ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД). Врд двигатель


ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. Ф. Захарченко, актуализация М. Ю. Куприков (2016)

Схема работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя: 1 – воздух; 2 – диффузор; 3 – впрыск горючего; 4 – стабилизатор пламени; 5 – камера сгорания; 6 – сопло; 7...

ВОЗДУ́ШНО-РЕАКТИ́ВНЫЙ ДВИ́ГА­ТЕЛЬ (ВРД), тепловой реактивный двигатель, в котором в качестве рабочего тела используется газовоздушная смесь забираемого из атмосферы воздуха и продуктов окисления топлива кислородом, который содержится в воздухе. Сила тяги возникает в результате трансформации потенциальной энергии окисления (взрыва) газовоздушной смеси в камере сгорания  в кинетическую энергию истечения рабочих газов из сопла. Термодинамический цикл ВРД в общем случае включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- или многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления.

Рабочее тело поступает в двигатель со скоростью полёта, а покидает его со скоростью истечения реактивной струи из сопла. Сила тяги равна разнице импульсов. Поэтому ВРД эффективен тогда, когда тяга положительна, т. е. скорость истечения из сопла превышает скорость полёта. Основные типы ВРД (прямоточный, пульсирующий и турбореактивный) различаются, в первую очередь, техническим способом, которым достигается необходимое повышение давления и который предопределяет устройство двигателя данного типа. Важнейшим техническим параметром ВРД любого типа является степень полного повышения давления – отношение давления в камере сгорания двигателя к статическому забортному давлению воздуха. От этого параметра зависит термический кпд воздушно-реактивного двигателя.

ВРД используют на ЛА, летающих в атмосфере (самолёты, вертолёты, экранопланы, конвертопланы и т. д.). Впервые этот термин использован в 1929 Б. С. Стечкиным в статье «Теория воздушного реактивного двигателя», опубликованной в журнале «Техника воздушного флота». В английском языке этому термину наиболее точно соответствует словосочетание airbreathing jet engine.

По способу сжатия воздуха различают компрессорные и бескомпрессорные ВРД. У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике, а далее механическим компрессором, вращаемым газовой турбиной. Такие ВРД принадлежат к классу газотурбинных двигателей (ГТД). В бескомпрессорном ВРД сжатие воздуха производится только за счёт скоростного напора встречного потока. По характеру процесса сгорания топлива такие ВРД делятся на прямоточный (ПВРД) и пульсирующий (ПуВРД). В ПВРД процесс сгорания протекает при постоянном давлении, а в ПуВРД – при постоянном или полузамкнутом объёме. ПуВРД, в отличие от ПВРД, снабжены специальными клапанами, которые в период сгорания топлива отделяют камеру сгорания от входной части, поэтому процесс сгорания имеет прерывистый (пульсирующий) характер. В отличие от ПВРД, ПуВРД могут развивать тягу в стартовых условиях, однако скорости ЛА с ПуВРД (например Фау-1) сравнительно малы (до 1000 км/ч) из-за меньшего расхода воздуха. ПВРД может эффективно работать при скоростях не менее 3000 км/ч, т. к. на меньших скоростях степень повышения давления за счёт скоростного напора недостаточна. Особый класс образуют комбинированные двигатели, сочетающие элементы ГТД и ПВРД.

При гиперзвуковых скоростях (М=5–10, M – Маха число) используется гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью течения воздуха внутри двигателя. ГПВРД считается одним из перспективных типов силовых установок для гиперзвуковой авиации. В РФ (Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова) проведены испытания водородных ГПВРД в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», созданной на базе зенитной ракеты SA-5 (с 2003). Максимальная скорость, достигнутая при полёте, составила 1855 м/с, что соответствует М=6,49. Система охлаждения обеспечила работоспособность ГПВРД в течение 77 сек.

Идеи создания различных схем ВРД высказывались во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. В 1930-е гг. начали создаваться экспериментальные образцы ТРД, ПВРД, мотокомпрессорных ВРД. Первые боевые самолёты с ТРД появились в Великобритании и Германии (Не-178, Ме-162, Ме-262) в 1942, начиная с 1950-х гг. ВРД становятся основным типом двигателей самолётов и вертолётов. (Историческую справку см. в статье Реактивный двигатель.)

bigenc.ru

Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель

(ВРД) — реактивный двигатель, в котором атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя. При использовании химического авиационного топлива кислород, содержащийся в воздухе, является основным окислителем при горении топлива в ВРД. Если источником энергии в ВРД служит, например, ядерная энергия, то теплота к рабочему телу (воздуху) передается с помощью промежуточных теплоносителей или другие способом (см. Авиационная ядерная силовая установка). Термодинамический цикл ВРД в общем случае включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- или многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления. ВРД по способу сжатия воздуха делятся на компрессорные и бескомпрессорные. У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике, а далее механическим компрессором, вращаемым газовой турбиной. Такие ВРД принадлежат к классу газотурбинных двигателей (ГТД). Принципиально возможен привод компрессора от поршневого двигателя внутреннего сгорания (мотокомпрессорный ВРД). К бескомпрессорным ВРД относятся прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) и пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. В ПВРД сжатие воздуха осуществляется только за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. Разновидностью прямоточного ВРД является гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью течения воздуха внутри двигателя. К ГТД прямой реакции относятся одно- и двухконтурный турбореактивные двигатели (ТРД и ТРДД). При использовании форсажных камер сгорания (турбореактивный двигатель с форсажной камерой и турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой) диапазон применения этих двигателей по скорости полёта расширяется. К ВРД по рабочему процессу и конструкции близки авиационного ГТД непрямой реакции: турбовинтовые двигатели (ТВД) и их разновидности — турбовинтовентиляторные двигатели и турбовальные двигатели. Эти двигатели предназначены только для дозвуковых скоростей полёта. Особый класс образуют комбинированные двигатели, сочетающее элементы ГТД, ракетного двигателя и ПВРД. Идеи создания ВРД различных схем высказывались во второй половине XIX — начале XX вв. В 30 е гг. начали создаваться экспериментальные образцы ТРД, ПВРД, мотокомпрессорных ВРД. Первые боевые самолёты с турбореактивными двигателями появились в Великобритании и Германии в 1944. Начиная с 50 х гг. ВРД становится основным типом двигателей самолётов. На некоторых беспилотных летательных аппаратах нашли применение прямоточный воздушно-реактивный двигатель и ракетно-прямоточные двигатели.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: В. Ф. Захарченко

ВОЗДУ́ШНО-РЕАКТИ́ВНЫЙ ДВИ́ГА­ТЕЛЬ (ВРД), дви­га­тель, в ко­то­ром для сго­рания жид­ко­го го­рю­че­го ис­поль­зу­ют ки­сло­род ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха, а си­ла тя­ги воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те ис­те­че­ния ра­бо­чих га­зов из со­пла. Тер­мо­ди­на­ми­че­ский цикл ВРД в об­щем слу­чае вклю­ча­ет про­цес­сы сжа­тия воз­ду­ха, за­би­раемо­го из ат­мо­сфе­ры, под­во­да те­п­ло­ты (од­но- или мно­го­крат­но­го) и рас­ши­ре­ния на­гре­то­го га­за до ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния. ВРД ис­поль­зу­ют на ЛА (са­мо­лё­ты, вер­то­лё­ты, бес­пи­лот­ные ЛА).

Схема работы прямоточного воздушно-реактивного двигателя: 1 – воздух; 2 – диффузор; 3 – впрыск горючего; 4 – стабилизатор пламени; 5 – камера сгорания; 6 – сопло; 7...

По спо­со­бу сжа­тия воз­ду­ха раз­ли­ча­ют ком­прес­сор­ные и бес­ком­прес­сор­ные ВРД. У ком­прес­сор­ных ВРД сжа­тие воз­ду­ха осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в воз­ду­хо­за­бор­ни­ке, а да­лее ме­ха­нич. ком­прес­со­ром, вра­щае­мым га­зо­вой тур­би­ной. Та­кие ВРД при­над­ле­жат к клас­су га­зо­тур­бин­ных дви­га­те­лей (ГТД). В бес­ком­прес­сор­ном ВРД сжа­тие воз­ду­ха про­из­во­дит­ся толь­ко за счёт ско­ро­ст­но­го на­по­ра встреч­но­го по­то­ка. По ха­рак­те­ру про­цес­са сго­ра­ния то­п­ли­ва та­кие ВРД де­лят­ся на пря­мо­точ­ный (ПВРД) и пуль­си­рую­щий (ПуВРД). В ПВРД про­цесс сго­ра­ния про­те­ка­ет при по­сто­ян­ном дав­ле­нии, а в ПуВРД – при по­сто­ян­ном или по­лу­замк­ну­том объ­ё­ме. ПуВРД, в от­ли­чие от ПВРД, снаб­же­ны спец. кла­па­на­ми, ко­то­рые в пе­ри­од сго­ра­ния то­п­ли­ва от­де­ля­ют ка­ме­ру сго­ра­ния от вход­ной час­ти, по­это­му про­цесс сго­ра­ния име­ет пре­ры­ви­стый (пуль­си­рую­щий) ха­рак­тер. В от­ли­чие от ПВРД, ПуВРД мо­гут раз­ви­вать тя­гу в стар­то­вых ус­ло­ви­ях, од­на­ко ско­ро­сти ЛА с ПуВРД срав­ни­тель­но ма­лы (до 1000 км/ч) из-за мень­ше­го рас­хо­да воз­ду­ха. ПВРД мо­жет эф­фек­тив­но ра­бо­тать при ско­ро­стях не ме­нее 3000 км/ч, т. к. на мень­ших ско­ро­стях сте­пень по­вы­ше­ния дав­ле­ния за счёт ско­ро­ст­но­го на­по­ра не­дос­та­точ­на. Осо­бый класс об­ра­зу­ют ком­би­ни­ров. дви­га­те­ли, со­че­таю­щие эле­мен­ты ГТД и ПВРД.

При ги­пер­зву­ко­вых ско­ро­стях ($M$=5–10, $M$ – Маха число), ис­поль­зу­ет­ся ги­пер­зву­ко­вой пря­мо­точ­ный воз­душ­но-ре­ак­тив­ный дви­га­тель (ГПВРД) со сверх­зву­ко­вой ско­ро­стью те­че­ния воз­ду­ха внут­ри дви­га­те­ля. ГПВРД счи­та­ет­ся од­ним из пер­спек­тив­ных ти­пов си­ло­вых ус­та­но­вок для ги­пер­зву­ко­вой авиа­ции. В РФ (Цен­траль­ный ин-т авиац. мо­то­ро­строе­ния им. П. И. Ба­ра­но­ва) про­ве­де­ны ис­пы­та­ния во­до­род­ных ГПВРД в со­ста­ве ги­пер­зву­ко­вой ле­таю­щей ла­бо­ра­то­рии «Хо­лод», соз­дан­ной на ба­зе зе­нит­ной ра­ке­ты SA-5 (с 2003). Макс. ско­рость, дос­тиг­ну­тая при по­лё­те, со­ста­ви­ла 1855 м/с, что соот­вет­ст­ву­ет $M$=6,49. Сис­те­ма ох­ла­жде­ния обес­пе­чи­ла ра­бо­то­спо­соб­ность ГПВРД в те­че­ние 77 се­кунд.

 

Идеи соз­да­ния разл. схем ВРД вы­ска­зы­ва­лись во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. В 1930-е гг. на­ча­ли соз­да­вать­ся экс­пе­рим. об­раз­цы ТРД, ПВРД, мо­то­ком­прес­сор­ных ВРД. Пер­вые бое­вые са­мо­лё­ты с ТРД поя­ви­лись в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Гер­ма­нии в 1942, на­чи­ная с 1950-х гг. ВРД ста­но­вят­ся осн. ти­пом дви­га­те­лей са­мо­лё­тов.

bigenc.ru

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) - «Энциклопедия»

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВРД), двигатель, в котором для сгорания жидкого горючего используют кислород атмосферного воздуха, а сила тяги возникает в результате истечения рабочих газов из сопла. Термодинамический цикл ВРД в общем случае включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- или многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления. ВРД используют на ЛА (самолёты, вертолёты, беспилотные ЛА).

Воздушно-реактивный <a href=двигатель (ВРД)" title="Воздушно-реактивный двигатель (ВРД)" />По способу сжатия воздуха различают компрессорные и бескомпрессорные ВРД. У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике, а далее механическим компрессором, вращаемым газовой турбиной. Такие ВРД принадлежат к классу газотурбинных двигателей (ГТД). В бескомпрессорном ВРД сжатие воздуха производится только за счёт скоростного напора встречного потока. По характеру процесса сгорания топлива такие ВРД делятся на прямоточные (ПВРД) и пульсирующие (ПуВРД). В ПВРД процесс сгорания протекает при постоянном давлении, а в ПуВРД - при постоянном или полузамкнутом объёме. ПуВРД, в отличие от ПВРД, снабжены специальными клапанами, которые в период сгорания топлива отделяют камеру сгорания от входной части, поэтому процесс сгорания имеет прерывистый (пульсирующий) характер. В отличие от ПВРД, ПуВРД могут развивать тягу в стартовых условиях, однако скорости ЛА с ПуВРД сравнительно малы (до 1000 км/ч) из-за меньшего расхода воздуха. ПВРД может эффективно работать при скоростях не менее 3000 км/ч, так как на меньших скоростях степень повышения давления за счёт скоростного напора недостаточна. Особый класс образуют комбинированные двигатели, сочетающие элементы ГТД и ПВРД.

Реклама

При гиперзвуковых скоростях (М =  5-10, М - Маха число), используется гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью течения воздуха внутри двигателя. ГПВРД считается одним из перспективных типов силовых установок для гиперзвуковой авиации. В Российской Федерации (Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова) проведены испытания водородных ГПВРД в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», созданной на базе зенитной ракеты SA-5 (с 2003). Максимальная скорость, достигнутая при полёте, составила 1855 м/с, что соответствует М = 6,49. Система охлаждения обеспечила работоспособность ГПВРД в течение 77 секунд.

Идеи создания различных схем ВРД высказывались во 2-й половине 19 - начале 20 века.

В 1930-е годы начали создаваться экспериментальные образцы ТРД, ПВРД, мотокомпрессорных ВРД. Первые боевые самолёты с ТРД появились в Великобритании и Германии в 1942 году, начиная с 1950-х годов ВРД становятся основным типом двигателей самолётов.

Лит.: Теория воздушно-реактивных двигателей / Под редакцией С. М. Шляхтенко. М., 1975.

В. Ф. Захарченко.

knowledge.su

воздушно-реактивный двигатель - это... Что такое воздушно-реактивный двигатель?

 воздушно-реактивный двигатель Схема ПВРД прямой реакции:1 — набегающий поток воздуха;2 — воздухозаборник;3 — подвод топлива;4 — камера сгорания;5 — реактивное сопло;6 — вытекающие газы;7 — стабилизатор пламени;8 — топливный коллектор с форсунками.

Рис. 1. Схема ПВРД прямой реакции.

возду́шно-реакти́вный дви́гатель (ВРД) — реактивный двигатель, в котором атмосферный воздух применяется как основное рабочее тело в термодинамическом цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя. При использовании химического авиационного топлива кислород, содержащийся в воздухе, является основным окислителем при горении топлива в ВРД. Если источником энергии в ВРД служит, например, ядерная энергия, то теплота к рабочему телу (воздуху) передается с помощью промежуточных теплоносителей или другим способом (см. Авиационная ядерная силовая установка). Термодинамический цикл ВРД в общем случае включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- или многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления. ВРД по способу сжатия воздуха делятся на компрессорные и бескомпрессорные. У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике, а далее механическим компрессором, вращаемым газовой турбиной. Такие ВРД принадлежат к классу газотурбинных двигателей (ГТД). Принципиально возможен привод компрессора от поршневого двигателя внутреннего сгорания (мотокомпрессорный ВРД).

К бескомпрессорным ВРД относятся прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) и пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. В ПВРД (рис. 1) сжатие воздуха осуществляется только за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. Разновидностью прямоточного ВРД является гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью течения воздуха внутри двигателя.

К ГТД прямой реакции относятся одно- и двухконтурный турбореактивные двигатели (ТРД и ТРДД). При использовании форсажных камер сгорания (турбореактивный двигатель с форсажной камерой и турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой) диапазон применения этих двигателей по скорости полёта расширяется. К ВРД по рабочему процессу и конструкции близки авиационного ГТД непрямой реакции: турбовинтовые двигатели (ТВД) и их разновидности — турбовинтовентиляторные двигатели и турбовальные двигатели. Эти двигатели предназначены только для дозвуковых скоростей полёта.

Особый класс образуют комбинированные двигатели, сочетающее элементы ГТД, ракетного двигателя и ПВРД. Области применения ВРД по скорости и высоте полёта показаны на рис. 2.

Идеи создания ВРД различных схем высказывались во 2-й половине XIX — начале XX вв. В 30-е гг. начали создаваться экспериментальные образцы ТРД, ПВРД, мотокомпрессорных ВРД. Первые боевые самолёты с турбореактивными двигателями появились в Великобритании и Германии в 1944. Начиная с 50-х гг. ВРД становится основным типом двигателей самолётов. На некоторых беспилотных летательных аппаратах нашли применение прямоточный воздушно-реактивный двигатель и ракетно-прямоточные двигатели.

Литература:Теория воздушо-реактивных двигателей, под ред. С. М. Шляхтенко, М., 1975.

В. А. Сосунов.

Области применения различных двигателей по высоте (H) и числу Маха (M∞) полёта:1 — турбовальные газотурбинные двигатели;2 — турбовинтовые двигатели, турбореактивные двухконтурные двигатели;3 — турбореактивные двигатели, турбореактивные двигатели с форсажной камерой, турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажной камерой;4 — прямоточные воздушно-реактивные двигатели, комбинированные двигатели;5 — гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели;6 — жидкостные ракетные двигатели;а — ограничение по подъёмной силе летательного аппарата;б — ограничение по аэродинамическому нагреванию и прочности летательного аппарата.

Рис. 2. Области применения различных двигателей по высоте и числу Маха полёта.

Энциклопедия «Авиация». - М.: Большая Российская Энциклопедия. Свищёв Г. Г.. 1998.

Смотреть что такое "воздушно-реактивный двигатель" в других словарях:

avia.academic.ru

Воздушно-реактивный двигатель

Возду́шно-реактивный двигатель

(ВРД)

Реактивный двигатель, в котором для сжигания горючего используется кислород, содержащийся в атмосферном воздухе. ВРД приводит в движение летательные аппараты (самолёты, вертолёты, самолёты-снаряды). Сила тяги в ВРД возникает в результате истечения рабочих газов из реактивного сопла. Для получения большой скорости истечения газов из сопла воздух, поступающий в камеру сгорания ВРД, подвергается сжатию. В зависимости от способа сжатия воздуха ВРД делятся на турбокомпрессорные (ТРД), пульсирующие (ПуВРД) и прямоточные (ПВРД).

Турбокомпрессорные ВРД (ТРД) имеют компрессор с приводом от газовой турбины, что позволяет независимо от скорости полёта создавать сжатие воздуха, обеспечивающее большие скорости истечения газов из выходного (реактивного) сопла и большую силу тяги. ТРД широко применяется на самолётах, вертолётах, беспилотных самолётах-снарядах. ТРД можно устанавливать на катерах, гоночных автомобилях, аппаратах на воздушной подушке и др. (см. Турбокомпрессорный двигатель).

Пульсирующий ВРД (ПуВРД) имеет (рис. 1) входной диффузор (для сжатия воздуха под влиянием кинетической энергии набегающего потока), отделённый от камеры сгорания входными клапанами, и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух подаются в камеру сгорания периодически. При сгорании смеси давление в камере повышается, так как клапаны на входе автоматически закрываются, а столб газов в длинном сопле обладает инерцией. Газы под давлением с большой скоростью вытекают из сопла, создавая силу тяги. К концу процесса истечения давление в камере сгорания падает ниже атмосферного, клапаны автоматически открываются и в камеру поступает свежий воздух, впрыскивается топливо; цикл работы двигателя повторяется. ПуВРД способен создавать тягу на месте и при небольших скоростях полёта. Когда клапаны закрыты, ПуВРД имеет большое аэродинамическое сопротивление по сравнению с другими типами ВРД, небольшую тягу и используется лишь для аппаратов со скоростью полёта меньше звуковой.

В прямоточном ВРД (ПВРД) во входном диффузоре (рис. 2) воздух сжимается за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. Процесс работы непрерывен, поэтому стартовая тяга у ПВРД отсутствует. При скоростях полёта ниже половины скорости звука (ниже 500 км/ч) повышение давления воздуха в диффузоре незначительно, поэтому получаемая сила тяги мала. В связи с этим при скоростях полёта, соответствующих М < 0,5 (где М — число Маха, см. М-число), ПВРД не применяется; при М = 3 (скорость полёта около 3000 км/ч) давление в камере сгорания повышается примерно в 25 раз. ПВРД могут работать как на химическом (керосин, бензин и др.), так и на атомном горючем. При установке ПВРД на самолётах с меняющейся скоростью полёта, например на истребителях-перехватчиках, входное устройство должно иметь регулируемые размеры и изменяемую форму для наилучшего использования скоростного напора набегающего потока воздуха. Реактивное сопло также должно иметь регулируемые размеры и форму. Взлёт самолёта-перехватчика с ПВРД производится при помощи ракетных двигателей (на жидком или твёрдом топливе) и только после достижения скорости полёта, при которой воздух в диффузоре имеет достаточно высокое давление, начинает работу ПВРД. Основные преимущества ПВРД: способность работать на значительно больших скоростях и высотах полёта, чем ТРД; большая экономичность по сравнению с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД), так как в ПВРД используется кислород воздуха, а в ЖРД кислород вводится в виде одного из компонентов топлива, транспортируемого вместе с двигателем; отсутствие движущихся частей и простота конструкции. Главные недостатки ПВРД: отсутствие статической (стартовой) тяги, что требует принудительного старта; малая экономичность при дозвуковых скоростях полёта. Применение ПВРД наиболее эффективно для полёта с большими сверхзвуковыми скоростями. ПВРД со сверхзвуковой скоростью сгорания топлива (в камере сгорания) называется гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Его применение целесообразно на летательных аппаратах при скоростях полёта, соответствующих М = 5—6. Области применения различных типов двигателей показаны на рис. 3.

Лит.: Бондарюк М. М., Ильяшенко С. М., Прямоточные воздушно-реактивные двигатели, М., 1958.

Г. С. Скубачевский.

Воздушно-реактивный двигатель

Рис. 1. Схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД): 1 — воздух; 2 — горючее; 3 — клапанная решётка; 4 — форсунки; 5 — свеча; 6 — камера сгорания; 7 — выходное (реактивное) сопло.

Воздушно-реактивный двигатель. Рис. 2

Рис. 2. Схема прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД): 1 — воздух; 2 — диффузор; 3 — впрыск горючего; 4 — стабилизатор пламени; 5 — камера сгорания; 6 — сопло; 7 — истечение газов.

Воздушно-реактивный двигатель. Рис. 3

Рис. 3. Области применения двигателей различных типов в зависимости от скорости полёта: H — высота полёта; М — число Маха; 1 — турбореактивные двигатели; 2 — турбореактивные двигатели с форсажной камерой; 3 — прямоточные воздушно-реактивные двигатели.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель - это... Что такое Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель?

Схема двигательной установки И-250

Мотокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель (ВРДК) — комбинированный воздушно-реактивный двигатель.

Устройство и принцип работы

Конструктивно состоит из трёх основных частей — поршневого двигателя внутреннего сгорания, воздушного компрессора и упрощённого воздушно-реактивного двигателя.

Поршневой двигатель через трансмиссию приводит воздушный компрессор. Сжатый воздух от последнего подаётся в камеру сгорания, где смешивается с топливом; сгорание создаёт реактивную тягу. Таким образом, у реактивного двигателя нет собственного внутреннего компрессора и турбины для его привода: их роль выполняет отдельный (и приводимый отдельным двигателем) компрессор. Поршневой двигатель, кроме привода компрессора, также может вращать и воздушный винт, хотя существовали и безвинтовые схемы. В описательном смысле такие двигатели можно назвать «полуреактивными».

История

Мотокомпрессорный двигатель нашёл небольшое применение на некоторых экспериментальных самолётах конца 30-х и 40-х годов ХХ века (И-250, Caproni Campini N.1 (англ.)русск.) и явился переходным этапом от поршневых двигателей с винтомоторной установкой к настоящим турбореактивным двигателям. Применение отдельного компрессора позволило исключить из конструкции двигателя сложную в производстве, дорогостоящую и ещё не вполне исследованную в те годы газовую турбину, а также — внутренний компрессор.

Самолёты, оснащённые таким типом силовой установки, зачастую превышали по скоростным характеристикам винтовые самолёты с поршневыми двигателями. Однако невысокий КПД[источник не указан 563 дня] комбинированной силовой установки и большая масса отдельного поршневого двигателя — наряду с быстрым развитием чисто турбореактивных двигателей в годы Второй мировой войны, привели к отказу от мотокомпрессорной схемы в конце 40-х годов ХХ века.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Question book-4.svg В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011.

dik.academic.ru


Смотрите также