Контакты
Адрес: 152903, Россия, Ярославская обл., г. Рыбинск, пр. Ленина, 163
Тел./факс:
Канцелярия: +7 (4855) 29-61-00Центральный факс: +7 (4855) 29-60-00Диспетчер предприятия: +7 (4855) 29-61-63Отдел исполнения контрактов: +7 (4855) 29-65-25, 29-68-46, 29-65-10Отдел материально-технического снабжения: +7 (4855) 29-65-27, 29-69-05
Официальный сайт: http://www.npo-saturn.ru
О предприятии
Предприятие основано в 1916 году.
ОАО "Научно–производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн") – двигателестроительная компания, специализирующаяся на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, военных кораблей и гражданских судов.
ОАО "НПО "Сатурн" входит в состав Объединенной Двигателестроительной Корпорации (ОДК), которая является дочерней компанией (созданной для управления двигателестроительными активами) ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ".
Выпускаемая продукция
Двигатели для военных самолетов
Двигатели для гражданских и транспортных ВС
Промышленные и морские газовые турбины
Лопатки компрессора
Лопатки турбины
История предприятия
1916 год. На основе государственного кредита создан автомобильный завод в городе Рыбинске - АО "Русский Рено".
1924 год. Завод передан в систему предприятий авиационной промышленности.
1928 год. Выпуск первой серии двигателей М-17 для самолётов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Ремонт и испытание авиамоторов "Лорен-Дитрих".
1935 год. Создание ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова.
1938 год. Разработка серии двигателей М-103, М-105 (гл. констр. В. Я. Климов) для истребителей Як-1, Як-3, Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2.
1939 год. Создание конструкторского бюро В. А, Добрынина.
1941 год. Решением ГКО Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и авиационный институт эвакуированы в Уфу.
1943 год. Перевод КБ В. А. Добрынина в Рыбинск.
1944 год. Возобновление серийного выпуска продукции на восстановленном заводе. Создание КБ под руководством А. М. Люльки.
1945 год. Начало выпуска в Рыбинске двигателя АШ-62ИР для многоцелевого самолёта Ан-2 и военно-транспортного Ли-2.
1947 год. Выпуск первого отечественного турбореактивного двигателя ТР-1. Начало производства поршневого двигателя АШ-73ТК конструкции А. Д. Швецова для самолётов Ту-4 и Ту-70 (серийный выпуск с 1948 г.).
1949 год. Создание двигателя ВД-4К конструкции В. А, Добрынина для стратегического бомбардировщика Ту-85.
1954 год. Начало серийного выпуска турбореактивных двигателей конструкции В. А. Добрынина: ВД-7Б для стратегического бомбардировщика ЗМ; ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50.
1957 год. Под руководством А. М. Люльки создан турбо-реактивный двигатель АЛ-7Ф-1 для истребителей Су-7, Су-9 и Су-17. Серийно выпускался в Рыбинске в 1960-1974 гг.
1963 год. Создан турбореактивный двигатель РД36-35 для самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Т-58ВД.
1968 год. Начало серийного выпуска двигателя РД36-51А для первого в мировой авиации пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144Д.
1972 год. В Рыбинске начат серийный выпуск двигателей П. А. Соловьева Д-30КУ для Ил-62М и Д-30КП для Ил-76.
1976 год. Создан военный двигатель IV поколения АЛ-31Ф для Су-27 (главный конструктор А.М. Люлька).
1979 год. Создан двигатель РД-38 П.А. Колесова для палубного истребителя Як-38М.
1980-е годы. Создание ракетно-турбовального двигателя РТВД-14 и турбопривода ТП-22, прошедших летные испытания в ракетно-космической системе "Энергия-Буран".
1983 год. Начало серийного выпуска двигателя Д-ЗОКУ-154 П. А. Соловьёва для среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154М.
1988 год. Создан двигатель АЛ-31ФП (генеральный конструктор В. М. Чепкин) для истребителей-перехватчиков Су-ЗОМК,Су-ЗОМКИ, Су-37.
1990 год. Начало создания двигателя РД-600В для вертолётов Ка-62 и двигателя ТВД-1500 для самолётов местных воздушных линий.
1992 год. "Рыбинский моторостроительный завод" преобразован в открытое акционерное общество "Рыбинские моторы".
1997 год. Завершено объединение ОАО "Рыбинские моторы" и Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Начало выпуска газовых турбин для энергетической и газовой отраслей.
1998 год. Постановлением правительства РФ предприятие определено головным предприятием по разработке, производству и ремонту двигателей для беспилотных летательных аппаратов.
1999 год. Вхождение Волжского машиностроительного завода в состав ОАО "Рыбинские моторы".
2001 год. Произошло слияние ОАО "Рыбинские моторы" и ОАО "А. Люлька - Сатурн", образовано ОАО "НПО "Сатурн".
2011 год. ОАО "НПО "Сатурн" продало свою дочернюю компанию ОАО "Сатурн - Газовые турбины".
Ссылки:
Смотрите также:
Будем признательны, если Вы поставите ссылку на данную страницу на своем сайте.Код ссылки:
<a href="http://ibprom.ru/npo-saturn">Информация об ОАО "Научно–производственное объединение "Сатурн" (ОАО "НПО "Сатурн")</a> |
Информация обновлена 31.07.2014 г.
ibprom.ru
В программе создания двигателя АЛ-55И аккумулирован опыт московского и рыбинского КБ ОАО «НПО «Сатурн», ряда конструкторских и производственных предприятий страны. Все ОКР, работы по организации производства АЛ-55И и обеспечению лицензионного производства двигателя в Индии ОАО «НПО «Сатурн» ведет на паритетной основе с ОАО «УМПО».
АЛ-55И создан на основе базового газогенератора АЛ-55 и представляет собой двухконтурный двухвальный турбореактивный двигатель со смешением потоков и нерегулируемым сужающимся реактивным соплом. Двигатели семейства АЛ-55 выгодно отличаются от существующих подобного класса двигателей низким удельным расходом топлива и стоимостью эксплуатации.Основные опытно-конструкторские работы по двигателю АЛ-55И были завершены в августе 2010 года. В составе опытного самолета HJT-36 двигатель АЛ-55И успешно выполнил программу летных сертификационных испытаний, по результатам которой был подписан совместный отчет ОАО «НПО «Сатурн», корпорации «ХАЛ» и сертификационного органа Индии об ее успешном выполнении. Параллельно с контрактом на ОКР ОАО «НПО «Сатурн» выполняет контракт по установлению назначенного ресурса двигателя АЛ-55И 300 часов. Эта работа должна быть выполнена до конца текущего года.
В настоящее время программа создания УТС HJT-36 находится в стадии сертификационных испытаний самолета, в обеспечение которых российская сторона поставила 9 двигателей АЛ-55И. Для оказания технической помощи специалистам «ХАЛ» при эксплуатации двигателей в Индии работает группа специалистов ОАО «НПО «Сатурн».
Летные сертификационные испытания образцов HJT-36 должны подтвердить соответствие созданного самолета всем требованиям индийских военно-воздушных сил, уже разместивших заказ на изготовление самолетов. Серийное производство УТС HJT-36 с двигателями АЛ-55И нацелено на поставки самолета в части ВВС Индии. Серийное производство двигателей АЛ-55И запланировано в Индии с поэтапным увеличение доли индийской стороны в изготовлении двигателя и его компонентов.
АЛ-55И – первый двигатель семейства АЛ-55, имеющего, по словам Юрия Шмотина, большие коммерческие перспективы: «Мы с оптимизмом смотрим на реализацию программы АЛ-55. Унифицированный газогенератор АЛ-55 позволяет создать целое семейство газотурбинных двигателей с различной тягой, включая модификации, оборудованные соплом с управляемым вектором тяги и форсажной камерой». добавил rvk. добавлено на сайте sdelanounas.ru
sdelano-u-nas.livejournal.com
1916 | С высочайшего одобрения Николая II и на основе государственного кредита создан автомобильный завод в городе Рыбинске — АО «Русский Рено». | |
1918 | Национализация завода большевиками. | |
1920 | Завод переименован в «Государственный автомобильный завод № 3», его специализацией стал ремонт автотранспорта. | |
1924 | Решением Совета Народных Комиссаров завод был передан в ведение Авиатреста для освоения и серийного производства новой для СССР продукции — авиационных двигателей. Завод переименован в «Государственный авиационный завод № 6». | |
1928 | М-17 | М-17 — веха развития отечественного авиастроения. Начат выпуск двигателей для самолётов-разведчиков Р-5, тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3, истребителя Р-6, морской ближний разведчик Бериева МБР-2 и др. Налажен ремонт и испытание авиамоторов «Лорен-Дитрих». За 10 лет было выпущено 8000 двигателей. В 1928 году Авиатрест был реорганизован, Рыбинский завод получил название «Завод № 26» им. В. Н. Павлова. |
1934 | М-100 | Завод освоил новый двигатель М-100. За это был награждён орденом Ленина. |
1935 | Руководителем конструкторских служб завода становится В. Я. Климов. | |
1936 | М-103 | Разработан новый двигатель М-103 для скоростных бомбардировщиков СБ. |
1937 | Завод стал производить двигатели конвейерным способом. К началу 1941 года выпускалось 12-17 двигателей в сутки, в мае 1941 года уже 45 штук в сутки. | |
1939 | М-105М-105ПМ-105ПФ | При Московском авиационном институте создано КБ-2 МАИ под руководством Г. С. Скубачевского. От КБ-2 МАИ берет начало Рыбинское конструкторское бюро моторостроения. |
1941 | Рыбинский завод № 26, КБ Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуированы на площади Уфимского авиамоторного завода. Директором объединённого завода назначен Василий Петрович Баландин. Чуть позже из Воронежа приехали сотрудники КБ-2 МАИ, переименованного в Уфе в ОКБ-250. Руководителем ОКБ-250 стал В.А. Добрынин. | |
1942 | В Рыбинске возобновлено авиационное производство. Из Уфы вернулась часть специалистов и высококвалифицированных работников. Завод, получил порядковый № 36, возглавил его Сова Серафим Максимович. В 1943 году ОКБ-250 также было переведено в Рыбинск. | |
1944 | АШ-62ИР | В Рыбинске начат выпуск поршневого двигателя >АШ-62ИР. До 1947 г. этот двигатель производили для самолета Ли-2, а в 1947—1949 гг. для Ан-2. |
1947 | ТР-1 | Начат выпуск первого советского турбореактивного двигателя. |
1948 | АШ-73ТК | Освоен серийный выпуск звездообразного двигателя АШ-73ТК А. Д. Швецова, который выпускался до 1957 года для Ту-4 и Ту-70, а двигатели АШ-73 без компрессора — на летающую лодку Бериева Бе-6. |
1949 | ВД-4К | Создан самый мощный в СССР в те времена двигатель для стратегического бомбардировщика Ту-85, конструктор ВД-4К — В. А. Добрынин. ВД-4К стал переходным между поршневыми и газотурбинными двигателями. За его создание ряду сотрудников КБ и ЦИАМ в 1951 году была присуждена Государственная (Сталинская) премия первой степени. |
1958 | ВД-7БВД-7М | Начат серийный выпуск турбореактивного двигателя ВД-7Б конструкции В. А. Добрынина для стратегического бомбардировщика 3М (произведено около 1000 шт.), ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50. |
1960 | Директором завода назначен П. Ф. Дерунов, который внёс значительный вклад в укрепление и развитие предприятия. Под его руководством проводится модернизация предприятия: получены новые земельные площади под строительство цехов, завод получает новое оборудование для производства и оснастки деталей двигателя, что позволяет одновременно выпускать несколько видов авиационных двигателей. | |
1961 | Главным конструктором КБ моторостроения в Рыбинске назначен П. А. Колесов. Под его руководством были созданы уникальные авиационные двигатели для самолётов, опередивших своё время, таких как бомбардировщик-ракетоносец Т-4, сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144Д, многоцелевой истребитель ВВП Як-141. | |
1963 | РД-36-35 | Создан турбореактивный подъёмный двигатель для самолётов МиГ-23УВП (отрабатывался на экспериментальных МиГ-21ПД и Т-58ВД)[2]. Было произведено 62 двигателя. |
1964 | РД-36-35 | Начат выпуск турбореактивного двигателя РД-36-35 для бомбардировщика Ту-22. Это был первый двигатель с форсажной камерой для увеличения тяги. За это достижение предприятие было награждено орденом Ленина. Таких двигателей было выпущено 1700 штук. |
1967 | РД36-41 | П. А. Колесов первым в Советском союзе разработал гиперзвуковой двигатель РД36-41. Самолет Т4 с четырьмя такими двигателями мог достигать скорости до 3200 км/ч. Двигатель РД36-41 в серии не был. |
1968 | На заводе разработана и внедрена научная организация труда (НОТ). В рамках этой программы на заводе появились станки с ЧПУ, ЭВМ, Информационно-вычислительный центр, производилось рационально прогнозирование производства производимой продукции. К 1970 году на предприятии работало 35 000 человек. | |
1971 | Д-30КУ | Начат серийный выпуск двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30КУ конструктора П. А. Соловьёв для флагмана отечественной гражданской авиации Ил-62М. |
1972 | Д-30КП | Начинается производство двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30КП для военно-транспортного самолета Ил-76 и его модификаций. Предприятие выпускало до 40 двигателей в месяц. На сегодняшний день выпущено порядка 10 000 двигателей этих модификаций. |
1972 | После проведения в СССР Косыгинской реформы многие предприятия были переведены на хоз. расчёт. Большая часть выручки от продажи продукции Рыбинского завода стала оставаться в распоряжении предприятия. Эти средства тратились на развитие социальной сферы, в городе появился заводской домостроительный комбинат, благодаря этому в городе появилось более 2 млн. кв.м жилья, заводом были построены футбольный и воднолыжный стадионы, плавательный бассейн, детские сады, базы отдыха. Население города Рыбинска на 1941 год составляло 80 000 человек, а к концу 80-х годов ХХ века составила 290 000 человек. Большой вклад в это внёс директор предприятия П. Ф. Дерунов. | |
1972 | снегоход «Буран» | Запущена новая серия. |
1973 | РД36-35ФВ/ФВР | Создан турбореактивный двигатель РД36-35ФВ/ФВР на палубный штурмовик Як-38. Было произведено 575 штук. |
1975 | РД36-51А | П. А. Колесов, уже имея опыт в разработке сверхзвуковых двигателей, создал альтернативу НК-144 с более экономичным расходом топлива. Это был двигатель РД36-51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д . Это был первый в мире двигатель, который не имел форсажной камеры и позволял переходить на сверхзвуковую скорость. Выпущено 98 штук. |
1981 | В 1981 году за освоение новой гражданской техники и серийный выпуск военной техники Рыбинский завод был награждён Орденом октябрьской революции. | |
1983 | Д-30КУ-154 | Начат серийный выпуск турбореактивного двухконтурного двигателя Д-30КУ-154 (конструктора П. А. Соловьева) для среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154М. |
1985 | РД-38 | На базе РД36-35ФВ/ФВР П. А. Колесов разработал двигатель с поворотным соплом РД-38 для Як-38. Его производство на заводе было под двойным грифом секретности. Произведено было 150 штук. |
1987 | РД-48 | В РКБМ был разработан турбореактивный двигатель для самолета вертикального взлета и посадки Як-141. Это был последний двигатель в разработке которого участвовал П. А. Колесов, двигатель выпускался опытной партией. |
1992 | Рыбинский моторостроительный завод преобразован в АООТ «Рыбинские моторы». | |
1993 | ВМФ России определил РКБМ как основную базу по созданию отечественных морских ГТД. | |
1997 | Генеральным директором ОАО «Рыбинские моторы» избран Ю. В. Ласточкин, возглавлявший предприятие 12 лет. В этот год завершено объединение ОАО «Рыбинские моторы» и . Завод начал выпускать газовые турбины малой и средней мощности для энергетической и газовой отраслей. | |
1999 | Рыбинский Волжский машиностроительный завод вошёл в состав ОАО «Рыбинские моторы». | |
2000 | ДО49Р | Предприятие посещает президент РФ В. В. Путин. Решением министерства обороны РФ ОАО «Рыбинские моторы» определено головным предприятием по разработке, серийному производству и ремонту всех корабельных ГТД и агрегатов на их основе для российского ВМФ. В этот год разработана одновальная газовая турбина ДО49Р, а также успешно проводятся межведомственных испытания для получения сертификата соответствия на теплоэлектростанцию . Генеральным конструктором ОАО «Рыбинские моторы» назначен Кузьменко М. Л. |
2001 | 36МТ | Успешно проведены испытания двигателя 36МТ для беспилотных летательных аппаратов (для , 3М-54Э). В этот год произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» и ОАО «», образовано ОАО "НПО «Сатурн». В 2001 году подписана программа долгосрочного сотрудничества в области поставок газотурбинной техники между ОАО "НПО «Сатурн» и ОАО «Газпром». |
2002 | ТВД-1500Б | Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на турбовинтовой газотурбинный двигатель ТВД-1500Б. |
2003 | ГТЭ-110РД-600В ГТА-6РМ | Турбовентиляторный двухконтурный двигатель SaM146 выбран для установки на региональный самолет RRJ (Sukhoi Superjet 100). Открыто совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma — PowerJet — для управления маркетингом, производством, сертификацией и послепродажным обслуживанием двигателя SaM146. Успешно проведены межведомственных испытаний ГТЭ-110 — первой российской газотурбинной энергетической установки мощностью более 100 МВт c газотурбинным двигателем ГТД-110. Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета на турбовальный двигатель РД-600В для многоцелевого вертолёта Ка-62. Получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета по эмиссии на двигатель с малоэмиссионной камерой сгорания. Успешно проведены межведомственных испытаний и получен сертификат соответствия на энергетическую установку ГТА-6РМ. |
2004 | Проведены испытания газоперекачивающего агрегата . Двигатель АЛ-55И выбран для установки на учебно-тренировочный самолёт . | |
2005 | Открыто «» — совместное производственное предприятие ОАО "НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs. Открыты научно-технический центр в Санкт-Петербурге и инженерный центр в Перми. В 2005 году в состав ОАО "НПО «Сатурн» вошло ОАО «ПАО „Инкар“». В 2005 году создана дочерняя компания "НПО «Сатурн» — «Русская механика» и Рыбинск стал единственным городом, который производит снегоходную технику для страны. | |
2006 | Проведены испытания энергетической установки , первого российского корабельного газотурбинного двигателя , морского газотурбинного двигателя . Проведен первый этап стендовых испытаний двигателя SaM146. | |
2007 | Успешно проведены межведомственные испытания газоперекачивающих агрегатов и . РАО «ЕЭС России» и ОАО "НПО «Сатурн» подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на широкое применение в российской электроэнергетике установок ГТЭ-110 и освоение их серийного выпуска. В Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого самолета Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM146. | |
2008 | 117С АЛ-55И | НТЦ им. А. Люльки, находясь в составе ОАО "НПО «Сатурн», разработала турбореактивный двигатель 117С. Состоялся первый полет многоцелевого истребителя Су-35 с двигателями 117С. Самолет SSJ100 совершил свой первый испытательный полет с двигателями SaM146. Также в этот год был разработан морской газотурбинный двигатель и турбореактивный двигатель АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета . В 2008 году принято решение о вхождении ОАО "НПО «Сатурн» в состав ОАО "Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ныне — АО «ОДК») |
2009 | Управляющим директором ОАО "НПО «Сатурн» назначен И. Н. Федоров. Сдана первая партия двигателей Д-30КП-2 для Ту-154М производства ОАО "НПО «Сатурн» по контракту с инозаказчиком, подписанному в 2008 году. | |
2010 | SaM146-1S17Перспективный двигатель для истребителей 5-го поколения | Получен сертификат типа EASA на двигатель SaM146-1S17. Это событие названо эпохальным. Впервые за всю историю отношений между Европой и Россией в аэрокосмической области авиационный двигатель, совместно разработанный и изготовленный во Франции и России, прошел сертификацию EASA. В 2010 году перспективные двигатели ОАО «НПО Сатурн» подняли в воздух российский экспериментальный истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Генеральным конструктором ОАО «НПО Сатурн» назначен Шмотин Ю. Н. |
2011 | ГТД Е70/8РД | Начались коммерческие поставки двигателя SaM146 и эксплуатация самолета SSJ100 авиакомпаниями — стартовыми заказчиками. ОАО "НПО «Сатурн» успешно провел приемочные испытания судового ГТД Е70/8РД. В 2011 году ОАО "НПО «Сатурн» продает свою дочернюю компанию «Сатурн — Газовые турбины», занимающуюся наземными промышленными программами, акционерному обществу «Объединённая двигателестроительная корпорация»[3]. |
2012 | SaM146 версии 1S18ГТД-10РМЭ | PowerJet получен сертификат типа EASA на двигатель SaM146 версии 1S18 (с увеличенной взлетной тягой) для регионально-магистрального самолета SSJ100. Также получен сертификат EASA на производство серийных двигателей SaM146. Тем самым ОАО "НПО «Сатурн» подтвердила право самостоятельно организовывать работу по производству продукции для европейского рынка, поднадзорные производства на других предприятиях, самостоятельно выбирать поставщиков для двигателя SaM146. В 2012 году линейка выпускаемых предприятием промышленных двигателей расширена новым высокоэффективным энергетическим двигателем ГТД-10РМЭ (КПД 34,93 %). В ноябре 2012 года ОАО «ОДК» принято решение о создании дивизиона Гражданских авиационных двигателей, в рамках которого ПАО "НПО «Сатурн» переданы полномочия на управление ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «ПМЗ». |
2013 | СГТГ-8 | Для энергообеспечения морских и приморских объектов на базе Е70/8РД создан двухтопливный газотурбоэлектрогенератор СГТГ-8 электрической мощностью 8МВт. Состоялась передача первому заказчику самолета SSJ100 с увеличенной дальностью с двигателями SaM146 версии 1S18. Завершены государственные совместные испытания нового короткоресурсного ГТД для нужд ВВС и ОАО "НПО «Сатурн» выходит на массовое производство малоразмерных двигателей. В этот год подписано инвестиционное соглашение с участием «РОСНАНО», «Интер РАО ЕЭС» и «ОДК» / НПО «Сатурн» по модернизации энергоустановок большой мощности на базе ГТД-110. Объём поставок двигателей SaM146 достиг 50 единиц в год, а с начала серийного производства произведено более 100 единиц. |
2014 | ОАО "НПО «Сатурн» получило сертификат EASA на право технического обслуживания и ремонта двигателя SaM146 и стало первой компанией в стране, обладающей полным набором сертифицированных в России и в Европе компетенций по серийному производству, техническому обслуживанию и ремонту гражданских авиационных двигателей. ОАО "НПО «Сатурн» активно развивает производственную инфраструктуру и практически «строит новый завод», совершенствуя компетенции двигателестроения. Перед ОАО "НПО «Сатурн» поставлены задачи ускоренного производства газотурбинных двигателей в рамках импортозамещения и обеспечения заказов военной и гражданской техники. | |
2015 | Управляющий директором назначен Виктор Анатольевич Поляков. | |
2016 | ПАО "НПО «Сатурн» празднует 100-летний юбилей. | |
2017 | Владимир Путин 25 апреля посетил ПАО "НПО «Сатурн», где открыл новый испытательный стенд для корабельных ГТА, объявив полную независимость от Украины в части производства корабельных ГТА. |
encyclopaedia.bid
ОАО «Научно-производственное объединение (НПО) “Сатурн”» – двигателестроительная компания. Специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей.
Сферы их применения – военная и гражданская авиация, энергогенерирующие и газоперекачивающие установки, военные корабли и гражданские суда.
НПО «Сатурн» входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
Предприятие обладает почти 100-летним опытом в создании авиационных двигателей и газовых турбин. Предлагает широкий спектр газотурбинных технологий для транспорта, обороны и энергетики. И обеспечивает полный жизненный цикл своих продуктов – разработка, производство, маркетинг и продажи, поддержка заказчика и обслуживание.
История предприятия началась в 1916 году – когда было Высочайше утверждено решение о создании на основе государственного кредита пяти автомобильных заводов, в том числе в Рыбинске (АО «Русский Рено»).
В 1924-м Рыбинский завод был передан в систему предприятий авиационной промышленности. А в 1928-м – выпущена первая серия двигателей М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.
Интересный факт: самолет АНТ-25, на котором в 1937 году экипаж Валерия Чкалова совершил перелет через Северный полюс, был оборудован двигателями М-34Р производства Рыбинского завода.
В начале Великой отечественной войны Рыбинский завод, КБ В.Я. Климова и авиационный институт были эвакуированы в Уфу. Возобновление выпуска продукции в Рыбинске на восстановленном заводе началось в 1944-м.
До начала 60-х здесь появились:
– первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1,
– поршневой АШ-73ТК конструкции А. Д. Швецова для самолетов Ту-4 и Ту-70,
– двигатель ВД-4К конструкции В.А. Добрынина для стратегического бомбардировщика Ту-85,
– турбореактивные двигатели конструкции В.А. Добрынина ВД-7Б для стратегического бомбардировщика ЗМ и ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50,
– турбореактивный двигатель АЛ-7Ф-1 конструкции А.М. Люльки для истребителей Су-7, Су-9 и Су-17.
В период с 1960-го по 1980-й были созданы:
– уникальные авиационные двигатели серии РД для МиГ-21, МиГ-23 и Т-58ВД, а также для первого в мировой авиации пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144Д,
– лучший по техническим параметрам того времени двигатель АЛ-21Ф-3 для самолетов Су-17М, Су-20, Су-24 и МиГ-23Б,
– двигатели П.А. Соловьева Д-30КУ для Ил-62М и Д-30КП для Ил-76,
– военный двигатель IV поколения АЛ-31Ф для Су-27 (главный конструктор А.М. Люлька),
– двигатель РД-38 П.А. Колесова для палубного истребителя Як-38М.
До конца 20 века на заводе были разработаны:
– ракетно-турбовальный двигатель РТВД-14 и турбопривод ТП-22 для ракетно-космической системы «Энергия-Буран»,
– Д-ЗОКУ-154 П.А. Соловьёва для среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154М,
– АЛ-31ФП (генеральный конструктор В.М. Чепкин) для истребителей-перехватчиков Су-ЗОМК, Су-ЗОМКИ, Су-37,
– двигатели РД-600В для вертолетов Ка-62,
– начался выпуск газовых турбин для энергетической и газовой отраслей,
– завод стал головным предприятием по разработке, производству и ремонту двигателей для беспилотных летательных аппаратов,
– головным разработчиком двигателя 5-го поколения, а также всех корабельных ГТД и агрегатов на их основе для российского ВМФ.
В 2001 году после слияния ОАО «Рыбинские моторы» и ОАО «А.Люлька-Сатурн», образовалось ОАО «НПО “Сатурн”». И вскоре:
– двигатель SaM146 победил в тендере для установки на самолет RRJ (ныне Sukhoi SuperJet 100),
– проведены успешные испытания ГТЭ-110 – первой российской газовой турбины мощностью более 100 МВт,
– изготовлен первый российский корабельный газотурбинный двигатель М75РУ,
– в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого самолета Sukhoi Superjet 100 с двигателями SaM146.
Компания продолжает свое развитие: внедряет новую техническую политику, разрабатывает новые виды продукции, выполняет программы по развитию персонала, техническому и технологическому перевооружению, капитальному строительству и реконструкции промышленных зданий и сооружений. И направляет на эти цели миллиарды рублей.
xn--o1agc1b.xn--p1ai