Каждый водитель знает, что двигатель ВАЗ-2112 содержит масло, и что при помощи его происходит смазка всех узлов. Это нужно для того, чтобы детали, которые находятся в основном силовом агрегате — меньше изнашивались. Но, со временем масло имеет свойство терять свои полезные качества. Не каждый автолюбитель знает, как происходит сам процесс смазки. Именно поэтому, в данной статье повещается, как происходит процесс смазки и замена масла своими руками.
Многие автомобилисты знают устройство главного силового агрегата, но не все его помнят. Для того чтобы понять, как происходит сам процесс напомним, как устроен двигатель.
Схема устройства двигателя
1 — канал в блоке цилиндров подачи масла в масляную магистраль головки цилиндров; 2 — канал в головке цилиндров; 3 — патрубок отвода картерных газов в корпус воздушного фильтра; 4 — крышка маслоналивной горловины; 5 — патрубок вытяжного шланга; 6 — патрубок отвода картерных газов в задроссельное пространство; 7 — масляная магистраль в головке цилиндров; 8 — распределительный вал; 9 — канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 10 — датчик указателя давления масла; 11 — редукционный клапан; 12 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль; 13 — ведущая шестерня масляного насоса; 14 — ведомая шестерня масляного насоса; 15 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 16 — противодренажный клапан; 17 — фильтрующий картонный элемент; 18 — масляный картер; 19 — маслоприемник; 20 — сливная пробка; 21 — перепускной клапан; 22 — масляный фильтр; 23 — канал подачи масла от коренного подшипника коленчатого вала к шатунному; 24 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 25 — главная масляная магистраль
Схема циркуляции смазки по двигателю
Итак, когда рассмотрен вопрос устройства двигателя, можно перейти непосредственно к рассмотрению смазки. Сама система считается комбинированной.
При помощи давления смазываются: коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, распредвальные опоры, стенки цилиндров (при помощи разбрызгивания), поршни и маслосъёмные кольца, непосредственно распредвал, клапана и толкатели.
Масляный насос расположен внутри двигателя, и сверху видна только закрывающая крышка. Привод маслонасоса – механический, принудительный.
Схематическое изображение циркуляции масла
Для того чтобы заменить масло потребуется инструмент, 5 литров масла (о выборе масла здесь) и масляный фильтр.
Масло «Шел Хеликс» рекомендованное для заливки в двигатель 10 серии Лады
Итак, рассмотрим, непосредственно последовательность действий:
При помощи ключа откручиваем сливную пробку картера
Проводим демонтаж старого фильтра при помощи специального съемника
Для этого, при помощи специального инструмента откручиваем фильтрующий элемент. В новый фильтр, необходимо немного налить масла и закрутить на место старого. Стоит обратить внимание, что между мотором и фильтром есть медное уплотнительное кольцо, которое также подлежит замене.
Заливаем масло в фильтр
Откручиваем заливную пробку
Проверяем уровень масла на щупе
Схема смазки двигателя ВАЗ-2112 достаточно простая. Стоит вспомнить, как устроен двигатель, и вопрос смазки становится понятным. Особое внимание, стоит уделить свойствам масла и своевременной замене. Так, при выборе смазочной жидкости необходимо руководствоваться рекомендациям завода изготовителя.
carfrance.ru
Для уменьшения изнашиваемости соприкасающихся друг с другом деталей автомобиля, к ним подается масло при помощи системы смазки. Система смазки также служит для частичного охлаждения этих деталей и удаления продуктов износа.
Поддон картера – это емкость для хранения масла.
Масляный насос (рисунок 8.2) – это устройство, непосредственно участвующее в подаче масла к деталям. Масло подается под давлением через фильтр и каналы. Насос представляет собой две шестеренки. При их вращении зубья захватывают масло и подают его в главную масляную магистраль.
Редукционный клапан ограничивает давление в системе масляных каналов. Если давление избыточно, то пружина сжимается, и часть масла поступает обратно.
Масляный фильтр очищает масло от примесей. Рис. 8.3. Схема вентиляции картера двигателя 1 - корпус воздушного фильтра; 2 - фильтрующий элемент; 3 - всасывающий коллектор вентиляции картера; 4 - карбюратор; 5 - впускной трубопровод; 6 - впускной клапан; 7 - шланг вентиляции картера; 8 - маслоотделитель; 9 - сливная трубка маслоотделителя; 10 - картер двигателя; 11 - поддон картера
Вентиляция картера двигателя (рисунок 8.3). Во время такта сжатия и рабочего хода пары бензина и газы могут попадать в картер и способствовать разжижению масла. Для того, чтобы этого не происходило, вентилятор обеспечивает отсос из картера и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных газов.
Протекание масла. Причина: слабо затянута сливная пробка в поддоне картера, повреждены уплотнительные прокладки и наружные маслопроводы, износ сальников. Способы устранения: восстановление герметичности соединений, замена поврежденных деталей (т.е.изношенных прокладок и сальников).
Низкое давление в системе смазки. Причина: недостаточное количество масла, некачественное масло, износ подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса. Способ устранения: проверьте уровень масла (если нужно, долейте), замените изношенные механизмы. При эксплуатации придерживайтесь рекомендациям завода-изготовителя по использованию определенной марки масла.
www.prava.uz
Страница 1 из 2
Система смазки двигателя за счет подачи масла к трущимся поверхностям обеспечивает:
- уменьшение трения и повышение механического КПД двигателя; уменьшение износа трущихся деталей;
- охлаждение деталей двигателя и вынос продуктов износа из сопряжений деталей двигателя.
Рис.1. Схема системы смазки ВАЗ-2105: 1-Масляный насос 2. Кронштейн масляного фильтра. 3. Канал подачи масла от насоса к фильтру. 4. Горизонтальный канал в блоке цилиндров для подачи масла от фильтра в масляную магистраль. 5. Канал в блоке цилиндров для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания. 6. Канал в шейке коленчатого вала. 7. Передний сальник коленчатого вала. 8. Канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода вспомогательных агрегатов. 9. Втулка шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания. 10. Валик привода вспомогательных агрегатов. 11. Полость слива масла в картер двигателя. 12. Шкив распределительного вала. 13. Сальник распределительного вала. 14. Канал в кулачке распределительного вала. 15. Магистральный канал в распределительном вале. 16. Канал в опорной шейке распределительного вала. 17. Корпус подшипников распределительного вала. 18. Кольцевая выточка на средней опорной шейке. 19. Крышка маслоналивной горловины. 20. Наклонный канал в головке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму. 21. Вертикальный канал в блоке цилиндров для подачи масла к газораспределительному механизму. 22. Магистральный канал в блоке цилиндров. 23. Датчик контрольной лампы давления масла. 24. Канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала. 25. Канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному. 26. Педепускной клапан масляного фильтра. 27. Бумажный фильтрующий элемент масляного фильтра. 28. Противодренажный клапан. 29. Вытяжной коллектор вентиляции картера. 30 Пламегаситель. 31. Маслоотделитель. 32. Сливная трубка. 33. Золотник на оси дроссельной заслонки первичной камеры карбюратора. 34. Калиброванное отверстие. 35. Дроссельная заслонка. 36. Шланг отвода картерных газов в задроссельное пространство карбюратора. 37. Фильтрующий элемент воздушного фильтра. I - Схема вентиляции картера двигателя. II- Схема работы золотникового устройства. Ill - При малой частоте вращения коленчатого вала. iV- При высокой частоте вращения коленчатого вала
Смазывание трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки также обеспечивает очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей при прохождении его через масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом.
Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих высокие смазочные свойства масла, стойкость против окисления и возможность работы в широком интервале температур.
Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметично закрываемую крышкой 19. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Вместимость системы смазки 3,75 л. Уровень масла контролируется по меткам на указателе уровня.
Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах коленчатого вала составляет 0,35-0,45 МПа (3,5-4,5 кгс/см2).
Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала, втулка шестерни и валика привода масляного насоса и распределителя зажигания.
Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода газораспределительного механизма, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.
В систему смазки входят: масляный насос 1, приемный патрубок с фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса; полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя; редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок; датчик 23 контрольной лампы давления масла.
Датчик контрольной лампы давления масла соединен с контрольной лампой давления масла на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06 МПа (0,4-0,8 кгс/см2). При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет).
Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 1, приводимый в движение парой зубчатых колес со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку приемного патрубка и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 4 попадает в продольный магистральный канал 22, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 24, просверленным в перегородках блока цилиндров, подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам 20, 21, просверленным в блоке цилиндров, в головке цилиндров и в корпусе 17 подшипников распределительного вала. В прокладке головки блока цилиндров имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 21 блока в канал 20 головки.
Рис. 2 |
В каждом вкладыше первого, второго, четвертого и пятого коренного подшипников имеется по два отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазывание коренных подшипников, а другая часть по каналам 6, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндров в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.
Масло для смазывания третьего (центрального) коренного подшипника поступает из канала через два отверстия во вкладышах. Во вкладышах этого коренного подшипника отсутствуют кольцевые канавки и от него нет отвода масла к шатунному подшипнику.
Масло, прошедшее к центральной опоре распределительного вала через кольцевую выточку 18 в опорной шейке, попадает в магистральный канал 15 распределительного вала, а из канала через отверстия 14 и 16 в кулачках и опорных шейках к рабочим поверхностям кулачков, рычагов и опор вала.
Масло от первого подшипника валика 10 привода масляного насоса и распределителя зажигания поступает по каналу, просверленному в самом валике, ко второму подшипнику. К втулке 9 шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 5 из полости перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.
Масло, собирающееся под крышкой головки блока цилиндров, стекает в картер двигателя через специальные полости 11 слива и вентиляции в головке и блоке цилиндров.
Для того, чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность. А чтобы предотвратить повышение давления масла сверх допустимого, в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в маслоприемник.
autoruk.ru
Система смазки двигателя - комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей.
В систему смазки двигателя (рис. 27) входят маслоприемник 2, масляный насос 3 с редукционным клапаном 4, установленный внутри масляного картера, масляные каналы, фильтр очистки масла с перепускным клапаном, масляный картер, измеритель уровня масла, маслоналивной патрубок, закрываемый крышкой-фильтром 7 вентиляции картера, масляный радиатор 6, установленный перед водяным радиатором и снабженный ограничительным клапаном 14 и запорным краном 15.
Масло, забираемое насосом из масляного картера, поступает через маслоприемник 2 по масляным каналам в корпусе насоса и наружной трубке в корпус масляного фильтра. Далее, пройдя
через фильтрующий элемент, масло направляеюя в полость второй перегородки блока цилиндров, откуда по сверленому каналу - в главную масляную магистраль 5. Из магистрали масло по наклонным каналам в перегородках блока подается на коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала. Масло, вытекающее из пятой опоры распределительного вала в полость между валом и заглушкой, отводится в картер через отверстие 25 в шейке вала.
На шатунные шейки масло поступает по каналам в щеках коленчатого вала. В ось коромысел масло подводится от распределительного вала по каналу через голов
ку цилиндров к оси коромысел. Через отверстия в оси масло поступает на втулки коромысел и далее по каналам в осях коромысел и в регулировочных винтах - на верхние наконечники штанг толкателей. Стекая по штангам вниз, оно смазывает нижние наконечники штанг толкателей
К шестерням привода распределительного вала масло подводится по трубке 24, периодически сообщающейся с масляным каналом в блоке через канавки 23 на шейке первого подшипника распределительного вала. Из выходного отверстия трубки, имеющего малый диаметр, в момент, когда оно сообщается с масляной магистралью, выбрасывается струя масла, направленная на шестерни.
Через канал в шейке первого подшипника распределительного вала масло из тех же канавок шейки поступает и на упорный фланец распределительного вала. Шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания смазывается струей масла, выбрасываемой из канала в блоке, соединенного с четвертой опорой распределительного вала, также имеющей кольцевую канавку.
Стенки цилиндров смазываются брызгами масла от струи, выбрасываемой из отверстия 12 в нижней головке шатуна при совпадении этого отверстия с масляным каналом в шейке коленчатого вала, а также маслом вытекающим из шатунного подшипника коленчатого вала.
Все остальные детали (стержень клапана, торец стержня клапана, ось шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания, кулачки распределительного вала) смазываются маслом, вытекающим из зазоров в подшипниках и разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя.
Подшипники водяного насоса смазываются через отдельную масленку, установленную на его корпусе.
Емкость системы смазки 6 л. Масло заливается в картер через патрубок, расположенный на крышке коромысел. Уровень масла контролируется по меткам на указателе уровня (рис. 28). На стержне указателя выбиты метки П и О. Следует поддерживать уровень масла вблизи метки П, не превышая ее.
Рис. 27. Схема системы смазки двигателя
Рис. 28. Указатель уровня масла
Масляный картер ГАЗ-24
Масляный картер штампован из листовой стали. Он прикреплен к блоку цилиндров шпильками. Разъем картера уплотнен пробковой прокладкой, обклеенной с обеих сторон тонким картоном. В передней части внутри картера к нему приварена горизонтальная перегородка, препятствующая расплескиванию масла при резком торможении. В средней, глубокой, части картера имеется сливная пробка с резьбой М18 х 1,5.
Маслоприемник
Корпус маслоприемника (рис. 29) припаян твердым припоем к приемной трубке 4. Верхняя часть трубки заканчивается фланцем, при помощи которого она крепится на паронитовой прокладке к корпусу насоса. Внутри корпуса маслоприемника установлена сетка 2, удерживаемая пружиной 1. Сетка своей кромкой упирается в ребра на корпусе, образующие щель между корпусом и сеткой. При засорении сетки масло продолжает поступать через эту щель.
Рис. 29. Маслоприемник
Масляный насос ГАЗ-24
Масляный насос (рис. 30) - шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера. Насос прикреплен двумя шпильками к площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Корпус 4 насоса отлит из алюминиевого сплава. В приливе корпуса размещен масляный канал 10, через который масло подается в систему двигателя. Этот прилив одновременно служит одной из точек крепления насоса. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Рабочие шестерни 2 и 8 насоса имеют прямые зубья. Ведущая шестерня 2 изготовлена из стали
и закреплена на валике 5 штифтом 3. На верхнем конце валика 5 сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса. Ведомая шестерня 8 - металлокерамическая. Она свободно вращается на оси 7, запрессованной в корпус насоса.
Крышка 1 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка 9 толщиной 0,3 мм. В приливе крышки насоса находится редукционный клапан.
Рис. 30. Масляный насос
Редукционный клапан ГАЗ-24
Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя. Такой запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в магистрали на любом режиме работы двигателя. Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость. При увеличении расхода масла через подшипники, когда двигатель изношен, в магистрали также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.
Редукционный клапан (рис. 31) - плунжерного типа, расположен в крышке масляного насоса. На торец плунжера 2 действует давление масла, под влиянием которого плунжер, преодолевая усилие пружины 3, перемещается в ее сторону. При достижении определенного давления плунжер открывает отверстие сливного канала, пропуская излишнее масло в приемную полость насоса. При дальнейшем увеличении количества масла, нагнетаемого насосом, в результате роста частоты вращения коленчатого вала плунжер еще больше открывает отверстие сливного канала, и в приемную полость насоса перепускается большее количество масла.
Пружина 3 редукционного клапана опирается на направляющий колпачок 4 и крепится шплинтом 5, пропущенным через отверстия в приливе на крышке насоса.
Редукционный клапан регулируют на заводе. Достигается это соответствующей тарировкой пружины: для сжатия пружины до длины 40 мм необходимо усилие в пределах 4,35-4,85 кгс. В эксплуатации не допускается изменять каким-либо способом регулировку редукдиодного клапана.
Давление в системе смазки при средних скоростях движения автомобиля должно быть в пределах 2-4 кгс/см2. Следует иметь в виду, что непрогретый двигатель не должен работать с большой частотой вращения, так как холодное масло из-за большой вязкости медленно и в недостаточном количестве поступает на рабочие поверхности, что вызывает усиленный износ двигателя.
Рекомендуется после пуска двигателя до его прогрева (определяется по указателю температуры воды) двигаться на автомобиле с умеренной скоростью. В жаркую летнюю погоду при горячем двигателе давление масла может уменьшиться до 1,5 кгс/см2. Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 1 кгс/см2 и при малой частоте вращения холостого хода ниже 0,5 кгс/см2 свидетельствует о неисправностях в системе смазки или о чрезмерном износе подшипников коленчатого или распределительного вала. Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих случаях должна быть прекращена.
Давление масла определяется указателем, датчик 9 (см. рис. 27) которого ввернут в корпус масляного фильтра. Кроме этого, система снабжена указателем аварийного давления масла, датчик которого ввернут в отверстие во фланце фильтра. Сигнальная лампа указателя, находящаяся на панели комбинации приборов, светится красным светом при понижении давления в системе ниже 0,4- 0,9 кгс/см2. Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления нельзя. Допустимо лишь кратковременное свечение лампы при малой частоте вращения холостого хода. В случае исправности системы при некотором повышении частоты вращения лампа гаснет.
Указанные выше величины давления масла действительны только при исправной работе указателя и датчика давления масла. В случае занижения или завышения показателей следует в первую очередь проверить исправность приборов, как это указано в разделе "Электрооборудование и приборы".
Рис. 31. Редукционный клапан
Привод масляного насоса и распределителя зажигания ГАЗ-24
Масляный насос и распределитель зажигания приводятся в действие от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня выполнена как одно целое с распределительным валом. Ведомая шестерня 8 (рис. 32) - стальная, планированная, закреплена штифтом 9 на валике 5, вращающемся в чугунном корпусе 4.
В нижний конец корпуса привода запрессована бронзовая втулка 6. Верхний конец валика снабжен втулкой 2, имеющей смещенную на 1,15 мм в сторону прорезь для муфты 1 привода распределителя зажигания. Втулка 2 на валике 5 закреплена штифтом 3. С нижним концом валика 5 шарнирно соединен промежуточный шестигранный валик 10, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Между торцом шестерни 8 и бронзовой втулкой 6 поставлена тонкая стальная каленая шайба 7; на торце втулки 6" для смазки профрезерована диаметрально расположенная канавка. Валик в корпусе привода смазывается маслом, разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Это масло, стекающее по стенкам блока, попадает в прорезь (ловушку) на нижнем конце корпуса привода и далее через отверстие - на поверхность валика.
В отверстии для валика в корпусе 4 привода нарезана винтовая канавка, благодаря которой масло при вращении валика поднимается кверху и равномерно распределяется по всей его длине. Лишнее масло из верхней полости корпуса привода отводится обратно в картер по сливному отверстию в корпусе.
Корпус привода масляного насоса и распределителя зажигания прикреплен к блоку цилиндров с левой стороны двумя шпильками. Между корпусом привода и блоком цилиндров поставлена паро-нитов ш прокладка. В верхней части корпуса привода выполнены гнездо для установки распределителя зажигания и прилив с резьбовым отверстием для его крепления.
Правильное положение распределителя зажигания на двигателе обеспечивается такой установкой привода в блоке, при которой в момент нахождения поршня первого цилиндра в в. м. т. на такте сжатия прорезь на втулке привода располагается параллельно оси двигателя на максимальном удалении от нее.
Рис. 32 Привод масляного насоса и распределителя зажигания
Фильтр очистки масла ГАЗ-24
Фильтр очистки масла - полнопоточный с картонным фильтрующим элементом (рис. 33), расположен с левой стороны в передней
части двигателя. Через фильтр проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему.
Фильтр состоит из корпуса 3, крышки 10, центрального стержня 2 с перепускным клапаном 6 и сменного фильтрующего элемента. Корпус фильтра изготовлен из алюминиевого сплава и крепится к блоку цилиндров через паронитовую прокладку четырьмя шпильками. Резьбовое отверстие, в которое ввертывается центральный стержень 2, образовано стальной втулкой, залитой в корпус. Верхний конец стержня имеет шестигранную головку 8, Снизу в корпус ввернута пробка для спуска отстоявшейся грязи.
В верхней части корпуса фильтра имеются две бобышки: первая - для ввертывания датчика 4 давления масла и вторая - для присоединения трубки подвода масла к фильтру. Ниппель трубки уплотняется мягкими прокладками из красной меди. В бобышку нижней части корпуса ввернут датчик 14 лампы аварийного давления масла.
Крышка 10 фильтра изготовлена из алюминиевого сплава. Она крепится центральным стержнем, ввернутым в корпус фильтра. В проточку крышки заложена резиновая уплотнительная прокладка, головка стержня уплотняется прокладкой из фибры.
Центральный стержень фильтра полый. В верхней его части расположен перепускной клапан, состоящий из текстолитовой пластины, седла клапана, пружины 5 клапана и упора пружины. В стержне просверлено пять рядов отверстий для прохода масла; верхний ряд расположен над клапаном и над фильтрующим элементом. При нормальном состоянии элемента его сопротивление невелико (около 0,1 - 0,2 кгс/см2), и все масло проходит через него, как показано на рис. 33 сплошными стрелками. Из фильтрующего элемента очищенное масло попадает через отверстия внутрь стержня и направляется на смазку двигателя (показано светлыми стрелками). При засорении элемента его сопротивление увеличивается, и когда давление достигает 0,7 - 0,9 кгс/см2, перепускной клапан открывается и начинает пропускать масло, минуя фильтрующий элемент (показано заштрихованными стрелками).
Фильтрующий элемент представляет собой гофрированную ленту 12, изготовленную из пористого картона и свернутую в цилиндр. К торцам цилиндра приклеены металлические донышки с отверстиями посредине. Внутренняя и наружная поверхности фильтра усилены перфорированными цилиндрами 11 и 13.
При установке в корпус торцы элемента снизу и сверху уплотняются прокладками 9 из маслоупорной резины, плотно охватывающими центральный стержень; уплотнение обеспечивается пружиной 7 и опорной шайбой, которые надеты на центральный стержень и прижимают элемент к торцу бобышки корпуса: В данном фильтре применяется такой же фильтрующий элемент, как и на двигателе автомобиля "Москвич-412".
Рис. 33. Масляный фильтр
Масляный радиатор ГАЗ-24
Масляный радиатор (рис. 34) служит для дополнительного охлаждения масла при эксплуатации автомобиля летом и при движении на высоких скоростях (более 100 км/ч). Радиатор установлен перед водяным радиатором и включен в масляную магистраль при помощи резинового шланга через запорный кран и ограничительный клапан.
Ограничительный клапан (рис. 35), ввернутый в нижний штуцер трубки подвода масла в фильтр, пропускает масло в радиатор только при достижении давления в системе 0,7 - 0,9 кгс/см2. Ручка запорного крана может занимать два положения: вдоль шланга - кран открыт, поперек шланга - кран закрыт.
Масляный радиатор состоит из остова, двух бачков и планок каркаса. Шесть латунных плоских трубок остова пропущены через 115 припаянных к ним латунных охлаждающих пластин. Концы трубок впаяны в днище бачков. К бачкам припаяны и приклепаны фланцы с впаянными в них трубками для подвода и отвода масла. Планки каркаса с приклепанными к ним кронштейнами припаяны к боковым поверхностям бачков. Масло из радиатора по резиновому шлангу сливается в масляный картер через штуцер, ввернутый с правой стороны в крышку распределительных шестерен.
Масляный радиатор крепится четырьмя болтами к кронштейнам, приваренным к боковым щиткам водяного радиатора.
Рис. 34. Масляный радиатор
Рис. 35. Ограничительный клапан и кран масляного радиатора
Некоторые рекомендации по обслуживанию системы смазки
При эксплуатации автомобиля следует периодически проверять уровень масла в картере, своевременно заменять масло, промывать систему смазки и устранять появляющиеся неплотности в соединениях деталей.
Уровень масла проверяют при неработающем двигателе по меткам на стержне указателя. Рекомендуется поддерживать уровень масла около метки П (см. рис. 28). Повышение уровня выше метки П нежелательно, так как кривошипные головки шатунов начинают задевать за поверхность масла, вызывая образование в картере чрезмерного масляного тумана; это вызывает забрызгивапие свечей, интенсивное образование нагара на днищах поршней и стенках камер сгорания, закоксовывание колец, дымление двигателя и повышенный расход масла.
Понижение уровня масла ниже метки 0 опасно, так как при этом прекращается подача масла в систему и возможно выплавление подшипников.
Необходимо иметь в виду, что для перетекания заливаемого при заправке масла из-под крышки коромысел в картер или для стекания масла, обильно разбрызганного во время работы на стенки, требуется некоторое время. Поэтому уровень масла следует проверять через несколько минут после заливки или остановки двигателя. После замены масла нужно пустиь двигатель и дать ему поработать в течение нескольких минут. Спустя некоторое время проверяют уровень масла, как указано выше. В этом случае вязкость масла становится меньшей, и оно хорошо стекает.
При смене масла следует также слить отстой из масляного фильтра и сменить фильтрующий элемент. Для обеспечения плотности прилегания крышки фильтра рекомендуется ставить ее вместе с прокладкой в такое же положение, какое она занимала до снятия. Для этого полезно на корпусе фильтра и на крышке сделать метки, которые следует совмещать при сборке. Не следует чрезмерно затягивать болт крепления крышки, так как это может привести к деформации крышки. Плотность прилегания крышки проверяют после пуска двигателя.
Промывать систему смазки следует через одну смену масла. Для этого после слива масла из горячего двигателя в картер заливают промывочное масло ВНИИ НП-ФД по ТУ 38. 1. 279-69, пускают двигатель и дают ему поработать с малой частотой вращения 10 мин. Затем сливают промывочное масло, заменяют фильтрующий элемент и заливают свежее масло согласно карте смазки.
Книга по ГАЗ-24 Система вентиляции картера >
www.long-vehicle.narod.ru
long-vehicle.narod.ru