Главное предназначение зубчатого ремня/цепи - осуществление привода газораспределительного механизма (ГРМ), при этом он обеспечивает согласованное открывание/закрывание клапанов в зависимости от текущего такта рабочего цикла в каждом из цилиндров двигателя. Кроме того, на различных моделях двигателя посредством зубчатого ремня/цепи осуществляется привод некоторых вспомогательных агрегатов, таких как ТНВД (дизельные модели), водяной насос и другие механизмы и системы. Ременным приводом оборудованы двигатели Z16XE, Z18XE, Z19DT(H), Y30DT и Z32SE.
Бензиновые двигатели Z20NET/ 22SE/Z22YH оборудованы двумя однорядными цепями. Одна из них служит для привода ГРМ, вторая цепь приводит в движение 2 вала-компенсатора и водяной насос системы охлаждения.
На дизельных двигателях Y20DTH/ Y22DTR посредством двурядной цепи осуществляется привод ТНВД. Далее от топливного насоса крутящий момент передается на звездочку распределительного вала через однорядную роликовую цепь.
Проверка и замена зубчатого ремня должна производиться в строгом соответствии с Графиком ТО Свист и завывание зубчатого ремня при работе двигателя указывают на его излишне сильное натяжение, при слабом натяжении ремень бьет по крышке. Рекомендуется заменять ремень при каждом снятии его с двигателя. Если планируется повторное использование ремня, прежде чем снимать его с зубчатых колес нанесите маркером метку (в виде стрелки) для определения направления вращения при последующей установке.
Замечание: Ремень вращается по часовой стрелке, если смотреть на двигатель со стороны ременного привода.
Перед снятием ремня рекомендуется нарисовать схему его натяжения. Цепь практически не требует обслуживания в течение всего срока службы. При устранении неисправностей или замене агрегатов, приводимых в движение цепью, может потребоваться снятие, а иногда и замена цепи. После каждого снятия цепи в обязательном порядке выполняется регулировка фаз газораспределения. Данные операции могут быть выполнены только при помощи специальных инструментов заранее позаботьтесь об их приобретении.
В процессе эксплуатации в результате ослабления ремня/цепи, увеличения длинны или при некоторых повреждениях ремня он/она может перескочить на один или несколько зубьев на зубчатых колесах/звездочках распределительных валов, что приведет к нарушению согласования фаз газораспределения, снижению эффективности работы двигателя, а в некоторых случаях к выходу из строя клапанов или поршней цилиндров. Регулировка фаз газораспределения производится при снятом зубчатом ремне/цепи путем совмещения меток/установки приспособлений при выставлении положения ВМТ для соответствующего поршня
Внимание: В момент проворачивания распределительных валов при снятом зубчатом ремне/цепи ни один из поршней не должен находиться в положении ВМТ - иначе клапана упрутся в поршень, что может привести к повреждению клапанов и/или поршней. Необходимо провернуть коленчатый вал двигателя примерно на 60' от положения ВМТ! Коленчатый вал можно не поворачивать, если требуется лишь небольшое смещение распределительных валов, - при этом выбирайте кратчайший путь до положения ВМТ.
Замечание: После проведения замены зубчатого ремня рекомендуется наклеить на верхней крышке ГРМ ярлык с указанием текущего километража и датой замены.
Внимание: Перед началом выполнения работ по снятию зубчатого ремня/ цепи не забывайте отсоединять кабель от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи!
Двигатели Z16XE/Z18XE
Снятие
1. Снимите верхнюю крышку двигателя
2. Снимите воздухоочиститель и правое переднее колесо
3. Снимите мультиреберный ремень
4. Извлеките стопорный стержень и ослабьте натяжное устройство мультиреберного ремня. Выверните крепежный болт
8.4 Для снятия натяжного устройства извлеките стопорный стержень (2) и выверните крепежный болт (двигатели Z16XE/Z18XE)
5. Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия.
6. Снимите шкив коленчатого вала , после чего вновь установите крепежный болт на место и закрепите им ведущее колесо зубчатого ремня.
7. Выверните крепежный болт
8.7 Стрелкой указан болт крепления нижней крышки ГРМ (двигатели Z16XE/Z18XE)
8. Снимите правую опору двигателя
9. Выверните 3 винта крепления (см. рисунок 6.6) верхней крышки ГРМ и снимите крышку.
10. Вывернув 2 болта и отсоедините датчик распределительных валов от головки блока цилиндров
8.10 Датчик (1) распределительных валов (на пример двигателя Z18XE)
2 Крепежные болты
11. Проверьте положение ВМТ для поршня первого цилиндра двигателя, проверьте совпадение всех меток (см. рисунок 8.11, I и III) и зафиксируйте положение распределительных валов при помощи специального приспособления (см. рисунок 8.11, II).
8.11 Проверка положения ВМТ на двигателе Z18XE (стрелками указано положение меток при снятом шкиве коленчатого вала)II Специальное приспособление КМ-852 |
Замечание: Если метки на зубчатых колесах не совпали, фиксировать распределительные валы нет необходимости.
12. Ослабьте крепежный болт и поворачивайте натяжной ролик зубчатого ремня
8.12 Натяжной ролик зубчатого ремня (двигатели Z16XE/Z18XE)1 Болт крепления натяжного ролика |
13. Если при проверке регулировки фаз газораспределения метки на зубчатых колесах распределительного механизма не совпали необходимо после снятия ремня установить метки в требуемое положение, поворачивая распределительные валы, и зафиксировать их специальным приспособлением (см. рисунок 8.11, II).
Внимание: При снятом ремне не меняйте положение коленчатого вала.
14. В случае необходимости выверните крепежный болт (см. рисунок 8.12) и снимите натяжной ролик зубчатого ремня. Аналогично снимается направляющий ролик.
Установка
15. Установите (если снимались) направляющий и натяжной ролики зубчатого ремня. Стопорный рычаг натяжного ролика должен быть установлен в направляющую на корпусе масляного насоса
8.15 Стопорный рычаг (1) направляющего ролика должен быть установлен в направляющую (2) на корпусе масляного насоса (двигатели Z16XE/ Z18XE) |
Замечание: Крепежный болт натяжного устройства полностью затягивается с требуемым усилием только после регулировки (см. ниже).
16. Установите ремень на колеса и ролики так, чтобы тянущая ветвь (правая) была натянута, не забудьте проверить направление вращения ремня. Проверьте совмещение всех меток ГРМ.
17. После замены/снятии ремня необходимо произвести регулировку его натяжения, для чего ослабьте болт крепления (если ролик не снимался) и поверните натяжной ролик зубчатого ремня (см. рисунок 8.12) за регулировочный эксцентрик по направлению стрелки так, чтобы указатель натяжного ролика стоял перед правым упором, затяните болт.
18. Снимите приспособление КМ-852, плавно проверните коленчатый вал на 2 полных оборота по часовой стрелке и установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ. Для контроля положения снова установите приспособление КМ-852, если корректировка не требуется, снимите его. При несовпадении меток (см. рисунок 8.11) снимите и переустановите зубчатый ремень.
19. Слегка отпустите болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня, поверните регулировочный эксцентрик по часовой стрелке так, чтобы положение указателя соответствовало, показанному на иллюстрации. Затяните болт крепления натяжного ролика с требуемым усилием.
8.19 Регулировка натяжения зубчатого ремня1 Указатель натяжного ролика2 Положение указателя при установке нового ремня (NEW)3 Положение указателя при установке уже использовавшегося ремня (USED) |
20. Еще раз плавно проверните коленчатый вал на 2 полных оборота и установите положение ВМТ. Если после проворачивания коленчатого вала метки ГРМ не совпали - переустановите ремень, если указатель натяжного ролика отклонился от нормативного положения - повторно выполните процедуру натяжение зубчатого ремня.
21. Установка остальных снимавшихскомпонентов производится в порядке обратном порядку снятия. На двигателе Z16XE болты крепления датчика положения распределительных валов смажьте фиксирующим компаундом.
Двигатели Z19DT(H)
Снятие
22. Установите двигатель в положение ВМТ
23. Снимите верхнюю крышку двигателя
24. Извлеките фиксатор натяжного устройства EN-46788, выверните крепежный болт и снимите натяжное устройство мультиреберного ремня.
25. Снимите верхний направляющий ролик мультиреберного ремня.
26. Выверните 5 болтов и снимите кронштейн крепления правой опоры двигателя пометив положение болтов для последующей установки.
8.26 Нижние (1) и верхние (2) болты крепления кронштейна правой опоры двигателя Z19DT(H) |
27. Ослабьте болт натяжного ролика и снимите зубчатый ремень.
Установка
28. При установке зубчатого ремня заведите его на зубчатые колеса так, чтобы его тянущая сторона была натянута . При этом соблюдайте заданное направление вращение зубчатого ремня (по часовой стрелке). Проверьте совмещение меток установки ВМТ для поршня первого цилиндра, при необходимости установите распределительные валы в требуемое положение, - на двигателе Z19DTH они должны зафиксироваться специальными приспособлениями .
8.28 Установка зубчатого ремня (1) (двигатель Z19DT(H)) |
29. Натяжение зубчатого ремня производится с помощью ассистента, для чего вверните болт для использования его в качестве опоры , и отожмите регулировочный рычаг при помощи отвертки в направлении стрелки так, чтобы указатель натяжного ролика стоял напротив отверстия (см. рисунок 8.28). Затяните крепежный болт.
А Тянущая сторона ремня 2 Отверстие натяжного механизма 3 Болт крепления натяжного ролика 4 Указатель натяжного ролика 5 Отвертка 6 Болт |
8.29 Отжимание регулировочного рычага натяжного ролика (двигатель Z19DTH) |
30. Проверните коленчатый вал на 2 полных оборота по часовой стрелке и установите положении ВМТ для поршня первого цилиндра. Ослабьте болт крепления натяжного ролика и повторно отрегулируйте натяжение зубчатого ремня. После этого затяните болт крепления ролика с усилием 30 Нм.
31. Дальнейшая установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Затяните все резьбовые соединения с требуемым усилием.
Двигатель Y30DT
8.32 Монтажная плита (4) шестерен привода ГРМ (двигатель Y30DT)1 Верхняя крышка ГРМ2 Нижняя крышка ГРМ3 Система вентиляции картера 5 Крышка верхней секции системы вентиляции картера |
Общая информация
32. Особенностью данного двигателя является наличие шестеренчатого привода ГРМ, посредством которого крутящий момент двигателя передается на прямозубые шестерни ТНВД, водяного насоса и на ведущее зубчатое колесо привода распределительных валов. От ведущего зубчатого колеса к распределительным валам крутящий момент передается посредством зубчатого ремня. Шестеренчатый механизм монтируется с использованием специальной плиты , закрепляемой на блоке цилиндров, и закрывается нижней крышкой ГРМ. В верхней части плиты выполнены каналы системы вентиляции картера. Верхняя крышка ГРМ закрывает зубчатый ремень.
Снятие
33. Отсоедините аккумуляторную батарею , снимите воздухоочиститель , поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера
34. Отсоедините электропроводку от датчика температуры двигательного масла, высвободите ее из держателей и отведите в сторону.
35. Высвободите гидравлические линии усилителя руля из трех держателей.
36. Установите специальное приспособление КМ-6352 , для чего сначала установите основание, а затем кронштейн со скобой и вкрутите 2 болта. Выворачивайте регулировочный болт приспособления до тех пор, пока скоба не упрется в блок цилиндров, причем два болта в верхней части масляного поддона картера двигателя должны войти в отверстия скобы (стрелки).
8.36 Установка специально приспособления КМ-6352 (1) |
37. Снимите мультиреберный ремень
38. Снимите правую опору двигателя
39. Выверните 4 болта крепления кронштейна правой опоры двигателя, отделите жгут электропроводки и снимите кронштейн.
40. Выверните 2 крепежных болта и снимите правую такелажную проушину , затем выверните 4 болта и снимите верхнюю крышку ГРМ.
8.40 Правая такелажная проушина (1) и верхняя крышка (2) ГРМ (двигатель Y30DT) |
41. Установите ВМТ такта сжатия для поршня 1-го цилиндра
42. Отожмите натяжной ролик зубчатого ремня при помощи накидного ключа против часовой стрелки и зафиксируйте при помощи приспособления КМ-6349 и снимите зубчатый ремень.
8.42 Фиксация натяжного ролика (1) при помощи приспособления КМ-6349 (2)
43. При необходимости проведения регулировочных или других работ с шестернями ГРМ для доступа к ним необходимо снять натяжной и 2 направляющих ролика, установить приспособление для снятия шкива коленчатого вала и, удерживая при помощи приспособления вал от проворачивания, отпустить гайку крепления ведущего зубчатого колеса привода распределительных валов и снять колесо.
44. Затем необходимо демонтировать 2 направляющих ролика и натяжное устройство мультиреберного ремня, вывернуть крепежный болт и снять шкив коленчатого вала
45. Снимите шланг системы вентиляции картера .
8.45 Шланг (1) системы вентиляции картера (двигатель Y30DT) |
46. Из под автомобиля выверните 5 болтов крепления нижней крышки ГРМ, затем опустите автомобиль, выверните 6 верхних крепежных болтов и снимите крышку. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягаемые поверхности.
47. Пред снятием шестерен привода ГРМ вверните болт (М6) в специальное отверстие на шестерне ТНВД и зафиксируйте шестерню. Затем выверните 4 болта и снимите две передаточные, а при необходимости и другие шестерни.
48. Для установки фаз газораспределения на шестернях ТНВД коленчатого вала и передаточных шестернях нанесены специальные метки , положение шестерни привода водяного насоса значения не имеет. При несовпадении меток необходимо снять и переустановить передаточные шестерни.
8.48 Установка шестерен ГРМ (двигатель Y30DT) стрелками указаны установочные метки
1 Шестерня ТНВД
2 Шестерня водяного насоса
3 Шестерня коленчатого вала
4 Передаточные шестерни
Замечание: Для проворачивания коленчатого вала необходимо установить на место шкив, по окончании регулировки вновь демонтируйте шкив коленчатого вала.
49. Воспользуйтесь подходящим инструментом и снимите сальник коленчатого вала и сальник ведущего колеса зубчатого ремня, - соблюдайте осторожность, не повредите посадочные поверхности.
Установка
50. Очистите сопрягаемые поверхности и нижнюю крышку ГРМ. Нанесите слой уплотнительного герметика (серого цвета) толщиной примерно 2-3 мм на посадочную кромку крышки , установите нижнюю крышку на место и затяните 11 крепежных болтов в указанном порядке (с 1 по 11).
8.50 Установка нижней крышки ГРМ (двигатель Y30DT)
А Слой герметика
Внимание: Не забудьте вывернуть болт фиксации шестерни ТНВД!
51. Впрессуйте новый сальник коленчатого вала при помощи специального приспособления КМ-6375 и болта крепления шкива (см. рисунок 8.51а), при помощи приспособления КМ-6376 и гайки крепления ведущего зубчатого колеса (см. иллюстра цию 8.51b) впрессуйте новый сальник ведущего колеса зубчатого ремня
8.51a Впрессуйте новый сальник коленчатого вала при помощи приспособления КМ-6375 (1) и крепежного болта (2) (двигатель Y30DT) |
8.51b Впрессуйте новый сальник ведущего колеса зубчатого ремня при помощи приспособления КМ-6376 (1) и крепежной гайки (2) (двигатель Y30DT) |
52. Дальнейшая установка производиться в порядке, обратном порядке снятия. При установке зубчатого peмня не забудьте выставить положение ВМТ такта сжатия для поршня первого цилиндра.
Двигатель Z32SE
Снятие
53. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи , снимите правое переднее колесо и крышку мультиреберного ремня
54. Высвободите гидравлические линии усилителя руля из держателей подрамника.
55. Снимите воздухоочиститель и правую опору двигателя
56. Выверните крепежные болты и снимиите кронштейн крепления правой опоры двигателя.
8.56 Кронштейн правой опоры двигателя - стрелками указаны болты крепления (двигатель Z32SE) |
8.56 Кожух (1) кабельных каналов (двигатель Z32SE) |
2 Датчик детонации 2-4-6 цилиндров
3 Датчик распределительных валов
4 Крепежные болты
5 Датчик давления системы К/В
6 Разъем электропроводки компрессора
57. Выверните 2 крепежных болта и снимите кожух кабельных каналов, предварительно отсоединив все разъемы электропроводки.
58. Ослабьте болты крепления шкива водяного насоса и 6 болтов крепления шкива коленчатого вала. Снимите мультиреберный ремень , затем выверните болты и снимите шкивы водяного насоса и коленчатого вала.
8.59 Болты (2) крепления натяжного устройства (1) (двигатель Z32SE) |
59. Снимите направляющий ролик, затем выверните 2 болта и снимите натяжное устройство мультиреберного ремня.
60. Выверните 5 болтов и снимите крышку ГРМ.
61. Плавно поворачивайте коленчатый вал по направлению вращения двигателя (по часовой стрелке) и остановите, не доводя примерно 60° до ВМТ такта сжатия для поршня первого цилиндра. Установите на фланец крепления шкива коленчатого вала специальное приспособление КМ-800-10 . Доверните вал до положение ВМТ поршня первого цилиндра, - верхняя часть приспособления должна упереться во фланец водяного насоса, закрепите приспособление на фланце.
8.61 При установке поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия верхняя часть приспособления КМ-80010 (2) должна упереться во фланец (1) водяного насоса (двигатель Z32SE) |
62. В этом положении метки на зубчатых колесах распределительных валов должны совпасть с метками на задней крышке ГРМ . Закрепите зубчатые колеса распределительных валов 2-4-6 цилиндров при помощи приспособления КМ800-2 (зеленого цвета), а 1-3-5 цилиндров приспособлением КМ800-1 (красного цвета).
Замечание: Маркировка «ТОР» на приспособлениях должна быть направлена вверх.
8.62 Регулировка фаз газораспределения (двигатель Z32SE) |
1 Метки на задней крышке ГРМ
2 Метки на зубчатых колесах распределительных валов
3 Приспособление КМ-800-1 (красного цвета)
4 Натяжной ролик зубчатого ремня
5 Фланец водного насоса
6 Приспособление КМ-800-2 (зеленого цвета)
7 Верхний направляющий ролик зубчатого ремня
8 Нижний направляющий ролик зубчатого ремня
9 Фланец крепления шкива коленчатого вала
63. Проверьте натяжение зубчатого ремня - метка (14) должна быть выше метки (15). При длительной эксплуатации допускается уменьшение расстояния вплоть до совпадения меток. Внимание: Нахождение метки (14) ниже метки (15) не допустимо! В противном случае произведи те натяжение/замену зубчатого ремня (см. ниже).
64. Ослабьте гайку натяжного ролика, выверните крепежный болт и снимите нижний направляющий ролики зубчатого ремня. Снимите ремень. Установка 65. Снимите приспособление КМ-80010. Плавно воашайте коленчатый вал по направлению вращения двигателя, и остановите, не доводя примерно 60" до положения ВМТ такта сжатия поршня первого цилиндра. Вновь установите приспособление и доверните коленчатый вал так, чтобы до ВМТ оставалось примерно 10', - верхняя часть приспособления должна располагаться вертикально . 8.65 При установке зубчатого ремня верхняя часть приспособления КМ-800-10 (1) должна занимать вертикальное положение |
66. Наденьте зубчатый ремень на колеса и ролики в следующей последовательности: распределительные валы 2-4-6 цилиндров, верхний направляющий ролик, распределительные валы 3-5 цилиндров, натяжной ролик, ведч щее колесо зубчатого ремня. При установке обратите внимание на направление вращение ремня и на расположение верхних меток (см. ил люстрацию). Закрепите ремень в этом, положении при помощи приспособления КМ-800-30
8.66 Установка зубчатого ремня (1) (двигатель Z32SE)
2 Верхние метки зубчатого ремня 3 Зубчатое колесо распределительного вала 2-4-6 цилиндров 4 Верхний направляющий ролик 5 Фланец водяного насоса 6 Приспособление КМ-800-30 7 Натяжной ролик 8 Зубчатое колесо распределительного вала 1-3-5 цилиндров |
67. Установите нижний направляюще ролик зубчатого ремня с новой дис танционной шайбой. Проверьте совпа дение меток на нижней ветке зубчатого ремня с метками ведущего зубчатого колеса и пазом масляного насоса . Затяните болт направляющего ролика с требуемым усилием.
8.67 При установке нижнего натяжного ролика (8) проверьте совмещение нижних меток (12) зубчатого ремня
10 Приспособления КМ800-10
11 Метки на ведущем зубчатом колесе
13 Паз масляного насоса
68. Снимите приспособление КМ-80030 и доверните коленчатый вал в положение ВМТ поршня первого цилидра, закрепите верхнюю часть приспособления КМ-800-10 на фланце водяного насоса и отрегулируйте натяжение зубчатого ремня, отжав натяжной ролик при помощи подходящего инструмента за эксцентрик (см. рисунок 8.63) против часовой стрелки так чтобы метка (14) находилась выше метки (15) примерно на 10 мм Затяните крепежную гайку с усилием 20 Нм. Снимите приспособления КМ800-10, 800-2 и 800-1 и проверните коленчатый вал в направлении вращения двигателя примерно на 660', вновь остановите приспособление КМ-80010 и доверните коленчатый вал до положения ВМТ для поршня первого цилиндра (см. параграф 61). Проверьте вновь проверьте положение меток натяжного ролика - расстояние между метками должно составлять 3-4 мм (на использовавшемся ранее ремне допускается совмещение меток). При необходимости повторите регулировку. 39 Проверьте совпадение меток зуб-атых колес распределительных валов (см. рисунок 8.62). Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку снятия.
Двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET
Замечание: Ниже описывается процедура снятия/установки приводных цепей для двигателей объемом 2.2 л. На двигателе Z20NET вместо модуля зажигания устанавливаются 4 катушки зажигания, отдельно для каждой свечи, - особенности (ниже не приводятся) демонтажа/установки связанны только с этими элементами.
Снятие
71. Установите поршень 4-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия
72. Снимите мультиреберный ремень
73. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов
74. Выверните осевые болты передней и задней опор двигателя
75. Снимите датчик распределительных валов.
76. Выверните 2 крепежных болта и снимите верхнюю направляющую цепи привода ГРМ.
8.76 Болты (2) крепления верхней направляющей (1) цепи привода ГРМ (на примере двигателя Z22YH) |
77. Выверните натяжитель цепи привода ГРМ .
8.77 Натяжитель (1) цели привода ГРМ (на примере двигателя Z22YH) |
78. Выверните крепежный болт и снимите звездочку выпускного распределительного вала, - удерживайте вал от проворачивания за шестигранную часть при помощи ключа.
79. Установите над двигательным отсеком специальную поперечную балку для вывешивания силового агрегата, которая крепиться на лонжероны, и установите комплект такелажного оборудования. Возможно использовать для этой цели тельфер или другое подъемное устройство лебедочного типа.
80. Ослабьте болты и гайку крепления правой опоры двигателя и приподнимите силовой агрегат при помощи установленного оборудования и извлеките болты.
81. Выверните 3 крепежных болта и снимите кронштейн крепления правой опоры к блоку двигателя.
8.81 Болты (2) крепления кронштейна (1) правой опоры двигателя (двигатель Z22YH) |
82. Выверните болт крепления натяжного устройства мультиреберного ремня и снимите его.
83. Выверните заглушку и верхний болт направляющей цепи привода ГРМ .
8.83 Заглушка (1) и верхний болт (2) крепления направляющей цепи привода ГРМ (двигатель Z22YH) |
84. Выверните 4 верхних болта крепления крышки ГРМ, немного опустите двигатель и извлеките болты.
8.84 Крышка ГРМ (на примере двигателя Z22YH) - стрелками указаны верхние болты крепления 1 Шкив коленчатого вала |
85. Слейте масло из картера двигателя, выверните крепежный болт и снимите шкив коленчатого вала
86. Выверните 7 болтов и снимите крышку ГРМ.
Замечание: Болты устанавливаются с шайбами.
87. Выверните нижний болт крепления направляющей цепи привода ГРМ и снимите ее. Затем выверните нижний болт крепления направляющей натяжителя цепи привода ГРМ, опустите автомобиль и извлеките направляющую натяжителя через верх. Извлеките цепь привода ГРМ. Снова вывесите автомобиль и снимите ведущую звездочку привода ГРМ.
8.87 Направляющие цепи привода ГРМ (на примере двигателя Z22YH) |
1 Направляющая цепи
2,4 Нижние крепежные болты
3 Направляющая натяжителя цепи
88. Выверните 2 болта и снимите натяжитель цепи привода компенсационных валов. Затем поочередно выверните крепежные болты и снимите направляющую натяжителя, верхнюю и нижнюю направляющую. Снимите цепь привода компенсационных валов.
8.88 Цепь (1) привода компенсационных валов (двигатель Z22YH) |
2 Верхняя направляющая 3,4,6,9 Крепежные болты 5 Нижняя направляющая
7 Направляющая натяжителя цепи
8 Натяжитель
10 Звездочка водяного насоса
Установка
89. Установите цепь привода компенсационных валов на звездочки, соблюдая следующую последовательность : компенсационный вал со стороны впускных клапанов, коленчатый вал (после чего Зафиксируйте цепь при помощи пластмассового клина), водяной насос компенсационный вал со стороны выпускных клапанов. При установке цепи ее цветные звенья должны совпасть соответствующими метками на звездочках.
8.89 Установка цепи привода компенсационных валов |
1 Метка выпускного компенсационного вала
2 Метка впускного компенсационного вала
3 Метка ведущей шестерни
90. Дальнейшая установка выполняется в порядке, обратном порядку снятия. Не забудьте заменить сальник коленчатого вала впрессуйте новый сальник при помощи соответствующего приспособления.
91. Перед установкой натяжителя цепипривода компенсационных валов его необходимо зафиксировать в отжатом положении при помощи специального приспособления или другого подходящего инструмента (см. рисунок 8.91а). После установки извлеките фиксатор. Перед установкой натяжителя цепи привода ГРМ необходимо предварительно заменить его уплотнительные прокладки и снова собрать его при помощи тисков (см. рисунок 8.91b), при этом внутренний поршень натяжителя должен зафиксироваться в отжатом положении. После установки натяжителя необходимо снять фиксацию внутреннего поршня, для чего нажмите подходящим инструментом на цепь привода ГРМ в районе направляющей натяжителя (см. рисунок 8.91с).
8.91а Натяжитель (1) цепи привода компенсационных валов |
8.91b Сборка натяжителя (1) цепи привода ГРМ |
2,3 Уплотнительные прокладки
4 Стопорное кольцо
5 Внутренний поршень
7 Фиксатор внутреннего поршня в отжатом положении
8.91с Снятие фиксации внутреннего поршня натяжителя привода ГРМ (двигатель Z22YH) |
Двигатели Y20DTH/Y22DTR
92. Операция по замене элементов привода ГРМ достаточно сложна и потому здесь не приводится. Для снятия однорядной цепи привода ГРМ требуется снять головку двигателя , а для снятия двухрядной цепи - снятие двигателя .
vectra-signum.com
Подбор, а также продажа моторов Y 30 DT как новых, так и б/у последние из которых, как правило, являются контрактными вариантами ДВС, доставка коих осуществляется чаще всего из германии и Польши или же со складов Литвы и Белоруссии через наш интернет-магазин проводится согласно паспортным данным транспортного средства. Купить двигатель Y 30 DT в сборе можно также в Москве, но в этом случае гарантировать реальный пробег и состояние агрегата навряд-ли представляется возможным. Мы же предлагаем воспользоваться скидками и соответственно недорого приобрести в том числе и на месте в ввиду того, что работа этого интернет-магазина базируется на специализированных автосервисах и центрах, где без проблем осуществляется также предпродажная подготовка, комплексная диагностика, специалисты которого понимают, что такое ремонт, в том числе и капитальный любого двигателя. Несмотря на это, мы ориентированы на быструю доставку контрактных и б/у двигателей с определенными условиями гарантии на приобретенную продукцию не только в Москве, но и с возможностью транспортировать такой агрегат в любой район России. Оплата возможна за наличный и безналичный расчет.
Данные по двигателю
Аббревиатура двигателя: Y 30 DT
На складе: есть
Разничная цена нового: 195 000 руб.
Разничная цена восстановленного: 85 500 руб.
Разничная цена б/у: 72 500 руб.
Доставка моторов из стран ближнего зарубежья
Доставить двигатель из Литвы: Срок поставки - От 2 до 7 дней
Доставить двигатель из Белоруссии: Срок поставки - От 4 до 8 дней
Доставить двигатель из Германии: Срок поставки - От 14 до 20 дней
1. OPEL SIGNUM || 3.0 V6 ||
Обозначение двигателя.: VCDTI
Тип кузова: нет инфо
Годы и месяцы выпуска: 05/2003 по сей день
Объем мотора (см³): 2958
Мощность (ЛС): 177 лс
2. OPEL VECTRA A || 3.0 ||
Обозначение двигателя.: VCDTI
Тип кузова: нет инфо
Годы и месяцы выпуска: 06/2003 по сей день
Объем мотора (см³): 2958
Мощность (ЛС): 177 лс
3. OPEL VECTRA A || 3.0 V6 ||
Обозначение двигателя.: VCDTI
Тип кузова: нет инфо
Годы и месяцы выпуска: 10/2003 по сей день
Объем мотора (см³): 2958
Мощность (ЛС): 177 лс
nedorogo-motor.ru
1. Процедура снятия/проверки/установки распределительных валов принципиально похожа для всех двигателей Наиболее подробно она описана для бензиновых двигателей Z16XE/Z18XE Для остальных главное внимание обращено на особенности каждого конкретного двигателя.
2. При снятии крышек подшипников соблюдайте установленную последовательность. Крепеж крышек должен отпускаться равномерно, по спирали от краев внутрь, в несколько приемов, по 1 - 0.5 оборота за подход. На двигателях, распределительные валы которых устанавливаются на отлитые непосредственно в головке цилиндров опоры необходимо соблюдать особую осторожность при ослаблении крепежа снятии крышек опорных подшипников При небрежном обращении можно вывести из строя опоры распределительного вала или крышку подшипнике. Если сломана хоть одна крышка, придется менять всю головку блока, - при изготовлении крышки обрабатываются совместно с головкой и в индивидуальном порядке на рынок запчастей. не поставляются! Установка и затягивание крепежа крышек производиться в порядке, обратном порядку их снятию.
Двигатели Z16XE/Z18XE
Снятие
3. На моделях с ременным приводов ГРМ для снятия распределительных валов предварительно необходимо снять зубчатый ремень
Перед ослаблением зубчатого ремня выведите двигатель из положения ВМТ путем поворачивания коленчатого вала на 60° против часовой стрелки чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ.
4. Перед снятием крышки головки цилиндров предварительно снимите модуль зажигания . Отсоедините все подводящие разъемы электропроводки и шланги. Выверните крепежные болты и снимите крышку.
5. Снимите зубчатые колеса распределительных валов
10.6 Последовательность отпускания крепежных болтов верхнихкрышек опорных подшипников распределительного вала |
6. Снимите распределительные валы. в первую очередь снимается выпускной распределительный вал: двигаясь по спирали от краев внутрь (в последовательности, показанной на иллюстрации), в несколько приемов, равномерно ослабьте болты крепления верхних крышек вала, затем полностью выкрутите болты.
7. При снятии верхних крышек распределительных валов обратите особое внимание на нумерацию крышек при сборке они должны быть установлены строго на свои прежние места, нмерация крышек опорных подшипников распределительных валов показана на иллюстрации. Если по какой-либо причине метки отсутствуют, их необходимо нанести самостоятельно при помощи маркера.
10.7 Нумерация крышек опорных подшипников распределительных валов (двигатель Z18XE) |
8. Приподнимите распределительный вал и извлеките его из двигателя, осторожно снимите сальник.
9. Действуя в аналогичной манере, снимите впускной распределительный вал, - при установке валы должны быть установлены только на свои места.
10. Приготовьте 16 небольших прозрачных полиэтиленовых пакетов или чистых пластиковых стаканчиков и промаркируйте их в соответствии с нумерацией клапанов. При помощи приспособлений извлеките из головки толкатели и разложите их по соответствующим стаканчикам.
Замечание: Во избежание вытекания масла из гидротолкателей (при соответствующей комплектации) укладывайте толкатели рабочими торцами вверх.
Проверка
11. Протрите детали ГРМ чистой ветошью и внимательно изучите состояние подшипниковых шеек и кулачков распределительного вала. В случае выявления задиров, царапин или следов износа распределительных валов они должны быть заменены вместе с гидротолкателями. При обнаружении износа или повреждения опорных подшипников требуется заменить головку блока цилиндров в сборе (см. параграф 5).
12. Поочередно укладывая распределительные валы в призмы, при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите величину их радиального биения (по подшипниковым шейкам). При выходе результатов измерений за пределы допустимого диапазона распределительный вал подлежит замене.
13. Проверьте состояние толкателей и их посадочных гнезд в головке. В случае выявления признаков чрезмерного износа рабочих поверхностей, трещин, задиров и прочих повреждений, замените толкатели.
Замечание: Толкатели подлежат замене также в том случае, если работа клапанного механизма последнее время сопровождалась повышенным шумовым фоном.
Установка
14. Перед установкой смажьте сопрягаемые поверхности распределительных валов молибденсодержащей смазкой (с содержанием MoS2). Очистите сопрягаемые поверхности направляющих (передних) подшипников , нанесите свежий герметик (зеленого цвета).
10.14 Места нанесения герметика под установку крышек опорных подшипников - указаны стрелками |
15. Установите сначала вал впускных клапанов и затяните крепежные болты в порядке, обратном порядку отпускания (см. рисунок 10.6), затем установите вал выпускных клапанов.
10.16 Установка сальников распределительных валов (на примере двигателя Z16XE) |
1 Приспособление КМ-422
2 Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала
3 Шайба
16. Запрессуйте новые сальники при помощи приспособления КМ-422 или другого подходящего инструмента. Перед установкой смажьте наружные поверхности сальников силиконовой смазкой (белого цвета).
17. Перед установкой крышки головки цилиндров очистите все сопрягаемые поверхности, замените прокладки на крышке и нанесите свежий герметик (черного цвета). Установите крышку на головку цилиндров и затяните крепежные болты с требуемым усилием.
1 Места установки прокладок 2 Поверхность для нанесения уплотнительного герметика 18. Установите зубчатые колеса/звездочки распределительных валов 19. Проведите регулировку фаз газораспределения и установите зубчатый ремень (при соответствующей комплектации) . Установите на место все снимавшиеся компоненты. Особенности для двигателей Z22YH/Z22SE/Z20NET Замечание: Отличие двигателя Z20NET заключается в установке несколько другой системы зажигания и связанных с этим операций по ее демонтажу. В остальном процедура снятия/установки распределительных валов аналогична описанной ниже. 20. Установите поршень первого цилиндра в положение ВМТ , снимите верхнюю направляющую цепи привода ГРМ (см. рисунок 8.76) и ослабьте цепь привода ГРМ, вывернув натяжитель цепи (см. рисунок 8.77).
21. Выверните 3 болта и снимите бензиновый насос высокого давления . Снимите датчик распределительных валов 22. Удерживая распределительные валы от проворачивания рожковым ключом за шестигранную часть вала , ослабьте крепежные болты звездочек распределительных валов, установите специальное приспособление КМ-6148 и полностью выверните болты крепления звездочек - звездочки должны остаться на направляющих установленного приспособления.
23. Обратите внимание - выпускной вал имеет 5 опор, а впускной вал - 6 (см. иллюстрации). Все верхние крышки подшипников распределительных валов имеют свой номер. Открутите крепежные болты крышек опорных подшипников выпускного распределительного вала, снимите крышки и снимите вал. Затем снимите впускной распределительный вал.
24. Перед установкой смажьте сопрягаемые поверхности распределительных валов и гидротолкателей молибденовой смазкой (с содержанием MoS3). Установите сначала вал впускных клапанов, нанесите полоски герметика (серого цвета) на сопрягаемые поверхности под установку крышки направляющего подшипника и затяните крепежные болты в порядке, обратном порядку отпускания, затем установите вал выпускных клапанов.
25. Установите звездочки распределительных валов и закрепите их новыми болтами, произведите регулировку фаз газораспределения и установите на места все снимавшиеся компоненты . При установке натяж.теля цепи привода ГРМ следуйте указаниям, приведенным в соответствующем разделе. Особенности для двигателя Z32SE 26. Снимите зубчатый ремень 27. Сбросьте давление в системе подачи топлива, отсоедините электропроводку и линии систем вентиляции топливного бака и подводящую топливную линию. 28. Отсоедините шланг системы ветиляции картера от модуля дроссельной заслонки и шланг системы охлаждения двигателя от расширительно бачка. Рассоедините разъемы электропроводки и отсоедините линию вакуумного усилителя тормозов.
|
29. Высвободите шланг системы вентиляции картера из держателя, выверните 6 крепежных болтов , отсоедините шланг системы охлаждения и снимите нагнетательную камеру. Закройте каналы впускного воздушного тракта подходящими заглушками.
10.29 Болты (указаны стрелками)крепления нагнетательной камеры (двигатель Z32SE) |
1 Шланг системы охлаждения
30. Снимите модули зажигания , а затем выверните болты и снимите крышки головок цилиндров.
31. Снимите датчик распределительных валов и, удерживая валы от проворачивания за шестигранные участки при помощи рожкового ключа, снимите с них зубчатые колеса .
10.31 Снятие зубчатых колес (двигатель Z32SE) 1 Распределительные валы 1-3-5 цилиндров 2 Распределительные валы 2-4-6 цилиндров |
32. Выверните болты крепления крышек и снимите распределительные валы сначала 1 -3-5 цилиндров, а затем 2-4-6 цилиндров .
10.32 Порядок снятия распределительных валов (двигатель Z32SE): |
1 Вал впускных клапанов 1-3-5 цилиндров
2 Вал выпускных клапанов 1-3-5 цилиндров
3 Вал впускных клапанов 2-4-6 цилиндров
4 Вал выпускных клапанов 2-4-6 цилиндров
Замечание: Выпускные валы должны сниматься в первую очередь.
33. При установке нанесите герметик (черного цвета) на сопрягаемые поверхности (см. рисунок 10.14) крышек опорных (передних) подшипников, установите крышки и затяните их в порядке, обратном порядку снятия. Замените сальники распределительных валов, впрессуйте их при помощи приспособления КМ-422 и крепежных болтов зубчатых колес.
34. Установите зубчатые колеса на валы. При установке зубчатых колес коленчатый вал двигателя должен занимать положение, в котором поршень первого цилиндра не дошел примерно на 60' до ВМТ, - положение меток зубчатых колес показано на иллюстрации.
10.34 Положение меток зубчатых колес при установке на распределительные валы (двигатель Z32SE) |
35. Установите зубчатый ремень и произведите регулировку фаз газораспределения .
36. Дальнейшая установка производиться в порядке обратном порядку снятия.
Особенности для двигателей Y20DTH/Y22DTR
37. Снимите крышку двигателя , отделите корпус вакуумного насоса от головки цилиндров, снимите мультиреберный ремень и натяжное устройство ремня. Установите положение ВМТ для поршня первого цилиндра и зафиксируйте его .
38. Снимите натяжитель однорядной цепи, нагрейте горячим воздухом 2 крепежных болта и выверните их. Снимите верхнюю направляющую однорядной цепи.
10.38 Снятие направляющей (3) однорядной цепи (двигатель Y20DTH/ Y22DTR) |
1 Крепежные болты
2 Натяжитель однорядной цепи
39. Снимите приспособления для проверки ВМТ, выверните крепежный болт и снимите звездочку распределительного вала
40. Проверьте наличие номеров на крышках подшипников распределительного вала, при необходимости нанесите метки самостоятельно. Постепенно ослабьте и выверните крепежные болты в указанном на иллюстрации порядке, снимите крышки.
10.40 Порядок снятия крышек подшипников распределительного вала (двигатель Y20DTH/Y22DTR) |
41. Установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой крышек нанесите герметик (зеленого цвета) на сопрягаемые поверхности опорного подшипника .
10.41 Места нанесения герметика указаны стрелками (двигатель Y20DTH/Y22DTR) |
42. После установки верхней направляющей цепи необходимо выставить положение ВМТ для поршня первого цилиндра, для чего установите приспособление КМ-933 , отожмите звездочку против часовой стрелки и закрепите в этом положении при помощи фиксирующего болта. Установите приспособление КМ-927 в отверстие звездочки привода ТНВД . Если приспособление не устанавливается, добейтесь совмещения отверстий, ослабляя фиксирующий болт. Установите натяжитель цепи и затяните его с требуемым усилием.
Особенности для двигателя Y30DT
Замечание: Особенность конструкции ГРМ данного двигателя состоит в том, что опорные подшипники выполнены на отдельном корпусе ГРМ. В случае необходимости их можно заменить, не меняя головку блока цилиндров.
Замечание: Подготовительные работы для обеспечения доступа к распределительным валам достаточно трудоемки, потребуется снятие большого количества мелких деталей, шлангов, линий и датчиков. Данные операции приведены в сокращенном виде, в случае необходимости обратитесь на СТО компании Opel.
10.42 Установка приспоболения КМ-933 (4) для выставления ВМТ (двигатели Y20DTH/Y22DTR)
1 Переходник приспособления
2 Специальный ключ (рукоятка)
3 Фиксирующий болт
43. Снимите верхнюю крышку двигателя , отсоедините и снимите аккумуляторную батарею с поддоном , снимите воздухоочиститель , снимите крышку расширительного бачка.
44. Поднимите автомобиль на подъемнике, снимите защиту картера двигателя и слейте охлаждающую жидкость
45. Снимите систему выпуска отработавших газов и кронштейн крепления каталитического преобразователя .
10.45 Кронштейн (1) каталитического преобразователя (двигатель Y30DT) |
46. Снимите воздухоочиститель , топливный фильтр и расширительный бачок.
47. Отсоедините и снимите все установленные сверху на двигателе линии такие как шланги системы охлаждения вакуумные линии усилителя руля, топливные магистрали, линии системы вентиляции картера, масляные линии турбокомпрессора, элементы впускно'0 воздушного тракта и выпускной коллектор, вакуумный насос, а так же электронный модуль управления двигателем и другие датчики установленные на головках двигателя. Крепление некоторых наиболее важных элементов показано на иллюстрациях.
10.47а Снятие модуля (1) управления двигателем (двигатель Y30DT) стрелками указаны болты крепления кронштейна модуля
2,3 Разъемы электропроводки
4 Болт крепления держателя топливной линии
10.47b Снятие впускного воздушного тракта (1) (двигатель Y30DT) стрелками указаны элементы крепления тракта
10.47с Снятие топливораспределительной магистрали (1) (двигатель Y30DT) - стрелками указаны болты крепления
48. Установите специальное приспособление КМ-6352 и снимите правую эпору двигателя, а затем зубчатый ремень привода ГРМ . Снимите заднюю такелажную проушину.
49. Выверните 12 крепежных болтов и снимите крышку корпуса распределительных валов/головки 1-3-5 цилиндров.
50. Отсоедините и снимите линии системы смазки. Отпустите 3 гайки и снимите 2 скобы крепления и форсунки.
10.50 Снятие форсунок (3) 1-35 цилиндров (двигатель Y30DT) 1 Линии системы смазки 2 Крепежные скобы |
51. Выверните 13 винтов и 3 болта строго соблюдая установленную последовательность и снимите корпус распределительных валов вместе с валами.
10.51 Порядок отпускания винтов и гаек корпуса распределительных валов 1-3-5 цилиндров (двигатель Y30DT) - стрелкой указана сторона установки впускного распределительного вала |
Замечание: Болты имеют различную длину, запомните или пометьте места их установки.
Выверните 2 болта и 2 гайки и снимите переднюю крышку корпуса распределительных валов.
52. При помощи специальных приспособлений ослабьте и выверните болт крепления зубчатого колеса привода распределительных валов. При необходимости воспользуйтесь помощью ассистента.
10.52 Снятие зубчатого колеса (1) привода распределительных валов (двигатель Y30DT) |
2 Приспособление КМ-956-1
3 Приспособление КМ-6379
53. Выверните 5 болтов и снимите установочный корпус зубчатого колеса, выверните 8 болтов, снимите 4 крышки опорных подшипников и снимите распределительные валы.
10.53 Крышки (1) опорных подшипников распределительных валов 1-3-5 цилиндров (двигатель Y30DT) |
54. При необходимости закрепите выпускной распределительный вал в тисках, снимите стопорное кольцо , компенсационные шайбы и пружину. Снимите с вала компенсационную шестерню.
10.54 Разборка выпускного распределительного вала (двигатель Y30DT) |
1 Дополнительного
2 Переднего
3 Остальных
55. Процедура снятия распределительных валов 2-4-6 цилиндров практически совпадает с описанной выше. Отличие заключается в том, что валы имеют 5 крышек опорных подшипников. Необходимо предварительно ослабить болты крепления всех крышек, затем снять переднюю крышку (2) (см. иллюстрацию). Выверните 2 болта и снимите крышку (1) дополнительного подшипника. Снимите оставшиеся крышки.
10.55 Крышки опорных подшипников распределительных валов 2-4-6 цилиндров (двигатель Y30DT) |
56. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Перед установкой очистите все сопрягаемые поверхности. Замените все прокладки, нанесите свежий герметик вместо удаленного. Затяните болты установочного корпуса зубчатого колеса привода распределительных валов 1-3-5 цилиндров . Болты крепления корпуса зубчатого колеса 2-4-6 цилиндров затягиваются в зеркальном порядке. Не забудьте заменить сальники привода распределительных валов, впрессуйте новые сальники при помощи соответствующего приспособления и крепежных болтов зубчатых колес.
10.56 Порядок затягивания крепежных болтов установочного корпуса зубчатого колеса привода распределительных валов 1-3-5 цилиндров (двигатель Y30DT) |
1 Стопорное кольцо
2 Компенсационные шайбы
3 Пружина
57. Если разбирался выпускной распределительный вал, установите пружину на место, убедитесь в ее правильной посадке. Установите компенсационные шайбы так, чтобы выемка на шайбе совпала с установочным отверстием , и при помощи специального приспособления поверните компенсационную шестерню до совмещения всех установочных отверстий и зафиксируйте от проворачивания,установив в отверстие выколотку диаметром примерно 3 мм.
10.57 Сборка выпускного распределительного вала (двигатель Y30DT) - стрелкой указано установочное отверстие
1 Стопорное кольцо
2 Компенсационная шайба
3 Приспособление КМ-6378
58. При установке валов в корпус метки на шестернях должны совпасть (см. рисунок 10.58а). После установке валов не забудьте извлечь выколотку из шестерни выпускного вала. Затягивание винтов/болтов корпуса распределительных валов должно производиться в порядке, обратном порядку их отпускания (см. рисунок 10.51). Порядок затягивания крышек корпусов распределительных валов приведен на иллюстрации 10.58b.
10.58а При установке метки (указаны стрелкой) на шестернях распределительных валов должны совпасть (двигатель Y30DT)
10.58b Порядок затягивания крепежных болтов крышки корпуса распреде лительных валов (двигатель Y30DT) стрелкой указана сторона установки впускного вала
vectra-signum.com
Спецификации
Общие параметры
Топливо, Топливный бак, Удельный расход топлива/эмиссия СО2 - См. в спецификациях.
Тип системы питания
Бензиновые модели
Все модели оборудованы системой распределенного последовательного впрыска под управлением ЕСМ. Впрыск осуществляется во впускные порты цилиндров.
Дизельные модели
Все модели оборудованы системой непосредственного впрыска с электронной системой управления Двигатели Z19DT(H)/Y30DT с общей топливораспределительной магистралью («Common Rail»)
Тип системы управления двигателем (ЕСМ)
Торговое обозначение Марка двигателя | 1.6 Z16XE | 1.8 Z18XE | 2.0 Turbo Z20NET | 2.2 Z22SE | 2.2 direct Z22YH | 3.2 V6 Z32SE | 1.9 CDTI Z19DT | 1.9 CDTI Z19DTH | 2.0 DTI Y20DTH | 2.2 DTI Y22DTR | 3.0 V6 CDTI Y30DT |
Тип ЕСМ | Multec S | Simtec71 | Trionic 8 | GMPT-E15 | Simtec 81 | ME 3.1.1 | EDC 16C9 | EDC 16C9 | PSG 16 | PSG 16 | Denso-0100 |
Технические характеристики системы питания
Тип топливного насоса низкого давления...................Электрический, погружной, помещается внутри топливного бака Топливный насос высокого давления
Дизельные двигатели Z19DT(H)/Y30DT и бензиновые модели с турбокомпрессором... ТНВД «Common Rail» (без функции распределения топлива) Дизельные двигатели
Y20DTH/Y22DTR........ТНВД распределительного типа
Регулировочные данные
Как на бензиновых, так и на дизельных моделях управление системой питания осуществляется электронными устройствами. Регулирование любых параметров системы питания должно производиться только на СТО с использованием специального диагностического оборудования.
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
Все двигатели
Гайки крепления педали газа.......................................12
Болты крепления монтажных полос топливного бака .. 20
Гайки крепления элементов системы выпуска отработавших газов
Гайки приемной трубы (кроме Z32SE).....................20
Гайки соединительных хомутов................................50
Бензиновые двигатели
Крепления топливораспределительной магистрали .....8
Штуцерные гайки крепления топливопроводов к топливораспределительной магистрали...................15
Гайка крепления кабеля массы к генератору..............15
Двигатели Z16XE/Z18ХЕ
Лямбда-зонды ...............................................................30
Двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET
Лямбда-зонды ...............................................................30
Двигатель Z32SE
Гайки крепления системы выпуска отработавших газов ......................................................30
Лямбда-зонды ...............................................................40
Дизельные двигатели
Гайки хомута крепления топливного фильтра 25
Двигатель Z19DTH
Свечи накаливания..........................................................8
Гайки крепления ТНВД..................................................25
Сажеулавливающий фильтр
Крепление переднего стыка 20
Накидная гайка датчика температуры..................... 55
Болты крепления кронштейна.......................................20
Двигатель Y20DTH/Y22DTR
Свечи накаливания................................................10
Двигатели Y30DT
Свечи накаливания........................................................18
Болты крепления ТНВД.................................................21
Болты крепежных скоб форсунок
М6 ........................................................5
М8 ........................20
vectra-signum.com
Двигатель Z16XE/Z18XE
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи
2. Поднимите автомобиль на подъемнике, слейте двигательное масло из картера . Перед вворачиванием пробки сливного отверстия не забудьте заменить прокладку.
3. Снимите крышку мультиреберного ремня и систему выпуска отработавших газов
4. Отсоедините датчик контроля уровня двигательного масла, удалите 2 резиновые заглушки и выверните указанные на иллюстрации крепежные болты и 12 болтов крепления поддона картера. Воспользовавшись подходящим инструментом, подденьте и отсоедините поддон картера.
12.4 Поддон картера (двигатель Z18XE) - стрелками указаны болты крепления поддона к масляному насосу |
1 Резиновые заглушки
2 Болты крепления к трансмиссии
3 Разъем электропроводки датчика контроля уровня двигательного масла
5. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
6. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 2.5-3.5 мм на поверхности, указанные на иллюстрации и установите поддон на место.
12.6 Перед установкой поддона нанесите свежий герметик (двигатель Z18XE)
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика!
7. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET
8. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи , выверните крепежный болт и снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла.
9. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите мультиреберный ремень
10. Слейте двигательное масло . Перед вворачиванием пробки сливного отверстия не забудьте заменить прокладку.
11. Выверните 3 крепежных болта и снимите компрессор, отсоедините проводку датчика контроля уровня моторного масла.
12. Выверните болты крепления поддона картера, воспользуйтесь подходящим инструментом, подденьте поддон в указанных стрелками точках и отделите его от блока двигателя.
12.12 Крепление поддона картера (двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET) |
13. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
14. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 2.0-2.5 мм на поверхности, указанные на иллюстрации и установите поддон на место.
12.14 Перед установкой поддона нанесите герметик на его сопрягаемые поверхности (двигатели Z22YH/ Z22SE/Z20NET) |
Размер I 2.0-2.5 мм Размер II 0.5-1.5 мм
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика!
15. Затяните 15 болтов крепления поддона усилием 23 Нм, а затем 2 болта крепления поддона к трансмиссии с усилием 40 Нм.
12.15 Порядок затягивания болтов крепления поддона картера (двигатели Z22YH/Z22SE/Z20NET) |
1 Болты крепления к блоку двигателя
2 Датчик контроля уровня двигательного масла
3 Болты крепления к трансмиссии
16. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатель Z32SE
17. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите крышку мультиреберного ремня
18. Снимите систему выпуска отработавших газов
19. Слейте двигательное масло из картера . Перед вворачиванием пробки сливного отверстия не забудьте заменить прокладку.
20. Отсоедините проводку датчика контроля уровня моторного масла, выверните 3 болта крепления поддона к трансмиссии, и 17 болтов крепления к блоку.
12.20 Крепление поддона картера (двигатель Z32SE) |
21. Снимите поддон, соблюдайте осторожность, чтобы не повредить сопрягаемые поверхности. На СТО для этого применяется приспособление КМJ-37228
22. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от-остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
23. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 3.0-3.5 мм на поверхности, указанные на иллюстрации и установите поддон на место.
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика!
Затяните болты с требуемым усилием.
12.23 Перед установкой поддона нанесите герметик на его сопрягаемые поверхности (двигатель Z32SE)
1 Стыки с корпусом масляного насоса
2 Стыки блока цилиндров
24. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном порядку их снятия.
Двигатели Z19DT(H)
25. Выверните болт и отсоедините верхнюю часть трубки щупа измерения уровня двигательного масла.
26. Снимите промежуточный приводной вал , прикройте отверстие трансмиссии подходящей заглушкой.
27. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов , выверните 3 болта и снимите кронштейн крепления каталитического преобразователя.
28. Ослабьте 4 болта шкива коленчатого вала , снимите мультиреберный ремень и снимите шкив.
12.29 Болты (2) крепления кронштейна (3) компрессора (двигатель z19DT)
1 Разъем электропроводки
4 Направляющий ролик
29. Отсоедините электропроводку компрессора, выверните 3 болта и снимите компрессор, затем выверните болты крепления кронштейна компрессора и снимите его вместе с направляющим роликом.
30. Слейте двигательное масло из картера , отсоедините нижнюю часть трубки щупа измерения уровня двигательного масла и снимите трубку.
12.31 Датчик (1) контроля уровня двигательного масла и возвратный шланг (2) системы смазки (двигатель Z19DT) |
31. Отсоедините электропроводку от датчика контроля уровня двигательного масла, снимите возвратный шланг системы смазки двигателя.
32. Поворачивая коленчатый вал в направлении вращения двигателя (по часовой стрелке) установите маховик двигателя так, чтобы через отверстия в маховике можно было вывернуть болты крепления поддона к трансмиссии. Использую специальное приспособление EN-46794, выверните сначала один болт, еще раз проверните коленчатый вал и выверните второй болт.
33. При помощи приспособления EN47631 выверните 2 болта крепления поддона со стороны привода ГРМ.
34. Выверните оставшиеся 10 болтов крепления поддона картер и отделите его от блока. Выверните 2 болта крепления маслозаборника и снимите поддон вместе с маслозаборником с двигателя.
12.34 Болты (указаны стрелками) крепления маслозаборника (двигатель Z19DT) |
35. Установка производиться в порядке, обратном порядку снятия. Не забудьте заменить все прокладки и уплотнения.
Двигатели Y20DTH/Y22DTR
36. Снимите крышку двигателя , отсоедините электропроводку клапана системы рециркуляции отработавших газов и снимите масляный фильтр
37. Снимите защиту картера и слейте двигательное масло
38 Отсоедините электропроводку от датчика контроля уровня и датчика температуры двигательного масла . Выверните 4 болта крепления поддона к трансмиссии, а затем 17 болтов крепления к блоку двигателя и снимите поддон. Удалите прокладку поддона.
12.38 Крепление поддона (3) картера (двигатели Y20DTH/Y22DTR) |
1 Датчик температуры двигательного масла
2 Датчик контроля уровня двигательного масла
39. При необходимости выверните 4 болта и снимите маслозаборник.
12.40 Места нанесения герметика (двигатели Y20DTH/Y22DTR) |
40. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия. Пред установкой поддона нанесите герметик на стыки блока двигателя . Не забудьте заменить уплотнительные прокладки.
Двигатель Y30DT
41. Снимите подрамник
42. Извлеките щуп измерения уровня двигательного масла, снимите аккумуляторную батарею с поддоном , отсоедините верхнюю часть воздуховода турбокомпрессора и отведите воздуховод в сторону.
43. Снимите расширительный бачок со шлангом. Высвободите жгут электропроводки двигателя и отведите его в сторону, освободив доступ к термозащитному экрану турбокомпрессора. Выверните 5 болтов/винтов и снимите термозащитный экран. 44. Вывернув 3 болта отсоедините переднюю секцию системы выпуска отработавших газов, снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла, поднимите автомобиль на подъемнике и слейте двигательное масло 45. Выверните 2 болта и снимите кронштейн крепления каталитического преобразователя. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов. 46. Отпустите 2 гайки и снимите термозащитный экран каталитического преобразователя.
47. Снимите промежуточный приводной вал и кронштейн вала. 48. Выверните 16 болтов и 2 гайки и снимите при помощи приспособления КМ-J-37228 нижнюю часть поддона картера. 12.48 Нижняя часть (1) поддона картера (двигатель Y30DT) 49. Снимите трубку щупа измерения уровня двигательного масла. Отсоедините электропроводку датчика контроля уровня и датчика температуры двигательного масла. 50. Ослабьте крепежные хомуты и снимите шланг системы вентиляции картера. 51. Снимите переднюю опору двигателя мультиреберный ремень 52. Отсоедините электропроводку компрессора , выверните 3 болта и снимите компрессор.
1,2 Разъемы электропроводки
53. Выверните 10 болтов крепления верхней части поддона и снимите ее |
Замечание: Болты имеют различную длину. Запомните или пометьте места их установки.
54. При замене поддона необходимj снять со старого и установить на новый поддон все съемные элементы.
55. Перед установкой поддона очистите все сопрягаемые поверхности от остатков герметика и предварительно пройдите резьбу всех отверстий.
56. Нанесите полоску герметика (серого цвета) толщиной 3.0-4.0 мм на поверхности, указанные на иллюстрациях и установите поддон на место.-
12.56а Места (указаны стрелкой) нанесения герметика и порядок затягивания крепления верхней части поддона картера (двигатель Y30DT) |
12.56b Места (указаны стрелкой) нанесения герметика и порядок затягивания крепления нижней части поддона картера (двигатель Y30DT) |
Внимание: Установка должна быть закончена не позже 10 минут после нанесения герметика! Затяните болты и гайки верхней и нижней частей поддона с требуемым усилием в указанном порядке, короткие и длинные болты должны быть установлены на свои места.
57. Установка остальных компонентов производится в порядке, обратном пооядку их снятия.
vectra-signum.com
| |||
двигательв сборе | блокцилиндров | головка блокацилиндров | двигательбез навесного |
"МистерМотор" предлагает со склада в Москве купить двигатель опель Y30DT 3.0 v6 cdti для опель сигнум (-) мощностью 177 л/с. Продаем б.у. мотор опель сигнум 3.0 v6 cdti (c 2003) без пробега по Российской Федерации, Прибалтики и странам СНГ. Мы предлагаем только проверенные контрактные двигатели, прошедшие тестирование, имеющие документы: гтд с таможни (грузовую таможенную декларацию), оформляем договор купли продажи, товарную накладную. Продаваемые нами контрактные двигатели поставляются из следующих стран:
Цена на двигатель опель Y30DT 3.0 v6 сдти зависит от его комплектации, уточнить наличие на складе, возможность поставки на заказ и стоимость мотора можно по телефону или оформив заявку. Мы сами покупаем и доставляем контрактные двигатели, без всяких посредников, у нас собственный склад и автосервис, благодаря чему в нашей компании невысокая стоимость двигателя opel Y30DT 3.0 v6 cdti.
Комплектация мотора
В наличии на складе в Москве контрактный двигатель opel Y30DT 3.0 v6 cdti signum (-). Мотор можно купить в комплекте с различным навесным оборудованием, либо приобрести просто двигатель. На складе можно отдельно от мотора купить бу навесное оборудование: стартер, генератор, насос гур, компрессор кондиционера, коллектора, дроссель, маховик и прочие детали. При наличии на складе в разборе мотора, возможна продажа для бу двигателя Y30DT 3.0 v6 cdti опель сигнум бу деталей мотора: блок цилиндров, головка блока цилиндров (гбц), коленвал, распредвал, поршни, клапана и прочие детали мотора.
Доставка | Оплата | Гарантия
Предоставляется гарантия на двигатель от 14 дней и выше. Оплатить мотор можно наличными (на складе) или безналичным расчетом (оплата на счет фирмы). Организуем доставку двигателя по Москве и Подмосковью, отправим двигатель в города России различными транспортными компаниями:
При отсутствии в наличии, можно заказать двигатель opel Y30DT 3.0 v6 cdti, срок поставки от двух дней. Мы работаем с физическими и юридическими лицами. При доставке мотора на заказ, предоплата составляет от 10% до 25% от стоимости мотора, остальную сумму оплачиваете при получении мотора на нашем складе в Москве. При доставке на заказ эксклюзивных и дорогих двигателей размер предоплаты увеличивается. Доставка двигателя в регионы осуществляется после его 100% на складе в Москве.
Замена | Ремонт | Обслуживание | Диагностика
Наш автосервис предлагает комплексный подход по диагностике, текущему обслуживанию, замене и капитальному ремонту двигателей. У нас можно установить двигатель опель Y30DT 3.0 v6 сдти сигнум (-). Замена двигателя опель Y30DT 3.0 v6 cdti займет несколько дней. Мы выполняем следующие работы при ремонте, замене и обслуживании двигателя: замена цепи или ремня грм, замена роликов грм, замена помпы, замена масла и масляного фильтра, замена сальника коленвала и распредвала, замена приводных ремней, замена прокладок коллекторов, замена антифриза, замена поршневой (поршней), расточка или гильзовка блока цилиндров, ремонт и переборка гбц. Выполняем капитальный ремонт двигателя опель Y30DT 3.0 v6 cdti различной сложности. Все запчасти и расходные материалы можно купить в нашем магазине. На все работы предоставляется гарантия.
Если Вы не знаете что лучше сделать - ремонт двигателя или купить контрактный - приезжайте к нам на диагностику. Наши специалисты определят степень поломки, возможность ремонта. Мы предоставим вам информацию по стоимости ремонта и стоимости покупки бу мотора и его замене. Расскажем о плюсах и минусах, и Вы сможете принять решение - ремонтировать или менять двигатель.
mistermotor.ru
1. На большинстве рассматриваемых здесь двигателях устанавливаются толкатели клапанов с "идрокомпенсаторами. Величина клапанных зазоров на таких двигателях устанавливается автоматически и в регулировке не нуждается. Ниже приводится описание процедур проверки и регулировки только для дизельных двигателей, требующих регулировки тепловых зазоров - Z19DT и Y30DT.
Общая информация
2. В процессе работы двигателя детали силовой установки, и в частности газораспределительного механизма (ГРМ), нагреваются до высоких температур, в результате происходит тепловое расширение и некоторое увеличение размеров деталей. Для компенсации тепловых деформаций необходимо иметь определенный зазор между кулачками распределительных валов и толкателями клапанов.
3. При малых зазорах могут не закрываться полностью клапаны, что приведет к снижению эффективности работы двигателя, а в отдельных случаях к деформации клапанов или же подгоранию их посадочных седел.
4. При больших зазорах также снижается эффективность работы двигателя, возникает повышенный механический шум, работа двигателя становится неравномерной.
5. При регулировке величины зазоров необходимо учитывать состояние клапанов - уплотнение в клапанах удовлетворительное, клапаны не имеют чрезмерных зазоров в направляющих и концы стержней клапанов не разбиты. При несоблюдении данных условий произвести правильную регулировку тепловых зазоров не представляется возможным.
6. Проверка и регулировка клапанов производится по мере необходимости, как правило, при проведении работ очередного планового ТО, а также после ремонта/разборки ГРМ или при наличии шума при работе клапанов.
Замечание: Тепловые зазоры клапанов проверяются и регулируются на «холодном» двигателе - двигатель охлажден до температуры окружающей среды.
7. При выполнении процедуры проверки величины зазоров рекомендуется заранее составить табличку/схему с нумерацией клапанов для удобства записи результатов измерений.
8. Перед началом работ отсоедините аккумуляторную батарею и снимите правое переднее колесо
Замечание: После каждого отсоединения аккумуляторной батареи необходимо производить настройку датчика угла поворота рулевого колеса.
Двигатель Z19DT
Проверка зазоров
9. Поднимите автомобиль на подъемнике и снимите защиту картера двигателя
10. Опустите автомобиль и снимите крышку двигателя
11. Выверните болты крепления и отсоедините 2 вакуумных шланга .
9.11 Болты крепления вакуумных шлангов указаны стрелками (двигатель Z19DT) |
12. Отсоедините 2 шланга, предварительно ослабив и полностью сдвинув назад хомуты .
9.12 Ослабьте хомуты (1) и снимите шланги (двигатель Z19DT) |
13. Отверните болты крепления и снимите крышку корпуса распределительного вала .
9.13 Болты крепления крышки корпуса распределительного вала обозначены стрелками (двигатель Z19DT) |
14. Проверните коленчатый вал так, чтобы кулачки первой пары были направлены вверх.
9.14 Пары кулачков для проверки зазоров (двигатель Z19DT) |
15. Проверьте зазоры указанных кулачков с помощью набора лезвийных щупов - соответствующий щуп должен входить в зазор очень плотно с легким «закусыванием», в противном случае требуется регулировка зазора. При отклонении величины зазора от нормативных показателей необходимо определить действительное значение зазора - запишите измеренное значение.
16. Проверните коленчатый вал на полоборота в направлении вращения двигателя и проверьте зазоры клапанов у второй (см. рисунок 9.14) пары кулачков (кулачки должны быть направлены вверх). При отклонении величины зазора от контрольного значения запишите результат реальных измерений. Затем проверните коленчатый вал еще на пол-оборота и проверьте зазор клапанов у третей и четвертой (см. там же) пары кулачков.
Регулировка зазоров
17. Поверните коленчатый вал так, чтобы кулачок привода подлежащего регулировке клапана развернулся пяткой к толкателю.
Замечание: Удостоверьтесь в то, что двигатель не находится в положении ВМТ соответствующего клапана, поскольку для замены регулировочной шайбы потребуется сжать клапанную пружину, что может привести к упору клапана в днище поршня.
9.18 Поворачивание чашечного толкателя |
18. Поверните чашечный толкатель пазом наружу
19. При отсутствии под рукой специального приспособления Opel-EN46797 и EN-46799 введите большую отвертку с плоским жалом меду краем толкателя и основанием распределительного вала. Аккуратно, действуя отверткой как рычагом, утопите толкатель до появления возможности удалить регулировочную шайбу. Извлечение шайбы проще всего произвести при помощи намагниченного стержня .
9.19 Извлечение регулировочной шайбы лучше всего производить при помощи намагниченного стержня |
20. Протрите шайбу и микрометром измерьте ее толщину.
9.20 Толщина регулировочных шайб обычно выбивается на одной из их торцевых поверхностей (шайбы следует устанавливать маркировкой к толкателю)
Замечание: На шайбах имеется маркировка .
21. Расчет толщины новой регулировочной шайбы производится по формуле: N = Т + А - S
Т = толщина снятой шайбы, (например - 3.15 мм)
А = измеренный зазор в клапане
(например - 0.45 мм)
S = регулировочное значение зазора в клапане (например - 0.35 мм) Для данного примера толщина новой регулировочной шайбы N= 3.25 мм.
Замечание: Допускается повторное использование регулировочных шайб, если на них нет явных следов износа. Возможно удастся произвести требуемую регулировку путем простой перестановки шайб с одних толкателей на другие. Запишите и сохраните для возможных будущих регулировок толщины всех шайб. Если маркировка толщины шайбы стерлась и не читается, дальнейшее использование шайбы не рекомендуется.
22. Приготовьте шайбу требуемой толщины, смажьте ее чистым двигательным маслом. Отожмите толкатель и уложите в него шайбу маркировкой вниз.
23. Проверните коленчатый вал по направлению вращения двигателя (по часовой стрелке) на пол-оборота и действуя в аналогичной манере, откорректируйте зазоры для второй пары кулачков, затем проверните коленчатый вал еще на пол-оборота и откорректируйте зазоры оставшихся нуждающихся в регулировке клапанов.
24. Несколько раз проверните коленчатый вал с целью усадки шайб на толкателях, затем выполните контрольную проверку зазоров перед установкой крышки корпуса распределительного вала, при необходимости повторите регулировку. Очистите уплотнительные поверхности и установите крышку на новую прокладку. Затяните 7 болтов с усилием 10 Нм.
25. Установите на место все снимавшиеся элементы. Установите защиту картера и колесо, затем опустите автомобиль на землю и затяните колесные болты с требуемым усилием. Подсоедините аккумуляторную батарею.
Двигатели Y30DT
26. Процедура регулировки величины зазоров клапанов на двигателе Y30DT выполняется аналогично вышеописанной.
Замечание: Для снятия шайб применяется другой специальный инструмент.
vectra-signum.com