Среди автослесарей популярно мнение, что при наличии посторонних звуков от двигателя, рано или поздно автомобиль встанет. Но правила созданы для того, чтобы их нарушать. Это и доказал автомобиль, который приехал на автосервис своим ходом с жалобой от собственника – мотор «троит».
Прежде чем осветить подробности этой истории, следует вспомнить о такой запасной части двигателя как – шатун.
Главная задача шатуна - передать коленчатому валу энергию, образовавшуюся в результате сгорания топливо-воздушной смеси в цилиндре. Выполняя свою работу, шатун подвергается гигантским нагрузкам и поэтому должен выполняться из особенно прочных материалов. Ведь в случае поломки шатуна, автомобиль ждет очень долгий и дорогостоящий ремонт. «Кулак дружбы», так называют обрыв шатуна, при котором одна из его частей пробивает блок цилиндров. Часто поломке шатуна предшествует стук двигателя. Однако в конкретном случае, когда автомобиль приехал своим ходом, расспрашивать про стуки двигателя не пришло в голову даже самым опытным мастерам. Узнав у автолюбителя, что для устранения неисправности он никаких действий не принимал, работа пошла в обычном для таких случаев направлении. Сперва определили проблемный цилиндр, осмотрели и заменили свечу зажигания, следом пришлось заменить высоковольтный провод. Перепробовав все возможные способы и не устранив неисправность, было принято решение разбирать мотор. И, как оказалось, не зря.В общем, стало понятно, что жесткого соединения с коленчатым валом, которое должен обеспечивать шатун, нет. Автомеханики продолжили разбирать двигатель уже понимая, каков будет результат.
Почему такое могло произойти? Судя по характерным повреждениям шейки коленвала в месте крепления шатуна, которая как будто оплавилась, произошел проворот вкладышей.
Кстати, другие шейки тоже в плачевном состоянии. Наличие задиров - обычно первый признак скорого проворота вкладышей и на них.
Да и сами вкладыши в таком же состоянии. Обычно такое является следствием недостатка моторного масла.
В этом автомобиле причина была немного проще.
Как пояснил автолюбитель, машина приобретена пару месяцев назад. При активном использовании автомобиля проявился стук двигателя. Так как масляный щуп оказался почти сухим, было долито масло. Стучать стало тише, а раз так, то владелец продолжал эксплуатацию, пока один цилиндр не отключился полностью. Этот случай, пожалуй, можно назвать большой удачей, т.к. обычно такие ситуации ведут или к замене блока цилиндров, или мотора целиком.
Понравилась статья?vezudetal.ru
Cтраница 1
Обрыв шатунного болта сопровождается появлением резкого стука и сразу уменьшением его при каждом обороте вала. [1]
Обрыв шатунных болтов приводит к повреждению шатуна, коленчатого вала, рамы и других деталей компрессора. Основными причинами обрыва шатунных болтов являются: а) сильная затяжка болтов; б) неправильное прилегание опорной поверхности головки болта; в) ослабление гайки во время работы в результате отсутствия или потери шплинта; г) слабина в кривошипном подшипнике шатуна; д) перегрев кривошипного подшипника шатуна; е) заедание поршня в цилиндре; ж) попадание в переднюю полость цилиндра крупных металлических кусков; и) неправильность конструкции и плохое изготовление болтов; к) низкое качество материала болтов для заданных условий работы, преждевременная усталость металла. [2]
Обрывы шатунных болтов в компрессоре могут привести не только к поломке той или другой детали, но и вызвать полное разрушение компрессора. Основными причинами, приводящими к обрыву шатунных болтов, могут быть: неправильная конструкция, недоброкачественный материал, сильная затяжка и неравномерное крепление болтов; ослабление во время работы гаек болта; перегрев подшипника головки шатуна, вследствие чего болты нагреваются, удлиняются, появляются стуки. [3]
Обрыв шатунных болтов может привести к серьезной аварии и даже к полному разрушению компрессора. [5]
Обрыв шатунного болта является следствием плохой шплинтовки, слабой и сильной затяжки, перекоса крышки шатуна в результате неравномерного удаления регулировочных прокладок и длительной работы с большим зазором в шатунном подшипнике. [6]
При обрыве шатунного болта поршень, разъединенный с коленчатым валом, двигаясь вверх, может пробить головку цилиндра и оборвать шпильки, а стержень шатуна, перемещаясь вниз, попав между коленом вала и картером, разрушит последний. Кроме того, от внезапного торможения коленчатый вал скручивается и маховик может сорваться со шпонки. [7]
Основной причиной обрывов шатунных болтов является усталость металла в результате переменной нагрузки во время работы агрегата. [9]
Весьма серьезной аварией является обрыв шатунного болта. Причиной такой аварии, которая может привести к полному разрушению двигателя, может быть заедание поршня в цилиндре вследствие недостатка смазки или перегрева двигателя в результате недостатка воды в системе охлаждения. Если при этом двигатель не остановился, то оторвавшийся шатун и его крышка станут ударяться о быстро вращающийся коленчатый вал. [10]
Изгиб и скручивание шатуна возможны при обрыве шатунных болтов, расплавлении подшипников и заедании поршней в цилиндрах. [12]
Изгиб и скручивание шатуна возможны при обрыве шатунных болтов, расплавлении подшипников и заедании поршней в цилиндрах. На изгиб и скручивание шатуны проверяют на приборе ГАРО. [14]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
Cтраница 2
Изгиб и скручивание шатуна возможны при обрыве шатунных болтов, расплавлении подшипников и заедании поршней в цилиндрах. [16]
Кроме того заедание поршня может быть причиной обрыва шатунных болтов и вообще повреждений и поломок иривошипио-шатршаго механизма. Заедание поршня обычно сопровождается задиром цилиндра и вызывает более или менее длительные остановки агрегата. [18]
Восстановление блока стационарного дизеля мощностью 800 л. с. В результате обрыва шатунного болта передняя часть блока была разбита на куски. [20]
Во всех случаях задира поршней, не повлекших за собой обрыва шатунных болтов, рекомендуется заменить болты новыми. [21]
При осмотре компрессора было установлено, что непосредственной причиной аварии явился обрыв шатунных болтов в местах резьбы. [22]
Иногда эти ударные нагрузки бывают настолько значительными, что являются причиной обрыва шатунных болтов и даже шатунов. Подобные же явления возникают в сочленениях кулисного камня с пальцем и других узлах, участвующих в возвратно-поступательном движении. [24]
Тяжелые аварии, иногда с полным разрушением двигателя, происходят при обрыве шатунных болтов. Причинами обрыва могут быть: прихватывание поршней, недостаточная затяжка болтов и слишком большой зазор в шатунном подшипнике, приводящие к ударам при работе, и, особенно, слишком сильная затяжка болтов, за предел упругости материала. Наконец, возможны обрывы болтов также в результате усталости материала, так как в работе болты подвергаются периодически действующим силам. Для предупреждения обрывов шатунных болтов в эксплоатации ведется постоянный контроль их затяжки и по истечении определенного срока болты заменяются новыми, наготовленными обязательно двигателе-строительньгм заводом. [25]
На рис. 79 показана рама дизеля МАН мощностью 2200 л. с., разрушенная в результате обрыва шатунного болта. Образовавшиеся пробоины были восстановлены путем вварки стальных заплат, изготовленных ковкой. Сварные швы были усилены вваркой стальных связей. [27]
С возрастанием числа оборотов двигателя величина силы инерции также возрастает и может - привести к обрыву шатунных болтов, шатуна, головки поршня, повреждениям шатунного и коренных подшипников. [28]
Следует предостеречь от чрезмерной затяжки шатунных болтов, так как при этом возможны появление трещин и обрыв шатунных болтов во время работы компрессора. Вместе с тем, затяжка должна быть вполне достаточной во избежание появления стуков и чрезмерного износа шатуна. [29]
Стуки в цилиндре могут возникать не только в результате попадания жидкости, но и по ряду других причин: подплавление подшипников, попадание твердых частиц в цилиндр, обрыв шатунных болтов и др. При небольших стуках в верхней части цилиндра следует быстро закрыть всасывающий вентиль, после чего стук должен прекратиться. Если стук не прекращается, компрессор останавливают и подвергают ревизии. [30]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
3.1. Пониженное давление в системе смазки | |
а) Негерметичность, выпадание заглушки (дет. 14328201). | Установить заглушку. |
б) Занижен размер вкладышей по толщине. Неравномерная заливка антифрикционного слоя. | Заменить вкладыши. |
3.2. Стук шатунных подшипников. Стук резкий. Прослушивается на холостом ходу двигателя и при нейтральном положении рычага переключения передач, усиливается с увеличением частоты вращения коленчатого вала. Место стука определяется поочередным отключением свечей зажигания (при отключении стук исчезает) | |
а) Выплавление шатунного подшипника. Тромб в масляном канале шатунной шейки, микротрещины вдоль оси шейки, литейные раковины на поверхности шейки, ослабление момента затяжки шатунных болтов. Возможен обрыв шатуна вследствие работы двигателя с повышенным зазором в шатунном подшипнике. | Двигатель отремонтировать |
3.3. Заклинивание двигателя. Обрыв шатуна. Возможно разрушение блока цилиндров | |
а) Обрыв плеч нижней головки шатуна. Вкладыши выплавлены до стальной основы и на деталях имеются следы перегрева, причина обрыва - выплавление вкладыша. Обрыв одного или двух плеч шатуна, вкладыши не выплавлены (как правило, деформированы) - ослабление момента затяжки на одном из шатунных болтов. | При обнаружении выплавления нескольких вкладышей определить причину выплавления. Отремонтировать двигатель. |
Определить причину обрыва. Отремонтировать двигатель. | |
3.4. Стук двигателя. Нарушается работа сцепления (увеличен свободный ход педали сцепления). Прослушивается при работе сцепления | |
а) Повышенный осевой люфт коленвала. Выпадание упорных полуколец. | При отсутствии задиров на коленвале и блоке, установите новые полукольца. |
Примечание: повышенный осевой люфт коленвала может иметь место в случае износа двигателя, применения нерекомендованного масла. | |
3.5. Стук двигателя. Стук глухого тона. Частота стука возрастает с увеличением оборотов | |
а) Выплавление коренного подшипника из-за тромба в маслоканале подшипника или недосверловки маслоканала коренного подшипника. | Проверить основные пары трения на признаки абразивного износа. При отсутствии износа основных пар трения заменить вышедшие из строя детали. |
б) Ослабление болтов крепления крышек коренных подшипников. | Проверить основные пары трения на признаки абразивного износа. При отсутствии износа основных пар трения заменить вышедшие из строя детали. |
3.6. Заклинивание двигателя | |
а) Излом коленчатого вала по одной из шеек. Обрыв противовеса вала. | Заменить вышедшие из строя детали. |
3.7. Стук в районе сцепления, отсутствует передача крутящего момента от двигателя на трансмиссию | |
а) Обрыв болтов маховика из-за перетяжки, недозатяжки, усталостного разрушения болтов. | Последствия устранить заменой вышедших из строя деталей. |
3.8. Стук в передней части двигателя | |
а) Самоотворачивание храповика | Затянуть храповик. При полном отворачивании храповика и разрушении проточки под шпонку шкива коленвала заменить детали. |
3.9. Стук в передней части двигателя, не работает вентилятор и генератор | |
а) Излом (трещина) шкива коленвала. | Заменить вышедшие из строя детали. |
3.10. Спадание зубчатого обода маховика (ВАЗ-2108,21083) | |
а) Завышен внутренний диаметр зубчатого обода. | Заменить маховик, венец в комплекте. |
б) Занижен посадочный диаметр маховика под зубчатый обод. | Заменить маховик, венец в комплекте. |
в) Перегрев маховика при буксовании сцепления. | Заменить маховик, венец в комплекте. |
3.11. Течь масла по резьбе болтов крепления маховика (ВАЗ-2108, 21083) | |
а) отсутствует герметик в соединении «болт крепления маховика - резьба во фланце коленвала под болт». | Перемонтировать маховик с нанесением герметика на болты крепления. |
3.12. Шум двигателя, возможен стук (ВАЗ-2110) | |
а) Отклеивание, расслоение резины демпфера крутильных колебаний. | Заменить демпфер. |
e-cto.narod.ru