Лабораторная работа №9
Цель работы:ознакомится с классификацией, принципом работы и техническими характеристиками оборудования.
Оборудование для диагностики ЭСУД, и иного электрооборудования двигательной установки автомобиля.В эту группу оборудования входят диагностические комплексы, сканеры, мотортестеры, диагностические тестеры и мультиметры.
Диагностические комплекс (рис.1.) представляет собой универсальный набор диагностических средств, персональный компьютер с заложенной диагностической платой, принтер, монитор, сканер и набор соединительных кабелей, смонтированные на передвижной стойке.Рисунок 1. Диагностические комплексы фирмы BOSCH (Германия) для ДВС легковых автомобилей:
а) DD 4000 – состав: ПК со встроенной платой диагностического устройства DD 4000 и программным обеспечением, монитор с электронно – лучевой трубкой; принтер; мотортестер; набор кабелей для подсоединения к диагностической колодке автомобиля; сканер; стробоскоп; имитаторы датчиков; осциллограф, диагностические средства для дизельных двигателей и другие диагностические средства, поставляемые по отдельному заказу;
б) FSA 740 – состав: ПК со встроенной платой диагностического устройства и программным обеспечением на базе измерительного модуля FSA 740, ЖК - монитор; принтер; мотортестер; набор кабелей для подсоединения к диагностической колодке автомобиля; сканер; стробоскоп; имитаторы датчиков; осциллограф, прибор для определения токов утечки аккумулятора, генератор сигналов и другие диагностические средства, поставляемые по отдельному заказу
Сканер (рис. 2.76) – электронное устройство, позволяющее считывать диагностическую информацию с различных электронных систем автомобиля и передавать ее в персональный компьютер. Сканер может работать в паре с ПК или автономно. В последнем случае он имеет дисплей для текстового или графического вывода диагностической информации, например, кодов ошибок ЭСУД.
Рисунок 2. Сканер DPS фирмы BOSCH (Германия) для считывания диагностической информации с ЭСУД ДВС легковых автомобилей
Мотортестер (рис.3) – портативный прибор, включающий несколько измерительных приборов, для измерения электрических величин и процессов, протекающих в различных системах ДВС. В отдельных моделях мотортестеров предусматриваются программная поддержка и возможность стыковки с ПК.
Рисунок 3. Мотортестер МТ – 4 фирмы НТС (Россия) для считывания и показа быстропротекающих процессов в электрических цепях управления ДВС.
Прибор поставляется в комплекте с осциллографической приставкой (не показана) и стробоскопом, обеспечивается программой вывода информации в графической или цифровой форме на монитор ПК.
Диагностический тестер (рис.4) – портативный прибор для проведения диагностики отдельных систем ДВС в тестовых режимах.
Рисунок 4. Диагностический тестер АСКАН – В (М) фирмы ЭЛКАР (Россия) для диагностирования электронной системы управления впрыском топлива легковых автомобилей.
Мультиметр (рис. 5.) - портативный прибор для измерения электрических величин (напряжение, ток, сопротивление).
Рисунок 5. Профессиональный мультиметр PM 960 фирмы TECHNOMOTOR (Италия).
Газоанализаторы отработавших газов.Газоанализаторы – портативные приборы с цифровой индикацией, предназначенные для анализа содержания отдельных компонентов химического состава отработавших газов бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Прибор оценивает процентное содержание четырех компонентов – оксида углерода – СО, непредельных углеводородов – СН, двуокиси углерода – СО2, кислорода – О2. Современные газоанализаторы (рис. 6.) –построенные по модульному принципу приборы, имеющие пульт дистанционного программного управления, обеспечивающие возможность измерять температуру отходящих газов и устанавливать зависимость количественного содержания компонентов от числа оборотов коленчатого вала ДВС.
Рисунок 6. 4Х - компонентный газоанализатор ИНФРАКАР - М фирмы ХИМАВТОМАТИКА (Россия).
Стробоскопы.Автомобильные стробоскопы – приборы для прерывистого наблюдения одно и того же положения вращающегося объекта, например шкива привода вентилятора, который поэтому визуально представляется неподвижным. Прибор имеет стробоскопическую лампу, излучающую импульсы света с частотой вращения объекта, для чего в систему управления лампы встроен датчик, который принимает сигналы от объекта наблюдения, либо сторобоскоп подключается к датчику частоты оборотов коленчатого вала ЭСУД. Современные стробоскопы (рис.7.) – приборы с цветным цифровым ЖК – дисплеем, предназначенные для регулировки угла опережения зажигания или других работ, где требуется наблюдать определенное положение коленчатого вала в процессе его непрерывного вращения.
Рисунок 7. Автомобильные стробоскопы PF - P 157 для бензиновых (с Индуктивным датчиком частоты вращения коленчатого вала) и дизельных (с пьезоэлектрическим датчиком) двигателей фирмы TECHNOMOTOR (Италия).
Приборы для диагностики цилиндро – поршневой и клапанной групп ДВС.В эту группу оборудования входят пневмотестеры, компрессометры и компрессографы. Диагностика цилиндро – поршневой и клапанной групп проводится методом герметичности рабочих объемов. Суть этого метода заключается в том, что надпоршневая полость цилиндра ДВС в определенных положениях коленчатого вала должна быть герметичной. Проверку герметичности производят с помощью приборов, измеряющих давление воздуха – манометров, поэтому все оборудование этой группы имеет в своем составе манометрические измерительные устройства.
Пневмотестеры(рис. 8.) представляют собой прибор, в корпусе которого находится миниатюрный компрессор, фильтр тонкой очистки воздуха и манометр. В комплектность пневмотестера входят также воздухопроводы, быстросъемные муфты и комплект наконечников.
Рисунок 8. Пневмотестер PF – M 907 фирмы для диагностирования цилиндро-поршневой и клапанной группы ДВС фирмы TECHNOMOTOR (Италия).
Компрессометр – ручной прибор, состоящий из манометра, подсоединительной трубки и наконечника с запорным золотником. Корпус манометра для удобства работы выполнен заодно с рукояткой. Шкала прибора проградуирована в безразмерных единицах компрессии, а стрелка фиксируется в положении, соответствующем максимальному измеренному давлению за цикл измерения. Для сброса давления имеется выпускной клапан.
Компрессограф (рис. 9.)отличается от компрессометра тем, что он регистрирует давление с помощью манометрического измерителя, связанного с графопостроителем. Результаты измерения наносятся на бумажную карточку. Прибор имеет корпус, с расположенными в нем измерительной и регистрирующей системами, подсоединительную трубку и наконечник.
Рисунок 9. Компрессограф модели 382 для регистрации давления топливно – воздушной смеси в цилиндрах ДВС фирмы ZECA (Италия)
poisk-ru.ru
Устройство современных автомобилей позволяет использовать различные виды диагностического оборудования для профилактических проверок и обследования систем при возникновении признаков неисправности.
Приборы для диагностики можно условно распределить на три отдельные группы:
Представители групп обладают характерными отличиями и имеют свои разветвления в зависимости от предназначения и общего функционала.
Портативный автосканер, мотор-тестер, оборудование для диагностики определенной системы (ходовой).
Если нужна диагностика электронного блока управления (ЭБУ), то с этим отлично справятся автомобильные сканеры. Рядовая модель прибора не оснащается датчиками. При помощи соединительных проводов сканер подключается прямо к ЭБУ, откуда и получает всю необходимую информацию. Отсутствие такого прибора под рукой может серьезно усложнить диагностику современного автомобиля, а его наличие даст возможность быстро найти неисправности и ликвидировать их на ранней стадии.
Некоторые разновидности сканеров для автомобилей способны считывать дополнительные данные. В их число входят параметры с кодом ошибки, которые были автоматически занесены в память ЭБУ после возникновения. Дополнительная функция помогает выявить причины неисправности, а не только факт ее наличия.
Среди сканеров присутствуют и такие модели, в которых присутствует дополнительный функционал за счет встроенных датчиков осциллографа и мультиметра. Они открывают доступ к широкому спектру данных, что делает их незаменимыми при профилактическом использовании.
Приборы для считывания информации могут быть в виде автономного устройства с собственным программным обеспечением и техническим оснащением или специального комплекса для ПК. В состав комплекса входит не только программное оснащение для ОС, но и набор адаптеров.
Мультимарочный автосканер LAUNCH
Дилерский сканер VAG vas
Для мультимарочных сканеров характерна возможность работы с множеством автомобилей. Их преимуществом является установка нескольких протоколов для обмена данными с ЭБУ. В комплекте с такими приборами поставляется набор кабелей-адаптеров. Он позволяет работать с разной конфигурацией диагностических разъемов. К сожалению, большинство мультимарочных сканеров имеют ограниченный функционал.
Что касается дилерского типа сканеров, то они предназначены для работы с одной или несколькими моделями автомобилей. Они поддерживают определенный протокол, а значит – могут работать только с «родственными» марками. Среди особенностей дилерских автомобильных сканеров стоит выделить: набор всевозможных функций и ведомую диагностику. Она позволяет анализировать данные ЭБУ и использует специальный алгоритм для выявления возможных причин ошибки и определения способов их устранения.
В мультимарочных сканерах не предусмотрена ведомая диагностика. Для того чтобы расшифровать код необходимо прибегнуть к использованию справочников.
Мотор-тестер используется для получения данных о работе электрооборудования двигателя, а также имеет в своем распоряжении функции осциллографа. Основной отличительной чертой от автомобильного сканера является способ получения информации. Прибор оснащен собственными датчиками, что позволяет ему обходить ЭБУ и получать данные напрямую.
Осциллограф — прибор считывающий данные с датчиков, который способен выводить ее в графическом или числовом виде, а затем анализировать. Для сравнения используются стандартные показатели, имеющиеся для каждой модели. Иногда осциллограф используют отдельно от мотор-тестера.
Для получения данных о работе отдельных систем часто используются специальные устройства. Для того чтобы изменить показания спидометров можно воспользоваться корректором одометров. В ряде случаев этот прибор может использоваться как программатор. Его часто применяют для того, чтобы избежать погрешности спидометра после изменения размера покрышек.
Функционал некоторых корректоров расширен, что позволяет им частично заменять тестеры и программаторы. К примеру, они могут использоваться для диагностики ЭБУ подушек безопасности.
Специальные приборы предусмотрены для профилактического обследования иммобилайзеров. Считывая данные, они анализируют устройство на наличие ошибок. В случае их обнаружения можно воспользоваться специальным модулем для их устранения или перепрограммирования.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
Приветствую всех любителей самостоятельного ремонта. Как я уже говорил, на наших дорогах с каждым днём появляется всё больше и больше машин и мотоциклов с системой впрыска топлива (инжекторов). И гаражный мастер, незнакомый с устройством современных систем впрыска и не желающий учиться, обречён ограничиться, ремонтируя машины, только банальной чисткой карбюратора. Перспектива довольно жалкая, так как инжекторные двигатели, я думаю в ближайшем будущем, вытеснят с дорог карбюраторные.
Кто желает научиться диагностике современных автомобилей и хорошо на этом зарабатывать, то кликаем на банер чуть ниже и начинаем учиться.
Ну а кто хочет хотябы поверхностно узнать о диагностике автомобилей с системой впрыска топлива, и о приборах для этого, то читаем дальше.
Поближе «пообщаться» с электронным блоком управления инжекторного двигателя без подсказки не удастся. И роль доброжелательного подсказчика с лёгкостью выполняет сканер. О его помощниках, без которых тоже не обойтись, я уже писал, и подробно о них можно почитать в этой статье.
Сканеры довольно бурно прогрессируют, поспевая за быстрым развитием систем впрыска топлива. С каждым днём они становятся удобнее в работе, а их функциональные возможности всё богаче. Первые отечественные приборы были катриджными и у них программное обеспечение сохранялось на съёмных носителях информации. И для каждого типа контролёра свой катридж. Пример — это довольно популярный ДСТ-2, который был выпущен заводом немного раньше.
Сейчас уже появились программируемые сканеры и для обновления их программ достаточно обратиться к дилеру, у которого прибор был куплен, а проще получить новую версию программы через интернет. Такие сканеры можно увидеть на фотографиях ниже, рядом с которыми я напишу небольшие комментарии к каждому прибору. На фото 1 представлен Самарский прибор ДСТ-10 (НПП «НТС» Самара), а на фото 2 прибор F-16, Ростовской фирмы АСЕ (Ростов-на-Дону).
И тот и другой сканеры автоматически опознают тип контролёра двигателя машины. Для этого на ДСТ-10 нужно нажать на кнопку (какую, указанно в инструкции) и процесс определения контролёра пошёл. Вам останется только подтвердить правильность выбора, нажав для этого клавишу ввод.
А у сканера F-16 свой порядок работы. Так программные модули по отечественным впрысковым ВАЗам разделены на три группы. Первая — это Bosch 1.5.4, её модификации и все «Январи». Вторая группа — это Bosch MP 7.0 и GM. Ну и третья — Bosch M7.9.7. Если при попытке диагностики мастер не знает какой контролёр установлен на машине, то ему нужно сначала открыть любую группу на сканере, а затем включить режим — «автоопределение». И если програмный модуль машины не тот (например это Bosch M 7.9.7, а открыта первая группа), то на дисплее прибора сразу появиться надпись о необходимости сменить группу. Опытный мастер по диагностике, обычно сразу распознаёт модель системы с первой попытки, и не теряет времени на лишние операции с прибором.
Идём дальше. Допустим любой из двух сканеров определил тип контролёра машины и установил с ним связь. Диагностику начинаем с проверки ошибок в памяти контролёра и если они есть, то сканер подсчитает их число, а так же зафиксирует коды неисправностей и расшифрует их. При этом существенное преимущество сканера ДСТ-10 в том, что он выдаёт историю ошибки с подробным описанием.
Далее необходимо перейти в режим «параметры», а в современных системах впрыска их довольно много. Первый вариант просмотра — это набрать общий список. Здесь находится несколько десятков параметров, и часть которых не имеет никакого отношения к конкретной неисправности. Поэтому опытные мастера редко включают общий список.
Второй вариант просмотра параметров — это по группам. Группы могут быть двух типов — пользовательские и по умолчанию. Группа по умолчанию составлена фирмой производителем сканера. Если мастера не устраивает предложенный набор данных в группе, то он может создать собственную группу параметров, и притом на первом месте с списке поставить наиболее важные. Это поможет искать наиболее часто встречающиеся неисправности (например связанные с расходом топлива, работой датчика коленвала или кислорода). Например на фото 7, показано как на сканере F-16 мастер создал собственную пользовательскую группу.
Дисплеи обоих сканеров сделаны добротно, и даже яркий солнечный свет не мешает чётко видеть всю информацию. У прибора ДСТ-10 размер экрана 70х40 мм, а у F-16 72х25 мм.
Производители оборудования для диагностики постоянно совершенствуют сканеры и обновляют их функционал. Для обновления программы в приборе ДСТ-10 необходимо обратиться к дилеру. А Ростовский F-16 в этом плане более продвинут и свежую прошивку для него можно элементарно скачать с сайта фирмы АСЕ в интернете (для прибора ДСТ-10 тоже постепенно готовится программа обновлений в интернете).
Функционал обоих приборов не ограничивается ВАЗовскими системами впрыска топлива. Так ДСП-10 охватывает системы управления ГАЗов и в том числе дизельный ГАЗ-560 (Steyr), ИЖ, ЗАЗ «Дэу Сенс», УАЗ, «Славута» с блоком «Мика7.6″. К тому же кроме основного назначения (диагностики моторов), он пригоден для проверки антиблокировочной системы тормозов Bosch ABC 5.3 на «Газели», а так же системы автоматического управления отопителем и климатической установки ВАЗ-2110. Подобные установки довольно сложны и их диагностика и настройка тоже требует современных подходов.
Да и Ростовский сканер F-16, тоже пригоден для диагностики систем ГАЗ, ИЖ, ЗАЗ (кроме ГАЗ-560). Кроме того ему по плечу диагностика многих впрысковых иномарок. Среди них довольно большая группа моделей Опель, Мерседес, Дэу, Фольксваген и Ауди.
Ниже я приведу несколько фотографий сканеров, их дисплеев и комментарии к фото, что бы увидеть несколько примеров диагностики. Думаю они будут полезными для мастеров-новичков, которые наконец решили, что хватит ремонтировать древние карбюраторные машины и пора переходить к ремонту более современных впрысковых. К тому же, надеюсь данная статья поможет определиться им в выборе сканера.
ДСТ-10 внешне похож на довольно известный ДСТ-2 этой же фирмы, но в нём нет катриджа и это позволило сделать его тоньше и легче. Корпус сканера изготовлен из прочной пластмассы, а жидкокристаллический дисплей имеет подсветку. Клавиши прибора расположены очень удобно и управляться с ними одной рукой можно примерно так же как на мобильнике.
Бескатриджный сканер F-16 — это новейший прибор Ростовской фирмы АСЕ. Корпус прибора изготовлен тоже из ударопрочной пластмассы, а жидкокристаллический дисплей так же имеет подсветку. Кнопок управления у него поменьше, чем у Самарского прибора, и для управления этим сканером удобней использовать обе руки. Такая же компоновка кнопок используется на большинстве сканеров зарубежных фирм.
Для связи с новым контролёром Bosch M 7.9.7 автомобиля ВАЗ-21104 с мотором 21124 предназначен кабель с разъёмом OBD на фото. Благодаря этому кабелю, дополнительный провод для питания прибора от аккумулятора машины теперь не нужен, так как запитка происходит непосредственно от колодки диагностики.
Сканер ДСТ -10 позволяет в зависимости от выбранной группы, одновременно контролировать 6 — 7 параметров. Аесли нажать клавищу помощи, то получим расшифровку на русском языке, да ещё в добавок необходимое значение для исправно работающего двигателя (фото 4).
Наглядный пример работы сканера ДСТ-10. Проверив расход воздуха двигателем в холодном состоянии сразу после пуска. Видим на дисплее результат — 11,3 кг/ч. А так же прибор показывает каким должен быть расход воздуха на режиме холостого хода после прогрева мотора (в горячем состоянии) — видим на дисплее 7,5 кг/ч. (фото 5).
При просмотре некоторых параметров работы мотора бывает очень полезно включить функцию графического режима. На дисплее (фото 6) мы видим характер сигнала, который поступает с датчика кислорода. А сканер выполняет функцию знакомого всем электрикам электронного осциллографа.
На фото 7 мы видим дисплей Ростовского сканера F-16. Параметры на дисплее выведены в две колонки — по 3 в каждой. Тут все сокращения пишутся на русском языке и в расшифровке не нуждаются. И если нет подсказок по желаемым значениям, то читайте инструкцию прибора.
Работа сканеров не сводится к анализу информации, которая поступает из памяти контролёра. Эти приборы позволяют проверить работу исполнительных механизмов: регулятора холостого хода, форсунок, клапана абсорбера, вентилятора, электро-бензонасоса, а так же проверить катушки зажигания или контрольную лампу Check Engine — Проверь двигатель, и другие электроприборы, например показанные на дисплее сканера на фото 8.
suvorov-castom.ru
Выбор прибора для диагностики автомобиля зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой диагност.
Среди приборов, применяющихся для диагностики автотехники, есть один, который помогает увидеть происходящее с двигателем практически визуально. Не только в цифрах, но и в графической их динамике.
Он вроде кардиографа. Примерно такая же картина всплесков и ровных колебаний на мониторе. Но это не хаос, а очень конкретные показатели, отражающие техническое состояние машины. Её текущий диагноз.
А правильный диагноз, как в медицине, так и в технике, — уже половина дела.
В общих чертах эти аппараты мало чем отличаются от обычных компьютеров. Все данные о двигательной системе (ДВС) точно также снимаются через электронный блок управления автомобилем (ЭБУ). Источником информации являются датчики, встроенные в двигатель или дополнительно установленные из комплекта электронного устройства.
Мотор-тест — это цифры и графики. Их тесное взаимодействие. Особенность, прежде всего, именно в этом.
Назначение
В центре внимания данного диагностического приспособления преимущественно самые значимые параметры работоспособности автомобиля:
Графическая функция
Осциллограф для диагностики обычно входит в комплект мотор-тестера.
Те, кто умеет им пользоваться, получают исключительную возможность оценить наглядно корректность работы тех или иных систем своего автомобиля и предпринять затем соответствующие действия.
Так форма осциллограммы зажигания, например, во вторичной высоковольтной сети позволяет обнаружить даже мелкие сбои в работе свеч и их причины. Аналогичным образом выявляются отклонения в охладительной и тормозной системе, а также — в составе горючей смеси в цилиндрах.
Программное обеспечение
Программы к мотор-тестерам подходят любые из тех, что пригодны для диагностики автомобилей. Ограничения только в возможностях K-line адаптеров, которыми пользуется диагност.
Деление условно и основано на размерах и соответственно — степени сложности приборов:
Современный портативный диагностический комплекс.
Включает в себя:
Особенности
Мотор-тестер и сканер в варианте МТ10КМ могут работать автономно, а также взаимодополнять друг друга. При этом следует учитывать, что мотор-тестер способен поддерживать контакт почти с любым ЭБУ. Сканер — только с контроллером конкретной марки автомобиля.
Роль сканера
Сканеры в комплексе МЕ10КМ для работы в режиме мотор-тестера Obd2 должны иметь специальные коды доступа. Купить коды можно в интернет-магазине. В варианте комплекса Мотор Тестер МТ10КМ Плюс коды входят в комплект устройства.
В общих чертах она заключается в углублённой диагностике всех классических двигательных систем автомобиля: механических, электронных, статических.
Исходным пунктом для анализа являются показания ЭБУ. Именно так мотор-тестер:
Автомобильный осциллограф
Прибор предназначен для наблюдения и контроля за электрическими цепями автомобиля в низковольтной и высоковольтной части.
Отличия от лабораторного аналога в основном два:
Осциллограф Постоловского — самый популярный аппарат на сегодняшний день в диагностике автоэлектрики.
Осциллограф ПостоловскогоУдобные опции:
Выбор прибора для диагностики автомобиля зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой диагност.
При всем их разнообразии следует всё же опираться на определённые критерии.
На первом месте стоит, безусловно, технический потенциал устройства, способный обеспечить работоспособность автомобиля в данный момент.
Затем — архивация данных. То, что позволяет спрогнозировать будущее. Только наличие информации по всем диагностическим операциям в течение всего срока эксплуатации автомобиля предоставляет такую возможность.
Мотор-тестеры, сканеры, автомобильные осциллографы, взятые по отдельности, не отвечают этим критериям в полной мере.
Выбираем поэтому именно комплекс приборов.
То есть то, что надёжней.
Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»
dek-auto.ru
Опубликовано: 24 Август 2013
Страница 3 из 3
Диагностирование автомобиля в целом проводится для определения уровня показателей его эксплуатационных свойств: мощности, топливной экономичности, безопасности движения и влияния на окружающую среду. Выявив ухудшение этих показателей по сравнению с установленными нормативами, проводят углубленное (поэлементное) диагностирование с использованием оборудования для диагностирования отдельных агрегатов, узлов и других элементов автомобиля.
Диагностирование предусматривается:
по параметрам рабочих процессов (например, по расходу топлива, мощности двигателя, тормозному пути), измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;
по параметрам сопутствующих процессов (например, посторонним шумам, нагреву деталей и узлов, вибрациям), также измеряемым при наиболее близких к эксплуатационным условиям режимах;
по структурным параметрам (например, зазорам, люфтам), измеряемым у неработающих механизмов.
При диагностировании с помощью контрольно-диагностических средств определяют диагностические параметры, по которым судят о структурных параметрах, отражающих техническое состояние механизма и автомобиля в целом.
Диагностический параметр — это физическая величина, контролируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая работоспособность автомобиля или его агрегатов и систем (например, шум, вибрация, стук, снижение мощности двигателя, давление масла или воздуха).
Структурный параметр — это физическая величина, непосредственно отражающая техническое состояние механизма (например, геометрическая форма и размеры, взаимное расположение поверхностей деталей).
Существует взаимосвязь структурных и диагностических параметров. Так как непосредственное измерение структурных параметров затруднено необходимостью разборки механизмов, возникает потребность в косвенной оценке структурных параметров через диагностические. Диагностирование позволяет своевременно выявить Неисправности и предупредить возможные отказы, сокращая потери от простоев автомобиля при устранении непредвиденных поломок.
Диагностические и структурные параметры подразделяются по своим значениям.
Различают:
номинальное значение параметра, которое определяется конструкцией и функциональным назначением механизма. Номинальные значения обычно имеют новые механизмы или механизмы, прошедшие капитальный ремонт;
допускаемое значение параметра — это такое граничное значение, при котором механизм может сохранять работоспособность до следующего планового ТО без каких-либо дополнительных воздействий;
предельное значение параметра — это наибольшая или наименьшая его величина, при которой еще обеспечивается работоспособность механизма. Но при достижении предельного значения параметра механизма дальнейшая его эксплуатация либо недопустима, либо экономически нецелесообразна;
упреждающее значение параметра — это ужесточенное предельно допустимое его значение, при котором обеспечивается заданный уровень вероятности безотказной работы механизма на предстоящем межконтрольном пробеге автомобиля.
Средства диагностирования
Средства диагностирования подразделяются на:
встроенные, которые являются составной частью автомобиля. Это датчики и приборы на панели приборов. Их используют для непрерывного или достаточно частого измерения параметров технического состояния автомобиля. Современные средства встроенного диагностирования на основе электронного блока управления (ЭБУ) позволяют водителю постоянно контролировать состояние тормозных систем, расход топлива, токсичность отработавших газов, а также выбирать наиболее экономичный режим работы автомобиля;
внешние средства диагностирования не входят в конструкцию автомобиля. К ним относятся стационарные стенды; передвижные приборы и станции, укомплектованные необходимыми измерительными устройствами.
Диагностическое оборудование
Все оборудование для диагностики двигателей можно подразделить на три основные группы (рис.23):
1) сканеры блоков управления двигателями;
2) измерительные приборы;
3) тестеры исполнительных устройств и узлов двигателя.
Рис.23. Оборудование для диагностики автомобилей
Первая группа приборов представляет собой набор устройств, предназначенных для установления связи с блоками управления автомобилей и выполнения таких процедур, как чтение и стирание ошибок, чтение текущих значений датчиков и внутренних параметров системы управления, проверка работоспособности исполнительных устройств, адаптация системы управления при замене отдельных агрегатов автомобиля или при капитальном ремонте двигателя.
Во второй группе приборов собраны устройства, которые можно использовать для диагностики любых двигателей независимо от способа управления. Все эти устройства применяют для обнаружения неисправностей, а также для проверки показаний сканеров, так как ни одна электронная система не может проверить саму себя с абсолютной достоверностью — например, подсос воздуха во впускном коллекторе может вызвать появление сообщения об отказе расходомера воздуха и т. д.
Третья группа приборов представляет собой оборудование для углубленной проверки ЭСУД и ее отдельных узлов.
Диагностические стенды с беговыми барабанами (рис.24) позволяют имитировать условия движения и нагрузки. Стенд состоит из беговых спаренных барабанов, стационарного пульта управления, переносного пульта управления и вентилятора, который поддерживает тепловой режим. Управление осуществляется оператором с рабочего места водителя с помощью дистанционного пульта. Автомобиль устанавливают ведущими колесами на беговые барабаны. На стенде автомобиль удерживается упорами, устанавливаемыми под передние колеса. Для определения максимальной эффективной мощности двигателя автомобиль разгоняют до заданной скорости и создают нагрузку на ведущих колесах. Стенд позволяет определить потери мощности в силовой передаче автомобиля без нагрузки при заданном нагрузочном режиме. При определении расхода топлива на различных скоростных и нагрузочных режимах работы двигателя топливная система двигателя подключается к расходомеру стенда, который расположен в стойке.
Рис.24. Стенд с беговыми барабанами
Посты диагностики отдельных агрегатов (рис.25) оснащаются специальными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их неисправностей. Так, пост для диагностирования работы двигателя комплектуется виброакустической аппаратурой, стетоскопом и др., позволяющими по особенностям и уровню шумов и стуков определять техническое состояние кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. С помощью стетоскопа определяют увеличение зазоров в латунных и коренных подшипниках коленчатого вала, между поршнем и цилиндром, клапанами и толкателями и т. д., устанавливают необходимость выполнения регулировочных и ремонтных работ.
Рис.25. Диагностика отдельных агрегатов
Использованные источники
1. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Мастерство; Высш. школа, 2001. - 496 с.
2. Пузанков А.Г. Автомобили: устройство и техническое обслуживание: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/ - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 640 с.
3. Луховицкий Ф. Н. Механизированные средства для технического обслуживания машинно-тракторного парка. — М.: Колос, 1978.
4. Иллюстрации, находящиеся в сети Интернет в свободном доступе.
5. Материалы, размещенные на сайтах:
www.kornienko-ev.ru/
ms-groupcompany.com/
www.el-tov.ru/
www.allpromsnab.ru/
toyotatest.ru/
elektroas.ru/
www.ua-tenders.com/
www.stoalit.ru/
nilfisk.prom.ua/
mashkomplekt.com/
megadoski.ru/
tdgpo.ru/
www.heavycars.ru/
www.autolada.ru/
pakhomov-school.ru/
Подробности
Просмотров: 1292
dobrovolskij.ru
На наших дорогах всё больше появляется машин, в том числе и отечественных, с впрысковыми (инжекторными) двигателями, напичканными различными датчиками (о проверке датчиков просвещаемся вот здесь), неисправность которых уже с помощью тестера не всегда удаётся выявить (о выборе тестера — мультимера читаем вот тут). А вообще диагностировать впрысковый двигатель нужно сканером, но и его возможности небеспредельны. Вот например необходимо проверить датчик положения дроссельной заслонки (всё чаще встречается и на современных мотоциклах, даже с карбюраторами). Информацию о положении заслонки сканер получает с контролёра. Но в этом случае выявить дефект (перегорание) самой контактной дорожки сканером невозможно. В таком случае помогут приборы, назначение которых проверять датчики и исполнительные механизмы впрысковых двигателей.
Но функционал многих приборов, даже опытные мастера, не полностью используют, а кто хочет научиться ими пользоваться по полной, и неплохо на этом зарабатывать, то кликаем на банер ниже и начинаем учиться.
Рассмотрим один из отечественных приборчиков подробнее.
Прибор для диагностики впрысковых моторов — ДСТ-6С, изображённый на фото 1, который производит самарское предприятие «НПО НТС». Этот прибор рассчитан как на любителя, который делает всё своими руками, так и для профессиональных мастеров автосервиса.
Корпус прибора выполнен из ударопрочного пластика, а кнопки управления надёжно укрыты от пыли и влаги. Информация выводится на жидкокристаллический дисплей с подсветкой, А питание прибора осуществляется от бортовой сети автомобиля, что не требует затрат на батарейки.
Выбор необходимого пункта меню очень прост. А для проверки узлов впрысковых автомобилей семейства ВАЗ, имеется специальный кабель с распределительной коробочкой, изображённый на фото 2. И чтобы не гадать где какой разъём, на корпусе каждого разъёма (клеммной колодки) наклеена наклейка с подсказкой. К тому же несложная схема проверки, подробно описана в инструкции.
Многие мастера, обладающие сканерами (например ДСТ-2 или другого аналогичного), могут заметить, что некоторые функции по проверке исполнительных механизмов есть и на сканере, и им незачем обзаводиться прибором — дублёром — ДСТ-6. Но это не так. Поясню на конкретном примере. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки, который при разгоне машины вызывал рывки, контролёру не запомнился (не определился). Определить по показаниям сканера плавно ли меняется сигнал положения дроссельной заслонки сложно. Но вот когда подключаем датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) к разъёму прибора ДСТ-6С, то сразу узнаём, что контактная дорожка повреждена в двух местах, так как дважды пропищал звуковой сигнал.
Этот же прибор диагностики позволяет проверить перемещение клапана регулятора холостого хода или датчик массового расхода воздуха. И замечу, что при определении характеристик датчика массового расхода воздуха, счёт идёт на сотые доли вольта и прибор ДСТ-6С с этим нормально справляется.
Ещё одна функция прибора — это проверка баланса форсунок и мастера по диагностике высоко ценят эту функциональную возможность. При этом прибор позволяет воспользоваться стандартными настройками, либо изменить количество и длительность импульсов. К тому же если напряжение питания упадёт до 11 вольт, то диагностику прибором проводить уже не рекомендуется и прибор подтвердит это предупреждением на дисплее.
На фотографии под номером 3, показан кабель для диагностики узлов двигателя ЗМЗ-406, автомобилей ГАЗ. Обычно токи в цепях системы управления двигателем очень слабые и для проверки напряжения нужен очень точный измерительный прибор (вольтметр).ДСТ-6С в комплекте со специальным шнуром, изображённом на фото 4, превращается в высокоточный вольтметр с возможностью измерения от нуля до 20 вольт. Причём пределы шкалы можно сузить до измерений от нуля до одного вольта, или вообще от нуля до половины вольта ( 0 — 0,5 в).
Ещё одна функция прибора — это проверка исправности датчика кислорода. Для этого переводим прибор в режим вольтметра, отсоединяем разъём от датчика кислорода и в разрыв устанавливаем переходник, изображённый на фото 5. Далее запускаем и прогреваем двигатель машины и подключаем щуп прибора к контакту переходника. А дисплей прибора покажет, с какой частотой меняется сигнал датчика кислорода, и в результате определяем, работоспособен ли датчик.
Но и это далеко не последняя функция прибора. Он способен имитировать сигналы датчика положения коленвала и датчика Холла. Необходимый для этого кабель, показан на фото 6. Как многие убедились, модули зажигания для двигателей Вазовских машин, показали себя ненадёжными. Проверка высоковольтной части зажигания, это обычное дело в автосервисе. А у прибора есть функция, позволяющая имитировать частоту вращения коленвала в пределах 10 — 6000 оборотов в минуту. В дополнение к шнуру, изображённому на фото 7, понадобятся пробники имитирующие свечи. А для двухвыводных катушек зажигания (как на Оке или Волге) имеется в комплекте и для них свой шнур на фото 8. Прибором можно проверить катушки зажигания и обычных карбюраторных моторов. Для их проверки нужно через переходники подключиться к контактам катушки +Б и К.
Постепенно двигатели автомобилей совершенствуются и датчики меняются на более качественные. Так например нитевой ДМРВ двигателя ЗМЗ-406 на заводе заменили на датчик Siemens 20.3855 и соответственно появился и новый шнур прибора, для этого датчика. Готовятся к выпуску переходники для проверки индивидуальных катушек зажигания двигателей ВАЗ-21124 и для модуля зажигания для ВАЗ-21114.
Прибор для диагностики впрысковых моторов (и не только) ДСТ-6С универсальный прибор, который будет полезен не только мастерам в частных гаражах и автосервисах, но и продавцам в автомагазинах, ведь работоспособность любого датчика желательно доказать покупателю.
suvorov-castom.ru
Содержание
Приборы и оборудование для диагностики ДВС. 3Литература. 21
Двигатель — самый сложный агрегат, от состояния которого зависят многочисленные технические и экономические показатели работы автомобиля. Неисправности и отказы в основном возникают в механизмах двигателя кривошипного шатуна и газораспределительного, системах зажигания, питания, охлаждения и смазки, следовательно, главное внимание при повышении качества профилактики двигателей нужно уделять именно им.
Во время профилактики двигателей необходимо учитывать и то обстоятельство, что в отработанных газах содержится много токсичных веществ, опасных для здоровья человека, что ухудшают санитарно-бытовые условия жизни.
Общее техническое состояние двигателя оценивают путем ознакомления с отчетными данными (пробега и ресурс работы двигателя, ремонты), обзора и испытания двигателя в работе, за общими диагностическими параметрами (мощностью, затратой топлива, общим уровнем шумов и стуков). Диагностические параметры двигателя измеряют во время ходовых испытаний или на стендах с беговыми барабанами, которые имитируют условия движения и нагрузки.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ ВЕЛИЧИНЫ ЗАЗОРОВ В КЛАПАНАХ И ПРОВЕРКА ИХ НЕПЛОТНОСТИ
Известные способы определения величины зазора (посредством щупа, индикаторного устройства и др.) очень трудоемкие и не обеспечивают нужной точности. Избежать этих недостатков дает возможность разработанный в настоящее время диагностический способ, который заключается в определении траектории движения коромысел при погрузке в порядке очереди их плеч, совмещении этих траекторий за фазой и установлении разницы между ними.
Проверка осуществляется посредством устройства КИ-9918 (рис. 1), работа которого основывается на регистрации разницы траекторий движения боек коромысла со стержнем клапана во время прокручивания.Рис. 1. Устройство КИ – 9918:
1 – пружина; 2 – каретка; 3 – направляющая; 4 – ось; 5 – корпус; 6 – кулачок; 7 – стержень; 8 – индикатор; 9 – рычаг; 10 – кулачок тормоза; 11 – пластичные пружины; 12 – винт; 13- стопорный винт; 14 – валик декомпрессора двигателя; 15 – коромысло двигателя; 16 – тарелка пружины клапанаУстройство дает возможность измерять тепловые зазоры в верхньоклапанному механизме газораспределения автомобильных и тракторных двигателей коленчатого вала двигателя и одностороннего выбора зазора с соединением коромысло — толкатель.
Установка КИ-13907 (рис. 2) используется для измерения зазоров в кривошипно-шатунном механизме с применением приборов КИ-11140 и КИ-13933М, а также для определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателей и клапанов газораспределительного механизма с применением приборов КИ-4887-I и К-69М.
Рис. 2. Схема подключения компрессорно-вакуумной установки КИ-13907 к двигателю:
1 — наконечник или устройство КИ-11140; 2 — распределительный трубопровод, 3 — распределительный кран, 4 — нагнетательный трубопровод, 5 — всасывающий трубопровод, 6 — вакуумметр, 7 — вентиль, 8 — ресивер разрежения, 9, 11 — краны, 10 - компрессор, 12 - регулятор давления, 13 — предохранительный клапан, 14 — ресивер давления, 15 — регулятор вакуума
Устройство КИ-1 1140 позволяет измерять суммарный зазор в кривошипно-шатунном механизме.
Оно состоит из корпуса 2 (рис. 3) с закрепленным на нем индикатором 1 часового типа, пневматического приемника 3, сменного фланца 4 для крепления устройства в головке цилиндров вместо форсунки или свечи зажигания, уплотнения 5, направляющей 6, штока 7, жестко соединенного с ножкой индикаторами стопорного винта 8, служащего для фиксации направляющей в пневматическом приемнике.Рис. 3. Устройство для измерения зазоров в кривошипно-шатунном механизме
Индикатор расхода газов КИ-13671(рис.4) предназначен для контроля технического состояния цилиндропоршневой группы двигателей измерением количества газов, выходящих из картера. Индикатор работает по тому же принципу, что и КИ-4887-I, но при избыточном давлении в картере двигателя, равном сопротивлению прибора.
Рис. 4. Индикатор расхода газов КИ-13671:
1— корпус, 2 — патрубок с пробкой, 3 — сигнализатор, 4 - крышка
КИ-1367 состоит из корпуса 1, сигнализатора 3, патрубков 2, крышки 4 и комплекта переходников. Корпус 1 выполнен в виде Г-образной трубки с тремя резьбовыми отверстиями сверху для присоединения сигнализатора 3 и двух патрубков 2. Снизу с помощью комплекта переходников индикатор присоединяется к заливным горловинам картеров различных типов двигателей. Сигнализатор 3 представляет собой полый цилиндр из прозрачного органического стекла, внутри которого помещен эбонитовый поршень с риской в средней части по окружности; он предназначен для определения момента измерения расхода газов, когда риска на поршне совпадает на сигнализаторе.
Патрубки 2 представляют собой полые металлические цилиндры и предназначены для увеличения проходного сечения индикатора. Крышка 4 выполнена в виде цилиндра со ступицей и с отверстием — щелью шириной 4 мм на торцовой поверхности. Устройство приспособления КИ-9912 или КИ-9912А — индикаторы загрязненности центробежного маслоочистителя (рис. 5). Приспособление позволяет определять степень загрязненности ротора центрифуги по массе осадка.Рис. 5. Приспособление КИ-9912: 1 — корпус, 2 — упругий элемент весового механизма, 3 — установочный механизм, 4 — ось ротора, 5 — гайка ротора маслоочистителя, 6 — зажимная гайка, 7 — установочная гайка, 8 — захват, 9 — опора упругого элемента, 10 — индикатор
Устройство приспособления ДСО-2 (рис. 6) для проверки герметичности системы охлаждения двигателя и состояния клапанов пробки радиатора.
Рис. 6. Схема приспособления для проверки клапанов пробки радиатора и герметичности системы охлаждения двигателя:
1 — редуктор, 2 — ресивер, 3 — кран, 4 — манометр, 5 — стакан, 6 — рамка, 7 — зажим, 8, 13 — краны двухходовые, 9 — винт регулировочный, 10 — индикатор, 11 — паровой клапан пробки, 12 — воздушный клапан пробки, 14 — винтовой кран
В корпусе индикатора помещен поплавок, с помощью которого фиксируется момент срабатывания клапанов пробки радиатора по величине давления. При закрытых кранах 3, 13 создается давление в ресивере, с помощьюредуктора оно устанавливается на 150... 160 кПа. Снятую с горловины радиатора пробку закрепляют на стакане. Перекрытием крана 8 подают воздух в верхнюю полость стакана, а нижнюю полость стакана соединяют с индикатором с помощью крана 8.
Давление, действующее на паровой клапан, фиксируется манометром в момент поднятия поплавка в индикаторе. Затем соединяют индикатор с нижней полостью стакана, а воздух подают из ресивера в верхнюю полость и фиксируют давление, при котором открывается воздушный клапан пробки.
Этим же приспособлением проверяют герметичность системы охлаждения двигателя. Систему заполняют охлаждающей жидкостью. На горловину радиатора вместо пробки устанавливают насадку приспособления, соединенную с краном 3. При закрытых кранах 3 и 13 редуктором создают давление 60...70 кПа и открывают кран 3. По секундомеру и манометру следят за изменением давления в системе охлаждения.
Одновременно с проверкой герметичности системы можно проверить на работающем двигателе и состояние прокладки головки блока цилиндров. Для этой проверки устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями манометра. Колебания стрелки манометра свидетельствуют о пропуске газов из цилиндров в систему охлаждения, т. е. о порче прокладки или самой головки блока цилиндров.
Устройство КИ-8920 или КИ-13918 (рис. 7) для проверки натяжения ремней привода вентилятора, генератора и компрессора.
Секторы 9 и 10 приспособления разделены между собой текстолитовыми шайбами, а от штока — пружиной, которая фиксирует положение секторов после измерения. С другой стороны штока винтами укреплена установочная скоба 12. Сектор 10 имеет шкалы.
Рис. 7. Устройство КИ-8920 для проверки натяжения ремней привода вентилятора, генератора, компрессора:
1 — ползун, 2 — корпус, 3 — упор пружины, 4 — винт, 5 — направляющая, 6 — фиксирующий винт, 7 — пружина, 8 — шток, 9, 10 — секторы, 11 — ось-винт, 12 — установочная скоба
Контроль и диагностика состояния поршневых колец. Температура втулки цилиндра так жe, как и ее поверхностная температура, косвенно характеризует состояние пары втулка—кольца, состояние масляной пленки и характер трения, по ним невозможно непосредственно определить состояние поршневых колец.
Для решения этой задачи в каждую втулку цилиндра над продувочными окнами устанавливаются один или два индуктивных датчика (рис. 8), сигнал от которых поступает на электронно-лучевой осциллограф.
Рис. 8. Регистрация состояния поршневых колец:
1 — датчик; 2 — блок сравнения и подсчета импульсов; 3 — осциллоскоп для наблюдения за импульсами; 4 — цифровой дисплей числа импульсов ниже уровня сравнения
Чтобы исключить отмеченные нежелательные явления в работе двигатели, необходимо их своевременно обнаруживать. С этой целью предлагается устанавливать дифференциальную термопару в крышке цилиндра или в верхней части втулки, не перекрываемой поршнем при его положении в ВМТ (рис. 9). Поскольку величина удельного теплового потока пропорциональна перепаду температур ?l в стенке, то последний и используется как индикатор тепловой нагрузки.
Рост тепловой нагрузки устанавливается по увеличению отклонения ?t от его эталонного значения, которое должно быть задано с помощью математической модели, учитывающей влияние на всех внешних условий.
Рис. 9. Расположение термопар в крышке и втулке цилиндра
Объективная оценка состояния впрыскивающей аппаратуры может быть достигнута путем непосредственного измерения ряда параметров впрыска и их сопоставления с эталонными значениями. Установив датчики давления топлива (рис. 10) у форсунки Д1, подъема иглы Д2 и отметок угла поворота коленчатого вала ДЗ, получим возможность измерять и оценивать отдельно по каждому цилиндру следующие пари-метры впрыска: максимальное давление рфmах; давление открытия иглы Рнпф ; интенсивность роста давления до открытия иглы ?рф/??; начало ?нпф ? продолжительность ?ф впрыска.
Рис.10. Измерения в системе впрыска топлива:
1 — давление топлива; 2 — отметки фаз впрыска; 3 — отметки ВМТ и углов п. к. в.; Д1, Д2, ДЗ —датчики соответственно давления топлива, движения иглы форсунки, отмоток ВМТ и углов п. к. в.
Для автоматизации процесса диагностирования используют датчики давления, сигнал которых преобразуется усилителем в напряжение постоянного тока, измеряемое с помощью различных индикаторов. Примерами таких датчиков могут служить индуктивные, пьезоэлектрические, емкостные и тензометрические датчики давления (рис. 11).
Рис. 11. Схемы датчиков для измерения перепада давления в воздушном фильтре: А – индуктивный; б – пьезоэлектический; в и г – мембранные тензодатчики соответственно с одинораной и двойной мембраной; д – с консольной балкой; е – с трубкой Бурдона; ж – тонкостенный цилиндрический с наклеенными тензоризисторами; 1 – корпус; 2 – катушки индуктивности; 3 – мембрана; 4 – пьезокристалы; 5 – тензодатчик; 6 – консольная балка; 7 – трубка Бурдона; 8 – тонкостенный стакан
Индуктивный датчик дифференциального типа, предназначенный для измерения перепада давления, имеет мембрану 3, закрепленную между двумя катушками индуктивности 2 по периметру (рис. 11, а).
Принцип действия датчика основан на свойствах электромагнитной катушки 2 изменять индуктивное сопротивление при приближении к ней металлической массы, в данном случае мембраны 3, жесткость которой определяет чувствительность датчика.
Тензометрические датчики основаны на свойстве тензорезистора менять активное сопротивление при деформировании. Примеры конструктивного выполнения датчиков давления этого типа показаны на рис. 11, в—ж.
Работа пьезоэлектрических датчиков давления основана на свойствах кристаллов кварца 4 (рис. 11, б) создавать разность потенциалов на гранях под действием силы.
Эта разность потенциалов может быть измерена с помощью усилителя пьезотоков и представлена в виде напряжения постоянного тока, пропорционального давлению.Более перспективным считают метод бесконтактного термометрирования рабочих лопаток с помощью фотоэлектрических пирометров (рис. 12). Принцип действия прибора основан на улавливании теплового излучения с пятна визирования на поверхности лопатки 6. При вращении ротора пятно движется по поверхности лопаток, «опрашивая» каждую за один оборот ротора. Таким образом, термометрированию подвергается каждая лопатка. Соответствующая обработка сигнала позволяет получить оценку температурного поля ротора. В зависимости от требуемой информации применяют два типа обрабатывающей аппаратуры. Аппаратура типа БИС (блок измерения средних значений) позволяет определить среднюю температуру, среднюю максимальную и среднюю минимальную температуры и температуру максимально перегретой лопатки. Аппаратура типа БОС (блок обработки сигнала) измеряет температуру каждой лопатки в отдельности и разброс температуры лопаток. Для этого на двигатель устанавливают датчики положения ротора, дающие синхронизирующий сигнал для измерения температуры в нужной точке по углу поворота ротора. Точность измерения температуры составляет 15...20 °С, точность измерения разброса температуры отдельных лопаток — около 5 °С.
Рис.12. Схема пирометра для термомитрирования лопаток турбины:
1 и 2 – воздушный канал соответственно обдува линзы и охлаждения световода; 3 – фотоэлектрическая приставка; 4 – световод; 5 – линза; 6 – лопатка турбины; - направление движения воздуха
Для диагностики насоса высокого давления и топливоподкачивающего насоса применяются специальные стенды. Шестисекционные насосы высокого давления и топливные фильтры диагностируют на стенде СДТА-1 (рис. 13).
Рис. 13. Схема системы подачи топлива стенда СДТА-1:
1 — испытываемый топливный насос; 2 — форсунка; 3 — мерный цилиндр; 4 — указатель уровня топлива; 5 — термометр; 6 — верхний топливный бак; 7 — подкачивающий насос; 8 — топливный фильтр; 9 — манометр; 10 — демпфер; 11 — распределитель; 12 — нижний топливный бак; 13 — стол.
Этот стенд можно использовать для диагностики и восьмисекционных топливных насосов высокого давления, но для этого необходимо изменить конструкцию приспособления для их крепления на стенде.
Момент начала представления топлива плунжерной парой насоса проверяют средством устройства КИ-13902, в который входят моментоскоп КИ-4941 (рис.14) с набором технологических пружин, указатель с иглами и набор шаблонов угломеров. Момент начала представления топлива определяют за началом поднятия уровня топлива в стеклянной трубке при медленном прокручивании коленчатого вала вручную.
Рис. 14. Моментоскоп КИ – 4941;
1 – гайка набросная; 2 – наконечник плотнит; 3 – стеклянная трубка; 4 – пружина; 5 –защитный колпачекДиагностика и техническое обслуживание форсунок. Не снимая из дизеля форсунки, их диагностируют устройством КИ-9917 (рис. 15) и автостетоскопом ТУПБеО-003, при снятой форсунке — посредством устройства КИ-652 (рис. 16), которое представляет собой ручной насос высокого давления.
Рис. 15. Устройство КИ – 9917:1 – рычаг; 2- корпус; 3 – топливо провод высокого давления; 4 – манометр; 5 – резервуар для топлива; 6 – поршень; 7 – ручка резервуара; 8- пружина
Рис. 16. Испытание форсунок посредством прибора КИ-652:
1 – манометр; 2 – бачок для топлива; 3 – запорный вентиль; 4 – распределитель; 5 – маховик; 6 – корпус; 7 – рычаг; 8 – глушитель; 9 -форсунка
Зм. | Лист | № докум. | Підп. | Дата | ||||||
Студент | Літ. | Лист | Листів | |||||||
Керівник. | 2 | |||||||||
Консультант. | ||||||||||
Зав. Каф | ||||||||||
nashaucheba.ru