МЫ И АВТОМОБИЛЬ
ТОРМОЗИМ ДВИГАТЕЛЕМ
Сегодня наш семейный экипаж (напомним, муж — опытный автомобилист и жена — недавно получила «права») в преддверии зимы озабочен торможением.
Борис СИНЕЛЬНИКОВ
Муж. Вот смотрю, как ты останавливаешься на перекрестках, и хочу посоветовать: попробуй тормозить двигателем.
Жена. А что, я плохо останавливаюсь? И как это тормозить двигателем?
М. Это значит переходить на низшую передачу.
Ж. Но ведь это лишний раз дергать коробку и двигатель. И потом — зачем тогда тормоза?
М. Между прочим, хорошие водители, в основном, тормозят двигателем, а спортсмены и вовсе считают тормоза на колесах вспомогательными.
Ж. Хорошо, я попробую. Рассказывай.
М. Ты уже привыкла выжимать педаль сцепления и давить на педаль тормоза, заставляя его остановить машину. Теперь попробуй перед остановкой нажимать на тормоз — разумеется, сбросив газ, но не трогая педаль сцепления. И только когда скорость почти совсем упадет, и ты почувствуешь, что двигатель вот-вот начнет дергаться, выжми педаль сцепления и, дожимая педаль тормоза, останови машину.
Ж. (Выполнив все действия) Ой, на тормоз-то пришлось давить совсем чуть-чуть.
М. Вот, и сил меньше тратишь, и детали меньше изнашиваются.
Ж. Здорово, мне даже нравится...
М. Теперь попробуем то же самое в повороте. Ты ведь почти всегда видишь, на какой скорости можно его пройти, а значит, и на какой передаче.
Ж. Подожди-ка, вот впереди поворот, проверим. На спидометре 65, подхожу на четвертой, нажимаю на тормоз, не выключая сцепления, как ты учишь. Теперь поворачиваю, скорость — 30, переключаюсь с четвертой на вторую, даю газ — разгоняюсь.
М. А что, если эту, вторую передачу ты включишь перед поворотом и затормозишь двигателем? Вот, например, сейчас... Давай!
Ж. Так, выжимаю сцепление, включаю вторую передачу...
М. Сцепление отпускай медленно...
Ж. Отпускаю... Ой, как резко она затормозила! Проходим поворот, даю газ, поехали. Здорово!
М. Вот только «клевок» получился — это уж не здорово. Я же говорил — отпускай педаль мед-лен-но! Чем больше скорость, с которой ты переходишь на меньшую, включив низшую передачу, тем резче будет останавливаться машина. Скажем, если включить третью передачу, когда на спидометре 90, и быстро отпустить педаль сцепления, торможение будет почти таким же, как если бы ты резко нажала на педаль тормоза.
Ж. Но ведь это опасно, машину может занести.
М. Верно, поэтому педаль надо отпускать медленно, то есть плавно включать сцепление, корректируя торможение педалью тормоза или газа. Когда свернем на нашу пустынную дорогу, попробуй.
Ж. А почему двигатель при этом так заревел, это не опасно?
М. Нет, нормально. Максимально допустимы для него 5500–5600 оборотов в минуту. Это указано в Руководстве по эксплуатации и обозначено на шкале тахометра началом красной, опасной зоны.
Если нет тахометра, то на шкале большинства спидометров есть штрихи информации о предельных скоростях (они соответствуют максимально допустимым оборотам) на всех передачах. Ориентировочно обороты можно определять по ним.
Ж. Я поняла: останавливать машину удается быстрее, если пользоваться и двигателем, и тормозами сразу. Но ты говорил, что это и безопаснее. Почему?
М. Помнишь, как однажды на мокрой грязной дороге тебя развернуло, когда ты нажала на тормоза? Этого бы не случилось, если бы ты тормозила двигателем. Может, еще помнишь, что такое дифференциал в редукторе ведущего моста?
Ж. Скажу, как на экзамене: механизм, позволяющий левому и правому колесам моста вращаться с разными скоростями на поворотах.
М. Верно. А еще этот механизм помогает избежать заноса при торможении двигателем. Ведь машину заносит, когда одно колесо тормозится хуже или лучше другого: то ли по «вине» тормозов, то ли — дороги. Так вот, дифференциал поглощает, нейтрализует, выравнивает действие вращающихся по-разному колес на машину и препятствует тому, чтобы она развернулась. Понятно теперь, почему спортсмены и классные водители тормозят, в основном, двигателем, особенно на скользкой дороге?
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
www.zr.ru
Процесс торможения двигателем автомобиля изучают практически во всех автошколах при подготовке водителей транспортных средств. Рано или поздно каждый водитель прибегает к этому приему.
В некоторых автомобилях торможение двигателем входит в штатный алгоритм работы систем управления двигателем, трансмиссией и тормозами — при этом включают такой режим независимо от действий водителя. Это, прежде всего, используется в транспортных средствах, предназначенных для использования в горной местности.
Преимущества, недостатки и эффективность экстренного торможения двигателем вызывают споры не только в среде автолюбителей, но и профессионалов, включая инструкторов экстремального вождения. Но один факт является неоспоримым: в случае отказа тормозной системы автомобиля данный способ экстренного снижения скорости и остановки является самым безопасным.
Под торможением двигателем понимают экстренный способ уменьшения скорости транспортного средства путем увеличения сопротивления двигателя инерционной энергии движения автомобиля через систему трансмиссии. Технически это достигается при значительном уменьшении подачи топлива (уровня нажатия педали акселератора) в двигатель при включенном сцеплении во время движения. При этом крутящий момент двигателя уменьшается. В некоторый момент крутящий момент инерционного движения автомобиля, передаваемый через трансмиссию от колес, начинает превышать силовой момент двигателя, и двигатель начинает подтормаживать автомобиль.
Физически сила торможения определяется степенью компрессии поршневой группы двигателя. Автолюбители знают насколько трудно провернуть коленвал силового агрегата при выключенном зажигании. В дизельном двигателе, где степень компрессии выше, чем в бензиновых, это сделать значительно сложнее. Поэтому эффективность такого способа снижения скорости в автомобилях, оснащенных дизельным силовым агрегатом, выше, и это следует учитывать в процессе управления машиной.
Видео — что значит торможение двигателем:
Эффективность торможения также зависит от динамических характеристик и, прежде всего, от действующей передачи трансмиссии. На низких передачах динамика движения в зависимости от положения педали акселератора (приемистость) более высокая, поэтому торможение двигателем более эффективно. Большинство автолюбителей используют такой вариант снижения скорости при подъезде к перекресткам, особенно, если до включения разрешающего сигнала остается малое время. Это освобождает от лишних манипуляций с переключением рычага механической коробки передач.
Торможение двигателем следует применять в следующих случаях:
1. При недействующей тормозной системе автомобиля.
Такая ситуация может быть связана с повреждением тормозных трубок и шлангов, главного тормозного цилиндра, при утечке тормозной жидкости. При этом создается явная аварийная ситуация. Даже если движение происходит на абсолютно ровной дороге с отсутствием попутных и встречных автомобилей, необходимо приступить к торможению двигателем до полной остановки. На последнем этапе торможения, если автомобиль не остановился на первой передаче при холостых оборотах (полностью отжатой педали акселератора), следует выключить зажигание, полностью заблокировав двигатель. Делать это ранее ни в коем случае нельзя, так как после поворота ключа в положение «зажигание выключено» руль будет заблокирован при малейшем повороте вправо-влево.
2. При подъезде к перекресткам.
Если до включения разрешающего сигнала осталось малое время. В этом случае, двигаясь на передаче, необходимо снять ногу с педали акселератора и, не переключая рычаг МКПП, слегка нажать на педаль тормоза, обозначив свой маневр.
3. При движении на горной местности.
Водители, эксплуатирующие автомобиль в горной местности, на своем опыте изучили эффективность применения этого приема совместно с основной системой торможения. Часто техника и автомобили, предназначенные для эксплуатации в горной местности, имеют штатные системы торможения двигателем (их алгоритм прописан в системе торможения). Это значительно увеличивает эффективность торможения, что особенно важно при движении под уклон.
4. В аварийных и экстренных ситуациях, при выполнении специальных маневров.
Способы торможения двигателем изучают на практических занятиях специальных курсов экстремального вождения.
5. Во время раллийных и других спортивных соревнований.
Занятия по приемам такого варианта управления ТС входят в курс подготовки спортсменов.
Процесс торможения двигателем на механической коробке переключения передач осуществляется в несколько операций:
1. Если движение происходит на повышенной передаче, не выжимая сцепление, отпускается педаль газа. При отказе тормозной системы автомобиля перед этим необходимо включить аварийную световую сигнализацию.
2. После снижения скорости выжимается сцепление, и передача переводится на пониженную. Отжимается педаль сцепления. В зависимости от ситуации можно перескакивать сразу через передачу, например, с 4-й на 2-ю. Если движение перед торможением происходит на 5-6 передаче, лучше сразу произвести переключение на 3-ю. Этот прием также следует использовать при движении на отрицательном уклоне, так как во время переключения передач происходит разгон автомобиля за счет силы тяжести. Однако при этом необходимо регулировать степень торможения сцеплением, чтобы не войти в режим неуправляемого заноса.
Видео — как тормозить двигателем на механике:
3. Производится дальнейшее понижение передачи вплоть до 1-й. Если на первой передаче при отпущенной педали акселератора и сцепления, автомобиль не останавливается, включается стояночный тормоз, затем выключается зажигание. Если и в этом случае автомобиль не останавливается (при большой крутизне уклона), приступают к аварийному торможению, например, наезду на бордюр.
После приобретения автомобиля с АКПП следует внимательно изучить инструкцию по его эксплуатации, в том числе, и особенности режимов АКПП. В зависимости от вида АКПП (вариантов в этом случае много), возможно, режим торможения двигателем вообще не предусмотрен либо даже блокируется системой управления.
Наоборот, в некоторых автомобилях данный режим торможения может инициироваться без участия человека. В определенных АКПП данный режим управления торможением может быть включен при помощи ручного переключения передач, предусмотренного системой управления режимами АКПП.
Следует учитывать, что торможение двигателем на автомобилях с АКПП, в которых согласно инструкции не предусмотрен такой режим, необходимо производить только в экстренных случаях, чтобы не причинить вред дорогостоящей коробке передач.
На некоторых вариаторах специально установлен режим переключения рычага «L» — торможение двигателем. Для применения такого способа рычаг переключается в соответствующее положение. Некоторые автовладельцы, особенно Ниссанов с вариаторами, стараются программно отключить данный режим, увеличив динамичность и уменьшая расход топлива.
Каждый водитель должен иметь навыки использования приема торможения двигателем. При этом необходимо знать основные плюсы и минусы применения данного вида торможения.
Видео — какие есть нюансы при торможении двигателем:
К плюсам можно отнести:
Минусами являются:
Если водитель не обладает достаточными навыками вождения в экстремальных ситуациях, применять данный способ торможения следует только в случае отказа штатной системы торможения. Постепенно по мере приобретения опыта можно использовать торможение двигателем при движении на трассе, подъезде к перекресткам с хорошим состоянием дорожного покрытия.
Если скрипят тормоза при торможении на машине — в чем может быть причина.
Советуем посмотреть статью о новом виде разметки типа «вафельница» и правилах её проезда.
Что делать если хрипят автомобильные колонки http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/avtomagnitola/xripyat-dinamiki.html — наиболее частые причины.
Видео — как правильно тормозить различными способами:
Может заинтересовать:
Как быстро избавиться от царапин на машинеДобавить свою рекламу
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиляДобавить свою рекламу
Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стеклоДобавить свою рекламу
Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?Добавить свою рекламу
voditeliauto.ru
О том, как правильно беречь мотор и трансмиссию, а также тормозные механизмы, рассказывает автомобильный эксперт Вячеслав Субботин.
Колодки на современных автомобилях выхаживают не слишком долго. На передних дисковых тормозах они держатся примерно 50 тысяч километров, а на задних барабанных около 100 тысяч. Но хорошие водители увеличивают срок службы колодок почти на треть. Для этого используется старый прием — торможение двигателем.
Еще на заре автомобилестроения торможение двигателем считалось чуть ли не основным. Грамотный переход с высших передач на низшие в механической коробке позволял избавить от лишних нагрузок тормозные механизмы, которые в прошлом веке были ненадежны. Сейчас это тоже актуально, так как тормоза стали слишком мощными, и хорошая гидравлическая система при экстренном использовании так сжимает диски, что значительно вырабатывает материал колодок. Поэтому чем меньше топчешь педаль, тем лучше.
Лучше всего приспособлена для торможения двигателем механическая коробка передач. Она надежна, неприхотлива и способна переносить высокие нагрузки.
«Тормозить двигателем не только можно, но и полезно для автомобиля, — рассказывает Субботин. — Главное делать это без рывков и плавно, последовательно переключая передачи с высшей на низшую. Нельзя перескакивать через две и более передачи. Тогда нагрузки на трансмиссию будут в рамках нормативных величин и не повлекут снижения ресурса мотора и трансмиссии».
Технология торможения мотором проста. При закрытии дроссельной заслонки автомобиль «повисает» на трансмиссии. Чем выше обороты мотора, тем сильнее происходит замедление. Лучше всего машина тормозит, когда стрелка тахометра висит в пределах 4-5 тысяч оборотов. Поэтому при отпускании педали газа на 80 км/ч можно включать третью передачу, а на 60 км/ч уже вторую. Тогда замедление будет заметным, а нагрузка на механику не очень сильной и даже меньшей, чем при интенсивных разгонах в положении акселератора «в пол».
«Торможение двигателем полезно по трем причинам, продолжает Субботин. — Во-первых, езда на передаче при плавном замедлении помогает экономить топливо, нежели чем его жечь в бесполезных циклах „разгон-торможение“.
Во-вторых, лучше работает вакуумный усилитель. Тормоза при необходимости будут схватывать лучше. Ну и третья причина — это хорошая смазка мотора и трансмиссии».
При высоких оборотах масляный насос работает в полную силу и прогоняет масло через все скрытые каналы. Силовой агрегат прекрасно смазывается и происходит его дополнительное охлаждение. Снимаются локальные перегревы, вызванные дефицитом смазки, который всегда наблюдается при долгом движении на высшей передаче.
Поэтому полезно время от времени взбадривать мотор торможением перед светофором последовательным перебором передач вниз. А на первой передаче, когда машина замедлилась до скорости пешехода, ее можно зафиксировать штатными тормозами.
www.aif.ru
Хочется человеку, который придумал учить людей тормозить двигателем сказать, что он… он… он был смертельно неправ.
Чему учат в автошколах? «Дорогие начинающие водители, старайтесь тормозить двигателем, и как можно меньше педалью тормоза».
Блин, ну что за бред? Ну как в городе можно давать такой совет, да еще и учить этому начинающих!!! Давайте разберемся поподробнее в чем же глупость этого совета.
Современный большой город полон автомобилей. Крыс в городе, возможно, меньше, чем автомобилей. Так вот типичная ситуация. Водитель едет и впереди видит красный и… он тормозит двигателем, а обычно скидывает на нейтраль и катится. Абалдеть, супер. Он создает затор еще задолго ДО светофора, те машины, которые могли бы проехать сзади уже не могут. Более того, такой тормозильщик создает аритмию автомобильного потока, а значит образуется больше заторов и аварийных ситуцай.
Вообще удивительный совет «больше тормози двигателем», для людей, которые ездят на автоматах и роботах. Торможение двигателем для таких автомобилей есть ни что иное, как вынос их миниатюрного и без того не навороченного мозга. Как быть автомобилю? На какой передаче? Сколько оборотов держать? Что вообще задумал этот водитель? Не, ребята, не путайте машину свою. Или разгон, или равномерное движение или торможение. Не надо полумер.
Самое печальное, что во время торможения двигателем водитель теряет в управляемости своего автомобиля. Очень много теряет. Первая потеря — потеря «газа», т.е. в случае необходимости уже невозможно резкое ускорение. Вторая потеря — потеря «права на маневр». Уже сложнее, гораздо сложнее, выполнить маневр. Более того, это потеря в первую оченеь ПРАВА на маневр — торможение двигателем выводит машину в ситуацию, когда она, непрогнозируемо для сзади едущих, теряет скорость. Значит они будут объезжать. Как? С какой стороны? С какой скоростью? Все, ты потерял право на маневр. Ты уже заложник действий остальных.
Теоретически, торможение двигателем может, конечно, иметь место во время гололеда. Но тут понятно почему — потому что весь поток будет так делать, т.е. действие будет более-менее понятно для окружающих. Но и тут, обязательно, прикоснись к педали тормоза, покажи остальным, что тормозишь — целее будешь.
А быть очень просто. Не надо тормозить двигателем в городе. Глупость это. Только ровный интенсивный разгон, дальше движение с высокой разрешенной скоростью (но не медленнее потока), а потом ровное интенсивное торможение.
Вконтакте
Google+
Метки:вождениеsparcoman.ru
Механическая коробка на автомобилях уходит в прошлое. На смену им идут автоматические трансмиссии. Можно ли с ними ездить так же, как прежде, помогает разобраться эксперт и раллийный пилот Дмитрий Соколов.
Торможение двигателем было распространено в прошлом веке, когда водители берегли колодки и старались пореже их задействовать. Стиль вождения с включенной передачей был необходим и в горных районах, где часты уклоны и резкие повороты. Если минут двадцать под уклон сдерживать машину только педалью тормоза, то колодки быстро перегревались и истирались. Поэтому и приходилось ездить на пониженной передаче под сброс газа.
Торможение двигателем оказалось настолько удобным и эффективным, что его использовали и в спортивном вождении.В конце прошлого века раллийные машины еще не имели столь же совершенных многосуппортовых керамических тормозов, как сейчас, поэтому после нескольких хороших поворотов колодки перегревались и «плыли». Автомобиль переставал эффективно замедляться и рисковал к концу скоростного спецучастка потерять управляемость.
Сейчас техника заметно шагнула вперед. Однако торможение двигателем не потеряло актуальности. С его помощью можно так же продлить жизнь колодкам и дискам. Но повсеместное использование автоматических трансмиссий вынуждает делать поправки в процессе их использования.
Конструкция автомата сложна и в силу особенностей проигрывает по долговечности простой ручной коробке. В нем есть планетарные ряды, масляный насос, фрикционные системы переключения ступеней, а связь с двигателем осуществляется через так называемый гидротрансформатор. Однако тормозить автоматом тоже можно, хотя и не настолько эффективно.
Гидротрансформатор похож на бублик с двумя турбинами внутри, закрытыми в резервуаре с маслом. Прямой механической связи эти «вентиляторы» не имеют, но если вращать одно колесо с лопатками, то оно погонит масло по кругу, которое в свою очередь раскрутит и другое колесо. За счет этого и осуществляется передача момента.
При разгоне гидромуфта блокируется, валы синхронизируют вращение и передают тягу напрямую. Однако при торможении мотором блокировка выключается примерно на 50-60 км/ч и активируется масляный депмфер, который и сглаживает нагрузки. Тем самым, сколько бы ни была высока нагрузка на коробку, гидромуфта «съедает» ее и бережет нежный автомат от повреждений. Гидротрансформатор допускает разное вращение входного и выходного вала без вреда для себя.Однако в силу этого сглаживания замедление машины происходит заметно медленнее, чем у автомобилей с механикой.
Кроме того, не всякий автомат имеет возможность принудительного переключения передач. На старых коробках невозможно принудительно сбросить ступень.
В современных коробках ручное переключение предусмотрено, но ступени имеют слишком «длинные» передаточные числа, что плохо отражается на замедлении.
К примеру, первая передача заметно отличается от аналогичной на механической коробке. Она может работать до скорости 30-40 км/ч отчего не замедляет автомобиль на склонах ниже этого предела.
Да и сам автомат живет своей жизнью. Если скорость избыточна, то электроника просто не позволит принудительно включить первую передачу.
Поэтому процесс торможения двигателем на автомобилях с автоматической гидромеханической коробкой похож на езду с полувыжатым сцеплением. Вроде передача включена, мотор жужжит, а замедление развивается недостаточно эффективно. Автомобиль быстрее и быстрее катится вниз. Приходится помогать педалью тормоза.
В общем, АКПП умеет тормозить мотором, и имеет мозги, чтобы защитить себя от поломок. Кроме того, нагрузки, поступающие через колеса в трансмиссию, съедаются гидромуфтой. Поэтому повредить узел ездой под уклон невозможно. Но устроен гидроавтомат таким образом, что им просто не нравится тормозить. Гораздо эффективнее потратиться на новые колодки с дисками.
www.aif.ru
Современные двигатели давно переболели недугом, когда на холостых закидывало свечи, поскольку подавалась слишком жидкая смесь, и из-за этого втягивалось масло. Для сегодняшнего мотора расход более стакана масла на тысячу пробега является поводом отгона машины в сервис для проведения капитального ремонта. Да и при торможении движком сейчас топливо вообще не поступает до минимальных оборотов.
Торможения двигателем
Но как только понадобится тяга, электроника моментально возобновит подачу топлива, и никаких провалов тяги даже не ощутит водитель. Так что, навскидку, ничего критического с движком происходить не должно, об этом позаботились производители. Такой режим торможения, когда моментально прекращается подача топлива, называется принудительным холостым. Он включается во время торможения двигателем практически на всех новых автомобилях. Однако скептиков, заявляющих о травматичности этого режима, хватает, и они тоже по-своему правы. Почему?
Начать стоит с самой незаметной на первый взгляд проблемы. Все мы знаем, что компоновка поршневой группы во всех современных автомобилях (массовый автомобиль) несимметрична. Палец несколько смещён в оси цилиндра, что снижает нагрузку на поршни. Кроме того, ось коленвала также не совпадает с таковой у цилиндров. И эта асимметрия не очень хорошо влияет на двигатель при торможении оным.
Боковые нагрузки возрастают, и получаются выше, нежели во время обычного рабочего хода. Также асимметрия подшипников заточена только под рабочий ход, но никак не под торможение мотором. Конечно, двигатель не умрёт, однако совокупность всего негатива кричит о том, что тормозить следует максимально осторожно, без больших нагрузок, без большого тормозного момента. На самом деле механика не рассчитана на это, и обратные нагрузки не очень хорошо переносит.
Верд от торможения двигателем
Клапана при таком торможении изнашиваются быстрее, эффект проявляется не сильно, но разрежение внутри впускного коллектора явно не идёт на пользу двигателю. А в режиме принудительного холостого это разрежение превышено в два раза. Это порождает утечки, износ уплотнителей, лишняя нагрузка на вентиляцию картера. Также это может приводить к излишнему подсос воздуха извне. Быстрый износ сальников клапанов может доставить немало хлопот. Избыток масла при разрежении будет и в цилиндрах, и в турбине, если она есть.
Если двигатель проехал достаточно, то подобное масляное изобилие добавляет нагар на свечи, выводит катализатор из строя, приводит к закоксовыванию колец. Ну, и увеличиваются выбросы в атмосферу. Также перепады давления быстро съедают ресурс всех гибких элементов систему впуска.
Клапана торможения
Ещё одна неприятность, грозящая двигателю при длительном торможении на ПХХ – ударные нагрузки, которые возникают при резком изменении частоты вращения коленвала, там же и перекрут. В общем, тот же эффект, что и от неаккуратного обращения с коробкой и сцеплением. В обычном состоянии при рабочем режиме крутильные колебания, конечно, тоже есть, но для двигателя они не очень опасны, как и для навесного, поскольку последние защищены демпферными шкивами и прочими способами.
Но когда начинается торможение двигателем, картина резко меняется. Коленвал нагружается совсем иначе, становится уязвимым. Частенько коленвал именно в таком режиме и ломается, вместе с механизмом газораспределения.
Итого, мы имеем возможность тормозить двигателем, но каждый выбирает, нужно ли этой возможностью пользоваться и злоупотреблять.
Стоит ли тормозить двигателем
autowestnik.ru
Торможение — это процесс снижения скорости автомобиля до полной его остановки. Этот процесс требует от водителя определенных навыков вождения и хорошей реакции. Техника торможения может быть разной в зависимости от типа коробки передач, погодных условий, вида машины и особенностей водителя. При остановке автотранспорта нужно соблюдать следующие правила.
Для полной остановки автомобиля с механической коробкой передач нужно отпустить педаль газа, плавно нажать тормоз и перед остановкой выжать педаль сцепления, чтобы машина не заглохла. После этого рычаг переключения передач переводится в нейтральное положение, и педали отпускаются. Этот способ оптимально подходит для езды по гололеду, мокрой дороге, на спусках, а также является самым безопасным. В условиях сухой ровной дороги часто применяется другой способ торможения, при котором педаль газа отпускается полностью, сцепление выжимается до упора левой ногой, а правая нога легко давит на тормоз до остановки автомобиля. Потом опять ставится нейтральное положение рычага переключения передач, отпускаются педали. Иногда водителю требуется просто притормозить, например, пропуская пешеходов или другой автомобиль, перед поворотом и так далее. Для этого требуется отпустить газ и, слегка нажимая тормоз, довести скорость автомобиля до необходимой. Педаль сцепления в таком случае выжимается только, если вам нужно перейти на другую передачу. В отличие от торможения педалями, способ «торможения двигателем» бережет тормозную систему от снашивания и не допускает опасной блокировки колес. Здесь процесс остановки происходит при уменьшении газа и перехода на более низкую передачу, педаль тормоза остается незадействованной. Остановить автомобиль с автоматической коробкой передач очень просто, необходимо нажать педаль тормоза до упора, пока скорость не упадет до нуля. При этом система ABS не допустит блокировки колес.В управлении автомобилем очень важно соблюдать правила основных процессов, торможения, ускорения, выполнения маневров, отрабатывать их при обучении и тренироваться на больших свободных пространствах, доводя до автоматизма. В этом заключается половина успеха в вождении.
Торможение — процесс, направленный на снижение скорости транспортного средства вплоть до его полной остановки. Торможение является чрезвычайно важным и в то же время довольно трудным с точки зрения формирования навыков элементом управления автомобилем. Умение грамотно и эффективно тормозить является одним из условий обеспечения безопасности при движении на автомобиле.
В каждом автомобиле имеется тормозная система. Водителю нужно помнить, что при неисправности тормозной системы эксплуатация, а также дальнейшее движение транспортного средства категорически запрещается, поскольку это чревато катастрофическими последствиями.
Специалисты выделяют два основных вида торможения: экстренное торможение и служебное торможение. Экстренное торможение называют также «нештатным», а служебное — «штатным».
Экстренное торможение является максимально интенсивным и применяется при возникновении сложной и непредвиденной дорожной обстановки: для предотвращения наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством либо иным внезапно появившимся препятствием и т. п. Во многих случаях избежать ДТП удается именно с помощью экстренного торможения. Именно поэтому оно и называется «нештатным»: водитель не предполагает снизить скорость или остановиться, но вынужден это сделать как можно быстрее для предотвращения ДТП.
При выполнении экстренного торможения нельзя ни в коем случае поворачивать рулевое колесо, поскольку в подавляющем большинстве случаев это приводит к закручиванию автомобиля вокруг своей оси. Изменить траекторию движения с помощью данного приема вам не удастся, как ошибочно полагают многие. Кроме того, выполняя экстренное торможение, старайтесь сохранить за рулем свою обычную позу, не наклоняйтесь вперед (одна из самых распространенных ошибок, допускаемых водителями), а сидите ровно, прислонившись к спинке сиденья, чтобы ощущать его лопатками. Это позволит вам «чувствовать» свой автомобиль, что очень важно в подобной ситуации.
Еще одной распространенной и опасной ошибкой, которая свойственна в первую очередь новичкам — выключение сцепления при экстренном торможении. Делать это нельзя ни в коем случае, поскольку транспортное средство при этом становится полностью неуправляемым.
Служебное торможение используется для остановки транспортного средства в заранее намеченном месте либо для снижения скорости движения там, где это необходимо. Именно поэтому служебное торможение называется «штатным»: вы тормозите в обычном рабочем режиме, и причиной торможения является не быстрое и непредвиденное возникновение опасной ситуации, а штатные условия езды.
Кроме этого, в настоящее время существует четыре распространенных способа торможения.
ВНИМАНИЕ Учтите, что применение резкого торможения для полной остановки транспортного средства в сложной дорожной ситуации может спровоцировать возникновение ДТП. Это часто случается из-за увеличения тормозного пути автомобиля за счет движения «юзом» заблокированных колес, а также из-за заноса автомобиля. Поэтому если колеса заблокированы, следует уменьшить давление на педаль тормоза.
Многие не только начинающие, но даже опытные водители при внезапном появлении опасности инстинктивно резко и сильно нажимают на педаль тормоза — опасная и распространенная ошибка, поскольку первым результатом таких действий является полная либо частичная потеря управляемости и устойчивости транспортного средства. Нередко в подобной ситуации человек из-за охватившего его чувства страха впадает в оцепенение, и единственное, что он в состоянии сделать — еще сильнее нажать на педаль тормоза, тем самым лишь усугубив и без того сложную и опасную ситуацию. Колеса у автомобиля полностью блокируются, и он продолжает движение по прямой, в конечном счете наезжая на препятствие или совершая столкновение с другим транспортным средством, если остановочного пути не хватило.
Поэтому в подобных ситуациях важно не терять контроль над собой. Наиболее эффективным способом торможения будет являться ступенчатое или прерывистое торможение.
ПРИМЕЧАНИЕ Почувствовать момент наступления блокировки колес транспортного средства вы можете по следующим признакам: во-первых, автомобиль перестает снижать скорость даже при увеличении тормозного усилия; во-вторых, появляется ощущение бокового увода машины; в-третьих, слышны звуки скользящей колесной резины (характерный визг).
Прерывистое торможение целесообразно использовать на ухабистых и неровных дорогах, на участках дорог с разным состоянием дорожного покрытия (например, лед сменяется асфальтом, затем асфальт — снегом), на скользкой дороге и др. Однако данный способ торможения требует от водителя определенного уровня профессионализма и мастерства ввиду сложности исполнения, поэтому его можно рекомендовать лишь опытным автомобилистам.
Чтобы оценить состояние дорожного покрытия, в частности — его скользкость, первое нажатие на педаль тормоза должно быть резким и коротким. Но учтите, что при сильном тормозном воздействии не исключено возникновение «рыскания» машины, причиной которого обычно является неоднородность дорожного покрытия и разная реакция тормозных механизмов каждого колеса. В конечном счете это чревато заносом. Именно поэтому при прекращении давления на педаль тормоза, то есть когда колеса свободно вращаются, вы должны успеть откорректировать положение автомобиля на проезжей части с помощью рулевого колеса. Все последующие усилия, прилагаемые к тормозной педали, вы можете увеличивать как по продолжительности воздействия, так и по силе (разумеется, и то, и другое должно быть в пределах разумного) — чем ниже скорость движения, тем позже возникает полная блокировка колес.
На подавляющем большинстве современных автомобилей в тормозной системе применяется АБС. Благодаря ей вы можете выполнять прерывистое торможение без полной блокировки колес даже при сильном и резком нажатии тормозной педали. АБС позволяет намного уменьшить износ колесной резины, а также значительно повысить поперечную устойчивость транспортного средства. Кроме этого вы можете изменять траекторию движения автомобиля с помощью рулевого колеса даже при нажатой тормозной педали.
Отдельно рассмотрим торможение двигателем. Характерной особенностью данного способа является то, что вы можете его использовать вообще без применения тормозной системы автомобиля, либо пользоваться ей лишь вспомогательно. Этим способом можно воспользоваться, когда вам необходимо только снизить скорость движения автомобиля. Для полной остановки все равно придется воспользоваться тормозной системой (хотя с помощью торможения двигателем вы можете снизить скорость движения до минимума).
Сущность данного способа заключается в переходе с повышенной на пониженные передачи. Но даже если вы просто отпустите педаль «газа» на той же передаче, скорость автомобиля снизится сразу, поскольку двигатель очень быстро перейдет на режим работы холостого хода. Далее вы можете перейти на пониженную передачу, причем после отпускания педали сцепления педаль «газа» можно вообще не нажимать, чтобы усилить эффект.
При торможении двигателем крутящий момент передается на ведущие колеса автомобиля с эффектом замедления, поэтому они уменьшают скорость вращения и тормозят движение машины. Появление этого эффекта на ведущих колесах транспортного средства приводит к временному перераспределению массы автомобиля: основная нагрузка ложится на переднюю ось, в результате чего сила сцепления управляемых колес с дорожным покрытием достигает наибольшей величины.
Всем неопытным водителям или любителям погонять советую разобраться не только в том, как набирать скорость, но и в том, как ее безопасно сбрасывать. Впереди зима со скользкими дорогами, поэтому настоятельно рекомендую разобраться и пока не поздно попробовать тормозить двигателем. Да и летом периодически приходится использовать этот приём, поскольку он эффективен в некоторых ситуациях.
Ни для кого не секрет, что сбрасывание скорости при одновременном нажатии педалей сцепления и тормоза возможно и безопасно только при нахождении на сухом асфальте, т.к. автомобиль временно становится неуправляемым. А в случае скользкого или мокрого покрытия такой вариант может привести к аварийной ситуации.
Проще говоря, торможение двигателем – это естественный сброс скорости путем перехода с повышенной на пониженную передачу. Эффективность же такого торможения зависит от многих факторов – состояния дороги, технических характеристик автомобиля, навыков и умений водителя.
Если говорить просто, то остановка двигателем – это естественный процесс снижения скорости транспортным средством. Можно ли тормозить двигателем на сухой дороге? Однозначно да. Причём, опять же, рекомендую использовать такой способ торможения при движении по сыпучему грунту, когда у колёс не очень хорошее сцепление с поверхностью.
Я лично часто пользуюсь им даже если еду по городу, а впереди горит красный сигнал светофора и мне нет смысла ускоряться или применять педаль тормоза. Кроме того, такое торможение следует применять для избегания заносов при поворотах. Итак, наиболее частые случаи применения медленного торможения:
Как вы могли заметить здесь есть пункт про достаточное расстояние. Естественно, такой метод остановки имеет более протяжённый тормозной путь, поскольку мотором сложнее снизить динамику движения транспортного средства. В городе такой метод стоить применять лишь иногда, например, когда от светофора к следующему перекрёстку нет никого на вашей полосе.
Если вы ни разу не притормаживали свой автомобиль таким способом, то необходимо узнать, что значит тормозить двигателем при нормальных погодных условиях и состоянии дороги, чтобы не запаниковать в экстренной ситуации. Как я уже говорил, такой способ помогает избежать заноса в случае торможения в гололед. В таком случае колёса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном торможении. Система управления не блокируется, а машина становится более устойчивой.
Снижение скорости происходит довольно плавно. Но всегда стоит учитывать, что при таком способе тормозной путь значительно длиннее. Сложно сказать однозначно, вредно ли тормозить двигателем. Можно сказать, что однозначный плюс – это безопасность. А минус – длительность и плавность. Т.е. сбрасывание скорости двигателем ни в каком случае не будет экстренным, и это нужно учитывать.
Ещё один важный нюанс – когда вы решили осуществить подобный манёвр о ваших намерениях неизвестно никому кроме вас. Если при нажатии педали тормоза сзади машины включаются стоп-сигналы, то при торможении двигателем этого не происходит. А значит, есть вероятность аварии. Многие говорят, якобы такой способ увеличивает износ трансмиссии и мотора. Всё на самом деле не так страшно. В конце концов, не так часто используется этот способ, чтобы навредить транспортному средству. Главное больше практики и умение предвидеть ситуацию, при которой уместно применять подобный способ снижения скорости.
У меня первое авто было простенькое. На нем стояла МКПП на 5 передач. Я узнал, как тормозить двигателем на механике от своего знакомого, который чисто случайно сел за руль. Короче, схема движений должна быть такой:
Не спешите быстро переключаться с повышенной скорости на пониженную. Если сейчас на вашем тахометре – 2000 оборотов, то, включив пониженную скорость движок заорёт и это, действительно, плохо. Идеальный вариант переключения – 1200 – 1500 оборотов. Как только мы переключим передачу на меньшую, то стрелка тахометра повысится до 2 тысяч оборотов, а это уже более нормальный вариант. В общем, тренироваться нужно. Многое зависит ещё и от объёма двигателя.
Это более чем подробная последовательность движений. Никакого негативного воздействия на автомобиль это не оказывает. Еще раз советую попробовать такой способ на сухой и хорошо знакомой вам дороге. Очень важно понять тормозной путь машины и вообще её поведение при таком способе. Кстати, иногда можно применять и незначительные короткие нажатия на педаль тормоза. Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты.
Чуть позже я себе приобрёл автомобиль с АКПП. Долго не мог понять, как можно тормозить двигателем на автомате. Можно сказать, что тут ситуация обстоит сложнее, но это тоже возможно. Коробка-автомат так не реагирует на торможение, как механика, и приходится чаще использовать рабочий тормоз. Здесь имеет значение насколько старый у вас автомат. На более старых версиях есть ограничения по переключению скоростей. В более новых версиях в идеале использовать полуавтоматический режим, это позволит сбросить скорость естественным путем и перейти на более низкую передачу. Вы должны понимать, что только снижение скорости позволит переключиться на пониженную передачу. Иначе этого не сделать.
Для того, чтобы привыкнуть к автомату и понять, как же применять на нем такой способ, требуется больше времени и сноровки. У меня не сразу получилось разобраться на какой скорости я могу начать притормаживать, чтобы избежать ненужного заноса. Но со временем навык пришёл и я понял, что для автомата крайне важно при попытке снизить скорость мотором вообще не нажимать на педаль газа.
В итоге могу сказать, что не очень сложно разобраться, как правильно тормозить двигателем в скользкой ситуации. Нужно помнить схему перехода с повышенной на пониженную передачу, ни в коем случае не выжимать резко тормоз и держать в голове длинный тормозной путь автомобиля. И еще один нюанс – как бы ни хотелось резко остановиться, переходить сразу на первую передачу категорически запрещено, потому что занос просто обеспечен. Плюс для движка такой скачок будет вреден. Я имею ввиду переход на механике с 3 передачи на 1 или 4 на 2 при высоких оборотах.
Это второй урок в серии. В прошлый раз мы научились заводить автомобиль и трогаться , сразу после стоит поговорить о том, как правильно тормозить. Итак, для начала стоит разграничить виды торможения. Их не так много.
После обзора видов торможения несколько слов о тормозной системе автомобиля на простом языке. Неважно дисковые у вас тормоза по кругу или сзади барабанные, методы торможения от этого не меняются. Так как все таки работают тормоза?
Все очень просто. При нажатии на педаль тормоза колодки зажимающие тормозной диск сдавливают его все сильнее, пока вы не отпустите педаль. На современных автомобилях установлены множественные помощники и электронные системы упрощающие водителю жизнь, а так же улучшающие тормозные характеристики. Начиная с регулятора тормозных усилий и вакуумного усилителя тормозов до систем антиблокировки колес. О них мы тоже поговорим, но позже.
К примеру вы едете по городу и захотели остановиться попить кофе или высадить пассажира. Для этого необходимо сбросить скорость , включить правый указатель поворота и перевести взгляд на правое зеркало заднего вида , что бы убедиться что справа вас никто не обгоняет и нет велосипедистов или других участников движения. Прижимаетесь к правой обочине или тротуару. Далее, выжимаете сцепление (разъединяете передачу крутящего момента между двигателем и коробкой передач) и не отпуская его плавно нажимаете на педаль тормоза . Останавливаетесь. После можно выключить поворотник, дернуть рычаг ручного (стояночного) тормоза, после перевести положение ручки переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Теперь можно глушить авто и идти по делам.
В чем отличие от торможения малой скорости? Все просто, если зажать педаль тормоза и держать до полной остановки автомобиля, то тормозные диски сильно перегреваются, тем самым сильно снижая ресурс тормозной системы. Тормозите чуть более прерывисто, то есть нажать на тормоз посильнее, потом плавно отпустить и нажать еще раз. Тем самым диски будут немного охлаждаться.
При экстренном торможение главная проблема это блокировка колес или, как говорят, торможение на юз. Если колеса заблокировались то ваш тормозной путь, зимой будет намного длиннее чем при обычном торможении. Летом, иногда, торможение на юз более эффективно, но многое будет зависеть от степени износа покрышек и дорожного полотна. К примеру, если на асфальте будет мелкий песок, то "на юз" вы улетите далеко. Для того что бы этого не произошло надо ощущать заблокировались колеса или нет и короткими рывками (ударами по педали тормоза) выводить колеса из блокировки. Было бы здорово, если бы какая-нибудь система за вас не давала блокировать колеса.
Для этого и придумали АБС (антиблокировочная система). При ее наличии в автомобиле, для торможения надо просто сильнее давить на педаль тормоза. Когда сработает система вы почувствуете сразу. Педаль тормоза начнет вибрировать с хрустящим звуком в сопровождении. Не пугайтесь, так и должно быть.
Пример, вы едете на четвертой передаче, со скоростью около 60-70 км. в час и не выжимая сцепление отпускаете педаль газа. Что произойдет? Правильно, обороты двигателя начнут падать и машина будет останавливаться. А если с 4-ой передачи переключить на 2-ую, то машина сначала заревет а потом остановиться еще быстрее. Это и есть торможение двигателем. Когда применять? Зимой, на скользкой дороге. Вероятность сносов и заносов при торможении двигателем - минимальная. Сбросив таким образом скорость, дальше обычным образом плавно останавливаемся.
К сожалению, особенно, на старых автомобилях бывает, что тормозная система отказывает. Может лопнуть трубка в гидравлике. Или потечь цилиндр. Что делать в такой ситуации? Правильного ответа наверно нет, все будет зависеть от ситуации, но главная задача это сбросить скорость. По этому вернемся к предыдущему пункту и будем сбрасывать скорость двигателем помогая ручником до полной остановки. Если вы уже достаточно сбросили скорость но все равно не успеваете полностью остановиться до передней машины, можно плавно остановиться о поребрик тротуара прижимаясь к нему передним правым колесом. Да, скорее всего придется его менять после, но это может уберечь вас от более дорогостоящего ремонта "морды" и разборок с другими автолюбителями.
На этом все. Удачи на дорогах.
veloed.ru