Главный инженер ПАО «НПО «Сатурн» Михаил Касаткин:
Два других инвестиционных проекта касаются развития российской базы морского газотурбостроения по программе импортозамещения – и этим все сказано. В планах 2017 года сдать в эксплуатацию сборочно-испытательный комплекс морских ГТА – уникальное для России сооружение, предназначенное для проведения всех типов экспериментальных, предварительных, доводочных, сертификационных и приемочных (серийных) испытаний. Также в 2017 году необходимо завершить технологическое перевооружение, предусматривающее приобретение оборудования для организации серийного изготовления морских газотурбинных двигателей. Первые двигатели установочной партии мы уже сделали на существующем оборудовании.
Строящийся корпус для испытательного стенда корабельных газотурбинных установок на территории НПО "Сатурн". Рыбинск, октябрь 2016 года (c) bmpd
В 2016 году, выполняя программу импортозамещения, производством компании было освоено три наименования морских двигателей. За этой фразой стоит огромный труд людей – конструкторов, технологов, производственников. Освоение новых изделий шло напряженно. Ходили по краю, но выдержали графики технологической подготовки производства по каждой детали этих двигателей. Работа выполнена в сжатые сроки, которые нам были выделены. Любая, даже незначительная, ошибка могла существенно повлиять на сроки выполнения работ, но благодаря опыту и высокой компетенции специалистов компании, ошибок у нас не было.
Директор по экономике и финансам ПАО «НПО «Сатурн» Алексей Соболев:
Глобальной задачей НПО «Сатурн» 2017 года является окончательное выполнение комплекса обязательств по морским программам. Это и завершение опытно-конструкторских работ с проведением квалификационных и государственных испытаний сразу трех новых модификаций двигателей. Мы распределили в течение года соответствующую загрузку производственных мощностей и испытательных стендов, но конец 2017 года станет для нас знаковым. Это и завершение двух инвестиционных проектов, связанных с морской тематикой, – по созданию сборочно-испытательного комплекса морских ГТА и по выполнению мероприятий по технологическому перевооружению.
Директор производства ПАО «НПО «Сатурн» Владимир Стогов:
2016 год ознаменован освоением трех изделий – речь идет о двигателях морской тематики. Благодаря слаженнойработе коллективов СДП, СГИ и СГК мы смогли, хотя бы на первом уровне, освоить эти изделия. Далее будутсовершенствоваться технологические процессы, уменьшаться циклы изготовления деталей и, соответственно, приводиться к серийному производству. Я уверен, что мы все это успешно реализуем.
Короткое пояснение: три модификации это М70ФР и М90ФРУ. Изделия установочной партии не предназначены для установки на корабли. Из Годового отчета ПАО "НПО "Сатурн" за 2015 год:
- ОКР шифр «М90ФР», цель - освоение в производстве газотурбинного двигателя М90ФР для обеспечения комплектации дизель-газотурбинного агрегата М55Р.
- ОКР шифр «Агрегат ДКВП», цель - создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ и российских комплектующих, газотурбинных агрегатов для десантных кораблей на воздушной подушке.
- ОКР шифр «М70ФРУ реверс», цель - создание на базе российского морского ГТД М70ФРУ реверсивного газотурбинного двигателя для замены двигателей украинского производства с истекшими сроками службы на эксплуатирующихся кораблях ВМФ РФ.
Инвестиционные программы:
- Создание универсального сборочно-испытательного комплекса предназначенного для проведения всех типов испытаний морских газотурбинных двигателей М75РУ, М70ФРУ, М90ФР и газотурбинных агрегатов на их основе, в обеспечение эффективного выполнения проектирования и дальнейшего строительства кораблей.
- «Техническое перевооружение предприятия для обеспечения производства газотурбинного двигателя М90ФР.
bmpd.livejournal.com
Опрос Праздники России Русский вопрос Читайте также Реклама Видеооко Включай и смотриПартнёры |
Такое заявление он сделал на церемонии открытия нового комплекса НПО "Сатурн" по производству морских ГТД. Большинство таких двигателей рыбинского "Сатурна" имеют больший КПД, чем аналоги из Николаева – 36% против 32%. Однако при сравнении с украинской продукцией преимущество, которое озвучил президент, есть пока не у всех отечественных агрегатов. FlotProm сравнил характеристики ГТД. Запуск на рыбинском НПО "Сатурн" с 2018 года серийного производства морских ГТД сделает ВМФ России независимым от импортных газотурбинных агрегатов. А поскольку разработки "Сатурна" современнее изделий николаевского "Зоря-Машпроекта" (Украина), у них несколько выше и КПД. По словам Владимира Путина, коэффициент полезного действия отечественных двигателей вырастет на 10-15%, ведь это "более современная техника по сравнению с той, что мы брали раньше". FlotProm проанализировал КПД силовых установок. В рамках импортозамещения НПО "Сатурн" с 2014 года ведет три опытно-конструкторские работы по двигателям М90ФР, "Агрегат-ДКВП" и М70ФРУ-Р, рассказали FlotProm в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Новыми двигателями российского производства оснастят фрегаты проектов 22350 и 11356, малый десантный корабль на воздушной подушке "Зубр", а также другие корабли и суда ВМФ России. 25 апреля в Рыбинске продемонстрировали два корабельных газотурбинных двигателя – М70ФРУ и М70ФРУ-2. FlotProm приводит таблицу с характеристиками этих ГТД в сравнении с украинскими аналогами и двигателем М90ФР.
КПД российского газотурбинного двигателя для ДКВП "Зубр" выше украинского всего на 0,4%Двигатель М70ФРУ-2 производства НПО "Сатурн" станет основой для силовой установки малого десантного корабля на воздушной подушке "Зубр" (проект 12322). Главной энергетической силовой установкой "Зубра" первоначально была ГТУ типа М35. Она включает в себя три тяговых газотурбинных агрегата (ГТА) М35-1 и два нагнетательных ГТА М35-2. В состав каждого из агрегатов входят ГТД еще советской разработки ДП71 (в украинской классификации – UGT6000) разработки и производства "Зоря-Машпроект". Двигатели ДП71 производятся в Николаеве с 1978 года.ГТД М70ФРУ2 для ДКВП типа "Зубр" Алексей Буланов, FlotProm Российские ГТД для фрегатов проекта 11356 и СКР проекта 11540 обогнали украинские по КПДРыбинские двигатели М70ФРУ и М90ФР созданы для замены ГТД украинского производства ДС71 и Д090 соответственно. Об этом FlotProm сообщил источник, знакомый с ситуацией. В главной энергоустановке М27, использующейся на СКР "Ярослав Мудрый" проекта 11540 "Ястреб", "девяностые" двигатели являются форсажными, а "семидесятые" – маршевыми. При этом российские двигатели имеют КПД в 36% против 32% у ГТД украинского производства.ГТД М70ФРУ Алексей Буланов, FlotProm Производители и конструкторы газотурбинных двигателей: КПД таких установок ограничен 38-40%По мнению главного конструктора "Коломенского завода" Валерия Рыжова, которое он высказал в интервью FlotProm в 2015 году, КПД газотурбинного двигателя "находится в пределах 36%, не более. Для повышения этого показателя надо увеличить температуру сгорания в камере. Это в свою очередь приводит к тому, что наступает предел длительной прочности материала рабочих лопаток при высокой температуре. В дизельном двигателе максимальная температура сгорания достигает 1700 градусов, в газотурбинном двигателе такую температуру создать нельзя – сгорят рабочие лопатки турбины". По информации Объединенной двигателестроительной корпорации, КПД большинства их новых двигателей составляет 36%. Источник FlotProm на предприятии "Зоря-Машпроект" заявил, что КПД газотурбинных двигателей можно довести максимум до 38-40%. Последние украинские разработки – например, двигатель UGT 25000, имеет заявленный производителем КПД от 36 до 37% (в разных модификациях). При этом британская компания Rolls-Royce в 2016 году заявила, что КПД ее двигателя MT-30 составляет свыше 40%. Как рассказали FlotProm в группе компаний "Дизельзипсервис", которая занимается в том числе ремонтом газотурбинных двигателей, КПД, заявленный "Роллс-Ройсом", выглядит сомнительно, это скорее маркетинговый ход. Представитель компании добавил, что КПД газотурбинных силовых установок сильно зависит от особенностей эксплуатации двигателя, а также от качества материалов и запчастей. "Так, после модернизации системы топливоподачи у двигателя ДЖ59 и установки на него новых лопаток из современных сплавов, коэффициент полезного действия ГТД увеличился, а расход топлива – уменьшился", – сказал представитель ГК "Дизельзипсервис". |
Добавить коментарий |
Последние публикации | |||
Флот: события и фактыИнформационный обзор. Новости Черноморского флота, российского кораблестроения, судоремонта, научная, общественная и культурная жизнь морского сообщес >>> | С начала военного конфликта на Донбассе погиб 51 украинский моряк и морской пехотинец За время военного конфликта в Донбассе погиб 51 военный ВМС Украины. Об этом сообщает УНН со ссылкой на пресс-службу СНБО. >>> | ||
Украина и США проводят плановые военные учения на Черном мореСо 2 июля на Черном море проводятся украинско-американские морские учения "Си бриз - 2018". В маневрах военно-морских сил будут принимать у >>> | Чёрное море пытаются превратить в «натовское озеро». Расширение военного присутствия НАТО вблизи границ России провоцирует гонку вооружений в регионе Североатлантический альянс не прекращает попыток превратить Чёрное море в «натовское озеро». На днях это нашло очередное подтверждение >>> | ||
НАТО стремится превратить Черное море в свою вотчину. Наибольшую активность в действиях НАТО на Чёрном море проявляют ВМС СШАСевероатлантический альянс не прекращает попыток превратить Чёрное море в «натовское озеро». На днях это нашло очередное подтверждение в >>> | У Порошенко надеются прикрыться НАТО от Черноморского флота У Порошенко обещают привести Украину в НАТО уже через пять лет. Об этом в эфире телеканала 112 заявил секретарь парламентского комитета по нацбезоп >>> | ||
Украинцы валят в Крым, который хотят убить. Дороги полуострова заполонили машины с желто-голубыми номерамиОни должны были уехать «до дому, до хаты» еще в воскресенье, максимум в понедельник. Но остались почти все. Удив >>> | Катастрофа над заливом. Зачем американцы сбили иранский пассажирский лайнер Двести девяносто пассажиров, в том числе 66 детей и 16 членов экипажа, — ровно 30 лет назад, 3 июля 1988 года, над Персидс >>> | ||
Модульный боец. Чем опасны новейшие корветы проекта 22160 Высокая автономность, отличная мореходность, огневые возможности крейсера и модульная концепция вооружения — на Черном море прохо >>> | Украинские военные ездят на отдых в Крым Украинские военные приезжают отдохнуть в Крым и не боятся последствий, которые могут иметь место по возвращению в Украину. Более того, он >>> | ||
Отражение (новый выпуск!)
Севастопольцы и черноморцы отметили 200-летие со дня рождения героя Первой обороны генерал-инженера Э.И. ТотлебенаПравославные праздники
Сегодня церковный праздник: Мученика Иулиана Тарсийского. Мученика Иулиана Египетского и преподобной Василиссы и с ними святых мучеников Келсия, Мариониллы, Анастасия, Антония пресвитера, двадцати воинов и седми отроков. Преподобной Анастасии, матери святителя Саввы, первого архиепископа и учителя Сербского. Преподобного Максима Грека...Завтра праздник: Священномученика Евсевия, епископа Самосатского...Ожидаются праздники:06.07.2018 - Владимирской иконы Божией Матери. Мученицы Агриппины. Праведного отрока Артемия Веркольского. Святителя Германа, архиепископа Казанского. Преподобного Иосифа Заоникиевского. Собор Владимирских святых... 07.07.2018 - Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Преподобного Антония Дымского, Новгородского... 08.07.2018 - Преподобномученицы Февронии девы. Благоверного князя Петра (в иночестве Давида) и княгини Февронии (в иночесве Евфросинии), Муромских чудотворцев... 09.07.2018 - Преподобного Давида Солунского. Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобного Тихона Луховского, Костромского... 10.07.2018 - Преподобного Сампсона Странноприимца. Преподобного Амвросия Оптинского...Газета ФГУП "13 СРЗ ЧФ" МО РФ
Свежий выпускblackseafleet-21.com
Двигатели ракеты Сатурн-5, в 1969 году доставившей на орбиту Земли корабль Аполлон-11 с Нилом Армстронгом на борту, были подняты со дна Атлантического океана, где они пролежали почти 45 лет. Находка имеет большое историческое значение, так как именно благодаря этим двигателем человек впервые ступил на поверхность Луны.
Если быть точным, то, что нашли на дне Атлантического океана участники экспедиции, сложно назвать двигателями — за практически полвека пребывания на глубине 4,3 километров они превратились в ржавые останки. Однако соленая вода все-таки не полностью уничтожила их — как сообщает портал Gizmag со ссылкой на тех, кто принимал участие в вызволении двигателей из океанической тюрьмы, из найденных фрагментов можно собрать два полноценных двигателя.Экспедиция была сформирована и осуществлена Джефом Безосом (Jeff Bezos), основателем крупной интернет-компании Amazon. Подготовка к экспедиции длилась около года — отсчет ведется со дня, когда Джефф Безос заявил о своем желании достать двигатели с маркировкой F-1 со дна Атлантического океана. На ракеты типа Сатурн устанавливалось по пять таких моторов.Двигатель F-1 имеет очень важное значение для всей аэрокосмической индустрии в масштабах всего мира. Даже спустя так много лет он считается одним из самых мощных однокамерных жидкостных ракетных двигателей. Комплекс из пяти таких моторов был рассчитан приблизительно на 150 секунд работы, но этого было достаточно для того, чтобы поднять ракету Сатурн-5 на высоту 58 километров. Они развивали скорость свыше 9600 км/ч. Разработкой F-1 занималась аэрокосмическая компания Rocketdyne.
Процесс поднятия двигателей Сатурна-5 на поверхность оказался очень сложным. Для поиска всех компонентов была создана специальная трехмерная карта океанского дна, а извлечение останков происходило при помощи дистанционно управляемых подводных аппаратов (ROV). Трудностей была масса — пилотам ROV приходилось следить затем, чтобы не разрушить изрядно потрепанные водой и временем двигатели, а также буквально откапывать их из ила и контролировать тросы питания ROV и оптические кабели, чтобы они не оборвались и не спутались.Восстановлением ракетных двигателей займутся соответствующие специалисты, в том числе и некоторые сотрудники NASA. Джефф Безос тоже примет участие в этом. Пока неясно, как много времени потребуется на их приведение в рабочее состояние. Эксперты полагают, что после восстановления двигатели будут выставлены в музее на всеобщее обозрение.ru-universe.livejournal.com
Почему был? Да потому, что в связи с мировым финансовым кризисом в 2010 году марка Сатурн прекратила, к сожалению, своё существование.
Итак, Saturn Vue, переднеприводный либо полноприводный универсал, или, как сейчас принято называть автомобили этого класса, кроссовер, был построен на платформе GM Theta (Vue – первый автомобиль на этой платформе!), роднящей его с такими автомобилями как Chevrolet Captiva, Chevrolet Equinox, GMC Terrain и Pontiac Torrent, и, как это полагается в концерне GM, даже с SAAB 9-4x.
Vue выпускался с 2002 года по 2009 включительно, первое поколение с 2002 по 2007, второе 2007-09. Изюминкой Saturn Vue был пластиковый кузов и редкий, даже по сей день, в Соединённых Штатах вариатор, вместо классической автоматической трансмиссии.
Несмотря на то, что марка принадлежала корпорации General Motors, Satrun был обособленным подразделением: официальные технические каталоги GM, где присутствует информация по Chevrolet, Buick, Pontiac, Oldsmobil и Hummer, не содержали упоминаний ни об одной модели Saturn.
В России сложилось устойчивое мнение, что Saturn Vue создавался из узлов и агрегатов японских производителей, в основном благодаря одному из вариантов силового агрегата, а именно двигателю V6 (250л/с) объемом 3,5L Honda (обозначение GM L66) с одноимённой пятиступенчатой АКПП (от Acura MDX).
На остальных моделях, как мы помним, устанавливался вариатор VTi (CVT) и базовым являлся 2,2L Ecotec (L61) от Opel.
Впоследствии, с 2004 года, GM заменил хондовский агрегат на собственную (GM Opel) трёхлитровую шестерку (L81) мощностью 181Hp, агрегатируемую с АКПП 4T45-E.
Найти в России автомобили с двигателями V6 – LZ4 и LY7 объемами 3.5 (222 л.с.) и 3.6 (257 л.с.) практически невозможно, в связи с таможенными пошлинами, делавшими привоз сюда Saturn Vue с большим мотором нерентабельным, потому про них умолчим.
Ещё одно заблуждение бытует по поводу обозначений Saturn Vue Red Line и Green Line - это не совсем варианты комплектаций, а лишь обозначение спортивных модификаций (Red Line) и автомобилей, укомплектованных гибридной силовой установкой (Green Line).
Saturn Vue Red Line имел заниженную на 2,5 см и более жесткую (спортивную) подвеску, литые диски 18", салон из черной кожи специальной выделки, иную приборную панель, иначе настроенное ("короткое") рулевое управление и хромированные насадки на глушитель.
У Saturn Vue Green Line основным отличием был, разумеется, двигатель - четырёхцилиндровый 170-сильный 2,4L Ecotec (LE5), на приборной панели дополнительно имелся сигнализатор "eco" показывающий, что автомобиль использует энергию 36-вольтовой NiMH батареи. Экономичность модели не была на высоте и позволяла сэкономить лишь 20% на фоне обычных бензиновых моделей.
Салон автомобиля откровенно, по-спартански, сиротлив, и для машинки из 21-го века чрезвычайно прост, но собственно и цена автомобиля не столь велика, чтобы строго судить.
Эргономика салона рассчитана скорее на субтильного студента, чем на взрослого амбалоподобного американца, это стоит учитывать при выборе. Обзорность с водительского места выше всяких похвал, маленький минус, пожалуй, всё таки поставим за небольшую зону охвата наружных зеркал заднего вида.
Шумоизоляция салона Saturn Vue средняя, не всем понравится, но опять вспомним про стоимость Saturn Vue и простим ему этот нюанс. Багажник стандартен для данного класса, при сложенных задних сидениях вполне приличен. Обшивка недорогая, но благодаря качеству достаточно хорошо чистится от любых загрязнений.
Мотора 2,2L вполне достаточно для нетяжелого авто даже при полной загрузке. Расход топлива в городском режиме около 10л/100км, на трассе в зависимости от драйверских амбиций - можно уложиться в 6,5-7л/100км. Расход для вариатора и МКПП, что любопытно, практически идентичен!
Высокий клиренс обеспечивает достойную проходимость даже в переднеприводном исполнении.
Очень радует владельцев пластиковый кузов - качество пластика столь высоко, что даже в сильный мороз он просто “играет” при ударе, серьезные аварии в расчёт естественно не берём, но обычные парковочные столкновения не наносят никакого вреда, не лопается даже краска на панелях! Тоже касается и бамперов - им нипочём даже смёрзшийся придорожный бруствер из утрамбованного снега.
Трансмиссия Saturn Vueр2>Вариатор CVT VTi не прощает пробуксовки, поэтому если ваш автомобиль застрял очень не рекомендуем "рвать" трансмиссию или пытаться выбраться враскачку - этим вы моментально "убьёте" агрегат. Правильнее найти буксир, поверьте, это будет существенно продуктивнее и в разы дешевле!
Внимание: владельцам Saturn Vue, оборудованного вариаторной трансмиссией также не рекомендуется буксировка как прицепа, так и другого автомобиля.
Внимание: в вариаторную трансмиссию заливается исключительно масло GM CVT Transmission Oil , либо Dex-CVT Fluid (Ac Delco), а также специальная присадка поставляемая в одноразовом шприце (оригинал GM). Только следуя рекомендациям производителя по регламенту замены, вы сможете продлить ресурс агрегата. Тоже касается и раздаточной коробки для полноприводных моделей – только Versatrak Fluid. Не проводите экспериментов над своим автомобилем (и кошельком), пытаясь подобрать аналоги на свой страх и риск.
Автомобиль обладает стандартной, по-американски "слепой" головной оптикой, слегка исправить ситуацию помогает установка ксенона.
Электрика и электроника Saturn Vue надёжна, как у всей продукции General Motors, и соответственно, хлопот при аккуратной эксплуатации не доставляет.
Периодичность планового технического обслуживания Saturn Vue рассчитана по американским, а не по европейским(!) нормативам и составляет от 5000 миль (9000 км) при тяжелых условиях эксплуатации (например "режим такси"), до 7500 миль (12000 км) при стандартном использовании.
Марка Сатурн не имеет большого распространения в России, многие до сих пор не знают о её существовании, потому с запасными частями на Saturn Vue существуют если не проблемы, то некий дефицит уж точно.
Расходники можно найти практически в любом сервисе или магазине занимающемся американскими автомобилями, а вот что-либо другое, выходящее за рамки востребованного, придется заказывать из Штатов (около двух недель). Не критично, но многих это повод отказаться от покупки данного авто. Ниже мы приводим список наиболее ходовых запчастей для Saturn Vue.
Справедливости ради, стоит отметить, что врождённых, а уж, тем более, неизлечимых "болезней" Saturn Vue лишен, что несомненно является плюсом модели. Ресурс деталей подвески ничуть не меньше, чем у конкурентов, разумеется с поправкой на режимы/условия эксплуатации и региона использования.
Итак, подведем итог: в плюсах - редкий экземпляр, редкой же марки, хорошая энергоёмкая подвеска с великолепной плавностью хода, отсутствие очевидных очагов коррозии, даже на самых старых экземплярах, недорогие запчасти.
В минусах - вариатор (на любителя), ограниченный выбор запчастей в наличии, а также сложность при продаже по причине неизвестности марки.
Стоит ли покупать Saturn Vue решает каждый сам: всё зависит от личных пристрастий. Машинка интересная, не рядовая, заставляет обращать на себя внимание, практична даже с моноприводом. Чисто городская, без претензий на внедорожные способности, но вполне позволяющая съездить на рыбалку или пикник в выходные, не по пашне разумеется, а вот размытый просёлок ей вполне по зубам.
Вита-Моторс один из немногих московских сервисов, предлающий весь спектр услуг по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту всех узлов, агрегатов и электронных систем Saturn Vue.
Мы рады вам помочь в решении любых проблем с вашим Saturn Vue, от планового Т.О. (Замена масел в двигателе, вариаторе, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания и т.п.), диагностики подвески, систем управления двигателем и трансмиссией, до капитального ремонта (переборки) двигателя и вариатора (а также АКПП и механической коробки передач).
Все работы выполняются квалифицированными мастерами. Масла, смазки и запасные части соответствуют регламенту и техническим требованиям завода-производителя Saturn Corporation.
Актуальность: зима 2013-2014:
www.vita-motors.ru
ОАО «НПО „Сатурн“» (ОАО «Научно-производственное объединение „Сатурн“») — российская машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации и судов военно-морского флота. Штаб-квартира и основное производство расположено в городе Рыбинске Ярославской области. НПО «Сатурн» — единственная компания области, вошедшая в Перечень системообразующих организаций России.
В 1916 году на основе государственного кредита создан автомобильный завод в городе Рыбинске — АО «Русский Рено». В 1918 году завод был национализирован, в 1920-23 годах числился как Государственный автомобильный завод № 3, специализируясь на ремонте автотранспорта. В 1924 году завод передан в систему предприятий авиационной промышленности и годом позднее получил наименование «завод № 26».[2] В 1928 году начат выпуск первой серии двигателей М-17 для самолётов-разведчиков Р-5 и тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3; ремонт и испытание авиамоторов «Лорен-Дитрих».
В 1935 году создано ОКБ под руководством главного конструктора В. Я. Климова. В 1938 году разработана серия двигателей М-103, М-105 (главный конструктор В. Я. Климов) для истребителей Як-1, Як-3, Су-1, Су-3, ЛаГГ-3 и бомбардировщиков СБ-3, Пе-2, Ар-2.
В 1939 году создано конструкторское бюро В. А. Добрынина. В декабре 1941 года Рыбинский завод, КБ В. Я. Климова и Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе эвакуированы на площади Уфимского авиамоторного завода. В Уфе ряд местных и эвакуированных предприятий были объединены в завод № 26, ныне — Уфимское моторостроительное производственное объединение. В 1943 году КБ В. А. Добрынина переведено в Рыбинск. В 1944 году возобновлён серийный выпуск продукции на Рыбинском заводе (завод № 36). Создано КБ под руководством А. М. Люльки.
В 1945 году в Рыбинске начат выпуск двигателя АШ-62ИР для многоцелевого самолёта Ан-2 и военно-транспортного Ли-2. В 1947 году начат выпуск первого советского турбореактивного двигателя ТР-1, начато производство поршневого двигателя АШ-73ТК конструкции А. Д. Швецова для самолётов Ту-4 и Ту-70. В 1949 году создан двигатель ВД-4К конструкции В. А. Добрынина для стратегического бомбардировщика Ту-85. В 1954 году начат серийный выпуск турбореактивных двигателей конструкции В. А. Добрынина: ВД-7Б для стратегического бомбардировщика 3М; ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50. В 1957 году под руководством А. М. Люльки создан турбореактивный двигатель АЛ-7Ф-1 для истребителей Су-7, Су-9 и Су-17; выпускался серийно в Рыбинске в 1960—1974 годах.
В 1960 году директором завода назначен П. Ф. Дерунов. В 1961 году главным конструктором КБ моторостроения в Рыбинске назначен П. А. Колесов, под руководством которого создавалась серия авиационных двигателей РД. В 1963 году создан турбореактивный двигатель РД36-35 для самолётов МиГ-21, МиГ-23 и Т-58ВД. В 1968 году начат серийный выпуск двигателя РД36-51А для пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144Д. В 1970 году под руководством А. М. Люльки создан двигатель АЛ-21Ф-3 для самолётов Су-17М, Су-20, Су-24 и МиГ-23Б. В 1972 году в Рыбинске начат серийный выпуск двигателей П. А. Соловьёва Д-30КУ для Ил-62М и Д-30КП для Ил-76. В 1976 году создан военный двигатель АЛ-31Ф для Су-27 (главный конструктор А. М. Люлька). В 1979 году создан двигатель РД-38 П. А. Колесова для палубного истребителя Як-38М. В 1980-е годы созданы ракетно-турбовальный двигатель РТВД-14 и турбопривод ТП-22, прошедшие лётные испытания в ракетно-космической системе «Энергия-Буран». В 1983 году начат серийный выпуск двигателя Д-30КУ-154 П. А. Соловьёва для среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-154М. В 1988 году создан двигатель АЛ-31ФП (генеральный конструктор В. М. Чепкин) для истребителей-перехватчиков Су-30МК, Су-30МКИ, Су-37. В 1990 году начато создание двигателя РД-600В для вертолётов Ка-62 и двигателя ТВД-1500 для самолётов местных воздушных линий.
В 1992 году Рыбинский моторостроительный завод преобразован в открытое акционерное общество «Рыбинские моторы». В 1997 году завершено объединение ОАО «Рыбинские моторы» и Рыбинского конструкторского бюро моторостроения. Начат выпуск газовых турбин для энергетической и газовой отраслей. В 1999 году рыбинский Волжский машиностроительный завод вошёл в состав ОАО «Рыбинские моторы». В 2000 году успешно проведены испытания и получены сертификаты соответствия на теплоэлектростанцию ГТЭС-2,5 и турбовинтовой газотурбинный двигатель ТВД-1500Б. В 2001 году успешно проведены испытания двигателя 36МТ для беспилотных летательных аппаратов.
В 2001 году произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» и ОАО «А. Люлька — Сатурн», образовано ОАО «НПО „Сатурн“». В 2002 году двигатель SaM146 выбран для установки на региональный самолет RRJ (Sukhoi Superjet 100). В 2003 году открыто совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs — PowerJet для управления маркетингом, производством, сертификацией и послепродажным обслуживанием двигателя SaM146. В 2003 году проведены испытания ГТЭ-110 — первой российской газовой турбины мощностью более 100 МВт. В 2003 году получены сертификаты на вертолётный двигатель РД-600В и на двигатель Д-30КУ-154 с малоэмиссионной камерой сгорания. В 2003 году проведены испытания на энергетическую установку ГТА-6РМ; в 2004 году — газоперекачивающего агрегата ГПА-4РМ. В 2004 году двигатель АЛ-55И выбран для установки на учебно-тренировочный самолёт HJT-36. В 2005 году открыто «ВолгАэро» — совместное производственное предприятие ОАО «НПО „Сатурн“» и Snecma Moteurs. В 2005 году открыты научно-технический центр в Санкт-Петербурге и инженерный центр в Перми. В 2005 году в состав ОАО «НПО „Сатурн“» вошло ОАО «ПАО „Инкар“». В 2006 году проведены испытания энергетической установки ГТА-8РМ и первого российского корабельного газотурбинного двигателя М75РУ; в 2007 году — газоперекачивающих агрегатов ГПА-6,3РМ и ГПА-10РМ.
В декабре 2011 года ОАО «НПО „Сатурн“» продало свою дочернюю компанию ОАО «Сатурн — Газовые турбины», занимающуюся наземными промышленными программами, ОАО «Управляющая компания „Объединённая двигателестроительная корпорация“»[3].
84 % акций НПО «Сатурн» принадлежит государству, 16 % — физическим лицам.[4]
В соответствии с указом Президента РФ от 16 апреля 2008 года ОАО «НПО „Сатурн“» входит в состав создаваемой ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группы — «Объединённая двигателестроительная корпорация».
Управляющий директор — Илья Николаевич Фёдоров. Генеральный конструктор — к.т.н Юрий Николаевич Шмотин, директор производства — Виктор Анатольевич Поляков. Генеральный конструктор — директор филиала НТЦ, д.т. н. Евгений Ювенальевич Марчуков, директор по экономике и финансам — к.э.н. Алексей Алексеевич Соболев.
Общий объём производственных площадей составляет около 1 млн м². В производстве задействовано более 12 тыс. единиц оборудования.
Численность персонала на 1 января 2006 года — 17,9 тыс. человек. Объём продаж компании в 2006 году составил 8 млрд руб., чистый убыток — 183 млн руб.[4]
Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.) — 4,8 млрд руб., чистая прибыль — 218,9 млн руб.
Выручка (РСБУ, 2011) — 10,6 млрд руб., чистая прибыль — 50 млн руб. Численность персонала — 11,5 тыс. чел. Все данные по головной компании без учета дочерних и зависимых обществ
В начале 2011 года американское издание «Fast Company», специализирующееся на теме инноваций, составило рейтинг ведущих инновационных компаний России; в этом рейтинге НПО «Сатурн» заняло 9-е место.[5]
В 2008 предприятием запущен самый мощный суперкомпьютер в промышленности России и СНГ АЛ-100. Название дано в честь 100-летия со дня рождения основателя компании, учёного и конструктора Архипа Михайловича Люльки, двигателям которого традиционно присваивалась марка «АЛ»[7]. Запуск в эксплуатацию суперкомпьютера мощностью 14,3 терафлопс (триллионов операций в секунду с плавающей точкой) — результат совместной работы ОАО "НПО «Сатурн» и компаний КРОК инкорпорейтед, IBM, Intel, American Power Conversion.
dic.academic.ru
НПО "Сатурн" - это объединение проектно-конструкторских предприятий и серийных заводов, производящих двигатели для военной и гражданской авиации, боевых кораблей Военно-морского флота. В преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне следует особо подчеркнуть вклад рыбинских моторостроителей в разгром врага. Сегодня на двигателях НПО "Сатурн" летает, пожалуй, большая часть военных и гражданских самолетов, изготовленных в России. Основными потребителями его продукции являются более 120 авиакомпаний в России и за рубежом, а также Министерство обороны РФ, МЧС, МВД, РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России". В компании работают 18 тысяч человек. Ныне "Сатурн" - это одна из "точек роста" национальной экономики, того ее сектора, который связан с разработкой и производством наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
О днях войны и новых свершениях НПО "Сатурн" читайте в сегодняшнем выпуске "Авиация России".
Около 70 процентов самолетов Ил-76, составляющих основу авиационно-транспортного парка России, находятся в эксплуатации 10 - 15 лет. Помимо этого в отечественных ВВС есть "немолодые" самолеты-топливозаправщики Ил-78, российские аналоги АВАКСов - А-50. На всех этих лайнерах установлены двигатели Д-30КП. Так что стоящие на повестке дня вопросы об их модернизации и ремоторизации не из числа праздных. Добавьте к ним вступление в силу в ближайшем будущем требований ИКАО по эмиссии вредных веществ, уровню шума, и поймете, насколько злободневна эта тема для российских и зарубежных эксплуатантов, занимающихся грузоперевозками на Ил-76. Вот еще почему состоявшийся в Научно-производственном объединении (НПО) "Сатурн", ведущем двигателестроительном предприятии России, демонстрационный запуск авиадвигателя Д-30КП "Бурлак" вызвал повышенный интерес у представителей Министерства обороны, Федерального агентства по промышленности и других специалистов.
Среди присутствующих шли разговоры о замене трехступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор, увеличении степени двухконтурности и о многом другом. Для обывателя более понятны другие преимущества, которые дает Д-30КП "Бурлак".
НПО "Сатурн" пошло по пути "малобюджетной" модернизации, которая позволяет при минимальных затратах получить максимальный положительный эффект. Предприятие в инициативном порядке на собственные средства выполнило все необходимые работы. Только за прошлый год в проект вложено около ста миллионов рублей. В марте 2005 года объединение успешно провело этап стендовых испытаний двигателя "Бурлак".
Специалисты шутят: летает двигатель, а самолет только тормозит его. При проектировании ставилась задача повысить тягу двигателя с 12.000 до 13.000 кг, конструкторы достигли параметра 14.000 кг. При дальнейшей доводке этот показатель решено сделать нормой. В таком случае можно увеличить взлетный вес самолета до 195 тонн, взлетать с более короткой ВПП, иметь запас мощности при более высокой температуре окружающей среды.
Температуру газов перед турбиной уменьшили на сорок градусов. Вроде бы небольшое значение, но в конструировании этот шаг дается непросто, он позволяет повысить срок службы двигателя и увеличить ресурсы и сроки его службы. При этом заметно снижен и удельный расход топлива - на 11 - 18 процентов.
Представители Генерального штаба ВС РФ и Военно-воздушных сил не скрывали своего интереса к демонстрационному запуску "Бурлака". Сложилось впечатление, что они волновались не меньше хозяев. Площадка у испытательного стенда не рассчитана на большое количество гостей, но военные специалисты были в первом ряду, заинтересованными взглядами считывали показания приборов.
Еще совсем недавно немногие верили в успех модернизации двигателя Д-30КП-2. Страна переживала не лучшие времена, за отправную точку работ по обновлению авиапарка ВВС бралось то, что было в наличии. Военным предложили установить на транспортные самолеты двигатель другого класса мощности - ПС-90. Его и включили в федеральную целевую программу, выделив достаточно серьезные средства. На тот момент программа НИОКР пермских двигателестроителей была подобно победному знамени. Однако за прошедшие годы качественного прорыва не произошло и дальше деклараций дело не продвинулось. Так бы и доживали свой век Ил-76 без модернизации, если бы не рыбинские моторостроители.
Предлагаемая НПО "Сатурн" ремоторизация в сравнении с ПС-90 с ориентировочной ценой 100 млн. рублей выглядит следующим образом: стоимость нового двигателя "Бурлак" около 36 млн. рублей, модернизация Д-30КП-2 при ремонте - 24 млн. рублей.
Сегодня в эксплуатации находится более 2.000 двигателей Д-30КП-2, как говорится, работы непочатый край. Унификация "Бурлака" с базовой моделью составляет 75 процентов. Новая силовая установка в отличие от пермского конкурента не требует внесения дополнительных изменений в конструкцию планера.
Есть и другая графа экономии, о которой не говорят. Однотипность "Бурлака" со своим предшественником позволяет провести переучивание инженерно-технического состава в короткие сроки без дополнительных денежных затрат, в том числе и на командировки. В войска будет поступать "знакомый" движок, особенности эксплуатации которого хорошо известны. Это значит, что можно будет избежать многих ошибок в обслуживании, которые, как известно, зачастую приводят к поломкам техники. Права на подобную "роскошь" у российских ВВС нынче нет.
Как бы не интересовала военных новая разработка, но с окончательными выводами они пока не спешат, ожидая проведения всех испытаний и сертификации двигателя. Пока же представители НПО "Сатурн" и Министерства обороны обсудили перспективы и возможности ремоторизации парка ВВС, в котором более 300 самолетов нуждаются в "Бурлаке". Его серийное производство планируется на середину 2007 года. Помимо военного ведомства реализация планов объединения будет под пристальным вниманием авиационных специалистов МВД, МЧС, ФСБ и 17 ведущих гражданских авиакомпаний-эксплуатантов Ил-76. Впрочем, "Бурлака" ждут не только в России. Потенциальные зарубежные заказчики - Индия и Китай. В ближайшее время они получат более подробные официальные предложения от фирмы. НПО "Сатурн" рассчитывает получить заказы на проведение работ на 600 двигателях.
Успешный демонстрационный запуск "Бурлака" стал своеобразной отправной точкой в обсуждении других разработок рыбинских моторостроителей. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) - наиболее значимый проект для российских ВВС. НПО "Сатурн" выиграло конкурс и стало головным разработчиком силовой установки самолета 5-го поколения. По словам генерального директора НПО "Сатурн" Юрия Ласточкина, у программы ПАК ФА имеются трудности только финансового характера, технических проблем нет. Все работы идут по графику, первые прототипы двигателя уже переданы в ОКБ "Сухой".
Заслуживает внимания и двигатель АЛ-55 для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. Работы вышли на уровень заключения контрактов с потенциальными заказчиками. Разработка объединения выиграла индийский тендер на самолет HJT-36. Подписание контракта ожидается в этом году. В кооперации с индийской фирмой HAL планируется выпустить по лицензии более 1.000 двигателей. Объявлено, что после этого будет выполнена модернизация двигателя для HJT-39 и заключен следующий договор. Немало интересных предложений у "Сатурна" и по гражданской тематике.
В настоящее время ежегодный рост рынка региональных самолетов составляет 20 процентов в год. Авиапарк как на внутреннем, так и на внешнем рынке требует постоянного обновления. АХК "Сухой", о чем писала "Красная звезда", плодотворно работает над проектом RRJ. Выставка в Ганновере - еще одно тому подтверждение. Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер посетили российскую экспозицию, ознакомившись с проектом нового российского регионального самолета RRJ с двигателями SaM-146. "Новый проект - это перспективная программа развития авиастроения и одно из самых перспективных направлений в развитии авиации вообще", - заявил Владимир Путин. НПО "Сатурн" участвует в создании двигателя для регионального самолета на паритетных началах с французской фирмой Snecma Moteurs, с которой сотрудничает уже более 6 лет. С 2003 года идут работы по программе SaM-146. Стороны поделили поровну связанные с ней объемы финансирования, конструирования и последующего производства.
Реализация проекта требует вложения 600 млн. долларов. Французы на сегодняшний день выделили на свою часть программы около 200 млн. долларов. В России по федеральной целевой программе развития гражданской авиации в разделе двигателестроения для проекта SaM-146 запланировано 2 млрд. рублей, которые пока только ожидаются. И все же основное бремя финансирования лежит на частном бизнесе. НПО "Сатурн" готово вкладывать и собственные средства. Так, выручка по итогам прошлого года составила около 7 млрд. рублей, чистая прибыль за 2004 год - 1 млрд. рублей, а по итогам этого года планируется получить выручку порядка 9,5 млрд. рублей, а чистую прибыль - около 1,2 млрд. рублей. Рыбинские моторостроители уже инвестировали в совместный проект около 50 млн. долларов. И результаты налицо. "Сатурн" получил сертификат BVQI на систему качества, разработки, изготовления, ремонта и технического обслуживания газотурбинных двигателей. Подтверждены уровень технологических возможностей и система качества авиационного производства на соответствие международным стандартам ISO 9001, ISO 9002 и американскому AS 9000. А эти стандарты весьма жесткие. Например, при попадании птицы в авиадвигатель допускается обрыв не более одной лопатки вентилятора.
НПО "Сатурн" и Snecma Moteurs для производства деталей и компонентов двигателя создали совместное предприятие "ВолгАэро". В реконструкцию производственного цеха, от которого прежними остались только несущие колонны, вложено 250 млн. рублей. В новом корпусе площадью 10 тысяч квадратных метров все продумано даже до таких мелочей, как цветовая гамма. Идет наладка закупленного за рубежом уникального оборудования стоимостью 50 млн. евро. Здесь будут действовать три производственные линии для изготовления деталей: корпусных, "мелких" и являющихся, как говорят специалисты, телами вращения. Помимо этого созданы и технологические линии. В стенах цеха планируется делать сто двигателей в год.
Выход на новый уровень производства, где для работы на станках необходимы высшее образование и компьютерные навыки, заставил руководство предприятия обратить особое внимание на подготовку молодых специалистов. Поиск кандидатов ведется не только в Рыбинске, но и в других городах. Разработаны и действуют специальные программы обучения и переподготовки. Студенты проходят производственную практику на предприятии. Ежегодно НПО "Сатурн" берет на работу около 180 рабочих с высшим образованием.
Трудоустройство на фирму привлекательно по престижности, перспективам получения жилья и хорошей заработной плате. Ее считают основным критерием в оценке благополучия производства. На предприятии существует система поощрений и служебного роста, опирающаяся на личный вклад в производство.
Все это убеждает в продуманной политике развития НПО "Сатурн". Вот еще почему программа производства турбовентиляторного двигателя SaM-146 выглядит убедительно. В этом году ожидается начало стендовых испытаний. В 2006-м - сертификация и начало летных испытаний. 2007 год - серийный выпуск двигателя. Итогового результата осталось ждать недолго.
С первых дней Великой Отечественной войны Рыбинский машиностроительный завод перестроился на выпуск продукции, необходимой для фронта. Коллектив жил одним стремлением: дать больше авиадвигателей, своим трудом приблизить разгром врага. С июля по сентябрь 1941 года вместо предусмотренных заданием 3.371 мотора М-105, М-105П, М-107 было выпущено 3.458. Ими оснащались самолеты Як-1, СБ, Пе-2, роль которых трудно переоценить в сдерживании фашистских полчищ. Чтобы быстрей возвращать в строй поврежденные в бою истребители и бомбардировщики, работники завода организовали ремонт авиадвигателей во фронтовых условиях.
К осени сорок первого года война подошла к стенам Рыбинска. Машиностроительный завод враг не бомбил, рассчитывая захватить его невредимым. В середине октября началась эвакуация предприятия. Станки на платформы грузили в основном вручную. Работа по отправке оборудования была проведена всего за десять(!) суток: в тыл отправили 3.000 железнодорожных вагонов и 25 речных барж.
В декабре 1941 года произошло слияние эвакуированных в Уфу моторостроителей разных заводов в один производственный коллектив — Уфимский моторостроительный завод. Директором этого объединения был назначен заместитель наркома авиапромышленности В. Баландин, главным инженером — П. Лаврентьев, а главным конструктором — В. Климов. Первоначально все работы выполнялись под открытым небом на сильном морозе. Имеющиеся заделы позволили без промедления приступить к сборке моторов.
Необходимость возобновления производства авиадвигателей в Рыбинске стала очевидной сразу же после разгрома немцев под Москвой. В феврале 1942 года на территории эвакуированного предприятия начались работы по восстановлению производства и ремонту авиационных моторов М-105. В апреле 1942 года в Рыбинск из Уфы прибыл первый эшелон с оборудованием и людьми, а с конца месяца из стен завода стали выходить первые отремонтированные моторы.
Возрождение завода проходило под огнем вражеских бомбардировщиков. Налеты продолжались до середины 1943 года. Достаточно сказать, что на завод обрушилось более тысячи бомб — это половина от сброшенного на всю Ярославскую область. Пострадало 87 процентов производственных площадей. Вот почему летом 1942 года Наркомат авиационной промышленности принял решение: производство новых моторов на Рыбинском заводе не организовывать, сосредоточить усилия коллектива на ремонте моторов.
На завод в большом количестве поступали двигатели конструкции В. Климова: М-100, М-103, М-105, поврежденные в воздушных боях. Многие из них приходили вместе с остатками фюзеляжей и кабин, забитые землей с места падения, имели сгоревшие блоки цилиндров, погнутые коленвалы, деформированные крышки картера. До войны при подобных повреждениях двигатели списывались, а теперь необходимо было научиться возвращать их в строй.
Под руководством главного инженера А. Иванова, начальника конструкторского отдела Н. Шубина, главного технолога Н. Задорина завод освоил виды ремонта, ранее нигде не применявшиеся. Так, например, научились устранять грубые деформации картера. Тяжелые, крупные детали разогревались до 200 градусов в масле и рихтовались вручную. Наряду с этим изготавливались новые детали и запчасти. К концу 1942 года их номенклатура составила 340 наименований.
Работники завода в годы войны совершили настоящий трудовой подвиг. В цехах трудились - без выходных, без отпусков, по 15 - 17 часов в день, а иногда и круглые сутки - подростки, женщины, пенсионеры, вернувшиеся с фронта раненые. В тяжелейших условиях люди выполняли колоссальный объем работ. Действительно, все делалось для фронта, для Победы.
С апреля по декабрь 1942 года завод отремонтировал 728 двигателей, а в течение 1943 года — в 1,5 раза больше. В конце 1944 года моторостроители ценой самоотверженного труда выполнили правительственное задание по освоению производства серийных авиадвигателей для самолета Ли-2 и этим подвели итог важному этапу становления завода.
В 1945 году предприятию предстояло в полтора раза увеличить выпуск моторов, развить производство до уровня крупносерийного. На Рыбинском моторостроительном началось внедрение поточных методов организации производства. Завод продолжал набирать темпы. За четыре первых месяца 1945 года он выпустил двигателей больше, чем за весь 1944 год.
Вклад рыбинских моторостроителей в достижение Победы был отмечен высокими государственными наградами. За образцовое выполнение заданий правительства директор завода Г. Григорьев был удостоен ордена Ленина, главный инженер К. Анисимов, токарь Н. Арсентьев, главный энергетик Ф. Левенштейн, заместитель главного механика С. Беспалов, главный диспетчер завода Н. Попов — орденов Трудового Красного Знамени. Боевым орденом Красной Звезды были награждены слесарь-сборщик А. Сдобное, начальники цехов Г. Александров, Г. Вилков, П. Дерунов, В. Мотовилов, Н. Смирнов, старший мастер М. Чесноков, заместитель директора В. Тихомиров. В знак особых заслуг коллектива сотням работников завода первым в Ярославской области были вручены медали "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".
Из тысяч рыбинских моторостроителей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, 18 за свои ратные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза. Большинство из них были летчиками, как, например, Н. Бобин, Л. Орлов, Н. Архипов, П. Круглов. Первым в оккупированный Севастополь ворвался танк Н. Водолазкина, стали Героями воевавшие в пехоте В. Черкасов и А. Торопов. Боевых наград удостоены и многие другие моторостроители.
Ссылки по теме: Дайджест прессы за 3 мая 2005 года | Дайджест публикаций за 3 мая 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Научно-производственное объединение "Сатурн", А-50, Ил-78, Ил-76 МД, Климов, ОДК-Авиадвигатель, Русское Авиационное Общество, Ил-76, Самолетостроение, Ту-136 (в процессе тестирования)www.aviaport.ru
ОАО «НПО „Сатурн“» (ОАО «Научно-производственное объединение „Сатурн“») — российская машиностроительная компания, специализирующаяся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.
Создана в результате слияния серийного завода ОАО «Рыбинские моторы» и конструкторского предприятия ОАО «А.Люлька-Сатурн». Штаб-квартира и основное производство расположено в Рыбинске (Ярославская область).37 % акций НПО «Сатурн» принадлежит государству, 57 % — менеджменту, 6 % — иным физическим лицам. Рыночная капитализация в РТС на 21 декабря 2007 года — 11,9 млрд руб.[1]
Генеральный директор — Юрий Ласточкин.
Здание НПО «Сатурн»
Общий объем производственных площадей составляет около 1 млн м². В производстве задействовано более 12 тыс. единиц оборудования.
НПО «Сатурн» принадлежит 19,98 % акций Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО), с которым его связывает соглашение о партнёрстве.[1]
Численность персонала на 1 января 2006 года — 17,9 тыс. человек. Объём продаж компании в 2006 году составил 8 млрд руб., чистый убыток — 183 млн руб.[1]
Выручка (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.) — 4,8 млрд руб., чистая прибыль — 218,9 млн руб.
НПО «Сатурн» в кооперации с другими предприятиями отрасли является разработчиком и производителем двигателя 5-го поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА)[2].
В 2008 предприятием запущен самый мощный суперкомпьютер в промышленности России и СНГ АЛ-100. Название дано в честь 100-летия со дня рождения основателя компании, учёного и конструктора Архипа Михайловича Люльки, двигателям которого традиционно присваивалась марка «АЛ»[3].
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru