Любое современное техническое устройство, содержащее движущиеся рабочие органы, имеет в своем составе блок управления. Непосредственными движителями (исполнительными механизмами) этих органов являются приводы, представляющие собой устройства различной природы: электрические, электромагнитные, гидравлические, пневматические и т. д. Задачей упомянутого блока является целенаправленное воздействие на них с целью изменения характеристик движения рабочих органов: их скорости, угла поворота, положения и пр.
В автотехнике этот общий термин применяется для электронных схем, отвечающих за работу систем автомобиля и конструктивно выполненных в виде отдельных блоков. При этом каждый из них может отвечать за один или несколько агрегатов. Так, в автомобилях можно встретить электронный модуль управления трансмиссией (англ. PCM). Это, как правило, комбинированное устройство, содержащее схемы контроля двигателя (англ. ECU) и (коробки) передачи (англ. TCU). Таким образом, PCM представляет собой конструктивно объединенный блок управления системами автомобиля. Но в некоторых моделях авто, например фирмы "Крайслер", обе эти схемы (ECU и TCU) конструктивно обособлены.
Встречаются также аналогичные устройства для тормозов, дверей, сидений, аккумулятора и т. д. Некоторые современные авто содержат до 80 таких схем. При этом каждую из них можно определить как отдельный, функционально (а иногда и конструктивно) обособленный электронный блок управления. С точки зрения схемотехники большинство из них представляют собой высоконадежные встраиваемые микроконтроллеры. Общей же тенденцией автомобилестроения является объединение всех таких устройств в общую электронную систему автомобиля с центральным компьютером.
В самом общем смысле это - устройство для формирования воздействий на ряд исполнительных органов, изменяющих параметры режимов работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с целью их оптимизации. Критерием оптимизации обычно выступает расход топлива. требуемый для реализации движения с заданной скоростью при имеющейся нагрузке.
ECU обеспечивает выполнение следующих действий:
• считывание значений из большого количества датчиков внутри моторного отсека,
• интерпретации данных с использованием многомерных карт производительности (так называемых справочных таблиц),
• корректирования состояния исполнительных элементов на двигателе согласно справочным таблицам.
Где находится блок управления ECU? На фото ниже показано типовое место его расположения под приборной панелью автомобиля.
Современный ECU может содержать 32-битный, 40-МГц микропроцессор. Это может показаться не слишком быстродействующим устройством по сравнению с процессором 500-1000 МГц, который вы, вероятно, имеете в своем ПК, но помните, что микропроцессор ECU работает с гораздо меньшим объемом памяти, составляющим в среднем ECU менее 1 мегабайта. В вашем же ПК, по крайней мере, 2 гигабайта оперативной памяти - это в 2000 раз больше.
Схема блока управления конструктивно выполнена в виде электронного модуля с чипом микропроцессора и сотнями других компонентов на многослойной печатной плате. Этот модуль закрепляется в общем корпусе вместе с блоком питания, а все электрические контакты выводятся на внешний электрический разъем. Так выглядит электронный модуль ECU (см. на фото ниже).
Аналого-цифровые преобразователи (АЦП) – это устройства для ввода в микропроцессор сигналов автомобильных датчиков, например датчика содержания кислорода. Его выходной сигнал является напряжением, непрерывно изменяющимся в диапазоне от 0 до 1,1 В. Микропроцессор понимает только цифровой код, поэтому АЦП преобразует сигнал датчика в 10-битовый двоичный код.
Ниже мы раскроем содержание отдельных функций ECU.
Приборы на ней отображают текущее состояние различных систем авто. Эта информация поступает на индикацию после использования соответствующими блоками управления. Так, из ECU подается значение температуры охладителя двигателя и частота вращения его коленвала. Блок управления передачей (TCU) оперирует величиной скорости движения. Блок, управляющий тормозами, имеет информацию о их состоянии.
Все эти модули просто выставляют свои данные на общую для них шину передачи данных, с которой их считывает центральный микропроцессор, например в ECU. Он же периодически выставляет на ту же шину пакеты информации, состоящие из заголовков и данных. Заголовок определяет назначение данных пакета: либо на индикатор скорости, либо на индикатор температуры, а сами данные и есть величины для индикации. Приборная панель содержит другой модуль, который знает, как искать определенные пакеты - всякий раз, когда он обнаруживает их, обновляет соответствующий датчик или индикатор с новым значением.
Большинство автопроизводителей покупают приборные панели уже полностью собранными, от поставщиков, которые их разрабатывают и изготавливают.
Система питания современных двигателей внутреннего сгорания — как бензиновых, так и дизельных – строится по принципу прямого впрыскивания топлива. Основным ее исполнительным устройством является впрыскиватель, инжектор. В отличие от карбюраторной системы, инжектор впрыскивает топливо непосредственно в цилиндры или впускной коллектор к воздушному потоку с помощью одной или нескольких механических или электрических форсунок.
Сегодня форсунками руководит микропроцессор ECU инжекторного двигателя. Принцип работы такой системы основывается на том, что решение о моменте и продолжительности открытия электромагнитных клапанов форсунок принимается на основании сигналов, поступающих от многих датчиков.
Для инжекторного двигателя ECU определяет количество впрыскиваемого топлива на основе анализа ряда параметров. Если датчик положения дроссельной заслонки показывает, что педаль газа нажимается все дальше, то датчик массового расхода измеряет количество дополнительного воздуха, всасываемого в двигатель, а ECU рассчитывает и вводит соответствующее количество топлива в двигатель. Если датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя показывает, что последний не прогрет, то впрыск топлива будет увеличиваться, пока двигатель не прогреется. Контроль ECU топливо-воздушной смеси на карбюраторном двигателе работает аналогично, но по сигналам датчика положения поплавка карбюратора.
Двигатель с искровым зажиганием требует искры, чтобы инициировать горение в камере сгорания. ECU может настраивать точное время зажигания искры в такте сжатия (так называемое опережение зажигания), чтобы обеспечить ему оптимальный режим работы. Если он обнаруживает, что двигатель стучит, т. е. имеет место детонация – состояние, которое потенциально разрушительно для двигателя, и определяет его как результат слишком раннего зажигания, то оно задерживается. Поскольку детонация, как правило, возникает на низких оборотах, ECU может отправить сигнал для АКПП на понижение передаточного отношения в первой попытке его прекратить.
Задумывались ли вы, какой механизм поднимает и опускает окна вашего автомобиля вверх и вниз? И как должен работать блок управления стеклоподъемниками?
Механизм подъема устроен так: небольшой электродвигатель крепится к червячной передаче, после которое установлены еще несколько других зубчатых колес, чтобы достичь большого передаточного числа. За счет этого маломощный исполнительный двигатель создает достаточный крутящий момент для поднятия окна.
В современных автомобилях цепи управления двигателей стеклоподъемников всех дверей заведены в специальный электронный блок управления стеклоподъемниками. Он обычно совмещает в себе также функции управления положением зеркал и дверных замков.
В некоторых автомобилях управление всеми этими функциями плюс управление положением сидений совмещено в одном блоке, называемом «блоком контроля тела».
Электрический вентилятор радиатора двигателя автомобиля включается либо в замок зажигания (и тогда он работает, пока двигатель работает), либо в блок управления вентилятором с термостатическим выключателем.
Термостат не включает вентилятор до тех пор, пока охлаждающая двигатель жидкость не нагреется выше ее нормальной рабочей температуры. Отключает же его термостат, когда она снова охладится. Интервалы включения/выключения блок управления вентилятором формирует в зависимости от сигнала с датчика температуры охладителя.
Все машины оборудованы обогревателем салона (в просторечии печкой), который предназначен для использования тепла от двигателя, вдуваемого затем в салон.
После прогрева двигателя и соответствующего подогрева охлаждающей жидкости она передается в обогреватель, представляющий собой небольшой радиатор. Когда воздух над ним прогревается от протекающей по трубкам обогревателя жидкости, он нагнетается в салон небольшим вентилятором.
Управление обогревателем регулируются либо ручным способом, при котором водитель просто включает/выключает вентилятор подачи теплого воздуха в салон, либо автоматическим управлением, в котором задействован отдельный блок управления печкой, или же система климат-контроля автомобиля под управлением центрального компьютера.
Исполнительным органом при всех способах управления остается вентилятор подачи теплого воздуха, хотя в некоторых моделях автомобилей используется и клапан управления нагревателем, который останавливает ток охлаждающей жидкости в обогреватель, когда он не используется. Обогреватели сидений используют электронагревательные элементы, а не охлаждающую жидкость двигателя для достижения эффекта нагрева.
Многочисленные изделия бытовой техники имеют встроенные электроприводы, приводящие в движение их рабочие органы: ножи мясорубок и чопперов, различные насадки кухонных комбайнов и миксеров, активаторы стиральных машин. Здесь же можно вспомнить и различные ручные электроинструменты. В большинстве случаев эти изделия оснащены электродвигателями постоянного тока, которые допускают простой способ регулирования их частоты вращения при помощи переменных резисторов, подвижные контакты которых выводятся на органы управления.
Исключением из этого правила являются современные стиральные машины. Они оснащаются, как правило, бесконтактными (в отличие от двигателей постоянного тока) однофазными асинхронными двигателями. Поскольку частота вращения такого двигателя определяется частотой тока в питающей электросети, то для ее изменения используется специальный электронный блок управления стиральной машины.
По сути, он представляет собой частотный электропривод. Его задачей является питание обмотки статора приводного электродвигателя током такой частоты, при котором скорость вращения двигателя (и активатора) соответствовали бы заданному режиму. Так, при полоскании белья нужна минимальная скорость вращения, а при его отжиме - максимальная.
В большинстве современных домохозяйств стиральные машины используются весьма интенсивно. Поэтому частым видом их неисправности является выход из строя какого-либо элемента управляющей схемы. После чего следует неизбежная замена блока управления.
www.syl.ru
ЭБУ (электронный блок управления) — устройство, осуществляющее контроль параметров механизмов в процессе работы. Обычно аббревиатуру ЭБУ используют по отношению к блоку управления двигателем.
На самом деле, в автомобиле есть еще блоки управления тормозной системы (блок ABS), блок управления кузовом, который часто именуется Body Control Module (BCM или BSI), блок управления климатом (климат-контроль) и другие.
Принцип работы электронного блока управления двигателем построен на стандартной архитектуре микроконтроллера. Данные о параметрах двигателя с различных датчиков поступают в ЭБУ, затем обрабатываются (усиливаются, оцифровываются, кодируются).
Основную обработку данных по определенному алгоритму производит микропроцессор, который по выходной шине дает сигналы на исполнительные устройства. Эти сигналы адаптируются (преобразуются из цифры в аналог, усиливаются) и поступают на разъемы электронного блока управления.
В число задач, решаемых электронным блоком управления двигателя, входит диагностика работы основных узлов. Современные ЭБУ могут определить разнообразные ошибки:
Ошибки хранятся в энергонезависимой памяти вплоть до их удаления с помощью диагностических устройств (действующие ошибки удалить нельзя без устранения причины ошибки).
В автомобилях более ранних годов выпуска ошибки можно было удалить временным (около 15 минут) отключением аккумулятора от бортовой сети автомобиля.
ЭБУ совместно с иммобилайзером блокирует работу двигателя в случае несанкционированного доступа. Каждый электронный блок управления двигателем осуществляет эту функцию в соответствии с заложенным производителем алгоритмом.
Блокироваться могут:
В некоторых автомобилях двигатель может запускаться на несколько секунд и глохнуть.
Для многих блоков управления существуют безиммобилайзерные прошивки ЭБУ (immooff). Можно перепрошить память блока управления и забыть о проблемах с иммобилайзером, однако автомобиль становится в таком случае более уязвимым с точки зрения угона.
Принципиальная электрическая схема самого блока управления двигателем является производственной тайной, и найти ее даже для отечественных автомобилей очень проблематично.
Поэтому ремонт ЭБУ производят только профессиональные электронщики высокого уровня. Обычно в блоках управления выходят из строя транзисторы управления впрыском и зажиганием, стабилизаторы опорных напряжений, слетает прошивка.
Специалисты, занимающиеся чип-тюнингом, иногда специально изменяют программную прошивку с целью увеличения приемистости двигателя либо уменьшения потребления топлива.
Видео — прошивка ЭБУ М74:
Для проведения ремонта электронных узлов двигателя требуется электрическая схема подключения ЭБУ. Такую схему можно найти в руководствах по эксплуатации и ремонту автомобилей, программно-технических комплексах типа AUTODATA и TOLERANCE.
Для примера рассмотрим организацию схемы управления двигателем автомобиля Volksvagen Golf 3 2001 года выпуска, двигатель АЕЕ, блок управления Magneti Marelli 1 AV.
Не углубляясь в схему, можно увидеть, что в качестве датчиков ЭБУ использует сигналы датчиков распредвала, массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости, дроссельной заслонки, кислорода.
Сигнал, приходящий с датчика распредвала имеет форму:
В качестве исполнительных механизмов ЭБУ управляет сигналами впрыска инжекторов, привода дроссельной заслонки, зажигания на коммутатор катушки:
ЭБУ связан с иммобилайзером, приборной панелью.
Для того, чтобы проверить электрические соединения узлов схемы с электронным блоком управления двигателем необходимо знать расположение выводов контактов (распиновку), которая также приводится в справочниках:
В автомобилях вплоть до 90-х годов выпуска наиболее рациональным местом расположения блока управления двигателем считалось пространство в салоне автомобиля возле левой либо правой передней стойки в области ног пассажира или водителя. Прежде всего, считалось, что это наиболее защищенные места с точки зрения механических повреждений и проникновения влаги.
Видео — перенос ЭБУ на Калине:
С середины 90-х блоки управления двигателем ставят в подкапотное пространство. Это связано со следующими соображениями:
В случае отсутствия справочников найти электронный блок управления двигателя нетрудно, двигаясь по большому жгуту проводов системы управления двигателем. Он обычно представляет небольшой электронный блок в металлическом кожухе с одним или несколькими разъемами в торцевой части.
Во многих случаях получить доступ во внутреннее пространство блока к электрической схеме непросто: она залита компаундами, которые необходимо удалять. Плата, как правило, содержит небольшое количество компонентов.
Среди автоэлектриков есть мнение, что электронная система управления двигателем выходит из строя в последнюю очередь. Причем, диагностические сканеры не всегда могут определить неисправности блока управления двигателем.
Действительно, ЭБУ может продиагностировать узлы, подключаемые к нему, но произвести диагностику собственной работоспособности в большинстве случае он не в силах.
Что может свидетельствовать о неисправности ЭБУ?
Наиболее частые признаки неисправности — постоянное перегорание предохранителей, обслуживающих блок управления двигателем. В практике эксплуатации нередки случаи переполюсовки подключения аккумуляторной батареи. В схеме ЭБУ есть защитные диоды на этот случай. Если они пробиваются, возникает короткое замыкание по питанию, что и приводит к постоянному перегоранию предохранителей. Неисправные необходимо менять.
Также неисправность по питанию может вызвать отключение АКБ во время работы двигателя. В таком случае блок управления запитывается только от генератора и, если он неисправен, может возникнуть ситуация некорректно поданного на блок напряжения.
Нельзя на работающем двигателе снимать клеммы АКБ (!), как это делают многие автолюбители при запуске от чужого аккумулятора.
Первый этап проверки работоспособности — контроль всех питающих напряжений.
Второй этап – компьютерная диагностика. Если диагностирующее устройство связывается с двигателем это уже признак работоспособности ЭБУ.
Компьютерная диагностика может выдать сообщение о блокировке блока иммобилайзером, тогда необходимо привязывать ключи.
В некоторых случаях для определения неисправности необходимо разобрать ЭБУ, то есть удалить герметик и снять крышку, получив доступ к плате. На ней можно обнаружить прогоревшие токопроводящие дорожки, неисправные транзисторы, диоды и другие элементы.
Самый надежный способ проверки – «подбросить» заведомо исправный ЭБУ. Но он должен быть либо безиммовый либо придется заново «подвязывать» ключи и иммобилайзер.
Иногда на разборках продается набор ЭБУ+иммобилайзер+чип ключа. В таком случае проблем нет. Подключаете к схеме ЭБУ и иммобилайзер, чип устанавливаете в торец катушки накачки на замке зажигания, после чего заводите двигатель.
Для более уверенной защиты блока управления двигателем от переполюсовки аккумуляторной батареи и неисправностей генератора можно по питающим цепям установить диоды (лучше мощные стабилитроны с напряжением стабилизации 15 — 17 Вольт) в обратном включении.
Тогда перенапряжение и переполюсовка приведут к выходу из строя предохранителей, обслуживающих цепи питания ЭБУ, повышенное напряжение либо напряжение обратной полярности на блок управления не пройдет, а это самая большая опасность.
В целях защиты ЭБУ от климатических воздействий необходимо следить за качеством герметика. Через пять лет эксплуатации желательно принимать меры по улучшению герметичности, так как прежний герметик может рассохнуться в условиях повышенных температур под капотом.
Видео — защита блока управления двигателем Рено Дастер (Логан, Ларгус):
Нельзя закрывать доступ к блоку дополнительными конструкциями, класть ветошь возле него. Это уменьшает естественную вентиляцию устройства, которое в процессе работы автомобиля нагревается.
Если блок управления вышел из строя, и не подлежит ремонту его следует заменить на аналогичный с таким же номером, указанным на корпусе ЭБУ.
Иногда допускается небольшое отклонение в номере. Например, изменение последних двух-трех цифр может свидетельствовать о другом объеме двигателя либо модификации, что может практически не сказаться на технических характеристиках.
Однако не следует забывать, что при замене ЭБУ требуется привязка ключей либо покупка комплекта ЭБУ+иммобилайзер+чип. Для привязки ключей многие специалисты скачивают прошивку от родного блока управления, если она осталась цела, и «заливают» в новый ЭБУ. Работа не такая дорогая.
Чтобы не возникло ситуаций, связанных с выходом электронного блока управления двигателем из строя следует:
Смотрите почему кипит аккумулятор на машине и что нужно делать в этом случае.
Можно ли смазать клеммы аккумулятора и чем это лучше делать.
Как правильно снимать АКБ http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/akb/kak-pravilno-snyat-akkumulyator-s-avtomobilya.html с машины.
Видео — установка защиты на ЭБУ Toyota Camry v50:
Может заинтересовать:
Как быстро избавиться от царапин на машинеДобавить свою рекламу
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиляДобавить свою рекламу
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стеклоДобавить свою рекламу
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?Добавить свою рекламу
voditeliauto.ru
Современный двигатель внутреннего сгорания оснащается большим количеством электроники, которая позволяет сделать его работу более эффективной и продлить ресурс большинству рабочих узлов ДВС. Основным элементом подобной электроники является блок управления двигателем внутреннего сгорания, который имеет достаточно сложное устройство и большое число составных частей. Сегодня мы расскажем о том, как происходит управление двигателем в современном автомобиле и как функционирует система дистанционного запуска.
Прежде чем пояснять, как работает блок управления двигателем, стоит подробнее рассказать о том, для чего нужна подобная система и какие функции она выполняет на современном автомобиле.
Разумеется, электронная система дистанционного запуска, изменения режимов работы ДВС и управления его функционированием устанавливалась не всегда. На машинах, которые не наделены столь полезной и необходимой электроникой, большинство систем работает за счет механических приводов и ручного управления.
Так, вместо всем известного инжектора устанавливался карбюратор, который требует от водителя определенных знаний и навыков. Помимо прочего, вместо электрического вентилятора с датчиком температуры применяется вентилятор с механическим приводом, привязанным к шкиву двигателя внутреннего сгорания.
На данном этапе возникает вопрос: для чего понадобился блок управления двигателем, который не только имеет сложное устройство, но и обладает довольно-таки высокой ценой? Неужели нельзя было обойтись «малой кровью» и продолжать применять максимально примитивные устройства при проектировании автомобилей?
Начнем с того, что отсутствие ЭБУ в автомобиле полностью лишает владельца возможности оснастить своего железного коня системой запуска двигателя с брелока. Несмотря на то, что дистанционный запуск является не самой важной опцией в современном автомобиле, он имеет большое количество преимуществ, которые оценили владельцы.
К примеру, благодаря дистанционному запуску, у владельца нет необходимости ждать, пока машина прогреется в мороз, и в салоне станет тепло. Летом система запуска с брелока позволяет заранее охладить салон при помощи кондиционера и сделать это заблаговременно.
Помимо системы запуска, большое значение имеет наличие датчиков, которые считывают показания различных систем и собирают сведения о параметрах двигателя внутреннего сгорания. Такое положение дел позволяет использовать эти данные для того, чтобы производить тщательный анализ и вырабатывать алгоритм смены режима работы и изменения интенсивности сгорания топлива. Это помогает сэкономить топливо, увеличить ресурс двигателя внутреннего сгорания и, наконец, добиться более достойных динамических характеристик авто.
Что же касается других преимуществ, то блок управления имеет куда большую надежность по сравнению с примитивными устройствами, применявшимися в старых автомобилях. Несмотря на более сложное строение, инженерам удалось добиться того, что ЭБУ не выходит из строя даже при серьезных пробегах, не подвержен воздействию влаги, экстремальных температур и других неблагоприятных условий, которые приводят большинство обычной электроники в негодность.
Теперь, когда стало ясно, для чего необходим блок управления и в чем заключается его роль в устройстве современного авто, стоит выяснить, как устроена подобная система и из каких элементов она состоит.
Вообще говоря, современный ЭБУ состоит из двух больших блоков, которыми и представлена схема управления ДВС. Первый блок — это набор датчиков, задача которых — сбор максимального количества необходимой информации о температуре охлаждающей жидкости, оборотах двигателя и прочих требуемых данных. Второй блок, из которого состоит схема управления, — это электроника, которая принимает сигналы с датчиков, анализирует их и выдает импульсы на изменение режима работы двигателя.
В частности, в современных ЭБУ реализовано управление шаговым двигателем, задача которого — смещение заслонок с целью изменения качества топливной смеси и ее насыщенности.
Остается открытым вопрос, каким образом работает схема управления, и какое устройство имеет вычислительный блок, к которому привязываются все датчики. По сути, ЭБУ представляет собой плату, подобно тем, что реализованы в персональных компьютерах. Постоянное запоминающее устройство — ПЗУ — хранит данные постоянно, независимо от того, подключен ли блок к питанию на данный момент или же вовсе отключен от автомобиля. Главная задача ПЗУ — хранение алгоритмов, за счет которых функционирует схема управления, и мгновенная их выдача в случае необходимости.
Еще одна составляющая памяти — оперативное запоминающее устройство, или ОЗУ, — хранит данные, доступ к которым необходим в максимально короткий период времени. Здесь, как правило, хранятся текущие показания датчиков, которые тут же применяются для вычисления необходимого алгоритма изменения режима работы. Здесь же применяется управление шаговым двигателем: ему выдается импульс на перемещение заслонок на вычисленный угол.
Итак, все необходимые данные собраны, алгоритмы хранятся в ПЗУ, а датчики подключены к двигателю. Не хватает всего одной составляющей, которая, тем не менее, является ключевой, и без нее функционирование ЭБУ стало бы попросту невозможным.
Эта составляющая — некий вычислитель, который определяет, какой алгоритм будет применяться, а заодно выясняет, насколько исправна схема управления и насколько правильно функционируют все установленные датчики.
Этим недостающим элементом является микропроцессор. Он встраивается в корпус ЭБУ и подключается к двум большим функциональным блокам: набору датчиков и памяти. На основе полученных данных процессор вычисляет алгоритм работы и вызывает его из долгосрочной памяти. Подставляя в него показания датчиков, процессор получает данные для импульсов изменения режима работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля.
Нередко происходит так, что некачественный блок управления двигателем выходит из строя. Особенно часто это происходит тогда, когда на заводе-изготовителе применяется некачественная деталь, или же нарушается технология, по которой должен быть произведен монтаж.
Процедуру установки, или монтаж, стоит начинать с крепления корпуса ЭБУ в подкапотном пространстве. Для этого применяется набор кронштейнов, который всегда прилагается в комплекте. Обычно монтаж производят как можно дальше от нагретых деталей мотора: это позволяет получать более точные показания с датчиков, не искаженные их чрезмерным нагревом. Установка корпуса, таким образом, производится на подкрылке или в районе аккумуляторной батареи: она находится с краю и, как правило, именно эта часть подкапотного пространства является самой холодной.
Затем производится монтаж датчиков, которые отвечают за сбор различных требуемых показателей работающего двигателя. Как правило, для монтажа предусматриваются специальные разъемы в корпусе мотора: это позволяет не заботиться о самостоятельной доработке ДВС и вмешательстве в его работу. К примеру, монтаж датчика скорости и оборотов двигателя осуществляется в разъем в его стенке, а монтаж термометра охлаждающей жидкости — на нижнюю часть металлического корпуса.
Наиболее проста и примитивна установка электронного устройства запуска двигателя с брелока. Чтобы у владельца появилась возможность бесключевого запуска, в ЭБУ подключается специальный датчик, который подсоединяется к контактам замка зажигания и, таким образом, встраивается в его цепь.
Электронное управление работой двигателя играет исключительную роль в функцонировании современного автомобиля. Применение сложной электроники позволяет добиться более устойчивой работы ДВС, достижения его улучшенных характеристик, а также экономии топлива, которая быстро окупает вложенные средства.
portalmashin.ru
ЭБУ - сокращение от термина "электронный блок управления двигателем" на английском языке звучит Powertrain Control Module, представляет собой одну из основных частей системы контроля за двигателем транспортного средства. Часто этот блок называют «мозг» системы управления двигателем. ЭБУ принимает и обрабатывает входящую информацию от большинства датчиков автомобиля и, оперируя собранными данными, обуславливает управляющее воздействие на большинство управляющих систем.
Приспособление сконструировано по принципу объединения программного обеспечения и аппаратной части девайса. Основным компонентом аппаратного обеспечения можно назвать микропроцессор, перерабатывающий аналоговые сигналы с датчиков автомобиля. В некоторых случаях бортовик обеспечивает аппаратное воздействие, совершаемое с помощью совместного перерабатывающего устройства.
Функциональный. Получает и обрабатывает сигналы от сенсоров, а также оказывает управляющее воздействие на отдельные устройства автомобиля.
Контролирующий. Выполняет проверку и корректирует сигналы. Большинство Электронных Блоков Управления являют собой программированное устройство, благодаря чему пользователь в любой момент может перепрограммировать девайс. Эта функция особенно актуальна для тех, кто решил заняться тюнингом двигателя: установкой турбины и гиперкулера, внесением изменений в топливную систему или установкой дополнительного оборудования для обработки дополнительных видов топлива.
Электронный блок управления двигателем подключается ко всей электронике автомобиля и работает в совокупности с ними.
Замену ЭБУ нужно производить лишь после тщательной диагностики и определения причин неисправности.
При возникновении неисправности следует незамедлительно отвезти автомобиль в сервис.
В сервисных условиях можно определить лишь основные коды внутренних неисправностей. Блок ремонту не подлежит, меняется целиком.
Произвести самостоятельный поиск неисправности можно следуя универсальному алгоритму:
Следует отметить один важный момент - когда вы меняете блок управления, то основная работа заключается в подключение к проводке через соответствующие разъемы. Подключение часто усложняется и труднодоступностью к расположению ЭБУ.
Нужно помнить, что в любом случае перед тем как подключать блок нужно отсоединить клемму от аккумулятора, иначе вероятность выхода из строя электронного блока очень высока.
А вместе с ним, последствия коснутся работы электропитания, трансмиссии, выхлопной системы и других элементов. Поскольку для правильного функционирования, электронный блок нуждается в сигналах от всех датчиков, ему требуется нормальное напряжение от аккумуляторной батареи, хорошее соединение с «массой» и возможность отправлять управляющие импульсы и сигналы всем исполнительным устройствам электронной системы.
Связанные термины
etlib.ru
Способ узнать почему горит CHECK!
С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин..." Читать далее >>
Чтобы провести диагностику необходимо обратиться в специализированный автосервис, в котором с помощью специального модуля и кабеля специалисты подключаются к блоку управления и делают его диагностику. Модуль подключают к специальному компьютеру, на котором установлена программа, распознающая коды ошибок, которые выдаются на экран при диагностике блока управления. В случае необходимости специалисты также используют мультимеры.
Читать далее >>
Таким образом, специалист фиксирует различные показатели в режиме реального времени. Он может определить положение дроссельной заслонки, топливные коэффициенты или, например, температуру. Осуществление диагностики для самых разных моделей современных автомобилей не составляет особого труда, кроме того, прошивка компьютера постоянно обновляется, а значит, компьютер получает новые данные по новым типам блоков управления. После того, как процедура диагностики выявила ошибки, специалисты приступают к ремонту блока управления двигателя, замене или же восстанавливают заводские настройки, сбрасывая появившиеся ошибки.
Ремонт ЭБУ двигателя – это достаточно сложный и трудоемкий процесс и рекомендуется исключительно в случаях, когда замена блока управления невозможна по каким либо причинам, или когда замена может стать слишком дорогостоящей для владельца автомобиля. Ремонтировать ЭБУ своими руками не рекомендуется вовсе, есть большой риск повредить электронные "мозги" окончательно, что выведет из строя все сопутствующие системы автомобиля.
Причин, по которым электронный блок управления выходит из строя или начинаются какие-либо сбои в его работе, существует огромное множество. Среди самых распространенных поломок можно выделить такие как отсутствие обзора за датчиком АБС, отсутствие контакта с блоком зажигания, контролером работы инжектора, а также отсутствие контакта с различными датчиками, положения дросселя или датчиком температуры. Кроме того, блок управления может выйти из строя в результате механических повреждений или попадания влаги на микросхему. Таким образом в случае неисправности в блоке может произойти перенапряжение, что иногда полностью выводит систему из строя. Перегрев, попадание влаги, ржавчина, влага – все это может стать причиной поломки электронного блока. Также специалисты многочисленных автосервисов отмечают высокую долю обращений к ним автолюбителей, которые пытались ремонтировать блок управления своими руками или доверяли это дело неподготовленным людям.
Важно помнить, что ЭБУ состоит из множества сложных соединений, а потому некачественный ремонт своими руками может спровоцировать серьезные проблемы в работе этого агрегата. Что касается новых моделей автомобилей, то в случае проблем с блоком управления, рекомендуется полная замена этого элемента. Если автомобиль имеет гарантию, то стоит обратиться в дилерский центр, где и будет произведена замена ЭБУ на новый, при этом есть некоторые модели автомобилей, ремонт блока управления двигателем которых невозможен даже профессионалами. В любом случае стоит сначала провести качественную диагностику, затем посоветоваться со специалистом, и только после этого решать, что именно делать с вышедшим из строя блоком управления.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!
Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера...
Читать далее.. »
tuningkod.ru
Блок управления двигателем - главный мозговой центр автомобиля
ДвигательСовременные автомобили отличаются от автомобилей 40- и 50-летней давности примерно так же, как человек отличается от динозавра или мамонта: они намного меньше «едят» и у них лучше развит «мозг». Внедрение компьютерного управления позволило довести работу многих агрегатов, в том числе, и двигателя, до совершенства.
Над задачей своевременной подачи в цилиндр необходимого количества топлива, находящегося в оптимальном соотношении с воздухом, работали конструкторы всех без исключения компаний - производителей автомобилей. С момента появления первого автомобиля и до конца 70-х все их усилия были направлены на усовершенствования механической дозирующей системы - карбюратора. Карбюратор был единственным возможным дозирующим устройством для бензиновых двигателей в течение десятилетий, и альтернатива появилась лишь в 80-е годы ХХ века.
Одной из первых инжекторных систем "Caproni-Fuscaldo" был оснащен Alfa Romeo 6C2500 в середине 50-х годов
За счет появления дешевых микропроцессоров управляемые компьютером инжекторные системы питания завоевали рынок, очень быстро вытеснив карбюраторы. Внедрение автоматики происходило не сразу – сначала в виде системы контроля за уровнем кислорода в отработавших газах, затем для коррекции работы механического инжектора. Результат был настолько убедительным, что электронные микросхемы вскоре полностью взяли все функции по управлению работой двигателя.
Первые программы, под управлением которых работали блоки управления двигателем (которые также принято называть ECU от англ. Engine control unit), были весьма примитивными. Получая информацию от датчиков частоты вращения коленвала, положения дроссельной заслонки и степени разрежения во впускном коллекторе, процессор «приготавливал» смесь топлива с воздухом в оптимальной пропорции – 1 к 14. Именно такая пропорция дает наиболее удачный компромисс полноты сгорания и отдачи мощности. После введения экологических стандартов чистоты выхлопных газов (Евро1 − Евро5) требования к системам управления двигателем и к пропорциям смесеобразования несколько изменились – смесь ради снижения уровня выбросов пришлось "обеднить" (1 к 15 и выше).
"Идеальный" состав топливной смеси называют стехиометрическим. В этом слове два греческих корня - "элемент" и "измеряю"
Современные блоки управления двигателем не только способны регулировать подачу топлива и состав выхлопных газов, но и управлять системой зажигания, регулировать температуру охлаждающей жидкости и другие параметры двигателя. Кроме того, современный блок управления двигателем обменивается информацией с другими электронными контроллерами, создавая единую систему электронного управления – локальную сеть внутри автомобиля под названием CAN (Controller area network).
Блок управления двигателем представляет собой вычислительное устройство, основной задачей которого является обработка информации, поступающей от входных датчиков, и основанная на этой информации подача управляющих команд различным системам двигателя. Конструктивно блок управления включает в себя аппаратное («железо») и программное обеспечение. Центральной частью аппаратного обеспечения является процессор. К нему стекаются данные со всех датчиков двигателя, и именно в нем происходит их обработка и анализ. К информации, традиционно поступающей от датчиков (например, положение и частота вращения коленчатого вала, расход воздуха и пр.), добавилась данные о скорости автомобиля, содержании кислорода в выхлопных газах (лямбда-зонд), неровности дороги, запрос на включение кондиционера и многие другие сигналы, оптимизирующие рабочие процессы двигателя. Количество датчиков на теперешних машинах может составлять 20 и более.
Блок управления двигателем многих современных моделей автомобилей соединен с другими контроллерами по беспроводной сети Bluetooth OBD2 Wireless Canbus
Программное обеспечение необходимо для проведения вычислений, обработки сигналов и формирование управляющих и корректирующих воздействий на системы двигателя. Отличительная черта современных блоков управления – это возможность их перепрограммирования. Это позволило уйти от жестких рамок, задаваемых заводской программой, и открыть широкий путь для тюнинга двигателя – например, установки турбокомпрессора, интеркулера, оборудования для использования альтернативных видов топлива и многого другого.
Чип-тюнинг (изменение программы блока управления двигателем) позволяет настроить двигатель под конкретные задачи, скажем, увеличить его мощность в ущерб экономичности или наоборот, увеличить тягу на низких или высоких оборотах.
Оснащение автомобилей блоками управления двигателем значительно улучшило их технические характеристики. В первую очередь это отразилось на уменьшении расхода топлива и улучшении динамических и мощностных характеристик. Кроме того, упростился запуск двигателя, так как блок управления отлично адаптируется под сложные режимы работы (такие как холостой ход или прогрев двигателя). В связи с автоматической настройкой блока управления под разные режимы эксплуатации, также отпала необходимость ручной регулировки системы впрыска – процесса, о котором с содроганием вспоминает каждый владелец карбюраторного автомобиля. Наконец, поддержание оптимального состава смеси позволяет снизить количество несгоревших углеводородов в выхлопе и, соответственно, повысить его экологичность.
Есть у электронных систем управления двигателем и недостатки. В первую очередь к ним относится относительно высокая стоимость узлов. Более того, узлы этой системы практически не поддаются ремонту и, в случае выхода из строя, подлежат замене. Для диагностики и устранения неисправностей электронных систем требуется специальное дорогостоящее оборудование и высокая квалификация персонала. Кроме того, они отличаются высокими требованиями к качеству топлива и надежности системы электропитания.
blamper.ru
Самой главной частью современных инжекторных двигателей является электронный блок управления (или, как принято его называть - ЭБУ). Он принимает большое количество информации с различных датчиков, мгновенно обрабатывает ее и принимает решение об изменении каких-либо процессов впрыска топлива. Таким образом, обеспечивается большое влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. Постараемся разобраться, как он работает, какие могут возникнуть неисправности и как их устранить?
В процессе работы, ЭБУ влияет на такие параметры, как расход топлива, мощность двигателя, крутящий момент, химический состав отработавших газов и т д. Конструкция блока представляет собой две главные составляющие: приемник информации и микропроцессор, который обеспечивает ее обработку.
Вся информация, которую датчики получают от различных устройств и механизмов преобразуется в цифровые сигналы. Эти сигналы поступают в специальные вычислительные модули, которые преобразуют полученные данные и направляют их в органы управления специальных исполнительных устройств. Таким образом, блок управления получает информацию о процессах в двигателе и принимает наиболее рациональное решение по распределению баланса минимального расхода и максимальной мощности.
ЭБУ поддается перепрограммированию, что делает его особым полем для тюнинга. При внесении конструктивных изменений в двигатель, блок перепрограммируется и настраивается для работы с новыми параметрами.
Как вы поняли, блок управления влияет на все процессы, происходящие в двигателе и работа последнего без него невозможна. Многие автолюбители могут столкнуться с различными неисправностями блока, которые нарушают работу двигателя в целом.
Все неисправности, чаще всего, связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. При этом, прекращается обмен информацией между ее частями, о чем свидетельствуют специальные показания на панели приборов (не загорается лампа «Чек»). Другие неисправности связаны со сбоями в системе, которые изменили некоторые параметры работы блока управления. Таким образом, расчета нарушаются, и двигатель работает неправильно. Об этом можно узнать с помощью специального кода ошибок.
Диагностика неисправностей выполняется при помощи специальных устройств, которые проверяют работу всей системы и дают нужную информацию об обнаруженных неисправностях. Если в работе блока обнаружена определенная неисправность, то он на экране вывода выдает соответствующий код, по которому водитель принимает решение о дальнейшем ремонте блока.
Причинами неисправностей ЭБУ могут являться только два фактора – это истекший срок службы проводника или проблемы программного обеспечения.
К сожалению, от второго фактора никто не застрахован, так как сбои в системе вполне возможное явление. Избавиться от них можно, только если установить самую надежную прошивку, которую не придется заново перепрограммировать.
Ремонт блока может выполняться различными способами. Все зависит от типа процессора, установленного на инжектор и рода неисправности. В первую очередь, по коду ошибки расшифровывается полученная информация. Если неисправность касается какого-либо датчика, то в этом случае, датчик просто заменяется новым.
Те неисправности, которые касаются сбоя системы, чаще всего, устраняются перепрограммированием программного обеспечения. Для этого центральный процессор подключается к специальному компьютеру, который выполняет установку новых данных и параметров. Чтобы выполнять такую процедуру, необходимо иметь соответствующие знания и умения.
Часто, многие неисправности связаны с отсутствием питания в какой-либо части схемы. В этом случае, по коду ошибки находится соответствующий провод и проверяется при помощи мульти метра. В процессе проверки, проверяются сопротивление проводника, ток и напряжение. При обнаружении пробоя, проводник необходимо заменить.
На этом ремонт ЭБУ завершен. Желаем вам удачи на дорогах!
vipwash.ru