ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

система запуска танкового двигателя. Запуск танкового двигателя


Система запуска танкового двигателя

 

Сущность изобретения: система запуска танкового двигателя содержит воздушные баллоны, аккумуляторные батареи, воздухораспределитель, клапан пуска, трехпозиционный клапан, датчик температуры масла, датчики уровня охлаждающей жидкости и масла, датчик давления, два компаратора, элементы И и НЕ. Система обеспечивает автоматический пуск танкового двигателя только после опроса датчиков уровня масла и охлаждающей жидкости, датчиков температуры и давления масла и сопоставление их показателей с нормативными путем автоматического выполнения предусмотренной последовательности операций пуска двигателя. При несовпадении показателей датчиков нормативным значениям в поле зрения механика-водителя танка появляется световой сигнал красного цвета. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов на щитке механика-водителя, выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск. 1 ил.

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателя.

Опыт эксплуатации танков показывает, что долговечность и безаварийность двигателей и стартерных аккумуляторных батарей во многом зависит от качества подготовки к пуску и пуска двигателей в различных условиях. При этом многочисленны случаи пуска двигателя без достаточного количества охлаждающей жидкости и моторного масла, особенно в периоды подъема частей по боевой тревоге, а также случаи преждевременного разряда аккумуляторных батарей (АКБ) из-за неточного соблюдения режима пуска двигателя. Правила подготовки к пуску и пуска двигателей в различных условиях эксплуатации устанавливаются нормативно-технической документацией на каждый объект бронетанкового вооружения и техники. Этими правилами предусматривается обязательная проверка наличия и уровня масла и охлаждающей жидкости в системах силовой установки танка, оценка степени разряженности стартерных АКБ и воздушных баллонов, оценка соответствия температуры масла и охлаждающей жидкости рекомендованным значениям с учетом температуры окружающей среды, а также строгое соблюдение режима пуска двигателя: продолжительность работы стартера не более 8 с, перерывы между повторными включениями стартера не менее 15 с, перерыв между циклами пуска (каждый не более трех включений стартера) не менее 15 мин. При температуре окружающего воздуха ниже -20оС, при работе а бензине, во всех других случаях, когда пустить двигатель раздельно от системы воздухопуска или стартер-генератора невозможно, применяется комбинированный способ пуска. Однако при эксплуатации танков, особенно при ограничениях времени на подготовку танков к движению (чаще всего в зимних условиях) эти правила выполняются неполностью. Из-за этого до 20% новых двигателей и до 30% стартерных АКБ не отрабатывают назначенного ресурса. Поэтому конструктивное обеспечение автоматизации процессов подготовки к пуску и пуска танкового двигателя является важной военно-технической задачей, решение которой позволит значительно уменьшить влияние уровня квалификации членов экипажа танка на долговечность и безаварийность его силовой установки и стартерных аккумуляторных батарей. Известны электрические системы пуска двигателей, (см.Белоновский А.С. и др. Электрооборудование бротетанковой техники. М. Воениздат, 1976, с.19-26, 99-116, 186), содержащие аккумуляторные батареи, стартер, аппаратуру электрического пуска. Известны также системы пуска, устанавливаемые на современных танках и содержащие систему электрического пуска и систему воздухопуска двигателя, являющейся основной. Известна также система пуска двигателя танка, содержащая аккумуляторные батареи, стартер-генератор, аппаратуру электрического пуска двигателя, кнопку СТАРТЕР, маслозакачивающий насос, воздушные баллоны, воздухораспределитель и пусковые клапаны двигателя, клапан воздухопуска (электропневмоклапан), датчики температуры и давления масла, трубопроводы, электропроводку. Характерной особенностью данной системы является то, что она недостаточно защищена от нарушений технологии подготовки к пуску и режима пуска двигателя со стороны членов экипажа танка. За прототип для соединения системы запуска танкового двигателя взята известная система пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая аккумуляторные батареи, электростартер, аппаратуру электрического пуска двигателя, выключатель стартера, маслозакачивающий насос, клапан воздухопуска, воздушные баллоны, воздухораспределитель, датчик давления масла, трубопроводы и электропроводку, характеризующаяся теми же особенностями, что и система пуска двигателя танка, описанная выше. Задачей изобретения является повышение надежности пуска двигателя, долговечности и безаварийности двигателя и стартерных аккумуляторных батарей. Решение поставленной задачи достигается тем, что пуск двигателя осуществляется только после опроса датчиков уровня охлаждающей жидкости и моторного масла, датчиков температуры и давления масла двигателя и сопоставления их показателей с требуемыми путем автоматического выполнения установленной последовательности операций подготовки к пуску и режима пуска двигателя комбинированным способом. При несоответствии показателей датчиков требуемым значениям в поле зрения механика-водителя танка появляется световой сигнал. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания контрольно-измерительных приборов, выясняет причины незапуска двигателя, принимает меры к их устранению и производит повторный пуск двигателя. Для практической реализации предлагаемого устройства в известную систему пуска двигателя внутреннего сгорания дополнительно вводятся блок управления режимом работы маслозакачивающего насоса (МЗН), состоящий их трех реле, усилителя и двух пар нормально замкнутых контактов; блок управления режимом работы аккумуляторных батарей, состоящий из счетчика пусков, трех реле, усилителя и трех пар контактов; блок управления режимом работы системы воздухопуска, состоящий из реле времени и одной пары нормально разомкнутых контактов; блок защиты двигателя от нарушения технологии подготовки пуска, состоящий из четырех датчиков (уровня охлаждающей жидкости и масла, температуры и давления масла), двух регулируемых компараторов и логического элемента И; блок сигнализации о неготовности двигателя к пуску, состоящий из логического элемента НЕ и светодиода (светодиода блока сигнализации). На чертеже показана система пуска танкового двигателя. Двигатель содержит электрический стартер 1 (стартер-генератор), аппаратуру 2 электрического пуска двигателя, воздушные баллоны 3, пусковые клапаны 4 двигателя, светодиод (светодиод блока сигнализации) 5, логический элемент НЕ (инвертор) 6, воздухораспределитель 7, клапан 8 воздухопуска (электроклапан) двигателя, датчик 9 температуры масла двигателя, первый регулируемый компаратор 10, логический элемент И 11, контакты 12 включения клапана воздухопуска двигателя (нормально разомкнутые), датчик 13 уровня охлаждающей жидкости, первый усилитель 14, второе реле 15 времени, отрегулированное на 1 с, первое реле 16 времени, отрегулированное на 8 с, реле 17 блокировки, контакты 18 включения цепи пуска двигателя (нормально разомкнутые), датчик 19 уровня масла двигателя, третье реле 20 времени, отрегулированное на 15 с, маслозакачивающий насос (МЗН) 21, первые контакты 22 отключения МЗН (нормально замкнутые), четвертое реле 23 времени, отрегулированное на 1 мин, вторые контакты 24 отключения МЗН (нормально замкнутые), датчик 25 давления масла двигателя, второй регулируемый компаратор 26, второй усилитель 27, реле 28 отключения МЗН, счетчик 29 пусков двигателя, контакты 30 (нормально разомкнутые), реле 31 отключения аккумуляторных батарей, отрегулированное на 15 мин, контакты 32 кнопки СТАРТЕР, контакты 33 отключения аккумуляторных батарей (нормально замкнутые), аккумуляторные батареи 34. В исходное состояние система запуска двигателя приводится включением штатного выключателя батарей. При этом контакты кнопки СТАРТЕР 32 разомкнуты, на вход датчиков 9, 13, 19, 25 подано напряжение аккумуляторных батарей 34, на выходе элемента И 11 сигнал не сформирован, цепи МЗН 21, клапаны воздухопуска 8 и стартер-генератора 1 обесточены. Система начинает работать при включении кнопки СТАРТЕР 32. При этом МЗН 21 запускается и создает давление в масляной магистрали двигателя. Допустимую продолжительность работы МЗН 21 ограничивает реле времени 23, отрегулированное на 1 мин. При наличии единичных сигналов от датчиков 9, 13, 19 и 25, поданных на входы логического элемента И 11, с выхода элемента И снимается сигнал, сформированный по формуле 1х1х1х1 1. Этот сигнал усиливается первым усилителем 14 и подается на входы первого 16 и второго 15 реле времени. Одновременно с этим с выхода второго регулируемого компаратора 26 (отрегулированного на давление масла 2 кгс/кв
см) сигнал поступает на усилитель 27, выход которого связан с реле 28; реле срабатывает и размыкает нормально замкнутые контакты 22 до истечения допустимого времени работы МЗН 21. Срабатывает счетчик пусков 29. Реле времени 16, отрегулированное на 8 с, включает реле блокировки 17 и четвертое реле времени 20, реле блокировки 17 замыкает контакты 18 и удерживает их в замкнутом состоянии в течение 8 с; напряжение аккумуляторных батарей 34 подается на аппаратуру электрического пуска 2; стартер-генератор 1 включается и проворачивает коленчатый вал двигателя. Реле времени 15, отрегулированное на 1 с, включает нормально разомкнутые контакты 12; напряжение АКБ 34 подается на обмотку клапана воздухопуска 8; клапан 8 срабатывает, сообщает воздушные баллоны 3 с воздухораспределителем 7, от которого сжатый воздух поступает через пусковые клапаны 4 в цилиндры двигателя в соответствии с порядком их работы. Происходит комбинированный пуск двигателя. В случае запуска двигателя аппаратура пуска 2 отключает стартер-генератора 1 от АКБ 34. Если по истечении 8 с двигатель не запустился, то реле 17 отпускает контакты 18, цепь стартер-генератора 1 обесточивается; одновременно срабатывает реле времени 20, размыкает контакты 24 и удерживает их в разомкнутом состоянии в течение 15 ч; контакты 22 замыкаются. Повторный пуск двигателя возможен после замыкания контактов 24. В момент замыкания контактов 24 при нажатой кнопке СТАРТЕР запускается электродвигатель МЗН 21 и цикл пуска повторяется. Каждая попытка пуска двигателя регистрируется счетчиком пусков 29. После трех включений стартер-генератора 1 счетчик 29 замыкает нормально разомкнутые контакты 30; срабатывает реле отключения 31, размыкает контакты 33 и удерживает их в разомкнутом состоянии в течение 15 мин. При нажатии на кнопку СТАРТЕР система не работает. Если при пуске двигателя хотя бы на одном из входов логического элемента И 11, например на четвертом входе нет единичного сигнала (что свидетельствует о недопустимо низком давлении масла в системе смазки двигателя, закрывающем компаратор 26), то на выходе элемента И формируется 0 сигнал по формуле 1х1х1х0 0, на который реагирует логический элемент НЕ 6; инвертор 6 срабатывает, запускается (загорается) светодиод 5; сигналы с выхода первого усилителя 14 на входы реле 15 и 16 и с выхода второго усилителя 27 на вход реле 28 не поступают, пуск двигателя не происходит, МЗН 21 после 1 мин работы отключается. При формировании выходного сигнала элемента И 11 по формулам 1х1х0х1 0, 1х0х1х1 0, 0х1х1х1 0 в случаях несоответствия контролируемых показателей требуемым их значениям (т.е. когда с датчиков соответственно уровня масла двигателя, уровня охлаждающей жидкости, температуры масла двигателя сигналы не поступают) маслозакачивающий насос 21 отключается от цепи питания независимо от времени его работы, срабатывает элемент НЕ, загорается светодиод 5. Электрическая цепь пуска двигателя обесточивается, так как контакты 18 разомкнуты. Загорание светодиода 5 в поле зрения механика-водителя сигнализирует о несоответствии контролируемых параметров требуемым значениям. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов, выясняет причины незапуска двигателя, принимает меры к их устранению и производит повторный пуск двигателя. Система возвращается в исходное состояние после выключения и последующего включения штатного выключателя батарей.

Формула изобретения

СИСТЕМА ЗАПУСКА ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая аккумуляторные батареи, стартер-генератор, аппаратуру электрического пуска двигателя, кнопку "Стартер", маслозакачивающий насос, клапан воздухопуска, воздушные баллоны, воздухораспределитель, пусковые клапаны двигателя, датчики температуры и давления масла, трубопроводы, электропроводку, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены последовательно соединенные первый регулируемый компаратор, подключенный к выходу датчика температуры масла двигателя, логический элемент И, первый усилитель, первое реле времени, реле блокировки, кинематически связанное с контактами включения цепи пуска двигателя, последовательно соединенные второй регулируемый компаратор, подключенный к выходу датчика давления масла двигателя, второй усилитель, реле, кинематически связанное с первыми контактами отключения маслозакачивающего насоса, датчики уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя, подключенные соответственно к второму и третьему входам логического элемента И, четвертый вход которого соединен с выходом второго регулируемого компаратора, последовательно соединенные логический элемент НЕ и светодиод, причем вход элемента НЕ связан с выходом логического элемента И, второе реле времени, подсоединенное к выходу первого усилителя и кинематически связанное с контактами включения клапана воздухопуска двигателя, третье реле времени, подключенное к выходу первого реле времени и кинематически связанное с вторыми контактами отключения маслозакачивающего насоса, четвертое реле времени, подключенное к цепи пуска двигателя и кинематически связанное с первыми контактами отключения маслозакачивающего насоса, последовательно соединенные счетчик пусков, подключенный к цепи пуска двигателя, и реле отключения цепи питания стартера-генератора.

РИСУНКИ

Рисунок 1

www.findpatent.ru

Системы пуска танкового двигателя

 

Использование: бронетанковая техника, в частности системы запуска двигателей. Сущность изобретения: система содержит датчики температуры воды, давления масла, уровня масла в радиаторе и масла в маслобаке, устройства для опроса этих датчиков, а также сигнализатор состояния систем, установленный в поле зрения механика-водителя. Система может быть использована для повышения долговечности и безаварийности работы двигателей, уровня их боевой готовности в войсках. 2 ил.

Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателей внутреннего сгорания.

Опыт эксплуатации танков показывает, что долговечность, безаварийность танковых двигателей зависит от всестороннего обеспечения каждого их пуска. Основным способом пуска двигателей современных танков является пуск двигателя сжатым воздухом. Нормативно-технической документацией устанавливаются правила подготовки к пуску и пуска двигателей внутреннего сгорания сжатым воздухом в различных условиях эксплуатации. При этом предусматривается обязательная проверка уровня масла и охлаждающей жидкости в системах силовой установки танка, оценка соответствия давления и температуры масла требуемым значениям, соблюдения режима работы маслозакачивающего насоса системы смазки двигателя (не более 1 мин работы). Однако в реальных условиях эксплуатации танков эти правила выполняются неполностью, особенно малоопытными механиками-водителями, что вызывает ускоренный износ двигателей и их отказы. Поэтому конструктивное обеспечение автоматизации процессов подготовки к пуску и пуска танковых двигателей является важной военно-технической задачей. Известна система воздушного запуска двигателя танка, содержащая компрессор, влагомаслоотделитель, фильтры, автомат давления, баллоны со сжатым воздухом, воздушный редуктор, электропневмоклапан, воздухораспределитель, пусковые клапаны двигателя. При подготовке к пуску танкового двигателя сжатым воздухом используется маслозакачивающий насос системы смазки двигателя: контроль давления и температуры масла производится визуально по контрольно-измерительным приборам; контроль уровня охлаждающей жидкости и масла производится визуально. Из-за нечеткого выполнения контрольных операций механиками-водителями возможны аварии и поломки двигателей. Известна также система пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая баллоны со сжатым воздухом, пусковой клапан, воздухораспределитель, клапаны воздухопуска двигателя, маслозакачивающий насос (МЗН) и датчик давления масла. В этой системе автоматизированы операция контроля давления масла двигателя и режим работы МЗН. Данная система принята за прототип для создания системы пуска танкового двигателя. Задачей изобретения является повышение надежности пуска двигателя, его долговечности и безаварийности. Это достигается тем, что пуск двигателя осуществляется только после опроса датчиков уровня масла и охлаждающей жидкости, датчиков температуры и давления масла двигателя и сопоставления их показателей с требуемыми путем автоматического выполнения предусмотренной последовательности операций подготовки к пуску и пуска двигателя сжатым воздухом. При несоответствии показателей датчиков с требуемыми значениями в поле зрения механика-водителя подается сигнал красного цвета. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов на щите механика-водителя, выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск двигателя. Для практической реализации предлагаемой системы в системе пуска двигателя внутреннего сгорания к входу воздухораспределителя через трубопровод подсоединяется электроклапан, соединенный с баллонами со сжатым воздухом и с выходом усилителя мощности, с входом которого связаны логический элемент НЕ (инвертор), нагрузкой которого служит светодиод, и логический элемент И, имеющий четыре входа. К первому и второму входам элемента И через регулируемые компараторы подсоединены штатные датчики температуры и давления масла двигателя, а к третьему и четвертому входам непосредственно датчики уровня масла и охлаждающей жидкости. Первый компаратор отрегулирован на температуру масла не ниже 10оС, а второй на давление масла не менее 2 кгс/см2. Параллельно датчикам к бортовой электрической сети танка подсоединено реле отключения маслозакачивающего насоса, отрегулированное на 1 мин работы МЗН. На фиг. 1 показана схема предлагаемой системы. На фиг. 1 обозначены: электроклапан 1, усилитель 2 мощности, логический элемент НЕ 3, светодиод 4, логический элемент И 5, регулируемые компараторы 6 и 7, датчик 8 температуры масла двигателя, датчик 9 давления масла, датчик 10 уровня масла, датчик 11 уровня охлаждающей жидкости, аккумуляторные батареи (АКБ) 12, выключатель 13 батарей (ВБ), реле 14 отключения МЗН, маслозакачивающий насос (МЗН) 15, баллоны 16 со сжатым воздухом, воздухораспределитель 17, клапаны 18 воздухопуска двигателя. На фиг. 2 показана возможная схема соединения маслозакачивающего насоса с реле отключения МЗН. На фиг. 2 обозначены: АКБ 12, ВБ 13, реле 14 отключения МЗН, МЗН 15, кнопка 19 МЗН двигателя, постоянно замкнутые контакты 20 отключения МЗН. В исходном состоянии (при включенном выключателе батарей 13 и неработающем маслозакачивающем насосе 15) обмотка тягового реле электроклапана 1 обесточена (так как на выходе логического элемента И 5 единичный сигнал не вырабатывается), воздушный канал от баллонов 16 к воздухораспределителю 17 перекрыт; на вход датчиков 8-11 подано напряжение бортовой электрической сети танка. Система начинает работать при нажатии на кнопку 19 МЗН двигателя (фиг. 2), при этом запускаются маслозакачивающий насос 15 и реле 14 отключения. По истечении 1 мин МЗН автоматически отключается. При поступлении сигналов на входы логического элемента И 5 от датчиков 8, 9, 10 и 11 на выходе элемента И формируется единичный сигнал (по формуле 1х1х1х1=1), который через усилитель 2 подается на электроклапан 1, открывающий воздушный канал между баллонами 16 и воздухораспределителем 17. Сжатый воздух поступает в воздухораспределитель 17 и в соответствии с порядком работы цилиндров поступает через клапаны 18 воздухопуска в цилиндры двигателя; происходит пуск двигателя. При отпускании кнопки 19 электроклапан 1 перекрывает воздушный канал. При отсутствии сигналов от датчиков 8-11 или хотя бы одного из них на выходе логического элемента И 5 формируется нулевой сигнал (по формулам, например, 0х0х0х0=0 или 1х0х1х1=0), который запускает логический элемент НЕ 3, связанный со светодиодом 4, светодиод "загорается" красным цветом. По этому сигналу механик-водитель выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск двигателя. Для аварийного пуска двигателя сжатым воздухом в конструкции электроклапана 1 выполнен рычажок ручного включения электроклапана подобно тому, как это предусмотрено в конструкции электропневмоклапана ЭК-48. Использование предлагаемой системы практически исключает возможность ускоренного износа элементов двигателя и их отказов, повышает надежность пуска двигателя сжатым воздухом и обеспечивает повышение долговечности и безаварийности танкового двигателя.

Формула изобретения

СИСТЕМЫ ПУСКА ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая баллоны со сжатым воздухом, пусковой клапан, воздухораспределитель, клапаны воздухопуска, датчики температуры и давления масла, маслозакачивающий насос системы смазки двигателя, отличающаяся тем, что к входу воздухораспределителя подсоединен электроклапан, соединенный с баллонами со сжатым воздухом и с выходом усилителя мощности, вход которого связан с элементом НЕ, соединенным со светодиодом, и с логическим элементом И, четыре входа которого связаны с датчиками температуры и давления масла через регулируемые компараторы и с датчиками уровня масла и охлаждающей жидкости непосредственно, причем параллельно датчикам подсоединено реле отключения, с выходом которого связан маслозакачивающий насос.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

www.findpatent.ru

Запуск двигателя танка выстрелом

Мыслитель 02-03-2008 17:50

"Двигатель танка или другой самоходной установки можно запустить выстрелом. Для этого включается зажигание и соответствующая передача, башня танка поворачивается в сторону, противоположную предполагаемому направлению движения. Производится выстрел. Отдача заставляет танк начать движение, а следовательно - производится запуск двигателя." (C) WikipediaКто, что об этом думает? Возможно/невозможно? Лично мне кажется что это какая-то легенда.

SRL 02-03-2008 19:08

А что. :-) Теоретически можно, а практически надо пробовать. Практически ....это как сказать..... Все зависит от мотора энд передачи. Если мотор схватывает хорошо то теоретически можно. Но тут надо знать особенности передач, особенность их переключений и т.п. Завести можно только на передаче. С нейтрали переключиться не успеешь. А передачу можно порвать. Опять же какого танка с каким орудием.... :-) Орудие лучше иметь побольше а танк полегче :-)

kalibr12 02-03-2008 20:35

Мой друг детства, который заканчивал БВВТКУ сказал, что существует такой способ пуска двигателя танка и что они его изучали и некоторые даже применяли такой способ. Инфа из первых рук от профи. Служил он в Шали. И от калибра орудия и массы танка это не зависит. Какой там! При стрельбе с хода танк почти останавливается! Это не легенда, это реальность! И вообще существует 7 способов запуска танкового двигателя. Этот один из 7 способов.

EOD 02-03-2008 21:55

Kogda korobka avtomatitseskaya vryadli polutsetsa.

SRL 02-03-2008 23:14

Совершенно верно.

george_gl 02-03-2008 23:39

Вроде правда

4V4 03-03-2008 01:16

Мое глубокое убеждение-сказки народов мира. Так же как останавливание танка на скаку от выстрела.

Мыслитель 03-03-2008 03:59quote:Originally posted by kalibr12:При стрельбе с хода танк почти останавливается! Это не легенда, это реальность!... И от калибра орудия и массы танка это не зависит.http://www.youtube.com/watch?v=UfVBYxVMLhU - Т90 - 3 выстрела на ходу за 14 секунд и ни намека на "почти остановку" http://www.youtube.com/watch?v=putRj-2hP2Q - абрамс - башня развернута почти перпендикулярно корпусу, раскачки почти нет

Не зависит от калибра орудия и массы танка? Это совсем необдуманное заявление. Если сесть в машину и выстрелить из нее из ружья ее тоже можно будет таким способом завести? :)

kalibr12 03-03-2008 11:44quote:Если сесть в машину и выстрелить из нее из ружья ее тоже можно будет таким способом завести? Это не совсем так. Там танковое орудие является частью танка и энергия отдачи распределяется на всю массу танка. У него нет таких сильно развитых систем отката и наката, как у наземных буксируемых и самоходных арт. систем соответствующего калибра, как у 122 мм Д-30 и М-30. 152 мм "Геоцинт" и самоходных 122 мм 2С1 "Гвоздика" и 152 мм 2С3 "Акация". Там откатник и накатник ярко вырожены. Особенно у самоходной 152 мм "Мсты"! А у танка их практически нет. Так что сидя в машине гасить энергию отдачи вашего ружья будет не машина, а, собственно, ВЫ сами и ваши руки!quote: Т90 - 3 выстрела на ходу за 14 секунд и ни намека на "почти остановку" На полевых занятиях как правило стреляют практическими выстрелами, то есть холостыми. Нет таких полигонов, что-бы так нестись и стрелять боевыми выстрелами. Я во всяком случае, за свою службу и многочисленные учения таковых не встречал. Это рекламный ролик для экспорта.quote:абрамс - башня развернута почти перпендикулярно корпусу, раскачки почти нетАбрамс значительно тяжелее наших танков и на первых сериях калибр нарезного орудия 105 мм, что согласитесь меньше наших 125 мм, при значительно меньшей массе. И то он вздрагивает... десант 03-03-2008 11:52

ни разу ни на одном типе танка не видел отката назад и даже позыва на это.вы представляете нагрузку на погон башни при ваших допущениях, а условия обитания экипажа при выстреле, если все гасится массой танка, а каково системе стабилизации вооружения приходится.

kalibr12 03-03-2008 12:00quote:ни разу ни на одном типе танка не видел отката назад и даже позыва на это.вы представляете нагрузку на погон башни при ваших допущениях, а условия обитания экипажа при выстреле, если все гасится массой танка, а каково системе стабилизации вооружения приходится. Вы знаете, представляю! И даже видел боевые стрельбы, не практические! На учениях, я учился в арт. училище. Как и чем вы можете объяснить отсутствие на танках систем отката и наката? Этим и славится советская танковая школа. О людях, как вам известно, в нашей стране думали в последнюю очередь, а прочностные ха-ки закладывались во все системы с огромным запасом.десант 03-03-2008 12:14

"Основным вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М - пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ наличием механизма улавливания и выброса поддонов. Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм, обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника. Конструкция противооткатных устройств обеспечивает незаторможенный откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их проверку в короткие сроки. Для выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки. Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую кумулятивную часть."судя по описанию -противооткатные системы есть.

десант 03-03-2008 12:30

даже у т-34-85 "ВООРУЖЕНИЕ. На танках ранних выпусков устанавливалась 85-мм пушка Д-5Т (или Д-5-Т85) с длиной ствола 48,8 калибра (по другим данным - 52 калибра). Масса пушки 1530 кг. Предельная длина отката 320 мм. Пушка имела клиновой затвор, аналогичный по устройству затвору пушки Ф-34, и полуавтоматику копирного типа. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника и располагались над стволом: с правой стороны - накатник, с левой - тормоз отката." есть устройства отката.

na4alnik 03-03-2008 12:51quote:Originally posted by kalibr12:Как и чем вы можете объяснить отсутствие на танках систем отката и наката?====Гм... я бы объяснил это Вашей безграмотностью.na4alnik 03-03-2008 12:56quote:Originally posted by kalibr12:На полевых занятиях как правило стреляют практическими выстрелами, то есть холостыми. Нет таких полигонов, что-бы так нестись и стрелять боевыми выстрелами.====Да ну?!

Вы это, кончайте позориться. Если толком не знаете матчасть, почитайте хотя бы материалы ув. extractor`а. Они доступны в этом разделе.

Hartman 03-03-2008 13:06

Интересно, а газотурбинник таким вот путем - так же заводят ? :D Если уж у танка есть "зажигание", то... :)P/S. Чего то в процессе обучения меня на такнкиста-пиджака - о таком способе не говорили. И Т-62 от выстрела из собственного орудия - стопудово не останавливается, проверено на живых организмах, моем в том числе...

------------------Born stupid? Try again!

kalibr12 03-03-2008 13:40

Не знаю, не знаю! Мне это рассказал профи, закончивший Благовещенское танковое и проходивший службу в Шали. Для меня его слова авторитетны, а всё что говорит мне уважаемый связист na4alnik - простая пурга, которую я пропустил мимо ушей вместе с его оскорблением по поводу безграмотности! Среди вас есть танкист, не солдат-срочник, а профи - офицер, или прапорщик? То-то! Я специально звонил другу в Ставрополь и консультировался по вопросу запуска двигателя танка выстрелом. Всем пока. С уважением.

десант 03-03-2008 13:45

"На учениях, я учился в арт. училище. Как и чем вы можете объяснить отсутствие на танках систем отката и наката? "-это ваши слова или слова вашего друга?если ваш друг офицер-танкист, то он такую технически безграммотную чушь сказать не мог.вы училище закончили?

4V4 03-03-2008 13:50

Научите "профи" хотябы mv=mv считать (хотя это не совсем корректно), чтоб анекдотов не рассказывал. При абсолютной упругости-1 метр в сек. для танка. Что НИКОГДА реально не получится.

Мыслитель 03-03-2008 15:30quote:Абрамс значительно тяжелее наших танков и на первых сериях калибр нарезного орудия 105 мм, что согласитесь меньше наших 125 мм, при значительно меньшей массе. И то он вздрагиваетНа ролике версия со 120 мм гладкоствольным орудием, а вздрагивать он будет и если по нему попрыгать :)quote:Так что сидя в машине гасить энергию отдачи вашего ружья будет не машина, а, собственно, ВЫ сами и ваши руки!Ок, а если упереть ружжо в сидушку или в корпус - поедет? :)

Единственное, чтоб я слышал про орудие без откатника на боевой машине - отдача передавалась прямо на корпус - поставили его немцы на пару десятков самоходов своих на базе пз4, в интрынете даже статья где-то про это есть. Вот там было упоминание, что они на пару-тройку метров после выстрела откатывались, но это сочли приемлемым.

десант 03-03-2008 15:48

тогда уж лучше на самоходные минометы посмотреть.та же "нона" специально на брюхо ложится

4V4 03-03-2008 15:58quote:Originally posted by десант:та же "нона" специально на брюхо ложится

Чтоб не завестись? :P

Hartman 03-03-2008 16:01

Ну, господа - теперь давайте представим... дано: танк, дизельный. Штатные системы запуска двигателя сдохли напрочь. "А косить то - надо !" - поворачивает танк башнё (таки сок в нем какой то есть, электричество в жилах течет), куда то там поворачивает - и стреляет !Вы живьем это себе представили ? Танк, совсем не в чистом поле, куда то там стреляет боевым зарядом - типа, чтобы завестись... И выстрелом его пихнуть должно, по идее, на метра так три хотябы - чего я ни аз одним танком не замечал. Единственно, что и правда прыгало назад - древняя САУ, с дверкой в башне (из нее командир блевал - почему и запомнил) - да и то не на метр даже...

4V4 03-03-2008 16:06

А ежели три картуза заложить? :P Банник фставить , ф стенку упереть... Вот вам и способ намбер 8.

Hartman 03-03-2008 16:52quote:Originally posted by 4V4:А ежели три картуза заложить? :P Банник фставить , ф стенку упереть... Вот вам и способ намбер 8.

Упереть банник в лоб тому, кто танк довел до такого состояния, что запускать двигло в нем можно только так - реактивным таким способом... :)

десант 03-03-2008 17:09

"рядовой Иванов ,поднять танк -не могу т.прапорщикотделение Иванова поднять танк -не можем т.прапорщиквзвод Иванова поднять танк -не можем т.прапорщикфигли вы хотели -40 тонн все таки"

Donkey 03-03-2008 18:48

Посчитаем. Пусть пушка Д-10Т, масса снаряда 15,9кг, масса заряда ок. 5кг, начальная скорость 900м/с, импульс отдачи орудия с учетом пороховых газов ок. 22000кг*м/с. Танк Т-54, массой 36т, будучи поставлен на ГЛАДКИЕ РЕЛЬСЫ НА КОЛЕСАХ ОТ ВАГОНА (не на грунт на гусеницах, тут сопротивление больше!), поедет назад после выстрела со скоростью 0,61м/сЗаведется или нет?

Hartman 03-03-2008 18:51quote:Originally posted by Donkey:...Заведется или нет?

Если трение колес от вагона о рельсы от поезда будет достаточным, чтобы провернуть дизель... :D (кто машину пробовал "с толкача" по гололеду завести - поймет...)

десант 03-03-2008 19:00

да никто из конструкторов такого не допустит -так ведь танк на ходу заглохнуть может, а в бою -это смерть.

Fireman 03-03-2008 19:39quote:Заведется или нет?Если не заведется, повторить с добавлением стрельбой из танкового пулемета (длинными очередями) и личного оружия экипажа :)Donkey 03-03-2008 23:29

Небольшое добавление к posted 3-3-2008 18:48---не знаю, сколько танк после выстрела проедет по рельсам, но по шоссе (коэфф. сопротивления качению 0,04), с отпущенными тормозами и отключенным от ведущего колеса двигателем---47,5см (если двигатель присоединен, то, вероятно, меньше)Заведется?

Donkey 03-03-2008 23:51quote:Originally posted by Fireman:Если не заведется, повторить с добавлением стрельбой из танкового пулемета (длинными очередями) и личного оружия экипажа :)

"А почему бы пе использовать пулеметы для созда- ппя тяги? Если в секунду выбрасывается пуль мас- массой m каждая со скоростью v, то, проводя рассужде- рассуждения, аналогичные тем, что были в предыдущем разделе, получим силу тяги F = vrriiU. Для старого «Максима» имеем nil = 9 г, v = 600 мин = 10 с, и = 800 м/с, так что F = 10 . 9 | Ю-3 . 800 ~ 70Н > 7 кгс. А в конце концов механик-пулеметчик может в экстазе выбросить в ту же сторону и пулеметпые ленты, и сам пулемет - все это пойдет па пользу движению - так же, как в случае с капитаном Врунгелем. "Стасенко А.Л. "Физика полета" http://math.ru/lib/i/367/index.djvu?djvuopts&page=71

Hartman 04-03-2008 12:53quote:Originally posted by Donkey:...(если двигатель присоединен, то, вероятно, меньше)Заведется?

Очень меньше, там такие потери на трение в трансмиссии, хотя бы - что мама не горюй... :) Не, думаю, нет - не заведется. Да и - когда живой танк был под жопой - чего то не возникало желания его так заводить...Вот чтобы толкали бронетехнику другой бронетехникой - слышал, а чтобы стреляли из пушки... гхм... :)

blacktiger 06-03-2008 15:16

Прочитал и перед глазами картина маслом: боксы, боевая тревога, эти "сцуки", ну не заводятся. Истошный вопль комбата командира: Седьмой способ заводки, мать вашу!!! Наводчики, пыхтя, вручную крутят башни назад, сцепляясь стволами орудий. Но вот всё готово, охрипший голос командует: залп, @б вашу мать! Грохот, пыль, клубы солярового дыма, когда дым рассеивается через частый дуршлаг задней стены бокса видна танковая часть, точнее, то что от неё осталось, освещенная догорающим зданием штаба. Самое паскудное, что часть танков так и не завелась! Перезаряжай ребята, устало говорит комбат, там ещё кто-то шевелится, надо бы добить.

Hartman 06-03-2008 16:00quote:Originally posted by blacktiger:...Перезаряжай ребята, устало говорит комбат, там ещё кто-то шевелится, надо бы добить.

:D Примерно такую же картину я себе и представлял...

Charnota 06-03-2008 16:01

Подобный маразм в каком-то из компьютерных шутеров был реализован.Там была 8-колёсная бронетачка с пушкой, и стрельба из пушки в сторону, противоположную направлению движения, существенно увеличивала скорость.

Мыслитель 07-03-2008 09:31

В GTA такое было :)

SRL 07-03-2008 14:16

Уважаемый Donkey. Хороший дизель заводится с полпинка. Так же как и бензомотор. Особенно летом. Судя по Вашим расчетам танк таким образом не только теоретически но и практически завести можно.... Вопрос только в конкретной трансмиссии, орудии, двигателе и...реакции мехвода.... Если в некоем "отвлеченном" танке поставить танк на первую (т.е самую низкую) заднюю передачу, выстрелить из пушки (тяжелым снарядом) направленной под углом вниз (т.е. вниз-вперед) и практически одновременно с выстрелом переключиться на нейтраль дизель заведется. Много переменных но и теоретически как Вы прикинули и практически как я прикинул в самом начале двигатель заведется.

ViktorT 07-03-2008 14:35

Самая крутая учебка в бывше СССР да инаверное в СНГ-Остер. Никто и никогда там даже не упоминал о подобном запуске двигателя. Вот сжатым воздухом можно было один раз завести.

SRL 07-03-2008 14:48

Сжатый воздух для того и предназначен. Это штатно-аврийная система запуска. Сжатый воздух для запуска дизеля это дань традиции и не более того. Такой запуск применялся на дизелях исторически только от того, что при каждом дизеле ( 20 лет после создания) имелся воздушный компрессор высокого давления, так как все дизели были компрессорные. Применяется ли воздушная система на нормальных дизелях сейчас, не знаю вообще... так же как давно нет отверстий под "кривой стартер" на нормальных машинах. Сегодня имеются нормальные стартеры и нормальные аккумуляторы. Я говорю о современной зарубежной технике. Мой пост о теоретической возможности запуска выстрелом на "отвлеченном" а не реальном танке. Теретически расчет Donkey, показал, что запуск возможен. Далее конкретные параметры перечисленного необходимого для реальности... :-)

Donkey 07-03-2008 15:07

Уважаемый SRL, танк, вероятно, действительно заведется с энергии отдачи 6700Дж, которую я насчитал (и это еще 100мм, самая маленькая современная танковая пушка, а ведь есть еще 115мм У5-ТС и 125мм 2А46, последнюю при испытаниях ставили на лафет 203мм гаубицы Б-4---другие лафеты отдачу не выдерживали!)Однако если заводить танк танк таким способом, то пополучится картина, красочно описанная ув. blacktiger-ом (posted 6-3-2008 15:16).Кроме того, развлечение дороговатое (еще в середине 50-х годов выстрел 90мм американской танковой пушки, со снарядом в виде простой стальной болванки, стоил 150долл.) Можно представить (с трудом), сколько стоит современный БОПС с кучей специальных дорогостоящих сплавов или кумулятивный с прецезионной воронкой (да не с одной, а, напр., с тремя!) http://armor.kiev.ua/ptur/weapon/125.html

SRL 07-03-2008 15:31

Уважаемый Donkey. Рад что мы пришли к завершению вопроса. Теоретически можно, а практически... незачем..и маловероятно... но если помучиться... то можно! :-)

ViktorT 07-03-2008 15:53

Хочу добавить. В Т64-Б есть функция-СЕРИЯ. Нажимаешь кнопку и 7 снарядов автоматически один за одним... Вот тут и заводи.

Charnota 07-03-2008 15:55quote:Originally posted by SRL:Теретически расчет Donkey, показал, что запуск возможен.

С чего Вы это взяли???

SRL 07-03-2008 15:58quote:Вот тут и заводи.Логично!SRL 07-03-2008 16:01quote:С чего Вы это взяли???

С расчета Donkey.

Udavilov 07-03-2008 16:17

отсюда я резюмирую- если стрелять много раз, теоретически можно даже ехать. в таком случае лучше ехать к своим, т.е. удирать, т.к. если наступать то можно свой тыл пострелять, да и "доехав" до врага, снарядов может не хватить. :))

SRL 07-03-2008 16:42

Новая стратегия боя образуется однако.... надо в Минобороны дать знать... может для них это сейчас будет находкой....

ViktorT 07-03-2008 17:29

Ребята-это шутка! Стрелять серией танк может, завестись-никогда!

SRL 07-03-2008 18:37

И об этом им надо сообчить!

ViktorT 07-03-2008 18:52

М-дас, если присутствуют дамы- с наступающим праздником!

CVV 10-03-2008 12:03

Если принять массу танка 45000кг,массу снаряда 25кг и скорость 950мс(точные цифры не помню, давно это было) то при выстреле вперёд танк покатиться назад со скоростью 0.52 мс без учета потерь в тормозе отката и трансмиссии, тоесть завестись теоретически может, но у Т-72,Т-90 коробки передач с гидромуфтами, если нет давления масла то катать можно хоть пушкой, хоть самолётом но двигатель не провернуть и не завести.И вообще заводить танковый дизель при отсутствии электроэнергии-смерть вкладышам колнвала.

SRL 10-03-2008 14:04

Т.е. я правильно понял, что перед запуском электромаслонасос должен уже качать масло по крайней мере в коренные и промежуточные подшипники?

CVV 10-03-2008 18:25

Да,на Т-72 перед тем как включить стартер или пневмозапуск тумблер электромаслонасоса удерживаеться во включенном положении до давления в 2,5кгс/см.На других других не знаю, может автоматика какая есть.

blacktiger 11-03-2008 09:49

Некто Василек на форуме Forums Sudden-Strike.ru утверждает: Неоднократно наблюдал заводку танков выстрелом из пушки.Без коментариев...

Charnota 11-03-2008 14:08quote:Originally posted by CVV:Если принять массу танка 45000кг,массу снаряда 25кг и скорость 950мс(точные цифры не помню, давно это было) то при выстреле вперёд танк покатиться назад со скоростью 0.52 мс без учета потерь в тормозе отката и трансмиссии, тоесть завестись теоретически может, но у Т-72,Т-90 коробки передач с гидромуфтами, если нет давления масла то катать можно хоть пушкой, хоть самолётом но двигатель не провернуть и не завести.

Опять-двадцать пять. Да почему Вы считаете, что скорости 0,5 мс будет достаточно, чтоб завести танк?Да ещё не учитывая потерь в тормозе отката, трансмиссии, гусеницах?

Fireman 11-03-2008 16:37

Думаю, можно пересчитать линейную скорость 0,5 м/с в обороты в мин для ведущей звездочки. Затем, если знать передаточные числа для КПП (если это не автомат)и редукторов, можно пересчитать частоту принудительного вращения коленвала двигателя. По-моему, для ДВС типа автомобильный дизель частота вращения стартером для заводки должна быть не менее или около 250-300 об/мин.

Charnota 11-03-2008 17:03

Тэкс.Согласно "Танк Т-72. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 1986", на 1-й передаче при 2000 об.мин двигателя танк разовьёт скорость 7,3 км.ч., или 2 м.с. Это значит, что 0,5 м.с будут соответствовать 500 об.мин. двигателя. Вопрос в том (даже если предположить, что противооткатные устройства орудия не сожрут ни капли импульса и энергии), что эти "250-300 об/мин." действуют в течение НЕКОТОРОГО времени, обеспечивая несколько проворотов коленвала. Сможет ли этот импульс ТОЖЕ обеспечить НЕСКОЛЬКО проворотов коленвала, или дело стухнет на четверти оборота?

blacktiger 11-03-2008 17:23

И всё-таки она вертится!Сегодня с форума Sudden-Strike.ru: "Это как происходило?Включается задняя передача, выстрел из орудия как "толкач"?Совершенно верно, Т-72(объект 184). Стреляли практическим снарядом. Танкисты его всегда называли "штатным".

CVV 11-03-2008 18:48

В моём исполнении, заглохшему на склоне Т-62 хватало на один-два метраскатиться назад, чтобы завестись в обратную сторону. Клубы белого дыма из фильтра, а уж матов-в одно ухо инструктор из башни, в другое рдиостанция... :DСтрелял только из пулемёта,танк ни куда не катился, трещало чегото и порохом воняло. :)А тормоз отката на танке довольно жосткий, длинна отката всего около 30см, так что вполне возможно, что и сдвинет.

blacktiger 13-03-2008 07:42

Можно ставить точку в теме: Танк выстрелом завести нельзя! Цитата с Садден-страйка:"У этой машины (Т-72) нет жесткой связи между двигателем и БКП при неработающем двигателе. Фвикционы БКП там работающие в масле. Поэтому диски фрикциона, даже "поджатые" МЗН буксира, просто пробуксуют.

Вполне возможно, что я ошибся и меня друзья-танкисты разыграли.Такая сцена:Я на командной вышке рук-ля учений. Танки в окопах, после переноса артогня танки поочередно делают выстрелы и задним ходом вылетают после выстрелов из окопов. Когда я спросил комбата-танкиста почему так, то он ответил что они заводятся выстрелом.Значит получается, лапшу навесил! Вот гад)))"

Все, Василек сдулся, признал поражение :)

Maksim V 13-03-2008 08:22

Вашу энергию ,да на производство.

blacktiger 13-03-2008 15:02

"Вашу энергию ,да на производство."Поверьте, хватает и туда :)

Donkey 13-03-2008 16:07quote:Originally posted by blacktiger:Вполне возможно, что я ошибся и меня друзья-танкисты разыграли.Такая сцена:Я на командной вышке рук-ля учений. Танки в окопах, после переноса артогня танки поочередно ДЕЛАЮТ ВЫСТРЕЛЫ и ЗАДНИМ ХОДОМ вылетают после выстрелов из окопов. Когда я спросил комбата-танкиста почему так, то он ответил что они заводятся выстрелом.Значит получается, лапшу навесил! Вот гад)))"

Все, Василек сдулся, признал поражение :)

Уважаемый blacktiger, мне кажется, что "танки поочередно ДЕЛАЮТ ВЫСТРЕЛЫ" для того, чтобы поразить какие-то цели, не пораженные в процессе артподготовки. А "ЗАДНИМ ХОДОМ вылетают ...из окопов" потому, что танковый окоп имеет аппарель сзади (вперед из него не очень-то вылезешь) Т.е. события ВЫСТРЕЛ и ЗАПУСК двигателя следуют друг за другом, но причинно не связаны.

blacktiger 14-03-2008 13:19

Ув. Донки, я ж не свидетель, как говорится "мопед не мой, я только объяву повесил", м.б. вообще всё не так было. Судя по постам Василька, он видел, как сразу после выстрела, танк резко сдавал назад и выезжал из окопа. На этом основании и со слов хохмача-танкиста он сделал вывод, что танк, Т-72, отдачей от выстрела заводился. Другой танкист, знающий устройство танка не по наслышке, а потрогав ручками, объяснил, что у Т-72 при выключенном двигателе нет жесткой связи двигателя с БКП. Т.е. даже если кинетической энергии после выстрела достаточно для того, чтобы провернуть коленвал, он не повернётся, т.к. муфты БКП разомкнуты.

tramp 14-03-2008 22:03quote:Originally posted by blacktiger:Все, Василек сдулся, признал поражение :)Он артиллерист, и не обязан был знать суть прикола, хотя мог бы посчитать как ув. Donkey, физику процесса.CVV 15-03-2008 04:56quote:Т.е. события ВЫСТРЕЛ и ЗАПУСК двигателя следуют друг за другом, но причинно не связаны.

Тут ещё одна собака порылась.Дело в том, что сделать ОДИН выстрел, завести двигатель и выехать из окопа возможно, но если поражать несколько целей то глушить двигатель не стоит так как включенные стабилизатор вооружения и автомат заряжания могут довольно быстро разрядить аккумуляторы, 800об/мин держать рекомендуеться если не ошибаюсь.В ручную же заряжать пушку Т-72 удовольствие сильно ниже среднего.Хотя может на учениях и отрабатывают такой вариант?

Kline_Kinder 17-03-2008 23:15

Извините если не в тему, но когда я прочел название темы :), товспомнил эпизод из фильма какого то мериканского (старого).Там чел заводил движок (поршнево) самолета (после крушения в пустыне)с помошь выстрела(!) патроном, очень похожим на охотничий.Типа открыл заслонку, вставил в гнездо патрон, закрыл, шарахнул, движок почихал-почихал-заглох, пото еще раз, и еще раз :), с последнего патрона завелась колымага :). Типа драма :). Может подобный "выстрел" имелся ввиду :)?

Кордон 18-03-2008 17:16

Прочитал переписку по теме, неужели в форуме не участвуют танкисты!!!На современных типах отечественных танков как правильно отмечал blacktiger в posted 13-3-2008 7:42 на Т-72 при неработающем двигателе нет жесткой связи двигателя с бортовыми КПП. Устройство трансмиссии Т-64 в целом аналогично Т-72. На Т-80 с газотурбинным двигателем и при работающем двигателе этой связи не имеется. Следовательно Т-64, Т-72, Т-80 с выстрела не заведутся - это факт.На Т-62 и ранее эта связь имеется, но противооткатные устройства орудий как раз и предназначены для того чтобы гасить большую часть энергии отката орудия при выстреле с чем они успешно и справляются. Той энергии, которая не погасилась противооткатными устройствами достаточно лишь для того, чтобы слегка раскачать танк.Теперь о способах запуска двигателя танка. На Т-55, Т-62, Т-64,Т-72 основным способом является запуск двигателя сжатым воздухом, для чего на танке имеется пневматическая система, состоящая из компрессора высокого давления и двух балонов со сжатым воздухом. При нажатии кнопки на щитке механика-водителя, срабатывает электропневмоклапан и воздух из баллонов подается в воздухораспределитель двигателя. Из воздухораспределителя воздух попадает в цилиндры двигателя, где, воздействуя на поршни, прокручивает коленчатый вал. Успешный запуск двигателя возможен при давлении воздуха в баллонах не менее 50 кгс/см2. В случае низкого давления воздуха в пневматической системе имеется вспомогательный (а не основной!) электрический способ запуска двигателя стартер-генератором (процесс этого варианта запуска не раскрываю, я думаю все понятно). Если же и этот способ запуска не возможен (посажены АКБ), танк можно завести электрическим способом от внешнего источника (соседнего танка) для чего в комплект ЗИПа каждого танка входит два кабеля внешнего запуска двигателя. И в конце танк можно завести "с толкача", т.е. бусируя его аналогичным танком или тягачем. Во всех случаях запуска двигателя в его маслянной системе смазки насосом создается давление для подачи масла к подшипникам коленвала. На Т-64 и Т-72 при запуске двигателя "с толкача" необходимо еще создать даление масла в гидравлической системе управления бортовых КПП.На танке Т-80 электрический способ запуска двигателя является основным, для чего на танке установленный целый комплект аппаратуры, отвечающей за отработку программы запуска двигателя. При слабых АКБ имеется резервный способ запуска "со вдувом" при котором сжатый воздух из пнематической системы танка, воздействуя на лопатки турбины, помогает ее раскручивать. При отсуствии воздуха в пневмосистеме и слабых АКБ существует последний способ запуска двигателя от внешнего источника от тех же двух кабелей плюс кабель управления аппаратурой запуска. Как я уже говорил выше ввиду отсуствия прямой связи двигателя с трансмиссией завести Т-80 "с толкача" не представляется возможным.Описывая варианты запуска двигателей танков я не учитывал климатические условия. Это тема отдельного разговора.Как человек, принимавший участие в експлуатации танков Т-64, Т-72 и Т-80 в различное время года и в раличных погодных условиях могу сказать, что меньше всего доставлял хлопоты танк Т-80. При -25 градусах Т-80 при наличии заряженных АКБ заводился за 3 минуты без какой-либо дополнительной подготовки, а запустился один танк значит запустятся все танки подразделения.Возможно в тексте есть какие-либо неточности писал по памяти, кого интерисуют подробности пошукайте ТО и ИЭ указанных объектов. У меня где-то сохранилась только книга по БМП-1 остальные раздарил.

Мыслитель 20-03-2008 08:53

КордонСчитаю что более исчерпывающего ответа нет и небыло. Спасибо. Вопрос, думаю, закрыт.

bomb_squad 04-04-2008 12:31

а ежели уйти от танков скажем к БМД-1, там энергия отката 2А28 "Гром", насколько я помню, вполне сопоставима с собственной массой машины (что-то в районе 13тонн, и стреляют из орудия поэтому только с "короткой", вроде в Гайжюнах была байка про запуск от выстрела, хотя практически не видел.

Всеволод 04-04-2008 07:45quote:Originally posted by CVV:В моём исполнении, заглохшему на склоне Т-62 хватало на один-два метраскатиться назад, чтобы завестись в обратную сторону.

По рассказам родственников, примерно так заводили в Барнауле в 70-е Т-34, предназначенный таскать по территории технику, уже не способную двигаться самостоятельно. Только горка была побольше, чтоб танк целиком залез.

------------------Ребята, давайте жить дружно!

Рустэм 07-04-2008 20:28

Сужил срочную командиром 62ки. Про заводку выстрелом не слышал. Хотя знаю, что от толчка другим танком 62 ка схватывает сразу. Проверено. вообще не представляю как стрелять в мирнцых условиях вне полигона даже практическим снарядом (болванкой с трассером. каждый выстрел под строгим контролем. А в боевых? Тоже себя обнаруживать. Хотя гипотетически допускаю, если машина стоит на площадке с уклоном, то пушечный выстрел может вкупе с силой притяжение сынициорвать движение танка под горку.

Sherp 26-04-2008 13:01

Майор на военной кафедре рассказывал и показывал фоткикак они в Афганистане заводили КАМАЗ с ЗУшкой на борту.

Говорил, что хватало очереди в 10-15 выстрелов.

Не танк, но все-таки :)

Locker 28-04-2008 13:48

Кароче. Это реальная история, за давностию лет подробностей не помню, но было это в карабахе. После артиллерийского налета, проведенного "Гвоздиками" по позициям "азеров", последние открыли контрбатарейный огонь и необходимо было быстро "съябывать". Однако, в результате близкого разрыва снаряда, одна из машин получила повреждения (аккумуляторы или там ишшо чего, ибо броня протвопульная - 15 мм) и в воздухозаборник попали продукты горения взрывчатки, т.е. двигатель заглох. Командир батареи, оценив ситуацию, вручную развернул башню в сторону противника, поставил угол возвышения орудия +5 градусов и произвел выстрел. Двигатель завелся и все удачно смотали удочки, никого в результате обстрела не пострадало, ели не считать запачканных штанов. Учитывая небольшой вес машины (15,7), "личные" качества тягача МТ-ЛБ (на базе которого "гвоздика" сделана) и характеристики Д-32 (вспомните ТТХ Д-30 - орудия практически идентичны) - верю. Но что 40-тонный танк завести таким образом - ну уж увольте.

Рустэм 02-05-2008 10:06

Стрели мы с места, при заглушенном двигателе. Танк - 55 ка, снаряд 105 мм. штатный, ОФ, взрыватель на замедление. Вроде как отката танка не чувствовал. Хотя танк наверняка стоял на горном тормозе. Да вно это правда было - в августе 80 го...

Donkey 02-05-2008 19:30quote:Originally posted by Рустэм: Танк - 55 ка, снаряд 105 мм.

Уважаемый Рустэм, у Вас был танк Т-55 с со 105мм пушкой L7---стандартной пушкой НАТО?

tramp 02-05-2008 20:42quote:Originally posted by Donkey:

Уважаемый Рустэм, у Вас был танк Т-55 с со 105мм пушкой L7---стандартной пушкой НАТО?

гыыы, это был Тиран :D:DВероятно человек ошибся, хотел сказать, что это была 100-мм Д-10.Рустэм 04-05-2008 11:19

Да, опечатался, по причне того, что штатный танк у меня был Т 62 со 115 мм гладкостволкой У-5ТС. Вот машинально и пробил "пятерочку". А обе пушки каждая по своему хороши. Кстати и 62 планировали с нарезной пушкой, но производить так и не начали.

cap23co 13-05-2008 18:35

Подтверждаю про самолеты - у Хаукера Тайфун (1944) двигатель можно было завести с порохового стартера - охотничий патрон 12-го калибра (естественно, холостой). Движок - Нэпир "Сейбр".

п-ф 22-05-2008 03:03

Как то сокурсник, бывший командир танка на срочной, рассказывал, что им на учебке инструктора показывали как заводится танк выстрелом - как я понял нужна очень хорошая согласованность командира и механика. Стреляют с нейтрали и подтыкают передачу когда танк уже покатился назад. Не позже и не раньше. Тогда заводится с полпинка.К слову. Бульдозеры из колонн что тянут кабельные прокладчики не имеют пускачей вообще, их снимают чтоб технику не скоммуниздили. Оставляют на одном-двух и капот запирают стальными щитами с замками наглухо. Народ глушит машины и спокойно уезжает на базу, а на следующий день с толкача заводят всю колонну, а там их штук 20.

kalibr12 29-05-2008 23:39quote:бывший командир танка на срочной, рассказывал, что им на учебке инструктора показывали как заводится танк выстрелом - как я понял нужна очень хорошая согласованность командира и механика. Стреляют с нейтрали и подтыкают передачу когда танк уже покатился назад. Не позже и не раньше. Тогда заводится с полпинка.Как раз про такой способ мне и рассказал мой друг детства, танкист, выпускник Благовещенского танкового, служивший в Шали. Не поверили, Серёжа, и закидали табуретками!п-ф 30-05-2008 02:20

Николай, да я сам хз... Сегодня был в одном месте где танки ездют, типо покатался на всяко-разно. Спросил у гражданских спецов - сказали что в наставлении такого способа не прописано. А у военных инструкторов от переизбытка эмоций спросить забыл. Теперь до следующего раза...

Дед-2 06-06-2008 01:52quote:Originally posted by п-ф:posted 22-5-2008 03:03

Как то сокурсник, бывший командир танка на срочной, рассказывал, что им на учебке инструктора показывали как заводится танк выстрелом

Служил на Т-54. При стрельбе из танка, с места, из сотки откатваенся на грунте примерно на полметра. Вполне может хватить для заводки горячего движка, но не пробовали. А вот на дбиваемых учебных, когда аккумуляторы посажены и воздуха нет в баллонах, старались не глушить. И если случалось, то слегка дёргали летучкой или другим и он заводился обычно влёгкую. И под горочку ставили, тогда стрелять и дёргать не надо было.За Т-90 не скажу, но Т-80 точно не заведётся.Рустэм 12-06-2008 21:48

Ага, мы танк ломиком заводили однажды. Прокручивали за траки гуски, он потихоньку покатился и завёлся. Благо был уклончик небольшой. Насчёт отката не скажу, ибо танки при стрельбе стояли на горном тормозе.

Дед-2 15-06-2008 19:46quote:Ага, мы танк ломиком заводили однажды. Прокручивали за траки гуски, он потихоньку покатился и завёлсяБыл даже случай, когда стоявший на скорости танк, под горочку завёлся после очередного заезда и пошёл, а экипаж в догонку. Т.е. нет у меня никакого сомнения, что выстрелом можно завести горячий движок.

guns.allzip.org

система запуска танкового двигателя - патент РФ 2059872

Сущность изобретения: система запуска танкового двигателя содержит воздушные баллоны, аккумуляторные батареи, воздухораспределитель, клапан пуска, трехпозиционный клапан, датчик температуры масла, датчики уровня охлаждающей жидкости и масла, датчик давления, два компаратора, элементы И и НЕ. Система обеспечивает автоматический пуск танкового двигателя только после опроса датчиков уровня масла и охлаждающей жидкости, датчиков температуры и давления масла и сопоставление их показателей с нормативными путем автоматического выполнения предусмотренной последовательности операций пуска двигателя. При несовпадении показателей датчиков нормативным значениям в поле зрения механика-водителя танка появляется световой сигнал красного цвета. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов на щитке механика-водителя, выясняет причину незапуска двигателя, принимает меры к ее устранению и производит повторный пуск. 1 ил. Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой, и может быть использовано для автоматизации процесса пуска двигателя. Опыт эксплуатации танков показывает, что долговечность и безаварийность двигателей и стартерных аккумуляторных батарей во многом зависит от качества подготовки к пуску и пуска двигателей в различных условиях. При этом многочисленны случаи пуска двигателя без достаточного количества охлаждающей жидкости и моторного масла, особенно в периоды подъема частей по боевой тревоге, а также случаи преждевременного разряда аккумуляторных батарей (АКБ) из-за неточного соблюдения режима пуска двигателя. Правила подготовки к пуску и пуска двигателей в различных условиях эксплуатации устанавливаются нормативно-технической документацией на каждый объект бронетанкового вооружения и техники. Этими правилами предусматривается обязательная проверка наличия и уровня масла и охлаждающей жидкости в системах силовой установки танка, оценка степени разряженности стартерных АКБ и воздушных баллонов, оценка соответствия температуры масла и охлаждающей жидкости рекомендованным значениям с учетом температуры окружающей среды, а также строгое соблюдение режима пуска двигателя: продолжительность работы стартера не более 8 с, перерывы между повторными включениями стартера не менее 15 с, перерыв между циклами пуска (каждый не более трех включений стартера) не менее 15 мин. При температуре окружающего воздуха ниже -20оС, при работе а бензине, во всех других случаях, когда пустить двигатель раздельно от системы воздухопуска или стартер-генератора невозможно, применяется комбинированный способ пуска. Однако при эксплуатации танков, особенно при ограничениях времени на подготовку танков к движению (чаще всего в зимних условиях) эти правила выполняются неполностью. Из-за этого до 20% новых двигателей и до 30% стартерных АКБ не отрабатывают назначенного ресурса. Поэтому конструктивное обеспечение автоматизации процессов подготовки к пуску и пуска танкового двигателя является важной военно-технической задачей, решение которой позволит значительно уменьшить влияние уровня квалификации членов экипажа танка на долговечность и безаварийность его силовой установки и стартерных аккумуляторных батарей. Известны электрические системы пуска двигателей, (см.Белоновский А.С. и др. Электрооборудование бротетанковой техники. М. Воениздат, 1976, с.19-26, 99-116, 186), содержащие аккумуляторные батареи, стартер, аппаратуру электрического пуска. Известны также системы пуска, устанавливаемые на современных танках и содержащие систему электрического пуска и систему воздухопуска двигателя, являющейся основной. Известна также система пуска двигателя танка, содержащая аккумуляторные батареи, стартер-генератор, аппаратуру электрического пуска двигателя, кнопку СТАРТЕР, маслозакачивающий насос, воздушные баллоны, воздухораспределитель и пусковые клапаны двигателя, клапан воздухопуска (электропневмоклапан), датчики температуры и давления масла, трубопроводы, электропроводку. Характерной особенностью данной системы является то, что она недостаточно защищена от нарушений технологии подготовки к пуску и режима пуска двигателя со стороны членов экипажа танка. За прототип для соединения системы запуска танкового двигателя взята известная система пуска двигателя внутреннего сгорания, содержащая аккумуляторные батареи, электростартер, аппаратуру электрического пуска двигателя, выключатель стартера, маслозакачивающий насос, клапан воздухопуска, воздушные баллоны, воздухораспределитель, датчик давления масла, трубопроводы и электропроводку, характеризующаяся теми же особенностями, что и система пуска двигателя танка, описанная выше. Задачей изобретения является повышение надежности пуска двигателя, долговечности и безаварийности двигателя и стартерных аккумуляторных батарей. Решение поставленной задачи достигается тем, что пуск двигателя осуществляется только после опроса датчиков уровня охлаждающей жидкости и моторного масла, датчиков температуры и давления масла двигателя и сопоставления их показателей с требуемыми путем автоматического выполнения установленной последовательности операций подготовки к пуску и режима пуска двигателя комбинированным способом. При несоответствии показателей датчиков требуемым значениям в поле зрения механика-водителя танка появляется световой сигнал. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания контрольно-измерительных приборов, выясняет причины незапуска двигателя, принимает меры к их устранению и производит повторный пуск двигателя. Для практической реализации предлагаемого устройства в известную систему пуска двигателя внутреннего сгорания дополнительно вводятся блок управления режимом работы маслозакачивающего насоса (МЗН), состоящий их трех реле, усилителя и двух пар нормально замкнутых контактов; блок управления режимом работы аккумуляторных батарей, состоящий из счетчика пусков, трех реле, усилителя и трех пар контактов; блок управления режимом работы системы воздухопуска, состоящий из реле времени и одной пары нормально разомкнутых контактов; блок защиты двигателя от нарушения технологии подготовки пуска, состоящий из четырех датчиков (уровня охлаждающей жидкости и масла, температуры и давления масла), двух регулируемых компараторов и логического элемента И; блок сигнализации о неготовности двигателя к пуску, состоящий из логического элемента НЕ и светодиода (светодиода блока сигнализации). На чертеже показана система пуска танкового двигателя. Двигатель содержит электрический стартер 1 (стартер-генератор), аппаратуру 2 электрического пуска двигателя, воздушные баллоны 3, пусковые клапаны 4 двигателя, светодиод (светодиод блока сигнализации) 5, логический элемент НЕ (инвертор) 6, воздухораспределитель 7, клапан 8 воздухопуска (электроклапан) двигателя, датчик 9 температуры масла двигателя, первый регулируемый компаратор 10, логический элемент И 11, контакты 12 включения клапана воздухопуска двигателя (нормально разомкнутые), датчик 13 уровня охлаждающей жидкости, первый усилитель 14, второе реле 15 времени, отрегулированное на 1 с, первое реле 16 времени, отрегулированное на 8 с, реле 17 блокировки, контакты 18 включения цепи пуска двигателя (нормально разомкнутые), датчик 19 уровня масла двигателя, третье реле 20 времени, отрегулированное на 15 с, маслозакачивающий насос (МЗН) 21, первые контакты 22 отключения МЗН (нормально замкнутые), четвертое реле 23 времени, отрегулированное на 1 мин, вторые контакты 24 отключения МЗН (нормально замкнутые), датчик 25 давления масла двигателя, второй регулируемый компаратор 26, второй усилитель 27, реле 28 отключения МЗН, счетчик 29 пусков двигателя, контакты 30 (нормально разомкнутые), реле 31 отключения аккумуляторных батарей, отрегулированное на 15 мин, контакты 32 кнопки СТАРТЕР, контакты 33 отключения аккумуляторных батарей (нормально замкнутые), аккумуляторные батареи 34. В исходное состояние система запуска двигателя приводится включением штатного выключателя батарей. При этом контакты кнопки СТАРТЕР 32 разомкнуты, на вход датчиков 9, 13, 19, 25 подано напряжение аккумуляторных батарей 34, на выходе элемента И 11 сигнал не сформирован, цепи МЗН 21, клапаны воздухопуска 8 и стартер-генератора 1 обесточены. Система начинает работать при включении кнопки СТАРТЕР 32. При этом МЗН 21 запускается и создает давление в масляной магистрали двигателя. Допустимую продолжительность работы МЗН 21 ограничивает реле времени 23, отрегулированное на 1 мин. При наличии единичных сигналов от датчиков 9, 13, 19 и 25, поданных на входы логического элемента И 11, с выхода элемента И снимается сигнал, сформированный по формуле 1х1х1х1 1. Этот сигнал усиливается первым усилителем 14 и подается на входы первого 16 и второго 15 реле времени. Одновременно с этим с выхода второго регулируемого компаратора 26 (отрегулированного на давление масла 2 кгс/квсистема запуска танкового двигателя, патент № 2059872см) сигнал поступает на усилитель 27, выход которого связан с реле 28; реле срабатывает и размыкает нормально замкнутые контакты 22 до истечения допустимого времени работы МЗН 21. Срабатывает счетчик пусков 29. Реле времени 16, отрегулированное на 8 с, включает реле блокировки 17 и четвертое реле времени 20, реле блокировки 17 замыкает контакты 18 и удерживает их в замкнутом состоянии в течение 8 с; напряжение аккумуляторных батарей 34 подается на аппаратуру электрического пуска 2; стартер-генератор 1 включается и проворачивает коленчатый вал двигателя. Реле времени 15, отрегулированное на 1 с, включает нормально разомкнутые контакты 12; напряжение АКБ 34 подается на обмотку клапана воздухопуска 8; клапан 8 срабатывает, сообщает воздушные баллоны 3 с воздухораспределителем 7, от которого сжатый воздух поступает через пусковые клапаны 4 в цилиндры двигателя в соответствии с порядком их работы. Происходит комбинированный пуск двигателя. В случае запуска двигателя аппаратура пуска 2 отключает стартер-генератора 1 от АКБ 34. Если по истечении 8 с двигатель не запустился, то реле 17 отпускает контакты 18, цепь стартер-генератора 1 обесточивается; одновременно срабатывает реле времени 20, размыкает контакты 24 и удерживает их в разомкнутом состоянии в течение 15 ч; контакты 22 замыкаются. Повторный пуск двигателя возможен после замыкания контактов 24. В момент замыкания контактов 24 при нажатой кнопке СТАРТЕР запускается электродвигатель МЗН 21 и цикл пуска повторяется. Каждая попытка пуска двигателя регистрируется счетчиком пусков 29. После трех включений стартер-генератора 1 счетчик 29 замыкает нормально разомкнутые контакты 30; срабатывает реле отключения 31, размыкает контакты 33 и удерживает их в разомкнутом состоянии в течение 15 мин. При нажатии на кнопку СТАРТЕР система не работает. Если при пуске двигателя хотя бы на одном из входов логического элемента И 11, например на четвертом входе нет единичного сигнала (что свидетельствует о недопустимо низком давлении масла в системе смазки двигателя, закрывающем компаратор 26), то на выходе элемента И формируется 0 сигнал по формуле 1х1х1х0 0, на который реагирует логический элемент НЕ 6; инвертор 6 срабатывает, запускается (загорается) светодиод 5; сигналы с выхода первого усилителя 14 на входы реле 15 и 16 и с выхода второго усилителя 27 на вход реле 28 не поступают, пуск двигателя не происходит, МЗН 21 после 1 мин работы отключается. При формировании выходного сигнала элемента И 11 по формулам 1х1х0х1 0, 1х0х1х1 0, 0х1х1х1 0 в случаях несоответствия контролируемых показателей требуемым их значениям (т.е. когда с датчиков соответственно уровня масла двигателя, уровня охлаждающей жидкости, температуры масла двигателя сигналы не поступают) маслозакачивающий насос 21 отключается от цепи питания независимо от времени его работы, срабатывает элемент НЕ, загорается светодиод 5. Электрическая цепь пуска двигателя обесточивается, так как контакты 18 разомкнуты. Загорание светодиода 5 в поле зрения механика-водителя сигнализирует о несоответствии контролируемых параметров требуемым значениям. По этому сигналу механик-водитель оценивает показания приборов, выясняет причины незапуска двигателя, принимает меры к их устранению и производит повторный пуск двигателя. Система возвращается в исходное состояние после выключения и последующего включения штатного выключателя батарей.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

СИСТЕМА ЗАПУСКА ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая аккумуляторные батареи, стартер-генератор, аппаратуру электрического пуска двигателя, кнопку "Стартер", маслозакачивающий насос, клапан воздухопуска, воздушные баллоны, воздухораспределитель, пусковые клапаны двигателя, датчики температуры и давления масла, трубопроводы, электропроводку, отличающаяся тем, что в нее дополнительно введены последовательно соединенные первый регулируемый компаратор, подключенный к выходу датчика температуры масла двигателя, логический элемент И, первый усилитель, первое реле времени, реле блокировки, кинематически связанное с контактами включения цепи пуска двигателя, последовательно соединенные второй регулируемый компаратор, подключенный к выходу датчика давления масла двигателя, второй усилитель, реле, кинематически связанное с первыми контактами отключения маслозакачивающего насоса, датчики уровня охлаждающей жидкости и масла двигателя, подключенные соответственно к второму и третьему входам логического элемента И, четвертый вход которого соединен с выходом второго регулируемого компаратора, последовательно соединенные логический элемент НЕ и светодиод, причем вход элемента НЕ связан с выходом логического элемента И, второе реле времени, подсоединенное к выходу первого усилителя и кинематически связанное с контактами включения клапана воздухопуска двигателя, третье реле времени, подключенное к выходу первого реле времени и кинематически связанное с вторыми контактами отключения маслозакачивающего насоса, четвертое реле времени, подключенное к цепи пуска двигателя и кинематически связанное с первыми контактами отключения маслозакачивающего насоса, последовательно соединенные счетчик пусков, подключенный к цепи пуска двигателя, и реле отключения цепи питания стартера-генератора.

www.freepatent.ru