Автомобиль ГА3-66 — грузовой автомобиль с двумя осями и грузоподъемностью в 2 тонны, с мощным приводом на обе оси и повышенной проходимостью. Был выпущен на замену автомобилю ВАЗ-63.
Классическая модификация автомобиля ГАЗ-66
Вернуться к оглавлениюЕсть несколько модификаций грузовика ГАЗ-66.
Конструкторы произвели автомобиль с повышенной устойчивостью и мощностью.
Повышенная проходимость ГАЗ-66
Для лучшего распределения нагрузки на оси, кабина ГАЗ-66 находится прямо над движком. Вернуться к оглавлениючертеж устройства грузового автомобиля ГАЗ 66 с размерами
Объем двигателя — 4250 см3, работает на бензине марок АИ-76 и АИ-80. Автомобиль рассчитан даже на тяжелые условия эксплуатации и развивает мощность до 120 лошадиных сил при 3200 оборотах в минуту.
Так выглядит двигатель ГАЗ-66
Дизель на газ 66 практически не устанавливается, в основном бензиновые двигатели. Автомобиль может развивать скорость до 90 км/ч, но при снятии ограничителя движок возможно разогнать до 110-120 км/ч, что снижает рабочий ресурс и заставляет механизмы работать на износ. Вернуться к оглавлениюГАЗ-66 разрабатывался специально для работы в сложной местности. Коробка передач механическая, четырехступенчатая. Автомобиль успешно преодолевает крутые склоны. Если ехать по дороге с хорошим покрытием, водитель имеет возможность отключить передний мост для экономии топлива.
На автомобиль устанавливают 2 бака по 105 литров, что дает возможность проехать до 800 км, если скорость 25 км/ч. Но при работе в реальных условиях цифры выходят другими.
Схема коробки передач автомобиля ГАЗ-66
Вернуться к оглавлениюУстановлены шины размером от 12 до 18. Специальная резина уместна при работе автомобиля на крутых горных дорогах. Вездеход Газ 66 успешно преодолевает грязь, слякоть, воду, каменистую поверхность. Для разворота самосвала требуется окружность не менее 19 метров, но данная проблема не существенна.
Вернуться к оглавлениюПервый образец автомобиля был выпущен 53 года тому назад и был эволюцией модели ВАЗ-63, выходившего с конвейера за 4 года до этого и ГАЗ-63, выходившего с 1948 по 1968 годы. Серийно ГАЗ 66 начал выходить с 1964 года. В 1968 году изобрели систему контроля давления в шинах.
В 1966 года автомобиль получил первый приз на выставке сельскохозяйственной техники в Москве. В следующем году уже была победа на международной выставке в Лейпциге.
Скорая помощь на базе ГАЗ-66
В 1969 года ГАЗ-66 первым из всех получил знак ГОСТ. В том же году автомобиль ушел на экспорт во все дружественные для СССР страны.Автомобиль ГАЗ-66 – это маневренный, неприхотливый и мощный агрегат, поэтому его использовали в сельском хозяйстве. Машиной часто пользовались геологи при открытии месторождений руд и полезных ископаемых.
ГАЗ 66 доставлял первые буровые установки в труднодоступные места. На машине возили тяжелые приборы, инструменты и аппаратуру. Нефтяники и газовики России также интенсивно использовали авто.Машину активно применяли воздушно-десантные войска Советского Союза.
В 1995 году перестали производить модифицированный ГАЗ-66-11. Вместо него вышел ГАЗ-3308. Последняя на сегодня версия — ГАЗ-66-40 выпущена в 1999 году. Всего было выпущено почти 966 000 экземпляров автомобиля.
Вернуться к оглавлениюГАЗ-66 отличается высоким уровнем мощности, надежности и износостойкости. Проходит по любым дорогам с тяжелыми грузами. Авто способно перевозить 2 тонны груза по бездорожью.
Блокировка дифференциалов переднего и заднего мостов осуществляется автоматически, большие просветы и регуляция давления в колесах создают отличную проходимость (диски колёс устроены по особой схеме), для накачивания шин установлен специальный аппарат с приводом от движка. Двигатель газ 66 оборудован подогревателем перед запуском.
В рабочем состоянии используется тормозная система газ 66 с раздельной гидравликой и вакуумным усилителем, а на стоянке используют барабанные тормоза с трансмиссией. Гидравлический усилитель управляется с помощью руля.
Схема гидроусилителя
Одна из технических особенностей грузовика – идеальная балансировка центра тяжести, автомобиль отличается своей компактностью, а кабина расположена над самим двигателем, что позволяет нагрузке равномерно распределяться между передними и задними осями, поэтому автомобиль использовали десантные войска: во время падения с парашютом авто приземляется на все 4 колеса и не заваливается. Но в 80-е годы прошлого века машину не использовали в Афганистане из-за м, что увеличивало опасность во время подрыва на мине. Вот почему ГАЗ-66 вывели из Афганистана и решили законсервировать на военных базах. Но в законсервированном виде технике пришлось стоять долго, поэтому сальники и шины, движки испортились.военный образец ГАЗ-66 с кунгом
Особенно популярен был кунг – автомобиль, в котором располагались радиостанции. В 90-е годы ГАЗ-66 начали массово списывать, а потом на замену пришел ГАЗ 3308 с удлиненной ходовой частью. Вернуться к оглавлениюДля ремонта двигателя кабину можно откинуть вперед на шарнирах, кожух между пассажирским и водительским сиденьями не снимается, прикрывая двигатель, поэтому рычаг раздатки ГАЗ-66 располагается справа сзади от водителя, что крайне неудобно.Для отдыха водителя в кабине авто есть подвесная брезентовая койка — гамак.
Длина кузова составляет 5,8 м, ширина – 2,3 м, высота – 2,5 м, что делает авто одним из самых компактных самосвалов в мире; база колёс – 3,3 метра.
Чертеж автомобиля ГАЗ-66
Ширина колеи передних колес 18 см, задних – 17,5 см, это означает, что на простой дороге авто не выходит за пределы колеи. В подготовленном состоянии масса машины достигает 3640 кг, а вместе с грузом равна – 5970 кг. Нагрузка распределяется следующим образом: на переднюю ось ложится более 2,7 т, а на заднюю 3 т.Автомобиль сможет увезти 2 тонны даже на сложной местности без повреждений.
Кабина находится высоко, что повышает качество обзора для такого безкапотного самосвала. Но, по отзывам водителей, постоянно работать на такой высоте сложно. Кабина крайне маленькая, поэтому во время езды по пересеченной местности есть риск получения травм от ударов о внутренние части кабины. Доступ в моторный отсек затруднен.
Высокую проходимость автомобиля обеспечивают самоблокировка дифференциалов и довольно крупный просвет в 31,5 сантиметра, что позволяет преодолевать водоемы, превышающие по глубине клиренс.
В машине установлена разделительная гидравлическая тормозная система, которая не даст передвигаться с включенным накатом. Но гидравлический усилитель на руле позволяет легче справляться со сложными поворотами.
Одна их главных особенностей автомобиля: идеальное размещение центра тяжести, поэтому нагрузка просто не ощущается.
Вернуться к оглавлениюДанный грузовик давно снят с производства, поэтому цены на него отличаются. Автомобиль на ходу, без дополнительного оборудования, например лебедки, но требующий ремонта, может обойтись до 130 000 рублей. Чем ниже цена, тем больше покупателей. Встречаются и модернизированные варианты с разнообразной техникой и дополнительной аппаратурой. Стоить такой вариант может до 250 000 рублей.
avtomobilgaz.ru
Он устанавливается на довольно широкий модельный ряд техники, в основном – сельскохозяйственной. Указанный агрегат предназначен для установки на тракторы и другие машины, работающие в условия неограниченного воздухообмена. Имеет ряд модификаций, которые отражаются на его характеристиках. Особенности применения и адаптации отражены в маркировке. Например, Д144-11.02 – дизель для использования в умеренном климате, Д144-11.03 – дизель для территорий с преобладанием тропического климата. Также по маркировке можно определить некоторые особенности комплектации (например, на модели Д120-11М установлен насос Motorpal, производства Чехии). Схема двигателя Д-144 Относительно ТТХ, то можно указать следующее: цилиндры в количестве 4 штук располагаются рядно. Суммарный их объём составляет 4,15 литра. Заменить собой он может 60 лошадок. А максимальный крутящий момент аж 20,9 кгм.
Двигатель ЗМЗ 66-06 устанавливался на автомобили серии ГАЗ-66. Машина выпускалась на Горьковском автомобильном заводе с 1964 года по 1999 г. Предназначалась в первую очередь для перемещения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Грамотное распределение массы создавало равномерную нагрузку на оси. Грузовик Газ-66 Двигатель располагался под кабиной, которая, для осмотра мотора, на шарнирах откидывалась вперёд. В кабину вдавалась верхняя крышка двигателя.
[email protected]╜ Pe9mёЩV?╡Э%y`]fиmс╜Н/B╟Ъи]■нR!-╛хЁ╙·╞I1╧д·╘З?┬6ЕФ┌QХj°╠Я╒Ъg.\Ъ═(1Zc├Ч√4©v╞▌КR fR’≈ю;╥кБПДi╧В─mxЁM÷е╡1Ж:ЫA9=╖`╗ZKL ьёVnыh`УЫЩ┴т7┐h4д»з│┐├rtхHЮ■█2?ИUWc╡гfYpsлЙ,┴┤фДп∙Ь!( ╠╪Ай’+▀ХxxюЯ;HE_Ф┌5FMДс|╪╜eэ┘giй╝C^aрж,ж eD┘ЭВE1┤Y░ mza∙рTv│цe,▐K┐JЧ╫╔╪q┘С⌠┤йFБМ(ЁитЪш#ч│rugфФ╬XМ┼в»Q»нщ.$rЙXeлQ]┼Ж5лг╧fh≥!ЛoЯь*▀o╚█╦°!Ц НЕ░∙ QУм╟⌠#С?┤°├Чaъ|zNдЙ6C▄■┘Ch╣╝≈╟-╜ Т}2mГ≤[~BЖt┼2A=tа%Bё√-d▓÷▓Чu╛╤i√QьЫ═ф щ║╥╣1╙Ц∙?²╞СEnЭр▀n─E╨V%L[╩`ю▌8р≈Y┼∙╪▌З├O#У-╢т©d\T■5Х$J∙E÷ЧX─вж╢╠╢ЖZ╤ ЪЕ╔╠iТBNс≤ШЪвY╗@tl{D?{│Z└KK\дъeП╬c»▐?╒ep═░м]9Л╖╛в⌡Оъ(╗ uЪрП% Щн≤▒MbOJЪ╤tя6╗b╤шHc⌡║╥#ГсТ,p╗зs╦r╡s!≤,╚=║L:gС²шо┌AZ╚РF╛┬┴w{ыЩ╓Л■бKВ─╖╣■1╦eP ёCuX╡)I┬╠░Л╨&К╥≤Ц’6─Бр%ЩEм6I°$z-²ОO⌡ТeC°╕щу7m=У-~╩Ы⌡ч■О┴≈р═+⌡Т}$Ю▀9╛ь▄÷С▀Х⌠H_▄}╚├┌м┘ь∙┴9шГZ1(:М╡ь\╩┐ЭПо┼╩└┴I█н▒g┐UЭ÷ГЪ⌠_Ry╡СЖX,З)тBBйm!ю│A╢╖╬e?&м}3ь ┤WБ»nьU²бD⌠╕╨ЫГФ/╪dЯ┬’]╔ВnG╖9БA(╬вЪ╥Е[T╠Ыb╤║цrиб6э²█wКЙ⌡NуK░Зo4⌡(ПЙкъ┌бvьд∙⌠▄}заn²O?нц┘╛▒╕▄≤yВрY2ltiSo#Г(2&=С┌╧█Ч┐пPE┤’xI│`ЪBВЧ╕ьhP╢@┤kMк1EwФ╒zе]YбF.
A╢5÷V»»╒ЖJy(KсЗO?.▄fи┴щVС╘i3╛Ц7лК╛н╥F═гQ⌡юq{.╔ьШ┌П\⌠»╚Vо╝┴0вQ*ы╨)bHНщoБFЖЙ╡С╚Щ│!+▌╠╪Дk ⌡7h╦ьo ┘wБПн┐КGХlю┬48еs(⌡TОNe≤bЩяК3T7┌─XГnШW|’:╟uK─√эjвУT╣ ┘мy└j\kb8└\ё6з▒╘╜─ЩLRГ ╓-N╔Sь░о[Рё|Х⌡┤┬r╒²╢зw┤┬▀Р│╔╟ WR9<з÷v&RH╫$┼жK’p┌qZ⌠║▓DG46Й╥р─bKТЯI═К┤kШ╫1иX≤▀e,╬=Ю╞⌠█А╠╡Ъ╜ ╨л █─╥l8щЗ╘╓dн░ЗЗ·7иoХ╗▒Gу╗эяgJ*с═S═юу»h з╘р-лkKb1ъ└з⌠YH╒`пЕq═н{│TЩMЦN╛7▄ ┌йЬ<я╞²░&≥ТI╕Tfщп1}бщ⌠QG≈╠Y╓©▐юЦ▌L╬Н@0й═⌡яЩ╥ф9╨YK`]╙╢:÷Gш╝LЙсЙыЪ%┴÷╥╬b тжM⌡1∙н┬HЮь@|≤sЫР╠/┌wъ©╩ БСгЬ┐j╠iB*/П╗&╫Vе&╞┼╡`≈?│Е0╔.1x╙lm04╛ЫИС╠═tа┴╨щеИ│и’m▀6{r6√нnЬF·╩g_h8▀3)▐┐iD\╜^╘СDЗhУщшH ╡≈ё√вА▒≈зAL²╬┌=∙UBйхO[a▀уНОП8^⌡[`lо?ГB.<ы²╙эaХ]GЬ/2^ЬБ╥Сх6÷Ц»^h╟ЖWmnы,ЩG≥3тЮ│┴╢Lfhтuъоь┴hВцH(■мЁ мK╖ДGрt┴≈&М]3╬Я╘ьb·Га|╛F█бJi┘·╔50ц╬} ┌DоЕ╠╔╨[email protected]оЪ┬.r2║■d╓FКjЩ═[email protected]%Ч█Ь*╡K=ШЪf╠]█Ct/64╨)vШ ≤╫cn╛■GLшш┐┘╛#⌠═ ^ж÷pЩB│ыE└Ю╢\U[Щ{G╤0V╫EDBъc█eАцEh~iз┼Т°zB]g▒sOЦJ)<}иVЩпL╚Я{н≤║РЧ6э═щ║Щ─${dQvqPеЫJ╘HТКЭк<\](@╛д =.z▓ЬlХ≤8oq|Кk7y▐h}т&х≤▒╡K8[Яbe;.⌠FAСoрр В~╛ЁH▌≈БЮl┘$%╢╠з#,Ъ(V<╒╟у;к0n╠╩═.
ZШй╦dbm2З@{[Фfq╖vмag┤┴╟║’Nс└ni╓ЛаZ┼⌠╢=Ь.w╦Р! +эм▓~Ро╦|╩═⌡Б ж╚╠(Чв[rGРAIДt-ъ;≤]эщOпц3\╠э1V╫-°?вnkV5кdwкDqN^Н╨╝·УNyWpСя╖8∙lМ;∙=?°wБ╦╟&,⌡╚^иVлЕ╬И[email protected]Х┬+╖]÷zЬa╞ЩHцUюt ■{L{╢ьГii.ЗЯOk Оз©╪F)──CjfЖ┼F▀фz8о&▀д6Цю╘╞ДБ┬╫╛)rйз?OК-2╡@г6EX ≈иъ FC≤mд+iNV5(б▌├.%▒АX6├²tО?фыЭeB&Aщ▐Cэg┼∙A─ш√╟Pэс╧QОэu%@7a|╦ ozтЗнЩI+#┬М⌠с$(мyC╨Л▀БF#р<ёб[uiCЦ╖ЧK┘I2ци╢Кuи╓»О!─е⌠5{╘╓лqЗf]┬@╞Т╘дЗ╕=╢К0у÷Р^{∙A╢╔Nф»5╦ЭеIБ\uвйv└тV╟wЦ!╥╧В▐/zТh I╝[email protected]Эu,÷=╦ъPмf-вЫфЛл╚²▒╙ 5©А╜Бж(-oЬ-░ОЧEЬ≤┬OюС╟╝jюnЖаuг╚Ц0^┤⌠Zгq$╠╪╘ГpЖп7╧э╠ Оm╥щ0вF╟┌=╜`/щ4}/G≤с)1Z■Б²DW3=nР}*МкЙ|ир╗▄от√мmMwЬ╝╪`BЗт*V▒кL·И\Ц[U ┴Ё░Я7D╠ТtK8P-7╖я)x4К8▄9NYЧ)$╫d▀y╓ц<и4aТy Х6FБрш.=M╨g<╚@√wjкt⌠ц/%╥С Ф4(╕kтИ]┼У╜r█nнТ+лБb╚╠j╦xьЦLNИ╡(aгO5┌■Фc┤╕_╬UЕ РW╟╤╖÷╛╣g√#[И`/Сi╦фц╗)╟║быс8УЁ2hG╛n░Ъэ╗A╕ $ЁOT/&\ЗQ│E╔·╞╞╪3НЧТ┐≈▌сU0В0ДrL Ы║»Х{╢_ОЮ3BH,O▄пю1╙Tоs╒хцювb3%хс█T*Э└Vm*C+ЯМ█║аИЗжcТ8╦#~╕oв╙ЖАю ~░▄aЖвбе%^└о!gЭАPIгw7xC╧UPК┌Эp√zZ&Kt╖s≥K╝╥QсNЧ╪?╦WP┼W-ь≈Л≤ 5tлЯ┌<]╪еЁ┌Х╪⌠┼ю╚▀hH╫pT┬&╠╘»в╩q╣⌡╕.
Вернуться к оглавлению Двигатель Д 245 9 Теперь немного подробнее остановимся на особенностях именно двигателя Д-245.9, поскольку эта модель более распространена. Да и домашние умельцы чаще именно этим силовым агрегатом модернизируют «Шишигу».Дизель Д-245.9 являет собой 4-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания, с рядным расположением цилиндров, 4-тактным рабочим циклом и воспламенением топливовоздушной смеси от сжатия.
ВниманиеЗапуск двигателя осуществляется путём вращения коленвала, которое передаётся с электростартера на вал маховиком. Дизельное топливо впрыскивается в мелко распылённом состоянии в самом конце такта сжатия, в результате чего происходит воспламенение горючей смеси и поршень движется вниз, находясь под давлением вследствие расширения продуктов сгорания топливовоздушной смеси.
Стоковый двигатель с рабочим объёмом 4,25 литра, имел V-образную компоновку из восьми цилиндров и при вращающем моменте в 29 кгм., позволял выдавать на-гора 120 лошадей. установленный двигатель на ГАЗ 66 В качестве горючего используется бензин марок А-72, А-76, АИ-93, которые в наше время нельзя отнести к широко распространённым. Потреблял он этого бензина 31,5 литра на 100 км пути (по паспорту). А фактически расход и в прежние времена оставлял желать лучшего. Поскольку немалое количество автомобилей в наше время пребывает в рабочем состоянии, много их есть у частных автолюбителей, особенно из глубинки, иногда возникает необходимость в модернизации силовой установки. Одними из основных вариантов стал двигатель белорусских произоводителей. Дизель Минского моторного завода семейства Д-245, например – Д-245.9, который выгодно отличается от своего бензинового собрата мощностью (136 л.
Способы регулировки теплового режима дизеля и особенностей пуска в холодную пору года подробно отражаются в руководстве по эксплуатации технического средства, на которое установлен двигатель.Опять-таки, для более подробного знакомства с данным изделием, необходимо изучение руководства по эксплуатации от завода-изготовителя. Вернуться к оглавлению Сложности установки Трудности, которых стоит ожидать при установке на ГАЗ 66 дизельного мотора, в первую очередь связаны с компоновкой. Так, штатный бензиновый агрегат подразумевает подкабинную установку, тогда как дизеля – капотную. Для начала возникает необходимость в доработке рамы под масляный картер. Также нужно приварить под переднюю поперечину рамы усиливающий элемент или косынки. Штатную коробку передач и картер сцепления придётся менять. Совместить их с дизелем не получится.
ВажноДля более экономного и практичного использования горючего, форсунки, через которые в цилиндр впрыскивается солярка, оснащаются быстродействующими магнитными клапанами. Такой подход стал возможен вследствие внедрения электронного управления работой двигателя.
Так выглядит дизельный двигатель Д-245.9 Автомобиль (или иное транспортное средство) приводится в движение путём передачи энергии с маховика через сцепление на трансмиссию и т.д. В случае выполнения требований для соответствия стандартов Euro, в компоновку двигателя включается система рециркуляции выхлопных газов (EGR – exaust gas recirculation).
В таком случае часть выхлопа возвращается в цилиндр, где происходит «дожигание» окислов азота до инертного N2O. Также устанавливается сажевый фильтр с окислителем-нейтрализатором.
Описание и работа Основная деталь корпуса мотора – блок цилиндров.
Скажем прямо, уступает… Читайте также Регулировка клапанов автомобиля ГАЗ-66 Отличительные особенности От рассмотренного выше двигателя белорусского производства, Д-144 отличается и по ряду конструкционных особенностей. Остановимся на них подробнее. Так, «Владимирец» имеет воздушное охлаждение.
В базовой комплектации фильтр для грубой очистки топлива установлен, а вот система очистки воздуха имеет два варианта и зависит от модели агрегата. Может быть установлен воздухоочиститель с бумажным фильтрующим элементом (БФЭ) или инерционно-масляный.На поршни устанавливаются по три компрессионных кольца и одно маслосъёмное.
Топливный насос марки 3УТНИ имеет автономную смазку, а альтернативный PP4M10P1f смазывается маслом, подведённым из системы смазки самого двигателя. В дизеле используются топливные форсунки закрытого типа с многоструйным распылителем.
В расточки блока цилиндров устанавливаются съёмные гильзы, которые делятся по внутреннему диаметру на три размерные группы: большая (Б), средняя (С) и малая (М). блок цилиндров дизеля Д 245.9 Омывание охлаждающим агентом полости между стенкой блока цилиндров и гильзами осуществляет отвод излишнего тепла. Поршни изготовляются из алюминиевого сплава. Используются компрессионные кольца в количестве двух штук и одно маслосъёмное. Читайте также Модели грузового автомобиля ГАЗ-66 в масштабе 1:43 Смазка дизеля комбинированная: часть деталей смазывается разбрызгиванием, часть – под давлением. Система питания Подача горючего на форсунки осуществляется системой из топливного насоса высокого давления, топливного аккумулятора и регулятора давления, который обеспечивает оптимальное давление топлива в аккумуляторе высокого давления.
dipna5.ru
______________________________________________________________________________
На автомобиле ГАЗ-3307, ГАЗ-66 установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-511, имеющий полнопоточную фильтрацию масла и закрытую систему вентиляции картера.
Блок цилиндров, поршни и коленвал двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66)
В блок цилиндров двигателя ГАЗ-3307, ГАЗ-66 устанавливаются монолитные гильзы из износостойкого чугуна. Гильзы прижимаются к блоку головками.
Уплотнение в верхней части блока цилиндров ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) осуществляется с помощью сталеасбестовых прокладок с круглыми водяными протоками, а в нижней — медными кольцевыми прокладками, установленными между блоком и гильзой.
Установка прокладок головок блока цилиндров ГАЗ-3307, ГАЗ-66 с фигурными водяными протоками на двигатели со степенью сжатия 7,6 не допускается.
Рис. 1. Порядок нумерации цилиндров двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66)
Головки блока цилиндров ГАЗ-3307, ГАЗ-66 имеют высокотурбулентные камеры сгорания и винтовые впускные каналы, а также вставные седла и направляющие втулки клапанов.
В случае необходимости замены на двигателе одной из головок цилиндров последняя должна быть заменена головкой, имеющей аналогичную маркировку. Каждая из головок крепится к блоку с помощью восемнадцати шпилек.
Перед подтяжкой головки блока цилиндров ГАЗ-3307, ГАЗ-66 надо отвернуть гайки стоек оси коромысел и, приподняв стойки вместе с осью, обеспечить доступ к гайкам крепления головки. После подтяжки гаек головок цилиндров вновь затянуть отвернутые гайки.
После этого необходимо отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) . Гайки шпилек крепления головок подтягивать в течение первых трех ТО-1, а в дальнейшем эту операцию выполнять через одно ТО-2.
Указанную выше периодичность подтяжки гаек необходимо соблюдать и при замене прокладки, так как падение момента затяжки гаек головок цилиндров в основном вызывается усадкой материала прокладки головки в начальный период эксплуатации.
Подтяжка гаек выпускной трубы так же, как и установка ее на место после разборки, должна производиться со всей внимательностью во избежание течи воды в масло.
Перед установкой следует проверить состояние сопрягаемых плоскостей впускной трубы, головок и блока, а также прокладок. Гайки нужно подтянуть так, чтобы слегка прижать прокладки. Далее необходимо затянуть грузовые гайки.
После затяжки грузовых гаек необходимо затянуть гайки крепления впускной трубы попеременно с левой и правой сторон, начиная от грузовых гаек.
Поршни двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) на боковой поверхности имеют надпись ПЕРЕД. Этого указания надо строго придерживаться при установке их в блок.
Поршневые пальцы ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66). Для запрессовки пальца в поршень последний надо нагреть в горячей воде или масле до температуры 70—80 °С. Запрессовка без нагрева может привести к задирам.
Поршневые кольца ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных высотой 2 мм и одно маслосъёмное.
Компрессионные кольца устанавливают так, чтобы выточка (при ее наличии) на внутренней поверхности колец была обращена вверх. При установке компрессионных колец на поршень стыки колец должны быть смещены на 180°.
Рис. 2. Установка колец на поршне двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66)
1 —компрессионные кольца; 2—кольцевой диск маслосъемного кольца; 3—осевой расширитель; 4—радиальный расширитель
Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных хромированных колец и двух расширителей: осевого и радиального.
При установке поршня в блок двигателя ГАЗ-3307, ГАЗ-66 плоские кольцевые диски 2 нужно устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому и под углом 90° к замкам компрессионных колец.
При этом замки осевого расширителя 3 и радиального расширителя 4 должны быть расположены под углом 90° к ним (каждый).
Шатуны с поршнями ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) в сборе устанавливаются попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала. Нижняя головка шатуна обрабатывается совместно с крышкой.
Поэтому крышки при сборке должны всегда устанавливаться на прежнее место. На бобышках под болт шатуна и крышке выбит порядковый номер цилиндра.
Номер, выштампованный на стержне шатуна, и метка на крышке шатуна должны быть направлены в одну сторону. Шатунные болты взаимозаменяемы.
Самоотвертыванию гайки шатунного болта препятствует специальная штамповая стопорная гайка или установка основной гайки шатуна на герметик. В случае переборки шатуна, необходимо с болта и гайки удалить остатки ранее примененного герметика, тщательно протерев их ветошью, обезжирить бензином и просушить.
После наживления гайки на болт нанести на ее резьбовую часть 2—3 капли (0,06 г) герметика. В случае отсутствия герметика стопорение гайки необходимо производить штампованной стопорной гайкой.
Затяжку стопорной гайки необходимо производить путем ее поворота на 1,5—2 грани от положения соприкосновения торца стопорной гайки с торцем основной гайки. Шатунные вкладыши взаимозаменяемы, подгонка вкладышей не допускается.
При сборке шатунов с поршнями ГАЗ-3307, ГАЗ-66 необходимо соблюдать следующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров устанавливать таким образом, чтобы номер на шатуне и метка на его крышке были обращены к передней части двигателя, а правого ряда — наоборот.
Поршни соединяются с шатунами так, чтобы во всех случаях надпись на поршне ПЕРЕД была обращена к передней части двигателя.
Коленчатый вал ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) балансируется в сборе с маховиком и сцеплением. Крышки коренных подшипников чугунные. Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам первого коренного подшипника.
В каждой шатунной шейке коленвала ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) имеется полость (грязеуловитель). При разборке двигателя грязеуловители надо очищать, для чего необходимо отвернуть резьбовые пробки, очистить полости (металлическим ершом, проволокой), промыть их и все каналы керосином, продуть воздухом, завернуть до упора пробки и закернить.
Для предотвращения утечки масла концы коленчатого вала уплотнены сальниками.
Маховик крепится к фланцу коленвала ГАЗ-3307, ГАЗ-66 с помощью четырех болтов, гайки которых зафиксированы от самоотворачивания специальными пластинами.
Для увеличения ресурса двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) до первого капитального ремонта рекомендуется в процессе эксплуатации (но не в гарантийный период) произвести замену поршневых колец и вкладышей коленчатого вала деталями стандартного размера.
Вкладыши коренных подшипников подлежат замене при падении давления масла на прогретом двигателе ниже 100 кПа (1,0 кгс/см2) при 1200 об/мин, что соответствует скорости движения на прямой передаче около 30—35 км/ч.
Масляный радиатор при контроле давления масла должен быть выключен. Езда с давлением масла меньше 100 кПа (1,0 кгс/см2) на указанной и более высокой скорости не допускается.
При замене коренных вкладышей шатунные нужно осмотреть и заменить лишь в случае необходимости.
Одновременно с заменой вкладышей необходимо очистить полости шатунных шеек коленчатого вала ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66). Эта операция должна выполняться тщательно, так как остатки невычищенной грязи будут занесены маслом к шатунным вкладышам, что приведет к их задиру и износу. После очистки полостей пробки завернуть и закернить.
Поршневые кольца требуют замены, если расход масла на угар превысит 400 г/100 км. При замене колец рекомендуется устанавливать комплект колец, состоящий из 2-х компрессионных нехромированных (луженых или фосфатированных) колец и комплекта маслосъемного кольца с нехромированными стальными дисками.
При замене колец следует удалить на гильзе (шабером или иным способом) неизношенный выступающий поясок в ее верхней части. Одновременно следует очистить головки цилиндров и поршни от нагара, полость водяной рубашки—от накипи, а клапаны притереть.
Распределительный механизм и клапаны двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66)
Распредвал ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) приводится во вращение двумя шестернями: стальной шестерней на коленчатом валу и текстолитовой на распределительном.
Для правильной взаимной установки шестерен при сборке необходимо совместить метку на шестерне распределительного вала с меткой 3 на шестерне коленчатого вала.
Пять подшипников распределительного вала ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) представляют собой биметаллические втулки, запрессованные в блок.
Осевое перемещение распредвала ограничивается упорным фланцем, который крепится к переднему торцу блока двумя болтами.
Клапаны двигателя ГАЗ-3307, ГАЗ-66 приводятся в движение от распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла (рис. 3). Пружина клапана упирается в тарелку 13, которая связана с клапаном через сухари 12.
Рис. 3. Механизм привода клапанов ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66)
1—отверстие для выхода масла; 2—толкатель; 3 и 7—наконечники штанги; 4—штанга; 5—клапан; 6—направляющая втулка; 8—коромысло; 9—контргайка; 10 — регулировочный винт; 11—ось коромысел; 12—сухари; 13—тарелка; 14—пружина; 15—опорная шайба
Зазор между коромыслом и клапаном двигателей ГАЗ-3307, ГАЗ-66 должен быть в пределах 0,25—0,30 мм как для впускных, так и выпускных клапанов на холодном двигателе (при температуре 15—20 °С).
На работающем горячем двигателе вследствие неравномерности температур различных деталей зазор может несколько увеличиться против установленного.
Поэтому на некоторых режимах работы двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66) иногда прослушивается стук клапанов, который со временем может то пропадать, то возникать вновь. Такой маловыделяющийся стук не опасен, и уменьшать зазор между клапаном и коромыслом в этом случае не следует.
Если же на прогретом двигателе стук клапана слышен непрерывно, что чаще наблюдается у клапанов, расположенных по краям головок, то в этом случае у этих клапанов разрешается уменьшить зазор так, чтобы на холодном двигателе он был в пределах 0,1-5—0,20 мм.
Регулировка зазора между коромыслом и клапаном двигателя ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66)
- Снять крышки коромысел.
- Вывернуть свечу первого цилиндра.
- Установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (в. м. т.) такта сжатия, для этого закрыть пальцем отверстие для свечи первого цилиндра, провертывать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до момента начала выхода воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия в первом цилиндре.
- Осторожно проворачивать коленчатый вал ГАЗ-3307, ГАЗ-66 до совпадения указателя на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик. При положении поршня первого цилиндра в в. м. т. такта сжатия впускной и выпускной клапаны полностью закрыты.
- Проверить зазор с помощью щупа: зазор между коромыслом и клапаном должен быть 0,25—0,30 мм на холодном (15—20 °С) двигателе.
Допускается уменьшение зазора до 0,15—0,20 мм у клапанов ЗМЗ-511 (ГАЗ-3307, ГАЗ-66), расположенных по краям головок: первого в восьмого впускных, четвертого и пятого выпускных.
При необходимости отрегулировать зазор в такой последовательности:
— ослабить контргайку регулировочного винта;— вращая регулировочный винт, установить по щупу зазор;— затянуть контргайку регулировочного винта и снова проверить зазор.
Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры у клапанов остальных цилиндров ГАЗ-3307, ГАЗ-66 в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров (1—5—4—2—6—3—7—8), проворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 90°.
Установить на место крышки коромысел. Завернуть свечу первого цилиндра.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Каталоги запасных частей и сборочных деталей
avtoremtech.ru