |
Двигатель работает неустойчиво. | Магнитный пускатель включаетсянеустойчиво и искрит. | Устранить неисправность в цепи катушкимагнитного пускателя или в его магнитной системе. |
Двигатель запускается и останавливается. | Слабое нажатие контактов магнитногопускателя. | Устранить неисправность в цепи катушкимагнитного пускателя или в его магнитной системе. |
Двигатель не развивает нормальныхоборотов и нагревается. | 1. Двигатель работает с перегрузкой. 2. Вышел из строя подшипник. | 1. Устранить перегрузку двигателя. 2. Заменить подшипник. |
Двигатель гудит и не развиваетноминального момента. | Витковое замыканиеодной фазы в обмотке статора, межфазное замыкание в обмотках статора. | Найти место повреждения обмотки иустранить замыкание, в случае необходимости, перемотатьповрежденную часть обмотки. |
Равномерный перегреввсего электродвигателя. | Неисправен вентилятор. | Снять защитный кожух и отремонтироватьвентилятор. |
Сильный нагрев подшибников | 1. Неправильно установлены подшибники. 2. Плохое состояние масла. 3. Подшибники износились. | 1. Отремонтировать с устранением неполадок. 2. Долить или заменить масло. 3. Заменить подшибники. |
Выход из строя двигателя, полное иличастичное обугливание изоляции обмотки. | Большой, выше номинального ток в обмоткедвигателя появляется из-за длительной перегрузки механизма, егозаклинивания, при несимметрии напряжения в питающих проводах, приаварийных режимах. | Заменить двигатель. |
www.electricdom.ru