Появление истребителя J-20 в определенной мере удивило специалистов и интересующуюся общественность. Китайские конструкторы известны своей любовью к копированию чужой техники и использованию зарубежных наработок. Однако самолет J-20 внешне серьезно отличается от современных зарубежных истребителей пятого поколения. В его внешнем виде, компоновке и других основных особенностях можно найти некоторые черты, которые делают его похожим на тот или иной зарубежный образец, однако в целом китайский истребитель выглядит совершенно новой разработкой. Это говорит о том, что специалисты авиастроительной компании Chengdu Aircraft Industry Corporation (CAIC) не стали просто копировать зарубежные наработки, а решили, приняв их во внимание, создать полностью собственный проект.
В контексте новейших китайских проектов самолетов-истребителей нередко упоминается американский самолет F-117, сбитый в 1999 году югославскими военными. По некоторым данным, обломки этой машины были переданы китайским специалистам, которые изучили их и использовали полученные данные в своих новых проектах. По понятным причинам, Китай не спешит подтверждать или опровергать эту информацию.
Первые сообщения о начале китайского проекта истребителя пятого поколения начали появляться более десяти лет назад. До определенного времени такие слухи не получали подтверждения. Только в конце прошлого десятилетия китайские военные подтвердили существование подобного проекта, разработка которого продолжалась в то время. Строительство первого летного самолета велось в 2009-2010 годах. Первый полет состоялся 11 января 2011 года.
Внешне истребитель Chengdu J-20 не похож на существующие зарубежные образцы, однако отдельные его черты напоминают разработки американских и российских конструкторов. Так, носовая часть фюзеляжа, фонарь кабины пилота и воздухозаборники похожи на агрегаты самолетов Lockheed Martin F-22 и F-35 американской разработки. При этом аэродинамическая схема J-20 весьма похожа на использовавшуюся в российском проекте МиГ 1.44.
Истребитель J-20 имеет высокорасположенное трапециевидное крыло размахом около 13-15 м, сдвинутое к хвостовой части фюзеляжа. На задней кромке крыла имеется механизация, состоящая из закрылков и элевонов. Ввиду отсутствия хвостовых стабилизаторов на истребителе предусмотрено переднее горизонтальное оперение, расположенное на бортах фюзеляжа, сразу за воздухозаборниками. Хвостовое оперение самолета состоит из двух килей и двух подфюзеляжных гребней. Кили и гребни устанавливаются с развалом наружу.
Согласно некоторым источникам, самолет J-20 имеет сухую массу на уровне 17,6 тонны и максимальный взлетный вес до 35 т. Точный вес допустимой полезной нагрузки неизвестен.
Истребитель J-20 оснащается двумя турбореактивными двигателями. Согласно некоторым источникам, первые прототипы самолета получили двигатель АЛ-31Ф российского производства. Серийные самолеты должны оснащаться двигателями Xian WS-15 китайской разработки. Такие двигатели с форсажной тягой не менее 150 кН должны обеспечить самолету сравнительно высокие летные характеристики.
Ранее сообщалось, что самолет J-20 должен развивать максимальную скорость на уровне 2100 км/ч, подниматься на высоту до 16 км и иметь дальность порядка 3400 км. В связи с изменением типа используемых двигателей характеристики прототипов и серийной техники могут серьезно отличаться.
Самолет оснащен трехстоечным шасси. Передняя опора убирается в фюзеляжем поворотом вперед, основные укладываются в бортовые ниши фюзеляжа. Все три стойки получают по одному колесу. При этом колеса основных стоек имеют больший диаметр в сравнении с носовым. Примечательно, что створки отсеков шасси имеют характерные зубчатые грани, призванные рассеивать излучение радаров в стороны. Похожие агрегаты используются на современных самолетах американской разработки.
Состав радиоэлектронного оборудования нового истребителя по понятным причинам не разглашается. Есть основания полагать, что самолет оснащается электродистанционной системой управления с многократным резервированием, а также несет современный прицельно-навигационный комплекс, созданный на основе последних китайских и зарубежных разработок. Вероятно, для истребителя J-20 создается или будет создана бортовая РЛС с активной фазированной антенной решеткой и ряд другого нового оборудования.
На первых фотографиях опытных самолетов J-20 было видно, что под крылом отсутствуют пилоны для подвески вооружения. Кроме того, на бортах и днище фюзеляжа были заметны створки люков. Как и последние зарубежные истребители, новый китайский самолет будет нести вооружение во внутренних отсеках. Это позволит уменьшить заметность истребителя для РЛС противника и тем самым повысить его боевую живучесть. Возможно, серийные J-20 получат возможность использования внешней подвески для выполнения различных боевых задач. Наличие встроенной автоматической пушки пока является предметом споров. На имеющихся фотографиях нет никаких доказательств того, что J-20 получит такое оружие или лишится его.
Первый прототип истребителя пятого поколения Chengdu J-20 впервые поднялся в воздух в январе 2011 года. В течение нескольких следующих месяцев китайские специалисты изучали работу систем и дорабатывали их. Весной 2012 года на испытания вышел второй прототип. К настоящему времени построены четыре самолета, имеющие некоторые отличия друг от друга. О существовании четвертого прототипа стало известно всего несколько месяцев назад. На опубликованных фотографиях было видно, что новый самолет имеет ряд заметных и серьезных отличий от предыдущих машин. Вероятно, он был построен по доработанному проекту.
Четвертый прототип отличается от предыдущих компоновкой ряда узлов и агрегатов, а также расположением некоторых деталей. Так, в районе основных опор шасси фюзеляж получил заметное сужение, однако расстояние между двигателями немного увеличилось. Увеличилась длина двух хвостовых балок. Серьезно переработаны створки отсеков шасси.
Общая аэродинамическая схема осталась прежней, однако крыло и оперение были доработаны. Изменилась форма корневого наплыва крыла и верхней створки воздухозаборников. Кроме того, немного были доработаны кили и переднее горизонтальное оперение. По-видимому, все эти коррективы были внесены с целью улучшения аэродинамических характеристик самолета и повышения его летных данных.
В конце ноября состоялся первый полет пятого опытного образца. На имеющихся фотографиях этого самолета с бортовым номером «2013» отсутствуют какие-либо характерные детали, по которым его можно отличить от предыдущего четвертого прототипа. Возможно, пятый самолет предназначен для дальнейшей проверки новых идей и решений, внедренных на предыдущем опытном экземпляре.
В свободном доступе имеется крайне мало официальной информации о проекте J-20. По старой традиции Китай не спешит делиться сведениями о своих новейших разработках, из-за чего приходится полагаться только на различные оценки, которые могут быть далеки от истины. К примеру, существует мнение, согласно которому основным вооружением J-20 станут ракеты «воздух-воздух» нескольких типов. Что касается оружия для нанесения ударов по наземным объектам, то подобные возможности самолета будут ограниченными. В пользу этого предположения приводится аргумент, касающийся размеров внутренних грузоотсеков. Крупные ракеты и бомбы «воздух-поверхность» просто не поместятся в них.
Таким образом, новый китайский истребитель может считаться аналогом американского F-22, который так же имеет ограниченные возможности по атаке наземных целей, которыми пожертвовали ради повышения истребительного потенциала. Тем не менее, эти два самолета похожи только назначением. Точные характеристики китайского J-20 до сих пор неизвестны, из-за чего нельзя делать какие-либо серьезные выводы.
Испытания и доводка перспективного истребителя J-20 продолжаются почти четыре года. Какие-либо сведения о близком завершении испытаний пока не поступали. В связи с этим нередко высказывается предположение о начале серийного производства новых самолетов не ранее 2016-17 годов. Столь большая продолжительность испытаний может быть в той или иной мере подтверждать сразу две версии о дальнейшей судьбе проекта. Она может говорить о скором завершении проверок и доработок, после чего самолет пойдет в серию, или свидетельствовать о сложности проекта, которая ведет к его затягиванию.
Следует отметить сложность текущих работ, поскольку в рамках проекта J-20 компания CAIC разрабатывает истребитель пятого поколения. Даже ведущим авиастроительным компаниям мира требуется значительное время для разработки таких проектов. Поэтому нынешнее состояние работ по самолету J-20 не выглядит удивительным или необычным. Китай вполне способен успешно завершить разработку нового истребителя, предназначенного для его военно-воздушных сил. Однако точные данные о новом самолете отсутствуют, что не позволяет говорить о его реальных характеристиках и возможностях. Вполне возможно, что серийные самолеты J-20 по своим характеристикам будут заметно уступать зарубежной технике, с которой они должны конкурировать.
По материалам сайтов:http://defense-update.com/http://militaryfactory.com/http://janes.com/http://aviationweek.com/http://airwar.ru/
topwar.ru
Китайские истребители пятого поколения обзавелись новыми двигателями. Являются ли эти агрегаты внутренней разработкой КНР?
Китайские истребители пятого поколения Chengdu J-20 получили новые турбореактивные двигатели. Как сообщает издание Jane’s, на фотографиях, которые были сделаны на авиабазе в Чэнду, можно увидеть сильные отличия двигателей от более ранних версий.
Например, тот факт, что на J-20 были установлены не российские и не китайские агрегаты предыдущего поколения, выдаёт особенная заострённая форма лепестков сопел, разработанная для снижения заметности. Такую же характерную особенность имеют турбореактивные двигатели, которыми оснащают американские истребители пятого поколения F-35.
Несмотря на то, что прототипы J-20 летали с установленными на них двигателями WS10 китайского производства, для показательных полётов самолёты получили уже российские двухконтурные двигатели с форсажной камерой АЛ-31Ф-М2, имеющей тягу около 88 килоньютонов. Это одна из лучших российских разработок, которой, в частности, комплектуется сверхманёвренный истребитель Су-35. Однако они относятся к поколению 4++, которые не имеют таких больших требований к малозаметности.
Компания Shenyang Liming Aero Engine рассчитывала разработать усовершенствованную версию WS10, который был бы способен выдавать тягу свыше 140 килоньютонов. В начале 2017 года стало известно, что Народно-освободительная армия Китая (НОАК) планирует закупить до 100 истребителей J-20A, оборудованных российскими двигателями АЛ-31Ф, а после этого – ещё до 400 единиц J-20B с агрегатами, имеющими тягу 145 килоньютонов.
Существует предположение, что замеченный на китайском истребителе новый двигатель является внутренней разработкой. Следует отметить, что до настоящего времени китайским инженерам не удавалось создать двигатель, который мог бы успешно функционировать длительное время. Вместе с тем никаких официальных сообщений о том, что конструкторы из КНР смогли построить двигатель нового поколения, не поступало. Поэтому можно сделать вывод, что китайцы в очередной раз «слизали» разработку у русских.
Впервые широкая публика увидела китайский истребитель пятого поколения J-20 1 ноября 2016 года. Весной 2017 года этот самолёт был принят на вооружение НОАК.
inforeactor.ru
Китайский военный истребитель 5-го поколения по западной классификации Chengdu J-20 является новейшим боевым самолётом КНР. Несмотря на то, что его производство ещё окончательно не завершено, можно с уверенностью говорить о том, что проводятся последние доработки в этом плане, и вероятней всего, как это и ожидалось, новый боевой истребитель поступит в ВВС КНР уже в 2017 году.
Стоит отметить, что власти КНР вовсе и не скрывают факт того, что занимаются разработками в данной области, тем более, что первые фотографии нового самолёта появились ещё в 2010 году.
Разработки истребителя Chengdu J-20 или как его ещё называют «Чёрный орёл» начались ещё в 2002 году. В 2010 году прошли первые лётные испытания новой боевой воздушной машины, однако по утверждению ряда СМИ, правительство страны оказалось не полностью удовлетворено качествами и характеристиками истребителя Chengdu J-20, и потому дало время на доработку. В 2012 году произошло около 60 испытательных полётов, которые показали, что самолёт действительно весьма эффективен в полёте и не вызывает никаких затруднений в своём управлении.
Как стало известно, в китайском боевом истребителе 5-го поколения используются российские авиационные двигатели, однако если для проекта по созданию российского боевого самолёта типа МиГ 1.44 они не подошли, то для китайского военного самолёта стали практически родными.
Имеется также информация и о том, что китайский боевой истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 будет малозаметным для систем РЛС, о чём напоминает его форма, сходная с формой американского военного истребителя F-22. Власти страны также сообщают, что их новый самолёт будет более эффективен, чем американский F-22, однако плане своей стоимости будет на 15-20 процентов дешевле.
Большая часть данных по созданию китайского истребителя 5-го поколения является засекреченной, и на текущий момент нет никакой информации о вооружении нового самолёта.
Китайское правительство в данный момент активно взялось за повышение боевой мощи своей армии. Прежде всего, они хотят этого достичь за счет создания новых, более качественных аппаратов для ВВС. Таким самолетом является ударный истребитель пятого поколения под названием J-20. Этот проект на данный момент находится на завершающей стадии исследований. Конструкторы доводят до полной готовности все системы и работают над устранением проблем. За счет этого точно неизвестно, когда эта машина поступит на вооружение в армию Китая.
Истребитель J-20 оснащен высокорасположенным крылом с трапециевидной формой. Общий размах крыльев достигает 12,8 метров, кроме того, крылья имеют сдвиг к хвостовой части аппарата. Для управления полетом задняя часть крыльев оснащена системой элеронов и закрылок. Особенностью 20-й модели можно назвать отсутствие стабилизаторов хвоста, их функцию выполняет переднее оперение горизонтальной формы. Данное оперение расположено на фюзеляже машины за воздухозаборниками. В хвосте установлены два киля с наружным отклонением от оси.
Корпус самолета имеет современную, классическую компоновку, что позволяет достичь высоких летных характеристик. Передняя часть аппарата оснащена современным радиоэлектронным оборудованием, здесь же оборудована и кабина пилота. Средняя часть истребителя J-20 предназначена в основном для вооружения. Здесь находятся держатели для ракет, бомб и других видов авиационного оружия. Внутреннее расположение основной массы ударной мощи позволило снизить заметность машины и повысить аэродинамические качества. Вес пустого самолета достигает 17,6 тонн, а взлетный вес достигает 35 тонн, на данный момент нет точных данных о максимальном весе при взлете.
Весь процесс отрыва и полета обеспечивает мощная силовая установка, в состав которой входят два турбореактивных двигателя. Первые прототипы были оснащены двигателями класса АЛ-31Ф, которые поставляли в Китай из России. Серийные модели при полномасштабном строительстве будут оснащены двигателями типа Xian WS-15, над которыми трудятся конструкторы Китая. По всем расчетам такие двигатели в режиме форсаж смогут обеспечить тягу в 150 кН. Раньше говорилось, что J-20 сможет подниматься на высоту в 16 километров и иметь максимальную скорость в 2100 км/ч, кроме того, говорили о максимальной дальности полета в 3,4 тысячи километров. Но в связи с изменением двигателей в силовой установке данные параметры могут значительно измениться.
Система шасси имеет классическую трехопорную схему, при полете все стойки укладываются в ниши фюзеляжа. На всех стойках установлено по одному колесу, причем носовое колесо имеет меньший диаметр.
Что касается радиоэлектронного оборудования, то его состав и качества не разглашаются из-за высокой степени секретности. Но все же известно, что J-20 имеет новую систему управления, которая обладает многократным резервированием. Кроме того, новый истребитель имеет самый современный прицельный и навигационный комплекс.
На данный момент китайцы имеют 4 истребителя 5-го поколения с обозначением J-20. Последний прототип значительно отличается от своих предшественников за счет компоновки и расположения некоторых узлов. Также существуют изменения в фюзеляже, а именно он значительно сужен возле стоек шасси. Было увеличено расстояние между двигателями аппарата. Доработке были подвергнуты и створки шасси.
Экипаж истребителя: 1 человек
Длина самолёта: 20,3 м
Размах крыльев: 12,88 м
Высота самолёта: 4,45 м
Максимальная взлётная масса: 36300 кг
Масса топлива на борту: 11100 кг
Двигатель: 2 турбореактивных двигателя тягой 180 кН с возможностью форсажа
Максимальная дальность полёта: 5500 км
Боевой радиус: 2000 км
Абсолютный потолок: 20000 м
Военная авиация
Avia.pro
avia.pro