Производство тракторов и двигателей к ним требует серьезного подхода, поэтому конкретно двигателя могут выпускать отдельные заводы. Минский моторный завод создает дизельные моторы для тракторов и комбайнов, уже много лет считается лучшим заводом в СНГ в своей отрасли. Основан в 1963 году, на сегодняшний день выпускает множество разнообразных моделей с отличными техническими характеристиками. Двигатели ММЗ используются для многих моделей тракторов, поэтому мы рассмотрим несколько интересных моделей и их характеристики.
Сегодня продукция завода представлена более 250 модификациями, развитие компании позволило создавать моторы с наличием 8 цилиндров и соответствующие стандартам Евро-2. 4-цилиндровые модификации представлены соответствующими стандарту Евро-3. В 2008 году завод ОАО «ММЗ» создал новую интересную модификацию мотора на 8 цилиндров и мощностью 425 лошадиных силы. Одной из самых популярных модификаций можно назвать двигатель ММЗ 245.
Очень популярная модель от Минского моторного завода, активно используется на тракторах МТЗ-892, МТЗ-92П и МТЗ -1025 и показывает отличную производительность. Мотор имеет 4 цилиндра, расположенных рядным способом. Работает в 4-тактном режиме и получил с непосредственным впрыском топлива с последующим воспламенением посредством сжатия. Двигатель состоит из блока цилиндров, поршней, головки цилиндров, коленвала, маховика и шатунов. Блок цилиндров создается из чугуна, объем двигателя составил 4,75 см.куб. В обслуживании и ремонте вполне неприхотлив, зато выдает неплохую надежность при длительном использовании.
Сэкономить топливо без ущерба производительности помогло наличие турбонаддува, устанавливаемого в системе впрыска. Такое новшество имеет промежуточный тип охлаждения наддувочного воздуха. Для тракторов МТЗ выдаваемой мощности мотора в 122 лошадиные силы при максимальных оборотах 2 400 об/мин хватит с головой для использования в фермерских угодьях. Итоговый вес силового агрегата составил 455 кг. Небольшая норма выбросов в атмосферу позволяет получить сертификат с соответствием Евро-3. Учитывая что работает техника от дизельного топлива, расход вполне приемлемый — 17 литров/100 км пути. Для заправки масла предусмотрен бак емкостью 10,7 литров, согласно инструкции производитель рекомендует заливать 10 литров после каждой замене. Кстати, менять масло здесь потребуется каждые 25 000 км. А при правильном обслуживании мотор имеет рабочий ресурс более 500 000 км.
История мотора началась с выпуска модификации 7E2, которая получила слабый успех благодаря большим габаритам и огромному весу в 700 кг. Также считалось, что представленная модель вышла на смену ММЗ 240, лишь в 90-х годах Минский завод решил заняться модернизацией двигателя и уменьшать вес до 455 кг.
Одной из интересных модификаций вышеуказанного мотора можно назвать ММЗ 245.7, при наличии 4 цилиндров с рядным расположением и работе в четырехтактном режиме техника получила мощность 122,4 л.с. Показатель крутящего момента 423 Нм. Модификация также имеет жидкостное охлаждение и газотурбинный надув, но итоговый вес мотора был увеличен до 530 кг.
Мотор отлично подходит для установки на автомобили и автобусы, имеет подтвержденные сертификаты соответствия согласно ГОСТ 17.2.2.02 и ГОСТ Р41.96-99. Двигатель отвечает норме выбросов Евро-1.
Новая серия, которая вышла на замену вышеуказанной модели ММЗ 245 и начала выпускаться с 1995 года. Производитель решил улучшить мощность и другие характеристики, сделав силовой агрегат доступным для установки на трактора, автобусы и комбайны. Основным конкурентом модификации стала модель ЯМЗ-236. Основным отличием от прошлой серии стало наличие +2 дополнительных цилиндров и итоговой мощности 155 лошадиных силы. Объем также существенно увеличился до 7,12 литров, максимальное количество оборотов составило 2 100 об/мин. Крутящий момент на не менее высоком уровне — 622 Нм.
С дополнительными цилиндрами и рядом систем ММЗ 260 увеличил итоговый вес до 710 кг, поэтому техника чаще всего устанавливается на комбайны, погрузчики, большие автомобили МАЗ и даже насосные и генераторные установки. Минский завод тщательно следит за качеством продукции, поэтому серия ММЗ 260 имеет огромный ресурс работы и уверенно выпускает тысячи единиц в год.
Также за годы производства было создано ряд модификаций серии ММЗ 260, на сайте производителя предлагается 14 разных видов.
Сегодня линейка моделей Минского завода для использования на тракторах представлена более 20 модификациями. Начальная модель Д-241 имеет мощность 72 лошадиные силы или 53 кВт. Заканчивается линейка тракторных моделей мотором Д-260-14 с мощностью 140 л.с.
Для любителей максимальной мощности и высоких запросов к тракторной технике предлагается мотор модификации ММЗ Д-260.4 с номинальной мощностью 210 лошадок и наличием турбонаддува.
Видео
Инструкция по переоборудованию техники с бензиновых двигателей на дизельные Д-245:
dizelmmz.ru
ММЗ Д242 | |||
Д242-42 | 62/1800 | Передвижная компрессорная станция ПСКД-5ОАО «Полтавский турбомеханический завод», г. Полтава, УкраинаПСКД-5, | |
Д242-71 | 62/1800 | Трактор Трактор ЮМЗ-6«Южно-механический завод», г. Днепропетровск, УкраинаЮМЗ-6 | |
Д242-71Т | 62/1800 | Трактор Трактор ЮМЗ-6 АКМ 40«Южно-механический завод», г. Днепропетровск, УкраинаЮМЗ-6 АКМ 40 | |
ММЗ Д243 | |||
Д243-20 | 81/2200 | Автопогрузчики Автопогрузчик 40810ОАО «Львовский завод АВТОПОГРУЗЧИК», г. Львов40810 (базовая модель), 40863, | |
Д243-91 | 81/2200 | Тракторы Трактор МТЗ-80РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-80, Трактор МТЗ-82РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-82; Экскаватор Экскаватор ЭО-3323АОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЭО-3323А; Тракторы | |
Д243-92Э | 81/2200 | Тракторы Тракторы МТЗРУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ | |
Д243Л-94 | 81/2200 | Тракторы Трактор МТЗ-80ЛРУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-80Л, Трактор МТЗ-82ЛРУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-82Л | |
Д243-202 | 81/2200 | Тракторы Трактор МТЗ-80РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-80, Трактор МТЗ-82РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-82; Экскаватор Экскаватор ЭО-3323АОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЭО-3323А; Тракторы Тракторы ТТЗОАО «Ташкентский тракторный завод», г. Ташкент (Узбекистан)ТТЗ | |
Д243-207 | 81/2200 | Гидравлические погрузчики грузоподъемностью до 7 тонн | |
Д243-234 | 81/2200 | Автопогрузчик Автопогрузчик 41.008ОАО «Львовский завод АВТОПОГРУЗЧИК», г. Львов41.008 грузоподъемностью до 5 тонн | |
Д243-250Э | 81/2200 | Тракторы Трактор МТЗ-892РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-892, Трактор МТЗ-952РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-952 | |
Д243-286 | 81/2200 | Экскаватор Экскаватор БК-12ОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)БК-12 | |
Д243-342 | 81/2200 | Погрузчики Погрузчики БалканкарАО «Балканкар Рекорд», г. Пловдив (Болгария)Балканкар | |
Д243-349 | 81/2200 | ООО «Компания Дизель»Дизельные электростанции 30 кВт АД30 (АД-30) | |
Д243-430 | 81/2200 | Компрессорные станции Компрессорные станцииОАО «Машиностроительный завод «Арсенал», г. Санкт-ПетербургМЗ Арсенал | |
Д243С-666 | 81/2200 | Экскаваторы Экскаватор ЕК-12ОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЕК-12, Экскаватор ЕК-14ОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЕК-14, Экскаватор ЭО-3323ОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЭО-3323 | |
ММЗ Д245 | |||
Д245-06 | 104/2200 | Тракторы Трактор МТЗ-100РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-100, Трактор МТЗ-102РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-102; Виброкаток Виброкаток ВГ-1201Завод «Дормаш», г. РыбинскВГ-1201 | |
Д245-27 | 104/2200 | Погрузчик Погрузчик ТО-18ДОАО «Амкодор», г. Минск (Республика Беларусь)ТО-18Д | |
Д245-35 | 104/2200 | Погрузчик Погрузчик ТО-35ЗАО «Орел-Погрузчик», г. ОрелТО-35; Погрузчик-экскаватор колесный Погрузчик-экскаватор колесный П301 (ЗМТ227)ОАО «Муромский машиностроительный завод»П301 (ЗМТ227) номинальной грузоподъемностью 3т | |
Д245-92 | 104/2200 | Тверской экскаватор Экскаватор ЕКОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЕК и Экскаватор ЕТОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЕТ | |
Д245-174 | 105/2200 | Трактор Трактор МТЗ-1021РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-1021 | |
Д245С-997 | 107,4/2200 | Экскаваторы Экскаватор ЕК-14ОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЕК-14, Экскаватор ЕК-18ОАО «Тверской экскаваторный завод», г. Тверь (Россия)ЕК-18 | |
Д245.5-31Д | 88/1800 | Трактор Трактор МТЗ-892РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-892 | |
Д245.12С-230Д | 108/2400 | Автомобиль Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-5301 «Бычок» (переоборудование) | |
Д245.12С-231 | 108/2400 | Автомобили Автомобиль ЗИЛ-130ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-130, Автомобиль ЗИЛ-131ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-131 (переоборудование) | |
Д245.12С-368Д | 108/2400 | Автомобиль Автомобиль ЗИЛ-5301 «Бычок»ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-5301 «Бычок» (переоборудование) | |
Д245.12С-692 | 108/2400 | Автомобили Автомобиль ЗИЛ-130ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-130, Автомобиль ЗИЛ-131ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-131 (переоборудование) | |
Д245.30E2-665 | 156/2400 | Автомобиль Автомобиль МАЗ-4370 «Зубренок»ОАО «Минский автомобильный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МАЗ-4370 «Зубренок» | |
Д245.9-336 | 136/2400 | Автомобиль Автомобиль МАЗ-4370 «Зубренок»ОАО «Минский автомобильный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МАЗ-4370 «Зубренок» | |
Д245.9-402 | 136/2400 | Автомобиль Автомобиль ЗИЛ-4329ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-4329 | |
Д245.12С-329 | 108/2400 | Тягач гусеничный Тягач гусеничный ГАЗ-34039ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», г. Заволжье, Нижегородская областьГАЗ-34039 | |
Д245.12С-631 | 108/2400 | Автомобили Автомобиль ЗИЛ-130ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-130, Автомобиль ЗИЛ-131ОАМО «Завод имени И.А. Лихачева», г. МоскваЗИЛ-131 (переоборудование) | |
Д245.16Л-260 | 126/1800 | Гусенечные тягачи, трелевочные трактора Трактор трелевочный ТДТ-55АООО «Онежский тракторный завод», г. ПетрозаводскТДТ-55А, Трактор трелевочный ЛХТ-55ООО «Онежский тракторный завод», г. ПетрозаводскЛХТ-55 | |
Д245.7-363 | 122/2400 | Автобус Автобус ПАЗ-3205ОАО «Павловский Автобус», г. Павлово, Нижегородскaя областьПАЗ-3205 | |
Д245.7-628 | 122/2400 | Автомобиль Автомобиль ГАЗ-3309ОАО «Горьковский автомобильный завод», г. Нижний НовгородГАЗ-3309 | |
Д245.7-658 | 122/2400 | Автомобиль Автомобиль ГАЗ-3309ОАО «Горьковский автомобильный завод», г. Нижний НовгородГАЗ-3309 | |
Д245.9-361 | 136/2400 | Автобус Автобус ПАЗ-4234ОАО «Павловский Автобус», г. Павлово, Нижегородскaя областьПАЗ-4234 | |
Д245.9-362 | 136/2400 | Автобус Автобус ПАЗ-4230 «Аврора»ОАО «Павловский Автобус», г. Павлово, Нижегородскaя областьПАЗ-4230 «Аврора» | |
Д245.9-568 | 136/2400 | Автобус Автобус ЛАЗ-695«Львовский автобусный завод», г. Львов (Украина)ЛАЗ-695 | |
Д245Л-552 | 104/2200 | Тракторы трелевочные Трактор трелевочный ТДТ-55АООО «Онежский тракторный завод», г. ПетрозаводскТДТ-55А, Трактор трелевочный ЛХТ-55ООО «Онежский тракторный завод», г. ПетрозаводскЛХТ-55 | |
ММЗ Д246 | |||
Д246.1-83 | 42/1500 | ООО «Компания Дизель»Дизельные электростанции 30 кВт АД30 (АД-30) | |
Д246.1-902 | 42/1500 | ООО «Компания Дизель»Дизельные электростанции 30 кВт АД30 (АД-30) | |
Д246.4-65 | 74/1500 | ООО «Компания Дизель»Дизельные электростанции 60 кВт АД60 (АД-60) | |
ММЗ Д247 | |||
Д247-199 | 96/2350 | Тягач гусеничный Тягач гусеничный ГАЗ-34036ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», г. Заволжье, Нижегородская областьГАЗ-34036 | |
ММЗ Д248 | |||
Д248-341 | 59/2000 | Тракторы Трактор ЛТЗ-55ОАО «Липецкий трактор», г. ЛипецкЛТЗ-55, Трактор ЛТЗ-60ОАО «Липецкий трактор», г. ЛипецкЛТЗ-60 | |
ММЗ Д260 | |||
Д260.1-361 | 155/2100 | Трактор Трактор МТЗ-1523РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-1523 | |
Д260.1-389 | 155/2100 | Погрузчик фронтальный Погрузчик фронтальный Амкодор 342 (ТО-28А)ОАО «Амкодор», г. Минск, Республика БеларусьАмкодор 342 (ТО-28А) | |
Д260.1-440 | 155/2100 | Погрузчик фронтальный Погрузчик фронтальный Амкодор 342В (ТО-28)ОАО «Амкодор», г. Минск, Республика БеларусьАмкодор 342В (ТО-28) | |
Д260.2-360 | 130/2100 | Трактор Трактор МТЗ-1221РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-1221 | |
Д260.2-392 | 130/2100 | Трактор Трактор МТЗ-1221РУП «Минский тракторный завод», г. Минск (Республика Беларусь)МТЗ-1221 | |
Д260.2-452 | 130/2100 | Погрузчик фронтальный Погрузчик фронтальный Амкодор 332ВОАО «Амкодор», г. Минск, Республика БеларусьАмкодор 332В | |
Д260.4-327 | 209/2100 | Комбайн кормоуборочный Комбайн кормоуборочный КСК-100АПО «Гомсельмаш», г. Гомель, (Республика Беларусь)КСК-100А | |
Д260.14-385 | 209/2100 | Дорожная техника производства ОАО «Брянский арсенал» |
www.ecomd.ru
Д243-20 (львовский погрузчик) |
81 |
130 000,00 |
199 000,00 |
Д243-91М (трактор МТЗ-80/82) |
81 |
140 000,00 |
214 000,00 |
Д243Л-94 (пускач, трактор МТЗ-80/82) |
81 |
145 000,00 |
227 000,00 |
Д243-1053 (переоборудование ЗИЛ-130/131) |
81 |
148 000,00 |
228 000,00 |
Д245.5-31 (трактора МТЗ) |
90 |
168 000,00 |
244 000,00 |
Д245.5-2020 (трактора МТЗ) |
109 |
174 000,00 |
248 000,00 |
Д245.2S2-1922Э (трактор МТЗ-1220) |
122 |
--- |
291 000,00 |
Д245.5S2 -2160Э (трактор ДТ-75, Агромаш 90ТГ) |
95 |
--- |
334 000,00 |
Д245-27 (погрузчик ТО-18К) |
105 |
--- |
234 000,00 |
Д245-35 (погрузчик ТО-35 г. Орел) |
105 |
--- |
245 000,00 |
Д245Л-552 (трелевочный тягач ТДТ-55) |
105 |
--- |
326 000,00 |
Д245С-1953Э экскаваторы ЕК-14/18 |
105 |
--- |
242 000,00 |
Д245.12С-230М (ЗИЛ-5301 Бычок) |
109 |
165 000,00 |
272 000,00 |
Д245.12С-231М (переоборудование ЗИЛ-130/131) |
109 |
185 000,00 |
285 000,00 |
Д245.12С -1334 гусеничный вездеход |
109 |
--- |
274 000,00 |
Д245.12С-2950 (переоборудование ГАЗ-66, с КПП) |
109 |
209 000,00 |
396 000,00 |
Д245.12С-2953 (переоб. ГАЗ-53, ГАЗ-3307, с КПП) |
109 |
209 000,00 |
369 000,00 |
Д245.16С-993Р (ТЛТ-100 "Онежец") |
130 |
--- |
307 000,00 |
Д245.16ЛС -994Р (ТЛТ-100 "Онежец") |
130 |
--- |
318 000,00 |
Д245.9-336М (а/м МАЗ-4370 "Зубренок") |
136 |
190 000,00 |
288 000,00 |
Д245.9-361В (автобус ПАЗ-4234) |
136 |
205 000,00 |
312 000.00 |
Д245.9-402М (ЗИЛ-432930,24В) |
136 |
196 000,00 |
296 000,00 |
Д245.9-402Х (переоборудование ЗИЛ-130/131,12В) |
136 |
196 000,00 |
296 000,00 |
Д245.9Е2 -259 (ЗИЛ-5301 "Бычок") |
136 |
180 000,00 |
295 000,00 |
Д245.9Е2 -257 переоборудование ЗИЛ |
136 |
198 000,00 |
306 000,00 |
Д245.9Е2 -396В (автобус ПАЗ-4234, 12В) |
136 |
206 000,00 |
328 000,00 |
Д245.9Е2 -397В (автобус ПАЗ-4230 "Аврора", 24В) |
136 |
206 000,00 |
327 000,00 |
Д245.9Е3 -1128 (автобусы ПАЗ-4234) |
136 |
--- |
406 000,00 |
Д245.9Е4 -4024 (автобусы ПАЗ) |
136 |
--- |
496 000,00 |
Д245.7Е2 -842В (а/м ГАЗ-3308/3309) |
122 |
187 000,00 |
284 000,00 |
Д245.7Е2 -1807 (ГАЗ-3310, Валдай) |
122 |
187 000,00 |
292 000,00 |
Д245.7Е2 -398В (автобусы ПАЗ-3205) |
122 |
196 000,00 |
309 000,00 |
Д245.7Е3 -1049 (ГАЗ-3309/3308) |
122 |
--- |
388 000,00 |
Д245.7Е3 -1062 (а/м ГАЗ-3310 "Валдай") |
122 |
--- |
388 000,00 |
Д245.7Е4 -4006 (ГАЗ-3309/3308) |
130 |
--- |
412 000,00 |
Д245.30Е2 -1804 (МАЗ-4370 Зубренок) |
156 |
218 000,00 |
338 000,00 |
Д245.30Е3 -1442 (МАЗ-4370 Зубренок) |
156 |
--- |
469 000,00 |
Д245.35Е4 -4069(МАЗ-4370 Зубренок) |
156 |
--- |
499 000,00 |
Д246.1 - 83М (генератор) |
60 |
145 000,00 |
226 000,00 |
Д246.4 - 88М (турбо, генератор) |
105 |
170 000,00 |
254 000,00 |
Д260.2 -729 (погрузчик Амкодор 333В/ТО-18Б3) |
130 |
260 000,00 |
427 000,00 |
Д260.2 -530 (трактор МТЗ-1221) |
130 |
260 000,00 |
426 000,00 |
Д260.1 -361 (трактор МТЗ-1523) |
150 |
260 000,00 |
426 000,00 |
Д260.4 -658 (комбайны Полессе) |
210 |
270 000,00 |
443 000,00 |
Д260.1 -532 (Погрузчики Амкодор) |
150 |
270 000,00 |
432 000,00 |
Д260.9 -727 (погрузчики, форвардеры Амкодор) |
180 |
280 000,00 |
456 000,00 |
www.dizkom.ru
Все российские производители дизельных двигателей готовятся к введению в России перспективных для нас норм Евро-5 – работают над доводкой своих моторов. Проще всего Ярославскому моторному заводу с его рядными дизелями, в которых изначально был заложен потенциал перехода с Евро-3 на Евро-4, и потом, при желании – на Евро-5. Напомним, в основе ЯМЗ-650 лежит лицензионный Renault dCi11, а семейство ЯМЗ-530 разработано ярославскими инженерами при активном участии австрийской инжиниринговой компании AVL List GMBH. Камский автозавод отлаживает моторы V8 нового семейства КАМАЗ-750, у которого одно из наиболее «видных» отличий от нынешних КАМАЗ-740 Евро-4 с Common Rail – единые чугунные головки для каждого ряда цилиндров. Кроме того, в создании современных рядных «шестерок» объемом 12-13 литров «КАМАЗу» помогает его новый партнер – швейцарская компания Liebherr-International AG, с которой в апреле 2014 года заключен договор на разработку новых дизельных и газовых двигателей, а также на закупку, монтаж и пуск в эксплуатацию производственного оборудования для их выпуска. Понятно, что не будет проблем с переходом с Евро-4 на Евро-5 и у моторного завода «Камминс КАМА» из Набережных Челнов. На этом фоне просто долгожитель на всем постсоветском пространстве, если не сказать, один из самых древних дизелей – рядная «четверка» Минского моторного завода. Но и ее тоже готовят к новым нормам. Помнится, лет 12 назад, при массовом переходе в России с «нуля» на Евро-2, многие перевозчики, да и автомобильные журналисты тоже, говорили, что отечественные дизели невозможно адаптировать под нормы Евро-3. Основополагающим был тезис: «в Европе под эти нормы разрабатывают совершенно новые моторы». Однако уже ближайшее время показало, что это не так. К примеру, немцы из MAN не только создали абсолютно новый мотор D20, но и параллельно довели до Евро-4 «ветерана» D2866. Схожая ситуация была и у других европейских производителей. Причем наиболее болезненным и затратным оказался именно переход с Евро-3 на Евро-4 – тогда практически все компании начали внедрять электронноуправляемые топливные системы, в частности, Common Rail. По пути аналогичной модернизации пошли и отечественные производители дизелей. Двигатели ММЗ Д-245 любого экологического уровня – сравнительно недорогие, понятной нашим перевозчикам конструкции и потому элементарно простые в ремонте, с налаженными поставками запчастей. Многие российские транспортники отдают предпочтение моторам ММЗ именно по этим причинам. Они готовы поступиться несколько меньшей, чем на дизелях-иномарках, мощностью и увеличенной массой. Конечно, ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр эффективнее, чем с двумя, но хорошо настроенная турбина выравнивает эту разницу. Естественно, дизель с двумя верхними распредвалами, с регулировкой фаз газораспределения, моторным компрессионным тормозом тоже лучше, чем двигатель с распредвалом в блоке и обычными штангами, но на оборотах чуть выше 2000 – для недорогого грузовика это вроде и не столь существенно. Но в Минске отлично понимают, что нужен новый мотор, и он есть – ММЗ Д-249. С прежним семейством его роднит только размерность 110х125. Он легче и компактнее старины Д-245, мощность – 190 л. с., момент – 670 Н.м., но его никак не запустят в производство: сначала планировали в 2010-м, потом – в 2012 году. Наверное, не стоит говорить о причинах, все и так понятно.Двигатели ММЗ Д-245 применяют на среднетоннажных МАЗ-4370 и МАЗ-4371 «Корнет». Ставили на различные модели ЗИЛов, автобусы ПАЗ. На классический «газон» ГАЗ-3309, на вездеход ГАЗ-3308 Д-245 встал вообще хорошо, и перевозчиков этот мотор во многом устраивает. Есть и явно неудачный пример адаптации минской «четверки» – на горьковский «Валдай» ГАЗ-3310, но там было мало места под капотом. Между тем современные моторы ММЗ, их автомобильные версии, становятся еще надежнее, экономичнее и мощнее. Специалисты ММЗ говорят, что сейчас в Нижнем Новгороде как дополнение к дизелю ЯМЗ-534 минский мотор адаптируют на новый «ГАЗон-Next» – тот, что с кабиной от «ГАЗели-Next», но «ГАЗ» этого пока не подтверждает .
Проверенные технологии
Для модернизации до уровня Евро-5 в первую очередь готовят наиболее массовые минские двигатели – четырехцилиндровые Д-245, но скорее всего затем доведут и «шестерки». Еще в 2009 году в заводских лабораториях ММЗ начинали доводку своих двигателей до Евро-4. При этом использовали оборудование, закупленное у австрийской инжиниринговой фирмы AVL. На основе этих исследований применили технологию EGR – с рециркуляцией отработавших газов. Причем для охлаждения отработавших газов применен жидкостный теплообменник, и уменьшена доза ОГ, подмешиваемых к свежему воздушному заряду. Из-за этого в дополнение к такой версии EGR на автомобиль необходима установка еще и сажевого фильтра. В серийное производство двигатели Евро-4 запустили в декабре 2012 года.При создании моторов Евро-4 за основу были взяты дизели Евро-3 с Common Rail. Но применили «общую магистраль» нового поколения, тоже производства Bosch, с увеличенным до 1600 бар давлением впрыска. Увеличение давления приводит к улучшению распыла топлива и снижению выброса с отработавшими газами твердых частиц, то есть сажи. С августа 2013 года двигатели Д-245.7Е4, поставляемые для грузовых автомобилей ГАЗ, комплектуются топливным насосом высокого давления Bosch модели СВ28 вместо насоса Bosch СР3.3. Это позволило убрать переходной редуктор, повышающий обороты насоса. Кроме того, внедрен электронный блок управлении нового поколения, он тоже производства Bosch. Для достижения уровня Евро-5 давление впрыска увеличили до 1800 бар, хотя ТНВД остался тот же, что и у двигателей Евро-4, – Bosch CB 28. На моторах уровня Евро-4, для оптимизации процесса сгорания, используются топливные форсунки Common Rail с другими распылителями – с измененными углами отверстий. На моторах Евро-5 будут установлены другие форсунки – Bosch CRIN 3. Кроме того, поменяют и блок управления Bosch EDC 17, смонтируют новую рампу Bosch HFRN18. Внедрена система бортовой диагностики (EOBD), контролирующая компоненты двигателя, которые отвечают за обеспечение норм токсичности Евро-4 (рециркуляция ОГ, сажевый фильтр, инжекторы, датчики частоты вращения, датчик давления и температуры воздуха, температурный датчик до смешивания с РОГ, дифференциальный датчик давления). В случае появления сбоя компонента, отвечающего за обеспечение норм токсичности Евро-4, на панели приборов загорается индикатор – лампа MIL. Код сбоя можно прочитать диагностическим тестером.Еще при переходе на Евро-4 потребовалось изменить многие детали и узлы двигателя. На Д-245.7Е4 и Д-245.9Е4 для повышения надежности работы датчика давления масла в блоке цилиндров изменили место его установки. На впускном коллекторе введена бобышка для подвода отработавших газов после охладителя и изменено положение датчика наддувочного воздуха. В механизме газораспределения применены клапанные пружины увеличенной жесткости, распределительный вал с измененным профилем кулачков, т. е. с новыми фазами газораспределения, шестерни ГРМ – с измененным углом наклона зубьев, что привело к уменьшению шума при работе двигателя. Внедрен поршень новой конструкции с оптимизированной камерой сгорания, измененными канавками под новое второе компрессионное, а также под новое маслосъемное кольцо. Второе компрессионное кольцо теперь выполнено в виде односторонней трапеции, что в эксплуатации двигателя препятствует вероятному залеганию. Маслосъемное кольцо уменьшенной высоты позволяет снизить расход масла на угар. Все эти изменения востребованы и на двигателях Евро-5. Еще более глубоко модернизирован 177-сильный двигатель Д-245.35Е4, который должен стать флагманским мотором среди «четверок» ММЗ. Этот дизель, в первую очередь, предназначен для автомобилей и автобусов МАЗ, хотя, видимо, впоследствии его станут применять и другие автопроизводители. Наряду с теми же доработками, что и у двигателей Д-245.7Е4/Д-245.9Е4 и их версий Евро-5, у Д-245.35 дополнительно изменен коленчатый вал. На Д-245.35Е4 у стального коленвала для усиления прочности и жесткости увеличены коренные и шатунные шейки. Если раньше номинальный диаметр коренных шеек был 75,25 мм, то теперь – 85,25 мм, у шатунных шеек 73,0 мм вместо 68,25 мм. То есть коренные увеличены на 10 мм, а шатунные – меньше чем на 5 миллиметров, тем самым увеличилось перекрытие шеек – на стыке шатунных и коренных шеек стало больше металла. Вал явно будет прочнее. С увеличением диаметра уменьшается и нагрузка на вкладыши, а кроме того, теперь они могут быть не только стале-алюминевыми, но и более долговечными для дизеля – с антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы. Раньше коленвал с увеличенными шейками успешно применялся на рядной минской «шестерке» Д-260 объемом 7,12 литра – размеры взяли с нее. Под новый коленвал пришлось менять и отливку блока цилиндров – в нем увеличен диаметр коренных опор. Изменена конструкция шатуна – увеличен диаметр нижней головки. На этот мотор устанавливают импортные гильзы цилиндров производства чешской фирмы «Ичин», расположенной в одноименном городе. Металлическая прокладка головки блока цилиндров – тоже чешская, фирмы «Темак». У чехов хорошее качество комплектующих, но при этом вполне демократичные цены – ММЗ давно сотрудничает с чешскими предприятиями. Кроме того, применена закрытая система вентиляции картера двигателя английской фирмы Parker с инерционной системой очистки картерных газов. Это уменьшит вероятность потения маслом на разъемах мотора. Для оптимизации работы системы смазки и системы охлаждения, для увеличения производительности масляного и водяного насосов изменена их конструкция. В системе охлаждения применен вентилятор с вязкостной муфтой модели S710 известнейшей фирмы Borg Warner. Вентилятор увеличенного размера – диаметром 600 мм, раньше «пропеллер» был диаметром 470 миллиметров. Вместо применяемого ранее шестеренного насоса гидроусилителя руля теперь устанавливается насос ГУР лопастного типа. С учетом возможной работы автомобиля в составе автопоезда установлен пневмокомпрессор повышенной производительности производства российской компании «Кнорр-Бремзе РУС» из Нижнего Новгорода. В зависимости от мощности моторов и требований автозаводов к ним, для достижения норм Евро-5, применяются две хорошо известные по моторам иномарок технологии. Для двигателей Д-245.7Е5 (130 л. с.) и Д-245.9Е5 (136 л. с.) применяется система рециркуляции отработавших газов (EGR) в сочетании с обязательным использованием сажевого фильтра. Дизель Д-245.35Е5 (177 л. с.) оснащается системой SCR – селективного каталитического восстановления, с впрыском водного раствора мочевины AdBlue в глушитель, оснащенный нейтрализатором. Наверное, с таким подходом в Минске одолеют и Евро-6 для Д-245, но тогда вся экологическая навеска будет стоить значительно дороже самого двигателя.
Информация
reis.zr.ru
Минский моторный завод разработал двигатель ММЗ Д-249, который уже сегодня отвечает стандартам Euro 5
© Михаил Ожерельев
Поэтапное введение на территории России новых экологических стандартов заставляет как отечественных моторостроителей, так и наших ближайших соседей осваивать производство более совершенных силовых агрегатов. Изначально ориентированный на выпуск тракторных дизелей Минский моторный завод не только справился с жесткими существующими нормами, но и разработал перспективный автомобильный двигатель ММЗ Д-249, который уже сегодня отвечает стандартам Euro 5
.
Минский моторный завод (ММЗ) является давним поставщиком многих российских машиностроительных предприятий, выпускающих различные виды техники — автомобильную, тракторную, дорожно-строительную. Согласно статистике, ММЗ занимает лидирующее место среди стран СНГ по количеству производимых рядных 4- и 6-цилиндровых дизелей. Естественно, чтобы сохранить свои позиции на российском рынке, белорусам приходится заботиться о соответствии продукции, сходящей с конвейера, ужесточающимся экологическим нормам.
В настоящее время на предприятии налаживается производство принципиально новой разработки — многоцелевого 4-цилиндрового дизеля Д-249класса Euro 4, а также его более экологичной версии Euro 5.
Двигатель Д-249 — первый минский дизель, сразу спроектированный для автомобиля. Он в первую очередь предназначен для среднетоннажных грузовиков и автобусов малого и среднего класса. Решение о начале работ над новой разработкой было принято в 2006 году после утверждения технического регламента РФ по экологической безопасности, устанавливающего конкретные сроки перехода на выпуск транспортных средств, соответствующих европейским нормам содержания вредных веществ в отработавших газах, уровня шума и т.д. Создатели Д-249 — сотрудники бюро перспективного планирования отдела главного конструктора ММЗ, а одним из зарубежных партнеров выступила немецкая компания Bosch. Интересно, что новый минский двигатель создавался параллельно с близким по техническим характеристикам дизелем ЯМЗ-534, являющимся продуктом совместной работы Ярославского моторного завода и австрийской фирмы AVL Listing. К слову, изначально российские и белорусские конструкторы планировали создавать новый двигатель вместе (об этом велись переговоры группой ГАЗ и министерством промышленности РБ), но все совместные начинания так и остались на уровне переговорного процесса, и в результате каждый производитель пошел своим путем.
© Михаил Ожерельев
Если говорить о конструкции первого минского автомобильного дизеля, то прежде всего необходимо отметить, что у модели Д-249 сохранены традиционные для агрегатов ММЗ размерность (110х125 мм) и рабочий объем (4,75 л). По габаритам и массе перспективный дизель близок к серийной модели Д-245. Но это практически все, что связывает перспективную новинку с предшественником. В остальном минчане сделали существенный шаг вперед. Так, мощность возросла до 190 л.с., а удельный расход топлива снижен до 145 г/л.с.ч.
В двигателе Д-249 использован целый ряд новых эффективных технических решений. Помимо топливной системы Common Rail третьего поколения с электронным управлением и максимальным давлением впрыска 180 МПа свой вклад в борьбу за экологию внесло применение системы рециркуляции отработавших газов (EGR) с последующим их охлаждением (заводчане используют теплообменник собственной конструкции), а также двухступенчатый турбонаддув, повышающий наполнение цилиндров. Примечательно, что всего этого оказалось достаточно лишь для выполнения норм Euro 4,а вот для соответствия нормам Euro 5 конструкторам пришлось добавить систему избирательной каталитической нейтрализации (SCR) с применением реагента AdBlue. Требуемые экологические параметры обеспечиваются при сохранении приемлемого уровня топливной экономичности, а также показателей шумности и вибраций.
Немного о других особенностях новинки. Блок цилиндров Д-249 изготовлен из чугуна и имеет повышенную жесткость за счет удлиненной нижней части. С целью оптимизации габаритов двигателя, уменьшения номенклатуры применяемых деталей и упрощения сборки принята конструкция блока с встроенными полостями всасывания водяного насоса и жидкостно-масляного теплообменника. Плюс ко всему данное конструктивное решение обеспечило более равномерное распределение потоков по цилиндрам и как следствие, более надежный отвод тепла в форсированных режимах. А еще для уменьшения теплонапряженности поршня и повышения работоспособности его колец применено так называемое галерейное охлаждение, когда масло внутри поршня проходит по специальной галерее. Общая головка блока имеет четыре клапана на цилиндр. Для улучшения процесса смесеобразования и более равномерного сгорания форсунки установлены вертикально по оси цилиндра, а болты крепления головки блока расположены равномерно по окружности цилиндров — так повышается прочность газового стыка. Стальной коленчатый вал откован совместно с восьмью противовесами. По сравнению с предшественником (Д-245) он имеет увеличенные размеры коренных и шатунных шеек. Привод ГРМ и вспомогательных агрегатов выполнен со стороны маховика; это, во-первых, позволяет снизить влияние скручивания коленчатого вала на фазы газораспределения, а во-вторых, упрощает компоновку навесных агрегатов в передней и задней частях двигателя. Водяной насос и вентилятор имеют отдельные приводы, а последний снабжен вязкостной муфтой и имеет несколько вариантов расположения по высоте. Это сделано с учетом того, что у каждого потребителя свои требования: кому-то, например МАЗу, надо, чтобы вентилятор стоял как можно ниже, кому-то — выше, исходя из компоновки моторного отсека.
В зависимости от конкретного назначения на двигателе предусмотрена штатная установка дополнительных навесных агрегатов. Уже сейчас на моторе смонтирован компрессор кондиционера, есть куда установить еще один генератор, так нужный автобусникам. Присоединительные размеры для агрегатов трансмиссии в картере маховика могут быть выполнены по стандарту SAE 2 или SAE 3.
Остается добавить, что двигатель Д-249 в версиях Euro 4 и Euro 5 прошел весь цикл стендовых и эксплуатационных испытаний с получением необходимых сертификационных документов. Ожидается, что его серийное производство будет налажено на ММЗ начиная с 2011 года, но планы выпуска пока не озвучены.
Основные характеристики двигателя ММЗ Д-249Е5
Число и расположение цилиндров - 4L
Рабочий объем, л - 4,75
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 110х125
Номинальная мощность, л.с./мин-1 - 190,4/2300
Макс. крутящий момент, Нм/мин-1 - 710/1200–1700
Мин. удельный расход топлива, г/л.с.ч. - 145
Масса, кг - 520
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм - 941х701х 976
5koleso.ru
Основная (номинал.) мощность 1 | 60 кВт |
Резервная (макс.) мощность 2 | 66 кВт |
Тип двигателя | дизельный, 4-тактный |
Рабочий объём двигателя | 4,75 л |
Число, расположение цилиндров | 4, рядное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Диаметр цилиндра / ход поршня | 110 х 125 мм |
Степень сжатия | 16:1 |
Номинальная частота вращения | 2200 мин-1 |
Система управления двигателем | механическая, без поддержки CAN-шины |
Система впрыска топлива | прямой впрыск, ТНВД с механическим регулятором |
Вид наддува воздуха | без наддува (атмосферный) |
Система охлаждения | жидкостная |
Отбор мощности на вентилятор | 3,7 кВт |
Шаг приема нагрузки (step-load, G2), отн. основной мощности | 100 % |
Номинальное напряжение электрической системы | 24 В |
Удельный расход топлива 3 : | |
при 100% ном. мощности | 220 г/кВт*ч |
при 75% ном. мощности | 222 г/кВт*ч |
при 50% ном. мощности | 240 г/кВт*ч |
Расход масла на угар, при 100% мощности | |
- относительно расхода топлива | 0 % |
- удельный расход масла | 0,9 г/кВт*ч |
Заправочные емкости: | |
- система смазки | 12 л |
- система охлаждения 4 | 15 л |
Стандартный период замены масла 5 | 250 моточасов |
Габариты (Д х Ш х В) | 994 х 676 х 1223 мм |
Масса (без масла и охл. жидкости) | 430 кг |
Ресурс до капитального ремонта | 8000 моточасов |
accessories.comd.ru