ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5. Китайский ракетный двигатель


Китай вскоре испытает крупнейший в мире твердотопливный ракетный двигатель

Пекин, 25 декабря 2017, 08:53 — REGNUM  Китай начнёт испытания крупнейшего в мире твердотопливного двигателя для ракет-носителей уже в феврале 2018 года, сообщает 25 декабря газета China Daily.

Главный конструктор крупнейшего производителя ракет в Китае, аэрокосмической промышленной компании CASIC Лян Цзицю рассказал, что диаметр двигателя будет превышать четыре метра, а подъемная тяга превысит 1 тыс. тонн.

До сегодняшнего дня крупнейшей твердотопливной ракетой в мире была разработанная в США корпорацией Orbital ATK, чей диаметр составил 3,7 метра.

Инженерам потребовалось преодолеть ряд технических ограничений, поскольку Китай никогда не разрабатывал настолько огромные и сложные твердотопливные ракеты, дополнительные проблемы возникли в связи с наличием существенных пробелов в знаниях о структуре, материалах и механизмах, отметил Лян.

Испытания компонентов двигателя к настоящему моменту были завершены, а инженерам удалось собрать полностью готовый к запуску образец.

Данный двигатель будет использовать в ракетах «Куайчжоу-21» и «Куайчжоу-31», которые являются моделями нового поколения, разработанными компанией CASIC.

Так, «Кайчжоу-21» будет способна выводить на низкую орбиту Земли 20-тонные космические корабли, а «Кайчжоу-31» и вовсе сможет справиться с 70-тонным грузом, продолжил Лян.

CASIC начала разработку кораблей семейства «Куайчжоу» в 2009 году в качестве дешевых ракет-носителей быстрого реагирования в рамках коммерческого рынка космических запусков. К настоящему моменту было запущено три ракеты: две «Куайчжоу-1» и одна «Куайчжоу-1А».

Вдобавок к государственным компаниям вроде CASIC, частные предприятия также ставят перед собой задачу выйти на коммерческий рынок космических пусков Китая. Так, пекинские OneSpace и LandSpace, а также шэньжэньская Link Space уже заявили о своих планах разработать и произвести собственные ракеты-носители.

22 декабря компания OneSpace провела успешное зажигание в провинции Цзянси первого ракетного двигателя, разработанного частной китайской фирмой.

Как отмечало ИА REGNUM, Китай всерьез намерен занять лидерство по количеству коммерческих запусков. Для этого власти Поднебесной обещают серьезные вливания в этот сектор. Первые фирмы уже получили 1,2 млрд юаней ($181,5 млн) на соответствующие разработки. Разработка ракет семейства «Куайчожу» также является приоритетной задачей.

Читайте также: Global Times: КНР не догнать Индию без коммерциализации космической отрасли

Читайте ранее в этом сюжете: Сектор коммерческих космических пусков Китая получит серьезные вливания

Читайте развитие сюжета: Китай научился перехватывать ракеты средней дальности

regnum.ru

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5

СМИ Китая сообщают, что с космодрома Вэньчан успешно взлетела китайская ракета «Чанчжэн-5». На русском языке это означает «Великих Поход-5». Пуск ракеты произошел в 15-43 по московскому времени. Неполадок и  каких-либо происшествий зафиксировано не было. Необходимо отметить, что указанная ракета является самой мощной в Китае. ЕЕ высота достигает значения в 56,97 метров. Она способна вынести на околоземную орбиту 25 тонн полезного груза

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5Под общим названием «Великий поход» (далее они же CZ, Чанчжэн или LM) китайцы объединили самые разные ракеты, поэтому необходимо навести некоторый порядок с обозначениями.Легкая ракета «Великий поход-1» запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, поэтому CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки.«Великий поход-2» является семейством ракет сам по себе. Были разработаны легкие версии -2A,C,D (до трех тонн на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а -2F является рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы.«Великий поход-3» это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тонн на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C используются для вывода спутников на геостационарную орбиту.«Великий поход-4» в разных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и используется для пусков на полярную орбиту.Все вышеперечисленные ракеты используют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) — это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная гадость. Амил (тетраоксид азота) — пакость чуть менее гадкая, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут. Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, потому что могли храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета могла в любую секунду стартовать. Они также очень удобны в космосе, потому что не требуют специальной теплоизоляции. И если несколько сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате или космическом корабле еще можно пережить, то сотни тонн гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей — это по современным представлениям уже перебор. Они также более дорогие, чем кислород и керосин, и требуют для производства специальных заводов, на которых также приходится принимать меры безопасности, чтобы не потравить персонал и живущих в округе. Поэтому, как и в случае с нашим «Протоном», дни этих ракет подходят к концу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:

«Великий поход-11» — это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, впервые полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.

И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:«Великий поход-6» — ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, несколько на низкую околоземную). Впервые полетела в сентябре 2015.«Великий поход-7» — ракета-носитель среднего класса, 13,5 тонн на низкую орбиту, впервые полетела в субботу.«Великий поход-5» тяжелая ракета-носитель, 25 тонн на низкую орбиту, первый полет состоялся только что. 

Кроме этого известно, что CZ-9 — это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тонн.

Родня по двигателям

Почему эти три ракеты можно отнести к одному семейству? Дело в том, что они используют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает технологию жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла. В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5

YF-100 — двигатель тягой 136 тонн в вакууме. Говорят, что КБ «Южное» (Украина) в начале 90-х годов продало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН «Зенит» РД-120, и на ее основе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Даже если дело было действительно так, YF-100 не является прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тонн РД-120, а удельный импульс ниже.

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5

YF-115 — двигатель тягой 15 тонн, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).Использование закрытого цикла, при котором выхлоп из газогенератора подается в камеру сгорания, позволило получить высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший мировой уровень. Для сравнения, самый высокий удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.

Если мы возьмем первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то получится ракета «Великий поход-5» с грузоподъемностью 25 тонн на низкую орбиту. Про нее известно, что вторая и третья ступень имеют диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тонн.

Китай совершил успешный пуск самой мощной ракеты Чанчжэн-5

http://politexpert.net/17213-chanchzhen-5-kitai-sovershil-us...

https://geektimes.ru/post/277754/

aviator.guru

Космос: Наука и техника: Lenta.ru

Несмотря на многолетние усилия и крупные финансовые вложения, в США до сих пор работают над заменой двигателя РД-180. Дело в том, что дешевый российский силовой агрегат устанавливается на дорогую американскую ракету и в результате государственное финансирование идет на поддержание старых технологий, а не создание новых. Сложившейся ситуацией удачно пользуется российское НПО «Энергомаш», производящее РД-180.

Двухкамерный жидкостный ракетный двигатель РД-180 используется на первой ступени тяжелой ракеты Atlas 5. Силовой агрегат разрабатывался в 1994-1999 годах на основе четырехкамерных РД-170, устанавливаемых на боковые ускорители советской сверхтяжелой ракеты «Энергия». Контракт между американской Pratt & Whitney (сегодня ее подразделение Rocketdyne входит в состав Aerojet Rocketdyne) и российским НПО «Энергомаш» был заключен в июне 1996 года. Всего уже запущено 78 ракет с РД-180.

Материалы по теме

00:03 — 30 мая 2016

Пилотируемый корабль «Союз TMA-15M» после отстыковки от МКС

Использование российского двигателя на фактически главной американской ракете по понятным причинам встречает неоднозначную реакцию. Американский сенатор Джон Маккейн много усилий посвящает борьбе с РД-180. Однако, несмотря на громкие заявления, двигатель до сих пор продается, а ракеты на нем — летают. «Им не на чем запускать свои ракеты», — сказал о США российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.

По данным The Wall Street Journal, американские военные будут применять российские двигатели минимум до 2024 года. В этой же статье сообщается, что в 2017 году ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, производящее Atlas 5, получит от «Энергомаша» рекордную партию из более чем 30 двигателей РД-180. Глава ULA Тори Бруно оперативно отреагировал на эту публикацию, отметив, что компания разработает замену Atlas 5 в установленные сроки.

Российский двигатель РД-180 один, а американских компаний, которые разрабатывают ему замену, — как минимум две. Кроме того, уже сейчас альтернативой дорогому Atlas 5 выступает дешевая Falcon 9 компании SpaceX. Эту компанию бывший член палаты представителей от Республиканской партии США Рон Пол вообще назвал монополистом. Негодование сенатора вызвал законопроект, запрещающий ВВС США с 2018 года разрабатывать новые космические ракеты и ограничивающий финансирование разработок двигателей для них.

РД-180

Реакцию республиканца сложно назвать адекватной для страны с развитой рыночной экономикой. Пуски Falcon 9 в интересах Пентагона оцениваются примерно в 90 миллионов долларов (это в 1,5 раза больше стоимости коммерческих стартов), пуски Atlas 5 обходятся военным как минимум в 1,5 раза дороже. Кроме того, ежегодно на поддержание пусковых возможностей, фактически — старых технологий, ULA выделяется несколько сотен миллионов долларов, тогда как SpaceX просит деньги только за пуск.

Материалы по теме

00:57 — 25 июля 2015

Сегодня стоимость одного РД-180, главного компонента Atlas 5, для американского покупателя не превышает 30 миллионов долларов, потому расходование средств ULA вызывает много вопросов. В компании пытаются найти на них ответы. Во-первых, носитель Atlas 5 гораздо надежнее Falcon 9 — всего один пуск первой ракеты прошел неудачно (российский двигатель тут ни при чем). Во-вторых, Atlas 5 способен выводить нагрузку на все восемь орбит, необходимых военным, тогда как Falcon 9 — только на четыре. В-третьих, военных не совсем устраивают двигатели Merlin 1D+ на Falcon 9 в отличие от РД-180 на Atlas 5 (циклограмма не столь точна).

Кроме того, на Atlas 5 запланировано множество пусков не только Пентагона, но и НАСА. И если нагрузки к Луне или Марсу еще можно приспособить для пусков с Falcon 9 или планируемой к запуску в ноябре 2017 года сверхтяжелой Falcon Heavy (а это неизбежно приведет к удорожанию программ), то пилотируемый космический корабль CST-100 Starliner может стартовать лишь с Atlas 5. Причина тут не только технологическая, но и политическая: разработчик CST-100, компания Boeing — соучредитель ULA.

«Сегодня у нас есть два оператора космических пусков — ULA и SpaceX, которые, независимо от того, что происходит с российским РД-180, смогут в избытке предоставить услуги пусков при помощи Delta 4 от ULA и Falcon 9 от SpaceX. В конце концов, готовится также Falcon Heavy. Не будет перерыва в возможности запуска. В ближайшее время Atlas 5 никуда не денется. У ULA достаточно Atlas 5 для запусков до 2019 года», — заявил в 2016 году Маккейн.

Открытие ракетного завода Blue Origin в Алабаме

Открытие ракетного завода Blue Origin в Алабаме

Стоит отметить, что стоимость одного пуска Delta 4 минимум в три раза (в зависимости от конфигурации) больше, чем и так недешевой Atlas 5, хотя первая ракета полностью перекрывает возможности второй, а полагаться на носитель Falcon Heavy, пуск которого оценивается в 90 миллионов долларов, пока рано. Falcon Heavy на первой ступени при старте задействует 27 двигателей, Маск полагает, что первый пуск с высокой вероятностью пройдет неудачно. Кроме того, на Atlas 5 запланированы первые пуски к МКС многоразового космического грузовика Dream Chaser, однако возможен, после небольших доработок, старт и на европейской Ariane 5 или Falcon Heavy.

Материалы по теме

00:07 — 9 марта 2017

В ULA работают над Vulcan (фактически Atlas 6), на который планируется установить американский двигатель. Вероятнее всего, РД-180 заменят на BE-4, первый экземпляр которого представила в марте 2017 года компания Blue Origin. Двигатель AR1 компании Aerojet Rocketdyne, ближайшего конкурента BE-4, разрабатывается не так интенсивно: Пентагон оценивает отставание в два года, хотя в Aerojet Rocketdyne планируют уложиться в срок.

Главное преимущество AR1 перед BE-4 — возможность установки не только на Vulcan, но и на Atlas 5 — вместо РД-180. AR1, как и РД-180, — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла. Топливо — керосин, окислитель — кислород. Двигатель BE-4 работает на жидком метане. Главный недостаток AR1 — стоимость его разработки, которая оплачивается государством (около миллиарда долларов). В отличие от AR1, BE-4 создается исключительно на средства Blue Origin.

В мае 2017 года на одном из испытательных стендов BE-4 произошел взрыв. Хотя Blue Origin — не публичная компания, о случившемся сообщили. В штате Алабама глава Blue Origin, один из самых богатых людей планеты Джефф Безос анонсировал открытие фабрики по производству BE-4. Партнером выступила ULA, инициатива получила поддержку властей штата. По всей видимости, у AR1 на фоне BE-4 нет никаких шансов.

Кроме Vulcan, BE-4 планируется устанавливать на собственный носитель New Glenn, который также разрабатывается в Blue Origin. Первый пуск Vulcan запланирован на 2019 год, старт New Glenn — на 2020 год. В Пентагоне и НАСА справедливо опасаются не столько переноса пуска, сколько недостаточной надежности новой ракеты. Проще закупить у России достаточный запас РД-180 и не беспокоиться о политической ситуации.

Макеты ракет ULA

Макеты ракет ULA

Хотя российская сторона неоднократно подчеркивала, что доступ США в космос зависит от поставок российских двигателей (кроме РД-180 для ULA, «Энергомаш» поставляет еще РД-181 для ракет Antares компании Orbital ATK), это лишь небольшая доля правды, и почти вся она — экономическая. У США есть гарантированный доступ в космос при помощи Delta 4, которые, правда, слишком дороги. Кроме того, есть носители Falcon 9 (программу Space Shuttle свернули не столько по соображениям безопасности, сколько из-за ее дороговизны; в 2018 году запланированы испытательные полеты пилотируемых кораблей Dragon 2 и CST-100).

В New Glenn Безос уже вложил 2,5 миллиарда долларов, к настоящему времени заключены контракты на шесть запусков (один в интересах Eutelsat и пять — OneWeb). Большая часть средств на New Glenn пошла на разработку BE-4, владелец Amazon рассматривает это как долгосрочную инвестицию. Именно Blue Origin, а не ULA, станет основным конкурентом SpaceX после того, как будет запущен New Glenn.

Материалы по теме

00:07 — 17 мая 2017

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом центре имени Джорджа Маршалла (Алабама)

В сложившейся ситуации дни российского РД-180 сочтены. По данным «Ъ», в конце сентября 2017 года «Энергомаш» должны в последний раз посетить представители ULA, американская и российская стороны договорятся о дополнительной закупке российских двигателей. Это позволит США продержаться как раз до 2024 года, когда у них появится полноценный аналог российского двигателя. При этом в ULA затягивали решение вопроса, для воздействия на партнеров в «Энергомаше» решили использовать переговоры с Китаем.

В июне 2016 года сообщалось, что не исключены поставки РД-180 в КНР. В августе 2017 года в «Роскосмосе» заявили, что планируют подписать с Китайским национальным космическим управлением программу на 2018-2022 годы, предусматривающую, в том числе, проекты в области ракетного двигателестроения.

По времени это практически совпадает с открывающимся сегодня в Пекине авиационно-космическим салоном Aviation Expo China — 2017. Не вызывает удивления, что в мероприятии примет участие «Энергомаш». «На стенде предприятия участники и гости выставки смогут ознакомиться с моделями двигателей РД-180 и РД-181, которые устанавливаются на первые ступени американских Atlas 5 и Antares», — информирует предприятие.

Таким образом, российская история РД-180 может закончиться одновременно с завершением действия нового соглашения с ULA. А китайская — начаться, если стороны сумеют договориться и реализовать планы в области ракетных двигателей уже на мощностях КНР.

lenta.ru

Испытания самого мощного китайского ракетного двигателя: nosikot

  • Падение метеоритов на Землю - карта

    Вот такую карту дает НАСА за 10 лет - 1994-2003 (т.е. Челябинский вошел): Размер - это энергия при падении Синие - ночные, желтые - дневные…

  • 110 лет назад к нам прибыл Тунгусский метеорит

    В этот день в 1908 году в центральной Сибири, в районе реки Подкаменная Тунгуска произошел взрыв огромной силы и неизвестной природы –…

  • ПОЛНАЯ статистика полетов к МКС

    МКС будет работать, как минимум, до 2024 года - на сегодня, поэтому напомню статистику: с 2000 года к МКС был направлен 71 "Прогресс"…

  • Прямой эфир - инаугурация Главы нации космического государства Асгардия!

    Вена, имперский дворец Хофбург:

  • Проходит первое заседание парламента космического государства Асгардия

    В настоящее время в Вене проходит первое заседание парламента космического государства Асгардия. В повестке пакет законов позволяющих государству…

  • Похоже китайцы теряют свою вторую орбитальную станцию...

    Судя по сообщениям китайцы начали сводить с орбиты свою орбитальную станцию "Тяньгун-2" - за последнюю неделю ее орбита снижена на 90 км... Правда…

  • Антипроект Сколково или КТО запустил американцев на орбиту

    Не так давно я писал о разрушительной роли проекта Сколково, высасывающего из России на Запад мозги, проекты, идеи и решения -…

  • Военные и разведывательные спутники на орбите

    Если верить официальным данным то сейчас на орбите находятся следующие группировки разведывательных спутников ряда государств (картинка…

  • Космодром пришельцев на плато НАСКА - с картинками!

    Продолжаю отчеты по Перу: Видите фигуру "космонавта" на склоне, под крылом? А он есть! Разумеется за 4 дня нельзя детально…

  • nosikot.livejournal.com

    Китайский дракон рвётся в космос: alex_anpilogov

    Первая реакция на запуск тяжёлой китайской ракеты, в общем-то, оказалась для меня достаточно показательной — при том, что прозвучали эти жёсткие оценки от тех людей, которые занимаются ракетами и космонавтикой не «на страх, а на совесть», делая свой кусок работы, хоть и в достаточно удалённом от тяжёлых ракет-носителей сегменте.

    При этом, если честно, о китайской CZ-5 («Великий поход-5», «Чанчжэн-5») всем интересующимся было известно задолго до старта, о чём я, как пример, написал в своём цикле, посвящённом новой «лунной гонке» (1, 2, 3).

    В этом, кстати, и состоит сила китайской космической программы — фактически, китайцы используют в космосе старый, советский подход пятилетнего плана, в котором успехи (и неудачи) предыдущей «космической пятилетки» детально анализируются и оцениваются, и на основе этого анализа и оценки принимаются решения по следующим шагам в космосе.

    Так происходило и самим «Чанчжэном-5», так и произошло после его успешного запуска.На пресс конференции после успешного пуска CZ–5, главный инженер китайской государственной администрации по науке, технологии и промышленности оборонного комплекса официально объявил о том, что работы по проекту CZ–9 («Великий поход-9», «Чанчжэн-9») уже активно идут и первый полёт по плану должен состояться до 2030–го года.

    «Чанчжэн-9» уже будет ракетой сверхтяжёлого класса, способной выводить до 140 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО) и до 50 тонн на отлётную траекторию к Луне. Именно на его возможностях, как теперь стало понятно из озвученных заявлений, будет базироваться будущая китайская пилотируемая лунная программа. В общем, не зря «Чанчжэн-9» уже за глаза назвали «китайским "Сатурном-V"», намекая на амбиции Китая к собственному пиару в вопросе освоения Луны и Солнечной системы.

    На данный момент точно известно, что центральный блок «Чанчжэна-9» будет диаметром 9 метров, так как в прессу просочились фотографии изготовленного для его центрального блока опорного кольца диаметром в 9 метров, которое сейчас проходит стадию опытного производства:

    Достаточно сказать, что ещё совсем недавно нынешний диаметр уже запущенного «Чанчжэна-5» был недостижимым для китайской промышленности: предыдущее поколение китайских ракет имело диаметр единичного блока ограниченным на уровне 3,35 метра (железнодорожный габарит), а для «Чанчжэна-5» китайцы освоили производство 5-метровых элементов и полностью перестроили логистику наземной транспортировки ракет, уйдя от железной дороги на морской транспорт и перенеся запуски ракет с континентального космодрома Цзюцюань на островной космодром Вэньчан, расположенный на тропическом побережье острова Хайнань.

    С чего начинается полёт в космос? Полёт в космос начинается с завода. Сборка пятиметрового опорного кольца для «Чанчжэна-5».

    Пока что точная компоновка будущего «Чанчжэна-9» ещё неизвестна: как и многие другие супертяжи, которые разные страны собирали в прошлом, «Великий поход-9» будет по максимуму использовать в верхих ступенях существующий промышленно-технологический задел, а вот для нижних, самых мощных и тяжёлых ступеней надо будет делать что-то уникальное, после чего задача изготовления цельного 9-метрового кольца просто окажется лишь одним из небольших шажков на пути к цельной супертяжёлой ракете.

    Сегодня для «Чанчжэна-9» прорабатываются несколько вариантов компоновки: центральный водородный блок или центральный керосиновый блок, ускорители на керосине или на твёрдом топливе. От «детской болезни» китайских ракет, унаследованной ещё от советских МБР — высококипящих компонентов НДМГ+АТ, судя по всему, китайцы уже окончательно уходят — всё-таки запускать ракеты, в том числе и пилотируемые, на высокотоксичной «вонючке» — ещё то удовольствие.

    Двигатели у китайских ракет, причём и керосиновые, и более экзотичесие и сложные, водородные, уже свои. Начальный советский задел китайцы уже смогли не раз переосмыслить и переделать, выйдя на новые рубежи в создании уже своих изделий. Так, этим летом предприятия отчитались об успешных испытаниях керосинового 500–тонного ЖРД (керосин-кислород) и 150-тонных твердотопливных ускорителей:

    Тест китайского 150-тонного твердотопливного ускорителя.

    Конечно, пока что 150-тонный китайский РДТТ пока что почти что в 10 раз меньше громадного бокового ускорителя «Спейс Шаттла», который выдавал через 20 секунд после старта 1400 тонн тяги, но вот 500-тонный кислородно-керосиновый ЖРД (который, кстати, пока что даже и не получил своего официального наименования) — вполне дотягивает до лучших образцов советских (РД-170, 740 тонн тяги) и американских (F-1, 690 тонн тяги) жидкостных ракетных двигателей.В общем — Китаю уже есть что ставить на первую ступень своего супертяжа, это уже не «зоопарк» из 30-ти штук 150-тонных НК-33 на первой ступени королёвской Н-1, для которой так и не сделали толковый ЖРД классом повыше.

    Вторая ступень «Чанчжэна-9», скорее всего, в любом из вариантов будет водородной — как показал успешный пуск «Чанчжэна-5», китайцы уже успешно освоили водородные технологии, создав весьма пристойный водородно-кислородный двигатель YF-77, который штатно отработал на первой ступени «Чанчжэна-5».

    Водородный YF-77 на выставке, рядом с моделью «Чанчжэна-5».

    Конечно, 50-тонных YF-77 не хватит по мощности на первую, центральную ступень «Чанчжэна-9» (по тем же причинам, что и НК-33 на Н-1 — таких двигателей туда надо будет запихнуть те же три десятка), поэтому для китайской «девятки» ещ предстоит разработать новый водородый движок, который пока что условно получил название YF-220 и должен иметь тягу в районе 200 тонн.В случае, если китайцы успешно создадут свой YF-220, он, опять-таки, вполне встанет в один ряд с лучшими образцами американской (J-2, 104 тонны тяги и RS-25, 220 тонн тяги) и советской (РД-0120, 200 тонн тяги) водородной двигательной программы.

    Масса «Чанчжэна-9» составит около 4150 тонн, высота — 110 метров. В этом отношении его вполне можно ставить в один ряд и с «Сатурном-V», и с вновь создаваемой сейчас в США перспективной сверхтяжёлой ракетой SLS:

    448a5bb32cb2198638b708.jpg«Чанчжэн-9» в сравнении с американской системой SLS. Кстати, вариант на 130 тонн на НОО американцы уже не «тянут», так что у китайцев есть возможность сделать самую мощную ракету-носитель XXI века.

    «Чанчжэн-9» в сравнении с американским лунным «Сатурном-5»

    В общем, что не может нас всех не радовать — новая лунная гонка уже набирает обороты, и два участника, Китай и США на её старт уже явились. Что будет с Россией при таком старте её соперников — в общем-то, пока что вопрос открытый, но очевидно тут одно — если китайцы последовательно и целенаправленно идут к своей цели, то в российской космической программе судя по всему пока что так и не вызрела толковая концепция того, как идти вперёд не то что в вопросах освоения Луны или Марса — но даже и в тривиальной задаче обеспечения должного уровня присутствия на околоземной орббите.

    Если вас заинтересовало, как Китай шёл к своей цели, то рекомендую хороший пост о прошлых шагах китайской ракетно-космической программы. Как там справедливо написано, в пятилетке 2016–2021 годов Китай собирается запустить полторы сотни ракет, что дает в пересчте на год 30 пусков и обеспечивает Китаю прочное лидерство в космосе. В таком случае России остаётся соревноваться за второе место по количеству запусков с США — не говоря уже о том, что российские ракето-носители всё больше используются для «извоза», в то время, как нагрузки на них предоставляются в основном из-за рубежа.

    Впрочем, как я уже написал, ракета начинается с завода. В силу чего в первом месте Китая нет ничего удивительного:

    Россию на этом графике даже показывать не буду, к сожалению тут всё «очень грустно». И кто и как будет выводить страну на траекторию устойчивого роста, который и обеспечивает столь же планомерное освоение космоса — вопрос, извините, открытый...

    alex-anpilogov.livejournal.com

    Новое семейство ракет-носителей Китая - bmpd

    01.jpg

    В минувшую субботу успешно прошел первый пуск китайской ракеты-носителя "Великий поход-7" среднего класса. Это уже вторая ракета нового семейства. А скрытность китайской космонавтики преподнесла нам сюрприз - оказывается, одной из полезных нагрузок этого экспериментального пуска был макет нового пилотируемого космического корабля.

    Наведем порядок
    02.jpg

    Под общим названием "Великий поход" (далее они же CZ, Чанчжэн или LM) китайцы объединили самые разные ракеты, поэтому необходимо навести некоторый порядок с обозначениями.Легкая ракета "Великий поход-1" запустила первый китайский спутник, а версия 1D предлагалась для коммерческих пусков. Клиентов не нашлось, поэтому CZ-1 была запущена всего два раза, а CZ-1D три раза испытывала боеголовки."Великий поход-2" является семейством ракет сам по себе. Были разработаны легкие версии -2A,C,D (до трех тонн на низкую орбиту) и средние E (9200 кг на НОО) и F (8400 кг на НОО). CZ-2E уже не летает, а -2F является рабочей лошадкой китайской пилотируемой программы."Великий поход-3" это подсемейство ракет-носителей легко-среднего класса, от 5 до 13 тонн на низкую орбиту. Более грузоподъемные варианты B и C используются для вывода спутников на геостационарную орбиту."Великий поход-4" в разных вариантах выводит 4-4,2 тонны на низкую орбиту и используется для пусков на полярную орбиту.

    Все вышеперечисленные ракеты используют в качестве топливной пары гептил и амил. Гептил (несимметричный диметилгидразин) - это вещество высшего класса опасности, яд, канцероген, мутаген, тератоген и в целом редкостная гадость. Амил (тетраоксид азота) - пакость чуть менее гадкая, ядовит всего лишь как хлор, и от него растения лучше растут. Эти компоненты были удобны для боевых межконтинентальных ракет, потому что могли храниться в жидком виде при комнатной температуре, и ракета могла в любую секунду стартовать. Они также очень удобны в космосе, потому что не требуют специальной теплоизоляции. И если несколько сотен килограмм отравы на разгонном блоке, спутнике, межпланетном аппарате или космическом корабле еще можно пережить, то сотни тонн гептила и амила на первых ступенях ракет-носителей - это по современным представлениям уже перебор. Они также более дорогие, чем кислород и керосин, и требуют для производства специальных заводов, на которых также приходится принимать меры безопасности, чтобы не потравить персонал и живущих в округе. Поэтому, как и в случае с нашим "Протоном", дни этих ракет подходят к концу. А на их место придут более экологически чистые ракеты:

    "Великий поход-11" - это новая твердотопливная ракета-носитель легкого класса, впервые полетевшая в 2015 году и имеющая грузоподъемность 700 кг на низкую орбиту.

    И, наконец, новое семейство кислородно-керосиновых ракет:"Великий поход-6" - ракета-носитель легкого класса (одна тонна на полярную орбиту, несколько на низкую околоземную). Впервые полетела в сентябре 2015."Великий поход-7" - ракета-носитель среднего класса, 13,5 тонн на низкую орбиту, впервые полетела в субботу."Великий поход-5" тяжелая ракета-носитель, 25 тонн на низкую орбиту, первый полет ожидается во второй половине этого года.

    Кроме этого известно, что CZ-9 - это проект сверхтяжелой ракеты грузоподъемностью 130 тонн.

    А эта диаграмма показывает годы службы каждого типа ракет.

    03.jpg

    Родня по двигателям
    Почему эти три ракеты можно отнести к одному семейству? Дело в том, что они используют одни и те же двигатели. С двухтысячных годов Китай разрабатывает технологию жидкостных ракетных двигателей закрытого цикла. В результате были созданы два кислородно-керосиновых двигателя: YF-100 и YF-115.

    04.jpg

    YF-100 - двигатель тягой 136 тонн в вакууме. Говорят, что КБ "Южное" (Украина) в начале 90-х годов продало в Китай документацию на двигатель второй ступени РН "Зенит" РД-120, и на ее основе китайцы стали делать ракетные двигатели замкнутого цикла. Даже если дело было действительно так, YF-100 не является прямой копией, его тяга заметно больше, чем 85 тонн РД-120, а удельный импульс ниже.

    05.jpg

    YF-115 - двигатель тягой 15 тонн, с удельным импульсом 341 секунда, выше, чем YF-100 (335 секунд) и ниже РД-120 (350 секунд).

    Использование закрытого цикла, при котором выхлоп из газогенератора подается в камеру сгорания, позволило получить высокие значения удельного импульса, что поставило эти двигатели на хороший мировой уровень. Для сравнения, самый высокий удельный импульс кислородно-керосиновых двигателей у РД-0124 (359 секунд), а удельный импульс Merlin Vacuum на сайте SpaceX указан равным 348 секундам.

    "Великий поход-6"
    Если на первую ступень поставить один YF-100, на вторую ступень - один YF-115 и добавить третью ступень для вывода полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту, то мы получим ракету-носитель CZ-6. Небольшая, стартовой массой всего 103 тонны и максимальным диаметром 3,35 м, "Великий поход-6" разработана для простой транспортировки:

    06.jpg

    И несложного обслуживания:

    07.jpg

    15 сентября CZ-6 успешно вывела на солнечно-синхронную орбиту 20 небольших спутников:

    08.jpg

    "Великий поход-7"
    Если мы возьмем 2 YF-100 на центральный блок (вторую ступень), добавим четыре боковых блока (первая ступень) с одним YF-100 на каждом, а на третью ступень поставим четыре YF-115, то получится "Великий поход-7". Стартовая масса в 594 тонны позволит поднять на низкую орбиту 13,5 тонн. Максимальный диаметр блока в 3,35 м позволяет легко перевозить ракету автотранспортом от порта:

    09.jpg

    Затем собирать в монтажно-испытательном комплексе и вывозить на старт:

    10.jpeg

    Фото субботнего пуска:

    11.jpg

    Видео:

    Очень любопытно, что ракета по сути ближе к двухступенчатой. Из видео следует, что вторая ступень сбрасывается всего через 14 секунд после отделения четырех блоков первой ступени, это очень необычно и весьма неэффективно. Может быть, YF-100 не может работать дольше трех минут?

    "Великий поход-5"
    Ну и, наконец, если мы возьмем первую ступень из четырех блоков с двумя YF-100 на каждом, а на вторую и третью ступень поставим кислородно-водородные двигатели (YF-75 и YF-77), то получится ракета "Великий поход-5" с грузоподъемностью 25 тонн на низкую орбиту. Про нее известно, что вторая и третья ступень будут иметь диаметр 5,2 м, а стартовая масса ракеты оценивается в 867 тонн. Уже есть фото вывоза макета ракеты на старт:

    12.jpg

    Неизвестный корабль
    Через двадцать часов после запуска основная полезная нагрузка совершила посадку, и оказалось, что это тестовый аппарат, из которого будут разрабатывать не то грузовой, не то пилотируемый корабль.

    13.jpg

    14.jpg

    Из-за китайской секретности совершенно непонятно пока, как это называется и как будет дальше испытываться. Судя по размеру, это скорее всего масштабная модель, меньше, чем оригинал. Так же, судя по фото и видео, скорее всего в этом полете на модели не было двигателей мягкой посадки (или иной системы смягчения удара о землю), которая должна быть на полноразмерном корабле.

    Заключение
    Отдельно стоит упомянуть проскочившую в одном из интервью фразу о том, что в пятилетке 2016-2021 годов ракет этого семейства будет запущено полторы сотни, что дает годовое количество в 30 пусков. В таком случае Китай будет соревноваться за первое место по количеству пусков в год (по этому параметру последние годы лидирует Россия, но США с пусками "новых частников" уже начинают дышать в затылок). Отдельный вопрос - где и какую полезную нагрузку найдет Китай на эти пуски?

    bmpd.livejournal.com

    Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

    С их помощью китайская промышленность сможет сэкономить минимум десятилетие на разработку экологически чистых ракет-носителей

    Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

    Фото: архив редакции

    Российская ракетно-космическая промышленность предлагает Китаю реализовать совместный проект в области ракетного двигателестроения. Как сообщил «Известиям» информированный источник в Роскосмосе, ведущий российский производитель жидкостных ракетных двигателей — химкинское НПО «Энергомаш» — по поручению космического агентства подготовил предложения по данной теме для встреч на высшем уровне.

    — Параметры возможного сотрудничества по двигателям на 18-м заседании комиссии по вопросу подготовки регулярных встреч глав правительств Китая и России доложит вице-премьер Дмитрий Рогозин, мероприятие запланировано в Сочи на 11 октября, — уточнил собеседник «Известий» в Роскосмосе. — Во встрече будет участвовать вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян.

    Близкий к руководству НПО «Энергомаш» источник рассказал «Известиям», что основной момент предложения для китайских партнеров в том, что российские конструкторы готовы помочь китайцам преодолеть отставание в части кислород-керосиновых двигателей первой ступени.

    — Мы проанализировали состояние китайского парка средств выведения и увидели, что их ракеты в основном летают на гептиле, то есть на ядовитых компонентах — на том же топливе, которое использует наш носитель «Протон», — говорит собеседник в «Энергомаше». — Недавно они анонсировали переход на экологически чистые компоненты топлива, в первую очередь керосин и кислород как окислитель. На перспективу они рассматривают в качестве топлива метан и водород. Их новый космодром Вэньчан планируется эксплуатировать только с использованием безопасного топлива. НПО «Энергомаш» располагает целой линейкой кислород-керосиновых двигателей и внушительным опытом создания таких машин, исходя из чего и построено наше предложение. Мы готовы изготавливать и поставлять китайцам любые двигатели из существующих, либо разработать новые под их потребности.

    По мнению собеседника «Известий» в НПО «Энергомаш», российские конструкторы могли бы принять участие в создании линейки новых китайских носителей «Великий поход-5», которые планируется эксплуатировать на Вэньчане. Использование российских технологий, по его словам, позволит Китаю преодолеть отставание в 10–15 лет.

    В аппарате Дмитрия Рогозина заявили, что детали предстоящих переговоров в рамках подготовки встреч глав правительств Китая и России не комментируются.

    Россия предлагает Китаю ракетные двигатели

     

    Источник «Известий» в Роскосмосе отметил, что в ходе предварительных бесед китайские коллеги выразили большую заинтересованность в двигателях семейства РД-170 (создан в рамках программы «Энергия–Буран», является самым мощным жидкостным ракетным двигателем из когда-либо созданных).

    — Вопрос упирается только в то, что китайцы сразу сказали, что им нужны не только сами двигатели, но и вся технология их производства, перенесенная в Китай, — отметил собеседник в Роскосмосе. — А такого варианта в наших предложениях пока нет.

    Не исключено, что российские компетенции в области двигателестроения станут предметом торга в контексте резко теплеющих российско-китайских отношений. Здесь китайцы уже сделали ряд жестов, указывающих на готовность к более тесному партнерству. Например, 18 августа на семинаре, проводившемся в Москве под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева», вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао заявил, что по поручению государственной администрации начата работа над созданием механизма, который сделает все китайские космические электронные компоненты абсолютно доступными для российской промышленности.

    По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики Андрея Ионина, китайские конструкторы испытывают очевидные проблемы с созданием мощных жидкостных двигателей первой ступени.

    — Двигателей уровня РД-170 у них нет, и сколько они их будут делать самостоятельно, сказать сложно, поскольку информация такого рода у них абсолютно закрыта, — говорит Ионин. — Безусловно, им могут пригодиться двигатели РД-171, РД-181 для создаваемой линейки новых ракет-носителей. Но нам нужно четко понимать, что существующее на сегодняшний день технологическое превосходство нужно использовать для того, чтобы делать с Китаем совместную космическую программу. Продавать технологии ни в коем случае нельзя, речь может идти только о совместных проектах, где мы вкладываем двигатели, наш опыт пилотируемых полетов, а они вкладывают свои ресурсы.

     

    Источник

    zagopod.com


    Смотрите также