Причина неисправности | Способ устранения |
Двигатель не пускается | |
Нет давления в топливной рампе: | Выполните следующее: |
засорены топливопроводы | промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы |
неисправен топливный насос | замените насос |
засорен топливный фильтр | замените фильтр |
неисправен регулятор давления топлива | проверьте регулятор, неисправный замените |
Неисправна система зажигания | См. раздел «Электрооборудование», система управления двигателем (ЭСУД) |
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на ходу | |
Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя (рампе) | См. «Двигатель не пускается» |
Неисправен регулятор холостого хода | Замените регулятор холостого хода |
Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов | Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените |
Нарушены зазоры между толкателями и кулачками распределительного вала | Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов |
Неисправна система зажигания | См. раздел 9 «Электрооборудование», подраздел «Система управления двигателем» |
Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист | |
Неполное открытие дроссельной заслонки | Отрегулируйте привод дроссельной заслонки |
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки | Замените датчик |
Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя (рампе) | См. неисправность «Двигатель не пускается» |
Загрязнен воздушный фильтр | Замените фильтрующий элемент |
Неисправна система зажигания | См. раздел 9 «Электрооборудование», подраздел «Система управления двигателем» |
Нарушены зазоры между толкателями и кулачками распределительного вала | Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов |
Недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см2): | Выполните следующее: |
поломка или залегание поршневых колец | детали замените |
плохое прилегание клапанов к седлам | замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла |
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец очистите кольца и канавки поршней от нагара поврежденные | замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры блока цилиндров |
Повышенный расход топлива | |
Повышенное сопротивление движению автомобиля | Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки управляемых колес |
Неисправна система зажигания | См. раздел 9 «Электрооборудование», подраздел «Система управления двигателем» |
Неисправны форсунки Подтекание топлива в соединениях | См. «Система питания» Подтяните соединения трубопроводов |
Использование низкокачественного топлива | Залейте рекомендуемое топливо |
Стук коренных подшипников коленчатого вала | |
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала | |
Слишком раннее зажигание | Отрегулируйте установку момента зажигания |
Недостаточное давление масла | См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
Ослаблены болты крепления маховика | Затяните болты рекомендуемым моментом |
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом | Замените упорные полукольца новыми или с увеличенной толщиной, проверьте зазор |
Стук шатунных подшипников | |
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания | |
Недостаточное давление масла | см. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | Замените вкладыши и прошлифуйте шейки |
Стук поршней | |
Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой | |
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне | Замените кольца или поршни с кольцами |
Стук впускных и выпускных клапанов | |
Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала | |
Увеличенные зазоры в клапанном механизме | Отрегулируйте зазоры |
Поломка клапанной пружины | Замените пружину |
Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой | Замените изношенные детали |
Износ кулачков распределительного вала | Замените распределительный вал и регулировочные шайбы |
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе | |
Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц | Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос |
Заедание реакционного клапана давления масла | Замените клапан |
Изношены шестерни масляного насоса | Отремонтируйте масляный насос |
Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
Чрезмерный зазор между шейками и корпусами подшипников распределительного вала | Замените распределительный вал или головку цилиндров с корпусами подшипников |
Применение моторного масла несоответствующей марки и качества | Замените масло другим, рекомендуемым заводом-изготовителем. |
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе | |
Заедание редукционного клапана давления масла | Замените клапан |
Пружина редукционного клапана давления масла имеет большую жесткость | Замените пружину |
Повышенный расход масла | |
Подтекание масла через уплотнения двигателя | Подтяните крепления или замените прокладки и сальники |
Засорена система вентиляции картера | Промойте детали системы вентиляции картера |
Износ поршневых колец или цилиндров двигателя | Расточите цилиндры и замените поршни и кольца |
Поломка поршневых колец | Замените кольца |
Закокcовывание прорезей в маслосьемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла | Очистите прорези и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым заводом-изготовителем. |
Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов | Замените маслоотражательные колпачки |
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок | Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров |
Быстрое падение жидкости в расширительном бачке | |
Поврежден радиатор | Отремонтируйте или замените радиатор |
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов | Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов |
Подтекание жидкости из крана или радиатора отопителя | Замените кран или радиатор |
Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости | Замените сальник |
Повреждена прокладка головки цилиндров | Замените прокладку |
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров | Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали |
Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе | Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждаюиую жидкость герметизатора типа НИИСС-1 |
Деформация фланца подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости | Замените подводящую трубу |
Низкое давление открытия клапана пробки расширительного бачка | Проверьте пробку и при необходимости замените |
Развитие автомобилей и автомобилестроения привело к тому, что современный автолюбитель не только не занимается ремонтом самостоятельно, но и часто не представляет, как устроен автомобиль и каким образом поддерживать его в надлежащем состоянии. Для многих двигатель автомобиля - черный ящик, который превращает бензин в лошадиные силы и ньютоно-метры (хотя, вероятнее всего, такой термин вряд ли знаком широкому кругу водителей). Все, что находится под капотом, вызывает благоговейный страх и, по этой причине, водитель старается заглядывать туда как можно реже. И современный автомобиль этому всячески способствует: из него ничего не капает, он не издает неприятных звуков и не источает неприятных запахов. Водитель каждое утро садиться в теплый салон и едет по своим делам, не задумываясь о том, что автомобиль - сложный механизм, требующий соответствующего внимания и обслуживания.
После кузова, двигатель - самая дорогостоящая деталь автомобиля, и его поломка может больно ударить по карману автовладельца. Чтобы не допустить его выхода из строя важно понимать, каким образом функционирует агрегат и каковы основные причины поломок.
По статистике, основная причина ремонта двигателя - несоблюдение правил обслуживания. И без того длинные межсервисные интервалы, доходящие до 30000 км, не соблюдаются владельцами, и автомобиль может пробежать и 60000 и 80000 без ТО. Но, как и лошадь, которую не кормили и заставляли бегать круглые сутки, при таком обращении двигатель попросту "умрет". Почему?
Современные масла позволяют автопроизводителям увеличивать требуемый пробег автомобиля между заменами масла. Но довольно весомый вклад в таком увеличении имеет желание производителя показать свой продукт с более привлекательной стороны, или проще говоря, маркетинг. Ведь больший пробег между ТО означает снижение затрат на эксплуатацию, и на неискушенный взгляд говорит о большей надежности автомобиля, что делает его более привлекательным в глазах потребителя. Но так ли хороши используемые сейчас масла? Несмотря на то, что технологии шагнули далеко вперед, законы физики (и химии), все так же продолжают действовать. Масло в двигателе подвержено воздействию высоких температур, в него попадает топливо, что приводит к окислению и выгоранию входящих в состав масла присадок. В условиях российской эксплуатации и нестабильного качества топлива, масло теряет основные свойства уже через 8 - 9 тысяч километров. Для минерального масла этот срок еще меньше.
Смазывающие свойства и способность масляной пленки задерживаться на поверхности смазывающихся деталей падают, приводя к появлению "сухого" трения, т.е. случая, когда металл контактирует непосредственно с металлом. Такой режим работы приводит к повышенному износу трущихся частей, от трения увеличивается температура в зоне контакта и детали попросту свариваются между собой приводя к заклиниванию двигателя. Но это крайний вариант. В менее критических случаях износ деталей будет способствовать уменьшению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и масла и другим неприятным явлениям.
Другая возможность повредить двигатель связана с тем, что в процессе эксплуатации, количество масло в двигателе уменьшается. Масло попадает в камеру сгорания и сгорает вместе с топливом, причем этот процесс тем интенсивнее, чем больше износ поршневой группы. Также масло может вытекать через различные уплотнители, которые также теряют эффективность со временем. Недостаточное количество масла приводит, например, к тому, что многие важные детали, например распредвал, находящиеся в головке блока цилиндров оказываются без смазки и изнашиваются ускоренными темпами и выходят из строя.Также недостаток масла может сказаться на работе натяжителя цепи привода ГРМ, что может привести к ее ослаблению. Ненатянутая цепь может "перескочить" на несколько зубьев на звездочках коленчатого или распределительного валов, в результате чего нарушится правильное расположение этих валов, что приведет к столкновению поршней с открывшимися не вовремя клапанами.
Свечи зажигания в случае долгой эксплуатации без замены могут лишь беспокоить водителя ухудшением динамики автомобиля, увеличением расхода топлива и лампой "проверь двигатель". Известны случаи разрушения свечи непосредственно в двигателе с попаданием ее частей в цилиндр и являющиеся причиной дорогостоящего ремонта двигателя, но они довольно редки. К этому времени автомобиль обычно уже перестает ехать, поскольку топливо в двигателе не поджигается. Но, в это же время, несгоревшее топливо, попадая в каталитический нейтрализатор, будет догорать внутри него, приводя к "спеканию" ячеек нейтрализатора и способствуя выходу его из строя.
О цепи мы поговорили ранее, а на ремнях хотелось бы остановиться. В среднестатистическом двигателе можно найти ремни привода ГРМ и ремни привода различных агрегатов: насоса ГУР, компрессора кондиционера, вентиляторов и т.д. И если обрыв последних не приведет к катастрофическим последствиям, то обрыв ремня привода ГРМ повлечет за собой те же печальные события, что и проблемы с цепью: поршни, клапаны, а возможно, что и другие детали придется менять.
Отдельно можно отметить “человеческий фактор”. При обслуживании двигателя важно соблюдать чистоту и внимательно следить за выполнением всех операций. Попадание грязи внутрь двигателя, незакрученные болты или неправильная установка деталей после их снятия может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту.
www.gelikonservice.ru
Причина неисправности |
Способ устранения |
Двигатель не пускается |
|
Нет давления в топливной рампе: засорены топливопроводы
неисправен топливный насос засорен топливный фильтр неисправен регулятор давления топлива |
Выполните следующее: промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы замените насос замените фильтр проверьте регулятор, неисправный замените |
Неисправна система зажигания |
|
Двигатель работает неусточиво или глохнет на ходу |
|
Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя (рампе) |
См. «Двигатель не пускается» |
Неисправен регулятор холостого хода |
Замените регулятор холостого хода |
Подсос воздуха через шланг вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускной трубопровод с вакуумным усилителем тормозов |
Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените |
Нарушены зазоры между толкателями и кулачками распределительного вала |
Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов |
Неисправна система зажигания |
|
Двигатель не развивает максимальной мощности и недостаточно приемист |
|
Неполное открытие дроссельной заслонки |
Отрегулируйте привод дроссельной заслонки |
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки |
Замените датчик |
Недостаточно давление топлива в топливопроводе двигателя (рампе) |
См. «Двигатель не пускается» |
Загрязнен воздушный фильтр |
Замените фильтрующий элемент |
Неисправна система зажигания |
|
Нарушены зазоры между толкателями и кулачками распределительного вала |
Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов |
Недостаточная компрессия – ниже 1 МПа (10 кг/см3): поломка или залегание поршневых колец
плохое прилегание клапанов к седлам
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колес |
Выполните следующее:
очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры блока цилиндров |
Повышенный расход топлива |
|
Повышенное сопротивление движению автомобиля |
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки управляемых колес |
Неисправна система зажигания |
|
Неисправны форсунки |
|
Подтекание топлива в соединениях |
Подтяните соединения трубопроводов |
Использование низкокачественного топлива |
Залейте рекомендуемое топливо |
Стук коренных подшипников коленчатого вала Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала. |
|
Слишком раннее зажигание |
Отрегулируйте установку момента зажигания |
Недостаточное давление масла |
См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
Ослаблены болты крепления маховика |
Затяните болты рекомендуемым моментом |
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников |
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом |
Замените упорные полукольца новыми или с увеличенной толщиной, проверьте зазор |
Стук шатунных подшипников Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания. |
|
Недостаточное давление масла |
См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами |
Замените вкладыши и прошлифуйте шейки |
Стук поршней Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой. |
|
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами |
Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне |
Замените кольца или поршни с кольцами |
Стук впускных и выпускных клапанов Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равносмерными интервалами; частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала. |
|
Увеличенные зазоры в клапанном механизме |
Отрегулируйте зазоры |
Поломка клапанной пружины |
Замените пружину |
Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой |
Замените изношенные детали |
Износ кулачков распределительного вала |
Замените распределительный вал и регулировочные шайбы |
Недостаточное давление масла на холостом ходу на прогретом двигателе |
|
Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц |
Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос |
Заедание редукционного клапана давления масла |
Замените клапан |
Изношены шестерни масляного насоса |
Отремонтируйте масляный насос |
Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала |
Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
Чрезмерный зазор между шейками и корпусами подшипников распределительного вала |
Замените распределительный вал или головку цилиндров с корпусами подшипников |
Применение моторного масла несоответствующей марки и качества |
Замените масло рекомендуемым |
Чрезмерное давление масла на прогретом двигателе |
|
Заедание редукционного клапана давления масла |
Замените клапан |
Пружина редукционного клапана давления масла имеет большую жесткость |
Замените пружину |
Повышенный расход масла |
|
Подтекание масла через уплотнения двигателя |
Подтяните крепления или замените прокладки и сальники |
Засорена система вентиляции картера |
Промойте детали системы вентиляции картера |
Износ поршневых колец и цилиндров двигателя |
Расточите цилиндры и замените поршни и кольца |
Поломка поршневых колец |
Замените кольца |
Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла |
Очистите прорези и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым |
Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов |
Замените маслоотражательные колпачки |
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок |
Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров |
Перегрев двигателя |
|
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения |
Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения |
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора |
Очистите наружную поверхность радиатора струей воды |
Неисправен термостат |
Замените термостат |
Не работает электродвигатель вентилятора |
Проверьте электродвигатель, замените или отремонтируйте его |
Неисправен насос охлаждающей жидкости |
Проверьте работу насоса, замените или отремонтируйте его |
Быстрое падение жидкости в расширительном бачке |
|
Поврежден радиатор |
Отремонтируйте радиатор или замените |
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов |
Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов |
Подтекание жидкости из крана или радиатора отопителя |
Замените кран или радиатор |
Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости |
Замените сальник |
Повреждена прокладка головки цилиндров |
Замените прокладку |
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров |
Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали |
Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе |
Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС-1 |
Деформация фланца подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости |
Замените подводящую трубу |
Низкое давление открытия клапана пробки расширительного бачка |
Проверьте пробку и при необходимости замените |
autorambler.ru