В настоящее время почти каждый взрослый человек имеет автомобиль. Во всех городах есть транспортные линии. Каждый ребенок в детстве хочет водить автомобиль, но полезно ли будет это для него? Останется ли чистой планета до его взросления? Не будет ли загублено все живое выхлопными газами? Мы решили исследовать, что является «сердцем» всех транспортных средств, какое влияние оказывает данный объект на окружающую среду. Также на уроках физики нам было интересно узнать новое про двигатели внутреннего сгорания, все нам показалось очень занимательно. Это повлияло на тему нашей работы. Отсюда появилась цель работы: показать влияние различных типов двигателей на живые организмы и окружающую среду. Цель определила задачи: определить вид двигателя, узнать историю создания, выявить положительную и отрицательную роли, показать влияние ДВС на окружающую среду.
За сто лет, в течение которых люди используют автомобиль, изменилось практически всё: дизайн, исчезали одни автопроизводители и появлялись новые, менялась автомобильная мода. Да и чего только не менялось. Хотя нет. За все эти годы только одно, пожалуй, осталось неизменным с 1876г. - это всего лишь такты, по которым работает любой двигатель. И свершилось это благодаря изобретателю - самоучке по фамилии Отто.
Николаус Август Отто родился в небольшой деревушке Хольцхаузен на берегу реки Таунус 10 июня 1832 года. Уже через несколько лет он остался без отца, и Николаусу пришлось бросить учебу и начать работать, для того чтобы прокормить семью.
Однако жажда знаний не отпускала Николауса, и он по мере сил посещал разные курсы, в первую очередь связанные с техникой. При его работе коммивояжером, которая связана с постоянными переездами, это было достаточно трудно, но он делал это. Но предприимчивому немцу удалось найти то, что через несколько лет стало для него настоящей золотой жилой.
В конце 50-х годов ХIХ в. француз Ленуараи представил миру двухтактный двигатель собственной конструкции. Однако двигатель имел большое количество недостатков, в первую очередь небольшой ресурс и склонность к самовозгоранию. Именно его совершенствованием занялся Николаус Отто.
В результате своих изысканий он пришел к выводу, что наиболее перспективным вариантом является четырехтактный двигатель.
В принципе, эксперименты по созданию четырехтактного двигателя производились и до Отто, но авторы сталкивались с рядом проблем, в первую очередь с тем, что вспышки горючей смеси в цилиндрах происходили в настолько неожиданных последовательностях, что обеспечить ровную и постоянную передачу мощности было невозможно. Отто удалось правильно подобрать ключик к решению этой задачи, найдя, что проблема всех предшествующих конструкций двигателей была в составе смеси (пропорции горючего и окислителя), кроме того, необходимо ему было решить проблему синхронизации системы впрыска топлива и его сгорания. Именно в разработке этих проблем Николаус Отто и сосредоточил свое внимание. Кроме того, ему удалось заручиться поддержкой видного в то время промышленника Отто Йогена Лангена, основав компанию Gasmotorenfabric Deiz AG. Освободившись от забот о хлебе насущном, Отто целиком сосредоточился на поисках необходимых решений.
Результат не заставил себя ждать - уже к 1863 году был готов первый образец атмосферного газового двигателя с поршнем от авиационного
3 мотора и ручным стартером, работавшим на смеси, состав которой известен многим современным автомобилистам: 1кг горючего (Отто использовал лигроин, а сейчас мы называем это вещество бензином) на 15 кг окислителя (воздуха). Но программа - максимум была еще не выполнена: дело в том, что Отто тогда еще не удалось разработать эти знаменитые четыре такта, и он упростил конструкцию, сделав её двухтактной. Однако и это уже был прорыв! Впервые была создана конструкция по КПД, превосходившая паровой двигатель и приспособленная к эксплуатации.
В 1866 году Николаус Август Отто получил патент на свой двигатель. Интересно, что практически аналогичный двигатель был ранее запатентован французом А. Бо де Рошом, но так как ему по каким-то причинам не удалось создать действующий двигатель, патент был отдан Отто, после того как он предоставил комиссии работоспособный двигатель.
Первое достижение предало Отто сил, и он продолжил работу над совершенствованием своего двигателя. Через десять лет, в 1876 году, он патентует первый в истории четырехтактный двигатель. Двигатель, который работал по привычным для нас тактам: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. Тактам, которые до наших дней не изменившись, так изменив наш мир.
Новый двигатель стал очень хорошо раскупаться. За 15 лет было продано
30 000 двигателей, что принесло их создателю немалый доход. Однако долгая и напряженная работа негативно сказались на здоровье Отто. С 1888г. он начал буквально угасать, а в 26 января 1891 его не стало - не выдержало сердце.
1. 2 Применение
Двигатель внутреннего сгорания - очень распространенный вид теплового двигателя. Топливо в нем сгорает прямо в цилиндре, внутри самого двигателя. ДВС применяются в автомобилях, самолетах, теплоходах, тракторах, тепловозах и т. д.
Изначально он был предусмотрен для автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) работают на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе.
У четырехтактных двигателей рабочий цикл каждого поршня состоит из четырех тактов. При первом ходе вниз (такт впуска) горючая смесь всасывается в полость над поршнем. Затем поршень поднимается, сжимая смесь (такт сжатия). Сжатая смесь воспламеняется искрой и заставляет поршень идти вниз (рабочий такт). После этого поршень вновь поднимается, на этот раз вытесняя отработавшие газы. После завершения четвертого хода (такта выпуска) цикл повторяется сначала.
Двигатели внутреннего сгорания можно разделять на несколько видов.
1. 3 Классификация ДВС
А. По способу смесеобразования:
• с внешним смесеобразованием, у которых горючая смесь приготовляется вне цилиндров (карбюраторные и газовые)
• с внутренним смесеобразованием (рабочая смесь образуется внутри цилиндров)- дизели.
Б. По способу осуществления рабочего цикла:
• четырехтактные
• двухтактные
В. По числу цилиндров:
• одноцилиндровые
• двухцилиндровые
• многоцилиндровые
Г. По расположению цилиндров:
• с вертикальным или наклонным расположением цилиндров в один ряд
• V-образные с расположением цилиндров под углом (при расположении цилиндров под углом 180 двигатель называется двигателем с противолежащими цилиндрами, или оппозитным)
Д. По способу охлаждения:
• с жидкостным охлаждением
• с воздушным охлаждением Ж. По виду применяемого топлива:
• бензиновые
• дизельные
• газовые
• многотопливные . По степени сжатия:
• высокого (Е=12. 18) сжатия
• низкого (Е=4. 9) сжатия
Е. По способу наполнения цилиндра свежим зарядом:
• без наддува, у которых впуск воздуха или горючей смеси осуществляется за счет разряжения в цилиндре при всасывающем ходе поршня
• с наддувом, у которых впуск воздуха или горючей смеси в рабочий цилиндр происходит под давлением, создаваемым компрессором, с целью увеличения заряда и получения повышенной мощности двигателя
И. По частоте вращения:
• тихоходные
• повышенной частоты вращения
• быстроходные
5 1. 4 Сравнение положительной и отрицательной роли ДВС
Положительная роль:
1. Благодаря ДВС осуществляется перевоз людей на автотранспорте за короткое время.
2. Расходуется небольшой объем топлива.
3. Малые затраты денежных средств при обслуживании автопарка.
Отрицательная роль:
1. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива.
2. Отрицательное влияние на здоровье людей.
3. Ухудшение биологических ресурсов мира.
Таким образом, при сравнении положительной и отрицательной роли двигателей в жизни современного человека мы выявили значимость и необходимость использования ДВС, но при этом наблюдается ухудшение экологии, что остается главной проблемой здоровья человека и окружающей среды.
1. 5 Чем можно заменить ДВС?
В настоящее время появилось большое количество двигателей на безопасном топливе. Хоть они дороги для покупки, но они не наносят значимого ущерба окружающей среде. По применению они удобны, располагают лучшему свойствами, нежели двигатели на бензине, керосине, нефти и т. д. Безопасными двигателями являются:
1. двигатели на солнечных батареях
2. двигатели на водородном топливе
3. двигатели с зарядом от батареек
2. Загрязнение окружающей среды и преодоление последствий
Человек долго использовал двигатель внутреннего сгорания, не зная о его отрицательном воздействии на человека, животных, растения. Лишь в последнее время это отрицательное воздействие заметили и начали с ним бороться. Основными загрязнителями атмосферы являются машины, особенно грузовики. Количество и концентрация вредных веществ в выхлопах зависят от вида и качества топлива. Один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 тонн кислорода, выбрасывает с выхлопными газами около 800кг СО, 40кг оксидов азота, 200кг различных углеводов. В основном это такие вещества, как углекислый газ, угарный газ, оксиды азота, гексен, пентен, кадмий, серый ангидрид, сернистый ангидрит, свинец, хлор, и некоторые его соединения. Эти вещества отрицательно воздействуют на человека, животных, растения и вызывают глобальные изменения в биосфере.
Теперь рассмотрим их воздействия. Углекислый газ, угарный газ, оксиды серы, оксиды азота являются «парниковыми» газами, то есть вызывают парниковый эффект, выражающий в повышении температуры у поверхности земли. Его механизм заключается в образовании особого слоя в атмосфере, который отражает тепловые лучи, идущие от Земли, не давая им уходить в космическое пространство. Это может привести к таянию льда в полярных областях и, как следствие, к повышению уровня Мирового океана. Но надо сказать, что тепловой эффект почти компенсируется ледниковым эффектом. Последний вызывается слоем пылевых частиц, которые отражают тепловые лучи, идущие от Солнца, обратно в космос.
В год образуется 2,4-10 тонн СО, 7 млн. тонн СО2- Угарный газ токсичен, образует с гемоглобином в крови прочное соединение - карбоксигемоглобин, что препятствует поступлению количества О2 в мозг и, как следствие, увеличивает число психических заболеваний. SO2, NO являются мутагенами, тератогенами, образуют с туманам и смог и кислотные дожди. Оксиды серы с водой образуют серную кислоту, а оксид азота образует азотную и азотистую кислоты. У человека они вызывают поражения кожи, рахит, отек легких. У животных так же наблюдаются нарушения жизнедеятельности, и даже гибель. У растений в первую очередь поражаются листья, а в дальнейшем наблюдается гибель всего растения. Так, в Скандинавии наблюдается массовая гибель лесов по этой причине. Также эти дожди вызывают коррозию металлов и разрушение зданий. Кроме того, оксиды азота способствуют разрушению озонового слоя.
Кадмий отрицательно воздействует на костную половую систему, кору надпочечников, зубы, нарушает углеродный обмен. При большой концентрации он вызывает болезнь «итай-итай».
Свинец является тератогеном, вызывает у грудных детей нарушение ЦНС, костной системы, слуха, зрения - и в дальнейшем смерть. У взрослых он вызывает нарушение кровеносной системы.
Также ДВС поглощают кислород, уменьшая его концентрацию в атмосфере.
Эксперимент
Определение органолептических характеристик проб талой воды, взятой вдоль дороги по улице Ленина с. Мельница.
Органолептические характеристики:
• Определение запаха
• Определение характера запаха
• Определение цветности и мутности воды
А - перекресток дороги,
Б - возле железнодорожного моста,
В - возле плотины
Проба Цвет воды Мутность воды Запах воды
А (перекресток) Темно-серая Очень мутная Резкий
Б (возле моста) Светло-серая Мутная Неприятный
В (плотина) Бесцветная Прозрачная Без запаха
В пробах А ,Б - неудовлетворительные органолептические характеристики, которые свидетельствуют о загрязнениях снега, взятого с автодороги и вблизи дороги. После фильтрования на фильтре остались частички загрязнителей: пыли, сажи, шинной пыли, мелкий песок.
Проба В - чистая и прозрачная, она сравнительно чище предыдущих проб.
www.hintfox.com
Осенью 2014 года исполнилось 60 лет знаменитому двигателю Small block от Chevrolet. Как ни крути, а мотор, разошедшийся по свету тиражом свыше 100 миллионов экземпляров — да, именно 100 миллионов, это не опечатка! — заслуживает теплых слов и всяческого респекта. Мы же по этому случаю решили вспомнить самые крутые автомобильные моторы в истории.
ДВИГАТЕЛЬ — ROLLS-ROYCE 40/50 H.P.АВТОМОБИЛЬ — ROLLS-ROYCE SILVER GHOSTПредставлен в 1906 году, рядный, 6-цилиндровый, бензиновый, рабочий объем 7024 см3, максимальная мощность 50 л.с.Ценность для истории — первый в мире мотор премиум-классаЗдесь нет никаких откровений по части мощностных характеристик. И это даже со скидкой на более чем почетный возраст двигателя. Но прелесть силового агрегата знаменитого «Серебряного призрака» совсем в другом — в фантастической тишине работы и практически полном отсутствии вибраций.
Даже по нынешним стандартам 6-цилиндровый двигатель Rolls-Royce 40/50 h.p. едва слышен на холостых. На фоне моторов нулевых годов 20 века, имевших свойство грохотать подобно паровозам, он казался пришельцем из космоса. Впрочем, чему удивляться — ведь создатель легендарного автомобиля и легендарного двигателя Генри Ройс слыл перфекционистом от техники. Он доводил до совершенства, если хотите — вылизывал все узлы и агрегаты своих автомобилей. Вот почему двигатель «Сильвер Госта», в отличие от конкурентов, не намертво прикручивали к раме, а крепили к ней с помощью гибких опор, а настройка двухкамерного карбюратора была достойна слова ювелирный. Нет сомнений — в начале 20 века более совершенного мотора в мире просто не существовало.ДВИГАТЕЛЬ — Е60АВТОМОБИЛЬ — VOLKSWAGEN TYPE 1Представлен в 1938 году, оппозитный, 4-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 1100 см3, максимальная мощность 23 л.с.Ценность для истории — один из самых популярных и долгоиграющих автомобильных двигателейУникальный автомобиль был бы просто невозможен без уникального двигателя. Своей невозмутимой надежностью и просто эпическому уровню пофигизма «Жук» обязан гениальной простоте четырехцилиндрового оппозитника с воздушным охлаждением. Низкая степень форсировки и центробежный вентилятор сделали мотор, разработанный соратником Фердинанда Порше Францем Раймшпрессом, пригодным для длительной эксплуатации в тяжелейших условиях даже при минимальном уровне обслуживания.
Оснащенные этим оппозитником военные «кюбельвагены» легко переносили сложности эксплуатации как в условиях испепеляющей жары Северной Африки, так и при лютых морозах на Восточном фронте. А на что способны скромные четыре цилиндра в автогонках, уже после войны показали инженеры Porsche. На 1,1-литровом 356 Carrera удалось даже выиграть в Ле-Мане. Пусть в своем классе, но все же…ДВИГАТЕЛЬ — CHEVROLET SMALL BLOCK V8АВТОМОБИЛЬ — CHEVROLET CORVETTEПредставлен в 1955 году, V-образный, 8-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 4,3-6,6 л, максимальная мощность 110-375 л.с.Ценность для истории — синоним понятия доступная мощность
Кавалерию в массы! Вот, наверное, главный секрет успеха одного из самых, если не самого популярного двигателя планеты. Когда «смолл блок» впервые появился под капотом нового Chevrolet Corvette в 1955 году, никто и подумать не смел, что этот родстер со временем станет главным спортивным автомобилем Америки, а общий тираж этих V8 перевалит за 100 миллионов. Достаточно простой, если не сказать простецкий, по конструкции, легко поддающийся форсировке и тюнингу, а главное обладатель редкого в мире моторов таланта взаимозаменяемости узлов разных годов выпуска, «смолл блок» устанавливался на десятки различных автомобилей от спорткаров и семейных универсалов до таксомоторов, внедорожников и автобусов. Более того, «смолл блок» активно использовали на катерах, яхтах и даже самолетах. А мощность мотора с базовых 180 л.с. в 1955 году в руках отчаянных тюнеров поднималась до отметки в 1000 л.с.!
ДВИГАТЕЛЬ — FORD COSWORTH DFV
АВТОМОБИЛЬ — LOTUS 49
Представлен в 1967 году, V-образный, 8-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 2993 см3, максимальная мощность свыше 400 л.с.Ценность для истории — самый успешный гоночный двигатель в мире
Уникальный случай в истории автогонок. Инжиниринговая фирма Cosworth с подачи основателя Lotus Колина Чапмена и на деньги всесильного концерна Ford создала 8-цилиндровый мотор для гонок F1, в сезоне 1966 года перешедших с использования 1,5-литровых двигателей на 3-литровые. Агрегат получился настолько удачным, а моторы конкурентов, напротив, были настолько капризными и ненадежными, что уже после первого же сезона бизнесмены из «Форда» решили — крайне неразумно оставлять DFV в распоряжении одной команды, то есть Lotus Grand Prix Engineering. В итоге великолепный V8 стали предлагать всем желающим по цене порядка 7,5 тыс. фунтов за штуку. Так на сцене появился самый известный и популярный мотор в истории автогонок. На его счету 12 титулов в личном и 10 в командном зачетах чемпионатов F1, а еще два Ле-Мана и огромное количество первых мест в разнообразных гоночных сериях от F3000 до «Индикаров».
ДВИГАТЕЛЬ — MERCEDES-BENZ OM617АВТОМОБИЛЬ — MERCEDES-BENZ 300SDПредставлен в 1974 году, рядный, 5-цилиндровый, дизельный с турбонаддувом. Рабочий объем 3005 см3, максимальная мощность 111 л.с.Ценность для истории — первый турбодизель на легковом автомобилеДизельный мотор был изобретен еще в конце 19-го века, под капот грузовика он впервые попал в 20-х годах прошлого столетия, а первой дизельной легковушкой стал Mercedes-Benz 260D, представленный публике во второй половине 30-х. И все-таки, на наш взгляд, событием, ставшим отправной точкой для поистине глобальной популяризации дизельных моторов, стал дебют первого легкового турбодизеля. Случилось это в середине 70-х, когда рядный пятицилиндровый турбодизель объемом 3 литра прописался под капотом представительского S-класса (кузов W116).
Изначально пятицилиндровый ОМ617 представлял собой эволюцию дизельного двигателя ОМ616, только с приятными дополнениями в виде еще одного цилиндра. Только через два года немецкие мотористы добавили к этому блюду турбину и тем самым сотворили историю. По нынешним временам 617-й не отличается ни мощностью — всего 111 л.с. в начале жизненного цикла, немногим больше 120 «лошадок» в его конце, — ни поразительной тишиной работы, ни отсутствием вибраций. Но высокая тяговитость вкупе с завидной надежностью создала ОМ617 отличную репутацию. Кто бы сейчас интересовался турбодизелем, если бы эксперимент Mercedes-Benz 40-летней давности не окончился триумфом?!
ДВИГАТЕЛЬ — PORSCHE TYPE 930АВТОМОБИЛЬ — PORSCHE 911 TURBOПредставлен в 1974 году, оппозитный, 6-цилиндровый, бензиновый с турбонаддувом. Рабочий объем 3 л, максимальная мощность 260 л.с.Ценность для истории — первый спорткар с турбонаддувомТурбо-эксперименты инженеры из Цуффенхаузена начинали в чисто гоночных целях. И достигли на этой ниве серьезных успехов. Ставший легендарным Porsche 917/30 c 5-литровым 12-цилиндровым оппозитником и турбонагнетателем буквально катком прошелся по конкурентам, уничтожив все, что движется, в престижной серии CanAm. Затем почти серийный Porsche RSR едва не выиграл Ле-Ман в абсолютном зачете, нагнав страху на значительно более мощные спортпрототипы от Matra-Simca. Ну а после турбонаддув появился и на серийном Porsche 911 Turbo, известном также под заводским индексом Porsche 930.
Всю историю спортивных автомобилей можно разделить на две эпохи: до и после этого события. Конечно, 260-сильный 911 Turbo был настолько мощней обычной Carrera, насколько и сложнее в управлении, предъявляя повышенные требования к водительскому мастерству пилота. Турбина вступала в работу настолько резко, что в повороте машину буквально сдергивало с траектории. Со временем, однако, детские болезни вылечили, а турбонаддув стал неотъемлем от самого понятия спорткар.
ДВИГАТЕЛЬ — TOYOTA 1UZ-FEАВТОМОБИЛЬ — LEXUS LS400Представлен в 1989 году, V-образный, 8-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 3969 см3, максимальная мощность 256 л.с.Ценность для истории — новый стандарт качества для 21 века
В начале 90-х Lexus перевернул представления о том, каким положено быть престижному седану представительского класса. То же самое можно сказать о двигателе Lexus LS400. Если в двух словах, то 4-литровый бензиновый V8 стал современной версией 6-цилиндрового мотора Rolls-Royce Silver Ghost. Феноменальная тишина работы и отсутствие вибраций которого удивительным образом сочетались с высокими мощностными характеристиками — 256 л.с. в базовой конфигурации — и не имеющей аналогов надежностью. Отчасти причина тому — гоночные гены двигателя, ведь 1UZ-FE построен на основе моторов из американской гоночной серии CART.
ДВИГАТЕЛЬ — BMW S70/2АВТОМОБИЛЬ — MCLAREN F1Представлен в 1993 году, V-образный, 12-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 6064 см3, максимальная мощность 636 л.с.Ценность для истории — гражданский мотор, выигравший Ле-Ман
Этот уникальный агрегат можно назвать заряженной версией гражданского V12, позаимствованного у BMW 7-й серии. Более того, сам мотор М70 это, по сути, две «склеенные» рядные «шестерки» М20. Но разве это так важно для истории?Когда BMW в конце 80-х начала разработку собственного суперкара, который по идее должен был бросить вызов Ferrari, баварцам потребовался новый двигатель. Так появился S70/2. В начале 90-х, пожалуй, лучший мотор в мире: мощный, легкий, выносливый. Правда, построив лучший в мире мотор, в BMW… решили закрыть проект собственного суперкара. Так оставшийся не при делах S70/2 попал под капот дорожного McLaren F1, не только переписавшего книгу возможностей спортивных автомобилей, но и умудрившегося выиграть 24 часа Ле-Мана в абсолюте.
ДВИГАТЕЛЬ — NWh20АВТОМОБИЛЬ — TOYOTA PRIUS XW10Представлен в 1997 году, гибридная силовая установка: рядный, 4-цилиндровый бензиновый мотор (58 л.с.) + электродвигатель (40 л.с.).Ценность для истории — первый массовый гибрид в мире.Первый работоспособный гибрид еще в начале 20 века изобрел Фердинанд Порше, но прошло еще около 90 лет, прежде чем бензиново-электрический силовой агрегат перестал считаться диковинкой. Инженеры Toyota, создавшие Prius, не открыли ничего нового. Просто, тщательно проанализировав все имевшиеся в их распоряжении технологии, они создали идеальный коктейль из бензинового двигателя, работающего по циклу Аткинсона, электромотора и планетарной трансмиссии (на более поздних версиях Prius ее место занял вариатор).
Конечно, гибридный двигатель не станет ответом на все вопросы, которые предъявляет к автомобильной промышленности зеленое лобби. Но нужно признать — японцам буквально на пустом месте удалось создать лучший в мире эко-бренд. Prius и его силовой агрегат стали примером для подражания конкурентов и подтолкнули индустрию к более активной разработке альтернативных силовых агрегатов. А еще помогли Toyota заработать кучу денег.
ДВИГАТЕЛЬ — HONDA F20CАВТОМОБИЛЬ — HONDA S2000Представлен в 1999 году, рядный, 4-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 1997 см3, максимальная мощность 240 л.с.Ценность для истории — самая высокая литровая мощность на серийном безнаддувном моторе
Сегодня как-то уже подзабылось, что в 80-90-х Honda считалась, пожалуй, самым прогрессивным и успешным мотористом планеты. Гоночные «МакЛарены», оснащенные 12-цилиндровыми моторами японской фирмы, разрывали соперников в гонках F1, 3-литровая «шестерка» суперкара Honda NSX всерьез угрожала позициям Ferrari, а стандартные бензиновые безнаддувные «четверки» на «Аккордах» и «Сивиках» ставили рекорды по долговечности и живучести. Но все-таки самым удивительным достижением японцев стал родстер S2000. К 50-летнему юбилею компании в 1999-м инженеры Honda подготовили автомобиль, безнаддувный четырехцилиндровый двигатель которого установил новые мощностные стандарты. Всего с 2 литров рабочего объема японцы сняли аж 240 л.с. То есть литровая мощность составила фантастические для серийного атмосферника 120 л.с.! Благодаря этому потрясающему мотору и не менее качественно настроенному шасси Honda S2000 стала лучшим спортивным родстером своего времени. По-крайней мере, Porsche Boxster первого поколения она «раздевала», даже не вспотев.
http://auto.mail.ru/
car-era.info
За рубежом и частично в нашей стране их именуют боксер-моторами. Но почаще встречается наименование «оппозитный двигатель» — по другому говоря, мотор с противолежащими цилиндрами.
1-ый в мире автомобиль с оппозитным мотором: самодвижущаяся коляска Бенца Dos-a-Dos («Спина к спине»). 1987 год
Карл Бенц остался недоволен одноцилиндровым мотором собственного первого автомобиля — тот очень вибрировал при работе. Потому в 1897 году он пришел к новейшей идее «контра-мотора». Два цилиндра в нем располагались горизонтально, один против другого, и шатуны их работали на общий коленвал. Новый двигатель оказался отлично уравновешенным в отношении сил инерции, а это главное, что заинтересовывало профессионального изобретателя и бизнесмена…
1-ые ноу-хау
Посреди первых компаний, начавших экспериментировать с схожими силовыми агрегатами, были британская «Jowett» и чешская «Tatra». Самую большую известность сначала 20-х годов прошедшего века получили модели Tatra 11 и Tatra 12, сконструированные Гансом Ледвинкой. Нужно отметить, что еще 1-ая модель завода NW, как до этого называлась «Tatra», оснащалась контра-мотором Benz. И новый главный конструктор «Tatra» Ледвинка тоже выбрал двухцилиндровую схему.
Вид сверху на 4-х цилиндровый оппозитный двигатель водяного остывания автомобиля Lancia 2000, 1972 год. На рисунке отлично видны смещенные цилиндры
Его двигатель получил воздушное остывание центробежным вентилятором и верхние клапаны. Оба шатуна «сидели» рядом на общей шее коленчатого вала, и, как следует, один цилиндр был сдвинут относительно другого на ширину шатуна. С того времени оппозитные моторы только так и делают — со смешенными цилиндрами. Но Ледвинка столкнулся с одним неудобством: снимать верхнюю клапанную крышку и регулировать зазоры мешали брызговики фронтальных крыльев. Но он нашел выход: соединил крылья и капот в единый узел, откидывавшийся вспять. Сейчас вокруг мотора можно было гулять…
Загадки и отгадки
Дела меж главными конструкторами авто компаний в те времена были далековато не такими, как на данный момент. Многие из их дружили и охотно обменива-лись техническими мыслями. Взять хотя бы Ганса Ледвинку и Фердинанда Порше…
Контра-мотор конструкции Карла Бенца, 1987 год
И вот, последнему в один прекрасный момент пришла в голову идея: а что если сделать боксер-мотор 4-х цилиндровым? В таком случае расстояние меж примыкающими цилиндрами оставалось довольно огромным — хватало места и для ребер остывания, и для воздуховодов… Свою идею Порше воплотил на «Жуке». Но здесь начались препядствия. Охлаждающий воздух поступал к цилиндрам от центробежного вентилятора. А другого места, не считая как на моторе сверху, для него не было — капот впереди выходил очень высочайшим. Тогда Порше поселил двигатель сзади, ловко вписав его в «горбатый» силуэт машины. Сразу он решил задачку доступа к клапанным механизмам: расстояние меж арками задних колес обширнее, чем меж арками управляемых фронтальных… Но еще одна сложность поджидала Порше: заднемоторная сборка машины «грозила» перегрузкой задних колес. Тогда он применил для картера мотора легкий, но по тем временам сравнимо дорогой магниевый сплав. Ведь 1-ый в мире «народный автомобиль» был должен обосновать безраздельное приемущество технологий Третьего рейха…
Steyr 50 с оппозитной «четверкой» водяного остывания, 1934 год
Другой германский конструктор, Карл Йеншке, тоже выстроил 4-х цилиндровый «оппозитник». Но в отличие от Порше предпочел для него водяное остывание. Его двигатель вышел малогабаритным — как будто раскрытый книгой рядный 4-х цилиндровый мотор. А поэтому расстояния меж примыкающими цилиндрами у него оказались достаточными для рубахи водяного остывания. К тому же чугунное литье блока цилиндров удалось сделать тонкостенным, а означает, легким. Йошке установил собственный мотор в «носу» автомобиля Steyr 50, применив для облегчения доступа… боковые клапаны ГРМ. Хотя еще в 1934 году многие инженеры считали их анахронизмом…
В те времена боксер-моторы устанавливали только на дешевенькие малолитражки. Потому их цилиндры получали рабочую смесь от 1-го карбюратора через длинноватые впускные патрубки. На их стенах в прохладную погоду бензин конденсировался, что осложняло пуск мотора. Дать же каждой паре цилиндров по отдельному карбюратору и регулировать их систему на синхронную работу было тогда непозволительной роскошью. Но авто компании упрямо продолжали «боксировать».
Porsche 917 центральномоторной сборки, 1972 год. Под капотом — оппозитный «воздушник» о 12-ти цилиндрах!
В 1948 году двухцилиндровый «оппозитник» послевоенной модели Panhard-Levassor — автомобиля Dyna — получил гидравлические толкатели клапанов. Так была снята 1-ая наболевшая неувязка. Потом «Citroen» применил для привода верхнего распредвала четырехцилиндрового «боксера» зубчатый ремень, позволивший значительно уменьшить длину мотора. В шестидесятые годы очередной прорыв сделала «Lancia» — главный конструктор конторы Антонио Фессиа предпочел карбюратору впрыск. Неувязка с прохладным запуском тоже осталась сзади! Что все-таки касается оппозитных движков с воздушным остыванием, то завод «Porsche» в 1963 году решился на шестицилиндровый мотор, а в 1971-м — даже на двенадцатицилиндровый. Правда, то была гоночная машина…
Тень Карла Бенца
Оппозитные движки строили также компании «Bernadet». Бмв, «Citroen», DAF, «Lloyd»… Японская «Fuji Heavy» еше с 1966 года применяет на собственных легковых моделях Субару оппозитные четырех- и шестицилиндровые моторы водяного остывания. Главный конструктор Субару Нокао Тодио тогда обратился к авиамоторам собственной компании, и на их базе сделал собственные конструкции. Ведь «оппозитник» для машин со спортивным нравом лучше: высота его невелика, центр масс размещен низковато, и капот автомобиля можно опустить, улучшая водителю обзор. Привод клапанов зубчатым ремнем и подешевевшие легкие сплавы дали возможность боксер-моторам развиваться в современных автомобилях, где под капотом из-за вспомогательных систем становится все теснее. Тень папаши Бенца продолжает «боксировать»…
Чтоб не пропустить новые статьи, не забудьте подписаться на обновления
ctirling.ru
1) engine
2) <engin.> motor 3) mover 4) <phys.> propeller – атомный двигатель – бензиновый двигатель – бескрейцкопфный двигатель – бескривошипный двигатель – биротационный двигатель – быстроходный двигатель – верхнеклапанный двигатель – ветряной двигатель – вечный двигатель – водометный двигатель – воздушно-реактивный двигатель – воздушный двигатель – высотный двигатель – главный двигатель – глушить двигатель – голый двигатель – гонять двигатель – двигатель азимутальный – двигатель атомный – двигатель без наддува – двигатель берет – двигатель вентильный – двигатель видеоголовок – двигатель воздушно-реактивный – двигатель выключен – двигатель газотурбинный – двигатель гидрореактивный – двигатель глохнет – двигатель двухкомпонентный – двигатель двухконтурный – двигатель двухтактный – двигатель дымит – двигатель калоризаторный – двигатель коллекторный – двигатель коромысловый – двигатель корректирующий – двигатель крейцкопфный – двигатель маршевый – двигатель обрезает – двигатель отрывается – двигатель подвесной – двигатель подъемно-маршевый – двигатель подъемный – двигатель работает – двигатель реактивный – двигатель с наддувом – двигатель с пересжатием – двигатель с самовоспламенением – двигатель с турбонаддувом – двигатель самореагирующий – двигатель стучит – двигатель тепловозный – двигатель турбовентиляторный – двигатель турбовинтовой – двигатель четырехтактный – двухрядный двигатель – двухтактный двигатель – диафрагменный двигатель – дизельный двигатель – забортный двигатель – закапотировать двигатель – заливать двигатель – звездообразный двигатель – калоризаторный двигатель – карбюраторный двигатель – комбинированный двигатель – комплектовать двигатель – конусный двигатель – коромысловый двигатель – короткоходный двигатель – крейцкопфный двигатель – кривошипный двигатель – лодочный двигатель – малооборотный двигатель – многоблочный двигатель – многокривошипный двигатель – многорядный двигатель – многотопливный двигатель – неохлаждаемый двигатель – нереверсивный двигатель – нефтяной двигатель – опытный двигатель – отрегулировать двигатель – паровой двигатель – первичный двигатель – перезаливать двигатель – подъемный двигатель – промывать двигатель – пусковой двигатель – ракетный двигатель – раскручивать двигатель – реактивный двигатель – реверсивный двигатель – редукторный двигатель – резервный двигатель – ремонтный двигатель – рядный двигатель – свободнопоршневой двигатель – сдвоенный двигатель – серийный двигатель – судовой двигатель – тормозной двигатель – тронковый двигатель – турбовентиляторный двигатель – турбопрямоточный двигатель – турборакетный двигатель – турбореактивный двигатель – тяговый двигатель – форсированный двигательдвигатель взрывного действия — explosion engine
двигатель внешнего сгорания — external combustion engine
двигатель внутреннего сгорания роторный — <engin.> rotary-piston engine, Wankel engine
двигатель внутренного сгорания — explosion engine
двигатель водяного охлаждения — water-cooled engine
двигатель воздушно-реактивный бескомпрессорный — <engin.> ramjet engine
двигатель воздушно-реактивный прямоточный — <engin.> ramjet, ramjet engine
двигатель воздушно-реактивный пульсирующий — <engin.> pulsejet engine
двигатель воздушно-реактивный турбокомпрессорный — <engin.> turbojet engine
двигатель воздушного охлаждения — air-cooled engine
двигатель газотурбинный турбовальный — <aeron.> turboshaft engine
двигатель дает перебой — engine misses
двигатель двойного действия — double-acting engine
двигатель для тяжелого топлива — heavy-oil engine
двигатель жидкостного охлаждения — liquid-cooled engine
двигатель левого вращения — left-hand engine
двигатель малой тяги — <cosm.> thruster
двигатель поршневой бесшатунный — <mot.> free-piston engine
двигатель правого вращения — right-hand engine
двигатель промышленного назначения — industrial engine
двигатель простого действия — sing-acting engine
двигатель прямоточнный спаренный — <engin.> twin ramjet engine
двигатель работает бесшумно — engine runs quietly
двигатель работает жестко — engine is running rough
двигатель работает на зарядку — engine is generating
двигатель работает неустойчиво — engine runs rough
двигатель ракетный комбинированный — <rocket> hybrid rocket engine
двигатель ракетный однокомпонентный — <rocket> monopropellant rocket engine
двигатель ракетный твердотопливный — <rocket> solid-propellant rocket engine
двигатель реактивный газотурбинный — <engin.> gas turbine jet engine
двигатель реактивный жидкостный — <cosm.> liquid-fuel rocket engine
двигатель реактивный турбовентиляторный двухконтурный — <engin.> bypass engine
двигатель с внешним смесеобразованием — <mot.> carburetor engine, gasoline engine
двигатель с внутренним смесеобразованием — <mot.> diesel engine, fuel-pump engine
двигатель с воспламенением от сжатия — <mot.> compression-ignition engine, diesel engine
двигатель с впрыском топлива — fuel-injection engine
двигатель с искровым зажиганием — spark-ignition engine
двигатель с контактными кольцами — slip-ring motor
двигатель с контурной продувкой — <engin.> loop-scavenged engine
двигатель с низкой степенью сжатия — low-compression engine
двигатель с переменным ходом — variable-stroke engine
двигатель с поворотными устройствами — <engin.> vectored-thrust engine
двигатель с фазным ротором — wound-rotor induction motor
двигатель турбовинтовой со свободной турбиной — <engin.> two-stage turboprop
двигатель устанавливается в сборе — engine is installed as a unit
жидкостный ракетный двигатель — liquid-propellant rocket engine
жидкостный реактивный двигатель — liquid-propellant jet engine
запускать двигатель без нагрузки — start engine light
запускать ракетный двигатель — fire rocket engine
ионный реактивный двигатель — ion rocket jet engine
маршевый ракетный двигатель — sustainer rocket engine
многосопловый реактивный двигатель — multinozzle engine
плазменный реактивный двигатель — plasmajet motor
поворотный ракетный двигатель — steerable rocket motor
повторно запускать двигатель — relight engine
подвесной лодочный двигатель — outboard engine
пороховой ракетный двигатель — solid-propellant rocket motor
ракетный двигатель малой тяги — low-thrust rocket engine
рулевой ракетный двигатель — control rocket motor
стартовый ракетный двигатель — launching rocket engine
тормозной ракетный двигатель — retroengine
ускорительный ракетный двигатель — boost rocket engine
факел ракетного двигатель — rocket blast
электродуговой реактивный двигатель — arc-heating jet engine
translate.academic.ru
Изобретатели вечного двигателя все время остро реагировали на свежие идеи. В средние века пытались создать «перпетуум мобиле» на основе магнетизма. Позднее использовали возможности электротехники. В наши дни идет попытка создать его на основе нанотехнологии.
Еще в средние века предпринимались неоднократные попытки создать «перпетуум мобиле» на основе явления магнетизма.
В 1269 году итальянец Пьетро Перегрино написал трактат «Послание о магните», значительная часть которого посвящена описанию зубчатого железного колеса, расположенного в одном корпусе с мощным магнитом.
Магнит, по убеждению изобретателя, должен отталкивать ближайший к нему зубец, затем следующий, и так далее, отчего колесо придет в безостановочное движение. Пытался ли сам Перегрино построить такую установку, осталось неизвестным.
В 1570 году Иоганн Тэснериус, архиепископ Кельна, один из приближенных императора Карла Пятого, предложил свой вариант более простого по конструкции магнитного вечного двигателя.
Природный магнит размещался на верху стойки, снабженной наклонной плоскостью. По мысли изобретателя, магнит притягивал к себе стальной шар, который поднимался по плоскости наверх, там падал вниз через отверстие и снова возвращался в исходную точку. По идее, движение шара под действием магнита должно было быть вечным.
Но эту схему уже тогда раскритиковал епископ Уилкинс в своей книге «Математическая магия». Если магнит обладает такой силой притяжения, что поднимает шар по уклону вверх, писал епископ, то вряд ли этот магнит позволит тому же шару упасть вниз через отверстие. Он попросту притянет, «прилепит» шар к себе, и движение сразу же прекратится.
Пытаясь преодолеть подобного рода трудности, изобретатели начали искать особое вещество, способное нейтрализовать силы магнетизма, чтобы те как бы включались и выключались в расчетные моменты времени. Если поместить пластину из такого вещества между двумя магнитами, уверяли они, то легко удалось бы добиться вечного движения, сочетая в механизме магнитящиеся и не магнитящиеся материалы, например, медь и железо.
В начале XIX века шотландский изобретатель-самоучка, башмачник по профессии Спенс объявил, что он нашел такое чудо-вещество и уже построил, якобы, две прекрасно работающие машины. На какое-то время эта новость стала сенсацией. К сожалению, вскоре выяснилось, что Спенс элементарно сжульничал.
МАШИНА ИНЖЕНЕРА ПЭЙНА
Едва началось развитие электротехники, как изобретатели вечного двигателя тотчас взяли ее возможности в свой арсенал.
Самым популярным проектом «перпетуум мобиле» на основе силы тока стала схема, где электромотор приводил в действие генератор, а тот, в свою очередь, подпитывал энергией без каких-либо потерь этот же мотор. В результате схема должна была работать вечно без всякой подзарядки. Характерно, что заявки на подобные изобретения подавали не только самоучки, но даже дипломированные инженеры.
То и дело проносились слухи, что некий талантливый инженер из глубинки якобы изобрел генератор, способный за счет атмосферного электричества приводить в непрерывное действие мотор мощностью в 20 лошадиных сил! Однако же собственными глазами этот чудо-генератор не видел никто.
Но вот в 1870 году произошла сенсация.
Некий инженер Пэйн продемонстрировал в городе Ньюарке, штат Нью-Джерси, свою электромагнитную машину. Это довольно громоздкое сооружение было установлено на втором этаже большого производственного корпуса.
Машина Пэйна получала импульс от небольшой электрической батарейки, после чего все ее механизмы и узлы приходили в безостановочное движение. Машину осмотрели специалисты, заявившие, что она может быть использована для работы в токарных цехах, лесопильнях и даже на речных судах!
Изобретатель, сразу же ставший знаменитостью, объявил, что машину можно сделать еще совершеннее, если вложить в ее доработку определенные средства. У него, мол, есть замечательные идеи, реализация которых позволит наладить серийный выпуск уникальной новинки. Вскоре он создал компанию, и акции пошли нарасхват.
Еще один вариант колесного вечного двигателя
Дела изобретателя шли превосходно до той поры, пока его детищем не заинтересовался доктор Генри Мортон из того же Ньюарка. Мортон настоял на том, чтобы изобретатель дал ему возможность осмотреть машину внимательней.
Поскольку дело получило огласку, и от заключения Мортона во многом зависел дальнейший успех, Пэйн не стал противиться этой проверке. Мортон 8 течение нескольких дней чуть ли не с лупой в руках изучал механизмы машины, но никакого подвоха не обнаружил.
Машина по-прежнему включалась от маленькой батарейки, после чего работала целый день без остановки, пока Пэйн сам не выключал ее.
Обычно это происходило около шести часов вечера. Мортон был уже готов признать подлинность изобретения, но решил устроить еще одну проверку, ибо его не покидали сомнения.
В тот день он невольно задержался до вечера. Вдруг машина остановилась. Мортон машинально взглянул на часы: было шесть вечера. Он попросил Пэйна включить машину еще ненадолго, но тот, явно смутившись, отвечал, что произошла поломка некой детали. Но Мортон уже догадался об истинной причине остановки.
Этажом ниже располагался цех, оборудованный обычным паровым двигателем. Цех заканчивал работу ровно в шесть часов вечера. Очевидно, установка Пэйна была подключена к хорошо замаскированному приводу от паровой машины, а батарейка служила лишь для отвода глаз.
Уже назавтра Пэйн исчез вместе со своей машиной. Но в помещении осталась часть металлической рамы, служившей для монтажа установки. Рама оказалась полой внутри, причем размер полости был таков, что вполне позволял замаскировать в ней приводной ремень, идущий из нижнего цеха.
Так лопнул еще один «электротехнический» миф о вечном двигателе.
ВЕЧНЫЙ НАНОДВИГАТЕЛЬ
В наши дни происходит бурное развитие нанотехнологий. И вот уже заговорили о возможности создания вечного двигателя на их основе. В серьезных изданиях появляются сообщения о первых успехах в этом направлении.
Не в любительских мастерских, а в известных научных центрах, таких, как Калифорнийский университет, Барселона, Болонья и других будто бы уже создан нанодвигатель, не нуждающийся в химическом топливе.
Напоминающий по форме крошечную гантель с кольцом на рукоятке, он совершает полный цикл за время, меньшее одной тысячной доли секунды. Этот процесс можно сравнить с работой автомобильного мотора, совершающего 60 тыс. тактов в минуту.
Теперь остается лишь создать поверхностные покрытия и мембраны из множества подобных нанодвигателей, работающих согласованно. Они-то и будут производить механическую работу в любом заданном объеме.
Изюминка здесь заключается в том, что нанодвигатель, строго говоря, не относится к разряду «перпетуум мобиле», поскольку он расходует энергию в процессе своей работы, только берет ее из «дармовых», «неисчерпаемых» источников - из солнечного света, за счет разницы температур, перепадов атмосферного давления... Но с точки зрения рядового потребителя, то есть, каждого из нас, такой двигатель, конечно же, является «вечным», поскольку не требует никакой подзарядки.
Удастся ли создать его для массового и удобного использования, войдет ли он широко в наш быт, или же останется на уровне научных экспериментов, покажет не столь уже отдаленное будущее.
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:paranormal-news.ru
Осенью 2014 года исполнилось 60 лет знаменитому двигателю Small block от Chevrolet. Как ни крути, а мотор, разошедшийся по свету тиражом свыше 100 миллионов экземпляров — да, именно 100 миллионов, это не опечатка! — заслуживает теплых слов и всяческого респекта. Мы же по этому случаю решили вспомнить самые крутые автомобильные моторы в истории.
Представлен в 1906 году, рядный, 6-цилиндровый, бензиновый, рабочий объем 7024 см3, максимальная мощность 50 л.с.Ценность для истории — первый в мире мотор премиум-класса
Здесь нет никаких откровений по части мощностных характеристик. И это даже со скидкой на более чем почетный возраст двигателя. Но прелесть силового агрегата знаменитого «Серебряного призрака» совсем в другом — в фантастической тишине работы и практически полном отсутствии вибраций.
Даже по нынешним стандартам 6-цилиндровый двигатель Rolls-Royce 40/50 h.p. едва слышен на холостых. На фоне моторов нулевых годов 20 века, имевших свойство грохотать подобно паровозам, он казался пришельцем из космоса. Впрочем, чему удивляться — ведь создатель легендарного автомобиля и легендарного двигателя Генри Ройс слыл перфекционистом от техники. Он доводил до совершенства, если хотите — вылизывал все узлы и агрегаты своих автомобилей. Вот почему двигатель «Сильвер Госта», в отличие от конкурентов, не намертво прикручивали к раме, а крепили к ней с помощью гибких опор, а настройка двухкамерного карбюратора была достойна слова ювелирный. Нет сомнений — в начале 20 века более совершенного мотора в мире просто не существовало.
Представлен в 1938 году, оппозитный, 4-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 1100 см3, максимальная мощность 23 л.с.Ценность для истории — один из самых популярных и долгоиграющих автомобильных двигателей
Уникальный автомобиль был бы просто невозможен без уникального двигателя. Своей невозмутимой надежностью и просто эпическому уровню пофигизма «Жук» обязан гениальной простоте четырехцилиндрового оппозитника с воздушным охлаждением. Низкая степень форсировки и центробежный вентилятор сделали мотор, разработанный соратником Фердинанда Порше Францем Раймшпрессом, пригодным для длительной эксплуатации в тяжелейших условиях даже при минимальном уровне обслуживания.
Оснащенные этим оппозитником военные «кюбельвагены» легко переносили сложности эксплуатации как в условиях испепеляющей жары Северной Африки, так и при лютых морозах на Восточном фронте. А на что способны скромные четыре цилиндра в автогонках, уже после войны показали инженеры Porsche. На 1,1-литровом 356 Carrera удалось даже выиграть в Ле-Мане. Пусть в своем классе, но все же...
Представлен в 1955 году, V-образный, 8-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 4,3-6,6 л, максимальная мощность 110-375 л.с.Ценность для истории — синоним понятия доступная мощность
Кавалерию в массы! Вот, наверное, главный секрет успеха одного из самых, если не самого популярного двигателя планеты. Когда «смолл блок» впервые появился под капотом нового Chevrolet Corvette в 1955 году, никто и подумать не смел, что этот родстер со временем станет главным спортивным автомобилем Америки, а общий тираж этих V8 перевалит за 100 миллионов. Достаточно простой, если не сказать простецкий, по конструкции, легко поддающийся форсировке и тюнингу, а главное обладатель редкого в мире моторов таланта взаимозаменяемости узлов разных годов выпуска, «смолл блок» устанавливался на десятки различных автомобилей от спорткаров и семейных универсалов до таксомоторов, внедорожников и автобусов. Более того, «смолл блок» активно использовали на катерах, яхтах и даже самолетах. А мощность мотора с базовых 180 л.с. в 1955 году в руках отчаянных тюнеров поднималась до отметки в 1000 л.с.!
Представлен в 1967 году, V-образный, 8-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 2993 см3, максимальная мощность свыше 400 л.с.Ценность для истории — самый успешный гоночный двигатель в мире
Уникальный случай в истории автогонок. Инжиниринговая фирма Cosworth с подачи основателя Lotus Колина Чапмена и на деньги всесильного концерна Ford создала 8-цилиндровый мотор для гонок F1, в сезоне 1966 года перешедших с использования 1,5-литровых двигателей на 3-литровые. Агрегат получился настолько удачным, а моторы конкурентов, напротив, были настолько капризными и ненадежными, что уже после первого же сезона бизнесмены из «Форда» решили — крайне неразумно оставлять DFV в распоряжении одной команды, то есть Lotus Grand Prix Engineering. В итоге великолепный V8 стали предлагать всем желающим по цене порядка 7,5 тыс. фунтов за штуку. Так на сцене появился самый известный и популярный мотор в истории автогонок. На его счету 12 титулов в личном и 10 в командном зачетах чемпионатов F1, а еще два Ле-Мана и огромное количество первых мест в разнообразных гоночных сериях от F3000 до «Индикаров».
Представлен в 1974 году, рядный, 5-цилиндровый, дизельный с турбонаддувом. Рабочий объем 3005 см3, максимальная мощность 111 л.с.Ценность для истории — первый турбодизель на легковом автомобиле
Дизельный мотор был изобретен еще в конце 19-го века, под капот грузовика он впервые попал в 20-х годах прошлого столетия, а первой дизельной легковушкой стал Mercedes-Benz 260D, представленный публике во второй половине 30-х. И все-таки, на наш взгляд, событием, ставшим отправной точкой для поистине глобальной популяризации дизельных моторов, стал дебют первого легкового турбодизеля. Случилось это в середине 70-х, когда рядный пятицилиндровый турбодизель объемом 3 литра прописался под капотом представительского S-класса (кузов W116).
Изначально пятицилиндровый ОМ617 представлял собой эволюцию дизельного двигателя ОМ616, только с приятными дополнениями в виде еще одного цилиндра. Только через два года немецкие мотористы добавили к этому блюду турбину и тем самым сотворили историю. По нынешним временам 617-й не отличается ни мощностью — всего 111 л.с. в начале жизненного цикла, немногим больше 120 «лошадок» в его конце, — ни поразительной тишиной работы, ни отсутствием вибраций. Но высокая тяговитость вкупе с завидной надежностью создала ОМ617 отличную репутацию. Кто бы сейчас интересовался турбодизелем, если бы эксперимент Mercedes-Benz 40-летней давности не окончился триумфом?!
Представлен в 1974 году, оппозитный, 6-цилиндровый, бензиновый с турбонаддувом. Рабочий объем 3 л, максимальная мощность 260 л.с.Ценность для истории — первый спорткар с турбонаддувом
Турбо-эксперименты инженеры из Цуффенхаузена начинали в чисто гоночных целях. И достигли на этой ниве серьезных успехов. Ставший легендарным Porsche 917/30 c 5-литровым 12-цилиндровым оппозитником и турбонагнетателем буквально катком прошелся по конкурентам, уничтожив все, что движется, в престижной серии CanAm. Затем почти серийный Porsche RSR едва не выиграл Ле-Ман в абсолютном зачете, нагнав страху на значительно более мощные спортпрототипы от Matra-Simca. Ну а после турбонаддув появился и на серийном Porsche 911 Turbo, известном также под заводским индексом Porsche 930.
Всю историю спортивных автомобилей можно разделить на две эпохи: до и после этого события. Конечно, 260-сильный 911 Turbo был настолько мощней обычной Carrera, насколько и сложнее в управлении, предъявляя повышенные требования к водительскому мастерству пилота. Турбина вступала в работу настолько резко, что в повороте машину буквально сдергивало с траектории. Со временем, однако, детские болезни вылечили, а турбонаддув стал неотъемлем от самого понятия спорткар.
Представлен в 1989 году, V-образный, 8-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 3969 см3, максимальная мощность 256 л.с.Ценность для истории — новый стандарт качества для 21 века
В начале 90-х Lexus перевернул представления о том, каким положено быть престижному седану представительского класса. То же самое можно сказать о двигателе Lexus LS400. Если в двух словах, то 4-литровый бензиновый V8 стал современной версией 6-цилиндрового мотора Rolls-Royce Silver Ghost. Феноменальная тишина работы и отсутствие вибраций которого удивительным образом сочетались с высокими мощностными характеристиками — 256 л.с. в базовой конфигурации — и не имеющей аналогов надежностью. Отчасти причина тому — гоночные гены двигателя, ведь 1UZ-FE построен на основе моторов из американской гоночной серии CART.
Представлен в 1993 году, V-образный, 12-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 6064 см3, максимальная мощность 636 л.с.Ценность для истории — гражданский мотор, выигравший Ле-Ман
Этот уникальный агрегат можно назвать заряженной версией гражданского V12, позаимствованного у BMW 7-й серии. Более того, сам мотор М70 это, по сути, две «склеенные» рядные «шестерки» М20. Но разве это так важно для истории?
Когда BMW в конце 80-х начала разработку собственного суперкара, который по идее должен был бросить вызов Ferrari, баварцам потребовался новый двигатель. Так появился S70/2. В начале 90-х, пожалуй, лучший мотор в мире: мощный, легкий, выносливый. Правда, построив лучший в мире мотор, в BMW... решили закрыть проект собственного суперкара. Так оставшийся не при делах S70/2 попал под капот дорожного McLaren F1, не только переписавшего книгу возможностей спортивных автомобилей, но и умудрившегося выиграть 24 часа Ле-Мана в абсолюте.
Представлен в 1997 году, гибридная силовая установка: рядный, 4-цилиндровый бензиновый мотор (58 л.с.) + электродвигатель (40 л.с.).Ценность для истории — первый массовый гибрид в мире.
Первый работоспособный гибрид еще в начале 20 века изобрел Фердинанд Порше, но прошло еще около 90 лет, прежде чем бензиново-электрический силовой агрегат перестал считаться диковинкой. Инженеры Toyota, создавшие Prius, не открыли ничего нового. Просто, тщательно проанализировав все имевшиеся в их распоряжении технологии, они создали идеальный коктейль из бензинового двигателя, работающего по циклу Аткинсона, электромотора и планетарной трансмиссии (на более поздних версиях Prius ее место заняла бесступенчатая трансмиссия).
Конечно, гибридный двигатель не станет ответом на все вопросы, которые предъявляет к автомобильной промышленности зеленое лобби. Но нужно признать — японцам буквально на пустом месте удалось создать лучший в мире эко-бренд. Prius и его силовой агрегат стали примером для подражания конкурентов и подтолкнули индустрию к более активной разработке альтернативных силовых агрегатов. А еще помогли Toyota заработать кучу денег.
Представлен в 1999 году, рядный, 4-цилиндровый, бензиновый. Рабочий объем 1997 см3, максимальная мощность 240 л.с.Ценность для истории — самая высокая литровая мощность на серийном безнаддувном моторе
Сегодня как-то уже подзабылось, что в 80-90-х Honda считалась, пожалуй, самым прогрессивным и успешным мотористом планеты. Гоночные «МакЛарены», оснащенные 12-цилиндровыми моторами японской фирмы, разрывали соперников в гонках F1, 3-литровая «шестерка» суперкара Honda NSX всерьез угрожала позициям Ferrari, а стандартные бензиновые безнаддувные «четверки» на «Аккордах» и «Сивиках» ставили рекорды по долговечности и живучести. Но все-таки самым удивительным достижением японцев стал родстер S2000. К 50-летнему юбилею компании в 1999-м инженеры Honda подготовили автомобиль, безнаддувный четырехцилиндровый двигатель которого установил новые мощностные стандарты. Всего с 2 литров рабочего объема японцы сняли аж 240 л.с. То есть литровая мощность составила фантастические для серийного атмосферника 120 л.с.! Благодаря этому потрясающему мотору и не менее качественно настроенному шасси Honda S2000 стала лучшим спортивным родстером своего времени. По крайней мере, Porsche Boxster первого поколения она «раздевала», даже не вспотев.
Данила Михайлов
auto.mail.ru