В “смутные годы перестройки” выпуск мопедов на ЗИФе был прекращен. Мопед «Верховина-4″, который укомплектовали двигателем Ш-57 мощностью 2.2 л.с., весил 52 кг и разгонялся до 50 км/час. В 1969 году на смену “МП-043” пришла новая модель “МП-046” опять же унифицированная по раме с одновременно выпускавшимся легким мопедом “МП-045”.
Верховина» — так называлась большая серия мотовелосипедов и мопедов, производства Львовского мотозавода. Мопеды предназначались в значительной части как замена велосипеду, и конструктивно имели сходство с ними в виде обычных велосипедных педалей для запуска двигателя. Мокик Верховина 6 впервые из всей линейки продукции ЛМЗ имел вместо педалей кикстартер.
Для движения в ночное время имелись две фары. Дизайн мопед имел по тем временам самый современный, очень красивый и элегантный. В 60-70-х годах, когда отечественный рынок мототехники заполонили мотоциклы и мопеды «Ява», отечественным производителям малокубатурной мототехники уже было что предложить. Два крупных завода того времени — Рижский и Львовский — занимались производством советских мопедов еще с начала 1960-го года и с завидной регулярностью представляли свои новые модели.
У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 («Львовянка»), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой «Верховины».
Верховина-3″ прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. Наибольшее внимание в этой линейке привлек мопед «Верховина-6″ (ЛМЗ-2158), который принадлежал уже другой категории мототехники. Мопед «Верховина-7″ появился в 1981-м году и получил новый карбюратор, более мощный генератор и двухтактный двигатель Ш-62 с бесконтактной электронной системой зажигания.
Кстати, интересный факт: мопеду «Карпаты» была даже посвящена песня, и его счастливые обладатели вовсю распевали: «Карпаты, Карпаты — он мой железный конь, Карпаты, Карпаты — не мокик, а огонь». Одним словом, возвращаясь к словам той же песни: «Во всем Союзе нет, ребята, мопеда круче, чем «Карпаты». В последние годы ОАО Львовский мотозавод мопеды не производит, поэтому и «Верховина», и «Карпаты», и все их модификации уже стали историей.
Замечу, что в 70-х — 80-х годах прошлого века, в СССР рабочий объем двигателей мопедов не должен был превосходить 49,9 куб. см, именно на эту предельную границу и ориентировались советские заводы. Первый мотоцикл, выпуск которого был налажен в начале XX века на заводе Лейтнера в Риге, можно, в значительной степени, считать и мопедом.
С мотоциклом “Россию” роднил двигатель объемом больше 50 куб. см, с мопедами — низкая максимальная конструктивная скорость (до 40 км/час) и, главное, наличие велопедалей. Примерно в те же годы, что и “Иртыш”, выпускался схожий по конструкции, но более мощный двигатель МД-65 (66 куб. см, 1,7 л.с.). Привод на колесо осуществлялся также с помощью резинового барабана. По сравнению с обычной дорожной машиной этот велосипед имел амортизатор в передней вилке и покрышки увеличенного размера.
В 1969 году стали выпускать новую модель — “МП-045” с усиленной рамой и бензобаком большей емкости. Последний из легких мопедов, выпускавшихся Львовским мотовелосипедным заводом, это “МП-047” “Тиса”. После этой модели завод полностью перешел на выпуск тяжелых мопедов — “Верховин”, а впоследствии “Карпат”. Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.
А в 70-е годы был налажен выпуск “Риги-7”, комплектуемой двигателем Д-6. Этот двигатель, в отличии от Д-5, имел ротор большего диаметра и двойную обмотку катушки зажигания. Мопед получил хребтовую раму вместо закрытой, колеса меньшего диаметра но более широкие.
Вес мопеда, по сравнению с “Ригой-7” увеличился на 8 кг, а хребтовая рама, что можно было ожидать, оказалась менее прочной по сравнению с закрытой. Вес мопеда, по сравнению с “Ригой-11” удалось снизить на 2 кг. На мопед устанавливали двигатели Д-8 и его модификации.
Рига-13” производилась вплоть до закрытия завода в 1998 году, став самой массовой, и вместе с тем, последней серийной моделью рижских легких мопедов. Первым советским тяжелым мопедом считают “Стрелу”, спроектированную в 1936 году на «Подольском машиностроительном заводе» («ПМЗ»). Стрела» имела двигатель с рабочим объемом 100 см3 и мощностью 2,3 л.с. Он сопрягался с двухступенчатой коробкой передач. Это не удивительно, так как прототипом и “Стрелы” и “Киевлянина” считают популярный немецкий мопед “Вандерер-98” укомплектованный двигателем “Захс”.
Если говорить об отличиях между мопедами «Верховина-7″ и «Карпаты», то самое очевидное — это измененная у «Карпат» форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. 7ка была последней Верховиной, с 1981 года стали выпускать мопед Карпаты. Ходовая часть мопеда представлена трубчатой сварной рамой, задней маятниковой подвеской и передней телескопической вилкой с пружинными амортизаторами.
kwakret.ru
«Верхови́на» — марка советских мотовелосипедов, мопедов и мокиков производства Львовского мотозавода (ЛМЗ).
У этого термина существуют и другие значения, см. Верховина.Первым из серии, был мопед под названием «Верховина-3» (МП-048), который значительно отличался от предыдущих двухскоростных моделей (МП-043 и МП-046) более современным внешним видом, и техническими усовершенствованиями. У него были колеса меньшего диаметра (65х405 мм), новый двигатель, а также изменены формы деталей определяющих силуэт машины. Серийный выпуск начался в 1970 году.[1]
Наименование «Верховина» в модельном ряде использовалось заводом до 1982 года.
Выпуск мопедов (велосипедов, оборудованных мотором Д-4(5) мощностью в 1 л.с.), осуществлялся Львовским мотозаводом задолго до появления марки «Верховина». Некоторые модели:
Модель МП-048. Производилась с 1970 года.
Новая модельная серия. Двигатель Ш-51К, подобен двигателю мопеда JAWA STADION.
Модель ЛМЗ-2-152. Производился с 1973 года.
Уже «мопедное» седло (с бардачком под сидением),
немного изменённый бак (появились хромированные накладки), двигатель Ш-52, на поздних Ш-57.
В фильме "Приключения Электроника" мопед Верховина-4.
После детального изучения, стало ясно, данный мопед был собран из частично с Верховины-3 и Верховины-4.
Модель ЛМЗ-2.153. Производилась с 1975 года.
Сильно изменён внешний вид (горизонтальный бак, другой багажник, новая передняя вилка), двигатель Ш-57.
Модель ЛМЗ-2.158, ЛМЗ-2.158-1. Производилась с 1977 года.
Новые накладки на бак, изменённое седло, новые крылья (на более поздних моделях), новые боковые крышки, двигатели Ковровского мотозавода Ш-57, позднее Ш-58, оснащённый кикстартером или двигатель S-58 Шяуляйского завода. Начиная с этой модели качество этих мопедов (мокиков как принято было писать в журнале «За рулём») сильно ухудшилось, что впоследствии привело к затовариванию и падению спроса на этот вид мототехники. В розничной продаже «Верховина-6» стоила 220 рублей с крашеными крыльями и ободами колес, 223 рубля с хромированными ободами и 226 рублей с хромированными крыльями и ободами.
Двигатель Ш-57 мопеда «Верховина»Производилась с апреля 1981 года. Основным отличием от предыдущей модели являлось появление нового мотора с электронной транзисторной системы зажигания. Внешне мокик отличался фарой, из которой отдельно был вынесен спидометр. Если прежняя контактная система зажигания постоянно требовала внимания (самоотворачивались винты контактной группы, гайка крепления маховика, срезалась шпонка маховика), то «Верховина7» с новым мотором S-62 имела новое электронное зажигание с датчиком Холла и транзисторным коммутатором, которое не устанавливалось ни на одной Советской технике того периода. Это была маленькая революция в 80х. Многие модели японских итальянских двигателей использовали по прежнему контактное зажигание. 7ка была последней Верховиной, с 1981 года стали выпускать мопед Карпаты.
Производилась на базе «Верховины-6» позднее на базе «Верховина 7». «Верховина—6-Спорт» создана с учётом специфических требований молодых людей, тянущихся к машине со спортивными атрибутами. В отличие от базовой она оснащена поднятым вверх и перенесенным на правую сторону глушителем с выпускным патрубком другой конфигурации и дополнительным теплозащитным щитком, сумкой для хранения туристской карты (в продажу не поставлялись), рулем с приваренной перемычкой а-ля мотокросс, а также передним крылом с креплением посредством кронштейна из хромированного стального 4 мм прутка к нижней траверсе, вместо багажника — упрощённый крепёж заднего фонаря (стоп-сигнала). Цена машины (по прейскуранту в СССР) — 228 рублей.[2]
Модификация с ветровым стеклом и кронштейнами из стального хромированного прутка под боковые сумки для мототуризма.
Производилась на базе всех моделей.
org-wikipediya.ru
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Совершенно случайно попался мне мотор ВП-50 . Двигатель пришлось разобрать. Заменил подшипники, сальники. Поршневая была изношена, но другой найти не удалось, поэтому ее оставил. Поршневые кольца поставил от мокика «Карпаты», немного подточил замки колец. Генератор был неисправен, пришлось перемотать катушки.Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Чтобы закрепить мотор, изготовил крепления и переделал раму.Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Заменил заднюю вилку.Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Заднее колесо от мотоцикла «Восход 2», а ступица крепления задней звезды самодельная. Амортизаторы от «Минска».Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Передняя вилка от «Восхода 2». Изготовил крепления фары, ограничитель поворота руля. Выточил переднюю ось, немного доработал диск тормоза, чтобы установить переднее колесо от мопеда.Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Воздушный фильтр самодельный. Изготовил его из жестяной банки. Во внутрь поставил поролон. Сейчас мокик выглядит так. Но в скором времени собираюсь установить боковые «бардачки», изготовить задний багажник, подготовить "Верховину" для путешествий.Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
www.mopedist.ru
Технические характеристики:База мопеда мм, 1120-1170.Дорожный просвет при полной нагрузке в нормальном давлении шин 110.Габаритные размеры мм,Длина 1170Ширина 680Высота 980Вес сухой кг, 61.Максимальная нагрузка (включая водителя) кг 100.Максимальная скорость км/ч 50.Путь торможения с полной нагрузкой, при движении со скоростью 30 км/ч, м 7.Средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой, л 2,2-2,6.Тип двигателя Двухтактный, карбюраторный.Число цилиндров 1.Диаметр цилиндра, мм 38.Ход поршня, мм 44.Степень сжатия 6,2-8,5.Рабочий объём цилиндра, см3 49,8.Максимальная мощность двигателя при 4900-5500 об/мин, коленвала, л.с. 2.Максимальный крутящий момент при 4000-4400 об/мин, кгм 0,3.Система смазки совместно с горючим.Система зажигания от генератора переменного тока с выносным высоковольтным трансформатором.Карбюратор К35В.Применяемое топливо смесь бензина и маслом в соотношении 25:1 для обкатанного двигателя и 16:1 в период обкатки (1000 км). Бензин А-72 по ГОСТ 2084-67. Масло сернокислотной очистки по ГОСТ 1852-63 АКЗп-6 в зимнее время. Акп-10 или АК-15 в летнее. Смазочный материал для коробки передач- масло сернокислотной очистки по ГОСТ 1862-63 АКЗп-6 в зимнее время. АКп-10 или АК-15 в летнее.Воздухофильтр сухой разборный с капроновым фильтрующим элементом.Охлаждение воздушное.Силовая передачаСцепление фрикционное, двухдисковое, в масляной ванне.Коробка переменных передач двухступенчатая.Переключение передач ручное.Передаточное число от двигателя к коробке передач 1:4,75.Передача от коробки передач на заднее колесо цепная.Передаточное число от коробки передач на заднее колесо 1:2,61.Общие передаточные числа коробки передач:на первой передаче 1:2,01на второй передаче 1:1Общие передаточные числа от двигателя к заднему колесу:на первой передаче 24,92на второй передаче 12,4Ходова частьРама трубчатая, сварная.Передняя вилка телескопическая с пружинными амортизаторами.Подвеска заднего колеса маятникового типа, с пружинными амортизаторами.Колеса взаимозаменяемые.Тормоза колодочного типа.Размер шин 2,50х16.Электрооборудование1. Источник электроэнергии генератор Г-420.2. Катушка зажигания Б-300.3. Переключатель П25А.4. Звуковой сигнал С-34А.5. Фара ФГ-200Б.6. Задний фонарь ФП-226.7. Спидометр СП-101.8. Свеча зажигания А7,5У.Заправочные ёмкостиТопливный бак, л 5,0.Картер коробки передач, л 0,35.Основные данные для регулировок и контроляЗазор между контактами прерывателя, мм 0,35+0,4.Зазор между электродами свечи, мм 0,5+0,6.Свободный ход рычага сцепления на длинном плече, мм 5-7.Свободный ход троса заднего тормоза, мм 2-3.Опережение зажигания до ВМТ, мм 2,6-2,9.Стрела провиса цепи привода заднего колеса, мм 20-25.Давление в шинах:переднего колеса кг/см2 1,6.заднего колеса, кг/см2 2,0.
xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai
Львовский мотозавод (ЛМЗ), первоначально специализировавшийся на выпуске автоприцепов, в 1958-м году занялся разработкой опытных образцов мопедов, так как руководством страны было принято решение бросить все силы на развитие этого направления. У ЛМЗ уже имелся опыт разработки такой продукции: в частности, заводом были выпущены мотовелосипеды В-902 и В-905, мопеды МВ-044 ("Львовянка"), а также мопеды МП-043, МП-045, МП-046 и МП-047. Конец 50-х годов ознаменовался выпуском первых мопедов "Верховина-3" (MП-048), сыгравших заметную роль не только в истории Львовского мотозавода, но и в истории отечественной мототехники того времени. Мопед "Верховина-3", оснащенный 50-кубовым двухтактным двигателем Ковровского механического завода (Ш-51К) мощностью 2 л.с., разгонялся до 50 км/час. Кубатура, мощность и максимальная скорость были типичными для мопедов, поэтому разработчики, в первую очередь, привлекали внимание потребителей к улучшенному внешнему виду первой "Верховины".Мопеды Верховина и Карпаты
В отличие от предшественников, на мопеде "Верховина-3" установили колеса меньшего диаметра и трубчатую сварную раму, благодаря которой удалось повысить прочность конструкции и снизить вес мопеда до 51 кг. "Верховина-3" могла похвастаться удобной посадкой и модернизированной передней и задней вилкой. Заднюю вилку закрепили к раме болтами и резьбовыми втулками, что позволило уменьшить степень ее износа при качании. Тормозные колодки оснастили защитными упорами, в которые можно было вставлять компенсирующие шайбы и не менять колодки после 20 километров пробега. Раньше для крепления топливного бака приваривались кронштейны, а у мопеда "Верховина-3" бак крепился за бурт, благодаря чему удалось избежать трещин, часто образовывающихся в местах крепления кронштейнов. "Верховина-3" прошла серию испытаний: в частности, мопеду пришлось преодолеть более 5300 километров, чтобы продемонстрировать свою надежность и неприхотливость в эксплуатации. В период времени с 1972-го по 1974-й год с конвейера завода сошли мопеды "Верховина-4" и "Верховина-5". Мопед "Верховина-4", который укомплектовали двигателем Ш-57 мощностью 2.2 л.с., весил 52 кг и разгонялся до 50 км/час.
Наибольшее внимание в этой линейке Мопеды Верховина и Карпатыпривлек мопед "Верховина-6" (ЛМЗ-2158), который принадлежал уже другой категории мототехники. На "Верховине-6" велосипедные педали заменили кикстартером, поэтому это уже был не мопед, а классический мокик. "Верховина-6" была оснащена двухтактным двигателем Ш-58 мощностью 2.2 л.с. и двухступенчатой коробкой передач, которой управляли левой ручкой руля. Высокий руль мопеда "Верховина-6" и удлиненное сиденье обеспечивали удобную посадку, а мягкая подвеска и широкие шины - комфортную езду на сложных участках дороги. У этого мопеда так же, как и на "Верховине-3", был багажник, рассчитанный на 15 кг. Мопед "Верховина-6" стал тяжелее на 3.5 кг, но на его маневренности и скоростных характеристиках (максимум 50 км/час) это не отразилось. Мопед "Верховина-7" появился в 1981-м году и получил новый карбюратор, более мощный генератор и двухтактный двигатель Ш-62 с бесконтактной электронной системой зажигания. "Верховина-7" с кикстартером вместо педалей тоже был мокиком, но, в отличие от "Верховины-6" , развивал максимальную скорость лишь до 40 км/час. Внешне мокик "Верховина-7" немного преобразился благодаря новой фаре, заднему фонарю со стоп-сигналом и контрольным приборам, вынесенным на руль.Мопеды Верховина и Карпаты
Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель - мокик "Карпаты" (ЛМЗ-2.160), а в 1986-м был выпущен мокик "Карпаты-2" (ЛМЗ-2.161). У мокика "Карпаты" была трубчатая рама, телескопическая передняя вилка с пружинными амортизаторами, маятниковая задняя подвеска и взаимозаменяемые колеса. Оба мокика "Карпаты", в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались 50-кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем Ш-58 мощностью 2 л.с. или более совершенным двигателем шауляйского производства Ш-62 с бесконтактной системой зажигания. Мокики разгонялись до 40 км/час: двигатель модели "Карпаты-1" был мощностью 2,0 л. с., а у "Карпаты-2" - мощностью 1,8 л.с., при этом мокик "Карпаты-2" стал легче своего предшественника на 1.5 кг. За исключением некоторых деталей, по своей конструкции мокик "Карпаты" был практически аналогичен мокику "Дельта" Рижского мотозавода.
Если говорить об отличиях между мопедами "Верховина-7" и "Карпаты", то самое очевидное - это измененная у "Карпат" форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили и срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика "Карпаты" составил 8000 км (у "Верховины-7" было 6000), а ресурс до первого капремонта - до 18000 км по сравнению с 15000 км у "Верховины". Кстати, интересный факт: мопеду "Карпаты" была даже посвящена песня, и его счастливые обладатели вовсю распевали: "Карпаты, Карпаты - он мой железный конь, Карпаты, Карпаты - не мокик, а огонь". Несмотря на его советское происхождение, на мокике "Карпаты" можно было преодолеть не одну тысячу километров по степям и бездорожью, поэтому в то время он пользовался большим авторитетом как отличный мокик для регулярных поездок на дальние расстояния. Одним словом, возвращаясь к словам той же песни: "Во всем Союзе нет, ребята, мопеда круче, чем "Карпаты".Мопеды Верховина и Карпаты
В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов и мокиков, а в 1989-м их число возросло до 139 тысяч штук. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. В линейке мопедов Львовского мотозавода представлены также очень продвинутые для того времени мопеды "Верховина-Спорт" с увеличенным передним колесом, ножным переключением скоростей и выведенным наверх глушителем, а также мопед для мототуризма "Верховина-Турист" с ветровым стеклом. У мокика "Карпаты" тоже были аналогичные модификации - мопед "Карпаты-Турист" и молодежный мопед "Карпаты-Спорт". Мопед "Карпаты-2 Спорт" (ЛМЗ-2.160 С) был выпущен в 1986-м году и отличался от базовой модели немного удлиненной вилкой, ручкой вместо багажника, рулем с перемычкой наподобие кроссовой модели, ножным переключением передач и приподнятым щитком и глушителем. Мопед, разгонявшийся до 40 км/час, оснастили модернизированным двигателем Ш-62М и новым глушителем с предохранительным экраном для снижения уровня шума. Был еще мопед "Карпаты-2 Люкс", отличительной особенностью которого были указатели поворота. В последние годы ОАО Львовский мотозавод мопеды не производит, поэтому и "Верховина", и "Карпаты", и все их модификации уже стали историей.
xn----ctbjaolrjhaxdmh.xn--p1ai