Новая машина активно «кушает» масло – это норма или аномалия? Масло кушает двигатель
Новая машина активно «кушает» масло – это норма или аномалия?
Типичная ситуация: автовладелец с беспокойством смотрит на масляный щуп сияющего новизной моторчика. Машина пробежала лишь половину положенного до первого техобслуживания километража, а уже просит долить маслица. Инструкция по эксплуатации тоже бьет по мозгам: во многих из них говорится, что литр масла на тысячу пробега – нормальный расход. Это что же, 15 литров масла на 15 000 километров между заездами на сервис? Не жирно ли?
Вообще-то, расход моторного масла на угар – очень хитрый параметр. То, что дает увеличение ресурса и снижение потерь на трение, всегда тянет за собой в качестве платы увеличение расхода масла. Это касается и настройки рабочего процесса, и конструкции цилиндро-поршневой группы, и требований к моторному маслу.
Куда уходит масло в заведомо исправном моторе? Путей несколько. Главный – это угар в цилиндрах. Чтобы поршневые кольца работали и при этом не изнашивались, их необходимо смазывать. Поэтому при движении поршня от верхней мертвой точки первое поршневое кольцо оставляет на поверхности цилиндра остаточный масляный слой. Эта пленка толщиной 3–20 мкм попадает под удар теплового потока, формируемого горящим топливом. Естественно, она начинает греться и испаряться.
Нечто подобное мы наблюдаем на сковородке со сливочным маслом: вонища на всю кухню, а если сунуть горящую спичку, парящее масло может и пыхнуть. В цилиндре ситуация аналогичная.
На угар приходится до 70–80% общего объема потерь масла. Кроме того, небольшая часть масла выносится с картерными газами через вентиляцию картера, еще часть теряется при смазке клапанов. Сколько – зависит от состояния и конструкции маслоотражательных колпачков.
Еще одна существенная составляющая расхода – смазка подшипников турбокомпрессора, которым вскоре будут оборудованы, наверное, все современные моторы. Иначе – при нынешних тенденциях к экологии и даунсайзингу – никак.
«Даунсайзинг» (downsizing) в дословном переводе – уменьшение размера. О плюсах и минусах современной тенденции моторостроения рассказывает автор. Возвращаемся к причине паники обладателя новой машины: мотор ест масло – нормально это или нет? Новый мотор всегда просит обкатки! Все детали – практически со станка, степень шероховатости рабочих поверхностей узлов трения достаточно большая. К примеру, начальные шероховатости колец и цилиндров составляют 2–3 мкм. А кольцо начинает правильно работать только тогда, когда толщина слоя, разделяющего поверхности кольца и цилиндра, будет больше утроенной суммарной высоты шероховатостей, а это для необкатанного двигателя более 10–15 мкм. Потому вначале потери на трение большие. По мотору это чувствуется – он явно «тупит». Но поверхности трения прирабатываются, шлифуются, чему способствует повышенная скорость износа, и к концу полной обкатки высота шероховатостей на поверхностях в зонах трения снижается практически на порядок – до 0,3–0,5 мкм. Таким образом, кольцо всплывает в «правильный» режим, сила трения уменьшается, скорость износа стабилизируется – мотор «едет».
А что происходит с угаром в процессе обкатки? На изначально микробугорчатой поверхности, в эдаких карманах, собирается масло, обреченное на угар (см. рисунок). А поскольку в новом моторе неровности большие, то и расход масла тоже немаленький. Кроме того, есть такой параметр – прилегаемость поршневого кольца, которая характеризует способность кольца «отслеживать» деформированную поверхность цилиндра. Проверяется она на просвет: в нагруженный блок вставляют кольца и подсвечивают цилиндр. Неплотное прилегание выдает себя светящимся серповидным зазором. Чем зазоров больше, тем выше пропуск газов из камеры сгорания в картер и пропуск масла в обратном направлении – из картера в камеру сгорания. Так вот, нормальная прилегаемость достигается только после определенной обкатки. А до того угар тоже будет большим.
Обкатка заканчивается, и шероховатость резко уменьшается, масляные карманы на поверхности цилиндров сходят на нет – угар снижается. Тому же способствует улучшение прилегаемости колец. Мотор выходит в режим, когда масла хватает от смены до смены и доливать его не требуется. Или почти хватает. Это – основной период жизни автомобиля.
Все хорошее когда-то заканчивается. Под конец своей жизни мотор вступает в стадию повышенного износа. Угар снова начинает расти, но причины уже другие. На поверхностях цилиндров образуются трещинки, царапины, микросколы, и они работают как те же масляные карманы. Изнашиваются кольца и поршни, растут зазоры. И, что самое страшное, тихо помирают маслосъемные кольца. Слабеет пружина расширителя, изнашиваются скребки. А если кольца залегают, то есть теряют радиальную подвижность, – вообще беда: расход масла начинает неуклонно приближаться к расходу топлива. Сизый вонючий дым, долгие попытки пуска с утра, тряска на холостых…
Возвращаясь к исходной задаче, подведем итог: не волнуйтесь – новый мотор всегда «подъедает» масло. Но если после первого ТО расход масла останется высоким, то это уже повод для беспокойства. Имеет смысл поискать СТО, где используют визуальную диагностику состояния цилиндров с помощью эндоскопа.
Что касается сравнения века нынешнего с веком минувшим, то на современных моторах расход масла проявляется заметнее, поскольку они сильнее форсированы, а потому и тепловая нагрузка на масло выше. Да и даунсайзинг оказывает свое влияние: если снижение рабочего объема компенсируют турбокомпрессором, расход масла обязательно возрастет, поскольку и нагрузки выше, и сама турбина требует смазки. Но это – темы отдельного разговора.
Издание: За рулем
motorovy.ru
Куда и почему уходит масло из двигателя? |
Большинство современных ДВС способны работать практически не расходуя масло — от одной замены до другой, то есть без необходимости доливки — двигатель берет масло в пределах литра на 10 000 километров. Большинство, но отнюдь не все, старые модели силовых установок с приличным сроком эксплуатации, к сожалению, не могут похвастаться подобного рода показателями. Кроме того, нередко в вопросе: "куда уходит масло из двигателя" — виновен сам водитель.
Из этого следует, что допустимый максимум расхода масла — 0,5л/1000 км, при условии, что вы любитель быстрой езды и нередко используете потенциал своего стального коня по максимуму. В таких случаях, как правило порядком изношенный двигатель берет масло еще с большей интенсивностью, и в некоторых случаях этот показатель способен достигать отметки порядка 0,6 % от общего количества расходуемого топлива. Если вы заметили. что уходит масло из двигателя, а его расход достиг максимального значения, вам следует задуматься о ремонте, однако не стоит слишком спешить. ниже я приведу так называемые нормы расхода и рекомендации к действиям.
Итак, к вашему вниманию расход масла и рекомендации по нему:
Двигатель берет масло от 0,2 до 0,3 литра на 1000 км пробега — необходима замена маслосъемных колпачков.
Двигатель расходует до 0,5 литра — повод готовиться к капитальному ремонту.
Мотор съедает 1 литр масла менее чем на 100 км — необходим срочный капремонт.
Однако необходимо также учитывать тот факт, что у каждого автомобиля имеются свои допуски, к примеру, производитель Mitsubishi для своего внедорожника Pajero, указал: "расход масла напрямую зависит от стиля езды и может достигать значения вплоть до 1 л/1000 км, другими словами для данного авто это норма.
Теперь что касается причин, по которым уходит масло из двигателя. Основных причин две и сейчас мы их рассмотрим.
Первая — течь. Вот краткий список мест, которые могут стать причиной подтекания масла, а также советы по устранению течи:
Крышка клапана — необходимо заменить или тщательно обработать при помощи герметика.
Масляный фильтр — сначала попытайтесь дожать или подтянуть по плотнее, если невозможно — замените.
Прокладка ГБЦ — необходима срочная замена.
Стоит также обратить внимание на такие два момента:
Утечка одновременно в нескольких местах возникает только при высоком давлении, в противном случае ее не удастся обнаружить.
Если у вашего автомобиля имеются проблемы с вентиляцией картера — их обязательно нужно устранить, если этого не сделать, то устранить течь будет довольно сложно.
Вторая причина, по которой двигатель берет масло — горение масла.
Гореть может в коллектор или в воздушный фильтр посредством вентиляционной системы картера, основная причина — чрезмерно высокое давление в самом картере. Чтобы устранить эту неисправность проверьте поршневую и вентиляционную систему картера.
Не исключено, что проблема кроется в маслосъемных колпачках или втулке клапана. Установить так ли это, можно после разогрева двигателя до определенной температуры, то есть разгоняете обороты до 4000 об/мин и смотрите на цвет и интенсивность выхлопа. Если цвет выхлопных газов стал более насыщенным или того хуже черным — колпачки требуют замены. Чтобы узнать больше о том, как произвести диагностику двигателя по выхлопным газам, читайте статью написанную мною ранее, для этого достаточно пройти по ссылке.
Еще один способ проверить уходит масло из двигателя или нет — поездить немного на разогретом двигателе, после этого остановиться и на минуту-две, затем резко стартонуть — если имеются проблемы с колпачками об этом будет свидетельствовать облако густого дыма, которое вылетит при резком старте.
Если резко увеличился расход масла, при этом заметно повысилась компрессия, а при наборе оборотов двигатель начинает дымить — это может означать, что масло горит через кольца. Иногда это бывает связано с залеганием колец из-за нагара, в таком случае их можно попытаться отмочить.
На этом у меня все, я надеюсь многим из вас данная статья будет полезной и вы сумеете найти в вышеизложенном ответ на свой вопрос, куда и почему уходит масло из двигателя. Будьте внимательны к любым изменениям в работе двигателя, берегите себя и свой автомобиль. Удачи вам!
avtopulsar.ru
30 моторов, которые больше всего «едят» масло — АвтоМания
Эксперты портала Consumer Reports изучил тысячи отзывов автовладельцев и составил рейтинг двигателей, которые злоупотребляют моторным маслом. Список состоит из 30 моделей.
В отчете указано, что 98% водителей не доливают масло между плановыми ТО. Остальные два вынуждены были периодически восстанавливать уровень смазочного материала. В проекции на весь автопарк США количество «дефектных» машин приближается к 1.5 млн шт.
Удивительно, что рейтинг возглавили такие бренды, как Audi, BMW и Subaru. Ингольштадтцам «досталось» за 2.0-литровые турбочетвёрки и 3.0-литровые V6. Баварцам – за 4.8-литровые V8 и 4.4-литровые твин-турбо V8. У японской маркой «прожорливостью» якобы отличаются 3.6-литровые «шестёрки», а также 2.0- и 2.5-литровые «четвёрки».
Указанные моторы относятся к различным поколениям Audi A3, A4, A5, A6 и Q5, а также BMW 5-, 6-, 7-й серий и X5. У Subaru страдают от «аппетита» Outback, Legacy, Forester and Impreza, уточняет портал «Autoua».
По словам представителя Consumer Reports, увеличенный расход масла вполне нормален для старых автомобилей, однако машины с пробегом до 100 000 миль (160 000 км) не должны страдать подобной «болезнью». В противном случае автопроизводители обязаны проводить ремонт по гарантии либо расширять гарантийные программы.
В Audi подтвердили, что единичные проблемы с потреблением масла наблюдались в некоторых моделях 2009, 2010 и 2011 г.в., однако в целом по модельному ряду двигатели не выходят за пределы норм. В BMW пообещали проанализировать все отзывы и, в случае необходимости провести сервисные кампании. Представитель Subaru сообщил, что расход масла зависит от множества факторов, в первую очередь от стиля вождения, поэтому судить о среднем потреблении в модельном ряде не корректно.
avtomaniya.com
Почему и куда уходит масло из двигателя автомобиля
Водитель, который регулярно не следит за хорошим состоянием различных механизмов автомобиля, подвергает большой опасности не только его нормальную работу, но и свою жизнь. Но, пожалуй, главным вопросом правильного функционирования авто является куда уходит масло из двигателя? Мы немного разберем, почему это важно, и какие могут быть причины этой проблемы.
Проверка уровня масла с помощью щупа
Следует учесть, что двигатель является сложным механизмом, поэтому честно оцените свои возможности и познания, и уже исходя из этого решайте, вы будете самостоятельно устранять возникшие проблемы. Или обратитесь к специалистам. Но признаки знать необходимо каждому.
Когда стоит бить тревогу
Точных норм расхода масла, как в случае с топливом, нет. Старые модели авто расходуют больше масла, чем современные двигатели внутреннего сгорания. Если в первом случае этот показатель является критическим – пол-литра на 1000 км, то для модернизированных авто эта норма может составлять 1 литр примерно на 10 тысяч км.
Но, опять-таки, это не является истиной в последней инстанции. Есть еще другие факторы, которые мы будем рассматривать ниже. Но главным критерием является резкое и постоянное падение уровня масла на протяжении нескольких дней.
Но для того чтобы «забить тревогу», необходимо заметить эту проблему. Это и является главной профилактикой аварии. Автомеханики советуют проверять уровень масла перед каждым выездом. Это является прописной истиной. Уровень проверяется на холодном двигателе (в процессе движения масло разогревается и увеличивается в объеме). И как результат, точный показатель вы не получите.
При этом, если вы заметили снижение уровня, мало просто долить смазочный материал, желательно постараться понять, почему уходит масло в двигателе. В статье вы получите советы, как поставить правильный «диагноз».
Расход масла, предусмотренный техническими характеристиками
Общеизвестно, что любая жидкость имеет свойство испаряться. Быстрее или медленнее, это вопрос другой. Этот процесс ускоряется при высоких температурах, которые свойственны работе двигателя.
При нормальной работе двигателя расход масла должен быть минимальным
При этом различные марки и модели авто могут потреблять различное его количество. Если вам не приходится постоянно возить канистру с маслом, и доливать его не каждый день, а раз в неделю, тревожиться не стоит.
Причины высокого расхода масла
Рассмотрим несколько причин, почему уходит масло в двигателе. Наиболее распространенной является банальная утечка. Некоторые проблемы можно устранить самостоятельно, а с определенными без хорошего специалиста не справиться. Вначале разберем, что можно сделать самому или с помощью друга. Проблема бывает с нижеприведенными деталями:
Прокладкой блока цилиндров. Возникает эта ситуация, если во время сборки двигателя неравномерно затянуты силовые болты. В результате прокладка может деформироваться, и не обеспечивать плотной подгонки деталей. Явным доказательством этой проблемы станут потеки на двигателе, которые несложно определить визуально. Достаточно посмотреть под капот и факт проблемы налицо. В этом случае важно принять во внимание, что снижение уровня масла − одна часть проблемы. Куда более серьезная − возможность в этом случае попадания тосола внутрь цилиндров. Тут уже можно «потерять» двигатель. Поэтому необходимо не только заменить прокладку, но и удостовериться, что охлаждающая жидкость не попала в цилиндры. Есть сомнение в обратном − замените масло полностью.
Сальники коленчатого вала. Определить эту проблему несложно. Если под автомобилем во время стоянки образовалась масляная лужица, то высока вероятность того, что кромки сальников, предназначенные для уплотнения, пришли в негодность (разлохматились, стерлись). Это довольно распространенная проблема поскольку резина недолговечна сама по себе. Одной из причин может быть также воздействие некачественного масла. Поэтому приобретать необходимо только современные сальники, адаптированные для работы в экстремальных условиях. Решить эту проблему несложно, достаточно произвести замену изношенных сальников на новые и вопрос, куда уходит масло из двигателя, отпадет сам по себе.
Прокладки масляного фильтра. Возникает неприятная ситуация в результате поспешной или неумелой его замены. Чтобы было более понятно: фильтр или не докрутили, что исключает герметичность либо смялась прокладка и результат тот же. В первом случае необходимо фильтр закрутить более плотно. Во втором − посмотреть в нормальном ли состоянии прокладка, если нет, заменить ее, но обязательно смазав машинным маслом. Это гарантирует ее эластичность, с одной стороны, и равномерность прилегания с другой.
Масляный фильтр. Продолжение предыдущего пункта. Если вы видите, что масло откровенно течет через фильтр, то тут необходима только его замена. Прокладки не выручат.
Маслоотражательные колпачки. Эти детали размещены на верхней части головки блока. И как результат, подвергаются особо высокой температуре. Если учесть, что их изготавливают из резины (пусть даже высокопрочной и термостойкой), но это резина, и она не сможет долго выдерживать критические температуры. Колпачки по своим свойствам начинают больше напоминать пластик и не выполняют свои функции. В итоге масло начинает вытекать, покрывая выпускные клапаны органическими отложениями. Еще один вариант − бракованный колпачок, эффект тот же. В этом случае поможет только замена колпачков. Для любителей быстрых стартов особое предостережение − постоянная экстремальная езда может «сорвать» его с места (если он не был правильно установлен).
Коксование поршневых колец. Поршневые кольца хорошо исполняют свои функции исключительно в чистом состоянии. Благодаря этому они имеют прекрасную подвижность. Если они закоксовываются и западают, ни о каком уплотнении не может быть и речи. В этом случае замечается снижение компрессии одного либо двух цилиндров. Это невозможно не заметить по работе двигателя. Причин этого явления несколько: некачественное и «старое» масло. В этом случае можно попытаться обойтись без капитального ремонта. Существуют специальные средства (химия, способная растворить налет), которыми необходимо обработать кольца. И конечно же, полная замена масла.
Одна из причин повышенного расхода — это выгорание масла
Небольшое предостережение для автолюбителей, плохо разбирающихся в устройстве двигателя. Не стоит заниматься ремонтом, если вы умеете только достать щуп и проверить уровень масла. Но при этом не можете отличить головку цилиндра двигателя от масляного фильтра. Понять в чем причин и как ее устранять у вас не получится. Лучше обратитесь к специалисту.
Когда нужна помощь специалистов
В отличие от предыдущего подпункта, когда самостоятельно или с «помощью» компьютера можно решить проблемы, не особо переживая за последствия, мы сейчас рассмотрим, почему уходит масло в двигателе, но при этом своими силами справиться не получится, если только у вас нет специального технического образования и навыков ремонта двигателей.
Высокий износ цилиндров. Цилиндры даже в большей степени влияют на расход масла, чем ранее рассмотренные проблемы поршневых колец. Расточка может в некоторых случаях решить проблему. Но существуют и «скрытые» до определенного момента нарушения целостности − это микротрещины, небольшие сколы. Они образно «заполняются» маслом и это приводит пусть к небольшому, но ежедневному снижению уровня, который становится явно заметным через неделю и тем более месяц.
Деформация цилиндров. Довольно специфическая проблема, связанная с конструктивными особенностями цилиндров. При монтаже анкерных шпилек возникают своеобразные перекосы, которые влияют на установку и работу уплотнительных колец. По сути, последние не могут обеспечить достаточно плотного прилегания из-за «серповидных зазоров». Выручить может применение относительно мягких колец. Но опять-таки «кушать» масла будет больше.
Маслосъемные поршневые кольца. Эти элементы двигателя предназначены для обеспечения поступления нормативного количества масла к компрессионным кольцам. И как результат, они не имеют постоянной смазки, то есть не «купаются» в масле, как некоторые детали. Трение в этом случае усиливается и происходит более быстрый износ. Нет металла, который может существовать вечно. Это касается и этих деталей автомобиля. Высокое потребление масла показывает, что поршневые кольца значительно стерлись. Не пытайтесь решить эту проблему самостоятельно. Тут без СТО можно только «дров наломать».
Поршневые кольца. Проблема возникает в результате перегрева. Существуют критические температуры, при которых поршневые кольца хорошо сохраняют свою упругость и прекрасно выполняют возложенные на них функции. Этот диапазон определен от 180 до 200 градусов. Небольшой «плюс» допускается, поскольку все детали создаются с дополнительным запасом прочности. Но при этом даже однократное значительное повышение рабочей температуры двигателя может привести к снижению функций поршневых колец, и как результат повышению расхода масла. Поможет хороший моторист, СТО, автосервис. В общем, не стоит заниматься «самолечением».
Межклапанные перемычки. Это один из так называемых дефектов термоусталости. В этом случае происходит дополнительное к износу поршней нарушение камеры сгорания, она теряет необходимое уплотнение. Как и в предыдущем случае, обращайтесь только к специалистам.
Специфические причины?
Хотим отметить несколько моментов, не связанных с конструкционными особенностями авто. И что более важно, на них вы можете повлиять, не обладая знаниями автослесаря.
Масло может банально вытекать
Экстремальная езда. Любители быстрых стартов, резких торможений, поездок на пределе возможностей авто в целом и двигателя в частности, должны осознавать, что это не может не влиять на двигатель. Поршни работают с большими нагрузками, температура повышается, можете вспомнить и пересмотреть предыдущие подзаголовки и описание проблем, с этим связанных. Поэтому два варианта решения этого вопроса. Поездки в нормальном режиме, предусмотренные эксплуатационными характеристиками машины. Либо дополнительная канистра масла в багажнике и «энная» сумма денег на ремонты.
Позднее сгорание провоцирует увеличение расхода масла. Это связано с тем, что повышается температура двигателя со всеми вытекающими последствиями. В этом случае необходимо отрегулировать зажигание, это раз, и второе − использовать качественное топливо с октановым числом, которое соответствует модели вашего автомобиля.
Смазывание турбокомпрессора. Это, в принципе, естественные потери, на которые влиять сложно. Но как правило, такой расход связан с дорогими иномарками с турбодвигателем.
Некачественным маслом. Чем выше вязкостью, тем лучше смазка. С этим вроде бы все понятно. Но при этом оно создает дополнительный угар в поршнях. И вот здесь и возникает вилка: повысить ресурс двигателя или расход масла. Бесспорным является факт, что необходимо покупать лицензионное масло известных производителей и хоть как-то защитить себя.
Существует ли норма расхода масла? Нет как таковой точной цифры не существует. Но если месяц назад у вас не было такой беды, а в настоящее время это становится достаточно явным, то дело не в конструкционных особенностях авто.
При этом достаточное количество масла позволит избежать серьезных поломок двигателя. Мы рассмотрели причины, которые позволяют понять, куда уходит масло из двигателя, это поможет вам следить за правильной эксплуатацией и избежать серьезных трат на ремонтные работы.