Создание и начало производство двухпалубного широкофюзеляжного лайнера Airbus А380 положило конец безраздельной монополии самолета «Боинг» 747, которая продолжалась несколько десятилетий. Машина является самым крупным пассажирским лайнером в мире.
Надежность и пониженные эксплуатационные затраты обеспечивают неплохой спрос на машину, несмотря на высокую стоимость. Самый дорогой вариант был поставлен семье короля Саудовской Аравии, и обошелся заказчику в 488 млн. американских долларов.
Содержание статьи
Начало работ над новым крупногабаритным авиалайнером «Аэробус» стартовало в конце 80-х годов. Самолет создавался как конкурент авиалайнеру «Боинг» 747, который монопольно занимал нишу подобных машин с 70-х годов. Параллельно подобный самолет разрабатывала корпорация Макдоннел Дуглас, но ее проект оказался провальным.
Руководство компаний «Боинг» и «Аэробус» осознавало ограниченность рынка самолетов большой вместимости, поэтому в 1993 году были предприняты попытки заключить партнерский договор, который позволял разделить рынок. Параллельно шло развитие проектов, получивших названия «Аэробус» 3ХХ и «Боинг» 747Х.
Для машины «Аэробус» прорабатывалось несколько вариантов фюзеляжа, включая сдвоенный по длине фюзеляж от модели 340. Самолет «Боинг» предполагалось оснастить фюзеляжем с увеличенной по высоте носовой частью.
Разработка проекта «Боинг» была остановлена в начале 1997 года из-за начавшегося экономического кризиса в Восточной Азии, который сократил рынок крупногабаритных лайнеров.
Компания «Аэробус» решила продолжить развитие проекта, сконцентрировавшись на снижении расходов на эксплуатацию при одновременном увеличении вместимости. Именно тогда было принято решение об использовании фюзеляжа двухпалубной конструкции, который обеспечивал максимальную вместимость самолета.
Обозначение А380 появилось в конце 2000 года, когда проект был одобрен тогдашним руководством «Аэробус». Сборка первого самолета началась в 2002 году. Особенностью изготовления самолета А380 явилось использование производственных мощностей нескольких десятков предприятий, разбросанных по всей Европе.
Первый полет «Аэробус» А380 состоялся весной 2005 года, а уже в начале 2006 года был выполнен первый испытательный перелет через Атлантический океан.
Доводка конструкции и решение возникавших проблем с поставщиками сдвинуло старт производства самолетов на 2007 год, в котором был сдан только один экземпляр. Фактические поставки начались только в следующем году, в котором было собрано 12 самолетов А380.
На начало 2017 года в активной эксплуатации находилось 207 лайнеров «Аэробус» А380, которые принадлежат двенадцати авиакомпаниям. За время эксплуатации самолетов зарегистрировано несколько мелких летных происшествий.
В частности, осенью 2017 года на одном из лайнеров компании Air France произошло отделение элементов турбореактивного двигателя в полете. Причиной происшествия признан производственный дефект втулки вентилятора двигателя GP7200.
Фюзеляж самолета «Аэробус» А380-800 оснащен двумя палубами для размещения пассажирских кресел. Между палубами установлены лестницы, расположенные в носовой и хвостовой части пассажирского салона. При компоновке лестниц удалось обеспечить ширину, достаточную для свободного движения пассажиров навстречу друг другу.
В конструкции фюзеляжа широко использованы углеволоконные композиты.
Концевая секция фюзеляжа целиком выполнена из композита. К ней прикреплен хвостовой горизонтальный и вертикальный стабилизатор. Внутри размещен служебный отсек и вспомогательная газотурбинная установка с генератором.
В носовой части фюзеляжа расположена кабина пилотов, оснащенная двумя местами. Для отображения данных в кабине установлены жидкокристаллические мониторы (концепция «стеклянной кабины») унифицированной конструкции, которая позволяет заменять устройства.
Традиционного штурвала у пилотов нет. Штурвал заменен джойстиками, расположенными с внешней стороны кресел. Джойстики связаны с органами управления электроприводами. В кабине пилотов имеется более 100 тыс. проводов, связывающих различные электронные и электрические компоненты.
Перед пилотами имеется раскладной столик с клавиатурой. Между креслами расположены органы управления, включая четыре рычага РУД для управления режимами работы двигателей.
Крыло «Аэробус» А380 создавалось из расчета взлетного веса не менее 650 тыс. кг, который считается достижимым на будущих версиях.
Кроме того, такой вес планировался для грузового варианта самолета A380-800F, который так и не пошел в серию.
В зависимости от модификации лайнер «Аэробус» А380 может комплектоваться турбореактивными двигателями семейства Trent 900 производства Rolls-Royce или GP7200, разработанными компанией Engine Alliance.
Силовая установка GP7200 представляет собой набор компонентов, разработанных несколькими крупнейшими производителями двигателей. Оба типа двигателей соответствуют современным требованиям по шумности при взлете и посадке.
В таблице приведены некоторые характеристики двигателей.
Тип | Турбовентиляторный трехвальный | Турбовентиляторный двухвальный |
Тип камеры сгорания | Одиночная | Одиночная с пониженным уровнем выброса вредных веществ |
Конструкция турбины | По одной ступени высокого и среднего давления, 5 ступеней для низкого давления | Две ступени высокого давления и 6-ступенчатая низкого |
Компрессор | Одно вентиляторное колесо, 8-ступенчатая ступень среднего давления и 6-ступенчатая высокого | Вентилятор, 5-ступенчатая низкого давления и 9-ступенчатая высокого давления |
Длина, мм | 5478 | 4920 |
Диаметр, мм | 2950 | 3160 |
Вес, кг | 6246 | 6712 |
Тяга на взлете, кН | 310-340 | 311 |
Для сокращения расстояния пробега на двух двигателях имеется реверс тяги (по одному под каждым крылом). Двигатели используют в качестве топлива авиационный керосин.
Ведутся поисковые работы по эксплуатации силовых установок на смеси керосина и преобразованного в жидкое топливо природного газа. Запас топлива размещается в 13 кессонных баках, размещенных в крыльях и горизонтальном оперении.
В топливной системе имеется 41 насос, которые постоянно перекачивают топливо между баками для обеспечения центровки и снижения лобового сопротивления.
Герметизированный пассажирский салон самолета «Аэробус» А380 имеет улучшенную звукоизоляцию. Ширина фюзеляжа позволяет размещать 11 рядов пассажирских кресел.
Все места подключены к линиям связи, простроенным на базе оптоволокна.
Посадка и высадка пассажиров выполняется через две двери, расположенные в носовой части фюзеляжа на нижней палубе.
Места расположены в носовой части нижней палубы. Всего имеется 14 мест, из них по 4 расположено одиночно по бортам, остальные 6 размещены в центральном ряду попарно. Особенностью сидений первого класса является возможность раскладки в полноценное спальное место.
В начале и в конце отсека имеется санузел и мини-кухня. Кроме этого в первом классе установлена душевая установка (имеется не на всех «Аэробус» А380).
Сидения пассажиров бизнес класса расположены сразу за первым классом. Сидения расположены в восемь рядов на достаточно большом расстоянии друг от друга. Конструкция кресел позволяет раскладывать спинки, формируя спальное место.
Всего имеется 20 рядов кресел, общая вместимость салона бизнес класса 76 мест.
В начале и конце салона имеются мини-кухни и санузел. В районе первого аварийного выхода размещается барная стойка. Второй аварийный выход расположен ближе к хвосту самолета «Аэробус» А380.
Салон рассчитан на 399 пассажиров. Сидения пассажиров оснащены индивидуальным экраном, вмонтированным в спинку. В салоне эконом класса имеется две мини-кухни и три санузла.
При аварийной ситуации пассажиры эконом класса могут покинуть салон «Аэробус» А380 через 10 аварийных выходов.
Возможно расширение салона эконом класса и на вторую палубу. В этом случае вместимость «Аэробус» А380 достигает рекордных 853 пассажиров.
В схеме выпуска и уборки шасси на «Аэробус» А380 применен комбинированный привод – от гидравлических систем (дублированных) и от исполнительных электроприводов (также продублированных). Электрические приводы управляют шасси через гидравлические системы.
Таким образом удалось установить четыре независимые системы управления, что повысило безопасность эксплуатации самолета и снизило риск возникновения опасных ситуаций. Ниши шасси закрываются створками шасси, изготовленными из композитных материалов. Конструкция створок монолитная.
Размах крыла, мм | 79 800 | 68 450 | |
Длина, мм | 73 000 | 76 250 | |
Высота, мм | 24 100 | 19 350 | |
Масса пустого, кг | 276 800 | 191 100 | |
Максимальный взлетный вес, кг | 560 000 | 578 000 | 442 000 |
Запас топлива, л | 325 000 | - | |
Тяга взлетная суммарная, кН | 1244-1360 | Не менее 1244 | 1188 |
Скорость максимальная, км/ч | 1020 | 988 | |
Скорость крейсерская, км/ч | До 945 | 908 | |
Дальность полета, км | 15 200 | 15 756 | 14 100 |
Потолок, м | 13 115 | 13 000 | |
Экипаж, чел | 2 | ||
Количество мест, чел | 853 | 933 | 581 |
В середине 2017 года компания «Аэробус» анонсировала создание усовершенствованной машины А380 Plus. Основным направлением усовершенствований стало снижение стоимости машины, что в теории должно увеличить спрос на самолет.
При этом переработанные салоны рассчитаны на размещение рекордных 933 пассажиров. Вместимость улучшена за счет более тесной компоновки салона, и сокращения площади служебных отсеков.
Внешне А380 Плюс не сильно отличается от предшественника – основные изменения коснулись конструкции крыла, которое должно иметь сниженное сопротивление.
Модифицированные силовые установки Rolls-Royce и Engine Alliance обладают сниженным расходом топлива и увеличенной на 7% тягой, однако официальных данных по ним в открытом доступе нет.
warbook.club
Отрыв в полете двигателя А380 поставил под вопрос безопасность половины парка этих самолетов. Инженерам предстоит проверить 60% знаменитых гигантов, а пилотам — суметь перегнать застрявший в Канаде самолет на трех двигателях.
У самого крупного в мире пассажирского лайнера А380 большие проблемы. Американские власти потребовали проверки двигателей этих самолетов после серьезного инцидента, в результате которого стало ясно,
что знаменитые «аэробусы» могут попросту терять свои двигатели в полете.
Инцидент с самолетом аваиакомпании Air France, летевшим по маршруту Париж – Лос-Анжелес, произошел 30 сентября, когда над Гренландией у самолета буквально оторвало переднюю часть правого двигателя вместе с вентилятором. На борту самолета находились 496 пассажиров и 24 члена экипажа. В результате самолет был вынужден совершить экстренную посадку на трех двигателях на базе ВВС Канады «Гус-Бей» а пассажиры – провести там лишние 24 часа.
Позднее оторвавшиеся части двигателя были обнаружены на леднике в Гренландии, подняты 6 октября вертолетом и доставлены для исследования в Париж.
Один из пассажиров, сотрудник NBC Энрике Гиллен, рассказал о том, что произошло на борту. Современные реактивные двигатели сконструированы таким образом, что даже попадание в них птиц или отрыв лопаток не приводит к серьезным последствиям. Однако на снимках аварийно севшего борта видно,
что во время полета четвертый двигатель полностью лишился своего капота и вентилятора.
«Мы взглянули в иллюминатор и увидели, что половина двигателя пропала», — рассказал Гиллен. По его словам, самолет уже два часа был в воздухе, когда пассажиры услышали необычный шум.
«Самолет стало трясти, шум был, как будто один из двигателей отказал… шум, который я раньше никогда не слышал, — рассказал пассажир. – Мы были уверены, что это не турбулентность, это длилось от 30 секунд до минуты, и мы заметили, что самолет стал быстро терять высоту».
«Регулярно тренирующиеся пилоты и бортпроводники прекрасно справились с этим серьезным инцидентом», — говорилось в сообщении компании Air France, где уточнили, что никто из находившихся на борту не пострадал. Известно, что возраст самолета составляет семь лет, это модификация A380-800.
Этот случай напомнил экспертам о первом летном инциденте с самолетом А380 в 2010 году, когда у летевшего из Сингапура А380 австралийской авиакомпании QANTAS в полете взорвался один из двигателей производства Rolls Royce .
Тогда из-за случившегося авиакомпания QANTAS была вынуждена на три недели приковать к земле весь свой флот из шести А380.
Накануне, в связи со случившимся над Гренландией, Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) издало предписание ко всем авиакомпаниям, владеющим самолетами А380 с установленными на них двигателями GP7200 производства объединения Engine Alliance.
Engine Alliance – консорциум, совместно управляемый компаниями General Electric и Pratt and Whitney. В предписании американские авиационные власти обязуют провести визуальный осмотр втулок вентиляторов всех аналогичных двигателей. В случае обнаружения трещин или износа втулок их необходимо заменить, говорится в предписании.
В противном случае эксплуатация таких двигателей может привести к неконтролируемому отделению втулки и повреждению двигателя и самолета.
При этом двигатели, имеющие более 3500 циклов «взлет-посадка» должны быть проверены в течение ближайших двух недель. Известно, что указанный тип двигателей стоит на 60% всех летающих А380. Они стоят на самолетах Air France, Emirates (владеет почти половиной всех существующих А380), Etihad Airways, Qatar Airways и Korean Air Lines. Пока не ясно, как предписание отразится на выполнении этими авиакомпаниями своих рейсов.
Еще одна сложная задача теперь – эвакуировать застрявший на удаленной канадской авиабазе самолет А380. Аэропорт «Гус-Бей» известен тем, что именно там приземлились семь трансатлантических рейсов в день террористических атак в США 11 сентября 2001 года.
Чтобы эвакуировать А380 с авиабазы, инженеры Air France должны демонтировать оставшуюся часть двигателя и отправить ее для исследования в Уэльс, в компанию General Electric для исследования.
Вместо потерянного двигателя необходимо поставить новый двигатель, который однако, не будет задействован в полете, а будет служить для баланса во время перелета во Францию, на расстояние 4360 километров.
Источник: www.gazeta.ru4newsday.ru
Давняя страсть к небу и самолетам периодически ищет во мне выходы, и сегодня я, пытаясь восполнить чашу весов, расскажу вам о самом большом на данный момент авиалайнере — Аэробусе Airbus А380.
Airbus А380 — широкофюзеляжный двухпалубный четырехдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт, крупнейший серийный авиалайнер в мире на данный момент.
Честью зваться первыми владельцами этого поистине захватывающего лайнера стали Сингапурские авиалинии.
По словам разработчиков, самой сложной частью в создании самолёта стала проблема снижения его массы. Её удалось решить за счёт широкого применения композиционных материалов.
Среди больших лайнеров А380 самый экономичный — 3 литра топлива на одного пассажира на 100 километров. Чем меньше топлива сжигается, тем меньше выбросы углекислого газа. Выбросы CO2 в расчете на одного пассажира составляют всего лишь 75 граммов на километр пути. Это почти вдвое меньше нормы выброса углекислоты, установленной Европейским союзом для автомобилей.
На разработку А380 ушло около 10 лет. Стоимость всей программы — около 12 млрд евро. Airbus утверждает, что для возмещения затрат корпорации необходимо продать 420 самолётов
Airbus А380 крупнейшей авиакомпании Европы — Люфтганзы.
Airbus A380 Emirates Takeoff Leaving Runway.
A380 может совершать беспосадочные перелёты на расстояние до 15 200 км. Его длина составляет 73 метра, высота 24 метра, размах крыла 79,8 метра, имеет 4 двигателя. В воздухе А380 должен расходиться с другими самолетами на расстоянии не менее 10 километров, так как в его аэродинамических потоках может перевернуться даже горбатый Боинг 747.
Вместимость Airbus A380 — 525 пассажиров в салоне трёх классов, 853 пассажира в одноклассовой конфигурации.
Уровень шума в салоне A380 на 50 % меньше, чем у Boeing 747, также внутри самолёта поддерживается более высокое давление воздуха.
Фюзеляж А380 в разрезе:
Верхняя и нижняя палубы самолета соединены двумя лестницами, в носовой и хвостовой частях лайнера, достаточно широкими, чтобы на них поместились два пассажира плечом к плечу.
A380 может быть оборудован двумя типами двигателей: двигателем Rolls-Royce Trent 900 и Engine Alliance GP7000
Двигатель Rolls-Royce Trent 900 под крылом Airbus A380
Двигатель Engine Alliance
А380, Вьетнамские авиалинии.
Салон А380.
В хвосте расположен бар
Диваны в барной зоне снабжены ремнями безопасности
У А380 5 туалетов на втором этаже и 10 на первом, в экономе:
Кроме туалетов, в носу есть две душевые комнаты для пассажиров первого класса. Правда, заказывать их надо заранее и вода льется всего 5 минут:
Рядом с душевыми вниз спускается парадная лестница, ведущая на первый этаж, к кабине пилотов и в салон эконом. класса:
В хвосте лайнера есть еще одна лестница:
В центре салона спрятаны 2 комнаты для отдыха экипажа. Здесь одновременно могут спать 9 человек:
У пилотов отдельная комната:
И мне несомненно не раз посчастливится отрываться от бетонных плит аэродрома, вжавшись в мягкое кресло этой завораживающей дух стальной машины, чувствовать бешеную скорость, крошечные мелькающие домики внизу, смотреть на проплывающие мимо мягкие облака, в которые хочется упасть и видеть горящие лоскуты ночной городской материи.
odenisova.ru