Для истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) разработан новый двигатель, сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Его называют «изделием 30». Опытные образцы построены и проходят испытания.
Сейчас испытываемые образцы ПАК ФА летают на двигателях первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Это авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, производства НПО «Сатурн».
«Изделие 30», как подчеркивают в ОДК , это не модернизация, а полностью новый двигатель пятого поколения. К его основным характеристикам можно отнести новый вентилятор, полностью перепрофилированный компрессор и новую систему управления. В нем «много новшеств, которые в некоторых случаях не имеют и близкого аналога в мире. Мы считаем, что с этим двигателем Т-50 будет еще более прорывным проектом, более тяговооруженным, более совершенным», – сказал представитель корпорации Антон Чечуков.
Двигатель «изделие 30» позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также имеет полностью цифровую систему управления. От двигателя для Су-35С (изделие 117С) его отличает повышенная сила тяги, новая турбина и улучшенные характеристики расхода топлива, а также - полностью цифровая система управления.
Первый полет, сообщает пресс-служба, состоится в четвертом квартале 2017 года. Поставки истребителя пятого поколения в войска могут начаться после 2018 года, согласно заявлению, сделанному заместителем Министра обороны Юрием Борисовым 2 февраля 2017 года.
Новый двигатель добавит ПАК ФА преимуществ по сравнению с конкурентами. Как пишет журнал "Популярная механика", летом 2016 года на вооружение армии США поставлен F-35 Lightning II. Это самолет охарактеризован как более дешевый и не столь «умелый» , как F-22 «Раптор», производство которого была закрыто из-за дороговизны, однако 200 штук все же изготовили и они представляют собой серьезных противников в случае боестолкновений.
Сравнивая нашу и американскую машины, журнал отмечает, что первые версии ПАК ФА были оснащены двумя двигателями с суммарной тягой 30 000 кгс, а суммарная тяга двух Pratt & Whitney F119 «Раптора» - порядка 32 000 кгс. Однако тяга перспективных двигателей нашего истребителя - «изделия 30», на летных образцах достигла 35 000 кгс, причем изготовитель, ОКБ им. Люльки планировал довести ее до 36 000. Очевидно, двигатели с этими или близкими характеристиками и начнут в 2017 году устанавливаться на ПАК ФА.
При этом у них наилучшие характеристики по скорости отклонения вектора тяги по всем ракурсам, что позволяет самолету «вертеться волчком практически на месте», в то время как у двигателей F119-PW-100, установленных на «Рапторе», сопла отклоняются лишь по вертикали. Причем со скоростью всего 20 градусов в секунду, в то время как у ПАК ФА скорость отклонения, по данным «ПМ», составляет 60 град./сек. «Таким образом, - отмечает журнал, - при максимальной взлетной массе в 37 т (когда ракет на борту у ПАК ФА будет почти в полтора раза больше, чем у F-22) тяговооруженность сравнится с тяговооруженностью «Раптора», а при средней — превысит ее почти на 10%». Что касается нового основного самолета США, однодвигательного F-35 Lightning II, то при весьма ограниченной маневренности его тяговооруженность составляет всего около 20 000 кгс.
expert.ru
Главнокомандующий Воздушно-Космическими силами (ВКС) генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил журналистам в Жуковском, что завершен первый этап испытаний истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА — Перспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации). «Переходим ко второму этапу испытаний. Также получена рекомендация о начале изготовления установочной партии самолетов», — сказал Бондарев.
Установочная партия будет состоять из 12 самолетов. Их поставка в ВКС начнется в 2019 году. Правда, два года назад производители обещали начать поставки к концу этого года. Вполне понятно, что при создании столь сложной техники желания не всегда совпадают с реальностью.
Необходимость проведения второго этапа испытаний вовсе не означает, что на первом проверены не все летно-технические характеристики, и что самолет не был обкатан на всех режимах работы. Просто у Т-50 заменяют важнейший узел — двигатель. Дело в том, что все десять уже изготовленных летных прототипов сейчас летают на двигателе, которого не будет на серийных машинах. С этим двигателем — АЛ-41Ф1 («изделие 117») — первый прототип Т-50 дебютировал еще в январе 2010 года. Примерно такой же используется на истребителе Су-35С. На форсаже он развивает прекрасную скорость. Но в бесфорсажном режиме «вытягивает» только околозвуковую, что не удовлетворяет требованиям к истребителям пятого поколения.
Новый двигатель имеет в настоящий момент только заводское обозначение — «изделие 30». Он разработан в рыбинском НПО «Сатурн» за десять лет. Столь внушительный срок объясняется тем, что это не модернизация какого-либо из сузествующих в авиации двигателей, а полностью новый агрегат. В котором применены новые конструкторские решения, некоторые являются уникальными, не имеющими мировых аналогов.
Наземные испытания «изделия 30» недавно завершены. И вот теперь, после установки двигателя на истребитель Т-50, начнутся испытания второго этапа. То есть — и самолета, и двигателя. По плану это должно начаться осенью.
«Изделие 30» существенно превосходит двигатель, уже облетанный на первом этапе. Его бесфорсажная тяга — 11000 кгс против 8800 кгс у «изделия 117». На форсаже — 19000 кгс против 15000 кгс. Существуют и другие отличия: более высокая надежность, экономный расход топлива, повышенный межремонтный интервал, стоимость эксплуатации.
На создание Т-50 ушло не так уж много времени, если соотнести трудозатраты с теми, которые потребовались на разработку двух первых в мире истребителей пятого поколения — американских F-22 Raptor и F-35 Lightning II. ОКБ Сухого, имея на руках концепцию нового самолета и несколько эскизов самого общего плана, приступило к ОКР в 2005 году. Первый прототип подняли в воздух, как было сказано, в 2010 году. Серийное производство должно начаться через девять лет после этого события.
Российский многофункциональный истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50, разрабатываемый "ОКБ Сухого" в рамках проекта "ПАК ФА" (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Для сравнения: F-22 после первого полета в 1990 году начали производить только спустя пятнадцать лет — в 2005-м. На доведение до серии F-35 ушло примерно столько же времени. Однако тот самолет настолько сырой, что все еще находится в опытной эксплуатации.
Необходимо сказать, что внедрить в войска многоцелевой истребитель пятого поколения собираемся не только мы, но и Китай. И у него по этой части серьезные наработки. Хоть, судя по всему, китайский J-20 «Черный орел», совершивший первый полет в 2011 году, не по всем характеристикам соответствует требованиям, предъявляемым к «пятерочникам». Однако это не такая уж большая проблема. Например, F-35 нельзя назвать ни сверхманевренным, ни скоростным. Успех на поле боя, в конце концов, обеспечивается не догмами.
В связи с выходом Т-50 на финишную прямую представляется интересным сравнить его боевые возможности с возможностями двух американских машин и одной китайской. Хоть китайцы и хранят в секрете большую часть характеристик «Черного орла», но кое-что о нем известно.
По маневренности Т-50 вне конкуренции. Это предопределено и конструкцией планера, и отклонением вектора тяги двигателей в двух плоскостях со скоростью 60 град./с. У «американцев» двигатели отклоняются только в вертикальной плоскости.
Что касается незаметности, то это качество, выражаемое в эффективной площади рассеяния (ЭПР) волн радиолокатора противника, — тема для самых разнообразных домыслов. И базируются они на дезинформации, которую предоставляют разработчики либо в рекламных целях (когда надо продавать самолеты), либо в целях дезориентации противника (чтобы он не выстраивал заранее тактику воздушных боев и перехвата силами ПВО).
Можно лишь сказать, что наименьшее значение ЭПР у F-22. Наибольшее (т.е. наихудшее) — у F-35. Т-50 где-то в этом промежутке. О «китайце» ничего в этом плане неизвестно.
Важнейшим свойством современного самолета является не только его незаметность, но и способность к обнаружению целей и их уничтожению. И тут «запаздывание на старте» сыграло на руку разработчикам бортовой РЛС для Т-50, поскольку у нас сегодня появились новые радиоэлектронные компоненты. Также российские конструкторы учли, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора».
Прежде всего, необходимо сказать о том, что плоскость активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 под наклоном. Благодаря чему снижена ЭПР этого самолета. Пойти на такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции при работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Белка» с АФАР. Она пришла в военную авиацию на замену РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис».
«Белка» эффективнее «Ирбиса», который, в свою очередь, в сравнении с американской станцией AN/APG-77 выглядит очень убедительно. Он обнаруживает цель с ЭПР 1 кв. м. на расстоянии 300 км. Американская РЛС — на 225 км. Для целей с ЭПР 0,01 кв. м. у нас показатель — 90 км. По «американцу» он не приводится.
Другие показатели «Белки» засекречены, но они точно выше, чем у «Ирбиса».
На Т-50 установлено сразу шесть РЛС — носовая, две бортовые, две крыльевые и кормовая. Одновременно ими можно сопровождать до 60 целей. А с их помощью обстреливать — до 15.
На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что РЛС российского Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — в 55 км. При боковом ракурсе обзора F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км.
К ФА Т-50, разрабатываемые "ОКБ Сухого" в рамках проекта "ПАК ФА" (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) (программа "И-21") (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)
Помимо радиолокационного обзора имеется оптико-электронная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности действия тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным мировым лидером.
Впрочем, ОЛС есть и у F-35. Она предоставляет пилоту возможность обнаруживать цели (хоть и на меньшем удалении) с выключенной РЛС. А это снижает радиолокационную заметность самолета. У F-22 такой станции нет, что не лучшем образом отражается на его боевых возможностях.
Необходимо сказать и об одном достоинстве авионики F-35, которого нет у Т-50. Это шлем пилота, который делает самолет «прозрачным». То есть, в нем видимость не ограничена остеклением кабины. Вся панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, так и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения глаз, выдает необходимую панораму и снабжает летчика подсказками. А также управляет наведением оружия на цель.
А теперь о вооружении. У каждого из трех названных типов самолетов по пушке. У Т-50 — одноствольная калибра 30 мм. У F-22 — шестиствольная калибра 20 мм. У F-35 — четырехствольная калибра 25 мм.
Наиболее широкий ракетно-бомбовый арсенал у Т-50. Для него специально уже разработано 14 высокоточных ракет и корректируемых бомб. Половина принята на вооружение, половина — на испытаниях. Самая дальнобойная ракета «воздух-воздух» КС-172 имеет максимальную дальность стрельбы до 400 км. Это вдвое больше, чем у американской ракеты AIM-120D, улетающей всего максимум на 180 км. А вот «штатовская» ракета ближнего боя AIM-9X обладает прекрасной динамикой и эффективной матричной инфракрасной головкой самонаведения (ГСН), нечувствительной к тепловым ловушкам.
Среди ракет «воздух-поверхность» для Т-50 есть такие, которые в авангарде технических решений. С ними у летчика есть возможность осуществлять «свободную охоту». Такая ракета сама выбирает цель для атаки. «Американцы» оснащены ракетами, разработанными в лучшем случае в начале нулевых годов и модернизированными в этом десятилетии.
И в заключение — о китайском «Черном орле». Эксперты утверждают, что его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, то это предположительно российский АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный Пекином у России. То есть, речь идет о модификации двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют как минимум два летающих прототипа «Черного орла».
Справка «СП»
svpressa.ru
Испытания двигателя «Изделие 30» для российского истребителя пятого поколения Т-50 уже проходят наземные испитания, сообщает flightglobal.com 20 февраля со ссылкой на заявление главы ОАК Юрия Слюсаря. Летные испытания начнутся в 2017 году.
Двигатель второго этапа, известный также как «Тип 30» (ранее его ошибочно называли «Изделие 129»)
Предположительно, двигатель сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа. Силовая установка будет отличаться от АЛ-41Ф1 повышенной топливной эффективностью и меньшей стоимостью жизненного цикла.
Проект изделия создавался в кооперации конструкторскими службами предприятий дивизиона «Двигатели для боевой авиации» во главе с филиалом ОАО «УМПО» «ОКБ им. А.Люльки».
Генеральный конструктор-директор филиала «ОКБ им. А. Люльки» Евгений Марчуков
Глава ОАК уточнил, что Т-50 будет испытываться в два этапа — первый с использованием ТРДДФ «Изделие 117» ─ АЛ-41Ф1, второй с «Изделием 30».
Двигателем первого этапа для Т-50 является «Изделие 117» ─ АЛ-41Ф1, представляющий собой доработанную версию силовой установки АЛ-41Ф1С для Су-35С («Изделие 117С»
Двигатель 117С (АЛ-41) разработки компании «Сатурн» является «очень глубокой модернизацией» ТРДДФ АЛ-31Ф и его характеристики достаточны для «текущего этапа испытаний Т-50». Он добавил, что корпорация имеет шесть самолетов для испытаний (четыре летных и два для наземных тестов). Три дополнительных самолета будут построены в этом году. «Все идет по плану», уверяет Слюсарь.
Фото @ www.arms-expo.ru/news/archive/v-divizione-dvigateli-dlya-boevoy-aviacii-zaschitili-tehnicheskiy-proekta-perspektivnogo-dvigatelya-dlya-pak-fa17−12−2013−13−58−00
sdelano-u-nas.livejournal.com
Пришло подтверждение утреннему сообщению про двигатель для Т-50 (см: Первый полёт 7-го экземпляра Т-50. Первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора "изделие 30" https://cont.ws/post/433163). Здесь Вы можете ознакомиться с развернутой инфой по теме
Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта - «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считанные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50 будет конкурировать с американским F-22.
В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки состоялся первый запуск стендового образца «изделия 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА (Т-50).
«В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов»
«В Опытно-конструкторском бюро имени Люльки (Москва, филиал ПАО «УМПО») состоялся первый запуск стендового образца двигателя-демонстратора «изделие 30» – двигателя второго этапа для истребителя ПАК ФА, в подтверждение чему приводится соответствующий плакат», – говорится в блоге bmpd, выходящем под эгидой Центра анализа стратегий и технологий (Центр АСТ), в «Живом Журнале». Блогеры уточняют, что запуск состоялся 11 ноября, и ссылаются на информацию с веб-ресурса paralay.iboards.ru.
Буквально в начале сентября стало известно, что этот двигатель (так называемое изделие 30) готов в «металле». Теперь начались стендовые испытания. Буквально месяц назад были названы планы по старту полетных испытаний нового двигателя, важнейшего и уникального инженерного сооружения. Гендиректор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Александр Артюхов заявил, что двигатель второго этапа для ПАК ФА должен приступить к испытаниям в составе комплекса только в четвертом квартале 2017 года. Остальные работы по двигателю ПАК ФА, по его словам, будут развернуты в период с 2018 по 2020 год с прохождением госиспытаний в 2020 году.
Переходная ступень
Единственной страной, которая имеет в своем арсенале истребитель пятого поколения (и соответствующие двигатели для него) – это США. И Россия намерена стать второй страной, имеющей двигатель такого высокого класса. Именно отсутствие нового современного двигателя было одним из аргументов тех, кто отказывался называть истребитель Т-50 машиной пятого поколения.
Сейчас ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) оснащают так называемым двигателем первого этапа, который является промежуточным звеном. Двигатель первого этапа – это также значительное достижение. Однако он является всего лишь модернизированным агрегатом, в котором были опробованы ряд современных наработок. Создание подобного промежуточного звена - обычная поэтапная работа, характерная для любых высокотехнологичных продуктов.
«В Советском Союзе многие перспективные самолеты взлетали на двигателях от предшественников, на переходных движках. Это было нужно, чтобы начать испытания и отрабатывать узлы, не зависящие от двигателя. Однако выполнение всех требований, предъявляемых истребителю пятого поколения, возможно только при использовании двигателя второго этапа», - говорит газете ВЗГЛЯД главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
Создание двигателя второго этапа эксперт оценивает крайне высоко.
«Это означает, что российская авиационная наука и промышленность совершит качественный переход. Были заявления, что двигатель второго этапа по своим характеристикам не будет уступать тем, что стоят на американском F-22. Надеюсь, что это состоится», - говорит Олег Пантелеев.
Уникальность инженерного чуда
По понятным причинам, детальной информации о конструктивных решениях, примененных в двигателе, нет. Однако предъявляемые к нему требования известны.
Во-первых, это определенный уровень энерговооруженности – возможность совершать длительные полеты на сверхзвуковой скорости без форсажа. Сейчас истребители ходят на крейсерской скорости (дозвуковой), а на сверхзвук переходят только на форсаже. Переход на сверхзвук без форсажа дает принципиально новые боевые возможности. По различным оценкам, двигатель второго этапа (тип 30) эффективнее, чем двигатель АЛ-41Ф1 «тип 117» на 20-25%.
Во-вторых, это повышенные удельные показатели, в частности, тяги, приходящейся на единицу массы двигателя.
В-третьих, повышенное требование к обеспечению малой заметности различного диапазона.
«Плюс высокая надежность, контролепригодность благодаря встроенной мощной системе диагностики. Наконец, некоторое упрощение конструкции, то есть меньшее количество узлов и меньшие в пересчете на тягу габариты», - добавляет Пантелеев.
Все дело в лопатках
Исторически в создании двигателей большой тяги для истребителей преуспели только две державы – СССР и США. В этой гонке выигрывала то одна, то другая сторона. При этом, догнать Россию и США до сих пор так никому не удалось, хотя, безусловно, многие страны пытались и тратили на это огромные усилия. Например, китайцы хотели сделать подобный двигатель для своего аналога истребителя Су-30.
«Китайские разработки в значительной степени ориентировались на доступный им уровень технологий, который они могли изучить на поставляемых в Китай самолетах. Другими словами, что подсмотрели, то и смогли воспроизвести. Причем, судя по некоторым замечаниям, вопрос обеспечения надежности и высокого ресурса двигателей в полной мере решить китайской стороне так и не удалось», - уверяет Олег Пантелеев.
«Невозможно получить те же параметры, просто скопировав внешние размеры и облик. Если раньше достаточно было тщательно обмерить и сделать продукт по таким же чертежам, то сегодня и материалы, и технологии изготовления деталей из этих материалов позволяют на десятки процентов, а иногда и в разы изменить характеристики узла. Плюс нанесение различного рода покрытий. Все это является большой тайной и предметом серьезных научных изысканий российских и американских производителей», - добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Например, одной из уникальных разработок российских инженеров для двигателя второго этапа являются композитные металлокерамические лопатки турбины. Они сделаны из особо жаропрочных сплавов и имеют крайне сложную конструкцию. Воссоздать такой элемент, просто увидев и скопировав двигатель, конечно, нельзя. Секрет не только в составе уникальных сплавов, который узнать несложно - но и в технологии литья. В советское время преподаватели авиационных вузов полушутя обещали студентам Ленинскую премию, если они придумают, как повысить термостойкость лопаток турбины на 100 градусов. От этого параметра напрямую зависит эффективность двигателя.
Известно, что из уникальных разработок кроме лопаток двигателя, используется также т.н. «плазменная форсажная камера» (система зажигания), которая обеспечивает высокую надежность розжига пламени в форсажной камере на больших высотах. Иными словами, это позволяет осуществлять бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя.
Также мотор будет иметь хорошие характеристики по газодимаческой устойчивости. «Это позволит самолету выполнять все без исключения маневры, включая фигуры высшего пилотажа», - поясняет Пантелеев.
Двигатель второго этапа также получит высокую приемистость, что позволит, принимая оперативно решения о выполнении того или иного маневра, повышать тягу до требуемых значений. Наконец, для него будет использована полностью цифровая система управления, имеющая при этом высочайшую степень надежности и безотказности.
http://vz.ru//economy/2016/11/...
18 ноября 2016, 22:15 Фото: Vitaly V. Kuzmin/wikipedia.org Текст: Ольга Самофалова
Двигателестроение
«Триумф» и «Триумфатор» получили сверхмощные дизели 8493.10-34. Продукция ТМЗ. Цикл Моторостроение России https://cont.ws/addpost/398947 13.10.16
Воронежское ОКБМ впервые за 20 лет сертифицировало новый авиадвигатель М-14В26В1, последний из линейки двигателей М-14. Моторостроение России https://cont.ws/post/367288 08/09/16
Ту-160 выйдут в стратосферу https://cont.ws/post/345476 15.08.16
На Урале запущено производство линейки универсальных дизельных двигателей нового поколения ДМ-185. Видео. https://cont.ws/post/319782 15.07.16 ..
Авиация будущего: какими будут новейшие российские авиадвигатели. + Як-152 планируется в серию с весны 2017г. https://cont.ws/post/304661 26.06.16...
Корвет "Гремящий" оснастили двигателем производства РФ https://cont.ws/post/275058 20/05/16..
В России начато производство двигателей для вертолетов взамен украинских. Больше самолетов и вертолетов, хороших и разных! 23/06/16 https://cont.ws/post/301988...
×cont.ws
С 2010 года и до настоящего времени опытные машины программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» Т-50, теперь известные как Су-57, использовали турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1. В контексте всей программы они также носили условное обозначение «двигатели первого этапа». Эти изделия, построенные по двухконтурной схеме, оснащенные форсажной камерой и соплом с управлением вектором тяги, позволили самолету получить желаемые возможности и заметным образом повысили характеристики в сравнении с существующей техникой. Параллельно велась разработка совершенно нового двигателя с рабочим названием «Изделие 30». Также его именовали двигателем второго этапа.
Проектирование и отработка двигателя второго этапа заняли несколько лет. По известным данным, в течение нескольких последних месяцев опытные «Изделия 30» проверялись на стенде. К настоящему времени двигатели нового типа были подготовлены к полноценным испытаниям вместе с носителем. Первый полет опытного самолета с прототипами двигателей новой модели состоялся несколько дней назад.
Истребитель пятого поколения Су-57 с бортовым номером 052 (второй летный образец своего типа), оснащенный двигателем «Изделие 30», совершил свой первый полет в минувшую среду, 6 декабря. Исходя из соображений безопасности, самолет оснастили смешанной силовой установки в виде двигателей АЛ-41Ф1 и «Изделия 30». Первые подобные испытания провели на аэродроме Летно-исследовательского центра им М.М. Громова в г. Жуковский Московской области. Управлял опытной машиной с новой силовой установкой шеф-пилот компании «Сухой» герой России Сергей Богдан.
По очевидным причинам, разработчики проекта и испытатели не стали раскрывать большую часть информации о первом испытательном полете и ограничились лишь рядом самых общих сведений. По официальным данным, первый полет с использованием «Изделия 30» продолжался 17 минут. За это время опытный Т-50 под управлением летчика-испытателя выполнил полетное задание. Полет прошел штатно и в соответствии с полученным заданием. Вскоре авиационная промышленность опубликовала фотографии и видео первого испытательного полета техники в новой конфигурации.
Проект двигателя «Изделие 30» все еще достаточно далек от начала серийного производства и эксплуатации техники в войсках, но уже сейчас удостаивается самых высоких оценок. Так, комментируя проект ПАК ФА и новый двигатель для такого самолета, министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что новые самолеты являются доказательством высокого потенциала отечественного авиастроения. Отрасль доказала свою способность создавать высокоинтеллектуальные передовые системы, такие как уникальный планер, инновационное цифровое оборудование и новейшие двигатели.
Начало летных испытаний нового двигателя «Изделие 30» является важнейшей вехой в истории отечественного двигателестроения. Дело в том, что впервые за долгие годы турбореактивный двигатель для боевого самолета разрабатывался с нуля и не должен был стать очередным вариантом глубокой модернизации одного из существующих образцов. Фактически «Изделие 30» стало первой полноценной разработкой своего рода в современной истории отечественной промышленности. При этом уникальность проекта заключается не только в подходах к конструированию. Отказ от использования готовых базовых проектов позволил применить новые идеи и решения, заметным образом повлияв на итоговые характеристики и возможности.
Согласно ранее публиковавшимся данным, новое «Изделие 30» создавалось в рамках кооперации нескольких предприятий из состава Объединенной двигателестроительной корпорации. Такая организация работ позволила ряду ведущих организаций отрасли объединить усилия и использовать самые лучшие свои наработки. В проекте использовались самые новые идеи и решения конструктивного и технологического характера. Правильное сочетание перспективных и известных решений привело к требуемым результатам.
К сожалению, большая часть сведений о турбореактивном двигателе «Изделие 30» пока не подлежит разглашению. Тем не менее, уже были объявлены основные особенности конструкции и характерные преимущества новой разработки. Как утверждается, одним из способов повышения характеристик стало применение новых материалов и архитектур отдельных агрегатов. В частности, двигатель получил совершенно новый компрессор высокого давления. Несколько новшеств было внедрено в конструкцию турбины. В первую очередь, в ее деталях применили новые жаропрочные сплавы никеля.
Более эффективные компрессор и турбина в сочетании с другими инновациями, такими как новая электронная система управления, дали двигателю «Изделие 30» определенные преимущества перед существующими изделиями. Ранее неоднократно указывалось, что основными преимуществами нового двигателя станут сниженный расход топлива при выросшей тяге. Кроме того, двигатель комплектуется соплом с системой управления вектором тяги, что позволяет резко повысить маневренность самолета.
Как известно, одним из признаков истребителя пятого поколения является возможность полета со сверхзвуковой скоростью без использования форсажной камеры. По известным данным, двигатели первого этапа для ПАК ФА – АЛ-41Ф1 – уже позволяли получить такие возможности. Новое «Изделие 30», отличаясь более высокими техническими характеристиками, позволит решать подобные задачи с большей эффективностью, в том числе с уменьшенным расходом горючего.
Точные характеристики нового двигателя пока официально не публиковались. Пока известны только различные оценки, сделанные на основе доступных сведений о существующих двигателях отечественной разработки. Максимальная тяга «Изделия 30» без использования оценивается в 10-11 тыс. кгс. Форсажная должна достигать 16-18 тыс. кгс. Подобные оценки основываются, прежде всего, на том предположении, что двигатель второго этапа должен иметь заметные преимущества перед существующими изделиями.
Из таких оценок следует, что тяга двух двигателей новой модели, работающих на форсаже, должна, как минимум, на 10-15% превышать нормальную взлетную массу самолета. При максимальном взлетном весе тягооворуженность так же должна быть больше единицы, хотя ее запас в таком случае может серьезным образом сократиться. Тем не менее, в данной ситуации некоторое сокращение тяговооруженности компенсируется увеличением запаса топлива и боекомплекта.
Истребитель Су-57 / Т-50 с двигателями первого этапа уже имел возможность более энергичного маневрирования за счет системы управления вектором тяги, построенной на основе управляемых сопел. Как сообщается, двигатель «Изделие 30» тоже оснащается средствами контроля реактивной струи, благодаря чему самолет сохраняет имеющиеся возможности в контексте маневренности при повышении прочих летных данных.
Начало полетов с новым двигателем является важным этапом в истории всей программы ПАК ФА. Оно приближает момент успешного завершения работ, однако до получения желаемых результатов достаточно далеко. Пока на самолете-носителе испытывается только одно «Изделие 30». В ближайшем будущем должны будут начаться полеты с полноценной силовой установкой в составе двух двигателей. Испытания Т-50 с двумя двигателями запланированы на следующий год.
Согласно ранее публиковавшимся планам, летные испытания двигателя второго этапа должны были стартовать в 2017 году и продолжаться в течение двух лет. К концу десятилетия военные и промышленность намеревались завершить отработку «Изделий 30», по результатам которой новый двигатель можно было бы ставить в серию. Как показывают последние новости, программа ПАК ФА пока идет в соответствии с графиком. Как и планировалось, первый полет с новым двигателем состоялся в 2017 году, что позволит в следующем году поднять в воздух истребитель в окончательной конфигурации.
Удастся ли участникам программы ПАК ФА уложиться в указанные сроки – будет ясно в ближайшем будущем. К настоящему времени они смогли реализовать ряд этапов программы и весь ход последней, в целом, может являться поводом для оптимизма. Пока нет никаких оснований сомневаться в возможности успешного завершения работ в установленные сроки.
Летом этого года командование воздушно-космических сил и руководство авиастроительной промышленности огласили планы на ближайшее будущее, затрагивающие серийное производство и поставки истребителей Су-57. Утверждается, что в 2018-19 годах армия получит установочную партию из 12 таких машин. 10 самолетов из 12, предназначенных для опытной эксплуатации, получат двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1. Две другие машины должны будут соответствовать облику серийного истребителя. По всей видимости, слова о серийном облике подразумевали в том числе и двигатели «Изделие 30».
Необходимо отметить, что в рамках программы ПАК ФА разрабатывается значительное число новых проектов, и новые идеи реализуются не только в сфере силовых установок. В настоящее время продолжается работа над новыми радиоэлектронными системами, ведется разработка различных авиационных средств поражения и т.д. Как и в случае с проектом «Изделие 30», работы в этих направлениях должны будут завершиться в ближайшие годы, вследствие чего войска смогут получить полноценные боевые самолеты в полной комплектации, предусматриваемой существующим проектом.
В последнее время с завидной регулярностью появляются сообщения о тех или иных работах и успехах программы «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации». Кроме того, приближаются указанные сроки завершения опытно-конструкторских работ и начала серийного производства для поставок техники вооруженным силам. Начало испытаний опытного самолета Т-50 / Су-57 с новым двигателем затрагивает ключевые аспекты всей программы, и потому является одной из главных новостей последнего времени.
Авиационная промышленность продолжает доводку перспективного истребителя пятого поколения и регулярно отчитывается о своих успехах в этом деле. Последние новости о старте испытаний опытного самолета Су-57 с новым двигателем «Изделие 30» продолжают эту замечательную традицию и, безусловно, оказываются новым поводом для гордости и оптимизма.
По материалам сайтов:http://uacrussia.ru/http://ria.ru/http://tass.ru/http://vz.ru/http://rg.ru/
www.globalwarnews.ru