От Калининграда до Камчатки не найдется человека, который не слышал про мотоцикл «Урал». От столицы и до глухой деревеньки – везде встречаются эти тяжелые мотоциклы.
У многих до сих пор сельская местность ассоциируется с запахом сена и рокотом двигателя старого дедушкиного «Урала». А сам дедушкин мотоцикл кажется таким родным и органичным, что ни верится в истинное происхождение этого аппарата. А родом он из Германии конца 30-х годов двадцатого века.
В конце 30-х годов двадцатого века перед армией СССР встала необходимость оснащать подразделения разведки и связи мотоциклетным транспортом. После анализа существующих вариантов было принято решение взять за основу немецкий BMW R71.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
У каждого водителя авто не один раз попадал камень в лобовое стекло и была трещина —набор для ремонта ветровых стекол.
Все это Вы сможете благодаря..Читать далее>>>
Существует две равноправные версии того как мотоцикл BMW R 71 попал к советским инженерам в 1939 году и был ими скопирован. По первой версии во времена заигрывания нацисткой Германией перед советским союзом, эта модель в числе многого другого была передана СССР для «ознакомления». По второй же версии мотоциклы были закуплены спецслужбами НКВД на территории Швеции, затем разобраны и переправлены в СССР. Достоверность обеих версий в настоящее время проверить практически невозможно.
BMW R71
Достоверно можно сказать только то, что пробные образцы скопированного мотоцикла выпустили в 1941 году под наименованием М-72. Они были похожи на немецкого прародителя как два брата близнеца. «Добро» на старт полномасштабного производства давал лично Иосиф Сталин. Ввиду быстрого прорыва немцев к Москве, мотозавод только начавший выдавать новые М-72 пришлось экстренно перебрасывать в Сибирь. Эвакуированный завод разместили в маленьком Ирбите. Из-за отсутствия свободных производственных помещений предприятие расположили в цехах пивного завода.
Свобода — это не то, что вам дали. Это — то, что у вас нельзя отнять.
К слову сказать, на ИМЗ в музее стоит первый из вывезенных BMW R71, послуживших прародителем нашего М-72. И нет ни чего зазорного в этом копировании. Так как в то время даже легендарные Харлей-Дэвидсон не гнушались копированием немецких мотоциклов BMW, а японцы не стесняясь копировали уже Харлеи и лепили на эти аппараты свои названия и выпускали тысячами под своими брендами.
Урал М-72
Первую партию изделий мотоциклетный завод отправил из Ирбита в армию уже в октября 1942 года. Общее число поставленных в армию мотоциклов 9799 шт. Основное использование М-72 происходило на передовой, как правило, в разведке. Еще несколько лет после победы, до 1954 года, завод не переставал настоящему времени счет выпущенных мотоциклов на ИМЗ перевалил за три миллиона единиц.
Первой гражданской моделью для Ирбитских мотостроителей стал М-52. Его узлы и компоновка уже была приспособлена к быстрому движению по асфальтовому покрытию. В движение его приводил надежный оппозитный четырехтактный пятисоткубовый мотор. Двигатель мотоцикла Урал выдавал 24 л.с. и разгонял мотоцикл более 100 км/ч. Это был уникальный утилитарный мотоцикл, поступивший в торговлю. Причем, каждый владелец должен был ставить свой мотоцикл на учет в военкомате.
Урал М-52
В 1957 году в серию пошел М-61. От предшественника он отличался возросшей вездеходностью и предназначался для деревенских дорог и легкого бездорожья. Для этого мотоцикла конструкторы доработали мотор подняв до 28 л.с. мощность и увеличили до 650 кубиков объем. Выпуск продолжался вплоть до 1963 года.
Урал М-61
До конца 1960-х годов вышли еще 2 модели нового Урала. Изменения в экстерьере и компоновке были минимальны, но конструктора применили на них передовые технологии. На М-63 была установлена первая в СССР перспективная подвеска заднего колеса, маятникового типа, которая затем стала стандартом в отрасли. На М-66 значительно доработали мотор и увеличили до 32 л.с. его мощность.
Урал М-66
В 1970-х годах конструкторы завода ИМЗ пошли по накатанной траектории – сначала обкатали новшества конструкции на М-67, затем повысили мощность двигателя, так получилась 36 сильная версия М-67-36. Для очередного повышения мощности мотора понадобилось изменение конструкции двигателя.
Последним настоящим Уралом советской конструкции был Урал 8.1О3-3О. На нем применили улучшенную выхлопную систему. К деревенским потребителям поступала удешевленная модель Урал 8.1О3-1О.
Урал уникальный мотоцикл для отечественной промышленности. Он кардинально отличался от всей остальной продукции советского мотоциклетного производства. Все модели мотоцикла Урал имели карданный вал как на автомобилях, а остальные советские мотоциклы двигались при помощи цепного привода. Смотреть все советские мотоциклы можно здесь.
С развалом СССР средний уровень жизни упал, и люди почти перестали покупать мотоциклы. Те же, кто мог позволить себе дорогие приобретения, предпочитали продукцию иностранных брендов. Несмотря на это, ИМЗ умудрялся производить и продавать свою продукцию, правда, в мизерных количествах.
В 1992 году завод был приватизирован и переименован в Акционерное Общество «Uralmoto». Несмотря на тяжелое экономическое положение и резкое падение продаж в 1990-х годах, завод умудрился выжить, и даже спроектировать ряд принципиально новых мотоциклов. Унификация уступила место специализации и индивидуальности. Теперь нельзя было штамповать безликий массовый продукт, теперь нужно было биться за каждого покупателя. Модельная линейка резко расширилась на любой вкус и кошелек.
Урал Турист – первым в стране получил рычажную вилку. Возможности, заложенные в конструкцию, позволили позднее установить на нее новые четырехтактные двухцилиндровые моторы мощностью 45 л.с. с объемом 750 кубиков.
Мотоцикл Урал Solo – доработанный для езды без коляски Урал «Турист». Он укомплектован четырехступенчатой КПП с возможностью движения задом, электростартером, мощными дисковыми тормозами, а так же прочными боковыми дугами безопасности. Solo может разогнаться до приличных 130 км/ч.
Урал Solo
Милитаризированный Урал «Турист» получил обозначение Gear-Up. Он получил привод на два колеса, бездиффиренциальную передачу, а так же крепления для установки вооружения. Уже после поступления в вооруженные силы на мотоцикл устанавливали либо пулемет Калашникова, либо системой запуска противотанковых ракет «Конкурс-М».
В 2002 году армия Ирака, еще под командованием Саддама Хусейна, заказала партию в 2000 штук военных Уралов. 1500 штук даже успели поставить до начала вторжения армии США в Ирак. После начала боевых действий Уралы быстро разошлись по рукам местного населения и многие попали в мобильные подразделения повстанцев. Оптимальная конструкция, запас прочности и тяговитости позволили, устанавливать дополнительное бронирование. Это сильно повышало живучесть техники и экипажа в условиях плотных городских боев.
Особняком в модельном ряду стоит Урал Волк – по своей сути это первый заводской чоппер, причем производимый в России. В процессе его разработки самое активное участие принимали члены популярного мотоциклетного клуба «Ночные волки». Это нашло отражение в его названии. Волк способен разгоняться до 150 км/ч, в этом ему помогает достаточно мощный 40 сильный мотор объемом 745 кубиков.
Урал Волк
Самым стильным во всей модельной линейке Уралов считается модель Урал Ретро. Стилизованный под старину Урал пользуется повышенным спросом в США и Великобритании, для последней его специально изготавливают в праворульном исполнении. Эта модель является самой доходной для производителя.
Урал Ретро
В 2014 году на ИМЗ началась новая веха модернизации. Конструкторское бюро ИМЗ осовременило весь ряд выпускаемых моделей. Многие элементы конструкции подверглись сильной доработке, а так же была усилена кооперация с ведущими мировыми производителями комплектующих и запчастей. Так, например, многие модели будут оснащаться электронным впрыском топлива, дисковые тормоза установят на все колеса (даже на коляску), а так же будет устанавливаться гидравлический рулевой демпфер. Симбиоз старых советских наработок и современных технологий смогли вывести новые мотоциклы Урал на мировой уровень.
Мотоцикл Урал 2015 года – это хорошо востребованный продукт. В настоящий момент только 3% выпускаемых на Ирбитском мотозаводе мотоциклов продаются на территории РФ и ближнего зарубежья. Остальная часть 97% продается за границей. Самая большая доля у рынка США, у Урала в Соединенных Штатах 43 официальных дилера.
История создания советских мотоциклов Урал
comments powered by HyperCommentsmirmotorbike.ru
Несмотря на относительно небольшое количество моделей, выпускавшаяся во времена СССР мототехника снискала себе добрую славу. Те, кому довелось её эксплуатировать, до сих пор с уважением вспоминают мотоциклы Восход-2, ИЖ Юпитер-5, М-72. За долгие годы эта техника обросла мифами. Один из них – Урал М-72.
Содержание
Услышав такое название как урал м-72, человек, действительно разбирающийся в истории отечественной техники, болезненно скривиться. А всё потому, что выпускавшаяся до 1961 года модификация никогда не имела приставки Урал.
Это название появилось уже на другой модели, имевшей индекс М-62. Но поскольку она, как и её предшественница, также производилась на Ирбитском мотоциклетном заводе, многие ошибочно полагают, что Урал М-72 – это правильное название.
Это не единственное заблуждение, касающееся мотоцикла-ветерана. Чтобы разобраться со всеми, придётся копнуть историю поглубже. Давайте по порядку:
Это что касается чисто технической стороны вопроса. Но есть и другие моменты, на которые стоит обратить внимание.
До середины пятидесятых годов XX века мотоцикл М-72 был недоступен для рядового населения. Он поставлялся в воинские части и квалифицировался ГАБТУ РККА как бронетехника. На нём были предусмотрены места для установки стрелкового оружия. Видимо, советские военачальники оценили по достоинству мобильность мотострелковых соединений.
Хорошо зарекомендовал себя мотоцикл и на службе в МВД. Но когда нужды армии и милиции были удовлетворены, эта техника стала доступна и гражданскому населению. Правда, оговоримся сразу, что цена на М-72 была довольно высока.
Мощный, надёжный, неприхотливый, мотоцикл М-72 хорошо зарекомендовал себя и в войсках, и на гражданке. Выпали на его долю и спортивные достижения. Он участвовал в различных соревнованиях, проводившихся ДОСААФ, и выпускался в нескольких спортивных модификациях:
Сегодня мотоцикл М-72, находящийся в хорошем состоянии, представляет интерес для коллекционеров. Его цена зависит от комплектности и количества оригинальных деталей. Качественная реставрация такой техники принесёт значительно больше дивидендов, чем самый совершенный тюнинг. Ведь, что не говори, а это наша история.
motoznai.ru
Данный представитель отечественного мотопрома славится на всех просторах странны. Выпускается на Ирбитском мотоциклетном заводе. В основном, эксплуатация «Урала» происходит повсеместно с коляской. Приобрести данную технику можно с приводом на коляску и без него. При надобности, привод на коляске можно отключить. Дифференциала на приводе коляски нет.
Мотоциклы «Урал» Ирбитского мотоциклетного завода выпускаются и на данный момент. Они снабжены 4-х тактным двигателем с двумя цилиндрами, тип которого оппозитный. Дизайн мотоцикла стандартный, схожий с тяжелыми мотоциклами времен СССР. Коробка передач механическая, 4-х ступенчатая. В основном мотоцикл играет роль рабочей «лошадки», которая способна выполнить любые задачи. Особую популярность «Урал» испытывает в деревнях и селах, где практические задачи, сельского хозяйственные работы стоят на первом месте.
Техника имеет внушительные габариты, его масса большая. Габаритные размеры данной модели: длина-2490 мм; ширина-1700 мм; высота-1100 мм. Весит «Урал» 320 кг. Максимальная скорость достигает 105 км/ч. Расход топлива трудно назвать экономичным, он составляет 8 л. Основной силовой агрегат -4-тактный, двуцилиндровый.
Топливная система карбюраторная. Цилиндры расположены оппозитно. Двигатель охлаждается встречным потоком воздуха. Рабочий объем 650 куб.см. Мощность «Урала» составляет 36 л.с. Коробка передач механическая с 4-мя ступенями передач. Сцепление двухдисковое (сухое). Генератор (Г-424) вырабатывает напряжение 12 В, аккумулятор 6МТС-9. «Скелет», рама двигателя закрытого типа, выполнена из стали, трубчатой формы.
Подвеска состоит из передней телескопической вилки, в которой вмонтированы два амортизатора, работа которых основана на гидравлике. Последние двухстороннего действия. Сзади мотоцикла пружино-гидравличиские амортизаторы регулируются по жесткости, они также двухстороннего действия. Торможение происходит за счет колодок. На последних установлены специальные фрикционные накладки. Бак вмещает 19 литров бензина.
Как и любой другой мотоцикл, «Урал» нуждается в ремонте и техническом обслуживании. В процессе длительной эксплуатации зачастую возникают проблемы с передней вилкой, генератором и конечно же двигателем.
Как правило, умельцы производят ремонт мотоцикла «Урал» своими руками. Например, при малоэффективной работе генератора (отсутствии зарядки) не стоит спешить посещать пункт техобслуживания. Эта проблема легко устраняется, если во время устранить источник неполадок. Изначально необходимо разобрать генератор, очистить все запчасти от грязи. Далее отслеживаем работоспособность шариковых подшипников. Если они изношенные, их нужно заменить. Немаловажную роль в работе генератора выполняют щетки, которые в идеале должны свободно перемещаться в держателях. В случае непригодности контактных колец, есть вариант с их очисткой. В противном случае изношенные заменяют на новые. И помните одно важное правило, касающиеся работы генератора — никогда не допускайте работу данного агрегата без нагрузки. В целом, ремонт генератора мотоцикла «Урал» своими руками не считается трудным.
С ремонтом двигателя «Урала» своими руками все намного сложнее. Если в основном силовом агрегате слышны различные стуки, то скорее всего двигатель придется «колоть». А в этом случае, лучше всего обратится к человеку, мастеру который компетентен в данном деле. В противном случае, аварийность двигателя может только ухудшить.
Ремонт передней вилки «Урала» зачастую связан с регулировкой зазора. При неправильном расположении зазора вилки, о правильной и стабильной работе передней подвески можно забыть. Что необходимо сделать для регулировки зазора? – первым делом снимают переднее колесо. Затем нужно открутить гайку, за счет которой выполнен крепеж труб к мотоциклу. Далее из трубы извлекают наконечник (пружинный) и саму гайку, которая его держит. Посредством зажима контргайки «подгоняется» нужный зазор между наконечником.
topkarting.ru