В Воронеже началось создание нового центра специализации по выпуску мотогондол и пилонов для пассажирских и транспортных самолетов. Впервые при запуске нового производства ОАК объединилась для развития проекта с партнером за периметром группы. Объединенная двигателестроительная корпорация участвует в финансировании закупок оборудования, а ее конструкторы будут проектировать новые мотогондолы.
Производство мотогондол и пилонов для двигателей российских гражданских и транспортных самолетов — один из основных проектов для Воронежского авиастроительного завода. В Воронеже собирают пассажирский лайнер Ил-96-300, здесь же готовится к первому полету новый легкий транспортный самолет Ил-112 и продолжается работа над пассажирским самолетом Ан-148.
В этом году Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), ОАК и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) начинают создание нового центра специализации, который станет выпускать мотогондолы и пилоны для всех типов двигателей гражданских самолетов отечественного производства. Для знакомства с подготовкой к запуску нового производства мы и отправились в командировку.
Мотогондола — один из самых важных агрегатов в самолете. Одна мотогондола весит около 300 кг. Всего их ставится четыре. Таким образом, общий вес агрегатов составляет порядка 1,2 т. Это примерно 1% веса самолета Ил-96-300.
«Исторически именно Воронеж является поставщиком мотогондол для двигателей гражданских самолетов. Именно здесь еще в советское время производили мотогондолы для самолетов Як-42 и Ту-204. Тогда впервые в истории отечественной авиации при выпуске агрегата использовалось рекордное количество композитного материала — сотовых панелей, специальных пятислойных конструкций для шумопоглощающих каналов», — рассказывает технический директор ВАСО Александр Анохин. Раньше на различных предприятиях отрасли собирались мотогондолы по различным технологиям и из различных материалов, в том числе из металла. ВАСО первое в отечественном самолетостроении начало изготовление мотогондол из композитных материалов. Поэтому ОАК и приняла решение на базе существующего на воронежском заводе производства создать соответствующий центр специализации производства мотогондол и пилонов для всех типов самолетов, выпускаемых в России.
«Задача нового центра, — говорит заместитель директора департамента производственной модели ОАК Николай Шинкаренко, — собрать лучшие технологии по проектированию и производству агрегатов и максимально унифицировать технический процесс». В планах — запуск новых изделий: мотогондолы для двигателя ТВ-7-117, используемого на Ил-112 и Ил-114, мотогондолы для двигателя ПД-14, мотогондол и пилонов для среднего транспортного самолета СТС-21. В отдаленной перспективе, возможно, локализация производства мотогондолы для двигателя SaM146 (ставится на Sukhoi Superjet 100), а также только проектируемого двигателя для нового российско-китайского широкофюзеляжного самолета ПД-35.
На ВАСО уже определились с местом создания нового производства — под размещение нового оборудования отводится около 5,5 тыс. м в корпусах 89 и 25. Сегодня здесь собираются пилоны для самолета МС-21 и узлы из композиционных материалов.Мотогондола состоит более чем из 600 деталей, пилон — более чем из 1 500. Одна из задач проекта — перевод выпуска продукции на единую технологическую концепцию. Организовывает весь этот процесс на ВАСО руководитель проекта Дмитрий Митин. Сегодня перед разработчиками проекта поставлена задача максимальной унификации и упрощения технологий производства для всех типов мотогондол и пилонов.Сегодня часть агрегатов производится на основе бумажных чертежей, часть — в электронном виде. Поэтому еще одной задачей может стать перевод данного направления работ на информационное 3D-моделирование.
Речь может идти, например, и об использовании сходных типов композитных материалов.
«Автоклавные печи, в которых детали из композитов нагревают в течение нескольких часов, — одни из самых энергозатратных при производстве мотогондол. Иногда при нагреве детали занимают лишь около четверти печи. Переход на один и тот же материал позволит лучше заполнять печь и оптимально использовать энергоресурсы», — отмечает Дмитрий Митин. Под его руководством будет работать около 300 специалистов.
Наконец, не менее важным является обеспечение производства новым высокотехнологичным оборудованием, сокращающим долю ручного труда. большинство новых центров компетенций до сих пор ОАК создавала самостоятельно, обращаясь в основном к силам специалистов предприятий холдинга.
В Воронеже все устроено иначе, в партнерстве с ОДК. Впервые в случае с созданием нового центра компетенций в Воронеже ОДК будет не только сопровождать производство конструкторской документации, но и выступит соинвестором проекта. Значительную часть — до трети финансирования, или более 600 млн руб., — предоставит ОДК. В рамках специального многолетнего займа ОДК новый цех оснащается полутора десятком единиц оборудования. Закупаются в том числе многофункциональный фрезерный станок и комплекс ультразвукового контроля.
«Для ОДК совместная работа с ОАК в рамках центра специализации по выпуску мотогондол крайне важна с точки зрения освоения компетенции разработки и производства этого элемента силовой установки. Ранее мы проектировали и производили исключительно сам двигатель, а мотогондола являлась зоной ответственности самолетостроителей, — говорит первый заместитель генерального конструктора Объединенной двигателестроительной корпорации Петр Гут.
— Однако тенденция сегодняшнего дня — в интеграции разработки силовой установки и мотогондолы двигателистами. Примером является двигатель ПД-14, который по условиям контракта должен поставляться заказчику уже с мотогондолой. Для решения этой задачи еще в 2009 году была создана широкая кооперация ведущих отечественных предприятий и НИИ, что позволяет использовать в проекте наилучший опыт российских компаний, консолидировав их сильные стороны. Определив ВАСО как основного производителя мотогондол для наших двигателей, мы инвестируем средства в техперевооружение предприятия с расчетом на расширение номенклатуры производимых изделий. В перспективе именно здесь могут выпускаться мотогондолы для перспективного двигателя большой тяги ПД-35 и др».
Один из важных трендов в создании нового производства — увеличение доли композитных материалов. Сегодня около 70% - это материалы на основе угле- и стеклопластика.
Работу нового центра планируется организовать на базе участков в корпусах 89 и 25. В помещениях цехов уже установлены современные механообрабатывающие центры компании, автоклавы фирмы, которые недавно прошли модернизацию, а также уникальное оборудование: станок для обработки отверстий в высокопрочных материалах компании и комплекс автоматизированной выкладки композиционных материалов.
По инвестиционной программе планируется дозакупить 13 единиц оборудования:
• механообрабатывающие центры;
• комплекс для механической обработки и перфорации деталей мотогондолы из полимерного композиционного материала;
• комплекс ультразвукового контроля композиционных конструкций;
• гидравлический пресс для глубокой вытяжки.
Общий объем инвестиций составит порядка 2,5 млрд руб.
Новое производство будет изготовлять мотогондолы в том числе для двигателей ПС-90 (используются в транспортных и заправочных самолетах Ил-76МД-90А и Ил-78М-90А), для нового двигателя ПД-14, который со временем будет использоваться на новом лайнере МС-21. Обсуждается перспектива локализации производства мотогондолы для двигателя SaM146 лайнера Sukhoi Superjet 100 (сейчас выпускается во Франции).
«Изначально при обсуждении нового проекта мы договаривались о партнерстве с двигателистами. Значительную часть работ для нас будут выполнять конструкторы Объединенной двигателестроительной корпорации», — отмечает Николай Шинкаренко.
«Задача проекта, — говорит Александр Анохин, — объединить все лучшие компетенции и создать современное производство на одной площадке ОАК — в Воронеже. Проектированием же мотогондол продолжат заниматься коллеги из ОДК».
Ключевые решения по созданию проекта приняты в последние полгода в рамках новой индустриальной модели ОАК. Новый центр компетенций создается на базе ВАСО. На заводе создается представительство ОДК, часть конструкторов уже переехала или переезжает в Воронеж. Подготовка производства будет вестись в плотной кооперации с ВАСО.
sdelanounas.ru
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.
Мотогондола служит для размещения двигателя, его агрегатов и элементов других систем. Конструкция гондолы образует плавные аэродинамические контуры, направляет воздух в компрессор, защищает двигатель и агрегаты от пыли, грязи, атмосферных осадков и механических повреждений. Гондолы внешних двигателей расположены симметрично относительно оси самолёта.
Гондолы должны обеспечивать удобный доступ к двигателю и агрегатам, расположенным на нём, для осмотра, замены и технического обслуживания. Для этого они имеют системы легкосъёмных или откидных крышек. Гондолы двигателей представляют собой тонкостенные конструкции, аналогичные конструкции фюзеляжа. Полумонококовая конструкция состоит из жёстких панелей, образующих замкнутую силовую оболочку. Каркасная конструкция отличается тем, что имеет силовой каркас. Гондола такой конструкции воспринимает также нагрузки от двигателя и передаёт их на планер.
Гондолы шасси служат для размещения в убранном положении главных стоек шасси. Самолётные шасси убираются по-разному: некоторые убирают стойки в специальные гондолы (Ту-134 и Ту-154). Другие — в центр фюзеляжа как на большинстве самолётов, в их числе Airbus A320.
Уборка основных стоек шасси высокоплана (Ту-95, Ан-26) представляет отдельную проблему. При расположении двигателей на крыле, основные стойки шасси можно крепить к крылу и убирать в мотогондолы или хвостовые балки (при двухбалочной схеме). Однако стойки при этом имеют значительную высоту и вес. Другим возможным вариантом является размещение стоек на фюзеляже. Этот вариант требует усиления конструкции фюзеляжа для восприятия нагрузок при посадке и сопровождается дополнительным увеличением веса. В случае уборки стоек и колес шасси в фюзеляж это увеличение веса фюзеляжа повышается из-за компенсации соответствующего выреза. В случае уборки колес и стоек шасси в обтекатели на фюзеляже появляется дополнительный вес этих обтекателей. Частично увеличение веса из за уборки шасси в фюзеляж низкоплана компенсируется более короткими стойками по сравнению с шасси для высокоплана. Кроме того, при размещении шасси на фюзеляже трудно получить широкую колею основных стоек шасси.
На практике вариант размещения основных стоек шасси на фюзеляже высокоплана как правило применяется в случае неубирающегося шасси. У низкопланов шасси могут убираться в гондолы двигателей, в отсек фюзеляжа или в отсек между лонжеронами крыла.
Helicopter Mi-24V 2008 G10.jpg
Универсальная вертолётная гондола Ми-24В для двух пулемётов ГШГ и одного пулемёта ЯкБ.
Boeing 707 engineviewedit.jpg
Мотогондолы двигателей Boeing 707.
Энгельс Ту-95МС 23 фото 2.jpg
Самолёт Ту-95МС, мотогондола правого внешнего (т. е. четвёртого) двигателя НК-12.
Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.
Гондола основной опоры шасси Ту-95 внутриМотогондола служит для размещения двигателя, его агрегатов и элементов других систем. Конструкция гондолы образует плавные аэродинамические контуры, направляет воздух в компрессор, защищает двигатель и агрегаты от пыли, грязи, атмосферных осадков и механических повреждений. Гондолы внешних двигателей расположены симметрично относительно оси самолёта.
Гондолы должны обеспечивать удобный доступ к двигателю и агрегатам, расположенным на нём, для осмотра, замены и технического обслуживания. Для этого они имеют системы легкосъёмных или откидных крышек. Гондолы двигателей представляют собой тонкостенные конструкции, аналогичные конструкции фюзеляжа. Полумонококовая конструкция состоит из жёстких панелей, образующих замкнутую силовую оболочку. Каркасная конструкция отличается тем, что имеет силовой каркас. Гондола такой конструкции воспринимает также нагрузки от двигателя и передаёт их на планер.
Гондолы шасси служат для размещения в убранном положении главных стоек шасси. Самолётные шасси убираются по-разному: некоторые убирают стойки в специальные гондолы (Ту-134 и Ту-154). Другие — в центр фюзеляжа как на большинстве самолётов, в их числе Airbus A320.
Уборка основных стоек шасси высокоплана (Ту-95, Ан-26) представляет отдельную проблему. При расположении двигателей на крыле, основные стойки шасси можно крепить к крылу и убирать в мотогондолы или хвостовые балки (при двухбалочной схеме). Однако стойки при этом имеют значительную высоту и вес. Другим возможным вариантом является размещение стоек на фюзеляже. Этот вариант требует усиления конструкции фюзеляжа для восприятия нагрузок при посадке и сопровождается дополнительным увеличением веса. В случае уборки стоек и колес шасси в фюзеляж это увеличение веса фюзеляжа повышается из-за компенсации соответствующего выреза. В случае уборки колес и стоек шасси в обтекатели на фюзеляже появляется дополнительный вес этих обтекателей. Частично увеличение веса из за уборки шасси в фюзеляж низкоплана компенсируется более короткими стойками по сравнению с шасси для высокоплана. Кроме того, при размещении шасси на фюзеляже трудно получить широкую колею основных стоек шасси.
На практике вариант размещения основных стоек шасси на фюзеляже высокоплана как правило применяется в случае неубирающегося шасси. У низкопланов шасси могут убираться в гондолы двигателей, в отсек фюзеляжа или в отсек между лонжеронами крыла.
Универсальная вертолётная гондола Ми-24В для двух пулемётов ГШГ и одного пулемёта ЯкБ.
Мотогондолы двигателей Boeing 707.
Самолёт Ту-95МС, мотогондола правого внешнего (т. е. четвёртого) двигателя НК-12.
wikiredia.ru
Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.
Гондола основной опоры шасси Ту-95 внутриМотогондола служит для размещения двигателя, его агрегатов и элементов других систем. Конструкция гондолы образует плавные аэродинамические контуры, направляет воздух в компрессор, защищает двигатель и агрегаты от пыли, грязи, атмосферных осадков и механических повреждений. Гондолы внешних двигателей расположены симметрично относительно оси самолёта.
Гондолы должны обеспечивать удобный доступ к двигателю и агрегатам, расположенным на нём, для осмотра, замены и технического обслуживания. Для этого они имеют системы легкосъёмных или откидных крышек. Гондолы двигателей представляют собой тонкостенные конструкции, аналогичные конструкции фюзеляжа. Полумонококовая конструкция состоит из жёстких панелей, образующих замкнутую силовую оболочку. Каркасная конструкция отличается тем, что имеет силовой каркас. Гондола такой конструкции воспринимает также нагрузки от двигателя и передаёт их на планер.
Гондолы шасси служат для размещения в убранном положении главных стоек шасси. Самолётные шасси убираются по-разному: некоторые убирают стойки в специальные гондолы (Ту-134 и Ту-154). Другие — в центр фюзеляжа как на большинстве самолётов, в их числе Airbus A320.
Уборка основных стоек шасси высокоплана (Ту-95, Ан-26) представляет отдельную проблему. При расположении двигателей на крыле, основные стойки шасси можно крепить к крылу и убирать в мотогондолы или хвостовые балки (при двухбалочной схеме). Однако стойки при этом имеют значительную высоту и вес. Другим возможным вариантом является размещение стоек на фюзеляже. Этот вариант требует усиления конструкции фюзеляжа для восприятия нагрузок при посадке и сопровождается дополнительным увеличением веса. В случае уборки стоек и колес шасси в фюзеляж это увеличение веса фюзеляжа повышается из-за компенсации соответствующего выреза. В случае уборки колес и стоек шасси в обтекатели на фюзеляже появляется дополнительный вес этих обтекателей. Частично увеличение веса из за уборки шасси в фюзеляж низкоплана компенсируется более короткими стойками по сравнению с шасси для высокоплана. Кроме того, при размещении шасси на фюзеляже трудно получить широкую колею основных стоек шасси.
На практике вариант размещения основных стоек шасси на фюзеляже высокоплана как правило применяется в случае неубирающегося шасси. У низкопланов шасси могут убираться в гондолы двигателей, в отсек фюзеляжа или в отсек между лонжеронами крыла.
Универсальная вертолётная гондола Ми-24В для двух пулемётов ГШГ и одного пулемёта ЯкБ.
Мотогондолы двигателей Boeing 707.
Самолёт Ту-95МС, мотогондола правого внешнего (т. е. четвёртого) двигателя НК-12.
wikiredia.ru
Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.
Гондола основной опоры шасси Ту-95 внутриМотогондола служит для размещения двигателя, его агрегатов и элементов других систем. Конструкция гондолы образует плавные аэродинамические контуры, направляет воздух в компрессор, защищает двигатель и агрегаты от пыли, грязи, атмосферных осадков и механических повреждений. Гондолы внешних двигателей расположены симметрично относительно оси самолёта.
Гондолы должны обеспечивать удобный доступ к двигателю и агрегатам, расположенным на нём, для осмотра, замены и технического обслуживания. Для этого они имеют системы легкосъёмных или откидных крышек. Гондолы двигателей представляют собой тонкостенные конструкции, аналогичные конструкции фюзеляжа. Полумонококовая конструкция состоит из жёстких панелей, образующих замкнутую силовую оболочку. Каркасная конструкция отличается тем, что имеет силовой каркас. Гондола такой конструкции воспринимает также нагрузки от двигателя и передаёт их на планер.
Гондолы шасси служат для размещения в убранном положении главных стоек шасси. Самолётные шасси убираются по-разному: некоторые убирают стойки в специальные гондолы (Ту-134 и Ту-154). Другие — в центр фюзеляжа как на большинстве самолётов, в их числе Airbus A320.
Уборка основных стоек шасси высокоплана (Ту-95, Ан-26) представляет отдельную проблему. При расположении двигателей на крыле, основные стойки шасси можно крепить к крылу и убирать в мотогондолы или хвостовые балки (при двухбалочной схеме). Однако стойки при этом имеют значительную высоту и вес. Другим возможным вариантом является размещение стоек на фюзеляже. Этот вариант требует усиления конструкции фюзеляжа для восприятия нагрузок при посадке и сопровождается дополнительным увеличением веса. В случае уборки стоек и колес шасси в фюзеляж это увеличение веса фюзеляжа повышается из-за компенсации соответствующего выреза. В случае уборки колес и стоек шасси в обтекатели на фюзеляже появляется дополнительный вес этих обтекателей. Частично увеличение веса из за уборки шасси в фюзеляж низкоплана компенсируется более короткими стойками по сравнению с шасси для высокоплана. Кроме того, при размещении шасси на фюзеляже трудно получить широкую колею основных стоек шасси.
На практике вариант размещения основных стоек шасси на фюзеляже высокоплана как правило применяется в случае неубирающегося шасси. У низкопланов шасси могут убираться в гондолы двигателей, в отсек фюзеляжа или в отсек между лонжеронами крыла.
Универсальная вертолётная гондола Ми-24В для двух пулемётов ГШГ и одного пулемёта ЯкБ.
Мотогондолы двигателей Boeing 707.
Самолёт Ту-95МС, мотогондола правого внешнего (т. е. четвёртого) двигателя НК-12.
ru.wikibedia.ru
Гондола — элемент конструкции самолёта или вертолёта, имеющий обтекаемую форму и предназначенный для размещения двигателя, шасси и других устройств.
Гондола основной опоры шасси Ту-95 внутриМотогондола служит для размещения двигателя, его агрегатов и элементов других систем. Конструкция гондолы образует плавные аэродинамические контуры, направляет воздух в компрессор, защищает двигатель и агрегаты от пыли, грязи, атмосферных осадков и механических повреждений. Гондолы внешних двигателей расположены симметрично относительно оси самолёта.
Гондолы должны обеспечивать удобный доступ к двигателю и агрегатам, расположенным на нём, для осмотра, замены и технического обслуживания. Для этого они имеют системы легкосъёмных или откидных крышек. Гондолы двигателей представляют собой тонкостенные конструкции, аналогичные конструкции фюзеляжа. Полумонококовая конструкция состоит из жёстких панелей, образующих замкнутую силовую оболочку. Каркасная конструкция отличается тем, что имеет силовой каркас. Гондола такой конструкции воспринимает также нагрузки от двигателя и передаёт их на планер.
Гондолы шасси служат для размещения в убранном положении главных стоек шасси. Самолётные шасси убираются по-разному: некоторые убирают стойки в специальные гондолы (Ту-134 и Ту-154). Другие — в центр фюзеляжа как на большинстве самолётов, в их числе Airbus A320.
Уборка основных стоек шасси высокоплана (Ту-95, Ан-26) представляет отдельную проблему. При расположении двигателей на крыле, основные стойки шасси можно крепить к крылу и убирать в мотогондолы или хвостовые балки (при двухбалочной схеме). Однако стойки при этом имеют значительную высоту и вес. Другим возможным вариантом является размещение стоек на фюзеляже. Этот вариант требует усиления конструкции фюзеляжа для восприятия нагрузок при посадке и сопровождается дополнительным увеличением веса. В случае уборки стоек и колес шасси в фюзеляж это увеличение веса фюзеляжа повышается из-за компенсации соответствующего выреза. В случае уборки колес и стоек шасси в обтекатели на фюзеляже появляется дополнительный вес этих обтекателей. Частично увеличение веса из за уборки шасси в фюзеляж низкоплана компенсируется более короткими стойками по сравнению с шасси для высокоплана. Кроме того, при размещении шасси на фюзеляже трудно получить широкую колею основных стоек шасси.
На практике вариант размещения основных стоек шасси на фюзеляже высокоплана как правило применяется в случае неубирающегося шасси. У низкопланов шасси могут убираться в гондолы двигателей, в отсек фюзеляжа или в отсек между лонжеронами крыла.
Универсальная вертолётная гондола Ми-24В для двух пулемётов ГШГ и одного пулемёта ЯкБ.
Мотогондолы двигателей Boeing 707.
Самолёт Ту-95МС, мотогондола правого внешнего (т. е. четвёртого) двигателя НК-12.
ru-wiki.org
Под кожухом двигателей одного и того же семейства скрывается схожая архитектура, оптимизированная под разные мощностные характеристики. Однако в случае с двигателями CFM LEAP-1C кожух сам по себе является важной отличительной особенностью, поскольку мотогондола лайнера COMAC C919 станет частью "первой интегрированной силовой установки", введенной в коммерческую эксплуатацию.
Изготовленные фирмой Nexcelle, совместным предприятием Middle River Aircraft Systems (MRAS) и Safran Nacelles, мотогондолы для LEAP-1C воплощают в себе идею тесной интеграции с двигателем. Впервые эту идею опробовали в 2012 г. на демонстраторе Panache (Pylon and Nacelle Advanced Configuration for High Efficiency) от Nexcelle. Интегрировав реверс тяги во фланец пилона, создатели демонстратора Panache отказались от лонжеронов, которые обычно крепятся к пилону. Это позволило значительно снизить массу конструкции и ее аэродинамическое сопротивление.
Развивая этот проект, на двигателях LEAP-1C внедрили реверс тяги с кольцевым желобом, который занял место более распространенных двойных D-образных створок. Реверс оснастили не тяжелым пневматическим/гидравлическим приводом, а электрическим, впервые примененным на самолетах A380.
Помимо реверса тяги главными компонентами мотогондолы стали воздухозаборник, кожух вентилятора (открывающиеся капоты для сервисного обслуживания двигателя) и выхлопная система. Эти компоненты должны служить строительными блоками для всех будущих систем, хотя границы между ними могут стать более размытыми. MRAS изучила, можно ли интегрировать часть воздухозаборника с кожухом вентилятора. UTC Aerospace Systems в рамках проекта Ecological Integrated Propulsion System (экологичная интегрированная силовая установка) тестирует интегрированный реверс тяги на двигателе PW1000G. Собственные исследования проводят и другие конструкторы.
Вы прочитали 15% текста.Это материал из журнала "Авиатранспортное обозрение". Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Полгода
(скидка 1782 р.)3564 р.1782 р.
Год
(скидка 4158 р.)7128 р.2970 р.
Приобретение бумажных и pdf-версий изданий ИД "А.Б.Е.Медиа", включая "Авиатранспортное обозрение" и Ежегодник АТО:
Я подписчик / Я активировал промокод. Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
www.ato.ru