Минобороны РФ приняло решение о достройке еще трех фрегатов типа «Адмирал Григорович» для Черного моря. Однако для этого требуется решить вопрос с газотурбинными установками, которые отказалась поставлять России Украина.
Новый боевой корабль носит имя последнего морского министра Российской империи, Ивана Константиновича Григоровича, который прославился своей блестящей речью в Государственной Думе, текст которой написал знаменитый кораблестроитель и будущий академик Алексей Крылов. Речь произвела такой эффект на депутатов, что они почти единогласно проголосовали о выделении 500 миллионов рублей на «воссоздание флота», погибшего при Цусиме. Построенные под руководством Григоровича боевые корабли составили 100 % линкоров, 40 % крейсеров и 30 % эсминцев в составе флота, встретившего в1941 году Великую Отечественную войну.
Фрегаты проекта 11356Р/М – прямое продолжение сторожевиков проекта 11356, которые строились для Индии.
Справка:
Фрегаты проекта 11356Р/М радикально отличаются от своих предшественников составом оборудования, вооружением и архитектурой, в которую внедрены элементы технологий малой радизаметности. Их полное водоизмещение – 4035 т, длина – 124,8 м, ширина – 15,2 м. Двухвальная газо-газотурбинная установка (по схеме COGAG) суммарной мощностью 56000 л.с. позволяет развивать 30-узловый полный ход. Дальность плавания на 14 узлах – 4850 миль. Экипаж состоит из 180 человек. Корабли могут дополнительно принять на борт до 20 морских пехотинцев.
Сторожевые корабли проекта 11356Р/М впервые в практике отечественного кораблестроения несут 36 ракет 9М317М ЗРК «Ураган-Торнадо» (в экспортном исполнении – «Штиль-1») в носовых вертикальных пусковых установках сотового типа 3С90М. Это позволяет уменьшить время реакции на возникающие воздушные угрозы и повышает огневую производительность. Скорострельность увеличивается в шесть раз по сравнению с ЗРК «Ураган» («Штиль») старого образца (каждые 2 секунды вместо 12). Кроме того, обеспечивается круговая защита корабля (сектор обстрела – 360°). Этим ЗРК одновременно можно обстреливать от двух до двенадцати воздушных целей на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.
Не менее впечатляющим является ударное вооружение. В носовой пусковой установке 3С-14 размещаются восемь ракет многоцелевого комплекса Калибр-НК, предназначенных для уничтожения надводных или наземных стационарных и ограниченно подвижных объектов. Вместо них или их части в тех же вертикальных пусковых установках могут находиться сверхзвуковые высокоманевренные ПКР «Оникс» или противолодочные баллистические ракеты 91Р.
Артиллерийское вооружение представлено новейшей 100-мм универсальной автоматической пушкой А-190 с дальностью поражения морских, воздушных и береговых целей до 20 км. Два шестиствольных 30-мм автомата АК-630М предназначены для обороны от крылатых ракет противника на ближнем рубеже и уничтожения других малоразмерных морских и воздушных целей.
Помимо ракет 91Р комплекса «Калибр-НК» противолодочное оружие представлено двумя двухтрубными противолодочными 533-мм торпедными аппаратами ДТА-53-956, РБУ-6000 и вертолетом Ка-27ПЛ, для которого в корме имеется взлетно-посадочная площадка и ангар. Электронное оснащение фрегатов проекта 11356Р/М тоже отвечает современным требованиям. Имеются боевая информационно-управляющая система, РЛС разного назначения, ГАС, средства РЭБ.
Ранее сообщалось, что вторая тройка фрегатов проекта 11356Р/М возможно будет продана Индии из-за непоставки для них украинской двигательной установки. После объявления правительством Украины эмбарго на передачу России продукции военного и двойного назначения николаевское предприятие «Зоря» – «Машпроект» остановило поставку российскому Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» газотурбинных установок М7Н1 для фрегатов проекта 11356Р/М, хотя деньги за них были уплачены. Таким образом, газотурбинные установки имеются только на первых трех кораблях «адмиральской» серии.
Именно из-за неясности с поставкой украинских двигателей затянулся ввод в строй флота «Адмирала Григоровича». И только сейчас Минобороны приняло решение наладить серийное производство двигателей для российских боевых кораблей на НПО «Сатурн».
НПО «Сатурн» обещает через два года наладить производство отечественных газотурбинных установок для боевых кораблей. Даже если сроки будут выдержаны, для установки на серийные корабли потребуются серьезные испытания силовых установок, которые займут не один месяц.
Не лучше ли приобрести для второй тройки фрегатов проекта 11356Р/М аналоги украинских двигателей в Китае? Китайский ВМФ вначале закупал для своих кораблей двигатели производства украинского предприятия «Зоря» – «Машпроект», а затем наладил собственное производство, видимо просто их скопировав. Вряд ли их производство лицензировано, но торговая марка на ГТУ - китайская.
Черноморский флот сегодня остро нуждается в усилении современными сторожевыми кораблями, и вряд ли стоит ждать два-три года до появления отечественных двигателей для российских сторожевиков. С китайскими ГТУ адмиральская серия фрегатов сможет появиться на рейде Севастополя в максимально короткий срок.
Автор: Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики (Realpolitik), эксперт Академии военных наук
http://argumentiru.com/army/2016/03/423769
vvprohvatilov.livejournal.com
Из-за отсутствия импортных двигателей заморожено строительство 17 кораблей. Верфи Северо-Запада заморозили строительство восьми корветов и девяти фрегатов: из-за конфликта на Украине прекращены поставки импортных двигателей. Российские промышленники не смогли оперативно заместить импорт.
На петербургском судостроительном заводе «Северная верфь» и калининградском «Янтаре» под угрозой срыва строительство восьми корветов и девяти фрегатов на общую сумму 227 млрд рублей, пишет «Деловой Петербург». Для этих кораблей нет двигателей — судостроители импортировали их с Украины и из Германии. С того момента, как страны Запада ввели против России санкции, а Украина прервала военно-техническое сотрудничество, поставки прекратились. Отечественные промышленники оказались не в состоянии оперативно заместить импорт. Петербургские производители готовы инвестировать средства в модернизацию своих предприятий в расчете получить госзаказ на силовые агрегаты, а конструкторские бюро уже вступили в борьбу за право разработать новую корабельную энергетическую установку. Однако на создание производственной базы, необходимой для выпуска новых российских двигателей, потребуется, по самым оптимистичным оценкам, не менее 2 лет и около 10 млрд рублей.
В отсутствие современных двигателей отечественного производства судостроители вынуждены строить корабли старого образца. Так, Северная верфь в конце февраля 2015 года заложила два корвета проекта 20380. Хотя ранее руководство предприятия заявляло, что впредь верфь будет строить корабли следующего поколения — 20385. Всего по контрактам с Минобороны Северная верфь должна построить восемь корветов этого проекта — все эти корабли пока остаются без двигателей.
По оценкам экспертов, средняя стоимость одного такого корабля — около 10 млрд рублей, что примерно на 25% дороже, чем строительство корвета 20380. Головной корабль «Гремящий» был заложен в начале февраля 2012 года, а в июле 2013-го — первый серийный корвет «Проворный». На тот момент никто не предполагал, как изменится геополитическая обстановка в 2014 году. Поэтому корветы 20385 планировалось оснастить более качественными, чем российские аналоги, дизельными двигателями германской компании MTU. Теперь поставка этих агрегатов на верфь сорвалась из-за введенных санкций против России. Строительство приостановлено.
Не лучше обстоят дела и с фрегатами, которые судостроители обязались поставить российскому флоту до 2020 года в количестве 15 единиц. Украинское госпредприятие газотурбостроения «Зоря» — «Машпроект», изготавливавшее силовые агрегаты (газотурбинные установки) для фрегатов, прекратило поставки оборудования в Россию. В итоге, из восьми фрегатов, которые должна построить Северная верфь по проекту 22350 (средняя цена каждого около 18 млрд рублей), двигателями обеспечены только два. На калининградском «Янтаре» три фрегата проекта 11356 для Черноморского флота остались без двигателей (цена корабля — около 13 млрд рублей). Насколько могут сдвинуться сроки строительства кораблей, судостроительные заводы не ответили.
Для решения проблемы правительство РФ сформировало пул производителей, которые должны обеспечить корабли российскими двигателями. Так, петербургскому ОАО «Звезда» предстоит создать производственные мощности стоимостью 3 млрд рублей по изготовлению редукторов для судовых энергетических установок. Примерно 50% необходимой суммы предприятие привлечет самостоятельно. В конце 2014 года «Звезда» получила аванс от Минпромторга и уже выбрала генподрядчика по реконструкции цеха.
Рыбинскому ОАО «НПО «Сатурн» предстоит построить испытательный стенд стоимостью около 6 млрд рублей, на котором будут собирать, испытывать и налаживать энергетические установки. Петербургское НПО «Аврора» создаст систему управления установкой. А Коломенский завод, по словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, заменит немецкие дизельные двигатели MTU на отечественные. Выпустить первые изделия перечисленные предприятия смогут не раньше 2017 года.
По словам главы ОАО «Звезда» Михаила Лобина, сейчас прорабатывается вопрос о поставке технологического оборудования, налаживаются кооперационные связи. «С 2017 года начнем выпускать редукторы», — уверяет Лобин. К этому моменту НПО «Сатурн» планирует построить новый испытательный стенд для отработки и наладки морских двигателей и агрегатов. После публикации материала «Делового Петербурга», генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко заявил ТАСС, что корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» будут поставлены российскому флоту в срок. «Было принято решение об установке на корвет дизеля отечественного производства, изготовленного в ОАО «Коломенский завод». Сроки поставки кораблей для ВМФ РФ не корректируются, они остаются в соответствии с планом, утвержденным ОСК и ВМФ России», — сказал Шляхтенко.
На фото в сборочном цехе предприятия ГП НПКГ«Зоря»-«Машпроект»
Информация по материалам flotprom.ru
Фото zorya.com.ua
www.melkon.lv
Основу боевого состава российского надводного флота составляют корабли с газотурбинными энергетическими установками украинского производства. Импортозамещение в этой сфере стало залогом национальной безопасности — без ремонта турбин флот не сможет выполнять свои задачи во все более конфликтном мире.
22 февраля 2015 года в Балтийск после 196-суточного похода вернулся один из самых современных кораблей Балтфлота и всего ВМФ России — фрегат «Ярослав Мудрый» проекта 1154 «Ястреб». Многоцелевой ракетный корабль выполнял задачи в Средиземном море — в частности, обеспечивал проводку «Сирийского экспресса», а также выходил в Индийский океан для охраны судоходства в Аденском заливе и прилегающих водах, отличающихся повышенной активностью пиратов.
Долго держать корабль на главной базе ни штаб флота, ни главкомат ВМФ не планировали — современный сторожевик должен был, по некоторым сведениям, снова уйти на боевую службу летом 2015 года, после межпоходного ремонта и нескольких выходов на боевую подготовку. Однако реальность заставила скорректировать планы: одна из двух форсажных турбин корабля (тип ДО 90) оказалась аварийной. Ситуация осложнялась тем, что ремонт двигателей этого типа раньше выполнял их производитель — украинская компания «Зоря-Машпроект», но после Крымского кризиса и событий в Донбассе украинское руководство разорвало военно-техническое сотрудничество с Россией.
Для части продукции удалось найти обходные варианты — так, Россия по-прежнему получает украинские вертолетные двигатели (хотя объем закупок постепенно сокращается по мере освоения собственного производства). Но если двигатели для вертолетов к обоюдному удовольствию «Вертолетов России» и украинской компании «Мотор Сич» удается закупать, маскируясь «двойным назначением» (они могут ставиться и на гражданские машины), то газотурбинные энергетические установки для боевых кораблей, равно как и услуги по их ремонту, замаскировать подобным образом невозможно. И проблема не только в «Ярославе Мудром»: невозможность ремонта украинских турбин грозила вскоре оставить Россию без большей части надводного флота. Летом 2015 года «Ярослав Мудрый» встал в ремонт на заводе «Янтарь».
Полутора годами ранее, осенью 2013 года, на том же заводе начались работы на головном сторожевике «Ястреба» — «Неустрашимом». В отличие от «Ярослава Мудрого» этот ремонт был плановым, предполагавшим большой объем работ, в том числе модернизацию ряда систем. Двигатели корабля в соответствии с планами Гособоронзаказа на 2014 год предстояло ремонтировать на Украине.
БПК «Адмирал Чабаненко»
Фото: ТАСС
В начале декабря 2013 года на заполярном 35-м судостроительном заводе в Мурманске также встал в ремонт самый ходовой корабль ВМФ России в 2000-х и начале 2010-х годов — БПК «Адмирал Чабаненко». Его турбины тоже предполагалось отправить для ремонта производителю — украинской компании «Зоря-Машпроект».
Назвать разрыв сотрудничества по газовым турбинам с Украиной «тяжелым ударом» означало бы приукрасить ситуацию. До этого времени на протяжении десятков лет украинская промышленность обеспечивала нужды сначала советского, а затем российского ВМФ и в строительстве новых турбин, и в их ремонте и обслуживании. В итоге определенные типы двигателей — в частности, используемые на «Ястребах» Д090 и ДС 71 — никогда не ремонтировались в России. Организация ремонта этих двигателей даже на предприятии близкого профиля потребовала бы серьезной перестройки производственных процессов.
Проблема заключалась в характерных различиях газоперекачивающих станций и морских ГТД: разные типы топлива (газ и солярка), как следствие — принципиально разные топливные системы, наличие на морских ГТД реверса и т.д. В совокупности все эти различия не позволяли быстро перестроить для их ремонта даже предприятие, работающее с ГТД других типов (например, занимающееся ремонтом газоперекачивающих агрегатов того же украинского производства тюменское ОАО «Газтурбосервис», принадлежащее «Газпрому»).
Серьезнейшим препятствием стало и отсутствие конструкторской документации, необходимой для ремонта, инструмента и оснастки.
В итоге налаживать ремонт двигателей пришлось с нуля. В январе 2015 года в СМИ появилась информация об отправке турбин «Неустрашимого» в Самару. Ряд видных экспертов в сфере ВПК, в том числе авторитетный военный блог BMPD, предположили, что исполнителем нового заказа станет ОАО «Кузнецов» — основываясь на фразе в газете «Страж Балтики»: «Впервые турбины силовых установок сторожевого корабля ремонтируются на авиационном заводе в Самаре».
«Кузнецов», разумеется, не авиазавод, но его главная специализация — авиационные турбовинтовые и турбореактивные двигатели, в том числе для стратегических бомбардировщиков Ту-95, Ту-22М3 и Ту-160. Реальность оказалась несколько иной: исполнителем стал не «Кузнецов», хотя самарские двигателисты и поучаствовали в этом проекте. Контрагентом в рамках импортозамещения по ремонту ГТД украинского производства еще в июне 2014 года совместным решением технического управления ВМФ и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» было выбрано ОАО Промышленная группа «Новик», ставшее исполнителем ремонта ГТД названных выше типов.
Основанием для такого решения стали следующие факторы:
- «Новик» с 2008 года занимается дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ;
- имеет собственное конструкторское бюро и специалистов (включая главного конструктора), ранее работавших в турбинном КБ Ленинградского Кировского завода;
- гибкая структура частной компании позволяет «оперативную подстройку» под задачи в рамках государственно-частного партнерства.
Планы организации этих работ в России появились еще до украинских событий. Предполагалось последовательно увеличивать долю работ на отечественных предприятиях вплоть до полного переноса их на территорию РФ.
Летом 2014 года начались работы над двумя парами ГТД Д090 — одна с «Неустрашимого», где они используются в качестве форсажных, для обеспечения полного хода, и одна с «Чабаненко», на котором эти турбины используются в качестве маршевых.
Немалой проблемой стало отсутствие производственной площадки. Подходящий цех нашелся в ОАО «Металлист-Самара», также задействованном в производстве авиационных газовых турбин. Организацией ремонта занялась вновь сформированная в составе «Новика» Волжская производственно-техническая база. В кооперацию вошел и «Кузнецов», которому доверили балансировку ротора, компрессора и турбины, для того чтобы в дальнейшем можно было провести проверку соосности и выполнить балансировку корпуса турбины. Эти работы выполнялись уже на новой площадке «Новика», причем необходимая для изготовления оснастки техническая документация создавалась конструкторским бюро с нуля собственными силами.
Технологический процесс осваивали на турбинах «Неустрашимого», поступивших в Самару в конце лета 2014 года (сообщение в «Страже Балтики» опубликуют без малого полгода спустя), затем на завод пришли турбины «Адмирала Чабаненко», но очередность работ была прервана экстренным заказом.
«И “Неустрашимый”, и “Чабаненко” могут подождать, их ремонт — это длительный процесс, — объяснил представитель «Новика». —А "Ярослав Мудрый" исправен и может срочно выйти в море для выполнения боевых задач, ему просто нужно отремонтировать аварийный двигатель».
Турбина фрегата «Ярослав Мудрый»
Фото: ОАО «ПГ Новик»
Экстренный заказ на аварийную Д090 «Мудрого» стал в итоге первым, выполненным для ВМФ России. Новое производство, по сути созданное с нуля, подтвердило свое право на существование: Минпромторг, проведя проверку «Новика», выдал заключение о его соответствии требованиям и лицензию на ремонт газотурбинных двигателей.
«Ярослав Мудрый» должен получить свою турбину уже в ближайшие недели и в начале 2016 года вернуться в строй. Ремонт «Неустрашимого», по планам, завершится в 2016-м, «Чабаненко» — в 2017 году. На очереди — большое количество кораблей разных классов, несущих украинские газовые турбины, от ракетных крейсеров проекта 1164 до корвета «Дагестан», не так давно эффектно отстрелявшегося крылатыми ракетами из Каспийского моря по позициям террористов в Сирии. Для сохранения численности флота в ожидании развертывания крупносерийного строительства новых кораблей ОСК и Минобороны придется решать проблему ремонта десятков турбин, причем в достаточно сжатые сроки. Реальность такого решения уже доказана — остается доказать возможность его масштабирования.
lenta.ru
8:52 / 28.07.14
НПО "Сатурн" / Фото: toyota-rus2.narod.ru
Российские конструкторские бюро начали разработку обновленных проектов надводных кораблей с учетом создания новых газотурбинных двигателей собственного, российского производства.
Как сообщил ИТАР-ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе, такие меры продиктованы отказом украинской стороны поставлять в Россию газотурбинные установки производства "Зоря-Машпроект"."В федеральную целевую программу "Развитие ОПК" будут включены соответствующие ассигнования на ускоренную подготовку и развитие производства русифицированных газотурбинных агрегатов, которые нужны для строительства фрегатов проекта 22350 (строятся на "Северной верфи" в Санкт- Петербурге), и для фрегатов проекта 11356", - сказал источник.
Строительство российского военного корабля нового проекта / Фото: bastion-karpenko.ru
Создание этих кораблей сегодня "действительно зависит" от поставки газотурбинных двигателей от украинского предприятия "Зоря-машпроект", добавил он. "Действительно, Украина, невзирая на предоплату, пока отказывает нам в выполнении своих договорных обязательств.
Так получилось, что эти корабли действительно спроектированы под определенные агрегаты, и, наверное, какая-то пауза в дальнейшей их постройке произойдет", - предположил источник.
Тем не менее, российские конструкторские бюро сейчас прорабатывают вопрос "по перепроектированию надводных кораблей и разработке другого варианта энергоустановок" с учетом того, что на базе рыбинского НПО "Сатурн" ранее были созданы турбинные установки М-70 и М-75.
"На сегодня такая база существует. Необходимые ассигнования будут в установленном порядке назначены и для ОАО "Звезда" (Санкт-Петербург) для создания редукторного производства. Там будет воспроизведено необходимое производство для продолжения строительства кораблей этих проектов", - сказал источник.
При этом никакого влияния на сроки создания атомных подводных лодок отказ Украины от обеспечения поставок не оказывает, так как основные производства в этой отрасли находятся в России, подчеркнул он.
Техническая справка
М75РУ и М70ФРУ – морские газотурбинные двигатели (ГТД) для применения в составе силовых установок военных кораблей и катеров.
М75РУ и М70ФРУ – специально разработанные российские корабельные газотурбинные двигатели 4-го поколения.
Конструктивные особенности:
Применение
Газотурбинные двигатели М75РУ и агрегаты на их основе предназначены для установки на катера и корабли водоизмещением от 60 до 3 000 тонн: патрульные и ракетные катера, корветы фрегаты, десантные корабли (в т.ч. на воздушной подушке), экранопланы.
Газотурбинные двигатели М70ФРУ и агрегаты на их основе предназначены для установки на корабли водоизмещением от 400 до 14 000 тонн: корветы, фрегаты, эсминцы, ракетные крейсеры, десантные корабли (в т.ч. на воздушной подушке), экранопланы.
Преимущества:
Морской газотурбинный двигатель / Фото: www.npo-saturn.ru
Двигатель | М75РУ | М70ФРУ |
Мощность на максимальном режиме, л.с. | 7 000 | 14 00 |
Мощность на номинальном режиме, л.с. | 6 000 | 12 000 |
Удельный расход топлива на максимальном режиме, кг/(л.с.∙час) | 0.190 | 0.172 |
Удельный расход топлива на номинальном режиме, кг/(л.с.∙час) | 0.198 | 0.178 |
Расход воздуха на входе в компрессор на максимальном режиме, кг/сек | 33.3 | 33.3 |
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ www.arms-expo.ru
www.arms-expo.ru
milit. Schiffsmaschine, Schiffsmaschinenanlage
Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.
двигатель судовой — энергосиловая машина, преобразующая какой либо вид энергии в механическую работу, используемую для приведения в движение корабля (судна) или для привода судовых электрогенераторов … Морской биографический словарь
Двигатель Вальтера — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Межзвёздный прямоточный двигатель Бассарда — (поле коллектора показано видимым) Межзвёздный прямоточный двигатель Бассарда … Википедия
Жидкостный ракетный двигатель — (ЖРД) химический ракетный двигатель, использующий в качестве ракетного топлива жидкости, в том числе сжиженные газы. По количеству используемых компонентов различаются одно , двух и трёхкомпонентные ЖРД. Содержание 1 История … Википедия
Ядерный ракетный двигатель — (ЯРД) разновидность ракетного двигателя, которая использует энергию деления или синтеза ядер для создания реактивной тяги. Бывают реактивными (нагрев рабочего тела в ядерном реакторе и вывод газа через сопло) и импульсными (ядерные взрывы… … Википедия
Ядерный ракетный двигатель на гомогенном растворе солей ядерного топлива — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Ядерный ракетный двигатель на гомогенном растворе солей ядерного топлива (англ. … Википедия
Полет корабля НАСА "Аполлон-11" 16-24 июля 1969 года — 16 24 июля 1969 года американский космический корабль Аполлон 11 совершил полёт, в ходе которого жители Земли впервые в истории совершили посадку на поверхность Луны. Старт ракеты носителя Сатурн 5 , которая вывела корабль Аполлон 11 на орбиту,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Варп-двигатель — Эта статья об объекте вымышленного мира описывает его только на основе самого художественного произведения. Статья, состоящая только из информации на базе самого произведения, может быть удалена. Вы можете помочь проекту … Википедия
Warp-двигатель — Звёздный путь (Star Trek) Телесериалы Оригинальный сериал 80 эпизодов Анимационный сериал 22 эпизода Следующее поколение … Википедия
Газотурбинный двигатель — с одноступенчатым радиальным компрессором, турбиной, рекуператором, и воздушными подшипниками Газотурбинный двигатель (ГТД) тепловой двигатель, в котором газ сжимается и нагревается, а затем энергия сжатого и нагретого… … Википедия
Ионный двигатель — Испытания ионного двигателя на ксеноне … Википедия
universal_ru_de.academic.ru