ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Перегрев двигателя: причины, признаки и способы устранения. Перегрев двигателя причины


Перегрев двигателя: причины, признаки и способы устранения

Автомобиль — это сложнейший механизм, который состоит из множества деталей, агрегатов и узлов. Самый важный компонент любой машины и самый дорогостоящий — это её двигатель. К счастью, при нормальной эксплутации автомобиля мотор ломается очень редко, а значит не так часто требует ремонта. Но есть ситуации, которые приближают наступление этого трудоемкого ремонта. Одна из них — перегрев двигателя.

Во время своей работы мотор автомобиля нагревается до высоких температур, выше 100 градусов по Цельсию, что является рабочей температурой двигателя, при которой мотор может работать при нормальных рабочих тепловых зазорах, предусмотреных заводам-изготовителем. Если не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он быстро выйдет из строя. Для этого в машине была создана специальная система охлаждения, в которой постоянно циркулирует охлаждающая жидкость — тосол.

Любые неполадки и неисправности в системе охлаждения приводят к перегреву двигателя автомобиля. И если вы заметили, что датчик температуры на приборной панели показывает крайне высокие величины, то следует незамедлительно разобраться в причинах. Давайте разберемся, почему перегревается двигатель, в чем причины, как устранить неполадки?

Последствия перегрева двигателя

Датчик температуры

Даже разовый перегрев мотора на протяжении непродолжительного времени может вызвать проблемы в дальнейшем. Двигатель имеет детали, которые чувствительны к высоким температурам. К ним относятся, например, маслоотражательные колпачки клапанов и маслосъемные поршневые кольца. При перегреве маслоотражательные колпачки теряют упругость (дубеют), их резиновая часть. Маслосъемные поршневые кольца (они стальные) при перегреве залегают, то есть перестают сжиматься и разжиматься в определенных конструкторами пределах.

В результате резко повышается масляный аппетит мотора. Такой повышенный расход ГСМ только усугубляет ситуацию с перегревами двигателя, потому что на поверхности камеры сгорания образуются отложения. Что ещё более усугубляет ситуацию потому что начинает образовываться нагар, из-за которого могут выйти из строя свечи и даже катушки зажигания (ну и соответственно и компрессионные кольца с вытекающими из этого последствиями).

Но это не самое страшное. Гораздо более серьезный вред наносится металлическим деталям двигателя. Как известно, при нагреве материал расширяется. При нормальной работе мотора после охлаждения компоненты возвращаются в исходное состояние без остаточных деформаций. Однако в случае перегрева детали расширяются больше обычного и тогда остаточных деформаций не избежать. Отсюда мы получаем коробление блока и головки цилиндров, рост размера поршней вплоть до их задира. А это уже серьезно, что требует дорогостоящего ремонта двигателя.

Признаки перегрева мотора

Специалисты разделяют два вида перегрева двигателя: внутренний и внешний. Самым опасным из них можно считать первый, так как он не сразу заметен водителю. При нем повышения температуры охлаждающей жидкости практически нет. Тепло как бы остается внутри агрегата. Но двигатель реагирует резким снижением мощности из-за ухудшения наполнения и роста механических потерь.

Перегрев мотора

Какие существуют основные признаки перегрева двигателя?

1. Стрелка датчика температуры на приборной панели находится в красной зоне. Это означает превышение температуры охлаждающей жидкости.2. Из-под капота выходит пар или дым. Появление пара означает, что охлаждающая жидкость закипела (при испарении). Если из-под капота идет дым, это значит что уже что-то горит, скорее всего тут система охлаждения двигателя не виновата. В любом из этих случаев нужно сразу же остановить машину и выключить двигатель.3. Снижение эффективности автомобильной печки. Отопитель, который расположен выше других элементов системы охлаждения, получает тепло от тосола. Если жидкость перестает туда попадать, то эффективность печки падает.

Причины перегрева двигателя автомобиля

Если вы заметили признаки того, что двигатель греется, необходимо прекратить эксплуатацию автомобиля. Следует провести диагностику системы охлаждения, чтобы выявить причины. Таких факторов может быть десяток. Вот наиболее распространенные причины перегрева двигателя:

1. Радиатор пробит или загрязнен. Радиатор играет важную роль в охладительной системе, если он перестает нормально работать, то происходит повышение температуры. Очень часто на нем скапливается грязь, пыль или листья. В этом случае стоит очистить радиатор. Также он может забиться внутри, а значит его следует прочистить. Если это сделать невозможно или в радиаторе появились дырки, трещины, то можно его просто заменить на новый.

2. Сломался термостат. Поломка термостата часто становится причиной перегрева мотора. В этом случае элемент нужно заменить.

Система охлаждения

3. Вышел из строя вентилятор системы охлаждения. Если вентилятор сломался, то возникает плохое охлаждение двигателя. Неисправности могут быть вызваны плохой коммутацией или поломкой электропривода. В данном случае нужен ремонт или замена вентилятора. Кроме того, может ослабнуть натяжение ремня, который приводит в движение вентилятор от коленчатого вала. Если привод вентилятора электрический, то может неправильно работать датчик температуры.

4. Поломка водяной помпы. Неисправность насоса нарушает циркуляцию охлаждающей жидкости, в результате чего система перегревается. Помпа может выйти из строя в результате износа или другой причины. Также могут порваться ремни водяного насоса.

5. Низкий уровень охлаждающей жидкости или ее отсутствие. Необходимо регулярно проверять наличие рабочих жидкостей в автомобиле. Если их недостаточно, то нужно долить. Тосол (вода, антифриз) при высоких температурах в процессе эксплуатации постепенно испаряется, к тому же нередко происходит утечка. В системе охлаждения большое количество всевозможных трубок, хомутиков, которые могут сдвигаться, ослабляться, повреждаться, а значит пропускать жидкость. Следите внимательно за подтеками и в случае необходимости затяните хомуты, поменяйте уплотнения.

6. Работа двигателя в трудных условиях. Нередко перегрев двигателя автомобиля происходит летом в жару. Конечно, температура окружающей среды не является главной причиной перегрева, но может быть сопутствующим фактором. А теперь представьте, что таких факторов собралось много в один момент. Старый перегруженный «жигуленок» поднимается медленно в гору. Педаль нажата в пол, из-за чего нагрузка на мотор большая. Обороты коленчатого вала малые, а значит помпа не качает много охлаждающей жидкости, система работает плохо. Скорость движения автомобиля тоже маленькая, а значит недостаточно скорости набегающего воздушного потока. Вот вам и перегрев мотора, кипение тосола, пар из-под капота.

Жигуленок

Несколько советов

Когда вы заметили перегрев мотора, то следует незамедлительно приступать к поиску причины неполадок. В зависимости от факторов, вызвавших неблагоприятную ситуацию, будет подобрано решение, последовательность действий.

Не забывайте регулярно проверять уровень охладающей жидкости: тосола, антифриза. На расширительном бачке указана отметка, до которой следует доливать жидкость. Кроме того, следует заменять старую жидкость на новую, так как она со временем теряет свои свойства. Более подробно об этом мы рассказали в этой статье.

Важно периодически проверять работу термостата. Именно он нередко становится причиной перегрева. Чтобы проверить работоспособность элемента, при прогретом двигателе дотроньтесь до радиатора. Если он теплый, значит термостат работает как надо. То есть при достижении высокой температуры правильно срабатывает клапан, которые и запускает охлаждающую жидкость в радиатор.

Проверить работоспособность термостата можно еще одним способом. Нужно снять его и положить в емкость с кипящей водой. Если клапан сработает, значит все в порядке.

Если тосол в машине закипел и пошел пар, будьте осторожны! Не нужно бросаться открывать крышку расширительного бачка или пробку радиатора. В этот момент в системе высокое давление и, открыв доступ к ней, избежать ожогов вам не удастся. Кроме того, охлаждающая жидкость должна оставаться в системе. Просто заглушите двигатель, откройте капот, дав возможность воздуху несколько охладить двигатель.

Нельзя поливать горячий мотор водой! Вы рискуете залить проводку и еще сильнее усугубить ситуацию. К тому же, температурный контраст горячего и холодного приведет к разрушению компонентов двигателя.

Кстати, агрессивная езда тоже может привести к рассмоторенным выше проблемам, так что едьте спокойнее. Удачи на дорогах!

www.avtobrisk.ru

Перегрев двигателя - причины и способы устранения

Причины перегрева двигателя

Появление звонких стуков, уменьшение мощности, повышенная температура охлаждающей жидкости - характерные признаки перегрева двигателя.

Обнаружить перегрев двигателя можно по показаниям указателя температуры или аварийной лампочки, которая загорается при повышении температуры охлаждения выше нормы. О чрезмерном перегреве двигателя свидетельствует и выделение большого количества пара с пароотводящей трубки радиатора.

Причины, по которым происходит перегрев двигателя и возможные способы их устранения приведены ниже в таблице.

Причины неисправности Способы  устранения
В системе охлаждения двигателя недостаточное количество охлаждающей жидкости Проверить и при необходимости долить охлаждающую жидкость
 Пробуксовывает шкив вентилятора или обрыв ремня Отрегулировать натяжение ремня или заменить его
Неполное открытие створок радиатора Отрегулировать привод жалюзи
Загрязненный радиатор и соединительные шланги Промыть систему охлаждения, а шланги очистить
 Заедание термостата в закрытом положении Заменить термостат
 Не включается электромагнитная муфта вентилятора Проверить исправность электромагнитной муфты
 Большое количество накипи в системе охлаждения двигателя  Промыть систему охлаждения двигателя специальным раствором
 Перегрузка двигателя, частичное затягивание стояночного тормоза Перейти на низшую передачу, полностью отпустить рукоятку стояночного тормоза
 Неправильно установлено зажигание  Проверить установку зажигания и отрегулировать его
Поступление в цилиндры двигателя богатой или бедной смеси, применение топлива, не соответствующее типу двигателя Отрегулировать карбюратор, заменить топливо

Следует помнить, что при перегреве двигателя не только заметно уменьшается его мощность, но и увеличивается расход топлива, ухудшается смазочное свойство масла - возможны заусенцы трущихся поверхностей, деформация и трещины деталей.

При перегреве двигателя необходимо прежде всего проверить количество охлаждающей жидкости и довести ее до нормы. Снимая пробку заливной горловины радиатора с перегретого двигателя, надо быть очень осторожным, чтобы предотвратить ожоги лица и рук горячим паром. Уровень жидкостей в радиаторе должен быть на 15-20 мм ниже заливной горловины. Антифриз в радиатор заливают по объему на 6-7% меньше воды.

Доливать воду в радиатор перегретого двигателя следует лишь после того, как двигатель немного остынет. Если двигатель работает, то доливать воду необходимо тонкой струйкой, чтобы не вызвать появление трещин в цилиндрах.

При испарении антифриза в систему охлаждения доливают только воду, а антифриз добавляют только тогда, когда точно установлено, что утечка устранена. Утечку устраняют затягивая хомутики или заменяя прокладки.

Следует также помнить, что эффективность охлаждения двигателя в значительной степени зависит от натяжения ремня привода вентилятора. Натяжение ремня на многих автомобилях регулируют изменением положения генератора. Если ремень натянут слабо, необходимо ослабить крепление генератора и, смещая его, добиться нужного натяжения ремня. Если пас привода вентилятора замаслен, его надо вытереть бензином.

Перегрев двигателя может быть вызван засорением шлангов системы охлаждения, проходов для воздуха в сердцевине радиатора, большим количеством накипи на стенках системы охлаждения, неисправностью термостата или плохой работой водяного насоса. Для выявления причин этих неисправностей сначала проверяют водяной насос. Если через контрольное отверстие водяного насоса выходит вода, то неисправен сальник и его следует заменить. Нельзя заглушать контрольное отверстие, когда через него идет вода. Это приводит к порче подшипников водяного насоса. Если неисправен водяной насос отремонтировать невозможно, его необходимо заменить.

В системе охлаждения может образоваться много накипи. В этом случае, после возвращения в гараж нужно промыть систему специальными растворами. Чтобы уменьшить образование накипи в системе охлаждения, следует применять чистую мягкую воду - дождевую или снеговую. Отлитую из системы охлаждения воду желательно использовать повторно, потому что, частая замена воды усиливает коррозию и повышает образование накипи. Если внутренняя полость системы замаслена, систему следует промыть слабым раствором щелочи. Термостат в дороге можно проверить, осмотрев его снаружи; при необходимости удаляют накипь, грязь, очищают маленькое отверстие в клапане. Неисправный термостат необходимо заменить.

Водитель должен следить за тепловым режимом работы двигателя (нормальный тепловой режим - 80-90 ° С), его регулируют открытием или закрытием жалюзи. Когда жалюзи открываются полностью, следует проверить состояние и действие тяг управления жалюзи радиатора. Пластинки жалюзи не должны иметь вмятин, и при полностью вытянутой рукоятке привода должны быть плотно закрыты, а при крайнем переднем положении - полностью открыты. Особенно внимательно надо следить за работой жалюзи зимой. Иногда в нижней части радиатора замерзает вода, и ледяная пробка нарушает ее нормальную циркуляцию. Выявить замерзание воды в радиаторе можно на ощупь. Конечно, степень нагрева верхней части радиатора значительно больше, чем нижней и средней части. При замерзании воды в радиаторе с пароотводящих трубки интенсивно выходит пар. В этом случае лучше поставить автомобиль в теплое помещение, дать возможность растаять льду. Если такой возможности нет, то место, где образовался лед, надо обложить тряпками, намоченными в кипятке, и поливать их горячей водой.

Перегрев двигателя может произойти из-за чрезмерно позднее зажигания, потому смесь продолжает гореть при выпуске. При этом двигатель и выпускной трубопровод будут нагреваться из-за того, что часть тепла от смеси, которая сгорает, отдается охлаждающей жидкости. Если зажигание позднее, следует отрегулировать его. Перегрев двигателя может быть вызван также применением бензина, не соответствующего требованиям заводской инструкции.

На степень нагрева двигателя большое влияние состав рабочей смеси. Например, поступление в цилиндры бедной смеси может также привести к перегреву. В этом случае слышать хлопки в карбюраторе, чувствуется ненормальная приемистость двигателя. Двигатель перегревается и из-за медленного горения бедной смеси. Объем газов, горящих продолжительность и поверхность столкновения деталей двигателя с газами увеличиваются, становится больше количество тепла, которое отдается деталям двигателя.

Если двигатель перегревается из-за поступления в цилиндры богатой смеси, характерными признаками этого является выстрелы и черный дым в глушителе. Богатая смесь, как и бедная, горит медленно и не успевает сгореть полностью из-за нехватки воздуха. При выходе в глушитель смесь, соединяясь с кислородом, сгорает, возникает взрыв. Длительная работа двигателя на этой смеси приводит к повышенной образования нагара в цилиндрах, к ухудшению передачи тепла в охлаждающую жидкость создает возможность возникновения детонации.

У неопытных водителей двигатель иногда перегревается из-за частичного затягивания рычага стояночной тормозной системы или неправильная регулировка рабочей тормозной системы. Поэтому, отправляясь в путь, следует всегда ставить рычаг стояночной тормозной системы в крайнее переднее положение, предварительно проверив исправность и рабочей тормозной системы.

Бывает, что двигатель перегревается из-за длительной езды на низших передачах. В таком случае необходимо остановиться и дать ему возможность остыть. Если остановиться невозможно, следует перейти на более высокую передачу, увеличив тем самым частоту вращения коленчатого вала двигателя, а вместе с тем и скорость циркуляции охлаждающей жидкости. В результате улучшится теплоотвод от стенок цилиндра и головки блока.

Иногда двигатель перегревается из-за недостаточной подачи масла к деталям, которые смазываются, или плохое его качество. Ухудшение смазки приводит к усилению трения между деталями, повышает температуру деталей и масла. Поэтому надо следить за уровнем масла в картере двигателя, за давлением в системе смазки, не допускать утечки масла через сообщения шлангов и трубопроводов, прокладки и сальники.

Похожее

avtoyu.ru

Что такое перегрев двигателя, почему он возникает и как его не допустить?

Что такое перегрев двигателя, почему он возникает и как его не допустить?

Прогресс не стоит на месте, это касается всех отраслей и особенно автомобильной. Каждое новое поколение автомобилей отличается еще большим совершенством и высокими технологическими решениями. Однако против природы и физики не "попрешь", при всем совершенстве новых моторов и прекрасной производительности они подвержены практически все тем же "болячкам", что и их прародители.

Бедой всех ДВС в независимости от поколения является перегрев, он опасен тем, что способен полностью вывести силовой агрегат из строя. Несмотря на большое количество датчиков, которые подобно нервным окончаниям моментально сообщают в мозг (ЭБУ) о любых изменениях в той или иной части двигателя, перегрев мотора представляет большую угрозу и застраховаться от него на 100% — невозможно. От перегрева двигателя преимущественно страдают "бюджетные" модели особенно летом, когда столбцы термометров зашкаливают.

Самое обидное и неприятное то, что опасен даже кратковременный перегрев двигателя, о котором вы можете даже не узнать, но так или иначе он даст о себе знать, когда? — вопрос времени... Для того чтобы не допустить перегрев мотора нужно понять причину, то есть происхождение данного явления.

Перегрев двигателя может быть разным

Принято разделять перегревы на: внутренний (наиболее опасный) и внешний (менее опасный, но не менее нежелателен). Что касается первого типа, его достаточно тяжело обнаружить вовремя, температура антифриза (ОЖ) может почти не повышаться, избыток тепла не уходит вовне полностью и остается внутри двигателя, провоцируя перегрев двигателя. Силовой агрегат теряет мощность из-за возникновения детонации и калильного зажигания.

Основные причины внутреннего перегрева двигателя

Как уже я уже говорил, внешний перегрев не так страшен как внутренний, поскольку внешний перегрев можно вовремя заметить по показателям на панели приборов. Следует насторожиться, когда стрелка начинает входить в красную область.

Основные причины внешнего перегрева двигателя

Причин может быть несколько, наиболее часто встречающиеся — недостаточный уровень ОЖ, утечка, которая могла длиться на протяжении длительного времени без ведома самого автовладельца. Источником утечки антифриза могут быть поврежденные патрубки и прокладки, нарушения в соединениях или неисправные хомуты. Обнаружить течь можно по характерным пятнам в местах длительной парковки. Иногда подтеканий на двигателе и на асфальте не видно, но уровень ОЖ постепенно или резко падает. Причиной может быть довольно серьезная поломка, антифриз скорее всего уходит в цилиндр двигателя, либо смешивается с маслом, последствия такого явления сложно описать или предугадать, в большинстве случаев двигатель полностью выходит из строя (коленчатый вал клинит или происходит гидроудар двигателя) и требует в лучшем случае капремонта, а в худшем — полной замены.

Антифриз может уйти в цилиндры в следующих случаях:

Второй часто встречающейся причиной перегрева двигателя является — неисправность или нарушение в работе системы охлаждения. Забитый (нерабочий) радиатор, неисправный вентилятор или датчик вентилятора могут привести к перегреву. Если вентилятор вращается посредством ременного привода от коленвала, нужно проверить натяжку ремня. Кроме того убедитесь, что радиатор исправен, в случае необходимости замените радиатор.

Грязный радиатор

Грязный радиатор препятствует охлаждению

Неисправность термостата также может стать причиной перегрева двигателя, проверьте термостат, в случае необходимости замените его. Если работа термостата нарушена из-за отложений и ОЖ циркулирует по малому кругу, это хуже чем если бы жидкость шла по большому кругу. Второй вариант также неприятен, однако приведет только к более длительному прогреву двигателя, перегрев маловероятен.

Высокая нагрузка в жару также может вызвать перегрев двигателя, например, если машина выступает в качестве буксира и тянет второй автомобиль под горку. В такой ситуации перегрев возможен даже в полностью исправном двигателе, т. к. он работает на пике возможностей в непривычных для себя условиях, возможно производителем даже не была учтена такая ситуация. В итоге, мотор получает капитальную нагрузку и в конце концов происходит перегрев. Пробки и "тягучки" также не проходят бесследно, особенно летом длительная работа мотора без принудительного охлаждения (на скорости машина обдувается воздушным потоком и охлаждается) может возникнуть дефицит охлаждения и в конечном итоге мотор перегреется.

С каждым днем последствия внутреннего перегрева будут все серьезнее, со временем в рубашке охлаждения двигателя скапливается большое кол-во различных отложений, это в большей степени относится к головке блока цилиндров (ГБЦ). Из-за отложений ухудшается теплоотвод, в результате чего возникает дополнительное сопротивление нормальной циркуляции ОЖ. Самое неприятное то, что обнаружить плохую циркуляцию практически невозможно, датчик температуры охлаждающей жидкости не сообщает о таких проблемах, следовательно водитель даже не будет подозревать о том, что в системе охлаждения есть неисправности. Тем временем на участках с плохой циркуляцией возникнет плохой отвод тепла и, скорее всего, произойдет перегрев двигателя.

Что такое перегрев двигателя, почему он возникает и как его не допустить?

Нагар в камере сгорания

Нагар в камере сгорания — одна из самых распространенных причин внутреннего перегрева двигателя. Опять-таки, из-за утолщения стенок ухудшается теплоотдача и охлаждение. Это явление присуще моторам с большим пробегом, в цилиндры которых попало большое количество масла, не сгорая до конца оно образует твердый теплоизоляционный слой на стенках камеры сгорания. Вывод: перерасход масла — верный путь к перегреву.

Что такое перегрев двигателя, почему он возникает и как его не допустить?

Нагар в камере сгорания

Возможно это будет звучать странно, но иногда причина перегрева двигателя заключается в регулярном использовании присадок в моторное масло. Дело в том, большинство присадок призваны образовать между трущимися поверхностями металлокерамический слой, если применения присадок такого типа будет регулярным, то со временем металлокерамика вместе с отложениями изношенного мотора образуют толстый слой ухудшающий теплоотдачу и способствующий возникновению перегрева мотора.

Напоследок несколько полезных советов как предотвратить перегрев двигателя

  1. Прежде всего необходимо регулярно наблюдать за состоянием двигателя и его работой.
  2. Следить за правильностью натяжения ремня вентилятора, а также его датчика.
  3. Не использовать топливо низкого качества.
  4. Содержать в исправном состоянии радиатор и термостат.
  5. Регулярно проверять уровень масла и охлаждающей жидкости.
  6. Следите за чистотой двигателя, слой грязи на корпусе мотора или радиатора будет препятствовать правильному охлаждению и послужит предпосылкой к перегреву. С целью недопущения перегрева ДВС рекомендую использовать специальную химию, которая препятствует образованию нагара и различных вредных отложений.

Актуально: Греется двигатель? — Узнайте, как проверить водяную помпу ВАЗ 2109 + видео

vaz-remont.ru


Смотрите также