Начиная с 50-х годов, в СССР велось производство стационарных двигателей, которые нашли широкое применение в гражданских и военных сферах. Ключевым разработчиком и изготовителем таких двигателей был моторный завод в городе Ульяновске. По названию завода все двигатели имели индекс УД – это обозначало сокращение от ульяновский двигатель, а за способ запуска от ножного стартера – «Топ-топ».
Первые серийные образцы двигателей УД оснащались нижнеклапанной схемой газораспределения. Такая схема обеспечивала простоту конструкции двигателя, но не имела резервов для модернизации. В конце 60-х годов в производственной программе завода появилось семейство двигателей на основе узлов серийных двигателей ЗАЗ-966 от автомобилей завода «Коммунар». В семейство входили два агрегата:
Оба двигателя имели принудительное воздушное охлаждение и верхнее расположение клапанов. Фактически двигатель УД-25 представлял собой половину стандартного мотора «Запорожца». В технической документации указывается мощность 12 лошадиных сил. Следует учитывать, что показатели мощности двигателей УД – это значения при долговременном режиме работы. Это немаловажный момент в идентификации.
В настоящее время производство обоих типов - двигателя УД-25 и УД-15 прекращено. Их можно приобрести на распродажах списанной армейской техники в комплекте с различными агрегатами. Самая распространённая стационарная установка с двигателем УД – это генераторная станция. На фотографии ниже представлена именно такая конструкция – армейский генератор АБ-4.
Модификация УД-25Г, оснащенная литым переходным картером. С одной стороны картер крепился к корпусу двигателя, на другую сторону устанавливался генератор. На переходном картере имелось посадочное отверстие для электрического стартера модели СТ-351Б. Стартер питался от аккумуляторной 12-вольтовой батареи, которая устанавливалась на специальном поддоне. Маховик двигателя оснащался зубчатым венцом и специальной разобщительной муфтой. На фото хорошо виден картер маховика двигателя УД-25Г.
Опционально такие двигатели оснащались герметизированной и экранированной системой зажигания. Благодаря такому усовершенствованию система бесперебойно работала под дождём и не создавала радиопомех. Вес двигателя УД-25Г составлял 66 кг.
Версия УД-25С, оснащенная редуктором РО-2. Картер одноступенчатого редуктора стоял непосредственно на двигателе. Редуктор понижал частоту вращения более чем в два раза. Такой агрегат широко использовался для привода различных механизмов, требовавших для работы пониженную частоту вращения.
Среди таких устройств были различные центробежные насосы, компрессоры, железнодорожные дрезины, дорожная и сельскохозяйственная техника. Вес редукторного УД-25С – 61 кг.
Редукторный двигатель УД – достаточно высоконагруженный агрегат, который не рекомендуется эксплуатировать на минимальных оборотах. Причина кроется в центробежной муфте сцепления, которая начинает работать только после 1 000 оборотов. До этого момента происходит проскальзывание фрикционов муфты, приводящее к их преждевременному износу. Предельные обороты УД - это 3 000 в минуту. Именно на такую частоту вращения на заводе настроен регулятор числа оборотов. На фотографии в статье видна заводская табличка двигателя УД-25.
Редуктор двигателя нуждается в постоянной проверке уровня масла, которую необходимо проводить через каждые 100 часов работы. Замена масла должна осуществляться через каждые 400 часов. Сливать лучше горячее масло, поэтому такую работу выполняют сразу после остановки двигателя.
Двигатели УД-25 и их модификации производились рядом предприятий в республиках СССР:
Эти моторы использовались наравне с ульяновскими силовыми агрегатами и имели аналогичные модификации. На фото в статье можно увидеть генераторную установку с двигателем УД-25.
Двигатель УД-25 способен работать на любом виде бензина с октановым числом в пределах от 70 до 76. Конструкция мотора допускает применение этилированного бензина. Для смазки двигателя в зависимости от температуры окружающей среды необходимо использовать зимние или летние сорта масла. Пренебрежение типом масла ведет за собой недостаточную смазку узлов и выход двигателя из строя.
Перед каждым запуском двигателя следует проверять уровень масла в картере и своевременно его доливать. При эксплуатации двигателя необходимо проводить комплексы сервисных работ через каждые 100 и 200 часов. При малом обслуживании необходимо очищать свечи и смазывать узлы магнето и храпового механизма кик-стартера.
Большое техобслуживание двигателя УД-25 предусматривает снятие головки цилиндров и проверку герметичности клапанов. При этом проверяется состояние колец и зеркал цилиндров, отсутствие люфтов поршневых пальцев. Проводится очистка камер сгорания от возможных отложений и замена масла в картере. В данном материале можно рассмотреть двигатель УД-25 сверху.
В процессе эксплуатации мотора необходимо через каждые 100 часов работы контролировать зазор в механизме привода клапанов, который не должен превышать 0,2 мм. Проверка осуществляется щупом на холодном двигателе.
При износе зеркал цилиндров они не шлифуются, а меняются целиком. Одной из особенностей ремонта двигателя УД-25 является правильная установка толкателей клапанов. В одном из них внутри имеется сквозной канал, служащий для подачи масла в коробку клапанов. При установке этот толкатель должен быть четвертым по счету от маховика.
fb.ru
В СССР в различные годы выпускались несколько серий стационарных бензиновых двигателей для привода электрических генераторов, насосов, сельскохозяйственных машин. Эти же двигатели широко использовались на маломерных судах.
Двигатели серии Л были разработаны в конце 30-х годов на Ульяновском моторном заводе и производились до начала 60-х годов. Серия включала в себя три двигателя, унифицированных по цилиндро-поршневой группе: Л-3/2, Л-6/2 и Л-12, соответственно одноцилиндровый, двухцилиндровый и четырёхцилиндровый. Рабочий объем цилиндра — 300 см3. Рабочая частота вращения — 2000 об/мин. Цилиндровая мощность 3 л.с. Двигатели карбюраторные, четырёхтактные. Охлаждение — жидкостное. Смазка — разбрызгиванием.
Двигатели «Л» изначально разрабатывались для привода электрогенераторов, насосов и др., но нашли применение и для лодок.
УД — марка многоцелевых малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых Ульяновским моторным заводом. УД расшифровываются как Ульяновский Двигатель, в простонародии - "Топ-нога". Двигатели четырёхтактные, воздушного охлаждения, с нижним расположением клапанов. С 1952 года выпускались 3 основных модели и их модификации:
С 1967 года начат выпуск двигателей еще двух моделей, верхнеклапанных, с конструкцией, базирующейся на моторе малолитражки «Запорожец» ЗАЗ-965:
Базовые модели двигателей на заводе комплектовались различным оборудованием, которое обозначалось литерой после цифр:
Эти двигатели выпускались и другими заводами под марками ПД, СК (Петропавловск, Казахстан) и СМ (завод «Серп и Молот», Харьков, Украина).
Основное применение двигателей — бензиноэлектрические агрегаты серии АБ. Применялись также для привода средств малой механизации: микротракторов, катков для асфальта, компрессоров, лебёдок и в качестве стационарных двигателей на хозяйственных, рыбацких и бакенщицких лодках.
Двигатели УД относятся к среднефорсированным карбюраторным двигателям и характеризуются удельной массой порядка 9 кг/л.с., что является нормальным показателем для современных стационарных двигателей.
Конструкция двигателей рассчитана на продолжительную работу при номинальной мощности в тяжёлых условиях (пониженные или повышенные температуры воздуха). Ресурс двигателя до капитального ремонта — порядка 3000 часов. По своим удельным показателям двигатели УД-15М и УД-25М находятся на одном уровне со стационарными двигателями аналогичной долговременной мощности, выпускаемыми в США и лишь немного уступают современным типам стационарных двигателей Honda и Subaru-Robin. Здесь следует учитывать, что для зарубежных двигателей в технических характеристиках указывается кратковременно реализуемая максимальная мощность, а для двигателей УД — долговременная. Например, двигатель УД-15 по своей долговременной мощности сопоставим с двигателем Subaru-Robin 8,5hp, а УД-25 с двигателем Subaru-Robin 18hp. Несколько большая масса двигателей УД (по сравнению с зарубежными аналогами) объясняется тем, что при их проектировании важно было обеспечить совместимость по привязочным размерам с предыдущими моделями. Поэтому двигатели получили картер излишне большого размера и излишне тяжелый маховик-вентилятор. Следует отметить, что после модернизации двигателей в 90-х годах их масса и размеры были уменьшены.
Двигатель ЗИД-4,5 карбюраторный, четырехтактный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением и рабочим объемом цилиндра 520 см3; ход поршня 90 мм; диаметр цилиндра 86 мм; степень сжатия — 5,3; номинальная мощность — 4,5 л.с.; число оборотов коленчатого вала при этой мощности не более 2000 об/мин; ЗИД-4,5 оснащён встроенным редуктором , передаточные числа 1:2.91, 1:6, вал которого вращается со скоростью 333 об/мин на первой передаче и со скоростью 687 об/мин — на второй. Расход топлива 1,5 кг/ч. Система зажигания с маховичным магнето, запуск — шнуром или пусковой рукояткой, габаритные размеры: 615×490×678 мм; вес сухого двигателя 65 кг. Существовали также версии с диаметром цилиндра 82 мм и стальной улиткой охлаждения вместо алюминиевой.
2СД — серия двухтактных бензиновых стационарных двигателей, унифицированных по деталям цилиндро-поршневой группы и коленчатого вала с двигателями мотоцикла «Минск». Двигатели имеют воздушное охлаждение. Выпускались Петропавловским заводом малолитражных двигателей. Основное топливо — бензин А-72, топливо допустимое Б-70 или А-76. Масло для топливной смеси MC-20 в пропорции 1:33 по объёму. Свеча зажигания экранированная А10Н с резьбой M18×1,5 или неэкранированная с резьбой M14×1,25 через переходник. Рабочий объем — 123 см3, температура эксплуатации −50 … +50 градусов, допускалось использование эфира для зимнего пуска. Угол опережения зажигания −8 градусов для низкокачественных топлив, −4 градуса для нормального. Номинальные обороты 3000 об. в мин. Мощность номинальная 0.75-1.0 квт. Имели следующие модификации:
Двигатель СД-60 Б/3 — модификация двигателя бензиномоторной для генератора тип ГАБ-0,5-0/115/Ч-400 и пилы «Дружба», дефорсированная до 1,2 л.с., оснащенная регулятором частоты вращения и предназначенная для продолжительной работы.
Карбюраторный двигатель, используется в качестве силового агрегата для привода различных машин, потребляющих не свыше 5 л. с. Двигатель рассчитан на номинальную мощность 5,5 л. с. при 3000 об/мин. При работе в комплекте электростанции скорость двигателя — 1500 об/мин.
Техническая характеристика:[1]
Тип двигателя | двухтактный с двухканальной возвратной продувкой |
Число цилиндров | 1 |
Диаметр цилиндра | 74 мм |
Ход поршня | 68 мм |
Рабочий объем цилиндра | 292 см3 |
Степень сжатия | 5,8 |
Мощность номинальная | 3,7 л. с. |
Число оборотов | 1500 об/мин. |
Магнето | М-25Б левого вращения |
Тип свечи | АПУ с гайкой Б, ГОСТ 2048-54 |
Тип карбюратора | К-12-3 |
Горючее | Бензин А-66 ГОСТ 2084-51 |
Система смазки | Примешивание автола 10 к бензину в соотношении 1:25 |
Удельный расход горючего | 380-420 г на л.с./час |
Сухой вес двигателя | 40 кг |
Габариты | 370×440×620 мм |
На базе двигателей автомобилей ГАЗ и УАЗ были созданы конвертированные стационарные двигатели. Как правило, конструкция двигателя практически не отличалась от базовой модели. Основное различие было в системах двигателей. Так в системе питания устанавливался карбюратор, лишенный эконостата и ускорительного насоса. Двигатели дооборудовались центробежным регулятором частоты вращения. В комплект двигателя включался пульт управления и щиток приборов. Система охлаждения оснащалась более производительным радиатором.
http-wikipediya.ru
Двигатели серии Л были разработаны в конце 30-х годов на Ульяновском моторном заводе и производились до начала 60-х годов. Серия включала в себя три двигателя, унифицированных по цилиндро-поршневой группе: Л-3/2, Л-6/2 и Л-12, соответственно одноцилиндровый, двухцилиндровый и четырёхцилиндровый. Рабочий объем цилиндра — 300 см3. Рабочая частота вращения — 2000 об/мин. Цилиндровая мощность 3 л.с. Двигатели карбюраторные, четырёхтактные. Охлаждение — жидкостное. Смазка — разбрызгиванием.
Двигатели «Л» изначально разрабатывались для привода электрогенераторов, насосов и др., но нашли применение и для лодок.
УД — марка многоцелевых малолитражных бензиновых двигателей внутреннего сгорания, выпускаемых Ульяновским моторным заводом. УД расшифровываются как Ульяновский Двигатель, в простонародии - "Топ-нога". Двигатели четырёхтактные, воздушного охлаждения, с нижним расположением клапанов. С 1952 года выпускались 3 основных модели и их модификации:
С 1967 года начат выпуск двигателей еще двух моделей, верхнеклапанных, с конструкцией, базирующейся на моторе малолитражки «Запорожец» ЗАЗ-965:
Базовые модели двигателей на заводе комплектовались различным оборудованием, которое обозначалось литерой после цифр:
Эти двигатели выпускались и другими заводами под марками ПД, СК (Петропавловск, Казахстан) и СМ (завод «Серп и Молот», Харьков, Украина).
Основное применение двигателей — бензиноэлектрические агрегаты серии АБ. Применялись также для привода средств малой механизации: микротракторов, катков для асфальта, компрессоров, лебёдок и в качестве стационарных двигателей на хозяйственных, рыбацких и бакенщицких лодках.
Двигатели УД относятся к среднефорсированным карбюраторным двигателям и характеризуются удельной массой порядка 9 кг/л.с., что является нормальным показателем для современных стационарных двигателей.
Конструкция двигателей рассчитана на продолжительную работу при номинальной мощности в тяжёлых условиях (пониженные или повышенные температуры воздуха). Ресурс двигателя до капитального ремонта — порядка 3000 часов. По своим удельным показателям двигатели УД-15М и УД-25М находятся на одном уровне со стационарными двигателями аналогичной долговременной мощности, выпускаемыми в США и лишь немного уступают современным типам стационарных двигателей Honda и Subaru-Robin. Здесь следует учитывать, что для зарубежных двигателей в технических характеристиках указывается кратковременно реализуемая максимальная мощность, а для двигателей УД — долговременная. Например, двигатель УД-15 по своей долговременной мощности сопоставим с двигателем Subaru-Robin 8,5hp, а УД-25 с двигателем Subaru-Robin 18hp. Несколько большая масса двигателей УД (по сравнению с зарубежными аналогами) объясняется тем, что при их проектировании важно было обеспечить совместимость по привязочным размерам с предыдущими моделями. Поэтому двигатели получили картер излишне большого размера и излишне тяжелый маховик-вентилятор. Следует отметить, что после модернизации двигателей в 90-х годах их масса и размеры были уменьшены.
Двигатель ЗИД-4,5 карбюраторный, четырехтактный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением и рабочим объемом цилиндра 520 см3; ход поршня 90 мм; диаметр цилиндра 86 мм; степень сжатия — 5,3; номинальная мощность — 4,5 л.с.; число оборотов коленчатого вала при этой мощности не более 2000 об/мин; ЗИД-4,5 оснащён встроенным редуктором , передаточные числа 1:2.91, 1:6, вал которого вращается со скоростью 333 об/мин на первой передаче и со скоростью 687 об/мин — на второй. Расход топлива 1,5 кг/ч. Система зажигания с маховичным магнето, запуск — шнуром или пусковой рукояткой, габаритные размеры: 615×490×678 мм; вес сухого двигателя 65 кг. Существовали также версии с диаметром цилиндра 82 мм и стальной улиткой охлаждения вместо алюминиевой.
ruwikiorg.ru