ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Украинские танки: Булат (Т-64) и Оплот. Двигатель 6тд 2е


Беспристрастно о танках «Оплот-М» и Т90МС » Военное обозрение

День танкиста – российский и советский профессиональный праздник военнослужащих и танкостроителей, отмечаемый ежегодно во второе воскресенье сентября. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой.В этот же день в 2012 году КП «ХКБМ имени А. А. Морозова» (ХКБМ) отпразднует свой 85-летний юбилей. Образованная на базе Харьковского паровозостроительного завода в 1927 году конструкторская группа по проектированию танков постепенно трансформировалась в отдельное мощное конструкторско-производственное предприятие по созданию бронетехники, заняв в бывшем СССР, а теперь и на Украине ключевую роль в бронетанкостроении. В ряду разработок ХКБМ особое место занимают такие машины, как лучший танк Второй мировой войны Т-34 и прародитель всех постсоветских основных боевых танков (ОБТ) Т-64. Последняя машина стала прародительницей трех ветвей советских ОБТ, имеющих одинаковые пушки, похожие прицельные комплексы, одного класса по массе, но отличающихся по ходовой и типам двигателя, а также автоматами (механизмами) заряжания (АЗ, МЗ). Развитием этих линий и последними разработками сегодня являются украинский танк «Оплот-М» (объект 478ДУ10) и российский Т-90МС. «Оплот-М» принят на вооружение армии Украины 28 мая 2009 года. Готовится к выпуску серия из 49 машин, но по заказу Королевской армии (СВ) Таиланда. Т-90МС впервые показан 9 сентября 2011 года на полигоне Старатель в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011.Попробуем беспристрастно сравнить два таких похожих друг на друга танка и в то же время совершенно разных представителей Харьковской и Нижнетагильской школ бронетанкостроения.

Для атаки

Первое, что бросается в глаза, – наличие на машинах командирских панорамных прицельно-наблюдательных комплексов, которые расширяют возможности командира танка по наблюдению за обстановкой и ведению огня в режиме «Дубль».

Панорама командира. На танке «Оплот-М» установлен многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным оптическим и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Установка ПКН-6 повысила возможности наблюдения за местностью, особенно в ночных условиях и в условиях пониженной видимости. Дальность обнаружения цели типа «танк» через визуальный канал панорамы достигает 5500 метров, а через тепловизионный канал в широком поле зрения – 4000. Командир танка имеет возможность обнаруживать и распознавать наземные и воздушные цели, выдавать целеуказания наводчику. Комплекс позволяет командиру самому вести стрельбу из пушки и спаренного пулемета в режиме дублированного управления вооружением. Установка ПКН-6 повлекла за собой изменения и во внешнем виде машины.

Т-90МС использует многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс с независимыми дневным телевизионным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером ПК ПАН «Соколиный глаз».

Прицел наводчика. На танке «Оплот-М» установлен дневной прицел наводчика 1Г46-М – оптический визир с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, с лазерным дальномером и каналом лазерного управления ракетой, а также тепловизионный прицельный комплекс ПТТ-2, предназначенный для наблюдения, обнаружения, распознавания и идентификации целей и обеспечения прицельной стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемета во всех условиях эксплуатации.

Т-90МС использует комбинированный прицел наводчика ПНМ «Сосна-У» с двухплоскостной независимой стабилизацией поля зрения, оснащенный лазерным дальномером. Имеются каналы лазерного управления ракетой и тепловизионный с видеосмотровым устройством, служащим для дублирования оптической системы в условиях ограниченной видимости и в темное время суток.

Зенитная установка. На танке «Оплот-М» перенесена на кронштейн в задней части башни, управляется дистанционно и отслеживает поворот головки панорамы по горизонту и зеркала по вертикали. Имеется мертвая зона по углу снижения в районе панорамы. Сектор ведения огня – 360 градусов по горизонту и от -3 до +60 по вертикали. Калибр – 12,7 миллиметра.

На Т-90МС используется универсальная дистанционно-управляемая пулеметная установка калибра 7,62 миллиметра. Дальность уничтожения живой силы – до 1500 метров. Расположена за головой панорамы с сектором ведения огня 316 градусов по горизонту и от -10 до +45 по вертикали.

Защита и двигатели

Бронирование. Это следующий характерный элемент. На танке «Оплот-М» применяется новая система встроенной динамической защиты «Нож-2», способная противостоять ПТУР с тандемной боевой частью, кумулятивным и бронебойным снарядам. Ее контейнеры установлены на передней части корпуса и на башне, а также по бортам корпуса, обеспечивая дополнительную защиту с боков. Комплекс «Нож-2» имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменен или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты.

На танке Т-90МС установлены новые дополнительная защита «Реликт» (ЭДЗ 4С23) на корпусе и модульная защита башни с модулями бронирования бортов. На корпусе в кормовой части – решетчатые экраны для круговой защиты от ручных ПТС.

Двигатели. На танке «Оплот-М» установлен более совершенный двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 лошадиных сил, который надежно работает без снижения мощности при температуре до +55 градусов по Цельсию. Буква «Е» означает «экологический». Раньше об экологичности боевых машин особо не задумывались, однако теперь ситуация изменилась – в международных тендерах учитывается и такой параметр, как токсичность выхлопа.

На танке Т-90МС применяется силовая установка В-93 мощностью 1130 лошадиных сил с улучшенной системой охлаждения, также позволяющей работать при температуре до +55 градусов.

Для улучшения подвижности и управляемости на танке «Оплот-М» установлена комплексная система управления движением танка (КСУД). Она предназначена для повышения соответствующих показателей в различных дорожных условиях и снижения утомляемости механика-водителя со штурвальным управлением.

На Т-90МС применяются управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную.

Вспомогательные установки. Повышенная энергетическая нагрузка потребовала использования более мощных агрегатов. На танке «Оплот-М» установлен вспомогательный агрегат питания мощностью десять кВт. Находится на правой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке и подключен к электрической и топливной системам основного двигателя.

На танке Т-90МС – агрегат семь кВт. Установлен на левой надгусеничной полке в герметичном броневом отсеке.

В башне

Пушки на танках идентичные – калибра 125 миллиметров повышенной точности с системой учета изгиба ствола. Автоматы (механизмы) заряжания также идентичны базовым моделям на 28 и 22 выстрела. Установлена система «Айнет» для дистанционного подрыва боеприпасов.

Танки оснащены системами кондиционирования воздуха, что повышает комфорт работы экипажа и позволяет использовать их в странах с жарким климатом более продолжительное время.

Именно в башнях наибольшее отличие. У танка «Оплот-М» – цельносварная, созданная по проекту «Совершенствование-88» с новой системой динамической защиты и развитой капотировкой кормовой части. Минус конструкции – повышенный момент неуравновешенности, следовательно, необходим более мощный привод башни.

Т-90МС имеет башню, созданную по проекту «Прорыв», прицепной отсек для боеприпасов, вынесенных из боевого отделения. Кормовая часть по длине и ширине более развита, люки увеличенных габаритов, При данной компоновке снизился момент неуравновешенности башни, но возросла по сравнению с ранними образцами танка Т-90 ее масса.

Итоги

Таким образом, танки практически идентичны. За последние 50 лет данная компоновка достигла апогея развития. К сожалению, архитектура и технологические решения не позволяют реализовать концепцию максимальной защиты экипажа при поражении танка, так как боеприпасы находятся в боевом отделении вместе с экипажем. В данном случае при поражении становится неважным, сколько их в автомате и есть ли снаряды, вынесенные во внешний ящик. Самой большой проблемой является практически полное отсутствие защиты от ПТУР третьего поколения типа FGM-148 Javelin и других боеприпасов аналогичного класса. Попытка организации кругового бронирования от ручных ПТС при использовании старой компоновки приводит к увеличению массы боевой машины до максимально допустимых значений для ходовой и росту удельного давления на грунт, что сказывается на проходимости.

Эти модели, появившись с опозданием на 20 лет, современным условиям боя и требованиям по живучести уже не отвечают. И тем более они не приспособлены для участия в локальных конфликтах, а их использование в городских боях приведет к печальным последствиям.

Тем не менее задел, полученный в результате выполненных работ над этими танками, при объединении усилий двух конструкторских коллективов может помочь в создании действительно машины нового поколения – танка XXI века.

Фото:

topwar.ru

Танк Оплот Против Т 90мс. Военные технологии. informatik-m.ru

Т-90 или Оплот

В СССР был создан предок всех современных постсоветских основных боевых танков Т-64. И сейчас на вооружении России и Украины стоят его потомки - Т90 и БМ Оплот. Они имеют схожее вооружение, прицельные комплексы и весовую категорию, но при этом сильно различаются по заряжанию, ходовой и двигателю.

Т-84, позже ставший Оплотом, был принят на вооружение Украины 28 мая 2009 года, а последняя модификация Т-90. получившая название Т-90МС Прорыв , 9 сентября года была впервые представлена широкому кругу людей во время международной выставки вооружений.

Из-за большого количества модификаций Т-90, с Оплотом, да и другими танками, часто сравнивают далеко не самые совершенные версии российского ОБТ. Поэтому будет справедливо упомянуть и о таком сравнении.

Оба танка, как уже упоминалось, имеют много схожестей из-за того, что их первые образцы разрабатывались ещё в СССР. Уральское и Харьковское конструкторское бюро имели разные представления о том, какая ходовая часть и силовая установка должна быть на новом основном боевом танке. Поэтому ещё на предшественниках, уральском Т-72 и харьковском Т-80УД, при многих сходствах и общей концепции, был заметен совершенно разный подход в некоторых деталях.

После распада СССР разработка танков продолжилась. Цели разработки были схожи и заключались в улучшении подвижности, защищённости и огневой мощи. Но вот пути немного разошлись.

Вернёмся к Т-90А и БМ Оплот. Российский танк имеет двигатель мощностью 1000 л.с. против 1200 л.с. у украинского танка. Четырехтактный дизель В-92С2 Т-90 значительно теряет мощность при температурах от 40-50 0С. привод вентилятора отнимает до 15% крутящего момента, а монтаж двигателя затруднён необходимостью центровки. Двухтактный 6ТД-2Е Оплота таких проблем не имеет, более того, имеется дополнительная двигательная установка, позволяющая подавать питание на системы танка, не запуская основной двигатель.

При этом Т-90 обладает механической 7-ступенчатой трансмиссией, обладающей максимальной скоростью заднего хода всего 5 км/час, в то время как Оплот имеет автоматическую трансмиссию, обеспечивающая до 31 км/час задним ходом.

Защита танков также различается, проблемами Т-90А являются неуравновешенность башни, затрудняющая навешивание дополнительной брони, использование не самой новой системы ДЗ Контакт-5 и расположение боекомплекта в боевом отделении.

Оплот имеет новую систему ДЗ Нож-2 и возможности её дальнейшей модернизации благодаря модульной конструкции.

Оба танка имеют схожие орудия и возможность установки кондиционирования воздуха.

Как видно из сравнения, Т-90А во многом уступает Оплоту. Поэтому стоит вспомнить о Т-90МС.

На российский танк установили новый четырехтактный Х – образный дизельный двигатель В-93 мощностью 1130 л.с. и улучшенную систему охлаждения. Теперь танк себя отлично чувствует при температурах до 55 0С. Появились автоматическая коробка передач с возможность ручного переключения, управление с помощью штурвала и вспомогательная силовая установка.

Т-90МС получил новую башню с прицепным отсеком для боекомплекта, вынесенным из боевого отделения и ДЗ третьего поколения Реликт.

Теперь уже российский танк не выглядит аутсайдером, сильно уступающим своему сопернику в некоторых характеристиках. Стоит добавить, что все статьи и рассуждения на тему того, какой танк сильнее - всего лишь теория, требующая подтверждения на практике. Т-90 в боях принимали совсем незначительное участие, часто утверждается, что и вовсе не воевали, разве что Т-72, являющийся близким родственником, воюет уже много лет, заслужив право именоваться надёжным, неприхотливым, но немного устаревшим ОБТ, в то время как Оплот производился в мизерных количествах и поставленная в Таиланд партия, как и несколько танков принятых на вооружение Украины, не сделали ничего, кроме выстрелов на полигоне.

Тем не менее можно сказать, что оба танка уже устарели, поскольку концепция, принятая ещё в СССР, не отвечает современным требованиям. Такая конструкция развивается уже около 50 лет и сейчас, похоже, почти упёрлась в свой предел. Танки практически не защищены от ПТУР третьего поколения и их аналогов, не способны обеспечить выживание экипажа во многих ситуациях и очень уязвимы в городских боях.

Сталкивать лбами Т-90 и Оплот, пытаясь их сравнить, имеет мало смысла. Это очень схожие танки, берущие своё начало в одном месте и развивающиеся по одной концепции. Стоит дождаться появление на свет нового поколения танков, например, Т-14 Армата. которые уже будут создаваться на базе своих идей и представлений о том, как должен выглядеть современный ОБТ.

Т-84 против Т-90С - противостояние в Азии

Танк Т-90С на полигоне во время первой Международной выставки в Нижнем Тагиле. Источник: history.ntagil.ru

Как и все государства, имеющие достаточно развитую военную промышленность, Украина, выходя на мировой рынок торговли вооружением, неоднократно принимала участие в международных выставках вооружений, представляя свой танк Т-84, и добилась в этом определенных успехов. Ей удалось заключить контракт с правительством Пакистана, которое уже приобрело часть оговоренной партии танков Т-84 для своих вооруженных сил.

В отечественной и зарубежной печати давно ведутся дискуссии по вопросам сравнительной оценки украинского танка Т-84 и российских танков Т-90, но перспектива возможного противоборства между российским и украинским танкостроением не на испытательном полигоне, а в условиях реальных боевых действий заставляет задуматься о многом.

Как это ни парадоксально, но сама история развития человечества подтверждает тот факт, что наиболее значительные успехи достигаются в области развития и реализации технологий военного назначения.

Для того чтобы четко представлять себе исход возможного огневого столкновения танков Т-90С и Т-84, необходимо обратиться к истории их создания и проанализировать их конструкцию и технологию изготовления.

Оба танка имеют свои родословные, корни которых нисходят во времена Советского Союза, когда усилия нескольких гигантов отечественного танкостроения, в том числе Харьковского КБ имени А. Морозова (ХКБМ) и КБ Уралвагонзавода (г. Нижний Тагил), были брошены на разработку усовершенствованного варианта танка Т-64А — первого послевоенного серийного танка третьего поколения. Танк Т-64А (разработчик тот же ХКБМ) был оснащен самой мощной в то время 125-мм гладкоствольной танковой пушкой, имел механизм заряжания, заменивший одного члена экипажа, обладал замечательной защитой, обеспечиваемой сварным корпусом из комбинированных материалов и литой башней из тех же материалов. Появление этого танка послужило толчком зарубежным танкопроизводитлям для создания своих танков, способных противостоять Т-64А. Однако, обладая известными преимуществами, танки семейства Т-64 имели и ряд недостатков, основные из которых заключались в низкой надежности ходовой части и сложности эксплуатации силовой установки, где был применен двухтактный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с. Результатом длительных и многоэтапных работ советской танкопроизводящей промышленности по глубокой модернизации танка Т-64А стало появление, кроме семейства танков Т-64, еще двух семейств (Т-72 и Т-80), различных конструктивно, но аналогичных по концепции и тактико-техническим характеристикам. А к моменту появления независимых суверенных государств — России и Украины — на их вооружение были приняты последние модификации танков этих семейств—современные российские танки Т-90 (в экспортном исполнении Т-90С) и украинские Т-84 ( Т-80УД в постсоветском исполнении).

ОПК Украины против ОПК России чьи танки лучше

Как сообщает Академия Безопасности Открытого Общества, Хвиля , Украина. Командование сухопутными войсками Таиланда объявило тендер на закупку 200 танков для модернизации имеющейся на вооружении боевой техники. Заявки на участие в тендере подали три страны: Украина с новым танком «Оплот», Россия с модернизированным Т-90 и Германия с улучшенным вариантом «Леопард 2А4». Правительство Таиланда рассмотрела все предложения и в итоге объявила победителем Украину, и теперь 200 харьковских танков будут собраны и переданы Бангкоку. Данное известие в России восприняли ни много ни мало как национальное оскорбление, в Украине же, напротив, с явным удовлетворением. Для Киева это прекрасный шанс реабилитироваться за скандальную историю, связанную с задержкой поставки бронетехники в Ирак на основании подписанного контракта.

Необходимо отметить, что и в России, и в Украине о победе украинских «Оплотов» в тендере Таиланда узнали из одного источника – таиландской англоязычной газеты Bangkok Post. Это, конечно, крупнейшая ежедневная газета Таиланда государственного уровня, но уж никак не официальный рупор правительства или минобороны страны. Если на данную ситуацию посмотреть со стороны, то создается впечатление, что подобным сливом информации в газету Bangkok Post организаторы проведенного тендера прощупали почву на тему реакции всех участников на победу Украины.

Остается неясным вопрос - с какой целью это сделано? Еще более странным выглядит и то, что, спустя несколько дней с момента публикации заметки в таиландской газете и на общем фоне поднявшейся шумихи, ни в Таиланде, ни в Украине не озвучено комментариев или официальных заявлений. В любом случае, на данный момент остается только ждать официального озвучивания результатов тендера. Но и сейчас возникает ряд вопросов касательно как дальнейшего продвижения современной украинской бронетехники и вооружения на международном рынке, так и возрастающего противостояния интересов украинского военно-промышленного комплекса с российскими коллегами.

Необходимо признать, что в данном плане вопрос не представляется незначимым или праздным: как известно, только в течение последнего года Россия приложила значительные усилия относительно «интеграции» самых мощных украинских оборонных предприятий в российский ОПК. Так, в частности, на сегодня фактически решен вопрос с будущим украинского судостроения и авиапрома, в течение ближайшего времени должен быть осуществлен процесс интеграции отдельных украинских предприятий, представляющих средний ранг в соответствующие производства России. При этом по вполне объяснимым причинам функции маркетинга, то есть создания и управления действующими механизмами продвижения продукции на мировые оружейные рынки, берут на себя именно россияне, что снимает с сегодняшней повестки дня вопрос о какой-либо конкуренции.

Но все договоры между Россией и Украиной не относятся к танкостроительному производству. Сегодня этот сектор самый мощный в ОПК государства, в котором не отмечены «интеграционные» процессы на украино-российском уровне, и который выступает индивидуальным игроком от Украины на международном рынке вооружения. В то же время, в марте года на основном украинском предприятии танкостроения - ГП Завод им.Малышева (Харьков) – произошла смена руководства. Им стал Владимир Мазин, возглавлявший до этого киевский завод по ремонту бронетехники. Не понятно, какой смысл вложен в очередной смене директора ГП, и какие государственные задачи для него сформулированы сегодняшней украинской властью – очевидно, это станет ясно уже в ближайшем будущем. В то же время, украинские танкостроители постепенно продвигают свои коммерческие интересы на международном рынке в индивидуальном порядке.

Так все же чей танк лучше?

Сразу после известия о том, что победу одержала Украина, российские эксперты принялись активно обсуждать вопрос: почему Россия проиграла? Это тактическое поражение или постепенно растущая тенденция? И каковы вообще международные перспективы у российского танка Т-90, на сегодняшний день не только лучшего, но и фактически единственного современного, который предлагает РФ?

Главные упреки незамедлительно раздались в адрес генерал-полковника Александра Постникова, главнокомандующего Сухопутными войсками России. Действительно, трудно было не обратить внимание, что победитель таиландского тендера стал известен буквально через две недели после знаменитого скандального высказывания российским главкомом по поводу Т-90, который был принят на вооружение российских ВС в 1992 году. В России в связи с этим был немалый скандал: Постников в середине марта текущего года резко раскритиковал танк Т-90, который, по его утверждению, ничего нового и уж тем более современного собой не представляет и «в реальности является 17-й модификацией популярного советского Т-72, который выпускается с 1973 года». Главком заявил, что на данный момент стоимость Т-90 составляет 118 миллионов рублей за один танк. Нам проще было бы за эти деньги купить три Леопарда , - сказал он. Эти слова, сказанные сгоряча, и припоминают сейчас генерал-полковнику Постникову как якобы основному виновнику проигрыша Т-90.

Действительно, с одной стороны, подобные заявления генерала российской армии могли повлиять на окончательную позицию Таиланда при принятии решения. Но с другой стороны, танк Т-90 критикуют давно и очень многие. Причем критически выражаются относительно его «новизны» не только эксперты, но и, как ни странно, сами производители этой машины. Можно вспомнить, как во время проведения выставки вооружений «Russian Expo Arms-2009» руководитель производящей Т-90 корпорации «Уралвагонзавод» (кстати - монопольно) Олег Сиенко заявил: «В том случае, если мы в ближайшие пять лет не произведем новые изделия, то можно будет смело писать на изделиях «Уралвагонзавода» «подводы» или «телеги» – эта техника будет совершенно не нужна. Мы согласны, что на сегодняшний день наши машины устаревают, и этот период исчисляется не годами, а днями». Если учесть эти выражения, то с таким же успехом можно обвинить в проигрыше года и господина Олега Сиенко: его слова прозвучали более двух лет назад, а какое государство будет закупать сегодня боевую машину, которая уже через три года вполне может стать «телегой» по личному мнению самого производителя?

Вторая «причина» проигрыша, которая называется в России – дело Виктора Бута, российского торговца оружием, который был арестован в столице Таиланда Бангкоке в марте 2008 года по обвинению, выдвинутому против него США. Основным пунктом обвинения значилась незаконная поставка оружия террористической группировке. В течение двух лет Бут находился в таиландской тюрьме и это притом, что согласно двум решениям суда вина задержанного доказана не была. За эти действия по отношению к своему гражданину Россия высказалась с резкой критикой в адрес официального Бангкока. По мнению российских экспертов, это так же могло повлиять на выбор Таиландом украинских танков в ущерб РФ в тендере. Здесь в данном случае речь идет о большой политике, и очевидно, что судить об истинности указанной причины тяжело, хотя эта версия также имеет право на обсуждение и на жизнь.

Особо не углубляясь в политические разборки, российские эксперты, как положено, не обошлись без конкретного поливания грязью украинской военной продукции. Так, например, генерал-полковник Сергей Маев, бывший главком управления автобронетанкового вооружения Министерства обороны России, заявил. что танк «Оплот» - это всего лишь «украинская значительно ухудшенная копия российского Т-90». Но, также согласно уже сложившейся традиции, подобные мнения ничем конкретным не аргументируются.

Конечно, можно сравнивать отдельные технические характеристики двух машин, и уже на этом уровне они проигрышные для россиян (например, на Т-90 установлен танковый дизель В-92С2, мощность которого 1000 л.с. на «Оплоте» - многотопливный шестицилиндровый двухтактный дизельный двигатель 6ТД мощностью 1200 л.с.). Но в российском экспертном сообществе в эпизодах с боевой техникой, как правило, не торопятся идти по такому пути в решении, которая из машин «лучше». Главным показателем может являться определенный опыт применения боевой машины в реальных вооруженных конфликтах, но, как правило, и здесь многое зависит от прочих факторов. А потому определить, какая из машин лучше, не так просто.

Однако непреложным фактом является то, что и российский Т-90, и украинский «Оплот» имеют общую конструкторскую и технологическую подноготную. В частности, «предком» обоих является советский Т-64, который был разработан в Украине, в Харькове, еще в начале 60-х годов под управлением А.А. Морозова и ставший своего рода родоначальником нового поколения современных советских боевых танков. При создании танка конструкторы реализовали поистине революционные для того времени конструкционные решения. В частности, на танке Т-64 впервые в мире был принят на вооружение автомат заряжания, что сделало возможным сократить экипаж машины с четырех до трех человек. Другими радикальными усовершенствованиями, несомненно, являлись: защита от оружия массового поражения, комплексная комбинированная многослойная защита, новая оригинальная компоновка в моторно-трансмиссионном отсеке и др. По утверждению историков, впоследствии танк Т-64 стал вполне обосновано считаться важнейшей вехой в дальнейшей истории танкостроения СССР, поскольку все последующие танки серии Т , в том числе Т-72 и его модификации российский Т-90 и украинский Т-84, разрабатывались на основе концепций, которые первоначально были внедрены в конструкцию танка Т-64.

Говоря о возможных причинах предпочтения Бангкоком украинской машины, не возможно не отметить, что Киев на сегодня достаточно продуктивно работает с Таиландом именно в сфере поставки вооружения для сухопутных войск.

Как известно, в 2010 году Минобороны Таиланда заявило о намерении потратить неизрасходованные средства из части военного бюджета на приобретение 121 украинского бронетранспортера, на что изначально было выделено 142,5 миллиона долларов. До этого, в 2007 году Таиланд уже закупил у Украины 96 бронетранспортеров модели БТР-3Е1 на 130 миллионов долларов, однако с получением заказанных по контракту машин возникли проблемы. Так, по сведениям Минобороны Украины, опоздание поставки БТР было связано с тем, что Германия отказалась от поставок в Украину комплектующих. Интересно, что Министерство обороны Таиланда тогда объяснило, что при всех проблемах с выполнением указанного контракта сделка сохраняется и прежде всего это связано с дешевизной украинских БТР. В сентябре 2010 года Таиланд все же получил первую партию бронетранспортеров БТР-3Е1 от Украины. Тогда же было озвучено заявление, что помимо самих бронетранспортеров Бангкок также будет получать гарантийное обслуживание в течение трех лет, необходимые запчасти, дополнительное оборудование.

Учитывая все выше изложенное, если украинские танки поедут в Таиланд, это можно с определенностью считать лишь продолжением активизированного военно-технического сотрудничества в отношениях двух государств. И в этом плане Таиланд по-настоящему перспективный покупатель. Можно вспомнить, что в свое время Таиланд вооружали США, считая его одним из своих главных союзников в регионе. В течение 70-80-х гг. Таиланд при активной поддержке США осуществил вторую комплексную программу современного перевооружения авиации, флота и армии, а в середине 90-х годов – уже третью, которая стала полным реформированием и переоснащением. Так, США оказывали всестороннюю помощь в поставках самых современных типов вооружения и оснащении собственно государственных тайских предприятий по производству боеприпасов и вооружения, замене устаревшего вооружения на современные образцы, подготовки военных специалистов на первом этапе у себя, а затем уже на сформированной базе собственных академий Таиланда. В итоге у армии этого государства в сухопутных войсках на 2010 год имелось в наличии 333 основных боевых танка, 515 легких танка, более 32 БРМ, 950 БТР. Именно это морально устаревшее бронетанковое «хозяйство» Бангкок и стремится на данный момент заменить на современные образцы. А это, стоит признать, - перспективные контракты.

Остается невыясненным еще один вопрос. Поставка в Таиланд украинских БТР сопровождалась резкой критикой Украины, и в первую очередь со стороны России, по тому поводу, что в сентябре того же 2010 года партию, состоящую из ста украинских бронетранспортеров и танков получила Камбоджа, у которой сложные отношения с Таиландом. Закупленная бронетехника прибыла в порт Камбоджи Сиануквиль, но какие именно боевые машины поставила Украина – не уточнялось. Основная критика же украинских поставок заключалась в том, что в настоящее время правительство Камбоджи реализует программу полной модернизации вооружений, тем самым наращивая военный потенциал. Аналитики утверждают, что это связано с возможным возобновлением конфликта с соседним Таиландом из-за спорных территорий, прилегающих к индуистскому храму Преа Вихеа. На границе обе стороны разместили свои воинские подразделения, между которыми периодически происходят вооруженные столкновения.

На критику, которая заключается в украинских поставках военной техники двум сторонам явного или возможного конфликта, можно ответить просто и предельно точно. Действительно, существующий Кодекс поведения экспортеров военной техники и вооружений ООН рекомендует отказываться от поставок ВВТ в зоны, в которых существуют или возможны конфликты. Но в то же время, если учитывать спрос на вооружение в первую очередь именно на таких территориях, безусловное большинство мировых лидеров-поставщиков вооружений продают ВВТ без особых моральных колебаний. И вопрос ответственности их, и в т.ч. Россию, по большому счету не особо тревожит. А потому Украине нет необходимости играть в целомудрие и принимать во внимание подобную критику и уж тем более от проигравших конкурентов.

Можно добавить, что России пока не стоит делать большую трагедию из победы, полученной украинскими танкостроителями в Таиланде. Ведь сама Россия, по данным ЦАМТО, только за последние годы в рейтинге мировых поставщиков новых ОБТ по количественному отношению с большим отрывом от других конкурентов занимает первое место. В 2006-2009 гг. Россией было поставлено на экспорт 488 ОБТ общей стоимостью 1,57 миллиардов долларов. В 2010- гг. объем экспортных поставок с учетом уже подтвержденных контрактов, а также заявлений о намерении о заключении договоров на прямые поставки и лицензионным программам может составить 2,75 миллиардов долларов. Учитывая все это, можно с уверенностью сказать, что у Москвы особых поводов для беспокойства нет.

Источники: http://tanksdb.ru/article/t-90_ili_oplot/, http://vpk.name/news/88829_t84_protiv_t90s__protivostoyanie_v_azii.html, http://weaponscollection.com/17/769-opk-ukrainy-protiv-opk-rossii-chi-tanki-luchshe.html

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

Украинские танки: Булат (Т-64) и Оплот

Украина имеет развитое танкостроение, со славными традициями и прекрасной школой. Основным центром танкостроительной отрасли в Украине традиционно является Харьков, ПО «Завод им. Малышева» и Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова. Именно в Харькове, в далеком 1940 году была создана знаменитая «тридцатьчетверка» — легендарное оружие Победы. Также в Украине имеется целый ряд танкоремонтных заводов, которые могут проводить капитальный ремонт и модернизацию танков.

Харьков и танкостроительный завод имени Малышева были одним из основных танкостроительных центров СССР, после его распада завод пережил непростые времена, особенно в 90-е годы. Главным видом деятельности предприятия являлся выпуск танков, однако после обретения Украиной независимости, государственный заказ танков для армии практически сошел на нет, и завод перебивался случайными заработками.

В 2003 году завод создал и начал выпуск танка «Булат» — это, по сути, очень глубокая модернизация советского основного танка Т-64. В 2008 году начался серийный выпуск танка «Оплот». Этот танк является последней и наиболее совершенной модификацией украинского танка Т-84. По замыслам разработчиков, новейший «Оплот» должен стать основным боевым танком украинской армии.

В 2011 году Украина и Таиланд подписали контракт на поставку 49 танков «Оплот», первая партия была отгружена заказчику в 2014 году, харьковский завод продолжит выполнение этого контракта в 2018 году.

Отдельно надо отметить, что все годы после распада СССР и построения независимого государства, Украина очень слабо финансировала танкостроения, как и оборонную сферу в целом. Так что создание этих двух боевых машин (особенно «Оплота»), несомненно, можно назвать подвигом харьковских танкостроителей. Сейчас ситуация сильно изменилась: в связи с проведением Украиной антитеррористической операции на Донбассе большое количество новых танков передано в войска в 2014 году и еще больше планируется передать в 2018.

«Булат»

Украинский танк «Булат» — это, по сути, полная модернизация советского основного танка Т-64. Модернизация шла по трем, наиболее важным для любого танка критериям: маневренность, огневая мощь и защита. Танк впервые был продемонстрирован в 1999 году, а принят на вооружение украинской армии в 2004 году. По состоянию на конец 2014 года стоимость модернизации Т-64 до уровня «Булата» стоит примерно 14-16 млн. гривен.

Чем же отличается танк «Булат» от советского Т-64? На танк был установлен новый, более мощный двигатель 5ТДФМ объёмом 13,6 литра и мощностью 850 л.с., он на 20% мощнее своего предшественника, при этом имеет те же самые габариты. Этот двигатель имеет один из самых «холодных» выхлопов в мире, что обусловлено его конструкционными особенностями, что в свою очередь делает танк «Булат» менее уязвимым для оружия, наводящегося по тепловому следу.

На машину установили более современную систему управления огнем, она состоит из прицела наводчика 1Г46М, ночного комплекса наводчика ТО1-КО1ЭR, который может быть заменен на тепловизор, танкового баллистического вычислителя 1В528-1, стабилизатора пушки 2Э42М и прицельно-наблюдательного комплекса ПНК-4CR.

На «Булате» установлен комплекс встроенной динамической защиты (ВДЗ) «Нож», который в несколько раз уменьшает уязвимость танка от действия кумулятивных средств поражения. В частности «Нож» надежно защищает танк от ручных гранатометов, управляемых противотанковых ракет (Тоу, Штурм, Фагот и другие), противотанковых кумулятивных и бронебойных снарядов. Эта система защиты очень удобна, она может монтироваться силами экипажа в полевых условиях в течении 5-6 часов и серьезно повышает живучесть танка.

Кроме того, танк «Булат» получил более современную 125-мм пушку, из которой можно стрелять управляемыми ракетами «Комбат» на дальность 5 километров.

Видео: украинский танк Булат

Также можно отметить прекрасную ремонтопригодность танка: замена двигателя машины занимает всего 3-5 часов, танк имеет прекрасную проходимость и отличную маневренность. Можно отметить улучшенную эргономику танка. Ко всему этому нужно добавить, что «Булат», имея прекрасные характеристики, и не уступая лучшим мировым образцам, существенно дешевле их. Модернизация одного «Булата» обходится в три раза дешевле, чем изготовление российского танка Т-90А, при примерно сходных характеристиках.

Боевая масса, т45
Экипаж, чел.3
Удельная мощность18,9
Удельное давление на грунтне более 0,98
Температурный режим эксплуатации-40…+55
Максимальный угол подъема30
Максимальный угол крена25
Ширина рва2,85
Высота вертикальной стенки0,8
Брод, преодолеваемый без подготовки1,8
Максимальная глубина водной преграды5
ПушкаКБА3 или 2А46М-1
Калибр, мм125
Спаренный пулеметКТ-7,62 или ПКТ
Зенитный пулеметКТ-12,7 или НСВТ-12,7

Двигатель и ходовая часть танка «Булат»

После модернизации танк «Булат» получил возможность стрельбы днем до 2,3-2,5 км, а ночью до 1,5 км.

Тип двигателяДвухтактный многотопливный, 5-ти цилиндровый дизель
Двигатель5ТДФМ
Частота вращения, об/мин.2800
Расход топлива на максимальной мощности>160(158 — 6ТД-1)
Система питания воздухомДвухступенчатая, с эжекционным удалением пыли
Коробка передачПланетарная, с фрикционным включением и гидроуправлением
Количество коробок передач2
Число передач вперед7
Число передач назад1
Расход топлива при движении, л/ч113
Расход топлива на 1 км, л/км4,06
Запас топлива, л1270
Запас хода, км385

Танк Т-84 и его модификация «Оплот»

Также Украина серийно выпускает основной танк Т-84 и его модификацию «Оплот». Танк Т-84 был создан харьковским заводом имени Малышева в 1999 году и является дальнейшим усовершенствованием танка Т-80. В настоящее время существуют четыре модификации этой машины: Т-84, Т-84 «Ятаган», Т-84У «Оплот» и БМ «Оплот». В 2014 году украинская армия получила несколько подобных машин. Вот основные характеристики данных машин.

T-84У «Оплот»Т-84-120 «Ятаган»БМ «Оплот»
Вес танка, т4851
Экипаж3
Удельная мощность, л. с./т26,124,7
Удельное давление на грунт, кг/см²26,124,7
Скорость движения
Максимальная65-75 км/ч65 км/ч70 км/ч
Средняя45 км/ч45-50 км/ч40-45 км/ч
задним ходом5 км/ч32 км/ч

Двигатель

Типдвухтактный, многотопливный, 6-цилиндровыйдизельный двигатель с жидкостным охлаждениемдвухтактный, многотопливный, 6-цилиндровыйдизельный двигатель с жидкостным охлаждением
Марка6ТД-26ТД-2Е
Мощность1200 л. с.
Трансмиссиямеханическая, 7 передних и 5 задних передачавтоматическая, 7 передних и 5 задних передач
ПодвескаТорсионная

Вооружение

Основное125-мм гладкоствольная пушка КБА3120-мм гладкоствольная пушка КБМ2125-мм гладкоствольная пушка КБА3
Спаренное7,62-мм пулемет КТ-7,62
Зенитное12,7-мм пулемет КТ-12,7

Преодолеваемые препятствия

угол подъёма

32°

угол крена36°25°
вертикальная стенка1 м
ширина рва2,85 м

Водные препятствия

С подготовкой, м5
Без подготовки, м1,8

Рассматривая характеристики этих машин, становится ясно, что харьковские танкостроители модернизировали танк по трем направлениям: увеличение маневренности, улучшение защиты и повышение огневой мощи. На танки Т-84 и БМ «Оплот» были установлены более мощные двигатели, новые, современные системы управления вооружением и более совершенные системы защиты. На новейший танк БМ «Оплот» установлен панорамный командирский прицел с тепловизором и лазерным дальномером (на российском Т-90 этого нет), система учета изгиба ствола (это существенно повышает меткость стрельбы).

Танк изготовлен с использованием стали большой прочности, прошедшей специальную обработку. Танк оборудован системами пассивной и активной динамической защиты, а система защиты «Дуплет» («Нож-2») обеспечивает защиту экипажа даже от боеприпасов с тандемной боевой частью. БМ «Оплот» оборудован системой защиты крыши башни от противотанковых управляемых боеприпасов типа американского ПТУР FGM-148 Javelin.

На танк установлена система КОЭП «Варта», которая защищает машину от управляемых боеприпасов с лазерными и тепловыми головками самонаведения. Кроме этого танк «Оплот» очень малозаметен во всех диапазонах волн.

Улучшена эргономика танка. Вместо привычных рычагов установлен штурвал, повышено удобство боевого отделения. На танки «Оплот» может быть установлен кондиционер.

Танки «Оплот» и «Булат» в 2014 году принимали самое активное участие в антитеррористической операции и показали себя с наилучших сторон. В 2018 году харьковский завод планирует передать украинской армии еще несколько десятков этих машин.

Современные танки Украины

militaryarms.ru

Украинский танк Оплот: фото, видео, характеристики

БМ «Оплот», (до того как был принят на вооружение – «Оплот-М») – это основной боевой танк производства Украины.

 

Разработан в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова,  производится заводом ЗТМ имени Малышева.

 

Содержание:

1. Фотографии2. Видео3. История4. Описание конструкции5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

5.2 Бронирование

5.3 Вооружение

5.4 Подвижность

5.5 Остальные параметры

6 На вооружении

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. История

Работы над производством первого танка стартовали в конце 2008 года и велись три месяца.

 

Весной 2009 года ВС Украины приняли танк на вооружение, которому было присвоено наименование БМ «Оплот».

 

В том же году был подписан договор о поставке 10 единиц БМ «Оплот» ВС Украины. Но из-за недостаточного финансирования поставка была приостановлена.

 

В феврале 2011 года танк был продемонстрирован в Абу-Даби, на Международной выставке вооружений IDEX-2011.

 

В конце того же года было объявлено, что в работах над производством БМ «Оплот» принимают участие 40 украинских предприятий.

 

Серийно производить «Оплот» стали в 2013 году, но прицелы ПНК-6 начали выпускаться только в начале 2014 года.

 

Тогда же появилась официальная информация, что в 2015 году будет произведено 40 единиц танков.

 

4. Описание конструкции

В конструкции БМ «Оплот» использована классическая компоновка. В лобовой части располагается отделение управления, в кормовой – моторно-трансмиссионное, а в середине – боевое. Из-за того, что в машине имеется автомат заряжания, то в отличие от большинства танков западного производства, экипаж там состоит не из четырех, а из трех людей – наводчика, механика-водителя и командира. У всех них есть собственный люк для высадки и посадки.

 

По сравнению с танками ХКБМ (Т-84 и Т-80УД), БМ «Оплот» имеет следующие усовершенствования, в таких сферах, как:Защита

Огневая мощь

Подвижность

 

5. Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

 

5.2 Бронирование

 

5.3 Вооружение

 

5.4 Подвижность

 

5.5 Остальные параметры

 

6. На вооружении

contract-army.ru

Основной танк Т-84У «Оплот» (Украина)

Основной танк Т-84У «Оплот» - является модернизированным вариантом советского основного танка Т-80УД. Разработан в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению им. Морозова (ХКБМ). Впервые показан в 1995 году на выставке вооружений IDEX-95 в Абу-Даби. В 1996 году был заключен контракт на поставку партии из 320 танков Пакистану, при этом, 175 из них вновь изготавливались, остальные же поступали из наличия вооруженных сил Украины (по другим данным, вновь изготовленные машины составляли подавляюшее большинство), Эти машины получили индекс объект 478БЭ и уходили в Пакистан под советским обозначением Т-80УД.

От последнего, впрочем, они отличались разве что новой сварной башней (кроме машин первых партий, на которых устанавливались старые литые башни из имевшегося на заводе задела). Заявленный разработчиками комплекс оптико-электронного подавления «Штора» установлен на единичных образцах Т-84 и в комплектацию по пакистанскому контракту не входил, равно как и двигатель 6ТД-2, от эксплуатации которого пакистанская сторона отказалась по ряду причин. Вместо него на танках устанавливаются старые двигатели 6ТД мощностью 1000 л.с.

Первые два экспортных Т-84У «Оплот» покинули сборочный цех 10 октября 1996 года, а через четыре месяца заказчику сдали первую партию из 15 танков, 24 марта 1997 года танки приняли участие в параде по случаю 50-летия независимости Пакистана. К настоящему времени поставка танков по контракту полностью завершена. В 2000 году танк Т-84У «Оплот» был принят на вооружение ВС Украины и изготовлен в количестве 10 единиц ПО «Завод им. Малышева».

Как и все танки советской танкостроительной школы, Т-84У «Оплот» имеет классическую компоновку и экипаж из трех человек. В целом конструкция танка повторяет Т-80УД. изменения касаются в основном комплектующих.

Сварная башня танка по баллистическому профилю подобна башне Т-80УД. Массивные скуловые бронеконструкции имеют большой габарит — от 650-700 до 950 мм по фронту. Броня — комбинированная. Её состав неизвестен: производитель заявляет о применении керамики, но более правдоподобным считается ячеистый металлополимерный наполнитель — развитие решений Т-80УД. Первые прототипы Т-84 комплектовались ВДЗ «Контакт-5», принятой на вооружение в 1987 году, Однако её устаревание вынудило создателей танка подготовить альтернативную конструкцию динамической зашиты. ВДЗ «Нож» принципиально отличается от современной российской ДЗ и частично основывается на наработках НИИ Стали и УКБТМ 1980-х годов: вместо традиционных активных элементов ВВ применены удлиненные кумулятивные заряды, воздействуюшие на средство поражения направленными кумулятивными плоскими струями («ножами») и в меньшей степени детонацией элементов.

В стандартном контейнере «Ножа» размерами 245x120x36 мм размешается семь ЭДЗ, и при срабатывании любого из них действие распространяется на соседние заряды. В итоге, по заявлениям производителей, противокумулятивная эффективность «Ножа» не уступает «Контакту-5», а противоснарядная — выше в 1.8-2,7 раза, что соответствует 500-600 мм эквивалента по КС и 200-300 мм по БПС (по другим данным, до 400-500 мм в некоторых случаях). Как следует из этих цифр, «Нож» не уступает по противоснарядной зашите современному российскому комплексу ВДЗ «Реликт» и, возможно, даже превосходит его, но в то же время не имеет противотандемных свойств, присущих «Реликту». Как и новые российские комплексы динамической зашиты, "Нож" выполнен по модульной схеме и сравнительно легко подлежит модернизации.

Дополнительную защиту танка Т-84У «Оплот» обеспечивает система ОЭП «Варта» («Стража») — модифицированный вариант советской «Штора-1». Отличия от неё заключаются в повышенной чувствительности приемников облучения (по некоторым сведениям, обеспеченной российскими технологиями). Система ОЭП включает в себя систему предупреждения о лазерном облучении, осветители постановки инфракрасных помех и систему постановки дымовой/азрозольной защиты.

Основное вооружение танка — 125-мм гладкоствольная пушка КБА-3, копия советской 2А46М1 с рядом изменений. Организация производства на Украине собственных танковых орудий была сопряжена с немалыми трудностями, связанными в основном с отсутствием современного оборудования для производства качественных стволов, но в итоге в основном была решена. Заряжание орудия осуществляется с помощью традиционного для харьковских машин электрогидравлического механизма заряжания карусельного типа на 28 выстрелов. Боекомплект уменьшен с 45 до 40 выстрелов для снижения пожароопасности. В немеханизированной боеукладке семь снарядов хранятся в баке-стеллаже, как и на Т-80У. а остальные пять уложены в бронированный контейнер в боевом отделении.

Из-за разрыва связей с российскими поставщиками на Украине разработали и 125-мм ТУР «Комбат». По компоновке ракета подобна прежней 9МП2 «Кобра», но по ТТХ ближе к современной 9М119 «Рефлекс». Ракета наводится в помехозащищённом канале, имеет тандемную боевую часть и развивает маршевую скорость 310 м/с.

Система управления огнем танка в целом основана на советской СУО 1А45Т, которой оборудовались Т-80УД, но большинство её компонентов модернизировано. Прицел наводчика 1Г46М «Проминь» («Луч») имеет плавно регулируемое увеличение в пределах 2.7- 12 крат., встроенный дальномерный канал, двухплоскостную независимую стабилизацию и по сравнению с базовым 1Г46 снабжен схемами автоматической компенсации выходных параметров, несколько увеличивающими точность. Размер выходного окна уменьшен. Ночным прицелом наводчика является разработанный на основе ТПН-3-49 прицел «Буран-Катрин-Э» с тепловизионной камерой 2-го поколения французской фирмы Thomson-CSF, стабилизированный по вертикали и имеющий два режима увеличения. Его ранние модели не имели согласованной по горизонтальной линии визирования с основным прицелом, поэтому в ночных условиях замер дистанции был затруднителен, сейчас этот недостаток устранен.

Прицельно-наблюдательный комплекс командира — ПНК-5. Как и прежний ПНК-4С, он работает в двух режимах дневного (1х и 7,6х) и одном — ночного (5,8х; электронно-оптический преобразователь) каналов, стабилизирован в вертикальной плоскости и позволяет командиру танка осуществлять целеуказание наводчику по азимуту, а также дублировать его в ведении огня. В последнем отношении его возможности возросли за счет установки независимого дальномерного поста и устройства бокового упреждения, хотя особых преимуществ перед ПНК-4 это не обеспечивает из-за отсутствия самого главного — горизонтальной стабилизации. Баллистический вычислитель ЛИО-В (аналог 1В528) автоматически учитывает измерения системы внешних датчиков: крена, скорости танка, скорости цели, ветра, дистанции, изгиба ствола, начальной скорости снаряда. Дополнительные поправки вводятся вручную. Помимо всего прочего, на Т-84У стабилизатор вооружения заменен на 2Э42М с повышенной на 20% перебросочной скоростью и на 10-15% — точностью.

С пушкой спарен пулемет КТ-7,62 (ПКТ). Зенитный пулемет КТ-12,7 (НСВТ) с прицелом ПЗУ-7 позволяет вести огонь не выходя из танка.

Танк Т-84У «Оплот» оснашен двухтактным дизельным двигателем 6ТД-2 мощностью 1200 л. с. В связи с увеличением размеров МТО корпус танка удлинен, но несмотря на это, силовая установка — одна из наиболее компактных в своем классе, с высоким соотношением мощности к объему. Она обеспечивает машине хорошую удельную мощность в 25 л.с./т и максимальную скорость до 65-70 км/ч. В то же время, по отношению к четырехтактным дизелям 6ТД-2 дороже в производстве и эксплуатации, требует более квалифицированного обслуживания. Трансмиссия — механическая с ПМП, с 7-ю передачами переднего и 5-ю заднего хода. Для облегчения вождения и переключения передач установлены гидросервоприводы. Запас топлива в 1200 л обеспечивает танку запас хода 350-450 км. Размещение топливных баков не изменилась по сравнению с Т-80УД, Осталась прежней и ходовая часть.

На Т-84У «Оплот» реализован комплекс мер по снижению эффективной поверхности рассеивания и заметности в оптическом и инфракрасном диапазонах. В частности, башенные контейнеры ВДЗ, характеризующиеся высокой ЭПР, частично прикрыты экранами из армированной резины; на фальшборта установлены противопылевые экраны; МТО укомплектовано термоизоляционными прокладками. Танк имеет специальное антирадарное покрытие, а в качестве дополннительных средств предлагается маскировочная конструкция «Контраст», уменьшающая заметность при визуальном, тепловизионном и радиолокационном наблюдении на 20-30%.

МодификацииТ-84 (1994 г.) — базовая модификация. Серийно изготавливался только на экспорт. Помимо танков пакистанского контракта (часть из которых оригинальные Т-80УД), по существу имеется несколько опытных образцов (объекты 478Д, 478ДУ, 478ДУ2 и т.д.), порой значительно отличающихся друг от друга.

Т-84У «Оплот» (1999 г.) — единственный серийный вариант. Отличается более длинным корпусом, новыми приборами, в том числе импортными и новым двигателем. Изготовлено 10 единиц.

«Оплот-М» (2009 г.) — 28 мая 2009 года на вооружение украинской армии принят танк «Оплот М». Он отличается от базовой версии наличием следующих узлов и систем: комбинированного панорамного прицела командира с независимыми дневным и тепловизионным каналами, обеспечивающего возможность ведения прицельной стрельбы из дистанционно-управляемого зенитного пулемёта по воздушным целям на углах возвышения до +60°; отдельного (независимого от наводчика) тепловизора и лазерного дальномера командира: ВДЗ нового поколения «Нож-2», способной противостоять кумулятивным боеприпасам с тандемной боевой частью; новых средств радиосвязи; комплексной системы управления движением, обеспечивающей автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения танка; усовершенствованного цифрового приборного щитка механика-водителя; усовершенствованного штурвала; более экологичного дизельного двигателя 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с.; более мощного вспомогательного агрегата питания (10 кВт вместо 8 кВт). Серийное производство не развернуто.

Т-84-120 «Ятаган» — вариант Т-84У с измененной башней, в которой установлена 120-мм пушка под боеприпасы НАТО и кормовая ниша с боекомплектом в автоматизированной боеукладке. Модификация, участвовавшая в турецком тендере. Известна также и под названием «КЕРН-2.120»

Статус танка Т-84У «Оплот» не совсем ясен. Первые 10 изготовленных танков приняли участие в параде в Киеве в 2001 году. Затем в течение нескольких лет танки эксплуатировались в составе 72-й отдельной мехбригады в Белой Церкви. После этого, по некоторым данным, так и не выкупленные танки были возвращены на завод-изготовитель. В 2006 году появилась информация о готовящемся заказе новой партии этих танков, однако, судя по всему, все деньги ушли на приобретение 29 танков «Булат» (модернизированные Т-64Б). Неясна картина и с танком «Оплот-2». Он принят на вооружение, но производственные перспективы его туманны.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-84У «Оплот»БОЕВАЯ МАССА, т: 48. ЭКИПАЖ, чел.: 3.ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 9664. ширина - 3775, высота (по зенитному пулемету) — 2760, клиренс — 515. ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка КБА-3 калибра 125 мм, 1 пулемет КТ-7,62 калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет КТ-12,7 калибра 12,7 мм, 12 пусковых установок калибра 81 мм для пуска дымовых гранат.БОЕКОМПЛЕКТ; 40 выстрела, 300 патронов калибра 12,7 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.МЕХАНИЗМ ЗАРЯЖАНИЯ: гидроэлектромеханический с постоянным углом заряжания.СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ; 2Е42, двухплоскостной электрогидравлический по вертикали, электромеханический по горизонтали.КОМПЛЕКС УПРАВЛЯЕМОГО ВООРУЖЕНИЯ: с ПТУР «Комбат» с управлением по лучу лазера.ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: лазерный прицел-дальномер 1Г46М «Проминь», прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5, активно-пассивный ночной прицел «Буран-Катрин-Э», перископический прицел зенитно-пулеметной установки ПЗУ-7.БРОНИРОВАНИЕ, мм: противоснарядное комбинированное, комплекс встроенной динамической зашиты «Нож». ДВИГАТЕЛЬ: 6ТД-2, 6-цилиндровый, рядный, горизонтальный, двухтактный турбопоршневой дизель жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, поршневым газораспределением, встречнодвижущимися поршнями и двухсторонним отбором мощности; мощность 1200 л,с. (882 кВт).ТРАНСМИССИЯ; планетарная с семью передачами вперед, пятью назад и фрикционным включением состоящая из двух планетарных бортовых коробок передач с соосными планетарными бортовыми передачами.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пяти одинарных обрезиненных поддерживающих катков, ведущее колесо заднею расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические телескопические амортизаторы на подвесках 1-, 2- и 6-го опорных катков; в каждой гусенице с обрезиненной беговой дорожкой и РМШ 80 траков.СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65-70. ЗАПАС ХОДА, км: 450.ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град, -32, ширина рва, м — 2,85, высота стенки, м — 1, глубина брода, м — 1,8 (с ОПВТ - 5 м).СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-163-50ПУ и радиоприемник Р-163-УП.

www.dogswar.ru