ДВС РОТОРНЫЙ EMDRIVE РАСКОКСОВКА HONDAВИДЫ

Это интересно! Двигатели вентильно индукторные


Вентильно-индукторные двигатели в «зеленых» системах

background image

30

Э

лек

тр

оприв

о

д

www.elcomdesign.ru

Электронная промышленность продолжает переход от неэффективных

асинхронных двигателей к вентильно-индукторным двигателям (ВИД)

с высокой энергоэффективностью и улучшенными массогабаритными

показателями — параметрами, которые отвечают нуждам современ-

ной электроники. В статье рассматриваются преимущества таких

двигателей и вопросы их практического применения.

вентильно-индукторные

двигатели в «зеленых» системах

Байонгчул чо, Сангил йонг, Fairchild Semiconductor

ВыСокоэффектиВные

электродВигатели и экономия

раСходоВ

для создания высокоэффективных

электронных систем требуются ком-

пактные эффективные электродвигате-

ли с широким диапазоном регулирова-

ния скорости.

воздушный зазор в таких двигателях

минимален, за счет чего увеличивает-

ся энергоэффективность вид. самый

простой способ создать вращающий

момент и привести во вращение ротор

состоит в последовательном пере-

ключении фазы тока в зависимости

от положения ротора. при этом ротор

будет следовать по направлению пере-

ключения, поворачиваясь в сторону

фазы с максимальным током. таким

образом, направление вращения не

зависит от направления текущего

через фазу тока — оно зависит только

от последовательности возбуждения

обмотки статора. данный принцип

униполярности требует, чтобы только

один ключ располагался последова-

тельно фазной обмотке.

у вид имеется ряд явных преи-

муществ перед большинством дви-

гателей, в т.ч. над асинхронными

двигателями. поскольку у вид явно-

полюсный ротор не имеет обмотки,

затраты на материалы для его изго-

товления ниже. кроме того, за счет

независимых обмоток реализована

отказоустойчивая работа двигателя и

устойчивая структура, которая позво-

ляет уменьшить энергопотребление

благодаря тому, что питание подается

на обмотки и отключается только в

случае необходимости. у этого типа

двигателя высокое отношение вра-

щающего момента к моменту инерции

и большой пусковой момент, причем

проблемы с бросками пускового тока

отсутствуют.

в других типах двигателей ток при

их запуске может привести к момен-

Рис. 1. Эквивалентная схема однофазного ВИД

тальному провалу сетевого напряже-

ния, что отрицательно сказывается

на качестве электроэнергии. однако

применение технологии вид может

иметь ряд недостатков, о которых сле-

дует знать. например, для работы вид

требуется информация о положении

ротора. по этой причине вид, как пра-

вило, должны оснащаться датчиками,

что удорожает систему. еще одним

недостатком вид является необходи-

мость в управлении звуковым шумом,

вызванным вибрациями работающего

двигателя, а также в необходимости

избежать воздействия пульсаций на

систему.

Применение Вид В ПылеСоСах

одним из потенциальных недостат-

ков вид обусловлен его схемой. с появ-

лением высокоскоростных DSP стало

возможным установить управление

вид без использования датчиков.

в бытовой технике вид, в первую

очередь, нашли применение в пыле-

сосах, где требуется высокая скорость

вращения (десятки тысяч об./мин), а

также большой крутящий момент для

всасывания. вращающийся с большой

скоростью ротор играет также роль

низкочастотного фильтра пульсаций,

что уменьшает недостатки вид.

Шум вид в пылесосах гораздо

меньше звукового шума вентилятора.

оптимальный выбор этого типа двига-

теля для пылесоса должен учитывать

указанные требования.

во многих недорогих пылесосах

используется простой двухпозици-

онный переключатель с универсаль-

ным двигателем с большой скоро-

стью вращения до 30 тыс. об./мин.

скорость двигателя регулируется с

помощью триака и цепи синхрониза-

ции с помощью информации, посту-

пающей с датчика положения. при

таком управлении фазовым углом

на нагрузку подается только часть

сетевого переменного напряжения.

Фазовый угол непрерывно меняется,

что позволяет изменять форму сигна-

ла напряжения.

недостаток этого простого и недо-

рогого электронного устройства управ-

ления состоит в том, что переключе-

ние сигнала переменного тока может

привести к нежелательным электро-

магнитным помехам. таким образом,

необходимо предпринять меры по пре-

дотвращению воздействия этих помех

на сеть электропитания или на схему

самого триака. Более того, из-за боль-

шого тока снижается эффективность

работы двигателя, а высокая темпера-

тура щеток приводит к сокращению его

срока службы.

драйвер вид является асимметрич-

ным преобразователем с цепью Шим-

управления, обеспечивающей питание

и коммутацию. из-за сложности этой

схемы такое решение ограничено при-

менением лишь на рынке дорогостоя-

щей продукции.

на самом деле, в приложениях с вид

используются преобразователи разных

background image

Э

лек

тр

оприв

о

д

31

электронные компоненты №11 2010

типов. выбор определенного устрой-

ства зависит от предполагаемой стои-

мости системы, схемы управления и

технических характеристик. на рисун-

ке 1 представлена эквивалентная одно-

фазная цепь.

ВыБор тоПологии Схемы

данный преобразователь состоит из

двух IGBT-транзисторов и двух диодов.

при включении Q1 и Q2 возбуждаются

статорные обмотки, а ротор начинает

двигаться под действием реактивного

момента, создаваемого возбужденным

полюсом статора. незадолго до того

как оси статора и ротора совпадут, Q1 и

Q2 выключаются, а D1 и D2 включаются.

в результате на обмотке фазы появ-

ляется отрицательное напряжение, и

быстро уменьшается ток, что подавляет

генерацию отрицательного крутящего

момента. амплитуда и форма сигна-

ла тока регулируются таким образом,

чтобы удовлетворить требованиям к

крутящему моменту и скорости вра-

щения.

схема управления вентильно-

индукторным двигателем реализуется

на печатной плате в виде дискретного

или модульного решения. несмотря

на то, что дискретное решение обе-

спечивает большую гибкость монта-

жа, применение силовых модулей дает

выигрыш в занимаемом пространстве,

надежности,

производительности

и стоимости системы при серийном

производстве. на рынке предлагаются

два модуля для такого типа двигате-

лей — одно- и двухфазные преобра-

зователи. увеличение числа фаз сни-

жает уровень пульсаций, однако это

достигается за счет большего числа

электронных компонентов. для соз-

дания пускового момента двигателя

требуются, по крайней мере, две фазы.

для задания направления вращения —

три фазы.

в случае двухфазного модуля вид

в его состав входят четыре NPT IGBT,

четыре диодных модуля FRD, три драй-

вера ис, дискретные ограничительные

диоды и дополнительный термистор.

Благодаря тому, что термистор нахо-

дится внутри модуля, а не на тепло-

отводе, фактическая температура

кристалла определяется с меньшей

постоянной времени и с меньшей

погрешностью. наконец, еще одним

преимуществом этого модуля явля-

ется оптимизация работы кристалла

путем снижения потерь мощности,

основанного на учете действительных

технических характеристик пылесоса.

Энергоэффективность и отличные

технические характеристики — обя-

зательные требования к бытовым

приложениям. потребительский

спрос традиционно высок на сложную

электронную продукцию с развитой

функциональностью, однако по мере

роста цен на электроэнергию необхо-

димость в снижении мощности, потре-

бляемой изделиями, увеличивается.

именно по этой причине технология

вид становится более популярной во

многих стандартных приложениях, в

т.ч. бытовых.

использование силового модуля в

вентильно-индукторных двигателях, по

всей видимости, станет широко рас-

пространенным решением. технология

вид будет совершенствоваться и далее

в направлении уменьшения шума и

пульсаций за счет модернизации само-

го двигателя, повышения точности без-

датчикового алгоритма и собственно

алгоритма управления.

ЛИтература

1. w w w.eetimes.com/design/smar t-

energy- design/4013583/How-Switched-

Reluctance-Motors-enable-green-designs.

www.russianelectronics.ru

Вентильно-индукторные двигатели в «зеленых» системах

background image

30

Э

лек

тр

оприв

о

д

www.elcomdesign.ru

Электронная промышленность продолжает переход от неэффективных

асинхронных двигателей к вентильно-индукторным двигателям (ВИД)

с высокой энергоэффективностью и улучшенными массогабаритными

показателями — параметрами, которые отвечают нуждам современ-

ной электроники. В статье рассматриваются преимущества таких

двигателей и вопросы их практического применения.

вентильно-индукторные

двигатели в «зеленых» системах

Байонгчул чо, Сангил йонг, Fairchild Semiconductor

ВыСокоэффектиВные

электродВигатели и экономия

раСходоВ

для создания высокоэффективных

электронных систем требуются ком-

пактные эффективные электродвигате-

ли с широким диапазоном регулирова-

ния скорости.

воздушный зазор в таких двигателях

минимален, за счет чего увеличивает-

ся энергоэффективность вид. самый

простой способ создать вращающий

момент и привести во вращение ротор

состоит в последовательном пере-

ключении фазы тока в зависимости

от положения ротора. при этом ротор

будет следовать по направлению пере-

ключения, поворачиваясь в сторону

фазы с максимальным током. таким

образом, направление вращения не

зависит от направления текущего

через фазу тока — оно зависит только

от последовательности возбуждения

обмотки статора. данный принцип

униполярности требует, чтобы только

один ключ располагался последова-

тельно фазной обмотке.

у вид имеется ряд явных преи-

муществ перед большинством дви-

гателей, в т.ч. над асинхронными

двигателями. поскольку у вид явно-

полюсный ротор не имеет обмотки,

затраты на материалы для его изго-

товления ниже. кроме того, за счет

независимых обмоток реализована

отказоустойчивая работа двигателя и

устойчивая структура, которая позво-

ляет уменьшить энергопотребление

благодаря тому, что питание подается

на обмотки и отключается только в

случае необходимости. у этого типа

двигателя высокое отношение вра-

щающего момента к моменту инерции

и большой пусковой момент, причем

проблемы с бросками пускового тока

отсутствуют.

в других типах двигателей ток при

их запуске может привести к момен-

Рис. 1. Эквивалентная схема однофазного ВИД

тальному провалу сетевого напряже-

ния, что отрицательно сказывается

на качестве электроэнергии. однако

применение технологии вид может

иметь ряд недостатков, о которых сле-

дует знать. например, для работы вид

требуется информация о положении

ротора. по этой причине вид, как пра-

вило, должны оснащаться датчиками,

что удорожает систему. еще одним

недостатком вид является необходи-

мость в управлении звуковым шумом,

вызванным вибрациями работающего

двигателя, а также в необходимости

избежать воздействия пульсаций на

систему.

Применение Вид В ПылеСоСах

одним из потенциальных недостат-

ков вид обусловлен его схемой. с появ-

лением высокоскоростных DSP стало

возможным установить управление

вид без использования датчиков.

в бытовой технике вид, в первую

очередь, нашли применение в пыле-

сосах, где требуется высокая скорость

вращения (десятки тысяч об./мин), а

также большой крутящий момент для

всасывания. вращающийся с большой

скоростью ротор играет также роль

низкочастотного фильтра пульсаций,

что уменьшает недостатки вид.

Шум вид в пылесосах гораздо

меньше звукового шума вентилятора.

оптимальный выбор этого типа двига-

теля для пылесоса должен учитывать

указанные требования.

во многих недорогих пылесосах

используется простой двухпозици-

онный переключатель с универсаль-

ным двигателем с большой скоро-

стью вращения до 30 тыс. об./мин.

скорость двигателя регулируется с

помощью триака и цепи синхрониза-

ции с помощью информации, посту-

пающей с датчика положения. при

таком управлении фазовым углом

на нагрузку подается только часть

сетевого переменного напряжения.

Фазовый угол непрерывно меняется,

что позволяет изменять форму сигна-

ла напряжения.

недостаток этого простого и недо-

рогого электронного устройства управ-

ления состоит в том, что переключе-

ние сигнала переменного тока может

привести к нежелательным электро-

магнитным помехам. таким образом,

необходимо предпринять меры по пре-

дотвращению воздействия этих помех

на сеть электропитания или на схему

самого триака. Более того, из-за боль-

шого тока снижается эффективность

работы двигателя, а высокая темпера-

тура щеток приводит к сокращению его

срока службы.

драйвер вид является асимметрич-

ным преобразователем с цепью Шим-

управления, обеспечивающей питание

и коммутацию. из-за сложности этой

схемы такое решение ограничено при-

менением лишь на рынке дорогостоя-

щей продукции.

на самом деле, в приложениях с вид

используются преобразователи разных

background image

Э

лек

тр

оприв

о

д

31

электронные компоненты №11 2010

типов. выбор определенного устрой-

ства зависит от предполагаемой стои-

мости системы, схемы управления и

технических характеристик. на рисун-

ке 1 представлена эквивалентная одно-

фазная цепь.

ВыБор тоПологии Схемы

данный преобразователь состоит из

двух IGBT-транзисторов и двух диодов.

при включении Q1 и Q2 возбуждаются

статорные обмотки, а ротор начинает

двигаться под действием реактивного

момента, создаваемого возбужденным

полюсом статора. незадолго до того

как оси статора и ротора совпадут, Q1 и

Q2 выключаются, а D1 и D2 включаются.

в результате на обмотке фазы появ-

ляется отрицательное напряжение, и

быстро уменьшается ток, что подавляет

генерацию отрицательного крутящего

момента. амплитуда и форма сигна-

ла тока регулируются таким образом,

чтобы удовлетворить требованиям к

крутящему моменту и скорости вра-

щения.

схема управления вентильно-

индукторным двигателем реализуется

на печатной плате в виде дискретного

или модульного решения. несмотря

на то, что дискретное решение обе-

спечивает большую гибкость монта-

жа, применение силовых модулей дает

выигрыш в занимаемом пространстве,

надежности,

производительности

и стоимости системы при серийном

производстве. на рынке предлагаются

два модуля для такого типа двигате-

лей — одно- и двухфазные преобра-

зователи. увеличение числа фаз сни-

жает уровень пульсаций, однако это

достигается за счет большего числа

электронных компонентов. для соз-

дания пускового момента двигателя

требуются, по крайней мере, две фазы.

для задания направления вращения —

три фазы.

в случае двухфазного модуля вид

в его состав входят четыре NPT IGBT,

четыре диодных модуля FRD, три драй-

вера ис, дискретные ограничительные

диоды и дополнительный термистор.

Благодаря тому, что термистор нахо-

дится внутри модуля, а не на тепло-

отводе, фактическая температура

кристалла определяется с меньшей

постоянной времени и с меньшей

погрешностью. наконец, еще одним

преимуществом этого модуля явля-

ется оптимизация работы кристалла

путем снижения потерь мощности,

основанного на учете действительных

технических характеристик пылесоса.

Энергоэффективность и отличные

технические характеристики — обя-

зательные требования к бытовым

приложениям. потребительский

спрос традиционно высок на сложную

электронную продукцию с развитой

функциональностью, однако по мере

роста цен на электроэнергию необхо-

димость в снижении мощности, потре-

бляемой изделиями, увеличивается.

именно по этой причине технология

вид становится более популярной во

многих стандартных приложениях, в

т.ч. бытовых.

использование силового модуля в

вентильно-индукторных двигателях, по

всей видимости, станет широко рас-

пространенным решением. технология

вид будет совершенствоваться и далее

в направлении уменьшения шума и

пульсаций за счет модернизации само-

го двигателя, повышения точности без-

датчикового алгоритма и собственно

алгоритма управления.

ЛИтература

1. w w w.eetimes.com/design/smar t-

energy- design/4013583/How-Switched-

Reluctance-Motors-enable-green-designs.

www.russianelectronics.ru

Вентильно-индукторные двигатели в «зеленых» системах

background image

30

Э

лек

тр

оприв

о

д

www.elcomdesign.ru

Электронная промышленность продолжает переход от неэффективных

асинхронных двигателей к вентильно-индукторным двигателям (ВИД)

с высокой энергоэффективностью и улучшенными массогабаритными

показателями — параметрами, которые отвечают нуждам современ-

ной электроники. В статье рассматриваются преимущества таких

двигателей и вопросы их практического применения.

вентильно-индукторные

двигатели в «зеленых» системах

Байонгчул чо, Сангил йонг, Fairchild Semiconductor

ВыСокоэффектиВные

электродВигатели и экономия

раСходоВ

для создания высокоэффективных

электронных систем требуются ком-

пактные эффективные электродвигате-

ли с широким диапазоном регулирова-

ния скорости.

воздушный зазор в таких двигателях

минимален, за счет чего увеличивает-

ся энергоэффективность вид. самый

простой способ создать вращающий

момент и привести во вращение ротор

состоит в последовательном пере-

ключении фазы тока в зависимости

от положения ротора. при этом ротор

будет следовать по направлению пере-

ключения, поворачиваясь в сторону

фазы с максимальным током. таким

образом, направление вращения не

зависит от направления текущего

через фазу тока — оно зависит только

от последовательности возбуждения

обмотки статора. данный принцип

униполярности требует, чтобы только

один ключ располагался последова-

тельно фазной обмотке.

у вид имеется ряд явных преи-

муществ перед большинством дви-

гателей, в т.ч. над асинхронными

двигателями. поскольку у вид явно-

полюсный ротор не имеет обмотки,

затраты на материалы для его изго-

товления ниже. кроме того, за счет

независимых обмоток реализована

отказоустойчивая работа двигателя и

устойчивая структура, которая позво-

ляет уменьшить энергопотребление

благодаря тому, что питание подается

на обмотки и отключается только в

случае необходимости. у этого типа

двигателя высокое отношение вра-

щающего момента к моменту инерции

и большой пусковой момент, причем

проблемы с бросками пускового тока

отсутствуют.

в других типах двигателей ток при

их запуске может привести к момен-

Рис. 1. Эквивалентная схема однофазного ВИД

тальному провалу сетевого напряже-

ния, что отрицательно сказывается

на качестве электроэнергии. однако

применение технологии вид может

иметь ряд недостатков, о которых сле-

дует знать. например, для работы вид

требуется информация о положении

ротора. по этой причине вид, как пра-

вило, должны оснащаться датчиками,

что удорожает систему. еще одним

недостатком вид является необходи-

мость в управлении звуковым шумом,

вызванным вибрациями работающего

двигателя, а также в необходимости

избежать воздействия пульсаций на

систему.

Применение Вид В ПылеСоСах

одним из потенциальных недостат-

ков вид обусловлен его схемой. с появ-

лением высокоскоростных DSP стало

возможным установить управление

вид без использования датчиков.

в бытовой технике вид, в первую

очередь, нашли применение в пыле-

сосах, где требуется высокая скорость

вращения (десятки тысяч об./мин), а

также большой крутящий момент для

всасывания. вращающийся с большой

скоростью ротор играет также роль

низкочастотного фильтра пульсаций,

что уменьшает недостатки вид.

Шум вид в пылесосах гораздо

меньше звукового шума вентилятора.

оптимальный выбор этого типа двига-

теля для пылесоса должен учитывать

указанные требования.

во многих недорогих пылесосах

используется простой двухпозици-

онный переключатель с универсаль-

ным двигателем с большой скоро-

стью вращения до 30 тыс. об./мин.

скорость двигателя регулируется с

помощью триака и цепи синхрониза-

ции с помощью информации, посту-

пающей с датчика положения. при

таком управлении фазовым углом

на нагрузку подается только часть

сетевого переменного напряжения.

Фазовый угол непрерывно меняется,

что позволяет изменять форму сигна-

ла напряжения.

недостаток этого простого и недо-

рогого электронного устройства управ-

ления состоит в том, что переключе-

ние сигнала переменного тока может

привести к нежелательным электро-

магнитным помехам. таким образом,

необходимо предпринять меры по пре-

дотвращению воздействия этих помех

на сеть электропитания или на схему

самого триака. Более того, из-за боль-

шого тока снижается эффективность

работы двигателя, а высокая темпера-

тура щеток приводит к сокращению его

срока службы.

драйвер вид является асимметрич-

ным преобразователем с цепью Шим-

управления, обеспечивающей питание

и коммутацию. из-за сложности этой

схемы такое решение ограничено при-

менением лишь на рынке дорогостоя-

щей продукции.

на самом деле, в приложениях с вид

используются преобразователи разных

background image

Э

лек

тр

оприв

о

д

31

электронные компоненты №11 2010

типов. выбор определенного устрой-

ства зависит от предполагаемой стои-

мости системы, схемы управления и

технических характеристик. на рисун-

ке 1 представлена эквивалентная одно-

фазная цепь.

ВыБор тоПологии Схемы

данный преобразователь состоит из

двух IGBT-транзисторов и двух диодов.

при включении Q1 и Q2 возбуждаются

статорные обмотки, а ротор начинает

двигаться под действием реактивного

момента, создаваемого возбужденным

полюсом статора. незадолго до того

как оси статора и ротора совпадут, Q1 и

Q2 выключаются, а D1 и D2 включаются.

в результате на обмотке фазы появ-

ляется отрицательное напряжение, и

быстро уменьшается ток, что подавляет

генерацию отрицательного крутящего

момента. амплитуда и форма сигна-

ла тока регулируются таким образом,

чтобы удовлетворить требованиям к

крутящему моменту и скорости вра-

щения.

схема управления вентильно-

индукторным двигателем реализуется

на печатной плате в виде дискретного

или модульного решения. несмотря

на то, что дискретное решение обе-

спечивает большую гибкость монта-

жа, применение силовых модулей дает

выигрыш в занимаемом пространстве,

надежности,

производительности

и стоимости системы при серийном

производстве. на рынке предлагаются

два модуля для такого типа двигате-

лей — одно- и двухфазные преобра-

зователи. увеличение числа фаз сни-

жает уровень пульсаций, однако это

достигается за счет большего числа

электронных компонентов. для соз-

дания пускового момента двигателя

требуются, по крайней мере, две фазы.

для задания направления вращения —

три фазы.

в случае двухфазного модуля вид

в его состав входят четыре NPT IGBT,

четыре диодных модуля FRD, три драй-

вера ис, дискретные ограничительные

диоды и дополнительный термистор.

Благодаря тому, что термистор нахо-

дится внутри модуля, а не на тепло-

отводе, фактическая температура

кристалла определяется с меньшей

постоянной времени и с меньшей

погрешностью. наконец, еще одним

преимуществом этого модуля явля-

ется оптимизация работы кристалла

путем снижения потерь мощности,

основанного на учете действительных

технических характеристик пылесоса.

Энергоэффективность и отличные

технические характеристики — обя-

зательные требования к бытовым

приложениям. потребительский

спрос традиционно высок на сложную

электронную продукцию с развитой

функциональностью, однако по мере

роста цен на электроэнергию необхо-

димость в снижении мощности, потре-

бляемой изделиями, увеличивается.

именно по этой причине технология

вид становится более популярной во

многих стандартных приложениях, в

т.ч. бытовых.

использование силового модуля в

вентильно-индукторных двигателях, по

всей видимости, станет широко рас-

пространенным решением. технология

вид будет совершенствоваться и далее

в направлении уменьшения шума и

пульсаций за счет модернизации само-

го двигателя, повышения точности без-

датчикового алгоритма и собственно

алгоритма управления.

ЛИтература

1. w w w.eetimes.com/design/smar t-

energy- design/4013583/How-Switched-

Reluctance-Motors-enable-green-designs.

www.russianelectronics.ru