Дизельный двигатель был изобретен Рудольфом Дизелем в 1897 году, за что и получил свое название. Дизель проделал трудный путь, до тех пор пока его не усовершенствовали, и сейчас двигатель пользуется широкой популярностью.
Двигатель д160 зачастую устанавливается на тракторах или бульдозерах т130 и т170. Двигатель имеет четыре цилиндра и такта рядного дизеля охлаждения с помощью жидкости и наддувом от турбо компрессора, также смесеобразование. Сгорает топливо в камере, расположенной на дне поршня.
Дизельный двигатель имеет как множество преимуществ так и недостатков. Высокое давление формируется в камере сгорания благодаря насосам высокого давления. Камеры разделяються на раздельные и нераздельные (находяться в поршне). Дизтопливо впрыскивается в предварительную камеру где сталкивается с воздухом завыхряется и улучшает сгорание. Главное преимущество дизеля в том, что при низких оборотах, он выдает высокий крутящий момент. А все потому что дизель регулируется количеством впрыскиваемого топлива из-за неимения дроссельной заслонки. Тем самым снижается давление в цилиндрах. Это преимущество дает возможность полностью задействовать всю мощность двигателя. Также двигатель имеет высокий коэффициент полезного действия, который колеблется от 50% и выше, это дает возможность экономней расходовать топливо.
Недостатков в дизеле довольно много. Процесс сгорания топлива в цилиндрах происходит не до конца, поэтому двигатель не в состоянии развивать большие обороты. Впоследствии уменьшается на 1л обьем, удельная мощность двигателя, это приводит к уменьшению на 1кг массы удельной мощности двигателя. Главным недостатком двигателя является применение стартера большой мощности. Оказание сильного влияния низких температур на летние дизельное топливо, которое попросту застывает . Насосы высокого давления высококачественоого и точного производства предствляют собой проблему ремонта топливо-насосной системы. К сожалению дизельный двигатель часто подвержен загрязнению извне, то есть попадания воды, а также разных мелких частиц, камушек, песка, грязи и так далее. Что быстро приводит устройство в неисправность. Ремонт двигателя как правило не из дешёвых. Исправлять неполадки дешевле будет в бензиновом моторе нежели в дизельном. Литровая мощность имеет показатели ниже чем у бензиновых двигателях.
Экспултационная номинальная мощность дизеля составляет 117,7кВт (л.с).
Удельный расход топлива 244,3 г/Квт/ч, при номинальной эксплуатации.
Топливо которое применяется, назывется дизельное.
Частота вращения, об/мин:
1250 – при номинальной мощности коленчатого вала.
1000 – мощность вал отбора.
145мм. – диаметр цилиндра.
205мм.– ход поршня.
Тактность – четырехтактный.
Тип воздухоснабжения – двухступенчатая очистка с турбо наддувом.
Тип охлаждения – жидкостный.
Количество и располажение цилиндров – 4р.
Для прохождения обкатки следует выполнять определенные требования. Двигатель должен пройти холодную и горячую обработку, а также обкатку под нагрузкой и на холостом ходу.
Ремонтировать дизель лучше не самому, а с помощью специалистов хорошо знающих свою работу. Так как ремонтировать двигатель д160 довольно сложно, на это может уйти много времени. По структуре это очень сложный механизм, требующий точного умения правильно ремонтировать детали. Особо сложным и тяжелым является ремонт насосов высокого давления.
Вернуться к статьям
www.temptraktor.ru
Устройство и рабочий цикл двигателя. На тракторе Т-130М установлен четырехцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель Д-160 водяного охлаждения мощностью 117,8 кВт (160 л. с.) с частотой вращения коленчатого вала 1250 об/мин с турбонаддувом воздуха в цилиндры и непосредственным впрыском топлива в камеру поршня.
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, систем охлаждения, смазочной, питания, пускового устройства и агрегатов электрооборудования (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Продольный разрез двигателя Д-160:1 — передняя спускная пробка; 2 — передний маслоприемннк масляного насоса; 3 — уравновешивающий механизм; 4 — шестерня привода уравновешивающего механизма; 5 — шестерня привода масляного насоса и уравновешивающего механизма; 6 — шестерня привода гидронасоса; 7 — передняя опора двигателя; 8 — шатун; 9 — распределительный вал; 10 — болт крепления шкива коленчатого вала; 11 — упорная плита распределительного вала; 12 — коленчатый вал; 13 — кожух шестерен распределения; 14 — поршневой палец; 15 — блок двигателя; 16 — резиновое уплотнительное кольцо гильзы цилиндров; 17 — шестерня привода распределительного вала; 18 — поршень; 19 — гильзы цилиндров; 20 — шестерня привода топливного насоса; 21 — вентилятор; 22 — впускной клапан; 23 — выпускной клапан; 24 — крестовина вентилятора; 25 — головка цилиндров; 26 — колпак головки цилиндров; 27 — грузовая проушина; 28 — трубка подвода масла к валику коромысел; 29 — валик коромысел; 30 — воздухозаборный патрубок компрессора; 31 — воздухоподводящий патрубок; 32 — турбокомпрессор; 33 — выпускной патрубок; 34 — трубка отвода топлива от форсунок в топливный бак; 35 — выпускной коллектор; 36 — указатель для установки поршня в в. м. т.; 37 — кожух маховика; 38 — маховик; 39 — болт крепления маховика; 40 — задний маслоприемннк масляного насоса; 41 — крышка коренного подшипника; 42 — масляный насос, вкладыш коренного подшипника коленчатого вала; 44 — упорное полукольцо коленчатого вала; 45 — крышка шатуна; 46 — картер.
1 — трубка подвода масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3 — масломерная линейка; 4 — распределительный вал; 5 — главный маслопровод; 6 — задняя лапа крепления двигателя; 7 — топливный насос; 8 — кронштейн толкателей; 9 — центробежный масляный фильтр; 10 — валик декомпрессора; 11 — штанга толкателя; 12 — штанга декомпрессора; 13 — масляный фильтр турбокомпрессора; 14 — водоотводная труба; 15 — бензобак; 1б — регулировочный винт коромысла; 17 — стопор валика коромысел; 18 — валик коромысел; 19 — стойка валика коромысел; 20 — клапанная пружина наружная; 21 — клапанная пружина внутренняя; 22 — коромысло; 23 — сухарик; 24 — втулка клапана; 25, 37 — клапан; 26 — трубка подвода масла к турбокомпрессору; 27 — трубка слива масла из турбокомпрессора; 28 — турбокомпрессор; 29 — валик для заводки пускового двигателя; 30 — воздухоподводящий патрубок; 31 — рычаг крепления форсунки; 32 — форсунка; 33 — выпускной коллектор; 34 — стакан форсунки; 35 — впускной коллектор; 36 — головка цилиндров пускового двигателя; 38 — блок цилиндров пускового двигателя; 39 — поршень; 40 — впускной и выпускной коллекторы; 41 — шатун; 42 — крышка клапанной камеры; 43 — толкатель пускового двигателя; 44 — кулачковый валик; 45 — коленчатый вал пускового двигателя; 46 — поддон; 47 — спускная пробка с магнитом.
Двигатель работает по четырехтактному циклу. Каждый цикл осуществляется за два оборота коленчатого вала.
Впуск. При движении поршня 18 (см. рис. 1) от верхней мертвой точки (в. м. т.) до нижней (н. м. т.) в цилиндры при открытом впускном клапане 22 нагнетается воздух турбокомпрессором 32 под давлением 145 кПа. В результате турбонаддува увеличивается поступление воздуха в цилиндры, что позволяет повысить мощность двигателя.
Сжатие. Поршень поднимается из н. м. т. в в. м. т.; при закрытых клапанах 22 и 23 воздух сжимается, а температура его повышается. В конце такта сжатия в цилиндры двигателя впрыскивается форсункой 32 (см. рис. 2) топливо, которое растекается тонкой пленкой по стенке камеры сгорания поршня 18 (см. рис. 1). Соприкасаясь с нагретой стенкой, оно испаряется, перемешивается с нагретым воздухом, совершающим вихревое движение, и самовоспламеняется при температуре воздуха в камере 873—973 К (600—700 °С). Благодаря хорошему перемешиванию топлива с воздухом эта смесь сгорает полностью, обусловливая высокую топливную экономичность двигателя не более 244,9 г/кВт • ч (180 г/л. с. • ч).
Рабочий ход. Газы, образующиеся при сгорании, расширяясь, давят на днище поршня, в результате чего поршень движется вниз от в. м. т. к н. м. т. и через шатун 8 передает усилие на кривошип коленчатого вала 12, заставляя вал вращаться.
Выпуск. Поршень движется от н. м. т. к в. м. т., отработавшие газы выталкиваются через открытый выпускной клапан 23. После выпуска отработанных газов весь рабочий процесс повторяется. Рабочие ходы в цилиндрах двигателя следуют один за другим в порядке работы цилиндров: 1—3— 4—2. Для лучшего протекания рабочего процесса клапаны 22 и 23 открываются и закрываются с опережением открытия и запаздыванием закрытия, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Диаграмма фаз газораспределения основного двигателя (дизеля).Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра воздухом, что очень важно для полного сгорания топлива. Эти процессы необходимы для полного удаления отработанных газов из цилиндров двигателя. [Трактор Т-130М. М. И. Злотник, А. А. Лазарев, Б. Л. Магарилло, В. И. Плешков. 1985 г.]
texnika.megapetroleum.ru
РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ Запасные части, техническое обслуживание и регулировки
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Неисправностями блока цилиндров Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 являются трещины, пробоины, изломы фланцев; срыв резьбы в отверстиях блока под шпильки и болты; износ постелей — гнезд под вкладыши коренных подшипников.
Разборка блока цилиндров Д-160 трактора Т-130
Рис.1. Блок цилиндров Д-160 в сборе (вид сбоку)
Снимают с дизельного двигателя сборочные единицы и детали, прикрепленные к блоку, вывертывают шпильки 14 и 15 (рис. 1 и 2) крепления головок цилиндров.
Рис.2. Блок цилиндров Д-160 в сборе (вид спереди)
Выпрессовывают гильзы 13 цилиндров. Отвертывают гайки и снимают крышку 25 блока с его левой стороны. Вывертывают болты и снимают с левой стороны блока переднюю и заднюю крышки водяной рубашки.
Вывертывают болты, снимают с правой стенки блока крышки смотровых люков 42. Вывертывают штуцеры 39 и болты крепления хомутиков 18 и трубок 16 подвода масла к валикам коромысел и снимают трубки.
Вывертывают штуцеры 6 и 30 и снимают трубки 7, 3 и 5 подвода масла к коренным подшипникам. Вывертывают из блока штуцеры 4, ниппели крепления трубки 3 подвода масла к уравновешивающему механизму и снимают трубку.
Вывертывают ниппели крепления трубки 54 подвода масла к подшипнику распределительного вала и промежуточной шестерне, снимают трубку. Вывертывают из передней стенки блока колена 7 и 51 и тройник 2. Вынимают трубку 57 с резиновым кольцом 56.
Вывертывают штуцер 48 крепления главного маслопровода 35, а затем промежуточный штуцер 45 из стенки блока. Расшплинтовывают корончатую гайку 23 крепления главного маслопровода и вывертывают ее.
Снимают со шпильки шайбу 22, пружину 21 и маслопровод 35 и вынимают его из блока. Дальнейшая разборка блока цилиндров Д-160 (выпрессовка штифтов 31, 36 и 41, сальника 24, заглушек 11, вывертывание шпилек 32 и 50) выполняется при необходимости.
Крышки опор коренных подшипников при последующих ремонтных операциях не допускается снимать с блока или при необходимости снятия менять местами, переворачивать и обезличивать.
Для правильной установки крышек в свои гнезда на них и торце гнезда блока нанесены метки — буква «М», цифра и порядковые номера опор коренных подшипников в двигателе.
При необходимости выпрессовывают втулки распределительного вала ступенчатой оправкой.
Ремонт блока цилиндров Д-160
Блок цилиндров дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 изготовлен из чугуна СЧ 20.
Блоки с изломами и трещинами между отверстиями под гильзы цилиндров и в нижних стенках опорных подшипников коленчатого вала должны выбраковываться.
Трещины в стенках водяной рубашки и картерного пространства заваривают сваркой с постановкой накладок или без них. Концы трещин засверливают сверлом диаметром 4 мм.
Кромки трещин разделывают и заваривают электродами.
Заварку трещин производят участками. Необходимо избегать перегрева блока и возобновлять сварку только после охлаждения шва на предыдущем участке до 40...50°С.
Сквозные трещины и обломы фланцев можно заваривать холодной электродуговой заваркой медностальными и аустенитными электродами.
Наплавку производят отдельными валиками, не допуская перегрева основного металла и накладывая последующий валик через 1...2 мин после окончания наплавки предыдущего.
Постели под вкладыши восстанавливают холодной или горячей (дуговой и газовой) наплавкой. Перед наплавкой изношенные или поврежденные постели растачивают на 0,3...0,4 мм.
Чтобы избежать появления трещин поверхность вблизи изношенной постели подогревают до500...700 °С.
Наплавленные постели растачивают борштангой с резцами на специальном станке или универсальном приспособлении. Правильная установка борштанги приспособления обеспечивается двумя полукольцами, которые устанавливают в постели крайних подшипников.
Для блоков цилиндров двигателя Д-160 бульдозера Т-130, у которых износ постелей под вкладыши превышает 0,05 мм, установку борштанги производят с помощью двух специально изготовленных технологических крышек.
При оборудовании приспособления механическим приводом все постели растачиваются одновременно. Сначала производят черновое растачивание, оставляя припуск 0,1... ...0,3 мм на диаметр.
Если расточка в блоке под бурт гильзы цилиндров имеет повреждение торцовой поверхности или различие по глубине при четырех промерах более 0,07 мм, производят ремонт торцовой поверхности.
Его выполняют на радиально-сверлильном станке с помощью самоустанавливающейся по оси отверстия зенковки с регулируемым кольцевым упором.
На обработку достаточен припуск 0,2 мм. Различие по глубине расточки после восстановления при измерении ее в четырех местах по окружности должно быть не более 0,05 мм.
При установке в такой блок гильзы цилиндра под ее бурт ставят дополнительную прокладку, для того чтобы выступание верхнего торца бурта гильзы над плоскостью блока было в пределах 0,07...0,33 мм.
Отремонтированный блок цилиндров трактора Т-130 подвергают гидравлическому испытанию на герметичность водяной рубашки под давлением 0,4 МПа; течь воды и каплеобразование на стенках не допускаются.
Втулки распределительного вала изготовлены из сталеалюминиевой полосы с антифрикционным сплавом. Втулки после запрессовки в блок растачивают с помощью борштанги, чтобы обеспечить соосность расточенных отверстий.
Втулки ремонтного размера (передняя А57.02.001А, средняя и задняя(А.57.02.003А) имеют внутренний диаметр 66,8 + 0,04 мм (с припуском под растачивание в блоке).
После растачивания втулок межцентровое расстояние между их внутренней поверхностью и поверхностью постелей под вкладыши коренных подшипников должно быть 242,25...242,30 мм.
Диаметр отверстий во втулках под новый распределительный вал 68 +0,03мм.
Сборка блока цилиндров Д-160 бульдозера Т-130
При сборке блока цилиндров двигателя Д-160 соблюдают следующие технические требования.
Смазочную систему блока промывают под давлением, затем опрессовывают моторным маслом, подогретым до 60...70 °С, в течение 3 мин давлением 0,3 МПа; течь масла через соединения не допускается. Для опрессовки можно применять смесь из 55 % моторного масла и 45 % дизельного топлива.
Водяную полость блока в сборе с гильзами подвергают гидравлическому испытанию под давлением не менее 0,4 МПа в течение не менее 3 мин; течь воды и каплеобразование, а также течь воды через уплотнения гильз цилиндров не допускаются.
Шпильки крепления крышек коренных подшипников затягивают до отказа; момент затяжки 150...250 Нм.
Крышки коренных подшипников после затяжки гаек крепления должны плотно прилегать по плоскостям разъема к блоку.
Щуп 0,03 мм не должен входить в стык между сопрягающимися деталями.
Допускается вхождение щупа толщиной не более 0,08 мм между блоком и крышками подшипников на глубину не более 10 мм за счет допустимого отклонения от плоскостности сопряженных поверхностей.
Перед сборкой очищают блок Д-160 от загрязнений, промывают и продувают сухим сжатым воздухом маслоподводящие каналы.
Очищают водяную рубашку блока от накипи. Запрессовывают втулки 33 (см. рис. 1 и 2) распределительного вала в отверстия блока.
Подбирают гильзы цилиндров по размерным группам. В блок рекомендуется устанавливать гильзы одинаковых групп.
Надевают на гильзы блока и уплотнительные резиновые кольца 5, смазав их железным суриком; под бурт гильз подкладывают медные кольца 12 и запрессовывают гильзы в блок. Предварительно заходные фаски гнезд смазывают дизельным маслом.
Устанавливают блок цилидров двигателя Д-160 трактора Т-130 на подставку крышками коренных подшипников вверх.
Протирают отверстие под заглушку 29 и запрессовывают ее в гнездо. Устанавливают в блок пробку 55, заглушив отверстие, идущее к каналу для подачи масла к распределительной шестерне. Заглушают штифтом 44 отверстие канала подвода масла к малой промежуточной шестерне.
Смазывают резьбовую часть шпильки 20 крепления главного маслопровода железным суриком и ввертывают до отказа в отверстие блока с внутренней стороны.
Устанавливают на шпильку последовательно маслопровод 35, пружину 21, шайбу 22, навертывают гайку 23 и стопорят ее шплинтом.
Надевают кольцо 49 на промежуточный штуцер 45 крепления главного маслопровода и завертывают штуцер в резьбовое отверстие блока. Штуцер 48 крепления маслопровода с кольцом 27 вставляют в промежуточный штуцер 45, надевают второе кольцо 27 и ввертывают штуцер в угольник маслопровода.
Ввертывают в резьбовые отверстия опор коренных подшипников шесть штуцеров 4.
Подсоединяют к главному маслопроводу и блоку цилиндров переднюю трубку 37 от среднего коренного подшипника, три трубки 38 от второго, третьего и четвертого коренных подшипников, трубку 34 от пятого коренного подшипника, трубку 40 от первого коренного подшипника и прикрепляют все трубки к блоку и маслопроводу штуцерами 6 и 30, проложив уплотнительные кольца.
Для обеспечения достаточного смазывания первых коренного и шатунного подшипников штуцеры 6 имеют большее проходное сечение, чем штуцеры 30, поэтому при сборке не допускается менять их местами.
Устанавливают две трубки 16 подвода масла к валикам коромысел на главный маслопровод и закрепляют их штуцерами 39, предварительно проложив уплотнительные кольца.
Закрепляют трубки хомутиками 18 со стопорными пластинами 19 и болтами на верхней плоскости блока.
Концы стопорных пластин отгибают на грани болтов. При установке трубок до гидравлического испытания допускается подгибание их по месту, обеспечивающее необходимые зазоры между трубками и вращающимися коленчатым и распределительным валами, стенками блока и другими деталями.
Ввертывают в резьбовые отверстия на передней стенке блока колено 55, два колена 51 и тройник 2.
Устанавливают трубку 54 подвода масла к подшипникам распределительного вала и промежуточной шестерни, соединив ниппели трубки с коленами 51 и 55.
Устанавливают трубку 3 подвода масла к уравновешивающему механизму, соединив один ниппель трубки с тройником, ввернув другой в торец главного маслопровода. Трубки не должны касаться стенки блока.
Устанавливают в правую стенку блока цилиндров Д-160 бульдозера Т-130 трубку 47 подвода масла к регулятору топливного насоса с надетым на нее резиновым кольцом 46.
Надевают на медную трубку 57 подвода масла к промежуточной шестерне привода масляного насоса резиновое кольцо 56 и вставляют ее в отверстие на передней стенке блока.
Для дальнейшей сборки перевертывают блок вверх поверхностью, на которой располагаются головки. Устанавливают на левую боковую поверхность блока переднюю крышку 7 с двумя шпильками 9 и заднюю крышку 26 с прокладками 52. Крышки закрепляют болтами с пружинными шайбами.
На заднюю крышку устанавливают прокладку 28 и крышку 25, закрепив ее двумя гайками с пружинными шайбами. Ставят на правую стенку блока крышки смотровых люков 42 с прокладками 43.
Крышки закрепляют болтами с пружинными шайбами. Завертывают до отказа в верхнюю плоскость блока шпильки 14 и 15 крепления головки блока; момент затяжки шпилек соответственно 150...200 и 60...80 Нм.
Запрессовывают сальник 24 рабочей кромкой манжеты внутрь блока.
Гильзы блока цилиндров дизеля Д-160
Характерными неисправностями гильз цилиндров двигателя Д-160 являются износ по внутреннему диаметру, отклонение от плоскостности нижнего торца опорного бурта, сколы и трещины.
При снятии гильзы сливают масло из картера и воду из системы охлаждения. Снимают поршень с шатуном.
Закрывают шейки коленчатого вала, чтобы предохранить их от повреждений и от попадания в каналы посторонних частиц. Вынимают гильзу цилиндра из блока.
Гильза блока изготовлена из марганцовистого чугуна, внутренняя поверхность ее закалена ТВЧ на глубину не менее 1,6 мм до твердости 42.
Гильзы с трещинами и сколами подлежат выбраковке, гильзы, не имеющие этих дефектов, проверяют на герметичность гидравлическим давлением не менее 0,4 МПа. При падении давления в течение 2 мин после прекращения подачи жидкости гильза бракуется.
Разрешается испытывать гильзу цилиндров трактора Т-130 на герметичность погружением в жидкость и подачей в нее воздуха давлением не менее 0,4 МПа в течение 3 мин; появление пузырьков не допускается.
Изношенные гильзы цилиндров по внутреннему диаметру восстанавливают растачиванием, хонингованием и полированием на ремонтный размер 145,7 + 0,08 мм под ремонтные поршни и поршневые кольца, увеличенные по наружному диаметру на 0,7 мм.
При наличии оборудования гильзу цилиндров обрабатывают по внутреннему диаметру методом предварительного силового хонингования с последующим чистовым хонингованием и полированием.
Ремонтируемую гильзу обрабатывают предварительно в два перехода хонинговальными брусками 225x12x6x4 мм до диаметра 145,60+0,04 мм и диаметра 145,67+0,04 мм.
Износ, забоины, вмятины на торцах опорного бурта гильзы, повышенное торцовое биение относительно внутреннего диаметра (более 0,03 мм) устраняют обработкой на алмазно-обточном станке. Толщина бурта после обработки должна быть 13,12—0,07 мм. Затем производят чистовое хонингование брусками до диаметра 145,7+0,075мм .
Отремонтированная гильза цилиндров дизеля Д-160 должна удовлетворять следующим техническим требованиям:
- овальность и конусность внутренней отполированной поверхности на участке, отстоящем от верхнего торца на 27 мм и длиной 270 мм, должна быть не более 0,025 мм;
- биение нижнего торца опорного бурта относительно внутренней поверхности гильзы должно быть не более 0,030 мм. Допускается пятно контакта на нижнем торце опорного бурта при проверке на краску шириной не менее 2 мм, замкнутое по окружности;
- на внутренней поверхности допускается пористость, образующаяся в результате выкрашивания графита и металлической основы по границам графитовых включений при механической обработке, а также чистые газовые раковины по наибольшему измерению не более 1 мм и глубиной не более 1 мм в количестве не более 3 шт., расположенных на расстоянии одна от другой не менее чем на 30 мм.
На участках внутренней поверхности гильзы блока цилиндров Д-160, отстоящих не более 20 мм от верхнего торца и 80 мм от нижнего торца гильзы, допускается наличие чистых газовых раковин по наибольшему измерению не более 2 мм и глубиной не более 1 мм в количестве не более 3 шт., расположенных одна от другой на расстоянии не менее чем на 30 мм.
На участке длиной 20 мм от верхнего торца гильзы допускается усадочная пористость площадью не более 1 см2 с наибольшим размером пор до 1 мм.
При установке отремонтированных гильз в блок необходимо для обеспечения выступания нижнего опорного бурта над плоскостью блока в пределах 0,070 ... 0,330 мм подложить под бурт дополнительное кольцо, компенсирующее подрезку его торца.
Отремонтированные гильзы цилиндров (0 145,7+0,08 мм) так же, как и новые (0 145+0,08 мм), сортируют на четыре размерные группы по наименьшему внутреннему диаметру. Индекс размерной группы выбивают на верхнем торце гильзы.
Перед установкой гильз очищают посадочные поверхности в блоке цилиндров и гильзах. Затем надевают медное кольцо на верхний пояс гильзы.
После этого вставляют гильзы (без резиновых колец) в отверстия блока и запрессовывают их в блок.
Проверяют размер, овальность и конусность внутренней поверхности гильзы па участке длиной 270 мм, отстоящем на 27 мм от верхнего торца гильзы. Допускается перепрессовка гильзы в блок и ее поворот для обеспечения указанной овальности и конусообразности внутренней поверхности.
Проверяют выступание бурта гильзы блока цилиндров дизеля Д-160 над плоскостью блока приспособлением с индикатором в четырех точках вокруг гильзы. Высота выступания должна быть 0,07 ... 0,33 мм.
Разность четырех диаметрально противоположных измерений не должна превышать 0,08 мм. Разность в выступаниях гильз, прижимаемых одной головкой цилиндров, допускается не более 0,08 мм.
Поворот гильзы в блоке может изменить высоту ее выступания над блоком, овальность и конусообразность внутренней поверхности.
Если высота выступания гильзы выходит за пределы 0,07 ... 0,33 мм, проверяют толщину бурта гильзы, толщину медной прокладки и глубину расточки в блоке цилиндров. Толщина А (рис. 3) бурта гильзы должна быть 13,2+0,075 мм; глубина В расточки в блоке цилиндров 14+0'07 мм; толщина Б медной прокладки 1_0,08 мм.
Рис.3. Проверка размеров в деталях для обеспечения необходимого выступания торца гильзы цилиндров Д-160 трактора Т-130 над плоскостью блока
Подбором другой медной прокладки или гильзы обеспечивают необходимую высоту выступания над блоком. После этого наносят метки на торцах гильзы и блоке для установки гильзы в прежнее положение. Вынимают гильзу из блока.
Устанавливают новые резиновые кольца уплотнения в канавки гильз. Кольца должны быть упругими, без повреждений, не перекручены и выступать из канавок гильзы на 1,5 ... 2,5 мм. Смазывают суриком нижний посадочный поясок гильзы и уплотнительные кольца.
Устанавливают гильзы в блок с помощью приспособления, совмещая метки на торцах гильз и блока при установке. Проверяют, как указано выше, овальность и конусообразность внутренних поверхностей гильз.
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Другая спецтехника
МТЗ-80
______________________________________________________________________________________
ЯМЗ-236
ЯМЗ-238
Т-130
Т-170
КРАЗ
texav.ru
На тракторе (бульдозере) Т-130 установлен четырехцилиндровый четырехтактный рядный дизель Д-160 жидкостного охлаждения с наддувом от турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере, расположенной в днище поршня.
Основной сборочной единицей, воспринимающей нагрузки при работе двигателя Д-160, является литой чугунный блок цилиндров со вставными гильзами.
Вертикальные перегородки блока двигателя вместе с передней и задней стенками служат опорами распределительному, коленчатому валам и валику декомпрессора.
С правой стороны блока цилиндров дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 находятся люки для осмотра коренных и шатунных подшипников, люки под кронштейны толкателей. Нижняя часть блока закрыта картером, имеющим два сливных отверстия, закрытых пробками.
К блоку крепится большинство сборочных единиц и агрегатов дизеля.
Головка блока цилиндров двигателя Д-160 общая на два цилиндра.
На двигателе установлен коленчатый вал - стальной кованый пятиопорный с противовесами и каналами в шатунных шейках для центробежной очистки масла.
Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения сталебронзовые. На фланце коленчатого вала закреплен болтами маховик.
На носке коленвала дизеля Д-160 имеется храповик для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой.
Поршень двигатель Д180 овально бочкообразный из алюминиевого сплава с камерой сгорания в днище, с тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.
Шатуны дизеля – стальные кованые.
Для уменьшения возникающих при работе вибраций на дизеле с номинальной частотой вращения 1250 об/мин установлен уравновешивающий механизм.
Механизм закреплен четырьмя болтами на нижней плоскости блока и закрыт картером.
Смазка подшипников уравновешивающего механизма – централизованная от общей системы смазки дизеля.
На дизельном двигатель трактора Т-130 Т-170 установлен механизм газораспределения, который состоит из кулачкового распределительного вала, толкателей с кронштейнами, штанг, коромысел с валиками и стойками, клапанов с пружинами.
Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр.
Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в соответствии с фазами газораспределения.
Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-160 предназначен для принудительного открытия впускных клапанов для облегчения прокручивания коленчатого вала дизеля перед запуском или при регулировках, а также экстренной остановки дизеля Д-160 в аварийных ситуациях.
Система питания топливом состоит из бака, форсунок, топливного насоса высокого давления с регулятором частоты вращения и проточной системой смазки от общей системы смазки дизеля, топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров грубой и тонкой очистки.
Топливный насос высокого давления, секционный четырех плунжерный, с перепуском топлива, с пластинчатым корректором подачи топлива.
Дизель Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 имеет топливоподкачивающий насос поршневого типа, предназначенный для подачи топлива от бака к топливному насосу и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.
На дизелях Д-160 с установленным электрофакельным устройством топливоподкачивающий насос предназначен для создания давления перед пуском дизеля в топливопроводе, подключенном к свече ЭФУ.
Электрофакельное устройство двигателя состоит из факельной штифтовой свечи и электромагнитного клапана.
Топливо для ЭФУ из фильтра тонкой очистки по топливопроводу поступает к электромагнитному клапану и, после его открытия, – к свече.
Система питания воздухом состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, впускных и выпускных коллекторов, глушителя с выхлопной трубой.
Воздухоочиститель дизеля двухступенчатый.
Система смазки дизеля Д-160 комбинированная: под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.
На двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен масляный насос, который является трехсекционным, с двумя нагнетательными секциями и одной откачивающей.
При работе дизеля нагнетательные секции подают масло из центрального и переднего маслоприемников картера к маслораспределительной плите, а откачивающая секция перекачивает масло из задней части картера и от пятого коренного подшипника в среднюю часть картера к центральному маслоприемнку.
Система охлаждения дизеля Д-160 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.
Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое – двумя термостатами двойного действия.
unikom7.livejournal.com
На тракторе (бульдозере) Т-130 установлен четырехцилиндровый четырехтактный рядный дизель Д-160 жидкостного охлаждения с наддувом от турбокомпрессора, со смесеобразованием и сгоранием топлива в камере, расположенной в днище поршня.
Основной сборочной единицей, воспринимающей нагрузки при работе двигателя Д-160, является литой чугунный блок цилиндров со вставными гильзами.
Вертикальные перегородки блока двигателя вместе с передней и задней стенками служат опорами распределительному, коленчатому валам и валику декомпрессора.
С правой стороны блока цилиндров дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 находятся люки для осмотра коренных и шатунных подшипников, люки под кронштейны толкателей. Нижняя часть блока закрыта картером, имеющим два сливных отверстия, закрытых пробками.
К блоку крепится большинство сборочных единиц и агрегатов дизеля.
Головка блока цилиндров двигателя Д-160 общая на два цилиндра.
На двигателе установлен коленчатый вал - стальной кованый пятиопорный с противовесами и каналами в шатунных шейках для центробежной очистки масла.
Пять коренных и четыре шатунных подшипника скольжения сталебронзовые. На фланце коленчатого вала закреплен болтами маховик.
На носке коленвала дизеля Д-160 имеется храповик для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой.
Поршень двигателя Д-160 овально бочкообразный из алюминиевого сплава с камерой сгорания в днище, с тремя компрессионными и двумя маслосъемными кольцами.
Шатуны дизеля – стальные кованые.
Для уменьшения возникающих при работе вибраций на дизеле с номинальной частотой вращения 1250 об/мин установлен уравновешивающий механизм.
Механизм закреплен четырьмя болтами на нижней плоскости блока и закрыт картером.
Смазка подшипников уравновешивающего механизма – централизованная от общей системы смазки дизеля.
На дизельном двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен механизм газораспределения, который состоит из кулачкового распределительного вала, толкателей с кронштейнами, штанг, коромысел с валиками и стойками, клапанов с пружинами.
Клапаны подвесные, по одному впускному и выпускному на каждый цилиндр.
Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов в соответствии с фазами газораспределения.
Декомпрессионный механизм дизельного двигателя Д-160 предназначен для принудительного открытия впускных клапанов для облегчения прокручивания коленчатого вала дизеля перед запуском или при регулировках, а также экстренной остановки дизеля Д-160 в аварийных ситуациях.
Система питания топливом состоит из бака, форсунок, топливного насоса высокого давления с регулятором частоты вращения и проточной системой смазки от общей системы смазки дизеля, топливоподкачивающего насоса, топливных фильтров грубой и тонкой очистки.
Топливный насос высокого давления, секционный четырех плунжерный, с перепуском топлива, с пластинчатым корректором подачи топлива.
Дизель Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 имеет топливоподкачивающий насос поршневого типа, предназначенный для подачи топлива от бака к топливному насосу и ручной прокачки топлива при удалении воздуха из топливной системы.
На дизелях Д-160 с установленным электрофакельным устройством топливоподкачивающий насос предназначен для создания давления перед пуском дизеля в топливопроводе, подключенном к свече ЭФУ.
Электрофакельное устройство двигателя состоит из факельной штифтовой свечи и электромагнитного клапана.
Топливо для ЭФУ из фильтра тонкой очистки по топливопроводу поступает к электромагнитному клапану и, после его открытия, – к свече.
Система питания воздухом состоит из воздухоочистителя, турбокомпрессора, впускных и выпускных коллекторов, глушителя с выхлопной трубой.
Воздухоочиститель дизеля двухступенчатый.
Система смазки дизеля Д-160 комбинированная: под давлением от шестеренного масляного насоса и разбрызгиванием.
На двигателе Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 установлен масляный насос, который является трехсекционным, с двумя нагнетательными секциями и одной откачивающей.
При работе дизеля нагнетательные секции подают масло из центрального и переднего маслоприемников картера к маслораспределительной плите, а откачивающая секция перекачивает масло из задней части картера и от пятого коренного подшипника в среднюю часть картера к центральному маслоприемнку.
Система охлаждения дизеля Д-160 жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса.
Регулирование температуры охлаждающей жидкости в системе автоматическое – двумя термостатами двойного действия.
Технические характеристики двигателя Д-160 трактора Т-130
Номинальная эксплуатационная мощность двигателя, кВт (л.с.) - 117,7
Частота вращения, об/мин:
- коленчатого вала двигателя при номинальной мощности - 1250
- вал отбора мощности - 1000
Диаметр цилиндра, мм - 145
Ход поршня, мм - 205
Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности, г/кВт/ч - 244,3
Применяемое топливо: дизельное
Обкатка дизельного двигателя Д-160 трактора (бульдозера) Т-130
При подготовке дизеля к работе должны быть выполнены следующие требования:
Отремонтированный дизельный двигатель Д-160 должен пройти холодную обкатку, горячую обкатку на холостом ходу и под нагрузкой.
Перед установкой двигателя на испытательный стенд необходимо провернуть на два оборота его коленчатый вал усилием руки, приложенным к рычагу с плечом 500 мм; вал должен проворачиваться плавно, без заеданий.
Должны быть проверены и при необходимости отрегулированы зазоры между коромыслами и клапанами, а также подъем клапанов при декомпрессии. Зазоры должны быть равны 0,25 ... 0,33 мм для всех клапанов, подъем клапанов при декомпрессии должен быть 0,7 ... 2,5 мм при зазоре между штангой декомпрессора и хвостовиком коромысла 0,45 ... 1,0 мм.
Перед заправкой двигателя Д-160 маслом необходимо заменить в центрифуге штатный ротор технологическим фильтром. Фильтр должен обеспечивать тонкость очистки 70 ... 90 мкм.
Перед установкой в центрифугу технологический ротор с фильтром надо очистить и промыть дизельным топливом. Снять пробку и пружину перепускного клапана центрифуги и заглушить клапан.
Должны быть заправлены маслом:
- картер основного двигателя через главный маслопровод
- картер пускового двигателя (1,9 л. до верхней метки масломерной линейки)
- корпус редуктора пускового двигателя (0,8 л. до верхней метки масломерной линейки)
- корпус конической передачи механизма ручного пуска пускового двигателя (0,2 л. до половины корпуса конических шестерен) и дозаправлен корпус топливного насоса (0,6 л. до нижней кромки масло заливного отверстия
- воздухоочиститель пускового двигателя 0,5 л профильтрованным отработанным моторным маслом
Обкатка должна проводиться на летнем дизельном топливе или на топливе для быстроходных дизелей.
Наружная поверхность двигателя Д-160 должна быть чистой, сухой, особенно в местах соединения деталей, вокруг заглушек и заваренных мест.
Обкатка дизеля проводится без вентилятора, генератора, первой ступени воздухоочистителя и выпускной трубы.
Начинать обкатку можно, лишь убедившись в исправности двигателя, наличии топлива, охлаждающей жидкости и масла в соответствующих системах.
Холодная обкатка дизеля Д-160 бульдозера Т-130
Холодную обкатку дизеля Д-160 необходимо проводить при положении рычага декомпрессора «Рабочее».
В начале обкатки следует проверить подачу масла ко втулкам коромысел через штанги толкателей и герметичность уплотнений форсунок в головках цилиндров.
Продолжительность холодной обкатки дизеля Д-160 — 30 мин, в том числе 10 мин при частоте вращения 400 ... 500 об/мин, далее плавно повышать частоту вращения до 900 об/мин и выполнить обкатку при этой частоте.
Во время холодной обкатки необходимо промыть топливную аппаратуру прокачкой топлива через трубки высокого давления при полной подаче топлива насосом.
Для этого в течение первых 5 мин обкатки снять с концов трубок высокого давления защитные пробки и присоединить перепускные трубки.
Не раньше, чем за 5 мин до конца холодной обкатки, присоединить трубки высокого давления к форсункам. Время промывки топливной аппаратуры дизеля 20 мин.
Ненормальные стук и шумы в дизеле Д-160 в процессе холодной обкатки не допускаются.
Подтекания топлива, масла и воды в местах соединения трубопроводов и в стыках сопряженных деталей не должно быть.
В конце холодной обкатки вода в системе охлаждения должна иметь температуру 50 ... 60 °С, давление масла в магистрали — 0,14 ... 0,25 МПа. Давление масла перед турбокомпрессором в конце холодной обкатки должно быть не менее 0,1 МПа.
Горячая обкатка двигателя Д-160 трактора Т-130 на холостом ходу
Продолжительность горячей обкатки дизеля на холостом ходу 20 мин, в том числе при частоте вращения 500 об/мин — 10 мин, далее требуется плавно повышать частоту вращения до максимальной холостого хода и так же плавно снижать до нуля.
Минимально устойчивая частота вращения холостого хода должна быть (525 ± 25) об/мин (при положении наружного рычага регулятора, соответствующем касанию трехплечего рычага упора минимальной подачи).
Максимальная частота вращения холостого хода при полном натяжении пружины регулятора 1320 об/мин для дизеля Д-160 и 1140 об/мин для дизеля Д- 160Б (наружный рычаг находится в крайнем положении к маховику). Частоту вращения регулируют (при необходимости) поворотом болтов.
При работе дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 на холостом ходу второй и третий цилиндры должны выключаться из работы. Выключение цилиндров следует проверять при частоте вращения 550—850 об/мин.
Подачу топлива включают только после достижения давления масла перед турбокомпрессором 0,1 МПа (1 кгс/см2).
При включении подачи топлива турбокомпрессор должен работать со специфическим, постепенно нарастающим звуком высокого тона, характерным только для работы двигателя с наддувом.
В процессе обкатки необходимо удалить воздух из топливной системы, для чего открыть продувочный вентиль топливного фильтра и закрыть его, когда в выходящем из сливной трубки топливе не будет пузырьков воздуха.
Во время обкатки давление топлива должно быть 0,07 ... ...0,11 МПа при частоте вращения 1070 об/мин для дизеля Д-160Б и 1250 об/мин для дизеля Д-160.
Давление масла в масляной магистрали — 0,2 ... 0,35 МПа. Температура выходящих воды и масла — 75 ... 85 °С. Допускается слабое дымление отдельных цилиндров.
По окончании обкатки необходимо после остановки дизеля подтянуть гайки крепления: головки цилиндров, коллекторов, стоек валиков коромысел, форсунок и турбокомпрессора.
Малые гайки крепления головки блока цилиндров Д-160 допускается подтягивать в произвольном порядке.
На прогретом дизеле после подтяжки гаек крепления головок цилиндров и стоек валика коромысел должны быть отрегулированы зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.
Горячая обкатка двигателя Д-160 бульдозера Т-130 под нагрузкой
Продолжительность горячей обкатки под нагрузкой (при полном натяжении пружины регулятора) —55 мин, в том числе:
- плавное снижение нагрузки до нуля, проверка максимальной частоты вращения холостого хода — 5 мин;
- плавное снижение частоты вращения до минимальной холостого хода и регулировка ее в пределах 500 ... 550 об/мин — 3 мин.
Обкатка двигателя Д-160 производится при следующих нагрузках:
- Мощность нагружения, кВт ........... 22 36 55 73 82 94 110
- Продолжительность, мин.................. 15 10 10 4 3 3 2
Для дизеля Д-160Б—9 мин. Обкатка дизеля Д-160Б на этом заканчивается.
Максимальная мощность дизеля без вентилятора, генератора,выпускной трубы с воздухоочистителем (вторая ступень) при стандартных условиях должна быть для дизеля Д-160 119 ... 122 кВт при частоте вращения коленчатого вала (1250 ± 20) об/мин, для дизеля Д-160Б — 103,5 ... 106,5 кВт при (1070 ± 20) об/мин.
При этом зазор между регулирующей муфтой и пружиной корректора при отрыве муфты от пружины должен быть не более 0,5 мм без деформации пружины.
На каждом дизеле (независимо от необходимости подрегулировки по мощности) должны быть проверены наличие стопорного угольника и затяжка контргайки муфты тяги рейки топливного насоса; об этом в карте испытаний(паспорте) дизеля должна быть сделана отметка.
После проверки и регулировки зазора крышка корректора, крышка регулировки подачи и крышка бокового люка регулятора должны быть опломбированы.
При работе дизеля Д-160 трактора (бульдозера) Т-130 под нагрузкой и на холостом ходу допускается слабое дымление отдельных цилиндров.
Удельный расход топлива при номинальной мощности должен быть не более 245 г/(кВт-ч), давление наддува — не менее 0,040 МПа для дизеля Д-160 и не менее 0,036 МПа для дизеля Д-160Б (замерять через отверстие в нагнетательном патрубке).
После горячей обкатки под нагрузкой секция масляного фильтра турбокомпрессора должна быть промыта только с наружной стороны.
Проверку на герметичность наружных мест уплотнений необходимо производить на работающем дизеле в течение 5 ... 10 мин при температуре масла в картере 50...60°С и давлении 0,2... ... 0,35 МПа по указателю.
По окончании обкатки необходимо на прогретом дизеле окончательно отрегулировать зазоры в клапанах и подъем клапанов при декомпрессии.
dmk74.ru
Двигатели д-160, д-180 производства Челябинского тракторного завода. Наиболее частое применение тракторы и бульдозеры ЧТЗ т-130, т-170, б-10.
1. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ Д-180 Д-160 2. ДИАГНОСТИКА 3. ЗАМЕНА ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ 4. РЕМОНТ ГБЦ 5. ШЛИФОВКА КОЛЕНВАЛА и ЗАМЕНА ВКЛАДЫШЕЙ 6. РЕМОНТ ТНВД и ФОРСУНОК 7. РЕМОНТ ТКР 8. РЕМОНТ ВОДЯНОГО и МАСЛЯНОГО НАСОСА 9. РЕМОНТ ПУСКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПД-23 10. ВЫЕЗДНЫЕ РАБОТЫ
1. Полный капитальный ремонт двигателя д-160 или д-180 включает разборку дизеля, дефектовку основных узлов и систем, мойку, сборку с установкой новых деталей, обкатку, покраску. Все работы выполняются в соответствии с техническими условиями, установленными заводом-изготовителем. На двигатель д-160 прошедший капитальный ремонт предоставляется гарантия 6 месяцев. На нашем предприятии существует возможность произвести обмен Вашего, вышедшего из строя двигателя, на уже готовыйткапитально отремонтированный.
2. Не всегда поломка двигателя, свидетельствует о необходимости глобального вмешательства в его конструкцию, зачастую достаточно произвести замену одного или нескольких узлов, так называемый текущий ремонт. Наши специалисты без особого труда определят характер неисправности, дадут рекомендации и восстановят работоспособность вашего двигателя д-180, д-160.
3. Мы оказываем услуги по замене цилиндропоршневой группы д-160 д-180 в том числе без снятия двигателя с трактора по месту нахождения техники. Вы можете приобрести у нас недорого заводской комплект гильза-поршень д-160 д-180 диаметром 145 или 150 мм или отдельно гильзу цилиндра 51-01- 82 и поршень 51-03- 36. В наличии есть поршневые кольца СТ-51- 03-115 для 145ой поршневой д-160 и СТ-51- 03-122 для 150ой поршневой д-160 д-180 и поршневые пальцы 16-03- 50. Цены на запчасти бульдозеров т-130 т-170 б-10 уточняйте по телефонам, указанным на сайте или запросом на электронную почту.
4. Производим ремонт головок блока цилиндров 51-02- 3сп двигателей д-160 д-180 в ремонт входит шлифовка гбц, опрессовка, замена втулок 51-02- 41 (14-02- 3 направляющая клапана), клапанов впускных 14-02- 33-В, выпускных 14-02- 32, втулок (стаканов форсунки 14-02- 30-3). В продаже есть ремонтные гбц с гарантией 3 месяца, возможен обмен.
5. Часто причиной падения давления масла в системе двигателя является износ шеек коленчатого вала. Мы предлагаем услугу шлифовки коленчатого вала 16-03- 112СП с заменой вкладышей коренных А-23.01- 103-16, шатунных А-23.01- 100-160. Нет гарантии, что вал отшлифованный под 3-ий ремонтный размер, тем более 4-ый отходит положенный срок эксплуатации. Опираясь на свой опыт, мы не рекомендуем клиентам рисковать и ставить валы последних размеров. Новый коленвал 16-03- 112СП довольно дорогая деталь, мы можем предложить вам сэкономить не в ущерб качеству и приобрести вал коленчатый 16-03- 112СП номинального кН2/шН2 или ремонтного до Р-2 размера и в комплекте со вкладышами. Наличие уточняйте, ассортимент постоянно обновляется.
6. Много сбоев в работе двигателя бывает связано с неисправностью топливной аппаратуры. В списке услуг, оказываемых нашей организацией, есть ремонт топливного насоса и форсунок двигателя д-160 (д-180). Такие позиции как ТНВД 51-67- 9СП двигателя д-160 и 51-67- 24СП двигателя д-180 прошедшие капитальный ремонт и новые мы стараемся держать в наличии на складе, чтобы в случае обращения максимально сократить сроки простоя техники клиента. Эта же практика применима и к форсункам 14-69- 117СП.
7. Пригоден для ремонта и такой узел как турбокомпрессор 11Н3 и турбокомпрессор 8.5С3. К сожалению, новые турбины у некоторых поставщиков на поверку оказываются ремонтными с комплектующими низкого качества, а поскольку ТКР узел капризный и прикончить его можно моментально при неграмотной эксплуатации, снять с себя ответственность для недобросовестных продавцов не составляет труда. Для себя мы пришли к заключению, что качественно проведенный ремонт ТКР 11Н3 и ТКР 8.5С3 гарантирует его надежную работу при гораздо меньших затратах, чем на приобретение нового.
8. Ремонт двигателя д-160 включает с себя и ремонт водяного насоса 16-08- 140СП (помпы). Также помпы после капитального ремонта есть в наличии с гарантией 3 месяца. Неисправность масляного насоса 29-09- 124СП одна из первых причин падения давления в двигателе, в большинстве случаев масляный насос поддается ремонту и нет смысла тратиться на новую деталь.
9. Ремонт пускового двигателя ПД-23. На двигателях д-160 и д-180 устанавливается пусковой двигатель П-23У. Сам по себе пускач 17-23сп надежный и простой узел, способный долго прослужить при грамотной эксплуатации, однако выход их строя пускового двигателя пд-23 не такая редкая проблема на бульдозерах т-130 т-170 б-10. Мы можем провести ремонт вашего пускового двигателя, предложить приобрести готовый ПД-23 после капремонта, продать запчасти на пускач.
10. Наиболее часто заказываемые выездные работы по двигателю д-180, д-160 это замена прокладок ГБЦ, настройка клапанов. Столкнулись с необходимостью, звоните, делаем все одним днем.
sdm76.ru
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Неисправностями коленчатого вала Д-160 являются: износ, задиры и повышенная овальность и конусность поверхности шатунных и коренных шеек; повышенное биение коренных шеек; повреждение центровых отверстий; трещины на поверхностях шатунных и коренных шеек; трещины и обломы на противовесах; износ шпоночных пазов; износ маслосгонных резьб.
Снятие и разборка коленвала Д-160
Чтобы вынуть коленвал дизеля Д-160 трактора (бульдозера), снимают дизель и устанавливают его на подставку, снимают картер, масляный насос с маслоприемниками, уравновешивающий механизм, шкив коленчатого вала, кожух шестерен распределения, маховик и кожух маховика.
После этого устанавливают дизель на бок и закрепляют его в таком положении. Снимают крышки шатунов, отводят шатуны так, чтобы они не мешали снятию коленчатого вала.
Обертывают вторую и третью шатунные шейки коленвала Д-160 толстой тканью для защиты их поверхности от повреждений. Захватывают вал за шейки тросами, присоединенными к подъемнику. Масса коленчатого вала равна 137 кг.
Рис.4. Коленчатый вал Д-160 и коренные подшипники
Натягивают тросы так, чтобы коленвал Д-160 трактора (бульдозера) не смещался при снятии крышек коренных подшипников, отвертывают гайки 8 (рис. 4) и снимают крышки. Чтобы не повредить шейки вала и резьбу шпилек, обертывают толстой тканью шпильки, после чего снимают коленчатый вал.
Крышки 9 коренных подшипников плотно сидят в пазах блока. Для их снятия в задней крышке имеется резьбовое отверстие диаметром М16 для установки съемника, а в остальных крышках имеются отлитые в боковых стенках ребер углубления.
При снятии крышек проверяют наличие установочных меток на этих деталях. Метки выбивают с одной стороны на нижних торцах опор блока и крышек. В случае отсутствия меток следует нанести их, чтобы можно было установить крышки в первоначальное положение.
Как правило, следует заменять весь комплект коренных вкладышей, если один из них требует замены. Это необходимо для избежания перегрузки и выхода из строя нового вкладыша, поскольку остальные вкладыши имеют износ антифрикционного слоя.
При необходимости замены или осмотра верхних вкладышей коренных подшипников можно снять их с помощью приспособления — грибка, вставляемого в отверстие смазочного канала в коренной шейке вала. Выступание головки приспособления над поверхностью шейки должно быть 2,5 ... 3,0 мм. Вставив приспособление в отверстие смазочного канала, вращением вала по часовой стрелке снимают вкладыш.
Для разборки коленвала двигателя Д-160 трактора (бульдозера) отвертывают гайку с его носка, предварительно расстопорив ее. Снимают стопорную 1 и маслосбрасывающую 13 шайбы (см. рис. 4).
Спрессовывают с носка вала шестерни 2 и 5. Расшплинтовывают пробки 12 полостей шатунных шеек и вывертывают пробки из вала. Снимать противовесы 6 не допускается, так как коленчатый вал Д-160 (Т-130) динамически отбалансирован с ними на заводе.
Коленчатый вал Д-160 изготовлен из марганцовистой стали 45Г2. Поверхности шатунных и коренных шеек закалены ТВЧ на глубину 3,0 ... 6,5 мм. Твердость 48. На двигателях Д-160 и Д-160Б установлены валы с шейками двух размеров.
Коленчатые валы, поступившие в ремонт после мойки, тщательно осматривают и проверяют на наличие трещин на магнитном дефектоскопе.
Перед мойкой вывинчивают пробки-заглушки 12 из шатунных шеек, тщательно очищают от грязи и под давлением промывают полости шеек и маслоподводящих трубок 10. Шлифуют вал с вывинченными пробками-заглушками.
Шейки коленвала проверяют на наличие трещин, овальности, конусности и износа, проверяют состояние центров, выявляют повреждения или износ шпоночных канавок, состояние и надежность крепления противовесов.
Ремонт коленвала Д-160 с трещинами на шейках
На шейках коленчатого вала Д-160 трактора (бульдозера) не допускаются трещины:
- на галтелях шеек;
- на поверхностях шеек на расстоянии менее 10 мм от торцов щек и в зоне перекрытия на дуге 45° в обе стороны от вертикальной оси вала для коренных и 30° для шатунных шеек;
- на кромках масляных каналов трещины длиной свыше 6 мм в зонах, расположенных под углом (45±15)° к оси шейки;
- расположенные под углом более 30° к оси вала и на расстоянии менее 10 мм друг от друга.
Коленчатые валы Д-160, имеющие задиры, износ шеек, трещины на поверхности, подлежат ремонту — перешлифовыванию, кроме валов с указанными выше трещинами, при наличии которых валы выбраковывают.
После перешлифовывания коленвал проверяют на магнитном дефектоскопе. Выявленные при этом подозрительные места (т. е. места отложения магнитного порошка) после размагничивания коленчатого вала тщательно осматривают визуально.
Единичные, отдельно расположенные точечные включения диаметром и длиной менее 1 мм, видимые невооруженным глазом, а также наличие на шатунных и коренных шейках характерного рисунка — сетки или штрихов по линии разъема штампа — браковочным признаком не являются. Допускается зачистка фасок масляных каналов до полного удаления дефектов.
Если на поверхности каждой коренной и шатунной шейки имеется не более трех продольных трещин длиной свыше 3 мм на расстоянии друг от друга не менее 10 мм и расположенных под углом не более 30 ° к оси вала, то они подлежат обработке.
Мелкие трещины длиной не более 6 мм, выходящие за кромки масляных каналов, при подсчете не включаются в общее число дефектных трещин. Указанные трещины подлежат тщательной разделке абразивным инструментом по всей длине для образования канавки радиусом 1,5 ... 2 мм и глубиной 0,2 ... 0,4 мм.
Острые кромки канавки притупляют по периметру. После обработки в зоне трещины следует снять лыску шириной до 5 мм. Контролировать и обрабатывать трещины необходимо после шлифования на ремонтный размер перед полированием шеек вала.
При наличии более трех трещин на одной шейке или при угле отклонения трещин от оси шейки более 30° (рис. 31) и при расположении концов трещин ближе 10 мм к торцам галтелей коленчатый вал бракуют.
Заварку производят с помощью сварочного полуавтомата. Заварку выполняют участками длиной 8 ... 10 мм с последующей проковкой участка и его остыванием до температуры окружающего воздуха.
После ремонта коленчатый вал Д-160 трактора (бульдозера) должен удовлетворять следующим техническим требованиям:
- Поверхность шатунных и коренных шеек должна быть гладкой, без рисок, задиров, черновин, гранености и волнистости; допускается на средней коренной шейке в местах выхода двух смазочных отверстий граненость и «прослабление» диаметра не более 0,01 мм.
- Овальность и конусность коренных и шатунных шеек вала не должна превышать 0,015 мм.
- Непараллельность осей шатунных шеек относительно оси коренных шеек не должна быть более 0,03 мм на длине 100 мм.
- Поверхности переходов от образующих коренных и шатунных шеек во все масляные каналы должны быть отполированы кругом по направлению внутрь канала на глубину 4 ... 6 мм.
- Оси всех шатунных шеек должны лежать в одной плоскости, проходящей через оси коренных шеек; отклонение допускается не более 0,6 мм.
- Разность радиусов кривошипов между отдельными шейками не должна быть более 0,3 мм.
При установке вала первой, третьей и пятой коренными шейками на призмы допускается биение опорных шеек не более 0,02 мм, биение остальных коренных шеек — не более 0,03 мм, поверхности фланца под маховик — не более 0,04 мм, торцовой поверхности фланца под маховик, торцовой поверхности под шестерню и конической поверхности — не более 0,05 мм.
Кромки масляных каналов должны быть затуплены до радиуса 3 мм.
Отклонение оси шпоночной канавки относительно диаметральной плоскости поверхности под шестерню допускается не более 0,1 мм.
Отклонение от перпендикулярности диаметральной плоскости, проходящей через середину шпоночной канавки (на поверхности под шестерню) и оси коренных шеек, относительно диаметральной плоскости, проходящей через оси коренных и шатунных шеек, допускается не более 30.
Сборка и установка коленвала Д-160
При сборке и установке коленчатого вала Д-160 трактора (бульдозера) необходимо руководствоваться следующими требованиями:
Коленвал Д-160 балансируется высверливанием металла в противовесах, поэтому противовесы не допускается снимать, переставлять или подвергать обработке.
В случае замены противовесов или раскомплектовки с ними вала последний в сборе подвергают динамической балансировке относительно коренных шеек при частоте вращения 100 об/мин, не менее. Допускается дисбаланс не более 0,025 Нм.
При динамической балансировке в шпоночные пазы вставляют заподлицо с поверхностью вала специальные шпонки: в шпоночный паз на конусной поверхности вала шпонку 60Х16Х X5 мм, в шпоночный паз на поверхности вала под шестерни — шпонку 70X16X5 мм.
При балансировке допускается сверление отверстий диаметром не более 28 мм на торцовых поверхностях противовесов на глубину не более 62 мм. Разрешается при балансировке снимать металл на глубину не более 4 мм на скошенной поверхности всех шеек.
Полости в шатунных шейках должны быть тщательно очищены от загрязнений. Для очистки масляных каналов вала от металлических частиц пользуются намагниченным стержнем, который вводят в каналы и затем извлекают вместе с прилипшими частицами металла.
Нормальный рабочий зазор в вертикальной плоскости между вкладышем и шейкой равен: для коренных подшипников 0,09 ... 0,154 мм, для узких вкладышей пятой коренной шейки с маслосгонной резьбой вала 0,21 ... 0,274 мм, для шатунных подшипников 0,1 ... 0,164 мм.
При обнаружении на узких вкладышах уплотнения заднего коренного подшипника касания шейкой коленчатого вала эти вкладыши следует заменить во избежание утечки масла из блока двигателя.
Осевой люфт коленчатого вала 0,04 ... 0,60 мм.
Коленчатый вал Д-160 поставляется в запасные части комплектно с коренными и шатунными вкладышами.
По диаметру коренных и шатунных шеек новые коленчатые валы разбиваются на размерные группы.
Маркировка вкладышей подшипников нормального размера нанесена механическим способом на наружной поверхности вблизи стыка. На вкладышах ремонтного размера аналогичная маркировка может быть нанесена в средней части одного из торцов вкладыша.
На узких вкладышах 7 (см. рис. 4) пятой коренной шейки на наружной поверхности нанесена мастикой маркировка: «Низ» на нижнем вкладыше, «Верх» — на верхнем. Узкие вкладыши на 0,06 мм тоньше, чем остальные. Верхний вкладыш ставят в блок, нижний — в крышку подшипника.
В комплект вкладышей коренных подшипников (на дизель), поставляемый в запасные части, входят упорные полукольца 5, устанавливаемые в среднюю опору коленчатого вала Д-160 в блоке и предназначенные для фиксации вала в осевом направлении.
Вкладыши в собранном виде имеют овальную форму отверстия, у которого меньшая ось овала находится в плоскости, перпендикулярной к разъему.
Не допускаются к установке вкладыши, имеющие шероховатую на ощупь и изношенную рабочую поверхность.
Перед сборкой коленчатый вал Д-160 тщательно очищают от загрязнений. Внутренние полости шатунных шеек очищают от смолистых отложений и промывают моечным раствором под давлением; температура раствора 50 ... 90 °С. Проверяют плотность посадки трубок 10.
При установке противовесов на коленвал Д-160 насухо протирают опорные поверхности вала и противовесов. Последние надевают на втулки плотно усилием руки или легкими ударами молотка массой 300 ... 400 г. После установки на втулки люфт противовесов не допускается. Противовесы до затяжки болтов устанавливают так, чтобы между стержнем болта, ввернутого на 3 ... 5 ниток резьбы, и стенкой отверстия в противовесе был кольцевой зазор.
Крепление противовесов к валу производят в такой последовательности: затягивают болты для обжатия сопрягаемых поверхностей ключом с плечом 450 мм крутящим моментом 150 ... 190 Нм, затем отпускают болт на 0,5 ... 1 оборот, после чего окончательно затягивают болты (прилегание опорных поверхностей вала и противовесов на участках от края до болта должно быть полным с зазором на более 0,05 мм).
Подгибку стопорной пластины к граням болтов допускается производить легкими ударами медного молотка массой не более 500 г. Концы стопорной пластины должны плотно прилегать к граням головки болта. Забивают в канавку коленчатого вала шпонку 4 и напрессовывают на носок вала шестерню 5, а затем шестерню 2.
Надевают на носок вала маслосбрасывающую шайбу 13, стопорную шайбу 1 и навертывают гайку. Гайку стопорят, отогнув ус стопорной шайбы во впадину гайки. В резьбовые отверстия шатунных шеек ввертывают пробки 12 и зашплинтовывают их.
При установке поршней с шатунами в гильзы блока снимают с блока крышки коренных подшипников коленчатого вала. Промывают и протирают насухо вкладыши коренных подшипников вала и постели-гнезда под них в блоке и крышках. Затем устанавливают вкладыши в постели блока и крышек, так чтобы выступ-усик на наружной поверхности вкладыша вошел в паз постели в блоке и крышке.
Верхние вкладыши (с канавками и отверстиями) устанавливают в гнезда блока, а нижние вкладыши (без канавки) —в гнезда крышек. Перед установкой узких вкладышей уплотнения пятого коренного подшипника смазывают наружные поверхности половинок и постели под них в блоке и крышках лаком «Герметик» для уплотнения этого сопряжения.
Узкие вкладыши уплотнения с маркировкой «Верх» устанавливают в блок с маркировкой «Низ» в крышку коренного подшипника. После этого протирают льняной салфеткой упорные полукольца средней опоры коленчатого вала. Покрывают плоскости верхних полуколец, прилегающих к блоку, смазкой и устанавливают кольца в выточки средней опоры блока. Нижние упорные полукольца устанавливают на штифты в выточки крышки третьего коренного подшипника.
Протирают и смазывают моторным маслом рабочую поверхность шеек и укладывают коленчатый вал в сборе с шестернями на вкладыши блока, так чтобы впадина с меткой С шестерни коленчатого вала вошла в зуб с той же меткой шестерни распределительного вала.
После этого смазывают моторным маслом поверхность вкладышей крышек коренных подшипников и устанавливают крышки на первую, вторую, третью и четвертую коренные шейки коленчатого вала легкими ударами медного молотка. При этом перекашивание крышек в пазах блока не допускается.
Установку крышек в блок производят по меткам, выбитым на опорах под вкладыши в блоке и на площадке под гайку в крышках соответственно номеру подшипника в блоке. Метки должны быть обращены в одну сторону в крышке и в блоке. Переворачивание и нарушение парности крышек подшипников при установке в блок не допускается.
Навертывают гайки на шпильки коренных подшипников до легкого упора и затягивают в два приема в последовательности. Момент затяжки гаек 370 ... 420 Нм. При этом не допускают отвертывания гайки до совпадения ее прорези с отверстием в шпильке. Разрешается производить дозатяжку гаек до совпадения ближайшей прорези гайки с отверстием под шплинт в шпильке. Стопорят гайки шплинтами.
Для правильной установки средней крышки с упорными полукольцами и обеспечения нормального продольного люфта коленчатого вала 0,04 ... 0,58 мм после посадки средней крышки до упора в плоскость блока перемещают ломиком вал до отказа в сторону его носка, затем сдвигают вал до упора в обратном направлении и после этого затягивают гайки крепления средней крышки.
Продольный люфт вала проверяют с помощью индикатора или щупа при смещении вала до отказа в одну сторону. Щуп вставляют в зазор между упорными полукольцами и буртом шейки вала. После проверки осевого люфта присоединяют шатуны. Момент затяжки гаек шатунных болтов 170 ... 210 Нм.
При затянутых гайках шатунных болтов и крышек коренных подшипников коленчатый вал должен плавно проворачиваться от усилия руки, приложенного к рычагу с плечом 500 мм, закрепленному на фланце вала.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
specautotex.ru