Редкий мальчишка не мечтал проехаться на болиде Формулы-1 по дорогам общего пользования. В начале 90-х, несмотря на непростую экономическую обстановку в мире, группа инженеров решилась на воплощение этой мечты. Результатом их работы стал самый быстрый дорожный автомобиль в мире, скоростные рекорды которого до сих пор не достижимы для конкурентов.
Автором идеи создания спортивного автомобиля, адаптированного для передвижения по дорогам общего пользования был Гордон Мюррей – автомобильный инженер, занимавшийся технологической разработкой болидов для гонок Формулы 1. Он поделился идеей с руководителем команды McLaren, Роном Деннисом, которому проект очень понравился. Итогом их соглашения стало создание компании McLaren Cars Limited, которая в дальнейшем была переименована в McLaren Automotive, для разработки и выпуска мелкосерийного спортивного автомобиля.
Вся история McLaren Group неразрывно связана с гонками Formula 1
Для создания внешнего вида и салона будущей модели был привлечен известный автомобильный дизайнер Питер Стивенс, создателя успешного спорт кара Lotus Elan и других подобных проектов. Гордон Мюррей стал техническим директором компании. Воплощением его идей в реальность занялась компания BMW-Motorsport. К середине 1991-года была готова проектная документация, и после одобрения руководства McLaren Group разработчики приступили к постройке прототипа для ходовых испытаний. Первые же тесты показали, что McLaren Automotive удалось создать незаурядный автомобиль с рекордными показателям. Вся история McLaren Group неразрывно связана с гонками Formula 1, поэтому премьера McLaren F1 была проведена в начале состязаний Гран-при Монако в начале лета 1992 года. Публика была покорена футуристическим внешним видом и особенностями компоновки автомобиля, а заявленные технические характеристики стимулировали интерес еще больше. Во время премьеры была обнародована и цена на McLaren F1, составлявшая 1 миллион 200 тысяч долларов.
Передняя стенка моторного отсека (за спиной у пассажиров) обклеена листовым золотом
Технические особенности F1 Автомобиль представляет собой настоящее средоточие необычных технических и технологических решений – при огромном двигателе его вес, в зависимости от модификации, колеблется между 1062 и 1138 килограммами, а силуэт предельно низкого кузова обладает характеристиками, которые есть не у всех современных суперкаров. При этом за счет оригинальной компоновки инженерам удалось поместить в нем 3 места вместо традиционных для автомобиля этого класса двух. Кресло водителя расположено посередине, а не с краю, как это принято. Такое положение облегчает посадку в заднюю часть салона, где расположены кресла для двух пассажиров, которые могут выходить через двери на обеих сторонах кузова. При среднемоторной компоновке (и моторном отсеке, занимающем добрую половину кузова) необычная структура расстановки кресел позволила разработчикам не ломать голову над тем, как обеспечить пассажирам место для ног – оно нашлось по обеим сторонам водительского кресла. Дабы обеспечить сидящим сзади пассажирам комфортабельные условия и защитить их от пышущего жаром двигателя было также найдено оригинальное решение – передняя стенка моторного отсека (за спиной у пассажиров) обклеена листовым золотом, обладающим выдающейся способностью отражать инфракрасные лучи. В каждом автомобиле использовано приблизительно 16 граммов золота – так мало весят тончайшие золотые листки.С первого взгляда понятно, что автомобиль представляет собой не что иное, как спорт-прототип, предназначенный для состязаний, и все же инженерам удалось найти возможность сделать из него относительно комфортабельный автомобиль, подходящий для ежедневного использования.
Гордон Мюррей настаивал на том, что двигатель для суперкара обязательно должен быть атмосферным, так как предполагалось, что автомобиль будет использоваться для езды по городу, а значит, он должен быть надежным. Турбины позволяют использовать имеющийся объем двигателя по максимуму, но они усложняют конструкцию и делают автомобиль более "капризным". В результате Паулю Роше из BMW-Motorsport удалось усовершенствовать двигатель V12, увеличив объём до 6,1 литров, "снять" с него аж 627 л.с. Эта мощность на 16% превышала проектные требования Мюррея, а мотор при массе в 266 кг оказался всего на 16 килограмм тяжелее ожидаемого.
McLaren F1 была первой серийной машиной в кузове, полностью сделанном из карбона с усилителями в местах крепления панелей, сделанными из алюминиево-магниевого сплава. Эта конструкция до появления F1 была свойственна разве что малой авиации и спортивным болидам, предназначенным только для трека. Исключение составляет только моторный отсек – температура, возникающая в нем в моменты работы двигателя на полную мощность, оказывала бы на карбон разрушительное действие. Для охлаждения отсека в крыше над головой водителя предусмотрен воздухозаборник, направленный раструбом вперед. При невероятно низком кузове двери сделаны в стиле "крылья бабочки" (известном у нас как "ламбо-двери"), облегчающие посадку в автомобиль.
Шестиступенчатая механическая коробка передач была разработана специально для McLaren F1. Корпус коробки первоначально был сделан из стали, в дальнейшем, в модификации GTR его заменили на алюминиевый в целях дальнейшего снижения массы автомобиля. Из алюминиевого сплава сделан и маховик двигателя, чей вес и размеры так же тщательно просчитаны для обеспечения передачи крутящего момента.
На сегодняшний день McLaren F1 продолжает оставаться одним из самых быстрых суперкаров. Динамику разгона, превышающую его характеристики, продемонстрировали лишь Koenigsegg Agera R, Bugatti Veyron, SSC Ultimate Aero TT и Bugatti Veyron Super Sport. При этом следует учесть, что все эти автомобили комплектуются двигателями с турбонаддувом. Таким образом, McLaren F1 остается самым быстрым автомобилем с атмосферным двигателем. В 1995 команда Kokusai Kaihatsu Racing победила в гонке "24 часа Ле-Мана, выступая на McLaren F1.
McLaren F1В общей сложности за 6 лет было выпущено 107 экземпляров McLaren F1
31 марта 1998 года McLaren F1 установил мировой рекорд скорости для суперкаров, разогнавшись до 386 км в час. Кстати, «дорожная» модификация автомобиля была оборудована ограничителем скорости, срабатывающим при 372 км/ч. Без ограничителя заявленная максимальная скорость составляет 392 км/ч.
Тормозит McLaren F1 при скорости 100 км/час до нуля за 2,8 секунды; тормозной путь - 39 м.
В общей сложности за 6 лет было выпущено 107 экземпляров McLaren F1, при этом адаптированных для езды по дорогам общего пользования было всего 65.
Несмотря на малую численность выпущенных экземпляров существует целых 6 модификаций суперкара, в числе которых гоночные болиды, прототипы и эксклюзивные экземпляры.
Одним из многих знаменитых владельцев McLaren F1 был исполнитель роли Мистера Бина, английский комик Роуэн Аткинсон, большой любитель быстрой езды. История его владения McLaren F1 одна из самых интересных. Он приобрел автомобиль в 1997-м году за 640 тысяч фунтов (миллион долларов). Первый раз Аткинсон попал в ДТП в 1999 году. Ремонт разбитого капота тогда обошелся актеру в 100 тысяч фунтов, а в августе 2011 года Аткинсон в лучших традициях своего героя Мистера Бина "разложил" машину, вылетев на обочину и ударив ее о фонарный столб и дерево. Аткинсон отделался травмой плеча и, к тому же, по непроверенным данным получил рекордную в истории Британии страховку - 910 тысяч фунтов стерлингов (то есть 1 миллион 430 тысяч долларов).
blamper.ru
McLaren F1
Общие данные
Годы пр-ва: | 1992—1998106 автомобилей выпущено |
Производитель: | BMW M |
Марка: | 6,0 L BMW S70/2 V12 60° |
Тип: | Атмосферный бензиновый |
Объём: | 6064 см3 |
Максимальная мощность: | 627 л.с. (461 кВт [627 л.с. по ГОСТ 8.417]), при 7400 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 651 Н·м, при 5600 об/мин |
Конфигурация: | V12 |
Цилиндров: | 12 |
Клапанов: | 48 |
Макс. скорость: | 391 км/час |
Разгон до 100 км/ч: | 3,3 с |
Расход топлива при смешанном цикле: | ~15,0 л/100 км |
Расход топлива при городском цикле: | ~25,0 л/100 км |
Расход топлива на трассе: | ~10,0 л/100 км |
Диаметр цилиндра: | 86,0 мм |
Ход поршня: | 87,0 мм |
Cтепень сжатия: | 11,0 |
Система питания: | Распределённый впрыск |
Система смазки: | Сухой картер |
Охлаждение: | Воздушное |
Клапанной механизм: | QOHC (Quad OverHead Camshaft - с четырьмя распредвалами в головке цилиндров), VVT, С системой динамической регулировки фаз газораспределения |
Материал блока цилиндров: | Алюминий |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | Алюминий |
Красная зона: | 7500 об/мин |
Рекомендованное топливо: | Бензин АИ-95 |
Производитель: | Weismann |
Тип: | Механическая |
Число ступеней: | 6-ступ. |
Передаточные отношения: | |
Главная передача: | 2,37 |
1 передача: | 3,23 |
2 передача: | 2,19 |
3 передача: | 1,71 |
4 передача: | 1,39 |
5 передача: | 1,16 |
6 передача: | 0,93 |
Задняя передача: | 2,88 |
Синхронизаторы: | Есть |
Механизм управления: | Ручной |
Переключение: | Рычаг на правом тоннеле |
Характеристики
Массово-габаритные
Колея задняя: | 1472 мм |
Колея передняя: | 1568 мм |
Динамические
Коэффициент аэродинамического сопротивления: | 0,32 |
На рынке
Другое
Объём бака: | 90 л |
Дизайнер: | Гордон Мюррей и Питер Стивенс |
Модификации
LM, GT, XP, XP LM
McLaren F1 — легендарный гиперкар, некогда быстрейший серийный автомобиль в мире (удерживал этот статус с 1993 по 2005 годы [1]), разрешённый к использованию на дорогах общего пользования. Был спроектирован и произведён компанией McLaren Automotive, являющейся дочерним предприятием британской McLaren Group, которая также владеет Водафон Макларен Мерседес — командой Формулы 1.
Всего было выпущено 106 машин, 65 из которых были уличными вариантами (F1), 5 — LM (прототипы Ле-Мана), 3 — эксклюзивными (GT), 5 — прототипами (XP), 28 — гоночными версиями (GTR) и 1 — прототипом LM (XP LM). Производство было начато в 1992 и завершено в 1998 году.
В McLaren ещё в 60-х годах задумывались о создании, помимо гоночных болидов, спортивного автомобиля для дорог общего пользования. Но тогда это не удалось реализовать ввиду того, что в 1970 году погиб основатель марки — Брюс Макларен. О задумке вспомнили только в конце 80-х. В 1988 году Гордон Мюррей представил свою концепцию «суперавтомобиля» руководителю McLaren, Рону Деннису, который был покорен представленным проектом. Результатом переговоров стала созданная в Великобритании 17 марта 1989 года дочерняя компания «McLaren Cars Limited» (McLaren Automotive), которая и должна была непосредственно заниматься созданием будущего гиперкара. Техническим руководителем проекта стал Мюррей, к разработке дизайна будущего автомобиля McLaren удалось привлечь известнейшего специалиста в этой области — Питера Стивенса, который уже имел опыт по созданию таких автомобилей как Lotus Elan и Jaguar XJR-15. Для разработки двигателя и другой технической «начинки» была выбрана компания BMW-Motorsport.
Работа над амбициозным проектом началась в марте 1990 года и продолжалась почти 11 месяцев. В июне 1991 готовые чертежи нового автомобиля были представлены на суд McLaren Group. Испытания показали незаурядные результаты.
Первый показ McLaren F1 прошел на Гран-при Монако 28 мая 1992 года. Это лишний раз подчёркивало тесную связь автомобиля с миром профессиональных автогонок. Во время демонстрации суперкара были оглашены технические характеристики и цена в 1,2 миллиона долларов США. Внешний вид произвёл большое впечатление на наблюдателей: для того времени такой дизайн олицетворял суперсовременный автомобиль.Этот автомобиль установил мировой рекорд скорости суперкаров разогнавшись до 386 км в час, рекорд был зафиксирован 31 марта 1998 года.
В 1995 году Янник Дальма, Юрки Ярвилехто и Масанори Секийя из команды Kokusai Kaihatsu Racing стали победителями легендарной гонки 24 часа Ле-Мана, на этом автомобиле.
Для создания двигателя нового суперкара был взят за основу серийный V12 от модели BMW 750i (с углом развала цилиндров 60°), а его доработкой занялась дочерняя компания BMW AG под руководством Пауля Роше — BMW-Motorsport. В результате, рабочий объём мотора был доведён до 6,1 л (6064 см³) при массе в 266 кг, а мощность составила 627 л.с. На каждые шесть цилиндров установлен отдельный цепной привод верхнего распредвала, которые приводят в действие четыре клапана на каждом цилиндре, каждый из которых снабжен собственным гидравлическим толкателем. Мотор использует внутреннюю систему впрыска топлива компании TAG. Диаметр цилиндра — 86 мм (3,38 дюймов), ход поршня — 87 мм (3,42 дюймов).
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. |
Статья о McLaren F1 на сайте McLarenCars.ru
dic.academic.ru
В команде Макларен официально заявили, что подписали многолетний контракт на поставку двигатель Хонда, возобновив тем самым один из самых известных технических альянсов.
С 2015 года на болиды Макларен будут установлены двигатели фирмы Хонда и ERS (энергетические системы восстановления), а так же возобновятся отношения между двумя компаниями. Этот тандем принёс Формуле 1 четырёх чемпионов мира и четыре победы в кубке конструкторов, а ещё победил в 44 Гран-при на промежутке в 1988 по 1992 годы. Хонда не поставляла своих двигателей в команды Формулы 1 с конца 2008 года, но переход на новые 1,6-литровые моторы с турбонадувом с 2014 года, заставил фирму вернуться в спорт.
«Начиная с момента своего основания Хонда была развивающейся компанией и всегда старалась доказать это участвуя в соревнованиях. Хонда включает в себя не только наш многолетний опыт в развитии технологии двигателей, но и является воплощением духа нашего народа», — сказал президент и исполнительный директор компании Хонда Моторс Таканоби Ито.
«Новые правила в Ф1 с их значительным вниманием к вопросам охраны окружающей среды, будут вдохновлять нас на создание ещё более передовых наших собственных технологий. И этот факт является одним из ключевых аргументов побудивших нас на подписание данного соглашения», — добавил Таканоби Ито.
Мартин Витмарш генеральный директор и руководитель команды Макларен, приветствовал данное соглашение.
«Это великолепная новость для всех кто любит Формулу 1 и с нетерпением ждал возвращение двигателей Хонда. Вместе мы начнём совершенно новый исторический виток истории команды Макларен в королевских автогонках. Как Макларен так и Хонда со свои двигателем, впишет себя в книги по истории автоспорта», — сказал Мартин Витмарш.
«Для нас будет большой честью, ещё раз объединить свои силы в борьбе за чемпионский титул в Формуле 1. Обе компании осознают, что им придётся вместе отправиться в это «захватывающее путешествие». Мы чрезвычайно заинтересованы в успешном итоге нашего партнерства и поэтому проведём ближайшие 18 месяцев в тесном контакте, чтобы к началу сезона 2015 года быть абсолютно уверенными в том, что мы работаем слаженно и являемся конкурентоспособной командой» — добавил Мартин Витмарш.
Компания Хонда будет создавать двигатели в своём центре исследований и разработок в Точиги, Япония. Где уже сейчас начались работы по созданию нового двигателя V6 1,6 литра с турбонадувом для Формулы 1.
«Хонда во всём мире имеет репутацию инженерного гиганта и её корни, её специализация и её страсть – это развитие двигателей внутреннего сгорания», — сказал Мартин Витмарш.
«На протяжении всей своей истории, Хонда создавала двигатели для автомобилей, мотоциклов и вездеходов. И действительно её опыт в создании двигателей с турбонадувом неизмеримо огромен и превосходит любого производителя двигателей, которые на данный момент конкурируют на рынке моторов в Формуле 1», — анонсировал Мартин Витмарш.
Пилоты команды Макларен, Дженсон Баттон и Серхео Перес также выразили свой восторг по поводу нового партнёрства.
«Первый раз я познакомился с двигателями Хонда в 2003 году. С 2006 по 2008 год я выступал за команду Хонда в Формуле 1. И в 2006 году я выиграл свой первый Гран-при на болиде с двигателем от компании Хонда, в Венгрии. Так что мне хорошо знакома страсть компании Хонда к авто- и мотоспорту и в частности к Формуле 1», — сказал Дженсон Баттон.
«Я родился в 1990 году. В этот год Айртон Сенна завоевал свой второй из трёх титулов чемпиона мира, выступая за Макларен-Хонда. И я хорошо и надолго запомнил это. Конечно же, Айртон Сенна мой герой, как и герой для многих людей, живущих в Латинской и Южной Америке. Так что сегодняшняя новость не только ворошит былые воспоминания об успешных годах, но и даёт надежду на их повторение уже в новой истории», — сказал Серхео Перес.
Хонда начнёт поставлять свои двигатели с 2015 года, а до этого момента с командой из Уокинга продолжает работать Мерседес. Макларен работает с немецким поставщиком с 1995 года и Мартин Витмарш отдал дань и этому альянсу.
«Очень важно сказать, что до конца 2014 мы выполним своё полное обязательство перед нашим существующим и давним партнером, Мерседес-Бенз, к которому мы сохраняем предельное уважение и с кем мы намерены, продолжить работу старательно и профессионально. Макларен-Мерседес до настоящего момента выиграл 78 Гран-при и победил в 4-х чемпионатах мира и поэтому мы стремимся закончить наше сотрудничество на высокой ноте и на том с чего мы начали – со стремления к победе», – закончил Мартин Витмарш.
Что же будем надеяться, что новый союз Макларен и Хонда подарит им отличный двигатель и тем самым приведёт к новым победам, а нам обновлённую команду Макларен, способную побеждать.
Тот самый болид на котором выступал Айртон Сенна.
Всегда Ваш В.Г.
f1ace.ru
Как уже стало известно ранее команда Макларен, переживающая на данный момент не лучшие времена, подписала контракт с компанией Хонда на поставку двигателей нового поколения, с монтированной на ней системой рекуперации ЕРС (похожей на нынешний КЕРС, но гораздо эффективнее). На данный момент команда Макларен, использует на своих болидах моторы компании Мерседес, как и Форс Индия. Они продолжат применять технологии Мерседес и в переломном (в плане технологии двигателей этапе) 2014 году, но уже в 2015 перейдут на двигатели японского производителя Хонда. Компания Хонда уже принимала участие в Формуле 1 как поставщик моторов и как отдельная команда. Её руководство давно ждало момента, когда они смогут вернуться в Чемпионат Мира. И этот момент настал.В компании Хонда объявили, что они будут иметь базу в Милтон-Кейнс, как и Ред Булл. Это будет рабочая база, на которой они смогут, совместно с Макларен дорабатывать и улучшать двигатели для гонок Формулы 1. Основной завод Хонда R&D по производству силовых единиц находится в Тотиги (Япония). Но производитель моторов счёл важным, присутствие рабочей базы в европейской части, чтобы быть ближе к Макларен и тем самым поддержать свои гоночные амбиции.
Хонда планирует начать свою работу в Милтон Кейнс в июне 2014 года. На предприятии уже создан отдел, на базе которого будет располагаться курьерская служба по доставке двигателей в Европу. На базе в Милтон Кейнс японцы планируют заниматься восстановлением и поддержанием своих силовых установок.
Ясухиса Аграй, главный специалист отдела мотоспорта, компании Хонда сказал: «С утверждением новой базы в Великобритании, наше возвращение в Формулу 1 стало более чётким и конкретным. Теперь, после того как мы стали на эту ступень, нам предстоит следующая, а за ней ещё не одна, но мы этого ждали, мы готовы. Мы возвращаемся!».
«Для того чтобы удовлетворить и превзойти изысканные вкусы наших болельщиков и фанатов, мы ускорим нашу работу, чтобы вернуть уникальный звук мотора Хонда на автодромы Формулы 1″, — закончил (Хонда).
Молодцы японцы. Сразу видно что пришли на долго и всерьёз. Откровенно говоря, меньшего от них ожидать и нельзя было. Это событие вселяет уверенность в стабильности компании Хонда в плане работы над мотором и в том, что их действия направленные на создание абсолютно нового двигатели в 2015 году увенчаются успехом, и мы действительно сможем оценить звук их нового мотора в Формуле 1. Самое главное конечно же не то какие децибелы будет выдавать их двигатель, а та надёжность и естественно скорость, которую демонстрируют силовые агрегаты применяемые сейчас. Что же касается самой базы в Милтон Кейнс, возможно соседство с лидерами Чемпионата 2013, командой Ред Булл, в каком-то плане окажет некое воздействие на судьбу моторов и вообще новой команды Макларен-Хонда и они смогут не только противостоять, на должном уровне, но и победить команду Ред Булл, завоевав очередной совместный титул. Пока об этом фанатам Макларен можно только мечтать, но без мечты не было бы и реальности. Мечтайте на здоровье!
Всегда Ваш В.Г.
f1ace.ru
В 1985 году уже Прост за рулем McLaren MP4/2B выиграл чемпионат и кубок конструкторов. Он повторил свой успех в 1986 году, но кубок конструкторов достался соперникам из Williams.
Проиграв чемпионат 1987 года, команда получила молодого бразильца Айртона Сенну, а вместе с ним и турбомоторы автоспорта, и в 1988 году команда выиграла чемпионат, одержав победы в 15-ти из 16-ти гонок. По состоянию на конец 2008 года этот рекорд не побит (в 2002 и 2004 годах команда Ferrari повторяла рекорд по количеству побед — 15, но в 17 и 18 гонках сезона соответственно). Хотя очков на счету было больше у Алена Проста, чемпионом по регламенту чемпионата (в зачет шли 11 лучших результатов) стал Айртон Сенна.
В 1989 году чемпионат выиграл Прост, но ушёл из команды. Следующие два года ничто не могло остановить Сенну. В 1991 году он стал трёхкратным чемпионом мира.
McLaren MP4-13 под управлением Дэвида Култхарда (1998 год)
Машина 1992 года не шла ни в какое сравнение с машиной команды Williams, чемпионат был проигран. Сенна собрался уходить из команды, но в последний момент Рон Деннис заставил его передумать. И в 1993 году он сражался с вернувшимся в большие гонки Аленом Простом.
Но команда неумолимо скатывалась вниз. Лишь в 1997 году, получив двигатели Mercedes и знакомые нынешним болельщикам серебристые цвета, а также пилотов Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда, команда вернулась в лидеры чемпионата мира.
В 1998 году победу в чемпионате и кубке конструкторов принёс Мика Хаккинен, в 1999 году он получил только чемпионскую корону.
С 2000 года команда удерживалась на высоких позициях, и лишь провальный сезон 2004 года заставил покинуть четвёрку лидеров. С 1999 года команда не выиграла ни одного титула, несмотря на то, что в 2005 году MP4-20 большей частью специалистов был признан самой быстрой машиной чемпионата, чемпионат был проигран и в личном, и в командном зачёте из-за низкой надежности. В 2006 году был сделан шаг назад — лишь 3 место в кубке конструкторов и только 5 место Кими Райкконена в личном зачете.
В 2007 году команда полностью поменяла свой состав — на смену ушедшему в Ferrari Кими Райкконену пришли двухкратный чемпион мира (2005, 2006) Фернандо Алонсо и молодой британский гонщик Льюис Хэмилтон — чемпион серии GP2 2006 года. Дуэт чемпиона и новичка оказался столь быстрым, что вскоре возглавил чемпионат мира. Однако в то же время McLaren подверглись судебному иску за промышленный шпионаж против Ferrari (см. Шпионский скандал в Формуле-1). Решением суда команда McLaren получила штраф в размере 100 млн $, а также была полностью лишена очков в кубке конструкторов за 2007 год. Очки пилотов были сохранены.[2]
В итоге, чемпионат 2007 года был проигран командой на последней гонке сезона в Бразилии и в личном зачете — Хэмилтон и Алонсо набрали по 109 очков и уступили 1 очко ставшему чемпионом мира пилоту Ferrari Кими Райкконену.
В сезоне 2008 место Фернандо Алонсо занял финский гонщик Хейкки Ковалайнен, который дебютировал в 2007-м году в составе команды Renault.
Легенда к таблице
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Не классифицирован |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
dic.academic.ru
Vodafone McLaren Mercedes | |
Уокинг, Суррей, Великобритания | |
Мартин Уитмарш[1] (с 1 марта 2009 года) | |
Падди Лоу Нил Отли | |
1. Дженсон Баттон2. Льюис Хэмилтон | |
Гэри Паффетт | |
McLaren MP4-25 | |
Mercedes FO 108X 2.4 V8 | |
Bridgestone | |
Гран-при Монако 1966 года | |
Гран-при Китая 2010 года | |
667 | |
8 (1974, 1984, 1985, 1988, 1989, 1990, 1991, 1998) | |
12 (1974, 1976, 1984, 1985, 1986, 1988, 1989, 1990, 1991, 1998, 1999, 2008) | |
164 | |
145 | |
137 | |
437 | |
3 место (71) |
McLaren (русск. Макларен, полное название с 2007 года Vodafone McLaren Mercedes, русск. Водафон Макларен Мерседес) — британская автогоночная команда, прославившаяся, в основном, выступлениями в автомобильных гонках серии Формула-1.
Команда McLaren была основана в 1963 году новозеландским гонщиком Формулы-1 Брюсом Маклареном и американцем Тедди Майером, которые зарегистрировали Bruce McLaren Motor Racing Ltd для участия в автогоночной серии Тасман (англ.) в Новой Зеландии. Брюс Макларен выиграл чемпионат 1963 года а последующие два года провел в Формуле-1 в качестве пилота команды Купер. Дебютом в Формуле-1 для команды McLaren стал Гран-При Монако 1966 года. За рулем McLaren M2B Брюс Макларен (на тот момент единственный пилот команды) заработал 3 очка получив по итогам сезона 14-е место в зачете пилотов. В сезоне 1967 года команда также смогла заработать лишь три очка (и вновь 14-е Брюса Макларена в зачете пилотов). Первые высокие результаты команды пришлись на 1968 год. На Гран-При Испании Денни Хьюм финишировал вторым, и таким образом принес команде её первый подиум. А через месяц, на Гран-При Бельгии, Брюс Макларен впервые привел болид своей команды (McLaren M7A) к победе. В общем в сезоне 1968 года команда показала гораздо лучший результат чем в двух предыдущих заняв второе место в Кубке конструкторов. Сезон 1969 года сложился для команды менее удачно — одна победа против трех в 1968-м и четвёртое место в Кубке конструкторов.
Сезон 1970 года стал для команды трагическим — 2 июня, во время тестирования нового автомобиля для американской серии CanAm, погиб Брюс Макларен, после чего команда вошла в тяжёлый период своего существования. По итогам 1970 года команда заняла 4-е место в Кубке конструкторов, а Денни Хьюм стал четвёртым в зачете пилотов. Реорганизация команды вследствие гибели Брюса Макларена продолжилась и в 1971 году по итогам которого команда откатилась на шестое место. Сезон 1972 года сложился для команды более удачно — в ходе него Хьюму удалось одержать первую после смерти Брюса Макларена победу и занять третье место в зачете пилотов. В конце года было объявлено что команда более не будет принимать участия в серии CanAm, сконцентрировавшись на Формуле-1 и гонках IndyCar. 1973 год сложился несколько лучше, что однако не позволило команде подняться выше в Кубке Конструкторов по сравнению с предыдущим годом.
Первый чемпионский автомобиль команды - McLaren M23 1974 года.1974 год принес команде первые в её истории чемпионский титул и Кубок конструкторов. В начале сезона в команду пришёл новый гонщик, Эмерсон Фиттипальди (уже имевший на тот момент чемпионский титул 1972 года), который после ожесточенной борьбы смог стать чемпионом оставив позади Клея Регаццони Ferrari и Джоди Шектера из Tyrrell. В 1975 году команде не удается повторить свой успех — чемпионом мира становится Ники Лауда из Ferrari (которая также становится обладателем Кубка конструкторов). Перед сезоном 1976 года Джеймс Хант, покинувшй команду Hesketh Racing заменяет в McLaren Эмерсона Фиттипальди, который в свою очередь переходит в команду своего брата Уилсона. В начале сезона Ники Лауда из Ferrari захватил лидерство в то время как Хант смог финишировать лишь в двух гонках на 2-м и 1-м местах. Но в оставшейся части сезона Ханту удается выиграть пять гонок (он также выиграл Гран-При Великобритании, но был дисквалифицирован за использование запасного болида), что позволяет ему выиграть чемпионат с перевесом в одно очко над Лаудой (который пропускает две гонки в результате серьёзной аварии сопровождавшейся пожаром), но команде не удается выиграть Кубок конструкторов который достается Ferrari. Сезон 1977 года складывается для команды менее удачно — медленная машина не позволила команде бороться за высокие места в чемпионате. Следующие два сезона 1978 и 1979 годов сложились ещё хуже — в обоих из них команде удалось набрать лишь по пятнадцать очков заняв восьмое и седьмое места соответственно. В конце сезона 1979 года было принято решение о прекращение участия McLaren в американских сериях, что превратило McLaren в исключительно формульную команду.
В 1980 году McLaren объединился с компанией Рона Денниса Project 4, конструировавшей гоночные автомобили. С этого года Деннис стал одним из руководителей команды, а все болиды McLaren стали проектироваться Project 4 (отсюда индекс модели MP4). В 1982 году Тедди Майер ушёл в отставку, оставив всё руководство в руках Рона Денниса.
В 1984 году для McLaren чемпионат и кубок конструкторов выиграл Ники Лауда, на половину очка опередив собственного партнера Алена Проста. В том сезоне машина McLaren MP4/2, построенная Джоном Барнардом и оснащенная турбодвигателями TAG-Porsche, позволила выиграть 12 этапов из 16-ти, что являлось на тот момент рекордом.
В 1985 году уже Прост за рулем McLaren MP4/2B выиграл чемпионат и кубок конструкторов. Он повторил свой успех в 1986 году, но кубок конструкторов достался соперникам из Williams.
Проиграв чемпионат 1987 года, команда получила молодого бразильца Айртона Сенну, а вместе с ним и турбомоторы Honda. У McLaren появился дуэт пилотов, подаривший миру одни из лучших спортивных противостояний в истории автоспорта, и в 1988 году команда выиграла чемпионат, одержав победы в 15-ти из 16-ти гонок. По состоянию на конец 2008 года этот рекорд не побит (в 2002 и 2004 годах команда Ferrari повторяла рекорд по количеству побед — 15, но в 17 и 18 гонках сезона соответственно). Хотя очков на счету было больше у Алена Проста, чемпионом по регламенту чемпионата (в зачет шли 11 лучших результатов) стал Айртон Сенна.
В 1989 году чемпионат выиграл Прост, после чего ушёл из команды. Следующие два года никто не мог остановить Сенну. В 1991 году он стал трёхкратным чемпионом мира.
Машина 1992 года не шла ни в какое сравнение с машиной команды Williams, чемпионат был проигран. Сенна собрался уходить из команды, но в последний момент Рон Деннис заставил его передумать. И в 1993 году он сражался с вернувшимся в большие гонки Аленом Простом.
Но команда неумолимо скатывалась вниз. Лишь в 1997 году, получив двигатели Mercedes и знакомые нынешним болельщикам серебристые цвета, а также пилотов Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда, команда вернулась в лидеры чемпионата мира.
В 1998 году победу в чемпионате и кубке конструкторов принёс Мика Хаккинен, в 1999 году он получил только чемпионскую корону.
С 2000 года команда удерживалась на высоких позициях, и лишь провальный сезон 2004 года заставил покинуть четвёрку лидеров. С 1999 года по 2007 год не выиграла ни одного титула, несмотря на то, что в 2005 году MP4-20 большей частью специалистов был признан самой быстрой машиной чемпионата, чемпионат был проигран и в личном, и в командном зачёте из-за низкой надежности. В 2006 году был сделан шаг назад — лишь 3 место в кубке конструкторов и только 5 место Кими Райкконена в личном зачете.
В 2007 году команда полностью поменяла свой состав — на смену ушедшему в Ferrari Кими Райкконену пришли двукратный чемпион мира (2005, 2006) Фернандо Алонсо и молодой британский гонщик Льюис Хэмилтон — чемпион серии GP2 2006 года. Дуэт чемпиона и новичка оказался столь быстрым, что вскоре возглавил чемпионат мира. Однако в то же время McLaren подверглись судебному иску за промышленный шпионаж против Ferrari (см. Шпионский скандал в Формуле-1). Решением суда команда McLaren получила штраф в размере 100 млн $, а также была полностью лишена очков в кубке конструкторов за 2007 год. Очки пилотов были сохранены.[2]
В итоге, чемпионат 2007 года был проигран командой в последней гонке сезона в Бразилии и в личном зачете — Хэмилтон и Алонсо набрали по 109 очков и уступили 1 очко, ставшему чемпионом мира пилоту Ferrari Кими Райкконену.
В сезоне 2008 место Фернандо Алонсо занял финский гонщик Хейкки Ковалайнен, который дебютировал в 2007-м году в составе команды Renault.
McLaren MP4-23 позволила Льюису Хэмилтону стать Чемпионом мира Формулы-1 2008 года. Как и год назад это произошло в последней гонке сезона - Гран-при Бразилии. В драматической борьбе Льюису Хэмилтону на последнем круге сумел занять 5 место, что позволило ему опередить на одно очко Фелипе Массу. Команда Макларен заняла второе местов Кубке конструкторов, уступив Ferrari.
Перед началом сезона 2009 года Рона Денниса на посту главы команды сменил Мартин Уитмарш. Начало сезона вышло неудачным для команды: шасси MP4-24 не хватало скорости. Однако во второй части Чемпионата усилиями Хэмилтона, который одержал две победы, команда смогла занять третье место в кубке конструкторов.
В сезоне 2010 года за команду выступают два последних Чемпиона мира Формулы-1: в партнёры Хэмилтону пригласили Дженсона Баттона. Шасси для нового сезона MP4-25 было представлено 29 января 2010 года в Ньюбери, Великобритания[3].
* Сезон продолжается
Показатель | Значение | Результат за всю историю |
Кубок конструкторов | 8 | 3 |
Чемпионат мира | 12 | 2 |
Победы в Гран-При | 166 | 2 |
Победы в одном сезоне | 15 | 1 |
Дубли (поул и победа) | 69 | 2 |
Хет-трики (поул, победа и быстрый круг) | 21 | 2 |
Большой шлем(поул, победа, быстрый круг, лидирование старт-финиш) | 5 | 3 |
Подиумы | 440 | 2 |
Поул-позиции | 145 | 2 |
Быстрые круги | 138 | 2 |
Лидирование старт-финиш | 38 | 2 |
Очков за сезон | 199 | 3 |
* После Гран-при Китая 2010 года.
За историю команды титульными спонсорами были:
veter.academic.ru