Автор этих фотографий стал свидетелем в автосервисе, как механики пытались слить масло с дизельного Land Rover Freelander 2. Пришлось вскрывать поддон, а там такое... Есть догадки, из-за чего его так?
auto.mirtesen.ru
Для строительных работ используются различные материалы, в том числе из дерева. Для защиты дерева от влаги, плесени, паразитов применяют олифу. Активные компоненты – масла, входящие в состав, создают на глади дерева защиту в виде плёнки. Соответственно, срок службы материала из дерева увеличивается.
Олифа (масло) – это плёнкообразующее вещество, которое изготавливают на основе любого природного масла. Например, с использованием рапсового или соевого, льняного, подсолнечного и других масел.
Для чего нужна олифа? Главное назначение – это обработка поверхностей из дерева. Используют также как основу для масляных красок. Для быстрого высыхания в её состав вводят – сиккатив. Главная задача которого – предотвращение поверхности от изменений, образующихся в результате внешних воздействий.
Продукт легко можно купить в специальных магазинах, но порой большой выбор заставляет теряться в догадках, какой же лучше и качественнее? Оказывается, можно приготовить олифу своими руками. Чаще всего её делают дома на основе льняного и подсолнечного масла. Именно эти два натуральных компонента применяли для приготовления олифы с древних времён.
Если оставить растительные масла на воздухе, то под воздействием кислорода, тепла и света они сгущаются. В более тонком слое они подсыхают и превращаются в полутвёрдую смесь. Эта особенность присуща маслам, в состав которых входят жирные кислоты такие как, линолевые и линоленовые. Чем больше кислот, тем более высоким свойством засыхания обладают масла. Количество жирных кислот в различных маслах неодинаково:
Масла минерального характера не содержат жирных кислот, поэтому не имеют свойств высыхания на открытом воздухе.
Растительные масла в натуральном виде окисляются очень медленно, хотя в некоторых присутствует большое содержание линолевой кислоты. Для укорочения времени засыхания масла, их обрабатывают и добавляют в состав соединение металлов – сиккативы. Соли металлов способствуют более быстрому высыханию. Таким образом, в зависимости от состава, олифа высыхает в течение 6–36 часов после нанесения и образует твёрдую плёнку на поверхности. Чаще всего современные растворы сохнут в течение суток.
На сегодня существует несколько видов, которые различаются по составу и области применения. Рассмотрим в отдельности каждый из видов.
Данную разновидность относят к более экологически чистому и безопасному виду для здоровья человека. Сиккатив, входящий в состав, содержится в небольшом количестве, поэтому время засыхания будет чуть больше, чем у других видов. Натуральная олифа светло-жёлтого цвета, без потусторонних примесей в виде осадка на дне тары.
По действующему ГОСТу этот вид должен отвечать следующим техническим характеристикам:
Используют натуральную олифу при покраске деревянных каркасов различной мебели. Состав позволяет не осуществлять дальнейшую обработку материала лаком или краской. При пропитке, дерево не теряет своих декоративных качеств.
В состав входят натуральные масла, которые содержатся в меньшем количестве. Обычно – это 55% от всего объёма. Разводят основу растворителем и стандартными сиккативами. Оксоль относится к более низкой ценовой категории, чем другие.
Оксоль принято маркировать, так в строительных магазинах можно приобрести следующие марки:
Для обработки половых настилов из дерева оксоль не подходит, так как при постоянном механическом воздействии она будет разрушаться. А также содержащийся в большом количестве растворитель, придаёт резкий запах материалу. Специфический аромат долго не выветривается. Финишная обработка необходима, так как поверхность, обработанная оксолем, быстро изнашивается и портится.
Этот вид получается путём окисления природных масел (полувысыхающих и высыхающих), например, льняное, касторовое, хлопковое. Отношение растворителя к маслам составляет 30:70%.
Комбинированная олифа применяется достаточно редко для отделочных работ. В основном её используют для изготовления красок (масляных). Марки этого масла:
Распространение получили марки К3 и К2. В состав этих олиф входят растворитель, небольшая часть сиккативов и масла. Жидкость прозрачная и имеет небольшой оттенок. Слой покрытия подсыхает в течение суток. К3 достаточно скоро создаёт плотную плёнку. Поэтому для получения ровного покрытия, работать с ней надо быстро.
Комбинированную олифу чаще всего применяют для покрытия небольших деталей из дерева. Для этого масляные краски доводятся ей до нужной консистенции. Марка К2 имеет более тёмный оттенок и предназначена для обработки потолков и стен.
Главное отличие от других видов – это замена растительных масел синтетическими маслами. Для этого типа нет характеристик по ГОСТу. Все нормы соотношений веществ регулируются ТУ нормами. Обычно такие олифы не по ГОСТу стоят дёшево, соответственно и качество намного ниже других видов. Защитные и водоотталкивающие свойства очень низкие.
Такое покрытие быстро приходит в негодность под внешними воздействиями. Синтетическое масло имеет очень резкий химический запах, поэтому применение их в помещении крайне нежелательно. Это масло может нанести серьёзный вред здоровью. В основном её используют для изготовления шпаклёвочных и штукатурных смесей.
Выделяют две исключительные разновидности синтетической олифы:
Производят их на основе переработки природных масел и различных смол. Краски, разбавленные этой олифой, образуют плотный и ровный слой. Прочность покрытия превосходит натуральные и полунатуральные олифы.
В состав входят натуральные оксидированные масла и бензин, разбавленный лаком (канифольным). Масло может быть как одно, так и несколько. В основном добавляют рапсовое, кукурузное, хлопковое масло.
Масляно-каучуковая олифа самая используемая в работе. У этого вида существует две марки, которые отличаются друг от друга составом:
Для обработки деревянных поверхностей можно использовать все виды масел. Особо следует обратить внимание на место применения — олифа для наружных работ или для внутренних.
При обработке деревянных поверхностей олифой, выделяют следующие этапы работы:
Краски и эмали часто очень густые по консистенции, поэтому покраска поверхности ими бывает затруднительна. В таких случаях краску разводят олифой. Её добавляют до тех пор, пока не получится нужная густота. Таким образом, этот метод позволяет понизить расход краски и сэкономить.
При покупке олифы надо быть внимательным. Следует обратить пристальное внимание на цвет олифы и упаковку. На этикетке должен быть указан состав, номер ГОСТа или ТУ продукта. ГОСТ указывает на стандарты государственного уровня. Желательно проверить сертификат соответствия и гигиенический сертификат. На упаковке обязательно отмечено место и дата производства, инструкция по применению.
Качественный продукт не имеет внешних механических повреждений тары и не содержит осадка. Запах продукта, чем слабее, тем лучше.
remontoni.guru
Олифа или "варёное масло" (как ее называли в древности) это жидкий состав образующий пленку, что образуется в результате переработки растительных масел (путем окисления или длительной термической обработки) или жирных алкидных смол, к еще называют сиккативами. Олифу используют в качестве защитной пропитки для разнообразных поверхностей, как грунтовка перед окрашиванием, как основа для разных видов краски и даже выступает как покрытие для декора интерьера.
Исходя из составляющих, олифу классифицируют по следующим видам:
Наиболее широкое распространение на данный момент нашли следующие типы: натуральная, оксоль олифа и комбинированная. К тому же часто используют алкидные, и даже композиционные.
Согласно ГОСТу рассматриваемый продукт должен состоять не менее чем на 97% из натурального растительного масла (высыхающего или полувысыхающего, а также их смесей, преимущественно это масло льна, изредка - масло подсолнечника, сои, конопли).
Во время производства масла подвергаются продолжительному воздействию высоких температур (не менее 300°C) длительностью 12 часов, следующим этапом возможно применение продувки потоком воздуха.
В итоге получаем маслянистую непрозрачную густую жидкую консистенцию насыщенного коричневого, а иногда зеленоватого цвета с небольшим запахом основосоставляющего масла.
Олифа на основе масла льна выглядит как жидкость светлых тонов, прозрачна и маслянистая.
Преимущественно ее предназначение - это выполнение следующих задач:
Для полного высыхания при комнатной температуре потребуется не больше суток.
Олифа из масла конопли на вид темная и благодаря этому преимущественно востребована, так же как и олифа из масла льна, но когда требуется получить темные тона. Сохнет аналогично не больше суток.
Олифа из масла подсолнечника сохнет значительно хуже и для полного высыхания ей понадобится значительно больше времени, чем сутки. К тому же, пленка получается хотя и достаточно эластичной, но проигрывает рассмотренным выше олифам по таким показателям как:
1 Цвет по йодометрической шкале, мг I2 /100 см3 , не темнее | 400 | 1600 | 800 | 800 | По ГОСТ 19266 и 9.3 настоящего стандарта |
2 Отстой, % (по объему), не более | 1 | 1 | 1 | 1 | По ГОСТ 5481 |
3 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 26-32 | 26-32 | 18-25 | 20-60 | По ГОСТ 8420 |
4 Кислотное число, мг КОН, не более | 6 | 7 | 8 | 10 | По ГОСТ 5476 |
5 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | Полная | Полная | Полная | По ГОСТ 5472 |
6 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более | 24 | 24 | 24 | 24 | По ГОСТ 19007 |
7 Массовая доля нелетучих веществ, % | - | - | 54,5-55,5 | 70 ±2 | По ГОСТ 17537 и 9.9 настоящего стандарта |
8 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | - | - | 32 | 32 | ГОСТ 9287 |
9 Плотность при температуре (20 ± 2) °С, г/см3 | 0,936-0,950 | 0,930-0,940 | - | - | По ГОСТ 18995.1 |
10 Йодное число, мг йода на 100 г, не менее | 155 | 150 | - | - | По ГОСТ 5475, раздел 2 |
11 Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на Р2 O5, %, не более | 0,026 | 0,026 | - | - | По ГОСТ 7824, раздел 2 и 9.13 настоящего стандарта |
12 Массовая доля неомыляемых веществ, %, не более | 1 | 1 | - | По ГОСТ 5479 | |
13 Массовая доля золы, %, не более | 0,3 | 0,3 | - | - | По ГОСТ 5474 и 9.15 настоящего стандарта |
14 Смоляные кислоты | Отсутствие | - | - | По 9.16 | |
Примечание - Допускается применение олифы типа оксоль с другими показателями массовой доли нелетучих веществ и условной вязкости, при условии соответствия данной марки олифы всем требованиям стандарта для данной группы олиф. |
Представители данного вида получили еще и свое второе название "оксоль", технологически они изготовляются также из масел, но, подвергнутых оксидированию, с добавлением растворителей и сиккативов. При этом в процентном соотношении масло занимает 55%, растворитель (наиболее часто применяется уайт-спирит) составляет не менее 40%. Жидкость из-за такого состава отличается довольно неприятным и резким запахом, который может держаться некоторое время и после высыхания.
По себестоимости оксоль значительно экономически выгоднее натуральной, но при этом практически не имеет отличий по основным свойствам и внешне практически идентична.
Наиболее ценится оксоль, произведенная из масла льна - пленка такого продукта отличается твердостью, эластичностью, водостойкостью и что примечательно наибольшей долговечностью.
Для еще большего удешевления производят также и из масла подсолнечника, но пленка ее значительно ниже по характеристикам, чем из масла льна.
Этот вид олифы практически идентичен полунатуральным, кроме процентного соотношения: процент масла составляет около 70% и 30% остается на растворитель. Добываются полимеризацией и обезвоживанием высыхающего и полувысыхающего масла. Основное направление для использования данного продукта - производство красок густотертых. Промышленно производят марки К-2, 3, 4, 5. Время полного высыхания не превышает суток.
1 Отстой, % (по объему), не более | 1 | По ГОСТ 5481, раздел 2 |
2 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 15-50 | По ГОСТ 8420 |
3 Кислотное число, мг КОН, не более | 10 | По ГОСТ 5476, ГОСТ 23955, метод А |
4 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | По ГОСТ 5472 |
5 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч. не более | 24 | По ГОСТ 19007 |
6 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее | 50 | По ГОСТ 17537 |
7 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | 32 | По ГОСТ 9287 |
Термохимическая переработка полувысыхающего и невысыхающего масла дает полученной в результате алкидной олифе высокую высыхающую способность. К тому же по совокупности свойств она имеет выше значения по твердости, долговечности, водостойкости и атмосферостойкости, чем олифы оксоль. Благодаря этому данный вид рассматривается как более перспективный, поскольку позволяет снизить затраты растительного масла на производство. Единственным недостатком можно назвать загустение в процессе хранения, что связано с тем, что свободные жирные кислоты, которых большое количество вступают в реакцию с пигментами минеральными и появляются металлические мыла не растворимые. Это не позволяет использовать продукт для изготовления густотертой краски, но не мешает массово использовать для их разведения до требуемой консистенции.
Данный вид на данный момент считается самым дешевым и именно это сделало его довольно широко используемым. Ведь основным компонентом выступает не натуральное масло или смола, а их заменители, чаще всего - разнообразные продукты, полученные при переработке нефти. Состав таких олиф может быть различным, поскольку производятся они не на основании ГОСТа, а по техническим условиям. По своему виду они тоже значительно отличаются - цвет зачастую светлый, значительно выше прозрачность, чем у составов на основании масла. Также к минусам можно отнести очень резкий запах и более длительный процесс высыхания. Наиболее распространенные представители - олифа сланцевая и конечно же этиноль.
Олифа сланцевая выглядит как жидкость темноватого окраса, как было отмечено, присутствует резкий запах и является производной процесса окисления сланцевого масла с дальнейшим растворением в ксилоле. Сохнет чуть больше суток. Отличается хорошей стойкостью к атмосферному воздействию. Основное направление использования является темное колерование, разбавление красок до требуемой консистенции, которые применяются преимущественно для работ на улице и иногда внутри помещения по покраске поверхностей их металла, дерева и покрытых штукатуркой. Запрещается использовать данную олифу для нанесения на половые материалы и предметов, используемых в быту.
Олифа этиноль наоборот выглядит прозрачной жидкостью светловатого тона, с таким же специфическим запахом и производится из отходов, полученных при изготовлении каучука хлоропренового.
Пленка после нанесения быстро сохнет, блестит, очень твердая, стойкая к щелочи и кислоте, но, к сожалению, с низкой атмосферостойкостью.
Часто данный вид используют как добавку к другим олифам, но не более 15%. Основным направление стало изготовление на ее основе краски и грунтовки по металлу.
1 Цвет по йодометрической шкале, мг I2 /100 см3 , не темнее | 700 | По ГОСТ 19266 и 9.3 настоящего стандарта |
2 Отстой, % (по объему), не более | 1 | По ГОСТ 5481, раздел 2 |
3 Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 ± 0,5) °С, с | 18-25 | По ГОСТ 8420 |
4 Кислотное число, мг КОН, не более | 12 | По ГОСТ 5476 |
5 Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при температуре (20 ± 2) °С | Полная | По ГОСТ 5472 |
6 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С, ч, не более | 24 | По ГОСТ 19007 |
7 Массовая доля нелетучих веществ, %, не менее | 50 | По ГОСТ 17537 |
8 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не менее | 32 | По ГОСТ 9287 |
Порядок проведения работ
Средний рабочий расход при использовании полунатуральной олифы составляет от 150 до 200г. на кубический метр. Как уже отмечалось, длительность высыхания при естественной сушке займет не более суток.
Исходя из того, что в состав олифы входит масло и растворители, она относится к взрыво- и пожароопасным материалам, поэтому в помещении где выполняются работы требуется обеспечение естественного проветривания или оборудования принудительной вентиляции во взрывобезопасном исполнении. В случае попадания материала на кожные поверхности человека требуется стереть и хорошо промыть мыльной водой. При хранении олифы требуется следить, чтобы тара была плотно закрыта и защищена от влажности и солнечных лучей, находилась далеко от очагов огня и электрических приборов. При загустевании разрешается разбавить олифу любым доступным вам растворителем, подходящим для масляных красок в соотношении 1:10.
Перед тем как приобрести олифу нужно хорошо рассмотреть, что в емкости. Вначале следует определить по цвету, соответствует ли он заявленному виду продукции. К тому же стоит внимательно прочесть описание составляющих и проверить соответствует ли ГОСТу, если приобретаете полунатуральную или натуральную олифу. На них будет сертификат соответствия, а на композиционную - только гигиеничный. И вообще с применением последней стоит быть внимательным, поскольку она токсична и важно отметить, что в ней не должно быть остатков масла (так называемого фуза) и скопа (остатков нефтепереработки), иначе процесс высыхания станет бесконечным. Ну и напоследок следует заметить - внимательно осмотрите жидкость на однородность, осадок или механические частицы присутствовать не должны.
Как уже было подмечено ранее, главное предназначение данных продуктов состоит в обработке различных поверхностей, также они незаменимы в производстве красок. Если остановится на обработке поверхностей, то великолепно подходит олифа для древесины. Ее используют как для пропитки изделий, так и в целом стен. Но для проведения внешних работ рекомендуется олифу наносить только для подготовки перед дальнейшей окраской. И более оптимальным будет использование оксоли или алкидной олифы. Натуральная же лучше подойдет для внутренних работ (благодаря экологичности и отсутствию запаха) и для получения требуемой консистенции красок.
При изготовлении красок задействованы практически все виды. Так, натуральная становится основой для густотертых, а алкидная отличная основа для масляных. Лишь только композитная не используется из-за низкого качества.
lkmprom.ru
При работе с деревом и многими другими пористыми поверхностями, одним из наиболее часто используемых материалов является олифа. Мы наносим ее в качестве грунтовки, либо по иным причинам. Но те из вас, кто сталкивался с этим продуктом хотя бы несколько раз, знают, что он имеет длительное время высыхания, и что работу нельзя продолжать до тех пор, пока это самое высыхание будет не полным.
В качестве основы для оливы выступает перегретое и окислившееся специальным образом растительное масло. При этом туда добавляют различные сиккативы, растворители и прочие компоненты, характерные для лакокрасочных изделий.
Основная задача олифы состоит в том, чтобы образовать на поверхности древесины защитный слой для препятствования проникновению влаги, плесени, грибка, гнили и насекомых. Наконец, этот материал используются в качестве грунтовки, позволяя краске лечь более ровно и качественно, а также сократив расход этой самой краски.
Не стоит забывать о том, что покрытая олифой древесина весьма красива, так что это лакокрасочное покрытие используется и в декоративных целях.
Время высыхания олифы на деревянной поверхности или ДСП зависит от вида продукта. Сегодня на рынке представлены четыре варианта:
Натуральная олифа, в отличие от своих синтетических «собратьев», не является пожароопасной, так как в ней почти нет растворителей. При этом время ее высыхания зависит от типа масла. 24 часа сохнет продукт на льняном и конопляном масле, а вот подсолнечная к этому момент будет еще липкой
Полунатуральная олифа имеет в своем составе примерно 45 процентов растворителей. Как и натуральная, применяется не только для покрытия дерева, но и для разведения лакокрасочных изделий. Впрочем, для покрытия пола полунатуральный вариант не применяется. Время высыхания примерно равняется 24 часам.
Синтетическая олифа самая дешевая. Она получается методом окисления сланцевого масла с последующим растворением в ксиоле. В отличие от всех остальных, не применяется для обработки бытовых поверхностей. Требует проветривания помещения. В сферу ее применение входит грунтовка бетона, металла, разведения лакокрасочных изделий, приготовление штукатурки и мастики. Время высыхания обычно более 24 часов
Комбинированная олифа сохнет примерно сутки. Получается путем полимеризации и обезвоживания масел. Для покрытия поверхностей не применяется – используется в производстве краски.
В отличие от краски, которая высыхает после испарения растворителя, олифа сохнет в процессе окисления, то есть – связываясь с кислородом.
Многие спрашивают, что делать, если олифа не высыхает. На самом деле практически всегда приходится ждать, и есть не так много способов ускорить процесс. Одним из них является использование тепловой пушки. Все дело в том, что процесс высыхания олифы ускоряется в условиях повышенной температуры и пониженной влажности. И тепловентилятор как раз справляется с этой работой очень хорошо. К слову, ранее практиковалось наносить олифу горячей как раз для увеличения скорости высыхания.
Еще один способ – использовать сиккатив. Идеально подойдет свинцовый сурик. Перед использованием внимательно прочитайте инструкцию.
Основной признак того, что данный материал полностью высох – отсутствие липкости. Однако в некоторых случаях высыхание олифы не происходит и за 10 дней. Скорее всего, причина в браке. Ждать, когда такая олифа все же засохнет, не стоит – лучше очистить ее от поверхности. Одним из способов сделать это является уайт-спирит. Однако в случае, если материал глубоко впитался в древесину, может потребоваться рубанок.
Обработка горячей натуральной олифой поверхности дерева позволяет значительно улучшить стойкость последнего. После этого древесина может быть окрашена алкидной или масляной эмалью. А вот водоэмульсионная краска наоборот – ляжет достаточно плохо. Что касается морилки на водной основе, то ей также не стоит обрабатывать поверх олифы.
bricknews.ru
В этой статье узнаете что такое Олифа натуральная льняная и для чего и как правильно её применять! Применение дерева в качестве строительного материала получило широкое распространение в различных сферах строительства.
Данный материал безопасный и экологически чистый. Но при использовании в строительстве он требует серьезной обработки.
При выборе дерева для отделки каркасного дома будет важным сохранение его экологической чистоты во время строительства. Сделать это можно с помощью специального защитного покрытия. На сегодняшний день на строительном рынке представлены разнообразные пленкообразующие материалы, но мы рекомендуем остановить свое внимание на олифе для дерева. Так как большинство смесей олиф состоит из натуральных масел, а не из вредных химических добавок.
В старину олифу называли вареное масло. На сегодняшний день технология производства натуральных олиф практически ни чем не отличается от древних способов производства. Существуют различные виды данного пленкообразователя, свойства и показатели которого сильно отличаются.
У всех производителей данного материала технология производства в целом одна и та же – растительное масло подвергают термической обработке и после определенной фильтрации смешивают его с сиккативами. Сиккативы – это особые соединения металлов, ускоряющие процесс полимеризации масляной пленки. Стронций, кобальт, литий, свинец, железо и марганец – названия этих металлов уже вызывают сомнения в безопасности произведенных составов.
Поэтому при выборе данного состава, обязательно ищите всю информацию на этикетке, какой именно сиккатив применялся – безопасным можно считать кобальтовый сиккатив. По техническим требованиям и нормам ГОСТ данного сиккатива должно быть от 3 до 5%. При увеличении данной цифры это может привести к ускоренной полимеризации олифы, причем и после покрытия и высыхания данный процесс не прекращается, и это может привести в будущем к потемнению и растрескиванию покрытия. Поэтому в настоящее время все специалисты используют масла и краски без добавок и примесей сиккативов.
При желании вы можете приобрести составы с минимальным содержанием сиккативов. И такой состав отлично защитит древесину от плесени, гнили и сырости. Стандартные олифы с сиккативом затвердевают за сутки, а при жаркой и ветреной погоде процесс может сократиться и до 12 часов. Масляные составы, не имеющие добавок сиккативов, затвердевают в течение 5 суток. И если вы решите растворить масляную краску данным составом, срок ее высыхания также увеличится.
При таком длительном процессе полимеризации масляной компонент проникает глубоко в древесные волокна, и дерево в будущем лучше отталкивает влагу и противостоит различным грибкам и плесени.
При смесях с сиккативными добавками, масла проникают не так глубоко. Пленка, которая образовывается на дереве, может со временем растрескаться или отслоиться.
Скорость естественной полимеризации растительных масел будет зависеть не только от скорости производства, но и от количества содержания глицеридов полинасыщенных жирных кислот.
Самое высокое содержание глицерида в льняном и конопляном масле, порядка 80%. Подсолнечное масло, которое используют для дешевых олиф, содержит всего 30% глицеридов и даже при наличии сиккативов высыхает в несколько раз медленнее. Касторовое масло не загустевает с течением времени и не затвердевает, а оливковое масло практически не подвержено процессу затвердевания.
По соответствующему ГОСТу в составе олифы натуральной должно быть 97% растительного масла, и только 3% примесей.
Хотя, многие производители не редко нарушают это правило, стремясь увеличить скорость застывания. Определить процентное соотношение примесей при покупке олифы вы сможете легко, если раствор по утверждения производителя застывает в течение 24 часов, то в данном составе количество сиккативов превышает 3%. И с точки зрения безопасности и экологичности данный раствор будет более вредным, чем льняная олифа, застывающая за подобный срок.
Все растительные масла и краска на их основе в процессе производства проходят процесс томления при повышенных температурах, нагрев происходит около 300С, а выдержка около 12 часов.
Далее технология может различаться, олифа после термообработки без специальной продувки воздухом, называется стандартной. А олифа, прошедшая процесс продувки называется оксидированной или окисленной. Масляная олифа натуральная имеет сладкий аромат растительного масла, по цвету она обычно светло-коричневая, или темно-коричневая, и как правило, она долго сохнет.
Наиболее приближенной к натуральной олифе принято считать комбинированные составы. В них содержится треть растворителя или уайт-спирита. Данные примеси в значительной степени удешевляют производство, и такой продукт высыхает с более высокой скоростью.
Использование олифы на растворителе снаружи дома – идеальное решение, быстро, надежно и запаха резкого нет.
При разбавлении растительного масла большим количеством примесей, получается оксоль. Олифа оксоль – это соотношение натурального масла (55%), и растворителей и сиккативов (45%).
Процесс высыхания происходит намного быстрее, из-за присутствия в составе большого количества растворителя.
Данная олифа идеально подойдет для наружных работ.
А вот для внутренних работ ее использовать не рекомендуется, т.к. из-за присутствия растворителя в составе олифы, у раствора резкий и неприятный запах, который долгое время сохраняется и после высыхания слоя.
Среди широких масс олифа оксоль достаточно распространена из-за своей низкой стоимости. В основном данный состав используют для разбавления масляных красок и эмалей, т.к. сам состав не сможет качественным образом защитить деревянную поверхность. При выборе оксоли обратите свое внимание на более дорогие составы на основе льняного масла, т.к. они будут создавать прочную эластичную пленку на поверхности древесины, и сохнуть данная олифа будет намного быстрее.
Существует также алкидная олифа – это пленкообразующий специальный состав, основным компонентом у которого идет алкидная смола, и различные модифицированные растворители и масла.
Данная олифа самая приемлемая по цене и качеству.
Все алкидные составы спокойно переносят перепады температур, воздействие внешних атмосферных осадков, и мало восприимчивы к ультрафиолетовому излучению.
Олифа сохнет почти сутки, после полнейшего затвердевания слоя необходимо дополнительно нанести на древесину два слоя лака либо краски.
Композиционная олифа занимает самое последнее место среди создаваемого покрытия, а также его свойств и характеристик. Вообще назвать данный продукт олифой достаточно трудно – это скорее продукт нефтепереработки, который обладает схожими функциями, например, для разведения эмали или краски. На производство данных составов нет даже ГОСТа. Композиционная олифа сохнет намного дольше, а также она практически не впитывается в поверхность дерева. Данный материал используют для покрытия временных конструкций либо для разбавления эмали.
Расход олифы зависит от метода раскройки древесины и составляет 1 литр на 5-6 м? пиленой и 8-9 м? отстроганной древесины.
Натуральная олифа имеет темно-коричневый цвет и специфический сладкий аромат растительного масла. Если у олифы запах резкий, то это уже не натуральный продукт, а комбинированный либо оксоль. У натуральной олифы не должно быть никаких осадочных образований, комков и различных пятен. При покупке вы можете попросить у продавца специальный сертификат соответствия.
С олифой комбинированной необходимо быть еще осторожнее. Данные составы токсичны, поэтому качественные олифы всегда сопровождаются сертификатом качества.
Разные оттенки в основном составе олифы могут указывать на присутствие остатка масел (фуза), а композиционных олиф вообще не должно быть цвета.
Наличие фуза указывает на длительность высыхания олифы. Если в данном составе присутствует также скоп (продукты нефтепереработки), то олифа вообще никогда не высохнет. Наличие таких примесей выдает резкий неприятный запах.
Необходимо всегда помнить, что все марки и составы олифы – пожароопасные. Их применение и хранение необходимо производить вдали от огня и тепла. В помещениях, где сохнет олифа, не рекомендуют пользоваться электроприборами и курить. И не забудьте купить перед началом строительных работ огнетушитель и различные средства для своей безопасности.
domsdelat.ru
Использование дерева в качестве стройматериала снова входит в моду – насытившись пластиком самых разных видов, синтетикой и заменителями, люди начинают ценить природную чистоту, безопасность и ни с чем не сравнимый внешний вид. Вот только дерево нуждается в серьезной обработке. Стоит ли использовать олифу или отдать предпочтение более современным материалам?
Если вы выбрали дерево для отделки дома, руководствуясь, прежде всего, его экологической чистотой, то для вас наверняка будет важно соблюсти это условие до конца. Ведь экологически безопасное дерево можно покрыть своими руками таким количеством химии, что теряется всякий смысл использования этого материала.
И вот тут на арену выходит слегка подзабытая олифа. Из всех пленкообразующих материалов, которые сегодня представлены на рынке, именно она, объективно, наиболее натуральная. Это утверждение легко подтвердить тем фактом, что большинство олиф состоят из натурального масла (конопляного, льняного, подсолнечного и др.) – процент содержания натурального компонента от 45 до 95 %.
Олифа или, как ее называли в старину, «вареное масло» была известна мастерам-живописцам еще несколько веков назад. Уже в XVII веке этим материалом пользовался каждый художник. Сегодня технология изготовления натуральных олиф практически не отличается от способов, известных в древности. Существуют разные виды этого пленкообразователя, свойства которых отличаются достаточно сильно.
Сколько бы ни было производителей, но технология производства натуральных олиф в целом одна на всех – растительное масло, подверженное термической обработке, после фильтрации смешивают с сиккативами. Сиккативы – это соединения металлов, которые ускоряют процесс полимеризации масляной пленки. Кобальт, свинец, марганец, железо, литий, стронций – уже само название этих металлов вызывает серьезные сомнения в безопасности полученных составов. Следует учесть, что ГОСТ, который регламентирует производство этого материала (ГОСТ 7931-76), был разработан еще при СССР, и давно требует тщательного пересмотра.
Если выбираете состав, то ищите нужную информацию на этикетке, какой именно сиккатив использовался – относительно безопасным считается кобальтовый сиккатив. Согласно ГОСТ, его должно быть от 3 до 5 %. Превышение этой цифры ведет к слишком большой скорости полимеризации олифы, причем процесс не прекращается и после высыхания, что в дальнейшем приводит к потемнению и растрескиванию слоя. Именно поэтому художники и сегодня используют масла и краски без сиккативов.
Можно ли обойтись без сиккативов? Безусловно, можно. Хоть это и редкость, но при желании вы все же можете найти такие составы, или составы с минимальным содержанием этого компонента. На самом деле, именно они лучше всего смогут защитить деревянные конструкции от возникновения гнили. Обычные олифы с сиккативами полностью затвердевают за 24 часа, а при жаркой и ветреной погоде и того быстрее, тогда как составы без сиккативов могут застывать до 5 суток. Если растворить масляную краску таким составом, то срок ее застывания также увеличится.
Столь длительный период полимеризации позволяет масляному компоненту проникнуть как можно глубже в древесные волокна, из-за чего древесина будет лучше отталкивать влагу и противостоять грибку, жучкам-древоточцам.
В случае с сиккативами за 24 часа масла проникают не так глубоко. Пленка, образованная на поверхности дерева, со временем может отслоиться и разрушиться, из-за чего все ваши старания пойдут насмарку. Именно поэтому старинные деревянные здания, обработанные олифами без сиккативов, прекрасно сохранились и до наших дней, тогда как современные деревянные сооружения нуждаются в постоянном уходе своими руками.
Естественная скорость полимеризации натуральных растительных масел зависит не столько от технологии производства, сколько от количественного содержания глицеридов полиненасыщенных жирных кислот, таких как линолевая и линоленовая. Самым высоким содержанием глицеридов могут похвастаться льняное (ГОСТ 5791-81) и конопляное (ГОСТ 8989-73) масла – 80 % и 70 % соответственно. Для сравнения, подсолнечное масло, которое также часто используется для недорогих олиф, содержит около 30 % глицеридов линоленовой кислоты, а потому, даже при наличии сиккативов, высыхает в несколько раз медленнее. Оливковое масло практически лишено способности затвердевать, с годами оно лишь загустеет, а касторовое масло и вовсе не загустевает.
По существующему ГОСТу натуральная олифа на 97 % должна состоять из натурального растительного масла. Однако часто производители нарушают это правило, стремясь улучшить скорость застывания. Определить это с полученными знаниями легко – если олифа на подсолнечном масле, согласно утверждению производителя, застывает быстрее, чем за 24 часа, в ее составе количество сиккативов явно превышает установленные ГОСТом 3 %. А потому, с точки зрения экологической безопасности, она будет более вредной, чем олифа на льняном масле, застывающая за такой же срок.
Требования к технологии производства также описаны в ГОСТ 7931-76 и также давно не пересматривались. Растительные масла в процессе приготовления проходят томление при высоких температурах – при температуре около 300 °С их нагревают и выдерживают около 12 часов. Дальше технология может отличаться – олифа, полученная путем термообработки без продувки воздухом, называется стандартной (полимеризованной), а составы, прошедшие продувку, называются оксидированными, или окисленными. Натуральная масляная олифа имеет сладковатый аромат растительного масла, ее цвет варьируется от светло-коричневой до темно-коричневой, почти черной, сохнет она долго.
Самой близкой к натуральной олифе является комбинированная – в этих составах содержится около трети растворителя, зачастую уайт-спирита. Это позволяет удешевить производство и предложить покупателю продукт, который сохнет с более высокой скоростью. Применение олифы на растворителях отлично вписывается в ремонт снаружи – и быстро, и надежно, да и запах быстро выветрится.
Если разбавить растительные масла еще больше, то получится так называемая оксоль, производство которой регламентируется ГОСТ 190-78. Олифа оксоль – это обязательные 55 % натурального масла, остальные 45 % делят между собой растворители и сиккативы. Сохнет оксоль гораздо быстрее за счет активного испарения растворителя, а потому ее удобно применять в наружных работах своими руками. Во внутренних ее применение, как и в случае с комбинированной, не рекомендуется – из-за растворителя у состава присутствует резкий, неприятный запах, который может сохраниться и после затвердевания слоя.
Низкая стоимость оксоли делает ее популярной среди широких масс. Оксоль используется, чтобы разбавить масляные краски и эмали, поскольку сама по себе она не сможет достойным образом защитить деревянные конструкции. Если выбирать оксоль, то рекомендуем отдать предпочтение более дорогим составам на основе льняного масла – они создают прочную и эластичную пленку на поверхности дерева, да и сохнет такая олифа быстрее.
Алкидная олифа – это пленкообразующий состав, главным компонентом которого является алкидная смола (глифталевая, ксифталевая или пентафталевая), а также модифицированные масла и растворители. Объективно это самое приемлемое сочетание цены и качества – алкидные составы отлично выдерживают перепады температур, стойко переносят воздействие атмосферных явлений и мало восприимчивы к ультрафиолету. Нужна ли последующая обработка? Обязательно! Сохнет такая олифа приблизительно сутки, после чего следует нанести минимум два слоя лака или краски.
Последнее место по качеству создаваемого покрытия и его характеристикам занимает композиционная олифа. Впрочем, олифой ее и назвать-то трудно – это продукт нефтепереработки, который имеет схожее назначение, например, развести краску. На изготовление таких составов даже нет соответствующего ГОСТа. На вид такие составы легко отличить по высокой степени прозрачности. Композиционная олифа сохнет дольше и плохо впитывается в поверхность древесины. Этот материал стоит применять разве что для покрытий временных конструкций или чтобы разбавить недорогую краску.
Натуральную олифу легко определить по темно-коричневому цвету и характерному сладковатому аромату растительного масла, прошедшего термообработку. Если присутствует резкий запах химии – это уже не натуральная олифа, а комбинированная или оксоль. Никаких осадочных образований, пятен или комков внутри банки быть не должно во всех случаях. Вы имеете полное право потребовать у продавца сертификат соответствия.
С композиционной олифой следует быть вдвойне осторожным, поскольку такие составы могут быть токсичными, а потому качественные олифы сопровождаются гигиеническим сертификатом. Различные оттенки в составе могут указывать на наличие остатка масел (фуза) – у композиционных олиф вообще не должно быть никакого цвета. Фуз – причина того, что олифа сохнет очень долго. Если же в состав проник и так называемый скоп (продукт нефтепереработки), то олифа не высохнет попросту никогда. Присутствие таких включений может выдать и ярко выраженный запах.
Следует помнить, что все олифы – пожароопасные. Их использование и хранение должно быть вдали от источников огня и тепла. Пока олифа сохнет, в помещении не следует пользоваться электроникой или курить. Не забудьте приобрести огнетушитель и прочие средства для обеспечения безопасности.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!remoskop.ru
В начале ответа хотелось бы Вас предостеречь от этого действия.
Не надо варить олифу на кухне. Это крайне опасно вплоть до летального исхода.
Я не пугаю, просто знаю что такое кипящее масло.
Масло, даже очень сильно нагретое, не кипит в классическом понимание, вот в этот момен захочется "сунуть" в тазик палочку и выяснить почему оно не "булькает", через мгновение масло по палочке доберётся до руки, болевой шок и как следствие переворачивание тазика с маслом на себя.
Купленная в магазине, натуральная олифа ни чем не хуже, а если быть откровенным лучше, самодельной.
В прошлом олифу варили только на улице, подальше от детей и прохожих, варили сутки и более.
В общем надо просто пойти и купить, без вариантов.
Масло можно использовать льняное, можно подсолнечное.
Если решили рискнуть продолжаем:
В начале дадим маслу выстояться.
Перемешиваем (пропорции равные) масло и горячую воду.
Оставляем эту смесь на некоторое время.
В итоге у нас окажется три слоя, это масло, вода и тот мусор что был в масле.
Собираем чистое масло, оно нам и нужно для приготовления олифы.
Процесс варки длительный, температура не должна превышать 280-и градусов, на первом этапе разогрева 150-т.
При температуре в 280-т 300-а градусов варим олифу в течении трёх, четырёх часов.
Увидеть что олифа готова, можно по изменению цвета масла, масло приобретёт коричневый оттенок , а самое главное перестанет пениться.
Это ещё не всё, олифа ещё долгое время будет остывать, вот на этой стадии в олифу надо добавить сиккативы (это вещества которые способствуют быстрейшему высыханию олифы, если их не добавлять, олифа будет сохнуть годами).
Сиккатив добавляют в тёплую, но не горячую олифу, пропорция примерно 3% от объёма масла.
Второй вариант:
Размешиваем сиккатив с маслом и добавляем в общую массу при температуре 150-т , 170-т градусов (первый способ удобней).
Вот, собственно и весь процесс, совершенно нет ни чего сложного, но технику безопасности необходимо соблюдать, если в доме есть дети, откажитесь от идеи сварить олифу самостоятельно.
www.remotvet.ru