Испытания российских газотурбинных корабельных двигателей (ГТД), которые планируется поставлять на корабли ВМФ РФ вместо украинских силовых установок производства предприятия "Зорямашпроект", кооперация с которым была разорвана в 2014 году, начались в апреле 2017 года на базе рыбинского предприятия "ОДК-Сатурн". За это короткое время отечественным специалистам удалось освоить новую для себя отрасль промышленности, что в перспективе позволит России добиться независимости в критически важных для безопасности страны вопросах военного кораблестроения.
О том, какие российские корабли первыми получат российские двигатели, какова судьба фрегатов проекта 11356, последние несколько лет простаивающих на заводе "Янтарь" из-за непоставки украинских силовых установок, разработке морских ГТД пятого поколения, а также уникальном испытательном комплексе предприятия рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ивану Сураеву управляющий директор ОДК-Сатурн (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию ГК "Ростех") Виктор Поляков.
— Виктор Анатольевич, еще раз хотел бы вас поздравить с освоением вашим предприятием важной для российской промышленности тематики морских двигателей. Недавно вы заявляли о том, что у "Сатурна" уже сформирован портфель заказов на морские ГТД, о каких кораблях в первую очередь идет речь?
— На сегодняшний день мы имеем заказы на фрегаты проекта 22350, которые строятся на "Северной верфи". Надо понимать, что в рамках этих программ мы осуществляем поставку агрегатов, которые состоят не только из газотурбинного двигателя, но и из системы трансмиссии, редукторов, то есть мы поставляем очень сложную комплексную систему.
"Адмиральская" серия. Как суперфрегаты проекта 22350 усилят флот РоссииНедавно посетивший нас заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов не зря говорил, что на "Сатурне" создана новая компетенция. Сегодня на наших стендах мы испытываем двигатели по всем эксплуатационным параметрам, включая имитацию нагрузки на валу. Первые два агрегата мы поставим уже в этом году, сроки определены заказчиком — четвертый квартал 2018 года.— Вопрос фрегатов проекта 11356 решается не у нас: есть головной производитель, есть разработчик, есть заказчик в лице Минобороны, и право определять состав силовой установки является прерогативой судостроительного завода "Янтарь" и разработчиков данного проекта. Пока контрактов с "Янтарем" у нас нет.
Торжественная церемония подъема военно-морского флага на сторожевом корабле "Адмирал Макаров"
— Чем морские двигатели "Сатурна" принципиально лучше установок, которая Россия закупала у "Зорямашпроекта"?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, когда были разработаны украинские двигатели, на которых сейчас ходит наш флот — 1960-1980-е годы. За это время изменилась идеология конструирования, технологии, материалы. Стоит еще добавить, что поскольку наши ГТД строятся на изначально авиационном предприятии, то и культура производства совсем иного уровня.
В соответствии с техническим заданием, в наши корабельные силовые установки закладывается потенциал для модернизации с точки зрения повышения их тактико-технических характеристик и ресурса. С точки зрения расхода топлива наши двигатели также более экономичные.
— Как известно, все эти двигатели проходили и проходят испытания на уникальном сборочно-испытательном комплексе корабельных газотурбинных агрегатов (СИК КГТА). Не могли бы вы рассказать о нем подробнее, заработал ли он на полную мощность?
— Да, безусловно. Как вы помните, в первом опытном запуске данного комплекса в апреле 2017 года участвовал лично президент России Владимир Владимирович Путин, но то было в апреле… За это время наш стенд введен в серийную промышленную эксплуатацию.
Технологические решения, заложенные в СИК КГТА, позволяют испытывать корабельные агрегаты более чем 20 различных конфигураций. СИК является универсальным кластером, который не только полностью обеспечивает текущие потребности РФ на этапе импортозамещения, но и позволит испытывать и перспективные ГТД и агрегаты.
Другой ключевой особенностью этого комплекса является максимальная автоматизация работы, в частности, системы сбора измерительной информации. Несмотря на то что этот кластер был создан специально для испытания корабельных двигателей, при необходимых доработках на нем можно будет также проводить испытания промышленных наземных силовых установок.
Хочу отметить, что СИК конструировался при участии ведущих мировых фирм — работа над ним велась еще до санкционной истории, и нам удалось ее успешно завершить.
— В заключение беседы хотел бы спросить о еще одном приоритетном проекте "Сатурна" — создание морского ГТД пятого поколения: на каком этапе находятся работы по данному направлению?
— Совместно с отраслевыми институтами, в том числе ЦИАМ имени Баранова и Крыловским государственным научным центром, выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по формированию облика морских газотурбинных двигателей пятого поколения.
По итогам этих работ мы выполнили предварительное проектирование в рамках НИР, разработали техническое задание и соответствующие предложения для федеральной целевой программы.
ria.ru
Долгое время на рынке лодочных моторов не было представителя от заводов России. Полки ломились от японских, китайских и американских агрегатов, а вот от отечественного производителя довольно давно не появлялось ничего нового.
В основном лодочные моторы отечественного производителя были представлены «Вихрями» и «Парусами», «Бийсками» и «Нептунами», «Ветерками», «Прибоями» и «Камами».
Однако сравнительно недавно на рынке лодочных моторов появился новичок. ООО «Лодочные моторы Импульс» начало серийное производство самого мощного из российских подвесных моторов для лодок и катеров. Стоит оговориться, что самого мощного из серийных, поскольку «Кулибиных» в России не мало, и в единичных экземплярах собирались двигатели намного мощнее.
Четырёхтактный «Импульс-140», на основе серийного двигателя ВАЗ-21179, с рабочим обьёмомом 1795 см3 может оснащаться как водомётным, так и винтовым движителем. Интересно, что это первый стопроцентно российский водомётный мотор до последнего винтика.
Прошёл он и всесторонние тесты. К слову, первый произведенный мотор успешно работает с момента создания, и наработал только на воде более 600 часов, не считая длительных стендовых испытаний. И даже на «зелёной» воде и испытаниях на мелководье, плюс тестах с некачественным бензином, двигатель остался рабочим. Ремонт потребовался только мелкий, и то это была замена расходников.
Что интересно, при разборке и износа агрегата замечено не было. Данный мотор, кстати, может управляться как вручную, на обыкновенных лодках, так и подключаться через шину к ЭБУ более «продвинутого» плавсредства. Отметим новый российский мотор успешно продаётся. И причин тому множество: он отечественный, дешевле аналогов, и, к тому же качественный и что немаловажно ремонтопригодный. А ремонтопригодность его обеспечиватся тем, что отечественные детали в разы проще найти.
Отдельного упоминания стоят возможности данного двигателя. «Импульсы» вполне могут участвовать в соревнованиях. Грубо говоря, российские инженеры дали возможность «ставить рекорды» в силу высоких характеристик мотора. Если грамотно собрать лодку или катер на подводных крыльях, вполне можно побить какой-нибудь рекорд, что, несомненно, подстегнёт инженеров к новым техническим решениям.
В любом случае курс международных валют подстегнул отечественного производителя на активные начинания, и позволил ворваться на внутренний рынок. Ну, а это уже значит то, что раз удалось пройти на рынок внутренний, то и на внешний проход найдётся, главное, выбрать верную маркетинговую политику.
sdelanounas.ru
Долгое время на рынке лодочных моторов не было представителя от заводов России. Полки ломились от японских, китайских и американских агрегатов, а вот от отечественного производителя довольно давно не появлялось ничего нового.
В основном лодочные моторы отечественного производителя были представлены «Вихрями» и «Парусами», «Бийсками» и «Нептунами», «Ветерками», «Прибоями» и «Камами».
Однако сравнительно недавно на рынке лодочных моторов появился новичок. ООО «Лодочные моторы Импульс» начало серийное производство самого мощного из российских подвесных моторов для лодок и катеров. Стоит оговориться, что самого мощного из серийных, поскольку «Кулибиных» в России не мало, и в единичных экземплярах собирались двигатели намного мощнее.
Четырёхтактный «Импульс-140», на основе серийного двигателя ВАЗ-21179, с рабочим обьёмомом 1795 см3 может оснащаться как водомётным, так и винтовым движителем. Интересно, что это первый стопроцентно российский водомётный мотор до последнего винтика.
Прошёл он и всесторонние тесты. К слову, первый произведенный мотор успешно работает с момента создания, и наработал только на воде более 600 часов, не считая длительных стендовых испытаний. И даже на «зелёной» воде и испытаниях на мелководье, плюс тестах с некачественным бензином, двигатель остался рабочим. Ремонт потребовался только мелкий, и то это была замена расходников.
Что интересно, при разборке и износа агрегата замечено не было. Данный мотор, кстати, может управляться как вручную, на обыкновенных лодках, так и подключаться через шину к ЭБУ более «продвинутого» плавсредства. Отметим новый российский мотор успешно продаётся. И причин тому множество: он отечественный, дешевле аналогов, и, к тому же качественный и что немаловажно ремонтопригодный. А ремонтопригодность его обеспечиватся тем, что отечественные детали в разы проще найти.
Отдельного упоминания стоят возможности данного двигателя. «Импульсы» вполне могут участвовать в соревнованиях. Грубо говоря, российские инженеры дали возможность «ставить рекорды» в силу высоких характеристик мотора. Если грамотно собрать лодку или катер на подводных крыльях, вполне можно побить какой-нибудь рекорд, что, несомненно, подстегнёт инженеров к новым техническим решениям.
В любом случае курс международных валют подстегнул отечественного производителя на активные начинания, и позволил ворваться на внутренний рынок. Ну, а это уже значит то, что раз удалось пройти на рынок внутренний, то и на внешний проход найдётся, главное, выбрать верную маркетинговую политику.
http://finobzor.ru
comments powered by HyperCommentswww.nasha-strana.info
Завтра за океаном состоится запуск спутника на американской ракете-носителе "Atlas 5", оснащенной российским двигателем РД-180.
Это лишнее доказательство того, что, несмотря на политические бури, передовые космические технологии невозможны без тесного международного сотрудничества, в том числе российско-американского. Об этом корреспондент "РГ" беседует с исполнительным директором НПО Энергомаш Владимиром Солнцевым.
Владимир Львович, Запад грозит России всяческими санкциями. Могут ли они затронуть сферу космоса?
Владимир Солнцев: Думаю, благоразумия тут хватит. В области высоких космических технологий надо быть предельно осторожным в принятии неконструктивных мер. Интересы российских компаний как никогда связаны с интересами американских, европейских и других зарубежных корпораций. У нас множество совместных проектов. Я уверен, что мировые державы прекрасно понимают невозможность применения каких-либо санкций, которые отбросят наши страны в области исследования международного космоса назад на десятилетия, чем будет нанесен непоправимый урон всей земной цивилизации.
И трудно не согласиться с точкой зрения вице-премьера Дмитрия Рогозина в ответ на заявление главы МИДа Франции о приостановлении контракта по "Мистралям": политика политикой, а международные взаимовыгодные экономические связи обрывать глупо и недальновидно. Мир однозначно развивался и будет развиваться по пути экономической международной интеграции. И космос - локомотив в этом направлении.
Создание американцами ракеты с российским двигателем РД-180 - один из ярких примеров международного технического сотрудничества?
Владимир Солнцев: Безусловно. 50 безаварийных пусков из 50 проведенных станут убедительной статистикой. Она подтверждает высочайшую надежность и безотказность нашего ракетного двигателя. Кстати, у него и лучшие в мире удельные энергетические характеристики среди кислородно-керосиновых ЖРД.
Скажите, а как получилось, что за океаном решили ставить на свою новую ракету именно наш мотор?
Владимир Солнцев: Логика истории. Советские ракетные двигатели всегда имели более высокие энергетические характеристики, чем американские. Это было одним из основных направлений отечественной школы ракетного двигателестроения. Не случайно президент США Дж. Кеннеди после триумфального полета Юрия Гагарина сказал: "Начало достижениям в космосе было положено Советским Союзом благодаря имеющимся у него мощным ракетным двигателям".
Преимущество в этом научно-техническом направлении сохраняется и сегодня, спустя почти пятьдесят лет. Увы, но во многих других областях космической сферы американцы нас опережают.
Двигатель РД-180 создавался специально для американских "Atlas"?
Владимир Солнцев: Да. Когда стало ясно, что выполнять все космические задачи только шаттлами слишком дорого, американцы решили делать более простые и дешевые ракеты. Одноразового использования. Для новой ракеты "Delta IV" они сделали свой двигатель, а вот для ракеты "Atlas" заказали разработку НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко. Здесь по выданному техническому заданию и был создан проект нового двигателя РД-180 с тягой 400 тонн.
Окончательный выбор двигателя для первой ступени ракеты "Atlas" проводился по конкурсу. Победителем стал проект двигателя РД-180, имеющий наиболее совершенные технические характеристики. На взаимодействие с американскими партнерами в области ракетной техники НПО Энергомаш были получены все необходимые одобрения и разрешения.
Российскую космонавтику в последние годы преследовали неудачи. А как удалось добиться, что двигатели РД-180 работают в составе ракет-носителей "Atlas" без замечаний?
Владимир Солнцев: С самого начала была внедрена международная система качества выпускаемой продукции. Не вдаваясь в подробности, скажу: она основана на профилактике отклонений от требований конструкторской и технологической документации. Все документирование производится в электронной форме.
Кроме технической составляющей обеспечения качества продукции, эта система ставит барьеры пренебрежительному отношению к кажущимся мелочам и организационной безалаберности. То есть тому, что называется "человеческим фактором". Сегодня идут работы по внедрению такой системы обеспечения качества в процесс изготовления других наших двигателей.
Российские РД-180 стоят на ракетах "Atlas", включая и более мощную "Atlas 5". Эксперты говорят о возможности использования другого двигателя - РД-181 для модернизации носителя "Antares". А почему эти двигатели не используются в российских космических программах?
Владимир Солнцев: Пока не используются. Сегодня в России еще идет формирование перспективной программы освоения космоса, в том числе и дальнего. В то же время у США, где авторитет НПО Энергомаш очень высок, развивается программа создания ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого классов для освоения Луны, полетов к Марсу и другим планетам Солнечной системы. Где мы тоже планируем участвовать в конкурсе. Наши двигатели используются и в Корее по программе KSLV. Последний пуск ракеты завершился полным успехом.
А что еще в портфеле космических двигателестроителей? Или это секрет?
Владимир Солнцев: Никаких секретов. В нашем творческом портфеле - конструкторская документация унифицированного ряда кислородно-керосиновых двигателей в диапазоне тяг от 80 до 1000 тонн. Их технические характеристики способны удовлетворить требования любого ракетного носителя, от легкого до сверхтяжелого классов.
Визитная карточка
Фото:www.npoenergomash.ruВладимир Львович Солнцев, исполнительный директор НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко.
Родился в 1957 году в Туле.
Окончил политехнический институт и Всероссийскую академию внешней торговли.
Работал на Тульском машиностроительном заводе имени В.М. Рябикова, где прошел путь от мастера участка до заместителя директора по финансам и маркетингу.
С 1995 года - в банковской сфере. До назначения в НПО Энергомаш занимал должность старшего вице-президента ОАО "Банк ВТБ".
Назначен исполнительным директором 4 октября 2010 года.
rg.ru