(лат. perpetuum mobile) — устройство, к-рое совершало бы работу без подвода тепла (энергии) извне или совершало бы работу, равную подводимому кол-ву тепла (КПД = 100%). В первом случае он получил название «В.д. первого рода», во втором — «В.д. второго рода». По представлениям совр. термодинамики, В.д. ни первого, ни второго рода невозможны. Ф.М.Дягилев
Оцените определение:
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
лат. perpetuum mobile) — воображаемая машина, которая может совершать работу неограниченное время, не заимствуя энергии извне. Невозможность вечного двигателя 1-го рода — одна из формулировок 1-го начала термодинамики. Невозможность вечного двигателя 2-го рода — одна из формулировок второго начала термодинамики. Работа вечного двигателя 2-го рода приводила бы к убыванию энтропии (см. Энтропия) изолированной системы. (См. Начало термодинамики первое, Начало термодинамики второе)
Оцените определение:
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
от лат. perpetuum mobile - перпетуум мобиле) — исторически известны два рода вечных двигателей: 1) воображаемая машина, которая, будучи раз пущена в ход, совершала бы работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергию извне. Такой двигатель неосуществим в рамках существующих представлений, поскольку противоречит фундаментальному закону сохранения и превращения энергии; 2) воображаемая периодически действующая тепловая машина, которая в результате совершения замкнутого цикла полностью преобразует теплоту, получаемую от какого-либо «неисчерпаемого» источника, в работу. Такой двигатель также неосуществим, поскольку, не нарушая закона сохранения и превращения энергии, противоречит второму началу термодинамики.
Оцените определение:
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
terme.ru
Вечный двигатель, перпетуум-мобиле (лат. perpetuum mobile, буквально — вечное движение), воображаемая машина, которая, будучи раз пущена в ход, совершала бы работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергии извне. В. д. противоречит закону сохранения и превращения энергии (см. Энергии сохранения закон) и неосуществим. Возможность работы такой машины неограниченное время означала бы получение энергии из ничего. Первые проекты В. д. относятся к 13 в. (Виллар д'Оннекур, 1245, Англия; Пьер де Марикур, 1269, Франция). Широкую популярность идея В. д. получила в 16—17 вв.(века), в эпоху перехода к машинному производству; до 19 в. количество проектов В. д. неуклонно возрастало. Идея создания В. д. занимала не только фантазеров-самоучек, мало знакомых с основами физики, но и некоторых учёных. К концу 18 в., вследствие бесплодности многовековых попыток осуществления В. д., среди учёных укрепилось убеждение в невозможности его создания, и с 1775 Французская АН(Академия наук) отказалась рассматривать проекты В. д. В середине 19 в., с установлением закона сохранения энергии, была доказана принципиальная неосуществимость В. д. Несмотря на это, тщетные попытки создания В. д. предпринимались малосведущими изобретателями и в последующее время. Во многих проектах В. д. прибегают к действию силы тяжести. Пример такого проекта показан на рис. 1. В подобных механизмах некоторое тяжёлое тело совершает замкнутый путь; при его опускании возвращается точно такое же количество работы, какое было затрачено на его поднятие. Поэтому такие механизмы могут совершать работу лишь за счёт первоначального запаса кинетической энергии, сообщенного им при пуске; когда же этот запас будет полностью израсходован, В. д. остановится. Более сложны проекты В. д., в которых механическая энергия превращается в др. виды энергии (электрическую, тепловую и т.п.). В отличие от механических В. д., их называют физическими В. д. Проектом такого В. д. является, например, комбинация электродвигателя и электромашинного генератора (динамо-машины). Но так как никакими превращениями энергии нельзя увеличить её общего количества, В. д. такого типа также неосуществимы. Идея о неосуществимости В. д. часто служила исходным пунктом для важных научных выводов. Так, С. Стевин в своих «Началах равновесия» (1587) рассматривает цепь из 13 шаров, перекинутую через трёхгранную призму (рис. 2). Если бы правая часть её из двух шаров не уравновешивалась левой из четырёх, цепь пришла бы сама собой в вечное движение, чего в действительности не наблюдается. Отсюда Стевин вывел закон равновесия сил на наклонной плоскости. Помимо указанных В. д., названных В. д. 1-го рода, рассматривают ещё В. д. 2-го рода — воображаемую периодически действующую машину, которая целиком превращала бы в работу теплоту, извлекаемую ею из окружающих тел (океана, атмосферного воздуха или др. практически неисчерпаемых природных источников теплоты). Однако В. д. 2-го рода также принципиально неосуществим. Хотя он формально и не противоречит закону сохранения энергии, но он находится в противоречии со вторым началом термодинамики. От В. д. следует отличать «мнимые» В. д. — механизмы, работающие за счёт природных запасов энергии (солнечной, ядерной и т.д.). Такие механизмы могут работать весьма долго, но с идеей В. д. они ничего общего не имеют. Лит.: Планк М., Принцип сохранения энергии, пер.(перевод) с нем.(немецкий), М. — Л., 1938; Кудрявцев П. С., История физики, ч. 1, М., 1956. Рис. 1. к ст. Вечный двигатель. Рис. 2. к ст. Вечный двигатель. |
vseslova.com.ua
Рис. 1. к ст. Вечный двигатель.
Рис. 2. к ст. Вечный двигатель.
www.diclib.com
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПЕРВОГО РОДА
(Классический вариант)
Что такое вечный двигатель? Современная наука даёт такое определение: вечный двигатель – воображаемая машина, которая может совершать работу неограниченное время, не заимствуя энергии извне.
Задачей изобретателя вечного двигателя является превращение воображаемой машины в реальную. Попытаемся представить как это можно сделать. Современная наука не даёт ответ на этот вопрос. Мы же используем некоторое НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ, пока не признаваемое наукой.
Что такое работа? Работа А равна произведению силы F на путь S. Чтобы работа А была неограниченно большой, так как вечный двигатель должен работать неограниченное время, нужно чтобы сила F действовала неограниченное время и поэтому путь S должен быть равен бесконечности, либо путь S должен быть выполнен по замкнутому контуру. Воспользуемся замкнутым контуром, который представляет собой окружность. Тогда точка приложения силы F должна находиться на окружности, перемещаясь по которой сила F будет совершать работу путем вращения некоторой детали известной под названием ротор.
В выборе и создании пути S вопросов не возникает, достаточно вспомнить устройство электрического двигателя. Любой электрический двигатель имеет деталь под названием ротор. Однако сила, действующая на ротор в электрическом двигателе, не постоянна и для её создания требуется заимствовать энергию извне. Таким образом, создание вечного двигателя сводится к нахождению элементов машины, которые, будучи установлены на ротор, создавали бы постоянно действующую на ротор силу, приводили бы его во вращение, не заимствуя энергии извне.
Схематично вечный двигатель изображён на рисунке 1.
Рис. 1 Принципиальная схема вечного двигателя первого рода
Из рисунка 1 видно, что все элементы вечного двигателя первого рода известны современной науке и технике, кроме одного, обозначенного буквой Э. Этот элемент должен обладать таким свойством: помещенный в силовое поле, он должен выталкиваться этим полем в направлении перпендикулярном к направлению силовых линий поля. Назовём это свойство <Эффект В> (подробнее см. сайт «Эффект В»). На рисунке направление и сила выталкивания обозначены стрелкой F. Элемент Э может быть либо жёстко скреплен с ротором, образуя единое целое, как показано на рисунке, либо может быть шарнирно закреплён на оси вечного двигателя, образуя самостоятельный ротор и, вращаясь под действием силового поля в обоих случаях, передавать крутящий момент потребителю.
Силовое поле может иметь силовые линии, направленные радиально, как показано на рисунке 1, или направленные вдоль оси двигателя. Главное, чтобы они располагались по замкнутому контуру, по которому будет двигаться элемент Э. Силовое поле может быть гравитационным, электрическим, магнитным, полем слабого взаимодействия или полем сильного взаимодействия, а также любое поле, которое можно охарактеризовать элементами силового взаимодействия, например, воздушный поток, для каждой точки которого характерна сила, называемая напором.
Для получения <Эффекта В> (выталкивание элемента Э силовым полем в направлении перпендикулярном направлению силовых линий поля) элемент Э согласно НОВОМУ ИЗМЕРЕНИЮ должен обладать ВИХРЕВЫМ СИЛОВЫМ ПОЛЕМ. Поля должны соответствовать друг другу: если поле между статором и ротором гравитационное – вихревое поле элемента должно быть гравитационным, если поле между статором и ротором электрическое – вихревое поле элемента должно быть электрическим и т.д.
Прототипом вечного двигателя (обоснование см. сайт Прототип вечного двигателя) может служить опыт Фарадея, который был им проведён в 1821 году. Установка состояла из серебряной чаши с ртутью, посреди которой ставился на торец брусковый магнит. В ртути плавала пробка, проткнутая медной проволокой; другой конец проволоки шарнирно укреплялся над магнитом и подсоединялся к полюсу Вольтова столба. Другой полюс столба подсоединялся непосредственно к серебряному сосуду. При замыкании цепи по проволоке проходил ток и она быстро, без рывков, вращалась вокруг магнита. Схема опыта и схема вечного двигателя, изображенная на рисунке 1, в принципе не отличаются одна от другой.
Таким образом, работоспособность вечного двигателя подтверждена опытом Фарадея в 1821 году. Однако проволока с электрическим током, и, следовательно, с вихревым магнитным силовым полем вокруг неё, не может служить элементом Э в вечном двигателе, так как для создания электрического тока в ней (вихревого магнитного силового поля вокруг неё) необходима энергия, получаемая извне.
Чем заменить проволоку, оставив <Эффект В>, но исключив потребление энергии извне.
Есть ли в технике пример, в котором решена подобная задача? Да! Есть! В Аэродинамике Н. Я. Фабриканта, издательство «НАУКА», Москва 1964, страница 306 рассматривается «ОБТЕКАНИЕ КРУГОВОГО ЦИЛИНДРА С ЦИРКУЛЯЦИЕЙ». Из этого подраздела узнаём, что цилиндр с циркуляцией, помещённый в воздушный поток, обладает <Эффектом В>. Если ветер (воздушный поток) даровая энергия, то на вращение цилиндров затрачивается некоторая мощность.
Следуя логике, для создания подъёмной силы на самолёты должны были быть установлены цилиндры с циркуляцией. Однако этого не произошло. Вместо цилиндров с циркуляцией на самолёты устанавливают неподвижные устройства-крылья. Крылья, также как и цилиндры с циркуляцией, обладают <Эффектом В>. <Эффект В> крыльев обеспечивается за счет определенного поперечного сечения крыла, что позволило исключить их вращение и, следовательно, исключить затрату мощности.
Следует заметить, что и силовое поле между статором и ротором не должно потреблять энергии извне, иначе потеряется принцип вечного двигателя о непотреблении энергии извне.
Одним из постоянных силовых полей, не потребляющих энергии извне, является магнитное силовое поле (как вихревое, так и невихревое).
Автору не известны вихревые поля электрического, гравитационного и других взаимодействий, поэтому здесь они не рассматриваются.
Итак, ищем устройство элемента Э для вечного двигателя с магнитным силовым полем между статором и ротором. Хорошо бы иметь в качестве элемента Э магнит с вихревым магнитным полем, но такого в природе нет. Как быть?
В современной технике намагничивание магнитов происходит на специальных установках, имеющих деталь, которая называется индуктором. Установка вырабатывает ток и пропускает его по индуктору. Этим самым создаётся магнитное поле, которое намагничивает заготовку, находящуюся в индукторе, превращая её в магнит. Здесь необходимо заметить, что конфигурация магнитного поля полученного таким образом магнита очень напоминает конфигурацию магнитного поля индуктора, при пропускании по нему тока! С помощью индукторов, используемых в технике, получают магниты с магнитными полями простой и сложной конфигурации. Однако конфигурации магнитного поля, необходимой для элемента Э с помощью этих индукторов получить невозможно.
Рассмотрим конструкцию и принцип действия индуктора.
Индуктор представляет собой проводник, изогнутый по заготовке будущего магнита. Простейшая форма индуктора изображена на рисунках 2, а на рисунке 3 его модернизация.
F
магнитным полем
На рисунках 2 и 3 стрелками Н изображено внешнее магнитное поле; стрелкой F изображена сила, возникающая от взаимодействия внешнего поля Н и собственного магнитного поля индуктора при пропускании по нему тока.
Собственное магнитное поле индукторов (без внешнего магнитного поля Н) изображено на рисунках 4 и 5.
Рис. 4 Схема магнитного поля индуктора, Рис. 5 Схема магнитного поля индуктора,
изображённого на рис. 2 изображённого на рис. 3
Отклонение модернизированного индуктора, изображённого на рисунке 3, внешним магнитным полем Н проверено опытным путём; магнитное поле этого индуктора, изображённое на рисунке 5, определено с помощью железных опилок.
Итак, если верно утверждение о том, что магнитное поле магнита повторяет форму магнитного поля индуктора, то следует попытаться найти магнит с формой магнитного поля хотя бы подобной той, которая изображена на рисунке 5. Магнит с такой формой магнитного поля и будет элементом Э (обладающим «Эффектом Э») для вечного двигателя, изображённого на рисунке 1.
Техническое обоснование составил Владимир Павлович Головко из Майкопа
7 февраля 2005 года
vp-golovko.narod.ru