ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Для оставшихся без украинских турбин фрегатов нашли российские двигатели. Проект 11356 двигатели


Вторую тройку фрегатов проекта 11356 оснастят российскими двигателями

РЫБИНСК, 11 янв – РИА Новости. Вторая тройка фрегатов проекта 11356, строительство которой простаивало из-за отказа украинского предприятия "Зорямашпроект" поставить для них силовые установки, будет достроена с российскими двигателями, а их будущее место службы решит Военно-морской флот России, заявил журналистам в четверг заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов.

Фрегат Адмирал Макаров проект 11356 на Международном Военно-Морском салоне в Санкт-Петербурге. Архивное фотоМинобороны получило третий сторожевой корабль проекта 11356Ранее заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению Виктор Бурсук заявил журналистам, что три из шести фрегатов проекта 11356, простаивавшие из-за непоставок Украиной двигателей, будут достроены и переданы Черноморскому флоту.

"Они заложены и сейчас в разной степени готовности, их строительство было приторможено именно по причине отсутствия силовых установок, но теперь их строительству ничего не мешает. Куда они пойдут — решит флот", — сказал Борисов, отвечая на соответствующий вопрос журналиста, не уточнив, пойдёт ли вторая тройка фрегатов "адмиральской серии" на ЧФ.

Строительство второй тройки фрегатов для ЧФ было приостановлено в связи с отсутствием силовых установок, которые ранее поставлялись с Украины. Строительство газотурбинных двигателей для этих фрегатов было освоено и ведётся в настоящий момент на мощностях предприятия "ОДК-Сатурн".

Всего для Черноморского флота до 2020 года планировалось построить шесть сторожевых кораблей проекта 11356. В настоящее время в боевой состав ВМФ РФ вошли два фрегата данного проекта, еще один проходит государственные испытания. На заводе "Янтарь" в разной стадии готовности находятся четвертый и пятый корпуса фрегатов — "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Истомин".

ria.ru

Три фрегата проекта 11356 будут достроены для ВМФ России с российскими газотурбинными агрегатами

Как сообщила газета «Известия» в материале Дмитрия Литовкина, Ивана Чеберко, Алексея Рамма и Евгения Дмитриева «Застрявшие «Буревестники» вернут в серию. Российские кораблестроители возобновляют строительство фрегатов проекта 11356, прекращенное из-за отказа Киева поставлять двигатели», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) возобновит работу над тремя фрегатами проекта 11356 типа «Буревестник» в 2018 году. Ранее строительство этих кораблей было остановлено из-за отказа Киева поставлять газотурбинные установки. Решение о продолжении работ принято по итогам предварительных испытаний новейших российских газотурбинных установок М70ФРУ и М90ФР. По мнению экспертов, появление этих кораблей существенно расширит возможности Военно-морского флота (ВМФ) в Средиземном море, Центральной и Северной Атлантике, а также Арктической зоне.

0_9d2dc_d49fd11d_XXL

Три недостроенных фрегата модифицированного проекта 11356 на ПАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Слева у стенки стоит спущенный на воду фрегат «Адмирал Бутаков», в центре видны стоящие на открытых стапелях фрегаты «Адмирал Истомин» (подготовлен к спуску на воду) и «Адмирал Корнилов». Калининград, май 2017 года (с) mil-avia.livejournal.com

Сейчас в составе ВМФ находятся три из шести заказанных кораблей этого класса. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» входят в состав Черноморского флота [на самом деле «Адмирал Макаров» еще не сдан ВМФ - bmpd]. Три оставшихся фрегата «адмиральской» серии – «Бутаков», «Истомин» и «Корнилов» находятся в разной степени готовности в консервации на калининградском заводе «Янтарь». Они предназначались для Балтийского флота. Их строительство было заморожено из-за отказа Украины поставить ранее оплаченные Россией силовые установки николаевского предприятия «Зоря-Машпроекта» ДС71 и Д090. Предполагалось, что из-за невозможности достроить «адмиралов» их продадут ВМС Индии. Как сообщил «Известиям» глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, строительство кораблей возобновится в 2018 году, после проведения соответствующих испытаний и доработок с учетом новых энергетических установок.

— Решение принято — потребуются НИОКР (научно-исследовательские опытно–конструкторские работы. – «Известия»), — пояснил Алексей Рахманов. — Но благодаря тому, что проектирование велось во многом с учетом задела, который был сделан российскими газотурбостроителями, каких-то существенных изменений архитектуры кораблей не потребуется. Мы не думаем, что эти НИОКР будут столь значительными, чтобы отбросить нас на несколько лет назад.

Как отметил Алексей Рахманов, сроки зависят не только от газотурбинных агрегатов — кораблестроителям предстоит возобновлять контракты по всем основным системам.

— Поэтому тут очень важно, чтобы нам удавалось соблюдать гарантийные сроки, сроки эксплуатации оборудования и соответствующие сроки хранения, — сказал глава ОСК.

Как рассказали «Известиям» в главном штабе Военно-морского флота, в качестве основного рассматривается проект, когда два газотурбинных двигателя М70ФРУ будут установлены «тандемом» [sic!]. По предварительным расчетам, это должно обеспечить максимальную мощность корабля в 14 тыс. лошадиных сил [sic!]. При этом корабль сможет развивать скорость в 30 узлов. Это более 60 км в час [sic!], что для современных боевых кораблей считается очень приличным. При этом дальность плавания составит 4850 морских миль — девять тыс. км. Этого вполне досрочно, чтобы без пополнения запасов топлива дойти из главной базы Балтийского флота — Балтийска до российской базы Тартус в Сирии.

Эксперт по военно-морским вооружениям Александр Мозговой рассказал «Известиям», что решение о достройке фрегатов проекта 113656 можно только приветствовать.

— Они очень нужны нашему ВМФ, и в случае продажи их Индии мы бы потеряли три хороших корабля, — отметил специалист. — Это универсальные корабли, которые могут действовать в Средиземном море, в центральной Атлантике и на севере. Таких сейчас остро не хватает, поскольку все крупные корабли советской постройки сильно изношены и заканчивают свою службу. Альтернативы фрегатам проекта 11356 фактически нет.

Комментарий bmpd. На самом деле речь идет о проекте оснащения трех недостроенных фрегатов модифицированного проекта 11356 всережимной главной энергетической установкой в составе двух газотурбинных агрегатов, каждый из которых будет состоять из двух газотурбинных двигателей М70ФРУ максимальной мощностью по 14 тыс. л.с. производства ПАО «НПО «Сатурн». Суммарная максимальная мощность ГЭУ составит таким образом 56 тыс. л.с. (максимальная мощность штатной ГЭУ проекта 11356 - 60900 л.с.).

Однако основной проблемой такого варианта является разработка и изготовление редукторов новых газотурбинных агрегатов, которая может по срокам затянуть достройку кораблей более, чем изготовление самих газотурбинных двигателей М70ФРУ на НПО «Сатурн».

По имеющейся информации, достройка для ВМФ России трех фрегатов модифицированного проекта 11356 с российской всережимной главной энергетической установкой на основе газотурбинных двигателей М70ФРУ внесена в проект Государственной программы вооружений на 2018-2025 годы.

bmpd.livejournal.com

Фрегаты проекта 11356 «Буревестник»: 3 в строю и 3 под вопросом

Фрегаты проекта 11356 «Буревестник»: 3 в строю и 3 под вопросом

Последние дни уходящего года традиционно являются периодом сдачи флоту новых кораблей, судов и подводных лодок. Не стал исключением и конец декабря 2017-го: одной из новинок, поступивших в боевой состав флота «под елочку», стал сторожевой корабль / фрегат «Адмирал Макаров», построенный по проекту 11356. 25 декабря представители военно-морского флота подписали акт о приемке этого корабля. Через два дня на нем подняли флаг ВМФ.

«Адмирал Макаров» стал третьим боевым кораблем своего типа, поступившим на службу. В обозримом будущем планируется завершить постройку еще трех фрегатов проекта 11356. Половина существующего заказа уже выполнена, тогда как дальнейшая судьба второй до недавнего времени была под вопросом.

Напомним, проект фрегата 11356 «Буревестник» является вариантом глубокой модернизации более старых проектов 1135 и 1135М. Разработка нового проекта осуществлялась с учетом опыта создания кораблей типа «1135.6» или «Тальвар», ранее созданных для военно-морских сил Индии. Главной задачей нового проекта 11356 было максимально быстрое строительство нескольких сторожевиков дальней морской зоны, необходимых для переоснащения Черноморского и Балтийского флотов.

Проект 11356 был разработан к концу прошлого десятилетия, и в 2010 году появился первый контракт на строительство подобных кораблей. В 2011-м было подписано второе соглашение. В соответствии с двумя договорами, судостроительная промышленность должна была передать флоту шесть новых фрегатов общей стоимостью порядка 40 млрд рублей.

Новый проект 11356 «Буревестник» предусматривает строительство боевого корабля с полным водоизмещением более 4000 т, имеющего длину около 125 м при ширине до 15,2 м и осадке до 7,5 м. Для получения максимально возможных ходовых характеристик корабли предлагалось оснащать комбинированной силовой установкой, построенной на базе газотурбинных двигателей (тип COGAG). В ее состав входит пара маршевых двигателей, дополненная двумя форсажными. Суммарная мощность подобной энергетической установки достигает 56 тыс. л.с. Через редукторы особой конструкции мощность выдается на два гребных винта. Имея подобное оснащение, «Буревестник» способен развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания на экономической скорости достигает 4850 морских миль.

С учетом современных тенденций и требований проект 11356 предусматривает использование новой конструкции корпуса и надстройки, в определенной мере снижающей заметность корабля для радиолокационных систем. Также были реализованы меры по снижению акустической заметности. При этом новые фрегаты сохраняют определенные черты своих предшественников семейства 1135.

Основным средством обнаружения кораблей проекта 11356 является РЛС «Фрегат-М2ЕМ». Также в состав радиолокационного комплекса входят несколько станций управления стрельбой, используемые с зенитным и артиллерийским вооружением. Данные со средств обнаружения передаются на боевую информационно-управляющую систему «Требование-М», обеспечивающую применение всех радиоэлектронных средств, вооружения и т.д.

«Адмирал Макаров» во время церемонии подъема флага, 27 декабря 2017 г.

Главным ударным средством фрегатов нового типа является универсальная вертикальная пусковая установка 3С14, предназначенная для стрельбы ракетами семейства «Калибр». Подобное вооружение позволяет кораблю атаковать разнообразные надводные и сухопутные цели. Боекомплект комплекса «Калибр» состоит из 8 ракет. Также в комплекс ракетного вооружения входит зенитная система средней дальности «Штиль-1».

«Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, июнь 2016 г.

Проект 11356 предусматривает использование развитого комплекса артиллерийских систем. На полубаке корабля монтируется артиллерийская установка А-190 с орудием калибра 100 мм. Также имеется пара установок АК-630 с пушками калибром 30 мм. Для борьбы с подлодками и торпедами предлагается использовать два спаренных 533-мм торпедных аппарата и реактивный бомбомет РБУ-6000.

Кормовая часть палубы представляет собой взлетно-посадочную площадку для вертолета. Рядом с ней в надстройке находится ангар, позволяющий перевозить и обеспечивать работу вертолета типа Ка-27 или Ка-31.

Заказ на строительство всех шести сторожевых кораблей нового типа получил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград). Вскоре после подписания контракта предприятие провело необходимые подготовительные работы и приступило к выполнению заказа. 18 декабря 2010 года состоялась торжественная церемония закладки головного фрегата проекта 11356, получившего имя «Адмирал Григорович». Это событие стало фактическим стартом объемной программы строительства новых кораблей.

Первый серийный «Буревестник» нового проекта под именем «Адмирал Эссен» был заложен в июле 2011 года. Следующая церемония закладки, давшая старт строительству «Адмирала Макарова», прошла в конце февраля 2012-го. В июле, ноябре и декабре следующего 2013 года завод «Янтарь» начал строительство кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов».

Головной фрегат проекта 11356 был спущен на воду 14 марта 2014 года. Около года корабль достраивался у стенки, после чего был выпущен на испытания. Необходимые проверки продолжались до конца 2015 года. 10 марта 2016-го флот принял «Адмирала Григоровича», а на следующий день на нем был поднят флаг. В начале лета того же года корабль выполнил переход к месту службы.

7 ноября 2014 года состоялся спуск на воду первого серийного корабля «Адмирал Эссен». Примерно через год этот сторожевик впервые вышел в море для прохождения испытаний. Согласно первым планам, корабль должен был поступить на службу до начала лета 2016 года, однако подписание акта о приемке незначительно сдвинулось. 7 июня того же года фрегат официально пополнил состав ВМФ России.

«Адмирал Григорович», июнь 2016 г.

Второй серийный корабль (третий представитель проекта), заложенный 29 февраля 2012 года, был спущен на воду в первых числах сентября 2015-го. В начале октября 2016 года достроенный фрегат «Адмирал Макаров» отправился на испытания. В силу определенных причин испытания корабля заметным образом затянулись, и его не удалось принять в боевой состав флота в мае прошлого года, как планировалось ранее. Тем не менее, в конце декабря необходимый акт был подписан, и теперь Черноморский флот имеет в своем составе три «Буревестника».

К настоящему времени судостроительный завод «Янтарь» выполнил половину имеющегося заказа на строительство сторожевых кораблей проекта 11356 и обеспечил частичное перевооружение Черноморского флота. При этом, однако, дальнейшее выполнение заказа столкнулось с серьезными проблемами и даже успело стать темой для споров. Дело в том, что на программу строительства кораблей негативным образом повлияли события на международной арене.

Ввиду отсутствия подходящих изделий российского производства в проекте 11356 «Буревестник» пришлось использовать газотурбинные установки разработки украинского Научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев). До начала 2014 года и последующего ухудшения отношений двух стран зарубежное предприятие успело поставить только три комплекта оборудования из шести. Невозможность быстрой полноценной замены неполученных двигателей силами российской промышленности привела к заметным проблемам.

Проанализировав имеющуюся ситуацию, командование российского флота и руководство промышленности вынесли решение. В начале июля 2015 года главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявил, что России придется отказаться от кораблей «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», оставшихся без двигателей. Вместо них предлагалось построить 18 малых ракетных кораблей проекта 22800, первый из которых следовало заложить в 2016 году.

Чуть позже было принято решение о создании собственных силовых установок, предназначенных для замены изделий предприятия «Зоря» – «Машпроект». Решить эту задачу должно было НПО «Сатурн». В мае 2016 года было объявлено, что три оставшихся «Буревестника» будут законсервированы до конца текущего десятилетия – до появления требуемых двигателей отечественного производства.

Прибытие «Адмирала Эссена» в Севастополь, июль 2017 г.

Через несколько месяцев, в октябре, появилась информация о возможной продаже трех недостроенных фрегатов военно-морским силам Индии. В феврале прошлого года заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов указал на возможность передачи индийскому флоту двух кораблей типа 11356.

В связи с имеющимися проблемами и неопределенным будущим было решено спустить недостроенные корабли на воду и тем самым освободить стапеля для нового строительства. Фрегат «Адмирал Бутаков» был спущен на воду в марте 2016 года. Два других корабля вывели из сборочного цеха в ноябре 2017-го. Как следует из имеющихся данных, все три корабля несут далеко не полный набор оборудования, и потому не могу достраиваться у стенки завода. Недостроенные корабли были законсервированы до принятия решений об их дальнейшей судьбе.

В начале июня 2017 года отечественные средства массовой информации распространили новое заявление главы Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова. Он рассказал, что в 2018 году ОСК планировала возобновить строительство законсервированных кораблей. Для продолжения строительства понадобятся определенные научно-исследовательские и конструкторские работы, но они не должны привести к значительным трудностям и новому смещению сроков.

1 июля подобные заявления были подтверждены командованием флота. Заместитель главкома ВМФ вице-адмирал Виктор Бурсук рассказал, что три новых фрегата все же будут достроены в обозримом будущем и пополнят боевой состав Черноморского флота. Вскоре, однако, эти сведения были скорректированы.

Уже в сентябре помощник президента России по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин указал, что в рамках текущих соглашений дружественной Индии могут быть переданы два «Буревестника» из числа законсервированных. Для собственного флота в таком случае будет достроен только один корабль. Проблема силовых установок будет решена доступными методами. Так, корабль для ВМФ России получит отечественное оснащение, а индийская сторона сможет самостоятельно купить продукцию украинского производства.

«Адмирал Эссен» у причала, июль 2017 г.

Примерно в то же время другие представители судостроения уточнили возможный вариант развития событий. Так, для российского флота может быть достроен сторожевик «Адмирал Бутаков». «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», в свою очередь, могут быть проданы зарубежному заказчику с последующей достройкой его силами. Кроме того, еще два таких корабля могут быть построены на индийских предприятиях по российскому проекту.

К настоящему времени три корабля проекта 11356 из шести заказанных были построены, испытаны, переданы флоту и включены в его боевой состав. При этом головной и серийный фрегаты уже успели не только начать службу, но и принять участие в реальных боевых операциях. В ноябре 2016 и июне 2017 года сторожевик «Адмирал Григорович» выполнил несколько ракетных ударов по позициям террористов в Сирии. «Адмирал Эссен» в прошлом году осуществил три подобных удара. «Адмирал Макаров», по очевидным причинам, пока не успел поучаствовать в борьбе с терроризмом.

По всей видимости, дальнейшая судьба трех следующих кораблей типа «Буревестник» уже была определена. Один из них будет достроен для российского флота с применением отечественных комплектующих, тогда как два других отправятся служить за рубеж. Таким образом, из шести заказанных кораблей ВМФ России сможет получить лишь четыре, причем один из них будет не в полной мере соответствовать исходному проекту и имевшемуся техническому заданию. Тем не менее, и в таком случае Черноморский флот обновит свою группировку надводных кораблей и соответствующим образом повысит боеспособность.

В соответствии с предыдущими заявлениями командования военно-морского флота, недостаток фрегатов проекта 11356 в обозримом будущем будет компенсирован за счет строительства большого количества малых ракетных кораблей типа «22800» / «Каракурт». Планируется построить 18 таких МРК, больше половины которых уже, как минимум, было заложено и находится на разных стадиях строительства. Головной и серийный «Каракурты» в прошлом году были спущены на воду и вскоре должны выйти на испытания. Корабли проекта 22800 самым заметным образом отличаются от «Буревестников» по целому ряду параметров, однако имеют схожие боевые возможности, обеспечиваемые унифицированным ударным ракетным вооружением.

К большому сожалению, прямым следствием ухудшения обстановки на международной арене стали определенные проблемы с получением тех или иных изделий, используемых при строительстве российских кораблей. В результате этого, среди прочего, под вопросом оказалась дальнейшая судьба трех российских фрегатов проекта 11356. Впрочем, через несколько лет после разрыва необходимых производственных связей российским военным и промышленности удалось найти выход из сложившейся ситуации и скорректировать свои планы. Благодаря этому имеющийся заказ в интересах ВМФ России, половина которого уже была выполнена, в будущем будет реализован на две трети.

Несмотря на определенные трудности, российский военно-морской флот в ближайшие годы сможет получить не менее четырех из шести заказанных кораблей проекта «Буревестник». Кроме того, в дополнение к ним будут строиться малые ракетные корабли проекта 22800. Таким образом, при всех имеющихся затруднениях и заметном смещении некоторых сроков, флот все же начнет эксплуатацию заметного количества новых кораблей, что положительным образом скажется на его общем состоянии и боевых возможностях.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Новый мотор "Буревестника" позволит России навсегда забыть про украинские двигатели

Создание двигателя является одним из самых сложных вопросов кораблестроения, так как представляет собой достаточно длительный, наукоемкий и дорогостоящий процесс, отмечают эксперты. Но в то же время двух лет, по их мнению, будет более чем достаточно, чтобы создать модернизированный двигатель для фрегатов проекта 11356, известных также как «Буревестник».

Российские двигатели для фрегатов

Фрегаты проекта 11356, которые строят на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде, укомплектуют российскими двигателями вместо украинских в течение двух лет. Об этом РИА Новости рассказал официальный представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Предполагается, что энергоустановками российского производства получат характеристики, превосходящие украинские аналоги.

«Создание двигателя является одним из самых сложных вопросов кораблестроения, так как представляет собой достаточно длительный, наукоемкий и дорогостоящий процесс. Естественно, что в условиях долгой ориентации на украинских производителей, работы в этом направлении не велись, но прогресс уже заметен. За основу взят советский технологический задел, плюс используется значительная доля новых технологий», - объясняет эксперт в области кораблестроения Прохор Тебин.

Напомним, что ранее украинское предприятие «Зоря-Машпроект» по распоряжению Киева в 2014 году отказалось поставлять России газотурбинные двигатели, используемые в конструкции фрегатов. К этому моменту было поставлено только три газотурбинные установки, а «адмиральская серия» фрегатов для Черноморского флота предполагала строительство шести «Буревестников». Сейчас разработка двигателей идет на российском предприятии НПО «Сатурн» в городе Рыбинск.

Проблемы для «Зоря-Машпроект»

«Судовые газотурбинные двигатели у нас уже фактически созданы. В Рыбинске налаживается серийное производство, поэтому флот их наверняка получит в самом скором времени. Здесь стоит понимать, что двигатели создаются на базе советских газотурбинных двигателей, используемых еще в сторожевых кораблях проекта 1135 и 1135М.

Ранее все это производилось на Украине, но мы так как мы обладаем всей технологией в полном объеме, то теперь просто  переориентируемся на внутреннее производство. Кроме того, российские специалисты обязательно модернизируют двигатель в целях повышения его мощности. На мой взгляд, заявленных двух лет хватит с запасом, чтобы создать модернизированный двигатель для фрегатов проекта 11356», - считает военный эксперт, капитан первого ранга в отставке Константин Сивков.

Военные эксперты также обращают внимание на возможные проблемы украинского предприятия «Зоря-Машпроект», которые уже возникли после разрыва кооперации и перехода российского флота на двигатели собственной сборки.

По мнению Тебина, украинское предприятие хотя  и находится в достаточно плачевном состоянии, но вопрос о поставке в третьи страны в принципе может быть рассмотрен. Эксперт предполагает вариант, при котором украинские двигатели могут стоять на российских «Буревестниках», создаваемых для Индии. Но Сивков считает, что теперь украинские двигатели перестанут вообще кого-либо интересовать, и их производство на Украине будет окончательно свернуто.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Андрей Петров

rueconomics.ru

Новое поколение российских кораблей — фрегаты проекта 11356

Развитие отечественного флота в нынешних условиях невозможно представить без крупных океанских военных кораблей. Дальняя морская зона всегда была, есть и будет сферой интересов Российской Федерации. Флот всегда испытывает потребность в мощных и современных военных судах, способных не только демонстрировать Андреевский флаг на морях, но и в состоянии защищать экономические и политические интересы Российского Государства. Такими кораблями могут и должны будут стать фрегаты «адмиральской серии» проекта 11356.

Фрегаты-адмиралы

Создание новых сторожевиков: нужда или насущная потребность флота

В российском Военно-Морском флоте с началом нового тысячелетия сложилась парадоксальная ситуация. Большинство военных судов на флоте было еще советской постройки. Для своего времени это были мощные и надежные корабли, однако к концу 90-х большая часть этого наследства была технически изношенной и морально устаревшей. Особенно негативно на состоянии корабельного состава отечественного ВМФ сказалась тяжелая экономическая ситуация в России после развала Советского Союза. Крупные боевые корабли, крейсера, большие противолодочные корабли и эсминцы десятками ржавели у причальной стенки. Флот не только терял драгоценные боевые единицы. Россия стремительно утрачивала позиции морской державы.

Несколько сглаживало печальную ситуацию боеготовности флота, имеющиеся на тот момент в составе флота корабли проекта 1135М. «Буревестники» — сторожевики советской постройки являлись едва ли не самыми современными кораблями молодого российского флота. Спасало ситуацию с флотом, не только удовлетворительное техническое состояние кораблей этого типа. Количество судов, сданное в свое время флоту, позволяло военно-морскому командованию закрывать бреши и прогалины в оборонной морской стратегии.

Сторожевики "Буревестник"

Несмотря на то, что задел прочности и технологический ресурс у кораблей проекта 1135М и 1135М1 был достаточно велик, время было безжалостным. На смену проверенным «Буревестникам» должен были прийти корабли нового поколения, которыми стали сторожевые корабли проекта 11356. Особенно остро нуждались в подобных кораблях старейшие флоты страны, Черноморский и Балтийский, где о новых кораблях уже и не помнили.

Сторожевые корабли всегда были и есть одним из основных классов кораблей для отечественного флота. На Западе отечественные сторожевики причислены к классу фрегатов и корветов. Этому способствуют универсализм и многофункциональность кораблей этого класса. Современные корветы и фрегаты способны выполнять огромный объем боевых задач, тем более в современных условиях, когда имеются технические возможности установить на корабль практически любые средства вооружений.

Проектирование сторожевиков нового поколения

Решение о проектировании нового сторожевика для Российского ВМФ было принято в середине 90-х годов. Целесообразно было решено использовать богатый практический опыт, полученный в ходе строительства и эксплуатации кораблей проекта 1135 и в особенности проекта 1135.1. Технологически конструкция «Буревестников» давала широкие возможности осуществить постройку нового корабля путем глубокой модернизации.

Карта-схема фрегата

Помимо технологической и производственной документации, наработанной в ходе строительства «буревестников» и «инеев», для проектирования новых кораблей постарались использовать данные экспортной версии кораблей этого класса. В экспортном варианте проект получил индекс 11356. Эти фрегаты в количестве 6 единиц должны были быть построены для нужд индийских ВМС в 1999-2013 гг. Отечественный проект получил индекс 11356Р/М под шифром «Буревестник». По классификации НАТО новым российским кораблям еще на стадии строительства был присвоен шифр « Krivak V».

Головной корабль

В ходе создания проекта было взято все самое лучшее от кораблей предшественников. Если в плане основного конструктива корабли несли отпечаток прежних проектов, то комплекс вооружений и электронное оборудование кардинально изменились. Суда должны были стать универсальными, соответственно подбирались и средства вооружений. Проектированием корабля, который в техническом задании назывался сторожевой корабль II ранга, занялось Северное конструкторское бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. Специалистам этого предприятия было не в диковинку строить подобные суда, к тому же неплохими темпами продвигалась программа строительства фрегатов типа «Тальвар» для Индии.

Перед конструкторами поставили задачу создать корабль, технология строительства которого была бы идентична той, которая использовалась при выполнении иностранного заказа. Главным условием проекта было сохранение производственного цикла строительства судов, технологические и производственные мощности Калининградского судостроительного завода «Янтарь». Программа строительства новых сторожевых кораблей была ориентирована на оснащение Черноморского флота. По результатам анализа и изучения готового проекта Министерство Обороны РФ в 2010 году заключило контракт на постройку первых трех кораблей, предназначенных для оснащения Черноморского флота.

Индийские фрегаты "Тальвар"

В этом же году в Калининграде на верфи ССЗ «Янтарь» было заложено головное судно — сторожевой корабль «Адмирал Григорович». Оценив масштабы и темпы строительства головного корабля, Минобороны в 2011 году поспешило заключить еще один контракт. Следующие три единицы должны были обновить корабельный состав Балтийского флота. Общая стоимость двух контрактов составила 40 млрд. рублей. Новые суда должны были вступить в строй на протяжении 2014-17 гг.

Второй и третий корабль проекта 11356 — сторожевики «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — были заложены на калининградской верфи в 2011 и в 2012 годах. Первые два корабля – адмирала были спущены на воду под занавес 2014 года. Через два года, в марте и в июне оба корабля вступили в строй, став полноправными боевыми единицами Черноморского флота. Третий корабль первой серии фрегат «Адмирал Макаров» планируется передать в конце 2017 года.

С началом украинско-российского военно-дипломатического кризиса, с отходом Крыма под юрисдикцию Российской федерации решено все шесть судов, построенных в рамках оборонных заказов, передать Черноморскому флоту. Участие России в разрешении сирийского кризиса только усилило эту позицию. Новые фрегаты должны усилить военно-морскую группировку российского ВМФ не только в акватории Черного моря, но и в Восточном Средиземноморье.

Фрегаты на стапеле

Оставшиеся в рамках действующих контрактов три сторожевых корабля «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов», спущены на воду и достраиваются на плаву. Ввод кораблей в состав флота запланирован на 2020 год.

Недавно в российских СМИ просочилась информация, что будет продолжено строительство кораблей этого проекта. В дальнейшем новые фрегаты будут строиться для Тихоокеанского флота. Под этот заказ могут быть отданы мощности Амурского судостроительного завода в г. Комсомольске на Амуре, который в данный момент выполняет программу строительства корветов проекта 22380.

Основные конструктивные особенности фрегатов проекта 11356

Внешне похожие на своих предшественников новые отечественные сторожевики являются кораблями нового поколения. При беглом и поверхностном осмотре кораблей сразу бросается в глаза необычная конфигурация надстройки. В отличие от предыдущих проектов, на кораблях проекта 11356 частично реализована технология «Стелс». Корпус корабля, его обводы и материалы, из которых изготовлена надстройка судов, способствуют малой радиолокационной заметности корабля. Данная концепция сегодня нашла отражение практически во всех реализуемых проектах.

Схема СКР проекта 11356

В соответствии с требованиями, заложенными в техническом задании, корабль проекта 11356 обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

Судя по ТТХ новые российские сторожевики – адмиралы представляют собой достаточно внушительные боевые корабли. Управлять таких хозяйством будет экипаж численностью 220 человек. Технические условия и конструкция корабля обеспечивают длительность автономного плавания в 30 суток. Помимо моряков на борту судна будет постоянно находиться подразделение морской пехоты и авиационно-пилотажная группа.

В плане оценки проекта, стоит уделить внимание двигательной установке. Первые два корабля, которые успели сойти с калининградской верфи, оснащались газотурбинными установками украинского производства. С введением санкций поставка украинских двигателей в рамках проекта была приостановлена. Отсутствие аналогичных отечественных турбин привело к тому, что было приостановлено последующее строительство других судов, заложенных в рамках действующего контракта. Задача по разработке и созданию однотипной двигательной установки была поставлена подмосковному НПО «Сатурн», однако на данный момент работы в этом направлении продвигаются медленно.

Ввиду этого затянулись сроки окончательного ввода в эксплуатацию готовых кораблей. Остальные суда будут достраиваться после того, как в распоряжение корабелов поступит новый газотурбинный двигатель отечественного производства.

Ракетный комплекс "Калибр–НК"

Что касается комплекса вооружений, то российские фрегаты в этом плане представлены достаточно мощно. Оба корабля, «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» оснащены ударными средствами вооружений, которые представлены пусковыми установками универсального ракетного комплекса «Калибр-НК». Боевые суда, оснащенные крылатыми ракетами «Калибр» могут поражать различные цели на воде и на суше, на расстоянии до 1500 км. Третий корабль серии «Адмирал Макаров» также будет оборудован под КРК «Калибр –НК».

Тактическое вооружение представлено 100-мм артиллерийской установкой А-190, традиционный вид вооружений для всех отечественных корветов и фрегатов. За противолодочную и противовоздушную оборону корабля отвечают самые совершенные средства гидро- и радиолокации. Электронная система управления огнем вместе со станцией электронного радиолокационного слежения обеспечит обнаружение и уничтожение любого подводного корабля и воздушной цели.

Для борьбы с подводными лодками и кораблями противника на судне имеется торпедные 522-мм аппараты, по два с каждого борта. Усилить огневую поддержку при борьбе с подводными целями должна установка РБУ-6000. В качестве эффективного средства противовоздушной обороны корабля используются стационарный ЗРК «Штиль-1», зенитная артиллерийско-ракетная установка «Пальма» и переносные ЗРК «Игла».

Вертолет на площадке фрегата

Все корабли проекта имеют в арсенале поисково-спасательный вертолет Ка-27, для которого на борту судна оборудованы взлетно-посадочная площадка и крытый ангар.

Проект 11356 сегодня

Решение о начале строительства новых отечественных сторожевиков можно считать своевременным. Корабли проекта 11356 отвечают современным требованиям ведения морской войны, оснащены самыми совершенными средствами связи и радиолокационным оборудованием. Комплекс вооружений позволяет решать кораблям самые разнообразные тактические задачи, включая проведение ударных и оборонительных операций. Эксплуатация двух первых кораблей проекта «Адмирала Григоровича» и «Адмирала Эссена» указала на ряд существующих недостатков в конструкции судов. В ходе последующей доработки выявленные дефекты были устранены, внесены коррективы в конструкцию строящихся судов.

Переход фрегата через Босфор

Боевое патрулирование, которое осуществляли в недавнее время в Восточном Средиземноморье фрегаты ВМФ России «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен» наглядно продемонстрировало высокие мореходные и тактико-технические характеристики кораблей этого класса.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Для оставшихся без украинских турбин фрегатов нашли российские двигатели: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru

Вторую тройку фрегатов проекта 11356, строительство которых было приостановлено из-за отказа Украины поставлять газотурбинные установки производства фирмы «Зоря-Машпроект» в Николаеве, могут оснастить российскими главными энергетическими установками на основе газотурбинных двигателей М-70ФРУ. Об этом «Ленте.ру» сообщил источник в Министерстве обороны России.

«Строительство этих кораблей было заморожено после отказа Украины в 2014 году поставлять установки М7Н1 — это комбинированные двухтурбинные энергетические установки мощностью 30 450 лошадиных сил, каждый фрегат проекта 11356 оснащается двумя такими установками, работающими на две линии вала», — напомнил собеседник редакции.

Материалы по теме

13:06 — 3 июля 2015

Атомная подводная лодка «Северодвинск» в акватории базы Западная Лица

08:11 — 23 января 2015

Атомный крейсер «Петр Великий»

По словам источника, в настоящее время прорабатывается несколько вариантов оснащения фрегатов новыми ГЭУ, основой которых будет модернизированный газотурбинный двигатель М-70ФРУ разработки рыбинского НПО «Сатурн».

«Один из вариантов — две всережимные двухтурбинные установки (COGAG) в комбинации с дизельгенераторами для работы корабельной электросети, другой — две установки с маршевыми дизелями и форсажными турбинами (CODAG)», — отметил источник.

Кроме того, собеседник редакции сообщил, что корабли могут быть оснащены новыми установками в районе 2020 года. Пока неизвестно, будут эти работы выполнены для ВМФ России или же на экспорт для ВМФ Индии. «Юридическим владельцем кораблей пока остается ВМФ России», — сказал специалист.

Осенью 2016 года в Индии был подписан пакет документов по военно-техническому сотрудничеству с Россией. В рамках данного пакета предусматривалось заключение контракта на поставку для ВМС республики фрегатов проекта 11356, однако о подписании документа пока не сообщалось. О переговорах с Нью-Дели на предмет продажи недостроенных фрегатов «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин», а так же официально не закладывавшегося «Адмирала Корнилова» источники в оборонной промышленности сообщали в 2015 году.

lenta.ru

Российские фрегаты проекта 11356 Р/М

Данные приведены для головного корабля серии 11356 Р/М — «Адмирал Григорович», прочие корабли будут оснащены турбинами чисто российского производства.

«Новейший» российский фрегат проекта 11356 начал разрабатываться ещё в конце 80-х как дальнейшее развитие сторожевого корабля проекта 11351, предназначенного в первую очередь для экспорта. По исходному проекту в 1997 г. для ВМФ Индии была заказана серия из трех кораблей:

Индийский фрегат проекта 11356 Talwar (F40)

Индийский фрегат проекта 11356 Talwar (F40)

Затем, в 2006 г. вторая серия с несколько измененным составом вооружения и оборудования:

Фрегаты 11356 для российского флота

В 2010 году была заложены ещё 3 корабля, на этот раз с индексом 11356Р, предназначенные для Черноморского Флота России, позднее дополнительно усиленные закладкой ещё одной серии из 3-х судов. Конструктивно они повторяют «индийцев», но отличаются вооружением и оборудованием отечественного производства, по слухам, значительно превосходя предшественников.

Фрегат (сторожевой корабль) проекта 11356

Фрегат (сторожевой корабль) проекта 11356

При этом, по состоянию на начало 2015 года полностью готов только «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» проходит испытания, «Адмирал Макаров» достраивается, а вот 3 другие корабля пока находятся в «подвешенном состоянии» — форсажные газотурбинные двигатели предназначенные для установки на них производились на Украине, и в настоящий момент, должны быть заменены на российские аналоги. Скорее всего ожидаемый срок сдачи 3-х фрегатов из-за этой проволочки сдвинется на 1-2 года.

Надо сказать, что в настоящий момент для нужд флота Россия строит перспективные фрегаты проекта 22350, которым отводится роль перспективного «дальнего» боевого корабля ВМФ. Учитывая новизну проекта 22350 и отсутствия опыта эксплуатации, уже хорошо освоенные в производстве фрегаты 11356Р должны были выступать в качестве «промежуточного» звена с помощью которого можно быстро увеличить численность ЧМФ, и в этой связи любая задержка, это конечно же серьезный срыв программы модернизации флота.

Тем не менее, после завершения основных работ по шести «русским» фрегатам серии 11356Р, дополнительно начнется строительство 3-х кораблей серии 11356М, характеристики которых на данный момент не известны.

Устройство фрегата проекта 11356 на примере индийского ISS "Талвар"

Устройство фрегата проекта 11356 на примере индийского ISS «Тальвар»

Основное вооружение фрегатов типа  «Адмирал Григорович»

Основное вооружение сторожевых кораблей типа «Адмирал Григорович» состоит из:

Ракетный комплекс Калибр-НК

Каждая из 8 противокорабельных ракет обеспечивает гарантированное уничтожение надводной цели типа эсминца, крейсера или десантного корабля, однако несколькими такими ракетами  «Адмирал Григорович» вполне может потопить и такую крупную цель как авианосец. Ракеты достаточно «умные», чтобы взрываться на оптимальной глубине проникновения в цель, идут на предельно малой высоте полета и не нуждаются в постоянном «ручном управлении», автоматически корректируя курс на основе полученных изначально вводных данных.Ракета может идти по сложной траектории включающей до 15 заданных опорных точек, и вполне способна подойти к цели с заданного направления в обход систем ПВО или островов. Головка самонаведения АРГС-54 имеет дальность захвата цели в 60 км. Масса боевой части ракеты 220 кг, максимальная дистанция поражения цели — до 300 км.

Уникальная 100-мм автоматическая пушка А-190 для фрегатов 11356

Уникальная 100-мм автоматическая пушка А-190 для фрегатов 11356

Артиллерийский комплекс А-190

Для стрельбы по воздушным и морским целям на фрегатах проекта 11356Р установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, разработанный нижегородским ЦНИИ «Буревестник». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка в мире, способная производить до 80 выстрелов в минуту, при этом дистанция стрельбы составляет 20 км.

ПВО — комплекс «Штиль-1»

ЗРК «Штиль-1» –  многоканальный комплекс морского базирования с вертикальным стартом ракет.  В комплекс включена РЛС кругового обзора, что обеспечивает всенаправленную оборону корабля-носителя или соединения кораблей от массированных атак современных противокорабельных и противорадиолокационных ракет, ударных самолетов. На фрегатах проекта 11356М только запланированных к постройке, планируется установка сразу 3-х боевых модулей на 36 ЗУР.

Другое бортовое вооружение фрегатов проекта 11356Р

Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан»: обеспечивает оборону корабля от высокоточного оружия противника, а также поражение малоразмерных целей. Комплекс включает твердотопливные зенитные управляемые ракеты и два 30-мм шестиствольных автомата АО-18К.

Комплекс борьбы с подводными лодками: 2 спаренных 533-мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000.

Корпус СКР "Адмирал Эссен" проекта 11356 на стапеле

Корпус СКР «Адмирал Эссен» проекта 11356 на стапеле

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение фрегата 11356Р включает РЛС типа «Фрегат-М2ЕМ» для обнаружения целей, определение их координат и сопровождения, а также Гидроакустические станции (в том числе буксируемая) для своевременного обнаружения подводных лодок противника.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием, РЛС 3T-25E «Гарпун» управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение — противолодочный вертолет Ка-27/28 или Ка-31. Для их эксплуатации фрегат оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

источник: информация из открытых источников сети интернет, а также цитаты по сайтам http://topwar.ru, http://ria.ru, http://arms-expo.ru

armedman.ru